Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Монумент добро побеждает зло церетели. Зураб Церетели: биография, лучшие работы, скандалы

Монумент добро побеждает зло церетели. Зураб Церетели: биография, лучшие работы, скандалы

Имя Зураба Церетели известно во всем мире. Его никого не оставляет равнодушным: его либо любят всей душой, либо так же страстно ненавидят. Скульптор прожил исполненную творчества, и сегодня он продолжает интенсивно работать, ведет активную общественную деятельность.

Происхождение и детство

Родился Зураб Церетели 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье с княжескими корнями. Его отец принадлежал к старинному княжескому роду, так же как и мать. Отец будущего скульптора работал инженером-строителем, мама вела домашнее хозяйство. Много времени в детстве Зураб проводил в доме своего дяди по материнской линии - Георгия Нижарадзе, художника-живописца. В его доме царила особая творческая атмосфера, здесь часто бывали грузинские художники: Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе, Давид Какабадзе. Они разглядели в мальчике талант и стали его первыми учителями.

Образование

После школы будущий скульптор Церетели поступил в Тбилисскую академию художеств на факультет живописи. И всю жизнь он считает себя в первую очередь живописцем, а уж потом уже скульптором, монументалистом. Окончил учебу Зураб в 1958 году. Спустя шесть лет, в течение которых он работал художником-архитектором в Институте истории, археологии и этнографии при Грузинской академии наук, он отправляется на учебу во Францию. Во время этой поездки Церетели удается пообщаться с большим количеством известных художников и деятелей искусств, в том числе с Пабло Пикассо и Марком Шагалом, которые дали высокую оценку таланту начинающего грузинского художника.

Путь в большое искусство

С конца 60-х годов Церетели привлекает монументальное творчество и мозаика. Скульптор отличается большим трудолюбием и высокой продуктивностью, поэтому ему удается создавать такое большое количество произведений. Среди первых работ, принесших ему известность, был проект оформления курортного комплекса в Пицунде (1967), серия мозаичных и витражных композиций в Тбилиси (1972), оригинальный детский курортный городок в Адлере (1973). Выполнение таких серьезных проектов открыло Церетели доступ к еще более серьезным работам. Он выполняет заказы для Министерства иностранных дел СССР, где работал главным художником. Значительной была работа Зураба Константиновича по оформлению Олимпиады и по разработке проекта гостиничного комплекса «Измайлово» в Москве в 1980 году.

В следующие 10 лет многочисленные памятники Церетели появляются в России и за рубежом. Его больше увлекают конструкции из металла, он делает много масштабных монументов, несколько экспериментальных проектов с витражами. В начале 90-х годов Церетели переезжает в Москву, где при активной поддержке мэра Юрия Лужкова создает множество монументальных композиций для столицы России.

Также на протяжении многих лет Зураб Константинович создает скульптурные портреты современников, которые установлены во многих города страны и мира.

Важнейшей частью своего творчество сам Церетели считает живопись. За свою долгую жизнь он написал более 5000 полотен на различные темы. Его работы находятся во многих частных и государственных собраниях мира.

Религиозная тема в творчестве Церетели

Важнейшей темой в искусстве Зураба Церетели является вера. Он активно участвовал в восстановлении храма Христа Спасителя, изменив первоначальный план. Это вызвало возмущения историков, но принял сторону художника, и коррективы скульптора остались. Зураб Константинович неоднократно обращался к религиозной тематике. Так, он создал памятник Папе Римскому Иоанну Павлу Второму. Но самой масштабной стала Художник задумал ее для олимпийского Сочи, но установить там монумент не удалось. Позже Иисус Христос Зураба Церетели пытались установить в Санкт-Петербурге, но и там он не вписался в ландшафт. Это неудивительно, ведь высота монумента вместе с постаментом составляет 80 метров.

Петр Первый

Скульптор Церетели всегда тяготел к масштабным сооружениям, и в 1997 году он получил от Московского правительства грандиозный заказ. На искусственном острове на Москве-реке ему было поручено возвести масштабную скульптуру. Так появился Его высота составляет 98 метров. Возведение монумента вызвало огромные возмущения у общественности, и после ухода Лужкова с поста мэра поступали предложения убрать памятник. Однако никто не взял на себя такой ответственности и расходов, и монумент до сих пор стоит в Москве.

Знаменитые работы

В огромном наследии Церетели трудно выявить самые значительные работы: их перечень получается очень длинным. Однако к наиболее резонансным и масштабным творениям можно отнести следующие:

Мемориальный монумент на Поклонной горе в Москве;

Торгово-развлекательный комплекс «Охотный ряд» в Москве;

Монумент «Дружба навеки», посвящённый русско-грузинской ;

Скульптуры на Манежной площади в Москве;

Композиция «Добро побеждает зло» в Нью-Йорке;

Две версии скульптуры «Рождение Нового Человека» в Париже и в Севилье;

Скульптура «Заяц» в Баден-Бадене;

Общественное мнение и критика

Нередко памятники Церетели вызывают очень большой резонанс, критику и даже неприятие. Многие его творения вызывали большое общественное волнение и отрицательные оценки со стороны специалистов. Так, очень много нареканий получила его работа над храмом Христа Спасителя, в котором скульптор допустил очень серьезные отступления от проекта реконструкции, что нарушило исторический образ восстанавливаемого объекта. По поводу его памятника Петру Первому не высказался только ленивый: Церетели обвинили в нарушении исторической перспективы города, в китче и безвкусии. Известная работа «Слеза скорби», которую мастер хотел подарить США в память о жертвах 11 сентября, вызвала много споров, которые привели к тому, что несколько городов отказались от дара, и скульптору пришлось потратить немало времени, чтобы найти монументу место. Та же история повторилась с фигурой Иисуса Христа в России. Многие искусствоведы говорят, что художественные способности Церетели не превышают уровня среднего художника-оформителя. А психиатры всерьез размышляют о комплексах художника, глядя на его страсть к гигантским сооружениям.

Музей современного искусства

Зураб Церетели, работы которого представлены уже во многих странах мира, создал музей для пропаганды собственного творчества. Мэр Лужков выделил под музей Церетели несколько зданий в самом центре Москвы. Здесь разместились личная коллекция скульптора, состоящая из 2000 произведений искусства, и собрание регулярно пополняется. Сегодня музей обладает обширной коллекцией произведений отечественного искусства, в том числе интересным набором работ советских нонконформистов и современных художников. Отдельное здание занимает постоянно действующая выставка Зураба Церетели, разместившаяся на трех этажах музея-мастерской. Здесь можно проследить тенденции развития дарования мастера. Музей ведет большую образовательную и просветительскую деятельность.

Общественная деятельность

Зураб Церетели всегда много сил и времени тратил на общественную деятельность. Он считает своим долгом помогать людям, воспитывать молодое поколение. Некоторое время он преподавал в Тбилисской академии художеств, сейчас дает мастер-классы в учебных заведениях мира. Церетели является президентом Международного фонда Содействия, почетным академиком многих академий художеств мира, его назначили послом Доброй воли ЮНЕСКО, президентом Российской академии художеств. Он побывал даже депутатом Государственной Думы и членом Общественной палаты РФ.

