Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Животный эпос характерен для творчества многих народов мира; особенно ярко он выразился в баснях. Здесь животный эпос нравоучителен. При этом животные обычно наделяются особенностями человеческого характера; образы животных аллегоричны (лиса отождествляет хитрость, волк - жадность, сова - мудрость, заяц - трусость и другие). Животный эпос проявился также и в сказках, однако сказочные животные только изредка носят аллегорический характер; этот вид животного эпоса - обычно имеющий сатирическую направленность - широко представлен в русском народном творчестве.
Временем расцвета животного эпоса являются Средние века (немецкий, голландский, французский эпос, центральный персонаж которых - лис Ренар; большинство произведений являются вариантами эпического "Романа о Лисе", XII - XIV века, переработки которого появлялись и в Новое время). Одно из известнейших средневековых эпических произведений - "Изенгрим" Нирварда Гентского - восходит к античному животному эпосу и написано на латинском языке (животный эпос на западноевропейских языках получил распространение лишь в середине XII века).
Сказки о животных - очень древний вид народного эпоса. Но дошли они до нас преимущественно не в первоначальной форме, а в виде народной сатиры, выводящей людей под видом разных животных, и особых сказок для детей. Использование образов животного эпоса для иносказания о пороках людей, о злоупотреблении в общественных делах, о недостатках действительности, как показывает древнерусская литература (см. повести о Ерше Щетинникове, о Куре), имело место еще в средневековой Руси. Возможности такого использования давала устойчивость изображения отдельных зверей, наделение их качествами, свойственными людям, уподобление животных человеку. Зверь, рыба и птица представали обобщенными носителями положительных или отрицательных свойств, воспринимались как символы - типы человеческого общества. Например, лиса представлялась воплощением хитрости и коварства, заяц - трусости, волк - грубой свирепости, сочетаемой с глупостью, коршун и ястреб - хищности и насилия, орел и сокол - благородства и мужества, ерш - увертливости и хитрой ловкости, щука - злости и хищности и т.д. Образы животного эпоса тождественны символике животного мира в песенной поэзии, былинах; исторических песнях. Известная былина о птицах и зверях, характеризующая социальный строй и положение разных слоев общества в древней Руси, в трактовке образов животного мира полностью совпадает с сатирическими сказками о животных, обличавшими действительность. Значение образов отдельных животных, птиц, рыб в большинстве случаев сохраняется и в других сказочных жанрах (см., например, в сказке о хитрой науке); исключение составляют сказки, включающие образы благодарных животных - среди них есть и волк, и лиса, и щука, и многие другие, и все они верно служат сказочному герою: не только спасают его от грозящей беды, но даже воскрешают его, спрыскивая мертвой и живой водой, когда он лежит в темном лесе - чистом поле, убитый родными братьями.
Животный Эпос этоциклы связанных между собой рассказов, часто в форме длинных эпических поэм, персонажами которых выступают животные. Хотя и в животном эпосе, и в баснях звери думают и действуют как человеческие существа, между этими жанрами имеются важные различия. Басня использует образы зверей, чтобы преподать читателю уроки морали. Цель животного эпоса - представить в сатирическом виде общество и людские безрассудства. Происхождение животного эпоса в точности не выяснено, но все исследователи сходятся на том, что в 12-13 вв. этот жанр процветал. Главным героем центрального эпического цикла был Лис Ренар - хитрец, ставший символом победоносного зла. Почти все версии истории Ренара возникли в Нидерландах, Северной Франции и Западной Германии. По всей видимости, в основе сюжета лежат сказки о животных. В западноевропейской литературе этот сюжет впервые был использован Павлом Диаконом в короткой латинской поэме ок.820. Очевидно, на протяжении следующих двух столетий сюжет интенсивно разрабатывался, что позволило Мастеру Нирварду Гентскому сочинить около 1150 своего Изенгрима (Ysengrimus) - быть может, вообще лучший образец животного эпоса. Эта книга, отличающаяся продуманностью композиции и написанная латинскими гекзаметрами, включает большое количество эпизодов в духе классического эпоса. Началом служит рассказ о встрече Лиса и Волка, когда Волк в первый и единственный раз перехитрил своего противника. Первые версии животного эпоса на западноевропейских языках датируются 1170-1180-ми годами. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки, Начальная школа, - М.: Просвещение, 1986г., №4 От книги Генриха Глихезера Рейнхард Лис (Reinhard der Fuchs), известной также под названием Изенгрим в беде (Isengrims Not), дошли только фрагменты, но зато сохранилась переработанная версия, датируемая примерно 1320. Ее сюжет явно восходит к ранним вариантам наиболее знаменитой версии французской версии - Романа о Лисе (Roman de Renart), представляющего собой поэму в 30 000 строк, первоначальная редакция которой датируется приблизительно 1175. Существует множество разных "ветвей" этой поэмы, в совокупности дающих полную картину жизни Ренара от рождения до смерти. В Нидерландах некий автор, известный только по имени Виллем, написал целую серию книг о Лисе, имеющих общее ядро и восходящих к сочинению 13 в. на среднеголландском языке. Главный пафос этих книг заключается в том, что Ренар, несмотря на свою полную безнравственность, одерживает победы, играя на чужих слабостях и пороках. Когда в 1479 в г. Гоуда (Нидерланды) вышло в свет очередное переиздание Романа о Лисе, английский печатник Уильям Кэкстон перевел его на английский язык и в 1481 опубликовал под названием История о Лисе Ренаре (History of Reynard the Fox), после чего эпос стал известен в Англии. Так, Рассказ монастырского капеллана из Кентерберийских рассказов Дж. Чосера представляет собой блестящую переработку эпизода с Ренаром и петухом Шантеклером. В Новое время модернизированные версии цикла о Ренаре появились почти во всех западноевропейских странах. Характерны сатирические сказки животного эпоса, обличающие неправедный суд: о ерше, о птичьем суде. Сказка о ерше рассказывает, как ершишка-плутишка всех обманул и от праведного суда чистым ушел. Сказка о птичьем суде говорит о кукушице-горюшице, вдове горе-горькой, кормившей детей; ворона разорила гнездо кукушицы и побила детей; кукушица пожаловалась в суд; ворону наказали, да и кукушиду не помиловали - заодно выпороли за то, что у нее денег не было.
сказка животное начальная школа
Сатирические сказки животного эпоса рассказывались во взрослой аудитории и детям. Но были и специальные детские сказки о животных. Сюжеты этих детских сказок чрезвычайно просты, композиция отчетлива, несложна. Эти сказки, собственно, и являются основным циклом животного эпоса. Они рассказывают о проделках зверей, об их взаимоотношениях и о том, как человек нередко побеждает даже сильного зверя. Особую популярность среди сказок русского животного эпоса приобрели сказки о лисе, которая учит волка, как ловить рыбу хвостом, ложится на дорогу и притворяется мертвой и этим вводит в заблуждение старого крестьянина, выгоняет зайца из лубяной избушки, сама съедает мед, а уверяет волка, что мед съел он, умудряется спастись от потопа и от пожара (в пожаре она обгорела, рыжей стала, один кончик хвоста белый остался) и т.д. Широко известны также несложные сказки "Терем-теремок" (приходят звери к "теремку", спрашивают, кто в нем живет, остаются в нем жить и т.д.), "Коза лупленая", жалующаяся, что ее не кормят, хотя наедается до отвала, и другие, подобные им.
Русские сказки о животных, как можно видеть, разнообразны по сюжетам и образам. Но сопоставление репертуара животного эпоса у русских и у других народов показывает, что в русском сказочном эпосе сказки о животных менее богато представлены, чем в эпосе многих зарубежных и советских народов (в частности, в украинском и белорусском эпосе). Терновский А.В. Детская литература, - М.: Просвещение, 1977 г.
