Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Пигменты западноевропейских мастеров до конца XVII века. Учебный проект «История краски

Пигменты западноевропейских мастеров до конца XVII века. Учебный проект «История краски

В общем, краски можно определить, как совокупность веществ, предназначенных для изменения цвета предмета. В жизни человека краски встречаются на каждом шагу, будь то свой дом или дачный посёлок. Даже не задумываясь о том, мы видим результат «деятельности» краски везде: от живописных картин, написанных великими художниками, до крашеных фасадов домов и заборов. Любой из нас, немного задумавшись, может назвать больше десяти наименований красок, использующихся в разных сферах жизни.

Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая чистые и сочные оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времён.

Первобытные времена

Яркие минералы притягивали взор наших далёких предков.

Именно тогда человек догадался растирать такие вещества в порошок и, добавляя некоторые элементы, получать первые в истории краски. Цветная глина также шла в ход. Чем больше развивались люди, тем больше становилась потребность запечатлеть и передать свои знания. Сначала для этого использовались стены пещер и скал, а также самые примитивные краски. Считается, что самым древним из обнаруженных наскальных рисунков уже более 17 тысяч лет! При этом живопись доисторических людей довольно хорошо сохранилась.

В основном первые краски изготавливались из железистого природного минералы охры. Название имеет греческие корни.

Для светлых оттенков использовали чистое вещество, для получения более тёмных добавляли в смесь чёрный древесный уголь. Все твёрдые вещества растирались вручную между двумя плоскими камнями. Далее непосредственно краску замешивали на животных жирах. Такие краски хорошо ложились на камень и долго не высыхали из-за особенности взаимодействия жира с воздухом. Получаемое покрытие, как уже было сказано ранее, было очень прочным и стойким к разрушительным воздействиям окружающей среды и времени.

Для наскальной росписи использовалась преимущественно жёлтая охра. Красноватые оттенки оставляли для ритуальных рисунков на телах умерших жителей племени.

Предположительно, именно эти обряды дали современное название минералу красный железняк - гематит, с греческого языка переводимого как «кровь». Красный цвет придаёт минералу безводная окись железа.

Древний Египет

Шло время, и человечество открывало для себя новые виды и способы производства красок. Примерно пять тысяч лет назад появилась киноварь - ртутный минерал, придающей краске алый цвет. Наибольшую популярность киноварь завоевала у древних ассирийцев, китайцев, египтян, а также в древней Руси.

Египтяне на заре расцвета своей цивилизации открыли секрет изготовления пурпурной (фиолетово-красной) краски. Из особого вида улиток выделяли секрецию, которую потом добавляли в стандартный состав красящих веществ.

Для создания белой краски с древнейших времён люди использовали известь, которая является конечным продуктом сжигания известняковых минералов, устриц, мела и мрамора. Такая краска была одной из самых дешёвых и простых в изготовлении. Кроме того, белая известь может поспорить с охрой в вопросе древности рецепта.

Египетские гробницы и пирамиды фараонов перенесли из времён расцвета египетской цивилизации удивительно красивый и чистый оттенок - ляпис-лазурь, натуральный ультрамарин. Даже спустя несколько тысяч лет рисунки не потеряли своей яркости и не потускнели. Основным красящим пигментом в такой краске является порошок минерала под названием лазурит. В Древнем Египте лазурит был очень дорог. Чаще всего бесценную краску применяли для изображения священного символа египтян - жука-скарабея.

Надо сказать, что с древнейших времён методы производства краски не претерпели значительных изменений. Твёрдые вещества также перетирают в порошок, правда, используя при этом специальные установки. Вместо натуральных жиров сейчас используют полимерные вещества. А вот для получения тёмных оттенков всё так же применяют сажу, но уже очищенную современными способами.

Древний Китай

Китайской цивилизации принадлежит пальма первенства в создании бумаги. Здесь же, за Великой Китайской стеной, появились лёгкие акварельные краски. В их состав, помимо красящих веществ и масел, входят мёд, глицерин и сахар. Для создания картин из акварельных красок нужна подходящая основа. Холсты, древесина, камни и другие традиционные предметы, на которые наносятся краски, не могут быть использованы для этой цели: акварель не ляжет на них хорошо. Поэтому при рисовании акварельными красками применяют только бумагу. Это объясняет факт появления таких красок именно в Китае, который является прародителем бумажного производства.

Средние века

Средневековье подарило миру масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надёжность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и другие.

Во времена Средневековья люди научились накладывать масляные краски именно тонкими слоями. Получившаяся картина приобретала за счёт этого глубину и объем. Улучшалась и цветопередача.

Однако далеко не все мастера средневековой живописи создавали свои краски на основе растительных жиров. Кто-то замешивал красящие вещества на яичном белке, кто-то - на казеине, являющимся одной из производных молока.

Из-за уникальных особенностей производства разных красок не обошлось без исторических казусов. «Тайная вечеря», созданная знаменитым средневековым мастером Леонардо да Винчи, начала разрушаться ещё при жизни художника. Это произошло потому, что масляные краски на основе растительных жиров были смешаны с красками на основе разведённого в воде яичного белка. Химическая реакция, возникшая при этом, помешала надёжности покрытия и сохранности картины.

Натуральные компоненты вкупе с ручным производством делали краски довольно дорогим материалом. Особенно это касалось натуральной ляпис-лазури. Минерал лазурит, используемый при изготовлении ультрамариновой краски, импортировали в Европу из стран Ближнего Востока. Минерал был очень редким и, соответственно, дорогим. Художники применяли ляпис-лазурь только тогда, когда заказчик произведения заранее оплачивал краски.

Новые открытия

Ситуация начала меняться в начале 18 века. Немецкий химик по фамилии Дисбах занимался улучшение качества красной краски. Но однажды учёный получил вместо ожидаемого алого цвета краску оттенка, очень близкого к ультрамариновому. Это открытие можно считать революцией в производстве красок.

Новую краску назвали «берлинской лазурью». Её стоимость была в разы ниже, нежели у натуральной ультрамариновой краски. Неудивительно, что берлинская лазурь быстро завоевала популярность у художников того времени.

Век спустя во Франции появилась «кобальтовая синька» - краска, получившаяся ещё более чистой и яркой, чем берлинская лазурь. По внешним качествам кобальтовая синька оказалась ещё ближе к натуральной ляпис-лазури.

Вершиной деятельности учёных и исследователей в этой области стало изобретение абсолютного аналога натуральному ультрамарину. Новая краска, которую получили во Франции почти четверть века спустя после кобальтовой синьки, получила название «французский ультрамарин». Теперь чистые синие цвета стали доступны всем художникам.

