Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Использование нетрадиционных методов, приемов и техник рисования в обучении детей основам изобразительного искусства. Нетрадиционные методы рисования

Использование нетрадиционных методов, приемов и техник рисования в обучении детей основам изобразительного искусства. Нетрадиционные методы рисования

Стандартное представление о занятиях рисованием у многих связано с альбомом и рисовальными принадлежностями: красками, карандашами, кисточками и фломастерами. Между тем существует масса способов сделать урок по необычным и захватывающим, таким, который вызовет положительные эмоции не только у детей, но и у взрослых.

Необычные техники рисования для детей, при помощи нестандартных средств и материалов, – прекрасная возможность проявить фантазию и создать эффектные, запоминающиеся поделки.

Рисуем руками

Очень простой способ нарисовать необычные и разнообразные картинки, используя тот инструмент, который всегда под рукой, а именно – руку самого художника. С самого маленького возраста можно простые абстрактные картинки а когда ребёнок становится постарше можно усложнять задачу. Детская рука предоставляет широкие возможности для создания сюжетов, вот два самых простых.

Бабочка

Возьмите лист бумаги, положите его горизонтально. Согните пополам, хорошо зафиксируйте линию сгиба, затем лист разогните. Наберите на кисточку немного гуаши (пусть цвета ребёнок выберет самостоятельно), и покрасьте ладошку малыша. Если ребёнок хорошо и уверенно держит кисточку, то раскрасить собственную ладошку он может сам, это доставит ему массу удовольствия. Подушечки пальцев и ладонь лучше окрасить в разные цвета, это сделает рисунок более ярким.

Закрашенную ладошку юный художник прикладывает к листу бумаги. Основание ладони при этом должно находиться у линии сгиба листа. Так как крыло бабочки состоит из двух частей, то один раз ребёнок прикладывает ладошку, чуть повернув пальчики вниз рисунка, второй раз наоборот – развернув ладошку пальцами вверх.

Затем приложите к получившемуся отпечатку ладошек вторую половину листа – и у вас получится замечательная бабочка. Для достоверности можно нарисовать от руки туловище и головку бабочки или вырезать их из цветной бумаги и приклеить клеем.

Дерево

Отличный вариант изображения дерева при помощи всё той же руки, правда, теперь понадобится не только ладошка, но и часть руки выше кисти.

Техника проста: ребёнок окрашивает коричневой гуашью ладошку и кусочек руки чуть выше запястья, и прикладывает её к вертикально лежащему листу бумаги. Получается ствол дерева, которому осталось нарисовать листву. Здесь также возможны варианты: можно нарисовать её самостоятельно, а можно приклеить настоящие листики, собранные в осеннем лесу.

Картинки в штампах

Креативное решение, которое сделает любой рисунок неожиданным и привлекающим внимание – это рисование его элементов штампами.

Что такое штамп? Это кусочек основы, на котором вырезается либо закрепляется подручными средствами нужный рисунок.


Материалами для изготовления штампов может служить что угодно:

  • клубни сырого картофеля;
  • разрезанные пополам маленькие яблоки;
  • пластилин;
  • элементы конструктора Лего;
  • крышечки от маленьких баночек;
  • спичечные коробки и нитки.

Универсальный и недорогой материал для изготовления оттисков, который найдётся у всех.

  • Выберите небольшие клубни, помойте и почистите их.
  • Разрежьте клубень пополам. На получившейся поверхности штампа изобразите тот отпечаток, который хотите получить, допустим, это будет лист дерева.
  • Ножом сделайте надрезы, имитирующие структуру листа. Затем окуните готовый штамп в краску и сделайте оттиск на заранее приготовленном листке бумаги.
  • Для создания законченной композиции можно сделать необходимую заготовку, например, изображение ветки дерева, листочки на котором можно нарисовать полученным штампом.

Внимание: картофель быстро и хорошо впитывает краску, поэтому для получения оттисков разных цветов, каждый раз нужно использовать новый штамп (клубень картошки).

Штампы на пластилине

Один из любимых у детей способов создавать собственные штампы. Для этого понадобится: кусочек плотного пластилина и шариковая ручка (для мелких деталей). Для более крупных деталей, которые нужно выдавить на оттиске, лучше использовать карандаш с толстым грифелем.

Изготавливаем оттиск:

  • Скатываем из пластилина колбаску длиной в 2-3 см. Низ колбаски делаем гладким и ровным.
  • Берём шариковую ручку и ставим, глубоко вдавливая внутрь, точку посередине основания оттиска. Это будет сердцевина цветка.
  • Прикладываем к штампу шариковую ручку следующим образом: заострённым концом к центру, хорошо надавливаем. Делаем несколько оттисков, формируя лепестки вокруг сердцевины цветка.
  • Заполняем образовавшиеся углубления штампа краской, лучше, если это будут акриловые краски или гуашь. Акварель будет выливаться, давая ненасыщенные цвета.
  • Печатаем на бумаге. Композицию можно разнообразить, изготовив несколько штампов с разными рисунками.

Яблочные открытки

Для этой «вкусной» техники рисования потребуется: несколько небольших яблок, гуашь или акриловые краски, два-три листа плотного цветного картона.

Разрежьте яблоки на половинки, разведите в дополнительной посуде несколько красок. Для того чтобы оттиски получились насыщенными, не разводите краски сильно. Опустив яблоко разрезанной стороной в краску, предложите ребёнку сделать несколько оттисков на кусках цветного картона.

Пусть родителей не пугает, то, что увидев яркие и аппетитные оттиски, у детей возникнет желание наносить их на картон в неимоверном количестве. Когда оттиски просохнут, листы картона можно разрезать, подогнав их под формат открытки, или, вырезав квадрат с яблочными оттисками, наклеить его на большой кусок картона контрастного цвета. Хвостики яблок можно дорисовать отдельно. Получается замечательная картина для кухни!

Ниточные штампы

Этот вид творчества привлекает детей забавными геометрическими рисунками, образующимися в результате применения обычных ниток.

Основные материалы для этой необычной техники просты и доступны – это коробки спичек (понадобятся только коробки, без спичек), толстые нити шерстяной или синтетической пряжи, и краски (все кроме акварельных).

Для того чтобы изготовить штамп, нужно взять небольшой отрезок нити и обмотать им спичечный коробок. Нить не должна быть слишком тонкой и должна плотно облегать коробок. Макаем получившийся штамп в краску и получаем эффектный оттиск с геометрическим узором.

Необычное рисование и природные материалы

Наиболее интересные для детей техники рисования связаны с природными материалами различных текстур: деревом, камнем, семенами растений, и, конечно же, листвой деревьев.

Собирая с детворой листья в осеннем лесу, мы иногда не подозреваем, какой простор для полёта фантазии и необычных рисунков кроется в обычном высохшем листе дуба или клёна.

