Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как существовали проекты создания единого государства. Проекты образования ссср и их реализации

Как существовали проекты создания единого государства. Проекты образования ссср и их реализации

Вопрос 01. Каковы причины образования СССР?

Ответ. Причины:

1) на территории бывшей Российской империи образовалось несколько республик, каждая из которых была формально независимой, во всех них у власти были большевики, потому логичным курсом всех их партий было объединение и партий, и республик;

2) в первые годы после Гражданской войны у каждой из республик с РСФСР существовали двухсторонние договоры, была необходимость создать общую систему;

3) необходимо было объединить экономические ресурсы республик для восттановления хозяйства;

4) на международной арене республики формально выступали порознь, их объединение должно было усилить новое государство на международной арене.

Вопрос 02. Каковы предпосылки образования СССР?

Ответ. Предпосылки:

1) хозяйственное единство, взаимозависимость районов Российской империи складывались веками;

2) промышленность центра России снабжала районы юго-востока и севера промышленной продукцией, получая взамен сырьё - хлопок, лес, лён;

3) южные районы были основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т. п.;

4) схожие по политическому устройству страны должны были выжить перед лицом враждебного окружения;

5) в умах и настроениях народов была жива память об их принадлежности к единому великому государству.

Вопрос 03. Какие существовали проекты создания единого государства?

Ответ. Проекты.

1) Нарком по делам национальностей И.В. Сталин предлагал включить все советские республики в состав РСФСР на правах автономий (которые в республике уже были, потому круг их прав, степень автономности были в целом определены).

2) В.И. Ленин предлагал республикам объединиться на основе равноправия с сохранением суверенных прав.

Вопрос 04. Как распределялись полномочия между центральными и местными органами власти?

Ответ. В ведении всесоюзных органов власти оказались международные отношения, вооружённые силы, пересмотр границ, государственная безопасность, внешняя торговля, транспорт, бюджет, связь, денежное обращение.

В ведении республик остались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение, здравоохранение.

Вопрос 05. Какие противоречия отличали национальную политику, проводившуюся в 20-е гг. XX в.?

Ответ. С одной стороны советская власть способствовала развитию и выполнению многих требований национальных движений. Большое значение имела политика коренизации (привлечение на управляющие должности представителей местных национальностей). Но некоторые меры вызывали недовольство русских поселенцев. Так было в Киргизии, где землю отняли у русских и передали киргизам, но первые жаловались, что киргизы не стали пользоваться землёй, так как не знали, как её обрабатывать. В некоторых республиках обострялись межнациональные конфликты. Например, повсеместный ввод украинского языка на Украине возмутил не только русскоязычное население, но и многочисленных в этой республике евреев (их взаимная ненависть с украинцами, проявлявшая в истории периодически, фиксируется ещё во время восстания Богдана Хмельницкого в середине XVII века и даже раньше).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

К концу гражданской войны в результате многочисленных попыток самоопределения и объединения отдельных республик на территории бывшей Российской империи возникает сложный конгломерат государственных образований, в той или иной мере связанных с советской Россией. Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, отвоевав себе независимость, фактически прекращают связи с РСФСР. Иные формы и иные результаты имели процессы самоопределения на Украине и в Белоруссии. На большей части Украины (за исключением западноукраинских земель Восточной Галиции, Северной Буковины и Закарпатья) в результате вооруженной борьбы установилась советская власть. В соответствии с договором, заключенным с Украиной в декабре 1920 года, она получила значительные полномочия. Передав в ведение Москвы ряд важных наркоматов (военно-морских дел, финансов, труда), Украина сохранила право вступать в дипломатические отношения с другими государствами. В Белоруссии процесс консолидации искусственно созданного белорусско-литовского союза был прерван польской агрессией, в результате которой западная часть Белоруссии была оккупирована, а в восточной установлена советская власть и образована БССР.

Закавказские республики (Грузия, Армения и Азербайджан), образовавшиеся после распада империи, продолжая поддерживать связи с РСФСР, в целом не стремились отделиться от России, но пытались сохранить свой суверенитет. Смирившись с потерей Польши и других западных республик, большевики не допускали возможности независимости Украины, Белоруссии и Кавказских республик. В Азербайджане в апреле 1920 года после ухода англичан большевистски настроенный местный Военный революционный комитет при поддержке Красной Армии взял власть в республике в свои руки. В сентябре 1920 года между Азербайджаном и РСФСР был подписан договор. Такая же модель была использована и в других республиках Закавказья.

