Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Земли, которые добровольно присоединились к россии. «Добровольное вхождение в состав России»: торжественные юбилеи и историческая действительность Включение разных народов в состав России

Земли, которые добровольно присоединились к россии. «Добровольное вхождение в состав России»: торжественные юбилеи и историческая действительность Включение разных народов в состав России

Трепавлов Вадим Винцерович,
доктор исторических наук,
ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН.

Один из принципиальных вопросов отечественной историографии — трактовка присоединения народов и территорий к России, выстраивание отношений между ними и центральным правительством.

В трудах историков, написанных в течение последних полутора десятилетий, наблюдается отход от прежнего апологетического подхода, учитываются как добровольные, так и насильственные формы присоединения.

В советский период зачастую историки с легкостью объявляли тот или иной народ добровольно вступившим в российское подданство — на основании первого же соглашения, договора местной знати с правительством или с провинциальным российским начальством. Рецидивы подобного подхода встречаются и в наши дни. Юбилеи «добровольных вхождений» вновь стали отмечаться в российских республиках в начале XXI века. Так, на 2007 г. приходится целая череда подобных празднеств. 450-летие «добровольного вхождения в состав России» отметят в Адыгее, Башкирии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, 300-летие — в Хакасии; в следующем году будет отмечаться соответствующая годовщина в Удмуртии (450 лет), затем — Калмыкии (400 лет); в 2001 и 2002 гг. отгремели торжества в Чувашии и Марий Эл... Установленные когда-то, чаще в советское время (как правило, по инициативе регионального партийного руководства), искусственные и конъюнктурные схемы проецируются на интерпретацию реальных исторических процессов.

На самом деле картина была гораздо более сложной. Отношения подчинения и подданства русская сторона и ее партнеры зачастую воспринимали совершенно по-разному, и нужно учитывать различия во взглядах на присоединение к России и на статус пребывания в ее составе у русских властей и у присоединенных народов.

Для иллюстрации обратимся к некоторым из перечисленных выше регионов — Башкирии и ареалу расселения адыгов (по современной этнической номенклатуре — адыгейцев, кабардинцев и черкесов).

Присоединение территории современной Республики Башкортостан к Российскому государству не было одновременным актом. При этом формальное вступление башкир в подданство произошло задолго до реального включения их в административную систему России.

К середине XVI в. регион расселения башкирских племен был разделен между тремя государствами: западная часть входила в состав Казанского ханства, центральная и южная (т. е. основная часть нынешней Башкирии) подчинялась Ногайской Орде, северо-восточные племена были данниками сибирских ханов.

После завоевания Казани в октябре 1552 г. правительство царя Ивана IV обратилось к народам ханства, в том числе к башкирам. Их призывали по-прежнему платить подати (ясак) русским властям — так же, как татарским ханам; населению гарантировалась неприкосновенность местных обычаев и мусульманского вероисповедания; царь обещал сохранить за башкирами их родовые земли на правах вотчинного (наследственного) владения. В течение 1554 — 1555 гг. представители западных башкирских племен приезжали к царскому наместнику в Казань и присягой (шертью) подтверждали свое согласие с указанными условиями.

Хронология этих событий восстанавливается аналитически, т. к. сведения о них не сохранились в официальных документах. Информация содержится лишь в башкирских родоплеменных родословиях (шежере), где даты не указаны или искажены.

В середине 1550-х годов Ногайская Орда была охвачена междоусобной смутой и голодом. Большинство ногаев мигрировало в южные степи, их кочевья опустели. Башкиры стали распределять их между своими племенами и заселять. Для закрепления за собой занятых кочевий, защиты от ногайских вторжений, а также для утверждения вотчинного права на старые родовые владения (как и в случае с западными племенами), племена центральной и южной Башкирии направили в Казань делегации к царю с просьбой о принятии их под свою защиту и покровительство. Произошло это в 1555 — 1557 годах. Данные события также реконструируются в основном по шежере. Однако отразились они и в официальном летописании. В Никоновской летописи цитируется донесение казанского воеводы князя П. И. Шуйского в Москву о том, что в мае 1557 г. посланцы от башкир подтвердили в Казани свое подчинение царю и привезли положенную подать ("башкиры пришли, добив челом, и ясак поплатили "1).

