Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Монументальная роспись. Монументальная живопись - математика и искусство

Монументальная роспись. Монументальная живопись - математика и искусство

Она украшает стены и потолки общественных зданий. В прошлом расписывали главным образом храмы, сейчас — дворцы культуры, вокзалы, гостиницы, стадионы. Такая живопись должна быть выполнена из долговечных материалов, чтобы вместе со зданиями существовать века. Творцы росписей, изображая исторические события или сцены из современной им жизни, стремятся передать свое представление о мире, передовые идеи своего времени. Монументальная живопись воспитывает художественный вкус у широких масс зрителей.

Монументальная живопись расположена на стенах, потолках, сводах, нередко она переходит с одной стены на другую. Рассматривают росписи двигаясь по зданию, иногда даже с улицы, через большие стекла современных зданий. Иначе говоря — монументальная живопись воспринимается в движении с разных точек зрения, и она не должна при этом терять своего воздействия на зрителя.

Художник-монументалист может развернуть в живописи сложный рассказ-повествование, может соединить события, происшедшие в разных местах и в разное время. Так, великий итальянский художник Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы в Риме изобразил множество библейских сцен, соединив их в единую сложную композицию.

Знаменитая фреска "Сотворение Адама"

Монументальная живопись появилась так же давно, как и человеческое жилище. Уже на стенах пещер, где укрывался первобытный человек, можно увидеть выполненные с удивительной наблюдательностью сцены охоты или просто изображения отдельных животных (см. сооб. «Первобытное искусство» ) .

Изучая историю древних культур, мы везде встречаемся с памятниками монументальной живописи. Они не только доставляют нам художественное наслаждение, но и рассказывают о жизни, быте, труде, войнах народов Древнего Египта , Индии , Китая , Мексики и других стран.

Извержение Везувия в 79 г. засыпало пеплом богатый город Римской империи Помпеи . Это сохранило нам в неприкосновенной свежести множество росписей. Некоторые из них, снятые со стен, украшают сейчас музей в Неаполе .


Фреска из Помпей. Афродита, Арес и Эрос.
Второй период расцвета монументальной живописи в Италии связан с эпохой Возрождения (XIV — XVI вв.). Фрески Джотто , Мазаччо , Пьеро делла Франческа , Мантеньи , Микеланджело , Рафаэля и для художников нашего времени служат образцами художественного мастерства (см. ст. «Искусство итальянского Возрождения» ) .

Художественная культура Древней Руси также нашла свое выражение в памятниках монументальной живописи. Монументальная живопись пришла на Русь из Византии после принятия христианства, но быстро обрела национальные русские черты. Несмотря на то что сюжеты росписей имели религиозный характер, русские художники изображали людей, которых они видели вокруг себя. Их святые — это простые русские мужики и простые русские женщины, это весь русский народ в его самых благородных чертах. Главными центрами монументальной живописи на Руси были Киев, Новгород, Псков, Владимир, Москва, позднее Ярославль (см. сооб. «Древнерусское искусство» ) . Но и за пределами этих больших древних городов, в тихих отдаленных монастырях, также создавались интересные росписи.

В далеком Ферапонтовой монастыре , приютившемся на озерах бывшей Вологодской губернии, великий русский художник Дионисий создал росписи, которые восхищают нас музыкальностью форм, нежностью, чудесным подбором цветов. Краски для росписей Дионисий приготовлял из разноцветных камней, которыми усыпан берег озера около монастыря.


Дионисий. Фреско собора Рождества богородицы в Феропонтовом монастыре
Андрею Рублеву , Дионисию , Феофану Греку обязана русская монументальная живопись своими высшими достижениями. Но, кроме этих больших мастеров, десятки и сотни художников, имена которых остались неизвестными, создали множество росписей в России, на Украине, в Грузии и Армении.

Росписи различаются в зависимости от техники исполнения: фреска , живопись темперой , мозаика , витраж .

Слово фреска часто неправильно применяется для определения всякой стенной живописи. Это слово происходит от итальянского «аl fresco » что означает «по свежему», «по сырому». И действительно, фреска пишется по сырой известковой штукатурке. Краски- сухой пигмент, т. е. краситель в порошке,- разводятся на чистой воде. Когда штукатурка высыхает, содержащаяся в ней известь выделяет тончайшую кальциевую корочку. Эта корочка прозрачна, она закрепляет находящиеся под ней краски, делает живопись несмываемой и очень прочной. Такие фрески дошли до нас через столетия мало изменившимися.

Иногда по уже сухой фреске пишут темперой — красками, разведенными на яйце или казеиновом клее. Темпера — также самостоятельный и очень распространенный вид стенной живописи.

Мозаикой называют живопись, выложенную из небольших цветных кусочков камни или смальты — специально сваренного для мозаичных работ непрозрачного цветного стекла. Плитки смальты колют на кубики нужной художнику величины и из этих кубиков по зскизу и рисунку, сделанному в натуральную величину (по так называемому картону), набирают изображение. Раньше кубики укладывали в сырую известковую штукатурку, а сейчас — в цемент, смешанный с песком. Цемент застывает, и кубики из камня или смальты прочно в нем закрепляются. Мозаику знали уже древние греки и римляне. Она была распространена также в Византии, балканских странах, Италии. Особенно знаменит своими мозаиками итальянский город Равенна (см. ст. «

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ЯРОСЛАВА МУДРОГО»

Кафедра «Дизайн»

Монументально-декоративное искусство.

Виды МДИ.

Реферат по дисциплине

(«Монументально-декоративное искусство»)

по специальности 070601.65 – дизайн

специализации 070601С – дизайн среды

Руководитель:

Соколова Д.В.

Студент группы 7403

Ваняшов И.В.

Великий Новгород.

2012 г.

Введение……………………………………………………………….…....3

Задачи и принципы монументального искусства.………………………..4

Живопись монументальная…………………………………………………9

Мозаика…………………………………………………………………….15

Фреска………………………………………………………………….......22

Витраж………………………………………………………………………24

Декоративно-монументальная скульптура………………………………30

Список использованной литературы………………………………….…34

Приложение………………………………………………………………..35

Введение.