Рисунки с осенней листвой

Листья для этих работ нужны любые: большие и маленькие вытянутые и круглые, зелёные, жёлтые с черенками или без них. Гуляя в лесу, акцентируйте внимание детей на разнообразии форм и цветов осенних листьев.

Отпечатки листьев

Вариант первый

Берём лист не очень плотной белой бумаги, кладём его перед детьми на стол. Лучше закрепить его уголки скотчем, для этого вида работ важно, чтобы лист не скользил по столу. Выкладываем три листа разной формы друг с другом рядом и «пропечатываем» по очереди каждый листок, зарисовывая его цветным восковым мелком.

Второй вариант

«Печатаем» листьями, предварительно нанеся на них краску. Этот способа рисования выглядит следующим образом.

Возьмите несколько крупных листов и предложите детворе поработать осенними волшебниками. Пусть они самостоятельно раскрасят одну сторону каждого листа красками – так, как им нравится, в произвольном порядке. Затем пусть приложат листья раскрашенной стороной к белому листу бумаги. Получатся яркие, сочные отпечатки.

Этот вид работ позволит создавать интересные и яркие коллажи на осеннюю тематику!

Создаём цветную бумагу самостоятельно

Мало кто знает, что достаточно просто создать эффектную разноцветную бумагу в домашних условиях самостоятельно. В результате этой необычной техники она получится причудливой, необычной расцветки, напоминающей рисунок мраморного камня.

Для создания такого вида цветной бумаги понадобится:

  • мужская пенка для бритья;
  • акварельные или акриловые краски;
  • одноразовая бумажная тарелочка для смешивания красок;
  • бумага;
  • кусочек плотного картона.

Наносим равномерный плотный слой пены на тарелку. Слегка разводим краски водой, цвета должны быть насыщенными и яркими. Затем берём немного краски каждого цвета кисточкой и «капаем» по несколько капель разных оттенков на тарелку с пеной в произвольном порядке.

Следующая часть наиболее любима у детей любого возраста. Взяв в руки ватную палочку (на конечник из ваты можно снять) или зубочистку, ребёнок должен развести цветные капли в пене. В результате этого образуются совершенно причудливые формы – кляксы, точки, разводы и невероятные сочетания цветов.

Затем необходимо взять лист бумаги и приложить его плашмя к образовавшейся в тарелке разноцветной пене. Переверните лист, положите его сухой стороной на стол. Теперь необходимо соскрести остатки пены с поверхности листа. Для этого достаточно взять кусочек плотного картона, и держа его вертикально, снять излишки пены.

Лист получившейся цветной бумаги яркой и весёлой расцветки можно использовать, когда она просохнет.

Всё перечисленное разнообразие работ, выполненное детьми и взрослыми в необычных техниках рисования, идеально подходит для уроков домашнего творчества, создания рисунков в коллажной технике и оформления семейных альбомов в технике скрапбукинг.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Отказ ребенка рисовать – это не просто протест. Одна из причин — неуверенность в себе и своих способностях. Что делать, чтобы ребенок поверил в то, что он может и умеет рисовать красиво? Помогите ему освоить нетрадиционные техники рисования.

Зачастую дети стесняются того, что в отличие от других малышей у них плохо получается. Они не видят своих успехов, зато прекрасно видят, как хорошо получается у соседей. Это не зависть, не обида, а недостаточно высокая самооценка. Дело в том, что мы с самого детства сравнивали поведение детей с остальными: «посмотри, как делает Маша», «как здорово получается у Коли» и пр. В результате со временем у ребенка может сложиться комплекс неполноценности, развиться неуверенность в себе. И это вина взрослых. Однако у взрослых есть несколько возможностей, способных исправить эту их оплошность и вернуть ребенку самооценку. Одной из них является рисование.

Рисование как арт-терапия

Рисование поможет и детям, и взрослым. Здесь можно забыть о законах и правилах и полностью окунуться в мир собственных фантазий, уйти от реальности. Предоставьте детям право самовыражаться – пусть они сами выбирают что, чем и на чем рисовать.

Выбирая нетрадиционные методы рисования, взрослые дают ребенку понять, что настало время детям научить родителей. Предоставьте ребенку богатый выбор инструментов – пуговичек, веревочек, листиков, палочек… Прекрасной кистью для рисования станут собственные пальчики и ладошки ребенка. Здесь можно использовать не только привычные краски, но и любой другой материал, в который можно добавлять красящий пигмент: соль, песок, кофе, крупы.

Соберите для ребенка целую коробку материала, который ребенок может раскрашивать – пластик, гипс, ткани, стекло, дощечки, кружки и пр. Дайте ребенку понять, что теперь это его территория, что вы даете ему разрешение на полную самостоятельность и с радостью посмотрите и поможете ему выполнить любые задумки. Поверьте, вы получите не меньше удовольствия от процесса, чем ребенок!

Нетрадиционные методы рисования: популярные техники

Итак, все необходимое вы уже подготовили. Что теперь? Предлагаем вашему вниманию подборку наиболее интересных техник, которые вызовут восторг у любого ребенка!

Волшебная линия

Для этого способа рисования понадобятся только лист бумаги, фломастер и карандаш. Предложите ребенку нарисовать любой предмет, не отрывая карандаш от бумаги, всего лишь одной линией! Параллельно делайте то же самое, а в конце сравните, что у вас получилось.

Замечательная разновидность этого вида рисования – рисовать хаотичные рисунки одной линией с закрытыми глазами, можно при этом включить ребенку спокойную музыку и предложить ему нарисовать свои ощущения. А результат можно разукрасить по своему желанию.

Волшебная ниточка

Для этого приема возьмите веревку, нитки, разноцветную гуашь. Далее можно воспользоваться одним из следующих приемов:

Прием №1. Пропитайте красками несколько ниточек, разложите их на чистом листе, накройте сверху другим бумажным листом таким образом, чтобы хвостики ниточек выглядывали. По очереди вытягивайте нитки, придерживая верхний лист рукой. После последней вытянутой ниточки можно открыть листочки и посмотреть, что получилось, и пофантазировать на эту тему вместе с ребенком.

Прием №2. Сложите пополам альбомный лист, пропитайте нитку краской и беспорядочно положите ее на одну половинку листа. Прикройте нитку второй бумажной половинкой и прижмите рукой. Откройте и посмотрите, что получилось.

Монотипия

Для этого способа нам понадобятся бумага, краски, кисточка. Складываем пополам чистый альбомный лист. На одну сторону листа ближе к линии сгиба наносим несколько густых пятен краски. Тут же складываем лист пополам и хорошенько прижимаем ладошкой. После можно открыть и посмотреть на результат, пофантазировать на тему: «что ты видишь?».

Набрызг

Если у вас остались старые зубные щетки, не спешите их выкидывать – они прекрасно подойдут для этой техники рисования. Подготовьте гуашь, лист бумаги, силуэты, гербарий. Набираем немного краски на кончик зубной щетки, наклоняем ее над бумагой и проводим по ворсу картонкой или обычной тонкой расческой. По бумаге начнут разлетаться брызги – это приводит детей в восторг.