На территории РСФСР после занятия окраинных национальных районов Красной Армией и установления там советской власти в это же время активно шел процесс создания автономий. В 1918 году были созданы первые национально-областные объединения - Туркестанская автономная советская социалистическая республика (ТАССР), Трудовая коммуна немцев Поволжья, Советская социалистическая республика Тавриды (Крым). В период гражданской войны отдельные образования были ликвидированы (Северо-Кавказская советская республика, Донская республика), другие - создавались заново. В марте 1919 года была провозглашена Башкирская автономная советская республика, в 1920 году - Татарская и Киргизская автономные республики, образовались Чувашская, Калмыцкая, Марийская, Вотская, Карачаево-Черкесская автономные области. В 1921-1922 годах провозглашаются Казахская, Горская, Дагестанская, Якутская, Крымская автономные республики. С помощью автономий народы России стремились защитить свои права от давления центральных властей, реализовать национальные интересы в области языка, культуры, религии.

Создание национальных автономий шло под контролем Совнаркома, Наркомнаца и ЦК партии. Нередко принимаемые ими решения ставили в невыгодное положение одни регионы в противовес другим или запрещали создание новых автономий. Так, казачество, формировавшееся в течение ряда веков за счет русского, украинского, калмыцкого, башкирского и многих других народов России и проживавшее компактно (войсками) на территории всей страны, повсеместно было лишено права на автономию.

Не были учтены интересы и самого многочисленного - русского населения. При Наркомнаце более двух десятков комиссариатов защищали интересы поляков, латышей, евреев, мусульман и других. Такого права были лишены лишь русские.

Таким образом, сосредоточение власти в руках одной партии на огромном пространстве бывшей империи создало объективные предпосылки образования единого государства.

К моменту окончания гражданской войны вопрос о конституционном решении национального вопроса приобретает для большевистского руководства особую остроту. Ленин и большевики до 1917 года были сторонниками сохранения крупного централизованного унитарного государства, допускающего национально - территориальную автономию отдельных народов в рамках единого государства. По этому принципу фактически шло строительство РСФСР, хотя в Конституции 1918 года было заявлено о федеративном устройстве Советской России.

Сложившийся в годы гражданской войны военный союз различных республик, сохранившиеся еще со времен царской России структура экономических связей, единая транспортная сеть, всероссийский рынок, а главное - единая форма власти (Советы), единая правящая партия (большевиков), единые вооруженные силы (Красная Армия) - объективно позволяли большевикам решить вопрос создания единого государства. Сталин выдвинул идею так называемой "автономизации", сущность которой заключалась в том, что все независимые советские республики (а речь шла об Украине, Белоруссии и Закавказских республиках) входят в состав РСФСР на правах автономий, опыт создания которых внутри РСФСР уже был. Однако такое решение вызывало протест у руководства этих республик, особенно в Грузии и на Украине.

Понимая, что подобное давление на национальные республики может похоронить идею их объединения, Ленин выступил с критикой сталинского проекта и предложил создание союза государств на федеративной основе путем заключения договоров между суверенными республиками и образования ряда общих органов власти и управления. Им же было предложено название Союз Советских Социалистических Республик.

Начинается практическая работа по объединению советских республик в единый союз. 22 февраля 1922 года всеми советскими республиками было подписано соглашение о передаче РСФСР права представлять их интересы на общеевропейской экономической конференции в Генуе. Это был новый шаг к дипломатическому объединению.

Встал вопрос об упорядочении экономических, а затем и политических связей. В августе 1922 года для выработки планов сближения советских республик ЦК РКП(б) была создана специальная комиссия под председательством Сталина. Комиссия рассматривала все предложения от республик. Однако партийно-советский аппарат навязал понимание союза как вхождения советских республик в новое государство.

Весной и летом 1922 г. партийные организации Украины, Белоруссии и Закавказья, обсуждая пути более тесного объединения с РСФСР, обратилась в ЦК РКП(б) с просьбой выработать принципы и формы единого Советского государства. Была создана комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Председателем комиссии был И.В. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей.

В процессе работы комиссии И.В. Сталин выдвинул план "автономизации", который предусматривал вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономных республик. При этом высшими органами государственной власти и управления оставались ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

Сталинский план "автономизации" был закономерным итогом борьбы между теми, кто под коммунистическим флагом шел к изоляционизму и сепаратизму и теми, кто стремился добиться единства республик под эгидой центрального московского правительства. По мере того, как усиливались сепаратистские настроения среди национал-коммунистов, значительно окрепли позиции централистского крыла партии. Идея объединения республик на правах автономий в составе РСФСР, которую помимо И.В. Сталина отстаивали В.М. Молотов, Г.К. Орджоникидзе, Г.Я. Сокольников, Г.В. Чичерин и другие, созрела не только в высших эшелонах власти, но и выдвигалась на более низких ступенях государственного аппарата и имела немало сторонников среди коммунистов окраин.

Проект был одобрен партийным руководством Азербайджана, Армении и Закавказским крайкомом РКП(б).