Монументальностью искусствознание, эстетика и философия вообще именуют то свойство художественного образа, которое по своим характеристикам родственно категории «возвышенное». Словарь Владимира Даля даёт такое определение слову монументальный - «славный, знаменитый, пребывающий в виде памятника». Произведения, наделённые чертами монументальности, отличает идейное, общественно значимое или политическое содержание, воплощённое в масштабной, выразительной величественной (или величавой) пластической форме. Монументальность присутствует в различных видах и жанрах изобразительного искусства, однако качества её считаются непременными для произведений собственно монументального искусства, в которых она является субстратом художественности, доминатой психологического воздействия на зрителя. В то же время, не следует отождествлять понятие монументальность с самими произведениями монументального искусства, поскольку не всё созданное в номинальных пределах этого вида изобразительности и декоративности несёт в себе черты и обладает качествами подлинной монументальности.

Задачи и принципы монументального искусства.

Произведения монументального искусства, вступая в синтезс архитектурой и пейзажем, становятся важной пластической или смысловой доминантой ансамбля и местности. Образно-тематические элементы фасадов и интерьеров, памятники или пространственные композиции традиционно посвящаются или стилистическими своими особенностями отображают современные идейные веяния и социальные тенденции, воплощают философские концепции. Обычно произведения монументального искусства имеют своим предназначением увековечение выдающихся деятелей, значительтных исторических событий, но тематика и стилистическая направленность их напрямую связаны и с общим социальным климатом и атмосферой, преобладающей в общественной жизни.

Стремление к символичному запечатлению возвышенных, общезначимых явлений и идей обуславливает и диктует величественность и значительность форм произведений, соответствующие композиционные приёмы и принципы обобщения деталировки или меру её экспрессивности. Отдельные произведения выполняют служебную роль по отношению к архитектурным сооружениям, являясь аккомпанементом, усиливают выразительность их общего строя и композиционных особенностей. Определённая функциональная зависимость ряда устоявшихся видов монументального искусства, вспомогательная их роль, выражающаяся в решении задач по декоративной организации стен, различных архитектурных элементов, фасадов и перекрытий, садово-парковых ансамблей или самого по себе ландшафта, когда предназначенные тому произведения наделяются архитектонически-орнаментальными качествами или свойствами аранжирующей эстетизации, сказывается их отнесением к монументально-декоративному искусству . Тем не менее, между этими разновидностями монументального искусства отсутствует строгая грань, отделяющяя их друг от друга. Одной из основных особенностей монументального искусства, обладающего названными качествами, строгими обобщенными формами или соразмерной содержанию динамикой. является то, что они, в большинстве случаев, создаются из долговечных материалов.

Особое значение монументальное искусство приобретает в периоды глобальных социально-политических преобразований, во времена общественного подъёма, интеллектуального и культурного расцвета, находящихся в зависимости от стабильности общегосударственного развития, когда творчество призвано выражать наиболее актуальные идеи. Многочисленные примеры тому даёт как первобытное, пещерное, ритуальное искусство (мегалитическиеитотемныесооружения), искусствоДревнего мирав целом, так и наиболее выразительные образцы монументального искусстваДревней Индии,Древнего ЕгиптаиАнтичности, произведения культурных традицийНового Света. Изменение религиозных установок, социальные преобразования вносят свои коррективы в тенденции, живо отображающиеся в монументальном искусстве. Это хорошо демонстрирует искусствознаниеСредневековьяиЭпохи Возрождения. ВРоссии, как и в других государствах, также наблюдалась аналогичная циклическая зависимость, которая представлена монументальными произведениями cреденевековья - соборы древнерусских городов, сохранившие фрески, мозаики, иконостасы и скульптурный декор, скульптура от Петровской эпохи до периода политических преобразований, начавшихся в первой четверти XX века, когда монументализм стал использоваться в идеологических и пропагандистских целях. Степень оправданности драматизма, уместность пафосной мотивации или догматической патетики, тематического «ассортимента», в конце концов, также неизбежно запечатлевается в произведениях монументального искусства.

Периоды смуты сопровождаются мелкотемьем, сказывающемся не только на тематически унверсальном жанре садово-парковой скульптуры , где присутствие «литературного» начала допустимо, но и на пластике в строгом, стилистически выдержанном урбанистическом окружении, что разрушает органичное единство последнего наполнением его среды декоративными эклектичными поделками, сентиментальными сюжетами, множащимися образцами провинциального анималистического жанра, структурно близкого кмелкой пластике, сомнительного не только с точки зрения вкуса, но и по своим профессиональным качествам исполнения; закономерной реакцией на такие проявлением становится возврат к формальному традиционализму, потребность «реанимации»культурного герояи обращения к новой псевдоэпической тематике. что затруднено отсутствием признаков «социального заказа» формообразующей эпохи… Монументальное искусство по своему предназначению не может идти на поводу у вкусов публики, желая понравится ей, оно призвано воспитывать понимание гармонии и высокой красоты; в то же время художник-монументалист должен быть способен противостоять и запросам «элитарного» социального меньшинства. Бессодержательный «декоративизм» и невнятные, неубедительные в любом отношении образцы фигуративного искусства кроме уныния ничего в любую среду не привносят. Здесь очень показателен примермодерна, стиля, которому и формально и идейно опытом противопоказано присутствие в монументальном искусстве (разве что - в некоторых случаях сугубо «модерновой» общей композиции). а сейчас - как стилистическая акцентуация в пределах концепции специального проекта или «сценарной», реконструктивной целесообразности. Промежуточные периоды исканий стиля - периоды эклектики и реконструктивных же псевдо- и ложноклассических, «псевдоготических», «псевдорусских», помпезных «бюргерских» и купеческих «узорчатых». Отсутствие строгой детерминации и, как следствие того, категорического размежевания монументального и монументально-декоративного искусства находится в прямой зависимости от очевидного взаимного влияния и взаимопроникновения их.

В то же время существует, например, достаточно продуктивные направления монументального кинетического искусства , произведения которого уместны в равной степени и в ландшафте, и в среде современной архитектуры, когда оправдано отступление от статуарных запросов ансамбля старого города, заставляющего художника руководствоваться не только тактом и вдумчивым отношением к правомочности инсталляции в существующем композиционно завершённом пространстве, но и подчиняться сформированной им объёмной константе. Но композиции разной меры условного искусства, наделённые действительными признаками пластической содержательности и убедительности, получают, а то и завоёвывают, право на существование практически в любом ансамбле. Активно входить и даже вторгаться в среду любого реализованного и завершённого во времени, исчерпанного в своём развитии стиля может даже продукт контркультуры, и даже в виде антитезы, но только если это действительно произведение, и действительно - монументального искусства. Искусство предвосхищает смену эпох.

