Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Художник картины сикстинская мадонна. Сочинение по картине сикстинская мадонна рафаэля

Художник картины сикстинская мадонна. Сочинение по картине сикстинская мадонна рафаэля

«Сикстинская Мадонна» - наиболее известная из картин Рафаэля Санти, которая не имеет творческих аналогов. Об истории создания «Сикстинской Мадонны», первых упоминания о «Сикстинской Мадонне», о первоначальном названии шедевра художественной классики читайте в нашей статье.

«Это целый мир, великолепный, красочный мир искусства. Одной этой картины с лихвой хватило бы, чтобы сделать имя автора, если бы он не создал ничего другого, бессмертным».

Гёте о «Сикстинской Мадонне»

Высший творческий взлёт Рафаэля продолжался до середины 1510 годов, и на этот период приходится создание «Сикстинской Мадонны» - наиболее известной из картин художника.

«Сикстинская Мадонна», Рафаэль Санти

Одно время эта картина считалась самой знаменитой в мире не только благодаря своей красоте, но и потому, что польско-саксонский король Фредерик Август III Саксонский купил её в 1574 году у церкви Св. Сикста в Пьяченце за огромные деньги. От названия церкви картина получила своё новое, теперь известное каждому, название - «Сикстинская Мадонна», а изначально она называлась «Мадонна с Младенцем, со Св. Сикстом и Св. Варварой». В церкви Св.Сикста хранились реликвии, связанные с этими святыми. Реликвии чрезвычайно важны для церкви, потому что они производят необходимый эффект. Папа Юлий II , ещё будучи кардиналом, собирал пожертвования на возведение в церкви часовни для мощей Св. Сикста и Св.Варвары.

Церковь Св. Сикста, Пьяченца

Не существует никаких документальных свидетельств создания «Сикстинской Мадонны» и почему она оказалась в монастыре Св. Сикста в Пьяченце. Впервые картина упоминается в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари только в 1550 году. Со слов Вазари: «Исполнил он (Рафаэль) для чёрных монахов (монастыря) Св. Сикста доску (изображение) главного алтаря с явлением Богоматери Св. Сиксту и Св. Барбаре; творение уникальное и своеобразное». Утверждение Вазари, что алтарный образ исполнен на доске, свидетельствует о том, что он сам «Сикстинскую Мадонну» не видел, потому что картина написана на холсте. Ошибка Вазари имеет простое объяснение: в начале XVI века алтарные образа обычно исполнялись на доске. Огромная по размерам «Сикстинская Мадонна» (256х196 см) написана на холсте. Вполне возможно, выбор материала зависел от крупных габаритов картины. Но это можно толковать и как подсказку, что картина задумывалась как элемент хоругви.

Хоругвь - религиозное знамя в Православной и Восточнокатолической церквях. Представляет собой полотнище на древке с образом Иисуса Христа, Богородицы или святых. Церковные хоругви предназначались для крестных ходов.

Датировка создания картины растянута во времени - от 1512 до 1519 года, и до сих пор вызывает споры. Большинство исследователей считают наиболее вероятной датой её исполнения 1512 - 1514 годы.

Вся итальянская культура берёт своё начало от монастырей. Монастырь - это религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав и единый комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек. Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV - V веков. Преподобный Пахомий Великий основал первый общежительский монастырь и написал первый монастырский устав в 318 году. Монастыри занимались не только религией, они были очагами знания со времён тёмного Средневековья. В каждом монастыре была библиотека и место, где переписывались книги-скрипторий, и их совместная деятельность запустила цепочку событий, благоприятных для развития культуры. Некоторые монастыри, такие как первый бенедиктинский монастырь в Монте-Кассино (основ в 529 году), были настоящими средневековыми научными центрами. Монахи занимались исследованиями в различных областях философии, медицины и музыки. Первые школы были открыты при монастырях. Послушники монастырей часто становились папами: папа Лев Х, покровитель Рафаэля, был послушником монастыря Монте-Кассино в 100 км от Рима. Монастыри давали приют немощным старикам и больным и были местом, где можно было укрыться от мирского окружения, от царящего в мире хаоса и насилия. Под влиянием учения Савонароллы Леонардо да Винчи в 1491 году на некоторое время ушёл в доминиканский монастырь под Пизой. Приверженцами идей «демагога на религиозной почве» Савонаролы стал старший брат Микеланджело, постригшийся в монахи в Витербо, и художник делла Порта, получивший после принятия монашеского сана имя фра Бартоломео.

