Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Где находится корабль адмирал григорович. Последний морской министр русский адмирал григорович иван константинович

Где находится корабль адмирал григорович. Последний морской министр русский адмирал григорович иван константинович

Развитие отечественного флота в нынешних условиях невозможно представить без крупных океанских военных кораблей. Дальняя морская зона всегда была, есть и будет сферой интересов Российской Федерации. Флот всегда испытывает потребность в мощных и современных военных судах, способных не только демонстрировать Андреевский флаг на морях, но и в состоянии защищать экономические и политические интересы Российского Государства. Такими кораблями могут и должны будут стать фрегаты «адмиральской серии» проекта 11356.

Создание новых сторожевиков: нужда или насущная потребность флота

В российском Военно-Морском флоте с началом нового тысячелетия сложилась парадоксальная ситуация. Большинство военных судов на флоте было еще советской постройки. Для своего времени это были мощные и надежные корабли, однако к концу 90-х большая часть этого наследства была технически изношенной и морально устаревшей. Особенно негативно на состоянии корабельного состава отечественного ВМФ сказалась тяжелая экономическая ситуация в России после развала Советского Союза. Крупные боевые корабли, крейсера, большие противолодочные корабли и эсминцы десятками ржавели у причальной стенки. Флот не только терял драгоценные боевые единицы. Россия стремительно утрачивала позиции морской державы.

Несколько сглаживало печальную ситуацию боеготовности флота, имеющиеся на тот момент в составе флота корабли проекта 1135М. «Буревестники» — сторожевики советской постройки являлись едва ли не самыми современными кораблями молодого российского флота. Спасало ситуацию с флотом, не только удовлетворительное техническое состояние кораблей этого типа. Количество судов, сданное в свое время флоту, позволяло военно-морскому командованию закрывать бреши и прогалины в оборонной морской стратегии.

Несмотря на то, что задел прочности и технологический ресурс у кораблей проекта 1135М и 1135М1 был достаточно велик, время было безжалостным. На смену проверенным «Буревестникам» должен были прийти корабли нового поколения, которыми стали сторожевые корабли проекта 11356. Особенно остро нуждались в подобных кораблях старейшие флоты страны, Черноморский и Балтийский, где о новых кораблях уже и не помнили.

Сторожевые корабли всегда были и есть одним из основных классов кораблей для отечественного флота. На Западе отечественные сторожевики причислены к классу фрегатов и корветов. Этому способствуют универсализм и многофункциональность кораблей этого класса. Современные корветы и фрегаты способны выполнять огромный объем боевых задач, тем более в современных условиях, когда имеются технические возможности установить на корабль практически любые средства вооружений.

Проектирование сторожевиков нового поколения

Решение о проектировании нового сторожевика для Российского ВМФ было принято в середине 90-х годов. Целесообразно было решено использовать богатый практический опыт, полученный в ходе строительства и эксплуатации кораблей проекта 1135 и в особенности проекта 1135.1. Технологически конструкция «Буревестников» давала широкие возможности осуществить постройку нового корабля путем глубокой модернизации.

Помимо технологической и производственной документации, наработанной в ходе строительства «буревестников» и «инеев», для проектирования новых кораблей постарались использовать данные экспортной версии кораблей этого класса. В экспортном варианте проект получил индекс 11356. Эти фрегаты в количестве 6 единиц должны были быть построены для нужд индийских ВМС в 1999-2013 гг. Отечественный проект получил индекс 11356Р/М под шифром «Буревестник». По классификации НАТО новым российским кораблям еще на стадии строительства был присвоен шифр « Krivak V».

В ходе создания проекта было взято все самое лучшее от кораблей предшественников. Если в плане основного конструктива корабли несли отпечаток прежних проектов, то комплекс вооружений и электронное оборудование кардинально изменились. Суда должны были стать универсальными, соответственно подбирались и средства вооружений. Проектированием корабля, который в техническом задании назывался сторожевой корабль II ранга, занялось Северное конструкторское бюро, расположенное в Санкт-Петербурге. Специалистам этого предприятия было не в диковинку строить подобные суда, к тому же неплохими темпами продвигалась программа строительства фрегатов типа «Тальвар» для Индии.

Перед конструкторами поставили задачу создать корабль, технология строительства которого была бы идентична той, которая использовалась при выполнении иностранного заказа. Главным условием проекта было сохранение производственного цикла строительства судов, технологические и производственные мощности Калининградского судостроительного завода «Янтарь». Программа строительства новых сторожевых кораблей была ориентирована на оснащение Черноморского флота. По результатам анализа и изучения готового проекта Министерство Обороны РФ в 2010 году заключило контракт на постройку первых трех кораблей, предназначенных для оснащения Черноморского флота.

В этом же году в Калининграде на верфи ССЗ «Янтарь» было заложено головное судно — сторожевой корабль «Адмирал Григорович». Оценив масштабы и темпы строительства головного корабля, Минобороны в 2011 году поспешило заключить еще один контракт. Следующие три единицы должны были обновить корабельный состав Балтийского флота. Общая стоимость двух контрактов составила 40 млрд. рублей. Новые суда должны были вступить в строй на протяжении 2014-17 гг.

Второй и третий корабль проекта 11356 — сторожевики «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» — были заложены на калининградской верфи в 2011 и в 2012 годах. Первые два корабля – адмирала были спущены на воду под занавес 2014 года. Через два года, в марте и в июне оба корабля вступили в строй, став полноправными боевыми единицами Черноморского флота. Третий корабль первой серии фрегат «Адмирал Макаров» планируется передать в конце 2017 года.

С началом украинско-российского военно-дипломатического кризиса, с отходом Крыма под юрисдикцию Российской федерации решено все шесть судов, построенных в рамках оборонных заказов, передать Черноморскому флоту. Участие России в разрешении сирийского кризиса только усилило эту позицию. Новые фрегаты должны усилить военно-морскую группировку российского ВМФ не только в акватории Черного моря, но и в Восточном Средиземноморье.

