Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Народные художественные промыслы башкирии. Народные промыслы

Народные художественные промыслы башкирии. Народные промыслы

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эй, народ честной, незадачливый!Ай, вы, купчики, да служивый люд!Живо к городу поворачивай -Там не зря в набат с колоколен бьют!«Ярмарка» В.С. Высоцкий

С давних времен у многих народов был замечательный обычай: как заканчивались осенние работы в садах и полях, так убирали хлеб в закрома и устраивали веселые ярмарки. На них продавали собранный урожай и различные изделия, изготовленные своими руками, показывали веселые представления, развлекали шутками - прибаутками.

И вот, началась Великая Российская ярмарка. На неё съехались красавицы из самых разных уголков России, чтобы показать богатства своего родного края. Красавица из Башкирии тоже приехала на неё.

То была луноликая девушка небывалой красоты с длинными чёрными волосами и густыми ресницами, стройная, статная. Она была одета в национальный костюм своей Родины, на ней были изумительные украшения, сделанные башкирскими мастерами. Бесспорно, юная башкирочка была одной из самых удивительных девушек на ярмарке. Ведь все мы знаем, что Башкирия славится своими ненаглядными красавицами. Но только ли ими? Конечно же, нет.

Башкирочка приехала показать людям из других уголков России не только свою красу, а ещё и народные промыслы, которые с давних времён существуют на земле нашей замечательной Родины.

В одной руке красавица держала поднос с мёдом разных сортов: липовым, гречишным, цветочным и донниковым. Но кроме известных видов, уже завоевавших сердца любителей меда, в Башкирии есть достаточно редкие сорта. Например, мед «Белая роза», изготовленный из нектара дикого шиповника. Его наша красавица тоже привезла на ярмарку. Испокон веков, сохранив традиции бортничества, славится на весь мир своим медом Башкортостан. Люди, проходившие мимо подноса с мёдом, чувствовали сладкий аромат лип, обильно цветущих в Башкирии, и цветов невиданной красоты, устилающих великолепным ковром нашу землю.

Мёд был налит в деревянную посуду, изготовление которой тоже было промыслом башкир. Такая посуда надёжна и долговечна.

На другой руке девушки висели вытканный вручную ковёр с удивительным башкирским орнаментом и шаль из козьего пуха. Их трудоёмкое изготовление - ещё один промысел башкирского народа. Посетители ярмарки не могли налюбоваться красотой этих изделий.

Подле красавицы стоял стол, накрытый белой скатертью с цветочным орнаментом. В этом орнаменте люди видели зелень бескрайних лесов, ягоды и цветы, растущие в изобилии, солнечные лучи, согревающие наш родной край и невероятную голубизну неба, символизирующую чистоту помыслов башкирского народа.

На одной стороне стола стояли башкирские народные блюда. Гостям ярмарки были представлены бешбармак, каклаган (вяленые птица и мясо), казы (конская колбаса) и, конечно же, чак - чак, который особенно понравился дегустаторам. Люди наслаждались необыкновенным вкусом этих яств, приготовленных гостеприимными и радушными башкирскими хозяюшками.

На другой стороне стола лежали башкирские народные музыкальные инструменты: курай, кубыз и домбра. Их изготовление очень кропотливо и также является промыслом башкир. А какие прекрасные звуки издают эти инструменты: журчание горного ручья, пение сладкоголосых птиц, голос лесов, которыми богата наша Родина.

Наша красавица произвела неизгладимое впечатлений на людей, пришедших на ярмарку, и показала, что мы, жители Башкирии, должны гордиться не только красотой нашей Родины, но и её промыслами. Ведь люди, их труд, их умения, их золотые руки - это главное богатство нашего края.

Включающий в себя разные области творческой деятельности, направленной на изготовление художественных изделий бытового, ритуально-обрядового назначения -одежда, обувь, домашняя утварь, мебель, ткани, орудия труда и др.

Виды декоративно-прикладного искусства различаются по используемому материалу (дерево, керамика, кости, кожа, металл, текстиль), технике изготовления (чеканка, выжигание, вышивка, резьба, роспись, литьё).

Предметы декоративно-прикладного искусства связаны с духовной и материальной культурой башкир, их укладом жизни, обыаями, традициями, окружающей природой. Декоративно-прикладное искусство разделяется на традиционное народное творчество, включающее промыслы, ремесла и профессиональное искусство мастеров. До 20 века у башкир бытовало в основном традиционное народное творчество.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Декоративно-прикладное искусство

    БГПУ ФЭО специальность "Изобразительное искусство, черчение и народные художественные промыслы""

    Азия - Благословенный Край: Юрта

    Субтитры

История

Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства связаны с древними традициями кочевой культуры тюркских народов, образом их жизни, при котором были созданы бытовые предметы, такие как: утварь, одежда, обувь, убранство коня и снаряжение всадника, предметы религиозно-культового назначения и др. Потребности башкир воплотились в появлении декоративно-прикладного искусства, связанного с ткачеством, вышивками, обработкой дерева, металла, в оформлении одежды башкир, украшении жилища.

Предметы декоративно-прикладное искусство башкир выставлялись на художественных выставках, прошедших в 1997, 2002, 2008 годах в Республике Башкортостан, они экспонируются в художественных галереях республики, Национальном музее Республики Башкортостан , Художественном музее им. М. В. Нестерова, Салаватском историко-краеведческом музее и др.

В ХХI веке художественным оформлением изделий из войлока занимались А. А. Байрамгулова, Г. Т. Мухамедьярова и др. При этом используется иглопробивная техника, заимствованная из производства нетканого гобелена.

Большое внимание уделяется художественному оформлению, конструированию и моделированию одежды. в этом направени работают мастера А. Д. Кирдякин (кожаные изделия, шали) , В. М. Шибаева (лоскутное шитьё) , Э. Б. Ефимовская (многослойность) и др.

В 80-х годах в Башкортостане возник интерес к изготовлению художественных кукол. Куклы делают из глины, фаянса, с нарядными костюмами. Созданием кукол занимаются мастера: Байбурин Н. Г. (куклы "Маянхылыу", "Хужа", "Хужабика"), Сахно З. А. ("Клоун"), Кузнецова В. Г. и др.