Считается, что этой летописной констатацией фиксируется завершение присоединения основной части башкирских племен к Российскому государству. Именно сообщение Никоновской летописи от 1557 г. послужило главным основанием для празднования 400-летия вхождения Башкирии в состав России в 1957 году. Однако процесс вхождения башкир в состав Российского государства начался до этой даты и продолжился после нее.

Основание русской крепости в Уфе и расквартирование в ней стрелецкого гарнизона воеводы Михаила Нагого в 1586 г., учреждение особого Уфимского уезда знаменовало собой уже фактическое распространение юрисдикции российского правительства на этот регион.

В том же 1586 г. русское подданство приняли зауральские башкиры — бывшие подданные сибирских ханов.

В условиях постоянных притязаний ногаев на южноуральские территории и угрозы со стороны калмыков (и позднее казахов) могучий тыл в виде русских воевод и крепостных гарнизонов послужил значительным стимулом для лояльности башкир по отношению к России в дальнейшем. Коренное население Южного Урала с тех пор уже никогда не выходило из российского подданства, а напротив все теснее включалось в жизнь государства.

Жизненный уклад и внутриплеменные отношения у башкир первоначально оставались в неприкосновенности. От прежних времен сохранялось деление региона на пять провинций-дорог, а они, в свою очередь, состояли из волостей. Через волостных биев (старшин) осуществлялась вся правительственная политика в крае. Например, для решения важных вопросов не всегда привлекали уфимского воеводу, а собирали волостной сход-йыйын; известны и общебашкирские йыйыны.

В целом обе стороны — российская (в лице администрации) и башкирская — признавали статус башкирского народа как добровольно присоединившегося к Российскому государству и потому получившего от Ивана IV право жить в самом льготном административном режиме.

Однако во второй половине XVII в. этот режим стал меняться. На башкирских пастбищах и охотничьих угодьях появлялись русские деревни, власти увеличивали нормы налогообложения. Наиболее значительные перемены заметны в XVIII в.: при Петре I на башкир была распространена обязанность по отбыванию казенных повинностей, в 1754 г. традиционные ясачные выплаты были заменены соляной монополией. Возмущение вызывали участившиеся в XVIII в. отводы (фактически — захваты) больших участков под крепости и заводы.

Данные нововведения не подрывали хозяйственных устоев местного населения и сами по себе были не очень тяжелыми, особенно по сравнению с положением русского крепостного крестьянства. Но память о добровольном присоединении и царских пожалованиях приводила башкир к убеждению в одностороннем нарушении правительством своих давних обязательств. Подданство царю башкиры рассматривали как свой свободный выбор, как результат взаимного согласия с Москвой. Поэтому они считали себя вправе отстаивать вооруженным путем права, полученные некогда от правительства, а также расторгнуть прежние договоренности и, в конце концов, сменить сюзерена. Названные причины, вместе со злоупотреблениями чиновников, вызывали массовое возмущение башкир и череду их восстаний в XVII — XVIII веках.

Постепенно, с преодолением противоречий и конфликтов, происходило приспособление коренных жителей Южного Урала к новым условиям существования. В составе Российской державы башкиры, как и другие народы, адаптировались к ее политическому строю и законодательству, осваивали общение посредством доминирующего русского языка, овладевали достижениями российской науки и культуры, привнося в них и свой вклад.

Активные политические связи между Россией и княжествами Северного Кавказа начались с середины XVI столетия. По принятым тогда дипломатическим порядкам эти отношения нередко оформлялись шертями и сопровождались заверениями в подданстве («холопстве»). Однако в те времена представления о подданстве, покровительстве, сюзеренитете порой оказывались довольно условными. Как показывают не только кавказские материалы, но и сибирские, калмыцкие и др., «подданство», декларируемое на основании «шертных» договоров, следует сопровождать серьезными оговорками. Двухсотлетняя эпопея многократного «шертования» кабардинских, дагестанских, грузинских и прочих владетелей русским царям подтверждает эту особенность международных отношений позднего средневековья.

