Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Музыкант почитаемый как ас и гений. Природа гениальности: как музыканты и спортсмены становятся великими

Музыкант почитаемый как ас и гений. Природа гениальности: как музыканты и спортсмены становятся великими

Антон Григорьевич Рубинштейн был личностью поистине ренессансного масштаба. Его могучий талант проявился во множестве областей, связанных с музыкой. Выдающийся пианист, он много концертировал в России, Европе и Америке;...

Антон Григорьевич Рубинштейн был личностью поистине ренессансного масштаба. Его могучий талант проявился во множестве областей, связанных с музыкой. Выдающийся пианист, он много концертировал в России, Европе и Америке; оставил сотни сочинений. Будучи руководителем созданного им же Русского музыкального общества (РМО), Рубинштейн дирижировал первыми симфоническими концертами общества, занимался просветительской и благотворительной деятельностью, преподавал и читал лекции. По его инициативе в Петербурге была основана первая русская консерватория.

Семья. Начало творческого пути

Рубинштейн родился в зажиточной еврейской семье в 1829 году. Отец, купец второй гильдии, был родом из Бердичева; мать происходила из Прусской Силезии, так что вторым языком в семье являлся немецкий. У Антона был младший брат Николай - одаренный пианист, который по следам брата основал в Москве вторую русскую консерваторию и возглавил московское отделение РМО. И две сестры: одна из них стала преподавателем музыки, другая - камерной певицей. Семья Рубинштейнов крестилась и приняла православие, когда маленькому Антону было два года.

Первые уроки музыки Рубинштейн получил у своей матери, а в восьмилетнем возрасте мальчик начал обучаться у лучшего педагога Москвы - Александра Ивановича Виллуана. В десять лет Рубинштейн впервые выступил в благотворительном концерте. В 1840 году Виллуан повез ученика в Париж, для поступления в консерваторию. Однако Антон в консерваторию так и не поступил, зато познакомился с Фридериком Шопеном и Ференцем Листом, который назвал его «своим преемником» и посоветовал отправиться в турне по Европе.

Так началась пианистическая карьера Рубинштейна. Он поехал с Виллуаном в Германию. Оттуда - в Голландию, Англию, Норвегию, Швецию, затем в Австрию, Саксонию и Пруссию, выступив практически при всех европейских дворах.

Вернулись они в Москву спустя два с половиной года; через год, в 1844-м, мать повезла его и младшего сына Николая в Берлин, где оба брали уроки у знаменитого мастера контрапункта Зигфрида Дена - того самого, у которого занимался Михаил Глинка. Затем пути матери и сына разошлись: мать вернулась в Москву с Николаем, получив известие о разорении и смерти мужа. А 17-летний Антон решил попытать счастья в Вене; жил там впроголодь, пробавляясь грошовыми уроками и пением в церкви. Лист и тут помог ему, устроив турне с флейтистом Гейнделем в Венгрию. В 1849 году Рубинштейн возвращается в Петербург.

С этого времени Рубинштейн начинает строить карьеру в России, периодически выезжая на гастроли в Европу и Северную Америку. Много сочиняет, его оперы ставятся на столичных сценах. В 1865 году, став знаменитым и довольно состоятельным, женится на княжне Вере Александровне Чекуановой, которая родила ему троих детей.

Слева: Николай Григорьевич Рубинштейн (1835-1881), русский пианист, дирижёр, педагог. Справа: Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894), русский пианист, композитор, дирижёр, педагог.

Пианист

Известность Рубинштейна как пианиста сравнима со славой Ференца Листа. Современники отмечали:

«Техника Рубинштейна была колоссальна и всеобъемлюща, но отличительной и главной чертой его игры, производившей впечатление чего-то стихийного, являлись не столько блеск и чистота, сколько духовная сторона передачи - гениальное и самостоятельное поэтическое истолкование произведений всех эпох и народов».

Хуго Риман, немецкий музыковед

В сезоне-1872/73 Рубинштейн совершил со скрипачом Генриком Венявским турне по Северной Америке, сыграв за восемь месяцев 215 концертов и получив за это неслыханный по тем временам гонорар - 80 тысяч рублей.

Знаменитые циклы «исторических концертов», которые Рубинштейн сыграл в 1885–1886 годах во всех европейских столицах - Санкт-Петербурге, Берлине, Вене, Париже Лондоне, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе (по семь концертов в каждом городе), - сделали его мировой знаменитостью. И каждый раз пианист повторял серию бесплатно - для учащихся и педагогов.

Илья Репин. Портрет А.Г. Рубинштейна. 1887.