Выработанные веками требования монументального искусства предъявляются к общим пластическим характеристикам в гармонии с содержательной составляющей. Критерии осознания ретроспективной оценки объекта во всех аспектах обязывают не только следовать адекватному пониманию будущности произведения, но и находить эквивалентные жизнестойкие формы.

Понимание этого чрезвычайно сложено даже для специалистов. В искусстве правомочен вопрос «как?», имеются принципы, пропорции и приёмы, но не имеет права на существование вопрос «что?» (с одним лишь исключением - нравственного порядка), отсутствуют неукоснительные стандарты по этой части. Предпочтительность не всегда очевидна, и не всегда оправдано кажущееся в настоящее время приемлемым «единственное решение». Не всегда однозначно можно ответить на вопрос о дальнейшей судьбе произведения, а его присутствию в той или иной среде не может являться альтернативой только конкретное смысловое соответствие или стилизация. Любому утверждению можно противопоставить достаточно убедительные доводы, любая попытка классификации может таить в себе противоречия и иметь исключения. Исторический опыт показывает, что наименее эффективен и чреват застоем охранительно-ограничительный путь идеологического вмешательства в вопросы сугубо профессиональной принадлежности. И монументальное искусство по причине силы воздействия и общедоступности, впрочем, как и любое творчество, должно быть свободно от этого ценза. Но настоящим провозглашён идеал, а пока существует государство и деньги, будет существовать идеология и заказ - монументальное искусство находится в прямой зависимости от них.

Живопись монументальная.

Монументальная живопись – род живописи, относящийся к монументально-декоративному искусству. К монументальной живописи относятся произведения, непосредственно связанные с архитектурными сооружениями, помещенные на стены, потолки, своды, реже – на полы, а также все виды росписей по штукатурке – это фреска, энкаустика, темперная, масляная живопись (либо живопись на каком-то ином связующем), мозаика, написанные на холсте живописные панно, специально приспособленные для определенного места в архитектуре, а также витражи, сграффито, майолика и другие формы плоскостно-живописного декора в архитектуре.

Монументальное искусство особенно активно развивается тогда, когда художественная культура эпохи проникнута ярко выраженным пафосом утверждения позитивных социальных ценностей. Истоки монументальной живописи восходят к первобытному обществу. В менгирах, культовых статуях и наскальных росписях воплощены представления первобытного человека о могуществе сил природы, закреплены его трудовые навыки. С появлением классов определяющими для Монументального искусства стали общественные взаимоотношения. Принципы монументальности и статичности, господствовавшие в искусстве Древнего Египта, в условиях рабовладельческого общества должны были способствовать утверждению идеи незыблемости социального строя и обожествления личности властителя (т.н. Большой сфинкс в Гизе, но в исторически обусловленной форме воплотили также представления о силе человеческого разума, победе человеческого коллектива над силами природы). В эпоху расцвета древнегреческой рабовладельческой демократии были созданы проникнутые верой в красоту и достоинство человека произведения Монументального искусства (скульптурный декор афинского Парфенона), в правдивых формах воплотившие гуманистические идеалы древнегреческого полиса. Весь художественный строй готического собора, его живописное и скульптурное убранство выражали не только порожденные феодальным строем идеи общественной и церковной иерархии, всю систему средневекового религиозно-догматического мировоззрения, но и растущее самосознание городов, трудовой пафос коллектива городской коммуны (скульптурное убранство соборов в Реймсе, Шартре, Наумбурге и др.). Общенациональный духовный подъём в эпоху Высокого Возрождения в Италии (конец XV - 1-я треть XVI вв.) со всей силой, выразился в отмеченных широтой общественного звучания, полных титанической мощи и напряжённого драматизма произведений монументального искусства.

Собор в Реймсе.

По характеру содержания и образного строя различают произведения живописи, обладающие качествами монументальности, являющиеся важнейшей доминантой архитектурного ансамбля и монументально-декоративные росписи, лишь декорирующие поверхность стен, перекрытий, фасадов, которые как бы «растворяются» в архитектуре. Монументальную живопись называют также монументально-декоративной живописью, или живописным декором, что подчеркивает специальное декоративное назначение росписей. В зависимости от своей функции произведения монументальной живописи решаются в объемно-пространственном или плоскостно-декоративном ключе.

Монументальная живопись приобретает цельность и законченность лишь во взаимодействии со всеми составляющими архитектурного ансамбля.

Древнейшие известные украшения стен – процарапанные контурные изображения животных в пещерах Дордони во Франции и на юге Пиреней в Испании. Вероятно, они были созданы кроманьонцами между 25 и 16 тыс. до н.э. Широко известны пещерные росписи Альтамиры (Испания) и более совершенные образцы этого искусства эпохи позднего палеолита в пещере Ла Мадлен (Франция).

Пещерные росписи Альтамиры.

Изображения животных эпохи верхнего Палеолита из пещеры Ла-Мадлен. Франция.

Настенные росписи существовали в додинастическом Египте (5–4 тыс. до н.э.), например в гробницах Иераконполя (Гиераконполя); в этих росписях уже заметна склонность египтян к стилизации человеческих фигур. В эпоху Древнего царства (3–2 тыс. до н.э.) сформировались характерные черты египетского искусства и были созданы многие прекрасные настенные росписи. В Месопотамии настенных изображений сохранилось мало, что связано с непрочностью использовавшихся строительных материалов. Известны фигуративные изображения, отражающие некоторую склонность к реализму в передаче натуры, но для Месопотамии более характерны орнаменты.

Во 2 тыс. до н.э. Крит становится культурным посредником между Египтом и Грецией. В Кноссе и других дворцах острова сохранилось много фрагментов великолепных фресок, выполненных с живым реализмом, что сильно отличает это искусство от иератической египетской живописи. В Греции доархаического и архаического периодов роспись стен продолжала существовать, но от нее почти ничего не сохранилось. О расцвете этого жанра в классический период свидетельствуют многочисленные упоминания в письменных источниках; особенно были знамениты росписи Полигнота в Пропилеях Афинского акрополя. Прекрасные образцы древнеримской монументальной живописи сохранились под слоем пепла на стенах домов в городах Помпеи, Геркуланум и Стабии, погибших при извержении Везувия в 79 г., а также в Риме. Это полихромные композиции с разнообразными сюжетами, от архитектурных мотивов до сложных мифологических циклов, например фреска Одиссей в стране лестригонов из дома на Эсквилине в Риме; в подобных композициях видно великолепное знание художником натуры и умение ее передать.