Литература

  • Янбухтина А. Г. Народные традиции в убранстве башкирского дома. Уфа, 1993;
  • Янбухтина А. Г. Декоративное искусство Башкортостана. ХХ век: от тамги до авангарда. Уфа, 2006;
  • Профессиональное декоративно-прикладное искусство Башкортостана: кат. 1 3 респ. выст. Уфа, 1997–2008.
  • Молчаева А. В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана - Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1995.
  • Родной Башкортостан: учебник для 6 класса / Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А. - 2-е изд. - Уфа: Китап, 2008.
  • Хисаметдинов Ф. Г. История и культура Башкортостана: Учеб. Пособие для учащихся средних специальных учеб. зав. - 2-е изд. - доп. - Уфа: Галем 2003 - 350 с.
  • Шитова С. Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки). - Уфа: Китап, 2006.
  • Декоративно-прикладное искусство башкир/ Авт.-сост.: К.Р. Игбаев, Р.А. Хафизова, А.Р. Хуснуллин. Уфа: РИАЗ, Информреклама, 2003.
  • Кузбеков Ф. Т. История культуры башкир / Ф. Т. Кузбеков. – Уфа: Китап, 1997.
  • Хисматуллина Н. Х. Орнаментально - колористическая основа башкирского народного искусства / Н. Х. Хисматуллина. Уфа, 2000.
  • Магадеев Д. Д. Урал и Башкортостан с древнейших времен до конца 1917 года / Д. Д. Магадаев. Уфа, 2000.
  • Омский научный вестник №2. 2012. Салаватова Г. А. Ст. Изучение народного декоративно-прикладного искусства башкирского народа.
  • Бикбулатов Н. В. , Фархутдинова Г. Г. Орнамент башкирский.// Башкортостан: краткая энциклопедия. - Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. - С. 451-452. - 672 с. - ISBN 5-88185-001-7 .

Ведение натурального хозяйства башкирами потребовало развития домашнего производства. Немало различных приспособлений требовало занятие скотоводством. Скажем, для управления лошадью требуется различная сбруя. Нужно изготавливать уздечки, недоуздки, повод недоуздка, шлею, вожжи, хомут, дугу и многое другое. Все это изготавливалось вручную в домашних условиях из подручных материалов. В каждом башкирском ауле были мастера по изготовлению седел. Седла состояли из деревянного каркаса, обычно покрытого кожей. Этот каркас особой конфигурации мог быть цельным, а мог состоять из четырех частей, закрепленных ремнями: из передней и задней луки, а также двух дощечек-ленчиков. Ленчик сам по себе мог быть цельным, полуцилиндрическим. Каждый мастер стремился придать различную конфигурацию передней луке седла (скажем, форму головы птицы). Применялась орнаментовка передней луки врезными узорами из спиралей и розеток.

Мужские, женские и детские седла несколько отличались друг от друга. Из толстой кошмы делали потник, чаще всего используя козью шерсть. Войлочный чепрак с кожаным или суконным верхом накладывался на потник, на чепраке устанавливалось седло. Чепраки несли и эстетическую нагрузку, было принято разукрашивать их цветной аппликацией или вышивкой. К седельным принадлежностям относятся стремена, преимущественно железные или латунные, кованые или латунные. Из березы, березового корня, черемухи изготавливали деревянные стремена (гнутые, цельные, вырезанные). Нередко деревянные стремена орнаментировали с использованием выемчатых линий, пунктирных точек и т. п.

У башкир было широко распространено изготовление кожаной посуды из шкур лошадей, быков, коров и телят, овец и коз, а также верблюдов. Со снятой шкуры тщательно удаляли остатки жира и мяса, затем подсушивали и удаляли шерсть. Из растянутой кожи выкраивались детали сосуда. Для шитья сосуда применяли коровьи сухожилия или конский волос. Шили плотными стежками, дно сосуда прикрепляли двойным швом. Внешняя сторона шкурок становилась внутренней стороной сосуда. Далее сосуд следовало закаливать в дыму (коптить) в продолжение 2-3-х недель, затем смазывать его конским жиром. Тогда сосуд становился полностью водонепроницаемым.

Самым объемистым кожаным сосудом, вмещающим 6-12 ведер жидкости, является haбa (саба), который изготавливался из кожи туловища лошади. Этот сосуд представлял собой четырехгранную пирамиду с прямоугольным основанием, его широкое горло прикрывалось кожаной покрышкой. Специфическая форма сабы достигалась благодаря тому, что в боковые части вшивали треугольные клинья. Саба использовалась для приготовления и содержания кумыса. В сабе кобылье молоко периодически сбивали большой деревянной лутовкой (бешкек) с тяжелым грибовидным основанием. Это способствовало лучшему, более равномерному скисанию молока.

Саба занимала исключительное место в жизни башкирской семьи. Она располагалась на особом постоянном месте в жилище. Известен обычай прощания молодой невесты перед отъездом из родительского дома в дом будущего мужа: она подходит к сабе, обнимает ее и благодарит за то, что саба кормила ее. В качестве подарка девушка вешает на сабу кусочек холста или ниточки.

Для перевозки кумыса служила другая разновидность кожаного сосуда - турһык (турсык, турсук). Отправляясь в дорогу, башкиры брали с собой турсык с кумысом. Для изготовления турсыка использовали шкуры с верхней части ноги молодых животных, чаще всего - лошади. Сосуд сшивался из двух кусков со швами по бокам. Горло сосуда слегка сужалось, к плечевым выступам прикреплялись ременные петли. Встречались турсыки со вшитыми боковыми треугольными клиньями. Турсык вмещал обычно 2-3 ведра кумыса.

Из лошадиной или коровьей шкуры изготавливался иной вид сосуда - дорожная плоская фляга с узким дном - муртай. Этот сосуд имеет сплющенную грушевидную форму, у горловины пришиваются ушки для прикрепления ремней. Задняя и передняя стенки фляги полуовальные, между ними вставляется клиновидная полоска кожи. Муртай мог быть различных размеров, обычно его изготавливали высотой 30-35 сантиметров. Сосуд средней величины бурһыҡ (бурсык, бурдюк) шили из целой шкуры овцы, козы или теленка.

В быту башкирской семьи была широко распространена деревянная утварь, которая к началу ХХ-столетия вытеснила кожаную посуду почти полностью. Башкирские мастера изготавливали многочисленные и разнообразные виды утвари долблением цельного куска дерева. Цельнодробленная столовая посуда и кухонная утварь изготавливались из ствола липы, из корня березы и лиственницы, из нароста ветлы и березы.