Оставшиеся в рамках действующих контрактов три сторожевых корабля «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов», спущены на воду и достраиваются на плаву. Ввод кораблей в состав флота запланирован на 2020 год.

Недавно в российских СМИ просочилась информация, что будет продолжено строительство кораблей этого проекта. В дальнейшем новые фрегаты будут строиться для Тихоокеанского флота. Под этот заказ могут быть отданы мощности Амурского судостроительного завода в г. Комсомольске на Амуре, который в данный момент выполняет программу строительства корветов проекта 22380.

Основные конструктивные особенности фрегатов проекта 11356

Внешне похожие на своих предшественников новые отечественные сторожевики являются кораблями нового поколения. При беглом и поверхностном осмотре кораблей сразу бросается в глаза необычная конфигурация надстройки. В отличие от предыдущих проектов, на кораблях проекта 11356 частично реализована технология «Стелс». Корпус корабля, его обводы и материалы, из которых изготовлена надстройка судов, способствуют малой радиолокационной заметности корабля. Данная концепция сегодня нашла отражение практически во всех реализуемых проектах.

В соответствии с требованиями, заложенными в техническом задании, корабль проекта 11356 обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • водоизмещение составляет 3350 тонн;
  • максимальная длина корабля 124,8 м. при ширине корпуса 15,2 м.;
  • осадка составляет 7,5 м;
  • двигательная установка представлена газотурбинной установкой суммарной мощностью 46 тыс. л/с;
  • максимальная скорость хода 32 узла;
  • максимальная дальность на скорости 14 узлов составляет 4850 миль.

Судя по ТТХ новые российские сторожевики – адмиралы представляют собой достаточно внушительные боевые корабли. Управлять таких хозяйством будет экипаж численностью 220 человек. Технические условия и конструкция корабля обеспечивают длительность автономного плавания в 30 суток. Помимо моряков на борту судна будет постоянно находиться подразделение морской пехоты и авиационно-пилотажная группа.

В плане оценки проекта, стоит уделить внимание двигательной установке. Первые два корабля, которые успели сойти с калининградской верфи, оснащались газотурбинными установками украинского производства. С введением санкций поставка украинских двигателей в рамках проекта была приостановлена. Отсутствие аналогичных отечественных турбин привело к тому, что было приостановлено последующее строительство других судов, заложенных в рамках действующего контракта. Задача по разработке и созданию однотипной двигательной установки была поставлена подмосковному НПО «Сатурн», однако на данный момент работы в этом направлении продвигаются медленно.

Ввиду этого затянулись сроки окончательного ввода в эксплуатацию готовых кораблей. Остальные суда будут достраиваться после того, как в распоряжение корабелов поступит новый газотурбинный двигатель отечественного производства.

Что касается комплекса вооружений, то российские фрегаты в этом плане представлены достаточно мощно. Оба корабля, «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» оснащены ударными средствами вооружений, которые представлены пусковыми установками универсального ракетного комплекса «Калибр-НК». Боевые суда, оснащенные крылатыми ракетами «Калибр» могут поражать различные цели на воде и на суше, на расстоянии до 1500 км. Третий корабль серии «Адмирал Макаров» также будет оборудован под КРК «Калибр –НК».

Тактическое вооружение представлено 100-мм артиллерийской установкой А-190, традиционный вид вооружений для всех отечественных корветов и фрегатов. За противолодочную и противовоздушную оборону корабля отвечают самые совершенные средства гидро- и радиолокации. Электронная система управления огнем вместе со станцией электронного радиолокационного слежения обеспечит обнаружение и уничтожение любого подводного корабля и воздушной цели.

Для борьбы с подводными лодками и кораблями противника на судне имеется торпедные 522-мм аппараты, по два с каждого борта. Усилить огневую поддержку при борьбе с подводными целями должна установка РБУ-6000. В качестве эффективного средства противовоздушной обороны корабля используются стационарный ЗРК «Штиль-1», зенитная артиллерийско-ракетная установка «Пальма» и переносные ЗРК «Игла».

Все корабли проекта имеют в арсенале поисково-спасательный вертолет Ка-27, для которого на борту судна оборудованы взлетно-посадочная площадка и крытый ангар.

Проект 11356 сегодня

Решение о начале строительства новых отечественных сторожевиков можно считать своевременным. Корабли проекта 11356 отвечают современным требованиям ведения морской войны, оснащены самыми совершенными средствами связи и радиолокационным оборудованием. Комплекс вооружений позволяет решать кораблям самые разнообразные тактические задачи, включая проведение ударных и оборонительных операций. Эксплуатация двух первых кораблей проекта «Адмирала Григоровича» и «Адмирала Эссена» указала на ряд существующих недостатков в конструкции судов. В ходе последующей доработки выявленные дефекты были устранены, внесены коррективы в конструкцию строящихся судов.

Боевое патрулирование, которое осуществляли в недавнее время в Восточном Средиземноморье фрегаты ВМФ России «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» наглядно продемонстрировало высокие мореходные и тактико-технические характеристики кораблей этого класса.

В ночь на 27 января 1904 года японские миноносцы атаковали корабли русской эскадры на внешнем рейде Порт-Артур. Одна из шестнадцати выпущенных японцами торпед попала в броненосец «Цесаревич ». Порядок на раненном корабле был восстановлен сразу, как только на мостике появился капитан 1 ранга Григорович. Прошло всего несколько часов, как он отметил свой 51 день рождения. Спокойным голосом командир отдавал приказы, которые моряки безукоризненно выполняли. Броненосец посадили на мель и всю ночь отбивались от вражеских миноносцев. Через три месяца корабль вернулся в строй.