В раннехристианский период (3–6 вв.) и в Средние века монументальная живопись была одним из ведущих видов искусства. В этот период фресками украшались стены и своды катакомб, а затем настенные росписи и мозаика стали главными видами монументальной декорации храмов как в Западной Римской империи (до 476), так и в Византии (4–15 вв.) и других странах Восточной Европы. В Средние века в Западной Европе храмы в основном украшались фресками или росписями по сухой штукатурке; в Италии также продолжала существовать мозаика. В росписях романского стиля (11–12 вв.) в отличие от классической и ренессансной живописи отсутствует интерес к пластической моделировке объема и передаче пространства; они плоскостны, условны и вовсе не стремятся точно воспроизводить окружающий мир.

Пластическая моделировка снова появляется в произведениях итальянских мастеров конца 13 – начала 14 в., особенно у Джотто. В Италии в эпоху Возрождения фреска получила необычайно широкое распространение. В своих произведениях художники этой эпохи стремились достичь максимального подобия реальности; их прежде всего интересовала передача объема и пространства.

Художники Высокого Возрождения также начинают экспериментировать с живописными техниками. Так, композиция Тайная вечеря Леонардо да Винчи в трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане написана маслом по плохо подготовленной поверхности стены. Однако она сильно пострадала от времени и оказалась почти неразличимой под слоем позднейших обновлений. В 16–18 вв. в итальянской монументальной живописи нарастает стремление к пышности, декоративности и иллюзионизму.

В 19 в. настенные росписи часто применяли для украшения общественных зданий как в Европе, так и в Америке. В 20 в. монументально-декоративная живопись испытала новый подъем благодаря деятельности мексиканских художников Д.Риверы, Х.Ороско и Д.Сикейроса.

Мозаика

Мозаика (фр. mosaique, итал. mosaico от лат. (opus) musivum - (произведение) посвящённое музам) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

История мозаики

История мозаики восходит ко 2 пол. 4 тысячелетия до н. э. - времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии: Урука, Ура, Эриду.

Конусная мозаика. Урук. Месопотамия. 3тыс. до н. э.

Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник, зигзаг.

Ранним примером техники инкрустации или получившей в античности название мозаичной техники opus sectile, впоследствии развившейся в технику флорентийской мозаики можно считать артефакт, условно называемый «Штандартом из Ура» (2600-2400 гг. до н. э.). К 8 веку до н. э. относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки, составившей один из этапов в развитии мозаичных техник и на своем излете, пренебрежительно называвшейся римлянами opus barbaricum. При раскопках открыты орнаментированные галечные полы Алтын-тепе (вост. Анатолия) и дворца в Арслан-таше (Ассирия), однако самым богатым памятником являются галечные мозаики Гордиона.

Гордион. 8 в. до н. э. В 1990–е гг. мозаики, были частично демонтированы и перевезены в музей. Современное фото.

Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы кон. 5 в. до н. э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному, стилистически близкие краснофигурной вазописи. Подобные образцы 4 в. до н.э. найдены также в Олинфе, Сикионе, Эретрии. Важный шаг к реалистичности был сделан в мозаиках Пеллы (кон. 4 в. до н.э.).

В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла - смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.

Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.

Византийская мозаика

Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Если не было бы других древних сооружений Азербайджана, то было бы достаточным показать всему миру только Дворец шекинских ханов.

Дворец шекинских ханов, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана был построен в 1762 году Гусейханом. Дворец, в свое время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъемные решетчатые рамы с набором шебеке - разноцветными мелкими стеклами. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.

Дворец шекинских ханов

Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являющейся в то время самым популярным видом живописной техники. Свидетельством тому являются образцы живописи из дворца шекинских ханов, сохранившиеся до наших дней и не утратившего своей художественной выразительности.

Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе» (Пятерицы), гениального азербайджанского поэта Низами Гянджеви, сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и т. д. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, желтый. На плафоне зала во дворце шекинских ханов зашифровано имя талантливого живописца Аббаса Кули. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время. Дворец шекинских ханов (Азербайджан)

Мозаика в России

На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала.

Мозаики М. В. Ломоносова - часть деятельности учёного, которая сочетает в себе продвижение двух важных и тесно взаимосвязанных направлений его творчества: развития основанной им науки о стекле, здесь - прикладной, поставленной на службу особому виду стеклоделия - варке, так называемого глухого стекла, смальт - удивительного по красоте материала, пригодного для художественных целей, - создания разнообразных мозаичных произведений - в данном случае, основному направлению, подразумевающему удовлетворение достаточно широкого круга интересов и потребностей - от утилитарных объектов (бисера, наборных столешниц, аксессуаров, декора мебели и малых архитектурных форм, элементов интерьера).

Первая мозаика М. В. Ломоносова.

Неукротимая энергия учёного, решительность, способствовали тому, что его чаяниям суждено было сбыться: в специальной пристройке к его дому на Васильевском острове открывается мастерская для набора мозаичных картин, и в ней он начинает занятия с первыми своими учениками - художниками-мозаичистами Матвеем Васильевичем Васильевым и Ефимом Тихоновичем Мельниковым. А сам М. В. Ломоносов был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора. Он демонстрирует свойства безошибочного художественного чутья, благородный пафос замыслов. Имея трезвый взгляд на искусство, М.В. Ломоносов в кратчайший срок становится руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных мозаичных картин, по качествам своим сравнимых с лучшими живописными произведениями до самостоятельных произведений изобразительного искусства - «мозаичных картин» и монументальных панно, возрождению этого забытого ремесла и искусства.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Виды монументальной живописи Ярощук Татьяна Викторовна Учитель ИЗО

Монументальные произведения – это живописные произведения большого размера, которые выполняются на внешних и внутренних поверхностях зданий. Монументальное произведение и архитектура здания неразрывно связаны, составляют единое целое.

Виды монументальной живописи: Фреска Витраж Мозаика Панно

Что такое фреска? Искусство фрески известно было еще в Древней Руси. … Слово « фреска » происходит от итальянского « fresco », что значит «свежий», «сырой».

Фреска это живопись по сырой штукатурке, в переводе с итальянского означает «свежий», «сырой», фресковой живописью занимались Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Феофан Грек, Андрей Рублёв

Что такое витраж? Витраж (франц. vitrage, от лат. vitrum - стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.