Однако существовало одно немаловажное обстоятельство, которое значительно понижало популярность искусственных красок. Компоненты, используемые в их составе, нередко были вредны или даже смертельно опасны для здоровья человека.

Как было выяснено в 70-х годах 19-го века, особенно большую угрозу представляла изумрудно-зелёная краска. В её состав входили уксус, мышьяк и окись меди - действительно, страшная смесь. Существует легенда, что на самом деле бывший император Наполеон Бонапарт умер, отравившись парами мышьяка. Ведь стены в его доме, находящемся на острове Святой Елены, где Бонапарт пребывал в ссылке, были покрыты именно зелёной краской.

Массовое производство

Как уже известно, краски использовались ещё пещерными людьми при создании наскальных рисунков. Однако массовое производство красок было начато менее двух веков назад. Раньше все краски изготовляли вручную: растирали в порошок минералы, смешивали их со связующими веществами. Такие краски не хранились долго. Уже спустя сутки они становились непригодными для использования.

На заре развития лакокрасочной промышленности в продаже были и готовые к непосредственному использованию краски, и сырьё для их ручного изготовления, так как многие люди придерживались консервативных взглядов и делали краски «по-старинке». Но с развитием промышленности и новых технологий готовые краски постепенно вытеснили ручное производство.

С развитием лакокрасочной промышленности краски становились всё лучше и безопаснее для использования.

Многие вредные вещества - например, мышьяк и свинец, входившие в состав киновари и красного сурика соответственно - были заменены на менее опасные синтетические компоненты.

Неорганические вещества придают краске устойчивость к разрушению, а также помогают сохранить яркость цвета за счёт постоянного состава, что немаловажно при производстве краски в промышленных масштабах.

Однако в последнее время возвращается спрос на натуральные краски. Скорее всего, это связано с их экологичностью и безопасностью благодаря входящим в состав природным компонентам. Переход на экологически чистые технологии обусловлен общей экологической ситуацией на планете.

Так часто, разглядывая картины гениальных художников, у многих начинают «чесаться руки». Хочется самому создать гениальный шедевр живописи, пусть и в масштабе своей семьи. Душа требует красоты, а руки - холста и кисти.

Большинство учёных считают, что древние люди появились свыше двух миллионов лет назад. Следы их существования археологи нашли в Восточной Африке. Условия здесь были благоприятные для первобытного человека: жаркий климат, в достатке съедобных кореньев и плодов, есть, где укрыться от непогоды и хищников. Жизнь древнего человека завесила от природы. Первобытная история длилась сотни тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды. На территории нашей страны они появились примерно полмиллиона лет назад.

Возникновение первобытного искусства

Уже тогда существовало древнейшее искусство. Древнейшие изображения были обнаружены в Испании, на юге Франции, в России на Урале.

Первобытное искусство известно с незапамятных времён. К древнейшим изображениям на стенах пещер относятся изображения-оттиски человеческой руки. Почти 150 лет назад в Испании обнаружили пещеру, на стенах и потолке которой были рисунки. Позднее во Франции и Испании обнаружено более 100 подобных пещер.

В развитии пещерного искусства выделяется несколько периодов:

Первый период (ХХХ тыс. лет до н. э.). Когда поверхность внутри контура рисунка заполнялась чёрной или красной краской.

Второй период (до Х тыс. лет до н. э.) - отмечен переходом к косым параллельным штрихам. Так стали изображать шерсть на шкурах животных. Вводились дополнительные цвета (различные оттенки жёлтого и красного) для пятен на шкурах быков, лошадей, бизонов.

В третьем периоде (с Х тыс. до н. э.) – пещерное искусство стало очень объёмным с применением разноцветных красок

Первые краски.

Что же такое краски? В толковом словаре С. И. Ожигова дается вот такое определение:

Краска – однородное окрашенное вещество, придающее тот или иной цвет предметам. Широко используется в народном хозяйстве, быту, а также в живописи.

Конечно, красок в современном понимании этого слова у древнего человека не было. Он брал для своих рисунков природные материалы.

Первой краской была глина. Она бывает разная: жёлтая, красная, белая, синяя, зеленоватая. Древний художник высекал рисунок на скале, а затем в углубление втирал глину, смешанную с жиром животного. Часто древние художники использовали охру - краску красного, жёлтого и коричневого цвета, встречается в природе в виде глины или рассыпчатых маленьких комочков. Наскальные рисунки были сделаны и углём, который всегда был под рукой, а также чёрной сажей и копотью.

Краски из минералов, растений и животных.

Рисовали наши предки и красками, которые получали из горных пород. Синюю краску добывали из минерала лазурита, зелёную из – малахита, а красную из минерала, который называется киноварь.

Со временем люди научились добывать и делать много различных красок. Особенно ценился пурпурный багряный цвет. В Древнем Риме одежду пурпурного, багряного цветов носил только император. Эта краска была очень дорогой, её добывали из раковин улиток живущих в Средиземном море. Чтобы получить 1 грамм такой краски надо было обработать10 тысяч раковин. Делали краски даже из насекомых. Тропические насекомые – кашинель – были источником красной краски под названием «кармин».

Яркие и стойкие краски получали из растений. Растительные краски в древности применялись человеком, для украшения оружия, одежды, и жилища. Сначала это были соки ярких лепестков, листьев, плодов растений, затем люди научились приготавливать специальные красители из растений.

Например, из коры барбариса, ольхи, молочая получали жёлтую краску.

Луковая шелуха, кора дуба и листья хны, это растение лавсония давали коричневую краску.

Много разных красок добывали из растений и в Древней Руси. Синюю краску получали из корня горца красильного, жёлтую из корней щавеля конского, вишнёвую из лишайника степной золотянки, а с помощью ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые цвета.

При раскопках египетских пирамид найдены ткани синего цвета, окрашенные индиго, краситель из листьев растения индигофера.

Были найдены такие растения, из которых можно было получить краску нескольких цветов. Так, например, из растения зверобой получали красную, жёлтую и оранжевую краску. А из растения манжетка получали жёлтую, зелёную и чёрную краску. Особенно широкую цветовую палитру давало такое растение как марена красильная. Знаменитые яркостью красок и многоцветием дагестанские ковры ткались из шерсти окрашенной веществом, которое получали из корней марены.

Заключение.

Результаты наблюдений.

Мной был проведёно наблюдение.

Много раз я видела, как бабушка и мама красили луковой шелухой пасхальные яйца. У них получался очень насыщенный бордовый цвет.