биография русского адмирала Григоровича Ивана Константиновича

Иван Константинович Григорович родился на Васильевском острове. Его отец служил на флоте и был генерал-майором, потомственным дворянином Полтавской губернии, а мать Мария Егоровна была урожденной баронессой фон дер Ховен-Приваловской. В последствие семья Григоровича переехала в Кронштадт, а потом в Ревель. В 1869 году отец решил отдать сына в морской корпус. После успешного окончания Иван Константинович был произведен в гардемарины, а в 1875 году - в мичманы. Морская служба нравилась молодому офицеру и в 1878 году Григорович и еще несколько русских моряков на пароходе «Цимбрия » с целью отвлечения внимания Великобритании от русско-турецкого театра военных действий отправился в Северную Америку, где вошел в состав экипажа корабля «Забияка», одного из четырёх крейсеров, строящихся на верфи компании «American Company William Cramp & Sons » в Филадельфии для России. После нескольких морских походов мичман Григорович в 1879 году вернулся в Кронштадт. В период с 1883 по 1899 год проходил службу на кораблях различных флотов Российской империи. 15 февраля 1899 года капитан 1 ранга Григорович принял командование новейшего эскадренного броненосца «Цесаревич», а в 1903 году прибыл в Порт-Артур, где и вошел в состав Тихоокеанской эскадры. Вскоре началась русско-японская война.

Надежда на то, что замена Старка О. В. энергичным Макаровым позволит добиться перелома в войне, не оправдалась - 31 марта 1904 года погиб. Ослабленная эскадра укрылась на внутреннем рейде Порт-Артура. Став полными хозяевами моря японцы осадили крепость.

В апреле 1904 года по вышечайшему повелению Иван Константинович Григорович назначается главным командиром порта и военным губернатором Порт-Артура с производством контр-адмиралы. Во многом благодаря Григоровичу русская эскадра, базируясь в осажденном городе почти до последних дней, сохраняла способность сражаться на море и содействовать армии. Сколько сил, ума и дипломатичности надо было приложить, чтобы заставить дружно работать вместе офицеров флота и армии, чинов гражданских ведомств и вольнонаемных из местных китайцев. Но судьба Порт-Артура решалась не в море, а на суше.

В 1905 году Российская империя оказалась среди второразрядных морских держав, таких как Италия и Австро-Венгрия. Ее свободная морская сила Балтийский броненосный флот прекратил существование. Флот, запертый в Черном море, взять эту роль на себя не мог.

По возвращению в Россию адмирал Григорович был прикомандирован к Адмиралтейству. Летом 1905 года ему находят должность, и он назначается начальником штаба главного командира Черноморского флота. Известные события на Черноморском флоте привели Григоровича в крайнее смущение. Он понимал, что с таким состоянием дел можно полностью утратить флот. Череда восстаний на кораблях и в береговых частях черноморского флота вынудило правительство произвести полные кадровые перестановки. Григорович был назначен в Либаву командиром порта имени Александра III. Не спокойно было и там. В октябре 1908 года адмирал получил новый перевод по службе в Кронштадт.

После русско-японской войны морское Адмиралтейство долгое время оставалось без головы. Каждые два года приходил новый начальник ведомства. Едва войдя в курс дел, он уже должен был сдавать их преемнику. На флоте понимали, что требовался деятель как великий князь Константин Николаевич. И такой адмирал нашелся. 9 февраля 1909 года командира Кронштадтского порта и военного губернатора Кронштадта Григоровича Ивана Константиновича назначают заместителем морского министра Российской Империи.

русский адмирал Григорович Иван Константинович

После русско-японской войны главными силами военных флотов стали . Броненосцы, потерянные Россией в Порт-Артуре и Цусиме утратили значение. Страна получила уникальный шанс включиться в новый тур гонки морских вооружений почти на тех же условиях, что и ее соперники. Но время шло, а дело стояло на месте. Препятствием на пути строительства флота стала Государственная Дума. Депутаты не верили первым лицам Адмиралтейства . Они считали, что флот обойдется дешевыми миноносцами и подводными лодками, а деньги нужны для усиления армии. А о строительстве новых морских заводов они вообще не хотели слышать. Адмирал Григорович с грустью писал: «1909 год прошел бесцельно. Из-за отсутствия доверия морскому ведомству со стороны законодательных учреждений никакой деятельности проявить было нельзя ».

Русский адмирал не был политиком и находясь на такой должности от политики отстраниться было не возможно.

В Госдуме на морских руководителей нападал А.И. Гучков, а также другие бюрократы. Все сводилось к тому, что пока Адмиралтейство не покончит со старым порядком, не реорганизует ведомство, пока не откроет все свои дефекты, ассигнования выдаваться не будут. Такие же отношения к морскому ведомству были и у членов Совета министров.

Адмирал понимал, что в гонке морских вооружений 1910 год станет решающим. Англия собиралась вывести в море первую эскадру дредноутов. К строительству мощных линкоров приступали все крупные морские державы. Переговоры о заказе двух линейных кораблей начала Турция.

Наконец когда чертежи русских дредноутов были утверждены, и имея по бюджету не большие ассигнования адмирал Григорович решил начать их постройку о чем и доложил главному министру. Приняв его молчание за согласие, он произвел официальную закладку первого корабля и дал команду приступить к постройке. В один день 20 мая 1909 года в Санкт-Петербурге были заложены четыре линкора, которым предстояла долгая боевая жизнь под Андреевским флагом и Советским военно-морским флагом.

Для постройки правительство просило у думы 30 миллионов рублей ежегодно. Премьер-министр Столыпин убеждая законодателей говорил, что это послужит мировым интересам России. Ему вторил министр иностранных дел Извольский говоря, что в то время без флота нельзя даже быть равноправным государством, а у России такие задачи, осуществление которых невозможно без морской силы. Средства на закладку первых четырех линкоров Столыпин нашел, употребив права данные ему положением о порядке верховного управления страной.

Закончился 1909 год и начался следующий с грозными нападками на Адмиралтейство в периодической печати. Предполагавшееся усиление турецкого флота не могло не беспокоить законодательное учреждение, а вместе с тем по морскому ведомству ассигнований не давали. Смета на 1911год проходила опять с нападками, которые уже относились к самому министру, чем к ведомству. Морской министр уже стал меньше появляться в думских комиссиях, отправляя на «растерзание» Григоровича. Наиболее острым был вопрос о подводных лодках.

