Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Каменный бронзовый и железный век когда. Век медный, бронзовый, железный

Каменный бронзовый и железный век когда. Век медный, бронзовый, железный

Железный век - период времени в истории человечества, когда зародилась и стала активно развиваться металлургия железа. Железный век наступил сразу после и продолжался по времени с 1200 лет до н.э. до 340 лет н.э.

Обработка для древних людей стала первым видом металлургии после . Считается, что обнаружение свойств меди произошло случайно, когда люди приняли её за камень, попытались обработать и получили невероятный результат. После медного наступил бронзовый век, когда медь стали смешивать с оловом и таким образом получать новый материал для изготовления орудий труда, охоты, украшений и так далее. После бронзового наступил железный век, когда люди научились добывать и обрабатывать такой материал, как железо. В этот период заметен рост изготовления железных орудий. Самостоятельная выплавка железа распространяется среди племён Европы и Азии.

Изделия из железа встречаются гораздо раньше наступления железного века, однако ранее они использовались очень редко. Первые находки датируются VI-IV тысячелетие до н. э. Найдены в Иране, Ираке и Египте. Железные изделия, которые датированы III тысячелетием до н.э., найдены в Месопотамии, Южном Урале, Южной Сибири. В это время железо было преимущественно метеоритным, однако его было очень мало, и предназначалось оно в основном для создания предметов роскоши и ритуальных предметов. Использование изделий из метеоритного железа или путём добычи из руды замечено во многих регионах на территориях расселения древних людей, однако до начала железного века (1200 лет до н.э) распространение данного материала было очень скудным.

Почему древние люди в железном веке стали использовать железо вместо бронзы? Бронза является более твёрдым и долговечным металлом, однако уступает железу тем, что является хрупким. В том, что касается хрупкости, железо явно выигрывает, однако у людей с обработкой железа были большие сложности. Дело в том, что железо плавится при гораздо более высоких температурах, чем медь, олово и бронза. Из-за этого были необходимы специальные печи, где можно создать подходящие условия для плавления. Больше того, железо в чистом виде встречается достаточно редко, и для его получения необходима предварительная выплавка из руды, что достаточно трудоёмкое занятие, требующее определённых знаний. Из-за этого долгое время железо не пользовалось популярностью. Историки считают, что обработка железа стала необходимостью для древнего человека, и люди стали использовать её вместо бронзы из-за истощения запасов олова. По той причине, что во времена бронзового века началась активная добыча меди и олова, месторождения последнего материала просто истощились. Поэтому и стала развиваться добыча железных руд и развитие железной металлургии.

Даже с развитием железной металлургии, бронзовая металлургия продолжала быть очень популярной по причине того, что этот материал более легче поддаётся обработке, а изделия из него более твёрдые. Бронза стала вытесняться тогда, когда человек придумал создавать сталь (сплавы железа с углеродом), которая гораздо твёрже чем железо и бронза и обладает упругостью.

Сделайте свой дом удобным и комфортным с помощью продукции «SantehShop». Здесь можно выбрать и приобрести душевой трап в ванну , а также другие товары. Сантехника высокого качества от известных мировых производителей.

: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Эти металлы можно назвать «доисторическими», так как они применялись человеком еще до изобретения письменности.

Очевидно, что из семи металлов человек вначале познакомился с теми, которые в природе встречаются в самородном виде. Это золото, серебро и медь. Остальные четыре металла вошли в жизнь человека после того, как он научился добывать их из руд с помощью огня.

Часы истории человечества стали отсчитывать время быстрее, когда в его жизнь вошли металлы и, что важнее всего, их сплавы. Век каменный сменился веком медным, потом - бронзовым, а затем веком железным:

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК О. С. Габриеляна. Химия (8-9)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель : обобщить и систематизировать полученные на уроках истории, химии и биологии знания учащихся о значении металлов в развитии человеческой цивилизации.