Большинство авторов отнюдь не склонно буквально воспринимать заключавшиеся тогда альянсы как переход адыгов в подданство русскому «белому царю». Их обоснованно интерпретируют как результат совпадения интересов местной правящей элиты и российских властей, как свидетельство политического союза, направленного против третьих сил — соседних держав, боровшихся за Кавказ. Лавирование между Персией, Турцией и Россией часто составляло основу внешней политики местных правителей. Итогом такого лавирования являлось периодически возникавшее на Кавказе «общее холопство» — признание подчиненности одновременно русскому царю и персидскому шаху или османскому султану.

В середине XVI в., одновременно с завоеванием Иваном IV Казанского и Астраханского ханств и выходом Московского государства к Каспию, были установлены дружественные связи Москвы с некоторыми адыгскими правителями. В 1552, 1555, 1557 гг. к Ивану Грозному приезжали посольства из Кабарды и от западных (закубанских) адыгов с просьбой о принятии их в подданство, о помощи против экспансии крымских ханов и в борьбе против казикумухского (дагестанского) шамхапа. В июле 1557 г. представители двух кабардинских князей были приняты царем, который благосклонно отнесся к просьбе «учинить [их] у себя в холопстве и помощь им учинить на недругов». Позднее Иван IV даже женился на кабардинской княжне.

ТИБЕТЦЫ, пёба (самоназвание), народ, коренное население Тибета. Живут в основном в Китае (4750 тыс. человек, Тибетский автономный район, провинции Ганьсу, Цинхай, Сычуань, Юньнань), также в Индии (70 тыс. человек), Непале, Бутане, Швейцарии. Кроме общего самоназвания широко употребляются областные названия тибетцев: амдова (Цинхай), камба, или кхампа, сифань (Сычуань и соседние районы Тибета), и др. Говорят на диалектах тибетского языка. Письменность со своим алфавитом создана на основе санскритского в VII веке.

Территория Тибета была обитаема уже в период палеолита и неолита. Предки тибетцев в VI веке создали свою государственность. С тибетскими правителями искали связи соседние государства, в том числе Китай и Индия. В дальнейшем власть приняла форму теократического правления во главе с далай-ламой и панчен-ламой.

По занятиям выделяются хозяйственно-культурные типы горных оседлых земледельцев - свыше половины всех тибетцев (ячмень, пшеница, рис; применяется искусственное орошение), полуоседлых земледельцев-скотоводов и кочевников-скотоводов (яки, лошади, овцы, козы; як используется также как вьючное животное). Развиты ремёсла - гончарное, ткацкое, литьё из бронзы и меди, резьба по дереву и камню и др. В Китае у тибетцев возникает промышленность.

Традиционные жилища оседлых тибетцев - каменный дом-башня с плоской крышей (нижний этаж для скота и инвентаря, верхний - жилой), на юге и востоке - срубные, кочевники живут в шерстяных палатках.

Мужская одежда - куртка и штаны, поверх - халат запашной на правую сторону, с длинными рукавами и поясом, летний - из сукна или материи, зимний - из овчины (чуба). Одежда без карманов, поэтому все предметы, в том числе личную деревянную чашку для еды, носят за пазухой. Женская одежда - короткая кофта, юбка, длинная безрукавка, полосатый цветной передник; зимой аналогична мужской чуба. Женские головные уборы разнообразны, мужские - шляпа или меховая шапка. Женщины и часто мужчины носят косы и украшения. Обувь - кожаные сапоги с загнутыми носками, внутри - шерстяные чулки.

Основная традиционная пища - цзамба (поджаренная ячменная мука, смешанная с маслом, иногда с чаем), молочный чай, мясо; у скотоводов преобладает мясо-молочная пища. Кислое молоко - почётное угощение; другой национальный напиток - ячменное пиво.

Сословное расслоение было более чётко выражено у земледельцев. Семья малая, брак преимущественно патрилокальный. У земледельцев вплоть до недавнего времени сохранялись полиандрия (с патрилокальностью) и полигамия (с матрилокальностью).

У тибетцев солнечно-лунный календарь, в месяце 30 или 29 дней, в году 354 дня. Поэтому через каждые два с половиной или три года добавляется один месяц в 30 дней. Цикл в 60 лет начинается с года мыши и дерева. Самый большой праздник - Новый год, накануне которого в монастырях устраивается мистериальное представление-пантомима лам с танцами - цам. В 15-й день отмечается праздник фонарей, во время которого всё поселение украшается фонарями и выставляются картины из цветного масла. Особенно красивы праздники в Лхасе и Шигатцзе. Тибетцы - буддисты северного толка Махаяны, имеются секты, преобладает желтошапочная секта гелугпа. Сохраняется древняя шаманистическая религия бон.

