Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Клод ашиль дебюсси краткая биография. Дебюсси Клод - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Клод ашиль дебюсси краткая биография. Дебюсси Клод - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Ашиль-Клод Дебюсси́ (фр. Achille-Claude Debussy ; 22 августа 1862, Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа - 25 марта 1918, Париж) - французский композитор, музыкальный критик.

Клод Дебюсси родился неподалеку от Парижа. Рос Клод замкнутым и молчаливым ребенком. Его отец был моряком, но в 1861 году ушел в отставку и обзавелся лавкой с фаянсовыми изделиями. Мать Клода была довольно вспыльчивой и грубой женщиной. Когда их сыну исполнилось два года, они разорились. Семья решила перебраться в Париж. Однако Клод очень часто бывал у своего крестного отца Ароза, который был банкиром. Именно в Каннах у крестного Клод получил первые уроки фортепиано у итальянского пианиста. Однажды ученица Шопена услышала игру Клода и, удивившись его способностям, начала заниматься с ним регулярно. В 10 лет Клод поступил в Парижскую консерваторию. Дебюсси постоянно соперничал за получение премий. Он прошел курс сольфеджио. Родители мечтали, чтобы их сын стал виртуозом, а потому заставляли его заниматься много часов в день. Все усложнилось, когда Ароза полностью порвал отношения с Дебюсси. В качестве домашнего пианиста Дебюсси посоветовали меценатку фон Мекк, которая покровительствовала Чайковскому. Клод сопровождал ее в турне по Европе в 1880 году, а в 1881 и 1882 году побывал в России.

Парижскую консерваторию Клод окончил в 1884 году. Он получил Римскую премию, а это означало, что он будет получать стипендию пять лет, а три года будет оплачиваться его творческое пребывание в Риме. Начиная с 1885 года, Клод жил и работал в Риме, но вернулся в Париж он раньше срока. В 1887 году Дебюсси уже был в Париже. Клод не был в восторге от Вагнера, которым Франция переболела в 80-е годы 19 века. Утверждался Дебюсси на Монмартре, где заводил новых знакомых и бывал на «литературных вторниках». С 1888 года Клод дает концерты в салоне Малларме. Его пьесы на фортепиано имели успех, ведь они немного напоминали Шопена, Шумана, Грига. Постепенно известного молодого музыканта росла. Большую роль сыграло его сочинение для оркестра «Прелюдия к «Послеполуденному отдыху Фавна». Успехи был огромный. Два дня подряд исполнение «Фавна» шло в большом зале, а не в камерной обстановке.

В 1901 году Клод впервые выступил как музыкальный критик. Далее он написал оперу «Пеллеас и Мелизанда». Премьера была в 1902 году. Дебюсси был большим почитателем русской музыки. Он не упустил шанс съездить в Россию. В 1913 году он выступил в Москве и Петербурге со своими собственными произведениями. Клод написал три симфонических эскиза «Море». Надо отметить, что Клод не любил высказывать свои политические взгляды, он старался держаться подальше от различных группировок во времена Российской революции в 1905 году, которая повлияла на Францию.

В конце 1910 один из популярных итальянских писателей предложил Клоду написать музыку к его пьесе «Мученичество Св. Себастьяна». Дебюсси берется за работу. Он написал интерлюдии, хоры и пантомимы к пяти действиям. Примерно в это же время Клод создавал свой собственный пианистический стиль. Он написал 12 прелюдий к фортепиано. Когда началась первая мировая война, Клод не подходил к роялю вовсе. Он говорил, что сейчас не до этого. Однако в 1914 году он пишет «Героическую колыбельную», а через год – «Рождество детей, которые лишились крова». Вскоре у Клода созрел план написать шесть сонат для разных инструментов. Однако этот план сбылся не до конца. Он завершил только три сонаты, которые воскресили классический дух. В 1915 году обострилась его болезнь, что начала прогрессировать в начале войны. Будучи тяжело больным, Клод Дебюсси дописал третью сонату и находил изредка в себе силы выступить на публике. Еще он создал эскизы «Оды в честь Франции». Этим он подчеркнул свою любовь к родине и патриотизм. В 1918 году композитор скончался.

(1918-03-25 ) (55 лет) Страна

Ашиль-Клод Дебюсси́ (фр. Achille-Claude Debussy ; 22 августа , Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа - 25 марта , Париж ) - французский композитор , музыкальный критик.

Сочинял в стиле, который часто называют импрессионизмом , термином, который он никогда не любил . Дебюсси был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.

Биография

Родился 22 августа 1862 в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа в семье скромного достатка - его отец в прошлом был морским пехотинцем, затем совладельцем лавки фаянсовых изделий. Первые уроки фортепианной игры давала одаренному ребенку Антуанетта-Флора Моте (теща поэта Верлена).

В 1873 Дебюсси поступил в Парижскую консерваторию, где в течение 11 лет учился у А.Мармонтеля (фортепиано) и у А.Лавиньяка, Э.Дюрана и О.Базиля (теория музыки). Около 1876 он сочинил свои первые романсы на стихи Т. де Банвиля и П.Бурже. С 1879 по 1882 проводил летние каникулы как "домашний пианист" - сначала в замке Шенонсо, а затем у Надежды фон Мекк - в ее домах и поместьях в Швейцарии, Италии, в Вене и в России.

Во время этих путешествий перед ним открылись новые музыкальные горизонты, причем особенно важным оказалось знакомство с сочинениями русских композиторов петербургской школы. Влюбленный в поэзию Де Банвиля (1823-1891) и Верлена, молодой Дебюсси, наделенный беспокойным умом и склонный к экспериментам (преимущественно в области гармонии), пользовался репутацией революционера. Это, впрочем, не помешало ему получить в 1884 Римскую премию за кантату Блудный сын (L"Enfant prodigue).

Дебюсси провел в Риме два года. Там он познакомился с поэзией пре-рафаэлитов и начал сочинять поэму для голоса с оркестром Дева-избранница на текст Г.Россетти (La Demoiselle lue). Глубокие впечатления он вынес из посещений Байройта, вагнеровское влияние отразилось в его вокальном цикле Пять стихотворений Бодлера (Cinq Pomes de Baudelaire). Среди других увлечений молодого композитора - экзотические оркестры, яванский и аннамитский, которые он услышал на парижской Всемирной выставке в 1889; сочинения Мусоргского, в то время постепенно проникавшие во Францию; мелодическую орнаментику григорианского пения.

В 1890 Дебюсси начал работу над оперой Родриг и Химена (Rodrigue et Chimиne) по либретто К.Мендеса, но через два года оставил произведение незавершенным (долгое время рукопись считалась утерянной, затем была найдена; сочинение инструментовано русским композитором Э.Денисовым и поставлено в нескольких театрах). Примерно в то же время композитор стал постоянным посетителем кружка поэта-символиста С.Малларме и впервые прочел Эдгара По, который стал любимым автором Дебюсси. В 1893 он приступил к сочинению оперы по драме Метерлинка Пеллеас и Мелисанда (Pellas et Mlisande), а год спустя, вдохновленный эклогой Малларме, закончил симфоническую прелюдию Послеполуденный отдых фавна (Prlude l"Aprs-midi d"un faune).