Эта техника прекрасно подходит для изображения салюта или звездного неба. А если положить на лист любой силуэт и разбрызгать краску вокруг него, то, убрав силуэт, вы увидите его четкий след на листе, который можно дорисовать недостающими деталями.

Мыльная пена

Для этого метода понадобятся акварельные краски, оргстекло, мыло, губка, трубочка для сока или коктейля, шампунь, карандаш, кисть, бумага.

Прием №1. Намыльте с ребенком поролон, на тарелочку выжмите получившуюся пену. На чистом бумажном листе нарисуйте очертание предмета. Наложите на получившийся рисунок оргстекло, на котором и нужно будет рисовать пеной. Возьмите кисточкой немного пены, опустите в желаемый цвет акварели, пока пена не окрасится, и разукрасьте контур на стекле. После того, как рисунок готов, дайте ему высохнуть. Чистую бумагу немного намочите и приложите к высохшему рисунку на стекле влажной стороной, прижмите рукой, а потом оторвите. Готово – рассматриваем и фантазируем!

Прием №2. Берем баночку с жидкой краской, добавляем в нее немного шампуня и тщательно перемешиваем. Опускаем в банку трубочку для коктейля и начинаем дуть, чтобы масса начала пузыриться. На столе раскладываем листы бумаги. По очереди берем каждый лист, покрываем им банку с пеной так, чтобы пена касалась поверхности листа. Потом можно убрать и посмотреть, что получилось. Можно слоями накладывать одни пузыри на другие на листе, можно ложечкой выкладывать пузыри на бумагу, дорисовывать карандашами детали, можно дать высохнуть и вырезать, делать аппликации и пр.

Восковые мелки или свечка

Для этого приема нам нужны бумага, свечка, краски, кисточка. Можно использовать метод переведения. Под чистый лист кладется плоский предмет или контурный рисунок, а поверх чистого листа свечкой или восковыми мелками проводим по контуру рисунка или предмета. Получившиеся очертания можно закрасить. Наиболее популярна техника трения – рельефный рисунок или плоский предмет с контурами (например, копейку) кладем под лист и свечой, мелками или краской наносим рисунок.

Пальчики

Для этой работы нам нужна только краска, бумага и тарелочка. Сжимаем руку в кулак и вдавливаем его в краску, хорошенько размазываем краску по кулаку. После этого по очереди прикладываем к листу кулак разными его сторонами – боковой частью, пальчиками, тыльной стороной. Можно сделать отпечатки пальцев на листе при помощи краски и пальцев, можно отпечатать целую ладонь. После многих сделанных отпечатков дорисуйте с ребенком разные детали, чтобы получился полноценный рисунок, настоящее изображение.

Кляксография

Здесь понадобятся только краски, кисти, трубочка для сока или коктейлей и вода. На листе бумаги сделайте большую кляксу так, чтобы на бумаге была большая капля. Возьмите трубочку и подуйте на кляксу, чтобы она побежала в сторону. Гоните кляксу в разные стороны – она будет везде оставлять за собой след. Когда клякса полностью исчезнет, посмотрите, что получилось. Можно посадить 2 разноцветные кляксы на разные стороны одного листа и дуть на них так, чтобы они встретились. Это занятие прекрасно подходит для игры ребенка с родителем.

В каждом из нас есть творческое начало, но детям просто жизненно необходимо его развивать, реализовывать свой потенциал. Нетрадиционные методы рисования не только помогут ребенку в самореализации, но и дадут выход его эмоциям, помогут решить накопившиеся проблемы без конфликтов. Помогайте детям раскрывать самих себя!

Рисунком принято называть изображение, созданное с помощью линий, черт, отображающих важные признаки предмета (форму, раз­мер, пропорцию, динамику, объем и т.д.), используемых во всех ви­дах изобразительного искусства.

Существуют многочисленные разновидности рисунка, различаю­щиеся по методам рисования, по темам и жанрам, по технике ис­полнения. Рисунок может быть станковым и служить вспомогатель­ным материалом для создания живописных, графических, скуль­птурных произведений. Неслучайно рисунок служит основой для усвоения выразительных средств создания художественного образа в изобразительном искусстве, для решения различных творческих задач. Знание техник и материалов рисунка, понимание их особен­ностей помогают реализовать любой замысел.

По использованию изобразительно-выразитель­ных средств различают:

Линейный рисунок . Выполняется легкими, светлыми, обобщен­ными штрихами. С помощью линейного рисунка создается художе­ственный образ, строятся различные таблицы, схемы, опорные сиг­налы.

Тональный рисунок . Способствует передаче объемной формы изображаемого предмета и дает более полную характеристику его свойств и качеств. Тональный рисунок позволяет отобразить на пло­скости характер освещения, материальность и пространственные отношения. Простейший вид тонального рисунка - контурный ри­сунок (силуэт), который заполняется одним ровным тоном.

По технике выполнения:

Оригинальный рисунок. Выполняется от руки в единственном эк­земпляре.

Печатный рисунок. Наносится на клише, оставляющее оттиск на бумаге. Другое название -эстамп. Выделено несколько разновид­ностей эстампа: ксилография (на дереве); литография (на камне); линогравюра (на линолеуме); офорт (на металле).

По целевому назначению:

Академический рисунок. Выполняется длительное время на вы­соком профессиональном уровне с целью совершенствования при­емов рисования, более глубокого освоения приемов изображения и тщательного изучения различных форм.

Учебный рисунок , подготовительный этап, составная часть ака­демического рисунка, выполняется с целью обучения рисованию.

Творческий рисунок выступает в качестве самостоятельного про­изведения изобразительного искусства, отображающего внутренний мир художника, его душевную и духовную сущность, мысли, миро­воззренческие идеи.

Набросок - краткосрочный рисунок, выполненный с помощью линий, дополняемых редкой штриховкой или тушевкой.

Этюд служит для более подробного изучения предмета и изо­бражения его частей. Цель - выделение в течение длительного вре­мени важнейших внешних и внутренних свойств и признаков объ­екта.

Эскиз выполняется на основе собранных набросков и этюдов, ко­торые выступают в качестве строительного материала эскиза, который впоследствии станет будущим произведением.

По способам рисования . Различие между образом реаль­ного предмета, сложившимся в процессе зрительного восприятия, и образом, сохранившимся в памяти в виде представления, приводит к появлению разных способов изображения.

Рисование по восприятию . Объект изображения в течение всей работы находится перед рисующим. Такой способ рисования называ­ется еще ирисованием с натуры.

Этот вид рисования заставляет художника задуматься над формой, содержанием натуры, определить признаки и свойства предметов, осмыслить их отношения. Параллельно с этим воспитываются внима­тельность и наблюдательность, развивается способность гармонично­го видения, осмысления и изображения.