Как правило, сказки о животных невелики по размеру. Композиционное построение их очень простое. Часто встречается прием многократного повторения одного и того же действия. Описывается, например, гстреча животных: сначала одного зверька с другим, затем эти двое встречаются с третьим, потом три зверька встречаются с четвертым и т.д. Иногда один зверек встречается по очереди с разными зверями, превосходящими друг друга силой. Иной раз повторение действия дается с постоянным нарастанием (по формуле: 1,1 + 1,1 + 1+ 1 и т.д.).
Такой композиционный прием лежит в основе построения сказки "Терем-теремок". Близок к нему прием сказки о козе лупленой, в которой находим многократность изображения одинакового повторяющегося действия (каждодневное возвращение козы домой).
Многократность действия часто бывает связана с повторением словесных формул (в виде диалога или какой-либо реплики). Словесная формула повторяется столько раз, сколько повторяется и само действие. Так построена сказка о зайце, у которого лиса отняла лубяную избушку: заяц встречает разных зверей, они спрашивают, кто зайца обидел, заяц отвечает, звери пытаются выгнать лису, лиса пугает их; выгоняет лису петух.
Некоторые сказки о животных строятся цеиевидно (кумулятивное построение) с нарастанием действия подобно знаменитой сказке о репке.
Очень часто среди сказок о животных встречаются формы диалогического повествования (прозаического или песенно-стихотворыого), когда само действие по существу занимает очень небольшое место, а основное внимание уделяется диалогу отдельных животных.
Простота и в то же время разнообразие построения сказок о животных является одной из причин того, что дети любят эти сказки, они занимательны и легко доходят до детского сознания.
Происхождение животного эпоса обычно принято толковать по образцу охотничьей теории происхождения изобразительного искусства. Ставя рядом с древней изобразительной деятельностью предположительные повествования о животных, этнографы предоставляют нам возможность судить о палеолитической сказке. В зависимости от культурных традиций, территории проживания, этнических и религиозных различий народов и выделяются главные типы животного эпоса. Эти типы так же зависят от временных и пространственных рамок. Неправильно, например, рассматривать сказку о трусости зайца, например в пустыне. Конкретно разделить животный эпос на типы нельзя однозначно они имеют нечеткие и переходящие от контекста и ситуации рамки и образы.
Однако Костюхин Е. А в своих работах всё-таки сумел вывести основные, по его мнению, типы животных эпосов: басня, сказка, миф, легенда, рассказ, сказание, быль. Костюхин К А. Типы и формы животного эпоса. 1987 г. Москва
Они делятся на основании активности влияния на слушателя. Например, миф оказывает общеразвивающее воздействие, преподнося на основе героев некую историческую информацию. Сказки и легенды выступают в качестве поучающих примеров. В них человека на основе поведения героев видит, что нужно делать, что наоборот делать нельзя и к каким это приведет последствиям. Изначально же по мнению Костюхина Е. А животный эпос зародился вместе с первобытным искусством живописи, то есть в своих работах он фактически принимает охотничью теорию, в которой люди впервые осознали ценность животных в своей жизни, впервые начали изучать их повадки и сравнивать поведение с людским.
С тотемизмом несколько согласуется и набор действующих лиц в сказках. В русских сказках налицо преобладание диких животных над домашними. Основные герои сказок - это лиса, волк, медведь, заяц. Из птиц - журавль, цапля, дрозд, дятел, ворона. Домашние животные встречаются намного реже. Это собака, кот, козел, баран, свинья, бык, лошадь. Из птиц наиболее часто в сказках фигурирует петух. Причем домашние животные в сказках - не самостоятельные персонажи, они взаимодействуют с дикими, лесными животными, которые и играют главную роль в повествовании. Сказок, в которых действовали бы только домашние животные, в русском фольклоре нет вообще. Отсюда можно сделать вывод, что русский анималистический эпос - это эпос диких животных, производная сознания тех времен, когда домашних животных еще не было, либо их роль в жизни человечества еще не была настолько большой, чтобы отметить ее в фольклоре. А раз так, можно предположить, что эпос о животных создавался еще на доклассовой стадии развития общества, является самым древним эпическим пластом. С этим соотносятся и особенности использования в сказках о животных мотива обмана. Заметим, что обман в этих сказках подается не как отрицательный элемент, а как свойство ловкости, находчивости, тонкого изощренного ума персонажа. Обман не осуждается рассказчиком и слушателями, а над обманутым персонажем смеются. Происходит это потому, что в эпоху создания сказок обман воспринимался как средство борьбы за существование. Таким образом, со сказок о животных, возможно, начался вообще сказочный эпос как таковой, а прочие сюжеты - бытовые, волшебные, - и уж точно сатирические - появились намного позднее. Конечно, это никак не значит, что отдельные сюжеты сказок о животных не могут тоже быть более поздними по происхождению.
1. Сюжет представляет собой набор элементарных действий, приводящих к ожидаемому (или неожиданному) концу. Многие сказки построены на коварном совете одного персонажа другому, при этом конец для персонажа получается совершенно неожиданным, а для слушателя - вполне ожидаемым, что усиливает его комичность. Отсюда шуточный характер многих сказок и сюжетная необходимость в коварном персонаже (чаще всего - лиса), и глупом, одураченном (волк или медведь).
4. Можно также отдельно указать сюжетный ход, когда животное что-то роняет. Это также широко используемый элемент сюжета, служащий как этапом его развития ил преломления, так и нравоучительным моментом, развязкой. Пропп В.Я. Русская сказка (Собрание трудов В.Я. Проппа) Научная редакция, комментарии Ю.С. Рассказова - Издательство "Лабиринт", М.; 2000.
В сказках о животных сохранились следы того периода примитивного ведения хозяйства, когда человек мог только присваивать продукты природы, но еще не научился их воспроизводить. Основным источником жизни людей в то время была охота, а хитрость, умение обмануть зверя играло важную роль в борьбе за выживание. Поэтому заметным композиционным приемом животного эпоса является обман в его разных видах: коварный совет, неожиданный испуг, изменение голоса и другие притворства. С опытом древних охотников связана постоянно упоминаемая загонная яма. Умеющий перехитрить, обмануть - побеждает и получает выгоду для себя. Русская сказка закрепила это качество за одним из своих центральных персонажей - лисой.
Наиболее архаичный сюжетный пласт животного эпоса относится к доземледельческому периоду. В этих сказках в основном отражен реальный древний быт, а не мировоззрение людей, которое тогда было в зачаточном состоянии. Прямые отзвуки верований, обожествления зверя, обнаруживаются в единственной сказке - "Медведь на липовой ноге". Поверья восточных славян о медведе, разнообразные сведения фольклора, этнографии и археологии свидетельствуют о том, что здесь, как и у многих других народов, медведь действительно был обожествлен. Сказка "Медведь на липовой ноге" напоминает о существовавшем некогда запрете наносить ему вред. Во всех остальных сказках медведь одурачен и высмеян.
Русские сказки о животных связаны со смехом и даже с натуралистическими подробностями, которые, по наблюдениям В.А. Бахтиной, "воспринимаются как фантастические и носят глубокий содержательный характер. Эта смеховая народная фантастика, обыгрывающая телесный низ, физиологический акт голода, еды и нечистот, служит одним из средств характеристики персонажа.". В животном эпосе сохранились следы профессионального искусства скоморохов - бродячих артистов-увеселителей, разыгрывавших обычно и "медвежью потеху". Не случайно часть репертуара сказок о животных оказалась прямо противоположной задачам народной педагогики. По своему грубому, хотя и остроумному эротическому содержанию такие сказки стали предназначаться исключительно для мужской аудитории, примкнув к определенной группе анекдотических сказок.
