12 июня 1990 г. I съезд народных Депутатов принял Декларацию о Государственном суверенитете РФ. К этому времени другие союзные республики уже провозгласили свою независимость (Литва, Латвия, Эстония и др.). Россия не могла оставаться с стороне от этого процесса. При своей политической и экономической значимости для страны Россия была той республикой, которую командно-бюрократическая система истощила особенно сильно.
Провозглашение суверенитета России было вызвано и экономическими причинами. К этому времени выявилась неспособность центра вывести страну из кризиса. Руководство России стремилось в кратчайшие сроки перейти к рынку. С осени 1990 г. параллельно разрабатываются две экономические программы - правительственная (Н.И. Рыжков) и программа "500 дней" (С. Шаталин - Г. Явлинский), за которой стояло Российское руководство. Правительственную характеризовала постепенность введения рыночных методов, их регулируемость государством. Программа "500 дней" была рассчитана на максимальное ускорение рыночных процессов.
Переход России к рынку (октябрь 1991 г.) резко обострил противостояние центра и республик, "война законов" переросла в новую стадию. Вступило в высшую фазу и соперничество союзного и российского лидеров - Горбачева и Ельцина. В основе его лежала борьба за власть. В июне 1991 года первым Президентом России был избран Б.Н. Ельцин.
Августовский путч 1991 года (ГКЧП) ускорил распад СССР. 8 декабря 1991 г. в беловежской Пуще под Брестом руководители Белоруссии (С. Шушкевич), РФ (Б.Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук), подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Позже на встрече в Алма-Ате к Содружеству присоединились еще 8 республик. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев в связи с прекращением существования СССР сложил свои полномочия. Россия вступила на путь самостоятельного существования.
России предстояло решать вопросы государственного устройства, социально-экономического и духовного возрождения.
У государственной власти и демократических сил не оказалось конкретной программы политических преобразований. Поэтому основой российской государственности стал союз нового руководства и старой партийно-хозяйственной номенклатуры.
Перед многонациональным Российским государством стояла задача укрепления его целостности. Все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Некоторые из них (Татарстан, Башкортостан, Якутия) пытались взять курс на постепенный выход из состава РФ. Местные правящие элиты стремились вырваться из подчинения центру. Это могло привести к распаду страны и междоусобицам. Ряд народов Северного Кавказа провозгласили суверенитет и выступили с территориальными претензиями к России.
В этих условиях политика центра не была последовательной. Не были разоружены формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной республики.
В целях сохранения единства России в марте 1992 г. большинством субъектов Федерации был подписан Федеральный договор о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации.
Дальнейшее становление российской государственности связано с разработкой собственной Конституции. Однако парламентская оппозиция во главе с Р.И. Хасбулатовым всячески препятствовала этому.
Камнем преткновения являлся выбор формы государственности: президентская или парламентская республика. Противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти было обусловлено также разным видением стратегии экономических реформ. Все это привело к тому, что Президент своим Указом № 1400 от 21 сентября 1933 г. "О поэтапной конституционной реформе в России" объявил о роспуске Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета и проведении 12 декабря 1993 г. референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное федеральное собрание. Развязкой кризиса стали трагические события 3-4 октября в Москве. По приказу Б.Н. Ельцина был расстрелян Белый дом, где находился Верховный Совет. Несколько сот человек погибли и получили ранения.
Результаты референдума 12 декабря 1993 г. позволили принять Основной Закон страны. Россия объявлялась демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Президент по Конституции наделен широкими полномочиями. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, является Верховным Главнокомандующим, назначает федеральных министров. Президенту предоставлено право распускать Государственную Думу в случае трехкратного отклонения Думой кандидатуры премьер-министра.