Самодельные деревянные чаши для еды были разнообразными. К примеру, круглая чаша с ручкой - выступом (ашлау) имеет покатые стенки изнутри. Менее покатые внешние стенки переходят в основание. Ручка имеет форму полукруга или вертикально расположенного уголка, нередко ручку вырезают в форме змеи или головки птицы. Ашлау часто использовали и как обрядовую чашу. Большие праздничные ашлау могли достигать даже одного метра в диаметре.

Обычная повседневная посуда (табак) имеет форму тарелки с устойчивым дном и широким отогнутым краем. Круглое блюдо с пологими низкими стенками и отогнутым широким краем называлось коштабак. В нем подавали на стол вареное мясо и птицу, а также лапшу, политую жиром. Для подачи супа служила чаша средней величины на тяжелом массивном основании с утолщенными отвесными стенками (алтыр). Мастера изготавливали также деревянную глубокую чашу с двумя ручками.

Изготавливались чаши для подачи напитков. В глубоких больших чашах вместимостью в 4-5 литров было принято выносить напитки к месту трапезы. Напиток наливали специальным деревянным ковшом для каждого гостя в мелкие чаши (тустак, тагаяк, тустаган). Эти ковшики и черпаки могли быть резными, вместительными, с короткой или удлиненной ручкой и т. д.

Небольшие деревянные пиалы служили для кормления детей. Из такой посуды пили молоко и медовуху, в них подавали на стол мед, масло, сладости. Специфическую форму имели вазочки для меда. Некоторые вазочки вырезали в виде глубоких пиал с крышкой. Другие представляли собой пологие чаши на узорной подставке.

Изготавливалась разнообразная кухонная утварь из дерева. Для проветривания зерна, просеивания муки, замеса теста применялись специальные лотки (йулпыс, юлпыч). Их изготавливали из половины толстого ствола дерева долблением. Длинные (до 80 сантиметров) они сохраняют округлую форму дерева. Боковые их стенки покатые, узкие края постепенно переходят в выступы - ручки на обоих концах лотка. Подобное же изделие - долбленое корыто (ялгаш) использовалось для хранения продуктов или стирки белья, или же для кормления скота и птицы.

Для обдирки проса, дробления высушенных зерен пшеницы и ячменя, измельчения соли служили деревянные ступы (киле). Они имеют удлиненную верхнюю часть, которая постепенно сужается книзу и опирается на толстое нижнее основание. По высоте киле достигает 75 сантиметров, но ее рабочая часть весьма небольшая. Киле вырубали из удлиненного обрубка дерева. Из жерди изготавливали двусторонний пест с выемкой посредине для руки.

В числе элементов деревянной кухонной утвари, изготавливаемой башкирскими умельцами, можно назвать поварские ложки, совки и лопатки. Ложки имели разное предназначение. Например, поварешки на длинной ручке служили для помешивания пищи в процессе ее приготовления. Такая поварешка изготавливалась с выступом - крюком на ручке для того, чтобы можно было подвесить ее на краю котла. Специальные деревянные ложки с отверстиями на дне предназначались для того, чтобы выбирать клецки из бульона. Изготавливались деревянные совки на короткой ручке, с их помощью набирали зерно и муку. Лепешки и хлеб сажали в печь при помощи лопатки на длинной ручке, а небольшие деревянные лопаточки были предназначены для замеса теста.

Разнообразны были деревянные кадки: от больших кадок для хранения муки и других продуктов до небольших кадочек для переноски продуктов. Долблением изготавливали разные ведра (подойники, ведра для воды, маленькие ведерки). Подойники вместимостью до шести литров выглядели широкими, устойчивыми. К отверстиям в стенке ведра прикреплялась ручка из плетеной бечевы. Ведра для воды вмещали до 10 литров жидкости. Маленькие ведерки служили для сбора ягод, переноски кумыса, айрана. Высотой они были как подойники, но узкими, вытянутыми и вмещали 3-4 литра жидкости.

Деревянным сосудам для сбора и перевозки меда придавали удлиненную форму. Эти сосуды имели плотную крышку, с помощью специальной ручки их можно было носить за спиной или повесить на плечо. В зимнее время мед и масло хранили в этих же сосудах. Для хранения масла и меда изготавливали также специальные низкие кадки с прямыми стенками. Подобные же сосуды (тапан) служили для подачи гостям кумыса и медовухи. Эти сосуды имели слегка выпуклые стенки, украшенные резным орнаментом. Для соли, масла, сметаны использовались также специальные деревянные баночки.

Для изготовления кумыса и сбивания масла служили узкие долбленые сосуды. Изготавливались также большие кумысные сосуды вместимостью до 7 ведер молока; аналогичные сосуды, но более низкие, изготавливались как специальные маслобойки. В этих цилиндрических сосудах готовили масло и айран. Такие сосуды имели круглую крышку с отверстием для мутовки, это позволяло избегать разбрызгивания жидкости из сосуда при сбивании масла.

Большие долбленые кадки служили для хранения зерна, муки, сбора кислого молока или засолки мяса. Они могли вмещать до 10 ведер жидкости или 60-80 килограммов зерна.

Долбленые сосуды имели единообразную технологию изготовления. Дерево очищалось от коры и сучьев, распиливалось на заготовки необходимой длины и просушивалось. Наружную поверхность обрабатывали специальным стругом. Древесину внутри ствола вырубали долотом, а в толстых стволах плотную сердцевину выжигали. Внутренние стенки выскабливали. Если дно было вставным, то вырезали специальные пазы. Круглое дно изготавливалось из дуба или клена и вставлялось на место, предварительно распаренное.

Изготовление деревянных сосудов из дощечек-клепок появилось среди башкир сравнительно недавно, в конце XIX века. Для таких сосудов использовали дубовые или осиновые клепки, металлические или черемуховые обручи. В числе подобных клепаных сосудов башкир можно указать ведра, кадочки для масла, сметаны, кислого молока, для засолки мяса. Клепаные маслобойки и узкие кадки для приготовления кумыса также могли быть клепаными. По форме и размерам клепаные сосуды соответствовали своим долбленым аналогам.

