Режиссерские игры в детском саду – это развлечение дошкольников, при котором ребенок самостоятельно разрабатывает план действий, продумывает сценарий игры, придумывает главных и второстепенных героев, дает им имена. Он выбирает, чем закончится игра, составляет правила. Малыш играет роль каждой игрушки.
Игра, в которую ребенок играет в присутствии опытных профессиональных педагогов, рассказывает о его эмоциональном состоянии, уровне интеллекта и развития, о переживаниях и стремлениях.
Режиссерскими играми малыш занимается с рождения. Каждый родитель наблюдал, как дети управляют куклами, которым дают имена, строят между ними диалоги и составляют продуманный сюжет игры. Дети, которые научились ходить, берут с собой в постель мягкие игрушки, укладывают спать, катают на машинках или водят на прогулку.
Театрализованные постановки в детском саду помогают педагогам понять, в какой семейной обстановке живет малыш. Если он в процессе игры создает конфликты, то, скорее всего, семейная обстановка неспокойна.
Сущность режиссерских игр в дошкольном учреждении (ДОУ) состоит в таких целях:
В ДОУ обычно находятся декорации, с помощью которых дети и воплощают сценарий, который придумали самостоятельно. Постановки для дошкольников важны, потому что при их отсутствии малыш не сможет в полной мере социализироваться и стать полноценным членом общества.
В каждом дошкольном учреждении имеется картотека театрализованных игр, с помощью которой воспитатели занимаются развитием детей.
Воспитанники младшей группы дошкольного учреждения не способны воплотить с помощью декораций ситуацию, предложенную воспитателем. Поэтому предоставьте им свободу действий, предварительно показав собственный пример управления персонажами.
В младшей группе поиграйте в такие игры:
Дошкольники умеют импровизировать, но для этого им нужен пример старшего товарища. Перед тем как вовлекать в игровой процесс детей, покажите, как правильно играть на своем примере.
Дошкольники 4–5 лет уже знают свойства окружающих предметов, им известны сказки, они осознают последствия некоторых своих действий. Для них подойдут игры:
С помощью таких упражнений ребята средней группы научатся совмещать слова и действия, работать в команде и формулировать мысли при ведении диалога.
Игры для старших дошкольников учат ребят не только говорить как персонажи, но и чувствовать их эмоции. Дети осознают, что они должны правдоподобно изобразить доверенного ему персонажа.
Театрализованные игры для старшей группы:
Старшие дошкольники учатся договариваться между собой с помощью режиссерских постановок, взаимодействовать и находить компромисс.
Ребята, которые скоро пойдут в школу, уже многое умеют и знают. Игры для них направлены на закрепление социальных навыков и на обучение общения со взрослыми. Они являются продолжением режиссерских игр старшей группы. В подготовительной группе играйте с детьми в такие игры:
Чтобы заинтересовать дошкольников, нужно:
Воспитатели – это не только ведущие, они обеспечивают полное руководство над играми детей, чтобы ребята не вступали в конфликтные ситуации. Цель упражнений – научить детей жить среди людей в комфорте, а не в напряжении. Правильно воплощенные постановки развивают ребенка как сильную личность.
Игра «Веселый Старичок - Лесовичок»
Цель: учить пользоваться разными интонациями.
Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.
Воспитатель: Жил в лесу старичок маленького роста
И смеялся старичок чрезвычайно просто:
Старичок-Лесовичок:
Ха-ха-ха да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи да бух-бух-бух
Бу-бу-буда, бе-бе-бе,
Динь-динь-динь, да трюх-трюх!
Воспитатель: Раз, увидя паука, страшно испугался,
Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:
Старичок-Лесовичок:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха,
Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!
Ого-го-го, да буль-буль-буль.
Воспитатель: А увидя стрекозу, страшно рассердился,
Но от смеха на траву так и повалился:
Старичок-Лесовичок:
Гы-гы-гы да гу-гу-гу,
Ого -ro-ro да бах-бах-бах!
Ой, ребята, не могу!
Ой, ребята, ах-ах-ах!
(Д.Хармс) Игра проводится несколько раз.
Игра на имитацию движений
Воспитатель обращается к детям:
— Вспомните, как ходят дети?
Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.
(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)
— Как ходит Старичок-Лесовичок?
— Как ходит принцесса?
— Как катится колобок?
Закипело!
В пантомиме участвуют все дети. Перед началом можно вспомнить и спросить детей, видели ли они, как «убегает» из кастрюли молоко. Стихотворение читается несколько раз, уточняются движения и мимика. Детей можно разделить на подгруппы: зрители и актеры. Затем дети меняются.
Воспитатель собирает детей около себя и предлагает вспомнить сказку «Колобок». Некоторые сценки из сказки можно проиграть. А затем детям предлагается следующий вариант разыгрывания: все роли в сказки пропеть. Причем мелодии придумывают сами актеры. Это задание сложное, поэтому, сначала воспитатель поет вместе с детьми. Можно использовать шапочки-маски и театральные костюмы.
Игра «Моя Вообразилия».
Цель: развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.
В моей Вообразилии, в моей Вообразилии,
Там царствует фантазия во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются, а наши огорчения,
Сейчас же превращаются в смешные приключения;
Воспитатель достает из волшебного мешка маски «Рак» и «Лягушка». Разыгрывание по ролям мини-сценки «Рак-бездельник».
Ведущий: Жил у речки под корягой
Старый рак-отшельник.
Был он соня, белоручка,
Лодырь и бездельник.
Он позвал к себе лягушку:
Рак: Будешь мне портнихой,
Белошвейкой, судомойкой, Прачкой, поварихой.
Ведущий: А лягушка - белогрудка Раку отвечает:
Лягушка: Не хочу я быть служанкой Глупому лентяю!
Мини-сценку дети разыгрывают несколько раз различными группами. А затем предлагается придумать и разыграть продолжение диалога. В игру включаются воспитатель и родители.
Воспитатель: Я взмахну своей волшебной палочкой, и вы больше не сможете говорить, а будете только двигаться.
(Звучит текст, дети имитируют движения.)
— Только в лес мы пришли, появились комары.
— Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем и назад в гнездо несем.
— На полянку мы заходим, много ягод мы находим.
Земляника так душиста, что не лень и наклониться.
— Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса
Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.
— Лесорубами мы стали, топоры мы в руки взяли.
И руками сделав взмах, по полену сильно — БАХ!
— На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Лапками шлепали, лапками хлопали.
Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,
Лапки здесь и лапки там, что за шум и что за гам!
(Включается веселая плясовая мелодия. Дети произвольно пляшут.)
Воспитатель читает стихотворение:
В мою Вообразилию попасть совсем несложно,
Она ведь исключительно удобно расположена!
И только тот, кто начисто лишен воображения, —
Увы, не знает, как войти в ее расположение!
Игра «Гимнастика для язычка»
Цель: учить выразительности речи.
Воспитатель: Жил был ШУМ! Ел ШУМ:
Дети: Хрум, хрум, хрум!
Воспитатель: Ел суп:
Дети: Хлюп, хлюп, хлюп!
Воспитатель: Спал так:
Дети: Храп, храп, храп!
Воспитатель: Шел ШУМ:
Дети: Бум, бум, бум!
(Дети не только проговаривают, но и имитируют движения)
Игра «Представьте себе»
Цель: развивать воображение, пантомимические навыки. воспитывать партнерские отношения в игре.
Воспитатель предлагает детям вспомнить любое стихотворение, например:
Как на нашем, на лугу,
Стоит чашка творогу
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Задания. Представьте себе:
— Очень болят ноги? Посидите и отдохните. Можно сделать массаж ног.
Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)
Цель: развивать пантомимические навыки.
Воспитатель читает, дети имитируют движения.
Был у зайки огород,
Зайка с радостью идет.
Ровненьких две грядки.
Но сначала всё вскопает,
Там играл зимой в снежки,
А потом всё разровняет,
Ну а летом — в прятки.
Семена посеет ловко
А весною в огород
И пойдет сажать морковку.
Ямка — семя, ямка — семя,
И глядишь, на грядке вновь
Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдет,
Урожай свой соберет.
И как раз — здесь закончился рассказ!
Цели: развивать диалогическую и монологическую речь детей;
воспитывать коммуникативные качества.
Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха». Начинает воспитатель:
Муха, Муха-Цокотуха,
Дети хором произносят слова сказки:
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла…
— Давайте представим ситуацию, в которой оказалась Муха.
Дети по желанию разыгрывают мини-сценку, придумывая слова.
