Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: НОД в форме занятия "Полезные ископаемые". Конспект занятия в подготовительной группе«Подземные богатства земли

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: НОД в форме занятия "Полезные ископаемые". Конспект занятия в подготовительной группе«Подземные богатства земли

Елена Бацева
Примерный конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Полезные ископаемые»

Задачи :

Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина, нефть, газ, торф) .

Показать их применение в жизни человека .

Формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли;

Формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны ; Закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей;

Воспитывать интерес к природе и гордость за свою страну.

Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие » , «Художественно-эстетическое развитие » , «Речевое развитие » , «Познавательное развитие » .

Воспитатель :

Придумано кем-то, просто и мудро

При встрече здороваться : «Доброе утро!»

Доброе утро! Солнцу и птицам,

Доброе утро! улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым

Пусть доброе утро, длится до вечера!

Воспитатель : Дети, я очень рада видеть, что у вас хорошее настроение. И хочу вам сегодня рассказать необыкновенную сказку. Она называется СКАЗКА, ДОБЫТАЯ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ.

Воспитатель :

Хотите послушать?

Воспитатель :

Чего только нет у нас на земле!

А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было.

Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, а также и многих других предметов, которые мы теперь называем предметами первой необходимости.

Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.

Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…

Самолёты и звездолёты…

Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!

Правда, не в готовом виде.

В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь - разве что его сначала туда зароешь.

Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры, киноаппараты под землёй в неготовом виде.

Воспитатель :

Как вы думаете в виде чего?

Ответы детей .

Воспитатель : В виде полезных ископаемых .

Воспитатель : Почему полезных ?

Ответы детей .

Воспитатель : Почему ископаемых ?

Ответы детей .

Воспитатель : Потому что приходится много земли ископать , чтобы добыть то, что для нас на земле полезно .

Воспитатель А хотите узнать по подробнее о них?

Воспитатель :

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг :

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны.

Воспитатель :

Гранит - полезное ископаемое . Он не только прочный, но и красивый. Его называют декоративным. Встречается разных цветов чёрный, розовый, зелёный, жёлтый.

Наиболее распространена черная разновидность.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют гранит?

Ответы детей .

Воспитатель : Такие породы широко используются в архитектуре и строительстве.

Полезное ископаемое этого типа идеальный материал для отделки набережных, включая прибрежную морскую полосу. Этот камень поразительно устойчив к влиянию времени : даже спустя пять сотен лет разрушение только начинает проявляться. Атмосферные воздействия также мало влияют на гранит.

ИЗВЕСТНЯК

Воспитатель :

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела :

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

Воспитатель : Конечно же это мел. Его называют – Известняк.

Известняки чаще всего бывают следующих цветов : белый, серый, желтый, розовый, «персиковый» , серо-сиреневый, бурый, коричневый, голубой, а также их все возможные сочетания и оттенки.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют известняк?

Ответы детей .

Воспитатель : Известняк - важнейший строительный материал, из него изготовляются облицовочные плиты, стеновые блоки, скульптурные и архитектурно-строительные изделия, щебень

Применяется в изготовлении красок, замазок, резины, пластмасс, мыла, лекарств, минеральной ваты, для очистки тканей и обработки кожи, известкования почв.

Воспитатель :

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

Воспитатель : Песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют песок?

Ответы детей .

Воспитатель : Применение природного песка – широчайшее!

Воспитатель :

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

Воспитатель : Глина является очень распространённой горной породой.

Глина широко распространенна в природе, залегает на небольшой глубине.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют глину?

Ответы детей .

Воспитатель : Обычно на самом месторождении глины строятся кирпичные и черепичные заводы.

Незаменима глина и в искусстве, пластичная цветная глина является отличным материалом для создания скульптур. Широкую популярность заслужила в сельском хозяйстве : для кладки печей, глинирования токов, побелки стен и пр.

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Воспитатель :

Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Воспитатель :

Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют уголь?

Ответы детей .

Воспитатель : Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки. Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо.

Воспитатель :

Отдельно – я не так вкусна

Зато бела и солона

И в пище - каждому нужна. (соль)

Воспитатель : Соль В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют соль?

Ответы детей .

Воспитатель : Основное значение соль имеет в пищевой промышленности в виде приправы.