ЦК КП Грузии выступил против, заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично - хозяйственной деятельности.

В целом, не возражая против резолюции, Центральное бюро КП Белоруссии высказалось за предпочтение договорных отношений между независимыми союзными республиками.

ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа независимости Украины.

Положение изменилось, когда 23 сентября 1922 года представителей республик вызвали на заседание комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) по вопросу "О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик". Уже в первый день за проект И.В. Сталина проголосовали представители всех республик, за исключением воздержавшегося представителя Грузии. 24 сентября были улажены все спорные вопросы - центр пошел на некоторые уступки. Республикам разрешили иметь своих представителей в Президиуме ВЦИК, согласовывать назначение уполномоченных общесоюзных наркоматов, назначать в заграничные представительства наркоматов иностранных дел и внешней торговли своих представителей. Наркомат финансов из общесоюзного был переведен в разряд союзно-республиканских. Комиссия приняла проект за основу и рекомендовала его пленуму ЦК.

Однако В.И. Ленин, который был болен и не мог принимать участие в работе комиссии, идею автономизации отверг. 26 сентября 1922 г. он направил членам Политбюро письмо, в котором подверг резкой критике проект "автономизации" и сформулировал идею создания союза равноправных советских республик. Формулу "вступления" республик в РСФСР он предложил заменить принципом их "объединения вместе с РСФСР" в союзном Советском социалистическом государстве на основе полного равноправия. Ленин подчеркивал необходимость создания общесоюзных органов, стоящих над РСФСР в такой же мере, как и над другими республиками. И.В. Сталин вынужден был признать свой план автономизации ошибочным.

6 октября 1922 года Пленум ЦК одобрил позицию В.И. Ленина и принял на ее основе новую резолюцию.

В течение декабря 1922 года съезды Советов Белоруссии, Украины и ЗСФСР приняли постановления об образовании СССР и избрали делегации на I Всесоюзный съезд Советов. Так же, в декабре 1922 года Съезды Советов во всех советских республиках после широкого обсуждения на местах поддержали предложение о создании СССР.

Х Всероссийский съезд Советов собрался 23 декабря 1922 года. На нем присутствовали свыше двух тысяч делегатов с решающим и совещательным голосами.

С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин. Он огласил проект резолюции, одобренной Президиумом ВЦИК и включающей те положения, которые были приняты съездами других республик: добровольность и равноправие республик с сохранением за каждой из них права свободного выхода из Союза.

27 декабря 1922 года Х Всероссийский съезд Советов принял предложенное Президиумом ВЦИК постановление об образовании СССР. На этом вся подготовительная работа по образованию Союза была завершена. Последнее слово оставалось за I Всесоюзным съездом Советов.

30 декабря 1922 года делегации всех советских республик собрались в Москве на объединенный съезд, вошедший в историю как I Съезд Советов СССР. 94,1 процента делегатов съезда были коммунистами. Почти половина делегатов имела низшее образование, среди участников были малограмотные и неграмотные.

Съезд принял важные конституционные документы - Декларацию и Договор республик об образовании СССР. На их основе была разработана первая Конституция СССР. Она была утверждена II Съездом Советов СССР, который проходил 31 января 1924 года. В Основном Законе провозглашались добровольность объединения республик, их равноправность, свобода выхода из СССР, а также право других государств на вхождение в СССР. Высшим органом власти являлся Всесоюзный Съезд Советов, а между сессиями - Всесоюзный Центральный Исполнительный комитет (ВЦИК). Специфические интересы многочисленных народов должна была представлять палата - Совет национальностей. Общесоюзные вопросы решались второй палатой - Советом Союза. Председателем Совнаркома СССР был утвержден В.И. Ленин, но из-за болезни он так и не приступил к работе. С 1924 года на этот пост был назначен А.И. Рыков. Конституция СССР установила Государственный герб (серп и молот на фоне земного шара), флаг СССР. Столицей государства была избрана Москва.

Первоначально СССР образовали четыре республики - РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская СФСР.

В последующие годы в состав СССР вошли Узбекская ССР, Туркменская (1925), Таджикская (1929), Казахская, Киргизская (1936); в 1936 году ЗСФСР была распущена и образовано три республики - Азербайджанская, Армянская и Грузинская, которые также вошли в состав СССР.

Реальным следствием принятия Конституции 1924 года стала резкая централизация союзных органов власти, и прежде всего партии, которая теперь стала не только носителем классового начала, но и гарантом целостности огромного государства. Она сыграла важную роль в интеграции распавшейся российской империи в унитарное государство нового образца. Идеям регионального сепаратизма и национализма, носителями которого являлись местные партийно-государственные элиты, была противопоставлена концепция мощной центральной власти, имеющей наднациональный характер.

