В начале урока преподаватель подробно разбирает отношение жителей ночлежки в пьесе Максима Горького «На дне» к людям, раскрывает образ Луки и его понимание правды жизни.
Ночлежка – символ человеческой жизни вообще, стремление удрать из этого мира в какую-то мечту, ибо мечта – порождает людей, которые продвигают мир.
Пьесы Максима Горького «На дне» самый замечательный феномен начала XIX века.
Тема: Русская литература конца XIX - начала XX вв.
Урок: Максим Горький. « На дне»: что такое правда?
Пьеса «На дне» — социально-философское произведение, являющееся, по мнению многих литературных критиков, центральным в творчестве писателя. «Как бы к Горькому ни относиться, драма «На дне» переживёт и ругань его врагов, и кликушеские восторги подобострастных друзей»,— писал литературный критик Д. В. Философов. «Основной вопрос, который я хотел поставить,— говорил сам Горький,— это — что лучше: истина или сострадание?».
«На дне» — пьеса неоднозначная, допускающая различные толкования, в том числе и несогласные с замыслом своего автора. В ней отразился личностный конфликт самого автора: противоречие между Горьким-идеологом и Горьким-человеком. Окончательное своё название пьеса получила на театральной афише, после того как Максим Горький перебрал другие: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В отличие от первоначальных, оттеняющих трагичное положение босяков, последнее явно обладало многозначностью, воспринималось широко: не только «на дне» жизни, а в первую очередь — «на дне» человеческой души.
Рис. 1. К.С.Станиславский, А.М.Горький и М.П.Лилина ()
Здесь под мрачными и угрюмыми сводами ночлежного дома нашли себе приют люди самого различного характера и социального положения, выходцы почти изо всех слоев тогдашнего русского общества. Разные пути привели их на "дно", все они достойны лучшей участи. Большинству из них грозит неминуемая нравственная, и даже физическая гибель. Но именно здесь, "на дне" среди жалких искалеченных бродяг, среди мрака и безысходности зарождается спор о человеке и о смысле его жизни...
Пьеса Максима Горького «На дне» своим появлением взбудоражила общество. Первое её представление вызвало шок: неужели вместо актёров на сцену вышли настоящие ночлежники? Действие пьесы в подвале, похожем на пещеру, приковывает внимание не только необычностью героев, оно захватывает многоголосием. Это только в первый момент, когда читатель или зритель видит «тяжёлые каменные своды» потолка, «нары Бубнова», «широкую кровать, закрытую грязным ситцевым пологом» кажется, что и лица здесь все одинаковые — серые, мрачные, грязные. Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. Но вот герои заговорили.
Сатин появился не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница. Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Он произносит непонятные для окружающих слова. «Органон» в переводе означает «орудие», «орган знания», «разум». (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр — это древнегерманское племя, означает «тёмный человек». Этими словами Сатин показывает своё превосходство над остальными ночлежниками.
Актёр — пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя. Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: «помолчав», «вдруг как бы проснувшись». У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но «никто этого не знает»). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. «Мой организм отравлен алкоголем». Ремарка «с гордостью» многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.
Бубнов. С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие героя. В. Лужский, исполнявший в М ХТ роль Бубнова, вспоминает беседу с Максимом Горьким: «Меня он просил в 3-м акте быть ещё тупее».
Клещ. В 1-м акте — два раза ремарка «угрюмо». Это самая мрачная фигура. Он трезво и угрюмо смотрит на жизнь.
Настя в 1-м акте появляется с романом «Роковая любовь». (Газеты писали, что такие бульварные романы составляли традиционную «культуру» городской проститутки.) Она уже нашла «возвышающий обман» до прихода Луки.
Лука появляется со словами: «Доброго здоровья, народ честной». На вопрос Василисы: «Ты кто такой?» отвечает: «Проходящий… странствующий».
Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат,
что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других,— о своём. Действительно, каждый живёт в этом подвале так, как ему хочется, каждый озабочен собственными проблемами (для кого-то это проблема свободы, для кого-то — проблема наказания, для кого-то — проблема здоровья, выживания в создавшихся условиях). Развитие конфликта начинается с появления Луки. Драматург размышлял о проблеме человека многие годы. Вероятно, появление Луки в первом действии пьесы — кульминационный момент этого действия не только потому, что герой намечает одну из главных проблем — как относиться к человеку; появление Луки — наиболее яркий момент ещё и потому, что от него тянутся лучи-мысли к следующим действиям драмы.