РСФСР являлась крупнейшей союзной республикой СССР и занимала свыше 3/4 территории страны, в ней проживало более половины ее населения. Как и другие союзные республики, РСФСР имела свою Конституцию (последняя Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г.), свои органы государственной власти и управления - Верховный Совет РСФСР, Президиум Верховного Совета РСФСР, Совет Министров РСФСР, министерства и ведомства. В то же время государственность РСФСР была в значительной степени номинальной. В отличие от других республик ее государственные структуры не дополняли пирамиду власти и являлись часто лишним звеном, без которого легко можно было обойтись, поэтому в РСФСР не создавались многие органы, имевшиеся в других союзных республиках.
Политические процессы поздней перестройки, децентрализация государственного управления непосредственно затронули РСФСР. Весной 1990 г. в РСФСР были образованы новые органы государственной власти - Съезд народных депутатов РСФСР и постоянно действующий Верховный Совет РСФСР. 12 июня 1990 г. на I Съезде народных депутатов РСФСР большинством голосов была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Хотя выбор российских депутатов во многом был определен поведением других республик, принятие этого акта подтолкнуло и без того сильные сепаратистские тенденции в различных регионах СССР.
17 марта 1991 г. на республиканском референдуме большинство россиян высказались за введение в РСФСР поста президента. 12 июня 1991 г., в годовщину принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР, состоялись первые президентские выборы, которые принесли победу Б. Н. Ельцину.
После провала попытки государственного переворота в августе 1991 г. реальные рычаги государственной власти оказались в руках республик, в том числе и РСФСР. Учреждения, предприятия и организации переходили из общесоюзного в республиканское подчинение.
В декабре 1991 г., после окончательного распада СССР, РСФСР стала независимым государством и была признана мировым сообществом в качестве правопреемника СССР. В апреле 1992 г. было изменено официальное название республики. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика переименовывалась в Российскую Федерацию - Россию. Наименования «Российская Федерация» (РФ) и «Россия» признавались равнозначными.
Федеративный договор 1992 г. Руководство РФ, занятое борьбой с союзным центром, поощряло сепаратистские выступления некоторых лидеров российских автономий, справедливо полагая, что это ослабляет союзный центр. Но после декабря 1991 г. оно само оказалось перед серьезной проблемой сохранения государственного единства Российской Федерации. Возникла реальная угроза распада РФ.
Поиск оптимальной модели национально-государственного устройства РФ был сложным. Он велся в острых дискуссиях и спорах с сепаратистски настроенными политическими элитами автономных образований. Главным их итогом стало новое понимание принципа федерализма, которое вышло за сферу национальной политики, приобрело универсальный характер и было распространено на отношения между российским центром и регионами, не являвшимися национальными образованиями.
31 марта 1992 г. состоялось подписание Федеративного договора. Он дал статус субъектов Российской Федерации не только республикам в составе РФ (так стали именоваться бывшие автономные республики и автономные области, кроме Еврейской АО), автономной области и автономным округам, что считалось само собой разумеющимся, но и крупным административно-территориальным единицам - краям и областям, а также Москве и Санкт-Петербургу, получившим впоследствии название городов федерального значения.
Федеративный договор 1992 г. состоял из трех отдельных договоров:
Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти суверенных республик в составе РФ;
Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ;
Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе РФ.
Под Федеративным договором поставили подписи все национальные и территориальные образования, кроме Татарстана и Чечни. После урегулирования ряда вопросов в двустороннем договоре между РФ и Татарстаном последний присоединился к Федеративному договору (1994).
С заключением Федеративного договора удалось избежать повторения сценария с распадом государства, на этот раз России. Окончательно изменилась ее государственно-правовая природа как федерации. Во-первых, она стала «полной» федерацией, т.е. все ее национальные образования являются ее субъектами. Во-вторых, она превратилась в смешанную федерацию, сочетающую в своем устройстве как национальные, так и территориальные начала. Из 89 ее субъектов 32 строятся по национально-территориальному принципу, 57 - по национальному.