На излете своего директорства в консерватории Рубинштейн прочитал студентам уникальный по объему и энциклопедичности «Курс фортепианной литературы», сопровождая лекции собственными музыкальными иллюстрациями, составленными из 800 пьес. Последний раз Рубинштейн сыграл на благотворительном концерте в пользу слепых в Санкт-Петербурге, в 1893 году.

Любая наука о человеке так или иначе сталкивается с вечной дискуссией - что важнее в развитии личности: природные качества или воспитание? Сторонники обоих мнений склонны сводить этот спор к однозначным ответам, но, к счастью, недавние исследования показали, что дело обстоит немного иначе. Оказывается, нам вполне по силам самим влиять на то, кем мы станем. T&P перевели отрывок из новой книги известного бизнес-тренера Майлза Дауни «Гений в каждом из нас» об истории возникновения этих точек зрения, секретах гения Моцарта и о том, как гены человека реагируют на его внешнее окружение.

Фрэнсис Гальтон (1822–1911) - английский исследователь, географ, антрополог и психолог, основатель дифференциальной психологии и психометрики, статистик.

Споры о приоритете одного над другим, взаимосвязях и взаимовлияниях природы и воспитания друг на друга начались в середине XIX века с работ Фрэнсиса Гальтона. В упрощенном виде природа - это все врожденные качества личности, ее генетическое наследие, а воспитание - это внешние элементы, социальные и культурные, влияющие на то, каким станет человек: как к нему относятся родители, чему и как его учат в школе и университете, с чем он сталкивается в жизни и как складываются его отношения с окружающими.

Радикалы, стоящие на стороне природы и увлеченные биопсихологией, утверждают, например, что все особенности человеческого поведения, вплоть до мельчайших черт характера, есть не что иное, как результат эволюции. Ничего странного в этой точке зрения нет, особенно если учесть, что один из ее первых и самых ярых поборников, Фрэнсис Гальтон, был двоюродным братом Чарльза Дарвина. По другую же сторону баррикад стоят бихевиористы, убежденные в том, что все поступки человека определяются прежде всего его существованием в социальной среде. Один из наиболее ярких и известных сторонников этой идеи - английский педагог и философ Джон Локк (1632–1704). Изучая личность с самого ее рождения, он пришел к выводу, что сознание ребенка в утробе матери - это tabula rasa, то есть чистый лист, нечто девственное и нетронутое, со временем заполняемое опытом. Эта мысль прямо противоположна той идее, что некоторое знание заложено в нас с рождения - причем самой природой.

Бихевиористский метод кнута и пряника и желание угодить начальству до сих пор остаются главными движущими силами менеджмента

Идея приоритета природы господствовала в обществе вплоть до середины XX века. Чтобы понять почему, достаточно представить себе культурную и социальную атмосферу той эпохи. Идея, что человек сам способен влиять на то, кем он станет в будущем, была слишком революционной, чтобы ее приняли с легкостью. Люди должны были знать свое место в обществе, иначе работяги отказались бы трудиться в полях и на заводах, солдаты - умирать на поле боя, слуги - уважать богатых и власть имущих. Даже во второй половине столетия бихевиористский метод кнута и пряника и желание угодить начальству оставались - и остаются до сих пор - главными движущими силами менеджмента. Мало кто всерьез заботится о создании у сотрудников внутренней мотивации и предоставлении им возможностей для роста.

Правило десяти лет

Настоящий прорыв, наметивший выход из тупика, произошел с появлением работы шведского психолога Андерса Эрикссона и его коллег, озаглавленной как «Роль осознанной практики в достижении выдающихся результатов». В основу исследования лег опыт, полученный ученым в работе над проектом американского университета Карнеги - Меллон, посвященным изучению особенностей памяти. С помощью Уильяма Чейза и некоего анонимного рядового студента Эрикссон провел эксперимент по значительному развитию запоминательных навыков. Результаты показали, что при правильном выборе методики и достаточной интенсивности занятий подопытный способен запомнить и воспроизвести по памяти вплоть до 80 чисел. Биологические характеристики были никак не связаны с этой способностью. Это открытие стало для Эрикссона началом долгого - длиной в 30 лет - пути по продвижению концепции таланта и убеждению в ней многочисленных сомневающихся.