Башкиры лесных районов издавна занимались изготовлением утвари из бересты и коры разных деревьев, из луба и лыка. Впрочем, такая домашняя утварь находила своих хозяев и в иных районах расселения башкир, попадая к ним в основном в результате торговых операций.

Прямоугольные кузовки и короба получали, сшивая цельные куски бересты конским волосом. В больших коробах вместимостью 20-30 литров жидкости отстаивали молоко. В виде низкого ящичка изготавливали прямоугольные лотки из цельной берестяной заготовки. Край ящичка делался отвернутым, все углы прошивались нитками из крученого конского волоса. В таком лотке (тузаяк) хранили хлеб и муку для повседневного потребления, сушеные ягоды и т. п. Для сбора ягод использовались небольшие круглые или прямоугольные туески с веревочной ручкой. Берестяная утварь могла иметь также и деревянное дно.

Влагонепроницаемость таких сосудов обеспечивали плотные стенки, состоящие из двух-трех слоев бересты. Стенки прошивали в несколько рядов или же плотно сплетали края, предварительно вырезав их стреловидными зубцами. Такие сосуды могли быть небольшими, рассчитанными на 2-3 литра жидкости, или большими, емкостью до 20 литров жидкости.

Башкирские ремесленники-мастера изготавливали короба, кузова, торбы, кадки, решета из липового или березового луба, а также из коры вяза. Такую утварь делали из цельной заготовки, используя черемуховые обручи для укрепления. Прямоугольный короб из липовой коры и луба мог быть длинным, продолговатым, иметь форму ящика, или корыта. Такой короб использовался для отстаивания молока, сбора кислого молока, для процеживания творожной массы. Короб большого размера мог вмещать до трех центнеров зерна и использовался для хранения зерна и муки. Для хранения курта изготавливали высокий короб из луба, а также лубяной кузов с широким прямоугольным основанием и треугольными боковыми стенками, сужающимися кверху. Другой вид высокого кузова имел едва намеченное дно и расширяющиеся кверху стенки. Лубковые кадки были предназначены для хранения муки.

Из коры или луба изготавливали заплечную торбу, предназначенную для сбора ягод. Прямоугольное дно торбы делалось узким, вертикальные стены могли быть высотой до одного метра, верх укреплялся обручем, на задней стенке предусматривались лямки. Из луба изготавливали также гнезда для гусей, а также совки и решета для просеивания зерна. Боковину решета делали из лыкового луба, сетку - из мочала или волоса.

Башкирские мастера занимались также изготовлением утвари из лыка. Из липового, березового или вязового лыка делали короба, сумки, корзины, кузова, котомки. Твердые лыковые короба имели прямоугольную форму и были приспособлены для ношения через плечо. Лыковые корзины и кузова изготавливали не высокими, круглыми или овалообразными. Изготавливали также высокие лыковые сумки для бутылей. Круглые в сечении, сужающиеся кверху, они повторяли форму бутылей.

Как указывалось выше, башкиры были знакомы с изготовлением металлических орудий труда и холодного оружия из металла. К слову, оружие для участников восстаний против властей изготавливалось в немалой степени руками собственных умельцев. Работа с металлом пришла в упадок после царского запрета 1736-года содержать кузницы.

Башкирские мастера были знакомы с чеканкой. Для изготовления украшений использовали чеканку серебром по железу, применяли орнаментовку.

Чеканкой же покрывали оружие и предметы конской сбруи. Кожаные колчаны для стрел, ременные части сбруи украшали специально изготовленными бляхами, образуя своеобразные узоры.

В домашних ремеслах башкир заметное место занимает войлочное производство. Войлок валяли вручную по следующему способу: "Разложив толщиною в большой палец перещипанную шерсть на простыне или рогоже, впрыскивают горячею водою, потом катают вместе с рогожею или простынею и опять впрыскивают, катают и топчут из всей силы до тех пор, пока шерсть очень крепко свяжется" (И. Г. Георги). Существовал и иной способ валяния войлока: сбитая шерсть раскладывалась на большой камышовой циновке, которую вместе с шерстью наматывали на специальный вал. Впряженная в вал лошадь возила его по степи, в результате чего получался качественный войлок. В прежние времена изготавливали много войлока, ведь он использовался для покрытия полов, нар, да и кибиток. Из войлока башкиры шили шляпы, чулки, изготавливали самодельную обувь и т. д.

Нитки, скрученные из овечьей или козьей шерсти, башкиры использовали в домашнем ковроткачестве на специальных станках. Тонкое сукно для домотканой одежды также изготавливалось руками башкирских мастериц. Ткали холст из конопли или льна, а еще раньшеи - из крапивы. Однако уже в конце ХVIII века ткани из крапивы исчезли из жизни башкир почти полностью, т. к. "искусство их научило, что конопляный холст добротою своею много превосходит крапивной, какой их предки употребляли" (И. И. Лепехин).

Таким образом, башкиры занимались разнообразными домашними промыслами, что позволяло им почти полностью обеспечивать потребности собственного хозяйствования. В настоящее время эти промыслы полностью исчезли из башкирского быта. Изменение хозяйственного уклада, появление новых, качественных материалов, предметов домашнего обихода, изготовленных в специальных производственных условиях, привели к тому, что не стало мастеров, занимающихся домашними промыслами. Однако эта деятельность представляет интерес и для современного человека, как специфический элемент материальной культуры башкирского народа.

Ископаемые богатства Башкирии, особенно цветные металлы, железо и строительные материалы, издавна находили широкое применение в хозяйстве местного населения. Башкиры знали немало рудных мест; им были знакомы примитивные способы обработки металлов.Сохранились сведения о том, что в первой четверти XVIII в. башкиры Ногайской дороги выплавляли чугун и железо; башкиры, живущие по р. Ай, вели разработки серебряной руды, из которой изготовляли украшения для конской упряжи. Илецкое соляное месторождение было открыто башкирами еще до присоединения к Русскому государству. В ряде районов Южного Урала население занималось поисками золотых россыпей. Однако эксплуатация природных богатств имела весьма небольшие масштабы и едва выходила за рамки домашних промыслов.