Богато и разнообразно народное творчество. Широко бытует эпос. Большой популярностью пользуется праздник цам под аккомпанемент музыкальных инструментов - смычковых, свирелей, колокольчиков, сопровождаемый театрализованными представлениями.


История языка и антропологические особенности все же еще недостаточны для полного раскрытия всей истории происхождения народов. Это в полной мере относится и к истории формирования русского народа, которая, несмотря на огромное внимание к ней многих поколений ученых, до конца еще не изучена. Особенно неясным остается вопрос о древнеславянских корнях этого народа.

Полагают, что древнеславянские племена сложились в междуречье Одера и Вислы и к востоку от последней и что древнейшей праславянской культурой была раннеземледельческая, так называемая лужицкая культура, возникшая еще в бронзовом веке. Для нее характерны погребения в ямах глиняных урн с пеплом сожженных трупов. Носители этой культуры «погребальных урн», расселяясь, достигли среднего Днепра и верхнего Буга - области, которую многие ученые считают «прародиной» восточного славянства.

Во II в. до н. э. на территории южной Белоруссии, Брянской области и южной Украины, включая и Киевщину, возникает культура, именуемая в науке сейчас зарубинецкой. Ей уже были свойственны железные орудия, земледельческо-скотоводческое хозяйство и обширные могильники - «поля погребений», тоже содержащие пепел сожженных трупов в керамических урнах. Эта культура, исторически продолжая лужицкие традиции, вместе с тем уже содержала зачатки позднейшей типично восточнославянской культуры. С областью ее распространения ученые связывают места обитании исторических антов VI в., т. е. обширного союза племен славян-русов.

В VIII - X вв. между Днепром и Доном жили племена роменско-борщевской культуры, которая имеет прямое продолжение в археологических древностях Руси. Этой культуре свойственны плужное земледелие, все виды домашних животных, развитое ремесло, укрепленные поселения с полуземляночными жилищами, своеобразные захоронения урн с прахом в подкурганных маленьких домиках - «домовинах».

Основу населения древней Руси составляли многие племенные группы чисто славянского происхождения, связанные друг с другом общностью территории, диалектов, хозяйственного и культурного уклада и прочными союзническими отношениями. Вместе с тем в их состав влилось немало других этнических элементов, особенно балто-литовских и финских, которые оставили свой след в языке и культуре восточно-славянского населения верхнего Поднепровья и Волго-Окского междуречья.

Народы России
во второй половине XVI в.

Цели и задачи: познакомить с историей народов России во второй половине XVI в., этапами освоения русскими новых земель; характеризовать процесс распространения христианства среди населения земель, присоединенных к России в XVI в.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятия епархия ; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для описания методов внедрения православия; использовать знания о территории и границах, месте и роли России во всемирно-историческом процессе; использовать сведения из исторической карты как источника информации; высказывать суждения о процессе превращения России в крупнейшую евразийскую державу; описывать существенные черты форм государственного и военного устройства народов России; характеризовать политику, проводимую Иваном IV в Поволжье и Сибири; описывать налоги и повинности, которые платило население земель, присоединенных к России; метапредметные УУД - 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; представлять результаты своей деятельности; 3) познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; оценивать исторические события и роль личности в истории; уважительно относиться к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох.

Оборудование: учебник, карта «Россия в XVI в.», пакет с рабочим материалом для работы в группах.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

    Организационный момент

    Актуализация опорных знаний

(Комментированный разбор домашнего задания. Опрос по опорным понятиям. Учитель просит ученика объяснить несколько терминов. Следующие два-три ученика продолжают давать определения понятий. Остальные ученики могут дополнять, поправлять одноклассников.)

    Мотивационно-целевой этап

На прошлых уроках мы рассмотрели политическую историю России, социальный состав населения. Однако история - это не только экономика, войны и походы. Нельзя представить себе жизнь российского общества, не зная традиций, обычаев народов России. Поговорим об этом на нашем уроке.