Те, кого раньше считали одаренными, оказались трудягами, главным преимуществом которых была способность упорно и методично заниматься

Позже - в 1991 году, уже в Университете штата Флорида - он провел, пожалуй, самое известное свое исследование. Экспериментальную группу составили студенты скрипичного отделения Берлинской музыкальной академии. Вместе с двумя коллегами Эрикссон попытался определить, какие факторы становятся причинами наивысших достижений в искусстве. Вот в чем заключался эксперимент. Студентов разделили на три группы в соответствии с их квалификацией. В первую группу вошли лучшие из лучших - скрипачи, которым прочили уникальную сольную карьеру и всемирное признание. Во вторую - студенты, чьи способности позволяли им рассчитывать на места в самых известных оркестрах. В третью - потенциальные преподаватели-практики. После долгих и содержательных интервью исследователи нашли то, что искали: оказалось, что самые экстраординарные таланты к своему 20-летию имели за плечами более десяти лет игровой практики - в среднем около 10 тысяч часов упражнений и репетиций. Все без исключения. Вторая группа могла похвастаться 8 тысячами часов, третья - только 4 тысячами (опять же в среднем). Те, кого раньше считали одаренными, оказались трудягами, главным преимуществом которых была способность упорно и методично заниматься.

Подобные исследования предпринимались впоследствии еще не раз: экспериментальные группы составлялись из представителей самых разных сфер человеческой деятельности. Но результаты были неизменны. Благодаря работе Эрикссона в обиход психологов надежно вошло правило десяти лет, или правило 10 тысяч часов. Как сказал в своем интервью BBC британский легкоатлет Мохаммед Фарах, выигравший сразу две золотые медали на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне (в том числе и за гонку на 10 тысяч метров), «секрет успеха - в упорном труде и целеустремленности».

Музыкальный гений

В качестве примера личности гениальной и одаренной (то есть такой, которая демонстрирует свой талант с самого раннего детства, становясь все более виртуозной без какой-либо специальной подготовки) очень любят приводить Моцарта. Он не вставал из-за пианино, когда ему было три года, написал свое первое произведение в пять лет и отправился в тур по Европе, когда ему было шесть.

Но смотрите, сколько всего интересного можно узнать, взглянув на его биографию чуть пристальнее. Возьмем для начала его старшую сестру Марию Анну, великолепно игравшую на клавесине благодаря постоянным занятиям с отцом. То есть Моцарт с самого раннего детства слышал музыку и видел людей, беспрестанно практикующихся за музыкальным инструментом. Неудивительно, что однажды он начал повторять за сестрой. Отец Вольфганга Амадея, Леопольд, был видным музыкантом, композитором и преподавателем, причем преподавателем весьма прогрессивным: его методы здорово напоминают метод Судзуки (так кажется не только мне, но и всем, кто интересуется вопросами воспитания). Он занялся музыкальным образованием сына в ту же минуту, как увидел его интерес, и посвятил ему бо́льшую часть своей жизни - с потрясающим результатом. Ничего удивительного, впрочем, в этом результате нет: с таким заделом Моцарту попросту не оставалось ничего иного, кроме как стать гением. И еще одна вещь: некоторые критики утверждают, что ранние произведения Моцарта не так уж и хороши по сравнению с более зрелыми, которые он начал писать с 17 лет, чуть больше чем через десять лет после дебюта.

Чемпион по пинг-понгу

Похожую историю рассказывает Мэттью Сид в своем бестселлере «Прыжок». Он стал лучшим в Британии игроком в пинг-понг в 1995 году, когда ему было 24. История эта примечательна как минимум двумя моментами: тысячами часов тренировок и большим везением. Мэттью рассказывает, что, когда ему было восемь лет (семья жила тогда в Рединге), родители купили стол для пинг-понга и поставили его в гараже. Сами они в эту игру никогда не играли, поэтому ни о какой семейной традиции говорить не приходится. Просто у них был очень большой гараж - по сравнению с соседями, по крайней мере. Первым напарником Мэттью стал его старший брат Эндрю. Они так увлеклись игрой, что не отходили от стола часами, испытывая друг друга, тренируя свои умения и придумывая новые приемы. Все эти факторы, сойдясь в одно время в одном месте, и дали Мэттью возможность тренироваться.

«Даже не отдавая себе в том отчет, мы проводили за столом тысячи и тысячи бесконечно счастливых часов», - пишет он. Удача же пришла в виде учителя местной школы мистера Чартерса, ответственного за внеклассную работу и в том числе - невероятно, но факт - за настольный теннис. А еще он был одним из лучших, если не самым лучшим, английским тренером и в этом качестве заведовал местным пинг-понг-клубом, куда и позвал братьев Сид - играть и тренироваться после школы, по праздникам и выходным. Ребятам повезло родиться на земле, богатой талантами, поэтому тренироваться им довелось не только с местными чемпионами, но и с чемпионами страны и даже мира. Эндрю удалось завоевать три национальных юниорских титула. Мэттью же судьба приготовила кое-что особенное. Случилось так, что именно в это самое время легендарный Чень Синьхуа - пожалуй, лучший игрок в истории пинг-понга - женился на женщине из Йоркшира и переехал в эти края. Он уже было закончил карьеру, но, увидев Мэттью, согласился его тренировать. После этой встречи юноша долгие годы оставался номером один в Англии, трижды становился чемпионом Содружества и дважды - олимпийским чемпионом. По его собственному признанию, родись он просто на другой улице, ничего этого бы не произошло. Нас, впрочем, интересует не столько удача, сколько долгие годы упорных тренировок - как основной компонент будущего успеха.