Витраж это картина, составленная из кусочков цветного стекла, скрепленных между собой свинцовыми полосками, наибольшее распространение это искусство получило в средние века, почти все средневековые соборы славятся своими витражами, широко распространен в настоящее время

Что такое мозаика? Мозаика (франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально - посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.)…

Мозаика это монументальная живопись, изображение или узор, который выполнен из цветных камней, смальты (цветное непрозрачное стекло), керамических плиток, возникла в античную эпоху, популярна до сих пор.

Что такое панно? Панно (франц. panneau, от лат. pannus - кусок ткани), 1) часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т. п.) и заполненная живописным или скульптурным изображением. 2) Картина, исполненная маслом, темперой и т. д.

Панно это обрамленная часть стены или потолка, заполненная изображением, или картина, украшающая стену или потолок.

Творческое задание Создать эскиз витражного окна

Итог урока: Что такое монументальная живопись? Перечислите виды монументальной живописи. Что узнали о фреске, витраже, мозаике, панно?

Домашнее задание Выучить понятия и определения. Принести альбом, клей, ножницы, цветные ручки или фломастеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной работе представлена проверочная работа для 8 класса по программе Б.М. Неменского по теме " Истоки архитектуры и монументальных видов искусства"...

Портрет в живописи. Виды портрета.

Цель данной презентации - познакомить учащихся с изображением человека в изобразительном искусстве, понятием "портрет", его видами, узнать об индивидуальных особенностях портретов....

В современных школах ученикам старших классов преподается очень важный и нужный предмет под названием «Мировая художественная культура». Курс МХК рассказывает школьникам о шедеврах архитектуры и изобразительного искусства от древности до наших дней. В программу входит и такой раздел, как монументальное искусство. С ним мы сейчас познакомимся поближе.

Что такое монументальное искусство?

Это особенный раздел отличающийся пластической или смысловой нагрузкой архитектурного произведения, а также важностью и значительностью идейного содержания. Слово «монументальное» произошло от латинского moneo, что означает «напоминаю». И не мудрено, ведь данный тип искусства - один из самых древних на земле.

История монументального творчества

Корни данного вида зодчества и живописи восходят к первобытному обществу. Древние люди тогда только научились рисовать, неумело держали в пальцах уголек, но их произведения монументальной живописи на пещерных стенах уже поражали воображение. Конечно, они были нарисованы коряво, обилие красок отсутствовало, но зато присутствовал смысл. Он заключался в представлении древних людей о силах природы, собственной жизни, различных умениях. Поэтому стены пещер украшали различные сценки из жизни первобытного человека: добыча мамонта, самая красивая женщина в пещере, ритуальные танцы у костра и многие, многие другие.

Первобытное общество сменилось Древним миром, и там монументальное творчество тоже нашло свое место. В Древнем Египте данное искусство очень уважали и любили. Об этом нам говорят сохранившиеся до наших дней сфинксы и египетские пирамиды. В эпоху Возрождения произошел расцвет монументальной архитектуры. На свет появились такие шедевры, как картина «Сотворение Адама», а также Сикстинской капеллы. Все эти работы выполнены гением своего времени - Микеланджело Буонарроти.

В конце 19-начале 20 века искусство идет по новому пути. Наиболее популярный тогда стиль «модерн» отразился и на данном творчестве, из-за чего большинство монументальных произведений было выполнено в данном направлении. Особенно это коснулось живописи и нашло отражение в работах таких художников, как М. Врубель, М.Дени и другие. Но не было забыто и зодчество, в это время работают такие скульпторы как Э. Бурдель и А. Майоль. Их руками было создано большинство произведений в жанре которыми мы восхищаемся и любуемся по сей день.

Наибольшее развитие и признание данный вид искусства получил в СССР. Страна Советов ставила перед собой и внушительные памятники и постаменты как нельзя лучше отражали ее задумки. Впечатляющие, высокие, стремящиеся ввысь статуи отражают смелость и силу духа рабочих того времени.

Примеры данного вида искусства

Сюда относятся как архитектурные, так и живописные произведения. Монументальное искусство включает в себя мозаики, фрески, памятники и бюсты, различные скульптурные и декоративные композиции, витражи и даже… фонтаны. Теперь можно убедиться, как много сюда входит произведений искусства. Немудрено, что по всему миру созданы тысячи музеев, где на всеобщее восхищение выставлены панно, бюсты и скульптуры самых разных эпох и поколений.

Разнообразие произведений

Сюда входят два вида творчества: скульптура и изобразительное искусство. обычно представляет собой различные панно, росписи на стенах, барельефы и др. Они служат украшением окружающей обстановки и обязательно входят в состав какого-либо ансамбля, являясь его важной частью. В монументальной живописи различают разнообразные техники: это фреска, витраж, мозаика и т.д. Стоит отметить, что монументальная живопись располагается на специально созданной под нее конструкции или на недвижимой архитектурной основе.

Эпоха СССР и данный вид творчества

Монументальное искусство высоко ценилось в СССР. Оно способствует развитию художественного вкуса, воспитанию нравственности и патриотических чувств к своей Родине. Оно эмоционально обогащает, даря при взгляде на него незабываемые воспоминания, которые навсегда остаются в душе и сердцах как детей, так и взрослых. Советскому монументальному искусству присущи гуманизм и художественная организация. Произведения живописи и архитектуры, выполненные в соответствующем стиле, можно было встретить везде: около школ и садиков, заводов и в парках. Умудрялись строить памятники даже в самых необычных местах.

Этот вид творчества получил широкое распространение после Октябрьской революции, когда строилась новая страна с новыми законами, порядками и социализмом. Именно тогда произведения монументального искусства получили особое признание в народе. Все живописцы, скульпторы, архитекторы были охвачены порывом создать шедевр монументального искусства, чтобы показать, что время изменилось, наступила новая жизнь, новый бытовой уклад, новые открытия в науке и новый вид искусства.

