Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Музей академии художеств. Императорская академия художеств Учреждение академии художеств год

Музей академии художеств. Императорская академия художеств Учреждение академии художеств год

Императорская (Санкт-Петербургская) Академия художеств

Императорская Академия художеств - высшее художественное училище , существовавшее в период с 1757 до 1918 года.
Незадолго до своей смерти император Пётр I (1672-1725) издал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам», результатом которого стало открытие художественного отделения петербургской Академии Наук.
В середине 1700-х годов русский государственный деятель и фаворит императрицы Елизаветы I Петровны (1709-1761) Иван Иванович Шувалов развил давно гуляющую в головах российской аристократии мысль о необходимости создания полноценной гравёрно-рисовальной школы, а не простого художественного отделения.
Шувалов планировал открыть эту художественную школу в Москве, при задуманном им Императорском Московском университете (ныне Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова), однако в результате школу открыли в Санкт-Петербурге. Несмотря на это, первые 6 лет своего существования она официально числилась как филиал Московского университета.
Первоначально академия художеств оказалась размещена в петербургском особняке Шувалова (Шуваловский дворец) на Садовой улице - с 1758 года здесь шли занятия. Государственное финансирование академии было весьма скудным - 6000 рублей в год. Дабы академия развивалась, Шувалов начал активно финансировать её из собственных средств. Большая часть денег уходила на зарплату преподавателям, приглашённым из Франции и Германии.
В 1764 года императрица утвердила устав и состав академии, при этом государственное финансирование Императорской Академии художеств было увеличено до 60 000 рублей в год. Всё в том же 1764 году началось строительство собственного здания (Университетская набережная, 17) для академии художеств. Стройка длилась до 1788 года, а отделка интерьеров продолжалась до 1817 года.
В 1800 году Императорскую Академию художеств возглавил Александр Сергеевич Строганов. При нём в качестве вольнослушателей в академию стали допускать крепостных, а также появились медальерный и реставрационный классы.
В Императорской Академии художеств действовала система награждения талантливых учеников. За хорошие работы выдавались золотые и серебряные медали, малые и большие. Большая золотая медаль полагалась лучшему ученику, который определялся при помощи конкурсного отбора. Ученик, получивший золотую медаль, получал право на шестилетнюю поездку заграницу, полностью оплачиваемую из казны Императорской Академии художеств. Большинство учеников Академии в ходе этой поездки собирало художественные материалы (эскизы) для своих будущих художественных проектов.
Долгое время в стенах Академии возводили в абсолют , чьи догматы преподавались ученикам. Некоторое послабление в превознесении академизма началось после в 1863 году.
12 апреля 1918 года Императорская Академия художеств был закрыта. В скором времени на основе закрытой академии были основаны .

Президенты Императорской Академии художеств :
1757-1763 - Шувалов Иван Иванович - основатель и первый главный директор;
1764-1794 - Бецкой Иван Иванович;
1795-1797 - Мусин-Пушкин Алексей Иванович;
1797-1800 - Мари-Габриэль-Флоран-Огюст Шуазёль-Гуфье;
1800-1811 - Строганов Александр Сергеевич;
1811-1817 - Чекалевский Пётр Петрович (вице-президент, в реальности руководивший академией);
1817-1843 - Оленин Алексей Николаевич;
1843-1852 - Максимилиан Лейхтенбергский, зять Николая I;
1852-1876 - Великая княгиня Мария Николаевна, вдова предыдущего;
1876-1909 - Великий князь Владимир Александрович;
1909-1917 - Великая княгиня Мария Павловна, вдова предыдущего президента.