Государственный аппарат РФ в 1991 -1993 гг. Период с декабря 1991 по декабрь 1993 г. оказался одним из самых драматичных в истории становления новой российской государственности. Государственные структуры, появившиеся еще в эпоху существования СССР, медленно и сложно трансформировались во властные органы суверенного государства.
Высшим органом власти в РФ считался Съезд народных депутатов. Он состоял из 1068 депутатов, избиравшихся от территориальных округов (900), национально-государственных образований (84) и административно-территориальных единиц (84). К компетенции Съезда относилось определение внутренней и внешней политики, принятие и изменение Конституции, решение ряда других важных государственных вопросов. На Съезде избирался также Верховный Совет РФ. В целях более быстрого проведения экономических реформ Съезд народных депутатов осенью 1991 г. делегировал часть своих полномочий Президенту РФ.
Верховный Совет РФ являлся постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом. В каждой из двух его палат (Совет Республики и Совет Национальностей) заседали по 126 депутатов. Предполагалась ежегодная ротация части его членов.
Высшим должностным лицом, главой исполнительной власти являлся Президент РФ. Он избирался в паре с вице-президентом на пятилетний срок. Конституция устанавливала определенные требования к кандидатам на обе эти должности: они должны были быть не моложе 35 и не старше 65 лет. Одно и то же лицо не могло занимать должность президента более двух сроков подряд. Президент наделялся значительными полномочиями в сфере исполнительной власти, руководил деятельностью правительства.
Новым органом в государственной системе РФ стал Конституционной суд, осуществлявший судебную власть в форме конституционного судопроизводства.
С распадом СССР претерпела изменения исполнительно-распорядительная власть. Были упразднены общесоюзные и союзно-республиканские министерства и госкомитеты. Все центральные органы управления РФ стали подчиняться только Президенту или Правительству РФ. Ряд министерств и ведомств РФ в ходе этой реорганизации получили в свое распоряжение аппарат упраздненных союзных структур.
В местном управлении начался отход от принципа единства и полновластия Советов. Он выразился в том, что местная администрация, хотя и оставалась подотчетна Совету, переставала быть его исполнительным органом. Однако вплоть до конца 1993 г. процесс реорганизации местного самоуправления не был завершен.
Сосуществование старых и новых структур управления, разная степень их приспособления к новым условиям, сложность политической и экономической обстановки в стране, начавшийся передел государственной собственности, разногласия по вопросу принятия новой Конституции стали причиной кризиса 1993 г., вылившегося в вооруженное противостояние между сторонниками Съезда народных депутатов и Верховного Совета, с одной стороны, и сторонниками президента и правительства, с другой.
Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г. Работа над новым Основным законом началась еще летом 1990 г., когда I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете и образовал Конституционную комиссию. В нее вошли 102 депутата, возглавил комиссию Б. Н. Ельцин, являвшийся в то время Председателем Верховного Совета РСФСР.
К осени 1990 г. проект Конституции был опубликован. Учреждение поста Президента РФ, распад СССР и превращение Российской Федерации в самостоятельное государство, подписание Федеративного договора и другие изменения заставляли постоянно дорабатывать подготовленный Конституционной комиссией проект. Тем не менее до весны 1993 г. он оставался официальным проектом Конституции Российской Федерации. Параллельно с подготовкой новой Конституции вносились различные изменения и поправки в действовавшую Конституцию. В период с 1990 по 1993 г. было принято свыше 600 поправок.
В мае 1993 г. от имени Президента РФ был предложен альтернативный проект Основного закона, ставший отныне официальным проектом Конституции РФ. Он перераспределял властные полномочия в пользу президента. Антиельцинская оппозиция расценила его как «монархический» и «авторитарный». С целью поиска согласия в июне 1993 г. было созвано конституционное совещание. Его работа проходила в пяти группах, сформированных из представителей федеральных органов власти, органов власти субъектов, местного самоуправления, а также из представителей политических партий, профсоюзов, иных общественных организаций, религиозных конфессий и предпринимателей. Президентский проект пополнился рядом дополнений, взятых из проекта Конституционной комиссии. Хотя оба проекта имели немало общих положений, таких как приоритет прав человека, разделение властей, плюрализм форм собственности, принцип федерализма, достичь компромисса не удалось. Камнем преткновения оказалась дилемма: президентская или парламентская республика. Другой спорной проблемой оставалась проблема национально-государственного устройства РФ, лишь частично урегулированная Федеративным договором.