Награды

Скульптор Церетели за свою бурную и продуктивную деятельность награжден невероятным количеством знаков отличия, премий и призов, перечислять их все можно очень долго. К наиболее значительным наградам относятся звание Героя Социалистического труда, Народного художника Грузии, СССР, Российской Федерации, Ленинская и Государственные премии. Церетели - кавалер орденов Ленина, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» первой, второй и третьей степени. Также он обладатель орденов г. Москвы, Чеченской республики, православной церкви и многих государств мира. Он носит более десяти различных почетных званий, обладатель более десяти различных премий, 12 знаков отличий от иностранных государств.

Семья

Скульптор Церетели - счастливый семьянин. Его жена, Инесса Александровна Андроникашвили, также принадлежит к старинному княжескому роду. У пары есть дочь Елена, сегодня работающая искусствоведом. У Церетели трое внуков и четверо правнуков.

(род. в 1934 г.) российский скульптор, дизайнер

Всю жизнь Зураб Церетели занимается тем, что насыщает города своими скульптурными композициями. В одной только Москве их существует около десятка. Это и колонна с вязью из букв армянского, грузинского и славянского алфавитов на Тишинской площади, скульптурная композиция «Трагедия народов» на Поклонной горе, фигуры зверей в Александровском саду у могилы Неизвестного солдата, скульптурные фрагменты крестов и дверей, а также внутренняя отделка храма Христа Спасителя, реконструкция Манежной площади по проекту Церетели, его памятник Петру I .

Очевидно, современники должны быть благодарны скульптору за его стремление радовать людей своим искусством. Однако творчество Зураба Константиновича Церетели вызывает неоднозначное к себе отношение. Одни отзываются о нем как о человеке большого таланта, другие считают, что скульптор добился известности благодаря своим организаторским способностям. «Церетели везде слишком много», - говорят его критики. И его действительно много. Скульптурные композиции Зураба Церетели установлены не только в Москве, Петербурге, на родине скульптора в Грузии, но и в других странах мира. Церетели сделал три скульптуры для США. Его композиция «Добро побеждает зло», изготовленная из остатков советских и американских ядерных ракет СС-20 и «Цершинг», установлена перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке. Скульптуры Церетели находятся в Лондоне, Париже, Токио, Рио-де-Жанейро, в столицах и городах одиннадцати стран мира.

Однако Зураб Константинович Церетели умеет отстаивать свою точку зрения на искусство. Он не сомневается, что время все расставит по своим местам и потомки будут ему благодарны за его функциональное искусство, которое направлено ко благу человека.

Похоже, Зураб Церетели приходилось всю жизнь отстаивать свою позицию, и он в полной мере освоил искусство компромисса. «Меня часто критиковали, а я всегда делал свое дело. Я не позволял себе отвлекаться на выяснение отношений и конфликты. У меня такой характер: просыпаюсь и не помню вчерашние обиды. Творческий человек не может быть злопамятным», - говорит скульптор.

Проблемы с самоутверждением начались у него еще в студенческие годы. Зураб Церетели учился в Тбилисской академии художеств и к выпуску подготовил картину, которая называлась «Песня о Тбилиси». Однако комиссия усмотрела в ней элементы условности, и Церетели не допустили к защите. Другой бы на его месте растерялся или продолжал бы отстаивать свою точку зрения. Но он выбрал другой путь. Церетели уговорил друга позировать ему и за две недели нарисовал другую картину под названием «Новый человек», изобразив на ней крепкого атлета с теннисной ракеткой в руках. На этот раз картина полностью соответствовала принципам соцреализма и была сделана в духе признанного тогда плакатного искусства. Эта работа вполне удовлетворила взыскательную комиссию. Зураб Церетели с отличием защитил свой диплом, и, таким образом, конфликт был разрешен.

После академии ему пришлось пойти работать в Институт этнографии и археологии, чтобы содержать семью. Тогда он уже был женат, и его жена ждала ребенка. Однако это время не прошло для скульптора впустую. Вместе с научными экспедициями он исходил Грузию вдоль и поперек, хорошо узнал ее историю, быт, нравы людей, без чего не может состояться настоящий художник.

Наконец Зурабу Церетели удалось получить заказ на оформление города Пицунды. Это стало первой его большой профессиональной работой. Он положил в основу своего проекта сюжет на античную тему об аргонавтах, приплывавших в Колхиду за золотым руно. Следующая его работа - проект детского городка в Адлере - была удостоена Ленинской премии.

С тех пор Церетели стремительно шел в гору и в заказах не было недостатка. Он оформляет гостиницу «Ялта» в Крыму, работает в Мисхоре, становится главным художником по оформлению Олимпийских игр 1980 года в Москве. К этому времени Зураб Церетели уже и сам обосновывается в Москве. В 1967 году он получает мастерскую на Тверском бульваре, в которой, по словам скульптора, Владимир Высоцкий праздновал свою свадьбу с Мариной Влади.

Однако Церетели не порывает своих связей с родиной и попеременно живет то в Москве, то в Тбилиси. Так продолжалось до тех пор, пока у него не возникли разногласия с тогдашним президентом Грузии Звиадом Гамсахурдиа, который потребовал, чтобы скульптор не принимал у себя в московской мастерской президента США Джорджа Буша . Отказавшись подчиниться этому требованию, Зураб Церетели стал «врагом грузинского народа». В Тбилиси взорвали его статую «Кольца дружбы», подожгли дом, в котором тогда сгорело 100 картин и погибло много других ценных вещей. После этого случая Церетели уже окончательно перебрался в Москву. Здесь скульптор получил в дар от российского правительства роскошный особняк и участок земли в самом центре Москвы, на Большой Грузинской улице, который раньше принадлежал посольству ФРГ. Это тоже вызвало неодобрение в художественных кругах, однако Церетели считает, что в данном случае восторжествовала справедливость, поскольку этой землей когда-то владели его предки, и теперь она по праву вернулась к нему.

Свой особняк в Тбилиси, в котором когда-то располагалось первое представительство России в Грузии, Церетели в свою очередь передал в дар российскому правительству, и теперь там находится российское посольство в Грузии.

Зураб Константинович Церетели любит говорить, что все его богатство составляет его работа и его друзья. Работает он действительно очень много. Однако у скульптора есть не только явные и тайные недоброжелатели, но и хорошие друзья. Среди них люди искусства, ученые, политики. Своими друзьями он считает и ныне умерших великих художников современности М. Сарьяна, Пабло Пикассо , Марка Шагала , Д. Сикейроса. Церетели рассказывает, что Сикейрос специально приезжал в Тбилиси посмотреть его мозаичное панно, ездил он и в Адлер, где скульптор оформлял в то время детский городок, и как будто сказал: «Так когда-то работал и мой учитель Ривера, но у него пластика была злой, а у тебя она добрая».

Семья у него небольшая. Его единственная дочь замужем за сыном бывшего главного архитектора Москвы М. Посохина, а внук закончил среднюю школу при ООН.

Зураб Церетели не обижен властями. Он лауреат Ленинской и Государственной премий СССР. В настоящее время является народным художником Российской Федерации и президентом Академии художеств.

Зураб Константинович Церетели по-прежнему неутомим, продолжает много работать и обдумывает множество новых проектов, не забывая повторять свою любимую поговорку: «Собаки лают, а караван идет».

Художник-монументалист

Известный художник-монументалист, ведущий монументалист Москвы. Президент Российской академии художеств с 1997 года, директор Московского музея современного искусства с 1999 года. В 1997 году стал автором художественного решения обновленной Манежной площади, а в 1995 году - главным художником при создании Мемориального комплекса на Поклонной горе. Автор монумента Победы на Поклонной горе и памятника "300 лет Российского флота" на Москве-реке. В 1980 году был главным художником Олимпиады в Москве, в 1970-1980 годах - главным художником МИД СССР. Герой Социалистического Труда. Имеет почетные звания народного художника СССР, народного художника России и народного художника Грузии. Член ряда академий, профессор. Гражданин России и Грузии.

Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси. В 1952 году поступил на живописный факультет в Тбилисскую академию художеств. В 1958 году окончил академию и поступил на работу художником в Институт истории и этнографии Академии наук Грузии. Участвовал в разнообразных выставках. В 1964 году прошел курс обучения во Франции, где общался со знаменитыми художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом.

В 1965-1967 годах Церетели был главным художником-оформителем при строительстве курортного комплекса в Пицунде. Одновременно к 1967 году, будучи руководителем артели, наладил массовое производство смальты для мозаичных работ. В 1970-1980 годы был главным художником МИД СССР. В 1970-1972 годах создал ряд мозаичных и витражных композиций в Тбилиси. В 1973 году стал автором монументального ансамбля детского курортного городка в Адлере. Это работа принесла Церетели известность как в СССР, так и за рубежом. В частности, о ней положительно отозвался известный мексиканский художник Альфаро Сикейрос.

В 1979 году памятник работы Церетели "Наука, образование - миру" высотой около 20 метров был установлен в американском городе Брокпорт в штате Нью-Йорк. Там же и в том же году была установлена монументальная композиция "Счастье детям всего мира". По некоторым данным, Церетели должен был совместно с Пикассо сделать росписи здания ООН в Нью-Йорке, но этот проект так и не был реализован.

В 1980 году Церетели был главным художником Олимпийских игр в Москве. Также в 1980 году Церетели создал монументальную скульптуру "Человек и солнце" высотой около 80 метров в Тбилиси, а в 1982 году - монумент "Дружба навеки" в Москве, посвященный 200-летию Георгиевского трактата и вхождению Грузии в состав России. С 1985 года начал работать над ансамблем "История Грузии" под Тбилиси. Закончил работу в 2003 году. В 1989 году монумент Церетели "Разрушить стену недоверия" был установлен в Лондоне, а в 1990 году монумент "Добро побеждает зло" появился в Нью-Йорке.

В начале 1990-х годов Церетели вступил в конфликт с властями Грузии и был вынужден переехать в Москву. Здесь, получив поддержку московского мэра Юрия Лужкова , он фактически стал "монументалистом номер один". В 1995 году Церетели стал главным художником при создании Мемориального комплекса на Поклонной горе. Им был создан монумент Победы в виде памятника Георгию Победоносцу и стелы высотой 142 метра. В 1995-2000 годах Церетели участвовал в работе над воссозданием храма Христа Спасителя в Москве. В 1997 году разработал общее дизайнерское решение обновленной Манежной площади и интерьеров торгово-рекреационного комплекса "Охотный ряд". Также в 1997 году на Москва-реке был установлен памятник работы Церетели "300 лет Российского флота", или "Петр Первый", высотой 96 метров. Его установка вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Кроме того, в 1997 году Церетели был избран президентом Российской академии художеств. В декабре 1999 года добился открытия Московского музея современного искусства и стал его директором. В 2001 году открылась Галерея искусств Зураба Церетели.

В 2003-2010 годах Церетели установил множество памятников в Москве, других городах России и мира, в том числе памятники основателю академии художеств Ивану Шувалову в Санкт-Петербурге, княгине Ольге в Пскове, Оноре де Бальзаку в городе Агда во Франции, казаку Харько в Харькове на Украине, генералу Шарлю де Голлю в Москве, Александру Пересвету, герою Куликовской битвы, в Борисоглебске, президенту Чеченской республики Ахмаду Кадырову в Грозном, Папе Римскому Иоанну Павлу II в Плоэрмеле во Франции, бывшему премьер-министру Японии Итиро Хатояме в Токио, московские композиция "Жены декабристов. Врата судьбы" и монумент памяти жертв теракта в Беслане, а также огромный медный заяц в Баден-Бадене. Кроме того, Церетели занимался оформлением новых станций московского метро - "Парк Победы" и "Трубная". Также в 2006 году им был возведен монумент, посвященный борьбе с международным терроризмом, в городе Бэйон в штате Нью-Джерси, напротив места теракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.

Творчество Церетели вызывало неоднозначную реакцию в обществе и у критиков. Ему предъявлялись упреки в монополизации монументальных проектов в Москве, нарушении стилистического единства столицы и поточном создании своих произведений. Другие критики о деятельности Церетели отзывались положительно и утверждали, что он создал собственный стиль.

Церетели - член Общественной палаты РФ с 2005 года. Он удостоен звания Героя социалистического труда, имеет почетные звания народного художника СССР, народного художника России и народного художника Грузии. Скульптор является президентом Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО, академиком Международной академии творчества, действительным членом Российской академии художеств, действительным членом Грузинской академии наук, профессором Брокпортского университета изящных искусств и членом-корреспондентом Французской академии изящных искусств.

Телеканал "360" вспомнил самые спорные работы скульптора.

Жириновского отлили из бронзы - прижизненный монумент политику подарили друзья, а изготовил его Зураб Церетели. Скульптор уже давно носит негласное звание главного "кремлевского ваятеля". При этом слава Церетели в стране и за ее пределами весьма неоднозначна. Телеканал "360" вспомнил спорные памятники Церетели, от которых отказались заказчики.

Петр в юбке

Фото: Евгения Новоженина/РИА Новости

Еще до установки в 1997 году многострадальный памятник вызвал много споров. По слухам, изначально на лодке красовалась статуя Колумба, и Церетели безуспешно пытался продать скульптуру США, Испании и странам Латинской Америки.

В дальнейшем, уже после установки, памятник Петру пытались передарить Санкт-Петербургу, но культурная столица от презента отказалась. Скульптуру даже пытались взорвать, но теракт удалось предотвратить по звонку анонима, и с тех пор доступ к Петру закрыт.

Кроме того, памятник уж очень не понравился обычным москвичам. Жители столицы устраивали пикеты, митинги, акции протеста, расклеивали объявления со словами "Вас здесь не стояло" и с просьбами демонтировать 98-метровую скульптуру первого российского императора с набережной Москва-реки.

А в 2008 году монумент вошел в список самых уродливых строений мира. Рейтинг был составлен по итогам голосования на сайте "Виртуальный турист".

"Луи", или "памятник жандарму"

У гостиницы "Космос" в Москве стоит еще один отказник - 10-метровый памятник лидеру французского Сопротивления. Монумент задумывался как подарок, однако Париж вежливо от него отказался. Но зато на открытие памятника Шарль де Голлю у "Космоса" в 2005 году приехал президент Жак Ширак, которому впоследствии сочувствовали многие французские СМИ.

Например "Le Figaro" опубликовала такую заметку: "… опустив руки и сгорбившись, возвышается косолапый генерал, больше похожий на пугало. Или на робота. Вся российская пресса уже вдоволь поиздевалась над памятником. Издалека его силуэт комичен. Один из журналистов, Дмитрий Кафанов, говорит, что памятник напоминает ему Луи де Фюнеса в фильме про жандармов. Но вблизи лицо генерала пугает, все муки ада сразу проносятся перед глазами… Некоторые сострадательные души, проходя мимо памятника, сочувствуют Шираку. Сможет ли он удержаться от смеха? Не обидится ли он? А вдруг такое совсем не лестное изображение героя, который 18 июня 1940 года призвал французов сражаться с нацистами, вызовет скандал? Или дипломатический инцидент? Русские обожают все драматизировать. "

"Слеза скорби"


"Размер имеет значение" - таким правилом Зураб часто руководствуется при исполнении работ. Бронзовую скульптуру с титановой каплей посередине художник отправил в Нью-Йорк в знак солидарности с трагедией 11 сентября. По замыслу автора монумент, символизирующий башни-близнецы, должен стоять на месте трагедии. Однако американцы увидели в этом творении совершенно другой символ.