1910 год был на исходе. Кроме удовольствия видеть, что дредноуты быстро начинают продвигаться постройкой, не приносили адмиралу Григоровичу удовлетворение. Он знал, что многим не пришелся не по вкусу. Даже для малой судостроительной программы старых заводов Адмиралтейства уже не хватало. России надо было производить свои турбины, электромоторы, дизели, гироскопические компасы, оптические приборы, аппаратуру связи.

18 марта 1911 года адмирал Григорович получил пакет с письмом императора предлагавшим прибыть в царское село. В полдень следующего дня адмирал Григорович вышел из кабинета царя Морским министром Российской империи. Семья Григоровича жила на его жалование и прибавка, конечно, имела значение, но сам Иван Константинович радовался не деньгам и даже не предстоящему повышению в чине, а тому, что, наконец, получил право законодательной инициативы.

Вступив к исполнению должности министра, и став членом Совета министров он встретил там вполне дружелюбные отношения. Такое же отношение он почувствовал в государственном совете и Госдуме. Смета на 1911 год была проведена Григоровичем относительно благополучно, также благополучно прошел проект о постройке судов для Черного моря.

Два года морское ведомство пыталось уговорить государственную думу ассигновать на строительство флота один миллиард 125 миллионов рублей, но всякий раз терпело неудачу.

Интересно: с Петровских времен вплоть до Великой Отечественной войны военный флот подчинялся главе государства и финансировался отдельной строкой в бюджете страны.

Возглавив Адмиралтейство Григорович сделал сильный ход, представив Николаю II проект закона об императорском Русском флоте. Первым шагом должна была стать 50-летняя судостроительная программа. За это время предполагалось ввести в боевой состав 189 кораблей, построить новые базы, и особенно важно - возродить флот на Тихом океане. Русский адмирал рассчитывал, что миноносцы и будут готовы к началу 1914 года, а к 1915 году. Он понимал, что период времени с 1914 по 1915 год будет критическим для России в случае войны с Турцией, если она получит заказанные в Англии два дредноута, но морской министр принял «меры» и соглашения с некоторыми лицами, строящими турецкие корабли - насколько возможно задержать эту постройку.

Казенные заводы России с заказами не справлялись. Корабли строились 5-7 лет, а надо было вводить в строй за три года. Адмирал Григорович перевел казенное кораблестроение на коммерческое начало. Привлек частный капитал. Дело пошло, но утвердить закон о флоте не удавалось никак. Против выступали все те же лица во главе с Гучковым. За ним стояли интересы поставщиков армий.

Одной из забот морского министра был недостаток офицерского состава вследствие гибели многих в русско-японской войне и ухода в отставку не видящих ничего светлого для флота. Воспитанием будущих флагманов Григорович опирался на сослуживцев тихоокеанской эскадры - командующего Балтийским флотом адмирала Фон-Эссена. Его школу прошли многие офицеры. Они блестяще проявили себя в годы первой мировой войны.

В пользу закона о флоте сама того не желая выступила Турция. Началась очередная балканская война. Турция закрыла черноморские проливы. Убытки промышленников и землевладельцев превысили стоимость крупной судостроительной программы. В обеих столицах бушевали страсти. Газеты требовали объявить туркам войну.

Заседание в думе закрытом от публики зале началось в 11:00. Гучков отвратительно и гадко выступал против ассигнований. Он лгал и пугал расходами, которые никто не просит и требовал денег только на армию. В зале было сильное возбуждение. Но законопроект был принят при неистовых аплодисментах в первом часу ночи. После чего адмирал Григорович сказал «Слава Богу, теперь я спокоен - флот будет ».

К началу мировой войны страна не успела построить новый флот, но у России уже были моряки способные воевать и на старых кораблях. Немецкому флоту путь к русской столице закрыли мины, береговая артиллерия и пушки устаревших броненосцев. В годы первой мировой войны флот продолжал расти. В строй вступили семь дредноутов. Атака Петрограда с моря стала невозможной. Русский флот завоевал господство на Черном море. типа «Новик » лучший в своем классе вступил в бой с двумя германскими эсминцами и вышел из него победителем. «Краб» стал первым в мире подводным заградителем. Его действия сказали новое слово в тактике подводного флота. Несмотря на войну к 1930-му году строительство океанского флота предполагалось завершить полностью. Однако заводы остановились в феврале 1917 года. Гучков не простил Григоровичу своего поражения. В марте 1917 года он стал военным и морским министром. Против Ивана Константиновича началось судебное следствие. Оно завершилось ничем, бывший министр был чист. Через его руки прошли миллионы, но ни одного казенного рубля к ним «не прилипло». Большевики к адмиралу Григоровичу претензий больше не имели. В 1919 году его приняли на службу в морскую историческую комиссию и дали паек. В голодном и холодном Петрограде это было равносильно спасению.

Русскому адмиралу не чинили препятствий, когда он решил уехать на лечение во Францию. Говорят, там Иван Константинович зарабатывал на жизнь рисованием морских пейзажей. О родине он помнил всегда и доживал свой век с советским паспортом.

Для России имя адмирала Григоровича навсегда будет связано с возрождением флота после самой тяжелой катастрофы в его 300-летней истории. Вернуть флот в океан Иван Константинович не успел, но без него эта дорога была бы закрыта для нас навсегда.

семейный склеп Григоровичей, в котором погребён адмирал. Никольское кладбище Александро-Невской лавры

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 7 июня 2016 г. на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" (Калининград) ожидается передача ВМФ России фрегата проекта 11356 "Адмирал Эссен", названного в честь адмирала военно-морского флота Российской империи Николая фон Эссена (1860-1915).