Академия, рожденная эпохой классицизма, сыграла в развитии русского искусства огромную роль. В числе ее первых выпускников были такие мастера классицистической живописи и скульптуры, как А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, Ф. Г. Гордеев, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Прокофьев, Ф. Ф. Щедрин. Начало XIX века в истории Академии художеств связано с именами известнейших русских живописцев О. А. Кипренского, А. А. Иванова, К. П. Брюллова. Под воздействием педагогической системы Брюллова, преподававшего в Академии, формировалось творчество Т. Г. Шевченко и П. А. Федотова, произведениями которых началась эпоха критического реализма в русском искусстве. Высокий профессионализм академической школы второй половины XIX века воплотился в педагогической деятельности П. П. Чистякова. Его благотворное влияние ощутили на себе многие ученики Академии, выросшие со временем в крупных мастеров искусства конца XIX и начала XX века. Среди них - И. Е. Репин и В. И. Суриков, В. Д. Поленов и В. М. Васнецов, В. А. Серов и Б. М. Кустодиев.
Строительство величественного здания Академии художеств связано с именами ряда ее воспитанников и педагогов. Проектировали его А. Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот, руководившие в первые годы после создания Академии ее архитектурным классом. Зодчие решили план здания Академии в виде каре, которое образуют четыре трехэтажных корпуса. В середине расположен еще один корпус - кольцеобразный в плане, ограничивающий внутренний круглый двор. Главный фасад здания обращен к Неве; строгим и величественным - в полном согласии с важным общественным назначением Академии - делает ее облик дорический ордер, объединяющий два верхних этажа. Первый этаж с большими полуциркульными окнами трактован как массивный цоколь. В центре расположен портик парадного входа, между колоннами которого стоят статуи Геракла и Флоры - копии античных оригиналов. Крылья симметричны относительно центра и тоже заканчиваются портиками. Аналогично построение и противоположного фасада, выходящего в сад. Предельно просто решены фасады вдоль 3-й и 4-й линий.
Академия художеств явилась одним из первых петербургских сооружений, в архитектуре которых были воплощены принципы классицизма. Но в облике здания ощущается и влияние барокко. Оно проявилось, в частности, в использовании криволинейных форм в плане здания. Почти барочной сложностью пластики отличается переход от крыльев к центральному ризалиту главного фасада. Столь же сложна и форма венчающего купола.
И в интерьерах Академии художеств сочетаются архитектурные приемы, различные по своему происхождению. Несомненно влияние барокко в композиции вестибюля первого этажа - круглого в плане и перекрытого зонтичным куполом. По контрасту с этим небольшим интерьером особенно просторным, светлым кажется парадный верхний вестибюль, куда ведут два плавно изгибающихся марша лестницы. Его пространство организовано свободным ритмом широко расставленных ионических колонн, поддерживающих хоры. С ордерными формами хорошо согласуются барельефные панно на стенах, большинство из которых создал И. П. Прокофьев, статуи, установленные в нишах, и гипсовые слепки античных ваз, украшающие балюстраду балкона.
Возведение здания Академии художеств, начавшееся в 1764 году, завершилось лишь спустя двадцать пять лет. А перестройки внутренних помещений продолжались и позже. С вестибюлем второго этажа связан перекрытый куполом круглый конференц-зал Академии, расположенный в центре анфилады парадных залов, протянувшейся вдоль главного фасада. Существующая отделка стен конференц-зала относится к 60-м годам прошлого века, но в ее основе лежит композиционная схема, разработанная Кокориновым и Деламотом. В 30-х годах XIX столетия купол конференц-зала был украшен многофигурной росписью, изображающей «Торжество на Олимпе по случаю водворения изящных художеств в России»; ее исполнил живописец В. К. Шебуев. В те же годы по проекту архитектора К. А. Тона была осуществлена отделка остальных залов парадной анфилады, сохранившаяся до наших дней без серьезных изменений. Двухсветные галереи, симметричные относительно конференц-зала, носят названия Рафаэлевского и Тициановского залов: на их стенах помещены копии знаменитых фресок Рафаэля из Ватиканского дворца, картин Тициана, Гвидо Рени, Гверчино и других выдающихся итальянских мастеров. Создание этих копий относится к первой половине XIX века; среди их исполнителей были воспитанники Академии художеств, ставшие затем ее ведущими педагогами, - К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, А. Т. Марков, П. В. Басин.
К числу самых значительных интерьеров Академии художеств относится Чугунная лестница, расположенная рядом с парадным вестибюлем. Она была сооружена по проекту архитектора А. А. Михайлова в 1819 году. В композицию лестницы включены большие панно и горельефы, аллегорически раскрывающие назначение здания. Это произведения крупнейших мастеров Академии художеств эпохи классицизма - скульпторов И. П. Прокофьева, И. П. Мартоса, В. И. Демут-Малиновского, живописцев В. К. Шебуева, А. И. Иванова, А. Е. Егорова и С. А. Бессонова.
Парадные интерьеры здания представляют собою неотъемлемую часть академического музея, экспонаты которого рассказывают об истории старейшей художественной школы страны.
Музей Академии художеств занимает три этажа «циркуля» - внутреннего круглого корпуса. В первом этаже размещена большая коллекция гипсовых слепков со всемирно известных памятников ваяния древнего Востока и античности, эпохи средних веков и Возрождения. Рисование с гипсов всегда было хорошей школой для начинающих художников, и слепки, собранные в Академии художеств, неизменно выполняли и продолжают выполнять свое важное учебное предназначение. Но кроме того, они представляют собою и великолепные пособия по истории искусства; в залах музея можно увидеть статуи египетских фараонов, рельефы Парфенона, Нику Самофракийскую, «Лаокоона», фриз Пергамского алтаря, «Врата рая» флорентийского Баптистерия.
Экспозиция второго этажа академического «циркуля» составлена из учебных работ воспитанников Академии художеств - от первых рисунков с натуры до дипломных произведений. Исполненные в разные годы живописные полотна, рельефы, статуи, гравюры говорят о верности питомцев академической школы традициям большого искусства и вместе с тем свидетельствуют об их неустанном стремлении к совершенству, к поиску новых форм и сюжетов, которые подсказывала художникам изменявшаяся жизнь.
На третьем этаже «циркуля» расположен архитектурный музей. В его экспозиции представлены обмеры памятников древнерусской архитектуры, проекты крупнейших зодчих нашей страны. Уникальные проектные модели, в том числе модель Смольного монастыря с великолепной многоярусной колокольней и модель здания Академии художеств, делают эту экспозицию особенно интересной.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