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

Воспитатель :

Она варилась долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи.

Воспитатель : Железо. Железная руда представляет собой минеральное образование природного характера.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют железную руду?

Ответы детей .

Воспитатель : Железная руда является основным сырьем для получения чугуна. Он поступает на мартеновское или конвертерное производство, а также на восстановление железа. Из железа, как известно, производят самую различную продукцию, как впрочем, и из чугуна.

Воспитатель :

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички.

Воспитатель : Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют газ?

Ответы детей .

Воспитатель : Природный газ используют как высокоэкономичное топливо для электростанций, для цементной и стеклянной промышленности, черной и цветной металлургии, производства стройматериалов, получения различных органических соединений. Этот важный ресурс используется для и для коммунально-бытовых нужд.

Воспитатель :

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте : что же это?

Воспитатель : Нефть - это важное полезное ископаемое . Она имеет осадочное происхождение и добывается по всему миру.

Воспитатель : Как вы думаете, где используют нефть?

Ответы детей .

Воспитатель : Только что добытая (сырая) нефть обычно не используется. Из нефти получают мазут, из неё же делают пластик и другие материалы. Благодаря этому, не прекращается движение транспорта по всей планете. Большая часть привычных предметов тоже делается из материалов на основе нефти. Это буквально все атрибуты современной жизни, начиная от пакетов и пластиковых окон и заканчивая корпусами для новейших компьютеров.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы поговорим с вами о полезных ископаемых , которые человек добывает в горах и недрах земли. А у меня к вам вопрос : а точно ли они полезны ?

Ответы детей

Воспитатель :

Горящие торфяники занимают огромные площади, огонь распространяется очень быстро и погасить его очень сложно.

Разлив нефти

Риск возникновения пожара и или взрыва от газа.

Воспитатель : Ребята, скажите получается, что людям без полезных ископаемых никак не прожить . А если это так, то как же человек должен поступать по отношению к полезным ископаемым ?

Ответы детей .

Воспитатель :

Полезные ископаемые – это природные богатства. Глубоко в земле ждут своего часа песок, уголь, нефть, газ, гранит, глина, торф, железная руда. Все полезные ископаемые создает сама природа. Не год, и не два нужны природе, чтобы превратить обычные камни в полезные ископаемые . На это уходят тысячи лет.

Итог занятия :

Ребята, наше занятие подошло к концу . Вот вы придете , сегодня домой, и кто-нибудь из ваших родных, мама, бабушка, папа или дедушка, спросят, что нового вы узнали сегодня, что вы им расскажете?

Рассказы детей .

Анализ занятия воспитателем

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 «Людмила» комбинированного вида

Организованная

образовательная деятельность.

Область «Познание»

(ознакомление с окружающим миром)

тема: «Полезные ископаемые»

(для детей подготовительной к школе группы)

Воспитатель:

Бевз Майя Антоновна

г. Королёв

2014 г.

Цели и задачи:

Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов, где используются свойства магнитов в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование:

Посылка, образцы полезных ископаемых, емкость с водой, 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны, магниты, лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками), заготовки для машинок (дно, крыша), металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка), кусочек пенопласта, портновская игла, цветная бумага, презентация «Полезные ископаемые» (в приложении).

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: - Дети, к нам сегодня приходил почтальон и принёс посылку.

Давайте посмотрим что там. Записка. (Внутри записка и небольшая коробочка .)

Записка:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Крот из сказки «Дюймовочка». На днях я подсчитывал свои несметные богатства и наткнулся на коробку, которая мне досталась от прадедушки. Там внутри какие-то камушки. Я уже хотел было выбросить их, но Дюймовочка мне посоветовала этого не делать, а сначала разобраться что это. Она посоветовала обратиться к вам за помощью, так как вы уже скоро идете в школу и наверняка многое знаете. Помогите, пожалуйста!

С уважением, Крот»

Воспитатель: - Что же находиться в коробке? (открывает её)

Дети: - Полезные ископаемые.

Воспитатель: - Почему они так называются?

Дети: - Их добывают из-под земли. Они приносят пользу людям.

Воспитатель: - Какие виды полезных ископаемых вы знаете?

Дети: - Твердые, жидкие и газообразные.