Дебюсси был с юности знаком с главными деятелями литературы этого периода, среди его друзей были писатели П.Луис, А.Жид и швейцарский ученый-лингвист Р.Годе. Его внимание привлекал импрессионизм в живописи. Первый концерт, целиком посвященный музыке Дебюсси, прошел в 1894 в Брюсселе в художественной галерее "Свободная эстетика" - на фоне новых полотен Ренуара, Писсарро, Гогена и прочих. В том же году началась работа над тремя ноктюрнами для оркестра, которые первоначально были задуманы как скрипичный концерт для известного виртуоза Э.Изаи. Первый из ноктюрнов (Облака) автор сравнивал с "живописным этюдом в серых тонах".

К концу 19 в. творчество Дебюсси, которое считали аналогами импрессионизма в изобразительном искусстве и символизм в поэзии, охватило еще более широкий круг поэтических и визуальных ассоциаций. Среди сочинений этого периода - струнный квартет соль минор (1893), в котором отразилось увлечение восточными ладами, вокальный цикл Лирические прозы (Proses Lyriques, 1892-1893) на собственные тексты, Песни Билитис (Chansons de Bilitis) по стихотворениям П.Луиса, навеянным языческим идеализмом Древней Греции, а также Ивняк (La Saulaie), незаконченный цикл для баритона с оркестром на стихи Россетти.

В 1899, вскоре после женитьбы на манекенщице Розали Тексье, Дебюсси лишился и того небольшого дохода, который имел: скончался его издатель Ж.Артманн. Отягощенный долгами, он все же нашел в себе силы закончить в том же году Ноктюрны, а в 1902 - вторую редакцию пятиактной оперы Пеллеас и Мелисанда. Поставленный в парижской "Опера-комик" 30 апреля 1902, Пеллеас произвел фурор. Это произведение, замечательное во многих отношениях (глубокая поэзия сочетается в нем с психологической утонченностью, инструментовка и трактовка вокальных партий поражает новизной), было оценено как крупнейшее достижение в оперном жанре после Вагнера. Следующий год принес цикл Эстампы (Estampes) - в нем уже складывается стиль, характерный для фортепианного творчества Дебюсси. В 1904 Дебюсси вступил в новый семейный союз - с Эммой Бардак, что едва не привело к самоубийству Розали Тексье и вызвало безжалостную огласку некоторых обстоятельств личной жизни композитора. Впрочем, это не помешало завершению лучшего оркестрового произведения Дебюсси - трех симфонических эскизов Море (La Mer; впервые исполнено в 1905), а также замечательных вокальных циклов - Трех песен Франции (Trois chansons de France, 1904) и второй тетради Галантных празднеств на стихи Верлена (Les fêtes galantes, 1904).

В течение всей остальной жизни Дебюсси приходилось бороться с недугами и бедностью, но он работал неустанно и весьма плодотворно. С 1901 он начал выступать в периодической печати с остроумными рецензиями на события текущей музыкальной жизни (после смерти Дебюсси они были собраны в сборнике Господин Крош - антидилетант, Monsieur Croche - antidilettante, опубликован в 1921). В тот же период появляется большинство его фортепианных произведений. За двумя сериями Образов (Images, 1905-1907) последовала сюита Детский уголок (Children"s Corner, 1906-1908), посвященная Шушу, дочери композитора (она родилась в 1905, но официально оформить свой брак с Эммой Бардак Дебюсси смог лишь три года спустя).

Хотя первые признаки заболевания раком появились уже в 1909, в последующие годы Дебюсси совершил несколько поездок с концертами для того, чтобы обеспечить семью. Он дирижировал собственными сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах. Две тетради прелюдий для фортепиано (1910-1913) демонстрируют эволюцию своеобразного "звукоизобразительного" письма, характерного для фортепианного стиля композитора. В 1911 он написал музыку к мистерии Г. д"Аннунцио Мученичество св. Себастьяна (Le Martyre de Saint Sbastien), партитуру по его разметке делал французский композитор и дирижер А.Капле. В 1912 появился оркестровый цикл Образы. Дебюсси уже давно привлекал балет, и в 1913 он сочинил музыку к балету Игры (Jeux), который был показан труппой "Русских сезонов" Сергея Дягилева в Париже и Лондоне.

В том же году композитор начал работу над детским балетом Ящик с игрушками (La Boîte à joujoux) - его инструментовка была завершена Капле уже после кончины автора. Эта бурная творческая деятельность была временно приостановлена Первой мировой войной, но уже в 1915 появились многочисленные фортепианные произведения, в том числе Двенадцать этюдов (Douze tudes), посвященных памяти Шопена. Дебюсси начал серию камерных сонат, в определенной мере опирающихся на стилистику французской инструментальной музыки 17-18 вв. Он успел завершить три сонаты из этого цикла: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915), для скрипки и фортепиано (1917). У него еще хватило сил переделать оперное либретто по повести Э.По Падение дома Эшеров - сюжет давно привлекал Дебюсси, и еще в молодости он начинал работу над этой оперой; сейчас он получил заказ на нее от Дж.Гатти-Казацца из "Метрополитен-опера". Композитор умер в Париже 26 марта 1918.

Письма

  • Monsieur Croche - antidillettante, P., 1921; Статьи, рецензии, беседы, пер. с франц., М.-Л., 1964; Избр. письма, Л., 1986.

Творчество

Сочинения

  • Оперы :
    • Родриго и Химена (1892, не окончена)
    • Пеллеас и Мелизанда (1902, Париж)
    • Падение дома Эшеров (в набросках, 1908-17)
  • Балеты :
    • Камма (1912, конц. исп. 1924, там же)
    • Игры (1913, Париж)
    • Ящик с игрушками (детский, 1913, пост. 1919, Париж)
  • Кантаты :
    • лирические сцены Блудный сын (1884)
    • Ода Франции (1917, завершена М. Ф. Гайаром)
  • Поэма для голосов с оркестра Дева-избранница (1888)
  • Для оркестра:
    • дивертисмент Триумф Вакха (1882)
    • симфоническая сюита Весна (1887)
    • Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» (1894)
  • Ноктюрны (Облака, Празднества; Сирены - с женским хором; 1899)
  • 3 симфонических эскиза Море (1905)
  • Образы (Жиги, Иберия, Весенние хороводы, 1912)
  • Камерно-инструментальные ансамбли - сонаты для виолончели и фортепиано (1915), для скрипки и фортепиано (1917), для флейты, альта и арфы (1915), фортепианное трио (1880), струнный квартет (1893)
  • Для фортепиано - Бергамасская сюита (1890), Эстампы (1903), Остров радости (1904), Маски (1904), Образы (1-я серия - 1905, 2-я - 1907), сюита Детский уголок (1908), прелюдии (1-я тетрадь - 1910, 2-я- 1913), этюды (1915)
  • Песни и романсы
  • Музыка к спектаклям драматического театра, фортепианные транскрипции и др.