Еще в годы правления императрицы . Основная заслуга в ее открытии принадлежит .

Графу очень хотелось, чтобы Академия искусств находилась в , при задуманном им университете, но учреждена она была в 1757 году в , однако в течение 6 лет числилась в Москве.

Первый набор состоялся в 1758 году. Занятия проводились в особняке Шувалова. Студенты изучали гравюру, портрет, архитектуру и скульптуру. Самых талантливых, Шувалов отправлял учиться дальше за границу.

Финансировалась дальнейшая стажировка из средств Академии, которых было очень мало. Елизавета Петровна выделила на ее содержание 6 тысяч рублей в год.

Содержалась Академия, в основном, на средства самого Шувалова. К концу XVIII века для Академии на Университетской набережной было построено новое здание, котором она и находилась все время своего существования. В качестве преподавателей были приглашены знаменитые художники из Германии и Франции. Позднее в Академии начал преподавать архитектор Кокоринов А.Ф.

Настоящего расцвета Академия достигла уже при . Императрица выделила на ее содержание уже 60 тысяч рублей, что позволило пригласить новых талантливых преподавателей, посылать за границу большее число студентов. Но Кокорина на посту президента Академии сменил Бецкий. При его системе администрирования деятельность Академии начала приходить в упадок. От последствий развала, происшедшего в эти годы, учебное заведение еще долго не могло оправиться.

В середине XIX века Академия была передана в подчинение Министерства при Императорском Дворе. В связи с этим увеличиваются средства на ее содержание, больше внимание уделяется содержанию пансионеров за границей, классные художники стали получать звания и чины.

Правда, не всем студентам нравились новые порядки. В 1863 году 14 самых талантливых учеников, недовольных запретом Совета Академии на замену конкурсного задания, покинули стены учебного заведения. Позднее они организовали " ".

После , Императорская Академия художеств была закрыта в 1917 году. За годы ее деятельности из стен учебного заведения вышли такие именитые художники, как ., ., Брюлов К.П., Врубель М.А., Кипренский О.А. и многие другие художники, которые оставили свой заметный след в русской культуре.

За годы Советской власти Академия неоднократно изменяла название, но каждый раз оно указывало, что учебное заведение должно проповедовать именно пролетарскую культуру. В 1990 году прошлого столетия данное учебное заведение было преобразовано в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени , каковым и остается до сих пор.

Императорская Академия художеств - ВУЗ в Российской империи в области изобразительных искусств.

Развитие искусства в Европе подвигло графа И. И. Шувалова на представление императрице Елизавете Петровне предложения о необходимости основать Академию художеств. Иван Иванович предполагал открыть её в Москве, при задуманном им университете, но в результате Академия художеств была учреждена в 1757 году в Петербурге, хотя первые 6 лет числилась при Московском университете.


В Петербурге Академия первоначально размещалась в особняке Шувалова на Садовой. С 1758 г. здесь начались учебные занятия. Учебный курс длился 9 лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры и т. п. С 1760 г. лучшие выпускники отправлялись на стажировку за границу на средства Академии. В 1764-1788 г. для Академии было построено специальное здание. Сейчас в этом здании расположен Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а также Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, архив, библиотека, лаборатории и мастерские.