Не менее острые споры вызвал также вопрос о способах принятия Конституции. Обсуждалось несколько возможных вариантов: принятие Конституции Съездом народных депутатов (этот вариант не устраивал Президента, так как на Съезде была сконцентрирована оппозиция); новым составом парламента, специально созванным для этой цели Конституционным собранием, причем не исключалось наделение конституционного совещания полномочиями такого собрания; наконец, путем референдума.
Противостояние законодательной и исполнительной властей породило острейший конституционный кризис. Инициативу в его разрешении взял на себя Президент РФ, поправ при этом действующую Конституцию. 21 сентября 1993 г. Б.Н.Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в России». Согласно этому указу Съезд народных депутатов и Верховный Совет распускались. Одновременно объявлялись выборы в новый парламент и конституционный референдум.
После октября 1993 г. работа над текстом Конституции вступила в завершающую фазу. Проект был доработан конституционным совещанием с учетом поправок, предложенных субъектами РФ, общественными организациями, а также специалистами. Спорные вопросы, в том числе затрагивающие теорию конституционного права, передавались на рассмотрение Комиссии конституционного арбитража, образованной из высококвалифицированных юристов.
В ноябре 1993 г. проект Основного закона был опубликован. В референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 г., приняли участие 54,8 % граждан Российской Федерации, имеющих право голоса; 58,4 % из них проголосовали за новую Конституцию страны. Впервые в истории России Основной закон был принят народом, хотя приходится констатировать, что Конституция фактически была одобрена лишь третью населения страны. Принятие Конституции Российской Федерации завершило процесс оформления новой российской государственности.
Политическая система России в 1990-е гг. претерпела качественные изменения. В эволюции государственного строя Российской Федерации можно выделить два этапа: 1992- 1993 гг. - период сохранения советского типа законодательной (представительной) власти и ее борьбы с президентско-правительственными структурами и период, открытый Конституцией 1993 г., закрепившей политическое доминирование президентской власти, утверждение нового механизма разделения властей.
Государственный строй России в 1992-1993 гг. формировался на основе сосуществования, а затем и противостояния двух ветвей власти. Сохранялись Советы всех уровней. Этот период завершился неудавшейся попыткой силового отстранения Б. Н. Ельцина от власти в октябре 1993 г. и принятием новой Конституции Российской Федерации на всенародном референдуме 12 октября 1993 г. Одновременно состоялись выборы в новый парламент.
Согласно новой Конституции, Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Закреплялось федеративное устройство страны, основанное на государственной целостности, разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти центра и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов. В состав России вошли 89 равноправных субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов и 2 города федерального значения (Москва и Санкт- Петербург).
Государственная власть в РФ стала строиться на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Осуществляют государственную власть Президент, двухпалатное Федеральное Собрание (верхняя - Совет Федерации и нижняя - Государственная Дума), Правительство и суды РФ.
Новым явлением стало юридическое закрепление статуса Конституционного суда. В субъектах России государственную власть осуществляют президенты, губернаторы и местные представительные органы. В Конституции было признано идеологическое и политическое многообразие общественной жизни, закреплены многопартийность, права и свободы человека и гражданина, в том числе право частной собственности.