Источники

Литература

  • Альшванг А. Клод Дебюсси , М., 1935;
  • Альшванг А. Произведения Клода Дебюсси и М. Равеля , М., 1963
  • Розеншильд К. Молодой Дебюсси и его современники , М., 1963
  • Мартынов И. Клод Дебюсси , М., 1964
  • Медведева И. А. Музыкальный энциклопедический словарь , Москва. 1991
  • Кремлев Ю. Клод Дебюсси , М., 1965
  • Сабинина М. Дебюсси , в книге Музыка XX в., ч. I, кн. 2 , М., 1977
  • Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм , пер. с польск., М., 1978
  • Дебюсси и музыка XX в. Сб. ст., Л., 1983
  • Денисов Э. О некоторых особенностях композиционной техники К. Дебюсси, в его кн.: Современная музыка и проблемы эволюции комп. техники , М., 1986
  • Barraque J. Claude Debussy , Р., 1962
  • Golaa А. С. Debussy, I’homme et son oeuvre , P., 1965
  • Golaa А. С. Claude Debussy. Liste complete des oeuvres… , P.- Gen., 1983
  • Lockspeiser E. Debussy , L.-, 1980.
  • Hendrik Lücke: Mallarmé - Debussy. Eine vergleichende Studie zur Kunstanschauung am Beispiel von «L’Après-midi d’un Faune». (= Studien zur Musikwissenschaft, Bd. 4). Dr. Kovac, Hamburg 2005, ISBN 3-8300-1685-9.
  • Jean Barraqué, Debussy (Solfèges), Editions du Seuil, 1977. ISBN 2-02-000242-6
  • Roy Howat, Debussy in Proportion: A musical analysis , Cambridge University Press, 1983. ISBN 0-521-31145-4
  • Rudolph Reti, Tonality, Atonality, Pantonality: A study of some trends in twentieth century music. Westport, Connecticut: Greenwood Press, 1958. ISBN 0-313-20478-0.
  • Jane Fulcher (Editor), Debussy and His World (The Bard Music Festival), Princeton University Press, 2001. ISBN 0-691-09042-4
  • Simon Trezise (Editor), The Cambridge Companion to Debussy , Cambridge University Press, 2003. ISBN 0-521-65478-5

Ссылки

  • Дебюсси: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дебюсси" в других словарях:

    Дебюсси К. А. - ДЕБЮССИ́ (Debussy) Клод Ашиль (22.8.1862, Сен Жермен ан Ле, близ Парижа, – 25.3.1918, Париж), франц. композитор. Окончил Парижскую консерваторию по классу композиции Э. Гиро и фортепьяно А. Мармонтеля (1884). Выступал как пианист и дирижёр с … Балет. Энциклопедия

    ДЕБЮССИ, Франция, Тельфранс, 1994, 90 мин. Биографический фильм. В ролях: Франсуа Марсоре, Паскаль Рокар, Тереза Лиотар, Марс Берман. Режиссер: Джеймс Джонс. Автор сценария: Эрик Эммануэль Шмидт. Оператор: Валерий Мартынов (см. МАРТЫНОВ Валерий… … Энциклопедия кино

Дебюсси нередко называют отцом музыки XX века за способность по-новому передавать звучание каждого аккорда и тональности. Музыкальный талант Дебюсси был настолько широк, что позволял проявить себя в качестве прекрасного исполнителя, дирижера и музыкального критика.

Клод Дебюсси родился в небольшом городе Сен-Жермен-ан-Ле. Клод с детства стал демонстрировать большие музыкальные способности. Его первым педагогом стала теща известнейшего поэта П. Верлена Антуанетта-Флора Моте, которая называла себя ученицей Шопена. Под ее руководством мальчик проявлял невероятные успехи и в 11-летнем возрасте был зачислен в Парижскую консерваторию. Студент Дебюсси в течение нескольких лет подрабатывал в летний сезон у пианистки Н. Фон Мекк, а также обучал музыке ее детей. Благодаря этому он побывал в России и проникся расположением к сочинениям композиторов «Могучей кучки».



К завершению 11-летнего обучения Клод представил свою дипломную работу — кантату «Блудный сын», написанную на библейский сюжет. Позднее он был награжден за нее Большой Римской премией. Последующие несколько лет Дебюсси как лауреат премии провел в Италии на вилле Медичи. По условиям контракта он должен был заниматься музыкальным творчеством, но композитора постоянно мучили глубокие внутренние противоречия. Находясь под колпаком академических традиций, Клод стремился найти свой музыкальный язык и стиль. Это вызывало многочисленные конфликты и даже споры с преподавателями.

В 1894 Клод пишет «Послеполуденный отдых фавна». Эта прелюдия для большого оркестра создана на основе поэмы С. Маларме, написанной по мотивам мифологического сюжета. Эта музыка вдохновила С. Дягилева поставить балет, хореографией которого занимался Нежинский. Не завершив предыдущее произведение, Дебюсси принялся за написание трех «Ноктюрнов» для симфонического оркестра. Впервые они были исполнены в декабре 1900 года в Париже, прозвучали две части «Облака» и «Празднества», а третий «Ноктюрн» под названием «Сирены» был представлен через год.



Дебюсси пояснял, что «Облака» олицетворяли образ неподвижного неба с медленно плывущими облаками. «Празднества» демонстрировали танцующий ритм атмосферы, сопровождающийся вспышками яркого света, а в «Сиренах» представлен образ моря, где посреди освещенных луною волн заливается смехом и исчезает загадочное пение сирен. В этом произведении отчетливо проявилось стремление автора воплотить в музыке жизненно-реальные образы. «Музыка — как раз то искусство, которое ближе всего к природе» , — утверждал Дебюсси.

В 90-е годы XIX века композитор создает единственную завершенную до конца оперу «Пеллас и Мелизанда». Она была показана в Париже в 1902 и имела неплохой успех у публики, хотя критики выражали довольно негативные оценки. Автору удалось добиться удачного сочетания психологической утонченности музыки с вдохновленной поэзией, что позволило задать новое настроение музыкального выражения. В 1903 появляется музыкальный цикл «Эстампы», в которых автор попытался синтезировать музыкальные стили различных культур мира.



Начало XX века стало самым плодотворным временем в творчестве Дебюсси. Он постепенно покидает плен символизма и уходит в жанр бытовых сцен и музыкальных портретов. В 1903-1905 Клод пишет крупнейшее из своих симфонических сочинений — «Море». Он задумал написать это произведение по мотивам глубоких личных впечатлений, полученных от наблюдения за огромной водной стихией. Кроме того, на него вновь оказали влияние художники-импрессионисты и японский мастер ксилографических пейзажей Хокусаи. «Море относилось ко мне хорошо ».

