Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Какие из исторических деятелей были современниками ивана. XVII век – новый период русской истории: от смуты к реформам

Какие из исторических деятелей были современниками ивана. XVII век – новый период русской истории: от смуты к реформам

Основные документы эпохи

«Повесть временных лет», «Русская правда», «Изборник», «Поучение Владимира Мономаха», «Правда Ярославичей».

Александр Невский (1220-1263) - сын Ярослава Всеволодовича, внук Всеволода Большое Гнездо. Князь новгородский (1236-1251), великий князь владимирский (с 1252 года). После разгрома шведских военных отрядов Биргера в устье Невы в 1240 году стал именоваться Невским. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера разгромил войска Ливонского ордена, обеспечив независимость Северо-Западной Руси от иноземцев. Будучи великим князем владимирским, принимал меры по предотвращению разорительных набегов монголо-татар на Русь. Был канонизирован Русской православной церковью как воин-избавитель, выступавший также и против введения католичества в северо-западных русских землях.

Евпаттий Коловратий - легендарный богатырь, рязанский боярин. В 1237 году с «полком» в 1700 человек нанес поражение монголо-татарам на Суздальской земле. Убит в бою. Воспет в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Даниил Александрович (1261-1303) - младший сын Александра Невского. Великий князь московский. При нем Московское княжество выделилось из Владимирского в качестве самостоятельного, основал Данилов монастырь. Канонизирован Русской православной церковью.

Иван Данилович Калита (1296-1341) - сын Даниила Александровича. Великий князь московский (с 1325 года) и великий князь владимирский (с 1328 года). Оказав помощь Орде в подавлении тверского восстания в 1327 году, получил ярлык на княжение в Костроме. В 1332 году получил основную часть великокняжеских владений. Значительно пополнил казну. Расширяя территорию московского княжества, повышая его влияние и авторитет, Иван Калита заложил основы для последующего превращения Москвы в центр собирания русских земель и борьбы против монголо-татарского ига.

Сергий Радонежский (около 1321-1391) - основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику князя Дмитрия Донского.

Пересеет. Александр (?-1380) - монах Троице-Сергиева монастыря. Герой Куликовской битвы. Его поединок с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем), в котором оба погибли, стал началом битвы.

Ослябя Родион (?-1398) - монах Троице-Сергиева монастыря, брат Пересвета. Герой Куликовской битвы. В 1398 году ездил с московским посольством в Византию.

Дмитрий Иванович Донской (1350-1389) - великий князь московский (с 1359 года). Главным делом стало укрепление позиций Московского княжества и борьба за великое владимирское княжение. С 1370-х годов усилил сопротивление Орде, в том числе вооруженное. В сражении на реке Пьяна (1377 год) потерпел поражение. На реке Воже (1378 год) разбил ордынское войско. В сентябре 1380 года проявил полководческий талант и одержал победу над огромным золото-ордынским войском Мамая. Значительно расширил пределы Московского княжества за счет мещерских, смоленских, приокских, белорусских земель. Был первым русским князем, передавшим по наследству власть во Владимирском великом княжестве своему сыну без санкции Орды. Канонизирован Русской православной церковью.

Василий II Васильевич Темный (1415- 1462) - великий князь московский (с 1425 года). В междоусобной борьбе 1425-1453 годов одержал победу. В 1446 году был ослеплен двоюродным братом Дмитрием Шемякой. Присоединил к Москве Нижегородское княжество, часть ярославских земель. Принимал меры по освоению вятской, пермской земель, Печерского края. Сократил земельные пожалования светским феодалам. Лично руководил многочисленными военными походами.

Иван III Васильевич (1440-1505) - великий князь всея Руси (с 1478 года). Основатель единого Московского государства. Присоединил к московскому княжеству Ярославское (1463 год), Ростовское (1474 год) княжества, Новгород (1477 год), Тверское княжество (1485 год), ряд других территорий. При Иване III произошло окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига (1480 год). При нем оформился аппарат Российского централизованного государства и составлен Судебник 1497 года. Вел активную внешнюю политику.

Василий III Иванович (1479-1533) - великий князь владимирский и московский, государь всея Руси (с 1505 года). Сторонник и продолжатель линии на укрепление Российского централизованного государства. В 1510 году присоединил Псков, в 1521 году - Рязань. В ходе русско-литовской войны в состав России вошел Смоленск (1514 год). Для обеспечения безопасности южных и восточных пределов государства приказал создать Большую засечную черту (1521 год). Стремился ограничить монастырское землевладение. При нем заметно упрочилось международное положение Московского государства.