Более интенсивная разработка полезных ископаемых на Южном Урале началась в середине XVIII в. В 40-е годы XVIII в. русскими предпринимателями был построен Воскресенский (Табынский) завод - первое промышленное предприятие на территории Башкирии. Вслед за Воскресенским появились Преображенский, Верхоторский, Архангельский, Верхний и Нижний Авзяно-Петровские, Белорецкий, Тирлянский, Зи- газинский и другие заводы. Работали на них главным образом русские крестьяне, вывезенные заводовладельцами из центральных губерний России. Вместе с тем в развитии горнорудной промышленности немалую роль играло и башкирское население. Целые башкирские аулы северных предуральских районов были вовлечены в изыскательские и рудные работы. Из среды башкир выделилась своего рода промысловая группа рудознатцев, услугами которых пользовались предприниматели и заводо- владельцы. Разработка некоторых рудных залежей находилась целиком в руках башкир. Добытую руду они продавали на ближние заводы. Например, башкиры Тайнинской волости сосредоточили в своих руках поставку медной руды на соседний Полевской завод. История сохранила имя башкирского владельца рудников Измаила Тасимова, который приобрел известность своим ходатайством в 1771 г. перед Сенатом об открытии на Южном Урале школы для подготовки специалистов горного дела. В промысловую жизнь края в меньшей мере было втянуто полукочевое скотоводческое население юга и востока, но и в этих районах по мере упадка кочевого скотоводства и разорения основной массы населения начали развиваться отхожие промыслы, связанные с различными подсобными заводскими работами.

Реформы 1860-х годов, расчистившие дорогу капитализму, способствовали более интенсивному промышленному развитию Башкирии. Расширение горно-металлургического производства, нуждавшегося в древесном топливе, привело к появлению лесной промышленности. Уже с конца XIX в. количество заготовляемого леса позволяло не только обеспечить нужды местных заводов, но и вывозить его далеко за пределы Урала.

Быстрыми темпами начала развиваться фабрично-заводская промышленность, связанная с переработкой сельскохозяйственного сырья. Повсеместно возникали небольшие мукомольные, винокуренные, водочные, кожевенные, салотопенные и другие заводы.

Развитие промышленности сопровождалось формированием рабочего класса. Его основу составили освобожденные от крепостной зависимости раньше приписанные к заводам русские крестьяне. Постепенно в промышленное производство были вовлечены десятки тысяч разорившихся крестьян из соседних деревень и среди них немало башкир. Башкиры чаще всего работали в лесной промышленности, на рудниках и золотых приисках, в гораздо меньшей степени в металлургической промышленности и на небольших предприятиях по переработке сельскохозяйственного сырья. На заводах башкир использовали главным образом на различных не требующих квалификации подсобных работах: углежжении, подвозке руды, дров и т. д.

Однако вовлечение башкирского населения в промышленное производство сдерживалось длительным сохранением на большой территории полукочевого быта, а главное - остатков феодально-патриархальных отношений. Даже в начале XX в. на постоянных работах в промышленности было занято всего 13,5 тыс. башкир. Правда, ежегодно под давлением нужды и голода башкиры нанимались на сезонные работы: заготовку и сплав леса, подвозку руды, добычу золота. Только лесозаводчики Пименовы и Щетинины набирали из башкирских деревень по берегам Ика и Суры до 5-6 тыс. рабочих.

Положение рабочих на заводах и фабриках Башкирии было чрезвычайно тяжелым. Рабочие южноуральских предприятий зарабатывали в два-три раза меньше, чем рабочие металлургических заводов юга России. Заработанных денег едва хватало на уплату штрафов и покрытие, долгов лавочникам. Заводские и особенно рудничные рабочие вместе с семьями жили в старых землянках или тесовых бараках-казармах; только при некоторых заводах имелись небольшие поселки деревенского типа. В еще худшем положении находились рабочие-башкиры, которые подвергались не только капиталистической эксплуатации," но и национальному гнету. Неграмотность, незнание русского языка, во многих случаях временный характер работы позволяли предпринимателям жестоко эксплуатировать рабочих-башкир. На сплаве леса башкиры должны были, стоя в воде, работать по 14 часов в сутки. Жилищ на летних лесозаготовках не было. Люди гибли от изнурения и голода, но оставить работу не могли, так как обязаны были отработать полученный весной от предпринимателя задаток. На заводах рабочий день башкир длился 16- 17 часов. «Башкирец,-читаем в одном из донесений оренбургскому генерал- губернатору,- делается в руках заводской администрации крепостным человеком, из которого она старается извлечь сколько можно выгоды, не заботясь о том, вынесут ли его физические силы налагаемые на него труды или нет». Тяжелые условия труда, жестокая эксплуатация обусловили крепкую солидарность башкир с русскими рабочими, которая неоднократно проявлялась во многих совместных выступлениях против произвола заводчиков и фабрикантов.

Промышленное развитие Башкирии в конце XIX - начале XX в. г его масштабы и направление определялись, с одной стороны, низким уровнем развития капитализма в России, с другой - своеобразным положением Урала как внутренней колонии царизма. Существование на Южном Урале горных заводов и рудников, возникновение лесной, легкой и пищевой промышленности не превратило Башкирию в развитый промышленный район России: удельный вес промышленности в общей продукции хозяйства Башкирии перед революцией составлял всего 13%.

С победой Октябрьской социалистической революции открылись широкие перспективы для наиболее рационального использования природных богатств Башкирии. Все заводы, фабрики, рудники перешли в руки трудящихся. Отныне свободный рабочий стал не только творцом, но и хозяином материальных ценностей. Однако молодой Башкирской республике в наследство от прошлого досталось хозяйство, разрушенное войной. На Южном Урале, ставшем ареной борьбы с контрреволюционными бандами Дутова, Колчака и местных националистов, были остановлены почти все фабрики и заводы, затоплены рудники и шахты, а уцелевшее оборудование вывезено белогвардейцами при отступлении. Промышленность республики фактически пришлось создавать заново. Довоенный уровень промышленного развития в Башкирии был достигнут в 1928 г.

Коммунистическая партия и Советское правительство, русский народ оказали Башкирской АССР огромную помощь в деле индустриализации. Только за десятилетие, начиная с 1929 г., в хозяйство республики из общесоюзного бюджета поступило около 2 млрд. руб., большая часть которых была использована в промышленности и транспорте. Строительство многих крупных промышленных предприятий, в частности Уфимского крекинг-завода, было объявлено народными стройками общесоюзного значения. Крупные заводы страны снабжали их необходимым оборудованием и машинами, присылали своих инженеров и техников; из Москвы, Ленинграда и других городов прибывали в Башкирию квалифицированные рабочие. В то же время многие башкиры проходили обучение на предприятиях центральных городов. .Благодаря помощи всего советского народа Башкирия уже в предвоенные годы превратилась в развитую индустриальную республику.