Вариаций может быть очень много. Например:
— Ой, посмотрите, я нашла денежку, какое счастье. Я пойду на базар и куплю… нет, лучше самовар! Я приглашу друзей, мы устроим праздник…
— Что это? Денежка? Интересно, кто ее мог здесь обронить? Может, медведь шел по дороге на базар и уронил? А может, заяц или лиса. Ну, всё равно. Я денежку никому не отдам! Эта денежка моя, потому что я её нашла. Что бы мне купить?
Игры на пальцах
Цели: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
Воспитатель загадывает загадку:
— Кто пушистый и с усами проживает рядом с нами? (Собака и кошка.)
Собака: У собаки острый носик, есть и шейка, есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя, большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается
Кошка: У кошки ушки на макушке, чтоб лучше слышать мышь в норушке. Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец, поднятые вверх.
Игра с воображаемым объектом
Цель: формировать навыки работы с воображаемыми предметами; воспитывать гуманное отношение к животным.
Дети в кругу. Воспитатель складывает ладони перед собой: Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова. Воспитатель передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные слова и движения.
Игра «Пчелы в улье»
Цели: развивать логическое и ассоциативное мышление; учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы.
Загадка: Что за домик, мне скажите,
Кто в том домике живет,
В нем летает каждый житель?
Запасая сладкий мед? (Пчелы и улей.)
— Как летают и жужжат пчелы?
(Дети, прижав локти к телу, машут ладошками, как крылышками, и со звуком Ж-Ж-Ж перемещаются по группе.)
Дети строят из крупного конструктора (подручного материала) «улей» и собираются в нем. На полу разложены плоские бумажные цветы. Воспитатель читает под музыкальное сопровождение.
Пчелы в поле полетели,
Сели пчелы на цветы,
Зажужжали, загудели,
Пчелка я и пчелка ты.
Дети передвигаются по группе вокруг цветов. Присаживаются возле цветов и «собирают» нектар. Возвращаются в «улей».
— Ребята, какой лесной житель любит мед и часто забирается к пчелам в улей? (Медведь.)
Проговаривание диалога с различными интонациями
Ребенок: Мед в лесу медведь нашел…
Медведь: Мало меду, много пчел!
Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нужную интонацию.
Игра-пантомима «Муравейник»
Цель : учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному выбору роли.
Загадка: В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет, —
Куст листочки сбросил,
Дождь как из ведра полил,
Заяц шубу промочил. -
Мерзнет заяц под кустом:
— Никудышный этот дом!
Письмо писать — рука болит,
Воду носить — рука болит,
Кашу варить — рука болит,
А каша готова — рука здорова.
Пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена?
Подошел поближе я,
А она-то, злюка,
Обожгла мне руку.
Отнимали друг у дружки.
Весь перецарапали! Лопнул шар,
А две подружки посмотрели —
Нет игрушки, сели и заплакали…
— Как быть без хруста, Если я — капуста.
(Руки отведены в стороны ладонями вверх, плечи приподняты, рот раскрыт, брови и веки приподняты.)
Как ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик книзу: оп-оп-оп.
Но, подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой.
Ввысь бросается отважно,
А потом вновь ходит важно.
Игры - стихи
Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
«Самолет»
Поиграем в самолет? (Да.)
Вы все — крылья, я — пилот.
Получили инструктаж —
Начинаем пилотаж. (Строятся друг за другом.)
В снег летаем и пургу, (У-у-у-у!)
Видим чьи-то берега. (А-а-а-а!)
Ры-ры-ры — рычит мотор,
Мы летаем выше гор.
Вот снижаемся мы все
К нашей взлетной полосе!
Что ж — закончен наш полет.
До свиданья, самолет.
«Умываемся»
Кран откройся,
Нос умойся,
Воды не бойся!
Лобик помоем,
Щечки помоем,
Подбородочек,
Височки помоем,
Одно ухо, второе ухо —
Вытрем сухо!
Ой, какие мы чистенькие стали!
А теперь пора гулять,
В лес пойдем мы играть,
А на чем поедем— вы должны сказать. (Самолет, трамвай, автобус, велосипед.) (И едут.)
Шины лопнули, друзья.
Будем мы насос качать,
Воздух в шины надувать.
Ух! Накачали.
«Кошки-мышки»
Эта ручка — Мышка,
Эта ручка — Кошка,
В кошки-мышки поиграть
Можем мы немножко.
Мышка лапками скребет,
Мышка корочку грызет.
Кошка это слышит
И крадется к Мыши.
Мышка, цапнув Кошку,
Убегает в норку.
Кошка все сидит и ждет:
«Что же Мышка не идет?»
«Мишка»
Косолапые ноги,
Зиму спит в берлоге,
Догадайся и ответь,
Кто же это спит? (Медведь.)
Вот он Мишенька - медведь,
По лесу он ходит.
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
Облизывает лапу,
Сластена косолапый.
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят Мишку:
«Не ешь наш мед, воришка!»
Медведь к себе в берлогу,
Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает…
«Звонкий день » на мотив «Ах вы, сени»
Взял Топтыгин контрабас:
«Ну-ка, все пускайтесь в пляс!
Не к чему ворчать и злиться,
Лучше будем веселиться!»
Тут и Волк на поляне
Заиграл на барабане:
«Веселитесь, так и быть!
Я не буду больше выть!»
Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,
Лиса-пианистка — рыжая солистка!
Старик-барсук продул мундштук:
«До чего же у трубы
Превосходный звук!»
От такого звука убегает скука!
В барабаны стук да стук
Зайцы на лужайке,
Ёжик-дед и Ёжик- внук
Взяли балалайки….
Подхватили Белочки
Модные тарелочки.
Дзинь-дзинь! Трень-брень!
Очень звонкий день!
Игры на воображение
Цель: совершенствовать воображение, восприятие у детей, учить искать выразительные средства для создания яркого образа.
Ребята, представьте, что вы — художники. Руки — это кисти.
Обмакнули их в голубую краску и рисуем небо, вслушиваясь в музыку.
А теперь — в желтую краску, рисуем солнце. Круг.
А теперь — лучики, выразительные глаза.
Теперь нарисуем полянку. Она у нас какого цвета? (Зеленого.) Рисуем.
Носом вдыхаем запах: чем пахнет? (Цветами.) А какими? (Ромашками.) Рисуем. Послушайте: ветер шумит веточками дерева — какого? (Березы.) Рисуем. Итак, мы в лесу, на полянке.
Представьте, что вы — цветочки.
Самое раннее утро, солнышко выглянуло. Цветок еще спит, но вот поднимается, пошевелил листочками — это пальцы.
Прислушаемся. Слышите? Ручей бежит.
Вдох — правая рука вперед, в кулачок. Открыли кулачок, а там — маленькое перышко. Выдох — дунули на него, оно улетело.
Испугались внезапного треска сучьев — быстрый вдох. А оказывается, ничего страшного. Медленный выдох — свобода.
Вдох, и едем на лифте: 1-й этаж, 2, 3, 4, 5, 6-й — все, приехали. Все вы доехали? Кто на каком этаже сделал остановку? Теперь едем вниз.
«Идем во фруктовый сад» (ходьба по залу). «Вдыхаем аромат яблок». «Пытаемся достать яблоки на деревё» (поднимаем сначала левую руку вверх, потом — правую). «Еще раз пытаемся достать яблоки» (подпрыгиваем на месте, руки по очереди вверх).
«Как же достать яблоки?» (полуприседания, руки в стороны — вниз).
«Нужно подставить лестницу и залезть на нее» (имитируем подъем на лестницу).
«Срываем яблоки и кладем их в ведро» (имитируем сбор яблок).
«Отдыхаем» (спускаемся и садимся, закрыв глаза, на ковер).
Игра «Звонкие ладошки»
Цель:
Обратить внимание детей на характер хлопков в зависимости от музыки и образов. Учить умению хлопать тихо и громко, с размаху и держа руки близко одна к другой, передавать ритмический рисунок музыки, наполнять движение эмоциональным смыслом.
Активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях и ненапряженных рук.
Мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Движение легкое, по силе не громкое. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в стороны вверх (вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около левого
Скользящие хлопки. Одна рука с размаху двигается сверху вниз, другая — снизу вверх.
Легкие звонкие хлопки прямыми ладошками справа и слева от корпуса, вверху и внизу — согнутыми в локтях руками.
Хлопки ладонью одной руки о неподвижную раскрытую ладонь другой. Хлопки могут быть громкими или тихими в зависимости от динамики музыкального образа.
Хлопки выполняются свободными, ненапряженными, мягкими руками перед корпусом и за ним.
Основаны на поворотах кистей рук от корпуса и обратно. Руки согнуты в локтях и зафиксированы в статичном положении, работают только кисти, сила удара ладони о ладонь небольшая. Движение носит игривый характер.