История проекта

Корабли проекта 11356Р/М (также используется обозначение 11357) - серия многоцелевых фрегатов (сторожевых кораблей) дальней морской зоны .

Модификация фрегатов типа Talwar ("Тальвар", проекты 11356 и 11356А), которые строились на российских верфях по заказу ВМС Индии в 1999-2013 гг. В свою очередь, "индийские" фрегаты разрабатывались Северным проектно-конструкторским бюро (Санкт-Петербург) как экспортный вариант сторожевого корабля проекта 1135 "Буревестник".

В середине 2000-х гг. ВМФ России испытывал острую потребность в обновлении корабельного состава. Средний возраст надводных кораблей составлял около 20 лет, одновременное нахождение в боевом составе разнотипных боевых единиц одного и того же класса вызывало большие проблемы со снабжением и ремонтом - например, на тот момент в состав ВМФ РФ входило восемь сторожевых кораблей семи разных проектов. Ввод в строй фрегатов новых проектов (22350 и 20380) затягивался из-за сложностей с проектированием и строительством.

В этой связи было принято решение заложить серию сторожевых кораблей на базе проекта 11356, производство которого благодаря экспортным контрактам уже было отработано российскими верфями. В тендере на строительство участвовал ряд предприятий Объединенной промышленной корпорации (ОПК) и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), победителем стал входящий в ОСК Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" (Калининград).

В 2010 и 2011 гг. Минобороны заключило с предприятием два контракта на строительство в общей сложности 6 сторожевых кораблей. Стоимость каждого контракта составила 40 млрд рублей (около 13 млрд рублей за один корабль). Предполагается, что все шесть фрегатов войдут в состав Черноморского флота РФ.

Тактико-технические характеристики

Сторожевой корабль проекта 11356Р предназначен для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок и наземных объектов противника, дозорной службы, патрулирования, охраны морских коммуникаций.

  • длина фрегата составляет 124,8 м, ширина - 15,2 м, осадка - 4,2 м;
  • полное водоизмещение 4035 т;
  • скорость полного хода - 30 узлов;
  • дальность плавания - 4 тыс. 850 морских миль (на скорости 14 узлов);
  • автономность плавания - до 30 суток;
  • экипаж - 180 человек (в том числе 18 офицеров).

Главная энергетическая установка - газотурбинная (два форсажных и два маршевых двигателя мощностью соответственно 22 тыс. л. с. и 8 тыс. 450 л. с. каждый).

Двигатели для первых фрегатов поставило украинское предприятие "Зоря"-"Машпроект" (г. Николаев). Вторую партию из трех кораблей планируется комплектовать двигателями российского производства.

В 2015 г. Минпромторг РФ определил головным предприятием по изготовлению главных энергетических установок для кораблей этого проекта НПО "Сатурн" (Рыбинск). Начало поставок газотурбинных двигателей на ПСЗ "Янтарь" предварительно запланировано на конец 2017 - начало 2018 г.

Вооружение

  • 8 вертикальных пусковых установок ракетного комплекса "Калибр-НК". Эти ракеты могут поражать надводные, береговые и подводные цели на расстоянии до 2 тыс. км.
  • Зенитные ракетные и артиллерийские комплексы "Штиль-1", "Палаш" и АК-630М.
  • Универсальную артиллерийскую установку А-190 (калибра 100 мм).
  • Торпедные аппараты калибра 533 мм.
  • Реактивную бомбометную установку РБУ-6000.
  • Боевая информационно-управляющая система "Требование-М" разработана НПО "Меридиан" (Санкт-Петербург).
  • Фрегат оснащен ангаром и взлетно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета (Ка-27 или Ка-31).

Корабли проекта

  • Головной корабль серии "Адмирал Григорович" (заводской номер 01357) был заложен на заводе "Янтарь" 18 декабря 2010 г., спущен на воду 14 марта 2014 г.
  • 7 ноября 2014 г. спущен на воду второй фрегат - "Адмирал Эссен" (заводской номер 01358), который был заложен 8 июля 2011 г. Весной 2016 г. корабль завершил государственные испытания , готов к передаче флоту.
  • Третий фрегат - "Адмирал Макаров" (заводской номер 01359) - заложен 29 февраля 2012 г., спущен на воду 2 сентября 2015 г. Передача флоту планируется в первой половине 2016 г.
  • Строительство еще двух фрегатов - "Адмирал Бутаков" (заводской номер 01360, заложен 12 июля 2013 г.) и "Адмирал Истомин" (заводской номер 01361, заложен 15 ноября 2013 г.) - было приостановлено весной 2015 г. из-за непоставки Украиной газотурбинных энергетических установок. "Адмирал Бутаков" был спущен на воду в начале марта 2016 г. Сроки передачи флоту второй тройки фрегатов проекта 11356 будут зависеть от темпов освоения НПО "Сатурн" производства газотурбинных двигателей.
  • О закладке шестого фрегата серии - "Адмирал Корнилов" (заводской номер 01362) - официально не сообщалось. Однако, согласно интервью гендиректора ПСЗ "Янтарь" Эдуарда Ефимова, опубликованному газетой "Страж Балтики" 22 апреля 2016 г., корпус корабля уже сформирован более чем наполовину.

5 июля 2015 г. главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков сообщил журналистам на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге, что вместо этих крупных кораблей для нужд Черноморского флота будет построено 18 малых ракетных кораблей нового проекта 22800. Однако в августе 2015 г. пресс-служба "Янтаря" сообщила о возобновлении строительства, а в октябре того же года подтвердила, что продолжает выполнять заказ Минобороны.

Головной корабль проекта 11356 «Адмирал Григорович» за небольшой срок службы под Андреевским флагом в полной мере показал, на что способны новые российские фрегаты дальней морской зоны. Соединив в себе передовую техническую мысль, новейшие технологии кораблестроения, результаты профессионализации военно-морской службы, разработки оперативно-тактической науки морского боя, этот корабль по итогам минувшего года стал самым ходовым на Черноморском флоте и лидером по количеству успешно выполненных учебных и боевых задач.