Бессмертное произведение

Одним из самых запоминающихся творений тех времен стала великолепная монументальная скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», олицетворяющее собой тяжелый труд и подвиг советского народа. История памятника очень интересна и познавательна. В 1936 году заканчивали строительство Дворца Советов, наверху которого должен был стоять памятник «Рабочий и колхозница». Для создания скульптурного сооружения отобрали лучших мастеров, в число которых попала и Вера Мухина. На работу им дали два месяца и сказали, что статуя должна олицетворять собой две фигуры - рабочего и колхозницы. Одну и ту же идею четыре скульптора выполнили совершенно по-разному. У кого-то фигуры спокойно и безмятежно стояли, у кого-то наоборот, яростно рвались вперед, будто стремясь кого-то обогнать. И только Мухина Вера Игнатьевна запечатлела в своей работе прекрасный момент начатого, но не законченного движения. Именно ее работа и была одобрена комиссией. Сейчас памятник «Рабочий и колхозница» находится на реставрации.

Монументальная живопись: примеры

Как уже было сказано выше, изобразительное искусство этого типа уходит корнями в древние времена. Уже тогда создавались великолепные рисунки на стенах пещер, изображающие процесс охоты, древние ритуалы и др.

Монументально-декоративная живопись подразделяется на несколько типов:

  • Фреска . Данное изображение создается на сырой штукатурке несколькими типами красок, которые получились из пигмента в виде порошка. При высыхании такой краски образуется пленка, защищающая работу от внешнего воздействия.
  • Мозаика . Рисунок выкладывается на поверхности маленькими стеклышками или разноцветными камнями.
  • Темпера . Произведения этого типа выполнены красками из пигмента растительного происхождения, разведенного в яйце или масле. Как и фреска, наносится на невысохшую штукатурку.
  • Витраж . Схож с мозаикой, так же выкладывается из кусочков разноцветного стекла. Разница в том, что кусочки соединяются между собой спайками, а готовое произведение помещают в оконный проем.

Наиболее известные произведения монументальной живописи - фрески Феофана Грека, например двусторонняя икона «Богоматерь Донская», на другой стороне которой изображено «Успение Богородицы». Также к произведениям искусства можно отнести «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля Санти, «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи и другие картины.

Монументальное зодчество: шедевры мирового искусства

Хорошие скульпторы во все времена ценились на вес золота. Поэтому мир и обогатился такими произведениями, как Триумфальная арка, расположенная в Москве, памятник Петру 1 «Медный всадник», скульптура Давида, выполненная Микеланджело и находящаяся в Лувре, статуя прекрасной Венеры, у которой отсечены руки, и многие другие. Такие виды монументально-декоративного искусства завораживают и притягивают к себе взгляды миллионов, на них хочется любоваться снова и снова.

Существует несколько типов зодчества этого типа:

  • Памятник . Обычно это скульптура одного или нескольких людей, стоящих неподвижно или замерших в какой-либо позе. Производятся из камня, гранита, мрамора.
  • Монумент . Увековечивает в камне какое-либо событие истории, например Отечественную войну, или великую личность.
  • Стела . Данный тип зодчества представляет собой плиту из камня, гранита или мрамора, стоящую вертикально и имеющую какую-либо надпись или рисунок.
  • столб, состоящий из четырех заостряющихся кверху граней.

Заключение

Монументальное искусство - вещь сложная и неоднозначная. У всех людей она вызывает разные чувства, у кого-то - гордость за мастеров, что человеческие руки смогли произвести на свет шедевр. Кто-то чувствует недоумение: как такая работа вообще могла быть выполнена обычным человеком, ведь в ней столько мелких деталей? Иной зритель просто остановится и залюбуется памятниками живописи и архитектуры, как древними, так и современными. Но объекты монументального искусства не оставят равнодушным ни одного человека. Это происходит потому, что у всех мастеров, сделавших что-либо в этом стиле, имеется огромный, недюжинный, самый настоящий талант, терпение и бескрайняя любовь к своему делу.

Образы живописи очень наглядны и убедительны. Она способна передавать объемы и пространства, природу, воплощать общечеловеческие идеи, события исторического прошлого и полет фантазии, раскрывать сложный мир человеческих чувств и характера. Живопись может быть однослойной (выполняется сразу) и мнослойной, включающей подмалевки и пессировки , наносимые на просохший красочный слой прозрачный и полупрозрачный слои краски.
Этим достигаются тончайшие нюансы и оттенки цвета.
Построение объема и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой , пространственными свойствами теплых и холодных цветов, свето-теневой моделировкой формы, передачей общего цветового фона полотна . Для создания картины, кроме цвета, необходимы хороший рисунок и выразительная композиция . Художник, как правило, начинает работу рад полотном с поиска наиболее удачного решения в эскизах. Затем, в многочисленных живописных этюдах с натуры, он прорабатывает необходимые элементы композиции.

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ .
Станковыми называются картины, которые имеют самостоятельное значение (пишутся на станке). У станковой живописи много жанров.

Жанр (франц. "манера", "вид", "вкус", "обычай", "род") - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.
Жанр может отмечаться в названии картины (прим. "Торговец рыбой").

Жанры станковой живописи :

По тому, что изображено на картине :
1.Портрет
2.Пейзаж
3.Натюрморт
4.Бытовой (жанровый)
5.Исторический
6.Батальный
7.Анималистический
8.Библейский
9.Мифологический
10.Сказка

1.Портрет - изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности.
Виды портрета : поясной, поплечный, погрудный, портрет в рост, портрет на фоне пейзажа, портрет в интерьере (комнаты), портрет с аксессуарами, автопортрет, двойной портрет, групповой портрет, парный портрет, костюмированный портрет, миниатюрный портрет.

По характеру изображения все портреты можно разделить на 3 группы :
а) парадные портреты , как правило предполагают изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим), обычно на пейзажном или архитектурном фоне;
б) полупарадные портреты (возможно не совсем во весь рост, нет архитектурного фона);
в) камерные (интимные) портреты, в которых используется поплечное, по грудное, поясное изображение, чаще на нейтральном фоне.

Русские художники-портретисты: Рокотов, Левицкий, Боровиковский, Брюллов, Кипренский, Тропинин, Перов, Крамской, Репин, Серов, Нестеров

2.Пейзаж (франц. "место", "страна", "родина") - изображает природу, вид местности, ландшафт.
Виды пейзажа : сельский, городской, морской (марина), городской архитектурный (ведута), индустриальный.
Пейзаж может носить лирический, героический, эпический, исторический, фантастический характер .

Русские художники-пейзажисты: Щедрин, Айвазовский, Васильев, Левитан, Шишкин, Поленов, Саврасов, Куинджи, Гробарь и др.