Задачи урока

  • развитие логического мышления;
  • привитие интереса к предмету, развитие любознательности, кругозора, заинтересованности в чтении дополнительной литературы;
  • формирование коммуникативных навыков;

Оборудование и методическое обеспечение урока:

  • Коллекции «Металлы и сплавы».
  • Учебная презентация по данной теме, выполненная на компьютере в программе Power Point, созданная учителем.
  • Карточки с викториной для самостоятельной работы учащихся.
  • О.С. Габриелян учебник «Химия 9 класс» Дрофа 2010 г.
  • О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Настольная книга учителя. Химия 9 класс» Дрофа 2002 г.
  • Мультимедиапроектор.
  • Компьютер.

Форма урока: изучение нового материала.

Meтоды обучения:

  • Словесный – формирование теоретических знаний.
  • Проблемно-поисковый – развитие самостоятельного мышления и исследовательских умений.
  • Индуктивный – умение обобщать, делать умозаключения, выводы.
  • Дедуктивный – умение анализировать.
  • Практический – развитие практических навыков при выполнении лабораторных опытов.

Задачи:

Образовательные:

  • опираясь па знания учащихся 5-го класса провести краткий экскурс в историю знакомства человека с металлами;
  • формирование знаний о физических свойствах металлов, значении металлов в жизни человека;
  • формирование практических навыков при работе с металлами, использование полученных знаний в повседневной жизни;
  • систематизация ранее полученных знаний о металлах.

Развивающие: развитие интеллектуальных способностей учащихся, навыков самообразования, интереса к истории и к химии, литературе и биологии.

Воспитательные: формирование естественно-научного мировоззрения.

Оборудование: колокольчик (медный, железный), кольцо (серебряное, золотое), деревянная палочка, коллекция металлов, магниты, проволока металлическая, подвергшаяся коррозии (или гвозди, коллекция монет).

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие

II. Вступительное слово учителя химии

Слово металл известно всем с самого раннего детства. О его происхождении интересно пишет Л. Успенский в книге «Почему не иначе?»: «В одной из пьес А.Н. Островского изображена купчиха, которая больше всего боится «страшных слов», таких, как «жупел» и «металл».

Она очень удивилась бы, откройся ей происхождение этих роковых речений. Греческое «металлон» имело значение «земельные работы», «раскопки», а позднее стало значить «шахты», «рудники», «руда».

В латинском языке слово metallum уже получило смысл «руда и выплавляемый из неё металл» и оттуда в виде французского «металь» перекочевало к нам в Россию.

Уже в глубокой древности человеку были известны семь металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Эти металлы можно назвать «доисторическими», так как они применялись человеком ещё до изобретения письменности. Очевидно, что из семи металлов человек вначале познакомился с теми, которые в природе встречаются в самородном виде. Это золото, серебро и медь. Остальные четыре металла вошли в жизнь человека после того, как он научился добывать их из руд с помощью огня.

В древности и в средние века известные семь металлов соотносилось с числом известных планет: Солнце (золото), Юпитер (олово), Луна (серебро), Марс (железо), Меркурий (ртуть), Сатурн (свинец), Венера (медь). Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли рождаются эти металлы.

Слайд 1 презентации

Сегодня очень трудно представить, что люди когда-то могли обходиться без металлов. Давайте представим на минуту, что металлы вдруг исчезли из употребления. Что откроется перед вами? Страшный, пустынный мир. С улиц исчезнут все машины, не будут летать самолеты и мчаться по рельсам поезда. Вследствие разрушения всех подземных коммуникаций, на улицах наших городов будут зиять огромные ямы, провалы, трещины. Нет телевидения, радио, телеграфа и телефона – связь между континентами, странами, людьми становиться труднодоступной. Нет электричества – кругом воцаряется мрак и тишина. В руках женщины каменная игла и каменный нож, а у мужчин – каменные топоры, палицы, деревянный лук. То есть мы вернемся к первобытному обществу, началу истории.