Иры на развитие плавных движений рук
Перекрестные движения рук над головой. В работе участвуют плечо, предплечье, кисть.
Попеременные, пластичные движения правой и левой руками вверх-вниз перед грудью.
Плавное движение вверх и вниз одной рукой. Она может быть отведена в сторону или вытянута вперед. «Волна» образуется за счет пластичных движений плеча, предплечья, кисти. «Волна» может плавно перетекать из одной руки в другую.
Плавные маховые движения руками, разведенными в стороны. Следует помнить, что при подъеме рук кисти опущены, а при опускании рук локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх.
Из положения «руки в стороны» мягким движением кисти направляются друг другу навстречу, словно собирая перед собой упругий воздух. Такими же пластичными движениями руки снова разводятся в стороны. Корпус при этом помогает выразительности движения, слегка наклоняясь вперед и откидываясь назад.
Игры на развитие пластической выразительности
Цель: закреплять выразительные приемы создания игрового образа, следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.
Примечание. Приведенные выше задания показывают путь, по которому можно искать.
Игры на развитие выразительной мимики .
Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.
И ходит, голову задрав.
У всех он вызывает смех,
А он, верблюд, плюет на всех.
И лизнул его в бочок.
А лизнув его бочок,
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
— В рот не суй что попадется!
Игра «Музыкальный диалог»
Цель: побуждать детей сочинять свой ответ, импровизируя мелодию. Заданные тексты:
Машут крыльями неловко:
— Ах, какой большой червяк!
Не достать его никак!
Предполагаемый ответ: «Это не червяк».
И не приближается:
— На цепи ведро висит…
Может быть, кусается?
Предполагаемый ответ: «Ведром из колодца набирают воду».
Квохчут в переулочке:
— Неужели же из крошек
Вырастают булочки?
Предполагаемый ответ: «Наоборот, крошки получаются из булочек».
Ухватил травы немного:
— Не видал я до сих пор
Таких больших и вкусных гор.
Предполагаемый ответ: «Это стог сена, а не гора».
Стал он ростом до небес.
Замяукал: «Ой, друзья!
Посмотрите — вырос я!»
Предполагаемый ответ: «Нет, не вырос».
Сидит вторые сутки.
Никак не может он понять,
Куда уходит солнце спать.
Предполагаемый ответ: «За гору» и т.д.
В рыжих пятнышках бока.
— Почему в траве зеленой
Не бывает молока?
Отвечают дети.
Игра «Песенное творчество»
На полянке, на лугу
Три медведя жили,
Три медведя жили,
Малину есть любили.
Как малину найдут —
Сразу песню запоют.
Папа Миша низко пел:
«Ля-ля-ля-ля».
Мама нежно песню пела:
«Ля-ля-ля-ля».
А Мишутка-медвежонок
Звонко песню распевал
Да малину доедал:
«Ля-ля-ля-ля!»
Игра «Музыкальная импровизация»
Мишкам спеть ты помоги,
И мелодию лесную
Ты ритмично простучи.
Игры на развитие пластики.
Цель: развивать двигательную способность, моторику разных частей тела, координацию движений, умение выполнять движения по тексту.
1.Два притопа,
Два прихлопа,
Ежики, ежики (вращения кистями)
Наковали, наковали (удары кулачком по кулачку)
Ножницы, ножницы (перекрещивание рук).
Бег на месте,
Бег на месте,
Зайчики, зайчики (прыжки).
Ну-ка, дружно,
Ну-ка, вместе (пружинка),
Девочки-мальчики.
2.Нужно спортом заниматься
(«натягиваем» спинку, плечи назад):
Каждый день тренироваться.
Мы начнем сейчас без промедления.
И ногами дружно топать,
И в ладоши громко хлопать —
Выполняем правильно движения.
Повороты влево - вправо,
Занимаемся на славу.
Будем все здоровыми и сильными!
А теперь — прыжки на месте,
Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе —
Мы должны быть самыми красивыми!
3.Жили-были дед и баба
На поляне у реки
И любили очень-очень
На сметане колобки.
Хоть у бабки мало силы (наклоны вперед с движением рук),
Бабка тесто замесила.
Вышел ровный,
Вышел гладкий,
Не соленый
И не сладкий,
Очень круглый,
Очень вкусный,
Даже есть его
Нам грустно.
Мышка серая бежала
Колобочек увидала.
Ах! Как пахнет
Колобочек (нюхаем)
Хоть кусочек!
С колобочка
Толку мало—
Скачет глупый
Где попало.
Надо взять
Наш колобочек
И запрятать
Под замочек (показываем руками).
Я повторяю по утрам (наклоны вперед - назад, руки на поясе):
Мой позвоночник —
Гибок, прям,
Когда я сплю, (руки «полочкой»)
Стою, сижу (руки на колени),
За позвоночником слежу
(замок запястьями рук, руки заводятся поочередно через каждое плечо за спину).
Я позвоночник берегу (гладим ладонью одной руки по животу, тыльной стороной другой руки — по спине)
И от болезней убегу.
5.У оленя — дом большой (руки крест-накрест над головой)
Он глядит в свое окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь к нему стучится.
Дверь скорей, Олень, открой,
Там в лесу охотник злой (изобразить, что держа ружье).
Зайка, зайка, забегай (маним),
Лапу мне давай.
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу,
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Головкой покачаем…
И начнем сначала.
Тир-ли-ли да тир-ли-ли
Скачут зайки на лужайке,
Тили-ли да тили-ли.
А теперь на барабане:
Трам-там-там, трам-там-там.
В страхе зайцы разбежались
По кустам, по кустам.
И веревочку кручу.
Ты, веревочка, крутись,
Пляске русской поучись.
Дворник улицу метет,
Дворник улицу метет,
Все соринки подберет.
Вышел козлик погулять
Стал он прыгать и скакать.
Козлик ножками стучит,
По-козлиному кричит: «Бе-е!»
Каблучками я стучу (ковырялочка),
Пляску русскую учу (дробь)
Пляска русская моя замечательная!
Сяду-встану, сяду-встану
И как мячик поскачу.
Приседать я не устану,
Я танцором стать хочу.
И по снегу все пойдем.
По сугробам высоко
Ноги поднимаем,
А по льду совсем легко,
Тихонечко шагаем.
Мы деревья и кусты
Змейкой обойдем,
И к пушистой елке
Вскоре мы придем.
Но дырявую немножко.
Широко гармошка пела,
По-гусиному шипела.
Мухи танцевали,
Увидали паука,
В обморок упали.
А вот шейки отдыхали.
Ну-ка, шейка, повертись,
Ну-ка, шейка, порезвись
Всем привет на свете:
Мамам, папам, детям!
Мы своей головкой покачаем ловко:
Ой-ой-ой, покачаем головой.
И должен знать повадки всех зверей.
Припев: тот же
Игра «Солдаты» (пальчиковый игротренинг)
Ладони сомкнуты. Мизинцы — дети (говорят тоненьким голосом).
Безымянные пальцы — мама (говорит обычным голосом).
Указательные пальцы — солдаты (говорят басом).
Скрещенные большие пальцы — порог избы.
Ночь. В избе все спят. Раздается стук.
Солдаты. Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.
Дети. Кто там? Мизинцы постукивают друг о друге.
Солдаты. Два солдата. Указательные пальцы постукивают друг о друга.
Пришли переночевать!
Дети. Спросим у мамы. Мизинцы постукивают друг о друге.
Мама. Что, дети? Безымянные пальцы постукивают друг о друга.
Пришли переночевать!
Мама. Спросите у папы! Безымянные пальцы постукивают друг о друга.
Дети. Папа! Мизинцы постукивают друг о друге.
Папа. Что, дети? Средние пальцы постукивают друг о друга.
Дети. Два солдата. Мизинцы постукивают друг о друге.
Пришли переночевать,
Папа. Впустите! Средние пальцы постукивают друг о друге.
Дети. Входите! Мизинцы постукивают друг о друге.
Солдаты. Ах,
Указательные пальцы «пляшут», совершая перекрестные движения.
Какая благодать,
Что пустили ночевать!
Сомкнутые ладони повернуть пальцами к груди, затем следует быстрый оборот рук на 180″ так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед
Ольга Агеева
Режиссерские игры в детском саду
Режиссерские игры в детском саду необходимо организовывать в следующих целях :
Научить детей свободно общаться, легко вступать в диалог;
Показать, что такое речевой этикет;
Научить детей говорить выразительно, осмысленно, выслушивать собеседников;
Показать детям, что такое «принимать решения» , создавая искусственные ситуации, в которых необходимо сделать выбор.
