Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Урок по истории.11-й класс. "Русская культура конца XIX - начала XX века"

Урок по истории.11-й класс. "Русская культура конца XIX - начала XX века"

Разделы: История и обществознание

Цели урока : сформировать у школьников представление о сущности социокультурного феномена «Серебряного века». Показать достижения русского искусства и художественную ценность новых направлений в искусстве, способствовать воспитанию у школьников чувства прекрасного; нравственных, эстетических качеств.

Вид урока: презентация.

Оборудование: видео и DVD фильмы, альбомы по искусству, пластинки с записями Качалова, портреты деятелей искусства и науки того времени.

Основные понятия : декаданс, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.

План подготовки и проведения урока:

Этапы работы Cодержание Деятельность учащихся Деятельность учителя

Подготовительный

Определение темы, цели, задачи.

Обсуждают предмет с учителем и получают необходимую информацию, устанавливают цели.

Мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.

Планирование.

Определение источников информации.

Определение способов сбора и анализа информации.

Выстраивание проблематики темы:

Духовное состояние русского общества: утрата старых и поиск новых жизненных ориентиров,

Русская философия в поисках нового идеала,

Литература: новые поэтические течения,

Особенности русской живописной школы н.20 в.

Музыка: отличие художественных традиций 19 и 20 в.

Планирование презентации

Вырабатывают план действий, формулируют задачи.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Реализация.

Учащиеся посещают библиотеки, знакомятся с научными статьями, справочным материалом, посещают Амурский театр драмы «Вишнёвый сад», слушают стихи поэтов Серебряного века в исполнении артистов театра, слушают грамзаписи Качалова, Шаляпина и т.д.

Решение промежуточных задач, накопление материала.

Руководит деятельностью, наблюдает, советует.

Результаты и выводы

Анализ информации: на данном этапе учащиеся сталкиваются с проблемой «духовный кризис или духовный подъём». Учащиеся в ходе презентации намереваются отстаивать свою точку зрения.

Анализируют информацию.

Наблюдает, советует.

Представление.

Презентация с элементами дискуссии.

Отчитываются, обсуждают результаты

Учитель истории - ведущий - слушает, задаёт вопросы.

Учителя литературы, музыки, МХК, ИЗО входят в состав групп в качестве рядовых участников.

Оценка результатов в целом.

Обсуждение.

Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения результатов деятельности.

Оценивает усилия учащихся, качество использования источников, качество отчёта.

Ход урока: ученики сидят полукругом лицом друг к другу.

Оформление: серебряный век русской культуры: духовный кризис или духовный подъём?

Каждый день по ложке керосина
Пьём отраву тусклых мелочей…
Под разврат бессмысленных речей
Человек тупеет как скотина.
С.Чёрный

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее увековечить
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся воплотить
А.Блок

В те годы дальние, глухие в сердцах царили сон и мгла.
Победоносцев над Россией простёр совиные крыла.
…И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…

Учитель истории: «Минувшее проходит предо мною. Грядущее проходит предо мною. На грани двух столетий. На переломе двух миров», - сказал А.С.Пушкин словами своего героя Пимена.

Закончился 19 век и начинался век 20. Несколько десятков лет по их хронологической длительности время не такое уж большое. Историк привык иметь дело со столетиями, с тысячелетиями. Но исторически весомо не число лет или десятилетий, а значение свершившихся в это время событий.

Называет тему урока и ставит задачу: Почему Серебряный век? Ведь этот период полон неясностей, противоречий, исканий? Обращается к эпиграфу. Два поэта, живущие в один и тот же исторический отрезок времени. Откуда такая разница в ощущении жизни? И наша задача сложнее, чем кажется на первый взгляд. Не просто ответить на вопрос «почему Серебряный век? Мы должны поговорить о состоянии российского общества, которое отражено кризисом или духовным подъёмом.

Давайте вспомним, каким был мир в начале 20 века. Попробуем дать оценку эпохе.

Учитель истории: начало 20 века – переломное время в жизни России. В политической, экономической, а, следовательно, и в духовной жизни. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности.

Содержание выступления второй группы : какие настроения господствовали в российском обществе того периода? Растерянность, тревожное чувство – надвигающаяся война. Нарушение гармонии между человеком и природой. Стандартизация. Рационализм. Индивидуализм. Секуляризация сознания. Процесс переосмысления проблем человечества затронули философию, науку, литературу, искусство. Вступление России в новую эпоху сопровождались поисками идеологии, способной не только объяснить происходящие перемены, но и наметить перспективы развития страны. Наиболее популярной философией был марксизм (что такое марксизм? Почему в России он имел благодатную почву? – Россия- «догоняющая» страна, бурное развитие капитализма – резкие противоречия. Идеи равенства импонируют русскому характеру, склонному к мессианству).

Учитель истории: Однако после революции 1905 года часть русской интеллигенции разочаровалась в марксизме, в признании первенства материальной жизни над духовной. В 1909 году вышел сборник статей «Вехи», подготовленный известными философами Бердяевым, Струве, Франком, Булгаковым. Авторы предъявили жестокий счёт русской интеллигенции, обвинив её в приверженности устаревшим философским учениям 19 века, в нигилизме, низком правосознании, в отрыве от народа, в забвении русской истории. Вот эти черты, по мнению авторов «Вех», поставили страну на грань национальной катастрофы (революции). Поэтому они считали, что преобразования в стране нужно начинать с выработки новых религиозно-нравственных идеалов. Что своеобразие духовной жизни России ведёт к самобытному историческому пути России. Наиболее выпукло характер русского общества н.20 века отразился в русской художественной культуре Серебряного века.

Итак, литература.

на перевале времён, предчувствие великого слома ощущалось буквально во всём, русская культура расцвела. Этот короткий, как всякое цветение, отрезок эпох с начала 1890-х годов до середины 1910-х принято называть Серебряным веком. Это звучное название родилось по аналогии с популярным определением «Золотой век русской литературы» (почему «Золотой» Главные темы – гражданственность, свободолюбие, патриотизм, грандиозность, актуальность).

Учитель литературы: Но пушкинская гармония недостижима. Стремительно менялись теории, имена, направления. «Серебряный век» объединил самых разных поэтов, художников, артистов, музыкантов, философов в попытке найти некий новый сплав творчества и жизни.

Содержание выступления третьей группы: Именно в культуре виделось спасение мира, сотрясаемого техническими новациями и социальными взрывами. Кризис в стране отразился в многообразии литературных направлений. Зачинателями стали поэты – символисты ( Первоначально символизм принял форму декаданса (. Использовали цветовую символику: чёрный – траур, смерть. Синий – уединение, печаль, магическое значение. Жёлтый – предательство, измена. Серый – пыль, цвет налёта.

Поэты – символисты (демонстрация портретов с комментариями и чтением стихов) Бальмонт, Гиппиус, Сологуб, Белый, Блок.

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее увековечить
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся воплотить
Пусть дышит жизни сон тяжёлый,
Пусть задыхаюсь в этом сне.

Быть может юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне6
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь - добра и света.
Он весь – свободы торжество.
А.Блок.

Стихотворение «О доблести, о подвиге, о славе»

(Грамзапись В.И.Качалов, актёр русского театра, н.20 в. несравненный голос артиста).

Беседа: стихи с мыслями о России, о своей великой крёстной муке перед ней. Об одиночестве, горечи разлук, о потерянном счастье. Слова-символы. Как они связаны с основной мыслью стихотворения.

Поэты уходят из жизни, но остаётся бесценный дар – их стихи. Блок умел жить грядущим, умел узнавать приметы будущего в окружающем и поэтому опережал время.

Оппонентами символистам выступали акмеисты (определение, содержание, происхождение). Поэты-акмеисты: Гумилёв, Мандельштам, Городецкий, Ахматова. (демонстрация портретов с комментариями и чтением стихов)

Рассказ о творчестве А.Ахматовой. (или другом поэте данного направления).Её поэзия вернулась к нам сегодня во всей первозданной чистоте и незамутнённой светлой цельности.

Стихотворение «Ты всегда таинственный и нежный».

Беседа: стихи о земных радостях и печалях. При помощи каких средств автор выражает любовь?

Футуризм (определение, содержание, происхождение). Их стихи отличались повышенным вниманием к форме стихосложения; язык документа, плаката, афиши. Северянин, Хлебников, Маяковский. (демонстрация портретов с комментариями и чтением стихов).

Были поэты вне групп, Бунин, Саша Чёрный, Кузьмин, Цветаева.

Рассказ о творчестве М.Цветаевой (или другом поэте данного направления).