Окончательное юридическое оформление образования СССР завершилось принятием Конституции Союза Советских Социалистических Республик - первой Конституции союзного государства.

27 апреля 1923 года Президиум ЦИК СССР первого созыва образовал Конституционную комиссию в составе представителей всех союзных республик для завершения подготовки сводного проекта Конституции СССР.

6 июля 1923 года вторая сессия ЦИК СССР решила утвердить и немедленно ввести в действие Конституцию СССР, а текст её внести на окончательное утверждение II съезда Советов СССР.

Сессия ЦИК СССР избрала первое советское правительство - Совет Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным.

31 января 1924 года Конституция СССР была единогласно утверждена II Всесоюзным съездом Советов.

Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В ней более детально регламентировались система органов государства, предметы ведения органов власти и управления СССР и союзных республик. Договор состоял из 72 статей и подразделялся на 11 глав:

1. О предметах ведения верховной власти СССР

2. О суверенных правах Союзных Республик и о Союзном гражданстве

3. О съезде Советов СССР

4. О ЦИК СССР

5. О Президиуме ЦИК СССР

6. О СНК СССР

7. О Верховном суде СССР

8. О народных комиссариатах СССР

9. Об ОГПУ

10. О Союзных Республиках

11. О гербе, флаге и столице СССР.

В исключительное ведение Союза входили:

а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами;

б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками;

в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;

г) объявление войны и заключение мира;

д) заключение внешних и внутренних займов Союза Советских Социалистических Республик и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик;

е) ратификация международных договоров;

ж) руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли;

з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик;

и) руководство транспортным и почтово-телеграфным делом;

к) организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских Социалистических Республик;

л) утверждение единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, в. состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчисление от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик:

м) установление единой денежной и кредитной системы;

н) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза Советских Социалистических Республик;

о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда;

п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза;

р) установление основных законов о труде;

с) установление общих начал в области народного просвещения;

т) установление общих мер в области охраны народного здравия;

у) установление системы мер и весов;

ф) организация общесоюзной статистики;

х) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;

ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;

ч) отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик;

ш) разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками.

Утверждение и изменение основных начал Конституции находилось в исключительной компетенции Съезда Советов СССР.

Суверенитет союзных республик ограничивался лишь в пределах, указанных в Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. За союзной республикой было сохранено право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с её согласия.

Устанавливалось единое союзное гражданство.

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских советов и от губернских съездов Советов.

В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоящего из представителей союзных и автономных республик, автономных областей. ЦИК работал в сессионном режиме.

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

Высшим исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР, возглавлявшим всю систему органов государственного управления, был Совет Народных комиссаров СССР. В него входили: Председатель Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик; Заместители Председателя, Народный комиссар по иностранным делам, Народный комиссар по военным и морским делам, Народный комиссар внешней торговли, Народный комиссар путей сообщения, Народный комиссар почт и телеграфов, Народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции, Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства, Народный комиссар труда, Народный комиссар продовольствия, Народный комиссар финансов.

В пределах своих полномочий СНК СССР издавал декреты, постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории СССР. СНК был подотчётен съезду Советов и ЦИК СССР.

Органы власти союзных республик строились примерно так же, как и органы СССР.

Конституция предусматривала создание Верховного Суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного надзора.

Территориальный распад Российской империи, в результате которого к концу 1918 года РСФСР располагалась примерно в тех же границах, что и средневековая Московия до завоеваний Ивана Грозного, завершился спустя всего 4 года объединением разных частей государства, за небольшим исключением, в Союз Советских Социалистических Республик. Это свершение представляет собой выдающийся результат созидательной деятельности В.И. Ленина и И.В. Сталина. Российская Коммунистическая партия (большевиков) обеспечила необходимое твёрдое ядро, вокруг которого разрозненные территории могли снова объединиться.

Центром, вокруг которого сплачивались республики, была РСФСР. Российская Федерация дала первый образец национально-государственного строительства, она утвердилась, как союз народов, объединившихся на основе социалистической национальной автономии.

Для объединения республик вокруг РСФСР имелся рад предпосылок: идеологическая общность, а также необходимость экономической интеграции для борьбы с империалистической агрессией и внутренней контрреволюцией.

Отмечая выдающуюся роль В.И. Ленина в создании Союза ССР, нельзя не вспомнить и о его ошибках, ставших для Союза смертельными. Принцип свободного выхода республик из состава СССР, введенный в Договор по настоянию В.И. Ленина и сохраняемый в конституциях Союза ССР в течение десятилетий, послужил в 1991 году основой для растаскивания союзных территорий по национальным углам. Российская Федерация, в формировании которой самое непосредственное участие принял И.В. Сталин на посту наркома по делам национальностей, продемонстрировала большую устойчивость к сепаратизму и национализму. Сталинский план "автономизации" доказал свою историческую верность и обоснованность.