Воспитатель: - Какими способами их добывают?

Дети: - Открытым (карьер) и закрытым (шахта).

Воспитатель: - Давайте разберемся какие полезные ископаемые в этой коробке. Чтобы назвать их, нужно отгадать загадки.

1.Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

Дети: - Гранит.

Воспитатель: - Какую пользу приносит гранит?

Дети: - Он используется в строительстве.

Воспитатель:

2. Раз огромнейший насос

Ухватил меня за нос.

Посадил меня в трубу

По трубе теперь бегу.

Прибегу я на завод -

Там меня нагреют.

Вот такие вот продукты:

Не конфеты и не фрукты.

Керосин, бензин, мазут...

Из меня произведут.

Без меня не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это?

Дети: - Нефть.

Воспитатель: - Что изготавливают из нефти?

Дети: - Бензин, пластмассы, моющие средства, лекарства.

Воспитатель:

3.Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий.

Дети: - Уголь.

Воспитатель: - Какую пользу он приносит людям?

Дети: - Это топливо.

Воспитатель:

4. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А чтобы сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу.

Дети: - Глина.

Воспитатель: - Для чего она используется?

Дети: - Из нее делают кирпичи, посуду, косметику (голубая глина).

Воспитатель:

5. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.

Дети: - Торф.

Воспитатель: - Какую пользу он приносит?

Дети: - Это топливо и удобрение.

Воспитатель:

6. Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он - удобрение.

Дети: - Известняк.

Воспитатель: - Где используется известняк?

Дети: - Используется в строительстве. Из него делают мел.

Воспитатель:

7. На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спички.

Дети: - Газ.

Воспитатель: - Чем полезен газ?

Дети: - Это топливо, которое обогревает жилище, помощник в приготовлении пищи.

Воспитатель:

8. Не зря она варилась в доменной печи. На славу получились ножницы, ключи...

Дети: - Это руда.

Воспитатель: - Что делают из железной руды?

Дети: - Ножницы, гвозди, рельсы, магнит.

Воспитатель: - Вы сказали магнит. А что вы о нем знаете?

Дети: - Он притягивает железные предметы.

Воспитатель: - Я предлагаю вам отправиться в волшебную страну магнитов, где вы узнаете о свойствах магнитов и способах их применения. Становитесь вкруг на ковер. Полетели.

Физкультминутка

Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

Полетели, полетели,

Вперёд руками завертели.

А потом наоборот -

Назад помчался самолёт.

Воспитатель: - Вот мы и в волшебной стране магнитов. Давайте посмотрим что может магнит.

Опыты:

  1. Игра-опыт «Рыбалка»

Оборудование: Емкость с водой, 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны, магнит.

Ход опыта:

В емкость с водой опустить рыбок. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.

Результат опыта:

Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом, их можно легко достать, не замочив рук.

Воспитатель:

Дети: - Поле магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

Воспитатель: - Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

  1. Игра-опыт «Бумажные гонки»

Оборудование: Лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками),

Заготовки для машинок (дно, крыша), металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка), ножницы и скотч (можно клей и кисти), магниты.

Ход опыта:

Скотчем прикрепить к днищам автомобилей металлические пластинки и приклеить крыши. Установить автомобили на старте. Установить магниты под картоном на уровне старта, где стоят автомобили, и двигать магниты по контурам дороги.

Результат опыта:

Автомобили двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который дети двигают под картоном. Поле магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикрепленные к автомобилям, вынуждая их следовать за магнитом.

Воспитатель: - Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Дети: - Сила магнита действует через картон и бумагу.

Воспитатель: - Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

  1. Игра-опыт «Магнитная регата»

Оборудование: Кусочек пенопласта в виде лодочки, портновская игла для мачты, цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте); магнит, миска или таз с водой.

Ход опыта:

Пустить лодочку плавать в таз с водой. Управлять лодочкой, двигая магнит над тазом (не касаясь их).

Результат опыта.

Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Воспитатель: - Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Дети: - Сила магнита действует даже на расстоянии.

Воспитатель: - Благодаря свойству магнитов воздействовать на предмет можно на расстоянии и через растворы. Их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом, вещество перемешивается.

4. Опыт «Почему иногда два магнита отталкиваются?»