С конца 1993 г. началось становление новых органов власти, предусмотренных Конституцией и иными нормативными актами. Выборы в Государственную Думу проводились по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе. Выборы способствовали становлению в России многопартийности. Крупным шагом политического процесса стали всенародные выборы президента 1996 г., на которых вновь одержал победу Б. Н. Ельцин. Очередные выборы в Государственную Думу 1999 г. проходили уже в условиях сложившейся многопартийности и профессионализации парламентской деятельности. Победу на этих выборах одержал проправительственный блок «Единство», сформированный преимущественно из сторонников политики нового Председателя Правительства В. В. Путина.
После принятия Конституции 1993 г. произошло обновление государственного законодательства. Практически во всех отраслях права были приняты новые кодексы, принципиально отличавшиеся от кодексов советской эпохи. Среди них: Гражданской кодекс 1994-2001 гг., Уголовный кодекс 1996 г., Семейный кодекс 1995 г., Трудовой кодекс 2001 г. и др.
31 декабря 1999 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин объявил о добровольном досрочном уходе со своего поста. Согласно Конституции, исполняющим обязанности президента РФ стал В. В. Путин. На состоявшихся 26 марта 2000 г. выборах, в первом же туре, он был избран Президентом России.
2 Принятие новой конституции РФ. Декларируемые цели
3 Выборы в Государственную думу в 1993, 1995, 1999 годах. Президентские выборы в 1996, 2000 годах
4 Внешняя политика России в новой геополитической обстановке
Формирование новой Российской Государственности в 1990 – 2001 гг.
1 Распад СССР, экономические и политические последствия
Август-декабрь 1991 г.: хроника событий. Сразу же вслед за поражением путча практически во всех крупных городах прошли массовые манифестации, направленные против КПСС, что послужило удобным поводом для приостановки деятельности КПСС в стране. По указанию Президента РСФСР Б. Н. Ельцина были закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов, архивов и др. С 23 августа 1991 г. КПСС перестала существовать как правящая государственная структура. Но влияние партийных работников на экономическую и политическую жизнь не исчезло, так как активная их часть давно уже участвовала в новых сферах жизни России и других республик. Одновременно с прекращением деятельности КПСС по указу президента РСФСР был временно закрыт ряд газет, прежде всего «Правда», «Труд», «Советская Россия» и некоторые другие. Но вскоре в результате протестов общественности они были вновь открыты.
После победы демократической революции процессы, которые шли в экономической, политической, идеологической и других сферах жизни общества, резко ускорились.
В сентябре все союзные республики, которые еще не заявили о своем полном суверенитете и независимости, сделали эти заявления. Высшими органами власти в суверенных республиках стали республиканские Верховные Советы, реальная власть все больше стала концентрироваться в руках республиканских президентов. В России, например, в сентябре - ноябре все основные законодательные акты вводились не постановлениями парламента, а указами Президента.
После событий августа 1991 года значение Верховного Совета СССР и Съезда народных депутатов СССР сошло на нет. Очередной Съезд народных депутатов СССР, состоявшийся в конце августа - начале сентября 1991 г., был последним. Съезд заявил о самороспуске. Верховный Совет должен был быть собран в конце сентября в новом составе на основе фиксированного представительства от республик. Но каких-либо актов, имеющих законодательную силу, принято не было, поэтому, когда 21 октября собрался Верховный Совет СССР нового состава, он не имел никаких прав и полномочий. Высшим органом по согласованию между республиками стал Государственный Совет СССР, созданный в сентябре 1991 г. под руководством М. С. Горбачева.
В сентябре - ноябре 1991 г. были предприняты вялые попытки не допустить окончательного экономического и политического развала уже бывшего Советского Союза. Работа велась в двух направлениях: создание экономического союза и формирование новых политических отношений.
Первые предварительные переговоры состоялись лишь во второй половине ноября, в них участвовали президенты семи республик. В результате переговоров президенты пришли к заключению о необходимости создать новое государство на конфедеративной основе (т. е. с максимально возможными правами республик) и дать этому государству название Союз Суверенных Государств (ССГ).