Средства академии предоставлены были сначала весьма скудные: указано было отпускать ей по 6 тыс. рублей в год. Но зато на личные средства Шувалову удалось сразу высоко поднять авторитет академии. Приглашённые им знаменитые в то время художники из Франции и Германии положили первые основы надлежащего преподавания искусств, а со вступлением в академию для преподавания архитектуры А. Ф. Кокоринова стала возможной надлежащая организация академии.


“Полное учреждение ” издано уже при Екатерине II, в 1763 году. Штат академии возвышен до 60 тысяч рублей. Пока действовал Кокоринов, силы академии развивались, но длинный период президентства И. И. Бецкого (сменившего в 1763 г. Шувалова) был периодом весьма плохой администрации и упадка первых задатков академической деятельности. Предполагали поднять академию распоряжениями 1802 года, имевшими в виду совершенно преобразовать преподавание наук, необходимых для образования художников, по другому устраивать посылку молодых художников за границу, завести при академии галерею, установить премии и т. п., но эти предположения не осуществились, кроме только посылки молодых художников за границу.


В 1812 году Академию художеств причислили к министерству народного просвещения. Этот период академической жизни в ведомстве министерства народного просвещения известен поправлением трудных экономических обстоятельств, в которые была приведена академия предыдущим управлением. Министерство исходатайствовало суммы, требовавшиеся на уплату значительных долгов академии и на постройку многих зданий при академии. Однако, учебная часть поправилась мало. Воспитательное училище, существовавшее при академии, требовало множество мер, более касавшихся поднятия нравственности, нежели улучшения преподавания. Эти меры вызвали справедливую критику и нападки. Президентом академии А. Н. Олениным с целью оправдать свое управление “от носившихся в городе слухов” было издано “Краткое историческое сведение о состоянии Императорской академии художеств с 1764 по 1829 год”, из которого, впрочем, скорее выяснялись громадные недостатки управления.


Новую обстановку и гораздо выгоднейшие условия получает Академия художеств с передачей её в ведение министерства Императорского двора. Увеличившиеся средства дозволили пансионеров отправлять за границу; в Риме устроено для них попечительство, выбор преподавателей обеспечен новыми правилами, в 1843 году закрыто воспитательное училище; новым Уставом от 30 августа 1859 года совершенно изменено преподавание наук сообразно двум отделениям академии: одно по живописи и скульптуре, другое по архитектуре. Общие науки, на которые до тех пор обращалось немного внимания, заняли почетное место в обоих отделениях. Для архитекторов введено преподавание математики, физики и химии. Также было установлено три степени звания классных художников. Получивший первую золотую медаль приобретает вместе с званием классного художника 1-й степени чин Х класса и право быть посланным за границу.


9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств , допущенных до соревнования за первую золотую медаль обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии “Пир бога Одина в Валгалле”) на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как “Бунт 14-ти”. Именно они организовали “Художественную артель” позже, в 1870 году она была преобразована в “Товарищество передвижных художественных выставок”.


В конце XIX века на академию отпускалось ежегодно 72,626 руб. Кроме подготовки художников, Академия художеств открывала периодические выставки картин и имела постоянно открытый для публики художественный музей.

Деятельность Императорской Академии художеств продолжалась до 1917 года и, несмотря на некоторые неблагоприятные периоды её жизни, дала важные последствия. Стали открываться художественные школы, учреждаться общества художников, и преподавание живописи сделалось предметом, входящим в программу общего образования.


12 апреля 1918 года указом Совнаркома Академия художеств была полностью упразднена, а академический музей перестал функционировать. Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1918 году преобразовано в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские, в 1921 году переименованы в Петроградские государственные художественно-учебные мастерские при воссозданной Академии художеств, в 1928 году преобразованы в Высший художественно-технический институт. В 1930 году ВХУТЕИН реорганизован в Институт пролетарского изобразительного искусства.


Купол Академии венчала выполненная по проекту архитектора Прокофьева скульптурная композиция "Минерва в окружении трех гениев художеств". Спустя 100 лет разрушающаяся под действием времени скульптура была восстановлена по проекту архитектора фон Бока. В 1911 году в здании Академии произошел пожар, при котором скульптура, выполненная из тонкой листовой меди, погибла. Скульптор Михаил Аникушин по сохранившимся чертежам и моделям скульптуры начал ее воссоздание. Завершили работу знаменитого мастера его ученики под руководством скульптора Владимира Горевого. 7-тонная 5-метровая бронзовая скульптура была отлита на петербургском заводе "Монументскульптур" на средства, выделенные Академией художеств и ее президентом Зурабом Церетели. Официальная церемония открытия скульптуры состоялась в мае 2003, в рамках празднования 300-летия Петербурга.