К празднику мама часто печёт торт и украшает его кремом, в который добавляет сок свеклы и моркови. У неё получаются красные розочки и оранжевые цветы.

Результаты эксперимента.

Я сама провела эксперимент и попробовала сначала древесным углём нарисовать рисунок, а потом раскрасить его соком свеклы и моркови. К своим новым краскам я добавила отвар растения тысячелистника. У меня получился цветной рисунок «Цветы».

Таким образом, из всех рассмотренных выше красок, которые использовал древний художник можно сделать вывод:

1) Конечно красок в современном понимании этого слова у древнего человека не было. Он брал для своих рисунков природные материалы.

2) Цвет применялся для раскраски, хотя не очень отличался от естественного. Он носил условный характер, для выделения более важных предметов в рисунке.

3) Роспись осуществлялась минеральными красками, красками из растительного и животного мира

4) Краски, изготовленные из природных материалов, были доступны и безвредны.

5) До наших дней дошли рецепты приготовления некоторых красок из природных материалов таких как: коричневая из луковой шелухи, бордовая из свеклы и оранжевая из моркови и многие другие.

Из своего исследования я сделала вывод: выдвинутая мной гипотеза, что древние люди находили краски в природе, полностью подтвердилась.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №88 Г.ТЮМЕНИ

Безопасная живопись

Россия, Тюменская область, г.Тюмень,

МАОУ СОШ №88, 9 класс

Научный руководитель:

Исакова Людмила Георгиевна,

учитель химии

МАОУ СОШ №88 г.Тюмени

г. Тюмень, 2016


Введение . ..3

История возникновения красок ………………………………………………….4

Изготовление красок разных цветов в древности. 4

Современные краски. 6

Химический состав и его влияние на организм человека. 6

Состав красок без химически-опасных элементов. 9

Создание продукта . 11

Вывод . 12

Список используемой литературы .. 14

Приложения . 14


Введение

В современном мире мы сталкиваемся с живописью каждый день, а для многих детей и подростков живопись является основным увлечением. Часто пользуясь красками, я задалась вопросом их безвредности, а также из каких веществ делают современные краски, актуальны ли древние методы изготовления красок и можно ли сэкономить на покупках красок и сделать их самому. Этим и обусловлен выбор темы проекта - «Безопасная живопись »

Исходя из актуальности и практической значимости темы, можно сформулировать цель данной работы: изучить химический состав современных красок. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить историю создания красок и их химический состав в древности

Изучить состав современных красок

Обобщить собранный материал и определить безвредность современных красок

Собрать информацию о способах изготовления химически-безопасных красок

Изготовить продукт

Процесс создания проекта можно разделить на несколько этапов:

Изучение химического состава разных видов современных красок, определение их влияния на организм человека

Практический этап, включающий подготовку материалов и непосредственно изготовление красок


1. История возникновения красок

Изготовление красок разных цветов в древности

Растительные краски с древности применялись человеком для украшения оружия, одежды и жилища. Сначала это были соки ярких лепестков, листьев, плодов растений. Затем люди научились изготавливать специальные краски из растений. При раскопках египетских пирамид найдены ткани синего цвета, окрашенные индиго (краситель из листьев растения индигофера). В Древней Руси синюю краску добывали из корня горца красильного, желтую - из корней щавеля конского, вишневую - из лишайника степной золотянки, а с помощью ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые тона. Из манжетки научились получать желтую, зеленую и черную краски, из зверобоя - красную, желтую и оранжевую. Особенно широкую цветовую палитру давала марена красильная. Знаменитые яркостью красок и многоцветием дагестанские ковры ткались из шерсти, окрашенной веществом, которое получали из этого растения.

Желтые краски

Наиболее древним пигментом, известным доисторическим «живописцам» - авторам пещерных росписей, была желтая натуральная земля, называемая греками охрой. Желтые охры - природные земляные краски, представляющие продукт выветривания железной руды и полевого шпата. Месторождения охр встречаются повсеместно. В классическую эпоху охры добывали в разных местах.

Красные краски

С доисторических времен, подобно охрам, известны в живописи красные земли. Красные земли, или красные охры, - натуральные красные земли, представляющие собой преимущественно глины или минералы, окрашенные безводной окисью железа, продукта выветривания красного железняка, разнообразные по цвету: от светлого теплого красного (английская красная) до холодных фиолетовых (капут-мортум) и желтовато-розовых (розовая поцуольская земля).

Красные земли в живописи известны давно. Они применялись в стенных росписях многих пещер эпохи палеолита.

Красный пигмент милтос, который, скорее всего, относится к группе красных железосодержащих и глинистых пигментов, называл Теофраст, различая три его разновидности: очень красный, светлый и средний между ними.

Белые краски

Известь, обобщённое название продуктов обжига - известняков, мела, мрамора, устричных раковин и пр. Известь, как материал живописи, была известна за 25 -15 тыс. лет до н.э.. Известковые белила являлись основной белой краской в египетских фресках эпохи Древнего царства за 3-2 тыс. лет до н.э.. Они применялись в античной стенной живописи древнеэтрусских гробниц.

Свинцовые белила, белая свинцовая краска, относящаяся к наиболее древним. Впервые о них упоминает древнегреческий естествоиспытатель Теофраст (372-287 до н.э.). За свой долгий путь использования в живописи эта краска имела множество названий: у древних греков - psimithium, псимигион, псимитий, псимитиум. У римлян: Ceruse, cerosium, церусса.

Синие краски

Ляпис-лазурь, лазурит или ультрамарин натуральный.Ляпис-лазурь или ультрамарин натуральный принадлежит к древнейшим краскам, применяемым в живописи. Получали пигмент, для краски тонко размалывая минерал лазурит. Лазурит может иметь цвет от ярко-синего до пурпурного и содержать вкрапления пирита, который выглядит как золото. В Древнем Египте лазурит ценился наравне с золотом:, так как он был редким камнем. Напоминая своим видом усыпанный звёздами небосвод, он считался священным камнем жрецов и фараонов. Жрецы-судьи носили амулет на шее из ляпис-лазури с надписью «истина». Синий цвет ляпис-лазури как бы указывает на его небесное происхождение (синий цвет, так же как и золото, считался божественным, символизирующим, прежде всего, бога Амона).