Современная Башкирия принадлежит к числу крупных промышленных районов страны. Индустриальный облик республики определяет нефтехимическая промышленность. В послевоенный период здесь были открыты десятки новых нефтяных месторождений, среди которых такие крупные, как Шкаповское, Белебеевское, Арланское, Сергеевское. По добыче нефти Башкирия далеко опередила нефтяной Азербайджан и стала центром «Второго Баку». Республика занимает первое место в Советском Союзе по переработке нефти. Большое количество химической продукции дают крупные Ново-Уфимский и Ново-Ишимбайский нефтеперерабатывающие заводы, Стерлитамакский содово-цементный комбинат. В общем плане борьбы за «большую химию», принятом майским Пленумом ЦК КПСС 1958 г., Башкирии отведено одно из первых мест. Уже в 1962 г. в республике было закончено строительство первой очереди гиганта нефтехимии - Стерлитамакского завода синтетического каучука, завершается постройка Уфимского завода синтетического спирта, пущен ряд производств на Салаватском нефтехимическом комбинате.

Определились промышленные отраслевые центры республики. На востоке (Белорецк, Тилян) развивается черная металлургия. Центром угольной промышленности является юг. Нефтеперерабатывающая промышленность охватывает центральные, западные и северо-западные районы. Лесная промышленность сосредоточена в основном в северных и восточных районах - по берегам Уфы и Белой. Основные машиностроительные и химические предприятия находятся в городах центральной полосы: Уфе, Стерлитамаке, Ишимбае, Салавате, Благовещенске. Продукция предприятий Башкирии поступает почти во все экономические районы Советского Союза и во многие зарубежные страны. К 1962 г. валовая продукция крупной индустрии по сравнению с 1913 г. выросла в 214 раз.

Грандиозным достижениям в области промышленности способствует широкое использование местных энергетических ресурсов. Большое количество энергии дают работающие на газовом топливе теплоэлектростанции; в 1960 г. закончено строительство Павловской ГЭС на р. Уфе - одной из крупнейших электростанций Урала. В настоящее время в Башкирии вырабатывается электроэнергии в два раза больше, чем в 1913 г. во всей царской России.

Развитие мощной индустрии сопровождается ростом местных рабочих кадров. Уже к 1958 г. на предприятиях было занято более 800 тыс. рабочих и служащих, из них почти 30 % - представители коренной национальности. Приток башкирского населения в промышленность особенно усилился в последнее десятилетие. Соответственно быстро растет удельный вес башкирского населения в городах и рабочих поселках республики. Башкиры работают на самых важных участках народного хозяйства: в цехах заво дов, на нефтепромыслах, в шахтах, строительных бригадах и т. д. Многш из них возглавляют отдельные производственные участки, цехи и лабо ратории. Большим достижением является формирование национально! технической интеллигенции. На заводах, фабриках и стройках работаем много инженеров и техников-башкир, подготовленных высшими и сред ними учебными заведениями страны.

За годы Советской власти резко изменились условия труда на промыш ленных предприятиях. Регламентированный семи-, а на вредных про изводствах шести- и пятичасовой рабочий день, широкое использованш техники, введение комплексной автоматизации и диспетчеризации, строго< соблюдение санитарно-гигиенических условий намного повысили культу ру производства, значительно облегчили труд. Автоматизация основные процессов на многих нефтяных промыслах позволила при сохранении кру глосуточного производства организовать основные работы в дневное время

На предприятиях Башкирии растет движение рационализаторов борцов за технический прогресс. Многие рабочие регулярно изучаю! техническую литературу, учатся в школах передовых методов труда на заочных и вечерних отделениях техникумов и институтов. В послед ние годы среди рабочих развернулась борьба за звание ударников i коллективов коммунистического труда. В эту борьбу включилось боле 3 тыс. рабочих бригад республики, сотни из них уже удостоились этогс почетного звания; движение быстро растет, захватывает целые предприя тия и даже города.

Коренным образом изменился быт рабочих. Рабочие со своими семья ми живут в светлых, благоустроенных квартирах. Несемейные поселя ются в заводских общежитиях, в просторных комнатах на два - четыре человека. Большую помощь рабочим семьям оказывают предприятие бытового обслуживания, столовые, заводские ясли, детские сады. При за водах и фабриках имеются клубы, библиотеки. В свободное от рабсть время трудящиеся учатся в различных учебных заведениях, посещаю] народные университеты культуры, кружки текущей политики, творческие кружки, спортивные секции.

Домашнее производство и промыслы

Большинство башкирских промыслов до революции не выходило за рамки домашнего производства. Ткачеством, вязанием, шитьем обуви и одежды, обработкой шкур, выделкой кож, шерсти. изготовлением кожаной (в степных южных районах) или деревянной (в лесной местности) посуды занимались чуть ли не в каждом башкирском хозяйстве. Одежду и обувь шили только женщины. Выработка кожаной и деревянной посуды была делом мужчин.

В башкирском скотоводческом хозяйстве большое место занимала обработка животноводческих продуктов. С переходом к земледелию эти промыслы постепенно утратили свое прежнее значение. Шкуры башкиры обрабатывали так же, как и многие другие скотоводческие народы: очищали от остатков мяса и в растянутом виде просушивали на солнце, затем натирали свежим сыром (йэш король) и несколько дней квасили. Овчины для шитья верхней одежды в течение двух недель коптились в особых землянках из двух помещений, соединенных дымоходами; в одном помещении (сокор) тлели куски гнилого дерева, в другом (ыдтык) были раз вешаны шкуры. Подобным образом обрабатывали и кожи. Дубления башкиры не применяли. Кожи для изготовления посуды сшивали, наполняли золой и высушивали. После того как сосуды приобретали определенную форму, их коптили. Дымом обрабатывали и кожу, из которой делали обувь и ремни.