Монастырь Св. Сикста, один из самых древних монастырей, был основан королевой Энгильбергой в 874 году. И как всякий монастырь, он жил автономно, строго оберегая свои тайны. Нельзя забывать, что это были непростые времена: Италия жила в состоянии непрекращающихся войн, уничтожавших людей и сам дух цивилизации. Ужасной реальностью этих войн были не просто катастрофические, иногда просто невосполнимые потери: во время итальянского похода Наполеона сгорел архив монастыря Св. Сикста. К сожалению, не сохранились и какие-либо подготовительные рисунки или эскизы «Сикстинской Мадонны». А так как источник исторической информации отсутствует, имя заказчика прекрасной картины до сих пор не известно.

Немецкий исследователь М. Путчер и его последователи убеждены, что Рафаэль написал «Сикстинскую Мадонну» для церкви Св. Сикста, и в этой церкви картина оставалась до того, как её увезли в Дрезден. По его версии Папа Юлий подарил «Сикстинскую Мадонну» церкви Св. Сикста в благодарность за тот вклад, который внесла Пьяченца (монахи монастыря активно агитировали за присоединение к Риму), во время войны с Францией. В начале XVI века северные земли Италии стали предметом и местом столкновения корыстных интересов Рима и Франции. Папские войска настолько хорошо справлялись с кровавой задачей завоевания северных областей, что северо-итальянские города один за другим переходили на сторону римского понтифика. 24 июня 1512 года Пьяченца тоже добровольно присоединилась к Риму, войдя в государство папы и получив статус Папской Области.

У Юлия II , политические амбиции которого шли рука об руку с религиозным рвением, было особое отношение к Пьяченце. Этот небольшой городок в 60 км от Милана напоминал папе Юлию о родстве с папой Сикстом IV , его дядей. К тому же, в городе находился собор Св. Сикста - покровителя рода делла Ровере, к которому принадлежал папа Юлий. Во время пребывания в Пьяченце в июне 1500 года, ещё будучи кардиналом, папа Юлий II даровал монахам монастыря отпущение грехов за богоугодное дело строительства церкви. Церковь Св. Сикста, сильно пострадавшую во время войны и восстановленную известным архитектором Алессио Трамалло в 1499-1511 годах вновь открыли после реконструкции уже с новым заалтарным образом - шедевром Рафаэля «Сикстинской Мадонной».

Интерьер церкви Св. Сикста

Искусство Италии 16 века. Высокое Возрождение.
Картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо (св. Сикста) в Пьяченце. Размер картины 270 x 201 см, холст, масло. На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. Картина «Сикстинская мадонна» принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства. В ренессансной живописи это, быть может, самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства. Для Рафаэля Санти оно явилось также своеобразным итогом и синтезом многолетних исканий в наиболее близкой ему теме. Рафаэль мудро использовал здесь возможности монументальной алтарной композиции, вид на которую открывается в далекой перспективе церковного интерьера сразу, с момента вступления посетителя в храм. Издали мотив раскрывающегося занавеса, за которым, словно видение, предстает ступающая по облакам мадонна с младенцем на руках, должен производить впечатление захватывающей силы. Жесты святых Сикста и Варвары, направленный вверх взгляд ангелов, общая ритмика фигур – все служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне.