Вот что пишет издание Hudson Reporter: "…монумент похож на гигантскую вульву и будет оскорбителен для женщин", "что-то среднее между шрамом и женским половым органом", "…в скульптуре используется банальный символ печали, и его банальность усугубляется большим размером".

Группа активистов написала петицию властям Нью-Йорка с просьбой не устанавливать сооружение на месте теракта. Власти навстречу жителям пошли, тогда Церетели предложил установить памятник городу Джерси-Сити, находящемуся на другом берегу Гудзона. Но и там от подарка отказались. В конце концов, творение удалось пристроить в соседнем с Нью-Йорком штате Нью-Джерси, и теперь оно красуется на заброшенном пирсе бывшей военной базы в устье реки Гудзон.

"Трагедия народов", памятник жертвам Беслана или шествие гробов

Колония 8-метровых жертв фашистского геноцида выходит из могил и направляется к Кутузовскому проспекту. Надгробные плиты на Поклонной горе вызвали ужас у москвичей и просьбы "перенести зомби куда-нибудь за музей". Поэтому памятник даже было решено передвинуть внутрь парка, подальше от глаз прохожих. Однако критики назвали эту скульптурную композицию "лучшей работой Церетели".

Гробами Зураб Константинович в последствие воспользовался еще раз, при создании памятника жертвам Беслана. По замыслу, ангелы из гробов возносят детей на небо. На пьедестале скульптуры разбросаны детские игрушки. Этот монумент ни у кого критики бы не вызвал, но пользователи интернета от души прошлись по сидящему на постаменте Буратино.

Загадки от Церетели

И напоследок предлагаем вам подумать над вопросами, которые возникают у многих, глядя на некоторые работы Зураба Церетели

Загадка от Церетели №1: как Георгий Победоносец нашинковал змея на чести тоненьким копьем?

Загадка от Церетели №2: Чем занимаются люди на фото

Загадка от Церетели №3: сколько будет котят?

человек поделились статьей

Любое произведение искусства неизбежно несет на себе отпечаток времени, в которое оно создается.
Ладо Гудиашвили писал: «В одном я твердо убежден – искусство не может существовать вне конкретного времени. Каким бы крупным ни являлось произведение, как бы высоко ни была его башня, прочен фундамент и первые этажи, оно должно пребывать в том времени, в котором создается. Другого не дано, и потому искусство вечно. Его формы, мысли, которые оно несет, – лишь выражение бытия времени, его неотъемлемые черты».
Впоследствии образы произведений каждой эпохи составят культурное наследие общества, но прежде превратятся в символ своего времени, оказывая влияние на сознание современников, сохраняя и пополняя их историческую память.

Монументальное творчество Зураба Церетели – не исключение. Мастер создает памятники и монументы, скульптурные группы и композиции, посвященные жертвам трагических событий современности – войн, терроризма, выдающимся современникам – деятелям искусства, культуры и науки, историческим личностям и фактам, которые вызывают наибольший интерес нашего времени. Ведь историческая память – это не навсегда ушедшая в прошлое история человечества, не растворившиеся в небытии события и люди, а то, что присутствует и действует в нашей жизни постоянно, на подсознательном уровне.
С этой точки зрения, его скульптурное творчество можно разделить на две части – портретную скульптуру и произведения, рожденные вечными для человечества темами. Данное исследование посвящено портретным образам, созданным Церетели, которые тематически можно объединить по следующим позициям: история Российской государственности, образы святых и галерея «Моя современники». В основе их общего фундамента лежат вопросы морали и нравственности. Портретные образы, созданные скульптором, объединяет повышенное внимание общества к судьбам и характерам конкретных личностей.

1. История Российской государственности в портретах

Скульптурной серии работ Зураба Церетели, посвященной истории России в лице ее правителей IX–XX веков, принадлежит особое место. Серия исполнена в форме бронзовых бюстов и портретных статуй. Кульминационная точка пристального внимания художника к истории Грузии и России – его двух родных сторон, о чем говорилось ранее, по времени почти совпала с невероятным всплеском интереса к отечественной истории. «Почти», потому что Церетели, верный только собственному мироощущению, не ждал этой волны. С 1980 годов он постепенно создает сначала пластическую сюиту «Правители России» в форме бюстов-герм , а затем полномасштабные портретные изображения и скульптурные композиции, посвященные представителям династии Романовых, 400-летие которой отмечалось в 2013 году. Сам скульптор отзывается об этой работе так: «У меня была потребность высказаться. Я почти тридцать лет делал скульптурную серию "Правители России" и "История Грузии". И сейчас я закончил. Это не так просто. Это есть тот профессиональный крик, который я пережил…»

Сегодня мы видим, как в этих пластических летописях отразился дух нашей эпохи, как в них прозвучала тема, серьезно волнующая общество все эти годы, – возвращение исторической памяти нации, возвращение к своим истокам.

Композиция состоит из двух бронзовых фигур: юного императора и его матери, - водруженных на круглые высокие подиумы. По брусчатой мостовой азартно бежит маленький Петр со шпагой в руке, вполоборота оглядывающийся на шествующую позади него царицу Наталью, урожденную Нарышкину. Сын словно настойчиво зовет ее за собой, призывая присоединиться к нему. Император изображен еще мальчуганом, но вся его фигура выражает безудержное стремление к движению вперед. Его энергичный бег передан настолько живо, что, кажется, герой может оступиться с подиума, на котором установлена его фигура. Напор и энергия в движении Петра подчеркивается резким контрастом динамики его фигуры и статикой фигуры его матери. Ее образ уподоблен образу России конца XVII столетия – огромной неповоротливой империи, возглавить которую будет суждено Петру.

Фигуру Натальи Нарышкиной Церетели трактует как сказочную боярыню, абсолютно закрытую от посторонних глаз. Он располагает фигуру царицы строго фронтально и одевает ее в длинное, по моде XVII века, «глухое» платье, орнаментированное богатым узором, сверху укрывает ее столь же богато изукрашенной накидкой без рукавов, стянутой пряжкой на груди, и укутывает шалью ее головной убор. Статуя царицы выглядит безмолвным произведением искусства, безучастным к происходящему вокруг. В такой одежде едва можно передвигаться, и она стоит словно застывший кокон диковинной бабочки. Ее надо лишь разбудить, встряхнуть, чтобы она показала себя во всей красе. По сути, скульптор создал аллегорию патриархальной Руси – красивой, богатой, непонятной для соседей, застывшей в дремотной спячке. Пройдет совсем немного времени, и ее разбудит Петр. Глубокое постижение исторических событий помогло автору достичь высокого художественного обобщения образа. Все детали скульптурной композиции «Детство Петра» тщательно проработаны. Смоделирован выразительный облик будущего императора, мимика его лица, жесты, детали костюма, а также удивительный образ его матери, олицетворяющий родину будущего реформатора.