Овечья шерсть шла на изготовление тканых орнаментированных ковров (балад), сукна, вязаных изделий, войлока для обуви, чулок и головных уборов, войлочных кошем (кейе$). Валяли войлок вручную, закладывая шерсть между двумя циновками. В южных районах циновки обвязывали вокруг вала, в который впрягали лошадь, и катали по земле до тех пор, пока войлок не сваливался.

Для тканья использовали шерсть, а также нити, полученные из растительных волокон: крапивы, дикой конопли, позже - из культурной конопли и льна-долгунца. На станках с двумя и более ремизками, которые передвигались с помощью подножек, ткали сукно и ковры, простой и узорный холст. Из домотканого холста и пестряди шили одежду, делали полотенца, занавеси, скатерти и салфетки.

Большое место в башкирском бьтту занимали деревянные изделия, особенно посуда. Гончарное дело башкирам не было известно. Из березового нароста и кап-корня выдалбливали ковши, миски, ложки, черпаки и т. д. Делали посуду и со вставным дном: различных размеров сосуды для хранения продуктов, кадки и ведра.

Башкиры издавна были знакомы с обработкой металлов. Изделия башкирских кузнецов, оружейников находили распространение среди населения окрестных деревень. Башкирские кузнецы занимались не только ковкой металла, но и тонкими ювелирными работами. Сохранились отдельные предметы бытового обихода, металлические части конской упряжи, оружие, искусно украшенные чеканкой, гравировкой и чернением. Но с XVI в., когда царское правительство, напуганное народным движением на Южном Храле, запретило башкирам иметь кузницы, ювелирное ремесло начало исчезать, и в XIX в. редкие башкирские ювелиры занимались лишь изготовлением несложных женских украшений из серебра и монет.

В XIX в. под влиянием начавшегося в крае промышленного развития получили распространение промыслы, связанные с обработкой дерева: углежжение, гонка дегтя, смолокурение, изготовление ободьев, дуг, саней, телег, колес, плетение циновок. Со второй половины XIX в., когда скотоводство в хозяйстве башкир утратило прежнюю роль, лесной промысел стал основным занятием башкирского населения во многих деревнях горных районов.

Проникновение в башкирскую деревню товарно-денежных отношений привело к развитию в отдельных районах довольно узкой специализации кустарей. Так, в дер. Токиево Уфимского уезда 103 двора занимались исключительно бондарным делом, сбывая продукцию приезжим скупщикам. Центрами производства деревянной посуды стали восточная часть Стерлитамакского уезда и Бирский уезд Уфимской губ. Эта продукция находила сбыт на местных ярмарках, через скупщиков поступала на центральные российские рынки. В начале XX в. появились кустари- башкиры, занятые плотничьим ремеслом. Заготовка строительного леса, срубов для постройки домов и продажа их в безлесные районы Башкирии стали чуть ли не единственным средством существования многих башкирских семей по берегам р. Инзер и в верховьях Белой.

В советское время фабричная продукция - одежда, обувь, ткани, хозяйственная утварь, мебель - постепенно вытеснила изделия домашних и кустарных промыслов. Теперь трудно встретить в башкирских деревнях мастеров по обработке кожи, резчиков по дереву, ювелиров. Несмотря на то, что многие башкирские женщины умеют шить одежду, предпочтение отдается фабричным изделиям. В то же время прочное место в башкирском народном быту продолжают занимать предметы художественного ткачества. На севере республики ткут декоративные полотенца, скатерти, занавески; на западе и юге - преимущественно ковры, на юго-востоке - шали. В Уфе работает Художественный комбинат, выпускающий ворсовые и безворсовые ковры, панно, дорожки. Художники и мастерицы комбината широко используют в своем творчестве башкирский народный орнамент. Народные мотивы находят отражение и в продукции Уфимской фабрики строчевышитых изделий. На юге Башкирии, в Зианчуринском районе, создана мастерская, где народные вязальщицы и ткачихи заняты изготовлением пуховых и шерстяных шалей.

По-прежнему широко развито вязание. Из козьего пуха и овечьей шерсти вяжут носки, варежки, платки, шарфы. Дальнейшее развитие получили промыслы, связанные с обработкой дерева. В горно-лесных районах работает немало мастерских по выделке ободьев, колес, саней, телег. Столяры и плотники объединены в колхозные строительные бригады. В Бирске создана фабрика башкирских сувениров, выпускающая деревянные (из березового капа) резные и раскрашенные банки для меда, шкатулки, табакерки, женские украшения и т. д.

Бортничество. У человека неискушенного это слово обыкновенно ассоциируется с историей Древней Руси, и как многие занятия давно минувших дней, сам древний промысел, кажется, бесследно исчезнувшим. Однако это отнюдь не так.
Справка: Бортничество - первоначальная форма пчеловодства, основанная на содержании пчёл в дуплах деревьев для получения мёда.

В самом сердце России, на территории современного Башкортостана, сохранился уголок, где и сегодня добывают мед старинным способом: с помощью борти. Борть представляет собой улей простейшего устройства: дупло или выдолбленный чурбан.

Заповедник Шульган-Таш на территории Бурзянского района республики создан специально для сохранения уникальной формы пчеловодства, которая известна в этих краях с семнадцатого века. Если обратиться к истории, то успехами в пчеловодстве Башкирия славилась изначально. «Едва ли сыщется такой народ, который мог бы превзойти башкир в пчелиных промыслах», - писал в восемнадцатом веке о достижениях местного населения в бортничестве известный географ и чиновник Петр Рычков. В XVIII-XIX веках практически у каждой башкирской семьи имелись свои борти и дуплянки. И чтобы не было путаницы, хозяева пчелиных семей отмечали свои стволы и колоды с помощью особого именного знака – тамги. Борти в те времена ценились у башкир не хуже, чем сегодня ценится недвижимость. При отдаче в оброк своей вотчины они оговаривали стоимость бортей отдельно: "…за каждое ево дерево дельное по 10-ти коп., а за жилую пчелу по рублю по 50 коп., а где пчела сидела по рублю, а за снятую вершину и тамженое дерево по 5-ти коп., а за самосатку по 6-ти руб.". "Дельное дерево" означало новую борть, "жилая пчела" – так называлась борть с пчелами, "где пчела сидела" – борть, ранее уже заселявшая пчелами, "снятая вершина и тамженое дерево" – дерево, подготовленное к тому, чтобы делать в нем борть. Уникальный промысел едва не исчез в этих краях в середине XX века. Однако преимущества старинного способа добычи меда вовремя оценили и сохранили условия для его процветания.