Рисование по оригиналам (копирование). Выполняется не с на­туры, а с рисунка-оригинала работы мастером. Такой вид рисования - вспомогательный прием при обучении основам изобразительной грамоты, поскольку позволяет наглядно увидеть, как могут быть ре­шены изобразительные задачи. Цель копирования заключается еще и в том, чтобы практически освоить ту или иную технику рисования.

Рисование по представлению . Объект изображения отсутствует, т.е. его нет перед глазами рисующего. Изображение создается на основе представлений и впечатлений о предметах, объектах, явлени­ях, событиях, которые были получены ранее. Образы формируются в сознании рисующего и потому несут на себе отпечаток индивиду­альности, неповторимости. Очень часто они менее конкретны и глубоки, чем воспринимаемые объекты. Однако, несмотря на обоб­щенность характера рисунков по представлению, образы могут до­полняться, конкретизироваться художником в ходе рисования, что способствует развитию зрительной памяти, творческого воображения, насыщению новыми образами.

Выразительные средства рисунка

Точка. Получается от прикосновения острия карандаша, кисти или любого изобразительного материала к изобразительной плоско­сти или от пересечения линий и штрихов. Чаше всего используется при отображении светотени или при линейном построении компо­зиции рисунка. В этом случае точка выступает в качестве опоры, поэтому ее называют опорной.

Линия - наиболее распространенное изобразительно-вырази­тельное средство, легко наносимое любым материалом.

Линии различают

по назначению:

- вспомогательные - используются при компоновке и линейно- конструктивном построении формы предметов (объектов);

Пространственные - служат для передачи пространственного положения формы в зависимости от освещения и окружающей об­становки;

- плоскостные - применяются чаще всего в декоративном ис­кусстве и графике.

По характеру:

- прямые выполняются короткими соединяющими тонкими штрихами, идущими от намеченной на бумаге точки и обозначаю­щими направление линии;

- кривые изображаются посредством трех опорных точек (две конечные определяют длину линии, третья - указывает на высоту линии). Расстояние между точками оказывает влияние на характер самой линии.

По направлению: горизонтальные; вертикальные; диа­гональные.

По технике выполнения :простые (все прямые и не­которые кривые: замкнутая, дугообразная) исложные (ломаная - зигзагообразная; волнистая; комбинированная; спиралевидная).

Штрих - относительно короткие линии, позволяющие отобра­зить размеры, контуры предмета, светотеневую моделировку, харак­тер формы, передать объем и фактурность. Штрихи, как и точки, могут быть опорными.

Штриховка - прием нанесения тона с помощью штрихов, на­правление которых определяется движением поверхности изобра­жаемого предмета, ее структурой, формой, размерами и пр.

Тон - передача в рисунке светотеневых отношений (градаций) на предмете посредством штриховки, тушевки и окраски. На пред­метах с ровной, мягкой изогнутой линией переход от света к тени будет постепенным, с характерными полутонами, тоновыми нюан­сами, наличием рефлексов. Предметы, имеющие угловатую неровную поверхность, содержащую множество изгибов и изломов, отличают­ся своеобразием и в тональном изображении. Тоновой рисунок в этом случае подчиняется другим законам передачи светотени, в за­висимости от материала предмета, направления источника света.

Тушевка - прием нанесения тона с помощью слитных штрихов, выполняемых боковой поверхностью графита карандаша.

Контрольные вопросы

1. Какие виды рисунка выделены в теории искусства?

2. Какое значение имеют выразительные средства для формирования графического образа в рисунке?

3. В чем состоит значение рисунка для различных видов искусства?

Особенности овладения рисунком детьми дошкольного возраста

Специфика рисования

Рисование - один из самых популярных видов изобразительной деятельности и творчества. Первые рисунки появляются у ребенка тогда, когда ему впервые попадет в руки карандаш. Мы уже говори­ли о том, что первые каракули, штрихи носят исследовательский и вместе с тем отобразительный характер. Направления штрихов, их форма, сочетание - первые изображения ребенка, через которые он передает свое настроение, отношение к тому, что его привлекает, волнует. После того как малыш узнает краски и другие изобразитель­ные материалы, рисунок не перестает его привлекать. В свободной деятельности дети чаще рисуют карандашами и фломастерами, чем красками, поскольку они позволяют быстрее получить изображение, точнее передать детали образа.

Лист бумаги служит для дошкольника средством общения, само­выражения и даже полем для изобразительной игры. Поэтому в ри­сунке ребенок уделяет внимание внутреннему смыслу, а не его фор­ме. Из-за этого маленький художник упускает важные моменты построения образа, что приводит к хаотичному расположению его элементов, размыванию главного. Если не уделять этой проблеме внимания, то рисунок постепенно утрачивает свою изобразительно- выразительную привлекательность и напоминает некое схематичное повествование, имеющее незаконченный вид. Для того чтобы у детей не формировалось искаженное восприятие рисунка, целесообразно выделить ряд направлений в педагогическом процессе.

1. Отработка изобразительных навыков - цель изобразительной деятельности. Одним из изобразительных навыков становится сво­бодное проведение различных по характеру линий (рис. 12- 16).

2. Оптимизация творческой активности, обусловливающей раз­витие изобразительного творчества дошкольников.

Дети 2,5 - 3,5 года собрались рисовать зимний пейзаж. Предварительно они рассмотрели различные изображения зимнего леса в разных колористи­ческих гаммах, с использованием нескольких техник. Педагог предложил за­крыть фон для будущей работы. Так как данный вид деятельности хорошо знаком дошкольникам, ему оставалось только напомнить, что общий колорит фона должен соответствовать тому настроению, которое они хотели бы отраз­ить в своих работах. После того как фон был готов, педагог, используя показ как метод обучения, продемонстрировал способы рисования заснеженной ели, и каждый новый способ дети самостоятельно повторяли на отдельных листках бумаги. Затем каждый ребенок выбрал тот прием, который ему больше всего понравился. Рисуя первую ель, дошкольник стремится повторить все движе­ния, которые он совершал при тренировке. А вот последующие деревья он начинает изменять, добавляя какие-то элементы, поясняя ход своих мыслей: «...А на этой ели будет много снега, и я поставлю большие отпечатки кисточ­кой»; «А у меня елка наклонилась, потому что ей тяжело под снегом».