Основные документы эпохи

«Судебник» 1497 года, «Судебник» 1550 года, «Стоглав» 1551 года, «Хронограф», «Великие Четьи Минеи», Первая челобитная Ивана Пере-светова, Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского, «Указ о беглых крестьянах» 1597 года.

Исторические деятели

Иван IV Васильевич Грозный (1530- 1584) - великий князь Московский и всея Руси (с 1533 года), русский царь (с 1547 года). В феврале 1547 года женился на Анастасии Романовне Захарьиной - Юрьевой. Первые годы правил с Избранной Радой, реформы которой ознаменовали крупные перемены в стране. Вел активную внешнюю политику. В 1565 году учредил опричнину, которую отменил в 1572 году. Итогом опричнины стало разорение и опустошение страны, подрыв крестьянского хозяйства, составлявшего основу экономики страны.

Федор Иванович (1557-1598) - русский царь. Был женат на Ирине Годуновой. Отличался смиренным характером, религиозностью. На начальном этапе царствования реальной властью обладал Регентский совет, назначенный Иваном Грозным. С 1586 года практически соправителем царя стал Борис Годунов. Умер, не оставив наследника. Династия Рюриковичей с ним прекратилась.

Курбский Андрей Михайлович (1528- 1583) - князь, боярин. Член Избранной Рады. В период Ливонской войны - воевода. В период гонений на членов Избранной Рады предпочел бежать в Литву. Участвовал в войне против России.

Адашев Алексей Федорович (?-1561) - думный дворянин, окольничий, постельничий. С конца 1540-х годов - руководитель Избранной Рады. Инициатор ряда реформ. Был хранителем государственной казны, печати, возглавлял Челобитный приказ. В 1560 года подвергся опале и умер в Юрьеве.

Сильвестр (?-около 1566) - священник Благовещенского собора Московского Кремля. Оказал большое влияние на Ивана IV, будучи его духовником. Член Избранной Рады. Автор особой редакции «Домостроя» и других произведений. С 1560 года в опале. Постригся в монахи.

Макарий (1482-1563) - церковный деятель, писатель. Митрополит с 1542 года. В 1551 году добился отклонения Иваном IV проекта секуляризации церковных земель. Редактор «Великих Четьи Минеи» и «Книги Степенной царского родословия». При его содействии в Москве была открыта типография.

Пересветов Иван Семенович - русский писатель-публицист XVI века, идеолог дворянства. В своих челобитных выдвинул целостную и четкую концепцию дворянского государства во главе с самодержавным царем.

Основные документы эпохи

Крестоцеловальная грамота царя Василия Шуйского (1606 год), Соборное Уложение царя Алексея Михайловича (1649 год), Новоторговый устав (1667 год), «Житие» протопопа Аввакума.

Борис Федорович Годунов (1552-1605) - русский царь. С 1567 года - член Опричного двора Ивана Грозного. 17 февраля 1598 года Земским собором был избран царем. Выдающийся государственный деятель, обладавший незаурядными способностями и навыками управления огромной страной. В период решающих сражений с войсками Лжедмитрия I умер.

Лжедмитрий I (царь Дмитрий) (?-1606) - русский царь (июнь 1605-май 1606 года). Самозванец. Предположительно беглый монах Чудова монастыря в Москве Григорий Отрепьев.

Василий Иванович Шуйский (1552-1612) - русский царь с 1606 по 1610 год. При избрании на царство дал крестоцеловальную запись о границах своей власти, о верности народу. В сентябре 1610 года был выдан правительством Семибоярщины полякам, вывезен в Польшу, где вскоре умер в заточении.

Михаил Федорович Романов (1596-1645) - первый русский царь из династии Романовых. Избран царем на Земском соборе в феврале 1613 года. В его царствование заложены основы самодержавной власти.

Алексей Михайлович « Тишайший» (1629- 1676) - русский царь с 1645 года. В подборе ближайших помощников руководствовался в первую очередь их способностями. Был активным участником составления Соборного Уложения 1649 года, создавшего законодательную базу для российского общества на долгие десятилетия.

Филарет (в миру Федор Никитич Романов) (1554-1633) - боярин с 1587 года. В 1600 году за подготовку заговора против Бориса Годунова был насильно пострижен в монахи. С 1605 года - митрополит Ростовский. Попал в плен к полякам. В 1619 году был возвращен в Россию и избран патриархом. Стал фактически соправителем своего сына - царя Михаила Федоровича.