Кто создан из камня, кто создан из глины,
И я – серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я – бренная пена морская. (и другие стихи)

Стихи М.Цветаевой современны, популярны. Их читают, их поют. Аудиозапись А.Пугачёвой «Уж сколько их упало в эту бездну».

Итог блока литературы: Всех поэтов Серебряного времени связывает одно: они писали о своей любимой, прекрасной Родине с её сложностями. Они проложили тропу к современной литературе. И все поэты- наши современники обращаются к их творчеству.

Учитель истории: Эта «новая красота», эти поиски новой формы нашли своё отражение в живописи к.19 – н.20 века. Каковы же особенности русской живописной школы «Серебряного века»?

Учитель ИЗО: Символизм как явление был характерен и для России н.20.в. Крупнейшие среди них - Врубель, Петров-Водкин.

Рассказ о творчестве М.А. Врубеле (демонстрация репродукций «Демон сидящий», «Демон поверженный»). Особенность изображения, манера художника – резкий, ломающий штрих, пересекающиеся грани, эмоциональные цветосочетания. Врубель в символической форме выдвигает образ героя-бунтаря, отверженного пророка.

В этом же направлении творчество К.Петрова-Водкина (рассказ о творчестве). Репродукция «Купание красного коня». Беседа. Предполагаемые символы: красный цвет – надвигающаяся революция, цвет жизни, борьбы ).

Рассказ и фрагмент видеофильма о творчестве Шагала. Приёмы кубизма, техника народного лубка. «Я и деревня».

Наряду с этим возникает новое течение – абстракционизм (определение, содержание, происхождение) , который нашёл наибольшее отражение в творчестве Кандинского. Фрагмент видеофильма.

Учитель ИЗО: Анализируя творчество художников данного периода, скажите, это творческий кризис или творческий подъём?

Учитель истории: Мы говорим о поэзии в литературе, о созвучности в живописи. Теперь обратимся к поэзии звуков и попытаемся определить, были ли у русских композиторов к.19 – н.20 века такие же творческие искания и трудности, какие мы увидели в живописи и поэзии.

Что принёс в музыку 20 век? Фрагменты произведений. Беседа: назовите имена композиторов 19 века. Какое общее название применяют к ним. Какие произведения мы называем классическими. Что характерно для творчества композиторов к.19 века. Что принёс в музыку 20 век. Все те же течения, которые вы называли в литературе. Это были разные направления, часто вступающие в противоречие друг с другом.

Учитель истории:

Исторический парадокс состоит в том, что свобода и многоцветье художественной жизни тех лет служат одновременно и подтверждением силы российской культуры, и подтверждением слабости искажённого сознания части образованного российского общества. В тех конкретных социально-психологических условиях культура не могла поддерживать общественное равновесие, но не она в этом виновата. Она оставила такие шедевры, которыми мир восхищается сегодня. Этот социокультурный феномен вошёл в историю под названием «Серебряного века» русской культуры.

Рубеж XIX–XX столетий – период нового взлета русской культуры. Это время переосмысления традиций и ценностей русской и мировой культуры XIX в. Он наполнен религиозно-философскими исканиями, переосмыслением роли творческой деятельности художника, ее жанров и форм.

Особенностью русской культуры этого периода является формирование двоякого пути развития: реализма и декаданса, объединенных на современном этапе понятием культура «серебряного века». Это свидетельствует о дуалистическом восприятии мира, так характерном и для романтизма, и для нового искусства. Первый путь развития культуры сконцентрировал в себе традиции XIX в., эстетику передвижников и философию народничества. Второй путь был развит эстетствующей интеллигенцией, разорвавшей связь с разночинством.

Декаданс в России стал отражением религиозной философии, вобрав в себя эстетику символизма. Западноевропейская культура так же развивалась многопланово, где декаданс и символизм были параллельными течениями в поэзии, философии. В России же оба эти понятия быстро приобретают звучание синонимов. Это приводит к формированию двух школ: Московской и Петербургской, развивавших обе эстетические концепции. Если Петербургская школа стремилась преодолеть индивидуализм на основе мистическорелигиозной философии Вл. Соловьева, то Московская школа наиболее полно вобрала в себя европейские традиции. Здесь присутствовал особый интерес к философии Шопенгауэра и Ницше, к синэстетизму французской поэзии.

Анализ общественно-культурной жизни конца XIX века показывает, что на смену настроениям известной стабильности, распространенным в обществе в 80-е годы, приходит какая-то психологическая напряженность, ожидание «великого переворота» (Л. Толстой). В одном из писем 1901 года М. Горький отмечал, что «новый век воистину будет веком духовного обновления».

С середины 90-х годов в общественно-политической жизни России вновь начинается общественный подъем, особенностью которого стало широкое либеральное движение, участие рабочих в революционно-демократических выступлениях.

Российская интеллигенция оказалась почти беспомощной перед новыми требованиями политического развития: неотвратимо развивалась многопартийность, и реальная практика значительно опережала теоретическое осмысление принципов новой политической культуры.

Все эти тенденции протекали на фоне растущего многообразия духовной жизни, сопровождавшего развитие капитализма и ослабление авторитарного контроля со стороны самодержавия.

Многообразие боровшихся на политической арене сил, особый характер русской революции оказывали влияние на культуру, творческие и идейные искания ее деятелей, открывали новые пути для социально-культурного развития. Сложность и противоречивость исторической действительности обусловили многообразие форм культурно-исторического процесса.

Философская и эстетическая мысль в России в качестве самостоятельной отрасли знаний развивалась с некоторым опозданием и имела на рубеже XIX - XX веков ряд особенностей, обусловленных, прежде всего, пограничным положением русских между Европой и Азией и их неповторимым духовным миром. Особую специфику культурологическим теориям того времени придавало ощущение неустойчивости, нестабильности, неопределенности и нервозности в русской культуре конца XIX - начала XX веков.

В русскую философскую и эстетическую мысль XIX - первой половины ХХ в. внесли свой вклад предшественник русского космизма Н.Ф.Федоров; философ В.В.Розанов, провозглашавший основой веры семью и половую жизнь; сторонник примирения науки и религии С.Л.Франк, способствовавший становлению экзистенциалистского взгляда на культуру; прорицатель будущих мировых катастроф и создатель философии абсурдности и трагизма человеческого существования Л.И.Шестаков, выступивший против диктата разума над духовной свободой личности, и др.

Сложные социальные процессы, охватившие Россию в конце XIX – начале ХХ века, нарастающая политическая нестабильность, поиск путей дальнейшего развития страны сделали особенно актуальным обсуждение вопросов обществоведческого характера. В него включились представители самых разных научных специальностей и идейных течений. Важным фактором идейного развития России явилось распространение марксизма. Крупнейшими теоретиками русского марксизма были лидеры социал-демократического движения В.И.Ленин, Г.В.Плеханов, Н.И.Бухарин. На позициях «легального марксизма» изначально стояли известный русский философ Н.А.Бердяев, перешедший затем к богоискательству в духе религиозного экзистенциализма и экономист М.И.Туган-Барановский. Наиболее значительными из немарксистских мыслителей были социолог П.А.Сорокин, эмигрировавший после революции из страны; экономист, философ и историк П.Б.Струве. Яркой и самобытной была русская религиозная философия. Наиболее значительные ее представители – это В.С.Соловьев, князь С.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский.

Ведущим направлением в литературном процессе второй половины XIX века был критический реализм. Особенно ярко он отражен в творчестве А.П.Чехова. Талант А.П. Чехова проявился, прежде всего, в рассказах и пьесах, в которых писатель изумительно точно, с тонким юмором и легкой грустью показал жизнь обыкновенных людей – провинциальных помещиков, земских врачей, уездных барышень, за монотонным течением жизни которых вставала настоящая трагедия – несбывшиеся мечты, нереализованные стремления, оказавшиеся никому не нужными сила, знания, любовь.

Достаточно серьезно меняется облик русской литературы на рубеже веков. Ярким и самобытным дарованием вошел в русскую культуру Максим Горький. Выходец из народа, сформовавшийся как личность благодаря упорному самообразованию, он обогатил русскую литературу необыкновенными по силе и новизне образами. Горький принимал непосредственной участие в революционном движении, активно содействуя деятельности РСДРП. Свой литературный талант он поставил на службу политической борьбе. В то же время нельзя сводить все творчество Горького только к узкому политпросвету. Как настоящий талант он был шире любых идеологических границ. Непреходящее значение имеют его «Песнь о буревестнике», автобиографическая трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты», пьесы «На дне», «Васса Железнова», роман «Жизнь Клима Самгина».

Значительную роль в литературной жизни рубежа веков сыграли В. Г. Короленко («История моего современника»), Л. Н. Андреев («Красный смех», «Рассказ о семи повешенных»), А. И. Куприн («Олеся», «Яма», «Гранатовый браслет»), И. А. Бунин («Антоновские яблоки», «Деревня»).