Слайд 2 исторический факт

История человечества охватывает огромный промежуток времени. Останки древнейших людей находят в Восточной и Северной Африке, их возраст – 2,5–3 млн лет. Чтобы удобнее было ориентироваться в этапах развития человечества, принято делить историю на каменный, медный, бронзовый и железный век, основываясь на том материале, из которого человек изготавливал орудия труда.

– Как вы думаете, почему именно наличие орудий труда свидетельствует о появлении человека?

За сотни тысяч лет люди научились мастерски обрабатывать камень. Для всякой работы делался свой инструмент. Скреблами снимали звериные шкуры и соскабливали с них жир. Каменными ножами разрезали шкуры.

Каменный наконечник привязывали кожаными ремешками к древку. Такое копье намного лучше деревянного. Так появились составные – из камня и дерева – орудия труда. Из камня делали наконечники стрел. Прикрепив заостренный камень к деревянной рукоятке люди сделали топор. Затем они научились сверлить камень полой костью, подсыпая на камень песок. Потом обух крепко присаживался на рукоятку. Каменных орудий было больше, чем деревянных и костяных. К тому же все орудия труда делали при помощи каменных. Время, когда люди пользовались ими, ученые называют каменным веком .

– Посмотрите на камни. Как вы думаете легкого ли было ими работать?

Самыми известными памятника Древнего мира являются египетские пирамиды – огромные каменные гробницы фараонов. Самую большую из них построили около 2600 г. до н.э. для фараона Хеопса. Ее высота – около 150 метров (это примерно высота 50-этажного дома). На ее сооружение пошло два миллиона триста тысяч каменных блоков, средний вес каждого - две с половиной тонны. Блоки уложены так плотно, что между ними не просунуть иголку.

Слайд 3 Факт из химии

Примерно 9 тысяч лет назад люди заметили, что некоторые “камни” имеют необычный желтовато-красный цвет. При обработке они не раскалываются под ударами на части, а сплющиваются, изменяя свою форму. В таких “камнях” можно пробить отверстие. Попадая в огонь, они размягчаются и, застывая, принимаю! новую форму. Что это за “камни”? И камни ли это?

Первобытные люди поняли, что перед ними какой-то другой материал. Это металл. Это открытие было сделано в тех областях, где имелись залежи меди, лежащие на поверхности земли. Затем люди научились выплавлять медь из медной руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие нужного вида, например, топор.

Затупившийся медный топор можно было наточить, а сломавшийся – переплавить. Медными орудиями было удобнее работать каменными.

– Рассмотрите медную пластинку. Попробуйте ее согнуть.

Медь – мягкий металл, полому орудие из меди менее твердое, нежели заостренный кусок камня. Несмотря на это, медным топором срубали кусок дерева в три раза быстрее, чем каменным. Откуда это известно?

Российский ученый Сергей Аристархович Семенов поставил опыт. Под его руководством были изготовлены точные модели древних топоров – каменного и медного. Выбрали две сосны одинаковой толщины диаметром 25 см. Один из помощников ученого взял в руки медный топор, другой помощник – каменный. По часам засекли время и опыт начался. Каменным топором удалось срубить дерево за 15 минут, а медным – за 5. Опыт повторили несколько раз и результат был тот же. Почему? Причина в том, что лезвие медного топора можно сделать более острым, чем каменного, поэтому оно глубже проникает в древесину. Кроме того, медный топор при одинаковых размерах с каменным имеет большую тяжесть – это также облегчает обработку дерева.

Период в истории человечества, когда люди научились обрабатывать медь, принято называть медным веком .

В этот период мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения, чеканить монеты. Эти металлы были дорогие, прочные и не портились со временем. Но сначала вместо денег использовали просто кусочки золота или серебра: расплачиваясь, от слитка металла отрубали необходимую часть. Отсюда происходит название наших современных денег – рубль. А первые золотые и серебряные монеты начали чеканить в Лидийском царстве, расположенном на западе полуострова Малая Азия, где имелись большие месторождения этих металлов.