Никон (в миру - Никита Минин) (1605- 1681) - патриарх Московский и всея Руси (1652-1666). Провел церковно-обрядовую реформу. В 1655 году выступил с идеей первенства церковной власти над светской, что привело к конфликту с властью. В 1666 году по инициативе царя был созван церковный собор, который осудил Никона и лишил его сана первосвященника. Был сослан в монастырь, где и умер.

Основные документы эпохи

Указ о единонаследии (1714 год), Табель о рангах, Указ о покупке к заводам деревень (1721 год), Таможенный тариф (1724 год), «Кондиции» императрицы Анны Иоанновны» (1730 год), Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству (1762 год), Жалованная грамота дворянству (1785 год), Жалованная грамота городам (1785 год), Манифест о непринуждении крестьян работать в воскресные дни (1797 год).

Иван V Алексеевич (1666-1696) — русский царь в 1682-1696 годах. Был слаб здоровьем и не стремился к самостоятельному правлению. Отстранен от реальной власти Софьей Алексеевной, а затем и братом Петром I.

Софья Алексеевна (в монашестве - Сусанна) (1657-1704) - правительница России в 1682-1689 годах. Была образованным, властолюбивым и жестоким человеком. После провала заговора против Петра I в 1689 году была заточена в Новодевичий монастырь, а после новой попытки переворота (1698 год) - пострижена в монахини.

Петр I Алексеевич Великий (1672-1725) - русский царь с 1682 года, император с 1721 года. Был выдающимся государственным деятелем, значительно продвинувшим развитие России во всех областях. Главной задачей своего царствования считал выход России к незамерзающим морям. Умер 28 января 1725 года, не успев оставить распоряжений о наследнике престола.

Анна Иоанновна (1693-1740) - российская императрица (1730-1740). В 1710-1711 годах была замужем за герцогом Курляндским, после его смерти жила в основном в Митове. После смерти Петра II члены Верховного тайного совета приняли решение пригласить Анну на российский престол при условии ограничения ее власти. Согласившись на эти условия, Анна вскоре «по просьбе» гвардейцев-дворян порвала «кондиции». Правила страной при помощи и поддержке иностранцев.

Елизавета Петровна (1709-1761) - императрица (1741-1761), рождена вне брака. По целому ряду признаков можно сказать, что ее курс был первым шагом к политике просвещенного абсолютизма. Вела активную внешнюю политику.

Екатерина II Великая (у рож. Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) (1729- 1796) - российская императрица (1762-1796). Родом из Пруссии. Во внутренних делах старалась проводить политику просвещенного абсолютизма, но после крестьянской войны и Французской революции взяла курс на ужесточение режима и усиление репрессий. Во внешней политике - значительно расширила пределы Российской империи.

Павел I (1754-1801) - российский император (1796-1801). По восшествии на престол начал радикальную ломку всего, что создала его мать Екатерина II. Опале подверглись многие ближайшие сподвижники Екатерины. В то же время общая направленность внутренней политики по своей сути не изменилась.

Алексей Петрович (1690-1718) - царевич, старший сын Петра I и Евдокии Лопухиной. Враждебно воспринял реформы Петра. Опасаясь преследований со стороны отца, в 1716 году тайно выехал в Австрию, был возвращен, арестован и влиятельным политиком. Человек большого ума, редкой энергии и трудоспособности.

Меншиков Александр Данилович (1673- 1729) - русский государственный и военный деятель, генералиссимус (с мая 1727 года). Был ближайшем сподвижником Петра I. После его смерти возглавил движение за возведение на престол Екатерины I, став фактическим правителем России. Затем был скомпрометирован в глазах Петра II, обвинен в государственной измене, арестован, сослан с семьей в Березов, где вскоре умер.

Часть 2

Задания В1 – В11 требуют ответа в виде одного-двух слов,последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 справа от соответствующего номера задания (В1 – В11), начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

В задании В10 следует указать последовательность из трех цифр, соответствующих правильному ответу.

1. Расположите следующие термины в хронологическом порядке их появления в отечественной культуре. Запишите буквы, которыми обозначены термины, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

Кунсткамера

парсуна

фреска

лицей

2. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

в таблицу

КНЯЗЬЯ

СОБЫТИЯ

Владимир Мономах

разгром половцев

Владимир Святославич

объединение Киева и Новгорода

Ярослав Мудрый

восстание древлян

Игорь Старый

крещение Руси

принятие «Русской правды»

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

3. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите прозвище князя, о котором идет речь.

