Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Формы и виды методической работы в доу. Методическая разработка на тему: Формы и методы методической работы в ДОУ

Формы и виды методической работы в доу. Методическая разработка на тему: Формы и методы методической работы в ДОУ

Методическая деятельность и ее значение в системе дошкольного образования.

Формы организации методической работы с педагогическим коллективом.

1. Методическая деятельность и ее значение в системе дошкольного образования. В педагогической практике сложилась целая система методических служб разных уровней. Например: городская (районная) методическая служба и методическая служба учреждения образования (школа, дошкольное учреждение). В дошкольном учреждении методическую работу осуществляет заместитель заведующего по основной деятельности.

Методическая работа в дошкольном учреждении – целостная, основанная на достижениях современной психолого-педагогической науки и практики система взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности образовательного процесса.

Цель методической работы заключается в создании такой образовательной среды в дошкольном учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива.

Задачи методической работы:

Ø определение состояния образовательной работы в дошкольном учреждении;

Ø изучение межличностных взаимоотношений в педагогическом коллективе, а также в возрастных группах;

Ø диагностика уровня развития детей;

Ø изучение, обобщение, внедрение и распространение прогрессивного педагогического опыта;

Ø оказание помощи воспитателям, молодым педагогам;

Ø творческий обмен опытом между членами педагогического коллектива;

Ø организация работы с родителями.

Критерии результативности методической работы:

Ø результаты развития детей, достижение оптимального уровня развития для каждого ребенка за отведенное время без перегрузки детей;

Ø экономичность методической работы, которая определяется как соотношение возрастания мастерства воспитателей, затрат времени и усилий на методическую работу и самообразование, но без перегрузки педагогов этими видами деятельности;



Ø улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов и их удовлетворенности результатами своего труда.

Таким образом, методическая служба является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры (наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательный среды и т. д.). Она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса – содействовать его обновлению.

2. Формы организации методической работы с педагогическим коллективом. Все формы можно представить в виде двух традиционно сложившихся взаимосвязанных групп: групповые (коллективные) и индивидуальные. Условно можно выделить группу нетрадиционных форм методической работы с педагогическим коллективом (см. таблицу 1).

Таблица 1 – Формы методической работы

Краткая характеристика некоторых форм методической работы.

Педагогический совет (Совет педагогов) является одной из форм методической работы. Как коллегиальный орган управления образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения (подробнее см. лекцию 12).

Семинары остаются одной из самых эффективных форм методической работы. В зависимости от конкретных условий каждого дошкольного учреждения планируются теоретические семинары, проблемные семинары, семинары-практикумы . Они могут быть разовые (однодневные), краткосрочные (недельные), постоянно действующие (в течение года). Семинары планируются не реже одного раза в 2 месяца.

Назначение теоретических, проблемных семинаров – расширение теоретических знаний педагогов, распространение эффективного педагогического опыта и разработка рекомендаций по внедрению в практику научно-обоснованных методов работы. Семинары-практикумы способствуют приобретению педагогами практических навыков, творческому поиску.

Консультации планируются с целью оказания педагогам методической помощи, знакомства с новым методическим материалом, а также по результатам диагностики (запросам педагогов). Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. Планируются консультации с учетом взаимосвязи с вопросами годовых задач, заседаний Советов педагогов, а также с учетом категорий работников и их профессионального уровня. Количество консультаций зависит от качественного уровня проведения педагогом образовательного процесса в группах, а также от квалификации и опыта воспитателя, но не реже одного раза в месяц.

Открытые (коллективные) просмотры планируются в основном один раз в квартал с целью изучения опыта работы педагогов-мастеров. Тематика просмотров определяется вопросами, обсуждаемыми на заседаниях Совета педагогов, семинарах, и задачами, возникающими в связи с изучением эффективного педагогического опыта. Открытый просмотр дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Просмотр помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества.

В рамках различных форм находят применение многообразные методы и приемы работы с кадрами. Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Структура системы методической работыдля каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.