Дар диких пчел: бортевой мед.

Для развития бортевого промысла необходимо редкое в природе сочетание: гектары липового леса в сочетании с высокоствольной сосной. Именно такие уникальные лесные массивы удалось сохранить в Бурзянском районе Башкирии.

Еще одним условием восстановления необычной формы пчеловодства стало сохранение популяции дикой медоносной пчелы, которая уже стала обитательницей Красной книги Республики Башкортостан. Дикая медоносная пчела, которую в этих краях зовут «kыр kорто» - особая популяция пчел среднерусской породы, сформировавшаяся в климатических условиях Южного Урала.

В настоящее время эта популяция существует только в Бурзянском районе республики Башкортостан, за что этих пчел нередко называют «бурзянками». Дикие пчелы живут в дуплах колониями (семьями) численностью до 80-100 тысяч особей. Крупная, раза в полтора больше обычных пчелиных особей, дикая башкирская пчела отличается темно-серым окрасом с отсутствием какой-либо привычной для пчел желтизны. Именно эта разновидность пчел генетически приспособлена к жизни в «диких» условиях: они не избалованы помощью человека и способны самостоятельно переживать пятидесятиградусные морозы, отличаются крепким иммунитетом, завидной работоспособностью и очень злобливым нравом. Обитательницы дупляного улья способны за две недели – тот короткий срок, что цветет липа – заготовить от 5 до 15 килограммов меда! В период медосбора дикая пчела работает с завидным трудолюбием: летает с раннего утра до самого позднего вечера, и даже плохая погода не воспринимается ей как уважительная причина отдохнуть. Сохранить бортевой промысел оказалось не просто прежде всего потому, что нелегко было сберечь популяцию дикой медоносной пчелы. Нельзя было допускать полного разорения бортей: в случае забора всего запасенного меда пчелиная семья была обречена на голодную смерть зимой. Кроме того, особенности размножения «бурзянки» превращали необходимость сохранения ее племенной чистоты в нетривиальную задачу. Дикие пчелы удаляются для спаривания на 17 километров от гнезда - при такой особенности почти невозможно избежать процесса метизации, поскольку совсем рядом с заповедником кочуют пасеки с домашними пчелами. Однако ученым удалось не только сохранить «бурзянку», но и вывести на территории заповедника даже несколько дочерних популяций башкирской пчелы. Работа на племенных пасеках и в лабораториях по селекции продолжается.

Возрождением бортевого пчеловодства занимаются как специалисты заповедника, так и местное население. Работа современного бортевика-пчеловода практически не отличается от труда его «исторических» коллег.

Для устройства борти, которая по-башкирски зовется «солоk», выбирается высокая и толстоствольная сосна: диаметром около метра. Надев мягкую обувь и привязавшись специальным плетеным ремнем к дереву, бортевик взбирается по сделанным насечкам на 12-15-метровую высоту с помощью специальных приспособлений. Да, дикие пчелы любят высоту! Возможно, это исторически обусловлено: чем выше устроится пчелиная семья, тем больше шансов избежать разорения – «браконьерство» медведя или куницы могло закончиться для неутомимых тружениц голодной зимовкой.

Достигнув уровня, на котором решено делать дупло, пчеловод привязывает к дереву специальную подставку-«лянге», опершись на нее, он может устойчиво работать на высоте. Выдалбливаемое в стволе дупло сообщается с внешней средой двумя отверстиями: небольшим летком – входом/выходом для пчел и должеей - щелью, которую закрывают заслонкой и через которую пчеловод сможет осматривать борть и отбирать мед. Искусственное дупло, диаметр которого может достигать 60-80 сантиметров, тщательно выскабливается, убирается изнутри сухой древесиной и оставляется на хорошую просушку на год-два. Примерно через это время в чистое и сухое помещение с отличными термоизоляционными свойствами заселится новая пчелиная семья. Требовательным новоселам необходимо, чтобы леток выходил на юг, поблизости была чистая вода и богатая кормовая база. Кроме того, у бортевиков есть и свои давние, проверенные временем, способы заманивания жужжащих жильцов в дупла: натирание их душистыми травами, приклеивание кусочков сот и т.д. Хорошо сделанная борть может служить более полутора веков!
Осенью, когда нужно достать мед, бортевик действует тем же способом: поднимается на дерево с помощью ремня и насечек, (пчелы, как ни удивительно, не беспокоятся) и, закрепившись на нужной высоте с помощью подставки, работает как обычный пчеловод: окуривает обитателей борти, достает соты и т.д.
Наряду с бортями-дуплами специалисты по разведению диких пчел широко используют борти-колоды. Дупло выдалбливается в куске ствола старого дерева по всем правилам устройства борти, а затем эта колода-улей привязывается к растущему дереву на любимой дикими пчелами высоте: 6-15 метров. Такой способ бортевого пчеловодства позволяет увеличить число бортей на пригодной для этого промысла территории и при этом не травмировать здоровые деревья.

В настоящее время на территории башкирского заповедника порядка 800 семей бурзянской пчелы обитают в условиях бортевого пчеловодства и в естественных дуплах деревьев. Интерес к возрождению бортевого промысла не случаен: бортевой мед оценили как самый экологически чистый продукт с ярко выраженными целебными свойствами. Он отличается от меда из рамочных ульев – и по цвету, и по вкусу. Традиционно дикий мед получается темно-коричневого цвета, поскольку насыщен воском и пергой. Перга – это пыльца цветов, обработанная выделениями пчелиных желез и предназначенная для кормления расплода. Особенно ценят бортевой мед за его зрелость: поскольку бортевые пчелы тревожатся человеком только раз в год, ближе к осени, мед успевает как следует созреть. Наличие большого количества микроэлементов, отсутствие вредных примесей и особо терпкий вкус и тонкий аромат делают такой мед дорогим, но высокоценным лакомством. Промысел, который еще вчера казалось атавизмом, постепенно становится рентабельным бизнесом. Дикий мед признан одним из «Семи чудес Башкортостана». Сегодня заповедник «Шульган-Таш», расположенный на территории Башкирии, считается единственным местом в мире, где сохранилось бортничество, а значит и единственным регионом, где можно отведать настоящий дикий мед.