Современные краски


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03

Наиболее ранние письменные источники, содержащие сведения о пигментах, — это сочинения античных авторов — Теофраста (IV—III в. до н. э.), Диоскурида и Витрувия (I в. до н. э.). Однако наиболее полный свод сведений о пигментах древности — «Натуральная история» Плиния (I в. н. э.). Описанные Плинием пигменты оставались в обиходе живописцев вплоть до начала промышленного производства красок, а некоторые из них используются и ныне. По свидетельству Плиния, древнегреческие живописцы Апеллес, Аетион, Меланфий и Никомах «совершили бессмертные творения», каждое из которых «стоило имущества целых городов», пользуясь лишь четырьмя красками: белой, желтой, красной и черной (XXXV, 50). Во времена самого Плиния количество красок значительно увеличилось и составляло уже около двадцати 5 . Появились не только новые по цвету краски, но расширился ассортимент пигментов уже известных цветов. Отмечая обогащение живописной «палитры», Плиний, предвосхищая авторов конца XVIII — XIX веков, писал: «Мы были богаче искусством, когда были беднее материалами. Не душа, но материал ценятся теперь в искусстве» (XXXV, 50).

Согласно Плинию, наиболее древними были следующие четыре краски. Мелин, или мелинум (melinum) — белый пигмент, который привозили с острова Мелос в Эгейском море (XXXV, 37). Этой краской, как пишет Плиний, пользовался Апеллес (вторая половина IV в. до н. э.) 6 . Употребление желтой краски — аттической желти (silatticum) Плиний связывает (XXXIII, 160) с деятельностью афинских живописцев Микона и Полигнота (V в. до н. э.). По-видимому, в данном случае речь идет о натуральном пигменте — желтой охре. Третьей была красная — синопская земля (sinopisterra). Встречалась она во многих местах, однако наибольшее предпочтение греки отдавали красной земле с острова Лемнос: эта краска «весьма прославляема была от древних вместе с островом, на коем родится» (XXXV, 31—33) 7 . Черную (atramentum) — получали искусственным путем. Как писал Плиний, Микон и Полигнот пользовались виноградной черной (tryginon), получаемой пережиганием виноградных выжимок, а Апеллес использовал жженую слоновую кость (atramentumelephantinum) (XXXV, 42).

Постепенно ассортимент красок расширялся, и уже во времена Теофраста живописцы знали такие популярные в будущем пигменты, как свинцовые белила, киноварь и аурипигмент, азурит и ярь-медянку, по-видимому, малахит и ультрамарин из ляпис-лазури и некоторые другие. При исследовании красок фаюмских портретов, относящихся к I—III векам нашей эры, на многих из них были обнаружены краски только четырех цветов: белая (свинцовые белила), желтая (охра), красная (красная земля) и черная (угольная) . Однако в других случаях, как, например, на портрете из Каирского музея, кроме перечисленных, был найден красный органический краситель , а на женском портрете II века из Кракова были открыты киноварь двух видов (крупнозернистая, которой был написан рот, и мелкозернистая, использованная как лессировочный пигмент), зеленая земля в смеси с коричневой типа умбры, органическая черная в смеси с индиго, египетская (медная) синяя .

Древнейшим белым пигментом станковой живописи были свинцовые белила, называемые Плинием и большинством античных и средневековых авторов церусса (cerussa) 8 , псимитий, или псимициум (psimithium). Свинцовые белила — одна из красок, приготовляемых искусственно, путем окисления «острейшим уксусом» свинцовых пластин или стружек (Плиний, XXXIV, 175—176). Можно сказать без всякого преувеличения, что на протяжении всей истории европейской живописи этот пигмент оставался важнейшим 9 . И не только потому, что до появления в XIX веке цинковых белил он был единственным белым пигментом. Свинцовые белила всегда рассматривались как эквивалент естественного света, они использовались для передачи формы предметов, в смеси с ними писали человеческое тело, они присутствуют почти во всех светлых участках живописи в чистом виде или в смеси с другими пигментами. Со временем их стали применять как материал для грунта. Этот пигмент стирали со всеми видами связующего — воском, яйцом, камедью, животным клеем, с высыхающими маслами. Одним словом, трудно представить себе произведение, написанное до середины XIX века, где бы этот пигмент ни фигурировал в той или иной степени 10 .

Еще более древним пигментом, известным доисторическим «живописцам» — авторам пещерных росписей, была желтая натуральная земля, называемая греками охрой. В классическую эпоху охры добывали в разных местах. Плиний указывает на светлые охры (sillucidum) — аттическую и привозимую из Галлии, «употребляемые для изображения света», и охры из Ахеи, «используемые для изображения теней». Существовали и другие разновидности этого пигмента (XXXIII, 158—160). Подобно свинцовым белилам, желтые железосодержащие пигменты широко используются в живописи вплоть до наших дней. Их применяли и применяют как в натуральном виде, так и пережигая для получения пигментов другого цвета — обычно красного, на что указывал еще Теофраст.

Во времена Теофраста знали уже и другую желтую краску— аурипигмент (auripigment), или орпимент 11 —сернистый мышьяк, добываемый для живописцев, по словам Плиния, в Сирии (XXXIII, 79). Эта краска, применявшаяся часто для имитации золота, была широко распространена в средние века и в эпоху Возрождения. В отличие от других сульфидных пигментов (например, киновари и ультрамарина), с которыми часто смешивались свинцовые белила, смешивать с белилами аурипигмент не рекомендовалось. В рукописи Марциана в связи с этим говорится, что многие кроющие краски «смешением взаимно портят друг друга, как свинцовые белила и медянка или свинцовые белила и аурипигмент» 12 . Аурипигмент встречается нескольких видов — от лимонно- и золотисто-желтого до оранжевого.

Под названием сандарак (sandaraca) был известен Теофрасту, Плинию и другим древним авторам еще один сульфидный пигмент, который, по словам Плиния, добывали в золотых и серебряных рудниках. «Рыжего» цвета, пахнущий серой, он считался тем лучше, чем был «зловоннее» (Плиний, XXXIV, 177). Обычно сандарак отождествляют с реальгаром — минералом красно-оранжевого цвета 13 .

Искусственной желтой краской была получаемая путем прокаливания свинцовых белил желтая окись свинца. Она походила цветом на сандарак (Плиний, XXXIV, 176) и использовалась как его фальсификат (XXXV, 39). Краска эта, очевидно, была мало распространена; она не обнаружена аналитически в произведениях старой живописи, и о ее приготовлении говорят только поздние источники.

Органической желтой, известной задолго до Плиния, была краска шафран, приготавливаемая из растения Crocussativus. Плиний пишет, что еще брат греческого скульптора Фидия — Панен покрыл стены храма Минервы в Элиде желтой шафрановой краской (XXXVI, 177). В качестве краски, заменяющей золото, о ней говорит Лейденский папирус, а Теофил рекомендует шафран для «позолоты» оловянной фольги 14 . Шафран как прозрачный желтый лак широко использовался в живописи в течение нескольких столетий.