Гены и среда

Впрочем, вы, наверное, уже догадались, что в противостоянии природы и воспитания не все так просто. Первой тучкой, затмившей восходящее солнце сторонников воспитания, стали сомнения в справедливости правила десяти лет. Оказалось, что кому-то достаточно 4 тысяч часов, а кому-то не хватало и 22 тысяч. Таких примеров набиралось все больше и больше, и в конце концов исключения начали опровергать правило. Выяснилось, что, если взять двух человек, один из которых имеет явные способности к тому или иному роду деятельности, а другой - нет, и обучать их по одной и той же программе, первый будет прогрессировать значительно быстрее второго. Значит, дело не только в практике.

Дальше все запутывается еще больше - вплоть до того, что, на первый взгляд, некоторые тезисы даже противоречат друг другу. Стефан Хольм - шведский атлет, прыгун в высоту - потратил долгие годы на изнурительные тренировки, желая довести свою технику до совершенства. Несмотря на крупное для выбранного вида спорта телосложение, Стефан - яркий пример правила десяти лет: в 2004 году он стал золотым призером Олимпийских игр. Значит, именно воспитание является ключом к успеху? Так, да не так. Чем, скажем, объяснить феномен Дональда Томаса, игрока баскетбольной команды Линденвудского университета, который, не имея ни должной экипировки, ни сколь-нибудь значительной подготовки, легко преодолел планку в 2 метра 21 сантиметр, причем совершенно неожиданно для самого себя? В том же году его пригласили в сборную Багамских островов, а в 2007 году на чемпионате мира он опередил Стефана Хольма в битве за первое место. Секрет успеха Дональда заключался в аномальной длине ахилловых сухожилий, благодаря чему он прыгал словно на рессорах: сами связки толкали тело вверх. Его история - явный аргумент в пользу превосходства природы. Оба атлета были ярчайшими фигурами своего времени, достигшими вершины спортивного Олимпа. Но вот добирались они туда разными тропами.

Читая это, вы, должно быть, думаете, что эти две судьбы - наглядный пример старого как мир противостояния «природа или воспитание», даже в каком-то смысле его кульминация. Но все не совсем так. Союз «или» означает, что мы должны выбрать что-то одно, оставить оба варианта мы не имеем права. Те, кто верит в природу, считают гены своего рода проектом, по которому потом строится личность. Сторонники воспитания, напротив, отрицают существование какой бы то ни было генетической предрасположенности. Но ни те ни другие почему-то не учитывают тот факт, что гены сами по себе умеют реагировать на окружение.

Вот что пишут в одной из статей проекта Enabling Genius Лино Пасо Пампильон и Тамара Кутрин Мильян:

После окончания проекта «Геном человека» в 2003 году ученые поняли, что у человека около 20 500 генов (примерно столько же, сколько у мыши) и что геном - лишь небольшая составляющая эволюционирующей личности. Куда более важную роль играют вторичные, эпигенетические факторы. Эпигенетика связана с химическими изменениями, напрямую влияющими на последовательность ДНК. По сути она определяет, как реагируют гены на конкретное окружение. Исследователи часто сравнивают генетику с клавиатурой пианино: мелодия, которая получится в результате, зависит от того, на какие клавиши и как именно мы нажимаем. Кто-то услышит концерт Моцарта, кто-то - нестройные гаммы недавно начавшего учиться играть соседа.

Поток

Не могу закончить эту главу, не рассказав вам еще об одном аспекте высших достижений, который в настоящий момент исследуется крайне активно, - так называемом потоке. Поток - это особое состояние психики, отличающееся от фиксированной генетической установки тем, что его можно включать и выключать. Много лет назад моя жена Джо в качестве подарка на день рождения оплатила мне курсы по управлению планером. С летательными аппаратами я был немного знаком, потому что в детстве часто летал с отцом: он был лицензированным пилотом и состоял в небольшом любительском клубе, располагавшемся на задворках дублинского аэропорта. Впервые он поднялся в небо в 20 с небольшим: во время Второй мировой войны ему довелось пилотировать «Спитфайры» и «Харрикейны» - машины легендарные и во всех отношениях необыкновенные.