Бубнов, картузник, 45 лет
Справка. Прозвище Бубен давали: 1) мастеру, делающему ударный музыкальный инструмент; 2) тому, кто беспрерывно болтает,неразборчиво бубнит, говоруну, вруну, мошеннику; 3) промотавшемуся или проигравшемуся в карты (метонимия на основе названия карточной масти) или разорившемуся бедолаге; 4) глупцу (бубны в голове — без царя в голове), лентяю, прихлебателю. Ср. также выражение «забубённая головушка», то есть пропащий человек.
Бубнова и Анну зритель видит только в пределах костылёвской ночлежки. Даже в III акте, когда все остальные ночлежники оказываются «на воле» (на «пустыре»), он остаётся в подвале, выглядывая оттуда в окно.
.. «В любимом вся душа» — с этим утверждением Луки можно согласиться. У картузника Бубнова «любимое» — острожная песня, которую он самозабвенно распевает с Кривым Зобом,— та, которую «испортил» Актёр.
В ответ на замечание Луки: «Погляжу я на вас, братцы,— житьё ваше — о-ой!..» — Бубнов отвечает: «Такое житьё, что как поутру встал, так и за вытьё». Картузник при этом переиначивает пословицу: «Без правды житьё — вставши, да и за вытьё».
Сатин, лет под 40
Справка. Сатин — от Сата, Сатя — сокращённые варианты имени Сатир (в греческой мифологии сатиры — боги плодородия из свиты Диониса, бога виноделия; они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, любят вино).
Фамилию Сатин связывают также с «князем тьмы» — Сатаной.
Литературовед А. Новикова называет Сатина «новым Данко, превратившимся из романтика в реалиста», который «не может вести за собой людей, освещая дорогу лучами собственного сердца», ибо «у него нет сил».
Слова Сатина: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»?
Лука, странник, 60 лет
Справка . Лука — Лукиан (лат. — светлый, светящийся). Лукой звали и одного из 70 учеников Христа, посланных Им «во всякий город и место, куда сам хотел идти», автора одного из канонических Евангелий и «Деяний Апостолов», искусного врача. В Евангелии от Луки подчёркнута любовь Христа к беднякам, блудницам, вообще грешникам. Лукавый — хитрый, умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный. Тип странника «прижился» в русской литературе давно. Вспомните, например, Феклушу из драмы А. Н. Островского «Гроза».
Внешность Луки описана довольно подробно: автор сообщает о его вещах: палке, котомке, котелке и чайнике, однако о росте, телосложении и пр. «приметах» он умалчивает.
В последнем разговоре Костылёв поучает Луку: «Не всякая правда нужна»?
Для ночлежников правда становиться невыносимой, они находятся на дне, они не могут справиться с правдой. Правда о своей ненужной жизни никому из героев не нужна.
Все они мечтают вырваться из этой ночлежки. В каждом герое живет страстная мечта, и Лука видит мечту каждого, он уважает тот мир, который герои сами себе придумали.
Как Лука воспринимает людей? Ему не нужно само утверждаться, он не вздорит с другими людьми, он интересуется ими, относится с любопытством. Каждый человек для него имеет свою ценность. С другой стороны, люди «уж больно суетятся».
Для Луки цивилизация ценности не имеет. Лука начинает наводить порядок в ночлежке теми силами, которые у него есть, и Лука выслушивает каждого и слушает всех. Всем дает совет, который соотносится с внутренним желанием человека. Он говорит: «Человек все может, лишь бы захотел».
Мечта может украсить жизнь, а правда бывает иногда беспощадна. Каждый герой по-своему не выдерживают реальности. «Зачем.. правда?»
Лука именно тот персонаж, который из людей может извлечь то, что они представляют собой на самом деле, извлечь из них этот внутренний конфликт мечты и реальности и преподнести его зрителям. Лука - единственный человек, который не делит людей на хороших или плохих. Зло и агрессия в человеке возникает тогда, когда он не видит нормального отношения к себе, не видит ни любви, ни жалости, ни сострадания. Он иногда чувствует, когда говорить правду, а когда можно и солгать во имя правды.