Масштабное сочинение состоит из трех частей. Первая «От зари до полудня на море» начинается неторопливо, затем начинают перекликаться деревянные инструменты, и появляется движение морских волн. Далее в «Игре волн» сохраняется радужное настроение, подчеркнутое оркестровыми эффектами и звонкими колокольчиками. В третьей части «Диалог ветра и моря» море показано совсем иным — бурным и грозным, его облик дополняют драматические образы, обозначающие мрачное и тревожное настроение.

Имя Дебюсси неразделимо с фортепианной музыкой. Он не только прекрасно сочинял, но и был блестящим пианистом и даже выступал в роли дирижера. Пианистка М. Лонг сравнивала игру Дебюсси с манерой Шопена, в которой угадывалась плавность исполнения, а также полнота и густота звука.

пытался нащупать прочную связь с национальными музыкальными истоками. Подтверждением этому стала серия фортепианных произведений «Сады под дождем», «Вечер в Гранаде», «Остров радости».

Начало 20 века было ознаменовано поиском новых нетрадиционных средств музыкальной выразительности. Многие авторы были убеждены, что классические и романтические формы исчерпали себя. Пытаясь обнаружить новые средства, композиторы стали все чаще обращаться к истокам неевропейской музыки. Среди жанров, привлекших пристальное внимание Дебюсси, оказался джаз. Именно с его подачи это музыкальное направление стало очень популярно в Старом свете.

Несмотря на начавшуюся тяжелую болезнь, это время запомнилось активнейшей композиторской и исполнительской деятельностью Дебюсси. Он участвовал в концертных поездках по Европе, России.

В 1908 Клод Дебюссиг сюиту посвятил дочери «Детский уголок» . В этом произведении он попытался представить с помощью музыки мир глазами ребенка, используя узнаваемые образы — игрушечного слона, куклы, маленького пастуха. В 1910 и 1913 были созданы тетради прелюдий, где слушателю полностью открывается образный мир Дебюсси. В «Дельфийских танцовщицах» он сумел найти уникальное сочетание строгости античного храма и обрядовой языческой чувственности, а в «Затонувшем соборе» отчетливо перекликаются мотивы старинной легенды.


В прелюдиях Дебюсси представляет весь свой музыкальный мир в лаконичном, сконцентрированном виде, обобщает его и во многом прощается с ним — со своей прежней системой зрительно-музыкальных соответствий. А затем, в последние 5 лет жизни, его музыка, усложняясь еще больше, расширяет жанровые горизонты, в ней начинает чувствоваться какая-то нервная, капризная ироничность. Усиливается интерес к сценическим жанрам. Это балеты («Камма», «Игры», поставленные В. Нижинским и труппой С. Дягилева в 1912, и кукольный балет для детей «Ящик с игрушками», 1913), музыка к мистерии итальянского футуриста Г.д’Аннунцио «Мученичества святого Себастьяна» (1911). В постановке мистерии участвовали балерина Ида Рубинштейн, хореограф М. Фокин, художник Л. Бакст.

В годы Первой мировой творческая активность автора пошла на спад, его охватывают глубокие патриотические чувства. Он поставил перед собой задачу воспеть красоту в пику масштабным разрушениям войны. Эта тема прослеживается в ряде произведений — «Ода Франции», «Героическая колыбельная», «Рождество детей, лишенных крова».



Клод был чрезвычайно подавлен всем происходящим в стране. Ужас войны, кровь и разрушения вызывали глубокую душевную тревогу. Усиливала тяжкое восприятие действительности тяжелая болезнь, поразившая композитора в 1915. До своих последних дней Дебюсси был верен музыке и не прекращал творческих исканий. Композитор скончался в Париже 26 марта 1918 года во время бомбардировки города немецкими войсками.

В 1871 году брал уро-ки иг-ры на фортепиано у А. Мо-те де Флёр-виль. В 1872 году по-сту-пил в Па-риж-скую консерваторию (учил-ся по клас-су фортепиано А.Ф. Мар-мон-те-ля, ор-га-на - С. Фран-ка, гар-мо-нии - Э. Дю-ра-на, ком-по-зи-ции - Э. Ги-ро). Пер-вые ком-по-зи-тор-ские опы-ты Дебюсси от-но-сят-ся к 1879-1880 годам (ро-ман-сы «Мад-рид» на сло-ва А. де Мюс-се, «Звёзд-ная ночь» на сло-ва Т. де Бан-ви-ля). В лет-ние ме-ся-цы 1880-1882 годов пу-те-ше-ст-во-вал как пиа-нист по стра-нам Ев-ро-пы с семь-ёй русской ме-це-нат-ки Н.Ф. фон Мекк, по-зна-ко-мил-ся с Р. Ваг-не-ром, по-бы-вал в Рос-сии (1881, 1882), под впе-чат-ле-ни-ем от му-зы-ки М.П. Му-сорг-ско-го, А.П. Бо-ро-ди-на и Н.А. Рим-ско-го- Кор-са-ко-ва на-пи-сал Сим-фо-нию. Пер-вое пуб-лич-ное ис-пол-не-ние со-чи-не-ний Дебюсси со-стоя-лось в 1882 году (вы-сту-пил со скри-па-чом М. Ти-бер-сом и пе-ви-цей М.Б. Ва-нье, ко-то-рой по-свя-тил 1-ю се-рию ро-ман-сов «Га-лант-ные празд-не-ст-ва»). Боль-шое влия-ние на фор-ми-ро-ва-ние творческих взгля-дов Дебюсси ока-за-ли по-эты-сим-во-ли-сты П. Вер-лен и С. Мал-лар-ме. По-лу-чив Рим-скую премию (1884, за кан-та-ту «Блуд-ный сын»), в 1885 году в ка-че-ст-ве сти-пен-диа-та уе-хал в Рим, где ув-лёк-ся му-зы-кой Дж.П. да Па-ле-ст-ри-ны, О. Лас-со. Сре-ди со-чи-не-ний тех лет - по-эма «Де-ва-из-бран-ни-ца» для жен-ских го-ло-сов с ор-ке-ст-ром, кан-та-та «Вес-на» (по кар-ти-не С. Бот-ти-чел-ли), Фан-та-зия для фортепиано с ор-ке-ст-ром, мно-го-численные ро-ман-сы. В феврале 1887 года дос-роч-но вер-нул-ся в Па-риж, где сбли-зил-ся с круж-ком Мал-лар-ме; в Ве-не по-зна-ко-мил-ся с И. Брам-сом, два-ж-ды ез-дил в Бай-рёйт на пред-став-ле-ния опер Ваг-не-ра. Раз-оча-ро-вав-шись в его му-зы-ке (из-вест-ны край-не не-га-тив-ные вы-ска-зы-ва-ния Дебюсси о ваг-не-ров-ской эс-те-ти-ке), об-ду-мы-вал за-мы-сел собственной опе-ры о Три-ста-не, об-раз ко-то-ро-го, по его мне-нию, был силь-но ис-ка-жён Ваг-не-ром.