Говоря о скульптурной серии «Правители России», нельзя не сказать о памятнике «Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, покровительница Пскова» – один из трех монументов на тему Российской государственности, установленных в России в реальной городской среде. Памятник был сооружен в 2003 году к 1100-летию Пскова. С именем великой княгини Ольги, которая в Пскове почитается как его основательница, связано первое упоминание города в летописи в 903 году. В силу обстоятельств вставшая во главе огромного, еще формирующегося государства, княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. Именно Ольге выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, – она первой из династии Рюриковичей приняла христианство. Впоследствии великая княгиня была причислена Русской Православной Церковью к лику святых как равноапостольная.

Монумент характеризуется лаконичностью и сдержанностью. В пластическом решении образа святой скульптор выразил запечатленный в национальной памяти величественный образ женщины с несгибаемой волей и высоким чувством собственного достоинства, несокрушимым мужеством и подлинно государственным умом. Фигура решена строго и монументально. Сохраняя реальные черты, образ Ольги подчеркнуто условен – она стоит, в одной руке держа меч, а другой – опирается на щит. Фигура установлена на высоком гранитном постаменте с широким многоступенчатым основанием, что обеспечивает, с одной стороны, масштабную соразмерность монумента, а с другой – создает визуальную опору для тех нравственных ценностей, которые олицетворяет образ великой княгини.

Охватывая взглядом портретную галерею правителей России, созданную Зурабом Церетели, в смысловом аспекте напрашивается параллель с памятником «Тысячелетие России» М.О.Микешина в Великом Новгороде. Монумент Микешина был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России» за прошедшее тысячелетие. В нашем случае скульптор ограничился образами правителей страны, продемонстрировав свое желание познакомить современников с теми, чьи деяния и судьбы в разные исторические эпохи не всегда оценивались объективно, порой замалчивались или искажались, но вершили судьбы родины.

2. Образы святых - повествование об утраченных нравственных ценностях

Вопрос сохранения нравственных ценностей – один из тех, которые сегодня волнуют многих. В свое время Михаил Аникушин, размышляя о творчестве скульптора, отмечал: «Есть вечные человеческие ценности, есть благородные традиции – надо напоминать о них людям неустанно. Только так искусство воспитает гражданственность и высокую духовность» . Подобный подход к творчеству характерен и для Зураба Церетели. Словно вторя эстетике классицизма, мастер создает произведения, проникнутые высоким нравственным идеалом, совершенствующим человека, воспитывающим в нем гражданские добродетели, преданность родине. Ведь в конечном счете главная задача художника – увидеть то, чего не смогли увидеть другие, и рассказать об этом так, чтобы и другие на это обратили внимание.

С этой точки зрения, интересны два монумента работы Зураба Церетели, установленные в поселке Борисоглебск Ярославской области. Речь идет о памятниках двум инокам Борисоглебского монастыря – святому Александру Пересвету и святому преподобному Иринарху Затворнику. Первый памятник, установленный в 2005 году, был создан скульптором в честь 625-летия Куликовской битвы. Александр Пересвет – легендарный монах-воин, получивший благословение самого Преподобного Сергия Радонежского на участие в Куликовской битве вместе с воинами Димитрия Донского и павший в единоборстве с татарским богатырём Челубеем. Русская Православная Церковь причислила инока Пересвета к лику святых. Второй памятник, установленный годом позже, в 2006-м, посвящен Иринарху Затворнику – монаху Борисоглебского монастыря, благословившего гражданина К.Минина и князя Д.Пожарского возглавить народное ополчение для освобождения Москвы в 1612 году. В Борисоглебске имя святого Иринарха почитается издавна. В возрасте 30 лет он принял иноческий постриг в Борисоглебской обители, здесь же впоследствии упокоились и мощи святого.

Эти два памятника вполне можно назвать парными. Как это не может показаться странным для творческого метода Зураба Церетели, в данном случае скульптуры объединяет схожесть пластического решения – фигуры святых в монашеском одеянии даны в полный рост, фронтально к зрителю. Александр Пересвет держит в одной руке копье, в другой – крест, словно передает благословение Преподобного Сергия Радонежского ныне живущим, за кого сам он сложил голову на поле брани. Святой Иринарх изображен с покрытой головой – отличительный элемент одеяния монаха-затворника, его правая рука приподнята для благословления. Каждый памятник имеет высоту 3,2 метра, включая гранитный постамент, на который он водружен. В пластической трактовке образов святых проявилось пристрастие автора к игре светотени, создаваемой глубокими складками одежды, что оживляет позы фигур, придавая им динамику. Но главное, что объединяет эти памятники, – это идея. Оба они посвящены двум важнейшим для сохранения Российской государственности событиям в отечественной истории – битве с татаро-монгольским войском Мамая в 1380 году на Куликовом поле и освобождению Москвы от польско-литовских захватчиков силами народного ополчения в 1612 году. «Очень хочу, чтобы люди полюбили свою историю» , – говорит Церетели. Во всяком случае, благодаря подобным памятникам мы хотя бы вспоминаем историю своей страны.

Сохранение исторической памяти – лишь одна сторона неустанной деятельности «безмолвного проповедника», по выражению митрополита Филарета (Дроздова). Второй, не менее важный, – это разговор со зрителем о вершинах человеческого духа через образы подвижников, чьи отличительные характеристики – высокие нравственные качества, гражданская доблесть, истинный, а не квасной патриотизм.

В современную эпоху отсутствия авторитетов, тех, кого принято называть «совестью нации», образы святых оказались чуть ли не единственными, не подверженными девальвации примерами для подражания. Поэтому в творчество Церетели естественно и логично вошли образы тех, кого издавна называли подвижниками. Два памятника одному из самых почитаемых святых на Руси – Святителю Николаю Чудотворцу работы скульптора установлены в итальянском городе Бари, 2003, и в поселке Хаапсала Выборгского района, 2002. Монумент святому князю Олегу Рязанскому сооружен в Рязани, 2007. Монументальные портреты двух патриархов – Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II и Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II в 2009 году украсили внутренний дворик Музея современного искусства РАХ на Гоголевском бульваре.

О памятниках равноапостольной Нине , Георгию Победоносцу и великой княгине Ольге говорилось выше. Летом 2013 года в греческом городе Верия, в котором проповедовал апостол Павел, был открыт монумент святому. Скульптура, представляющая фигуру апостола , истонченного трудами и постами, с босыми ногами, но со взором убежденного праведника, прижимающего обеими руками к груди Священное писание, не оставляет равнодушным. Контраст между вдохновенным лицом человека, уверенного в благодатной силе проповедуемого им учения, и тщедушным босоногим телом, облаченным в свободный хитон, создает эмоциональное напряжение, заставляющее зрителя остановиться. Нарочитая простота в трактовке образа одного из величайших миссионеров христианства лишь приближает к нему зрителя. Внимание приковывает Вечная Книга, прижатая к груди. В образах святых скульптор видит примеры духовного величия и, ощущая запрос времени, повествует о них зрителю. При этом воображение автора, знание, насколько это возможно, историй жизни святых позволили ему создать иллюзию близкого знакомства с изображаемыми героями.

Как пишет М.А.Чегодаева, «особое внимание стоит обратить на то, что собственно религиозные работы Церетели ни стилистически, ни пластически не отличаются от его “светских” произведений, составляют с ними единое художественное целое».