«[Князь] представляется нам тонким политиком, устроителем опустевшей земли. Неважно, что понимать под его прозвищем…: щедрого ли раздавателя милостыни из сумки… или же обыкновенного скупердяя, собравшего в эту сумку, как настоящий скопидом по мелочам, денежные богатства. Для потомков он остался князем, любившим правду, избавившим население от татарских грабежей и погромов».

Ответ: ________________ .

4. Установите соответствие между понятиями и именами исторических личностей, с которыми связано их возникновение.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПОНЯТИЯ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

временнообязанные крестьяне

Петр I

Синод

Екатерина II

теория «официальной народности»

Александр I

Николай I

аракчеевщина

Александр II

Прочтите отрывок из записок современника и напишите, как назывались представители общественной мысли XIX в., участники кружка, о воззрениях которых идет речь.

«В наших беседах читались разные статьи, которые, за строгостью и бессмысленностью цензуры, не могли быть переданы печати. Хотя вера и философия были преимущественными предметами этих бесед, однако часто возбуждались и политические вопросы, и в особенности вопрос о прекращении крепостной зависимости крестьян и дворовых людей. Насчет способов и времени совершения этой реформы были между нами разногласия: Киреевские, как Иван, так и Петр, опасались радикальных и спешных по сему предмету мер; а Хомяков и я, мы крепко отстаивали полное освобождение крестьян посредством одновременного выкупа по всей России. Но все мы были согласны в том, что крестьяне должны быть наделены землей и что птичья свобода для крестьян была бы не добром, а величайшим бедствием, не шагом вперед, а страшным шагом назад».

Ответ: _______________ .

6. Прочтите отрывок из статьи экономиста Б.Д. Бруцкуса и напишите сокращенное название политики, о которой идет речь в тексте.

«Уже в марте 1922 г., через год после [ее] объявления, Ленин провозгласил, что отступление социализма должно быть остановлено и что он должен укрепиться на командных высотах экономической жизни, т.е. в ее централизованных секторах».

Ответ: _______________ .

7. Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых и отраслями науки, которой они занимались.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

УЧЕНЫЕ

ОТРАСЛИ НАУКИ

А.С. Попов

теория космонавтики

К.Э. Циолковский

радиотехника

К.А. Тимирязев

физиология человека

И.П. Павлов

растениеводство

геология

8. Установите соответствие между фамилиями советских писателей и названиями их произведений.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФАМИЛИИ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

М.А. Шолохов

«Один день Ивана Денисовича»

А.Н. Толстой

«Судьба человека»

А.А. Фадеев

«Петр I »

А.И. Солженицын

«Молодая гвардия»

«Дни Турбиных»

9. Прочтите отрывок из труда отечественных историков и напишите название периода, о котором идет речь в тексте.

«Процессы демократизации общества, активизация общественного мнения… создавали обстановку, в которой линия на преодоление последствий культа личности без преодоления субъекта культа все более обнаруживала свою непоследовательность, политическую ограниченность и ущербность. Пробивала себе дорогу, прежде всего через живых свидетелей, возвращенных в общество, подлинная жестокая правда о временах и деяниях Сталина. Придерживаться и дальше «фигуры умолчания» было уже невозможно без риска политической компрометации

Партийного и государственного руководства».

Ответ: _______________ .

10. Какие три события из перечисленных ниже относятся к царствованию Александра II ? Обведите цифры, под которыми эти события указаны.

создание губернских, уездных земств

учреждение военных поселений

введение суда присяжных заседателей

учреждение Государственного Совета

издание циркуляра «о кухаркиных детях»

введение всесословной воинской повинности

Запишите в бланк ответов в порядке возрастания (без пробелов и каких-либо символов) обведенные цифры ((не более 3-ех цифр).

11. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

участие советских представителей в Генуэзской конференции

исключение СССР из Лиги Наций

заключение пакта Молотова-Риббентропа

участие советских добровольцев в гражданской войне в Испании

Часть 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«С [этого времени] становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днепру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает
куда-то. …В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья – Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. …Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. …Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. …Она – источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси …; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

1. Используя текст документа и знания по истории, укажите, как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе. Каковы его хронологические рамки?

2.О каких явлениях, характерных для данного периода, и их причинах свидетельствует документ? Для ответа используйте текст документа и знания по истории. Укажите всего не менее трех положений.

3. Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? Используя знания по истории и текст документа, укажите, какую роль сыграла верхневолжская Русь в дальнейшей российской истории. Укажите всего не менее трех положений.