Тема урока: «Народы России во второй половине XVI в.».

    Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

    На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

    Народы Западной Сибири и Поволжья.

    Формирование новой администрации.

    Освоение русскими присоединенных земель.

    Проблема вероисповедания на присоединенных землях. Проблемный вопрос

    Как происходил процесс превращения России в крупнейшую евразийскую державу?

    Введение в новый материал

В XVI в. территория Российского государства заметно расширилась. В его состав вошли новые народы. Как складывались их взаимоотношения с царской властью? Как управлялись новые территории? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

    Работа по теме урока

    Народы Западной Сибири и Поволжья

В царствование Ивана IV к Российскому государству были присоединены Поволжье и Западная Сибирь.

    Покажите на карте присоединенные территории. Опишите населявшие их народы с помощью материала на с. 76, 77 учебника и интернет-ресурсов.

(Проверка выполнения задания. При консультативной помощи учителя заполняется таблица.)

Группы

народов

Народ

Территория

проживания

Дата присоединения новых земель

Финно-

угры

Ханты и манси

Восточно-Европейская равнина, Урал и Сибирь

Конец XVI в.

Тюрки

Чуваши, казанские татары, башкиры

Правый и левый берега Волш

1551-1557 гг.

Финно-

угры

Марийцы, удмурты, мордва

Тюрки

Астраханские татары, ногаи

Нижнее Поволжье

1556 г.

Финно-

угры

Мордва

Тюрки

Ногаи, башкиры аргыны, карлуки, канглы, кыпчаки, найманы

Урал, низовья Оби

1557 г.

    Формирование новой администрации

Необходимо было выработать модель управления новыми территориями и сформировать новую администрацию.

    Работая в группах с материалом учебника (с. 77,78), предположите, какие шаги должно было сделать Российское государство для решения проблемы управления новыми землями.

Запись в тетради

Российское правительство подтвердило права местной знати:

    на владение родовыми земельными угодьями;

    сбора дани с населения и управления им.

Служилые люди:

    принимались на службу за жалованье, а также получали за нее поместья;

    получали торговые и ремесленные преимущества.

Вопросы для дискуссии

    Каковы достоинства модели формирования новой администрации?

    Каковы недостатки этой модели?

    Освоение русскими присоединенных земель

Территория России лежала в полосе резко континентального климата с коротким сельскохозяйственным летом. Страна не имела выхода к теплым морям. При отсутствии естественных границ (морского или океанического побережья, крупных горных хребтов и т. п.) постоянная борьба с внешней агрессией требовала напряжения всех ресурсов страны. Земли запада и юга бывшего Древнерусского государства находились в руках противников России. Ослабли и были разорваны традиционные торговые и культурные связи.

Русские начали осваивать плодородные черноземы Дикого поля (к югу от реки Оки), Поволжья, юга Сибири.

    Выполните задание 2 к тексту параграфа.

    Проблема вероисповедания на присоединенных землях

(Изучив материал на с. 78-80 учебника, ученики отвечают на вопросы.)

    На кого легла основная задача по приобщению народов присоединенных земель к православию? {На созданную в 1555 г. Казанскую епархию.)

    Кто и почему принял активное участие в миссионерской деятельности? {Монастыри, которым за это были пожалованы земельные владения.)

    Работая с картой, назовите самые крупные города России XVI в. {Москва, Тверь, Новгород, Псков, Смоленск и т.д.)

    Какой документ стал руководством для миссионерской деятельности? {«Наказная память».)

    Какие методы распространения православия предписывались этим документом? {Ненасильственные.)

    Какие привилегии получали народы, принявшие православие? {Различные льготы - освобождение от уплаты ясака на три года, знать приравнивали в правах к российскому служилому сословию.)

    Как называли людей, добровольно принявших православие? {Новокрещенами.)

    Какие цели преследовало российское правительство, распространяя христианство среди вновь присоединенных народов? {Укрепление центральной власти на вновь присоединенных территориях.)

    Какую политику проводили по отношению к тем, кто исповедовал ислам? {Веротерпимости.)

    Подведение итогов урока

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

    Выполните задания рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» с. 81 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

Домашнее задание

Подготовить сообщение об одном из присоединенных народов.

