Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Народы поволжья татары в 17 веке. Татары

Народы поволжья татары в 17 веке. Татары

Для нас, русских историков, история волжских татар и булгар имеет колоссальное значение. Без ее изучения мы никогда не поймем связь России с Востоком.

Эта история блестящего, яркого, талантливого, энергичного, смелого народа - татарского народа, привлекает нас своим большим значением в истории, я бы сказал, общей, международной.

Академик М. Н. Тихомиров

В 1946 г. Отделение истории и философии АН СССР совместно с Институтом языка, литературы и истории Казанского филиала Академии наук провели в Москве научную сессию по этногенезу казанских татар. Сессия была организована в целях дальнейшей научной разработки истории Татарской АССР в свете постановления ЦК ВКП (б) от 9 августа 1944 г. «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации».

Это был первый и удачный опыт проведения этно-генетических конференций в истории исследования прошлого народов Поволжья и Приуралья. С четырьмя основными докладами на сессии выступили: А. П. Смирнов - «К вопросу о происхождении казанских татар», Т. А. Трофимова - «Этногенез татар Среднего Поволжья в свете данных антропологии», Н. И. Воробьев - «Происхождение казанских татар по данным этнографии», Л. 3. Заляй - «К вопросу о происхождении татар Поволжья (по материалам языка)». Содоклады сделали: Н. Ф. Калинин (по материалам эпиграфики) и X. Г. Гимади (по историческим источникам). В выступлениях приняли участие видные ученые страны, члены-корреспонденты АН СССР М. Н. Тихомиров (позднее академик), А. Ю. Якубовский, С. П. Толстов, Н. К. Дмитриев, С. Е. Малов и другие. Сессией руководил выдающийся советский историк, академик Б. Д. Греков.

Несмотря на то, что данная сессия не смогла до конца решить все вопросы сложной проблемы этногенеза казанских татар, что, естественно, нельзя было решить лишь на одной конференции, однако была проделана большая и полезная работа - поставлен перед наукой вопрос происхождения и формирования татарского народа. Проведя обсуждение поставленных вопросов, ученые приняли своего рода программу дальнейшего, более углубленного изучения этой серьезной и актуальной проблемы. В докладах и большинстве выступлений проходила идея о том, что в формировании этноса казанских татар основную роль сыграли тюркоязычные народы (булгары и другие), которые еще до прихода монгольских завоевателей, входя в контакт с местными финно-угорскими племенами, создали Булгарское государство, стоявшее на более высоком уровне экономического и культурного развития по сравнению с монголами-кочевниками ". Необходимо подчеркнуть, что этот основной вывод сессии подтвердился и еще более обогатился новыми ценными материалами, выявленными за сорок лет, прошедших после сессии.

Особенно большие успехи достигнуты в результате проведения археологических исследований. На основе многолетнего сплошного обследования бывшей территории Волжской Булгарии, при учете дореволюционных

исследований, был составлен наиболее полный Свод булгарских и булгаро-татарских памятников, включающий в себя около 2000 различных объектов, 85 % которых приходится на долю Татарской АССР. Раскопки Булгарского, Билярского и некоторых других городищ и селищ, Иски Казани и Казанского кремля, изучение эпиграфических памятников XIII - XVII вв. открыли новые страницы в истории образования Волжской Булгарии, отдельных ее городов, выявили весьма ценные сведения по материальной культуре волжских булгар и казанских татар.

Раскопки Больше-Тарханского, Танкеевского, Тетюшского, Билярского и некоторых других памятников, круга памятников предбулгарской эпохи позволили высказать их исследователям новые идеи о ранней тюркизации Среднего Поволжья, об этническом составе края в период образования Волжской Булгарии, в частности,

о значительной роли угорского или тюрко-угорского компонента в формировании волжских булгар. Ряд новых положений требует уточнений и проведения новых работ в целях получения подтверждающих данных.

Значительные успехи достигнуты; лингвистами я изучении истории татарского языка, особенно его диалектов, вопросов образования и развития национального литературного языка, языка отдельных памятников древнетатарской литературы и рукописей XVI -

XVII вв., антропонимов и топонимов Татарской АССР. Ценнейшие сведения получены в результате историко-лингвистического анализа древне-булгарского языка {именника болгарских князей, тюркских заимствований в венгерском языке, языка булгарских эпитафий) и сопоставления этого языка с татарским. Такая серьезная работа позволила поставить эту сложную проблему на подлинно научную основу.

В исследовании тех или иных периодов этногенеза и этнической истории татар Среднего Поволжья и Приуралья, особенно поздних периодов, немалых успехов достигли и представители других наук. В 50-60-х годах Н. И. Воробьевым и под его руководством были созданы фундаментальные труды по традиционной этнографии казанских татар. Исследования материальной культуры других этнографических групп татарского народа (татар-мишарей, татар-кряшен) заметно усилились в последнее время.

Необходимо отметить углубленное научное изучение

татарского народного орнамента, других видов и художественно-технических средств декоративно-прикладного искусства казанских татар, позволяющее видеть истоки этого искусства у волжских булгар. Будучи одним из наиболее устойчивых элементов материальной культуры, отражающим развитие духовной культуры народа в разные исторические периоды, орнамент является ценнейшим источником в постановке и решении вопросов этногенеза. Значительны также успехи фольклористов в сборе и публикации произведений почти всех жанров устного народного творчества, этого огромного наследия духовной культуры. Сделаны немалые сдвиги в изучении музыкального фольклора, музыкальной этнографии татарского народа.

В рамках одного раздела небольшой книги невозможно проанализировать весь этот огромный научный материал, освещенный в достаточно большом числе монографий, сборников и отдельных статей, опубликованных в центральных, местных, частично зарубежных изданиях.

Пользуясь случаем, хочется дать краткое изложение основных выводов, вытекающих из анализа накопленных к настоящему времени историко-археологических материалов по проблеме происхождения татар Среднего Поволжья и Приуралья. Эти выводы вытекают также из того экскурса, который был сделан в предыдущих очерках книги по истории Волжской Булгарии и Казанского ханства, их основных городов. Естественно, как историк, по силе возможности воспользуюсь при этом опубликованными, апробированными сведениями других смежных наук. Итак, эти основные выводы кратко сводятся к следующему.

Булгарское происхождение казанских татар подтверждается всем наличием данных о материальной и духовной культуре, самосознанием казанских татар. Основа экономики Вожской Булгарии - пашенное земледелие на больших и плодородных площадях - была основой экономики и Казанского ханства. Именно оседлая земледельческая, а не кочевая монгольская, культура Казанского ханства была занесена из прежнего, земледельческого центра Булгарии; булгарская земледельческая культура была базой развития феодальных отношений этого государства. Булгарская паровая система была унаследована казанскими татарами, булгарский плуг с металлическим лемехом (сабан) был основ-

ным земледельческим орудием населения Казанского ханства и позднейших времен. Старая земледельческая культура булгар нашла отражение в национальном празднике татарского народа «Сабан-туй».

Казань с ее Гостиным островом на Волге, подобно Булгару с его волжским же Ага-Базаром, являлась центром международной торговли между Западом и Востоком. На примере Казани и Казанского ханства очевидны полное сохранение и дальнейшее развитие традиций булгарской внутренней и внешней транзитной торговли.

Преемственность булгаро-татарской экономики и культуры прослеживается и в градостроительстве. Булгарское оборонное зодчество (крепостные сооружения городов, феодальных замков и военных форпостов) нашло продолжение в строительстве городских укреплений Казанского ханства. Наличие каменных сооружений в татарской Казани явилось сохранением традиций монументальной архитектуры Волжской Булгарии. Сохранившиеся каменные сооружения XV в. в городе Касимове (минарет Ханской мечети), построенном выходцами из Казани, и архитектурные памятники города Булгара (Малый минарет) относятся к одной архитектурной школе при наличии отдельных местных элементов. Черты восточного классицизма булгарского монументального зодчества проявились в последующем не только в архитектуре, но и в орнаментации эпитафий Казанского ханства. В целом, городская культура Казанского ханства - это продолжение и дальнейшее развитие городской культуры Волжской Булгарии.

Тождество булгаро-татарской материальной культуры ясно выделяется в ремесле и прикладном искусстве. Археологические находки, выявляемые на городищах Волжской Булгарии и Казанского ханства, повторяют друг друга. Еще в 1955 г. А. П. Смирнов писал: «Достаточно твердо установлено теперь при помощи сравнения большого материала городища Великие Болгары из слоя XIV века с материалами из древнейших слоев Казани преемственность культуры казанских татар от волжских булгар»". Богатый материал в этом отношении дали дальнейшие раскопки Булгарского, Билярского городищ, Иски-Казани и Казанского кремля: близость или тождественность ювелирных изделий, железных ору

1 Смирнов А. П. Итоги археологических работ в зоне затопления Куйбышевской ГЭС. Казань, 1955, с. 24.