Сравнительно с образами других ренессансных живописцев и с прежними работами Рафаэля картина «Сикстинская мадонна» обнаруживает важное новое качество – повышенный духовный контакт со Зрителем. В предшествующих его «Мадоннах» образы отличались своеобразной внутренней замкнутостью – взгляд их никогда не был обращен на что-либо, находящееся вне картины; они были либо заняты ребенком, либо погружены в себя. Лишь в картине Рафаэля «Мадонна в кресле» персонажи смотрят на зрителя, и во взгляде их есть глубокая серьезность, но в более определенной степени их переживания художником не раскрываются. Во взгляде же Сикстинской мадонны есть нечто такое, что словно позволяет нам заглянуть ей в душу. Было бы преувеличением говорить здесь о повышенной психологической экспрессии образа, об эмоциональном эффекте, но в чуть приподнятых бровях мадонны, в широко раскрытых глазах – причем сам взгляд ее не фиксирован и трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, – есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. Это словно провидение трагической участи ее сына и одновременно готовность принести его в жертву. Драматизм образа матери оттеняется в его единстве с образом младенца Христа, которого художник наделил недетской серьезностью и прозорливостью.

Важно, однако, отметить, что при столь глубоком выражении чувства образ мадонны лишен и намека на преувеличение и экзальтацию – в нем сохранена его гармоническая подоснова, но, в отличие от прежних рафаэлевских созданий, она в большей мере обогащена оттенками сокровенных душевных движений. И, как всегда у Рафаэля, эмоциональное содержание его образов необычайно ярко воплощено также в самой пластике его фигур. Картина «Сикстинская мадонна» дает наглядный пример присущей рафаэлевским образам своеобразной «многозначности» самых простых движений и жестов. Так, сама мадонна представляется нам одновременно идущей вперед и стоящей на месте; фигура ее кажется легко парящей в облаках и в то же время обладающей реальной весомостью человеческого тела. В движении ее рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, и вместе с тем – ощущение того, что сын ее не принадлежит только ей, что она несет его в жертву людям. Высокая образная содержательность подобных мотивов отличает Рафаэля от многих его современников и художников других эпох, считавших себя его последователями, у которых часто за идеальным обликом их персонажей не скрывалось ничего, кроме внешнего эффекта.

Композиция «Сикстинской мадонны» на первый взгляд проста. В действительности же это простота кажущаяся, ибо общее построение картины основано на необычайно тонких и в то же время строго выверенных соотношениях объемных, линейных и пространственных мотивов, сообщающих картине величие и красоту. Ее безупречное равновесие, лишенное искусственности и схематизма, нисколько не стесняет свободы и естественности движений фигур. Фигура Сикста, облаченного в широкую мантию, например, тяжелее фигуры Варвары и расположена несколько ниже ее, но зато занавес над Варварой тяжелее, чем над Сикстом, и тем самым восстанавливается необходимое равновесие масс и силуэтов. Такой на первый взгляд незначительный мотив, как папская тиара, поставленная в углу картины на парапете, имеет большое образное и композиционное значение, внося в картину ту долю ощущения земной тверди, какая требуется, чтобы придать небесному видению необходимую реальность. О выразительности певучих линий Рафаэля Санти достаточно говорит контур фигуры мадонны, мощно и свободно очерчивающий ее силуэт, полный красоты и движения.

Как создавался образ мадонны? Имелся ли для него реальный прототип? В этом отношении с дрезденской картиной связан ряд старинных легенд. Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля – так называемой «Дамы в покрывале» («La Donna Velata», 1516, галерея Питти). Но в решении этого вопроса в первую очередь следует учитывать известное высказывание самого Рафаэля из письма к его другу Бальдассаре Кастильоне о том, что в создании образа совершенной женской красоты он руководствуется определенной идеей, которая возникает на основании множества впечатлений от виденных художником в жизни красавиц. Иными словами, в основе творческого метода живописца Рафаэля Санти оказывается отбор и синтез наблюдений реальной действительности.