Одна из недавних работ скульптора, в которой он обращается к образу святых, – памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II , открытие которого состоялось в Париже в октябре 2014 года. Наш современник, многократно прославленный своими делами добра и благотворительности, своей невероятной скромностью, миротворческими инициативами, Папа Иоанн Павел II был причислен католической Церковью к лику святых. Как бы это ни показалось странным, но автором первого памятника Папе Иоанну Павлу II во Франции стал не католик, а православный: монумент работы Церетели был открыт в городе Плоэрмель в 2006 году.

«После открытия памятника в Плоэрмеле, – рассказывает скульптор, – представители Польской католической Церкви во Франции обратились ко мне с просьбой создать памятник Иоанну Павлу II для установки в Париже. Статуя Иоанна Павла II установлена во дворике Собора Парижской Богоматери. Фигура возвышается на гранитном основании, общая высота монумента составляет 3,2 метра. В этом священном для французов месте никогда не было установлено ни одного памятника. Это большая честь для меня. Памятник передан в дар от российского народа, о чем сообщает надпись на основании монумента».

Понятия нравственности, долга, достоинства занимают особое, почетное место в системе мировоззрения Зураба Церетели. И эта черта – одна из тех, которые позволяют говорить не только об историзме мышления художника, но о монументальном историзме. Рассматривая жизнь человека с позиции вечности, мастер четко выделяет самое важное и значимое для его благополучного существования на земле – сохранение духовности, приверженность многовековым нравственным ценностям. Поэтому в стремлении сделать собственные размышления более понятными для зрителя скульптор в своем творчестве выходит из портретного образа в символический. В данном случае пластической метафорой обозначенной темы является памятник «Русская Правда» , установленный в 2001 году в городе Когалым Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптурную композицию образует столп из увражей. На корешке каждого четко выгравировано название: «Великие Четьи-Минеи», «Житие Преподобного Сергия Радонежского» и «Житие Александра Невского», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Хронограф», «Сказание о битве новгородцев с суздальцами», Никоновская и Троицкая летописи, «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Слово о полку Игореве»… В свое время каждая из этих книг олицетворяла веху в русской истории, но сегодня лишь узкий круг специалистов знаком с большинством из них. И хотя эти труды посвящены историческим событиям, по мнению З.К. Церетели, они служат не только источником информации о происходившем столетия назад. С течением времени они трансформировались в рукописный свод нравственных постулатов, которые помогали русскому народу сохранять государственную независимость, строить великую державу.

Создав метафорический образ вечных категорий, мастер призывает современников учиться на примере великих предков, включая в их число мудрых правителей, собиравших Россию по крупицам – удельным княжествам и потом стоявших не на жизнь, а на смерть за ее единство; героев, положивших свои жизни на Куликовом поле против полчищ Мамая; храбрых и мужественных новгородцев, не раз отбивавших атаки суздальцев, стремившихся подчинить себе независимый Великий Новгород. В число образцов высокой нравственности и духовности страны художник включает всех святых, жития которых из века в век передают «Четьи-Минеи», и в первую очередь – наиболее почитаемых в народе Сергия Радонежского и Александра Невского. Повторим: отсутствие идеала высоконравственного современника, способного объединить своих сограждан, – серьезная проблема для России сегодня. Художник это чувствует наиболее остро.


В поисках метафорических образов вечных ценностей и высоконравственных принципов Зураб Церетели продолжает обращаться к прошлому и создает еще одну монументальную композицию, посвященную верности, долгу, любви. Иначе говоря, важнейшим ценностным ориентирам человека во все времена, но представляющим серьезный дефицит сегодня. Речь идет о скульптурном произведении «Жены декабристов . Врата судьбы » (2008, Музей современного искусства РАХ). Дюжина женских фигур, некоторые с детьми, стоят перед наглухо запертой массивной дверью с крошечным зарешеченным оконцем. Героиня в центре композиции, находящаяся ближе остальных к заветной двери, держит в руках икону Богоматери с младенцем. На лицах изящных молодых женщин в красивых платьях – смирение, обрученное с решимостью не оставлять возлюбленных мужей чего бы им это ни стоило, несмотря на условия жизни каторжников, суровый климат и т.п. Это памятник женской жертвенности, решимости круто изменить свою судьбу ради тех, кого любишь. Пока «врата судьбы» не распахнулись, у героинь есть возможность передумать, вернуться из далекой и холодной Сибири в привычный Петербург, но, похоже, малодушных среди них нет.

3. Галерея «Мои современники» - пластическая симфония о высоте и силе человеческого духа

Для Зураба Церетели существуют ориентиры и в сегодняшней жизни, представленные им в виде образов, знаковых для своего времени, представителей искусства – писателей и поэтов, музыкантов, танцовщиков и певцов, актеров и режиссеров, художников... Скульптурный цикл с традиционным названием «Мои современники» был начат в 2000 году и продолжает пополняться сегодня, насчитывая в настоящее время почти полусотни скульптур в бронзе. Часть из них представляет собой крупные горельефы, часть – полномасштабную портретную скульптуру, в том числе композиции с включением монументальных деталей, выполненных в технике эмали. Паоло Трубецкой, создатель одного из сильнейших по эмоциональному воздействию в русском искусстве памятника императору Александру III в Петербурге, говорил: «Без портретности не может быть памятника, а без символа – произведения искусства». Этому утверждению вторит портретная галерея «Мои современники» в трактовке Зураба Церетели.

М.А.Бурганова пишет в своей монографии о монументальной скульптуре России XX века: «В 1970-1980 годы и в станковой, и в монументальной скульптуре одним из ведущих жанров становится портрет творческой личности. Жизнь писателя, поэта, художника, музыканта осмысляется как явление сомасштабное истории и даже как факт самой истории». В 1990-2000 годы эта тенденция не только продолжается, но и усиливается, что обусловлено снятием запретов на имена многих деятелей искусства, не лояльных к советской власти, и привлечением к ним повышенного внимания общества. Зураб Церетели не остался в стороне, начав создавать пластический цикл «Мои современники». Несколько слов о том, кто входит в круг портретируемых. Открывают цикл горельефные портреты поэтов и писателей Серебряного века – А.Ахматовой, М.Цветаевой, А.Блока, О.Мандельштама, И.Бунина...

Уже этот факт говорит о том, что концепция скульптора с самого начала предполагала создание портретной галереи знаменитых деятелей искусства не только из образов личных знакомых и живущих непосредственно в одно время с автором, но гораздо шире – галереи фигур, символизирующих русскую культуру XX столетия. Ту сферу, которой Россия, быть может, внесла наибольший вклад в общемировую кладовую цивилизации. С ее представителями, жившими и творившими на протяжении одного столетия русской истории, скульптор связывает свои глубокие размышления о судьбах современной России, о живой перекличке столь разных времен в пределах одного XX века, о нравственных проблемах, в частности о проблеме долга личности перед своей страной. М.Аникушин не сомневался, повторяя вслед за В.Мухиной: «По современным произведениям в будущем станут судить о нашей эпохе, и мы не имеем права забывать об этом». Церетели, сам – представитель эпохи, не мог допустить, чтобы безжалостное время стерло в памяти стремительно меняющегося мира имена выдающихся личностей, его современников по XX веку. Сам скульптор признается: «Стараюсь как можно больше расширить серию “Мои современники”, сохранив впечатление о тех, кого знал лично. Образ великого человека, его внутреннее состояние для художника очень важен…»