дий труда и оружия, предметов быта, простой лощеной и поливной керамики, остатков ремесленного производства, эпиграфики. Наиболее характерной в этом отношении является Старая Казань - крупное и яркое связующее звено булгарской и казанско-татарской материальной культуры: здесь слои с обильным материалом домонгольской и золотоордынской Булгарии и Казанского ханства. Изделия ювелирного и в целом декоративно-прикладного искусства казанских татар не только XV-XVI вв., но и позднейших времен (XVIII - начала XX в.) в своей основе являются булгарскими. Виды татарского народного орнамента - растительный, геометрический и зооморфный - в основном восходят к булгарским.

Эпиграфика казанских татар явилась на основе эпиграфики волжских булгар. Монографическое исследование эпиграфических объектов Среднего Поволжья (Г. В. Юсупов) показало, что типологические элементы булгарских эпитафий (как I, так и II стилей) в процессе смены политического строя легли в основу нового стиля надгробий первой половины XVI в., притом органически связующую роль в возникновении этого классического стиля сыграли памятники XV в. Хотя в палеографическом отношении памятники XV в. значительно уступают булгарским, но на них встречается рельефный почерк I стиля XIII - IV вв. и нового стиля XVI-XVII вв. В языковом отношении памятники XV в. также близки к эпитафиям как XIV, так и XVI вв., а также к таким литературным наследиям Казанского ханства, как «Нуры-содур» и «Тухфаи-мардан».

Говоря об эпиграфических памятниках, следует особо отметить то, что обычай их установления в Поволжье присущ лишь волжским булгарам, позднее - казанским татарам. Примечательным является тот факт, что на одном и том же кладбище современных татарских сел Заказанья и Горной стороны встречаются памятники XIV, XV, XVI вв. или XIV и XVI вв. и более поздних времен. Это ярко свидетельствует о беспрерывном функционировании" татарских кладбищ с булгарского времени. Необходимо особо подчеркнуть предельно бережное отношение к этим памятникам со стороны татарского населения, в отличие от других тюркоязычных народов края. Казанские татары относятся к булгарским эпитафиям с достойным уважением: бережно охраняют их» обновляя ограды, называют их «таш газизләр» (камни-

святыни»), «Таш билге» («Каменный памятник»), «Изге таш» («Святой камень»), «Изге зират» («Святое кладбище»). Определения «святыня», «святой» применены в данном случае в смысле глубоко чтимого, дорогого, заветного.

Татарский народ хранит бережное отношение не только к эпиграфическим, но и другим памятникам булгарской старины: городищам, селищам, отдельным урочищам, называя их «Шәһре Болгар», «Шэм-Суар», «Кашан каласы», «Иске Казан», именами других исторических городов, а также общими названиями «кала тау» (сокращенно от «кала тауы» - «гора, где раньше был город»), «кызлар каласы» («девичий город»), «иске авыл» («старое селение»), «иске йорт» («старое жилище»), Русские называют эти булгарские памятники «татарской городок», «татарское жилище», «иски-юрт». Легенды, предания и другие произведения устного народного творчества о булгарских городах и селах, о переселении булгар в Заказанье и Северное Предволжье,

о возникновении Иски Казани взамен Булгару широко распространены среди казанских татар и нашли яркое освещение в литературе.

Многие исследователи истории народов Восточной Европы связывали казанских татар с булгарами, считали Казанское ханство продолжением истории Волжской Булгарии, обращали особое внимание на то, что казанские татары с гордостью называли себя булгарами, а свое прошлое - «булгарлык» («булгарство»). Употребление эпитета «ал-булгари» («булгарский») не только в прежние столетия, но и в XX в. (по материалам «шэжэре» - родословных) служит прекрасным примером сознания казанскими татарами своего булгарского происхождения.

О том, что казанские татары раньше назывались булгарами, ярко свидетельствует известное выражение Никоновской летописи, составленной во второй половине XVI в.: «болгары, глаголемии казанцы», т. е. булгары, называемые казанцами. Особенно примечательна более конкретная фраза летописи: «болгары, еже ныне глаголются казанцы» 1 .

Однако было бы в известной степени односторонностью ограничить этногенез казанских татар лишь волжскими булгарами. Сама история Булгарского госу-

1 ПСРЛ, т. XI. М., 1965, с. 12.

дарства была тесно связана с историей Хазарии, позднее - Золотой Орды. Булгарская культура испытала влияние культур многих народностей, к булгарам проникли элементы культур Средней Азии, Руси, Кавказа, мамлюкского Египта.

Еще на московской сессии 1946 г. было отмечено, что современный татарский язык нельзя считать продолжением одного булгарского языка. Татарский язык в своей основе пережил очень большие изменения. Помимо булгарского, в формировании языка казанских татар сыграл роль и кипчакский язык. Одновременно приходится отметить близость булгарского и кипчакского языков, их отношение к одной языковой группе. Это в некоторой степени подтверждается, помимо данных лингвистики, высказываниями современников о том, что половцы, т. е. кипчаки, «с болгары язык и род един». Эти слова принадлежат великому князю владимирскому Всеволоду III, крупному политическому и государственному деятелю своего времени (конец XII - нач. XIII вв.), который достаточно хорошо был осведомлен о своих ближайших соседях, т. е. о булгарах и кипчаках, с которыми Русь издавна имела тесные экономические и культурные связи.

Прежде всего следует отметить этническую и языковую близость булгар с нижневолжскими кипчаками под названием саксинов. Переселение некоторой части саксинов в Волжскую Булгарию перед нашествием монголов, в целом историческая близость булгар и саксинов в последующее время отмечены в ряде письменных источников - в русских летописях и в сочинениях арабоперсидской географии. Известно несколько половецко-кипчакских могильников и погребений в закамских и частично заказанских районах Татарии: Байрако-Тамакский могильник в Бавлинском районе и кипчакская «каменная баба» в том же районе у с. Уруссу, Лебединское погребение в Алексеевской районе и кипчакское погребение с остатками коня на Камаевском городище. Известен кипчакский род в составе княжеских фамилий Казанского ханства. В то же время доля кипчакского этноса в происхождении казанских татар была небольшой, о чем свидетельствует прежде всего несравнимо малое количество кипчакских древностей на булгаро-татарской территории в отличие от булгарских - сравни: около 2000 собственно булгарских памятников (городищ, селищ, могильников, эпиграфических объектов,

богатейших кладов и находок, отдельных местонахождений) и всего 4 кипчакских памятника (о кипчаках будет еще сказано ниже).

Кроме кипчакского компонента, в происхождении и формировании казанских татар была роль и ногайцев, что прослеживается лингвистически и по историческим источникам: ногайские элементы в заказанских говорах, отдельные топонимы Татарии, связанные с этнонимом «ногай» («ногайский острог» в прошлом, «ногайские станы», «ногайские кладбища»), наличие большого числа ногайцев в татарской Казани, ногайское ополчение из Заказанья в период осады Казани войсками Ивана Грозного.

Наконец, нельзя не учитывать наличия финно-угорского элемента, что особенно заметно в северной полосе Заказанья - в бассейнах рек Ашита, Шешмы, частично Казанки - по данным топонимии: старые «черемисские» кладбища, «чирмеш ыруы» («черемисский род»), «чирмеш ягы» («черемисская сторона») татарских деревень, а также по материалам этнографии, антропологии и языка.

Итак, формирование этноса казанских татар явилось, сложным историческим процессом, включившим в себя ряд тюркоязычных, отчасти финно-угорских компонентов. Основу этногенеза казанских татар составили волжские булгары при определенном участии кипчаков-саксинов с XII в., ногайцев с XV - XVI вв. и финно-угорских народностей в течение X - XVI вв.

Помимо теории булгарского происхождения татарского народа, главным образом казанских татар, существует еще и теория кипчакского происхождения современных татар. Она основана на данных языка, в некоторой степени - на исторических материалах и, конечно, на том известном факте, что кипчаки Золотой Орды в. XIV - XV вв. назывались еще и татарами. Основным лингвистическим источником в данном вопросе является широко известный «Кодекс Куманикус» («Куманский словарь»; «куманы» - параллельное, западноевропейское название кипчаков), составленный в начале XIV в. В свое время академик-тюрколог В. В. Радлов, проанализировав этот словарь, высказал мнение о том, что он стоит ближе к языку татар-мишарей.

Правда, были и иные точки зрения: некоторые видели аналогии языка «Кодекса» в языках караимов (западных караимов), ногайцев, каракалпаков; другие пред

лагали поиски параллелей в юго-западном углу южно-русских степей, в Крыму. Однако целый ряд исследователей, среди них и казанские, например, Али-Рахим, Г. С. Губайдуллин, Л. Т. Махмутова, И. А. Абдуллин’ в той или иной степени придерживаются мнения В. В. Радлова.