Религиозная тематика является достаточно популярной среди современников Рафаэля. Однако основным отличием данной картины от аналогичных является ее наполненность живыми эмоциями в сочетании с довольно простым сюжетом.

Композиция

В центре внимания - женская фигура Мадонны, которая держит на руках своего маленького сына. Лицо девы полно некой печали, словно она заранее знает, что ждет ее сына в будущем, а вот малыш, напротив, проявляет яркие, позитивные эмоции.

Дева с новорожденным Спасителем на руках идет не по полу, а по облакам, что символизирует ее вознесение. Ведь именно она земле грешников принесла Благословение! Лик матери с ребенком на руках светел и продуман до мелочей, а если внимательно всмотреться в лицо малыша, то можно заметить взрослое выражение, несмотря на его очень юный возраст.

Изобразив Божественное дитя и его мать максимально человечными и простыми, но при этом идущими по облакам, автор подчеркнул тот факт, что независимо от того, божественный ли это сын, или человеческий, все мы рождаемся одинаково. Таким образом художник передал мысль, что только с праведными мыслями и целями возможно найти подходящее для себя место на Небесах.

Техника, исполнение, приемы

Шедевр мирового уровня, эта картина содержит в себе совершенно несочетаемые вещи, как людское бренное тело и священность духа. Контраст дополняется яркими цветами и четкими линиями деталей. Отсутствуют лишние элементы, фон бледный и содержит изображения других светлых духов или поющих ангелов за спиной Мадонны.

Рядом с женщиной и младенцем изображены святые, которые преклоняются перед Спасителем и его матерью - первоосвященник и святая Варвара. Но они как бы подчеркивают равенство всех героев картины, несмотря на коленопреклоненную позу.

Внизу располагаются два забавных ангела, которые стали настоящим символом не только этой картины, но и всего творчества автора. Они маленькие, и с задумчивыми лицами с самого низа картины наблюдают за тем, что происходит в жизни Мадонны, ее необыкновенного сына и людей.

Картина до сих пор вызывает множество споров у специалистов. Например, очень интересным считается факт, что нет единого мнения о том, сколько пальцев на руке понтифика. Некоторые видят на картине не пять, а шесть пальцев. Также интересно то, что, по легенде, Мадонну художник рисовал со своей любовницы Маргериты Лути. А вот с кого рисовался малыш, неизвестно, но есть вероятность, что лицо ребенка автор рисовал со взрослого человека.

Сикстинская Мадонна Рафаэля покорила весь мир. Талант лучшего живописца эпохи Высокого Возрождения Рафаэля Санти позволил создать такую картину, которая влечет, вызывает гамму чувств и поражает своей живостью. Полотну более пятисот лет, но техника исполнения столь высока, что воспринимается как 3D-изображение. И, когда стоишь перед картиной, так и кажется, что Мадонна сейчас шагнет навстречу.

Картина вызывает неподдельный интерес. С тех пор, как «Сикстинская Мадонна» в 1754 году поступила в коллекцию саксонских курфюрстов и ее разместили в , картину увидели миллионы человек.

Описание картины и магия восприятия

Не очень большое по размерам полотно 256 см х 196 см каким-то магическим образом удерживает внимание зрителя. Специалисты утверждают, что это особенный динамический круг, который управляет взглядом человека, смотрящего на картину.

Зритель всматривается в образ Богоматери с младенцем на руках, потом его взгляд перемещается на золотистые одеяния Св. Сикста, и, главное, его руку. Святой Сикст протягивает руку в сторону зрителя, как будто включая его в композицию. И зритель невольно следует за взором святого, вновь направляя внимание на Мадонну и младенца.