Задания С4 – С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

4. Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в царствование Александра I (1801 – 1825 гг.). Укажите не менее двух задач.

Приведите примеры событий, относящихся к решению одной из названных задач (не менее трех примеров).

5. Ниже приведены две точки зрения на государственную деятельность Екатерины II :

1. Екатерина II последовательно проводила в жизнь политику «просвещенного абсолютизма».

2. Екатерина II лишь провозгласила идеи «просвещенного абсолютизма», однако в своей реальной политике она нередко отступала от них.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После окончания Великой Отечественной войны в СССР в общественном сознании существовало убеждение, что политический режим должен быть смягчен, страна должна развиваться по демократическому пути, без всеохватывающего давления государства, без репрессий.

Какие черты характеризовали общественно-политическую жизнь в СССР после окончания Великой Отечественной войны? (Укажите не менее двух черт). Почему был избран этот путь развития? (Назовите не менее двух причин).

7. Сравните основные идеологические установки, подходы к партийному строительству и к методам политической борьбы большевиков и меньшевиков в период 1907 – 1916 гг.

Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее двух различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

· ………………………………………………………………….

· ………………………………………………………………….

Различия

· ……………………………

· ……………………………

· ……………………………

· ……………………………

· ……………………………

–––––

–––––

· ……………………………


1) Юрий Долгорукий и хан Ахмат 2) Александр Невский и хан Батый

3) Чингисхан и Владимир Мономах 4) Андрей Боголюбский и Мамай


  1. Соотнесите название славянского союза племен и центрального города его земли:
2 балла

1

2

3

4

5

  1. Вставьте вместо пропусков: 2 балла
Хан _____________ не являлся потомком ________________________, поэтому, чтобы укрепиться на ханском престоле, он должен был восстановить прежнее господство Орды над Русью.

  1. Установите правильное соответствие: 2 балла

1

2

3

4

  1. Что такое «парсуны»? 1 балл
1) часть экипировки военных 2) портретные изображения в живописи

3) парусиновые мануфактуры 4) элементы храмовой архитектуры


  1. «Генеральный регламент», изданный в годы правления Петра I, вводил: 1 балл
1) коллегиальную систему органов центрального управления государством

2) генеральские звания в армии России

3) новую систему чинов в гражданской , придворной и военной службах

4) новый свод законов Российской империи.


_____________________________ - крестьяне, которых разрешалось покупать владельцам мануфактур в соответствии с указом Петра I от 1721 года, считавшиеся собственностью предприятия;

  1. При Петре I в России открылись начальные школы нового типа: 1 балл
1) земские 2) цифирные 3) уездные училища 4) церковно-приходские

  1. Подчеркните, кто является лишним в ряду , кратко поясните ответ: 2 балла
И. Чика-Зарубин, Салават Юлаев, А. Бибиков, И. Белобородов - ________________________

_______________________________________________________________________________


  1. Заполните пропуски в таблице «Судебная система России в правление Екатерины II»:

Сословие

Губерния

Уезд

Дворянство

Уездный суд

Горожане

Губернский магистрат

Городской магистрат

Государственные крестьяне

Верхняя судебная расправа

2 балла

Д.С. Бортнянский, В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин - ______________________________

_________________________________________________________________________


  1. Руководитель Первой Камчатской (1727-1730 гг.) и Второй Камчатской (1733-1743 гг.) экспедиций, в честь которого назван пролив между Азией и Северной Америкой 1 балл
1) Василий Прончищев 2) Семен Челюскин 3) Витус Беринг 4) Семен Дежнев

  1. Какое из названных событий Отечественной войны 1812 г. произошло позже других:
1) Смоленское сражение 2) Совет в Филях 1 балл

3) Бородинское сражение 4) Тарутинский марш – маневр


  1. Определите последовательность осуществления этапов крестьянской реформы:
А) Составление уставных грамот помещиков с крестьянами 2 балла

Б) Предоставление крестьянам личной свободы и гражданских прав

В) Переход крестьян на выкуп Г) Переход крестьян на положение временнообязанных

Д) Заключение выкупной сделки помещиков с крестьянами


1

2

3

4

5

  1. Прочитайте отрывок из письма декабриста Г.Е. Батенькова и назовите имя государственного деятеля, о котором идет речь. 2 балла
«Граф имел обширную и непреклонную волю… Деятель он был неутомимый , и хотя главное его предприятие – военные поселения – общим мнением не одобрялись и были причиною неумолимого на него негодования, однако же, он несмотря ни на что и мерами слишком крутыми дал ему обширное развитие»