Слайд 4 Биологический факт

– А знаете ли какое значение серебра в жизни человека?

– Да, серебро убивает бактерии. Примером является случай в войске А.Македонского. В поход знатные воины брали кружки из серебра, и они мало болели, а простые воины болели.

И серебро, и золото в период жизни фараонов использовали древние дантисты.

Шатающие зубы скреплялись со здоровыми зубами золотыми и серебряными проволочками.

Слайд 5 исторический факт

Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Медь, как мы выяснили, металл недостаточно твердый. Поэтому люди стали добавлять к меди олово. Так получилась бронза, сплав, не уступающий по прочности камню. Так около 7 тысяч лет назад наступил бронзовый век .

Из бронзы стали делать оружие, щиты, ножи, лезвия для плугов и серпов, другие орудия труда. Из бронзы выплавляли роскошную посуду, вазы, статуи, украшения для дворцов и храмов. Из бронзы делают памятники. Один из самых известных памятников в нашей стране “Медный всадник”. Несмотря на название, сделан он все-таки из бронзы.

«Царь-пушка» – артиллерийское орудие (мортира), отлитое в 1586 г. русским мастером А. Чоховым. Масса ствола 40 т, длина 5,34 м, калибр 890 мм. Предназначена для обороны кремля (но из неё никогда не стреляли). Памятник литейного искусства 16 в. Установлена в Московском Кремле.

Бронза является одним из основных материалов скульпторов. Уникальные бронзовые творения, статуи и скульптуры (посмотрите рис. в учебнике на стр. 20).

Слово «бронза» произошло от названия небольшого итальянского городка Бриндизи на берегу Адриатического моря.

Слайд 6

По археологической классификации третий и последний период первобытной эпохи, характеризующийся появлением железных орудий, получил название железный век.

Он наступил 3–3,5 тыс. лет назад. Тысячи лет люди ходили по рыжевато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество, намного более твердое, нежели медь. Надо отметить, что в отличие от других металлов, например, меди, золота, серебра, железо в виде самородков в природе не встречается. Правда, иногда железо падает на землю из космоса в виде обломков небесных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо “небесным камнем”. Но упавшего с неба железа было очень мало, и стоило оно намного дороже золота. Например, в гробнице египетского фараона Тутанхамона найдено множество предметов из золота общим весом в несколько тонн и только три самых драгоценных предмета из железа: священный жук, браслет и кинжал.

В чистом виде железо – мягкий металл, и заменить бронзу оно не могло. Кроме того железо ржавеет. Посмотрите сплавы металлов: чугун и сталь.

Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных и человека. Входя в состав чрезвычайно сложно построенного органического соединения, называемого гемоглобином, железо обуславливает красную окраску этого вещества, от которого в свою очередь зависит цвет крови человека и животных. В организме взрослого человека содержится без малого 3 г. чистого железа, 75% которого входит в состав гемоглобина. Основная роль гемоглобина – перенос кислорода из лёгких к тканям, а в обратном направлении – СО 2 .

Железо необходимо и растениям. Оно входит в состав цитоплазмы, участвует в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья. Маленькая добавка железа к субстрату – и они приобретают зелёный цвет. Больше того, достаточно белый лист смазать раствором соли, содержащей железо, и вскоре смазанное место зеленеет.

Так от одной и той же причины – наличия железа в соках и тканях – весело зеленеют листья растений и ярко румянятся щёки человека.

Презентации учащихся «СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА» в которых, применяются металлы. (Колосс Родоский, Фароский маяк)

Учащиеся защищают свои презентации.