Сатира, нашла свое дальнейшее развитие в устном анекдоте с персонажами-животными. В целом сказки о животных широко отражают человеческую жизнь. В них запечатлен крестьянский быт, богатая гамма людских качеств, человеческие идеалы. Сказки образно обобщили трудовой и жизненный опыт людей. Выполняя важную дидактико-познавательную задачу, они передавали знания от взрослых к детям. Отражение межэтнических процессов в устной прозе. М., 1979.
Сказки о животных существенно отличаются от литературной басни. В баснях аллегория рождается умозрительно, дедуктивным путем, поэтому всегда однонаправлена и абстрактна. Сказки же идут от жизненной конкретности, сохраняя при всей условности своих персонажей их живое обаяние, наивное правдоподобие. Сказки соединяют в образах животных человеческое и звериное с помощью юмора, веселья. Как бы играя словом, забавляясь, сказочники наблюдательно и метко воссоздавали черты реальных обитателей родной фауны. В процесс словотворчества вовлекался и ребенок-слушатель, для которого знакомство с окружающим миром и обучение речи превращалось в увлекательную игру.
А.М. Смирнов провел сопоставление вариантов сказки "Терем мухи". "Весь художественный смысл ее, - писал исследователь, - дать по возможности меткое обозначение, ярко изобразить предмет, в одном-двух словах подчеркнуть его характерную сущность". В поэтической речи сказочника новые слова часто возникали под действием аллитерации, рифмы, ритма - ради словесной игры. Вместе с тем сказка "Терем мухи" содержит многочисленные примеры смыслового происхождения новых слов: каждое животное вызывало свой ряд впечатлений, и это разрабатывалось в вариантах сказки ее разными исполнителями.
Педагогической направленности сказок о животных соответствуют и другие их особенности. Игровое исполнение сочеталось с ясной, дидактически обнаженной идеей сюжета, художественной простотой формы. Сказки имеют небольшой объем и отчетливую композицию, универсальным приемом которой является встреча персонажей и драматизированно разыгрываемый диалог. Писатель и фольклорист Д.М. Балашов отметил, что в детских сказках "медведь говорит низким, грубым голосом, бабка - тоненьким голоском, и т.п. Такая манера не свойственна при рассказывании "взрослых" сказок".
В повествование часто включаются песенки. Например, песенка колобка конкретно и образно изображает процесс его приготовления. В другой сказке песенка обнаруживает грубый голос волка, прикинувшегося матерью козлят. Волк заставляет кузнеца "перековать" ему горло и снова повторяет песенку козы, но уже тонким голоском. А сказка "Кот, петух и лиса" превращается в своеобразное творческое состязание между коварной лисой и преданным другом - котиком. В природе самым "певучим" среди этих животных является петушок, но сказка отводит ему только роль обольщенного лестью доверчивого слушателя лисьих песен, которого лиса и уносит. Однако в конце концов она сама становится жертвой подобного обмана, так как очарована артистизмом котика:
В структурном отношении произведения животного эпоса разнообразны. Встречаются одномотивные сказки ("Волк и свинья", "Лиса топит кувшин"), но они редки, так как очень развит принцип повторяемости. Прежде всего он проявляется в кумулятивных сюжетах разного вида. Среди них - троекратный повтор встречи ("Лубяная и ледяная хата"). Известны сюжеты с многократной линией повторяемости ("Волк-дурень"), которые иногда могут претендовать на развитие в дурную бесконечность ("Журавль и цапля"). Но чаще всего кумулятивные сюжеты представлены как многократно (до 7 раз) возрастающая или убывающая повторяемость. Разрешающую возможность имеет последнее звено. Так, только последняя из всех и самая маленькая - мышка - помогает выдернуть большую-пребольшую репку, а "терем мухи" существует до тех пор, пока не приходит последний и самый большой из зверей - медведь. Для композиции сказок о животных большое значение имеет контаминация. Лишь в небольшой своей части эти сказки представляют устойчивые сюжеты, в основном же в указателе отражены не сюжеты, а только мотивы. Мотивы соединяются друг с другом в процессе рассказывания, но почти никогда не исполняются отдельно. Контаминации этих мотивов могут быть как свободными, так и закрепленными традицией, устойчивыми. Например, мотивы "Лиса крадет рыбу с воза" и "Волк у проруби" всегда рассказываются вместе.
6. Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.
10. Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми. Уже в I - II классах дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку. Лихачева О.П. Некоторые замечания об образах животных в древнерусской литературе. - Культурное наследие Древней Руси. Истоки Становление. Традиции. М., 1976.
Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующий формированию необходимых умений при анализе сказок.
В практике преподавания чтения сказок не редко проходят однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра, в результате чего дети усваивают не глубину содержания "сказочного мира", не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу которую они зачастую буквально соотносят с реальной действительностью.
Что же входит в понятие "литературоведческие основы" сказки? Сказка народная, литературная создает свой особый "сказочный мир". Он объемен, содержателен и специфически оформлен. В понятие "объем" включают количество знаков и частей, в понятие "форма" - осложненную и неосложненную, связанную и несвязанную с фольклорной традицией композицию, повествовательную, стихотворную, драматургическую.
Сказки и учат человека жить, вселяют в него оптимизм, утверждают веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, что отметил А.М. Горький: "Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху, - об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его - Икаре, а также сказка о "ковре-самолете".
Идейная направленность русских классических сказок проявляется в отражении борьбы народа за лучшее будущее. Передавая из поколения в поколение мечту о свободной жизни и свободном творческом труде, сказка жила ею. Вот почему она и воспринималась до недавнего времени как живое искусство народа. Сохраняя элементы прошлого, сказка не потеряла связи с социальной действительностью.
Важнейший признак сказки - особая форма ее построения, особая поэтика. Повествовательность и сюжетность, установка на вымысел и назидательность, особая форма повествования - эти признаки встречаются в различных жанрах эпического цикла. Вавилова М.А. Сказки// Русское народное поэтическое творчество / М А. Вавилова В А., Василенко Б А., Рыбаков и др. - 2-е изд. - М.; Высш. школа, 1978.
2. Целевая аудитория сказок о животных - дети. Есть, конечно же, сказки о животных, ориентированные на взрослого слушателя, но таких очень мало. Это согласуется с предыдущим пунктом, так как по опыту исследований мы знаем - все фольклорные явления, утерявшие со временем свою первоначальную направленность, заимствуются детской культурной средой. Так произошло с языческими заговорами погоды, превратившимися в детские речевки (дождик - дождик, пуще, будет травка гуще); с загадками, из магических иносказательных оборотов, превратившихся в игру; так же, хоть и не столь явно, эволюционировали и сказки о животных. Отсюда - пункты третий и четвертый.
3. Воспитательность и нравоучительность сказок о животных довольно примитивны. В них не рассматривается благородство, патриотизм, гражданский долг и прочие сложные или недоступные для детского мировоззрения добродетели. Здесь мы видим дружбу, товарищескую взаимовыручку, сострадание, заботу - все то, что просто и понятно маленьким слушателям, то, что помогает им стать лучше, то, что они могут проявить и почувствовать в повседневной жизни - играх, прогулках с друзьями и т.д.
4. На том же уровне находится и культура комичного в сказках о животных. Это именно детский смех. Дети смеются над волком, которому оторвало хвост, не осознавая того, как чувствует себя бедное животное, смеются над столкновением характеров различных животных, не осознавая того, что в дикой природе представители этих видов так не ведут себя, и уж тем более не стали бы хоть как-то общаться. Это смех непосредственный, смешны ситуации, смешны персонажи, смешон весь мир произведения. Смешон настолько же, насколько условен. Мир, который еще слишком прост. Мир, который еще недостоин того, чтобы принимать его всерьез.
1. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки, Начальная школа, - М.: Просвещение, 1986г., №4, 98 с.
2. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок, Начальная школа, - М.: Просвещение, 1996г., №9, 111 с.
3. Вавилова М.А. Сказки // Русское народное поэтическое творчество / М А. Вавилова В А., Василенко Б А., Рыбаков и др. - 2-е изд. - М.; Высш. школа, 1978.440с.