«Ладненький» первенец

Моряки и кораблестроители считают, что фрегат «Адмирал Григорович» по своей «судьбе» - корабль особенный. Он олицетворяет для них трудно выношенное, но очень ладненькое дитя. Этот первенец серии новейших сторожевых кораблей дальней морской зоны с нетерпением ждали на флоте, о нем много говорили российские и зарубежные эксперты. И сейчас для наших «заклятых партнеров» каждая его морская боевая служба становится «тихим ужасом». По мнению командира дивизии надводных кораблей Черноморского флота (ЧФ) контр-адмирала Олега Криворога, по своим характеристикам корабли этого проекта соизмеримы с ракетными крейсерами прошлого поколения, а по некоторым тактико-техническим параметрам даже превосходят их.

Вот лишь основные вехи двухлетней биографии корабля. Совершены два межфлотских перехода, в ходе которых испытано все новейшее корабельное вооружение. В Средиземном море с противолодочным самолетом отработан поиск и обнаружение подводных лодок, там же выполнены задачи по плану учения с авианесущей группировкой кораблей Северного флота. По прибытии в Черное море моряки «Адмирала Григоровича» провели учебные артиллерийские и ракетные стрельбы по надводным и воздушным целям. На учениях «Кавказ-2016» блестяще осуществлен поиск и «уничтожение» подводной лодки условного противника. Затем фрегат представлял страну в форуме «Русская неделя на Ионических островах».

Справка. ТТХ фрегатов проекта 11356:

Водоизмещение - 3350 тонн

Длина корабля - 124,8 м

Ширина корпуса 15,2 м

осадка - 7,5 м

Максимальная скорость хода - 32 узла

Дальность плавания (на скорости 14 узлов) - 4850 миль

Автономность плавания - 30 суток

Дважды с высокой точностью из акватории Средиземного моря экипаж черноморского фрегата отправил ракеты "Калибр" по объектам террористических группировок в Сирии. В 2017 году корабль получил высокую оценку по итогам совместных военно-морских учений с ВМС Турции. Затем последовало еще несколько боевых служб на пределе автономности в составе оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море.

Суммарный показатель лага корабля - около 100.000 миль. При этом в самых жестких условиях боевой учебы в дальней морской зоне неоднократно были выверены все тактико-технические характеристики головного корабля и его вооружения с целью эффективных доработок "младших братьев" по проекту.

Вооружен и очень опасен

Главное оружие «Адмирала Григоровича» - ракетный комплекс «Калибр-НК». Он способен поражать морские цели на расстоянии до 400, а наземные - до 2.000 километров. 8 пусковых ячеек «сторожевика» могут комплектоваться самыми современными противокорабельными ракетами «Оникс», которые способны доставить боеголовку массой в 300 килограммов на расстояние более 500 километров со скоростью в 2,6 числа Маха. Перехватить эту «штуку» практически невозможно. «Умная» ракета сама выбирает траекторию комбинируемого полета и реагирует на противодействие средств РЭБ, выбирая из нескольких целей главную.

Защиту корабля от воздушного нападения обеспечивают зенитно-ракетный комплекс «Штиль» и ракетно-артиллерийский комплекс «Палаш», способные гарантированно уберечь фрегат от запущенных одновременно четырех противокорабельных ракет противника. Артиллерию на «Адмирале Григоровиче» представляет автоматическая артиллерийская установка А-190 калибра 100 миллиметров. Она способна обстреливать цели на расстоянии до 21 километра. Два торпедных аппарата имеют по три 533-мм торпеды нового поколения каждый. Дополняет мощный корабельный арсенал проверенный временем реактивный бомбомет РБУ-6000. Есть на новейшем российском «сторожевике» и собственное авиакрыло - вертолет Ка-31 или Ка-27 ПЛ.

Не зря фрегаты этого проекта называют многоцелевыми кораблями. Недавно на парном зачетном учении в Средиземном море «Адмирал Григорович» и следующий корабль серии - «Адмирал Эссен» показали все, на что способны. Экипажи фрегатов успешно провели боевые артиллерийские стрельбы, отработали задачи ПВО, выполнили электронные (условные) пуски ракет против надводных кораблей и подводных лодок. А еще они способны обеспечивать огнем высадку морских десантов, сопровождать транспортные конвои.

Новые фрегаты с высокой эффективностью способны действовать как в составе группировок кораблей, так и в рейдерской самостоятельности на большом удалении от своих берегов. По результатам сопровождения наших фрегатов кораблями НАТО, зарубежные специалисты сделали вывод об их малой заметности в локационном поле. Достигнуто это особой формой корпуса с наклонными плоскостями, особыми поглощающими покрытиями и электронным оборудованием, затрудняющим обнаружение корабля с помощью РЛС.

Равнение на командира

Степень автоматизации фрегата «Адмирал Григорович» - высочайшая. Поэтому на таком же уровне поддерживаются и требования к подготовке его экипажа. Он полностью комплектуется на контрактной основе. Экипаж состоит из 18 офицеров и около 150 матросов и старшин. Кстати, впервые на "сторожевике" специально предусмотрено размещение двух десятков морских пехотинцев. Большая часть рядового состава экипажа имеет среднее техническое образование. Среди мичманов и старшин немало специалистов и с институтскими дипломами. Но, как считает командир фрегата - это лишь основа квалификации, а главное ее наполнение - морская практика на боевых постах.

В нелегких испытаниях морской службы экипаж корабля основательно проникся характерными чертами своего командира. Командир фрегата "Адмирал Григорович" капитан 2-го ранга Анатолий Величко в стремлении к знаниям четко придерживается "золотой" традиции: Нахимовское училище и Военно-морской институт радиоэлектроники он окончил с золотыми медалями. В прошлом году Анатолий Величко стал победителем конкурса "Армия России-2017" в номинации "Морской волк" и был назван лучшим командиром корабля Военно-морского флота России. А сам фрегат под его командованием заслужил почетное наименование ударного корабля.