Свойственное творчеству мастера синтезирующее начало ярко проявилось в построении горельефных образов. Здесь скульптор соединяет портретное изображение модели с символом, использует атрибуты, связанные с ее профессиональной деятельностью, активно задействует пластические возможности фона горельефа, вплоть до изменения фактуры его поверхности, что тоже превращает этот фон в символ. Часто этот прием автор сочетает с элементами летризма (что характерно и для его памятников в городской среде) и включает фрагменты конкретных литературных произведений, иногда – высказываний героев в фон горельефа. Эти тексты играют большую роль в восприятии образа, мгновенно напоминая зрителю о творчестве и даже судьбе модели. Категория судьбы в контексте рассмотрения персонажей, выбранных скульптором, чрезвычайно важна. Это относится и к представителям Серебряного века, и к непосредственным современникам автора – А.Вознесенскому, Р.Нуриеву , М.Плисецкой, Е.Светланову… Этим людям с мировой известностью и славой довелось немало претерпеть за право найти, отстоять и сохранить свою индивидуальность как художника и как личности. На наш взгляд, прежде всего об этом – о верности своему таланту вопреки обстоятельствам – и ведет речь Зураб Церетели, о духовной стойкости и нравственном мужестве гениальных людей.

Одновременно каждый портрет цикла воспринимается и как обобщение отличительных особенностей, нравственного и общественного содержания времени, которому принадлежит герой. Скульптор пробуждает историческую память зрителя, заставляя задуматься о причине выбора того или иного персонажа для своего произведения, хотя со многими из них он просто дружил или дружит. Ведь истории жизни и творчества героев Церетели, а значит, и их портреты, содержат реальный урок для современности. Скульптор обращается к таким представителям XX века, чей жизненный опыт может многое сказать человеку сегодня, отвечая на его сокровенные вопросы и духовные поиски. В то же время цикл «Мои современники» вполне можно рассматривать и как исповедь автора – откровенный рассказ о том, как мастер представляет себе судьбу художника, что думает о его способности к самопожертвованию во имя таланта, об умении сохранить преданность своему призванию, не утратив своего творческого «я». Общее ощущение от всех работ цикла можно описать одним словом – вдохновение. Именно вдохновение исходит от задумчиво-грустного С.Есенина, мудрого Е.Светланова, снисходительного Ю.Любимова, артистично-спокойного А.Вознесенского, ироничного О.Табакова, взволнованного А.Блока… Так что цикл «Мои современники» прочитывается зрителем пластической поэмой Церетели о вдохновении, одновременно вызывая гордость за принадлежность к нации, подарившей миру созвездие знаменитостей, обогативших мировую культуру в самых разных областях.

Церетели сам принадлежит к звездному поколению творческих людей, вышедших на отечественную сцену искусства в 1960 годах, поэтому и включает в серию «Мои современники» свой барельефный автопортрет. Благодаря этому работы, вошедшие в серию, слагаются не только из исторического знания скульптора, но и из причастности к эпохе, прежде всего к ее культуре и искусству. Расширяя круг изображенных до представителей русской культуры начала XX столетия, Зураб Церетели провозглашает преемственность русского искусства на протяжении всего прошедшего века вплоть до нынешнего, объявляя, в том числе, и себя преемником этого величайшего культурного наследия. Перед зрителем встает образ эпохи, характеризующийся достоверностью, исторической точностью. Хочется особо отметить, что скульптор обратился к образам представителей всех видов искусства – изобразительного, музыкального, литературы, архитектуры, театра и кино…, что многое говорит об интересах автора, о питательных истоках его творчества.

Стоит подчеркнуть, что скульптурная поэма «Мои современники» – портретная, многие из моделей, по словам автора, ему позировали, например, Вознесенский, Башмет, Дементьев , Спиваков, Айтматов, Волчек… С кого-то, прежде чем приступить к лепке, скульптор делал наброски во время выступлений, как, например, с Ростроповича, Солженицына… и тогда эти сеансы не являлись в привычном смысле слова сеансами. Так, помимо концертных выступлений М.Ростроповича Зураб Церетели делал с музыканта наброски и во время заседаний ЮНЕСКО, на которых присутствовали и модель и художник в ранге послов Доброй воли этой организации. На выручку приходила и прекрасная зрительная память: скульптор до сих пор с благодарностью вспоминает Иосифа Шарлеманя – одного из своих учителей в Академии художеств в Тбилиси, учившего студентов рисовать по памяти. Конечно, приходилось пользоваться и иконографическими материалами.

На вопрос, чьи портреты было создавать труднее всего, художник отвечает: «Трудно было почти все портреты создавать. Я хотел передать внутреннее состояние этих людей – не люблю перерисовывать. Я создаю портреты тех, чье творчество мне созвучно и кого я люблю. Например, мои близкие друзья – Вознесенский, Евтушенко, Айтматов, Дементьев… Свое отношение к ним я могу выразить только через искусство, поэтому создал их образы».

В каждом скульптурном портрете зритель видит, прежде всего, портретное сходство с портретируемым. Помимо этого автор обязательно включает в образ отдельные детали, характерные только для конкретной модели, которые делают портрет ярче и глубже. Одновременно скульптор оставляет пространство для участия зрителя в восприятии образа. Диалог этот всегда различен – в зависимости от степени «подкованности» зрителя, но он обязательно присутствует. М.А.Чегодаева обращает внимание на особенности реализма скульптур Зураба Церетели: «Совсем как живые, они лишены каких-либо следов натурализма – их нет ни в скульптурном образе апостола Павла, ни в памятниках Папе и Патриарху, как нет в скульптурных портретах артистов, писателей, политических деятелей. Их “натуральность” – это своего рода “сверхреализм”, то, что в 1920-е годы Таиров, Волошин, Замятин называли “неореализмом”, “мистическим”, “фантастическим” реализмом. Герои Зураба Церетели, и ныне живущие, и ушедшие – кто совсем недавно, кто столетия назад, пребывают в некоем непреходящем временном пространстве; они бессмертны, воскрешены силой искусства».

Говоря о пластических средствах создания образа в портретном цикле, любопытно отметить следующую деталь. Одним из элементов горельефа порой выступает образ родного города скульптора – Тбилиси. Так, этот прием используется в горельефах, посвященных поэтам конца XX столетия – Б.Ахмадулиной и Б.Окуджаве . В первом случае для поэта, не раз воспевшего красоту Тбилиси, пьедестал образует колонна, почти погруженная в рельеф, составленный из громоздящихся друг на друга типичных грузинских домиков. Во втором – череда домишек словно лавиной спускается по крутому горному хребту, окружая поэта, который родился в Тбилиси. Этот прием, используемый скульптором, отражает давнюю тесную связь литературных кругов Грузии и России. Вспоминая Тбилиси 1920 годов (тогда – Тифлис), Л. Гудиашвили писал: «Тбилиси – город с большими поэтическими традициями. Правда, поэтические кафе утратили во многом свой прежний колорит, но все же жизнь здесь шла интересная, напряженная. Продолжались диспуты, вечера, встречи, в которых принимали участие и грузинские, и русские писатели. Ведь многие русские поэты получили в Тбилиси свое первое крещение и теперь их, словно магнитом, тянуло сюда» .