3.Натюрморт (франц. "мертвая природа") - изображает своеобразные портреты вещей, их тихую жизнь. Художники изображают самые обычные вещи, показывают их красоту и поэтичность.

Художники: Серебрякова, Фальк

4.Бытовой жанр (жанровая живопись) - изображает повседневную жизнь человека и знакомит нас жизнью людей давно ушедших времен.

Художники: Венецианов, Федотов, Перов, Репин и др.

5.Исторический жанр - изображает значимые исторические события, события прошлого, былинные времена. Этот жанр часто перелеплетается с другими жанрами: бытовым, батальным, портретом, пейзажем .

Художники: Лосенко, Угрюмов, Иванов, Брюллов, Репин, Суриков, Ге и др.
Суриков, выдающийся мастер исторической живописи: "Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова", "Меньшиков в Березове", "Переход Суворова через Альпы", "Покорение Сибири Ермаком".

6.Батальный жанр - изображает военные походы, сражения, ратные подвиги, боевые действия.

7.Анималистический жанр - изображает мир животных.

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ.

Всегда связана с архитектурой. Украшает стены и потолки, полы, проемы окон.

Виды монументальной живописи (различаются в зависимости от техники исполнения):

1.Фреска (итал. "по сырому") - пишется по сырой известковой штукатурке красками (сухой пигмент, краситель в порошке), разведенными водой. Высыхая,известь выделяет тончайшую кальциевую пленку, которая закрепляет находящиеся под ней краски, делает живопись несмываемой и очень прочной.

2.Темпера - краски разведенные на яйце,казеиновом клее или синтетическом связующем веществе. Это самостоятельный и распространенный вид стенной живописи. Иногда темперой пишут по уже сухой фреске. Темпера быстро высыхает и при высыхании меняет цвет.

3.Мозаика (лат. "посвященная музам") - живопись, выложенная из небольших кусочков цветных камней или смальты (специально сваренное непрозрачное цветное стекло)

4. Витраж (франц. "остекление", от лат. "стекло") - живопись, выполненная из кусочков прозрачного цветного стекла, соединенных между собой свинцовыми полосками (спаивание свинцом)

5.Панно (франц. " доска", "щит")
- а) часть стены или потолка (плафон), выделенная лепной рамой или ленточным орнаментом и заполненная живописью;
б) выполнено красками на холсте, а затем прикреплено к стене. Для наружных стен панно может быть выполнено из керамических плиток.

АРХИТЕКТУРА

Архитектура - искусство создавать здания и их комплексы, образующие среду для жизни людей. От других видов искусства отличается тем, что выполняет не только идейно-художественные, но и практические задачи.

Виды архитектуры :
общественная (дворцовая);
общественная жилая;
градостроительство;
реставрация;
садово-парковая (ландшафтная);
промышленная.

Выразительные средства архитектуры :
композиция здания;
масштаб;
ритм;
светотень;
цвет;
окружающая природа и застройка;
живопись и скульптура.

1. Композиция здания - расположение его основных частей и элементов в определенной последовательности. Композиция здания очень важна, так как от нее зависит впечатление, которое производит здание . Создавая архитектурную композицию архитектор пользуется различными приемами: чередованием и сочетанием различных пространств (открытых и закрытых, освещенных и затемненных, сообщающихся и изолированных и др.); различных объемов (высоких и низких, прямолинейных и криволинейных, тяжелых и легких, простых и сложных); элементов ограждающих поверхностей (плоских и рельефных, глухих и ажурных, однотонных и красочных). Выбор композиции зависит от того, для чего здание предназначается.

Виды композиции :
- Симметричная . Одинаковое расположение элементов здания относительно оси симметрии, которая отмечает центр композиции. Такие здания были характерны для архитектуры эпохи классицизма.
- Асимметричная . Главная часть здания смещается в сторону от центра. Используются различные, контрастные по форме, материалу и цвету объемы, что приводит к динамичному архитектурному образу. Характерно для современного строительства.
Прием симметрии и асимметрии при композиции отдельных элементов, расстановке колонн, окон, лестниц, дверей и т.д.

2. Ритм .Большое организующее значение в архитектурной композиции принадлежит ритму, т.е., четкому распределению повторяющихсч с определенным интервалом объемов и деталей здания (анфилад комнат и залов, последовательных изменений объемов помещений, группировке колонн, окон, скульптур)

Виды ритма :
-Вертикальный ритм . Чередование отдельных элементов в вертикальном направлении. Придает зданию впечатление легкости, устремленности вверх.
- Горизонтальный ритм . Чередование элементов в горизонтальном направлении.Делает здание приземистым, устойчивым.
Собирая, сгущая отдельные детали в одном месте и разряжая их в другом, архитектор может подчеркнуть центр композиции, придать зданию динамичный или статичный характер.

3. Масштаб . Пропорциональное соотношение здания и его частей. Определяет величину отдельных частей и деталей здания по отношению к величине всего здания в целом, к человеку, окружающему пространству и другим постройкам. Масштаб здания зависит не от размеров здания, а от общего впечатления, которое оно производит на человека.

4. Светотень . Свойство, выявляющее распределение светлых и темных участков на поверхности формы. Усиливает и облегчает зрительное восприятие архитектурной формы, придает ей более живописный вид. Искусственное освещение объемов зданий используется на уровне уличного, магистрального и подсветки. Отраженный свет в интерьере создает иллюзию легкости форм.

Особенность архитектуры как искусства заключается в создании единства архитектурной композиции из множества архитектурных форм. Простейшее средство создания единства- придание объему здания простой геометрической формы. В сложном ансамбле здания единство достигается соподчинением: главному объему (композиционному центру) подчиняются второстепенные части здания. Композиционным средством также является тектоника.

Тектоника -художественно выявленное конструктивное строение здания.

5. Цвет . Часто используется в архитектурных сооружениях, особенно во внутренних помещениях (особенно в постройкам в классическом стиле и барокко). Для современного интерьера характерны яркие, светлые тона.

6. Живопись и скульптура .К художественным средствам создания композиционного единства постройки относится монументальное и прикладное искусство, в частности скульптура и живопись, сочетание которых с архитектурой получило название "синтез искусств".

7. Окружающая природа и застройка .Архитектура тяготеет к ансаблевости. Для ее сооружений важна вписанность в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж. Формы архитектуры обусловлены: природно (зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света); социально (зависят от характера общественного строя, эстетических идеалов, утилитарных и художественных потребностей общества).