Оборудование (на каждого ребенка или на пару): два маленьких мебельных магнита.

Ход опыта:

Поднести два магнита друг к другу. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.

Результат опыта:

В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Воспитатель: - Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения) . Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось проводить опыты?

Дети: - Да.

Воспитатель: - А теперь нам пора вернуться домой. Давайте снова встанем в круг и отправимся в детский сад.

Физкультминутка

Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

Полетели, полетели,

Вперёд руками завертели.

А потом наоборот -

Назад помчался самолёт.

Воспитатель: - Вот мы и вернулись. Понравилось наше путешествие?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Ребята, мы много сегодня с вами узнали о полезных ископаемых и о магнитах. Что вам больше всего понравилось?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Я предлагаю вам на память о сегодняшних новых знаниях о полезных ископаемых, разукрасить фигурки из глины, которые потом вы заберете домой.


Алла Буева
Конспект НОД «Знакомство с полезными ископаемыми»

Познание. Старшая группа.

Подготовила воспитатель 1 категории МБДОУ детский сад№3д. Ясенцы.

Конспект НОД .

Тема : " Знакомство с полезными ископаемыми "

Цель : Продолжение знакомство с полезными ископаемыми России (углем, мелом, песком, глиной, солью) .Уточнение представления о свойствах песка и глины в сравнении (песок состоит из песчинок, угля и мела, соли их свойства и различия. Закрепление и обогащение знания о полезности для человека природных богатств. Развитие сенсорных ощущений, интереса, развитие словаря и активизация речи. Воспитание чувства гордости к своему отечеству.

Средства : тарелочка с песком, глиной, углем, мелом, соль, баночки с водой, молоточек, черный лист бумаги, глобус.

на столе в тарелочках разложены : уголь, песок, глина, мел, соль

Дети, мы сегодня поговорим с вами о природных богатствах Земли.

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины Земли и с её поверхности - это полезные ископаемые .

Наша страна богата различными полезными ископаемые (показ воспитателем на глобусе месторождения) . Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве.

Как вы думаете, какие полезные ископаемые используются в строительстве?

Глина, песок, известняк

Другие служат топливом. Какие?

Торф, каменный уголь, газ, нефть.

Сегодня мы поговорим с вами о песке и глине - самых распространенных природных ископаемых , которые образуются под воздействием разрушения гор.

Давайте сравним песок и глину :

Дети рассматривает, ощупывают, бросают

После экспериментирование дети делают выводы :

Глина - мягкая, из неё можно лепить, она плохо пропускает воду.

Песок -, сухой, сыпучий, из сырого можно лепить, но при высыхании постройка ломается, песок хорошо пропускает воду.

Дети, вы хотите узнать, из чего состоит песок? Возьмите черный лист бумаги и положите немного песка.

-дети делают выводы : песок состоит из мельчайших песчинок, поэтому он сыпучий

Затем обращаю внимание на каменный уголь

Предлагаю эксперименты : положить кусочек угля в воду, ударить молоточком, начертить на бумаге.

Какой он?

Он черный, блестит на солнце, твердый, тонет в воде, при ударе распадается, оставляет следы.

Основное свойство угля - горючий (показ воспитателя - как уголь горит)

Затем показываю на глобусе некоторые месторождения угля

Уголь идет на отопление жилых домов, как топливо на заводах и фабриках. из каменного угля получают краски, лекарства (активированный уголь) и др. полезные вещества .

Затем предлагаю обратить внимание на мел. Мел изготавливают из ракушечника, который добывают вблизи моря, из него делают школьные мелки.

дети рассматривают мел : рисуют, бросают воду, ломают)

- Дети делают выводы : он бывает разного цвета, ломкий, раскалывается, размыкает, он оставляет следы - можно рисовать.

-Затем рассмотрим соль : для чего она нужна? где её можно найти (показ месторождений в России)

Какими свойствами обладает соль? как можно проверить?

После экспериментирования (пробуют на вкус, бросают в воду, из чего состоит? раскалывают молоточком)

- Соль : белая на цвет, соленая, хрупкая, состоит из кристаллов, нужна для приготовление пищи.

Уточнение знаний детей :

1. Какие полезные ископаемых вы знаете ?

2. Для чего нужны полезные ископаемые ?