Для проведения режиссерских игр необходимы специальные атрибуты – герои и декорации, с помощью которых ребенок сможет воспроизводить придуманную им ситуацию. Воспитатель может только задавать ему тему, подсказывая в некоторых моментах. Лучшая режиссерская игра в старшей группе – это кукольный театр, в котором ребенок сможет дать волю своему воображению и показать настоящее представление всем одногрупникам. Особенности режиссерских игр в детском саду
Игры малышей разного возраста имеет свои особенности.
Режиссерская игра в младшей группе имеет очень простой сюжет. Все действия производятся над одним персонажем, которого кормят, купают, одевают, выводят на прогулку и т. д.
По мере приобретения навыков, игры усложняются . И режиссерская игра в средней группе отличается уже большим разнообразием. Героев становится больше. А в основе сюжета просматривается хорошо знакомая малышу сказка или просмотренный намедни мультик. Появляются оценочные суждения – злой волк, трусливый зайчик и т. д.
Кроме ролевых игр, ребенок начинает осваивать сюжетно-ролевые. Т. е. в игре уже могут принимать участие другие дети.
Режиссерская игра детей в старшей группе приобретает большую динамику. Малыши чаще используют предметы-заместители. Так, одна игрушка может наделяться разными качествами и выполнять совершенно разные роли.
Не теряют своей актуальности режиссерские игры и в подготовительной группе. Играя, малыши с удовольствием продолжают совершенствовать свои навыки и испытывают счастье от творчества.
Режиссерские игры в ДОУ (дошкольном общеобразовательном учреждении) помогают всестороннему развитию ребенка и способствуют полноценному развитию личности.
Режиссерская игра в младшей группе
Маленькие дети в возрасте 2-3 лет ни всегда самостоятельно способны играть в задуманные взрослыми игры . Не стоит навязывать им свой сюжет, а для начала воспитателю следует показать наглядный пример, объяснив, как играть, управляя героями и придумывая сценариий.
Режиссерская игра «Колобок»
Отличным наглядным примером режиссерской игры в младшей группе может стать воспроизведение сказки. За пример можно взять несложную русскую народную сказку «Колобок» , которая наверняка будет известна каждому ребенку в группе. Для начала самостоятельно подготовьте куклы главных героев сказки. В том случае, если у вас нет кукол, то вы можете сделать всех героев из бумаги, создать импровизированный театр и управлять в нем тем, как будет разворачиваться сюжет. Важно, чтобы Колобок, Баба, Дед, Лиса, Волк и Медведь имели каждый свой характер, передавайте их настроение голосом, дыханием, другими звуками, чтобы они смогли ожить в воображение ваших маленьких зрителей.
Постарайтесь полностью воспроизвести весь сюжет сказки, а в заключительной части подведите итог, рассказав, чему научила эта сказка детей. Проведя такое показательно выступление, вы наглядно дадите понять, что такое режиссерская игра , это наверняка заинтересует детей и они начнут импровизировать. Прекрасная режиссерская игра в средней группе, это игра в «Семью» , в ходе которой педагог сможет узнать, какую роль ребенок отдает семье в своей жизни, как себя в ней чувствует.
Режиссерские игры в ДОУ профессиональной направленности
Режиссерские игры в ДОУ профессиональной направленности – это лучшая возможность рассказать детям о разных профессиях, дать понять, что «все профессии нужны – все профессии важны!» . Лучше всего проводить такие режиссерские игры в подготовительной группе, за тему можно взять игры во врачей , учителей, садовников, поваров и др.
Правильно организованная режиссерская игра помогает рассказать о многом новом и неизведанном, развивать детское воображение и мышление, что очень важно на всех этапах взросления.
Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры , специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер , строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е. Е. Кравцова) .
Д. Б. Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка . В силу своего своеобразия они представляют особый интерес для психологии детской игры , так как именно в режиссерской игре проявляются личностные особенности ребенка.
" Режиссерская игра представляется тем сплавом, в котором социальное и индивидуальное предстают в диалектическом переплетении и доступны наблюдению и контролю". У режиссерской игры исключительные возможности в плане применения ее для диагностики с целью последующей коррекции личностного развития детей. (Гаспарова Е. М. 1989) .
Режиссерская игра свидетельствует о том, что ребенок активно присваивает культуру, отображая то, что представляет для него первостепенную ценность. Создавая и озвучивая предметный мир, ребенок воплощает собственные замыслы, свое видение окружающей действительности. Поэтому режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника и в тоже время одно из немногих средств, которые позволяют взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.
Ребенок, подобно режиссеру представляет , как будут взаимодействовать разные персонажи, что в результате этого произойдет. Он смотрит на воображаемые события и оценивает их с разных позиций. Научившись действовать с разных точек зрения в режиссерской игре , ребенок легче овладевает общением со сверстниками как самоценной деятельностью.
Предметный мир режиссерской игры чрезвычайно многообразен : это и игрушки, и разнообразные предметы, на которые ребенок переносит функции тех игрушек, которых не хватает для реализации сюжета. Это свидетельствует о том, что в режиссерской игре ребенок овладевает способностью переноса функций с одного предмета на другой, появляется механизм замещения, благодаря которому идет становление подлинной игры – символической деятельности.
Конспект проведения режиссерской игры для средней группы "Теремок"
Цель: Разыгрывание с детьми знакомой сказки «Теремок».
Задачи:
Образовательные:
Научить детей воспроизводить действия персонажей сказки;
Совершенствовать звуковую культуру речи, повторяя звукосочетания;
Развивающие:
Развивать связную речь детей, познавательные способности в процессе игры; воображение, память, произвольное движение рук.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к сказкам и сопереживать их героям.
Дидактический материал: Материалы к сказке теремок, игровое поле.
Роли: Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-побегайка, лисичка-сестричка, волк-серый бочок, медведь.
Ход игры:
Ребята давайте с вами сыграем в интересную сказку «Теремок».Ребята, а вы знаете, какие животные живут в теремке?
Теперь давайте выберем, кто кем хочет быть. Кто у нас первый в сказке появляется? (мышка)
Кто хочет быть мышкой? Второй кто?(лягушка-квакушка.) Кто будет лягушкой?
Кто следующий приходит? (зайчик-побегайчик) Кто у нас будет зайкой?
А хитрой лисичкой-сестричкой, кто будет? Потом у нас приходит волчок, кто им будет?
И последний у нас кто? (медведь) А кто у нас за мишку будет играть?
Да
Дети перечисляют
животных: мышка-
норушка, лягушка-
квакушка, зайчик-
побегайчик, лисичка-
сестричка, волчок-серый
бочок, медведь косолапый
Основная
-Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
Саша:- Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
-Никто не отзывается. Вот она и вошла и стала жить в теремке. Прискакала лягушка-квакушка:
Олеся:- Теремок-теремок! Кто в
тереме живет?
Саша : -Я, мышка-норушка, а ты кто?
Олеся: - А я лягушка-квакушка.
Саша: -Ступай ко мне жить.
-Вошла лягушка, и стали вдвоем жить. Прибежал зайчик:
Петя:
Саша: -Я, мышка-норушка,
Олеся: -Я, лягушка-квакушка, а ты кто?:
Петя: -Я зайчик- побегайчик.
Олеся: -Ступай к нам жить.
Женя: -Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
Саша: - Я Мышка-норушка
Олеся: - Я лягушка-квакушка,
Петя: -Я, зайчик-побегайчик, а ты кто?
Женя: - А я лисичка-сестричка.
Дети: -Иди к нам.
-Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
Дима: -Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
Дети: -Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, а ты кто?
Дима: -А я волчок-серый бочок.
Дети: Иди к нам жить!
-Стали пятеро жить. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок остановился и заревел:
Миша: -Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
Дети: -Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок.
Миша: -А я медведь-косолапый!.
Дети: -Иди к нам жить.
-Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:
Миша : -Я лучше у вас на крыше буду жить.
Дети: -Да ты нас раздавишь!
Миша: -Нет, не раздавлю.
Дети: -Ну так влезай!
-Влез медведь на крышу и только уселся и затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Выбежали звери, расстроенные, не знают, где им жить теперь. Но потом договорились каждый по веточке, да по бревнышку принести, чтобы теремок заново смастерить.
Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили! И стали дружно жить-поживать и добра наживать.
Помощь детям в словах их героев, если они их забывают.
Заключительная
Ребята, вам понравилось играть свои роли? Тяжело ли вам было озвучивать свои роли?
Даже ребята если вам и было трудно вы все равно большие молодцы, хорошо каждый сыграл свою роль! Спасибо, мне было приятно с вами поиграть!