Архитектура тесно связана с развитием производительных сил и техники. Ни одно искусство не требует такого сосредоточения коллективных усилий и материальных средств , например: Исакиевский собор строили 500 тысяч человек в течение 40 лет.

Триединство архитектуры: польза, прочность, красота. Другими словами, это важнейшие составляющие архитектурного целого: функция, конструкция, форма (Витрувий, I в. н.э. древнеримский архитектурный теоретик). Строительство стало архитектурой тогда, когда целесообразная постройкам обрела эстетический вид.

Архитектура зародилась в глубокой древности. В Древнем Египте грандиозные сооружения создавались во имя духовно-культовых целей (гробницы, храмы, пирамиды). В Древней Греции архитектура обретает демократический облик и культовые сооружения (храмы) уже утверждают красоту, достоинство грека-гражданина. Возникают новые виды общественных построек: театры, стадионы, школы. А зодчие следуют гуманистическому принципу красоты, сформулированному Аристотелем: "Прекрасное должно быть не слишком большим и не слишком маленьким". В Древнем Риме зодчие широко применяют арочные сводчатые конструкции из бетона. Новые типы сооружений, форумы, триумфальные арки и колонны отражают идеи государственности и военной мощи . В Средние века архитектура становится ведущим и самым массовым видом искусства . В устремленных к небу готических соборах выражался религиозный порыв к Богу, и страстная земная мечта народа о счастье. Архитектура Возрождения развивает на новой основе принципы и формы античной классики, вводится новая архитектурная форма - этаж.Классицизм канонизирует композиционные приемы античности.

Единство архитектурной композиции подразумевает единство стиля, которое создается совокупностью признаков, типичных для искусства определенного времени. На стиль каждой эпохи влияли различные факторы: идеологические и эстетические взгляды, материалы и техника строительства, уровень развития производства, бытовые запросы, художественные формы.

Стиль - сумма элементов, которые раскрывают особенности данной эпохи.
Стиль - исторически сложившаяся совокупность художественных средств и приемов, которые характеризует особенности искусства определенного времени.
Стиль присутствует во всех видах искусства, но формируется преимущественно в архитектуре. Архитектурный стиль формируется десятилетиями, а то и веками, например в Древнем Египте стиль сохранился в течение 3 т.л., в связи с чем получил название канонический (канон (норма, правило) - свод правил, сложившийся в процессе художественной практики и закрепленных традицией).

Основные принципы египетского стиля, характерные для всего искусства Древнего Египта :
- единство изображений и иероглифических надписей;
- вертикальное изображение предметов и людей (менее значимое изображается на плоскости выше);
- построчное изображение сложных сцен горизонтальными поясами;
- разномасштабность фигур, величина которых зависит не от расположения в пространстве, а от значимости каждой из них;
- изображение фигуры человека как бы с разных точек зрения (фаснопрофильное) - принцип распластывания фигуры на плоскости (когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаза в фас).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА.

Календарно-тематическое планирование зависит от возраста учащихся. Идеальный вариант - наличие уроков в 5(6)-11 классах, на это рассчитана государственная программа Ю. А. Солодовникова и Л. Н. Предчетенской. Необходимо учитывать что специфику работы в среднем и старшем звене различны. Старшеклассники уже способны к восприятию обобщенных представлений, заключенных, например, в понятии стиля, где преобладает явление принципа "от общего к частному". Учащиеся среднего звена, особенно в 5-6 классах, еще не всегда готовы к осознанию стиля, то есть еще не владеют умением видеть общую закономерность во многих конкретных явлениях. Этот навык развивается постепенно, поэтому в среднем звене больший результат дадут уроки "погружения" в какое-либо произведение, событие, явление, жизненный и творческий путь автора, например, "Мифы Древней Греции", "Рождение оперы", "Флорентийская коммерата". Эти занятия могут проходить в виде инсценировок, деловых игр, викторин, диспутов и т.д. При этом ученики получают информацию, связанную с конкретными героями, особенностями выразительных средств конкретного искусства. Умение за этими "частными" моментами увидеть общие закономерности возникает на подсознательном уровне. Зато хорошо, ярко и надолго запоминаются конкретные образы и ситуации.
Позже, ученики, накопившие опыт общения с отдельными произведениями искусства, явлениями культуры, получает способность осознать, сформулировать и выразить обобщение суждение. Этот момент наступает, когда ученик подходит к 9 классу, реже к 8 классу. У учащихся 8 и 9 классов восприятие отличается. 8 класс - этап переходного возрастного периода, который проявляется по разному. В одном случае восьмиклассники уже готовы для более сложного уровня восприятия, в другом - нет. Подобная ситуация решается учителем в каждом конкретном случае.
Если в школе МХК изучается с 5 по 11 класс, то наиболее результативным может быть подход, состоящий из двух ступеней. Уроки в 5-7(8) классах - это увлекательные "погружения" в мир конкретных явлений культуры, искусства и т.д., с использованием активных практических форм работы. Это могут быть инсцинирование, игры, диспуты, использование компьютерных программ, исследования при помощи интернета, работа над проектами, викторины и т.д. При этом принцип историзма сохраняется - в тематическое планирование учитель включает ключевые произведения и явления культуры, отражающие различные этапы ее развития. Очень хорошо, если это будет сочетаться с курсом истории, которую параллельно проходят учащиеся. Возможна связь с уроками ИЗО, литературы, музыки и т. д.
Концепция, избранная учителем в качестве основы может определять различный материал и виды деятельност. Солодовников предлагает в качестве возможного принципа организаций предмета опора на мифологию. Но возможны и другие принципы.
Выйдя на вторую ступень, имея знания о конкретном явлении культуры, учащиеся 9-11 класса могут еще раз пройти этот путь, но уже с точки зрения стилей, особенности художественного образа в ту или иную эпоху. Отдельные представления, полученные ранее, складываются в единую систему взаимосвязей, становятся ясны причины и следствие.

Составляя программу для 6-8 класса учитель может взять за основу содержание факультативного курса МХК Даниловой, где из обширного и разнопластного материала учитель может выбрать то, что ему наиболее близко и отвечает условиям его работы.
Возможен и такой вариант планирования уроков МХК в среднем звене, когда концентрический принцип действует в каждом классе, т.е. в каждом классе ученики последовательно проходят темы касающиеся искусства Древнего Мира, Средневековья, Востока, России, Ренессанса и т.д.