В последние годы Ш. Ф. Мухамедьяров выступил с теорией ассимиляции булгарского языка кипчакским. Возможность такой ассимиляции была высказана и лингвистом В. X. Хаковым, отметившим одновременно, что это мнение требует дополнительной аргументации и конкретных уточнений. В определенной степени принимая концепцию Ш. Ф. Мухамедьярова, хотя и не соглашаясь с рядом ее пунктов, хочется отметить, что подобная ассимиляция главным образом относится к татарам-мишарям, которую можно проследить по некоторым историко-археологическим источникам с использованием данных языка.

В 50-60-х годах М. Р. Полесских исследована группа средневековых археологических памятников Пензенской области, среди которых было более 40 городищ и селищ. Основная их часть находится в бассейне верхнего и среднего течений реки Суры к востоку и юго-востоку от современной Пензы. Часть поселений расположена в верхнем течении реки Мокши в северо-западной части области. В процессе изучения этой группы памятников несколько раз менялась точка зрения об их этнической принадлежности, что объясняется, видимо, новизной данного круга памятников как для региона, так и исследователя. Так, в первых, предварительных публикациях своих исследований он датировал эти поселения XIII - XIV вв. и связывал их с пришельцами «половецко-кипчакского или аланского происхождения», сдвинутыми монгольским нашествием. Чуть позднее он отнес их к буртасам, ассимилированным монголами; наконец, идею буртасской принадлежности памятников он отстаивал и позднее, но уже датируя их XI-XII вв. При этом М. Р. Полесских считал, что буртасы были ассимилированы кипчаками, принявшими участие в этногенезе татар-мишарей.

Мне пришлось близко ознакомиться с материалами пензенской группы памятников. Их керамика по своей форме, цвету и орнаментации находит хорошую аналогию в керамике памятников собственно булгарских земель. Небольшая часть коллекций имеет ранние черты,

например, отдельные элементы посуды Юловского и Наровчатского городищ; серебряные украшения с Золотаревского городища в значительной степени связаны также с домонгольским временем. Однако основная часть пензенских памятников относится к XIII - XIV вв. В целом о золотоордынском периоде свидетельствует масса всей собранной керамики: ясно выраженные элементы формы и орнаментации позднебулгарской глиняной посуды и отсутствие известных видов домонгольской гончарной и лепной керамики. В то же время эта посуда несколько отличается от собственно булгарской розоватым оттенком внешней поверхности, что присуще керамике золотоордынских городов Нижнего Поволжья.

С этими городищами и селищами в определенной степени связан ряд могильников в той же Пензенской области и в соседней с ней Мордовской АССР. Такие могильники, как Старосотенский, Кармалейский, отнесенные М. Р. Полесских к древней мордве и датированные XIV в., содержат и заметное число булгарских элементов, например, керамику, бронзовые котлы. Синхронный мордовский могильник с булгарскими вещами обнаружен и в центре Наровчата; там же вскрыты погребения с чисто мусульманским обрядом захоронения.

Наличие мордовских могильников XIV в. в районе распространения городищ и селищ с красной гончарной керамикой, а также параллельное существование двух типов могильников, т. е. мордовских и мусульманских, лишний раз свидетельствует о золотоордынском периоде пензенской группы поселений. Этнически они относятся к булгарам; попытка связывать их с буртасами, которая предпринята в последние годы некоторыми казанскими археологами, не убедительна, ибо буртасская материальная культура, с чем можно было бы сравнить указанные памятники, вообще не известна.

Исходя из всего этого, можно сказать, что определенная часть населения Волжской Булгарии, вынужденная оставить свои коренные земли после нашествия монголов, пришла в современную Пензенскую область (какая-то небольшая группа булгар могла оказаться здесь еще в конце домонгольского времени в период дружественных отношений с восточно-мордовским князем Пургасом). Булгарское население, придя на древмордовскую землю, частично ассимилировало жителей или проживало параллельно с ними, о чем свидетельствуют указанные могильники.

Эта группа булгар начинает самостоятельный путь развития, что связано с изолированностью ее от основных булгарских земель. Вскоре здесь возникает отдельный улус Золотой Орды с центром в Наровчате, расположенном на территории князя Бехана и известном также под названием города Мохша, где с 1312 г. началась чеканка джучидских монет. В фондах бывшего Саровского монастыря Мордовской АССР историком М. Г. Сафаргалиевым обнаружена родословная татарских князей Сеид-Ахмедовых, Адашевых, Кудашевых, Тенишевых и Янгалычевых, происходивших от этого Бехана «из Золотой Орды», который «по власти Золотой Орды царя владел многими окрестными городами и другими станищами татарскими и мордовскими» по долине реки Мохши; с того времени их потомки «стали владеть вотчинами и землями и поселились в разных местах». На территории владений одного князя-темника, принадлежавшего к потомкам Бехана, в 1257-1259 гг. возникает город Темников.

С 60-х годов XIV в. в этих западных землях образуется отдельное Наровчатское княжество под предводительством Секиз-бея, упомянутого еще в венецианских грамотах 1349 г. в качестве наместника правителя Тану (Азака-Азова). Захват Тану Мамаем в 1361 г. заставил Секиз-бея удалиться в мордовские земли, в район реки Пьяны. Однако в том же году прибежал туда другой ордынский князь -Тагай. Никоновская летопись сообщает, что вместе с ним прибыли и другие князья, между которыми началась борьба за власть на новой земле. Княжество Тагая с центром в Наровчате занимало довольно большую территорию. По наблюдениям М. Г. Сафаргалиева, в пределах бывших Симбирской, Нижегородской и Пензенской губерний еще в XIX в. было немало топонимов, носивших имя «Тагай».

Итак, перечисленные исторические материалы говорят о большой роли князей и прибывших с ними кипчаков («татар») в бассейнах Суры и Мохши. Эти материалы позволяют судить о большем количестве кипчаков по сравнению с булгарами, вошедшими в частичный контакт с местной мордвой. В такой же контакт с местным населением вошли кипчаки, о чем свидетельствуют и данные языка. О кипчакской основе мишарского диалекта татарского языка уже писалось в тюркологии. Это подтверждается и исследованиями казанских лин-

гвистов последних 20-25 лет. Об этом говорят и данные языка армяно-кипчакских рукописей XVI-XVII вв.

Кипчакский язык XI-XIV вв. в числе различных этнических примесей содержал и значительный огузский пласт (огузы, гузы - основные предки современных туркмен). По исследованиям Л. Т. Махмутовой, из татарских диалектов наибольшее число черт огузского типа находится в мишарском диалекте, притом довольно большое число огузских элементов относится к периоду не ранее XI в. Эти элементы, очевидно, объясняются через кипчакский язык - еще в XI в., начав продвижение на запад, кипчаки подчинили себе значительную массу огузов и печенегов. Часть печенегов, за исключением оттесненных кипчаками на запад и ассимилированных после этого маджарами, растворилась среди кипчаков. Огузы же составили немалый компонент в образовании мощного кипчакского союза племен. Современник этих событий Махмуд Кашгари, упоминая кипчаков, ставил их по языку ближе к огузам, а через сто лет ал-Гарнати в качестве основного населения города Саксина в низовьях Волги назвал огузов, и примерно еще через 100 лет, в XIII в., это население стало фигурировать в источниках под названием саксинов, т. е. нижневолжских кипчаков.

Исследователь этнографии татар-мишарей Р. Г. Мухамедова видит в их этногенезе, помимо кипчаков и булгар, участие и мочар, называя их отюреченными уграми. Более последователен и конкретен здесь лингвист-тюрколог М. 3. Закиев, отмечая в формировании мишарского этноса, кроме акациров (древнетюркское, гуннское племя) и кипчаков, и тюркоязычных маджар. Обратите внимание: именно тюркоязычные маджары (маҗар), а не финно-угорские (угорские!) мадьяры-венгры. Исследователь считает, что маджары позднее были растворены среди кипчаков - основного тюркского населения южной полосы Восточной Европы. Со своей стороны хочется также обратить внимание читателя на близость этнонимов «мишар» и «мажар».

Таким образом, этногенез татар-мишарей был довольно сложным историческим процессом, включившим в себя целый ряд компонентов, основным из которых явился кипчакско-булгарский с преобладанием кипчакского этноса.

Несколько слов о самих кипчаках. Кипчаки - тюркоязычные кочевые племена Северного Алтая, известные

там с II-I столетий до н. э. В те времена они еще не играли какой-либо заметной роли в истории Сибири и Центральной Азии. С VIII в. н. э. в качестве крупного объединения они входят в Кимакский каганат, образованный в Западной Сибири по среднему течению Иртыша - кипчаки составляли западную ветвь каганата, кочевую часть его населения. С середины IX в. в истории кипчаков происходят большие социально-экономические изменения: имущественное неравенство, выде

ление привилегированного сословия, что привело в конечном счете классовую верхушку общества к расширению своих владений, к походам.