4. Елеонская Е.Н. О пережитках первобытной культуры в сказках. // Елеонская Е.Н. Сказки, заговоры и колдовство в России. Сборник трудов. - М.; Издательство "Индрик", 1994.272 с.
5. Замятин С.Н. Очерки по палеолиту.М. - Л., 1961.314 с.
6. Зиновьев В.П. Русские сказки Забайкалья. Подг. текстов, сост., предисл. и примеч.В.П. Зиновьева. Иркутск. 1983.416 с.
7. Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964.277 с.
8. Костюхин К А. Типы и формы животного эпоса. 1987 г. Москва.379 с.
9. Курдюмова Т.Ф. Методическое руководство к учебнику хрестоматии "Родная литература" для 5 класса, - М.: Просвещение, 1990г., 672 с.
10. Лебедева Е.П. Архаические сюжеты эвенкийской сказки о животных. Языки и фольклор народов сибирского Севера.М. - Л., 1966.309 с.
11. Лихачева О.П. Некоторые замечания об образах животных в древнерусской литературе. - Культурное наследие Древней Руси. Истоки Становление. Традиции. М., 1976., 472 с.
12. Лурье И.М. Элементы животного эпоса в древнеегипетских изображениях. Эрмитаж. Труды отдела Востока.Л., 1938, 1.215 с.
13. Маршалл А. Люди незапамятных времен. М., 1958.378 с.
14. Морохин В.Н. Русская народная сказка в современном бытовании. Горький, 1975.514 с.
15. Песни и сказки Воронежской области. Сб. сост.А.М. Новикова, И.А. Оссовецкий, Ф.И. Мухин, В.А. Тонков. Воронеж, 1940.717 с.
16. Окладников А.П. Утро искусства.Л., 1967.392 с.
17. Отражение межэтнических процессов в устной прозе. М., 1979., 500 с.
18. Пискунова Л.К. "Сказка о Военной Тайне…" А Гайдара на уроках чтения, Начальная школа, - М.: Просвещение, 1977г., №2, 68 с.
19. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре Научная редакция, комментарии Ю.С. Рассказова - Издательство "Лабиринт", М.; 1999.288 с.
20. Пропп В.Я. Русская сказка (Собрание трудов В.Я. Проппа) Научная редакция, комментарии Ю.С. Рассказова - Издательство "Лабиринт", М.; 2000.416 с.
21. Терновский А.В. Детская литература, - М.: Просвещение, 1977 г., 217 с.
Размещено на Allbest.ru
Формирование нравственности младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе. Изучение особенностей восприятия сказок младшими школьниками. Знакомство со сказками С.Я. Маршака как средство нравственного воспитания младших школьников.
дипломная работа , добавлен 25.12.2015
Исследование особенностей волшебных и социально-бытовых сказок коренных народов Севера. Изучение сказок о животных и их воспитательного значения в практической педагогической деятельности. Нравственно-эстетическое воспитание детей посредством сказки.
реферат , добавлен 23.01.2015
Общие сведенья о сказках. Круг сказок для чтения в начальной школе. Методика работы над сказками. Рекомендации для урока чтения сказки. Обучение первоклассников умению читать сказки. Методика работы над сказкой (из опыта учителя школы).
курсовая работа , добавлен 06.10.2006
Специфика познания и восприятия дошкольниками окружающего мира. Особенности изображения животных в детских рисунках, лепке. Основные задачи создания выразительности образов животных. Изучение приемов работы с детьми над выразительностью образов животных.
контрольная работа , добавлен 17.11.2012
Методика работы со сказкой в начальной школе. Филологическое толкование сказок. Исследование воспитательного влияния русской народной сказки в контексте созданной системы уроков, направленных на духовно-нравственное воспитание младших школьников.
дипломная работа , добавлен 08.06.2014
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока английского языка в начальной школе. Психолого-педагогическая характеристика 2 "В" класса. Ход урока по описанию животных и людей по речевому образцу, инструктаж по выполнению домашнего задания.
разработка урока , добавлен 25.03.2011
Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников. Психологические возможности изучения сказок. Система ценностей, составляющих основу воспитательного потенциала русских народных сказок. Анализ структуры и содержания народных сказок.
курсовая работа , добавлен 05.12.2013
Сказки Абрамцевой как текст, изучаемый на уроках чтения в начальной школе. Биография и творчество писательницы Н. Абрамцевой, организация изучения ее сказок в целях воспитания нравственных качеств у детей. Методика работы над сказками в начальной школе.
курсовая работа , добавлен 12.01.2012
Ознакомление с теоретическими и методическими основами изучения устаревших слов в начальной школе. Рассмотрение психолого-педагогических особенностей лексической работы с младшими школьниками. Исследование структуры и семантических типов архаизмов.
дипломная работа , добавлен 07.09.2017
Сказка как жанр русского фольклора. Поэтика и композиция волшебных сказок, история их возникновения. Первичное восприятие сказки. Методические рекомендации по применению сказкотерапии в начальной школе. Создание проблемной ситуации при изучении сказки.
Образы животных в народном творчестве
С давних пор животные занимают большое место в культуре всех народов мира. Люди за века своей хозяйственной деятельности приручили многих животных. Домашние животные - верные помощники и друзья человека. А дикие звери и птицы с древности неизменно вызывают его уважение своей мощью и любовью к свободе. Поэтому в любом виде народного творчества мы встречаемся с образами животных.
Нарисуй или приклей изображения животных, характерных для творчества народов твоего края.
Кратко запиши сюжет сказки народов твоего края, где волшебные животные помогают людям. Нарисуй иллюстрацию к сказке.
«Иван-царевич и
Серый Волк»
Говорящий волк – один из центральных персонажей.В сказке рассказывается
о царской семье,у царя было три сына. Наследники постоянно соперничают
не только за любовь отца, но и за право получить после его смерти
трон и богатство. С этой целью, исполняя поручение родителя, они
пытаются словить Жар-птицу, которая повадилась в их сад. Не сумев
поймать пернатую красавицу на месте, они отправились на её поиски.
Младший, Иван, встречает Серого Волка, который съедает его коня.
Одновременно животное начинает служить царевичу, выполняя его поручения:
сначала он превращается в Жар-птицу, затем в златогривого коня и
Елену Прекрасную. Кстати, последних тоже приказал преподнести неугомонный
батюшка. К сожалению, братья-завистники предают Ивана, отбирая у
него царевну и Жар-птицу. Но волк без малейшего промедления приходит
на помощь – всё становится на свои места.
Филимоновская игрушка
Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.
Особенности филимоновской игрушки
Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:
1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем, любота.
2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.
3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.
4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.
Почему филимоновские игрушки такие вытянутые?
Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой».
При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.
Каким узором украшены филимоновские игрушки?
Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники.
Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.
По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.
Образы животных в русских народных сказках
И.Я.Билибин. Иллюстация к сказке «Марья Моревна»
Коня в русских народных сказках, загадках и песнях часто сравнивали с птицей. Он также олицетворял все природные явления, связанные с быстрым движением, - ветер, бурю, облака. Его часто изображали огнедышащим, с ясным солнцем или месяцем во лбу, златогривым.
И.Я. Билибин. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»
Культ волка очень древний. Волк - враг домашнего скота. Образ волка служил символом тёмной тучи. Сложное и противоречивое отношение к этим хищникам сохранилось в народных сказках: «...большой серый волк бросился на коня Ивана-царевича... разорвал коня надвое... и говорит: „Загрыз я твоего доброго коня, теперь послужу тебе верой и правдой“. Как помчится волк что есть духу. Долы и горы промеж ног пропускает, хвостом след заметает».
И.Я. Билибин. Иллюстрация к « Сказке об Иване- царевиче, жар-птице и сером волке»
Беседа на тему: «Изображение животных в произведениях народного декоративного искусства»
с младшими школьниками.