В заключение занятия предлагаю рисовать, тема " Зимний пейзаж"(мелом на черном листе бумаги)

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с метро» Конспект НОД в подготовительной группе " Знакомство с Метро ". Цель: Познакомить детей с историей возникновения Метро Програмное содержание.

Конспект НОД «Знакомство с коровой» Занятие № 5 «Знакомство с коровой» Цель: ознакомление детей с домашними животными Задачи: - знакомить детей с коровой; - закрепить понятие.

Конспект НОД «Знакомство с Олимпийскими играми» КОНСПЕКТ НОД (открытое занятие). Образовательная область: «ПОЗНАНИЕ», Формирование целостной картины мира с элементами физкультуры Тема.

Конспект ООД «Знакомство со свиньёй» Занятие № 9 «Знакомство со свиньёй» Цель: ознакомление детей с домашними животными Задачи: - знакомить детей со свиньёй; - закрепить понятие.

Конспект занятия «Знакомство с числом 6» Тема: «Знакомство с числом 6» Образ. цель: 1) Познакомить с цифрой 6. 2) Учить считать в пределах шести. 3) Упражнять в порядковом счёте.

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с полезными ископаемыми «В поисках природных сокровищ» Тема: «В поисках природных сокровищ». Цель: Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности.

Конспект занятия «Знакомство с электричеством» Программное содержание. Продолжать знакомить детей с электричеством. Познакомить детей с историей электрической лампы и ее устройством.

Окружающий мир наполнен вещами и предметами, без которых невозможно существования человечества. Но в повседневной суете люди редко задумываются о том, что всем благам современной жизни мы обязаны природным ресурсам.

Захватывает дух от наших достижений правда? Человек- вершина эволюции, самое совершенное создание на Земле! А теперь на минуточку задумаемся, почему мы достигли всех этих благ, какие силы должны мы благодарить, чему и кому люди обязаны за все свои блага?

Внимательно присмотревшись, ко всем окружающим нас предметам, многие из нас впервые осознают простую истину, что человек это не царь природы, а лишь одна из ее составляющих частей.

Так как большинству современных благ люди обязаны природным ископаемым добываемых из недр Земли

Современная жизнь на нашей планете не возможна без использования природных ресурсов. Одни из них более ценные, другие менее, а без некоторых человечество на данном этапе своего развития существовать не может.

Мы используем их для того что бы обогреть и осветить свои дома, быстро добраться из одного континента на другой. От других зависит поддержание нашего здоровья (например, это могут быть минеральные воды).Перечень ценных для человека полезных ископаемых огромен, но можно попытаться выделить десять наиболее важных природных элементов, без которых трудно представить дальнейшее развитие нашей цивилизации.

1.Нефть — «черное золото» Земли


Не зря ее называют «черным золотом» ведь с развитием транспортной индустрии жизнь человеческого общества стала напрямую зависеть от ее добычи и распределения. Ученые считают, что нефть это продукт разложения органических остатков. Состоит она из углеводородов. Не многие люди догадываются о том, что нефть входит в состав самых обыкновенных и необходимых нам вещей.

Кроме того, что она является, основой топлива для большинства видов транспорта она широко используется в медицине, парфюмерии и химической промышленности. Например, нефть используют для производства полиэтилена и разных видов пластика. В медицине нефть применяется для производства вазелина и незаменимого во многих случаях аспирина. Самым неожиданным применением нефти для многих из нас будет то, что она участвует в производстве жевательной резинки. Незаменимые в космической промышленности солнечные батареи также производятся с добавлением нефти. Современную текстильную отрасль сложно представить без производства нейлона, который также изготавливают из нефти. Самые большие залежи нефти находятся в России, Мексике, Ливии, Алжире, США, Венесуэле.

2.Природный газ- источник тепла на планете


Значимость данного полезного ископаемого сложно переоценить. Большинство месторождений природного газа тесно связаны, с залежами нефти. Газ применяют в качестве недорогого топлива для обогрева жилых домов и предприятий. Ценность природного газа заключается в том, что он является экологически чистым топливом. Химическая промышленность использует природный газ для производства пластмасс, спирта, каучука, кислоты. Залежи природного газа могут достигать объема в сотни миллиардов кубометров.