С доисторических времен, подобно охрам, известны в живописи красные земли — красные железосодержащие пигменты, разнообразные по цвету: от светлого теплого красного (английская красная) до холодных фиолетовых (капут мортум) и желтовато-розовых (розовая поццуольская земля). Согласно Плинию, «красные, красноватые и средние между ними» земли привозили из Египта, добывали на острове Лемнос, в Каппадокии (XXXV, 31—33) 15 , а также, по-видимому, в других местах.

Искусственным путем получали другие красные. Пережигая свинцовые белила, получали очень почитаемую в античности и в средние века красную краску — сурик (cerussausta или purpureacerussa) 16 . Сурик, по словам Плиния (XXXV, 38), был получен случайно при пожаре в Пирейской гавани; первым его использовал афинский живописец Никий (вторая половина IV в. до н. э.). В эпоху средневековья его широко использовали в миниатюрной и станковой живописи. Краску того же цвета получали, пережигая некоторые виды охры (silmarmorosum) и «гашением оной посредством уксуса». «Без сей краски, — писал Плиний (XXXV), — нельзя выразить теней в живописи».

Под именем миний и миниум (minium) фигурирует у Витрувия и Плиния одна из наиболее широко распространенных красных красок — натуральная киноварь. «Древние, — говорит Плиний (XXXIII, 117), — писали киноварью картины, которые и ныне еще называют единоцветными (monochromata)». Киноварь привозили из серебряных рудников, причем лучшей считали добываемую «выше Эфеса в полях Цильбианских» (XXXIII, 113) 17 . Киноварь — это сульфид ртути кристаллической формы чистого красного, красно-коричневого или малиново-красного цвета. Предполагают, что она была известна еще ассирийцам и египтянам. Позже понятие «киноварь» стало обозначать краску драконова кровь. Плиний был очень высокого мнения об этой краске. «Cinnabaris, — пишет он,— есть индийское слово. А именно так называют индийцы кровь Дракона... Да и нет другой краски, которая бы в живописи изображала кровь столь хорошо как сия» (XXXIII, 117). Плиний полагал, что cinnabaris действительно получается из «крови дракона». На самом деле это была краска растительного происхождения, получаемая из драконова дерева (DracaenaDraco). В более поздних источниках эта краска, именуемая «драконова кровь», рекомендуется только для миниатюрной живописи. Ченнини (гл. 43) говорит о ней: «Оставь ее в покое и не очень о ней печалься, так как она не принесет тебе чести» 18 .

Одной из наиболее дорогих красных красок, которые выдавались живописцу «от хозяина», был багрянец, или пурпур (purpurissim) — красящее вещество красновато-фиолетового цвета, извлекаемое из морской пурпурной улитки (Murexbrandaris) и осаждаемое на «среброцветный мел» (cretaargentaria) (Плиний, XXXV, 44). Пурпур был очень распространен в миниатюрной живописи средневековья. Северный пурпур был темным, с фиолетовым оттенком, а южный — красным.

На протяжении многих столетий применялась и была распространена другая органическая красная — мареновый лак, или краплак. До Плиния (XXXV, 45) о ней писали Витрувий (называвший ее лаком из корня багрянки) и Диоскурид. Эту краску извлекали путем экстракции из корней красильной марены, или краппа (Rubiatinctorum). Состояла она из двух веществ — ализарина и пурпурина, осаждаемых на минеральную основу. С XVI века красильную марену разводили в Голландии, а в XVII веке — во Франции. Наиболее распространен мареновый краплак в живописи XVII—XIX веков. Полученный в 1869 году искусственный ализарин вытеснил органический краситель. Упоминает Плиний (IX, 41) и об использовании другого органического красного красителя—кермеса 19 , применяемого для окрашивания тканей в «кармазиновый» цвет 20 .

Натуральной зеленой краской издавна служила зеленая земля (cretaviridis), называемая Плинием «худой краской» (XXXV, 48). Зеленая земля, или глауконит,— краска неяркая, скорее тусклая. Под разными названиями — веронская земля, terraverde и другими — она применялась живописцами практически всех художественных школ. В зависимости от месторождения состав пигмента и его цвет несколько варьировались.

Другой зеленой краской была хризоколла (chrysocolla), о которой Плиний, по-видимому, ошибаясь, писал, что она «прежде окрашивается, нежели употребляется в краску» (XXXIII, 86—90). По мнению Плиния, хризоколла — это минеральный продукт, на который осаждали сок растений. Подчеркивая это, Плиний писал, что хризоколла обладает свойством «вбирать в себя красильный сок подобно льну и шерсти». В нескольких местах своего трактата говорит о хризоколле и Теофраст, подробно ее не описывая. Однако указание на то, что она встречается в медных шахтах, позволяет предполагать, что речь может идти о двух медных минералах, из которых получали зеленый пигмент,— о малахите и хризоколле 21 .

«Палитра» не только античных и средневековых живописцев, но и мастеров Возрождения и художников XVII—XVIII веков была очень бедна зелеными пигментами. Получить яркую зеленую путем смешения синего и желтого пигментов тоже не удавалось, так как единственной ярко-желтой краской был содержащий серу аурипигмент, не допускающий смеси с синими медными красками. Поэтому со времен античности художники знали и широко использовали искусственно приготовляемую ярко-зеленую краску — ярь-медянку, или медную ярь. Ярь-медянка (aerugo), по словам Плиния, была «в великом употреблении» (XXXIV). Как живописная краска она упоминается и у других античных авторов начиная с Теофраста. Рецепты ее приготовления можно проследить начиная с этого времени вплоть до XIX века, когда она была почти полностью вытеснена вновь открытыми пигментами. Ярь-медянка — собирательный термин для обозначения ацетатов меди различного химического состава с оттенками от зеленого и зелено-синего до сине-зеленого и голубого. Обычно различают два вида этого пигмента, используемого в западноевропейской живописи: голубую основную ярь-медянку, изготовлявшуюся в винодельческих районах (например на юге Франции), где виноградные выжимки смешивались с медными пластинками, и зеленую нейтральную кристаллическую ярь-медянку, получаемую путем растворения медных стружек в уксусе. Такую же зеленую медную получали, действуя на голубую основную ярь крепким уксусом. Обе краски относятся к числу самых нестойких. Голубая ярь быстро становится зеленой; нейтральная, зеленая ярь изменяется меньше, но тоже не остается постоянной в цвете. Со временем оба пигмента в масляном связующем, а нейтральная ярь-медянка — в яичной темпере темнеют. В результате на картинах «старых мастеров» вместо зеленых можно видеть коричневые листья деревьев и такие же луга. Так как эти изменения (образование окиси меди) происходят при контакте с воздухом, в старых руководствах по технике живописи рекомендовалось ярь-медянку сразу же изолировать слоем лака.