Горбова Надежда Юрьевна, преподаватель МБОУ ДОД "Детская школа искусств" Яранского района Кировской области, город Яранск.
Описание:
в данном конспекте урока рассказывается на примере русской росписи, глиняной и деревянной игрушки как образ животных воплотился в русском народном творчестве.
Назначение:
предназначен для учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования, родителей.
Цель:
продолжение знакомства детей с анималистической темой на примере народного декоративного искусства, воспитание любви к Родине и ее культурному наследию.
Задачи:
-знакомство с образами животных и птиц в городецкой, жостовской росписях;
-знакомство с образами животных на примере дымковской, филимоновской, богородской игрушек, а также в русской народной вышивке;
-знакомство с таким понятием как стилизация образа;
-развитие эстетического вкуса у детей.
Материалы и оборудование: образцы народной игрушки, вышивки, росписи; фотоальбомы о народных промыслах.
Ход урока:
Организационный момент, подготовка рабочих мест.Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Русская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш медведь красуется.
Я куплю себе свистульку
Буду трели выводить,
Мастеров из славной “Дымки”
Никогда нам не забыть.
В Твери делают игрушки
Сколько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
Любовались гости чудом
Громко восхищалися –
Расписною красотой
Сражены осталися.
Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Ты играй моя гармошка
Ты подруга подпевай
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
Всегда художника вдохновляла природа! Образы животных нашли своё воплощение в разных видах декоративно-прикладного творчества.
В Дымкове, над Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.
Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.
За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!
Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
(Леонид Хаустов)
История дымковской игрушки насчитывает более четырехсот лет. Впервые этот народный промысел появился близ города Кирова (в те времена он назывался Вяткой), в небольшой слободе Дымково. Яркие фигурки из глины, расписанной красками сочных солнечных цветов местные крестьяне лепили к празднику Вятской Свистуньи, который традиционно отмечался весной.
По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Как правило, это вылепленные из глины, полые внутри фигурки кавалеров и барышень, медведей, лошадей,
Богатые залежи жирной, словно масло, глины - синики как нельзя лучше под-ходили для лепки игрушек. Именно особенности глины придали столь необычный вид фигуркам: у них вытянутые шеи, удлиненные пропорции. Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз ее поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. А поправляя, он ее невольно вытягивает - так и родился филимоновский стиль, который не спутаешь с другими.
Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. В XV веке селом владел известный московский боярин М.Б. Плещеев.
Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать. Заготовленные бревна липы по специальной технологии просушиваются не менее 4 лет, поэтому заготовка липы представляет собой непрерывный процесс. Просушенные бревна пилят и отправляют на зарубку. Полученные заготовки мастер размечает по лекалу и затем вырезает игрушку специальным богородским ножом. В работе резчика используется и стамеска. Готовые детали игрушки отправляются в цех сборки, а на заключительном этапе их раскрашивают. Игрушки, не подлежащие раскраске, покрывают бесцветным лаком.
Своеобразным символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы», которой уже более 300 лет.
Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью упрощения или усложнения формы.
Нужно постараться увидеть в объекте самые характерные черты и сохранить их, чтобы петушок остался петушком, а павлин - павлином. Главное в работе - образность.
Давайте посмотрим, какой образ животного выглядит в вышивке.
Таким образом, в вышивках отражались верования древних славян, поклонение Божествам, просьбы о счастье, добре, изобилии, урожае, помощи в трудной жизни.
Сто дорог, сто разных судеб,
А мечта у всех одна,
Ищут птицу Счастья люди,
Что из пепла рождена.
Только, где же птица Счастья?!
Кто увидит? Кто найдет?
Ходят,бродят где-то люди,
Истоптавши сто дорог.
Только некоторые знают,
Что ее им не найти.
Эта птица, с ними рядом,
Невидимкою в пути.
Люди те, мудрее многих,
И живут они -любя....
Чтобы птица была рядом,
Начинать надо с себя!
Полюбите! Птица Счастья,
К Вам в окошко постучит...
Потому что, к тем, кто любит,
Та мечта сама летит...
И ее искать не надо,
Исходивши сто дорог,
Вы с любовью подружитесь,
Ну, а птица Вас найдет!
ГДЗ ко второй части рабочей тетради Окружающий мир 3 класс >>
Ответы на задания в рабочей тетради по предмету Окружающий мир за 3 класс, 1 часть рабочей тетради, авторы Плешаков и Новицкая, программа Перспектива. Решебник поможет вам в выполнении домашнего задания. Рабочая тетрадь организована в том же стиле, что и за предыдущие 1 и 2 класс (ответы на них тоже есть у нас на сайте), но задания, что логично, более сложные, и все сложнее становится найти на них ответы. Наши готовые домашние задания помогут вам сориентироваться в окружающем мире и сделать домашнее задание легко и на 5 с плюсом!
Если вы уже закончили работу с первой частью рабочей тетради, переходите ко второй: ГДЗ ко второй части рабочей тетради Окружающий мир 3 класс >>
Листайте страницы, чтобы посмотреть ответы к ним.
1. Подбери пословицы народов твоего края о силе разума, знаний, умелых рук. Запиши их.
Каков разум, таковы и речи.
Ростом с тебя, а разумом с теля.
Ученье - свет, а неученье - тьма.
Повторенье - мать ученья.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Умелые руки не знают скуки.
С молитвой в устах, с работой в руках.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
За дурной головой ногам покоя нет.
Знание - венец на голове.
2. ...Составь и запиши вопросы о том, о чём тебе хотелось бы узнать на уроках в школе.
Почему дует ветер?
Зачем медведь впадает в спячку зимой?
Как устроена Солнечная система?
Псевдотсуга Мензиса
3. Рассмотри уголок природы на фотографии вверху. Расскажи по ней, что тебе уже известно об этом растении.
Это Псевдотсуга Мензиса. Второе название растения - Дугласова пихта. Это вечнозелёное хвойное дерево. Растет оно по всему побережью Тихого океана от Британской Колумбии до Калифорнии, в Монтане, Колорадо, Техасе и Нью-Мексико.
Составь и запиши вопросы о том, что тебе ещё хотелось бы узнать о нём. Постарайся найти ответы на свои вопросы.
Что за красные цветы на веточках? Красные цветы - это молодые шишечки.
Какой высоты может вырастать это дерево? Может вырастать выше 50 метров в высоту.
4. Расскажи по фотографии на с. 5, что ты уже знаешь о Красной площади в Москве.
Красная площадь находится в самом центре Москвы. На ней расположены: храм Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, Мавзолей Ленина, Московский Кремль.
Составь и запиши вопросы о том, что тебе еще хотелось бы узнать о памятниках культуры, изображенных на фотографии. Постарайся найти ответы на свои вопросы.
Какая высота Спасской башни? 71 м.
В каком году построен храм Василия Блаженного ? Собор был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы - в начале октября 1552 года.
1. Какие способы изучения окружающего мира используют эти ученики?
Слева направо: Определение природных объектов, наблюдение, опыт, моделирование, измерение.
2. Практическая работа "Наблюдение"
Проведите наблюдение за поведением аквариумных рыбок (или других животных) во время кормления. Продумайте этапы работы и сделайте записи.
1. Цель наблюдения: узнать, какой корм рыбы любят больше, сухой или живой.
2. План проведения наблюдения: бросить в аквариум одновременно сухой и живой корм, понаблюдать за рыбками, какой корм они съедят первым.
3. Результаты наблюдения: Мы увидели, что рыбы сначала съели живой корм. Они проявили к нему большой интерес.
4 Выводы: Рыбы любят живой корм больше, чем сухой.
3. Практическая работа "Опыт"
Проведите опыт с магнитом. Продумайте этапы работы и сделайте записи.
1. Цель опыта: узнать, какие предметы на кухне сделаны из железа.