Заместитель заведующего участвует в:

Ø подборе кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов;

Ø создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения работников;

Ø формулировке социального заказа своему учреждению, выработке философии, определении цели деятельности дошкольного учреждения;

Ø стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы дошкольного учреждения;

Ø создании имиджа дошкольного учреждения среди населения;

Ø выборе (разработке) образовательных программ для детей;

Ø организации образовательной работы с детьми;

Ø организации экспериментальной, исследовательской работы в дошкольном учреждении;

Ø развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала дошкольного учреждения;

Ø развитии сотрудничества с другими дошкольными учреждениями, школами, внешкольными учреждениями, высшими учебными заведениями.

Кроме этого, заместитель заведующего планирует образовательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели образовательного процесса в дошкольном учреждении. Организует учебно-воспитательную, методическую работу, осуществляет контроль за работой специалистов.

Заместитель заведующего организует взаимодействие в работе воспитателя, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов. Регулярно проводит диагностику развития детей. Изучает планы специалистов по самообразованию. Осуществляет взаимосвязь в работе дошкольного учреждения, семьи, школы.

В заключение следует отметить гуманистическую направленность деятельности заместителя заведующего. В конечном итоге от этого зависит повышение педагогического роста, а, следовательно, и создание благоприятного климата во взаимоотношениях между самими педагогами, а также между педагогами и воспитанниками.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое методическая работа в дошкольном учреждении?

2. Назовите и дайте краткую характеристику наиболее распространенным формам методической работы.

3. Раскройте основные направления работы заместителя заведующего по основной деятельности.

Литература: 7, 8 (осн.), 2 (доп.).

Методическая работа - основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.

В работе отражены принципы, цели и задачи организации методической работы.

Даны характеристики распространенным формам методической работы - педагогический совет, деловая игра, конференция, круглый стол, консультация, семинар, семинар - практикум.

В этой работе можно познакомиться и с такими новыми формами методической работы, как эстафета педагогического мастерства, творческая гостиная, КВН, смотр - конкурс, наставничество, взаимопосещение и многими другими.

В конце доклада вы можете познакомиться с советами Л. Зайверта, немецкого ученого, ведущего эксперта по рационализации труда менеджеров по удачному проведению заседаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 комбинированного вида

ДОКЛАД

ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ

Старший воспитатель

Кабанкова Ольга Анатольевна

Одинцово

ПЛАН

1.Введение.

2.Определение понятия «методическая работа».

3.Принципы, цели и задачи организации методической работы.

4.Педагогический совет – как постоянно действующий орган самоуправления ДОУ.

5.Традиционные и новые формы методической работы в ДОУ.

6. Заключение.

7 Литература.

По мнению Лизинского В. М., методическая работа – деятельность, направленная на успешную организацию учебного процесса. Это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная па повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.

Дурова В.П. считает, что методическая работа в дошкольном учреждении в большей степени направляется на изучение опыта, стиля и методики работы воспитателя, на оказание ему методической помощи силами воспитателей дошкольного учреждения или опытных методистов. Основная цель – обеспечить непрерывное образование воспитателя, его творческий рост. Как считает Фалюшина Л. И., методическая работа – это функция управления качеством воспитательно-образовательной работы в педагогических системах, которая заключается в двухстороннем процессе обучения и учения её объекта, направленного на углубление, расширение знаний, умений и навыков педагогов, необходимых для качественного осуществления педагогической деятельности по всестороннему воспитанию детей.

Все исследователи едины в том, что методическая работа – основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности. Так, К.Ю. Белая, Ю.А. Конаржевский, А.А. Орлов и другие в своих исследованиях специально рассматривают соотношение понятий «методическая работа» и «обучение педагогов» через выделение субъекта (управляющей подсистемы) и объекта (управляемой подсистемы) методической работы в процессе организации обучения педагогов, направленного на углубление и расширение знаний, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для качественного осуществления и обучения детей, Таким образом, методическую работу в ДОУ можно назвать неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации.

Принципы, цели и задачи организации методической работы.

В качестве принципов организации методической работы, способствующих достижению данной цели – совершенствование профессиональной деятельности – выступают следующие (по Л.И. Ильенко)

  • Принципы актуальности, единства теории и практики – практической реализации закона РФ «Об образовании», учёта современного заказа общества на образование, ориентации на социальную значимость ребёнка в современных сложных условиях жизни, учёта проблем, близких конкретному педагогическому коллективу.
  • Принцип научности, который нацеливает на соответствие всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в самых различных областях.
  • Принципы системности и комплексности, которые требуют реализации подхода к методической работе как к целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, единства и взаимосвязи всех сторон и направлений повышения квалификации педагогов.
  • Принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности и массовости, коллективности предусматривают превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года.
  • Принцип создания благоприятных условий работы – моральных, психологических, гигиенических, наличие свободного времени для творческой деятельности педагога.
  • Принципы оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода требуют от методистов проявлять способность к быстрому приёму образовательной информации и его передаче, учитывая

Индивидуальные особенности педагогов образовательного учреждения.