Викторина «Интересное о металлах»

  1. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковые, но вот посуда – разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров? (Серебро).
  2. Отбросив три буквы подряд в названии крупного млекопитающего отряда хищных, получите название химического элемента І группы. (Медведь – медь)
  3. Заменив первую букву в названии химического элемента, получите название избыточно увлажнённого участка земли, заросшего растениями (Золото – болото)
  4. Отбросив две первые буквы в названии химического элемента, получите название дугообразно загнутой кости, входящей в состав грудной клетки. (Серебро – ребро)
  5. Какой металл может «болеть чумой»? (Олово).
  6. Почему называется бронза бронзой? (Название «бронза» происходит от итал. bronzo , которое, в свою очередь, произошло либо от персидского слова «berenj», означающего «медь», либо от названия города Бриндизи, из которого этот материал доставлялся в Рим)
  7. Какой ион металла есть у нас в крови? (Ион железа)
  8. Кто автор произведения « Медный всадник»? (А. С. Пушкин)
  9. Какой металл символизирует Солнце? (золото)
  10. Какие металлы входят в состав бронзы? (олово и медь)

В заключение хочется сказать, что значение металлов в жизни человека велико как в далекие время, так и в сегодняшнее время.


Каменный век

История славян уходит своими корнями в глубокую древность, в тот самый длительный период развития человеческого общества, который называется первобытнообщинным строем. Одной из наиболее распространенных периодизаций этой формации является археологическая, т.е. деление ее на каменный век, меднокаменный (энеолит), бронзовый и ранний железный века. В основу этой периодизации положен принцип преобладания того или иного материала в производстве орудий труда. Каменный век, самый длительный в истории людей, делят еще на палеолит - древний каменный век, мезолит - средний каменный век и неолит - новый каменный век. В свою очередь палеолит подразделяют на ранний (нижний) и поздний (верхний).

В эпоху раннего палеолита идет процесс антропогенеза - возникновения и развития "человека разумного". Согласно научному подходу, человек выделился из животного царства благодаря труду, систематическому изготовлению орудий труда. В процессе трудовой деятельности совершенствовалась человеческая рука, появилась и стала развиваться речь. Наука за последние десятилетия все более удревняет явление очеловечивания наших звероподобных предков, что в свою очередь заставляет искать ответы на новые вопросы. Недостающие звенья антропогенеза заполняются новыми находками, но появляются и новые лакуны.

Первыми предками человека, которые вступили на долгий путь развития, были обезьяны - австралопитеки. Что же касается древнейших людей (архантропов), то, судя по находкам в Африке в последние десятилетия, их появление относится ко времени, отстоящему от нас на 2 - 2,5 млн лет. В конце раннего палеолита, около 100 тыс. лет тому назад, появился неандертальский человек, названный так по первой находке в Германии. Неандертальцы - палеоантропы, они стоят гораздо ближе к современному человеку, чем предшествующие им архантропы. Неандертальцы распространились весьма широко. Стоянки их на территории нашей страны обнаружены на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, Казахстане, в низовьях Днепра и Дона, возле Волгограда. Большую роль в развитии человека начинает играть оледенение, менявшее состав животных и облик флоры. Неандертальцы научились добывать огонь, что было огромным завоеванием формирующегося человечества. У них, по всей видимости, появились уже первые зачатки идеологических представлений. В пещере Тешик-Таш в Узбекистане покойника окружали рога горного козла. Встречаются захоронения, в которых тела умерших ориентированы по линии восток-запад.

В позднем палеолите (40-35 тыс. лет тому назад) формируется человек современного типа (кроманьонский человек). Эти люди уже значительно усовершенствовали технику изготовления каменных орудий: они становятся гораздо более разнообразными, иногда миниатюрными. Появляется метательное копье, что значительно повысило эффективность охоты. Зарождается искусство. Магическим целям служила наскальная живопись. На стены пещер смесью природной охры с животным клеем наносились изображения носорогов, мамонтов, лошадей и т.д. (например, Каповая пещера в Башкирии).