Большие изменения произошли на рубеже веков в поэзии. Критический реализм поэтов II половины XIX в. сменяется новаторской, построенной на свободном полете художественной фантазии, загадочной, прихотливой, мистичной поэзией «серебряного века». Характерной особенностью жизни поэтической среды того времени было возникновение художественных объединений, исповедовавших те или иные творческие принципы. Одним из первых возникло течение символистов. Сформировалось оно в 1890–1900 гг. В первую генерацию символистов вошли Д.С.Мережковский, З.Гиппиус, К.Д.Бальмонт, В.Я.Брюсов, Ф.Сологуб. Ко второй относят А.А.Блока, А.Белого, В.И.Иванова.

Ключевым для эстетики символизма было стремление передать свое ощущение мира через поэтические «символы», своеобразные полунамеки, для правильного понимания которых необходимо было отвлечься от прямого, приземленного восприятия реальности и интуитивно увидеть, вернее, почувствовать в обыденных образах знак высшей мистической сущности, прикоснуться к глобальным тайнам мироздания, к Вечности и т.д.

Позже из символизма выделилось новое поэтическое направление акмеизм (от греч. akme – острие, высшая точка расцвета). К нему принадлежит творчество Н.С.Гумилева, ранние произведения О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой. Акмеисты отказались от эстетики намека, присущей символизму. Для них характерно возвращение к ясному, простому поэтическому языку и точному, «осязаемому» образу.

Истинным новаторством отличалась литературная деятельность мастеров русского авангарда. В 1913 г. возникло направление, получившее название футуризм (от лат. futurum – будущее). Для футуристов, среди которых было немало очень талантливых поэтов (В.В.Маяковский, А.Е.Крученых, братья Бурлюки, И.Северянин, В.Хлебников), характерны смелые эксперименты со словом, с поэтической формой. Произведения футуристов – «поэзия будущего» порой весьма холодно воспринимались читающей публикой, однако творческий поиск, который они вели, оказал огромное воздействие на дальнейшее развитие русской литературы.

Этот период отмечен сложностью социокультурной обстановки в России. Эпоха русско-японской и первой мировой войн, трех революций, грозных катастроф и социальных взрывов.

В то же время конец XIX – начало XX вв. отмечены достижениями научно-технического прогресса. Внедрение электричества в промышленность, появление автомобилей и аэропланов, открытие радио- и рентгеновских волн – все меняло облик страны, быт людей. В начале века появились первые русские города более чем с миллионным населением. С весны 1896 г. сначала в Петербурге и Москве, а затем и в других крупных городах (в 1903 – 1904 гг) стал функционировать кинематограф. К 1913 г. в России насчитывалось более 1400 кинотеатров.

Общий процесс развития русского искусства протекал противоречиво, поражая многообразием художественных методов, школ, направлений,

В русской художественной культуре этот период получил название Серебряного века , наступившего вслед за Золотым, воплотившим высшие достижения русского искусства.

Своеобразие художественной культуры Серебряного века можно охарактеризовать как параллельное развитие реалистического направления и ряда нереалистических тенденций, объединённых именем авангарда. Как утверждает искусствовед В. Ванслов: «В XX веке реализм и авангардизм оценивали в борьбе и взаимоотрицании».

Художественную значимость и плодотворность сохраняет реализм. Достаточно привести в пример творчество Л.Н. Толстого (1898 – 1910) – драматургия («Плоды просвещенгия» ­ 1891; «Живой труп» – 1900; проза – «Крейцерова соната» ­ 1891; «Отец Сергий» – опубл. в 1912, «Хаджи-Мурат» – опубл. 1912; религиозно-философские искания – «Исповедь» ­ опубл. В 1906 г. и другие.

На рубеже веков реалистические тенденции с элементами импрессионизма воплощаются в прозе и драматургии А.П. Чехова (1860 – 1904), связанный с Московским художественным театром, творчеством К. Станиславского и В. Немировича-Данченко: проза – «Палата N 6» – 1892, «Дом с мезонином» – 1896; «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник» ­ все в 1898; драматургия – «Дядя Ваня», «Чайка» ­ 1896; «Три сестры», «Вишнёвый сад» – обе 1904.

Развивают реалистические тенденции русской классической литературы А. Куприн, И. Бунин, В. Вересаев. В наши дни их направление получило название неореализма .

А. Куприн (1870 – 1953) – «Листригоны» (1907-1911); «Гамбринус» – 1907, «Гранатовый браслет» – 1911, «Анафема» – 1913. Следует отметить, что Куприн жил в Крыму в Балаклаве; именно её жителям-рыбакам посвящена повесть «Листригоны» 1907-1911.

И. Бунин (1870 – 1953) – Нобелевский лауреат, с 1920 в эмиграции. В России: «Антоновские яблоки» – 1900, «Господин из Сан-Франциско» – 1915, «Лёгкое дыхание» – 1910 и другие. В то же время И. Бунин – выдающийся поэт: «Листопад», 1981; певец любви («Тёмные аллеи» и другие), блестящий стилист, мастер языка.

В. Вересаев (1867 – 1945) в повестях и рассказах "Без дороги" – 1895, "Поветрие" – 1989, "Два конца" – 1899-1903, "Записки врача" – 1901 и других поставил вопросы о судьбе русской интеллигенции переломного периода. Романы Н.Г. Гарина-Михайловского (1852 – 1906; "Детство Темы", "Гимназисты", "Студенты", "Инженеры"). "История моего современника" (опубликовано в 1922 году) В.Г. Короленко (1853 – 1921) явились достоверным повествованием о духовной жизни и исканиях русской молодежи.

В этот период начинается творческий путь М. Горького (1868 – 1936), создающего на рубеже веков реалистические повести, рассказы и романы ("Фома Гордеев", – 1899, "Трое" – 1901) и пьесы ("Мещане" – 1902, "На дне" – 1902, "Дачники" – 1905, "Враги" – 1906 и другие). По инициативе Горького организуется издательство "Знание", объединяющее писателей-реалистов (Н. Телешов, А. Серафимович, И. Шмелев, Е. Чириков и другие). В то же время М. Горький – автор романтических произведений: «Сказки об Италии», 1911 – 1913, «Старуха Изергиль», 1895 и другие.

Наряду с реализмом, неореализмом в литературе рубежа XIX – XX вв. и в Европе, и в России формируются нереалистические направления, в том числе символизм . Концепция символизма объединила поэтов двух поколений:

«старшие» символисты (поэты 90-х гг.): З. Гиппиус (1869 – 1921), Д Мережковский (1865 – 1911), В. Брюсов (1873 – 1924), Ф. Сологуб (1865 – 1941) и другие.

«младшие» символисты – поколение 1900-х гг.: А. Блок (1880 – 1949), А. Белый (1880 – 1934), Вяч. Иванов (1866 – 1949) и другие.

Вслед за Рембо, Маларие, Бодлером русские символисты, основываясь на поэтике символа, стремились воссоздать ирреальное художественное пространство, эффект неопределённости, что сближало их с поэтикой романтизма. Провозглашалось творческое начало (теургия, жизнетворчество), взаимозаменяемость способность к синтезу искусств (С. Булгаков: «...всякое искусство в глубине своей есть всеискусство...», Ш. Бодлер – закон «всеобщей аналогии»). Философской основой стали идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и других.

Объединяло столь различных мастеров учение Вл. Соловьёва : идеи «цельного творчества», подчинение материи идеальному божественному началу.

К. Бальмонт – «В безбрежности», 1895; «Будем как солнце», 1902;

А. Белый – «Золото в лазури», 1904; «Северная симфония, 1904;

А. Блок – «Возмездие», 1908 – 1913; «Стихи о Прекрасной Даме», 1904, 1905; «Соловьиный сад», 1915 и другие.

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее ­ увековечить,

Безличное ­ вочеловечить,

Несбывшееся ­ воплотить!

А. Блок, «Ямбы»

В развитии форм, музыкальности языковых средств русского стиха, в обогащении "страны русской поэзии" А. Блок, В. Брюсов, в лучших произведениях А. Белый, К. Бальмонт, Ф. Сологуб многое сделали и по праву утвердились как значительные мастера. Творчество А. Блока составило эпоху в русской культуре (циклы "Возмездие", "На поле Куликовом", "Родина", "Ямбы" и др.), отразив сложности и противоречия русского искусства этого периода.

Новое направление русского модернизма–акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила) представляли крупнейшие поэты XX века. Манифестом акмеизма явилась статья Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм», отразившая его художественную направленность. Одной из форм организации стал «Цех поэтов», к которому принадлежали: Н. Гумилёв (1886 – 1921), А. Ахматова (1889 – 1966), О. Мандельштам (1891 – 1938).