Рис. 12. Прямые линии:

I - горизонтальные; ритм вертикальный (падающий); вертикальные;

2 - свободный горизонтальный ритм; свободный диагональный; объемные горизонтальные; 3 - про­странственные горизонтальные; диагональный устремленный; композиционные вертикальные; 4 - падающий вертикальный ритм; сложный смешанный ритм; сме­шанный горизонтальный ритм

Рис. 13. Ломаные линии:

1 - усиливающийся вертикальный ритм; смешанный ритм; 2 - диагональный ступен чатый; ритм ломаных линий; 3 - ломанный горизонтальный ритм; ломанный верти кальный ритм; 4- спокойный вертикальный ритм; переплетение ломаных линий

Рис. 14. Волнистые линии :

1 - волнистые горизонтальные; пучок диагональных; 2 - волнистые вертикальные; волнистые усиленные к центру; 3 - волнообразное движение; волнистые усиленные к краю; 4 - волнистые диагональные; «срез камня»; 5 - концентрация линий к центру; волнистые пересекающиеся; 6 - волнистая «живая»; концентрация линий к краю; 7- расходящиеся от угла; ветвистые линии; 8- округлые линии (ослабление тона); концентрические ослабленные к центру; 9 - переплетение; концентрические,

ослабленные к краю

Рис. 15. Округлые линии:

1 - горизонтальные овалы; «цепочка»; 2- пересекающиеся овалы; горизонтальный ритм овалов; 3 - вертикальный ритм овалов; перекрывающиеся овалы

Рис. 16. Спиралевидные линии:

1 - горизонтальная спираль с усилением; приближающаяся спираль; спираль «улит­ка»; 2 - диагональная спираль; свободные диагональные спирали; свободная гори­зонтальная спираль; 3 - ниспадающая диагональная спираль; ниспадающие верти­кальные спирали; расширяющаяся вертикальная спираль; 4 - наклонная горизон­тальная спираль; пучок расходящихся спиралей; свободные пересекающиеся спирали; 5 - пересечение диагональных спиралей; свободные дугообразные спирали; рас­ширяющийся пучок спиралей

Упражнения в рисовании

Невозможно ждать от ребенка проявления творчества, если у него не хватает технического опыта. Здесь важны две стороны: наличие опыта и внесение нового элемента. Замыслы могут остаться нереа­лизованными, так как их воплощение обусловлено не только уровнем владения техникой рисования (проведение различных линий, нало­жение мазков, нанесение штрихов и т.д.), но и связью между зри­тельно воспринимаемым объектом, координацией движения руки с кисточкой (карандашом) и представляемым образом. Для того чтобы перенести задуманное на плоскость листа, ребенку необходимо осво­ить несколько операций:

Научиться зрительно рисовать любой объект и регулировать ри­совальные движения благодаря импульсам коры головного мозга;

Овладеть техникой изображения;

Изучить последовательность изображения для достижения це­лостности образа;

Усвоить цветовые отношения и формообразующие движения.

Каждая из обозначенных сторон выступает одновременно само­стоятельным механизмом и составляющим одного процесса, который направлен на развитие изобразительного творчества.

Ребенок, не имея представления о том, как выглядит верблюд, не может его изобразить, добиться узнаваемости образа. А для этого ему необходимо хотя бы один раз увидеть это животное

Даже знакомый предмет (объект) сложно изобразить, если не хватает ручной умелости. Конечно, можно возразить, указав на удач­ные и интересные по цвету, форме, композиции каракули, которые получаются у ребенка, не имеющего большого опыта в области изо­бразительной грамоты. В этих удивительных каракулях видим зани­мательные образы мы, взрослые. Именно с позиции взрослого в них отмечается неординарное цветовое решение, оригинальное компо­зиционное построение. Считать это в полной мере творчеством детей было бы необъективно. Сами малыши не видят ни оригинальности, ни индивидуальности в своих работах, так как у них пока еще нет опыта сравнения и сопоставления. Они ориентируются на мнения взрослых, что способствует постепенному формированию их соб­ственной эстетической оценки.

Поэтому очень важно помочь дошкольнику обогатить изобрази­тельный опыт, используя упражнения и творческие задания, которые служат связующим звеном между замыслом и творческим продуктом. Условно можно выделить несколько обучающих упражнений.

Рисование в воздухе с повторением движений педагога.

При выполнении лессировкой неба педагог показывает рукой движение кисточки: сначала в одном направлении, затем ворс разворачивается и начинает движение в другом направлении. Педагог показывает именно рукой, а не кисточкой, поскольку кистью руки можно более наглядно от­разить характер движения ворса. Дети повторяют за педагогом движения рукой. Иногда рисование в воздухе необходимо выполнять кисточкой, чтобы дети зрительно и тактильно запоминали особенности рисовального движения.

Совместная прорисовка деталей на отдельном листке бумаги с подробным пояснением каждого рисовального движения .

Упражнение позволяет скорректировать мелкие рисовальные дви­жения и помогает ребенку прочувствовать силу нажима кисти или карандаша для получения определенного изображения, увидеть по­следовательность изобразительных движений. Важно не только раз­вивать зрительную и тактильную память в отношении формообра­зующих движений, но и учить детей на слух воспринимать инструк­ции. В связи с этим всем движениям необходимо давать словесную характеристику.

Рисуя дерево, педагог поясняет: «Посмотри, мы положили кисточку плашмя и ведем плавно вверх. Кисточка свободно движется, слегка изгиба­ясь, рисует еле заметную волнистую линию, и постепенно ворс кисти от­рывается от листка. Только кончик соприкасается с поверхностью. Мы продолжаем рисовать концом кисти. Получился ствол. На самом верху ствол переходит в большую ветку. Теперь мы меняем широкую кисть на среднюю и рисуем ветки более тонкой кистью. Кладем кисточку к стволу и плавными волнистыми движениями поднимаемся вверх. Опять к стволу, кисточку кладем плашмя, постепенно она поднимается, и мы рисуем концом. Вот одна ветка длиннее, а другая короче. Они все разные. Мы их рисуем смело, не боимся, что они будут заходить на ствол, друг на друга. Теперь берем тонкую кисточку и рисуем еще более мелкие веточки, они переплетаются, как будто держатся за руки. Веточки не плоские, а объемные, нарисуем тень на них. Смешаем краски, чтобы у нас получился темный оттенок, и теперь тонкой кисточкой покажем тень, она должна быть только с одной стороны, а с другой ветка остается светлой...» Подробное объяснение необходимо для того, чтобы дети могли одновременно видеть изображение, анализировать характер рисовальных движений для получения образа.

Отработка отдельных технических приемов по инструкции педагога . Упражнение может проводиться как вне занятия, так и в ходе него. Цель его - обеспечить своевременную коррекцию от­дельных приемов, деталей, необходимых ребенку для реализации замысла.

Процесс освоения основ изобразительной грамоты сложен, дли­телен, требует постоянного закрепления усвоенного материала. До­школьники в ходе рисования очень часто, увлекаясь самим процес­сом, забывают многие правила и начинают расстраиваться, если у них что-то не получается из задуманного. Важно ненавязчиво оказать помощь, направляя ребенка на припоминание правил. Если же до­школьник испытывает неуверенность при выполнении какого-либо приема, то целесообразно его подбодрить, вселить в него уверен­ность.