Ответ ______________________________________________


  1. Соотнесите фамилию композитора с музыкальным произведением. 2 балла

1

2

3

4

  1. Какое морское сражение относится к событиям русско-японской войны1904-1905 г.?
1) Ютландский бой 2) Битва у острова Мидуэй 1 балл

3) Цусимское сражение 4) Синопский бой


  1. Представителями символизма в русской литературе были 1 балл

    1. А.А. Ахматова, Н.С. Гумилев, М.А. Волошин, О.Э. Мандельштам

    2. В.Я. Брюсов, А.А. Блок, А. Белый, З. Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский

    3. В.В. Хлебников, Н. Крученых, Д.Д, Бурлюк, И. Северянин, В.В. Маяковский

    4. Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, А.П. Чехов

  1. Какое из событий 1917 г. произошло раньше остальных? 1 балл

    1. Корниловский мятеж

    2. Отречение царя Николая II от престола

    3. Выступление В.И. Ленина с «Апрельскими тезисами»

    4. Принятие Декрета о мире

  1. Соотнесите фамилию министра Временного правительства с должностью , которую он занимал: 2 балла

1

2

3

4

  1. Впишите пропущенное слово: 2 балла
________________________________ - сдача государственной собственности по договору частным фирмам, в том числе и иностранным

  1. «Демократической контрреволюцией» называют период: 1 балл
1) существования правительства А. Колчака

2) образования региональных эсеровских правительств

3) между Октябрем 1917 года и разгоном Учредительного собрания

4) существования Временного правительства


  1. Вставьте вместо пропуска название статьи. 2 балла
2 марта 1930 года И.В. Сталин выступил в газете «Правда» со статьей, которая называлась «________________________________________________», где принуждение к вступлению в колхоз и раскулачивание середняков осуждались как «перегибы». Вина за это целиком возлагалась на местных работников.

  1. Заполните пропуски в схеме «Высшие органы управления СССР по Конституции 1936 г.» 2 балла

  1. Укажите принцип образования ряда: 2 балла
Г.В. Чичерин, М.М. Литвинов, В.М. Молотов - _________________________________

2. Задание с развернутым ответом , 11 класс, (9 баллов)

Сравните систему государственного управления (в том числе систему органов власти) в России до 1905 г. и в 1906 - 1914 гг. укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий)

3. Задание на анализ источника, 11 класс

Перед вами 8 изображений.


  1. Подпишите каждое изображение (автор картины, название).

  2. Определите жанры. Сгруппируйте предложенные изображения в соответствие с жанрами живописи. Результаты оформите в таблицу.

1 2 3


4 5
6

7 8


Жанры

Номера рисунков в группе

4. Задание на анализ статистических данных, 11 класс

Ознакомьтесь с таблицей. Выполните задания.

Рост мирового промышленного производства


Годы

Производство

в целом (%)


Ежегодный прирост

1900

100,0

2,6

1913

172,4

4,3

1928

250,8

2,5

1938

311,4

2,2

1953

567,7

4,1

1963

950,1

5,3

1973

1730,6

6,2

1980

3041,6

2,4

2000

6005,7

3,5

1. Укажите периоды, когда происходил наибольший рост мирового промышленного производства , и объясните, с чем это связано.

2. Проанализируйте изменения ежегодного прироста. Какие(-ой) из приведенных ниже выводов можно сделать на основе анализа таблицы? Выпишите букву(-ы), обозначающую(-ие) такие утверждения.

А) Отсутствие глубоких экономических кризисов привело к удвоению ежегодного прироста в 1913 г. по сравнению с 1900 г.

Б) В период 1928-1938 гг. отмечался прирост промышленного производства , что связано с выходом европейских государств из экономического кризиса

В) Высокие темпы экономического развития стран Западной Европы в послевоенный период , процесс становления государства «всеобщего благоденствия» привели к удвоению ежегодного прироста в 1953 г. по сравнению с 1938 г.

5. Эссе, 11 класс

1. Проанализируйте высказывание В.В. Розанова: «Не могу быть зависимым!» - бились сердца. «Не могу иметь рабов!» - бились благородные сердца. Вот два великих чувства, которые создали 1812 год и 1861 год». Согласны ли вы с ним ,

2. Проанализируйте высказывание Г.В. Вилинбахова: «Россия должна сохранить исторические государственные символы, так же, как она сохраняет свое историческое название. Сохранение государственной геральдики – это признак стабильности государства , а герб и флаг – это то же, что и название государства. Это – знаковое обозначение нашей общности» . Согласны ли вы с ним , сформулируйте собственное суждение к данному утверждению? Свое мнение аргументируйте конкретными историческими фактами.