Принцип постоянного самообразования педагогов, оказание квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической деятельности; повышение результативности его педагогического труда.

Принцип креативности предполагает творческий характер методической работы, создание в образовательном учреждении своей системы методической работы.

И.В. Клемешева, А.И. Тебякина тоже считают, что глобальная цель методической работы – обеспечение качества образования и развития системы непрерывного образования педагогических кадров образовательного учреждения – определяется принципами методической работы, среди многообразия которых можно выделить как ведущие принципы демократизации и гуманитаризации образования.

В.П.Симонов считает основными задачами методической работы следующие:

Повышение профессионального и культурного уровня педагога.

Совершенствование методов и стилей взаимодействия с детьми на принципах демократизации, гуманизации и гласности.

Совершенствование педагога по организации творческой, исследовательской, самостоятельной работы детей, как на занятиях, так и вне занятий.

Формирование умений, навыков анализа педагогом образовательного процесса в целом и самоанализа своего труда.

Приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик.

Ежегодно планируя методическую работу с педагогами своего учреждения, старший воспитатель использует известные, широко вошедшие в практику формы. Групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, деловые игры, и т. д.) и индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки, наставничество, и т. д.).

В практике работы ДОУ сложилось большое разнообразие форм и методов проведения заседаний педагогических советов. Условно их можно разделить на три группы: традиционные (классические); модернизированные (представляющие то или иное улучшение традиционных) и нетрадиционные (основанные на высокой активности всех участников).

Правильно выбранные формы методического сопровождения позволяют педагогам раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.

Педагогический совет – это консилиум педагогов-профессионалов по вопросам учебно-воспитательного процесса, принимающий совместное решение координации специфических вопросов и педагогических задач, которые встают в повседневной жизни ДОУ. На заседаниях педагоги приходят к единому решению по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса, активизации воспитателей, организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы. На педагогическом совете определяются перспективы развития учреждения. Его решения обязательны для исполнения всеми членами коллектива.

Педагогический совет в форме коллективного творческого дела предполагает активное сотрудничество всех педагогов в процессе поиска решения актуальных теоретических практических проблем, позволяет объединить всех педагогов и направить их усилия на достижение общих целей, повысить мотивацию к преодолению возникающих трудностей, распределить обязанности и делегировать полномочия, осуществить индивидуальный и коллективный контроль достижения результатов общего дела.

Остановимся на наиболее распространённых формах методической работы, чтобы выделить особенности, подчеркнуть необходимость каждой в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ.

Деловая игра.

Педагогический совет в форме деловой игры может быть проведён для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определённый период. Основное место в таком педсовете занимает групповая работа. Организаторам важно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники групп выполняют задания, вырабатывают цели и задачи, разрабатывают программы, которые и лягут в основу решения педсовета.

Чаще всего деловые игры применяются для обучающих целей – учебные игры. Среди них выделяются:

Имитационные деловые игры – вид игр, связанных с такими абстрактными понятиями и темами, которые нельзя обыграть другими способами, например, от педагогов требуется обыграть с помощью микроэтюдов понятия «развитие». «игра», «воспитание» и «обучение».

Позиционные деловые игры – вид игр, в которых взаимодействие между участниками игры строится как выяснение позиций по известным, традиционным и нетрадиционным методикам, технологиям, программам посредством столкновения взглядов и педагогических установок, борьбы мнений.

Ролевые деловые игры – вид игр, в которых определяются характеристики ролей и позиций участников взаимодействия относительно того или иного вопроса, проблемы.

Ситуационные деловые игры – вид игр, в которых определяются роли и позиции участников взаимодействия, но ведущим компонентом является ситуация, т, е. напряжённое действие в относительно непродолжительное время. Ситуационные игры связаны с обыгрыванием ситуаций – иллюстраций, ситуаций-упражнений, ситуаций-оценок и проблемных педагогических ситуаций.