Совместно с другими урало-алтайскими племенами кипчаки начали массовое движение на запад, что явилось вторым после гуннов крупным переселением племен. Вытеснив печенегов и торков, в начале XI в. кипчаки захватили Заволжье и вскоре-междуречье Волги и Дона. В 1055 г. они дошли до Днепра и таким образом стали хозяевами большой территории между Волгой и Днепром, которая превратилась в их вторую родину. Эти земли позднее получили название «Дешт-и-Кипчак», что в переводе с персидского означает «Степь кипчакская» или «Степь половецкая»; половцы - русское, летописное название кипчаков, от слова «поле» и означало человека поля, т. е. кочевника. С этого периода история половецкого мира теснейшим образом связалась с историей Руси: феодальные войны, дипломатия, торговля, брачные отношения между князьями и беками (а позднее, в 1223 г., совместная борьба с русскими против монголов на реке Калке).

Во второй половине XI в. сложилось два крупных кипчакских союза племен: западный на территории от Днепра до Дона и восточный - от Дона до Волги и в Нижнем Поволжье. Западный союз под предводительством хана Кобяка распался в 1183 г. под ударами войск Святослава и Рюрика. Восточный союз, напротив, усилился, и под водительством хана Кончака было образовано мощное феодальное объединение половецко-кипчакских племен. В ответ на поражение западных кипчаков и убийство хана Кобяка, в 1183 г. Кончак начал военные действия против Руси, взял Переяславль и Путивль, разгромил войска Игоря, сына Святослава, а самого князя взял в плен (эти события ярко отражены и в знаменитой поэме «Слово о полку Игореве»,

послужившей потом сюжетом для героической оперы «Князь Игорь»),

В результате постоянного общения с русскими часть половцев с середины XII в. стала переходить в христианство; даже преемник Кончака был крещен (Юрий). Походы русских 1190-1193 гг. подорвали силы половцев, они в период монгольского завоевания вошли в тесный контакт с русскими.

В 30-х годах XIII в. кипчаки под руководством Бачмана восстали против монголов (в армии Бачмана были также аланы и булгары), но потерпели поражение. Кипчаки вошли в состав Золотой Орды, образованного монголами государства на землях Дешт-и-Кипчак, основным, тюркским населением которого являлись кипчаки. Основная часть монголов («татаро-монголов») в армии Чингиз-хана, а затем и Батый-хана, после завоеваний Восточной Европы вернулись в Монголию, а оставшиеся ассимилировались среди кипчаков, но оставили за ними свое имя «татары» (откуда название «татары»- см, ниже). Это историческое явление наиболее ярко описано ал-Омари, крупнейшим арабским ученым-энциклопедистом первой половины XIV в.:

«В древности это государство было страною кипчаков, но когда им завладели татары, то кипчаки сделались их подданными. Потом они (татары) смешались и породнились с ними (кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар) и все они стали точно кипчаки, как будто они одного (с ними) рода, что монголы (и татары) поселились на земле кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их (кипчаков).» 1

Заканчивая рассказ о кипчаках, необходимо обратить особое внимание на один важнейший момент. Под этим общим этническим термином нельзя подразумевать единую народность с одним «чистокипчакским» языком. Кипчаки сыграли ту или иную роль в формировании довольно значительного числа тюркоязычных народов: башкир, казахов, татар Среднего Поволжья и Приуралья, крымских и сибирских татар, узбеков и других (европеоидных и монголоидных).

Известные советские тюркологи Э. В. Севортян и А. К. Курышжанов отмечают неоднородность кипчаков,

1 Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. СПб., 1884, т. 1, с. 235.

считают, что под этнографическим названием «кипчаки» имелось в виду политическое военно-племенное объединение ряда тюркских народностей, племен и родов, удаленных друг от друга иногда на многие тысячи километров, говоривших на своих родных языках, для которых кипчакский язык не стал единым языком. Известны кипчакско-половецкая, кипчакско-булгарская, кипчакско-ногайская подгруппы кипчакской группы языков, с которыми связаны современные караимский, кумыкский, карачаевско-балкарский, крымско-татарский, татарский, башкирский, ногайский, каракалпакский, казахский языки. Хотя эта классификация Н. А. Баскакова требует еще уточнений, а может быть, в некоторой степени и пересмотра, однако не вызывает сомнения то, что кипчакский язык и его носитель был далеко не единым. Примеры неоднородности крупных союзов племен, различных даже по языку, но имевших одно собирательное название, в истории есть: до кипчаков это гунны, раньше- сарматы, еще раньше - скифы, а позже - татары.

Итак, откуда же название «татары»? Татары - этноним, имя некоторых тюркоязычных по происхождению племен Восточно-Тюркского каганата, известных с VIII в. по надгробным памятникам на могилах предводителей каганата. Эти племена известны под названиями «Токуз-татар» («Девять татар») и «Отуз-татар» («Тридцать татар»). Татары упомянуты также в китайских источниках IX в. в формах да-да, та-та, тан-тан. В персидском сочинении X в. «Худуд ал-алам» татары названы в качестве одного из родов Токуз-огузов - населения государства Караханидов, образованного после распада Западно-Тюркского каганата. Татары известны также по источникам XI в. Так, Махмуд Кашгари среди 20 тюркских племен называет племя татар, а ал-Гардизи приводит легенду из истории образования Кимакского каганата, по которой значительную роль в нем играли выходцы из татарского племени.

В XII в. татары начали играть заметную роль в движении, возникшем в степях Центральной Азии в процессе образования Монгольской империи ". Согласно

1 Эти события ярко отражены в ряде ценных источников: в «Монгол ун-ниуча тобча’ан» («Тайная история монголов»; известна также под названием «Сокровенное сказание», а по-китайски «Юань-чао-биши», созданном в 1240 г.; ряде «Жами’ат таварих» («Сборник летописей») выдающегося персидского историка и государственного деятеля первой пол. XIV в. Рашид ад-дина; в монгольской летописи XVII в. «Алтай тобчи» («Золотое сказание»), а также в китайской хронике XIII в. «Мэн-да бэй-лу» («Полное описание монголо-татар»).

источникам, на той территории, где живут современные монголы, в XII в. проживали собственно монголы и другие монгольские племена, например, кэрэиты, меркиты, ойроты и найманы. Если все они занимали большую часть бассейнов Орхона и Керулена, а также земли западнее и севернее этих рек, то татары обитали на востоке- в районах озер Буир-Нор и Кулэн-Нор. В источниках, особенно «Мэн-да бэй-лу», эти татары названы восточно-монгольскими племенами; несмотря на то, что они когда-то были тюркоязычными по происхождению со временем их ассимировали более многочисленные монголы. Этот процесс усилился в период создания единой Монгольской империи под руководством Чингиз-хана («Великий хан»; его собственное имя - Тэмуджин или просто Тимучин).

Будучи талантливым полководцем и опытным дипломатом, Чингиз-хан достиг больших успехов в объединении разрозненных монгольских и подчиненных им других племен. При этом он удачно воспользовался давней враждой между некоторыми монгольским племенами и татарами. Считая татар своими кровными врагами (они в свое время убили его отца), Чингиз всю свою жизнь мстил им, призывал истреблять их. Когда он начал свой поход на запад, то поставил татар передним отрядом своей армии, вводил в бой первыми, в качестве своего рода смертников. Западноевропейский путешественник, венгерский монах Юлиан, побывавший в Восточной Европе в 1237-1238 гг., т. е. в период монгольских завоеваний, писал, что монголы, вооружив побежденные ими племена и народы, посылают в бой вперед себя и заставляют их называть татарами. Еще один путешественник фламандец Гильом Рубрук, посетив в 1254 г. Каракорум, столицу Монгольской империи, писал: «Затем Чингиз повсюду посылал татар, и оттуда распространилось их имя, так как везде кричали: «Вот идут татары»

Следовательно, по названию авангардного отряда все монгольское нашествие принималось как татарское. Вскоре это имя стало общим, нарицательным именем

1 Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны. - В кн.: Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957, с. 116.

для всех этих завоевателей. Собственно татары, первоначально тюркоязычные племена, к тому времени уже исчезли как этнос, были ассимилированы, поглощены монголами, оставив за ними лишь свое имя. Все монгольское завоевание называлось монголо-татарским или татарским.

Однако вскоре, после создания Золотой Орды в западных областях обширной монгольской империи и возвращения основных монгольских сил в Центральную Монголию, такая же история произошла с самими монголами, оставшимися в новых завоеванных землях - в «Дешт-и-Кипчак». Как видели выше по сообщению ал-Омари, они были ассимилированы кипчаками, но оставили за последними свое нарицательное имя «татары». Таких явлений в истории достаточно; вспомним лишь аспаруховых болгар, поглощенных со временем южными, придунайскими славянами, которые приняли от них имя «болгары», как и теперь называются.