Прочитайте отрывок из исторического труда и укажите имя его автора.

«Всех рабов скифы ослепляют ради молока, которое они пьют. <…> Как только надоят молока, его разливают в деревянные сосуды и, разместив вокруг сосудов слепых, взбивают молоко. Ту часть молока, которая поднимается наверх, снимают черпаком. Её считают более ценной, а молоко, осевшее вниз, считают худшим. Ради этого скифы ослепляют любого, кого возьмут в плен. Они ведь не земледельцы, а кочевники».

  1. Нестор
  2. Геродот
  3. Константин Багрянородный
  4. Плиний Старший

Задание 2

Прочитайте отрывок из работы современных историков. Укажите название города, пропущенное в тексте.

«С появлением в конце VI в. многочисленных воинственных гуннов, подчинивших себе другие племена кочевников, грабительские набеги участились. В V в. Иран начал строить на Восточном Кавказе и в Дагестане оборонительные сооружения. В VI в. в узком проходе между горами и Каспийским морем была сооружена огромная каменная оборонительная система. Она включала в себя город, названный ___________ (в переводе с персидского «узел ворот»), и укреплённую линию из стен и башен».

  1. Дербент
  2. Сарай
  3. Херсонес
  4. Искоростень

Задание 3

Прочитайте отрывок из летописной повести и укажите имя князя, о котором рассказывает летописец.

«И, соединившись со всеми князьями русскими и со всеми силами, вскоре выступил против них из Москвы, чтобы защитить свою отчину. И пришел в Коломну, собрал воинов своих сто тысяч и сто, помимо князей и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русской ‒ князей русских, как при этом князе. А всех сил и всех ратей числом в полтораста тысяч или двести. К тому же еще подоспели в тот ратный час издалека великие князья Ольгердовичи поклониться и послужить: князь Андрей Полоцкий с псковичами и брат его ‒ князь Дмитрий Брянский со всеми своими мужами».

  1. Юрий Данилович
  2. Иван Калита
  3. Дмитрий Донской
  4. Василий III

Ответ:

1 2 3
2 1 3

По 2 балла за каждый верный ответ на задания 1–3.

Всего за задания 6 баллов.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Ответы внесите в таблицу.

Задание 4

Какие из государств располагались на Пиренейском полуострове?

  1. Эдесса
  2. Кастилия
  3. Арагон
  4. Моравия
  5. Антиохия
  6. Наварра

Задание 5

Какие из исторических деятелей были современниками Ивана Калиты?

  1. Михаил Тверской
  2. Юрий Долгорукий
  3. Евпатий Коловрат
  4. Андрей Боголюбский
  5. Узбек
  6. Юрий Данилович

Задание 6

Какие из городов существовали в эпоху Древнерусского государства?

  1. Архангельск
  2. Псков
  3. Чернигов
  4. Тобольск
  5. Нижний Новгород
  6. Ладога

Ответ:

4 5 6
236 156 236

3 балла за каждый полностью верный ответ; 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).

Всего за задания 9 баллов.

Задание 7

Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ.

7.1. Святополк Окаянный, Борис Ростовский, Ярослав Мудрый, Глеб Муромский.

7.2. Апсида, неф, закомара, купол.

Ответ:

7.1. Участники усобицы после смерти Владимира Святославича.

7.2. Элементы древнерусского храма.

Всего за задание 6 баллов.

Задание 8

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

8.1. Нерон, Перикл, Траян, Диоклетиан.

8.2. 1368 г., 1370 г., 1372 г., 1389 г.

Ответ:

8.1. Древнеримские императоры. Лишнее имя: Перикл – древнегреческий исторический деятель.

8.2. Даты походов князя Ольгерда на Москву. Лишняя дата: 1389 г. – год смерти Дмитрия Донского.

По 3 балла за каждый верный ответ.

Всего за задание 6 баллов.

Задание 9

Расположите события в хронологической последовательности.

  • А) женитьба Ивана III на Софье Палеолог
  • Б) провозглашение Карла Великого императором
  • В) первая религиозная реформа князя Владимира
  • Г) начало войны Алой и Белой розы в Англии
  • Д) первое упоминание о Москве в летописи
  • Е) открытие Васко да Гамой морского пути в Индию

Ответ:

Б В Д Г А Е

4 балла за полностью верную последовательность. 1 балл за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки.

Всего за задание 4 балла.