Имена С.Есенина, В.Маяковского, О.Мандельштама , К.Бальмонта, Б.Пастернака, Н.Заболоцкого, Н.Тихонова и других русских поэтов оказались навечно связанными с Тбилиси, с Грузией, в которой они обретали новые источники вдохновения, а последующее поколение литераторов сохранило эту традицию. И Зураб Церетели, многократно в своем искусстве прославлявший любимый город, не мог не обратиться к его образу даже в портретном цикле, когда это уместно. Подобное пластическое разнообразие, несомненно, расширяет возможности представления портретируемого и активизирует историческую память зрителя.

Некоторые горельефы, о которых говорилось выше, послужили основой для рождения портретных статуй цикла «Мои современники». Так, образы В.Высоцкого, И.Бродского, Р.Нуриева, М.Цветаевой были созданы сначала в горельефе, а потом переработаны в увеличенном масштабе, превратившись в полном смысле слова в монументальные скульптуры, которые зритель имеет возможность обойти и рассмотреть со всех сторон. Некоторые из них установлены в реальной среде: памятник М.Цветаевой ныне украшает эспланаду французского городка Сен-Жиль-Круа-де-Ви (2012), памятник В.Высоцкому сооружен в городе Покачи Ханты-Мансийского автономного округа (2012). Другие статуи, входящие в цикл, были созданы как самостоятельные произведения. Это статуи М.Ростроповича, О.Табакова, Н.Михалкова, В.Гергиева, А.Солженицына.

Как уже отмечалось, скульптор широко использует в портретной галерее атрибуты и символы, усиливающие психологическую характеристику портретируемого и отсылающие зрителя то к творчеству модели, то к ее судьбе. По мнению А.Золотова, это связано с особенностями восприятия модели художником: «Присущая работам Зураба Церетели и ему самому как художнику поэзия восприятия реальности и устремляет к символу избранный объект изображения и может “вывести” его из сферы художественного любования в иную сферу – психологически убеждающего “распознания” человеческой сущности героя».

Много писали, например, о памятнике В.Высоцкому: поэт с гитарой, с которой он никогда не расставался в жизни, из-за спины которого «выглядывают» образы златоглавых храмов и коней из наиболее популярных песен артиста. Или о памятнике И.Бродскому, половину фигуры которого скульптор представил в одежде зэка, а вторую – в одежде Нобелевского лауреата. Чего стоит горельеф, посвященный Владимиру Спивакову, который предстает с «бабочкой» на обнаженном торсе с мускулистыми руками и невероятно вдохновленным лицом, и само произведение воспринимается как гимн «каторжному» труду музыканта! Автор отзывается о портрете В.Спивакова следующим образом: «Это уникальный музыкант. Он же занимается спортом! Народ должен об этом знать. Поэтому я сделал его портрет с обнаженным торсом, но с “бабочкой” как знаком принадлежности к артистическому миру». Подобные ёмкие детали-характеристики говорят невообразимо много каждому, кто знаком с историей жизни этих выдающихся личностей.
Памятник А.Солженицыну – особенный, не похожий на других. В нем нет атрибутов, связанных с его деятельностью как писателя, или правозащитника, или историка. В нем отсутствуют метафоры и аллегории, наталкивающие зрителя на некие параллели и ассоциации с жизнью и творчеством этого уникального человека. Этот памятник сам является символом – символом вечной боли за родную страну. Именно так, на наш взгляд, Зураб Церетели понял и средствами пластики передал жизнь Александра Исаевича, подняв образ реальной личности до значения символа.

В конце своей «Автобиографии», изложенной по просьбе Нобелевского Комитета в 1970 году, А.Солженицын написал: «Даже событий, уже происшедших с нами, мы почти никогда не можем оценить и осознать тотчас, по их следу, тем более непредсказуем и удивителен оказывается для нас ход событий грядущих». Эти слова, прежде всего, относятся к самому Александру Солженицыну, к тому, что означает для нашей страны его явление в русской философии, истории, литературе, нравственности, да и просто к его явлению как мужественного и цельного человека. В скульптурном портрете работы Зураба Церетели А.Солженицын изображен в погребальном саване. Его земная жизнь висела на волоске от смерти слишком много раз, он неоднократно становился жертвой разных обстоятельств, в том числе самой Истории. Длинная рубаха с глухим воротом, ниспадающая с плеч, создает образ величайшего смирения, сосредоточенности и тишины при колоссальной внутренней напряженности – жизни духа, будто «материя и тело не напоминали о себе». Большую роль в портрете играют руки. Как говорит скульптор, «я очень старался поймать его характер – как он руками разговаривал. У каждого человека искусства есть какая-то особенная деталь… присущая лишь ему одному».
Почти соединенные, но так и не сомкнувшиеся пальцы рук А.Солженицына усугубляют ощущение напряженной внутренней работы, глубокая морщина на лбу – знак непреходящей боли за родину.

«Это фигура Художника – художника-проповедника, художника-мыслителя, художника духовного склада» . Ощущение, что этот великий человек продолжает болеть за судьбу страны даже за чертой жизни и смерти… Статуя наполнена глубочайшим внутренним содержанием, в ней отчетливо просматривается эмоциональный подход скульптора к судьбе модели.
В стремлении создать наиболее развернутый портрет героя – не только его внутренней сущности, жизни его души, но и характеризующий его творческую деятельность, особенно когда речь идет о собратьях по профессиональному цеху, скульптор свободно экспериментирует в области новейших техник и технологий, насыщая новыми элементами синтезирующий метод своего творчества. Хорошо известен интерес мастера к технике эмали, в которой Церетели работает с конца 1970 годов, и поиски в области которой развивает по следующим направлениям: увеличение числа цветовых тональностей, соединение ювелирного искусства эмали с монументальной формой, переход от плоскостности к объемно-пространственным структурам и выход эмальерного произведения в реальную среду.

Символично, что впервые скульптор включил монументальные картины в технике перегородчатой эмали в состав скульптурных композиций, посвященных авангардистам XX века – Казимиру Малевичу (2013) и Василию Кандинскому (2013). В обоих из них в технике эмали исполнены фрагменты знаковых работ этих легендарных художников. Присутствие эмалевых монументальных частей в составе композиции из бронзы подчеркивает художественную индивидуальность автора, широту его творческих устремлений. По сути, мастер соединил портретное изображение и декоративное начало, которое в монументальной пластике имеет большое значение, одновременно превратив эти произведения в символы вследствие заключенной в них обобщающей силы.

Подводя итог рассмотрению трех обширных пластических циклов Зураба Церетели – истории Российской государственности, образов святых и галереи «Мои современники», можно утверждать, что в истоках их создания лежит отклик скульптора на запросы современного общества. В них отразилась атмосфера нынешнего переломного времени в стране, которое характеризуется огромным интересом людей к своему историческому прошлому, повышенным вниманием к традициям, в силу известных причин прерванным на десятилетия, морально-нравственным кризисом, отсутствием авторитетов среди современников, способных объединить разобщенных и разочарованных людей. В своих «Заметках об искусстве» один из ярчайших скульпторов своего времени Иван Шадр писал, что «самое важное для художника – отразить духовную сущность эпохи».

Годы спустя в продолжение этой мысли скульптор Михаил Аникушин подчеркивал: «Искусство всегда требует переживания, осмысления; поверхностная злободневность не дает подлинного образа сегодняшнего дня. Изобразительное искусство – “фотофиксаж”, оно сродни философии, его область – не беглые поделки, но реалистическая картина, образ Времени» . Зураб Церетели смог четко уловить настроение современности на рубеже двух веков и, согласно своему мировоззрению, предоставил ответы на вопросы, волнующие общество, создав пластический образ своей эпохи.