История создания проекта 11356 заключается в модернизации имеющихся сторожевых кораблей. Исследования и разработка проектов новых усовершенствованных сторожевых кораблей началась еще в середине прошлого века. Советские ученые трудились над созданием новых универсальных кораблей, которые решали бы множество боевых задач.

История сторожевых фрегатов проекта 11356

В то время существовало два перспективных проекта, 11356 и 22350. Командование ВМФ СССР сошлось на мнении о создании этих двух проектов, которые были разнотипные. Но вскоре решение о строительстве СКР (сторожевых кораблей России) было принято только проекта 11356.

Это решение было принято в связи с экономическими, техническими проблемами, и трудностях в обслуживании двух разнотипных кораблей одновременно.


И только в конце прошлого века, работа над проектом 11356 возобновилась. Среди имеющихся сторожевых кораблей, построенных еще в начале 60-х годов, имелся сторожевой корабль «Буревестник» в двух вариантах, 1135 и 1135М. Эти фрегаты отлично подошли как прототипы для последующей модернизации.

Но с дальнейшим развитием технологий, имевшиеся корабли следовало улучшить, добавив новые компоненты, которые могли бы решить более количество задач. Работа конструкторов продолжилась, что привело к появлению нового, более совершенного сторожевого корабля.

«Буревестник» стал прототипом для последующей модернизации.

В июле 2010 года строительство нового сторожевого корабля проекта 11356 началось на двух заводах, «Янтарь» и Балтийском заводе. Первые 6 кораблей ушли по имевшемуся контракту в Индию, где прошли множество испытаний и сейчас несут свою службу.

Но первые сторожевые корабли проекта 11356 были созданы для экспорта. Фрегатам, которые в будущем войдут в состав ВМФ России, была поставлена цель, установить новое улучшенное оборудование и вооружение. Что в дальнейшем было осуществлено.


Целью строительства новых сторожевых кораблей проекта 11356 является обновление Черноморского флота. Новые универсальные корабли полностью справляются с поставленными целями и боевыми задачами на Черном море.

Разработка концепции проекта

В начале 60-х годов прошлого века, на вооружении у ВМФ СССР стояло большое количество противолодочных кораблей, которые отлично справлялись со своими основными функциями. Но флот испытывал нехватку сторожевых кораблей, что в дальнейшем и способствовало разработке соответствующего фрегата проекта 11356.

2 000 тонны

водоизмещение фрегата по проекту 1135

В 1964 году началось проектирование нового сторожевого фрегата с водоизмещением более 2 тыс. тонн. Также была поставлена задача, вооружить данный фрегат новым четырехтрубным торпедным аппаратом, противолодочными ракетами, точными артиллерийскими установками и системой ПВО.

Новый фрегат должен был иметь большой запас хода, современное многоцелевое вооружение и оборудование.


В ходе испытаний, проект несколько раз перерабатывался. Водоизмещение было увеличено с 2 тыс. до 3,2 тыс. тонн, также несколько раз менялось оборудование и вооружение. После проделанных изменений, сторожевик проекта 11356 прошел все испытания и получил две модификации, 1135 и 1135М.


С развитием вооружения корабли нужно было оснастить авиацией, что позволило решать большое количество дополнительных боевых задач. Именно с этого момента началась работа над новой модернизацией сторожевых кораблей.

Новые фрегаты проекта 11351 получили вертолетные площадки и были переработаны в конструкции, так как нужно было найти место для ангара. Новая модификация значительно превосходила предыдущие проекты. Что являлось отличным стимулом для дальнейшей работы по проектированию более совершенного и многофункционально фрегата.


В начале 90-х годов начался упадок во всех отраслях, включая военное строительство. Спасательным кругом в тот момент являлся контракт с Индией на экспорт российских сторожевиков проекта 11351, который в последующем был переработан в проект 11356.

Схема проекта 11356 значительно отличалась от своего прототипа 11351. Было заменено все вооружение и средства защиты фрегата. Далее был переработан внешний вид, усилен корпус и заменено все оборудование. Водоизмещение было увеличено до 4 тыс. тонн, увеличенные топливные запасы способствовали увеличить запас хода до 4,5 тыс. миль.

Таким образом, был создан сторожевой фрегат 11356, который является многофункциональным кораблем, с усиленным вооружением, способным решать любые боевые задачи.

Фрегаты пр. 11356

С 2010 года по проекту корабля 11356, начата работа по построению 6 фрегатов, 3 из которых должны отправиться на Черноморский флот. Все комплектующие и оборудование производятся в РФ.

Список фрегатов проекта 11356:

  • Сторожевой корабль проекта 11356 «Адмирал Григорович». Работы по строительству начались в 2010 г., в 2016 фрегат прошел испытания и поступил на вооружение ВМФ.

Головной фрегат «Адмирал Григорович» проекта 11356
  • Фрегат проекта 11356 — Адмирал Эссен. Работы по строительству головного корабля начались в 2011 г., в 2016 сторожевик прошел испытания и поступил на вооружение ВМФ.

  • Адмирал Макаров - работы по строительству начались в 2012 г., а в 2017 фрегат прошел испытания и поступил на вооружение ВМФ.

  • Адмирал Истомин - в 2013 г. начало строительства.
  • Адмирал Корнилов - в 2014 г. начало строительства.