В 1889 году Дебюсси стал чле-ном Национального музыкального общества, сбли-зил-ся с Э. Шос-со-ном и В. д’Эн-ди. По-преж-не-му ин-те-ре-су-ясь русской клас-си-че-ской му-зы-кой, из-учал пар-ти-ту-ру опе-ры М.П. Му-сорг-ско-го «Бо-рис Го-ду-нов» (му-зы-ку ко-то-рой счёл «по-верх-но-ст-ной»). В 1890 году по-сле встре-чи с М. Ме-тер-лин-ком у Дебюсси воз-ник за-мы-сел опе-ры «Пел-ле-ас и Ме-ли-зан-да». В 1891 году он по-зна-комил-ся с Э. Са-ти, друж-ба с ко-то-рым про-дол-жа-лась до са-мой смер-ти Дебюсси. Свое-об-раз-ным ма-ни-фе-стом им-прес-сио-низ-ма в му-зы-ке яви-лась сим-фо-нической «Пре-лю-дия к "По-сле-по-лу-ден-но-му от-ды-ху фав-на"» (по эк-ло-ге С. Мал-лар-ме, 1894) с её изы-скан-ной хро-ма-тической главной те-мой, соз-даю-щей впе-чат-ле-ние том-но-сти и ле-ни, изо-бре-та-тель-но-стью ор-ке-ст-ров-ки (за-по-ми-наю-щий-ся тембр - флей-та в низ-ком ре-ги-ст-ре). Им-прес-сио-ни-ст-ской зву-ко-писью про-ник-нут ор-ке-ст-ро-вый трип-тих «Нок-тюр-ны» («Об-ла-ка», «Празд-не-ст-ва»; «Си-ре-ны» - с жен-ским хо-ром; 1899); цикл «Мо-ре» (3 сим-фо-нических эс-ки-за, 1905), со-хра-няю-щий тен-ден-цию к жи-во-пис-ной из-об-ра-зи-тель-но-сти, от-ли-ча-ет-ся мощ-ным сим-фо-ническим раз-ма-хом. В 1901 году на-ча-лась музыкально-кри-тическая дея-тель-ность Дебюсси - он со-труд-ничал с пе-рио-дич. из-да-ния-ми «Revue Blanche», «Musica», «Mercure de France», «Gil Blas», «Фи-га-ро», «La Revue Musicale», «La Revue Bleu», «Paris-Journal» (вы-сту-пал от име-ни вы-мыш-лен-но-го «господина Кро-ша, ан-ти-ди-ле-тан-та»). Пре-мье-ра опе-ры «Пел-ле-ас и Ме-ли-зан-да» по пье-се М. Ме-тер-лин-ка (1902, «Опе-ра-Ко-мик», ди-ри-жёр А. Мес-са-же), имев-шая оше-лом-ляю-щий ус-пех, бы-ла, од-на-ко, ом-ра-че-на ссо-рой ком-по-зи-то-ра и пи-са-те-ля.

В 1908 году Дебюсси впер-вые вы-сту-пил как ди-ри-жёр в Кон-цер-тах Ко-лон-на в Па-ри-же, ди-ри-жи-ро-вал свои-ми про-из-ве-де-ния-ми в хо-де по-езд-ки в Лон-дон. С 1909 года Дебюсси - член Выс-ше-го пе-да-го-гического со-ве-та Па-риж-ской консерватории. В 1910 году встре-чал-ся с И.Ф. Стра-вин-ским. На-пи-сал му-зы-ку к мис-те-рии Г. Д’Ан-нунцио «Му-че-ни-че-ст-во святого Се-ба-сть-я-на» (1911, те-атр «Шат-ле»; в ро-ли Се-ба-сть-я-на - Ида Ру-бин-штейн, де-ко-ра-ции Л.С. Бак-ста). В 1912 году Рус-ский ба-лет С.П. Дя-ги-ле-ва в те-ат-ре «Шат-ле» пред-ста-вил ба-лет на му-зы-ку «Пре-лю-дии к "По-сле-по-лу-ден-но-му от-ды-ху фав-на"» (в главной ро-ли - В.Ф. Ни-жин-ский), в 1913 году - ба-лет «Иг-ры» (Те-атр Ели-сей-ских По-лей). Со-вер-шив кон-церт-ную по-езд-ку в Мо-ск-ву и Санкт-Пе-тер-бург по при-гла-ше-нию С.А. Ку-се-виц-ко-го, в 1913 году Дебюсси окон-чил 2 тет-ра-ди фортепианных пре-лю-дий - од-но-го из са-мых по-пу-ляр-ных сво-их со-чи-не-ний. На на-ча-ло 1-й ми-ро-вой вой-ны Дебюсси от-реа-ги-ро-вал со-чи-не-ни-ем «Ге-рои-че-ской ко-лы-бель-ной» для фортепиано. К мно-го-численным кон-церт-ным вы-сту-п-ле-ни-ям в различных го-ро-дах Ев-ро-пы и музыкально-кри-тической дея-тель-но-сти Дебюсси при-ба-ви-лось ре-дак-ти-ро-ва-ние (по за-ка-зу издательства Дю-ра-на) про-из-ве-де-ний Ф. Шо-пе-на. Не-смот-ря на ухуд-ше-ние здо-ро-вья, ком-по-зи-тор за-вер-шил 2 тет-ра-ди своих этю-дов, на-пи-сал цикл для 2 фортепиано «Бе-лым и чёр-ным». От-ка-зав-шись в 1916 году от по-езд-ки в США, за-вер-шил либ-рет-то опе-ры «Па-де-ние до-ма Эше-ров» и про-дол-жал ра-бо-тать над кан-та-той «Ода Фран-ции» (на текст Л. Ла-луа, не окон-че-на).

На-гра-ж-дён ор-де-ном По-чёт-но-го ле-гио-на (1903).

Твор-че-ст-во Дебюсси - важ-ный этап в раз-витии муз. язы-ка, под-го-тов-лен-ный всей эво-лю-ци-ей ев-ропейской музыкальной куль-ту-ры (в осо-бен-но-сти французской и русской) и вы-во-дя-щий её на ру-бе-жи но-вой му-зы-ки XX века. Дебюсси довёл до пре-де-ла кра-соч-ные, изо-бра-зительные воз-мож-но-сти му-зы-ки, вдох-нул но-вую жизнь в про-грамм-ную му-зы-ку, об-ра-ща-ясь к про-шло-му искусства, ино-на-цио-наль-ным куль-ту-рам [идеа-ли-зи-рованная ан-тич-ность, сти-ли ба-рок-ко и ро-ко-ко, эк-зо-тические тан-це-валь-ные рит-мы, при-хот-ли-вая фан-та-сти-ка, гро-теск и юмор в «Пес-нях Би-ли-тис» для голоса с фортепиано (1897), цик-лах «Эс-там-пы» (1903), «Об-ра-зы» (1905, 1907), «Дет-ский уго-лок» (1908) для фортепиано, 6 «Ан-тич-ных эпи-гра-фах» для фортепиано в 4 ру-ки (1914)].