Задание 10

Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите рядом с соответствующими номерами в помещённую ниже таблицу.

Ислам – одна из мировых религий. Он зародился в (1) в. среди (2 – название) племен, населявших (3 – название) полуостров. Главным занятием жителей полуострова было (4) .

Жители полуострова верили во многих богов. В центральной части города (5) стояло святилище (6) – прямоугольное здание, в один из углов которого был вмонтирован чёрный камень – оплавившийся метеорит, считавшийся волшебным посланием людям с небес.

Основатель ислама (7 – имя) родился в 570 г. в знатной семье. Когда ему исполнилось 40 лет, он обратился к соплеменникам с проповедью новой религии. Он говорил о едином (8) – творце мира и господине Судного дня. В дальнейшем его проповеди стали основой (9) – главной книги всех мусульман (т. е. сторонников ислама).

Поначалу его речи многими были встречены враждебно, и в 622 году он был вынужден бежать в (10) . Но постепенно новая религия привлекала всё больше последователей.

Ответ:

По 1 баллу за каждую верную вставку.

Всего за задание 10 баллов.

Задание 11

Рассмотрите план города и выполните задания.

11.1. Напишите название города, показанного на плане. Укажите имя легендарного основателя города, чьё имя он получил.

11.2. В какой части города, отмеченной на плане, жили купцы и ремесленники?

11.3. Укажите название обозначенного на плане города храма, который был первым каменным храмом на территории Древнерусского государства.

11.4. Назовите имя одного из легендарных братьев, в честь которого названа часть города, обозначенная на плане.

11.5. Название какой из обозначенных на плане церквей связано с первым известным нам фактом канонизации в истории России?

11.6. Расположите части города, названные по именам князей, в хронологической последовательности их возникновения.

Ответ:

11.1. Киев. Кий. (По 1 баллу за каждый из элементов.) Всего 2 балла.

11.2. Подол (2 балла).

11.3. Десятинная церковь (2 балла).

11.4. Щек (2 балла).

11.5. Церковь Бориса и Глеба (2 балла).

11.6. Город Владимира, город Ярослава, город Изяслава-Святополка. (По 1 баллу за каждый из элементов). Всего 3 балла.

Всего за задание 13 баллов.

Задание 12

Перед Вами изображения знаменитых памятников архитектуры и список событий. Заполните таблицу: во вторую колонку таблицы запишите название изображённого архитектурного памятника, в третью колонку таблицы запишите название государства, в котором соответствующий памятник был сооружён, в четвёртую – цифровое обозначение события, относящегося к истории этого государства. Обратите внимание на то, что в списке представлены лишние события.

Ниже приводятся отрывки из исторических источников, повествующих о двух известных исторических событиях или непосредственно связанных с ними. Определите, о каких событиях в них идёт речь. Укажите год(-ы), когда произошло каждое из событий, и конфликтующие стороны. Назовите победившую сторону в каждом указанном Вами конфликте. Ответ внесите в таблицу.

А. «Так была взята крепость Галата, и Константинопольская гавань захвачена силой. Ратники войска были этим сильно ободрены и от души благодарили Господа, а жители города были сильно расстроены. И тогда в войске держали совет, чтобы решить, что им делать дальше: напасть ли на город с моря или с суши. Венецианцы горячо ратовали за то, чтобы установить на нефах лестницы и чтобы весь приступ производить с моря. Французы же говорили, что они не умеют воевать на море так хорошо, как венецианцы, зато, когда у них есть кони и они имеют при себе свое оружие, им сподручнее сражаться на суше. Конец совета был таков, что венецианцы пойдут на приступ с моря, а бароны и прочие ратники ‒ с суши».

Б. «Император Алексей возвратился в город, а те, кто находился в войске, отправились в свой лагерь, и они скинули оружие и снаряжение, усталые и утомленные; а потом они подкрепились немного. <…> Этой самой ночью император Алексей взял из своей сокровищницы столько, сколько мог унести, и увел с собой тех из своих людей, которые захотели уйти оттуда; так он бежал и покинул город».

А. «И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: “Не в силе бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо»”. Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу».

Б. «Проявили себя здесь шесть храбрых мужей.

Первый ‒ по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.

Второй, по имени Сбыслав Якунович. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.

Третий ‒ Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.

Четвертый ‒ новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.

Пятый ‒ из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный.

Шестой ‒ из слуг князя, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался».

Ответ:

По 2 балла за каждый правильный ответ.

Всего за задание 16 баллов.

Максимум за работу 85 баллов.