Постепенно слово «татары» начало применяться для наименования тюркоязычного населения Восточной Европы, Средней Азии и Западной Сибири; в то же время оно больше всего распространилось в западных районах - в Поволжье и в прилегающих областях. Наименование военно-феодальной верхушки перешло на все население региона, однако этот термин применяли не сами эти народы, а другие, прежде всего европейцы и русские. Иными словами, тюркский мир восточнее Руси назывался татарским, был еще долго известен под названием Татария, Тартария. В названии этого мира татарским особую роль сыграла русская историческая и художественная литература, в целом общественное мнение России феодальной и поздних эпох.

Искусственное распространение названия «татары» среди тюркоязычных народов Восточной Европы и прилегающих областей объяснялось «реминисценциями (отголосками - Р. Ф.) монгольского завоевания, в первую очередь русской исторической традицией, ибо русские в большинстве случаев сохранили этот термин в качестве названия этих народов, которые почти совсем сами этого имени не употребляли или вовсе не употребляли» *.

Наиболее сильным тюркским государством после распада Золотой Орды в Поволжье стало Казанское

1 Сб. Происхождение казанских татар, с. 137.

ханство - ближайший восточный сосед России, которое по старой традиции принималось как татарское. В русских источниках, отражающих события XV в., времени образования и начальной истории этого ханства, наряду со словами «болгары», «бесермены» (от слова «бусурманы», т. е. мусульмане), появляется слово «татары». Весь XV век - это время параллельного применения этих трех терминов для обозначения населения новой, булгаро-татарской земли - вначале Казанского княжества, а затем и ханства. Однако само население, т. е. бывшие булгары тогда еще не называли себя татарами. Как в XV, так и в XVI в., уже в период самостоятельного существования Казанского ханства - это население называлось в основном казанцами, что отмечено, как мы видели выше, и в русских летописях: «болгаре, глаголемии казанцы». Другой любопытный пример: в известной нам «Казанской истории», автор которого прожил 20 лет в Казани перед взятием ее войсками Ивана Грозного, термин «казанцы» в значении основного населения Казани и Казанского ханства упомянут 650 раз, тогда как «татары» - всего 90 раз.

«Татары» в качестве самоназвания народа стало применяться лишь в XIX в. Иными словами, татары стали называть себя татарами только в этот период. Однако и тогда еще чувствовалась какая-то чуждость этого слова. В знак протеста против этого названия старожилы частенько называли себя мусульманами, а то просто булгарами. В многочисленных татарских шэжэре (родословные), составленных в конце XIX - первой четверти XX вв., весьма часто встречается эпитет «ал-булгари» (булгарец). Притом его носили не только представители ранних поколений, но и сами составители. Эпитет «ал-булгари» характерен для всех столетий с XII в, вплоть до 20-х годов нашего столетия.

В конце XIX - начале XX вв. целый ряд тюркоязычных народов России носил еще общее название «татары». Кроме казанских, сибирских, астраханских, касимовских и крымских татар, были, например, азербайджанские, туркменские, узбекские, джагатайские татары, татары-казахи, татары-киргизы, татары-хакасы и другие. После Великой Октябрьской социалистической революции все эти народы, кроме татар, вернули себе свои подлинные названия, этнонимы. Имя «татары», хотя и с трудом, но закрепилось навсегда и стало самоназванием современного татарского народа - самого

многочисленного тюркоязычного народа Восточной Европы, оставившего наиболее заметный след в сложной средневековой истории этого региона. Так же прочно закрепилось оно за населением бывших Сибирского, Астраханского, Касимовского и Крымского ханств, образованных в свое время после окончательного распада Золотой Орды - бывшего «татарского» государства.

Следует отметить, что в принятии этого названия сыграла определенную роль и националистическая татарская буржуазия, считавшая себя потомками «великого Чингиза», ордынцами. Так или иначе, имя «татары» по воле судьбы закрепилось за всем народом. Однако всегда и ясно надо иметь в виду, что происхождение народа и происхождение его имени часто не совпадают, что особенно наглядно видно на примере современного татарского народа.

Было время, когда современных татар считали потомками монголов-завоевателей. Эта идея, т. е. идея монгольского происхождения татарского народа была широко распространена в прежней, дворянско-буржуазной историографии. Хотя отголоски этой теории в определенной степени еще живы, однако наша советская историческая наука практически уже отказалась от нее прежде всего потому, что между монголами-чингизидами XII-XIII вв. и современными татарами нет ничего общего ни в языке, ни в антропологии, ни в материальной и духовной культурах. Нынешние татары, как известно, издавна говорят на тюркском (татарском), а не на монгольском языке. По строению своего физического типа они относятся к европеоидной расе, а монголы были и теперь есть ярко выраженные монголоиды. Правда, среди нынешних татар есть небольшая доля монголоидных- 14,5 %; кроме них имеется заметная часть сублапоноидов (тип, образованный в результате смешения европеоидов и монголоидов) - такие составляют 24,5 %. Однако они отнюдь не являются потомками монголов-завоевателей.

По утверждениям антропологов, монголоидность современных татар связана с кипчаками, а сублапоноидный тип образовался в результате проникновения в Среднее Поволжье сибирских (монголоидных) племен I тысячелетия н. э. (и даже раньше) и смешения их с местными европеоидами. Между монголами-чингизидами и современными татарами - татарами Среднего Поволжья и Приуралья - нет ничего общего и этнографи

чески. В Татарии и сопредельных районах нет монгольских археологических памятников, за исключением остатков нескольких домов, характерных для Центральной Азии, которые не играли роли в сложении этноса.

Выше было кратко рассказано о происхождении казанских татар и татар-мишарей. Помимо них существуют и другие этнографические группы современных татар - упомянутые выше сибирские, астраханские, касимовские татары. В формировании этноса сибирских татар сыграли роль алтайские тюрки и в определенной степени поздние кипчаки. Астраханские татары также имеют ранние и поздние компоненты: хазар и ногайцев. Касимовские татары - это выходцы из Казанского ханства, казанские татары, но на западе они в значительной степени смешались с татарами-мишарями.

В составе этих групп имеются отдельные небольшие группы. Каждая из них. прошла свой исторический путь. Этот путь не всегда был прямым. Входя в этнокультурный контакт с другими группами, народами, эти группы обогащались новыми элементами языка и культуры. В результате исторического развития все эти группы и подгруппы создали в XIX в. буржуазную, а после Великого Октября - татарскую социалистическую нацию. Татарский народ испокон веков жил в дружбе с великим русским народом и с другими народами, делился с ними, если говорить словами Тукая, «языком своим богатым, обычаями и моралью».

В 1913 г. тяжело больной Тукай в свои неполных 27 лет, за два месяца до смерти писал:

Наш след не померкнет на русской земле.

Мы - образ России в зеркальном стекле.

В лад жили и пели мы с русскими встарь,

Свидетельством - нравы, привычки, словарь.

Мы с русским народом сроднились давно,

Во всех испытаньях стоим заодно.

Такого родства временам не избыть,-

Нас крепко связала истории нить!

Как тигры, смелы мы в тревогах войны,

Как лошади трудимся в мирные дни.

На счастье - с народом любым наравне -

Имеем мы право в родимой стране! 1

Заветная мечта поэта о равенстве своего народа с другими народами осуществилась после Великого Октября. Октябрь, великий Ленин дали татарскому народу свободу, дали республику. Сегодня почти семимиллионный татарский народ - в единой, дружной, семье советских социалистических наций.

1 Габдулла Тукай. Избранное. М., 1986, с. 146-147.

Присутствует смесь и монголоидных, и европеоидных предков, - поэтому представители этой очень разные. Существуют несколько типов татар, к примеру, уральский, южно-камский, поволжско-сибирский. Последний из них отличается внешностью монголоидного типа - широким лицом, темными волосами, карими и так называемой монгольской складкой на верхнем веке. Но таких татар мало, этот тип самый малочисленный. Чаще всего встречаются европеоидной внешности с русыми и светлыми волосами. Практически все типы татар имеют тонкий нос, иногда с небольшой горбинкой или опущенным кончиком.

Отличительными чертами татарского характера считаются , чистоплотность, готовность прийти на выручку, терпеливость. Считается, что этой нации свойственна самоуверенность, гордость и самолюбование. Татары живут не чувствами, а разумом, поэтому они законопослушны, уважают , любят порядок и стабильность. Татарин не будет плыть против течения - попав в неблагоприятную ситуацию, он проявит гибкость и приспособится к новым условиям. Татарам свойственная толерантность, религиозность и глубочайшее уважение к старшим.