Однажды его сбили в небе над Нормандией, и он спасся лишь чудом, выбравшись из горящего самолета буквально в последний момент. Небо было у него в крови, и каждый полет он воспринимал как событие особенное и крайне важное. Думаю, это передалось по наследству, поэтому подарок Джо вызвал во мне целую бурю эмоций. Полеты на планерах сильно отличаются от полетов на самолетах - хотя бы тем, что в случае ошибки у пилота нет двигателя, с помощью которого эту ошибку можно было бы исправить. Чуть ослабите внимание - и вот аппарат уже отклонился от нужного курса и стремительно теряет высоту. Отвлечетесь сильнее - и без парашюта уже не обойтись. Инструктор учил меня на ходу - прямо во время учебных полетов, открывая рот только тогда, когда это было действительно нужно, ведь благодаря отцу опыт пилотирования у меня уже был. И тем не менее каждый раз, слыша голос инструктора, я отвлекался. И вот в один прекрасный день - мы как раз отрабатывали разворот и заход на посадку - он вдруг понял это и бросил фразу на середине: «Да, *** [блин], просто лети!» И я полетел. Он меня освободил. Полностью отдал мне контроль. Я был максимально сконцентрирован и при этом расслаблен, стал одним целым со своим планером. И входя в поворот, практически не потерял высоты. Это и есть состояние потока. Момент, когда гениальность достигает своего пика.

Термин «поток» был впервые предложен американским ученым Михаем Чиксентмихайи в книге «Поток: Психология оптимального переживания», вышедшей в 1990 году, когда он возглавлял кафедру психологии Чикагского университета. Вот как он описывает поток: «Быть полностью вовлеченным в деятельность ради нее самой. Эго отпадает. Время летит. Каждое действие, движение, мысль следует из предыдущей, словно играешь джаз. Все твое существо вовлечено, и ты применяешь свои умения на пределе». Именно использование всех своих умений на пределе и делает состояние потока столь важным в деле достижения наивысших результатов».

Нам по силам влиять на то, кем мы станем. Каждый момент нашей жизни, каждый поступок в той или иной степени управляется сознанием - и поток здесь ни при чем, потому что включить этот режим может каждый. В «уравнении гениальности» как минимум три переменные: наше генетическое наследие, окружающая нас среда и состояние психики. Две из них мы вполне можем определять сами, так что оправдание вроде «Я такой, какой я есть» - не более чем пошлый софизм.

Гении, юные гении, очень юные гении… Какие имена вам приходят на ум? Наверное, что-нибудь такое: Да Винчи, Робертино Лоретти… И Моцарт , конечно же! Куда же без Моцарта?


Маленький волшебник Моцарт


Моцарт – это, пожалуй, один из самых известных юных гениев. Ведь уже в детстве им восхищалась вся Европа, его называли маленьким волшебником и приглашали выступать к самым известным и именитым людям того времени.

Гениальность – с этим, конечно, не поспоришь, но ведь гениальность – это лишь 10% успеха, а остальные 90% - это работа и воспитание. Вот и давайте попробуем вместе посмотреть, как воспитывали Моцарта и, возможно, мы найдем что-нибудь и для воспитания своих детей.

Родился Вольфганг в небогатой семье в середине 18 века. Его отец был придворным органистом и капельмейстером в Зальцбурге. Он был сведущим музыкантом и отличным скрипачом и органистом. Мама Моцарта была женщиной красивой, веселой и добродушной, а папа порой был строг и непреклонен – совершенно обычная семья, верно?

Насколько мать любила баловать и лелеять своих детей, настолько отец был строг и требователен. С раннего возраста он принимал участие в воспитании детей (ах как этого порой недостает современным папашам), приучал их к порядку и обязательности. Он сам укладывал детей спать и пел колыбельные.

По свидетельствам современников, до трех лет Вольфганг мало чем отличался от остальных детей: он был живым и веселым мальчиком, часто спрашивал, любят ли его. Единственное, в чем тогда выражалась его музыкальность: все свои игры он любил сопровождать песенками и музыкой.


Встреча с «серьезной» музыкой


Встреча Моцарта с «взрослой, серьезной» музыкой началась тогда, когда его пятилетнюю сестру начали учить играть на клавесине. На первом уроке присутствовал и Вольфганг, и урок произвел на него огромное впечатление. После этого мальчика было «не оторвать» от инструмента. Отец попробовал показать ему маленький менуэт – и мальчик безошибочно его повторил. Тогда и с ним начали заниматься. Что тут можно сказать? Внимательнее относитесь к своим малышам – особенно если их что-то очень заинтересовало! А вдруг это просыпается маленький гений?