Один из главных (если не самый главный) пунктов все рассуждения героев пьесы,— это вопрос о цели жизни человека (или человечества).
Первая правда — правда Бубнова, её можно назвать правдой факта. Бубнов убеждён, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда — жестокий, убийственный гнёт бесчеловечных обстоятельств.
В чём правда Бубнова?
«На что мне совесть? Я — не богатый!» «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» «Все люди на земле лишние…» «Всё сказки…» «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты…»
Вторая правда — правда Луки — правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актёру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. «Все ищут люди, все хотят — как лучше, дай им, Господи, терпенья!» — искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет — найдёт… Помогать только надо им…» Лука несёт людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…»
В чём правда Луки?
«Во что веришь, то и есть…» «Христос всех жалел и нам велел» «Человек — всё может… лишь бы захотел…» «… Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…» «Всяко живёт человек… как сердце налажено, так и живёт…»
Третья правда — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» — спрашивает он
Клеща. А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит — гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, способном перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания,— о человекобоге.
В чём правда Сатина?
«Всё — в человеке, всё для человека. Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит — гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…» «Что такое правда? Человек — вот правда!» «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»
В противопоставлении мечты, лжи и правды в пьесе есть еще один нюанс: мечта - это то, что порождает безумцев, которые странно смотрят на жизнь. Каждый из героев стремятся к прекрасному, искусству (чтение романа, стихов). В ночлежке искусство (обрывки) - это единственный источник ярких эмоций, который здесь не хватает, где все темно и серо. Финальная реплика Сатина - «Дурак, испортил песню»- относится и к Барону (который сообщает, что Актер повесился), и к самому Актеру (который повесился). Песня эта - частица искусства.
«Три правды» трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот пьяница, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо»? Положительный ответ сомнителен, а если отрицательный — то как же быть с тем, что «существует только человек»?
Получается, что для того, чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого — это ведь тоже правда.
Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставляет ещё острее почувствовать несправедливость общественного устройства, задуматься о человеке, его свободе. Он говорит: не надо мириться с неправдой, несправедливостью, необходимо сберечь в себе доброту, сострадание, милосердие.
Заключение
В пьесе «На дне» М. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трёх правд, трёх представлений о жизни.
Нет одного ответа, в чем правда?
Дополнительное
Драма (греч.— действие) — самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию — исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актёра, но которых не увидит зритель. Драматург ограничен и в объёме произведения (спектакль может идти два-три часа), и в количестве действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть
реализовать себя). Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт — острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объёме драмы и сценического пространства.
Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев — все герои должны быть включены в конфликт.
Домашнее задание
Составить цитатную характеристику Луки.
Список литературы
1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. - 5 -е изд. - М.: ООО 2ТИД « Русское слово - РС», 2008.
2. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2002
3. Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.
4. Викисловарь.
5. Троицкий В.Ю. Пьеса М.Горького «На дне»//Литература в школе. 1998 №8
6. Юзовский Ю. «На дне» М. Горького. М., 1968
Видео и аудио материла
Пьеса Горького “На дне”, написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность сразу привлекла внимание русской общественности.
Тематически пьеса завершила цикл произведений Горького о “босяках”. “Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром… “бывших людей””, — писал Горький. По мере того как формировалось социальное сознание Горького, становилась более глубокой,
В сравнении с рассказами 90-х годов, и социально-психологическая характеристика представителей “босяцкого анархизма”. Обитатели ночлежки – уже типы, в которых писатель дал огромные социально-философские обобщения.
Об этом сказал сам Горький.
“Когда я писал Бубнова, – отмечал он, – я видел перед собой не только знакомого босяка, но и одного из интеллигентов, моего учителя. Сатин – дворянин, почтово-телеграфный чиновник, отбыл четыре года тюрьмы за убийство, алкоголик и скандалист, тоже имел “двойника” – это был брат одного из крупных революционеров, который кончил самоубийством, сидя в тюрьме”.