В центре эстетики акмеистов – проблема величия слова, благоговейное отношение к родному языку. Программным явилось стихотворение Гумилёва «Слово»:

В оный день, когда над миром новым
Бог склонил лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом
Словом разрушали города…

Судьба этих поэтов трагична: Н. Гумилёв был расстрелян (1921 г.), в лагерях скончался О. Мандельштам (1938 г.).

Анна Ахматова в более поздних произведениях – «Реквием », «Поэма без героя » отразила трагизм эпохи 30-х гг. XX века. Она была признана великим русским поэтом, стала совестью поколения.

В грозном военном 1942 г., 23 февраля, она написала стихи в которых русское слово назвала достоянием народа, символом его мужества и бессмертия.

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, ­
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

Бурно развивается направление, получившие название русского авангарда. Из направлений авангарда в России наибольшее развитие получил футуризм , впоследствии преобразованный в кубофутуризм.

В предыдущих разделах книги было отмечено, что родиной футуризма была Западная Европа, а его основоположник – Томазо Маринетти, молодой итальянский поэт, опубликовавший в 1909 г. в Париже «Первый манифест футуризма». «Главным элементом нашей поэзии – заявил Маринетти, – будут храбрость, дерзость и бунт».

Автор позиционировал «наступательное движение», не только «гимнастический шаг» как определяющие особенности своего направления, но даже скорость «гоночного автомобиля», объединяя всё это «красотой быстроты» и динамизмом, разрушительной силой.

Русский футуризм, хотя и был во многом схож с итальянским, но не был столь монолитен. В. Маяковский (1893 – 1930), В. Хлебников (1885 – 1922), А. Кручёных (1886 – 1968), наконец, Д. Бурлюк (1883 – 1967), получивший прозвище «отец футризма», были яркими индивидуальностями, экспериментаторами. После посещения Маринетти России (1914 г.) Д. Бурлюк и В. Каменский опубликовали письмо, где утверждали: «Мы с итальянскими футуристом ничего общего, кроме клички, не имеем».

Футуристы ставили задачу создания «синтетического» искусства», объединяющего все виды художественной деятельности. Исходя из этого синтетичность, синтез искусств – отличительные черты творческого стиля мастеров-футуристов.

Они были и поэты, и художники, и деятели театра.

Я сразу смазал карту дубня,

Плеснувши краску из стакана,

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ

Ноктюрн сыграть

Могли бы

На флейте водосточных труб?

В. Маяковский (1913)

Футуристы занимались языкотворчеством (В. Маяковский, В. Хлебников), поисками новых живописных форм (Д. Бурлюк, А. Крученых, А. Экстер, М. Гончарова, В. Ларионов и другие), проводили диспуты, организовывали выставки. Плодотворным явилось обращение к примитивизму , народному лубку . Художники – авангардисты особое внимание уделял проблемам формы: композиционные решения, цвет и линия, ритм, фактура и т. п.

Характеризуя своеобразие русского авангарда, Дм. Сарабянов подчеркивал, что его деятели решали «общие проблемы бытия»: соотношения земного и космического (Малевич), приоритета духовного над материальным (Кандинский), единства человечества в его историческом, современном и будущем состоянии (Филонов), реализации человеческой мечты в «её слиянии с людской памятью (Шагал). «Эти проблемы решались не в философски трактах, а в живописных формулах, а эти формулы получили философскую окраску». Футуризм в русской поэзии нашел выражение в творчестве Д. Бурлюка (1882 – 1967), В. Хлебникова (1885 – 1922), А. Крученых (1886 – 1968). Ярчайшим поэтом, в творчестве которого отразились черты футуризма, явился В. Маяковский (1893 – 1930), расширивший границы своей поэзии, ставшей криком боли завоеванного городом человека ("Владимир Маяковский", "Облако в штанах" и другие)

Певцом родной природы, выразителем сокровенных тайн человеческой души явилась поэзия С. Есенина (1895 – 1925): сборники «Радуница » ­ 1916; «Голубень » ­ 1918, «Персидские мотивы » ­ 1925, поэмы «Анна Снегина » ­ 1925, «Черный человек » ­ 1926 и другие. Мир человека и мир природы в поэме С. Есенина неразделимы. Он проникновенно писал:

Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек

Недолгий жизненный и творческий путь поэта отразил и противоречия действительности, и сложности его личности. Но основным направлением его поэзии всегда была любовь к Родине, её культуре, природе, к русскому слову:

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, ­
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".

В культурной жизни России конца XIX – начала XX вв. значительным событием явилось создание Московского Художественно-общедоступного театра К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко . Театр отстаивал реалистические принципы игры. Его репертуар составили пьесы А.Чехова, М. Горького, Л. Толстого, Г. Гауптмана, Г. Ибсена.

В этот период расцветает творчество замечательных актеров: М.Н. Ермоловой , А.П. Ленского , династии Садовских (Малый театр), М.Г. Савиной , В.Н. Давыдова , В.Ф. Комиссаржевской (Александрийский театр) и других. Оригинальностью трактовки и самобытностью отличались постановки Э. Мейерхольда в Александрийском театре, впоследствии создавшего свой коллектив.

Значительным явлением в художественной культуре России рубежа веков была деятельность первых кинорежиссеров, среди них – Я.А. Протазанов (1881 – 1945), плеяда популярных актеров (В. Холодная, И. Мозжухин, В. Максимов, В.Полонская).

Активно развиваетсямузыкальная жизнь. Высшее музыкальное образование было представлено Петербургской и Московской консерваториями, возникшими еще в 60-е гг. XIX века. Музыкальные училища в Киеве, Саратове, Одессе были преобразованы в 10-е гг. в консерватории. Активно действует Филармоническое общество в Москве, "Вечера современной музыки" в Петербурге, "Музыкальные выставки ".

Крупнейшими композиторами XX века стали С. Рахманинов (1873 – 1943), А. Глазунов (1865 – 1936), А. Скрябин (1872 – 1915). Новаторскими тенденциями была отмечена музыка И. Стравинского и молодого С. Прокофьева . Большую роль в пропаганде русского искусства за рубежом сыграли "Русские сезоны в Париже " С. Дягилева, где были представлены балеты Стравинского ("Жар-Птица", "Петрушка"), танцевали А. Павлова , М. Фокин и В. Нижинский , декорации писали А.Бенуа и А.Головин.

Многообразна и разнопланова была деятельность представителей пластических искусств – живописи, графики, архитектуры, скульптуры ,прикладного искусства. Одна из важнейших сторон художественной жизни России этого периода – обилие выставок (10 – 15 в год), расширение их географии (Харьков, Одесса, Нижний Новгород, Казань, Саратов и другие). Продолжает свою деятельность Товарищество передвижных выставок, наряду с ним – Петербургское общество художников, Московское товарищество художников. С начала 1899 г. в Петербурге устраиваются выставки нового общества "Мир искусства ". Благодаря деятельности члена этого кружка С.Дягилева (1872 – 1929), русское искусство выходит за рубеж, и в России функционируют международные выставки.

Был открыт для зрителей Русский музей в Петербурге (1898); в августе 1892 г. П.Третьяков передал в дар городу Москве свою художественную коллекцию; в 1898 г. состоялась закладка здания Музея изящных искусств в Москве (ныне – Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). В Москве существовало несколько частных картинных галерей: П.Щукина, И.Морозова, А.Бахрушева и других

Развивается художественная критика, выступают молодые критики и историки искусства: А. Бенуа (1870 – 1960), И. Грабарь (1871 – 1960), много печатается Н. Рерих (1874 – 1947) и другие.

Реалистическое направление вживописи, как и в литературе, было весьма плодотворно. В конце XIX - начале XX вв. еще работали И. Репин , В. Суриков , В. Васнецов , В. Верещагин , В. Поленов и другие. В этот период расцвел талант В.А. Серова (1865 – 1911), который углубил содержание реализма и расширил его выразительные возможности ("Девочка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем", портреты Горького, Ермоловой и других). Серов варьировал художественную манеру в зависимости от особенностей произведения, своеобразия натуры (портреты М.Морозова, банкира В.Гиршмана, княгини Орловой). Значительное место в его творчестве занимают исторические композиции ("Петр I"), мифологические сюжеты ("Похищение Европы", "Одиссей и Навзикая").

Один из выдающихся мастеров, прокладывавших новые пути в живописи, – К. Коровин (1864 – 1939), испытавший влияние импрессионизма ("Зимой", "Летом", "Розы и фиалки" и другие) Коровин создает декорации для спектаклей Русской частной оперы С. Мамонтова, императорских и Большого театра. Лучшие театральные работы Коровина связаны с национальной тематикой, с Русью, ее эпосом и сказкой, ее историей и природой.