2. План проведения опыта: приложить магнит к предметам, пронаблюдать, прилипнет ли он к ним.
3. Результаты опыта: магнит прилип к нескольким предметам.
4. Выводы: при помощи магнита мы узнали, что на кухне есть железные предметы: холодильник, батарея ложки, ножи, вилки, раковина.
5. Практическая работа "Измерение массы".
Допишите.
Весы - это прибор для измерения массы.
6. Практическая работа "Измерение длины".
Допишите.
Линейка и рулетка - это инструмент для измерения длины.
1. Запиши сведения о научно-популярной книге, которая тебе особенно понравилась:
Название: Горячие факты про лед
3. Прочитай высказывания о значении книг и родного языка в жизни человека.
Марк Туллий Цицерон - древнеримский политик и философ, блестящий оратор. Сведения взяты из интернета, Википедия.
Константин Григорьевич Паустовский - русский советский писатель, писавший в жанре романтизм, более всего известен как автор рассказов и повестей для детей. Сведения взяты из интернета, Википедия.
4. Придумай свое высказывание о пользе книг и чтения. Запиши его.
Читая книги, мы узнаем много нового и познавательного, а также развиваем свою речь.
5. В каких справочных изданиях можно узнать, чем знаменит древнегреческий город Троя? Запиши.
В энциклопедии, словаре, путеводителе, атласе.
2. Приведите по 1-2 примера.
Художественные музеи: Третьяковская галерея, Эрмитаж.
Музей-квартира, дом-музей, музей-усадьба: Дом-музей Чуковского, музей-усадьба Л.Н. Толстого.
Заповедники, национальные парки: Кавказский биосферный заповедник, Сочинский национальный парк, Лосиный остров (в Москве).
4. Самостоятельно или с помощью дополнительной литературы, сети Интернет определи, какие музеи изображены на фотографиях в Приложении. Вырежи и наклей их в соответствующие окошки.
План местности - это точный чертеж местности, выполненный с помощью условных знаков.
2. Самостоятельно или с помощью учебника подпиши условные знаки плана.
город; фруктовый сад; луг и тропа; грунтовая дорога.
3. Вырежите из Приложения условные знаки плана и наклейте их в соответствующие окошки.
5. На уроке учительница спросила: "Что означает масштаб плана, изображенного в учебнике?" ... Кто ответил верно? Отметь галочкой.
Ответ: права Ира.
6. Практическая работа "Туристические планы"
1. Рассмотрите в учебнике план зоопарка. Сориентируйтесь по сторонам горизонта и определите, в каких частях зоопарка живут:
а) тигры - в Северной части
б) львы - в Южной части
в) снегири и другие птицы - в Западной части
г) верблюды - в Восточной части.
2. Рассмотрите в учебнике фрагмент плана Москвы. Какие достопримечательности изображены на нем.
Ответ: МГУ, Воробьевы горы, Университет, стадион "Лужники", Ботанический сад, Олимпийская деревня.
3. Рассмотрите план центральной части Санкт-Петербурга. Определите, как от Московского вокзала дойти до Зимнего дворца. Напишите, что можно увидеть на этом маршруте.
Ответ: Нужно идти по Невскому проспекту до Дворцовой площади. По пути можно увидеть: Аничков мост, Казанский собор, Александровскую колонну.
1. С помощью учебника допиши определение.
Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
3. Раскрась, как обозначены на карте:
вода - голубым цветом, суша: равнины - зеленый и желтый, горы - коричневый.
4. Используя учебник, допиши определения.
Материк - это огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой.
Часть света - это материк или часть материка с расположенными вблизи островами.
5. Впиши в таблицу названия всех материков и частей света.
Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Части света: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида.
6. С помощью карты учебника приведи примеры.
Моря: Черное, Желтое, Охотское, Лаптевых, Баренцево, Красное.
Реки: Обь, Лена, Енисей, Волга, Миссисипи, Амазонка, Ганг.
Острова: Мадагаскар, Шри-Ланка, Крит, Тасмания, Врангеля.
1. Рим - столица Италии. Соседи (соседние государства) - Швейцария, Франция, Австрия, словения.
3. Рассмотри представителей разных народов в традиционных костюмах. Запиши названия их стран и столиц.
Белорусы. Страна - Беларусь (Белоруссия), столица - Минск.
Мексиканцы. Страна - Мексика, столица - Мехико.
Турки. Страна - Турция, столица - Анкара.
Китайцы. Страна - Китай, столица - Пекин.
Составь план подготовки путешествия по своему городу.
Если вы в Москве, напишите про краеведческий музей «Дом на набережной», в Санкт-Петербурге - про государственный краеведческий музей «Невская застава». Краеведческий музей есть в любом городе.
Цель путешествия: узнать больше об истории родного края.
Место путешествия: Областной краеведческий музей.
Источники сведений о месте путешествия: интернет.
Справочная литература: официальный сайт музея.
Карты, схемы, планы, путеводители: карта города, чтобы добраться до музея.
Оборудование: ручка и блокнот.
Прогноз погоды: не имеет значения.
Форма одежды: деловой костюм.
Мой спутник (спутники): родители.
В музее много интересных старинных вещей, экскурсовод подробно рассказал нам об истории нашего города и области.
3. На хуторе "На гранях" Белгородской области поучимся мастерству пчеловода. Вырежи из Приложения рисунки. Дополни ими фоторассказ, соблюдая очередность в работе тружениц-пчел и в заботах пчеловода.
1. Нарисуй старинное средство передвижения у народов твоего края или наклей фотографию.
3. Проект "Любознательный пассажир"
Название проекта: автобус - аквариум .
Название средства транспорта: автобус.
Рисунки, фотографии и тексты для оформления внутри:
Тексты: названия рыб и их краткая характеристика (где живёт, чем питается)
1. Придумайте условные знаки для передачи информации. Нарисуйте их на флажках.
Можно каждой букве алфавита присвоить выдуманный символ и этими символами записать слова.
2. Письмо другу..
Вписываем свои данные! Пример оформления:
От кого Иванова Ивана
Откуда г.Москва, улица Некрасова 67-98
Индекс места отправления 105120
Кому Смирнову Саше
Куда г.Москва, ул.Некрасова 67-99
Индекс места назначения 105120
3. Помести в рамку информацию из местной газеты или журнала о заинтересовавших тебя явлениях природы или событиях культуры, о людях своего края.
Если нет газеты или журнала, найдите на сайте новостей вашего города какую-нибудь интересную новость и распечатайте.
4. Запиши по памяти названия средств информации и связи.
Ответ: Телевидение, радио, газеты, журналы. интернет - средства информации.
Телефон, телеграф, почта - средства связи.
1. Слово "экос" (ойкос) в переводе с греческого языка означает "дом", "жилище".
Слово "логос" в переводе с греческого языка означает "знание", "слово".
Словом "ойкумена" древние греки называли заселённую и освоенную человеком землю.
2. Фрагмент старинной прялки. Определи, сколько ярусов Вселенной на нём изображено.
На этом фрагменте старинной прялки изображено два яруса. Верхний - царство света и солнца, а так же средний ярус - ярус, где живут животные и люди.
В древних преданиях многих народов Земли единый мир состоит из трёх ярусов. Вот одно из преданий.
Нижний ярус - обиталище змея, повелителя подземного царства и воды. Сказочный змей глотает солнце вечером, когда оно уходит на запад, и отпускает утром - на востоке.
Верхний ярус - это небо, царство света, солнца, небесных животворных вод. Отсюда могучее светило управляет порядком во Вселенной.
В среднем ярусе живут животные и люди. Этот ярус - место встречи человека с громадной Вселенной, со всей природой вокруг. Человек - внутри, в центре мира. Человек - срединная часть большого целого.
3. Составь цепочку вопросов и ответов по образцу песенки "Куда, Фома, едешь?".