Сюжетные деловые игры – вид игр, в которых определяются роли и позиции участников взаимодействия в определённом сюжете.

Организационно-деятельностные деловые игры – самый сложный вид деловых игр, связанный с выработкой теоретических концепций практических рекомендаций в рамках проблемы, коллективное написание рекомендаций, методических разработок.

Функциональные деловые игры – вид деловых игр, который связан с работой инициативных творческих групп в ДОУ, действующих на протяжении продолжительного времени.

Конференция .

Педагогический совет – конференция может состоять из нескольких составных частей, например: основное теоретическое сообщение и диалог, который организует старший воспитатель с группой специалистов (музыкальный руководитель, психолог, инструктор по физическому воспитанию, логопед). Ответы этих специалистов на заданные вопросы будут побуждать всех остальных задавать вопросы в развитие темы, высказывать своё мнение. В заключение принимаются рекомендации по обсуждаемому вопросу.

Круглый стол .

Педагогический совет в форме «Круглого стола». Для подготовки такого педсовета руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда у них будет возможность ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями, обдумать и выработать свою точку зрения по этому вопросу (теме). Главное правило при организации круглого стола – подготовленность и заинтересованность каждого участника. Важно выбрать ведущего, умеющего ориентироваться в вопросах и направлять разговор в нужное русло.

Дискуссия.

Педагогический совет в форме дискуссии требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и подготовили свои концепции обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно вырабатывается план решения проблемы.

Педсовет – диспут.

Это разновидность педсовета – дискуссии. Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему. Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа. Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по-разному, вызывает различные мнения, например:

Нужны ли детскому саду стандарты?

Чему сегодня нужно учить дошкольников?

Новаторские технологии: за и против.

Какова роль семейного воспитания сегодня?

Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Старший воспитатель подбирает банк сложных ситуаций по проблеме и предлагает его коллективу. Форма предъявления может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьёвки, с разделением на группы. Администрация ДОУ может играть роль жюри, ведущего, консультанта, оппонента и др.

Ситуативный педагогический совет заключается в рассмотрении одной или нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться здесь же заранее подготовленными участниками педсовета.

Консультации .

Не менее распространённой формой методической работы в образовательных учреждениях детей дошкольного возраста являются консультации. Тема групповой, подгрупповой и индивидуальной консультации может быть подсказана вопросами педагогов или определена старшим воспитателем. При этом современная практика работы с педагогами часто требует выбора нестандартных форм проведения консультаций. Можно выделить такую форму методической работы, как консультация-диалог. Такая консультация проводится двумя педагогами, имеющими разные точки зрения на обсуждаемый вопрос. Рассматривая темы, они могут изложить свои аргументы по каждому тезису, а слушатели – выбрать ту точку зрения, которая соответствует их педагогическим воззрениям.

Консультация – парадокс, или консультация с запланированными ошибками, имеет своей целью обратить внимание педагогов на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Старший воспитатель называет количество ошибок (не менее десяти), которые он сделает в процессе консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева – достоверный, справа – ошибочный, который затем анализируется.

Семинары и семинары – практикумы.

Семинары как отдельная форма методической работы играют важную роль в повышении научно-теоретического уровня воспитателей в совершенствовании их профессиональной компетенции. Готовить и проводить семинары можно по-разному в зависимости от содержания темы и цели занятия.

Предварительно перед занятиями семинара педагогам предлагаются специальные задания, выполнения которых позволит каждому активно участвовать в работе семинара. В связи с этим часто получается так, что подготовка к семинару сопряжена с чтением дополнительной литературы, изучением первоисточников, конспектированием. Педагоги учатся критически оценивать прочитанное, выбирать нужные для себя сведения. Они должны понять сущность изучаемого материала, чтобы усвоить и использовать его в своей практической деятельности. Поэтому в ходе семинаров используются такие формы организации, как открытые занятия или мероприятия, использование видеоматериалов и мультимедийных презентаций, анализ результатов детской деятельности и продуктов детского творчества и др.