Пьеса была написана в период острого промышленного и экономического кризиса, который разразился в России в начале ХХ века. В ней нашли отражение действительно имевшие место факты и события современности. В этом смысле она явилась приговором существующему социальному строю, который сбросил многих людей, наделенных умом, чувством, талантом, на “дно жизни”, привел их к трагической гибели.
Силой обличения пьеса возвышалась над всеми произведениями Горького 1890 – 1900-х годов. Он утверждал, что общество, исказившее в человеке человеческое, существовать не может.
С проблемой “дна” и “хозяев”, которая получает в пьесе политическое звучание, органически связана “сквозная” проблема всего творчества – проблема гуманизма. Горький выступал против “обидной людям” проповеди утешения. Каковы бы ни были проявления утешительства, он видел в них лишь форму примирения с действительностью. Проблемы утешающих иллюзий – содержание многих произведений писателя 90-х годов (“Болесь”, “Проходимец”, “Читатель”).
Но ни в одном из них она не была разработана с такой полнотой, как в пьесе “На дне”. Горький разоблачал эту проблему в самых различных ее идеологических проявлениях, и осуждал тех, кто поддавался иллюзиям утешителей.
Герои пьесы – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ, Барон – стремяться вырваться на волю с “дна” жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой “тюрьмы”. У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть.
У Актера – его былое служение искусству, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь, у Насти – вымышленный ею роман со студентом.
Таким образом, персонажи пьесы подготовлены к появлению Луки с его “евангелием миражей”. Лука поддерживает все иллюзии и сеет новые. Умирающей Анне он рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь; у Насти он укрепляет веру в существование студента, француза Гастона и его роковой любви. Пеплу Лука внушал веру в счастливую, свободную, богатую страну – Сибирь, советовал туда переселиться.
Это тоже было ложью; в царской России переселнцы в Сибири попадали в бедственное положение, гибли тысячами, в конец разоренные, возвращались обратно. В Сатине Лука поддерживает мысль об иллюзии бродячей вольности, мнимой свободы.
Но сильнейший аргумент против проповеди Луки – судьба Актера. Лука уверил его в существовании прекрасной бесплатной лечебницы для алкоголиков. Актер больше всех поверил сказкам Луки, и он собирается в путь – искать мраморную лечебницу. Воодушевленный Актер вспоминает некогда читанные им стихи:
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, –
Честь безумцу, который навеет
Чевовечеству сон золотой!
Эти стихи звучат как гимн иллюзиям.
Когда же иллюзорность надежд становится очевидной, эти люди гибнут. “Утрата надежд вызвала смерть его души”, – сказал Горький о судьбе Актера. Упорно работает, страстно хочет вернуться к трудовой жизни Клещ. Действительность разбивает его иллюзию добиться правды только для себя. Основной вопрос пьесы – “что лучше, истина или сострадание?
Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?” Вокруг этого вопроса и разворачиваются в пьесе горячие споры о человеке, о смысле и правде жизни, о путях к будущему.
Носителем идеи утешающего обмана в пьесе, как мы уже сказали, предстает Лука. Принцип его отношения к человеку – идея сострадания. Практическим выражением ее становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни. Обращаясь к Пеплу, Лука спросит: “И…чего тебе правда больно нужна…на что самому себя убивать?”.
Это и есть основной вопрос пьесы, сформулированный Горьким, — что нужно человеку, правда, как она ни тяжела, или сострадание? Что есть человек – творец жизни или раб ее? Этот вопрос как бы задается каждому из обитателей ночлежки, на каждом проверяется возможный результат утешающего сострадания.
Таким образом, философия Луки подвергается испытанию жизнью.
На пороге ночлежного дома Лука появляется со словами участия и сочувствия. С первых его слов и начинается спор о человеке и отношения к человеку. Для Луки люди слабы и ничтожны перед обстоятельствами жизни, которые, по его мысли, изменить нельзя.
А если так, надо примирить человека с жизнью, внушив удобную для него сострадательную “истину”. И таких истин оказывается столько, сколько жаждущих ее найти. С этим принципом отношения к человеку и подходит Лука к каждому обитателю ночлежки – Анне, Пеплу, Наташе, Актеру, создавая для них иллюзию о счастье.