Спущенные на воду корпуса приостановленных строительством фрегатов «Адмирал Истомин» (заводской номер 01361) и «Адмирал Корнилов» (заводской номер 01362) модифицированного проекта 11356 на ПАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Калининград, 14.11.2017
  • Адмирал Бутаков - в 2013 г. начало строительства, спущен на воду в 2016 г

Технические характеристики фрегатов проекта 11356 (ТТХ)

Основные характеристики
Водоизмещение 3,6 тыс. кг. 3,6 тыс. кг. 3,6 тыс. кг.
Длина 124 м. 124 м. 124 м.
Ширина 15 м. 15 м. 15 м.
Осадка 4 м. 4 м. 4 м.
Двигатели Дизель-газотурбинная энергетическая установка
Мощность 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт
Скорость 30 узлов 30 узлов 30 узлов
Экипаж 180 чел. 180 чел. 180 чел.
Автономность 720 часов 720 часов 720 часов
Дальность плавания 4,8 тыс. морских миль 4,8 тыс. морских миль 4,8 тыс. морских миль
Вооружение
Радиолокационное вооружение «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У»
Радиоэлектронное вооружение Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356»
Тактическо-ударное вооружение Ракетная установка «Калибр-НК» Ракетная установка «Калибр-НК»
Артиллерия 100-мм А-190 100-мм А-190 100-мм А-190
Зенитная артиллерия 2×6×30-мм АК-630М 2×6×30-мм АК-630М 2×6×30-мм АК-630М
Ракетное вооружение 8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1, «Игла-1»
8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1, «Игла-1»
8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1, «Игла-1»
Противолодочное вооружение 8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
Минно-торпедное вооружение 533 мм торпедные установки 533 мм торпедные установки 533 мм торпедные установки
Авиационная группа вертолет Ка-27 или Ка-31 вертолет Ка-27 или Ка-31 вертолет Ка-27 или Ка-31
Основные характеристики «Адмирал Истомин» «Адмирал Корнилов»
Водоизмещение 3,6 тыс. кг. 3,6 тыс. кг. 3,6 тыс. кг.
Длина 124 м. 124 м. 124 м.
Ширина 15 м 15 м 15 м
Осадка 4 м 4 м 4 м
Двигатели Дизель-газотурбинная энергетическая установка Газотурбинная энергетическая установка Дизель-газотурбинная энергетическая установка
Мощность 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт 2 винта × 30 450 л. с., 8450 л. с. ГТУ, 22 000 л. с., 4 Дизельных генератора по 800 кВт
Скорость 30 узлов 30 узлов 30 узлов
Экипаж 180 чел. 180 чел. 180 чел.
Автономность 720 часов 720 часов 720 часов
Дальность плавания 4,8 тыс. морских миль 4,8 тыс. морских миль 4,8 тыс. морских миль
Вооружение «Адмирал Истомин» «Адмирал Корнилов»
Радиолокационное вооружение «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У» «Требование-М» или «Сигма», «Фрегат-М2М», «Позитив-М1.2» «Вайгач-У»
Радиоэлектронное вооружение Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356» Комплексы «Смелый», «Пума», «Вымпел», «Пурга-11356»
Тактическое ударное вооружение Ракетная установка «Калибр-НК» Ракетная установка «Калибр-НК» Ракетная установка «Калибр-НК»
Артиллерия 100-мм А-190 100-мм А-190 100-мм А-190
Зенитная артиллерия 2×6×30-мм АК-630М 2×6×30-мм АК-630М 2×6×30-мм АК-630М
Ракетное вооружение 8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1«Игла-1»
8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1«Игла-1»
8 ракет «Оникс» или «Калибр»
«Штиль-1» 8×1«Игла-1»
Противолодочное вооружение 8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
8 «Калибр-НК»
1×12 РБУ-6000
Минно-торпедное вооружение 533 мм торпедные установки 533 мм торпедные установки 533 мм торпедные установки
Авиационная группа вертолет Ка-27 или Ка-31 вертолет Ка-27 или Ка-31 вертолет Ка-27 или Ка-31

Конструктивные особенности и архитектура

Корпус фрегата 11356 спроектирован полубачным, с обводами в носовой и хвостовой надводных частях. Судно имеет трехостровную надстройку. В целом, корпус имеет стальной состав, который увеличивает прочность фрегата.


Во время проектирования и строительства корабля была установлена новая архитектурная защита «Стелс», которая позволяет судну быть невидимым для других радиолокационных приборов. Также были выполнены работы по уменьшению акустического шума и максимальной защиты от различных типов оружия.

На судно установлено энергетическая газотурбинная силовая установка, имеющая мощность 56 тыс. лошадиных сил, которая передает энергию и приводит в движение два винта. Также были установлены 4 генератора, мощность которых составляет 320 кВт.

Вооружение

На вооружении сторожевого фрегата 11356 установлено:

  • 8 ячеек ракетно-стрелкового комплекса;
  • мобильный зенитный ракетный комплекс Штиль;
  • 2×30 мм мобильные шестиствольные установки;
  • высокоточные 533 мм торпедные аппараты;

На фрегат установлены вертикальные пусковые ракетные установки, которые имеют возможность использовать высокоточные ракеты «Калибр», имеющие дальность поражения от 350 км. до 2 тыс. км. высокую точность и большую зону поражения.

Новейшая 100 мм артиллерийская установка А190 обеспечивает огненную поддержку по надводным и воздушным целям. Плотность стрельбы составляет 80 выстрелов в минуту, максимальное расстояние поражения цели 20 км. Радиолокационный комплекс «Пума» производит автоматический захват и сопровождение цели.


За управление всеми видами оружия отвечает информационная система управления «Требование». Данная система способна самостоятельно управлять одновременно всеми видами вооружения, управлять стрельбой и рассчитывать пуски торпед. Система обрабатывает полученные данные и дает полную информацию о состоянии фрегата.

Для защиты судна от воздушных атак используется зенитно-ракетный комплекс «Штиль», который способен поразить цель одновременно тремя ракетами. Дальность поражения до 70 км, максимальная высота до 35 км. Так же защиту корабля обеспечивают две высокоточные зенитные установки АК-630.


Функции противолодочного оружия исполняют два торпедных аппарата, так же установлен комплекс РБУ-6000, обеспечивающий защиту от подводных лодок. Также все фрегаты проекта 11356 оснащены авиационными ангарами и взлетными площадками, на которых установлены вертолеты Ка-31 или Ка-27.