На семинарах-практикумах, состоящих из теоретической (семинар) и практической (практикум) частях, воспитатели обобщают и систематизируют передовой опыт, показывают в действии нужные приёмы и методы работы, которые затем анализируются и обсуждаются. Эта форма предполагает также и отработку тех или иных методов работы без участия детей. Выбор темы семинара не случаен и объясняется возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, технологичности воспитательно-образовательного процесса, острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современных целей педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя инновационных технологий, гарантированно ведущих к достижению ожидаемого результата.

Семинар – брифинг отличается тем, что позволяет максимально активизировать участников как в процессе подготовки к семинару, так и на самом занятии: группа разделяется на подгруппы в соответствии с количеством предлагаемых обсуждение вопросов. При этом количество участников в подгруппах может быть произвольным. Так как на вопрос отвечает вся подгруппа, а повторения не допускаются, то, естественно, участник оказывается в такой ситуации, что необходимо отвечать основательно и по существу. После того, как каждый член подгруппы выступил, начинается обсуждение; при этом возможны дополнения, уточнения, вопросы друг к другу.

Тренинги.

Тренинг предполагает предварительную и итоговую диагностику, хотя бы с помощью метода анкетирования и экспертных оценок, профессиональных умений и навыков педагогов в определённой сфере их педагогической деятельности, подбор практических заданий и игровых упражнений, направленных на формирование недостающих или недостаточно сформированных навыков профессиональной деятельности, которые выполняются в ситуациях программируемой успешности, а затем переносятся в ситуации реальной практической деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Поэтому тренинг может быть краткосрочным, если речь идёт о формировании узкоспециальных навыков, например использования физкультурных минуток в процессе проведения занятий с детьми, или долгосрочным, если речь идёт о формировании целого комплекса профессиональных операций и действий, связанных с организацией целостного воспитательно-образовательного процесса, а не отдельных его элементов.

Педсовет – практическая конференция.

Педсовет в такой форме можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких ДОУ на базе учреждения, имеющего статус экспериментальной площадки. При его подготовке заранее должны быть организованы дни открытых дверей для педагогов. Важно так составить повестку дня, чтобы каждое учреждение на равных участвовало в демонстрации своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений. Решения на таком педсовете могут приниматься как общие для всех, так и для каждого коллектива отдельно, с учётом его специфики.

Творческие группы – следующая важная форма методической работы с педагогами ДОУ. Она предполагает реализацию такого подхода к осуществлению методической работы в образовательном учреждении, который позволяет вовлечь педагогов в экспериментальную и исследовательскую деятельность. Работа творческой группы строится по такому алгоритму:

  • выявление проблем и обоснование актуальности их решения для выявления практики работы образовательного учреждения, диагностико- аналитический этап;

Разработка развёрнутой программы опытно-экспериментальной работы или научно-исследовательской деятельности, прогностический этап;

Организационный этап, создание условий для реализации программы;

Реализация программы, практический этап, корректировка использованных методик и технологий, контрольные «срезы»;

Оформление и описание результатов опытно-экспериментальной или научно-исследовательской работы, обобщающий этап;

Распространение педагогического опыта, внедрение инноваций в деятельность образовательного учреждения.

Логическим завершением и результатом работы творческой группы являются творческие отчёты педагогов, которые рассказывают о результатах программы экспериментальной, исследовательской и научно-методической работы, делятся своим опытом, говорят о проблемах, возникающих в практике образовательного учреждения, предлагают внедрить инновации.

Коллективный просмотр воспитательно-образовательного процесса.

Задача коллективного просмотра – показать наиболее эффективные условия, формы или методы и приёмы работы с детьми и их родителями. Особое значение придаётся реализации методических принципов, определяющих оптимальное воздействие факторов воспитания и обучения (формирования у детей мотивации, смены видов деятельности, динамичности восприятия, развития высших психических функций, продуктивной обработки информации, повторяемости учебного материала, обеспечения переноса способов деятельности, игровой формы проведения и др.). При этом коллективный показ касается не только проведения занятий с детьми, но и организации свободных видов детской деятельности и режимных моментов.

Организуются коллективные показы 1 раз в 3 месяца, в первую и во вторую половину дня, чтобы на них могли присутствовать все педагоги. При этом каждый из них получает лист-опросник для наблюдения с набором фраз-утверждений и фраз-вопросов в конструктивной форме.(Эти фразы не дают возможности использовать ситуацию обсуждения для обострения конфликта и выяснения отношений. Например, старший воспитатель может рекомендовать педагогам пользоваться следующими формулировками: «Мне понравилось то, что…», «Хорошо, что вы «, «Хорошо бы было, если бы вы…», «Наверное, было бы эффективнее, если бы…», «Где ещё вы используете..?») В процессе проведения коллективного просмотра педагоги делают пометки в этих опросниках.