При атрибуции картин, для определения их подлинности очень важно знать время применения того или иного пигмента. В этом отношении очень любопытны результаты лабораторного исследования ярь-медянки на произведениях европейских мастеров XIII—XIX веков . Установлено, что чаще всего ярь-медянка встречается на картинах XV—XVII веков. В ранней (итальянской, нидерландской и немецкой) живописи ярь-медянка применялась исключительно как пигмент для усиления зеленых тонов, поскольку известные тогда зеленые пигменты (малахит, зеленая земля) или составные зеленые не обладали необходимой насыщенностью цвета. До середины XVI века ярь-медянка широко применялась в смеси со свинцовыми белилами или свинцово-оловянистой желтой как кроющая краска. Сверху на ярь-медянку наносился слой прозрачной лессировки, о чем неоднократно упоминается в источниках. Например, Леонардо да Винчи пишет, что когда хотят закончить произведение ярь-медянкой, то ее покрывают тонким слоем алоэ, растворенным в водке; можно также растереть алоэ с маслом, с ярь-медянкой или с любой другой краской. В XVII—XVIII столетиях и позже ярь-медянка используется как лессировочная краска, наносимая поверх зеленой земли. В картинах XVIII—XIX веков ярь-медянка встречается значительно реже: живописцы XVIII века не испытывали потребности в ярко-зеленой краске, а в начале следующего столетия появился более стойкий и более красивый пигмент — изумрудная зелень.

Вступая в реакцию со смолами, ярь-медянка образует новое соединение — медный резинат. Обычно медными резинатами называют прозрачный ярко-зеленый лак, приобретающий такую окраску за счет медных солей смоляных кислот . Резинат меди широко использовался в XV—XVI веках, однако наиболее ранний из известных рецептов его приготовления относится к XVII веку и описан де Майерном: «Красивая зеленая. Рецепт: смешайте 2 унции венецианского терпентина и 1 1 / 2 унции терпентинового масла, добавьте 2 унции медянки в кусках, поставьте на горячую золу и дайте потихоньку кипеть. Попробуйте на стекле, нравится ли вам краска, и процедите сквозь полотно» (§ 61, см. также § 62). Медным резинатом пользовались главным образом как лессировочнои краской. Однако применение ее оказалось пагубным: со временем из-за окисления смоляного элемента краска теряла первоначальный цвет, превращаясь в коричневую. Этот процесс необратим, восстановление первоначального цвета невозможно. Нужно, однако, заметить, что подобное изменение, столь характерное, например, для голландской живописи XVII века, коснулось картин не всех художников. Например, на поперечном срезе частицы, взятой с зеленого занавеса на картине Мемлинта «Мадонна с младенцем» (лондонская Национальная галерея), было обнаружено три зеленых слоя — слой темно-зеленого цвета, состоящий из смеси ярь-медянки со свинцовыми белилами и желтой окисью свинца (?), второй слой из тех же компонентов, но более светлый, и третий слой чистого медного резината, нанесенного в виде лессировки. Ближе к поверхности зеленый слой переходит в коричневый, однако пока зеленый подмалевок надежно защищен от соприкосновения с воздухом, колорит живописи не меняется; со временем он становится лишь немного теплее. Этим объясняется сохранение зеленого цвета в произведениях ван Эйка, Рогир ван дер Вейдена, Козимо Тура и их нидерландских и итальянских современников .

По всей вероятности, Плинию было известно несколько синих красок. «В серебряных рудниках,— пишет он,— родятся также краски желть (sil) и синь (coeruleum)» 22 (XXXIII, 158). В старину, продолжает он (ХХХШ, 161), было несколько видов этой краски: египетская (coeruleumaegyptium), скифская (с. scythicum), кипрская (с. cyprium), пуцеольская (с. puteolanum), и испанская (с. hispaniens). На аналогичные источники получения синего пигмента — кианоса (египетского, скифского, кипрского и др.), примерно за триста пятьдесят лет до Плиния указывал Теофраст. Что же это были за пигменты? Пожалуй, их можно идентифицировать с азуритом, египетской синей, натуральным ультрамарином и органической синей. В пользу такого предположения говорит следующее. Согласно Плинию, церулеум добывали в рудниках; стало быть, это минеральный пигмент. А Теофраст упоминает, что кианос встречается вместе с хризоколлой, являющейся частым спутником азурита. Указание обоих авторов на кипрское и испанское происхождение синего пигмента подтверждает это предположение: Кипр и Испания еще в древности славились своими медными рудниками, откуда и привозили, очевидно, минерал синего цвета — азурит. Несмотря на то, что, по имеющимся сведениям, азурит использовали в Древнем Египте еще в период IV династии (в конце III тыс. до н. э.), пигмент этот ни в Египте, ни в классическом мире не получил распространения . В Египте, Древней Греции и Риме широко использовали другой синий пигмент — получаемое искусственным путем синее медное стекло,— называемое впоследствии египетской синей или александрийской фритой (александрийской лазурью), секрет изготовления которой, как утверждают некоторые авторы, был утрачен, по-видимому, в эпоху Римской империи . Что касается скифского синего пигмента, есть все основания предполагать, что речь в данном случае идет о натуральном ультрамарине из ляпис-лазури. В пользу этого предположения говорит указание Плиния на то, что из скифского церулеума делалась краска четырех разборов — от светлой до темной. Из всех известных синих пигментов старой живописи только в процессе изготовления ультрамарина получали пигмент нескольких сортов, отличающихся цветом (см. Ченнино Ченнини, гл. 62). Несмотря на существующее мнение об очень раннем исчезновании из обихода живописцев египетской синей, этот пигмент в сочетании с ультрамарином был обнаружен на христианской энкаустической иконе «Сергий и Вакх», датируемой VI—VII веками 23 .

9 Рассмотрению красок, упоминаемых в сочинениях Плиния, Диоскурида, Витрувия, посвящены: статья Аггеева истатья P. Gегасi. Vanalyse chimique apliquec... — Mouseion, v. 19, N 3, 1932. Из публикаций последних лет следует прежде всего назвать работу S. Augusti. I Colon Pompeiani . Roma, 1967.

6 О мслосской земле как белом пигменте упоминает и Тсофраст. На острове Мелосе имеются большие залежи земли, добываемой и в настоящее время. Состоящая из кремнезема, находящегося в скрыто кристаллической форме, она похожа на мел, достаточно мягка н после размола может использоваться для приготовления красок.