И оказывается, что даже в этом мире, где сострадание было бы естественным выражением доброго отношения к человеку, утешительная ложь ведет к трагической развязке. И она наступает в четвертом акте пьесы.
Иллюзии рассеялись. Чем слаще был “золотой сон”, навеянный старцем, тем трагичнее оказалось пробуждение – ночлежники впадают в отчаяние. Гибнет Актер, мечется Настя.
Ночлежка являет собой картину полного разрушения. Так ход реальных событий приводит к разоблачению попыток Луки примирить человека с жизнью.
Горький, вводя в конкретные условия современного бытия нравственные идеи Толстого и Достоевского, показывал ложность их правды. Он разоблачал не только идеологию, но и психологию людей, которые рождали иллюзии и жили ими. Не случайно наделил автор Луку психологией раба.
Он всегда примиряется перед силой, старается быть в стороне от спора, а в третьем акте незаметно исчезает, как бы испугавшись последствий. Горький тем самым подчеркивает тесную связь рабской психологии с принципом жизни Луки. Эта мысль выражена в известных словах Сатина: “Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… ложь – религия рабов и хозяев”.
Философии непротивления, психологии покорности Горький противопоставил правду о свободном Человеке, отвергающем унижающую человека сострадательную ложь. Свои мысли об этом Горький вложил в уста Сатина. Он говорит о великих возможностях человека и человечества, которые своими руками, своей мыслью создадут жизнь будущего: “Человек – вот правда… существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!
Че-ло-век! – Это великолепно! Это звучит гордо!”.
В пьесе “На дне” отчеканился один из своеобразных жанров горьковской драматургии – жанр социально-филосовской пьесы. В этом произведении проблема образуется не столкновением отдельных лиц в борьбе за личную выгоду, а за жизнь вообще. В пьесе нет положительных героев, да их и не может быть.
Именно поэтому главной здесь становится идея о том, что каждый человек имеет право на счастье.
(No Ratings Yet)
О чём мечтают ночлежники?( сочинение в формате итогового сочинения по направлению «Мечта и реальность») Авт. Бахтин С.Ф.
Вступление(тезис )«На дне» - самая известная пьеса М.Горького. В драме, имеющей подзаголовок «Картины», изображена группа обитателей ночлежного дома для малоимущих – воры, шулеры, нищие, голодные, калеки, униженные и оскорблённые, выброшенные из жизни –бывшие…Почти в каждом живет мечта о другой, счастливой жизни.(39 слов).
Основная часть(аргументы).
1 .В центре сюжета – спор о человеке, противопоставление мировоззрений, проблема правды и лжи. Герои произведения - в большинстве своем сломленные обстоятельствами люди, потерявшие нравственные ориентиры. При этом каждый обитатель «дна» живет мечтой , которая не имеет ничего общего с действительностью. При помощи психологизмов автор раскрывает характеры героев, их мечты о достойной жизни. Например, молоденькая Настя грезит о чистой любви, но имеющиеся реалии никак не соответствуют мечте девушки. Книга «Роковая любовь» является важной деталью в раскрытии образа Насти, она призвана поддерживать ее мечты . (79 сл.).
2 . Интересен факт, что не все персонажи имеют имена, фамилии, некоторые представлены лишь прозвищами. Думаю, этим Горький показывает степень обреченности героев. Каждый из них в прошлом пережил свой личный социальный конфликт, в результате которого оказался в жалком положении. К примеру, спившийся Актер когда-то давно блистал на сцене, зрители знали его как Сверчкова-Задунайского. Об этом мы узнаем лишь из собственных воспоминаний героя, теперь у него осталось лишь прозвище, напоминающее о былой жизни. Его мечта – попасть в лечебницу, а потом – снова выйти на подмостки. Но, увы, его грезам также не суждено осуществиться, поскольку реальность намного суровей мечтаний .(95 сл.).
3 .Любой обитатель ночлежки желает лучшей жизни, но при этом абсолютно ничего не предпринимает для исправления ситуации. Куда проще слушать пустые слова странника Луки, вселяющие надежду на реализацию фантазий . Его успокаивающая правда заключается в одной фразе: «Во что веришь – то и есть». Но формула надежды, не подкрепленная действием, губительна для большинства обитателей ночлежки. К примеру, узнавший об отсутствии бесплатной больницы для алкоголиков Актер повесился на пустыре. Притча Луки о праведной земле дала ему ложную надежду, и он повторил судьбу безымянного персонажа … (81 слово).