Взволновано и одухотворено искусство М. Врубеля (1856 – 1910). Выразительность его произведений возрастает, благодаря динамичной живописи, мерцающему колориту, энергичному рисунку. Это и станковая картина, и книжная иллюстрация, и монументально-декоративное панно, и театральная декорация.

Одна из центральных в его творчестве – тема Демона , навеянная поэзией М. Лермонтова ("Демон сидящий", "Демон летящий", "Демон поверженный"). Былинные герои оживают в его панно "Микула Селянинович", "Богатырь". Прекрасны сказочные образы "Пана", "Царевны-Лебедь". Своеобразны и значительны портреты (С.Мамонтова, В.Борисова и других).

Поэтизация образов природы, человека нашла воплощение в творчестве В.Борисова-Мусатова (1870 – 1905).

Значительным явлением в русской художественной жизни было идейно-художественное объединение "Мир искусства ", в которое вошли А. Бенуа (1870 – 1960), К. Сомов (1869 – 1939), Л. Бакст (1866 – 1924), Е. Лансере (1875 – 1946), М. Добужинский (1875 – 1957). В двух видах искусства художники "Мира искусств" добились наиболее значительных успехов: в театрально-декорационном и в графике. Своеобразием станковой графики стали пейзажи старого Петербурга и его пригородов, а также портрет. Большой вклад в графику начала XX в. внесла А. Остроумова-Лебедева . Плодотворно работали в книжной графике И. Билибин, Д. Кардовский, Г. Нарбут и другие.

Талантливых мастеров объединил и "Союз русских художников " (1903 – 1923), в выставках которого принимали участие К.Коровин, А.Архипов, А.Васнецов, С.Малютин и другие, близкими "Союзу" по своим художественным позициям были А. Рылов, К. Юон, И. Бродский, А. Малявин. Пейзаж – главный жанр в искусстве мастеров "Союза русских художников". Они изображали природу и средней полосы России, и солнечного юга, и сурового севера, и древнерусские города, старинные усадьбы. Эти художники испытывали интерес к быстрому зрительному охвату мира, динамичной композиции, стиранию границ между композиционной картиной и натурным этюдом.

В десятилетие 1907 – 1917 гг. в искусство входят талантливые живописцы. З.Е. Серебрякова (1884 – 1967) развивала традиции Венецианова, великих мастеров Возрождения ("Жатва", "Беление холста"). Внутренней теплотой, художественной выразительностью отличаются ее портреты (автопортрет, портреты детей).

К.С. Петров-Водкин (1878 – 1939) увлекался древнерусским искусством, особенно иконописью. Это нашло отражение в картинах "Мать", "Утро", где образы крестьянок символизируют высокую одухотворенную нравственную чистоту. Новым явлением стала картина "Купание красного коня" (1912), отличающаяся лаконизмом композиции, динамикой пространства, классической строгостью рисунка и гармонией колорита, построенного на основных красках спектра.

С началом XX века связано формирование творчества М.С. Сарьяна (1880 – 1972). Его лаконичные произведения построены на ярких и цельных цветовых силуэтах, контрастах ритма, света и тени ("Улица. Полдень. Константинополь", "Финиковая пальма. Египет" и другие).

Одним из самых значительных явлений русского искусства начала XX века представляется творчество М.В. Нестерова (1862 – 1942). Художник обратился к миру идеально прекрасного, воспевал чистоту религиозного чувства. Огромную роль в произведениях Нестерова играет пейзаж, с которым связан внутренний мир его героев. Это "Пустынник ", "Видение отроку Варфоломею ", "Великий постриг " и другие. Складывается и мастерство Нестерова-портретиста. Большинство портретов художник пишет на фоне пейзажа (портрет дочери: фигура девушки в черной амазонке красивым силуэтом выделяется на фоне вечернего пейзажа, воплощая идеал молодости, красоты жизни и гармонии).

Заметное оживление в начале XX века испытываетскульптура, появилась плеяда крупных мастеров. П.П.Трубецкой (1866 – 1938) раскрыл свой талант в портретах ("Художник И.И.Левитан", портрет Л. Толстого). Широкую популярность приобрел памятник Александру III.

К ярким явлениям в русском искусстве рубежа XIX-XX вв. относится творчество А.С.Голубкиной (1864 – 1927). Ее искусство подчеркнуто одухотворено, наполнено глубоким содержанием и последовательно демократично. Она создает скульптурные портреты писателя А.Н.Толстого и простой женщины ("Марья", 1903). Ее излюбленный прием – резкая светотеневая моделировка, с помощью которой скульптор добивается особой динамики и эмоциональности образа.

Талантливый, самобытный и многогранный скульптор С.Г.Коненков (1874 – 1971) в этот период создал работы "Камнебоец", "Самсон", один из самых пленительных образов – "Нике" (1906). Большое место занимают традиции русского фольклора ("Старичок-полевичок" и др.).

Архитектура конца XIX – начала XX вв. отличается развитием стиля модерн; выдвинувшего задачу решительного обновления художественно-образного языка. Одной из важнейших творческих проблем стал синтез искусств. Характерная особенность модерна – переплетение творческих манер, различных тенденций. Модерн быстро эволюционировал. Для его ранней стадии были характерны формально-декоративные приемы, манерная орнаментация. На рубеже 1900 – 1910-х гг. усилились рационалистические тенденции. Поздний модерн характеризуется стремлением к простоте и строгости.

Один из ведущих мастеров модерна – Ф.О. Шехтель (1859 – 1926). Его основные работы – особняк С.П. Рябушинского; Ярославский вокзал (1902) – пример национального модерна ("неорусский стиль") и др.

Характерный образец раннего модерна – гостиница "Метрополь" (архитектор В.Ф. Валькот), фасады декорированы майоликовыми панно, исполненными по эскизам М. Врубеля и А. Головина. В Петербурге ­ особняк Кшесинской (А.И. фон Гюген), здание магазина Елисеева на Невском проспекте (Г.В. Барановский), Витебский вокзал (С.А. Бржозовский).

С 1910 х годов в архитектуре наблюдается стремление к возрождению традиции ансамблевой застройки эпохи классицизма. Представители неоклассики – И.А. Фомин (1872 – 1936), В.А. Щуко (1878 – 1939), А.В. Щусев (1873 – 1949) – автор Казанского вокзала в Москве.

На протяжении многовековой истории русское искусство изменялось, обогащалось, совершенствовалось, но всегда оставалось самобытным, выражавшим национальный характер русской культуры.

Образование . В обстановке революционных событий 1905г Министерство народного просвещения внесло во 2 ГД проект закона «О введении всеобщего начального образования в Российской империи» Однако этот вопрос так и не был решен в дореволюционной России. На рубеже 19-20 в России только начался переход ко всеобщему неполному среднему образованию молодежи в объеме 7-8 классов. В Западной Европе в конце 19 в было обеспечена всеобщая грамотность населения. Грамотность же в России составляла 40%, т.е. большинство населения оставалось безграмотным, особенно крестьяне.

Число университетов практически не изменилось, в 1909 появился только 1 университет в Саратове. Количество студентов увеличилось с 14 тыс до 35 тыс в 1907г.

Распространение частных учебных заведений (Психоневрологический институт В. Бехтерева, Вольная высшая школа П. Лесгафта. В них преподавали видные ученые И. Павлов, М. Ковалевский, В. Семевский, Е. Тарле. Многие из них работали безвозмездно. Открывались педагогические заведения. Женский педагогический институт в Петербурге 1903г.

Значительно расширилось женское образование. 30 высших женских учебных заведений. В 1900г вновь открываются Высшие женские курсы В. Герье, закрытые в годы реакции 1888г. в 1908 начали работать высшие женские сельскохозяйственные курсы, которыми руководил Д. Прянишников. Все они содержались на частные или общественные средства. Правительство вынуждено было признать право женщин на высшее образование – закон 1911г в 1912 состоялся первый Всероссийский съезд по женскому образованию, который, в частности, принял резолюцию ос совместном обучении в высших учебных заведениях.

Появляются и внешкольные образования. Кроме воскресных школ, появляются рабочие курсы. Наибольшую известность получили Пречистенские рабочие курсы в Москве 1897г на средства В. Морозовой, владелицы Тверской мануфактуры. Преподаватели – И. Сеченов, В. Волгин, В. Пичета.

Возникали народные университеты и просветительские рабочие общества. 1096г созданы народные университеты. В Москве народный университет открыт на деньги либерала А. Шанявского. Университет имени Шанявского сыграл большую роль в демократизации высшего образования. В него мог поступить каждый с 16лет. Обучение осуществлялось по вечерам на 2 отделениях – научно-популярном (в объеме гимназии) и академическом. Окончившие последнее получали диплот о высшем образовании. В 1913-1914г в Университете Шанявского учился С. Есенин.