7 Красный пигмент милтос, который следует, по-видимому, идентифицировать с группой красных железосодержащих и глинистых пигментов, называл и Теофраст, различая три его разновидности: очень красный, светлый и средний между ними. Добывался милтос в центре Малой Азии — в Капладокии. Синопской землей этот пигмент называли потому, что вывозили его через Синопу — город, расположенный на южном побережье Черного моря.

8 Церуссон называли получаемый искусственным путем основной углекислый свинец 2РbСО 3 . Рb(ОН) 2 . Это же название дало наименование минералу церусситу — нейтральному углекислому свинцу РbСО 3 . который также использовали в прошлом в качестве белого пигмента. Наиболее раннее описание приготовления свинцовых белил принадлежит Теофрасту.

9 О применении в живописи и способах приготовления свинцовых белил в различные эпохи, об их исследовании см. Н. Kiihn. Bleiwcifi and seine Verwendung in der Maierei. — "Farbe und Lack", B. 73, 1967, S. 99—105, 209—213. и R. Gettens, H. К uhn and W. Cbase. Lead White . — «Conservation», v. 12, N 4, 1967.

10 Автору известен лишь один случай применения в станковой живописи вместо свинцовых белил — известковых (аналитически определен кальцит — СаСО 3). Речь идет о пяти алтарных иконах и живописном фризе над ним с изображением деисуса и двенадцати апостолов в ц. Фсдори Стратилата в с. Добрско (Болгария). Существует предположение, что среди мастеров, расписывавших в 1614 г. церковь и писавших тогда же иконы, был выходец из Салоников. Эти сведения любезно сообщены автору сотрудником болгарского Научного института памятников культуры П. Поповым. Применение известковых белил на клеевом связующем было, по-видимому, широко распространено в романской живописи Северной Европы при росписи деревянных панелей, монтируемых на стены и потолки церквей. Такова, например, потолочная роспись ц. св. Михаила в Хильдесхейме (Германия) около 1200 г. (см. примеч. 30) и деревянные панели того же времени со стен церквей в Сюндре и Эке на Готланде (Швеция) .

11 Теофраст называет ее арреник. Об арренике пишет и Плиний, говоря, что он состоит «из той же материи», что аурипигмент и сандарак. Наилучшим считали арреник «цвета золота»; бледный и похожий на сандарак ценился меньше (XXXIV, 178). По-видимому, собирая сведения из различных источников, Плиний говорит об одном и том же пигменте, называя его в одном случае по-гречески, как Теофраст, а в другом— по-латыни.

12 Указание на несовместимость ярь-медянки со свинцовыми белилами необоснованно. На большом количестве картин ярь-медянка встречается в смеси со свинцовыми белилами, не изменяясь при этом в цвете .

13 Минерал реальгар (от арабск. рахдж аль гхар) — моносульфид мышьяка As 4 S 4 (прежняя формула AsS). Обычно встречается с аурипигментом и другими мышьяковыми минералами. Под действием солнечного света и кислорода воздуха разлагается и переходит в желтый аурипигмент As 2 S 3 и арсенолит As 2 O 3 .

14 Подробнее об использовании шафрана в живописи, его приготовлении и исследовании см. в работе Кюна (258].

15 Ср. у Теофраста: см. примеч. 7.

16 Известен и природный сурик — мало распространенный минерал Рb 2 О 4 c примесями Fe, Аl,Ca и др.

17 Во время Теофраста киноварь привозили из Колхиды (прибрежной части современной Грузии) и Иберии (так греки называли и Испанию и территорию восточной Грузии). Вопрос о том, какую из этих стран имел в виду Теофраст, пока не решен. Римляне добывали киноварь в карфагенских копях Альмады.

18 В наименовании красок в различных источниках всегда существовала изрядная неразбериха. Часто называли по-разному один и тот же пигмент, иногда одно и то же название применялось для обозначения красок одного цвета, но различных по своему составу. У же Плиний отмечал эту неточность наименований. "Minium именуется у некоторых cinabaris, от чего произошло заблуждение», — говорит Плиний. По его словам, из-за возникшей путаницы в названиях, медики клали в лекарство вместо киновари — свинцовый сурик, являющийся сильным ядом (XXIX, 25; ХХХШ, 116). «У древних западноевропейских авторов, — писал Щавинский, — в обозначении киновари и близких более или менее к ней по цвету других красных пигментов господствует страшная путаница. ...Плиний и Витрувий, например, называют ее миниумом (обычно сурик); автор Лейденского папируса вместе с Диоскуридом смешивает ее с рубрикой синопской (красная железная земля), с сандараком (серный мышьяк) и миниумом, Ираклий с кармином и, кажется, еще с какой-то растительной краской, glades или glaciens, Теофил с синопской землей. Это же замечается и у более поздних западноевропейских авторов, как, например, у де Майерна, путающих киноварь (vermilion) с sandaracum и sandicum»

19 По словам Плиния, кермес — это зерно красного цвета. Переводчик Плиния ошибочно объясняет кермес как плод особой породы дуба («Вестник древней истории», 1946, с. 320, примеч. 6). В действительности, кермес — ярко-красный органический краситель, получаемый из высушенных телец червеца Coccusilici — насекомого, живущего на каменном и кермесовом дубе. Как указывает Черч, латинское vermes, первоначально звучащее как kermes и обозначающее насекомое, живущее на дубе, дало названия crimsonи carmine . Вместе с тем понятие кармин» неоднозначно. Краски, различные по химическому составу (речь идет об органическом красителе, а не о торговом названии), имели разное географическое происхождение. Кермес (или червец дубовый), содержащии красящее вещество — кермесовую к ислоту, происходит из Южной Европы, Ливана, Ближнего Востока; его издревле использовали в Европе наряду с мореной и пурпуром в качестве красителя для ткани. Широкое применение имела также кошениль—краситель. извлекаемый из насекомого Coccuscasli. разводимого на кактусовых плантациях Центральной Америки и Мексики и содержащего в качестве красителя карминовую кислоту. Однако этот краситель стал известен в Европе только после открытия Америки в 1492. г. Кипячением в воде из кошенили получали кармин. Кармином но многих западноевропейских, греческих и русских источниках называют также красный лак, извлекаемый путем вываривания из окрашенных в красный цвет шерстяных, шелковых и полотняных тканей.