Да
Да / нет
Вопросы и похвала
Детская игра в театр раскрепощает и рождает удивительную, радостную атмосферу, помогает развить артистические способности, сформировать адекватный современным потребностям стиль поведения, приобщает к музыкальной культуре, художественной литературе, в увлекательной форме знакомит с правилами этикета, фольклором и национальными традициями. Поэтому так важно, чтобы театральная игра присутствовала в жизни дошкольника, а педагоги не забывали о таких интересных, оригинальных и творческих формах работы с малышами, как спектакль и концерт, импровизация и этюд.
Мир кукольного театра - это невинность детства, его чистота и непосредственность, и мудрость философа. Для меня театр кукол всегда таит особое очарование, поскольку является уникальным явлением в сфере искусства: по своей удивительной простоте и, одновременно, по своей многозначности это настоящая Вселенная таинственного и образного, загадочности и фантазии. Возникая в реальном времени и пространстве, театр кукол возвращает нашим душам истинную сущность…
Деятельница индийского театра кукол Капила Ватсяаян
Театрализованная игра - это основа театрального занятия, одна из ведущих форм театрализованной деятельности в детском саду, в рамках которой дети разыгрывают в лицах литературный, сказочный сюжет или сцену из реальной жизни с помощью специальных инструментов для передачи образа, таких как, мимика, жесты, выразительная речь, пластика тела. Режиссёрская игра пробуждает воображение и фантазию, открывает в личности ребёнка скрытые таланты, раскрывает творческий потенциал. Игра-драматизация развивает внимание, память, способствует свободному самовыражению, помогает преодолеть коммуникативные проблемы и психологические зажимы, почувствовать уверенность в собственных силах.
Цели проведения:
Театрализованная игра пробуждает интерес к индивидуальному и коллективному творческому поиску
Две противоположные тенденции, препятствующие реализации творческих возможностей детской игры в театр:
Преодолеть противоречивую проблему поможет изучение и освоение технологии театрализованной игры, на основе которой педагоги будут выстраивать плодотворную работу со своими воспитанниками.
https://youtube.com/watch?v=xeRY9-iTp-w Video can’t be loaded: РАЗВИТИЕ РЕЧИ и ПАМЯТИ I Кукольный Театр | Советы Родителям 👪 (https://youtube.com/watch?v=xeRY9-iTp-w)
Спектр игровых приёмов в старшей группе является достаточно разнообразным:
Разыгрывание детьми сценок в форме самостоятельно придуманного диалога развивает воображение и коммуникативные способности
В зависимости от модели поведения педагога приёмы могут быть:
Расскажи стихи с помощью мимики и жестов. «Убежало молоко» (М. Бородицкая) Убежало молоко. Убежало далеко! Вниз по лестнице скатилось, Вдоль по улице пустилось, Через площадь потекло, Постового обошло, Под скамейкой проскочило, Трёх старушек подмочило, Угостило двух котят, Разогрелось - и назад. Вдоль по улице летело, Вверх по лестнице пыхтело И в кастрюлю заползло, Отдуваясь тяжело. Тут хозяйка подоспела: - Закипело? Закипело! В пантомиме участвуют все дети. Перед началом можно вспомнить и спросить детей, видели ли они, как «убегает» из кастрюли молоко. Стихотворение читается несколько раз, уточняются движения и мимика. Детей можно разделить на подгруппы: зрители и актёры, затем они меняются ролями. |
Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В. Степанов) Цель: развивать пантомимические навыки. Воспитатель читает, дети имитируют движения. Был у зайки огород, Ровненьких две грядки. Там играл зимой в снежки, Ну а летом - в прятки. А весною в огород Зайка с радостью идёт! Но сначала всё вскопает, А потом всё разровняет. Семена посеет ловко И пойдёт сажать морковку. И глядишь - на грядке вновь Вырастут горох, морковь. А как осень подойдёт, Урожай свой соберёт. И как раз - здесь закончился рассказ! |
«Договорим то, чего не придумал автор» Цели:
Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». |
«Песенное творчество»
|
Игры на развитие пластики: Цель: развивать двигательную способность, моторику разных частей тела, координацию движений, умение выполнять движения по тексту.
|
Игры на развитие пластики:
|
Начинать занятия по театрализованной деятельности можно с загадок по мотивам популярных сказок:
Игра является ведущей психической деятельностью дошкольников, это наиболее интересный и понятный ребёнку способ переработки и выражения информации, эмоциональных реакций. У детей 5–6 лет выражена актуальная потребность в коллективной театрализованной деятельности, игры отличаются разнообразием тематики, сложностью и развернутостью сюжетов. В играх находят отражения события и переживания как из личного опыта дошкольников, так и выходящие за рамки их личного опыта, происходящие в жизни страны и всего мира.
Театрализованная игра выступает действенным средством социализации дошкольника, поскольку в процессе проигрывания различных ситуаций, сценок, сказок происходит осмысление их нравственного подтекста и освоение норм поведения, эмоциональное и речевое развитие ребёнка.
Драматизация - самостоятельное разыгрывание ребёнком литературной или сказочной истории или сценария по мотивам стихотворения, потешки, фольклорного произведения. Старших дошкольников такая игра привлекает тем, что в ней необходимо взаимодействовать с людьми и подключать свой жизненный опыт, проигрывать различные роли, импровизировать.
Классический вариант игры-драматизации предполагает запоминание и озвучивание ребёнком-артистом готового текста роли, но допускается и свободный вариант творческой игры «на свой лад» без предварительной проработки. Образ создаётся с помощью интонации, выразительной мимики и жестикуляции, пластики движений. Дети перевоплощаются в литературного или сказочного героя, невольно наполняя его образ своими личностными чертами. Драматизации могут разыгрываться без зрительской аудитории или в жанре концертного представления. Если они проводятся с использованием традиционной театральной атрибутики (сцена, декорации, костюмы и т. д.), то называются театрализациями.
Виды драматизации:
https://youtube.com/watch?v=gSYIvpw8gNk Video can’t be loaded: Детская сказка «Гуси Лебеди 2015» (Видео для развития детей) (https://youtube.com/watch?v=gSYIvpw8gNk)
https://youtube.com/watch?v=Pw0e8bsMdWU Video can’t be loaded: Театральная постановка Мойдодыр, детский сад 328 Красноярск (https://youtube.com/watch?v=Pw0e8bsMdWU)
https://youtube.com/watch?v=5reFj-G062M Video can’t be loaded: Сценка-шутка «Семья» (видео от Валерии Вержаковой) (https://youtube.com/watch?v=5reFj-G062M)
Режиссёрская игра - ребёнок, как режиссёр или постановщик театрального действия, управляет игрушками, марионетками или их аналогами, произносит слова за «актёров» и одновременно является рассказчиком. Режиссёрские игры могут быть как индивидуальными, так и коллективными, требующими согласованности действий и творческих идей.
В процессе режиссёрской игры ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами-заместителями
Классификация режиссёрских игр:
https://youtube.com/watch?v=RwLEwQsz8t4 Video can’t be loaded: «По щучьему велению» показывают дети старшей группы (https://youtube.com/watch?v=RwLEwQsz8t4)
В старшей группе плановые занятия по театрализованной деятельности проводятся 2 раза в неделю в течение 25 минут, некоторые из них могут быть проведены в оригинальной форме театрализованной игры. Однако не стоит ограничиваться узкими временными рамками проведения игры, возможно увеличение деятельности занятия или разбивка работы над драматизацией на несколько занятий. Структура игрового занятия в целом не отличается от классической трёхчастной модели (организационная, основная и итоговая) любого занятия в детском саду, но проведение игры-драматизации или режиссёрской игры потребует от педагога предварительной работы. Кроме того, следует учитывать специфику игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Проведение любых театрализованных игр требует творческого подхода и внимательного отношения педагога
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. У ребят 5–6 лет театральная игра характеризуется следующими особенностями:
В старшей группе усложняются и совершенствуются исполнительские навыки детей, развивается коллективное сотрудничество
Игровые позиции и умения, которые формируются в процессе приобретения опыта театрализованной игры:
Подготовительный этап:
Работа над музыкальным сопровождением является важной составляющей театральной постановки
Организационная часть театральной игры длится не более 5 минут и призвана эмоционально настроить ребят на творческую работу, активизировать их внимание. Педагог традиционно использует сюрпризный момент, загадки, стихотворения, просмотр иллюстраций, прослушивание песен.
Вводная часть театральной игры призвана эмоционально настроить ребят на творческую работу, активизировать их внимание
Основной этап игры в театр посвящён непосредственному разыгрыванию детьми сказочного или литературного сюжета. В старшей группе продолжительность основной части занятия в соответствии с возрастными нормами составляет примерно 15–20 минут.