Когда ребенок оказывается не в состоянии вспомнить прошлый опыт, можно предложить потренироваться на отдельном листке, по­скольку попытки выполнить заново какую-то деталь могут также закончиться неудачей. Маленький лист бумаги меньше сковывает действия дошкольника и выступает в качестве тренировочной осно­вы, на которой он смело экспериментирует, пробует разные вариан­ты или отрабатывает какой-то один прием. На отдельном листке можно при необходимости отрабатывать приемы совместно с педа­гогом.

Очень часто педагог из-за нехватки времени на занятии не до­жидается, пока дошкольник самостоятельно добьется результата, а сам выполняет необходимый элемент на детской работе. Творческо­го развития в этом случае не происходит. Ребенок привыкает, что педагог дорисует, педагог поможет и т. д., перестает проявлять усилия в достижении поставленной цели. У него постепенно пропадает ин­терес к рисованию.

Подражание педагогу, копирование отдельных элементов изображения. В копировании нет ничего опасного для творчества. Все зависит от характера его использования в системе обучения. Если оно выступает в качестве основного метода, то оказывает негативное влияние на творчество. Когда копирование или подражание исполь­зуется с целью закрепления рисовальных движений, то оно способ­ствует расширению опыта ребенка, формированию технической базы 1 (рис. 17).

Таким образом, использование упражнений, направленных на приобретение ребенком «рисовального» опыта, приводит в конечном счете к развитию детского изобразительного творчества. Творчество и деятельность - это не исключающие друг друга понятия, а две стороны одного явления. Изобразительная деятельность помогает ребенку творить, проявлять индивидуальность, дает определенную свободу. А творчество, которое проявляется на основе изобразитель­ной деятельности, способствует гармоничному развитию личности дошкольника.

1. См.: Ломоносова М. Т. Графика и живопись: учеб. пособие. - М., 2003. - С. 150-151.

Рис. 17. Упражнения в штриховке

Контрольные вопросы

1. Какие виды рисунка, по вашему мнению, доступны детям дошкольно­го возраста?

2. В чем состоит суть упражнений? С какого возраста целесообразно применять упражнения для формирования изобразительных навы­ков?

Деятельность по изобразительному искусству дает возможность насладиться положительными эмоциями, почувствовать себя хозяином своего творчества. Дети изучают и учатся познавать окружающий мир, копируя его. В их рисунках отражается личное отношение ко всему происходящему вокруг. Разнообразие форм, методов и приемов работы по изобразительной деятельности развивает художественные способности ребенка. В данной статье представлены отдельные виды нетрадиционных техник рисования.

Что такое нетрадиционное рисование?

Эта такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается неизбитостью, оригинальностью. Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову «нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Более того, не возбраняется самому придумать новую технику изображения образа.

Нетрадиционные техники рисования в школеи детском саду учат ребят выражать задуманное свободно, без всяких ограничений. Детские страхи отступают, появляется уверенность в себе. Необычность нетрадиционного рисования заключается в том, что оно дает возможность детям быстро получить желаемый результат.

Какое значение имеет техника изображения при создании детского рисунка?

В творчестве ребят окружающий их мир открывается всякий раз по-разному. Это зависит от внутреннего состояния маленького художника: от его желаний и ощущений. Дети в большей степени подвержены эмоциям. В их воображении возникают такие образы, которые не поддаются никакому объяснению. Они могут нарисовать красного слоника, желтый дождь, бегущий дом.

Почему ребенку хочется творить, что его побуждает к этому? Прежде всего, конечно, воображаемый образ в его сознании. На первый взгляд все, кажется, просто: увидел и нарисовал. Но на самом деле этот путь очень сложный для ребенка, и требует от него много знаний и впечатлений. Это и душевные переживания, и способность удивляться, наблюдать.

Рисование. Нетрадиционная техника. Старшая группа

Изображение рисунка на бумаге карандашами или красками помогает ребенку подготовиться к учебному процессу в школе. Ведь во время занятий дети проявляют свою индивидуальность. Правильно организованные уроки по рисованию развивают интеллектуальные способности ребенка, корректируют психические процессы. И это не случайно. На таких занятиях дошкольники имеют возможность уверенно оценить свои силы, что очень важно для будущего школьного коллектива. Развитию мелкой моторики рук способствуют техники нетрадиционного рисования. Дети старшей группы детского сада обучаются рисовать пальчиками, воском, ладошками, поролоном, акварелью. Ребята с большим интересом рисуют методом кляксографии, точечного изображения, отпечатков, разбрызгивания.

Кляксография с использованием нити

Для написания рисунка в этой технике кисточка не нужна. Нетрадиционная техника рисования, фото которой представлено вашему вниманию, тем и привлекательна, что здесь не существует строго обозначенных канонов. Например, вот эту кляксу нужно нарисовать в обязательном порядке округлой формы. Используя на занятиях техники нетрадиционного рисования, открываются широкие возможности для детской фантазии.

Итак, для работы нужны нитки, краски и белая бумага. Сначала нить следует окрасить в тот цвет, который больше нравится. Затем разложить ее на приготовленном листе бумаги в хаотичном порядке, но так, чтобы кончик остался за полем. Другим листом накрыть сверху, а нить вытянуть. Получатся пятна и линии причудливой формы. С помощью карандаша они легко превращаются в желаемый образ.

Разбрызгивание

Нетрадиционные техники рисования для детей самые разнообразные. Одной из них является разбрызгивание, или набрызг. В этой технике рисунок следует выполнять жесткой кисточкой или щеткой для чистки зубов. Чтобы получить какое-то изображение, сначала нужно кисточку обмакнуть в гуашь, а затем разбрызгать по всему листу. Получаются мелкие капельки, которые местами сливаются в большие пятна. Достаточно взять карандаш и дорисовать любимый персонаж или предмет. Если кисточку обмакнуть в зубную пасту и разбрызгать, получится снег.

Монотипия

Отличаются большим разнообразием нетрадиционные техники рисования. Монотипия - одна из них. Это, пожалуй, самый волшебный жанр рисования: и не живопись, и не графика, а что-то среднее между фокусом и красивой сказкой. Детские нетрадиционные техники рисования дают возможность свободного самовыражения. Этот метод рисования очень заманчив для дошкольников, хотя используется на занятиях по изобразительному искусству редко. В чем он заключается?

Такая техника используется, если нужно получить зеркальное отражение. С ее помощью рисуется отражение на воде, предметы, расположенные симметрично. Сначала рисунок изображается на гладком целлофане. Для этого понадобится мягкая кисточка или спичка, обмотанная ватой. В крайнем случае можно рисовать пальцем. Краску нужно использовать яркую и густую, чтобы она не растекалась. Дальнейшее действие таково: пока краска не высохла, на белый лист плотной бумаги переворачивается целлофан рисунком вниз и как бы промакивается. Затем осторожно, чтобы не размазать, поднимается. Получается два одинаковых рисунка: один на бумаге, другой на целлофане.