Далее взгляд скользит к образу Св. Варвары, так как подключается «химия» восприятия схожей цветовой гаммы одеяния. Святая Варвара смотрит вниз, приглашая проследовать за ее взглядом к милым ангелочкам. Но когда глаза зрителя останавливаются на парочке херувимов внизу картины, которые направили все свое внимание вверх, то неизменно продолжают движение к верхнему центру полотна – к образу Марии с младенцем.

Так раскладывает на составляющие магию живописи Рафаэля современная наука. Возможно, что взгляд большей части зрителей именно так и скользит по картине. В зале, где демонстрируется полотно, всегда больше посетителей, чем в других залах. Неискушенный посетитель просто рассматривает картину и впитывает тот посыл, который исходит от композиции. Знатоки особо пристрастны. Их интересует и общее восприятие композиции, и детали.

Из своего опыта скажу, что «Мадонна» Рафаэля воздействует многопланово. Живописное полотно удерживает при непосредственном рассматривании. Хочется вглядываться, но также появляются вопросы… С кого писал автор прекрасный образ?.. Как получилось, что лучшая работа Рафаэля – главного художника Ватикана – хранилась в церкви небольшого городка Пьяченца?.. И почему Август III приобрел для своей коллекции именно это полотно, в то время как Рафаэль Санти многие работы посвятил Мадонне с младенцем?..

История создания картины Сикстинская Мадонна

Некоторые исследователи предполагают, что данный шедевр Рафаэль создавал все же для собора Святого Петра в Риме. Заказ поступил от папы Юлия II. Было предусмотрено и место для картины – в капелле, где был похоронен папа Сикст IV. Но во время перестройки храма было произведено перезахоронение Сикста IV, а великолепное полотно переместить к алтарю не позволяли церковные каноны.

В главной церкви Ватикана эти каноны строго соблюдали, но на периферии, к которой относился город Пьяченца, к подобным правилам относились не столь привержено. Поэтому картину Рафаэля переместили в церковь Св. Сикста при монастыре в Пьяченце.

Творчество знаменитого итальянского живописца не давало покоя саксонскому курфюрсту Августу III, который пожелал дополнить свою коллекцию образом Мадонны кисти Рафаэля. Август III присмотрел полотно «Мадонна Фолиньо», которую автор написал годом ранее – в 1511-12 гг.

Эта картина находилась в Ватикане, и Папа римский противостоял торгу. В процессе длительных переговоров интерес переместился к полотну «Сикстинская Мадонна», и глава римско-католической церкви уступил. Тем более что в храме Пьяченца начиналась реставрация.

Так шедевр оказался в Германии, а с середины XIX века постоянным местом размещения картины является Галерея старых мастеров в .

Для современных посетителей важно знать, где именно в находится Сикстинская Мадонна Рафаэля. Это второй этаж (в нашем понимании, а не европейском), где экспонируется живопись, принадлежащая эпохе Высокого Возрождения.

И все же, кто был удостоен чести позировать Рафаэлю при создании образа Мадонны. Все больше источников подтверждают, что это тайная возлюбленная живописца Маргарита Лути. Те же черты, что в образе Мадонны, можно увидеть в портрете «Форнарина» и на картине «Святая Цецилия».

Потрясающе, что гениальный художник, связанный крепкими узами с Ватиканом, не имел права даже на открытые чувства. Его официальной невестой была племянница кардинала Мария да Боббиена. Похоже, ни жениться на ней, ни писать картины с ее лица Рафаэль Санти не собирался…

Возвращаясь к полотну «Сикстинская Мадонна», следует уточнить, что именно в Дрезденской картинной галерее находится оригинал. Существуют и копии картины. В том же городе Пьяченца осталась копия, созданная еще в 1730 году Пьером Антонио Аванзини. А сколько еще найдется менее известных копирований!

Галерея Старые мастера на карте Дрездена


Когда кто-то говорит о Мадонне Рафаэля, воображение сразу рисует нежный одухотворенный образ, который будто светится изнутри. За всю свою жизнь Рафаэль Санти написал несколько десятков картин с изображениями Девы Марии. И все они разнообразны и хороши по-своему. В этом обзоре представлены 5 знаменитых «Мадонн» великого живописца Ренессанса.