После проведения просмотра организуется его обсуждение: сначала педагог рассказывает о целях и задачах, которые использовал в ходе демонстрации воспитательно-образовательного процесса, затем зрителям задаются вопросы, а он отвечает на них. При этом поощряется, чтобы он объяснил причины выбора того или иного поведения в ходе организации коллективного просмотра, давал рефлексию собственной деятельности и деятельности детей. Старший воспитатель продолжает эту линию, благодарит педагога за проделанную работу, анализирует её достоинства (а не недостатки), выделяет те формы и методы, которые, на его взгляд, могли бы быть использованы в работе всего педагогического коллектива.

Мозговая атака (мозговой штурм).

Это рациональный способ коллективного продуцирования новых идей для решения практических проблем, не поддающихся решению традиционными способами. По сути, мозговая атака представляет собой коллективный мыслительный процесс: решение проблемы путём логического анализа, выдвижения гипотезы, ее обоснования и доказательства. Педагоги разбиваются на две группы. Первая группа - «генераторы идей», вторая - «аналитики». Первые должны в течение незначительного времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом предложения не обсуждаются и обязательно все фиксируются в протоколе. «Аналитики» внимательно рассматривает каждую идею, выбирая наиболее разумные. Строго воспрещается любая критика идей. Выбранные предложения группируются и объявляются коллективу. Затем участники меняются своими ролями.

Банк идей.

Разновидностью мозговой атаки является «Банк идей». Воспитателей знакомят с постановкой проблемы и предлагают дать своё решение в письменном виде. Устанавливается срок вскрытия «банка» (па следующем педсовете, итоговом заседании). «Банк» вскрывают в присутствии коллектива, идеи зачитываются и обсуждаются, наиболее рациональные принимаются как решения педсовета.

Консилиум.

Не следует забывать, что в компетенцию педагогического совета входит обсуждение проблем развития отдельных детей. На заседании часто говорят о группе в целом, забывая об индивидуальных особенностях тех или иных детей. В практике работы складываются ситуации, когда необходимо привлечь внимание администрации, психолога, логопеда, родителей к проблемам воспитания и развития конкретного ребёнка (например, одарённый ребёнок, ребёнок, отстающий в своём развитии, и т.д.). С этой целью можно провести малый педагогический совет в форме консилиума. Эта форма работы будет способствовать выработке стратегии и тактики работы с конкретным ребёнком на основе глубокого изучения и коллективного анализа его развития. Помня о том, что педагогический совет - трибуна передового опыта, периодически возможно его проведение в форме аукциона, презентации . На таком заседании уместно представлять новые образовательные программы, технологии, методические и дидактические пособия, игровые материалы и т.д.

Работа над единой методической темой.

При правильном выборе единая методическая тема действительно способна увлечь педагогов. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему: актуальность для дошкольного учреждения, учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и запросов педагогов, тесная связь с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, педагогическим опытом других учреждений. Не исключён и такой подход, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создаёт необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу с разбивкой по годам. Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей.

Литературная газета.

Интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель – показать творческие возможности педагогов, детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки.

Эстафета педагогического мастерства.

Соревнование между несколькими группами педагогов, где один педагог начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и вместе раскрывают её. Последний участник подводит итоги, делает выводы.

Художественная копилка.

В копилку, в зависимости от педагогических задач, могут быть включены репродукции произведений изобразительного искусства, фотографии, рисунки предметов, животных, явлений природы, схемы, знаки (любая необходимая информация). Хороший способ привлечения внимания детей. Материалы копилки могут лечь в основу выставки.

Творческая гостиная

Форма организации взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создаётся обстановка свободного, непринуждённого общения.

КВН.

Прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие способности, теоретические и практические знания, быстро разрешить педагогическую ситуацию, суметь объективно оценить знания своих коллег. Стимулирует активность участников в приобретении знаний, умений, навыков.

Смотр – конкурс.

Способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции. Демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.

Музыкальный салон .