3.Каменный уголь- энергия света и тепла


Это горючая порода с высокой отдачей тепла при горении и содержанием углерода до 98%. Уголь используется в качестве топлива для электростанций и котельных, металлургии. Этот ископаемый минерал также применяют в химической индустрии как сырье для изготовления:

  • пластмасс;
  • лекарственных средств;
  • духов;
  • различных красителей.

4.Асфальт — универсальная ископаемая смола


Роль этой ископаемой смолы в развитии современной транспортной индустрии бесценна. Кроме того асфальт используют в производстве электротехники, изготовлении резины и разных лаков используемых для гидроизоляции. Широко применяется в строительной и химической промышленности. Добывается во Франции, Иордании, Израиле, России.

5.Алюминиевая руда (бокситы, нефелины, алуниты)

Бокситы - основной источник окиси алюминия. Добываются в России, Австралии.

Алуниты – используются не только для производства алюминия, а и при производстве серной кислоты и удобрений.

Нефелины – содержат большое количество алюминия. С помощью этого минерала создают надежные сплавы, используемые в машиностроении.

6.Железные руды — металлическое сердце Земли



Различаются по содержанию железа и химическому составу. Залежи железных руд находятся во многих странах мира. Железо играет значительную роль в развитии цивилизации. Железная руда основной компонент для производства чугуна. В производных из железной руды остро нуждаются такие отрасли промышленности как:
  • металлообработка и машиностроение;
  • космическая и военная промышленности;
  • автомобильная и кораблестроительная промышленность;
  • отрасли легкой и пищевой промышленности;

Лидерами по добычи железной руды являются Россия, Китай, США.


В природе встречается в основном в виде самородков (самый крупный был обнаружен в Австралии и весил около 70 кг.). Встречается так же и в виде россыпей. Главным потребителям золота (после ювелирной отрасли) является электронная отрасль (золото широко применяется в микросхемах и разных электронных компонентах для вычислительной техники). Золото широко применяется в стоматологии для изготовления зубных протезов и коронок. Поскольку золото практически не окисляется и не подвергается коррозии его применяют и в химической промышленности.Добывается в Южной Африке, Австралии, России, Канаде.

8.Алмаз – один из самых твердых материалов


Широко используется в ювелирном деле (ограненный алмаз называют бриллиантом), кроме того за счет его твердости алмаз используют для обработки металлов, стекла и камней. Алмазы широко используются в приборостроительной, электротехнической и электронной отраслях народного хозяйства. Алмазная крошка отличное абразивное сырье для производства шлифовальных паст и порошков. Добываются алмазы в Африке (98%), России.

9.Платина – ценнейший драгоценный металл


Широко применяется в сфере электротехники. Кроме того используется в ювелирной индустрии и космической промышленности. Платина используется для производства:

  • специальных зеркал для лазерной техники;
  • в автомобильной промышленности для очистки выхлопных газов;
  • для защиты от коррозии корпусов подводных лодок;
  • из платины и ее сплавов изготавливают хирургические инструменты;
  • высокоточных стеклянных приборов.

10.Урано-радиевые руды — опасная энергия


Имеют громадное значение в современном мире, так как используются в качестве топлива на атомных электростанциях. Добывают эти руды в ЮАР, России, Конго и в ряде других стран.

Страшно представить, что может случиться, если на данном этапе своего развития человечество лишится доступа к перечисленным природным ископаемым. К тому же не все страны имеют равный доступ к природным богатствам Земли. Залежи природных ископаемых расположены не равномерно. Часто именно из-за этого обстоятельства возникают конфликты между государствами. По сути, вся история современной цивилизации это постоянная борьба за обладание ценными ресурсами планеты.

Программное содержание:

1. Дать детям представление об Урале – как богатейшем крае страны, полезными ископаемыми.

2. Закреплять знания детей о полезных ископаемых, их свойствах и применении.

3. Развивать сенсорно-эстетическое восприятие (всматриваться, любоваться), активизируя наглядно-действенные способы познания детьми предметов; Развивать наблюдательность и познавательную активность.

Материалы:

Карта России, фотографии с видом Урала, картины с пейзажами Уральских гор, Книга М.М. Мамина - Сибиряка «Зеленые горы», коллекция материалов и камней, фиточай, изделия из камней, металла, сувениры, магнит, 2 столика, магнитная доска, условные знаки полезных ископаемых, карточки со словами, обозначающих предмет.