Мадонна Конестабиле


«Мадонна Конестабиле» - одно из ранних полотен кисти Рафаэля, созданное им в 20-летнем возрасте. Оно было написано в Перуджи еще до переезда во Флоренцию. На юного художника еще не оказала влияние техника исполнения таких мастеров, как Леонардо да Винчи или Микеланджело Буонарроти, поэтому переданный образ Девы Марии с младенцем на руках еще слишком прост.


«Мадонна Конестабиле» - это единственное полотно Рафаэля, которое хранится на территории России, в Эрмитаже. В 1870 году его приобрел император Александр II в качестве подарка для своей супруги Марии Федоровны. Картина находилась в итальянском городе Перуджи во владении графа Конестабиле делла Стаффа (откуда и название полотна). Он очень нуждался в деньгах и, несмотря на упреки со стороны общественности в лишении их национального достояния, продал «Мадонну Конестабиле» за 100 тысяч рублей.

Картина Рафаэля вполне могла покинуть Россию в период активной распродажи наследия Эрмитажа большевиками, но почему-то крошечное полотно размером 17,5х18 см никто не купил, и оно осталось в экспозиции музея.

Мадонна Грандука


Когда в 1504 году Рафаэль прибыл во Флоренцию, он познакомился с работами Леонардо да Винчи и овладел техникой сфумато (плавный переход от света к тени), которую использовал великий мастер. Именно тогда появилась «Мадонна Грандука».

Глядя на полотно, кажется, что оно буквально светится. Глаза Мадонны опущены, что означает смирение. Ее одежда выполнена в традиционных цветах. Красный означает жертвенную кровь Христа, а синий плащ – это непорочность Царицы Небесной.

Любопытно, что первоначальным фоном картины был пейзаж и окно с балюстрадой, но сейчас Мадонна изображена на черном фоне. До недавнего времени считалось, что сам Рафаэль решил закрасить пейзаж, однако последние исследования показали, что черная краска была нанесена не раньше, чем через сто лет после написания картины.

Мадонна Альба


«Мадонну Альба» Рафаэль написал, будучи в Риме в 1511 году. Его туда пригласил Папа Римский Юлий II расписывать залы Ватикана. Тогда же там трудился Микеланджело над знаменитой Сикстинской капеллой.

Рафаэлю посчастливилось увидеть фрески мастера. Под влиянием работ Микеланджело художник писал «Мадонну Альба». В сравнении с более ранними полотнами здесь Мадонна уже не хрупкая и смиренная, а вполне уверенная в себе женщина, изображенная в раскованной позе.

До 1931 года «Мадонна Альба» находилась в коллекции Эрмитажа, пока не была продана большевиками американскому магнату.

Мадонна в кресле


«Мадонна в кресле» отличается от предыдущих работ Рафаэля. На этой картине Дева Мария более «земная». Если все предыдущие образы рождались у художника в голове, то для этой Мадонны ему позировала реальная девушка. Необычно и одеяние Девы Марии. Традиционное красное платье и синий плащ заменила одежда простой горожанки.

Сикстинская мадонна


«Сикстинская Мадонна» считается вершиной изобразительного искусства эпохи Возрождения. Она отличается от других «Мадонн» Рафаэля не только композицией, но и позой и взглядом. Если предыдущие картины писались на дереве, то эта выполнена на холсте.

«Сикстинская Мадонна» долгое время провисела в одном из храмов итальянского города Пьянченца, пока ее не выкупил Август III, курфюрст Саксонии. Существует легенда, что он приказал подвинуть свой трон, чтобы картину лучше было видно.

Сегодня полотно находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Безусловно, мастерство Рафаэля неоспоримо, но даже в «Сикстинской Мадонне»