Одна из форм эстетического общения педагогов, детей и родителей, сохранения лучших народных традиций, обычаев. Приём формирования благоприятного микроклимата в коллективе.

Тематические выставки.

Представление наглядных материалов: рисунков, изделий, литературы. Способствуют обогащению знаний, являются содержательной формой обмена опытом педагогов.

Индивидуальные формы работы с педагогами.

Цель индивидуальных форм методической работы – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые только у него вызывают затруднение или которые являются предметом его интересов.

Традиционно выделяются такие формы работы, как индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещение, самообразование.

Наблюдению воспитательно-образовательного процесса с детьми отводится самое большое место в рабочем плане старшего воспитателя. Его присутствие в группе должно быть не событием, а нормальной рабочей атмосферой дошкольного учреждения. Показатель системности этой стороны деятельности руководителя – приглашение воспитателей посетить то или иное занятие, тот или иной режимный момент. Каждое наблюдение должно завершаться беседой с педагогом, которая проводится по окончании рабочего дня воспитателя.

Беседа – одна из наиболее часто используемых в работе с педагогами индивидуальных форм методической работы. Целью беседы является уточнение позиций, взглядов педагога на процесс воспитания и образования детей, выявление уровня владения воспитателем самооценкой, развития педагогической рефлексии, высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных совершенствование наблюдаемых аспектов педагогической деятельности.

В какой бы форме ни проводился педсовет, решения принимаются обязательно. Они фиксируются в протоколах. Формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Ведь каждый новый педсовет начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего.

Независимо от формы проведения, педсовет нуждается в тщательной подготовке. Здесь выделяют организационную и методическую сторону. Организационная подготовка предполагает подробное информирование участников совещания о цели, теме, времени и месте проведения заседания, подготовку помещения (подбор и расстановка мебели, пособий, оборудования, ТСО). Есть специальные исследования на тему «Подходят ли для умственной деятельности большие помещения?» или «Как лучше расположить участников совещания и расставить мебель для сидения?». Не стоит отмахиваться от таких «мелочей». Ведь от того, насколько удобно педагогу на совещании, во многом зависит продуктивность его участия. Беда дошкольных учреждений - вынужденность проводить совещания за детской мебелью. Неудобство позы ведёт к нарушению кровообращения, а результат - низкая работоспособность как наименьшее из зол.

Методическая подготовка педагогического совета предусматривает консультирование выступающих, изучение педагогического процесса по теме педсовета (комплексные и тематические проверки, сравнительный контроль, диагностика и т.д.), коллективные просмотры, разработка методических материалов, оформление выставок и др.

Говоря о ходе заседания, небезынтересно познакомиться с советами Л. Зайверта, немецкого учёного, ведущего эксперта по рационализации труда менеджеров: «Начинайте совещание точно вовремя. Выражайте уверенность в успешном ходе заседания. Держите под контролем перерывы, распознавайте критические пункты. Никаких телефонных разговоров и отлучек. Через каждые 45 минут - небольшая пауза для глотка воздуха, смены позы и обычно очень полезных кулуарных уточнений. Повторяйте принятые решения, уточняйте их, заручитесь согласием исполнителя, чтобы исключить разночтения. Завершайте совещание в точно назначенное время. Завершайте совещание на позитивной ноте».

На сегодняшний день одной из задач дошкольных учреждений является совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо создание условий для повышения активности и инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков. При этом особое значение имеет правильно выстроенная стратегия работы старшего воспитателя.

Главное в деятельности старшего воспитателя – это повышение качества образовательного процесса. Старший воспитатель – это стратег и тактик воспитательного процесса. Залог успеха воспитательно-образовательного процесса в своевременной, продуманной стратегии и тактике работы старшего воспитателя. Очень важно определять стратегию вместе с коллективом.

Проблема повышения качества подготовки и проведения педагогического совета волнует большинство заведующих и старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Она актуальна как для новичков, так и для опытных управленцев.

Педсовет как высший орган руководства всем воспитательным процессом решает конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения, это центральное звено в организации всей методической работы. Как провести педсовет, который поразил бы коллег оригинальностью темы, методическим оснащением? Как превратить его в событие

Список литературы

1.Справочник старшего воспитателя, №9, 2008г.

2.Справочник старшего воспитателя, №3, 2008г.