Отец Моцарта не хотел слишком рано знакомить Вольфганга с правилами сочинения музыки, но это не помешало малышу написать свой первый концерт в 4 года. Отец застал его за кипой нотной бумаги, все листы были в кляксах и нотах, и мальчик утверждал, что пишет концерт для клавесина и уже закончил первую часть. Когда старший Моцарт разобрался в нотах и кляксах, он поразился: перед ним был совершенно правильно написанный концерт, хотя и не исполнимый по трудности. Вывод? Не смейтесь над каляками-маляками наших малышей, даже если это действительно не знаменитые «Подсолнухи», а маловразумительные почеркушки. Иначе мы рискуем навсегда отбить интерес ребенка к рисованию, написанию музыки, сочинению стихов и т.д. и т.п.

Учился Вольфганг весьма успешно: чем бы он ни занимался, он предавался делу всей душой. Ему очень нравилась математика. Правда, решая математические задачки, малыш мог писать не только на бумаге, но и на стенах, скамьях, на полу. Когда же ребенок садился за фортепьяно, никто не осмеливался не то что с шуткой к нему подойти, но даже просто заговорить! В такие моменты лицо Вольфганга становилось таким серьезным и сосредоточенным, что многие, глядя на этот преждевременно развившийся талант, опасались за его долговечность.


Ранняя слава и детские шалости


В шесть лет началось путешествие Моцартов по Европе. Они переезжали из города в город, покоряя разные города и людей. Слава необыкновенных детей (Вольфганга и его одаренной сестры Наннерль) летела перед ними. Их принимали высокопоставленные лица и царственные особы. К сожалению, очень мало осталось информации о том, не ударила ли такая ранняя слава в голову малыша и не началась ли у него «звездная болезнь».

Скорее всего, нет, ведь Вольфганг не соглашался играть перед людьми, не понимающими музыки. Если же и удавалось его уговорить, то играл он пустые, незначительные вещи. (Обратите внимание: никакого навязывания отцовской воли! Леопольд давал Вольфгангу полное право выбирать, где, когда и что играть). И при дворе в Вене он оставался верен себе: не соглашался играть ничего серьезного, пока не позвали Вагензейля, одного из лучших музыкантов и композиторов того времени. И следует, пожалуй, отметить еще один важный момент: гений Моцарта и талант его сестры принес их родителям немалые средства и известность, но родители помнили, что дети – это, прежде всего, дети, у которых должно быть детство и, конечно же, детские забавы и шалости. Прославленный и серьезный музыкант Вольфганг частенько прерывал свои занятия, чтобы поиграть с кошкой или прогалопировать по комнатам верхом на отцовской трости.

Какие можно сделать выводы из истории о детстве Моцарта? Будьте внимательны к своим детям, уважайте их интересы, обязательно создавайте все возможности для развития скрытых талантов. И не забывайте, что детство у ребенка бывает лишь один раз в жизни, не торопитесь сделать своего малыша взрослым. И даже если у вас не вырастет маленький гений или большой талант, пусть у вас будет просто счастливый ребенок!


Наталья Гаврилястая

Кто становится гением? Талантливый ребенок, который воспитывался в музыкальной среде, или работоспособный ученик, готовый к многочасовым занятиям? Этот спор редко обходится без упоминания известных музыкантов, которые еще с детства начали проявлять нетипичные для сверстников способности к искусству. Они на слух воспроизводили мелодии на музыкальных инструментах, когда только недавно научились говорить, исполняли собственные произведения на выпускных экзаменах в консерватории, выступали перед королевской семьей, пока сверстники только обучались нотной грамоте, подписывали контракты со студиями звукозаписи, не окончив даже школы. Анна Рыжкова рассказывает, каким было детство известных музыкантов-вундеркиндов.

Фредерик Шопен

Родители Шопена – Юстина и Николай – знали иностранные языки, были хорошо образованны и музыкально развиты. Они рано заметили восприимчивость сына к музыке: при звуках грустной мелодии, он начинал плакать, а когда мама исполняла для него веселые польские танцы, смеялся, танцевал и пробовал на слух подобрать песни на рояле.

Первым учителем для Шопена стала его старшая сестра, она занималась музыкой с паном Живным, который быстро заметил талант Фредерика и вскоре начал уделять мальчику больше внимания. Он записывал за начинающим композитором его простенькие пьесы и обучал его музыкальной технике. Шопен впервые продемонстрировал свое мастерство перед широкой публикой в восьмилетнем возрасте. Он выступил на концерте в пользу бедных в зале Радзивилловского дворца. Мальчик появился на сцене в бархатном костюмчике с кружевным воротником и сыграл технически трудный концерт чешского композитора Йировца. Шопен еще не понимал, что в его выступлении вызвало так много восхищенных отзывов, и когда обсуждал с мамой впечатления от первого концерта, сказал: «Больше всего всем понравился воротничок. Знаешь, мама, на него все смотрели!».