Граттаж

Это слово в переводе с французского языка означает "царапать, скрести", отсюда и другое название этой техники - царапанье. Для выполнения рисунка в этой технике нужно картон залить парафином, нанести тушь, подождать до полного высыхания и выцарапать желаемый рисунок.

Акватипия

Рисунок в этой технике выполняется при помощи воды. Для этого на плотной бумаге изображается крупный рисунок гуашью. Когда краска высохнет, весь рисунок покрывается черной тушью и проявляется в воде. Гуашь смоется водой, а тушь останется. Творят чудеса нетрадиционные техники рисования. Цветы, нарисованные таким методом особенно красивы.

Водяная печать

Это своеобразный метод рисования. Для работы понадобится ванночка с водой. Прямо на ее поверхность наливается краска разных цветов, а сверху на нее кладется альбомный лист бумаги. Получится изображение, его можно завершить штрихами при помощи кисточки.

Рисование свечой или восковыми мелками

Очень много названий имеют техники нетрадиционного рисования. Одной из них является рисование свечой. Для этого нужно раскрасить лист белой бумаги карандашами разных цветов. Затем свечой рисуем дома, звезды или какой-то другой предмет или образ. После этого закрашиваем наш рисунок акварельными красками.

Рисунок точками

Техники нетрадиционного рисования очень нравятся детям. Написание рисунка точками относится к необычному приему. Для этого берутся цветные карандаши или фломастеры и на белый лист бумаги наносятся точки. Но лучше это делать красками.

Спичку очищают от серы, наматывают на кончик кусочек ваты, окунают в краску и наносят точки.

Рисунки поролоном

У многих людей рисование красками ассоциируется с кисточкой. Но это не совсем верное суждение. Ведь вместо кисточки можно нарезать из поролона геометрические фигуры, прикрепить их к незаточенному карандашу или любой ровной палочке. Самодельная кисточка готова. Далее каждая фигурка обмакивается в краску и штампуется на бумаге. Таким образом, получаются круги, треугольники, ромбы. Из них можно составить орнамент.

Рисование мелом

Дети любят, когда в их жизнь вносится разнообразие. Сделать это можно с помощью обыкновенного мела или угля. Они хорошо ложатся на асфальт, керамическую плитку, камни, фарфор. Емкие изображения сюжетов хорошо рисовать на асфальте.

Если работа не закончена, можно продолжить на следующий день. Конечно, могут быть и разочарования, если пойдет дождь и смоет весь рисунок. По нарисованным сюжетам дети составляют целые рассказы. На керамической плитке удобно изображать мелкие предметы, узоры. А вот на больших камнях - головы сказочных животных.

Оттиск

Обычным в использовании материалом - картофелем - можно изобразить на бумаге животных. Для этого нужно сделать из овоща печатку. Картофель разрезают пополам и на гладкой стороне ручкой рисуют животное или предмет. Затем кончиком ножа аккуратно вырезают по контуру на высоту 1,5 сантиметра, приделывают рукоятку и печать готова. Ребенок прикладывает печатку к поролону с краской, затем оттиск наносит на бумагу. Если цвет краски нужно сменить, берется другая печатка и поролон. Эта техника рисования особенно нравится детям. Ведь один и тот же предмет можно изобразить насколько раз, и составить из него целую композицию.

Отпечатки листьями

Проводя занятия с детьми, можно применять самые разнообразные нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Ранней весной, когда на деревьях распускаются молодые клейкие листочки, и поздней осенью, когда они меняют цвет и опадают, ребенок с интересом наблюдает за ними. Поэтому, когда на занятиях детям предлагается отпечатать самый настоящий листок березы или клена, они это делают с огромным удовольствием. Сначала нужно покрыть листок краской, а затем окрашенной стороной приложить к белой бумаге. Всякий раз следует брать другой листок. Так прожилки лучше будут отпечатываться. Если черешка нет, не беда. Его можно легко нарисовать кисточкой.

Раздувание краски

Если нужно изобразить кустарники, деревья, необычные сказочные растения или кораллы, используют эту технику. На лист бумаги нужно капнуть краску и с помощью трубочки для коктейля раздуть ее в соответствии с предполагаемым изображением. Рисунок получается ярким, выразительным. Эта техника особенно подходит для тех детей, которым с трудом дается выражение своего творчества через линию.

Рисуем на мокрой бумаге

Виды нетрадиционных техник рисования настолько разнообразны, что для каждого ребенка индивидуально можно подобрать наиболее интересный и увлекательный для него метод. Одним из таких является изображение рисунка на мокрой бумаге. Дело в том, что до недавнего времени считали возможным рисовать только на сухой бумаге, так как разбавленная водой краска и так ее увлажняет.

Но существуют такие сюжеты, образы, предметы, в которые нужно внести расплывчатость, неопределенность. Например, туман, приснившийся сон, ночь. Однако бумага не должна быть излишне влажной, иначе рисунок не получится. Всю бумагу окунать в воду не нужно. Достаточно намочить кусочек ваты, отжать его и провести по поверхности листа или отдельным его частям. Бумага подготовлена к работе, можно приступать к изображению образов.

Рисование с помощью рук

Дети старшей группы детского сада с удовольствием обучаются такому методу нетрадиционного рисования. Ведь в работе используются пальчики, которые ребенок опускает в гуашь и начинает рисовать ими без всякой кисточки. Каждый пальчик можно окунуть в краску разного цвета. Таким образом, получается целый набор кисточек. А если окрасить краской ладонь и приложить ее к бумаге, на ней останется отпечаток.

Ребята сами придают изображению желаемые формы. Они с легкостью превращают его в дракона, бабочку, у кого, на что фантазии хватает. Выполняя это задание, дети делают разные движения руками: промакивают, прихлопывают, размазывают.

Рисунок тканевым тампоном. Мастер-класс по теме

Такая форма проведения занятий в детском саду привлекает детей, их родителей и воспитателей. С огромным удовольствием желающие посещают мастер-класс. Нетрадиционные техники рисования всегда интересны своей загадочностью и новизной. Если темой мастер-класса обозначить рисование пейзажа в черно-белом цвете, то для работы понадобится гуашь соответствующего цвета, кусочки хлопчатобумажной ткани, белый лист бумаги, клей ПВА, цветной картон, ножницы.

Итак, начинаем работать. Сминаем ткань и делаем из нее тампон такого размера, чтобы удобно было его держать. Это и будет вашей кисточкой. Обмакиваем ее в черную краску и на листе бумаге проводим горизонтальную линию. Она является горизонтом, то есть, отделяет небо от земли. Чем выше эта линия, тем больше пространства открывается взору.