В эпоху палеолита постепенно изменяются и формы человеческих сообществ. От первобытного человеческого стада - к родовому строю, который и возникает в позднем палеолите. Основной ячейкой человеческого общества становится родовая община, для которой характерна общая собственность на основные средства производства.

Переход к среднекаменному веку - мезолиту на нашей территории начался в XII-X тысячелетиях до н.э., а закончился в VII-V тысячелетиях до н.э. В это время человечество сделало много открытий. Важнейшим изобретением были лук и стрелы, что привело к возможности не загонной, а индивидуальной охоты, причем и на мелких животных. Были сделаны первые шаги в направлении скотоводства. Была приручена собака. Некоторые ученые предполагают, что в конце мезолита были приручены свиньи, козы и овцы.

Скотоводство как вид хозяйственной деятельности сформировалось только в неолите, когда зародилось и земледелие. Переход к производящему хозяйству имеет такое необыкновенное значение для человечества и по масштабам каменного века произошел так быстро, что позволяет ученым говорить даже о неолитической "революции". Расширяется и усовершенствуется ассортимент каменных орудий труда, но появляются и принципиально новые материалы. Так, в неолите было освоено изготовление керамики, еще лепной, без гончарного круга. Освоено было и ткачество. Изобретена лодка и было положено начало судоходству. В неолите родоплеменной строй достигает более высокой стадии развития - создаются крупные объединения родов - племена, появляется межплеменной обмен и межплеменные связи.

Век меди и бронзы

Настоящим переворотом в жизни человечества было освоение металлов. Первым металлом, который люди научились добывать, была медь. Появление медных орудий активизировало обмен между племенами, так как месторождения меди распределены весьма неравномерно по земле. Неолитическая община была уже гораздо менее замкнутой, чем община эпохи палеолита. Это время называется энеолитическим веком. Со временем на базе меди люди научились создавать новые сплавы - появилась бронза. Во времена меди и бронзы в лесостепной зоне на территории нынешних Украины и Молдавии в III тысячелетии до н.э. господствовала так называемая трипольская культура, возникшая еще в конце IV тысячелетия до н.э. В степной зоне России наиболее древней была ямная, а в эпоху бронзы добавились катакомбная и срубная культуры, которые существенно различаются по типу погребального обряда и ряду элементов материальпой культуры. На Северном Кавказе во II тысячелетии до н.э. господствовала майкопская культура. Именно в это время происходит крупное общественное разделение труда - пастушеские племена начинают отделяться от земледельческих. Все эти народы известны нам по так называемым "археологическим культурам". Это понятие ученые употребляют уже для племен неолита и им обозначают совокупность памятников, которые относятся к одной территории и эпохе, имеют общие особенности - в формах общественной жизни, в орудиях труда, жилищах, погребальном обряде, орнаменте и т.д. Обычно археологическая культура в той или иной степени соответствует этнической общности - группе родственных племен.

Век железа

Но для следующей эпохи нам известны и названия тех народов, которые обитали на территории нашей страны. В I тысячелетии до н.э. появляются первые железные орудия. Наиболее развитые культуры раннего железа известны в причерноморских степях - они оставлены киммерийцами, таврами - автохтонным населением Крыма, скифами, сарматами. Наши знания об этих народах довольно обширны не только потому, что уже раскопаны многочисленные археологические памятники, связанные с ними, но и потому, что они входили в соприкосновение с народами, обладавшими письменностью. Таковыми были древние греки. Уже во второй половине VII в. до н.э. на территории Северного Причерноморья появились греческие поселения. Это были колонии, которые основывались выходцами из той или иной метрополии, т.е. полиса материковой Греции. Есть разные объяснения причин эмиграции греков, но важно подчеркнуть, что на новых местах поселенцы воспроизводили те же формы социально-политического быта, которые были им привычны. Это были классические древнегреческие полисы с демократическим устройством (политическими правами пользовались только свободные). Правили выбранные на народном собрании архонты, вокруг города находилась земледельческая округа - хора. Вблизи Днепро-Бугского лимана возникает Ольвия, которую основали выходцы из города Милета. На месте нынешнего Севастополя находился Херсонес Таврический, на месте Керчи - Пантикапей. Значительное количество греческих колоний было и на черноморском побережье Кавказа.