Предварительная работа:

Изучение некоторых полезных ископаемых, их свойства, применение; чтение сказок П. Бажова «Живинка в деле», «Каменный цветок»; сбор коллекции камней вместе с детьми; работа с глобусом, картой; изучение некоторых природных зон России; изучение поверхности земной коры;

Ход занятий:

Воспитатель вместе с детьми входит в зал, подходит к карте России.

В.: Ребята, посмотрите какая красивая картина. И зеленые лужайки, и голубые полоски, и желтый песочек.

Д.: Это карта.

В.: А что такое карта? /ответы детей/.

Карта – это условное изображение земли на плоскости, на бумаге. /Изображение рек, гор, лесов и т.д./.

Перед нами карта России – наша страна огромная, удивительно разнообразная природой. Суровая красота арктических побережий сменяется живописными лесами, по равнинам текут величавые реки, вершины высоких гор покрыты снегами. Более ста лет назад русский поэт Иван Никитин в стихотворении «Русь», сказал:

Это ты, моя

Русь державная,

Моя Родина

Православная!

Широко ты, Русь,

По Лицу Земли

В красе царственной

Развернулася!...

Наша родина не только очень красивая, но и очень богата различными полезными ископаемыми. А вы знаете что это такое? /Ответы детей/. Полезные ископаемые - это образование земной коры, они бывают очень разные, люди их используют в хозяйственной деятельности.

А какие вы знаете полезные ископаемые? /Ответы детей/.

А как вы думаете, на какие большие группы их можно разделить? /Ответы детей/.

Твердые (руды, уголь, мрамор, гранит, соль).

Жидкие (нефть, минеральная вода).

Газовые (Горючие газы, метан, пропан, гелий).

Вывод: Теперь вы точно знаете, что такое полезные ископаемые. А хотите ли вы узнать какой край в России самый богатый полезными ископаемыми? А отправиться на поиски полезных ископаемых, хотите?

Тогда возьмитесь за руки и в путь!

Звучит музыка, дети со вторым воспитателем идут по залу.

Подходят к стенду с пейзажами Уральских гор. Открывают глаза, перед ними первый воспитатель в русском костюме.

(знакомит детей с красивым, богатым краем)

Хозяйка Медной Горы:

Здравствуйте, ребята! Вот вы и попали ко мне в гости. Вы на Урале – в самом красивом, самом богатом крае в России. Я – Хозяйка медной горы. Полюбуйтесь красотой моих гор. Уральские горы протянулись с севера на юг более чем на две тысячи километров, они издавна считаются границей между Европой и Азией. Горы Урала не высокие, но недра необыкновенно богатые.

А хотите заглянуть в недра моих гор? Я вас познакомлю с некоторыми своими богатствами.

Дети подходят к столу, где есть коллекция полезных ископаемых, рассматривают, знакомятся.

Каменный уголь – это горная порода, залегает пластами, мощность (толщина) до нескольких метров. Уголь – один из важнейших видов топлива, он используется в металлургической, химической промышленности, используется людьми для отопления помещений. По цвету он черный, имеет блеск, от сильных ударов крошится. /Дети рассматривают/.

Ребята, а вы помните, кто однажды в старину увлекся добычей угля и решил не пробовать другие ремесла?

Ответы детей:- Тихома, из сказки Павла Бажова «Живинка в деле».

Железные руды – природное минеральное скопление, содержащее железо. Встречается в горных породах в виде твердых скоплений, пластин. Этот минерал от красно-бурого до черного цвета. Руду перерабатывают и получают железо, В огромных доменных печах выплавляют метал из руды. При высокой температуре, железо расплавляется, и люди заливая его в формы, получают нужные детали, предметы, орудия труда и т.д. /показ на картинке доменной печи/. Железо обладает одним, очень интересным свойством – оно притягивается магнитом (другим минералом).

Опыт: Притягивание деталей магнитом: шуруп, ножницы, медная пластина, пружина, алюминиевая болванка и др.

Цель: Проверить, какие из деталей изготовлены из железной руды, а какие из других руд.

Вывод: Не все предметы притягиваются магнитом, значит они изготовлены из других руд, не обладающие этим свойством.