Основной этап игры-драматизации посвящён разыгрыванию детьми сказочного или литературного сюжета
Итоговая часть (2–3 минуты) - воспитатель благодарит всех участников спектакля и зрителей, дети делятся впечатлениями и анализируют постановку, обсуждая такие вопросы:
Сценка «Непослушные внуки» | Тренирует навыки интонационной выразительности речи. Детей распределяют по парам. Первая пара перевоплощается в бабушку и дедушку, а вторая будет изображать разные модели поведения внуков. Бабушка и дедушка настойчиво уговаривают детей съесть какое-либо блюдо (каша, суп…). Оба малыша отказываются от предлагаемого им блюда, но делают это в разной манере: внучка - демонстративно капризничает и явно раздражает своим поведением старших; внук - выбирает вежливый стиль отказа, поэтому бабушка и дедушка снисходительно уступают ему. Этот же сюжет можно разыграть в варианте с малышами-животными, например, щенки должны лаять, утята крякать. |
Пантомима «Лепим снеговика» | Воспитатель проговаривает последовательность действий, а дети выразительными жестами их имитируют. В.: «Представьте, что у нас проходит занятие по лепке. Вы расселись за рабочими столами, приготовили цветной пластилин, дощечки, стеки. Отщипываем кусочек пластилина и раскатываем большой шарик для туловища нашего снеговичка, затем шарик поменьше для головы. Итак, приступаем к работе. А что же делаем затем? Верно, лепим мелкие детали: глазки, носик, ротик, ведёрко. Отлично, а теперь покажите друг другу свои поделки, рассмотрите и с помощью мимики и жестов проявите свою эмоциональную реакцию». |
«Сказка на новый лад» | В.: «Представьте, что вы оказались в сказке «Гуси-лебеди», встретили на лесной поляне Машеньку, которая ослушалась наказа батюшки и матушки, оставила своего маленького братца без присмотра и беззаботно играет с подругами. Расскажите, о чём бы вы с ней поговорили, как помогли спасти Ванечку, в какое путешествие отправились, какие приключения пережили, с кем повстречались»… |
«Помоги зайке» | Дети вместе с воспитателем вспоминают известное стихотворение А. Барто про зайку, которого бросила хозяйка. Воспитатель берёт в руки мягкую игрушка зайчика и обращается к детям со словами: «Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький зайчонок. Он совсем одинокий и несчастный, он промок и хочет кушать. Каждый из вас может его подержать, приласкать, согреть, накормить, сказать ему добрые искренние слова». Дети по очереди берут игрушку в руки, воспитатель помогает найти нужные слова. |
«Цветочная поляна» | Звучит красивая мелодия, дети сами придумывает танцевальные движения, пластически изображая танец цветов на поляне. Затем музыка внезапно прерывается, это резкий порыв ледяного ветра заморозил цветы (малыши замирают в статической позе). |
«Пантомимы-миниатюры» |
|
Игры-этюды |
|
«Пейзаж» - игра на развитие воображения | В.: «Ребята, вообразите, что вы художники. Ваши руки - кисти, которыми вы набираете зелёную краску и рисуете сочную, нежную траву. Жёлтой краской изобразим круглое солнышко с тонкими лучами, милой улыбкой и счастливыми глазами. Теперь нарисуем высокое голубое небо. Ой, а что так благоухает? Рисуем цветы на полянке. Какие? Пусть это будут белоснежные ромашки. Прислушайтесь, кажется, это ветер напевает весёлую песенку, а где-то неподалёку журчит ручей». |
«Электроник и клоун» | Игра-перевоплощение, нацеленная на развитие способности имитировать движения. Изображение механического способа передвижения мальчика-робота требует мышечного напряжения рук, ног, корпуса. Руки плотно прижаты к корпусу, ребёнок делает резкие повороты, наклоны, шаги в разных направлениях, сохраняя неподвижное, застывшее положение шеи и плечевого пояса. Гибкие, пластичные телодвижения гуттаперчевого тряпичного клоуна совсем иные, они связаны с необходимостью расслабить тело, выполняя толчкообразные раскачивания корпуса. Активно и энергично поднимаются руки, голова совершает круговые движения, ступни плотно прижаты к полу. |
«Мимические фантазии» | Изобразить эмоциональную реакцию, настроение, ощущение: интересно-скучно, грустно-весело, холодно-жарко, сладко-кисло, рассердились-помирились. |
«Дары осени» | В.: «Дружно идём в сад, вдыхаем сладкий аромат фруктов. Стараемся дотянуться до груш и яблок, поднимаем поочерёдно правую и левую руки. Пытаемся сорвать фрукты в прыжке (подпрыгиваем на месте с поднятыми вверх руками). Как же достать яблоки и груши? Нам поможет лестница. (Дети имитируют подъём по лестнице.) Срываем фрукты и кладём в корзинку. Всё, урожая собрали, устали, садимся, закрываем глаза и расслабляемся». |
Название, автор | Сценарий |
Игра-драматизация сказки «Теремок», Нейронская М.Б. | Сказочница: Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок. Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? Вдруг по полю мышка бежит. У дверей остановилась и стучит. (Музыка). Мышка: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? Сказочница: Забежала мышка в теремок и стала там жить-поживать. В теремочке тепло, а на улице ветер дует, холод навевает. И вот по полю скачет лягушка, остановилась у теремка. Лягушка: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? Мышка: Я мышка-норушка, а ты кто? Лягушка: А я лягушка-квакушка. Какая славная избушка, пусти к себе жить! Мышка: Ой, какая забавная лягушка, иди ко мне жить! Сказочница: Забежала лягушка-квакушка в теремок, и стали они жить вместе. И тут к теремочку бежит зайчик. (Подбегает к теремку). Зайчик: Терем, терем, теремок. Кто, кто в теремочке живёт? Мышка: Я мышка-норушка. Лягушка: Я лягушка-квакушка. А ты кто? Заяц: Я зайчишка-шалунишка. У вас чудесная избушка! Лягушка: Да пусть живёт, втроём не хуже! Такой помощник очень нужен! Сказочница: Забежал зайчонок в теремок, и стали они жить в нём все вместе. Кто бежит к теремочку? А-а! Да это лисичка-сестричка. Лиса: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? Перечисление героев сказки. Все: Заходи к нам жить! Сказочница: И лисичка-сестричка поселилась в теремочке. И вот к теремочку бежит волчок - серый бочок. Волк: Терем, терем, теремок! Кто в тереме живёт? Ответы персонажей. Волк: Можно с вами буду жить? Не с кем мне в лесу дружить… Все: Заходи к нам, волк, мы тебя чаем угостим. Сказочница: Весело живут звери в теремочке. Но что за шум? Что за треск? Почему кусты гнутся, сучки ломаются? Кто же к нам пробирается? Ой, да это же мишка-топтыжка. Медведь: Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в невысоком живёт? Ответы персонажей. Медведь: А я, медведь, с вами жить хочу! Все: Заходи к нам жить! Под тяжестью Медведя теремок разваливается. Мышка: Зима идёт, а ты наш дом сломал, куда теперь мы все пойдём? Медведь: Простите, я ведь не нарочно! Давайте новый строить! Все звери: Точно! Побольше, чтоб и мишка влез, построим терем до небес!!! Сказочница: Хоть и виноват медведь, мы ему поможем! Чем о домике жалеть, лучше новый сложим! Конструирование из мягких модулей-блоков. Все дружно строят теремок под весёлую музыку. |