- "Куда, Маша, идешь?" - "В магазин." - "Зачем в магазин?" - "За продуктами." - "А зачем тебе продукты?" - "Обед готовить." - "Зачем тебе обед?" - "Семью кормить." - "Зачем тебе семья?" - "Яблоки собирать." - "Зачем тебе яблоки?" - "Пирог печь." - "Зачем тебе пирог?" - "Стол накрывать, пир закатывать!"
1. Найдите лишнюю фотографию в каждом ряду. Объясните свой выбор.
Ответ: в верхнем ряду - кружка, так как это изделие человека, а все остальное - природные объекты. В нижнем ряду - синичка, так как это природный объект, а все остальное - предметы, созданные человеком.
2. Приведи примеры природных объектов:
Объекты неживой природы: камень, песок, вода, воздух, облако.
Объекты живой природы: птица, рыба, кошка, паук, кактус, медуза.
3. С помощью текста и иллюстраций учебника заполни таблицу.
Твердые тела, жидкости и газы.
Твердые тела: камень, карандаш, кровать, часы, стекло.
Жидкости: вода, молоко, подсолнечное масло, сок, керосин.
Газы: кислород, водород, углекислый газ.
4. Узнай по описанию вещества и впиши их названия в клеточки.
Это вещество входит в состав любого живого организма. тело человека на 2/3 состоит из этого вещества. - ВОДА
Это вещество встречается в виде камня под землей, а также растворено в воде морей и океанов. Его можно встретить и в каждом доме на кухне. СОЛЬ .
Это вещество добавляют во многие продукты - конфеты, пирожные, торты. В природе оно содержится в растениях. САХАР .
Это вещество - наш помощник на кухне, потому что но хорошо горит. Но в случае утечки оно может распространиться по всей квартире, а это очень опасно. ПРИРОДНЫЙ ГАЗ .
Эти вещества созданы искусственно. Их используют для изготовления предметов домашней утвари, оконных рам, игрушек и многих других изделий. ПЛАСТМАССЫ .
5. Подчеркни синим карандашом названия твердых тел, а зеленым - названия веществ.
Твердые тела (синим карандашом): гвоздь, подкова, проволока, канистра для бензина, сосулька, льдина, конфета, солонка .
Вещества (зеленым карандашом): соль, железо, алюминий, медь, пластмасса, бензин, вода, сахар .
1. Используя информацию учебника, впиши цифровые данные в текст.
Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров . Температура на поверхности Солнца достигает 6 тысяч градусов Цельсия , а в центре Солнца - 15 миллионов градусов по Цельсию .
2. Заполни таблицу.
Различие звезд по цвету.
Белые: Регул, Денеб.
Голубые: Сириус, Вега.
Желтые: Солнце, Капелла.
Красные: Альдебаран, Цефея.
4. Разгадай кроссворд.
2. Планета, имеющая хорошо заметные в телескоп кольца - САТУРН.
5. Планета, на которой мы живем - ЗЕМЛЯ.
6. Планета - соседка Земли, расположенная ближе к Солнцу, чем Земля - ВЕНЕРА.
7. Планета - соседка Земли, расположенная дальше от Солнца, чем Земля - МАРС.
8. Планета, расположенная между Сатурном и Нептуном - УРАН.
5. Пользуясь различными источниками информации, подготовьте сообщения о звезде, созвездии или планете, о которых вы хотели бы побольше узнать.
Марс - четвертая планета от Солнца. Ее называют "красной планетой" из-за ее красноватого цвета. У Марса два спутника - Фобос и Деймос. Ученые давно изучают Марс. В настоящее время на поверхности планеты работают марсоходы. Источник - Википедия, интернет.
1. В тексте учебника найдите абзац, где объясняется возникновение ветра. Внимательно прочитайте его. Придумайте и нарисуйте схему возникновения ветра.
3. Изучи свойства воздуха и запиши свои выводы.
1. Воздух прозрачен или непрозрачен? - прозрачен.
2. Имеет ли воздух цвет? нет
3. Имеет ли воздух запах? нет
4. Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?
Этот опыт свидетельствует о том, что при нагревании воздух расширяется.
Этот опыт свидетельствует о том, что при охлаждении воздух сжимается.
5. Как воздух проводит тепло?
Ответ: Воздух плохо проводит тепло.
Практическая работа "Исследование свойств воды".
Опыт 1. Опустите в стакан с водой стеклянную палочку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Палочка видна. Это говорит о том, что вода прозрачна.
Опыт 2. Сравните цвет воды с цветом полосок, изображенных на этой странице. Что вы видите? О чем это говорит?
Вода не имеет цвета, она бесцветна.
Понюхайте чистую воду. Какое свойство воды можно установить таким способом?
Чистая вода не пахнет, значит, она не имеет запаха.
Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустите в горячую воду. Что наблюдаете? О чем это свидетельствует?
Вывод: Вода стала подниматься по трубке вверх. Это говорит о том, что вода при нагревании расширяется.
Опыт 5. Ту же колбу поставьте в тарелку со льдом. Что наблюдаете? О чем это свидетельствует?
Вывод: Уровень воды опускается, значит вода при охлаждении сжимается.
Общий вывод: вода прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
1. Вырежи из приложения фотографии. Наклей их под названиями природных стихий. В нижней части таблицы нарисуй образы огня, воды и воздуха, характерные для изобразительного искусства народов твоего края.
Образы огня, воды и воздуха в искусстве народов твоего края.
2. Запиши загадки об огне, воде и воздухе, созданные творчеством народов вашего края.
Загадки об огне, воде и воздухе в творчестве русского народа:
Накормишь - живет, напоишь - умрет. (огонь)
Красная корова всю солому поела. (огонь)
С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (огонь)
К низу летит капельками, к верху - невидимкою. (вода)
Ни рук, ни ног, а гору разрушает. (вода)
Чего в гору не выкатить, в решете не унести, в руках не удержать? (воду)
Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (река)
Рассыпался горох по сту дорог, никто его не соберет: ни царь, ни царица, ни красна девица, ни бела рыбица. (воздух)
Рассыпался горох на семьдесят дорог; никому не собрать - ни попам, ни дьякам, ни нам, дуракам. (воздух)
3. Рассмотри узоры народной вышивки. Определи образы огня, воды и воздуха.
Образ воды - это волны внизу, образ воздуха - птица. Образ огня обычно изображают колесом или солнцем. В середине рисунка есть солнышко - это образ огня.
1. Самостоятельно или с помощью учебника допиши определения.
Минералы - это природные вещества.
Горные породы - это природные соединения минералов.
2. Практическая работа "Состав гранита"
По результатам исследования заполните схему.
Состав гранита. Гранит: полевой шпат, слюда, кварц.
3. Знаете ли вы, что хранится в кладовых Земли? Вырежите из приложения фотографии и наклейте их в соответствующие окошки.
4. Запиши названия полезных ископаемых твоего края: нефть, мергель, песок, глина, мел, сланцы (Краснодарский край).
Практическая работа "Исследование состава почвы"
Опыт 1. Бросьте комочек сухой почвы в воду. Что наблюдаете? О чем это говорит?
Вывод: Почва оседает на дно, но не вся. В почве есть воздух.
Опыт 2. Немного свежей почвы нагрейте на огне. Над почвой подержите холодное стекло. Что наблюдаете? О чем это говорит?
Вывод: Стекло запотело. Это говорит о том, что в почве есть вода.
Опыт 3. Продолжайте нагревать почву. Дождитесь появления дыма и неприятного запаха.
Вывод: В почве содержится перегной.
Опыт 4. Прокаленную почву, в которой перегной сгорел, насыпьте в стакан с водой и размешайте. Понаблюдайте, что осядет на дно сначала, и что через некоторое время. О чем говорит этот опыт?
Вывод: Сначала на дно осел песок, затем глина. Значит, в состав почвы входят песок и глина.