20 Понятие «кармазиновый» сохранилось в русской литературе и деловых бумагах XVII-XVIII вв., но уже не как обозначение цвета, а, по-видимому, как вид ткани (Например: «сукно красное кармазинное», «сукно серогорячее кармазинное»).

21 Под названием хризоколла в минералогии известен минерал голубого или голубовато-зеленого цвета из класса силикатов, применяемый в качестве пигмента. Этот минерал распространен в местах окисления медных месторождений, особенно в условиях жаркого климата. Обычные спутники хризоколлы — малахит и азурит. Химический состав CuSiO 3 . nH 2 O, где n от 2 до 4; обычная примесь А1, в меньшей степени Са, Mg, Fe иногда Pb, Zn, P.

22 Известная с 1860 г. краска «церулеум» — светлый кобальт — по своему составу не имеет ничего общего с церулеумом Плиния.

23 В статье о реставрации этой иконы медная египетская синяя ошибочно названа как «смальта-—силикат кобальта-калия, представляющая собой измельченное кобальтовое стекло» (Г. 3. Быкова. Реставрация энкаустической иконы «Сергий и Вакх» VI-VII вв. — «Художественное наследие», т. 2(32), 1977, с. 131).

Большую популярность в эллинистический период приобрело украшение внутренних помещений росписью. Отдельные художники по свидетельству некоторых писателей античности (к примеру, Плиний) продолжали пользоваться только четырьмя красками: белой, черной, красной и желтой. В то же время другие писатели опровергали это утверждение, и это более вероятно после исследований учеными остатков росписей. Феофраст и Витрувий в своих трудах описывали художников, которые были новаторами в области расширения шкалы применяемых в живописи красок. Сведения о красках и материалах, из которых их изготавливали историки находят в трудах Феофраста, Витрувия, Плиния и Диоскорида. Письменные данные сегодня подтверждены исследованием стенных росписей в Помпеях. Таким образом, ученым известны естественные и искусственные краски, которые древние греки использовали для фресковой живописи.

Белую краску изготавливали из мела, смешанного с гипсом и толченым белым стеклом. Также использовалась краска паретоний, добываемая в одноименном Египетском прииске. Паретоний состоял из морской пены и тины, сегодня предполагают, что это был гидрат окиси кальция. Он прекрасно подходил для грунтовки и создания фресок.

Желтую краску греки добывали из залежей в самых разных областях античного мира. Чтобы получить желтый цвет на своих картинах эллины использовали, главным образом, охру разных оттенков. Одной из лучших считалась охра добытая в Лаврийских рудниках.

Черная краска почти во всех случаях представляла собой продукты горения: жженые кости, выжженные смолы, виноградные лозы, смолистые щепки. Угли, оставшиеся от сгоревших материалов остужали и растирали в ступках, смешивали с клеем. Если требовалось окрасить черным цветом большую площадь фрески, греки применяли следующий прием: необходимая часть стены покрывалась обычной штукатуркой, смешанной предварительно с золой и толченым углем.

Разновидностей красных красок у древних эллинов было много: красный мел, сандарак, киноварь, сандикс, сирийская красная краска, багрец, «кровь дракона». Красный мел был естественным и искусственным материалом. В натуральном виде эта краска добывалась в Каппадокии (Синопская земля), откуда поставлялся на кораблях в Грецию. Также были рудники красного мела в Испании, Африке и Лемносе. Искусственно такую краску научились добывать путем обжига желтой охры в глиняных сосудах. Сандарак добывали в шахтах Пафлагонии, что было очень вредно для здоровья рудокопов. Высокая смертность среди рабочих приводила к временному простою шахт из-за недостатка рабочих рук. Сегодня выдвигаются предположения, что сандарак представлял собой красный мышьяк.

Искусственно создавать художественный материал также научились, обжигая свинцовые белила в глиняных сосудах. Прииски киновари располагались в Испании, Карминии, Эфиопии и Колхиде. Плиний описывал, что при добыче этого материала, рабочие одевали на голову пузыри и защитные маски, чтобы не вдыхать вредные испарения.

Феофраст же подробно описывал процесс изготовления искусственной киновари. В качестве основы использовался красный песок. Когда его извлекали из шахт, выделялась ртуть. Комья киновари бросали в печь, прокаливали, остужали, толкли в ступах, промывали, прокаливали от грязи. Красную краску сандикс добывали в Индии, Армении и Либии. Античные писатели указывали, что греки умели искусственно создавать эту краску путем смешивания обожженного сандарака с красным мелом. Сирийскую краску изготавливали смешивая сандикс с синопской землей.

О способе получения багреца писал Плиний: мел определенного сорта опускали в сосуд, где окрашивали шерсть в пурпурный цвет. Мел впитывал в себя пурпур и становился багрецом. Красную краску, известную в древности под названием «кровь дракона», получали из деревянного сока, который добывали на острове Сокотор в Африке. Современные исследования красных красок на эллинских фресках показывают, что красная краска — это окись железа, красная железная охра, киноварь, свинцовый сурик, реже — красная охра, смешанная с медной синевой.

Новинки в области художественного оформления красок у античных греков — зеленая и синяя краски . Зеленая краска или хризоколла добывалась из малахита и яри-медянки путем толчения в ступе. Толченую руду смешивали с водой, растирали в ступе и процеживали. Этот процесс повторяли несколько раз до тех пор, пока масса не становилась чистой. После ее просушивали на солнце. Также добывали зеленый мел в Смирне и Кирене.

Ярь-медянку использовали для получения зеленой краски следующим образом. Медь добавляли в дрожжи с соскабливали выступающую ржавчину, либо закладывая в бочки виноградные лозы, заливая их уксусом и укрывая сверху медным листом. Через некоторое время бочки открывали и находили в них готовую ярь-медянку. Сегодняшние исследования зеленых красок наглядно показывают их состав: ярь-медянка найдена не была, основа состоит из мела, реже — из углекислой окиси меди с примесью зеленых соединений меда и мела.

Синюю краску древние греки называли лазурью. Эллинские специалисты различали три вида лазури: скифскую, египетскую и кипрскую. Кипрская лазурь производилась в Александрии, растирая песок с селитряным цветом, засыпая сверху опилками меди, после скатывая массу в катышки и высушивая. Затем катышки складывали в глиняные сосуды и обжигали в печи. Изучив процесс изготовления современные ученые предполагают, что кипрской лазурью была медная синева. Египетскую синеву изготавливали из окрашенного окисью меди синего стекла. Скифская лазурь вероятнее всего соответствовала нашему ультрамарину. Ее производили из добываемого лапис-лазули в Бадахшане. Также древним грекам была известна краска индиго. Сведения о ней встречаются у Витрувия.