Татары отличаются наличием коммерческой жилки. Они завоевали репутацию лучших работников своим трудолюбием, добросовестным исполнением взятых на себя обязательств, дисциплинированностью и настойчивостью в выполнении своей работы. Представители татарской нации стремятся к знаниям. Они сметливы и ответственны. Почитание старших сказывается и в профессиональной деятельности - никогда не уволит сотрудника предпенсионного возраста. Негативным качеством татарина- считается излишне резкая прямота суждений.

Имена наши связаны с национальностью. Когда ребенок получает имя своей национальности, он невольно начинает причислять себя к истории, характеру и обычаям своего народа. И если вы решили назвать малыша красивым татарским именем,он, несомненно, вырастет порядочным, добрым и жизнерадостным человеком. Так давайте же выбирать имя!

Вам понадобится

  • Голова и перечень мужских татарских имен и их значений.

Инструкция

Обратите внимание на то, как понравившиеся вам будут сочетаться с . Если отец ребенка имеет татарское имя, здесь все просто, так как татарские имена и татарские образуют красивые сочетания. Другое дело, если отец наделен, например, простым русским именем Иван. Выбор, конечно, придется сложный. Может случиться так, что приглянувшееся и наиболее запавшее вам в душу имя может совершенно не подойти к . В этом случае жертвуйте , а не именем. Не забывайте о родных и близких, которые всегда готовы вам помочь и дать совет.

Племени XI - XII века. Говорили на монгольском языке (монгольская языковая группа алтайской языковой семьи). Термин "татары" впервые встречается в китайских летописях именно для обозначения северных кочевых соседей. Позже становится самоназванием многочисленных народностей, говорящих на языках тюкской языковой группы алтайской языковой семьи.

2. Татары (самоназвание - татар), этнос, составляющий основное население Татарии (Татарстана) (1765 тыс. человек, 1992). Живут также в Башкирии, Марийской Республике, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Нижегородской, Кировской, Пензенской и др. областях Российской Федерации. Татарами называют также тюркоязычные общности Сибири (сибирские татары), Крыма (крымские татары) и др. Общая численность в Российской Федерации (без крымских татар) 5,52 млн. человек (1992). Общая численнось 6,71 млн. человек. Язык татарский. Верующие татары - мусульмане-сунниты.

Основные сведения

Автоэтноним (самоназвание)

Татар : Татар - самоназвание поволжских татар.

Основная территория расселения

Основной этнической территорией поволжских татар является Республика Татарстан, где по данным переписи населения СССР 1989 г. их проживало 1765 тыс.чел. (53% населения республики). Значительная часть татар проживает за пределами Татарстана: в Башкирии – 1121 тыс.чел., Удмуртии – 111 тыс.чел., Мордовии – 47 тыс.чел., а также в других национально-государственных образованиях и областях РФ. Немало татар проживает в пределах т.н. «ближнего зарубежья»: в Узбекистане – 468 тыс.чел., Казахстане – 328 тыс.чел., на Украине – 87 тыс.чел. и т.д.

Численность

Динамика численности татарского этноса по переписям страны имеет следующий вид: 1897 г. –2228 тыс., (общая численность татар), 1926 г. – 2914 тыс.татар и 102 тыс кряшенов, 1937 г. – 3793 тыс., 1939 – 4314 тыс., 1959 г.- 4968 тыс., 1970 г.- 5931 тыс., 1979 – 6318 тыс.чел. Общая численность татар по переписи 1989 г. составила 6649 тыс.чел., из них в РФ - 5522 тыс.

Этнические и этнографические группы

Выделяется несколько довольно сильно различающихся этнотерриториальных групп татар, они иногда считаются отдельными этносами. Наиболее крупной из них является волго-уральская, которая в свою очередь состоит из татар казанских, касимовских, мишарей и кряшенов). Некоторые исследователи в составе волго-уральских татар особо выделяют астраханских татар, состоящих в свою очередь из таких групп как юртовская, кундровская и др.). Каждая группа имела свои племенные подразделения, например, волго-уральская – меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, ногайбак и др. астраханская – нугай, карагаш, юрт татарлары.
Другими этнотерриториальными группами татар являются сибирские и крымские татары.

Язык

татарский : В татарском языке выделяется три диалекта – западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Самый ранний из известных литературных памятников на татарском языке датируется 13 в., формирование современного татарского национального языка завершилось в начале 20 в.

Писменность

До 1928 г. татарская письменность основывалась на арабской графике, в период 1928-1939 гг. – на латинице, а затем на основе кириллицы.

Религия

Мусульманство

Православие : Верующие татар в основном мусульмане-сунниты, группа кряшен – православные.

Этногенез и этническая история

Этноним «татар» стал распространяться среди монгольских и тюркских племен Центральной Азии и юга Сибири с 6 в. В 13 в. во время завоевательных походов Чингиз-хана, а затем Батыя татары появляются в Восточной Европе и составляют значительную часть населения Золотой Орды. В результате сложных этногенетических процессов, происходящих в 13-14 вв., тюркские и монгольские племена Золотой Орды консолидируются, включая в свой состав как более ранних пришельцев-тюрок, так и местное финно-язычное население. В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами называла себя прежде всего верхушка общества, после вхождения этих ханств в состав России этноним «татары» стал переходить и на простонародье. Окончательно татарский этнос формируется только в начале 20 в. В 1920 г. составе РСФСР была создана Татарская АССР, с 1991 г. она носит название Республика Татарстан.

Хозяйство

В конце 19-начале 20 вв основой традиционного хозяйства волго-уральских татар было пашенное земледелие с трехпольем в лесных и лесостепных районах и залежно-переложной системой в степи. Землю обрабатывали двузубой сохой и тяжелым плугом сабаном, в 19 в. их стали сменять более усовершенствованные сохи. Основными культурами были озимая рожь и яровая пшеница, овес, ячмень, горох, чечевица и др. Животноводство в северных районах проживания татар играло подчиненную роль, здесь оно имело стойлово-пастбищный характер. Выращивали мелкий рогатый скот, кур, коней, мясо которых шло в пищу, кряшены разводили свиней. На юге, в степной зоне животноводство не уступало по значимости земледелию, в некоторых местах имело интенсивный полукочевой характер – лошади и овцы выпасались круглый год. Здесь разводили также домашнюю птицу. Огородничество у татар играло второстепенную роль, основной культурой был картофель. Развито было пчеловодство, а в степной зоне бахчеводство. Охота как промысел имела значение только для приуральских мишарей, рыболовство носило любительский характер и только на реках Урал и Волга – промысловый. Среди ремесел у татар значительную роль играли деревообработка, высоким уровнем мастерства отличалась обработка кожи, шитье золотом, развиты были ткацкое, валяльно-войлочное, кузнечное, ювелирное и другие ремесла.

Традиционная одежда

Традиционная одежда татар шилась из тканей домашнего производства или покупных. Нижней одеждой мужчин и женщин были рубаха туникообразного кроя, мужская длиной почти до колен, а женская почти до пола с широкой сборкой по подолу и украшенным вышивкой нагрудником, и штаны с широким шагом. Женская рубаха была более украшена. Верхняя одежда была распашной со сплошной приталенной спинкой. К ней относился камзол, безрукавный или с коротким рукавом, женский богато украшался, поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат, однотонный или полосатый, он подпоясывался кушаком. В холодное время носили стеганные на вате или меховые бешметы, шубы. В дорогу надевали прямоспинный меховой тулуп с кушаком или чекмень такого же кроя, но суконный. Головным убором мужчин была тюбитейка разных форм, поверх нее в холодную погоду надевали меховую или стеганную шапку, а летом войлочную шляпу. Женские головные уборы отличались большим разнообразием – разнотипные богато украшенные шапочки, покрывала, полотенцеобразные головные уборы. Женщины носили много украшений – серьги, подвески к косам, нагрудные украшения, перевязи, браслеты, при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Традиционными видами обуви были кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Рабочей обувью были лапти татарского образца, которые носили с белыми суконными чулками, а мишари с онучами.