Книгоиздание. Главные центы книгоиздания в Москве и С-П. Россия занимает 3 место в мире после Германии и Японии. Среди журналов особое значение приобрели ежедневники: «Нива» А. Маркса 1870г. Лучшим педагогическим журналом стал «Вестник воспитания».1907 в России выходит библиографический журнал «Книжная летопись», в котором учитывалась вся выходившая в свет литература.

В конце 19в в России началась деятельность крупнейших книгоиздателей России – А. Суворина, И. Сытина. С 80г выходит Суворинская «Дешевая библиотека». Сытин выпустил серию «Библиотека для самообразования». Сытин стал крупнейшим монополистом в издательском деле. Через офеней миллионы букварей, учебников, библиотек для самообразования, популярных календарей, детских книг расходились по России.

Много для развития библиотек сделали земства. Из 10тыс библиотек в 1904г 4,5 тыс были организованы земствами. Общедоступные или публичные библиотеки существовали в виде коммерческих, народных библиотек, кабинетов для чтения.

Наука. Академия наук с разветвленной системой научных институтов, университеты с многочисленными научными обществами, всероссийские съезды ученых представляли центры научных сил страны. Издания научно-популярной литературы, периодики («Вокруг света», «Природа», «Наука и жизнь»), публичные лекции известных ученых содействовали развитию наук и распространению научных знаний.

В начале столетия авиационной промышленности практически не существовало. Несмотря на то, что еще в конце 19 в сконструирован русский самолет. Правительство предпочитало покупать иностранные. Только в 1913г в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были созданы первые самолеты русской конструкции «Русский Витязь» и «Илья Муромец». Успехи авиации связаны с именами конструкторов конструктора И. Сикорского, летчиков П. Нестерова и С. Уточкина. 1911г Г. Котельников создал ранцевый парашют.

В 1903 г в журнале «Научное обозрение» К. Циолковский опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой изложил теорию движения ракет. Таким образом, в своих последующих работах заложил теоретические основы космических полетов, обосновал возможность использования ракет для межпланетных полетов. Он является основоположником современной космонавтики.

В физике обнаружены рентгеновские лучи, радиоактивность, делимость атома, открыт теоретический синтез, появились новые науки, относительно таких понятий как пространство и время (теория относительности), новые концепции наследственности, лежавшие в основе генетики.

П. Лебедев, создатель русской научной школы физики, доказал существование давления света. Б. Голицын считается основоположником сейсмологии как науки.

Трудами В. Вернадского заложены основы таких наук как геохимия, биогеохимия, радиогеология. Русский ученый физиолог И. Павлов создал учение об условных рефлексах. 1904г за исследования в области физиологии пищеварения Павлову первому их русских ученых - присуждена Нобелевская премия. В 1908г И. Мечников был удостоен этой высшей награды за исследование иммунологии и инфекционных заболеваний.

В области гуманитарных наук работали экономист, историк Туган – Барановский, историк С. Платонов, В. Семевский, литературоведы С. Венгеров, А. Пыпин, библиограф Н. Рубакин.

В анчале 20в в России распространяется марксизм. Ленин. Русская религиозная философия – В. Соловьев, С. Булкаков, П. Флоренский.

Декадентство понятие мировоззренческое явилось как реакция против материализма. Модернизм – новое направление, рожденное в 20в, новое по сравнению с реализмом предшествующего столетия.

Литература. Л Толстой 1899г опубликовал свой последний роман «Воскресение» - протест против общественного зла и социальной несправедливости. Толстой не поддержал модернизм. Развивается символизм . Брюсов, Бальмонт, Сологуб, Мережковский, А. Блок. Основоположники акмеизма _от греческого – цветущая пора, Н. Гумилев, С. Городецкий, А Ахматова, О. Мандельштам (культ реального земного бытия в отличие от символистов). Футуризм (абсолютная свобода)В. Каменсикй, В. Маяковский, Северянин, Асеев, Пастернак

Лучшие свои произведения создали А. Чехов «Моя жизнь» «Дама с собачкой» «Дом с мезонином», «Вишневый сад», «Чайка». Начинался творческий путь Горького. Свой первый роман «Макар Чудра» он опубликовал в 1892г «Песнь о соколе», «Буревестник».

В литературу пришли молодые писатели: 1893г первый роман И. Бунина «Танька», А. Куприн «Олеся». Они представители реализма.

Новым явление стала пролетарская поэзия – социальный оптимизм и романтический пафос. 1906г М Горький «Мать». Новокрестьянские поэты С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков).

Театр . 1898г открывается Художественный театр в Москве. У истоков его стояли К. Станиславский и В. Немирович- Данченко. 1898г на сцене «Эрмитажа» состоялось первое представление пьесы А. Толстого «Царь Федор Иванович». Подлинное рождение художественного театра произошло в декабре 1898 постановки чеховской «Чайки». В 1902 на средства российского мецената С. Морозова было выстроено здание Художественного театра в Москве (арх. Ф. Шехтель)

Кинематограф. В 90г в России появляется кинематограф, одновременно с изобретением его во Франции братьями Люмьер. Первые хроникальные фильмы демонстрировались в мае 1896г с начала в Петербурге в увеселительном саду «Аквариум», и через несколько дней в Москве. Первый русский кинопредприниматель А. Ханжонков в 1907-8г начал производство игровых фильмов, построил кинофабрику, ряд кинотеатров, в том числе «Художественный» и «Москва». Первыми игровым фильмами были «Пиковая дама» и «Отец Сергий» (реж. Я. Протазанов).

Музыка. 1 906г в Москве при содействии С. Танеева открыта народная консерватория. «Знаменем времени» стало усиление лирического начала в музыке. Н. Римский – Корсаков – основной хранитель традиций «Могучей кучки» - написал полную лиризма и драматизма оперу «Царская невеста» 1898г.

Музыкальные новации связаны с творчеством С. Рахманинова и А. Скрябина. Центрами музыкальной жизни были Мариинский и Большой театры. Однако основные достижения оперного искусства связаны с деятельностью частной оперы в Москве - С. Мамонтов, С. Зимин. На сцене частной оперы Мамонтова раскрылся талант Ф. Шаляпина.

Русские сезоны в Париже организованы С. Дягилевым. Русское искусство получило мировое признание.

Живопись. Постепенно уходит в прошлое передвижничество. Развивается модернизм и импрессионизм. Появляются новые имена М. Врубель (фантастический сказочный мир, тяготевший к символике), К. Коровин (импрессионизм – «У балкона»), М. Нестеров (религиозно – мистические настроения «Видение отроку Варфоломею»), В. Серов(поэзия прекрасной человеческой личности – «Девочка с персиками»). Знамениты портреты Серова – Ф. Шаляпин И. Морозов Николай Второй. Для художников и композиторов этого времени характерен повышенный интерес к Древней Руси (В. Васнецов, Н. Рерих, И. Стравинский).

1899г появилось широкое культурно- эстетическое движение «Мир искусства». Оно открыло для современников Рокотова, Левицкого, Кипренского, Венецианова, Ф. Толстого

Почта. Сложилось управление почтового обслуживания. 35 постовых округов. В столицах появляются почтамты, в губерниях и уездах – почтовые конторы во главе с почтмейстерами. Через почту распространяются газеты и журналы. Новым стало появление открытого письма – открытки 1871г

Телеграф, Телефон . Опыт по устройству телеграфа связан с П. Шиллингом и Б.Якоби. 1832 Шиллинг изобрел телеграф. Первая линия телеграфа между Москвой и Петербургом в 50г 19в. 1881 телефон в Нижнем Новгороде. 1916г в Москве появились телефоны-автоматы.

В канун революционных событий 1917г Россия обладала богатейшим культурным наследием, культурными ценностями мирового уровня.

Культура конца 19 века.

Особенности. Культура этого периода отразила всю сложность и противоречивость эпохи. Это время русского серебряного века или русского духовного ренессанса, взлета духовности. Настроение стабильности 80г сменяется состоянием психической напряженности, ожиданием «великого переворота» – Л. Толстой. Огромное влияние оказала революция 1905-7г. Особенностью является развитие различных форм объединения деятелей культуры, идея синтеза культуры – «Мир искусства», журнал «Весы» (редактор В. Брюсов), «Золотое руно» (Н. Рябушинский)

Это время – начало Религиозно-философских собраний. Цель – создание открытого общества людей религии и философии для обсуждения вопросов церкви и культуры. Период после революции породил новое направление – богоискательство Д. Мережковский, Вл Соловьев. Некоторые авторы (А. Луначарский В. Базаров) пытались соединить социализм с религией. 1908 Луначарский выпустил книгу «Религия и социализм» 1908г. С критикой богоискательства выступал В. Плеханов и В. Ленин. Важной проблемой была проблема отношения интеллигенции и народа.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Кузбасский государственный технический университет

Кафедра: Отечественной истории, теории и истории культуры

Дисциплина: Культурология


Контрольная работа № 1

«Русская культура конца 19 начала 20 века»

Вариант 16

Шифр 099-463


Выполнил: Сайгина М. В.