Игра-драматизация сказки «Репка», Артёмова Л.В. | Ведущий: Посадил дед репку (Выражает с помощью мимики и жестов одобрение старанию и трудолюбию деда). Выросла репка большая-пребольшая (Поражён её размерами). Стал дед репку из земли тянуть. Все: Тянет-потянет - вытянуть не может. Ведущий: Вот так репку вырастил дед, и справиться с ней не может! Но у него много помощников. Кого позовём? Дед: Бабка, помоги! Ведущий: Не идёт бабка, не слышит. Хлопочет по хозяйству. Позовём бабку? Все: Бабка, помоги! Бабка. Иду, иду! Ведущий: Бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут (Выражает удивление от того, как крепко репка сидит в земле). Позвала бабка внучку. Бабка: Внучка, помоги! Ведущий: Спешит внучка на помощь старикам. Внучка. Иду, иду! Ведущий: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку… Все: Тянут-потянут, вытянуть не могут (Удивлены). Ведущий: Позвала внучка собачку Жучку. Жучка не задержалась. Жучка: Гав-гав-гав, бегу! Все: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут (Очень огорчены). Ведущий: Позвала Жучка кошку. Жучка: Мурка, помоги! Ведущий: Не идёт кошка, лежит нежится, не слушает Жучку. Давайте позовём все вместе. Все: Мурка, иди же! Не справятся без тебя! Мурка: Иду, иду! Все: Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут (Терпение зрителей и «актёров» кончается, на их лицах отчаяние от бесконечных неудач). Ведущий: Позвала кошка мышку. Мышка попискивает от страха, но все же спешит на помощь (Подбадривает мышку, успокаивает её). Все: Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянули репку! (Радуются). Если дети хотят продолжить игру самостоятельно, помогите им надеть атрибуты. Понаблюдайте, что они могут делать сами, в чём нужна ваша помощь. По ходу игры привлекайте детей проговаривать цепочку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку и т. д. Если желающих тянуть репку слишком много, можно предложить им шапочки с изображениями других животных, которые пришли на помощь. Игра получится очень весёлой и интересной, если ведущий будет по ходу её вставлять примерно такие реплики: - Бабушка, вам не тяжело работать на огороде? Внучка вам помогает? - Дедушка, часто ли вы окапываете репку, свой огород поливаете? - А кто вам помогал? - Что ещё растёт на ваших грядках? - Внучка Машенька, ты не забыла прополоть грядки, чтобы репка лучше росла? - Мурка, не ленись, пора просыпаться. Все уже давно встали. - Мышка, без тебя не вытащить нам репку, помоги. В конце игры, когда вытянутая репка будет лежать на земле, предложите ребятам поводить хоровод вокруг такой большой репки, устроить праздник урожая. Можно пригласить гостей, соседей, чтобы они посмотрели, какая красивая репка выросла на огороде, угостить их. |
Драматизация сказки «Заюшкина избушка», Рослякова Н.А. | Ведущий: У лесочка на опушке в лубяной своей избушке Мирно Заяц жил косой рядом с рыжею Лисой. Но ленивая Лисица не желала потрудиться - дом построить лубяной, а вселилась в ледяной. Вот весною лёд растаял, ледяной избы не стало… Стала хитрая Лисица к Заюшке на двор проситься. (Лиса подходит к калитке, стучит). Лиса: Ты пусти уж, сделай милость! Заяц: Не пущу: зачем дразнилась? (Задумывается, махнув лапой, добродушно улыбается). Ну да ладно! Не до ссор… Проходи, Лиса, во двор! (Лиса проходит во двор). Ведущий: Без избушки сыро, плохо… Принялась Лисица охать. Ночь промаялась без сна, Зайца просит вновь она. (Лиса, охая, приближается к крыльцу, говорит заискивающе). Лиса: Ты пусти хоть на крылечко… Много ль надо мне местечка? Добрый Заинька, прости, Пожалей меня, пусти! Заяц (из окошка): Надо Лисоньку пустить, Чаем сладким напоить! (Заяц выходит на крыльцо, протягивает Лисе кружку чая; Лиса пьёт чай и устраивается на крылечке). Ведущий: Третий день настал. Лисица в двери к Зайчику стучится. Лиса: Я озябла на крылечке. Мне б на лавку, ближе к печке. (Заяц открывает дверь, Лиса входит в избу и садится возле двери). Ведущий: На четвёртый день опять Стала к Зайцу приставать С тихой, ласковою речью. (Лиса осторожно, мелкими шажками приближается к Зайцу и робко просит). Лиса: Заинька, пусти на печку… (Заяц обращается к залу). Заяц: Как ей тут не уступить?! (Лисе) Полезай уж, так и быть! (Лиса залезает на печку). Ведущий: Заяц, доброе сердечко, Рыжую пустил на печку. День-другой прошёл. Лисица вдруг затеяла браниться. Лиса (с печи громко, вызывающе): Не желаю жить с тобой! Убирайся вон, Косой! (Лиса бросает Зайцу узелок с вещами; Заяц выходит из дома, садится поодаль на пенёк и плачет). Ведущий: И Зайчишку прогнала, Узелок лишь отдала. Сел Зайчишка на опушке И, прижав от страха ушки, Начал горько-горько плакать… (Бежит Собака, подходит к Зайцу). Ведущий: Подошла к нему собака. Собака: Тяф! Тяф! Тяф! О чём ты плачешь? Почему, дружок не скачешь? Заяц (продолжая всхлипывать): Жил я в лубяной избушке, Здесь, на этой вот опушке, А Лисица - в ледяной. Как растаял лёд весной, Жить ко мне она пришла Да меня же прогнала. Собака: Полно, слёз не лей ты боле! Помогу твоему горю! (Собака подходит к избушке). Собака: Тяф! Тяф! Тяф! А ну, Лиса, Убирайся вон в леса! Ведущий: А Лисица-то с печи Громким голосом кричит. Только клочья полетят. Если же не хочешь драки, Убирайся вон, Собака! (Собака, испуганно потявкивает и убегает. Заяц опять начинает плакать. К нему бежит Волк). Ведущий: Снова Зайка горько плачет, Не зовёт друзей, не скачет. Вот бежит к нему Волчок… Волк: Что ты, Заинька, не вёсел Буйну голову повесил? Заяц: Как же мне не плакать, Волк? Жил я в лубяной избушке, Здесь, на этой вот опушке, А Лисица - в ледяной. Как растаял снег весной, Жить ко мне она пришла И меня же прогнала!!! Волк: Помогу твоему горю, Лиску, рыжую плутовку, Прогоню я быстро, ловко!!! (Подходит к избушке, стучит в окно). Волк: Эй, Лиса, поди с печи!!! Лиса: Кто там хочет калачи? Вот как выскочу сейчас, Только клочья полетят… Волк: Ладно, Заинька, пока… Шкура очень дорога… (Волк поглаживает шерсть и убегает. Заяц опять начинает плакать). Медведь (добродушно): Полно, Заинька, реветь! Ты, ответь мне, сделай милость, Что за горе приключилось? Заяц: Как не плакать, дедушка, Дедушка-Медведушка? Жил я в лубяной избушке, Здесь на этой вот опушке, А Лисица - в ледяной. Как растаял снег весной, Жить ко мне она пришла Да меня же прогнала. Медведь: Не горюй, дружок! Лису… Я заставлю Жить в лесу… (Медведь подходит к избушке и рычит). Ведущий: Мишка грозно зарычал, Во весь голос закричал: Медведь: Ну-ка, рыжая Лиса, Вон ступай в свои леса! Ведущий: А Лиса ему с печи громким голосом кричит. Лиса: Вот как выскочу сейчас, Искры полетят из глаз! Убирайся сам, Медведь, На меня не смей реветь! (Медведь сердито машет лапой и уходит) Ведущий: Даже Мишка не помог…. Жалко Зайку… На сцене появляется Петух с косой на плече, подходит к плачущему Зайцу. Ведущий: Вот идёт Петух с косой!!! Петух: Плачешь ты о чём Косой? Заяц: Жил я в лубяной избушке, Здесь на этой вот опушке, А Лисица - в ледяной. Как растаял снег весной, Жить ко мне она пришла И меня же прогнала. Петух (уверенно, весело): Не горюй, приятель! Вскоре Твоему поможем горю! Покажу Лисе косу, Живо выгоню Лису! Заяц (всхлипывая): Да её Собака гнала, Да с испугу убежала. Волку - шкура дорога… Гнал её и сам Медведь недавно… Ты не справишься подавно! (Петух направляется к избушке). Ведущий: Петух к избушке, Что стояла на опушке, Подошёл… Пошла потеха! Стало рыжей не до смеха! Петух: Ку-ка-ре-ку! Вон, Лиса! Вот возьму косу на плечи… Я иду Лису посечи! Лиса (испуганно): Что ты, Петя, не спеши! Мне одеться разреши! Петух: Прекрати пустые речи! Прочь пошла, плутовка, с печи! (Лиса прыгает с печи и убегает). Ведущий: Ох и струсила Лиса… Прыг с печи да и в леса, Припустила во весь дух: Напугал её Петух. С той поры Зайчишка с Петей Лучшие друзья на свете. На лесной живут опушке, В лубяной своей избушке. И теперь из самовара Чай морковный пьют на пару, Сушки-пряники жуют, Веселятся и поют… (Заяц и Петух поют и танцуют). Убежала Рыжая Рыжая - бесстыжая! Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Испугалась Петуха! |