Традиционные поселения и жилища

Традиционные татарские деревни (аулы) располагались вдоль речной сети и транспортных коммуникаций. В лесной зоне планировка их была различной – кучевая, гнездовая, беспорядочная, деревни отличались теснотой застройки, неровностью и запутанностью улиц, наличием многочисленных тупичков. Постройки располагались внутри усадьбы, а улицу образовывала сплошная линия глухих оград. Упорядоченностью застройки отличались поселения лесостепной и степной зон. В центре поселения располагались мечети, лавки, общественные хлебные амбары, пожарные сараи, административные здания, здесь же проживали семьи зажиточных крестьян, духовенство, торговцы.
Усадьбы разделялись на две части – передний двор с жилищем, хранилищами и помещениями для скота и задний, где были огород, гумно с током, овином, мякинником, баня. Постройки усадьбы располагались либо беспорядочно, либо группировались П-, Г-образно, в два ряда и т.д. Строения возводились из дерева с преобладанием срубной техники, но были также постройки из глины, кирпича, камня, самана, плетневой конструкции. Жилище было трехраздельным – изба-сени-изба или двухраздельным – изба-сени, у зажиточных татар пятистенки, крестовики, двух-, трехэтажные дома с кладовыми и лавками на нижнем этаже. Крыши были двух- или четырехскатные, они крылись тесом, дранкой, соломой, камышом, иногда обмазывались глиной. Преобладала внутренняя планировка северно-среднерусского типа. Печь располагалась у входа, вдоль передней стены настилались нары с почетным местом «тур» в середине, по линии печи жилище разделялось перегородкой или занавесью на две части: женскую – кухонную и мужскую – гостевую. Печь была русского типа, иногда с котлом, вмазанным или подвесным. Отдыхали, ели, работали, спали на нарах, в северных районах они были укороченными и дополнялись лавками и столами. Спальные места огораживались занавесью или пологом. В оформлении интерьера большую роль играли вышитые матерчатые изделия. В некоторых районах обилен был наружный декор жилищ – резьбой и полихромной росписью.

Пища

Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища – супы, заправленные кусочками теста, кислый хлеб, лепешки, блины. Пшеничная мука использовалась как заправка для различных блюд. Популярна была лапша домашнего приготовления, ее варили в мясном бульоне с добавлением масла, сала, кислого молока. К лакомым блюдам относился баурсак – шарики из теста, вареные в сале или в масле. Разнообразны были каши из чечевицы, гороха, ячменной крупы, пшена и др. Мясо употреблялось разное – баранина, говядина, птица, у мишарей популярна была конина. Впрок готовили тутырма – колбасу с мясом, кровью и крупами. Из теста с мясной начинкой делали бэлеши. Разнообразны были молочные продукты: катык – особый вид кислого молока, сметана, корт – сыр и др. Овощей ели мало, но с конца 19 в. заметную роль в питании татар стал играть картофель. Напитками были чай, айран – смесь катыка и воды, праздничным напитком был ширбэт – из фруктов и растворенного в воде меда. Ислам обуславливал пищевые запреты на свинину и спиртные напитки.

Социальная организация

До начала 20 в. для общественных отношений некоторых групп татар было характерно родо-племенное деление. В области семейных отношений отмечалось преобладание малой семьи при наличии небольшого процента больших семей, включавших 3-4 поколения родственников. Существовало избегание женщинами мужчин, женское затворничество. Строго соблюдалась изоляция мужской и женской части молодежи, статус мужчины был намного выше статуса женщины. В соответствии с нормами ислама существовал обычай многоженства, более характерный для зажиточной верхушки.

Духовная культура и традиционные верования

Для свадебной обрядности татар было характерно то, что о браке договаривались родители парня и девушки, согласие молодых считалось необязательным. Во время подготовки к свадьбе родственники жениха и невесты обговаривали размер калыма, который выплачивала сторона жениха. Существовал обычай умыкания невесты, который избавлял от выплаты калыма и дорогостоящих свадебных расходов. Основные свадебные обряды в том числе и праздничное застолье проводились в доме невесты без участия молодых. Молодая оставалась у своих родителей до уплаты калыма, и ее переезд в дом мужа иногда затягивался до рождения первого ребенка, он также обставлялся множеством обрядов.
Праздничная культура татар тесно была связана с мусульманской религией. Наиболее значительными из праздников были Корбан гаете – жертвоприношение, Ураза гаете – окончание 30-дневного поста, Мэулид – день рождения пророка Мухаммеда. В то же время многие праздники и обряды имели доисламский характер, например, относящиеся к циклу сельскохозяйственных работ. У казанских татар самым значительным из них был сабантуй (сабан – "плуг", туй – "свадьба", "праздник") отмечаемый весной в предпосевное время. Во время него устраивались состязания по бегу и прыжкам, национальной борьбе керэш и конным скачкам, производилось коллективное угощение кашей. У крещеных татар традиционные праздники были приурочены к христианскому календарю, но также содержали многие архаические элементы.
Существовала вера в различных духов-хозяев: воды – суанасы, леса – шурале, земли – жир анасы, домового ой иясе, хлевного – абзар иясе, представления об оборотнях – убыр. Производились моления в рощах, которые назывались кереметь, считалось, что в них обитает злой дух с таким же названием. Существовали представления и о других злых духах - джинах и пери. За ритуальной помощью обращались к йемчи – так называли знахарей и знахарок.
Широкое развитие в духовной культуре татар получили фольклор, песенное и танцевальное искусство связанное с использованием музыкальных инструментов – курая (типа флейты), кубыза (губной варган), со временем распространение получила гармонь.

Библиография и источники

Библиографии

  • Материальная культура казанских татар (обширная библиография). Казань,1930./Воробьев Н.И.

Общие работы

  • Казанские татары. Казань, 1953./Воробьев Н.И.
  • Татары. Набережные Челны,1993./Исхаков Д.М.
  • Народы Европейской части СССР. Т.II / Народы мира: Этнографические очерки. М., 1964. С.634-681.
  • Народы Поволжья и Приуралья. Историко- этнографические очерки. М.,1985.
  • Татары и Татарстан:Справочник. Казань,1993.
  • Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.,1967.
  • Татары // Народы России: Энциклопедия. М., 1994. С. 320-331.

Отдельные аспекты

  • Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья 19-нач.20 вв. М.,1981./Халиков Н.А.
  • Происхождение татарского народа. Казань, 1978./Халиков А.Х.
  • Татарский народ и его предки. Казань, 1989./Халиков А.Х.
  • Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994./Халиков А.Х.
  • Этнокультурное районирование татар Среднего Поволжья. Казань,1991.
  • Современные обряды татарского народа. Казань, 1984./Уразманова Р.К.
  • Этногенез и основные вехи развития татаро-булгар // Проблемы лингвоэтноистории татарского народа. Казань,1995./Закиев М.З.
  • История Татарской АССР (с древнейших времен до наших дней). Казань,1968.
  • Расселение и численность татар в Поволжско-Приуралской историко-этнографической области в 18-19 вв. // Советская этнография, 1980, № 4./Исхаков Д.М.
  • Татары: этнос и этноним. Казань,1989./Каримуллин А.Г.
  • Кустарные промыслы Казанской губернии. Вып. 1-2, 8-9. Казань, 1901-1905./Косолапов В.Н.
  • Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992./Кузеев Р.Г.
  • Терминология родства и свойства у татар-мишарей в Мордовской АССР // Материалы по татарской диалектологии. 2. Казань, 1962./Мухамедова Р.Г.
  • Поверья и обряды казанских татар, образовавшиеся мимо влияния на жизнь их суннитского магометанства // Зап.Русского Географического общ-ва. Т. 6. 1880./Насыров А.К.
  • Происхождение казанских татар. Казань, 1948.
  • Татарстан: национальные интересы (Политическое эссе). Казань,1995./Тагиров Э.Р.
  • Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии // Тр.Института этнографии АН СССР. Нов.сер. Т.7 .М.-Л., 1949./Трофимова Т.А.
  • Татары: проблемы истории и языка (Сб. статей по проблемам лингвоистории, возрождения и развития татарской нации). Казань, 1995./Закиев М.З.
  • Ислам и национальная идеология татарского народа // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Казань,1994./Амирханов Р.М.
  • Сельское жилище Татарской АСССР. Казань,1957./Бикчентаев А.Г.
  • Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем. Казань, 1957./Воробьев Н.И.,Бусыгин Е.П.
  • История татар. М., 1994./Газиз Г.

Отдельные региональные группы

  • География и культура этнографических групп татар в СССР. М.,1983.
  • Тептяри. Опыт этностатистического изучения // Советская этнография, 1979, № 4./Исхаков Д.М.
  • Татары-мишари. Историко- этнографическое исследование. М., 1972./Мухамедова Р.Г.
  • Чепецкие татары (Краткий исторический очерк) // Новое в этнографических исследованиях татарского народа. Казань, 1978./Мухамедова Р.Г.
  • Татары-кряшены. Историко-этнографическое исследование материальной культуры (сер.19-нач.20 вв.). М., 1977./Мухаметшин Ю.Г.
  • К истории татарского населения Мордовской АССР (о мишарях) // Тр.НИИ ЯЛИЭ. Вып.24 (сер. ист.). Саранск,1963./Сафргалиева М.Г.
  • Башкиры, мещеряки и тептяри // Изв. Русского Географического общ-ва.Т.13, Вып. 2. 1877./Уйфальви К.
  • Касимовские татары. Казань, 1991./Шарифуллина Ф.М.

Публикация источников

  • Источники по истории Татарстана (16-18 вв.) .Кн.1. Казань,1993.
  • Материалы по истории татарского народа. Казань, 1995.
  • Декрет ВЦИК и СНК об образовании Автономной Татарской Советской Социалистической Республики // Собр. узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. № 51. 1920.