Кемеровская обл., Топкинский р-он,

п. Раздолье, микрорайон 1, 12


Кемерово, 2010


Задание 4. Выполните тесты


.К теоретикам и практикам символизма относятся:

А) Н. Гумилев

Б) В. Брюсов

В) А. Блок

Г) М. Врубель

Д) М. Цветаева

Правильный ответ: Б, В, Г

В объединение «Мир искусства» входили:

А) В. Маяковский

Б) К. Сомов

В) Е. Лансере

Г) Л. Бакст

Д) А. Бенуа

Е) В. Васнецов

Правильный ответ: Б, В, Г, Д

.Установите соответствие между произведением и автором:

А) «Прогулка короля» А) М. Нестеров

Б) «Похищение Европы» Б) Н. Рерих

В) «Заморские гости» В) А. Бенуа

Г) «Портрет Ф. Шаляпина» Г) В. Серов

Д) «Видение отроку Варфоломею Д) Б. Кустодиев

Правильный ответ: А-В, Б-Г, В-Б, Г-Д, Д-А


Задание 1. Осветите проблему: «Серебряный век» русской литературы»


Кончался XIX век, "золотой век" русской литературы, началось XX столетие. Это переломное время вошло в историю под красивым именем "серебряного века". Стык веков оказался благоприятной основой этого периода. Он породил великий взлет русской культуры и стал началом ее трагического падения. Начало "серебряного века" относят обычно к 90-м годам XIX столетия, когда появились стихи В. Брюсова, И. Анненского, К. Бальмонта и других замечательных поэтов. Расцветом "серебряного века" считают 1915 год - время его наивысшего подъема и конца.

Век продолжался не долго - около двадцати лет, но он дал миру замечательные образцы философской мысли, продемонстрировал жизнь и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, дал толчок новым направлениям живописи, музыки, театрального искусства. Серебряный век стал временем формирования русского авангарда.

Период переходных культур всегда драматичен, и всегда сложны и противоречивы отношения между традиционной, классической культурой прошлого - знакомой, привычной, но уже не возбуждающей особого интереса, и формирующейся культурой нового типа. Настолько новой, что ее проявления непонятны и порой вызывают негативную реакцию. Это закономерно: в сознании общества смена типов культур происходит достаточно болезненно. Сложность ситуации во многом определяется изменением ценностных ориентиров, идеалов и норм духовной культуры. Старые ценности выполнили свою функцию, отыграли свои роли, новых ценностей еще нет, они только складываются, и историческая сцена остается пустой.

В России сложность состояла в том, что общественное сознание складывалось в условиях, еще более драматизирующих ситуацию. Послереформенная Россия переходила к новым формам экономических отношений. Российская интеллигенция оказалась почти беспомощной перед новыми требованиями политического развития: неотвратимо развивалась многопартийность, и реальная практика значительно опережала теоретическое осмысление новой политической культуры. Русская культура теряет один из основополагающих принципов своего существования - соборность - ощущение единства человека с другим человеком и социальной группой.

Общественно-политическая обстановка этого времени характеризовалась глубоким кризисом существующей власти, бурной, неспокойной атмосферой в стране, требующей решительных перемен. Может быть, поэтому и пересеклись пути искусства и политики. Так же, как общество напряженно искало пути к новому социальному строю, писатели и поэты стремились к освоению новых художественных форм, выдвигали смелые экспериментаторские идеи. Реалистическое изображение действительности перестало удовлетворять художников, и в полемике с классикой XIX века утверждались новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм. Они предлагали разные способы постижения бытия, но каждое из них отличалось необычайной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя, устремленностью в будущее.

В истории русской художественной культуры начало 20 века было плодотворным, противоречивым, стремительным в своем развитии. На стыке двух веков Россия с особой щедростью дарит миру таланты. В новый период вступило творчество Л.Н. Толстого. В эти же годы А.П. Чехов становится тем великим художником слова, который оказывает огромное влияние на мировую литературу. Публикуются В.Короленко, А. Серафимович, Н. Гарин-Михайловский, удивляют читателей М. Горький и Л. Андреев, заявляет о себе поэзией и ранней прозой И. Бунин, начинают печататься А. Куприн и В.Вересаев.

Восприятие мира становится более свободным, идет раскрепощение личности художника.

Революционный взрыв в России вызвал у русской художественной интеллигенции различные оценки, таким образом нельзя не признать влияния революции на русскую художественную культуру. Социальные проблемы характеризуют творчество М.Горького, Серафимовича, Короленко.

Многие русские писатели обратились к драматургии. Театр привлекает огромную зрительскую аудиторию, он находится в расцвете сил и возможностей.

Очень важно, что в культуре начала века предельно заострена филосовско-этическая проблема: что лучше, истина или сострадание?Утешающая ложь составляет стержень драм Г. Ибсена, пользующихся в начале века огромным успехом у русской публики. Эта тема звучит в горьковской драме На дне и формирует определенный нравственный идеал времени.

Никогда не было в русском искусстве такого количества направлений, объединений, ассоциаций, как в начале ХХ века. Они выдвигали свои творческие теоретические программы, отрицали предшественников, враждовали с современниками, пытались предсказать будущее. Слишком неясными были для многих контуры нового эстетического идеала, отсюда трагический оттенок в творческих исканиях многих художников.

Одним из первых литературных течений стал символизм, объединивший таких разных поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый и др. Русский символизм заявил о себе настойчиво и, по мнению многих критиков, внезапно. В 1892 году в журнале Северный вестник была опубликована статья Дмитрия Мережковского О причинах упадка и о новейшем течении в современной русской литературе, и долгое время она считалась манифестом русских символистов. В реализме, в этом художественном материализме видит Мережковский причину упадка современной литературы.

Теоретики символизма считали, что художник должен создавать новое искусство с помощью образов-символов, которые помогут более утонченно и обобщенно выразить настроения, чувства и мысли поэта. Причем истина, прозрение могут появиться у художника не в результате раздумий, а в момент творческого экстаза, как бы ниспосланного ему свыше. Поэты-символисты уносились мечтой ввысь, задаваясь глобальными вопросами о том, как спасти человечество, как вернуть веру в Бога, добиться гармонии, слившись с Душой Мира, Вечной женственностью, Красотой и Любовью.

Признанным метром символизма становится В. Брюсов, воплотивший в своих стихах не только формальные новаторские достижения этого течения, но и его идеи. Своеобразным творческим манифестом Брюсова стало небольшое стихотворение "Юному поэту", которое воспринималось современниками как программа символизма:


Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее - область поэта.


Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно


Символисты рассматривали жизнь как жизнь Поэта. Сосредоточенность на самом себе характерна для творчества замечательного поэта-символиста К. Бальмонта. Он сам был смыслом, темой, образом и целью своих стихов. И. Эренбург очень точно заметил эту особенность его поэзии: "Бальмонт ничего в мире не заметил, кроме собственной души". Действительно, внешний мир существовал для него лишь затем, чтобы он мог выразить свое поэтическое "я".

Черты своеобразия русского символизма проявились больше всего в творчестве младших символистов начала ХХ века - А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова. В их творчестве материальный мир - только маска, сквозь которую просвечивается иной мир духа. Образы маски, маскарада постоянно мелькают в поэзии и прозе символистов.

В годы первой русской революции возникает пролетарская поэзия. Это массовая поэзия, близкая городским низам. Стихи понятны и конкретны - своеобразный отклик на реальные события. Пролетарская поэзия пронизана революционными призывами. Стихи печатались во многих журналах.

У массового читателя формировался литературный вкус, а культура этого периода несла значительный просветительский потенциал, развивалась и разрабатывалась целая система самообразования.

Годы послереволюционной реакции характеризовались настроениями пессимизма и отреченчества.

Русская литература находила выход в появлении неореалистического стиля, не имевшего четких внешних признаков. Рядом с возрождающимся реализмом возникали и новые формы романтизма. Это особенно проявлялось в поэзии.