Игра-драматизация по сказке «Курочка-ряба», Гравель И.А. | В сказке принимают участие: Дед, Баба, Курочка, Мышка. Предварительная работа. В зале стоит деревенский плетень. Дом-ширма. Миски для курочки. Звучит композиция «Пение птиц». Ведущая: Жили-были дед да баба. (По очереди появляются Дед и Баба). И была у них курочка Ряба. (Появляется курочка). Дед да баба курочку очень любили. (Дед и баба гладят курочку). Кормили её и поили. Дед: Ешь, моя курочка, ешь, поправляйся. Зёрнышко за зёрнышком, клюй, забавляйся. У меня в закромах полным-полно. В амбаре у меня Золотое зерно. (Кормит курочку). Баба: Пей, моя курочка, пей, моя птичка, У меня в ведёрочке хватит водички, Напьёшься, пойдёшь за ворота гулять. А я тебе водички добавлю опять. (Выносит ведро с водой и наливает в блюдце воду). Курочка: Ко-ко-ко, ко-ко-ко. (Уходит и продолжает кудахтать за сценой). Дед: Знать, снестись хочет Курочка Ряба. Слышишь, как кудахчет. Погляди-ка, баба. Баба: Да и то, старинушка, дай-ка погляжу. За яичком свеженьким поскорей схожу. (Баба уходит. Дед ковыляет за ней). Ведущая: И снесла курочка яичко, да не простое, а золотое… Дед: Вот так яичко, очень уж большое. Видела ль ты, баба, где-нибудь такое? Баба: Погляди, яйцо не простое, аль не видишь, старый? Яйцо золотое. Дед: Золотых яичек не видал ни разу, Знать там, в середине жемчуг да алмазы. (Бьёт по яйцу рукой 4 раза). Баба: Бить его ладошкой вовсе толку нет. Кулаком с размаху, вот как надо, дед. (Бьёт по яйцу кулаком 4 раза, в это время дед уходит и приносит деревянную ложку). Дед: Погоди-ка, баба, отойди немножко. Я его покрепче хлопну этой ложкой. (Бьёт по яйцу ложкой. В это время баба выносит коромысло). Баба: Стукать его ложкой вовсе нету смысла, Отойди немножко, стукну коромыслом. (Бьёт коромыслом. Дед несёт лопату). Дед: Где тебе управиться? Разобью лопатой. (Бьёт лопатой. Баба несёт веник). Баба: Ну-ка, дед, в сторонку, вишь, несу метёлку, Соберусь я с силою и добьюсь я толку. (Бьёт веником. Дед несёт полено). Дед: Бить его метёлкой, что горох о стену. Отойди к сторонке, я его поленом. (Бьёт по яйцу поленом. Баба несёт топор). Баба: Брось своё полено, мало силы в нём, Разобью яичко, острым топором. (Бьёт топором. Дед уходит. Баба оглядывается, деда не видит и тоже уходит). Появляется мышка, она бегает вокруг яйца. Яйцо падает, за ширму и разбивается. Мышка убегает. Появляется ведущая. Заглядывает за ширму. Ведущая: Яичко-то разбилось. (Одновременно выходят дед и баба с большими молотками в руках. Дед замечает, что яйца нет). Дед: Баба, а баба. А яйца-то нет! Баба: Нет! Пропало яичко. Куда же оно девалось??? Батюшки, где же яичко? (Ищут его под столом). Баба: Ребята, вы яичко не брали? Может вы его спрятали? (Ребята отвечают: «Нет!») Баба: А может вы видели, куда оно девалось? (Ребята отвечают). Дед: Постойте, я ничего не разберу. Баба: Давайте мы у И.А спросим. И.А, вы яичко не брали? Ведущая: Нет. Баба: А может быть, вы знаете, куда оно девалось? Ведущая: Знаю, знаю. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. (Дед и баба находят и поднимают по скорлупке). Дед: И вправду разбилось. Баба: Вот одни скорлупки остались. (Дед и баба плачут. Появляется курочка). Курочка: Не плачь, дедушка, не плачь, бабушка, Вам ещё снесёт яичко, ваша Рябушка. (Гладит их по голове). Только больше золотого я яичка не снесу. Дед и Баба: Не хотим мы золотого. Курочка: Я простое принесу. Дед и Баба: Вот спасибо, так спасибо, наша Рябушка. Превеликое спасибо, наша лапушка. Мы яичек бить не будем, и не думай ты о том, Соберём мы их десяток и цыпляток разведём! (Звучит музыка. Курочка начинает танцевать Дед и Баба присоединяются к ней). Необходимые атрибуты: Яйцо из папье-маше, ложка, коромысло, лопата, метла, полено, топор, 2 деревянных молотка. Костюмы:
|
Автор | Красникова Е.В., воспитатель МБДОУ Детский сад №62, Алтайский край, с. Шебалино |
Название | Конспект игры-драматизации для детей старшей группы по мотивам произведения С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» |
Цели, задачи | Цель: учить детей играть в знакомую сказку, самостоятельно выполнять действия в соответствии с ролью. Задачи:
|
Материал и оборудование |
|
Предварительная работа | Чтение и анализ произведения С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», проигрывание этюдов по сказке, рисование на тему «Герой сказки», упражнения на развитие интонационной выразительности. |
Вводная часть | Дети свободно располагаются в группе, воспитатель располагается в месте наибольшего скопления детей и организует совместную деятельность. Сюрпризный момент: (Звучит аудиозапись). «Внимание, внимание, прослушайте радиосообщение. Только сегодня и только здесь открывается детский театр… (шум, шипение, запись прерывается)». Ребята, вы слышали радиосообщение? А я что-то ничего не поняла, давайте ещё раз подробнее послушаем. (Дети совместно с воспитателем прослушивают запись ещё раз). Беседа о театре: Детский театр… как интересно! А вы любите ходить в театр, смотреть спектакли? Тогда нам обязательно нужно попасть в этот театр! Кто со мной? Тогда в путь! Подождите, а кто услышал, как называется театр и где он располагается? Что же делать, мы даже названия не узнали? Получается, что в театр мы не попадём? А мне так хотелось! Я кажется кое-что придумала! А если мы прямо здесь и сейчас сами откроем детский театр? Хотите? Итак, внимание, открывается театр детского сада. А как он называться будет? (Дети придумывают и выбирают название). Где он будет располагаться? Где будет сцена? А зрительный зал? А костюмерная и гримерная? Теперь скажите мне, пожалуйста, какие театральные профессии вы знаете? Кто хочет быть актёром? А зрителями? А можно я буду режиссёром? Чтобы решить, какой спектакль мы будем показывать, нам надо вспомнить, какие произведения мы с вами читали, обсуждали, слушаю ваши предложения. (Воспитатель выслушивает всех по очереди). Итак, мы играем «Сказку о глупом мышонке», кто её автор, кто написал эту сказку? |
Основная часть | Распределение ролей: Вы все хотите быть актёрами, а мне нужны 2 помощника. Как быть? Может кто-нибудь сам согласится? Тогда я предлагаю вам распределить роли и обязанности по-честному. Вытягивайте карточку и смотрите, какая роль вас ожидает. Ну что, актёры, проходите в костюмерную, надевайте костюмы. Как только будете готовы, проходите в гримерную, мы вам нанесём настоящий театральный грим. А мы с помощниками, тем временем, будем готовить сцену и декорации. Дети самостоятельно выбирают и надевают заранее приготовленные костюмы, маски в соответствии с ролью. Освобождённые от роли дети помогают приготовить декорации - кровать мышонка, кресло для мамы-мыши, по моделям нанести грим. Во время нанесения грима «режиссёр» предлагает произнести скороговорку для того, чтобы речь «актёров» звучала ясно и чётко: «33 вагона в ряд тараторят, тараторят, тараторят, тарахтят». Дети совместно с воспитателем воспроизводят содержание сказки. |
Итоговая часть (анализ игры) | Вам понравилась наша игра в театр? Что вам больше всего понравилось? У меня на тарелочке есть карточки красного и зелёного цвета. Подумайте и вспомните, как вы выполняли свою роль, оцените себя: если вы хорошо справились со своей ролью и обязанностями - возьмите зелёную карточку, а если что-то вам не удалось и вы могли справиться лучше - возьмите красную карточку. Спасибо, я думаю те, кто взяли красную карточку в следующий раз будут очень стараться. А я вам предлагаю ещё немного поиграть. Игра называется «Хвалишки». Начиная с меня, мы будем друг друга хвалить. А я хочу вам от себя сказать «спасибо» и отметить, что вы сегодня играли очень дружно, поддерживали и помогали друг другу, с уважением относились к своим друзьям и гостям. |
Театрализация в детском саду помогает разрешить многие насущные проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием и эстетическим развитием детей, формированием коммуникативных навыков, снятием эмоционального напряжения. В основе театрального искусства лежит игра, поэтому оно так привлекает взрослых и детей, способствует большему взаимопониманию и решению конфликтных ситуаций. Дети старшего дошкольного возраста совершенствуют свои исполнительские умения, уровень их психоэмоционального развития позволяет расширить диапазон литературного и фольклорного материала для театральных постановок.
Поделитесь с друзьями!