Происходил процесс ужесточения и централизации власти. Президент РСФСР попытался распространить институт префектов на всю Россию, назначая на эти должности преданных себе людей, но данная политика вызывала резкое противодействие местных властей и успеха в 1991 г. не имела.
После провозглашения независимости обострились отношения между республиками по пограничным вопросам. Ряд народов Северного Кавказа, входящих в состав РСФСР, провозгласили независимость и суверенитет и выступили с политическими и территориальными претензиями как к РСФСР, так и к своим соседям. Наиболее ярко это проявилось в возникновении Чеченской республики, выделившейся из состава Чечено-Ингушской автономной Республики РСФСР. События в Чечне и ряде других районов Северного Кавказа, неутихающая война в Южной Осетии - все это поставило Кавказ к концу 1991 г. на грань всеобъемлющей гражданской войны.
Экономическое положение России и других государств бывшего СССР осенью - зимой 1991 г. стремительно ухудшалось. Резко возросли темпы инфляции, в октябре-ноябре они достигли 25-30 % в месяц, сокращалось промышленное и сельскохозяйственное производство. Все это при увеличении выпуска новых денег привело к тому, что к концу 1991 г. на полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни продуктов питания. Возникли проблемы в снабжении населения самым необходимым: хлебом, молоком, картофелем. Для многих категорий населения, особенно для пенсионеров, молодых людей, встала проблема выживания.
Во многом данная ситуация была вызвана действиями нового российского руководства, повторявшего ошибки бывшего союзного. Здесь сыграло свою роль и заявление Б. Н. Ельцина 28 октября о том, что с января 1992 г. цены практически на все товары будут отпущены, будет отменен контроль за ростом заработной платы, что в 1992 году планируется провести массовую приватизацию предприятий промышленности, транспорта, торговли, в сельском хозяйстве должен произойти переход к фермерскомухозяйству. Это заявление вызвало скачок инфляции,резкое падение курса рубля к доллару США, к окончательному исчезновению товаров и продуктов из магазинов.
Надежды на выход из кризиса возлагались на массированную помощь Запада. Получение западных кредитов приводило к тому, что быстро возрастал долг республик бывшего Советского Союза, который к концу 1991 года превысил, по отдельным оценкам, 70 млрд. долларов США и имел явную тенденцию к увеличению.
Политическая активность широких масс населения после попытки августовского путча и последующих выступлений против КПСС заметно пошла на убыль. Каких-либо крупных манифестаций и митингов не происходило. Невелико по сравнению с предыдущими годами было и число забастовок, так как значительная часть работников находилась под угрозой увольнения. Демократические партии переживали серьезный кризис: антибольшевистский пафос, который их объединял, исчез, и они остались перед лицом грядущего всеобъемлющего кризиса общества, из которого не видели выхода. К общим соглашениям лидеры политических партий и движений прийти не смогли, усилилась борьба за власть. Это происходило и на высшем республиканском уровне, и на местах как в России, так и в бывших союзных республиках.
Причины распада СССР . С сентября 1991 г. прежнего Советского Союза уже не существовало. Латвия, Литва и Эстония стали полностью независимыми государствами, их официально признали Россия и некоторые другие страны. Грузия, Армения, Украина и Молдова также стремились проводить полностью независимый курс.