Заключение(вывод ).
Таким образом, автор показывает, что даже самые светлые сокровенные мечты при бездействии навсегда обречены остаться таковыми, поскольку жестокая реальность куда сильнее. Мысль Горького ясна: судьба человека всегда в его собственных руках. Одно дело - попасть на дно в силу сложившихся обстоятельств, и совсем другое - смириться со своим положением, опустить руки и прекратить борьбу за достойное существование. Проблемы, затронутые в драме, до сих пор не утратили своей актуальности. Мы ежедневно видим на улицах обитателей дна и даже не задумываемся над тем, как их много и как они оказались в таком плачевном положении. Я уверен, что среди них есть такие, кого сломали тяжелые обстоятельства, кому-то не хватило участия близких. И большинство, к сожалению, предпочитает оставаться на дне сознательно.
(115 слов) Итого - 409 слов.
Пьеса «На дне» повествует о судьбах людей, оказавшихся на «дне» жизни. Каждый житель ночлежки имеет свои мечты и желания, которые сталкиваются с жестокой реальностью. Мечта и реальность («На дне») - центральная тема произведения М. Горького.
В ходе повествования читатель узнает о том, к чему стремятся жители ночлежки Костылевых. Бывший актер по прозвищу Актер хочет вернуться к прежней жизни на сцене. Девушка легкого поведения Настя мечтает о чистой и искренней любви. Вор Васька Пепел хочет счастливой жизни вместе с Наташей. Сама Наташа мечтает о необычном жизненном событии, которое полностью изменит ее тяжелое существование. Клещ хочет вернуться к прежней жизни, поэтому усердно работает.
Важное место в системе образов занимает Лука. Появление старика в ночлежке взбудоражило всех ее жителей. Лука поддерживал мечты героев: Актеру он рассказывает о том, что есть лечебница, которая позволит ему излечиться от алкоголизма и вернуться на сцену; он укрепляет веру Насти в то, что она действительно достойна любви и что француз-студент существует; он рассказывает Ваське Пеплу о том, что он сможет обрести счастье с Наташей, если уедет вместе с ней в Сибирь. Помимо этого, Лука говорит умирающей Анне о счастливой загробной жизни, то есть формирует у нее своеобразную мечту.
М. Горький показывает, как мечты центральных персонажей оказываются разбитыми.
Клещ, который до конца не терял способности все изменить и исправить, понимает, что жизнь «на дне» полностью его затянула. Он уже не считает себя особенным, Клещ - такой же житель ночлежки, как и остальные.
Васька Пепел, мечтающий о счастливой жизни в Сибири, убивает мужа бывшей любовницы, владельца ночлежки Костылева, и оказывается в тюрьме.
Самая же страшная судьба была у Актера, который понял о том, что рассказы Луки о лечебнице - ложь. Герой кончает жизнь самоубийством, так как понимает, что его мечта неосуществима.
Тема мечты и реальности в произведении тесно связана с образом Луки. Герой поддерживает стремления жителей ночлежки, а в некоторых случаях и создает для них новые мечты. Однако Лука, стремившийся использовать ложь во имя спасения, не понимает, что его наставления и советы могут погубить ранимых людей. Лука говорит о том, что Васька Пепел обретет счастье в Сибири, однако там не было никаких условий для существования. Лука говорит Актеру о несуществующей лечебнице, желая замотивировать Актера на изменение своей жизни, но добрые намерения Луки оборачиваются трагедией.
Однако главной причиной столкновения мечты и реальности становится бездействие персонажей. Жители ночлежки готовы только думать о лучшей жизни, постоянно мечтать о чем-то, но совершать конкретные действия для достижения своих целей они не готовы. Лука хотел дать героям надежду на лучшее, осуществление мечты оставалось за человеком. Стремление двигаться дальше оказалось лишь словами, а не действиями. М. Горький в своей пьесе «На дне» продемонстрировал то, что реальность жестока по отношению к мечте, если человек не прикладывает никаких усилий ради ее осуществления.