Х.: Ребята, вы уже много узнали о железной руде, ее свойства, а теперь давайте немного поиграем и проверим, что вы запомнили.

Игра «Я – магнит».

Цель: Учить выбирать предметы изготовлены из железа.

Игровое правило: Необходимо найти карточку со словом, которое обозначает предмет, изготовленный из железа. /Гвоздь, газета, машина, ножик, трактор, ножницы, телефон, вилка, кукла, платок/.

После игры дети подходят к столу и Хозяйка Медной горы.

Продолжает их знакомить с полезными ископаемыми.

Мрамор – кристаллическая горная порода, очень прочный камень, бывает различного цвета: красный, серый, белый. Применяется как отделочный материал при строительстве различный зданий, станций метро. Из мрамора скульпторы высекают различные фигуры, памятники которые украшают наши города. /Показ на картинке зданий, скульптур/.

Х.: Но, не только строительными материалами и металлами богата я – Хозяйка Медной горы, я владелица огромных залежей драгоценных камней.

Самоцветы – минеральные тела, обладающие красотой окраски, блеском, твердостью. Самые знаменитые из них малахит, лазурит, яшма, аметист, горный хрусталь. Эти камни имеют большую ценность, за свою красоту. Их не используют в строительстве, их них делают различные украшения.

Х.: А вы помните, кто писал об уральских мастерах горного дела? Кто трудился над малахитовой шкатулкой? А вы хотите ее увидеть? /Показ изделий/.

Посмотрите, какая красивая картина, сделана она из камней. Ее рамка зеленый мрамор, листья на березе из горного хрусталя и родонита, вода в реке из флюорита, а ветви сосны из очень красивого малахита.

Мастера умеют красиво и правильно обрабатывать камень, так чтобы он засверкал всеми своими гранями, показал свою красоту.

Посмотрите, как картина блестит, переливается. /Дать картину детям подержать в руках, рассмотреть/.

Х.: Ребята, а вы знаете что Урал богат не только своими горными кладовыми, но и своей культурой. В старину проводились различные обряды, один из них: «Как девица, выбирала добра молодца». Может кто то из вас знает этот хоровод?

Все: Милый мой, хоровод /2 раза/

Стой, не расходись /2 раза/

Девица: Уж я пела, да плясала /2 раза/

Хоровод водила, венок обронила.

Все: Родный батюшка идет /2 раза/

Венок не несет /2 раза/

Родна матушка идет /2 раза/

Венок не несет /2 раза/

Добрый молодец идет /2 раза/

Он несет венок.

Ребенок: Спасибо, Хозяйка Медной горы, но нам в путь нужно отправляться.

Х.: Какие вы молодцы ребята! Спасибо вам, что внимательно слушали меня. Но прежде чем вы уйдете, я вам угощу чаем, но чаем не простым, а с лечебными травами, вкусными, полезными, ароматными. Их у меня на Урале очень много. Есть у меня в одном селенье бабушка одна, она у нас «за место лекаря, по большой славе. Силу в травах знают…» П.Бажов.

А кто ни будь из вас слышал о ней? Как ее зовут? /Вихориха/.

Чаепитие.

Хозяйка медной горы прощается с детьми, дарит им картину.

Х.: Пусть эта картина будет у вас на память о нашей встрече, любуйтесь красотой уральских самоцветов, работой каменных дел мастеров и вспоминайте Урал. У меня есть еще много полезных ископаемых, о которых я хотела бы вам рассказать. Поэтому надеюсь, что мы еще увидимся с вами.

А теперь возьмитесь за руки, закройте глаза и в путь.

Звучит музыка, дети со вторым воспитателем идут по залу,

Подходят к карте.

В.: Вот и закончилось ваше путешествие. Понравилось ли вам оно? У кого гостили? Что видели? Что нового узнали? /Ответы детей/.

По ответам детей воспитатель условными знаками обозначает полезные ископаемые на карте: уголь, железная руда, гранит, мрамор.

В.: Посмотрите, сколько на карте знаков, а что это значит? /Ответы детей/.

Урал – один из самых богатых краев России. Побывав там невозможно не влюбиться в красоту этого края. Надеюсь, что вам тоже посчастливится побывать там, и увидеть все своими глазами.