Список используемой литературы

объединение советская республика союз ссср

1. Исаев И.А. "История государства и права России: учебник."; М.; Юристъ, 2000.

2. "История государства и права.", М.; Юрайт-М, 2001.

3. "Отечественная история. Элементарный курс."; Учебное пособие; И.М. Узнародов, Я.А. Перехов.; М.; 2006.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исторические условия и предпосылки образования Союза Советских Социалистических Республик. Ленинские идеи союзного государства. Этапы и особенности советского федерализма. Декларация об образовании СССР. Новая конституция и ее историческое значение.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2014

    Подготовка объединения республик в союз. Создание единого государства. Достижения Союза Советских Социалистических Республик. Удельный вес промышленности в валовой продукции народного хозяйства. Причины свертывания НЭПа. Две модели советского социализма.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2013

    Борьба с мировым империализмом. Партийные и государственные органы России. Планы ЦК РКП(б) о сближении советских республик. Первый съезд Советов СССР. Декларация и Договор республик об образовании СССР. Всесоюзный Съезд Советов как высший орган власти.

    контрольная работа , добавлен 30.04.2009

    Характеристика Союза Советских Социалистических Республик. Предпосылки образования СССР, подписание договора. Принятие первой Конституции СССР в 1924 году, ее основные положения. Законодательные и исполнительные органы власти. Верховный суд СССР.

    презентация , добавлен 12.12.2010

    Изучение исторических особенностей распада СССР. Характеристика причин и последствий распада самого крупного государства. Рассмотрение мотивов и целей образования Содружества Независимых Государств. Анализ новых возможностей для бывших республик.

    реферат , добавлен 30.01.2015

    Взаимоотношения Советских республик до образования СССР. Вхождение республик и автономных областей в состав РСФСР. Двусторонние договоры, заключавшиеся между независимыми республиками и РСФСР. Проекты создания советского многонационального государства.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2016

    Последствия первой мировой войны. Предпосылки и особенности образования Союза Советских Социалистических Республик. Дискуссия по вопросу о формах объединения. Особенности устройства государства и принципы новой федерации. Образование новых республик.

    доклад , добавлен 25.11.2011

    Распад Союза Советских Социалистических Республик: причины. Становление российской государственности после распада СССР. Конституция РФ 1993 года. Развитие права Российской Федерации. Глобальные экономические и политические процессы.

    реферат , добавлен 08.04.2004

    История и обстоятельства подписания договора образования СССР от 29 декабря 1922, его содержание и основные ленинские принципы, политическая подоплека. Порядок разрешения вопросов национального разнообразия и автономизации в молодом государстве.

    реферат , добавлен 10.09.2009

    Внутриполитическая ситуация после окончания Гражданской войны. Предпосылки создания Советского Союза. Сталинский и Ленинский проекты СССР. Подготовительная работа к I съезду Советов. Принятие Декларации и Договора об образовании СССР, Конституции.

Предпосылки образования СССР

Перед раздираемым последствиями гражданской войны молодым государством остро стала проблема создания единой административно-территориальной системы. В то время на долю РСФСР приходилось 92% площади страны, население которой в дальнейшем составило 70% новообразованного СССР. Оставшиеся 8% делили между собой республики Советов: Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация, которая объединила в 1922 году Азербайджан, Грузию и Армению. Также на востоке страны была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия на тот момент состояла из двух народных республик - Хорезмской и Бухарской.