Опыт 5. Поместите на стекло несколько капель воды, в которой долго находилась почва. Подержите стекло над огнем. Что произошло с водой? Что сталось на стекле? Это минеральные соли. О чем говорит этот опыт?
Вывод: Вода испарилась, на стекле остался осадок. Это говорит о том, что в почве содержатся минеральные соли.
Общий вывод: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
1. Узнай группы растений по описаниям. Впиши названия групп в клеточки.
Эти растения имеют корни, стебли, листья, цветки и плоды, в которых созревают семена. ЦВЕТКОВЫЕ
У этих растений нет корней, стеблей, листьев, цветков и плодов. Их тело называется слоевищем. ВОДОРОСЛИ .
У растений этой группы есть стебли и листья, но нет корней, цветков и плодов с семенами. МХИ .
У этих растений есть все части, кроме цветков и плодов. Семена у них созревают в шишках. ХВОЙНЫЕ .
Растения этой группы имеют корни, стебли и листья, похожие на большие перья. Но у них не бывает цветков, плодов, семян. ПАПОРОТНИКИ .
2. На уроке учительница попросила привести примеры цветковых растений. Дети ответили так... Кто из ребят ответил верно? Кто допустил ошибки?
Верный ответ у Нади, одна ошибка - у Сережи (неверный ответ- сосна), две ошибки у Иры (морская капуста, ель), три ошибки у Вити (туя, лиственница, папоротник).
3. Определите эти растения. Подпишите названия растений и групп, к которым они относятся.
Ответ: В верхнем ряду слева направо: фуксия (цветковые), сальвия (цветковые), льнянка (цветковые), цикорий (цветковые). В нижнем ряду слева направо: орляк (папоротник), фунария (мхи), пихта (хвойные), кедровая сосна (хвойные).
4. Используя книгу "Зеленые страницы", подготовь сообщение об одном из видов растений любой группы. Запиши название вида, группы и краткие сведения для своего сообщения.
Сосна кедровая - это хвойное растение (дерево), растет в Сибири и на Северо-Востоке европейской части России. В народе ее часто называют сибирским кедром. Хвоинки у этого дерева собраны в пучки по 5 штук. В больших шишках созревают вкусные семена - кедровые орешки.
1. Раскрашиваем узор как хотим. Второе полотенце:
2. Нарисуй иллюстрацию к сказке народов твоего края, в которой растение играет важную роль в развитии действия.
Сказки, в которых задействованы растения: Сказка "Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка" (зернышко боба или желудя проросло в доме и доросло до неба), "Репка", "Молодильные яблоки", "Дикие лебеди" (девушка плела рубашки из крапивы).
Иллюстрация к сказке "Репка"
3. Подбери и запиши загадки и пословицы народов твоего края о земле-кормилице и растениях.
Пословицы: Земелька черненька, а белый хлеб родит. Земля - тарелка: что положешь, то и возьмешь.
Загадки о земле: Дождик льет – она все пьет, все остальное зеленеет и растет. Её все матушкой зовут, по ней все ножками бегут.
1. Напиши названия групп перечисленных животных.
Лягушка, жаба, тритон - это земноводные .
Дождевой червь, пиявка - это черви .
Улитка, слизень, осьминог, кальмар - это моллюски .
Речной рак, краб, креветка - это ракообразные .
Морская звезда, морской еж, морская лилия - это иглокожие .
Паук, скорпион, сенокосец - это паукообразные .
Ящерица, змея, крокодил, черепаха - это пресмыкающиеся .
2. Определите животных. Подпишите названия животных и групп, к которым они относятся.
На стр. 58 слева направо: улитка янтарка (моллюск), щегол (птицы), паук-сенокосец (паукообразные).
На стр. 59 слева направо в верхнем ряду: выдра (звери), камчатский краб (ракообразные), жук-носорог (насекомые).
На стр. 59 слева направо в нижнем ряду: налим (рыбы), квакша (земноводные), уж (пресмыкающиеся).
3. Сравни лягушку и жабу по внешнему виду. Расскажи (устно), в чем их сходство, а в чем различия.
Сначала об отличиях. Жабы обычно более крупных размеров, чем лягушки. У жаб толстое, широкое тело и более короткие лапки. У лягушек нет крупных околоушных желез, располагающихся у жаб в задней части головы. Кожица лягушек нежная и влажная, у жаб - сухая и покрыта бугорками. Икра у лягушек круглой формы, а у жаб выглядит как длинные шнуры.
Сходство: и жаба, и лягушка - земноводные. Имеют выпуклые глаза. Задние лапы длиннее передних. Передвигаются прыжками. Обитают чаще у водоемов. Питаются насекомыми.
4. Вырежи детали из приложения и постройте модели развития.
Модели развития рыбы, лягушки, птицы.
5. Придумай и запиши 2-3 вопроса для викторины "В мире животных".
Через сколько дней из яйца вылупится цыпленок?
Чем лягушка отличается от жабы?
Кормит ли зайчиха молоком своих детенышей?
6. Используя книгу "Зеленые страницы", подготовь сообщение об одном из видов животных любой группы.
Горбуша. Горбуша - это рыба, которая обычно живет в море, но откладывает икру в реках. В длину горбуша достигает 50 см. Горбуша питается мелкой рыбой и рачками. Во время нереста у горбуши меняется окраска, а у самцов на спине вырастает большой горб. Отсюда и название рыбы. Горбуша - ценная рыба, нуждается в защите и охране.
1. Заверши орнамент резьбы...
Можно приклеить фотографии полотенца с вышивкой петухами, фото с дымковской игрушкой в виде индюка, лошадки, деревянные украшения для сада и дома в виде животных.
3. Кратко запиши сюжет сказки народов твоего края, где волшебные животные помогают людям.
Вспомним сказки: "Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке", "Крошечка-хаврошечка", "Репка", "Волшебное кольцо", "Бычок - смоляной бочок".
Иван Царевич и Серый Волк.
Было у царя три сына. В саду у него росла яблоня с золотыми яблоками, и каждую ночь яблоки начали пропадать. Послал царь сыновей проследить, кто яблоки ворует. Два сына заснули, а Иван не спал, он увидел, что яблоки Жар-птица ест. Повелел царь сыновьям раздобыть жар-птицу. Поехали они каждый своей дорогой. Доехал Иван до развилки, на которой стоял столб с надписью. Кто прямо поедет - будет всю дорогу холоден и голоден. Кто налево поедет, тот умрёт, а конь его будет жить. А кто вправо поедет, тот жив останется, но конь умрёт. Поехал Иван вправо. Выбежал из лесу Серый Волк, съел коня, а потом стал служить Ивану верой и правдой. Помог тот волк Ивану и жар-птицу добыть, и невесту, и живым остаться.
Конек-горбунок
У крестьянина было три сына. Отец послал их охранять пшеницу. Два сына проспали, а Иван поймал лошадь. Лошадь дала ему Конька-Горбунка. Конек-Горбунок помог другу найти жар-птицу, перстень и красавицу для царя. Царь захотел жениться, но нужно было искупаться в кипятке. Царь позвал Ивана первым купаться. Конек помог Ивану и он стал красавцем. А царь сварился. Иван и Царь-девица сыграли свадьбу. (Написал Максим Егоров)
1. Внимательно прочитай текст. Подчеркни разными цветами названия животных разных групп: зелёным - растительноядных, синим - хищников, красным - насекомоядных, коричневым - всеядных.
Лето - щедрое время года для самых разных животных. В небе мы часто видим ласточек . Они ловят в воздухе многочисленных летающих насекомых. У воды лягушка охотится на комаров. В лесу находят свою добычу - мелких грызунов - лиса и сова . Богатый стол накрыт здесь для зайца и лося - это разные веточки, листья, кора. А для вороны и кабана сгодится любая пища - и растительная, и животная.