Так же, как отрицание реализма породило символизм, новое литературное течение - акмеизм - возникло в ходе полемики с символизмом. Он отвергал тягу символизма к неведомому, сосредоточенность на мире собственной души. Акмеизм, по мысли Гумилева, не должен был стремиться к непознаваемому, а обращаться к тому, что можно понять, то есть к реальной действительности, пытаясь как можно полнее охватить многообразие мира. При таком взгляде художник-акмеист в отличие от символистов становится причастным мировому ритму, хотя и дает оценки изображаемым явлениям.

Акмеизм получил определенное теоретическое обоснование так же в статьях Городецкого Некоторые течения современной русской поэзии, О. Мандельштама Утро акмеизма, А. Ахматовой, М. Зенкевича, Г. Иванова. Объединившись в группу Цех поэтов, они примкнули к журналу Аполлон, противопоставили мистическим устремлениям символизма к непознаваемомустихию естества, декларировали конкретно-чувственное восприятие вещного мира, возврат слову его основного, изначального смысла.

Акмеисты сближались с поздним символизмом, ориентировались на раскрытие вечных сущностей.

При всей виртуозности изображения действительности социальные мотивы крайне редко встречаются у поэтов-акмеистов. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

Наверное, поэтому акмеизму пришлось уступить дорогу новому литературному течению - футуризму, который отличался революционным бунтом, оппозиционной настроенностью против буржуазного общества, его морали, эстетических вкусов, всей системы общественных отношений. Футуристы разрушали границы между искусством и жизнью, между образом и бытом, они ориентировались на язык улиц, лубок, рекламу, городской фольклор и плакат.

Недаром первый сборник футуристов, считающих себя поэтами будущего, носил явно вызывающее название "Пощечина общественному вкусу". С футуризмом было связано раннее творчество Маяковского. В его юношеских стихах чувствуется желание начинающего поэта поразить читателя новизной, необычностью своего видения мира. И Маяковскому это действительно удалось.

Сложилась группа поэтов, тяготевших к футуризму, - В. Каменский, братья Бурлюки, А. Крученых. Сборники футуристов Садок судей(1910-1913), Пощечина общественному вкусу(1912), Дохлая луна(1913) были откровенно непривычными для читающей публики.

Такие поэты, как В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский, угадывали в союзе поэзии и борьбы особое духовное состояние своего времени и старались найти новые ритмы и образы для поэтического воплощения бурлящей революционной жизни.

Серебряный век отмечен женской лирикой. Зинаида Гиппиус, Марина Цветаева, Анна Ахматова.… Были и другие, но с названными едва ли кто может сравниться. Поэты серебряного века создали грандиозный поэтический свод. Большой талант всегда редкость, гений - тем более. ХХ век не дал своего Пушкина, но искусство России начала ХХ века сотворило своеобразную книгу - «звёздами написана та книга, Млечный Путь - один её листочек». Д. Мережковский, А. Блок, М. Волошин, И. Анненский, В. Брюсов, К. Бальмонт, Б. Пастернак, С. Городецкий, С. Есенин… А. Скрябин, С. Рахманинов, М. Врубель, В. Кандинский, М. Шагал, Фальк, И. Машков, Н. Рерих - галерея величайших имён и личностей. Трагически сложилась судьба большинства гениев серебряного века. Но все они сквозь перипетии революций, войн, через эмиграцию, через огонь и кровь, через ошибки и заблуждения пронесли чувство Родины, незыблемую веру в то, что «Россия будет великой». Все они создали в начале XX века настоящее чудо - "серебряный век" русской поэзии. Многообразие творческих индивидуальностей делает особенно увлекательным, хоть и трудным, знакомство и изучение этого богатого и многообразного периода.


Задание 2. Кратко ответьте на вопросы


каковы основные достижения русской науки порубежной эпохи?

Рубеж двух веков стал периодом интенсивного развития различных общественных наук. Именно в это время началась деятельность крупнейшего социолога П.А.Сорокина, чьи труды впоследствии приобрели мировую известность. Эмигрировавший в 1922 г. из СССР П.А.Сорокин сыграл огромную роль в становлении и развитии американской социологии. Большой вклад в изучение экономических, историко-экономических проблем внесли труды М. И. Туган-Барановского, П.Б.Струве.

Крупных успехов достигла отечественная историческая наука. Активно изучалось прошлое России.

Филолог и историк А.А.Шахматов создал ряд классических работ о русском летописании. Значительных успехов в развитии отечественной историографии добились А.Е.Пресняков, С.Ф.Платонов, С.В.Бахрушин, Ю.В.Готье, А.С.Лаппо-Данилевский.

В поле зрения русских историков находилось не только прошлое Отечества. Проблемы западноевропейского средневековья и нового времени исследовали Н.И.Кареев, П.Г.Виноградов, Е.В.Тарле, Д.М.Петрушевский.

Успешно развивались на рубеже двух веков правоведение, филологические науки и т.п.

Назовите основные художественные течения серебряного века.

Символизм - явился порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного подсознания, в увлечении идеалистической философией. Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной.

Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) - одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»).

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-начала 1920 гг. XX в.

Какова роль меценатов в развитии русской культуры?

Меценатство - материальная поддержка тех или иных деятелей культуры. Оно может служить достижению разнообразных целей - экономических, политических, идеологических.

Меценатство играло важную роль в развитии культуры.

С. И. Мамонтов (1841 - 1918) в своем подмосковном имении Абрамцево создал художественный кружок, который стал одним из центров развития русской культуры. Здесь собирался самый цвет русской интеллигенции: И. Е. Репин, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. А. Серов, В. Д. Поленов. В Москве в 1885 г. Мамонтов основал частную русскую оперу, стал ее режиссером.

Московский купец и промышленник П. М. Третьяков (1838 - 1898). С 1856 г. систематически покупал картины русских художников и создал богатую картинную галерею русской живописи. В 1893 г. Третьяков передал свою коллекцию в дар Москве. Третьяковская галерея является крупнейшим музеем русской живописи.

С. Т. Морозов (1862 - 1905) был меценатом МХАТа. Он выделил деньги на строительство здания и оказывал финансовую поддержку театру. Морозовы известны также созданием музея западного искусства, созданием огромного собрания старинных русских гравюр и портретов.

Семья текстильных фабрикантов Щукиных создала музей современной западной живописи, в котором представлены полотна П. Гогена, А. Матисса, П. Пикассо; большой музей русской старины, а также основала на свои средства Психологический институт.

А. А. Бахрушин (1865 - 1929) на основе своего собрания создал частный литературно-театральный музей (ныне Театральный музей им. Бахрушина).

Рябушинские внесли большой вклад в возрождение русского церковного зодчества, собрали богатейшую коллекцию русской иконописи. Финансировали художественный журнал "Золотое руно", мероприятия в поддержку русской авиации, экспедиции по освоению Камчатки. После революции семья оказалась в эмиграции.

Перечень имен российских меценатов очень широк, поэтому невозможно назвать всех русских купцов, промышленников, дворян, тративших личные средства на науку, искусство, благотворительность, не думая о прибыли. Следует помнить о том, что высокое искусство во все времена развивалось за счет поддержки государства и меценатства.


Задание 3. Объясните термины: супрематизм, акмеизм, конструктивизм, символизм, футуризм, декаданс

русский литература декаданс акмеизм

Супрематизм (от лат. Supremus - наивысший) - направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции. На начальном этапе этот термин, восходивший к латинскому корню suprem, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. В беспредметных полотнах краска, по мысли К. С. Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, - супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы (Бога).

Акмеизм (от греч. - «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») - литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов. В основе - простота и ясность поэтического языка, строгость поэтической композиции, стремление создавать точные, зримые образы и прямо называть предметы. Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральной фигурой которого являлся организатор акмеизма Н. С. Гумилёв.

Конструктивизм - советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 - нач. 1930 годов.Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

Символизм (от фр. symbolisme, от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880-1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19-20 вв. Огромное значение символизм имел в русском искусстве этого же периода, приобретшего в искусствоведении определение «Серебряный век». Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.

Футуризм (от лат. futurum - будущее)- общее название художественных авангардистских движений 1910- начала 1920 гг. XX в., прежде всего в Италии и России. Футуризм отрицал традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии), в поэзии разрушал естественный язык. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

Декаданс (от позднелатинского decadentia - упадок) - общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.


Список использованной литературы


1. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. - М., 1999.

Культурология. Отечественная культура: Учеб. пособие. - Кемерово, 2003.

Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: "Гардарика", "Экспертное бюро", 1997.-344 с.

Рапацкая Л.А. Искусство "серебряного века". - М., 1996.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала ХХвв.-М., 1993.

Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Составители: Лалетин Д. А., Пархоменко И. Т., Радугин А. А. Отв. редактор Радугин А. А.- М.: Центр, 1998.- 592 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.