В отличие от Западной Европы, где нарастали интеграционные процессы, восточноевропейские государства оказались подвержены влиянию центробежных сил. Крушение коммунистической системы вызвало взрыв сепаратистских тенденций в агонизировавшем Советском Союзе. Повторилась, только в еще более ярко выраженном варианте, ситуация 1917 года, когда крах центральных политических институтов, властных структур, господствовавшей идеологии привел к возникновению новых центров власти, формировавшихся на окраинах империи на националистической основе. В 1991 г. для распада коммунистической «империи» оказались гораздо более благоприятные условия, объективно подготовленные самими большевиками еще при создании СССР: в советской идеологии была заложена идея о праве наций на самоопределение вплоть до отделения; государственное устройство основывалось на формально добровольном, но зафиксированном в Конституции договорном объединении «союзных» государств, созданных на базе крупных наций; территориально-государственное размежевание, хотя проводилось волевыми решениями и не следовало строго национальному принципу, но имело в своей основе именно его; республиканские органы управления, мало отличавшиеся по своим реальным полномочиям от органов управления крупными областями РСФСР, имели тем не менее все атрибуты государственных органов власти, включая выборные органы - Советы, исполнительную власть в лице министерских структур и т. д. С крушением КПСС, запретом ее структур, бывших в СССР реальными носителями государственной власти, которым подчинялись все остальные институты государства, исчез политический центр, объединявший властные структуры СССР. Съезд народных депутатов СССР, формировавшийся преимущественно на базе того же номенклатурно-партийного механизма, не мог выполнить той цементирующей роли для Советского Союза, которую выполняла Коммунистическая партия: в отличие от нее съезд был лишь надстройкой, у которой не было рычагов власти на местах. Не мог выполнить этой роли и президент СССР, избранный все тем же съездом. К тому же оба властных института оказались полностью дискредитированными как ходом перестройки и бесконечными провалами во всех сферах жизни, так и конкретной политической ситуацией, связанной с путчем ГКЧП, продемонстрировав свою беспомощность либо сочувствие путчистам. Мина замедленного - на десятилетия - действия, заложенная под российскую государственность при создании СССР, должна была взорваться. И она взорвалась, как только исчез скрепляющий каркас - безраздельная власть коммунистической идеологии с ее «пролетарским», «советским интернационализмом», - и несущая конструкция этой идеологии - властные структуры в лице Коммунистической партии. Вакуум, образовавшийся с ослаблением влияния коммунистических идей в последние годы перестройки, был уже существенно заполнен националистическими идеями, облекавшимися сначала в форму экономического суверенитета и перераставшими в лозунги государственной независимости.
После распада СССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. Некоторые бывшие союзные учреждения и ведомства передавались в распоряжение российских управленческих структур. Резиденцией президента страны стал Московский Кремль.
21 апреля 1992 г. было изменено официальное название российского государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию - Россию (при равнозначности обоих названий).
С прекращением существования СССР не изменился характер взаимоотношений между президентом, с одной стороны, Верховным Советом и Съездом народных депутатов - с другой. Отсутствие четкого разграничения полномочий между ними вызывало острое противостояние двух ветвей государственной власти - законодательной и исполнительной. Взаимоотношения между ними особенно обострились в период разработки конституционного проекта Российского государства. Среди парламентариев усилились антипрезидентские настроения. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу».
Оппозиционные настроения парламентариев находили поддержку у значительной части населения. У многих россиян вызывало недовольство продолжение курса на развитие рыночной экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров стал В.С. Черномырдин, ранее находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента.
В апреле 1993 г. по инициативе Съезда народных депутатов был проведен референдум о доверии президенту, о досрочных выборах президента и народных депутатов. Из 69 млн. человек, участвовавших в выборах, свыше половины поддержали президента и проводимую им социально-экономическую политику (соответственно 58,7% и 53%). За досрочные выборы депутатов проголосовали 67,6% избирателей. Итоги референдума, означавшие победу президентских сил, углубили политический кризис.
Противостояние ветвей власти усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако парламентарии, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявили об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент - А.В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.
В ответ на антиконституционный президентский акт силами оппозиции в Москве были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телевизионного центра. Стремление изменить курс социально-экономических реформ объединило несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город были введены войска. В ходе событий несколько его участников погибли либо получили ранения.
С установлением единовластия президента начался слом, действовавший до тех пор системы Советов. В октябре 1993 г. были приняты указы о реформе представительных органов власти и местного самоуправления. В соответствии с ними прекращалась деятельность Советов всех ступеней. Их обязанности передавались в руки местной администрации и выборных дум.