Продолжаем рисование нетрадиционной техникой. Будем изображать лес на удаленном расстоянии. Для этого хаотичными примакивающими движениями печатаем кустарники и деревья от линии горизонта вверх. Всегда нужно помнить, что предметы на переднем плане всегда крупнее и отчетливее, чем на дальнем. Это правило распространяется и на нетрадиционные техники рисования. Картинки тогда получаются красивыми, изображенные на них предметы становятся похожими на настоящие.

Теперь заполняем передний план и рисуем линию берега способом протяжки слева направо. Все тем же тампоном печатаем кустики, затем способом размазывания рисуем тучки и облака на небе. Далее изображаем рябь на озере, солнышко и его отражение в прозрачной воде. Рисование нетрадиционной техникой закончено. Картинка готова.

Необычная техника рисования открывает мир фантазий и широких возможностей даже совсем не умеющему что-либо изображать на бумаге человеку. Для ребенка это идеи для самовыражения и простор для вдохновения.

Существует множество любопытных способов когда появляется возможность не только получить захватывающий рисунок, но и весело провести время вместе с малышом.

Кляксография

Способ заключается в нанесении на лист бумаги обыкновенной кляксы. Это можно сделать, просто капнув краску, набранную на широкую кисть.

После этого ребенку предлагается подумать, на что похожа его клякса, и дорисовать недостающие детали. Возможно это будут ножки, хвост или лучики. Тогда клякса оживает, дальше можно будет фантазировать и пририсовывать остальной фон.

В ходе рисования у ребенка посредством задаваемых ему вопросов развивается воображение. Он учится фантазировать и воплощать задуманное на листе бумаги.

Рисование штампами

Необычные техники рисования для детей не требуют сложной подготовки и необычных инструментов. Легко можно создать шедевр, используя обыкновенные вещи:

  • половинки картофеля;
  • дольки яблока;
  • поролоновые губки;
  • кубики от конструктора Lego.

Чтобы получилась картинка, необходимо сначала нарисовать будущую основу. Это может быть веточка, стебельки от цветочков, дорога, где скоро появятся дома.

Затем берется любой понравившийся штамп и окунается в краску. После приложения его к листу получается цветной отпечаток. Так можно изобразить листочки на веточке, цветы или с помощью кубиков Lego выходят славные домики с кирпичными стенами.

Рисование осенними листьями

Очень увлекательная и необычная техника рисования, а рисунки получаются невероятно нежными и красивыми. Для этого необходимо подготовиться и насобирать листья. Причем понадобятся совершенно разные экземпляры: большие, маленькие, красные, желтые, округлые или вытянутые.

Прогуливаясь осенним вечером с ребенком по парку, стоит обратить внимание малыша на красоту осенней природы, на буйство красок. Потом можно предложить насобирать листьев и сотворить небольшое чудо на простом листе бумаги.

Варианты отпечатков листьев

Есть несколько способов получения картины при помощи листьев.

1-й способ . Предложите ребенку на время превратиться в волшебника осеннего леса и отправиться в путешествие. Необходимо выбрать несколько понравившихся листочков и обмазать их с одной стороны красками. Затем листики прижимаются к бумаге, и остаются отпечатки, напоминающие деревья в лесу.

2-й способ . Очень нравится маленьким детям, потому что не требует особых навыков, а рисунок выглядит просто потрясающе. Вместе с малышом разложите 2-3 красивых листочка на бумаге. Далее их лучше слегка закрепить скотчем, чтобы во время работы они не скользили.

Губкой или широкой кистью наносится краска по всей оставшейся поверхности, включая и разложенные листья. Как только акварель подсохнет, можно листочки убрать и любоваться получившимся чудом.

Создаем причудливый рисунок

Необычные техники рисования для детей в школе потребуют определенной подготовки и немного терпенья. Но результат порадует не только детишек, а удивит даже взрослого человека.

Так, можно предложить детям младшего школьного возраста создать цветную бумагу собственного изготовления. Для этого понадобится:

  1. Бумага.
  2. Одноразовая пластиковая тарелка.
  3. Акварель.
  4. Плотный картон.
  5. Пена для бритья.
  6. Ватные палочки.

Сначала пена выдавливается равномерным слоем на одноразовую тарелку. Затем при помощи кисточки необходимо капнуть в произвольном порядке разноцветные краски.

Далее наступает пора магии. С помощью ватной палочки аккуратно размешиваются краски и получается разноцветная, снежная пена. Теперь берется лист бумаги и прижимается всей стороной к тарелке. Излишки пены снимаются кусочком картона.

Когда разноцветный лист просохнет, его можно использовать для дальнейшей работы. В результате получается замечательный цветной фон, который подойдет для всевозможных поделок.

Необычные техники рисования акварелью подходят даже самым маленьким детишкам. А совместное творчество не только сближает взрослых и детей, но и дарит немало чудесных работ, которые можно оформить в рамку и украсить комнату.

Использование гуаши в необычном творчестве

Гуашь, в отличие от акварели, более тяжелая и непрозрачная. Цвета получаются насыщенные, а при высыхании слегка светлеют. Необычные техники рисования гуашью основываются на ее свойствах.

Можно предложить ребенку рисование точками. Сначала ребенок или взрослый рисует контур будущего рисунка. Затем он постепенно заполняется краской, используя ватные палочки.

Особый восторг вызывает у детей рисование пеной. Гуашь, разведенная в воде, дает потрясающий насыщенный цвет. Если развести в одноразовых стаканчиках разные цвета и затем пустить бульбы, то образовавшейся пеной можно изобразить причудливые пейзажи.

Чтобы стать волшебником, не обязательно иметь волшебную палочку. Необычная техника рисования поможет показать ребенку небольшое чудо.

В отсутствии ребенка заранее нарисуйте картинку воском от свечи. А потом уже предложите малышу якобы чистый лист закрасить красками. Наверняка он удивится, откуда на листе взялась такая красота.

Увлечение для взрослых

Взрослые или старшие школьники могут попробовать создать атмосферный рисунок, используя акварель. Висячие сады - необычная техника рисования, когда изображение появляется при помощи разбрызгивания краски из пульверизатора.

Обязательно стоит попробовать изобразить данное чудо в присутствии ребенка. Для этого необходимо нанести сверху листа несколько полос из разных оттенков зеленого цвета. Потом распылять воду из пульверизатора, акварель начинает течь, причудливо меняя форму и движение.

Одной из разновидностей такого рисования является появление изображения на мокрой бумаге. Существует ряд пейзажей, которые удачно выходят, лишь когда используется необычная техника рисования.

Прежде необходимо научить ребенка делать лист слегка влажным. Если бумагу излишне намочить, то эффект не выйдет, а бумага испортится. Для этого подойдет кусок ваты, смоченный водой.

После этого можно кисточкой, дотрагиваясь до листа, оставлять следы, заранее продумывая сюжет. Это может быть дождливый день, город в ночи или цветы в тумане.

Предела в фантазии и творчестве не существует. Педагоги по советуют использовать в работе всевозможный материал и не бояться идти на эксперименты.