1.Башкортостан

Территория: От левого берега Волги на юго-западе до верховьев Тобола на востоке, от реки Сылвы на севере до среднего течения Яика на юге.

Когда: 1557 год.

Причины: У башкирских племен не было собственного государства, они входили в состав Ногайского, Казанского, Сибирского и Астраханского ханств, которые переживали в то время период феодальной раздробленности, что негативно сказывалось на положении башкир. Несмотря на ослабление ханств Россией в первой половине XVI века, недоброжелательные соседи вовсе не собирались отказываться от своей власти над башкирами и последние решили искать покровительства мощного союзника - Русского государства.

Договор: «Жалованные грамоты». Условия договора: При вхождении в состав Русского государства башкиры могли свободно распоряжаться своей территорией, иметь собственную армию, администрацию, религию, но обязывались платить ясак и выделять солдат для российском армии. Россия, в свою очередь, обеспечивала башкирам полную защиту от внешних врагов.

2. Грузия

Территория: Картли-Кахетинское царство (восточная Грузия).

Когда: 1801 год.

Причины: По итогам русско-турецкой войны 1768-1774 правитель Картли-Кахетинского царства попросил принять его страну под покровительство православной России и спасти от притязаний мусульман: «удостойте нас ныне таким покровительством, дабы всем, … видно было, что я нахожусь точным подданным российского государства, и мое царство присовокуплено к Российской империи».

Договор: Георгиевский трактат. Условия договора: Царь Ираклий II признавал покровительство России, частично отказывался от внешней политики, при этом сохраняя полную внутреннюю самостоятельность. Российская империя выступала гарантом независимости и целостности Картли-Кахетинского царства.

Выход: В мае 1918 года Грузия провозгласила независимость. Грузинская Демократическая Республика вошла в СССР.

3. Армения

Территория: Эриванское и нахичеванское ханства.

Когда: 1828 год.

Причины: Религиозные. Россия стремилась стать защитником православных народов. В результате присоединения, исповедующие христианство переселились в Восточную Армению, а мусульмане вернулись на территорию Османской и Персидской империй.

Договор: Туркманчайский договор. Условия договора: Территории полностью отходили России с правом свободного переселения христиан и мусульман.

Выход: 1918 год была образована Республика Армения, вошедшая в СССР.

4. Абхазия

Территория: Абхазское княжество.

Когда: 1810 год.

Причины: Многочисленные нападки со стороны мусульманских соседей: Османской империи и Западной Грузии в результате чего страдал не только народ, но и христианская культура. Князь Келешбей, в 1803 попросил российское подданство, но вскоре был убит в результате протурецкого заговора. Его сын Сафарбей подавил сторонников Турции и повторил предложение отца.

Договор: Манифест Александра I о присоединении Абхазского княжества к Российской империи. Условия договора: Абхазия сохранила автономное управление.

Выход: В 1918 году вошла в состав Горной республики, вошедшей в СССР.

5. Республика Тыва

Территория: Часть империи Северная Юань, а также Хотогойтского и Джунгарского ханства.

Когда: 1914 год.

Причины: В результате провозглашения независимой Внешней Монголии.

Договор: Докладная записка министра иностранных дел С.Д. Сазонова с подписью Николая II. Условия договора: Тува вступала под протекторат России под названием Урянхайский край.

Выход: В 1921 году образована Тувинская народная республика, вошедшая в СССР.

6. Осетия

Территория: по обе стороны Главного Кавказского хребта.

Когда: Проект присоединения был разработан в 1775 году.

Причины: Необходимость переселения по причине малоземелья.

Договор: Точно не известен, формально одобренный проект астраханского генерал-губернатора П.Н. Кречетникова.

Условия договора: До образования Осетинского округа в 1843 году сохраняла внутреннюю независимость.

Выход: в 1922 году Южная Осетия вошла в Грузинскую ССР.

7. Украина

Территория: Левобережная.

Когда: 1654 год.

Причины: Социальный и религиозный гнет польской шляхты и католического духовенства Речи Посполитой.

Договор: Переяславский договор. Условия договора: Украина включалась в состав Русского государства, местная украинская администрация признавалась органом Русского государства. Гетман подчинялся царю.

Выход: В 1917 году в результате Украинской революции.