С целью усиления централизации управления и концентрации ресурсов на фронтах гражданской войны, РСФСР, Белоруссия и Украина в июне 1919 года объединились в союз. Это дало возможность объединить вооружённые силы, с введением централизованного командования (Реввоенсовет РСФСР и Главнокомандующий РККА). От каждой республики были делегированы представители в состав государственных органов власти. Соглашение также предусматривало переподчинение некоторых республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим наркоматам РСФСР. Это государственное новообразование вошло в историю под названием «договорная федерация». Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП(б) всего лишь как областные партийные организации.
Возникновение и нарастание конфронтации.
Всё это в скором времени привело к возникновению разногласий между республиками и центром управления в Москве. Ведь делегировав свои основные полномочия, республики лишились возможности самостоятельно принимать решения. При этом официально декларировалась независимость республик в сфере управления.
Неопределённость в определении границ полномочий центра и республик послужила возникновению конфликтов и неразберихи. Иногда государственные органы власти выглядели нелепо, пытаясь привести к единому знаменателю народности, о традициях и культуре которых ничего не знали. Так, например, необходимость существования предмета по изучению Корана в школах Туркестана породило в октябре 1922 года острое противостояние между ВЦИК и Наркоматом по делам национальностей.
Создание комиссии по взаимоотношениям РСФСР и независимых республик.
Решения центральных органов в сфере экономики не находили должного понимания у республиканских властей и нередко приводили к саботажу. В августе 1922 года, с целью кардинально переломить сложившуюся ситуацию, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик», создав комиссию, в состав которой вошли республиканские представители. Председателем комиссии был назначен В. В. Куйбышев.
Комиссия поручила И. В. Сталину разработать проект «автономизации» республик. В представленном решении предлагалось включить в состав РСФСР, с правами республиканской автономности Украину, Белоруссию, Азербайджан, Грузию и Армению. Проект был отправлен республиканским ЦК партии на рассмотрение. Однако это было сделано лишь для того, чтобы получить формальное утверждение решения. Учитывая значительные ущемления прав республик, предусмотренные этим решением, И. В. Сталин настаивал на не применении обычной практики опубликования решения ЦК РКП(б) если оно будет принято. Но требовал обязать республиканские ЦК партий неукоснительно воплотить его в жизнь.
Создание В.И.Лениным концепции государства на основе Федерации.
Игнорирование независимости и самоуправления субъектов страны, с одновременным ужесточением роли центральных органов власти были восприняты Лениным как нарушение принципа пролетарского интернационализма. В сентябре 1922 года он предложил идею создания государства на принципах федерации. Первоначально предлагалось такое название - Союз Советских Республик Европы и Азии, позже было изменено на СССР. Вхождение в союз должно было стать осознанным выбором каждой суверенной республики, основанным на принципе равноправности и независимости, при общих органах власти федерации. В. И. Ленин считал, что многонациональное государство необходимо строить, опираясь на принципы добрососедства, паритетности, открытости, уважительности и взаимопомощи.

«Грузинский конфликт». Усиление сепаратизма.
Тогда же в некоторых республиках возникает крен в сторону обособленности автономий, усиливаются сепаратистские настроения. Например, ЦК компартии Грузии наотрез отказался оставаться в составе Закавказской Федерации, требуя принятия республики в союз как самостоятельного субъекта. Яростные полемики по этому вопросу между представителями ЦК партии Грузии и председателем Закавказского крайкома Г. К. Орджоникидзе закончились взаимными оскорблениями и даже рукоприкладством со стороны Орджоникидзе. Результатом политики жёсткой централизации со стороны центральных органов власти стала добровольная отставка ЦК компартии Грузии в полном составе.
Для расследования этого конфликта в Москве была создана комиссия, председателем которой был назначен Ф. Э. Дзержинский. Комиссия стала на сторону Г. К. Орджоникидзе и подвергла жестокой критике ЦК Грузии. Этот факт возмутил В. И. Ленина. Он неоднократно пытался осудить виновников столкновения, чтобы исключить возможность ущемления независимости республик. Однако прогрессирующая болезнь и междоусобица в ЦК партии страны не позволили ему довести дело до конца.

Год образования СССР

Официально дата образования СССР – это 30 декабря 1922 года. В этот день на первом съезде Советов были подписаны Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В состав Союза вошли РСФСР, Украинская и Белорусская социалистические республики, а также Закавказская Федерация. В Декларации были сформулированы причины и определены принципы объединения республик. Договором разграничивались функции республиканских и центральных органов власти. Государственным органам Союза вверялись внешняя политика и торговля, пути сообщения, связь, а также вопросы организации и контроля финансов и обороны.
Всё остальное принадлежало к сфере управления республик.
Высшим органом государства был провозглашен Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами главенствующая роль отводилась ЦИК СССР, организованному по принципу двухпалатности - Союзный Совет и Совет Национальностей. М. И. Калинина избрали председателем ЦИК, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.

Финансовое и экономическое развитие
Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства.
Социальное и культурное значение
Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. При этом 14% из них были из состава исконной национальности.

Причины образования СССР

Произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу.
Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов.

Декларация прав народов России в ноябре 1917 г. провозгласила право на самоопределение для каждой нации. Конкретные обстоятельства (географическое положение, международное окружение, уровень национального самосознания и проч.) создавали разные условия для реализации этого права. Декларация прав народов России не формулировала идеи государственного устройства (унитарное или федеративное) будущего государства. Провозглашался добровольный и честный союз народов России, и говорилось, что Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик. Федерация мыслилась как переходный этап на пути к союзу, преодолению национальных различий и к мировой революции. С 1918 по 1922 г. развитие союза республик шло по пути вхождения республик и автономных областей в состав РСФСР и по пути двусторонних договоров, заключавшихся между независимыми республиками и РСФСР. К концу 1922 г. в РСФСР входило десять автономных республик и одиннадцать автономных областей.