Но-вый пи-а-ни-стический стиль Дебюсси на-шёл кон-цент-ри-ро-ван-ное вы-ра-же-ние в 2 тет-ра-дях пре-лю-дий (1910, 1913), 12 этюдах (1915). Об-нов-ле-ние об-раз-ной па-лит-ры по-влек-ло за со-бой рас-ши-ре-ние ла-дово-го по-ля: на-ря-ду с ма-жор-но-ми-нор-ной то-наль-но-стью в его му-зы-ке мож-но встре-тить на-ту-раль-ные и ис-кус-ст-вен-ные ла-ды - пен-та-то-ни-ку («Ко-лы-бель-ная сло-на» из «Дет-ско-го угол-ка»), ги-поф-ри-гий-ский (пре-лю-дия «Пре-рван-ная се-ре-на-да»), ио-ний-ский (пре-лю-дия «За-то-нув-ший со-бор»), ли-дий-ско-мик-со-ли-дий-ский («Ост-ров ра-до-сти», 1904), це-ло-тон-ный (пре-лю-дия «Па-ру-са») зву-ко-ря-ды и другие яр-кие мо-да-лиз-мы. По-доб-но то-му как в жи-во-пи-си им-прес-сио-ни-стов ис-клю-чительное зна-че-ние при-об-ре-та-ет кра-соч-ный ма-зок как та-ко-вой, в му-зы-ке Дебюсси вни-ма-ние со-сре-до-то-че-но на отдельном со-зву-чии, а не на то-наль-но-функ-цио-наль-ных свя-зях со-зву-чий. От-сю-да ста-ти-ка музыкального по-лот-на, за-став-ляю-щая слу-ша-те-ля лю-бо-вать-ся ко-ло-ри-том зву-ча-ния, а не сле-дить за при-выч-ной ла-до-функ-цио-наль-ной ло-ги-кой тя-го-те-ний и раз-ре-ше-ний; по-вто-ре-ния (в т. ч. на раз-ной вы-со-те) од-но-тип-ных со-зву-чий, главным образом мно-го-тер-цо-вых - септ-ак-кор-дов и но-нак-кор-дов, их па-рал-ле-лиз-мы. В свя-зи с пе-ре-смот-ром тра-диционного ба-лан-са ди-на-ми-че-ско-го и ста-ти-че-ско-го пе-ре-смат-ри-ва-ет-ся и со-от-но-ше-ние музыкальной те-мы и фак-ту-ры: в зре-лой му-зы-ке Дебюсси труд-но най-ти тра-диционную струк-тур-но ус-той-чи-вую те-му еди-но-го раз-вёр-ты-ва-ния, вме-сто это-го слух сколь-зит от од-но-го мо-ти-ва (по-пев-ки) к дру-го-му, ко-рот-кие те-мы не-пре-рыв-но ме-ня-ют-ся, варь-и-ру-ют-ся от про-ве-де-ния к про-ве-де-нию. Па-рал-ле-ли с жи-во-пи-сью об-на-ру-жи-ва-ют-ся и в об-раз-ной сфе-ре: оче-вид-но стрем-ле-ние Дебюсси музыкальными сред-ст-ва-ми за-пе-чат-леть пей-заж в его по-этической кра-со-те, из-мен-чи-во-сти, зыб-ко-сти и как бы «по пер-во-му впе-чат-ле-нию». Всё твор-че-ст-во Дебюсси про-ни-зы-ва-ет музыкальное ото-бра-же-ние природы (мо-ря, во-ды, сти-хии вет-ра, све-та, сне-га).

Чер-ты сим-во-лиз-ма про-сле-жи-ва-ют-ся в главном сце-ническом про-из-ве-де-нии Дебюсси - опе-ре «Пел-ле-ас и Ме-ли-зан-да». Пред-став-ле-ние о дра-ма-тур-гии и сю-же-ти-ке, как их фор-му-ли-ро-вал Дебюсси, пол-но-стью по-ры-ва-ло с ваг-не-ров-ски-ми прин-ци-па-ми: «Мо-им по-этом смо-жет стать толь-ко тот, кто, не до-го-ва-ри-вая все-го пол-но-стью, даст воз-мож-ность со-еди-нить мою меч-ту с его соб-ст-вен-ной, по-эт, ко-то-рый при-ду-ма-ет для сво-ей пье-сы дей-ст-вую-щих лиц без про-шло-го и без ука-за-ния на вре-мя дей-ст-вия… Я меч-таю о либ-рет-то, ко-то-рое не при-го-ва-ри-ва-ло бы ме-ня сле-до-вать тра-ди-ции длин-ных и тя-го-ст-ных дей-ст-вий...» Сим-во-ли-ка М. Ме-тер-лин-ка иде-аль-но со-от-вет-ст-во-ва-ла эс-те-тической по-зи-ции ком-по-зи-то-ра. Пер-со-на-жи опе-ры вы-пи-са-ны как «смут-ные» об-ра-зы, с не-оп-ре-де-лён-ным про-шлым и су-мрач-ным бу-ду-щим, ге-рои вы-ра-жа-ют свои чув-ст-ва ко-рот-ки-ми ре-чи-та-тив-ны-ми фра-за-ми, под-кре-п-ляе-мы-ми «го-во-ря-щим» ор-ке-ст-ром. Стрем-ле-ние про-ти-во-пос-та-вить опе-ру ваг-не-ров-ским музыкальным дра-мам с их длин-ны-ми мо-но-ло-га-ми, а так-же опер-но-му ве-риз-му, ко-то-рый Дебюсси счи-тал ба-наль-ным, дик-то-ва-ло ком-по-зи-то-ру иные, им-прес-сио-ни-ст-ские, сред-ст-ва вы-ра-зи-тель-но-сти. Изы-скан-ный эро-тизм сце-ны, в ко-то-рой Пел-ле-ас при-хо-дит в экс-таз, оку-ты-ва-ясь во-ло-са-ми Ме-ли-зан-ды, про-зву-чал как но-вое сло-во на фо-не тра-диционных лю-бов-ных ду-этов.

Сти-ли-стические чер-ты, впо-след-ст-вии офор-мив-шие-ся в нео-клас-си-цизм, при-су-щи многим про-из-ве-де-ни-ям Дебюсси раз-ных пе-рио-дов твор-че-ст-ва (в т. ч. «Бер-га-мас-ской сюи-те» для фортепиано, 1890, ба-ле-ту «Иг-ры», 1912). Сре-ди ка-мер-но-ин-ст-ру-мен-таль-ных со-чи-не-ний Дебюсси: струн-ный квар-тет (1893), со-на-ты - для вио-лон-че-ли и фортепиано, для флей-ты, аль-та и ар-фы (обе 1915), для скрип-ки и фортепиано (1917).

Иллюстрации:

Архив БРЭ.