Свое первое серьезное произведение - полонез G moll - сочинил в шесть лет. «Автор этого Польского танца - юный артист, которому едва исполнилось восемь лет... Это подлинный музыкальный гений, ибо он не только с величайшей легкостью и незаурядным вкусом исполняет трудные произведения, но является к тому же автором нескольких танцев и вариаций, которыми знатоки музыки не перестают восхищаться», - писали тогда о Шопене критики в польской прессе.

Юного композитора часто приглашали выступать в домах аристократии. Он участвовал в концертах в Бельведерском дворце у великого польского князя Константина Павловича и даже подарил два своих полонеза Марии Федоровне, матери царя, во время ее визита в Варшаву. Так Шопен попал в высшее общество, стал много гастролировать по европейским странам и сам вскоре занялся преподаванием музыкальных дисциплин.

Где послушать

Вольфганг Амадей Моцарт

Утомительное детство, как часто называют годы взросления Моцарта, ребенка вряд ли действительно утомляло. Все вокруг него занимались музыкой, поэтому музицирование в семье постепенно стало чем-то естественным. Моцарт с четырех лет одновременно стал обучаться игре на клавесине, органе и скрипке. Во многом стремление ребенка к музыке - это заслуга отца. Леопольд Моцарт был довольно известным австрийским скрипачом и композитором, автором руководства по игре на скрипке.

Уже в четыре года мальчику хватало музыкальных способностей, чтобы написать небольшой концерт для клавесина. Мальчик сидел за столом, водил пером по бумаге с нотным станом, пачкая пальцы в чернильнице. Когда произведение было готово, взрослые сначала не поверили, что написанный наспех музыкальный текст с кляксами будет представлять какую-то художественную ценность. А потом решили сыграть по нотам «концерт» четырехлетнего Вольфганга. «Смотрите, господин Шахтнер, - обратился отец к своему придворному музыканту, - как все здесь правильно и со смыслом!».

В шестилетнем возрасте Вольфганг уже давал концерты в разных странах со своей сестрой и отцом. В начале 1764 года были опубликованы его первые сонаты для скрипки и клавесина. На титульном листе стояла надпись: «Автор музыки -- семилетний мальчик». Всё это время Леопольд Моцарт следил, чтобы занятия были строгими и регулярными. Путешествуя с концертами по Лондону, вундеркинд пишет еще шесть сонат для клавесина с сопровождением скрипки или флейты и, кроме того, берется за сочинение симфонии, а отец отмечает: «Все, что он знал раньше - это ничто по сравнению с тем, что он умеет сейчас».

Моцарт обладал абсолютным слухом и уже в семь лет мог, например, легко определить, насколько звучание музыкального инструмента отличается от камертона. Однажды Шахтнер разрешил Вольфгангу поиграть на своей скрипке (мальчику казалось, что она играет более мягко и звонко). А когда Моцарт снова взял в руки свой инструмент, заметил: эта скрипка настроена на одну восьмую тона ниже, - и был абсолютно прав.

Хотя по-прежнему музыковеды ставят под вопрос авторство некоторых произведений Моцарта и обсуждают методы музыкального обучения, которые применяли к юному композитору, он остался в истории как самый талантливый из музыкантов-вундеркиндов, чьи способности к импровизации помогали создавать гениальные камерные и симфонические произведения.

Где послушать

На концерте «Моцарт – гений из Зальцбурга» в исполнении камерного оркестра «Инструментальная капелла». Концерт проходит в рамках проекта «Классика на высоте», и его название здесь приобретает буквальный смысл – музыку будут исполнять на высоте 220 метров, на 58-м этаже башни «Империя» в Москва-Сити.

Сергей Прокофьев

Сергей Прокофьев начал занятия музыкой под руководством мамы, Марии Григорьевны. Еще не умея записывать ноты на бумагу, в пять лет он начал сочинять несложные мелодии, проводя часы за домашним роялем. Музыканту пришлось выучить ноты как раз для того, чтобы свои маленькие произведения не потерять.

В девять лет Прокофьев впервые услышал оперу Шарля Гуно «Фауст» и понял, что пришло время от маленьких пьес перейти к крупным формам. Он написал музыку для своей первой оперы в трех действиях («Великан»), к которой все сюжетные линии придумал самостоятельно.