Система двусторонних межреспубликанских договоров начала развиваться с 1920 г. В ноябре этого года был подписан договор РСФСР с Азербайджаном, предусматривавший объединение обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. Аналогичные договоры были подписаны РСФСР с Украиной, Белоруссией, Арменией, Грузией. Основу договоров составляло соглашение о тесном военном и финансово-экономическом союзе республик. Полномочный орган РСФСР, ведавший определенной областью экономики и финансов, назначал своего представителя с правом решающего голоса в республиканский СНК.

Другим вариантом объединения было создание объединенных комиссариатов двух республик, эти комиссариаты входили в состав СНК РСФСР, а в составе республиканского (например, Украинского) правительства имели своих уполномоченных. Соответственно республика посылала своих уполномоченных представителей во ВЦИК РСФСР.

В 1921-1922 гг. ликвидированы таможенные границы между республиками, и торговое пространство стало рассматриваться как внутригосударственное и единое. На общих принципах строилось налоговое законодательство. Республики осуществляли совместное финансирование многих хозяйственных проектов. Бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета. Законодательство РСФСР с согласия республик действовало на их территориях.

Первые шаги по пути создания федеративной республики делались еще весной 1921 г. В ноябре того же года Кавказское бюро ЦК РКП(б) приняло решение о необходимости создания на территории Закавказья федеративного союза, которое было одобрено Политбюро ЦК РКП(б). 12 марта 1922 г. Полномочная конференция Центральных исполнительных комитетов Азербайджана, Армении и Грузии приняла Союзный договор об образовании Федеративного Союза Социалистических Республик Закавказья. Создание такого Союза было продвижением вперед в объединении Закавказских республик. Однако до завершения дела было еще далеко. Отношения республик - членов Союза с органами объединения не были достаточно четкими и определенными. Так, высшим органом Союза признавался не съезд Советов, как во всех советских республиках, а Полномочная конференция представителей ЦИК Азербайджана, Армении и Грузии. Эти недостатки были вскоре устранены. В декабре 1922 г. Федеративный Союз был преобразован в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. I Закавказский съезд Советов принял Конституцию ЗСФСР.В августе 1922 г. для разработки модели новой федерации была создана комиссия из представителей компартий республик. Предложенный для обсуждения проект Народного комиссариата по делам национальностей предусматривал вхождение Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана и Армении в состав РСФСР, сохранив органы последней в качестве федеративных (проект автономизации). Однако Ленин отверг идею автономизации и предложил другой вариант: федеративные органы власти ставились над республиканскими, а в федерацию объединялись равноправные, а не подчиненные РСФСР республики. В октябре новый проект был одобрен ЦК РКП (б). В декабре 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР(закавказской республикой). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд Советов СССР принял решение о разработке общесоюзной Конституции, которая и была утверждена II съездом Советов СССР в январе 1924 г.

Конституция Союза Советских Социалистических Республик состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Декларации указывалось на особый характер национальной политики советского государства, на причины объединения советских республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие).

Договор состоял из одиннадцати глав: I. О предметах ведения верховных органов власти СССР; II. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве; III. О Съезде Советов СССР; IV. О Центральном Исполнительном Комитете СССР; V. О Президиуме ЦИК СССР; VI. О Совете Народных Комиссаров СССР; VII. О Верховном суде СССР; VIII. О народных комиссариатах СССР; IX. Об Объединенном Государственном политическом управлении; X. О союзных республиках; XI. О гербе, флаге и столице СССР. По Конституции в исключительное ведение Союза входили внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция). Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство. Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР,избиравшийся от городских Советов (один депутат от 25 тыс. избирателей) и от губернских съездов Советов (один депутат от 125 тыс. избирателей). В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР). ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоявшего из представителей союзных и автономных республик (пять депутатов от каждой) и автономных областей (по одному депутату от каждой). В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган - Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР), в который входили председатель СНК, его заместители и десять наркомов. Каждая республика, входящая в СССР, имела свой Совет народных комиссаров (из несоюзных и объединенных комиссариатов), союзные комиссариаты посылали туда своих уполномоченных. ЦИК союзной республики не мог приостанавливать решения СНК СССР, но мог обжаловать их в ЦИК. Конституция предусматривала создание Верховного суда приЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного суда.