Сочинения:

Ста-тьи. Ре-цен-зии. Бе-се-ды. М.; Л., 1964;

Избр. пись-ма. Л., 1986;

Monsieur Groche et autres écrits. 2 éd. P., 1987

Œuvres complètes. P., 1985-2006-.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА КЛОДА ДЕБЮССИ

Клод Дебюсси был одним из самых интересных и ищущих художников своего времени, он всегда искал новые пути совершенствования своего мастерства, изучал творчество современных ему музыкантов- новаторов: Листа, Грига, композиторов русской школы: Бородина, Мусоргского, Римского -Корсакова. В стремлении к обновлению французской музыки Дебюсси опирался и на опыт её классиков, а именно на творчество Рамо и Куперена. Композитор сожалел, что отечественная музыка долго шла путями, удалявшими её от ясности выражения, точности, собранности формы, которые, по его мнению, и являются характерными качествами французской музыкальной культуры.

Дебюсси необычайно любил природу. Для него она была своеобразной музыкой. «Мы не слушаем вокруг себя тысячи шумов природы, не постигаем достаточно этой музыки, такой разнооразной которая раскрывается нам с таким изобилием», - говорил композитор (3, стр 227). Стремление к поискам нового в искусстве привлекло Дебюсси в кружок поэта Маллармэ, где группировались представители импрессионизма и символизма.

Дебюсси вошёл в историю художественной культуры как крупнейший представитель музыкального импрессионизма. Нередко творчество Дебюсси отождествляется с искусством живописцев-импрессионистов, их эстетические принципы распространились на творчество композитора.

С раннего детства Дебюсси находился в мире фортепианной музыки. К поступлению в консерваторию его подготовила Мантэ де Флервиль, ученица Шопена. Большое значение, несомненно, имели указания и советы, которые она получила от Шопена и затем сообщила своему ученику. В консерватории Дебюсси учился фортепьянной игре у профессора Мармонтеля - это был известный французский пианист-педагог. Помимо Дебюсси у него учились Бизе, Гиро, д"Энди и другие.

В течении трех лет (1910-1913) исполняются и опубликовываются два тома «Прелюдий» - в каждом по 12 пьес. В прелюдиях Дебюсси предстают: пейзажи, портреты, легенды, произведения искусства, сцены. Пейзажи представлены такими прелюдиями как «Паруса», «Что видел западный ветер», «Ветер на равнине», «Вереск», «Шаги на снегу», «Холмы Анаканрии». В них Дебюсси воплощает свои впечатления от природы.

В портретах: лирическом «Девушка с волосами цвета льна» и юмористическом «В знак уважения С.Пичвикуэск. П.Ч.П.К.» мы можем видеть и светлый обаятельный образ, который достигается Дебюсси певучестью и широтой мелодии, а также образ совершенно соответствующий герою Диккенса, ироничному и добродушному одновременно. Комизм этой пьесы в неожиданных контрастах от серьезного тона к шутливо-игривому.

В легендах: «Ундина», «Танец Пёка», «Феи, прелестные танцовщицы», «Затонувший собор» Дебюсси обращается к миру народной фантастики. В этих пьесах сказалось исключительное мастерство композитора в передаче пластики и разнообразных форм движения. А так же в использовании характерных для каждого образа фактурно-гармонических средств.

Что касается воплощения произведений искусств, то это такие прелюдии как «Дельфские танцовщицы», которой открывается первая тетрадь прелюдий. Прелюдия навеяна впечатлением от скульптурного фрагмента фронтона греческого храма, а также прелюдия «Канопа». Крышка греческой урны украшавшей бюро Дебюсси, называемая «канопой» и послужила ему темой. Как и в «Дельфских танцовщицах» композитор делает звучащими задумчивые и мягкие линии, сдержанный ритм погребальной песни.

Сцены представлены у Дебюсси такими прелюдиями как «Прерванная серенада», «Менестрели», «Фейерверк». Каждую тему он раскрывает творчески, применяя различные соответствующие ей выразительные средства. Например: «Фейерверк» (эта прелюдия навеяна впечатлением от народного гулянья, скорее всего праздника 14 июля - дня взятия Бастилии, - во время которого звучит Марсельеза) интересен своими приёмами звукописи. Глиссандо, различные пассажи, аккордовые последования создают очень красочную звуковую картину.

«Прелюдии» - это энциклопедия искусства Дебюсси, потому что здесь он достигает высшего мастерства образно-звуковой характеристики, в мгновенном «схватывании» впечатления во всей его изменчивости. В прелюдиях проявляются такие черты импрессионизма как фиксирование мимолетных впечатлений от каких-либо характерных явлений действительности, передача внешнего впечатления света, тени, цвета, а также этюдность и картинность, фиксирование различных состояний природы и т.д.

Имя Дебюсси прочно закрепилось в истории искусства как имя основоположника музыкального импрессионизма. Действительно, в его творчестве музыкальный импрессионизм нашел свое классическое выражение. Дебюсси тяготел к поэтически одухотворенному пейзажу, к передаче тонких ощущений, которые возникают при любовании красотой неба, леса, моря (особенно любимого им).

В фактуре Дебюсси большое значение имеет движение параллельными комплексами (интервалами, трезвучиями, септаккордами). В своем движении такие пласты образуют с другими элементами фактуры сложные полифонические сочетания. Возникает единая гармония, единая вертикаль.

Не менее своеобразны мелодика и ритмика Дебюсси. В его произведениях редко встречаются развернутые, замкнутые мелодические построения - господствуют краткие темы-импульсы, сжатые фразы-формулы. Мелодическая линия экономна, сдержанна и текуча. Лишенная широких скачков, резких «выкриков», она опирается на исконные традиции французской поэтической декламации. Соответствующие общему стилю качества обрел и ритм - с постоянным нарушением метрических устоев, избеганием четких акцентов, темповой свободой.

Сопоставление «чистых» (не смешанных) тембров в оркестре Дебюсси прямо перекликается с живописной техникой художников-импрессионистов.

Влияние эстетики импрессионизма обнаруживается у Дебюсси и в выборе жанров и форм. В фортепианной музыке интерес Дебюсси обращен к циклу миниатюр, подобных своеобразным движущимся пейзажам. Формы в музыке Дебюсси трудно свести к классическим композиционным схемам, настолько они своеобразны. Однако в своих сочинениях композитор вовсе не отказывается от основополагающих формообразующих идей. Его инструментальные сочинения часто соприкасаются с трехчастностью и с вариационностью.

Вместе с тем, искусство Дебюсси нельзя рассматривать только как музыкальную аналогию импрессионистической живописи. Сам он возражал против зачисления его в импрессионисты и никогда не соглашался с этим термином в отношении своей музыки. Он не был поклонником этого течения в живописи. Пейзажи Клода Моне представлялись ему «слишком назойливыми», «недостаточно таинственными». Среду, в которой формировалась личность Дебюсси, составляли преимущественно поэты-символисты, посещавшие знаменитые «вторники» Стефана Малларме. Это Поль Верлен (на тексты которого Дебюсси написал многочисленные романсы, среди них - юношеская «Мандолина», два цикла «Галантных празднеств», цикл «Забытые ариетты»), Шарль Бодлер (романсы, вокальные поэмы), Пьер Луис («Песни Билитис»).