Ночью здание Академии красиво подсвечивается (автор фото - Позитивчик)


Высшая школа мастеров русского искусства и центр художественной жизни страны - "Академия трех знатнейших художеств" - была основана по инициативе И.И.Шувалова и М.В.Ломоносова указом Сената в 1757 году. Занятия начались в 1758 году сразу в нескольких классах - живописном, скульптурном, архитектурном и медальерном. А через шесть лет 4 ноября 1764 году высочайшим указом императрицы Екатерины II были утверждены "Привилегия и Устав Императорской Академии трех знатнейших художеств" - законодательное признание правительством самоценности и самостоятельности художественной деятельности. Сегодня об этой знаменательной дате напоминают выложенные мозаикой на полу вестибюля Академии римские цифры - MDCCLXIV. Уже в первые годы в Академии сложилась и в дальнейшем совершенствовалась строго последовательная система обучения.

Начинали с рисования - на первых порах постигали простое черчение без линейки, затем переходили к копированию образцов (гравюр с картин лучших мастеров или рисунков), гипсовых античных образцов и, наконец, рисунок с обнаженной натуры. Параллельно с рисованием живописцы начинали писать с обнаженной натуры, скульпторы - лепить ее, а архитекторы занимались изучением ордеров, обмерами, отмывкой архитектурных элементов, проектированием небольших декоративных и парковых сооружений, а затем и созданием масштабных объемно-пространственных композиций.

Наряду с этим в Академии преподавали пластическую анатомию, архитектурную графику, общеобразовательные предметы, языки. Заканчивали курс исполнением достаточно сложной композиционной работы по избранной специальности. Наиболее одаренные, чьи произведения отмечались золотыми медалями первого или второго "достоинства" отправлялись в "пенсионерскую" поездку для усовершенствования мастерства (как правило, в Италию и Францию).

История Академии теснейшим образом связана с историей русской художественной культуры. Были периоды подлинного взлета, когда она являлась единственным авторитетным арбитром в области художественной политики, и время менее заметного влияния на творческую практику русских художников. Однако всегда, на всем протяжении своей истории, Академия художеств оставалась крупнейшей в мире художественной школой, воспитательницей выдающихся мастеров изобразительного искусства. Замечательным было и то, что учащиеся часто работали совместно с педагогами, как правило, крупнейшими художниками своего времени. Они были свидетелями творческой практики своих воспитателей и наблюдали весь процесс создания художественного произведения, а иногда выступали в качестве участников этого процесса, помогая мастеру. Все это давало положительные результаты, ибо в процессе учения нет ничего более эффективного, чем непосредственное наблюдение за работой опытного художника, изучение всех ее стадий.

Многие известные русские художники учились в Академии и в ней приобрели профессиональное мастерство, позволившее им стать во главе художественной жизни своего времени. Воспитанники Академии прославили русское искусство, создав образы глубокой мысли, воспевавшие красоту русского человека и благородство его стремлений.

В Академии учились: А.П.Лосенко, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, О.А.Кипренский, В.А.Тропинин, С.Ф.Щедрин, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, П.А.Федотов, И.Н.Крамской, В.И.Суриков, В.А.Серов, И.Е.Репин, И.И.Бродский, И.Э.Грабарь, М.Б.Греков;
архитекторы: В.И.Баженов, И.Е.Старов, А.Д.Захаров, В.П.Стасов;
ваятели: Ф.И.Шубин, М.И.Козловский, И.П.Мартос, С.С.Пименов, В.И.Демут-Малиновский, П.К.Клодт, М.М.Антокольский и многие другие.

Здесь же получил образование великий украинский поэт и художник Т.Г.Шевченко. Вот уже не одно столетие верно служит российской культуре величавое здание на Неве. За свою историю оно ни разу не меняло своего назначения - воспитание молодых художников. С самого начала основой образования являлась стройная методическая система. Эта система изменялась и совершенствовалась, отражая новые растущие потребности времени.

И сегодня основой учебного процесса Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств является принцип преемственности лучших традиций отечественного и мирового искусства. На пяти факультетах учатся более 1000 студентов на дневном отделении и порядка 500 - на заочном из России и зарубежных стран.

Опираясь на свой богатый творческий опыт, развивая и обновляя его применительно к потребностям меняющегося времени, Институт имени И.Е. Репина уверенно смотрит в будущее, не забывая о традиционном сознании высокой общественной роли художника и долга служения его Отечеству.