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительной компетенции Союза. Интересы республики были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) ее представителями. Однако положения Конституции давали Центру значительные полномочия для контролирования периферии и были направлены на создание новой политической культуры, на компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями. В мае 1925 г. III съезд Советов СССР принял в состав Союза Узбекскую ССР и Туркменскую ССР, внеся соответствующие изменения в Конституцию СССР. В 1924 г. пересматриваются территориальные границы РСФСР. Часть уездов и волостей с преобладающим белорусским населением из состава российских губерний были переданы Белорусской ССР. В 1924 г. в составе Украинской ССР была образована Молдавская автономная республика, в составе Азербайджанской ССР - Нахичеванская автономная республика и автономная область Нагорный Карабах с преобладающим армянским населением. В составе РСФСР в 1923-1925 гг. Бурят-Монгольская и Чувашская автономные области были преобразованы в автономные республики. В 1924 г. ликвидирована Горская республика, из которой выделился ряд автономных областей. Все эти территориальные преобразования подготовили почву для напряженной ситуации, возникшей во второй половине 80-х гг.

Национальный вопрос всегда занимал важное место в политике большевиков. Это вполне объяснимо -- 57% населения страны составляли нерусские нации и народности. В дооктябрьский период в решении этого вопроса большевики исходили из двух принципиальных положений: национальный вопрос нельзя решить до конца в условиях капитализма; решение национального вопроса подчинено главной задаче -- борьбе пролетариата за государственную власть.

В программе партии, принятой на II съезде РСДРП в 1903 г., среди других задач буржуазно-демократической революции было сформулировано положение о предоставлении права самоопределения всем нациям, входящим в состав России. Позднее это положение было усилено тезисом о праве наций на отделение и образование самостоятельного государства. При этом Ленин и его соратники всегда считали, что Советская Россия должна быть единой и нераздельной республикой, только при этом условии возможно построение социализма и в обозримой перспективе -- развитие и слияние всех наций в одну наднациональную общность.

Незадолго до Октября 1917 г. в условиях резкого подъёма национально-освободительного движения, роста национального самосознания народов Ленин выдвинул принцип национально-государственного строительства. Речь шла о создании «союза свободных республик», т. е. об их федерации.

Следует подчеркнуть, что ленинское понимание «федерации» во многом совпадало с эсеровским пониманием. Эсеры считали, что в каждой области (у Ленина -- республике) должен быть свой представительный орган: Дума (у Ленина -- Советы), что каждая область (у Ленина -- республика) должна самостоятельно заниматься вопросами транспорта, торговли, управления промышленностью, образованием, культурой... Прерогативой же центральных органов должны быть вопросы руководства армией и флотом, межгосударственные отношения, денежная система, распоряжение всей землей. Но главной особенностью ленинского понимания федерации было то, что решение национального вопроса рассматривалось как средство укрепления диктатуры пролетариата, построения социализма и борьбы с мировым империализмом.

Классовый подход проявился и в толковании большевиками причин создания Союза республик. Ленин, как и многие другие руководители партии большевиков, считал, что существуют объективные предпосылки для образования Союза советских республик: во-первых, для восстановления народного хозяйства, успешного проведения НЭПа необходимо объединить людские, материальные, финансовые ресурсы всех республик; во-вторых, создание Союза давало возможность развивать хозяйство по единому плану, что являлось важнейшим марксистским принципом построения социализма; в-третьих, создание единых армии и флота, проведение единой внешней политики необходимы для борьбы против экономической блокады и дипломатической изоляции, а также для защиты от нападения извне; в-четвёртых, в условиях существования единого хозяйственного организма возможно разделение труда, что значительно повышает эффективность экономики.

Существовали различные проекты создания Советского многонационального государства. При этом в партии боролись две тенденции: унитарная -- стремление к созданию единого государства с мощным центром и подчиненными ему республиками, которые входили бы в состав РСФСР на правах автономий; федералистская -- стремление к созданию союза государств, сохраняющих независимость, но имеющих общие армию, флот, финансы, внешнюю политику, координирующие органы. Сторонником первой модели был Сталин, второй -- Ленин. Эти расхождения проявились в так называемом «грузинском деле».

Весной 1922 г. была создана Закавказская Федерация (Армения, Грузия, Азербайджан), но основные хозяйственные полномочия были оставлены в республиках. Причём у Грузии было особое положение, она могла осуществлять торговые связи с капиталистическими странами через Батум. Генеральный секретарь РКП(б) (с апреля 1922 г.) Сталин и секретарь Закавказского крайкома компартии С.К. Орджоникидзе считали, что Закавказская Федерация должна войти в состав РСФСР как автономия. Председатель ЦИК Грузинской ССР Ф.И. Махарадзе настаивал на том, чтобы в Союз вошли отдельные республики -- Грузия, Армения и Азербайджан. Ленин из-за болезни узнал о проекте Сталина и Орджоникидзе с опозданием, но сразу же направил письмо членам Политбюро, в котором подверг критике сталинский проект, называя его «царским». Ленин предложил, чтобы советские республики объединились в новом государстве на основе их полного равноправия и суверенности (независимости). Каждая республика должна иметь право свободного выхода из союзного государства. ЦК РКП(б) поддержал это предложение.