Дебюсси высоко ценил поэзию символистов. Его вдохновляла присущая ей внутренняя музыкальность, психологический подтекст, а главное - интерес к миру утонченных вымыслов («непознаваемое», «невыразимое», «неуловимое»). Под покровом яркой живописности многих сочинений композитора нельзя не заметить символических обобщений. Его звуковые пейзажи всегда проникнуты психологическим подтекстом. Например, в «Море» при всей его картинной изобразительности напрашивается аналогия с тремя этапами человеческой жизни, начиная с «зари» и заканчивая «закатом». Многоподобныхпримеров в цикле «24 прелюдиидляфортепиано».

Дебюсси очень интересовался григорианским пением, его ладами, интонациями, с увлечением слушал произведения мастеров полифонии. В произведениях старых мастеров его восхищало богатство их музыкальных средств, где по его мнению можно найти нечто важное для развития современного искусства. Изучая музыку Палестрины, Орландо Лассо Дебюсси находит много ладовых возможностей, обогащавших сферу мажора-минора, ритмическую гибкость, далекую от традиционной квадратности. Всё это помогло ему в создании собственного музыкального языка. Дебюсси очень ценил музыкальное наследие великих отечественных музыкантов XVIII века. В своей статье «Ж.Ф.Рамо» Дебюсси пишет о «чистой французской традиции» в творчестве этого композитора, проявившейся в «нежности, деликатной и прелестной, верных акцентах, строгой декламации в речитативе...».

Импрессионистская программность отличается своеобразной сюжетностью и драматургическая сторона как бы снята. Образы программы завуалированы. Главная её задача - возбудить фантазию слушателя, активизировать воображение, направить его в русло определенных впечатлений, настроений. И именно переход этих состояний, постоянно меняющихся настроений определяет основную логику развития.

Так же как и в живописи, поиски музыкантов, главным образом Дебюсси, были направлены на расширение круга выразительных средств, необходимых для воплощения новых образов, и в первую очередь на максимальное обогащение красочно-колористической стороны музыки. Эти поиски коснулись лада, гармонии, мелодии, метроритма, фактуры и инструментовки. Вырастает роль ладогармонического языка и оркестрового стиля, в силу своих возможностей более склонных к передаче картинно-образного и колористических начал.

Прелюдии, тетрадь (1909-1910)

I. Дельфийские танцовщицы (DanseusesdeDelphes) (3:30)

II. Паруса (Voiles) (3:56)

III. Ветернаравнине (Le Vent dans la Plaine) (2:12)

IV. Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе (LesSonsetlesParfums...) (3:19) дебюсси импрессионизм музыкальный оркестр

V. Холмы Анакапри (LesCollinesd"Anacapri) (3:23)

VI. Шаги на снегу (DesPassurlaNeige) (4:52)

VII. Что видел западный ветер (Cequ"AVuleVentd"Ouest) (3:37)

VIII. Девушка с волосами цвета льна (LaFilleauxCheveuxdeLin) (2:16)

IX. Прерванная серенада (LaSernadeInterrompue) (2:31)

X. Затонувший собор (LaCathedraleEngloutie) (6:21)

XI. Танец Пека (LaDansedePuck) (2:53)

XII. Менестрели (Minstrels) (2:13)

Прелюдии, тетрадь II (1912-1913)

I. Туманы (Brouillard) (3:13)

II. Мёртвые листья (FeuillesMortes) (3:03)

III. Ворота Алгамбри (LaPuertadelVino) (2:56)

IV. Феи - прелестные танцовщицы (LesFeesSontd"ExquisesDanseuses) (3:39)

V. Вереск (Bruyeres) (3:05)

VI. Генерал Лявин-эксцентрик (GeneralLavine - eccentric) (2:38)

VII. Терраса, освещаемая лунным светом (LaTerrassedesAudiences...) (4:18)

VIII. Ундина (Ondine) (3:02)

IX. В знак уважения С.Пиквику, эсквайру (Hommage а S. Pickwick...) (2:34)

X. Канопа (Canope) (3:14)

XI. Чередующиеся терции (LesTiercesAlternees) (2:48)

XII. Фейерверк (Feuxd"Artifice) (4:59)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Французский композитор Клод Дебюсси как самый яркий и последовательный представитель импрессионизма в музыке. Сюита для фортепиано "Детский уголок". Стилистические параллели и вопросы исполнения. Сравнительный анализ строения произведений композитора.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2009

    Ашиль-Клод Дебюсси (1862-1918) - французский композитор и музыкальный критик. Обучение в Парижской консерватории. Открытие колористических возможностей гармонического языка. Столкновение с официальными художественными кругами Франции. Творчество Дебюсси.

    биография , добавлен 15.12.2010

    Опера Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда" - центр музыкально-драматических исканий композитора. Сочетание в опере вокальной декламации и выразительной партии оркестра. Пути развития композиторской школы США. Творческий путь Бартока. Первая симфония Малера.

    контрольная работа , добавлен 13.09.2010

    Фольклорные течения в музыке первой половины XX века и творчество Белы Бартока. Балетные партитуры Равеля. Театральные опусы Д.Д. Шостаковича. Фортепианные произведения Дебюсси. Симфонические поэмы Рихарда Штрауса. Творчество композиторов группы "Шести".

    шпаргалка , добавлен 29.04.2013

    Воплощение темы любви в творчестве Чайковского. Симфоническая музыка, увертюра "Ромео и Джульетта", ее гармоническое содержание, контрастное сопоставление и столкновение различных по своему характеру музыкальных тем. Композиционные особенности увертюры.

    реферат , добавлен 28.12.2010

    Вивчення інструментальної творчості французького композитора, піаніста та музичного критика Клода Дебюссі. Стильові особливості творів композитора та жанровий аналіз збірки "24 прелюдії для фортепіано". Образна тематика музичних портретів Дебюссі.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2016

    Восприятие музыкальных произведений. Трудности в умении сравнивать объекты музыкального мира. Тембры звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра. Мыслительный процесс дихотомического плана. Выявление характера музыкального произведения.

    реферат , добавлен 21.06.2012

    Путь к мастерству и творчество композитора Джузеппе Верди. Истоки и принципы полифонии музыкальных произведений. Традиционная оперная форма. Типовые формы дифференциации вокальных партий в ансамблях. Анализ полифонических вариаций в произведениях Верди.

    реферат , добавлен 10.06.2011

    Фортепианные произведения композитора Скрябина. Музыкальные средства и приемы, которые определяют особенности формы и образного содержания прелюдии. Композиционная структура Прелюдии ор. 11 № 2. Выразительная роль фактуры, метроритма, регистра и динамики.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2013

    Виды интонационных трудностей музыкальных произведений, способы и особенности их решений. Причины неточной интонации в современной музыке. Процесс работы над интонационными трудностями музыкальных произведений в студенческом народном хоровом коллективе.