Далее читайте:

Каринские татары – этническая группа, проживающая в селе Карино Слободского р-на Кировской обл. и близлежащих населенных пунктах. Верующие – мусульмане. Возможно, имеют общие корни с бесермянами (В. К. Семибратов), проживающими на территории Удмуртии, но, в отличие от них (говорящих по-удмуртски), говорят на диалекте татарского языка.

Ивкинские татары – мифическая этническая группа, упоминалась Д. М. Захаровым на основании данных фольклора.

Татары - тюркский народ, проживающий на территории центральной части европейской России, а также в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, на территории Крыма, а также в Казахстане, в государствах средней Азии и в китайской автономной республике СУАР. В РФ проживает около 5,3 миллиона человек татарской национальности, что составляет 4% всего населения страны, по численности они занимают второе место после русских, 37% всех татар России проживает в Республике Татарстан в столице Приволжского федерального округа со столицей в городе Казань и составляют большую часть (53%) населения республики. Национальный язык - татарский (группа алтайских языков, тюркская группа, кыпчакская подгруппа), имеет несколько диалектов. Большинство татар - мусульмане-сунниты, встречаются и православные, и не относящие себя к конкретным религиозным течениям.

Культурное наследие и семейные ценности

Татарские традиции домоводства и семейного уклада жизни в большей степени сохранились в селах и поселках. Казанские татары, например, жили в деревянных избах, которые отличалась от русских только тем, что в них не было сеней и общее помещение разделялось на женскую и мужскую половину, разделенную шторой (чаршау) или деревянной перегородкой. В любой татарской избе обязательным было наличие зеленых и красных сундуков, которые дальнейшем использовались как приданное невесты. Почти в каждом доме на стене висел вставленный в рамку кусочек текста из Корана, так называемый «шамаиль», он висел над порогом в качестве оберега, и на нем было написано пожелание счастья и благополучия. В украшении дома и придомовой территории использовалась много ярких сочных цветов и оттенков, внутренние помещения обильно украшались вышивкой, так как ислам запрещает изображать человека и животных, в основном вышитые полотенца, покрывала и прочие вещи украшались геометрическими орнаментами.

Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно, мать на особом почетном месте. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег. Татарских девушек воспитывают как скромных и благопристойных будущих хозяек, их заранее учат вести хозяйство и подготавливают к вступлению в брак.

Татарские обычаи и традиции

Обряды бывают календарного и семейного толка. Первые связаны с трудовой деятельностью (посев, уборка урожая и т.д.) и проводятся каждый год в примерно одно и тоже время. Семейные обряды проводятся по мере надобности в соответствии происшедшими в семье изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других ритуалов.

Традиционная татарская свадьба характеризуется обязательным проведением мусульманского обряда никах, он проходит дома или в мечети в присутствии муллы, праздничный стол составляют исключительно татарские национальные блюда: чак-чак, корт, катык, кош-теле, перемячи, каймак и т.д., гости не едят свинину и не пьют спиртные напитки. Мужчина-жених надевает тюбетейку, женщина-невеста облачается в длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен платок.

Татарские свадебные обряды характеризуются предварительной договоренностью родителей жених и невесты о заключении брачного союза, часто даже без их согласия. Родители жениха обязательно должны заплатить калым, размер которого обсуждается заранее. Если размер калыма жениха не устраивает, и он хочет «сэкономить» ничего нет зазорного в том, чтобы украсть невесту перед свадьбой.

Когда рождается ребенок, к нему приглашают муллу, он проводит специальный обряд, нашептывая в ухо ребенку молитвы, отгоняющие злых духов и его имя. Гости приходят с подарками, для них накрывается праздничный стол.

Ислам имеет огромное влияние на общественную жизнь татар и поэтому татарский народ делит все праздники на религиозные, они носят название «гаете» - например Ураза гаете - праздник в честь окончания поста, или Корбан Гаете праздник жертвоприношения, и светские или народные «байрам», означающий «весенняя красота или торжество».

В праздник Уразы верующие татары-мусульмане целый день проводят в молитвах и разговорах с Аллахом, прося его о защите и снятии грехов, пить и есть можно только после захода солнца.

Во время проведения торжеств Курбан-байрам, праздника жертвоприношения и окончания хаджа, также его еще называют праздник добра, каждый уважающий себя мусульманин после совершения утренней молитвы в мечети должен зарезать жертвенного барана, овцу, козу или корову и мясо раздать нуждающимся.

Одним из самых значительных доисламских праздников считается праздник плуга Сабантуй, который проводится весной и символизирует окончание посевных работ. Кульминация торжества - проведение различных соревнований и состязаний в беге, борьбе или скачках на лошадях. Также обязательно угощение для всех присутствующих - каша или по-татарски боткасы, которая раньше готовилась из общих продуктов в огромном котле на одном из холмов или пригорков. Также на празднике было обязательным наличие большого количества крашеных яиц для того, чтобы их собирали дети. Главный праздник Республики Татарстан Сабантуй признан на официальном уровне и проводится каждый год в Березовой роще поселка Мирный что под Казанью.

ТАТАРЫ, татарлар (самоназвание), народ в России (второй по численности после русских), основное население Республики Татарстан .

По данным Переписи населения 2002 года, в России живет 5 млн 558 тыс. татар . Живут в Республике Татарстан (2 млн человек), Башкирии (991 тыс. человек), Удмуртии, Мордовии, Марийской Республике, Чувашии, а также в областях Волго-Уральского региона, Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Проживают в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Туркмении, Азербайджане, Украине, Литве, Латвии и Эстонии. По данным Переписи 2010 года в России живут 5310649 татар.

История этнонима

Впервые этноним "татары" появился среди монгольских и тюркских племен в 6-9 веках, но закрепился как общий этноним лишь во второй половине 19-начале 20 века.

В 13 веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена, в том числе тюрки, называвшиеся татарами. В 13-14 веках численно преобладавшие в Золотой Орде кыпчаки ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним "татары". Так же называли население этого государства европейские народы, русские и некоторые среднеазиатские народы.

В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли главную роль в распространении этнонима. Однако среди татар в 16 веке он воспринимался как уничижительный, а вплоть до второй половины 19 века бытовали другие самоназвания: месельман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, нагайбек и другие - у волго-уральских и нугай, карагаш, юрт, татарлы и другие - у астраханских татар. Кроме месельман, все они являлись местными самоназваниями. Процесс национальной консолидации привел к выбору объединяющего всех самоназвания. Ко времени переписи 1926 года большинство татар называли себя татарами. В последние годы небольшое количество в Татарстане и других регионах Поволжья именуют себя булгары или волжские булгары.

Язык

Язык татар относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи и имеет три основных диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Литературная норма сформировалась на основе казанско-татарского диалекта при участии мишарского. Письменность на основе кириллической графики.

Религия

Большинство верующих татар - мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба . Население бывшей Волжской Булгарии было мусульманским с 10 века и оставалось таковым в составе Орды, в силу этого выделяясь среди соседних народов. Затем, уже после вхождения татар в состав московского государства, их этническое самосознание еще сильнее переплелось с религиозным. Часть татар даже определяли свою национальную принадлежность как "меселман", т.е. мусульмане. При этом у них сохранялись (и отчасти сохраняются по сей день) элементы древней доисламской календарной обрядности.

Традиционные занятия

В основе традиционного хозяйства волго-уральских татар в 19 - начале 20 века было пашенное земледелие. Выращивали озимую рожь, овес, ячмень, чечевицу, просо, полбу, лен, коноплю. Также занимались огородничеством, бахчеводством. Пастбищно-стойловое животноводство некоторыми чертами напоминало кочевое. Например, лошади в отдельных районах целый год паслись на подножном корму. Охотой всерьез занимались только мишари. Высокого уровня развития достигали ремесленное и мануфактурное производство (ювелирное дело, валяльно-войлочное, скорняжное, ткацкое и золотошвейное), работали кожевенные и суконнные заводы, была развита торговля.

Национальный костюм

Мужчин и женщин состоял из шаровар с широким шагом и рубашки, на которую надевалась безрукавка, часто расшитая. Женский костюм татар отличался обилием украшений из серебра, раковин каури, стекляруса. Верхней одеждой служил казакин, а зимой - стеганый бешмет или шуба. На голове мужчины носили тюбетейку, а поверх нее меховую шапку или шляпу из войлока. Женщины носили расшитую бархатную шапочку и платок. Традиционная обувь татар - кожаные ичиги на мягкой подошве, поверх которых надевали галоши.

Источники: Народы России: Атлас культур и религий/ отв.ред. В.А. Тишков, А.В. Журавский, О.Е. Казьмина. - М.: ИПЦ "Дизайн. Информация. Картография", 2008.

Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6