Заметив талант Сергея к композиции, Мария Григорьевна привела сына к известному московскому музыканту Сергею Танееву, который порекомендовал для занятий пригласить выпускника консерватории композитора Рейнгольда Глиэра. Два лета подряд Глиэр провел с Сергеем в Сонцовке, готовя юного музыканта к поступлению в консерваторию. Тринадцатилетний Прокофьев приехал в Петербург на экзамен с большой папкой авторских произведений: две оперы, соната, симфония и много маленьких фортепианных пьес.

В консерватории Сергей стал самым младшим студентом. Юноше, который забавы ради подсчитывал точное количество ошибок в музыкальных задачах своих однокурсников, с трудом удавалось поладить со сверстниками. Понимали Прокофьева и не все преподаватели: в классах теории композиции его произведения казались слишком смелыми, а некоторые пьесы он даже не решался показать профессорам, предвидя их реакцию. «Если к плохому качеству композиторского диплома я отнесся равнодушно, то на этот раз меня заела амбиция, и я решил кончить по фортепиано первым», - вспоминал композитор свою подготовку к экзамену по исполнительскому мастерству.

Прокофьев вместо программного фортепианного концерта решил исполнить свой собственный Первый концерт. Он вручил комиссии ноты только что изданного произведения и сел за инструмент. С этого триумфального выступления (кроме диплома с отличием он получил премию имени Антона Рубинштейна - немецкий рояль) началась уже взрослая карьера пианиста и композитора Сергея Прокофьева.

Где послушать

Творчество композиторов конца XIX - начала XX века можно услышать на VIII Международном фестивале «Дорога в Рождество» . Музыку Рахманинова, Свиридова и Мусоргского проиллюстрируют песочной анимацией. Всю программу исполнит Государственный оркестр «Гусляры России» и органный дуэт «Бельканто», а текст пушкинской «Метели» (на концерте прозвучит музыка Свиридова к фильму по этому произведению) прочитает артист Петр Абрамов.

Йо Йо Ма

1955 (62 года)

Обладатель 17 премий «Грэмми» Йо Йо Ма родился в Париже, в китайской семье. Его мама была певицей, а папа дирижировал оркестром и сочинял музыку. Когда Ма исполнилось семь лет, вся семья перебралась в Нью-Йорк, где одаренный мальчик с выдающимися музыкальными способностями продолжил осваивать скрипку, альт и виолончель.

Музыкант-вундеркинд, который уже с пяти лет уверенно чувствовал себя на сцене в больших концертных залах, в семилетнем возрасте выступил для президента Джона Кеннеди. А спустя еще год Ма участвовал в концерте Леонарда Бернштайна, который на всю страну транслировали по телевизору. В 15 лет виолончелист окончил нью-йоркскую Trinity School и стал солистом гарвардского оркестра, который исполнял перформанс «Чайковский: Вариации Рококо». Затем он учился в музыкальной школе Juilliard School с Леонардом Розом, а в 1976 году получил степень бакалавра Гарварда.

Франк Робинсон

1938 (78 лет)

Франк Робинсон - музыкант-самоучка, который запомнился всем как артистичный малыш по прозвищу Chile Sugar, с легкостью исполняющий музыку со сложным джазовыми аккордами. Джазу мальчик обучился сам, пренебрегая классической техникой игры на фортепиано: Франк, например, стучал по клавишам кулаками и локтями, когда считал такой прием уместным.

В возрасте шести лет он дебютирует в конкурсе исполнителей буги-вуги, в восемь лет участвует в концерте в Белом Доме и снимается в фильме «No Leave, No Love». Двенадцатилетний Франк считался одним из самых популярных исполнителей в США, он подписывал контракты со студиями звукозаписи, ездил с концертами по Европе. А в 15 лет резко прервал музыкальную карьеру, окончил школу, поступил в университет и защитил диссертацию по психологии.

«Я так хотел просто пойти в школу. Я хотел получить образование, поэтому спросил папу, можно ли остановить всё это. Я действительно мечтал получить диплом о высшем образовании», - вспоминает Франк Робинсон.

Только в начале 2000-х годов Франк Робинсон снова вернулся на сцену - он давно отказался от публичности, выступает на разных площадках своего родного Детройта, и занимается музыкой в свое удовольствие.

Где послушать

Послушать джазовую музыку вместе с детьми можно на «Интерактивном джазовом шоу для самых маленьких» . Оркестр Classy Jazz объединили в своей программе «Муха Цокотуха и Бармалей» композиции периода «юности джаза», но серьезной обстановки от концерта ждать не стоит: детям разрешается свободно передвигаться по залу, танцевать и даже трогать музыкальные инструменты на сцене.