Грекам приходилось входить в определенные отношения с местными племенами. Киммерийцев со временем вытеснили скифы (родственные им племена - саки и массагеты - жили вплоть до Центральной Азии). Знаменитый греческий историк - "отец истории" - Геродот выделял у скифов, в целом принадлежавших к иранцам, ряд племенных группировок, которые различались и характером своих занятий. Скифы в тот период имели довольно развитые социальные отношения, их племенной союз сумел даже отразить попытку персидского царя Дария завоевать Причерноморье. У них была развита торговля, в их курганах, иные из которых напоминают размерами небольшие египетские пирамиды, найдены выдающиеся произведения античного прикладного искусства.

Однако с III в. до н. э. на них начинают наступать родственные ираноязычные племена савроматов (сарматов), имевшие преимущество в вооружении - они были вооружены длинными железными мечами, позволявшими рубить прямо с коня, в отличие от скифов, которым для того чтобы пустить в ход свои короткие "акинаки", приходилось спешиваться. Во II-I вв. до н.э. сарматы завоевали значительную часть территории Северного Причерноморья. В руках скифов остается степной Крым, где возникает новое царство - Неаполь Скифский, во главе со значительно эллинизированной скифской верхушкой. Цари скифского царства пытались подчинить себе греческие города-государства. Единственным реальным противником скифов могло стать Боспорское государство, возникшее на основе греческой колонии Пантикапей еще в V в. до н.э. Первоначально это был союз самостоятельных городов-государств (Танаис в устье Дона, Фанагория на Таманском полуострове и др.). Но постепенно здесь устанавливается твердая центральная власть. Архонт Сиартох (304-284 гг. до н. э.) стал уже именовать себя царем. Но когда Херсонес. заключил с Боспором союз против наступавших скифов, выяснилось, что сил у этого государства для борьбы не хватает. Тогда херсонесцы обратились к Понтийскому царству - эллинистическому государству, ставшему к этому времени крупнейшим в Малой Азии. Понтийский царь Митридат VI Евпатор присоединил к своей державе Боспор и Херсонес, нанеся поражение скифам и таврам. Фактически все Северное Причерноморье вошло в состав Понтийского царства. Однако сам Митридат погиб в борьбе с Римом, а с его смертью рухнула и власть Понтийского царства над Северным Причерноморьем. Теперь сюда простер свою длань императорский Рим. Уже в III в. н.э. Боспору удалось освободиться от власти Рима, но в конце IV в. он пал под ударами кочевников-гуннов,

Итак, в эпоху раннего железа можно говорить об этносах. Впрочем, определенные этническо-культурные области начинают складываться уже в эпоху верхнего палеолита. Однако материала для того, чтобы судить о языковой и этнической принадлежности племен каменного, медного и бронзового веков, нет. Вообще, этногенез - процесс зарождения и развития того или иного этноса - одна из самых сложных проблем в науке. Корни происхождения того или иного народа теряются в глубокой древности. Многочисленные миграции, смешения, ассимиляции еще в большей степени затрудняют работу исследователя. В основу этнической классификадии народов положены лингвистические различия между ними, т.е. язык. В раннем железном веке на территории нашей страны обитали народы разных языковых семей: индоевропейской, урало-самодийской, алтайской, кавказской. В семьях выделяют более мелкие подразделения - группы. Так, в урало-самодийской - самодийскую и финно-угорскую, в алтайской - тюркскую и ряд других; в индоевропейской: иранскую, романскую, германскую, балтийскую и славянскую.