3.Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. Пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 192с. (с – 4-8, 21, 24-26, 29, 30 ,34-36, 47-51).

4.Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении / Н.Ф.Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 288с. (с – 17, 18).

5.Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, фрмы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96с. (58-60).

6.Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: подготовка и проведение / К.Ю. Белая. – Москва, 2002 (с 7-9).

7.Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 96с. (с46. 47).


Формы и методической работы в образовательном учреждении Существует множество форм методической работы в ОУ, они дополняют, в какой - то степени повторяют друг друга. Традиционно используемые: Педагогические совещания; Педагогические и методические советы; Консультации; Семинары и семинары - практикумы;


Профессиональные объединения в современном ДОУ. Цели: повышение профессиональной компетенции; разработка программ развития ", повышение эффективности проектно - исследовательской деятельности; подготовка программ экспериментов и др. управленческих задач.




ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА Основания объединения в группу единство интереса к проблеме; компенсаторные возможности; психологическая совместимость, взаимная симпатия. Цели творческой группы проектное решение конкретной большой по значимости и объему задачи; подготовка исследовательского проекта и его реализация; обеспечение исследования какого - либо вопроса, педагогических разработок с последующим представлением мотивированного заключения; создание условий для личного и профессионального развития педагогов, привлечение внимания к их поискам и находкам.


ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА Аналитическая группа. - временный коллектив, занимающийся « аналитико - прогнозирующей деятельностью. Состав: заведующий, ст. воспитатель. педагоги. Задача: анализ планов и концепций развития, прогноз результатов деятельности с целью создания эффективной системы образовательно - воспитательного процесса. « Исследовательская группа »- добровольное объединение педагогов. Задача: инновационная и проектная деятельность. Основа деятельности группы: потребность в исследовательской работе и способность к исследованию; наличие определенной темы для исследования; стремление к исследованию ранее не изученного; совпадение исследовательских интересов и способность к совместному действию: нестандартность мышления; свободный выбор темы исследования.


ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА Группа « Я »- позиции - группа педагогов, работающих над исследуемыми проблемами индивидуально (в силу особенностей характера, интересов и желаний). Задача: реализация « Я »- позиций педагогов, что позволяет продемонстрировать индивидуальные достижения в педагогике, методике, психологии, собственное новаторство, свои подходы к организации занятий и их содержанию. Основа деятельности группы: Проведение мастер - классов. Педагогические мастерские. Обобщение передового педагогического опыта.


ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА Творческая группа - добровольное объединение педагогов с общей целью - созданием " нового, никогда не существовавшего педагогического продукта, участвующая в творческой деятельности. Задача: разработка комплексно - целевых программ в ДОУ. Основа деятельности группы: потребность в творческой деятельности и способность к творчеству; осознание необходимости и важности дела, которое творчески внедряется в практику; демократичность, профессиональная и творческая совместимость; совпадение творческих целей и мотивов совместной деятельности; стремление к внедрению своих проектов; личная заинтересованность в активном использовании результатов творчества.


ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА Схема работы творческой группы 1. Изучение документов по проблеме. 2. Разработка анкет и диагностического пакета. 3. Работа с педагогами по теоретическим вопросам проблемы. 4. Перспективно - тематическое планирование. 5. Разработка и проведение консультаций, диспутов, круглых столов, семинаров - практикумов. 6. Проведение тематического дня, недели, месяца и подведение итогов. 7. Анализ деятельности за год по проблеме и составление плана на следующий год.


Психолого - педагогический консилиум: Совещаниеиливзаимная консультация специалистов (экспертов) в той или иной области, которые по заранее определенному набору параметров обсуждают и оценивают реальные возможности каждого ребенка в зоне ближайшего развития. Рекомендуется использовать в дошкольных образовательных учреждениях, где ведется инновационная работа по управлению качеством образования или по оптимизации педагогического процесса. (Педагоги - новаторы, педагог – психолог узкие специалисты) собираются 1-2 раза в год


Годичные команды педагогов. Управляемые объединения педагогов, сформированные на основе психологической совместимости. Решает те же вопросы, что и психолого - педагогический консилиум. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные, активные педагоги, узкие специалисты) Ежемесячно.


Школа профессионального мастерства. Профессиональное объединение педагогов, формирующееся на основедифференцированного подхода к уровню развития их мастерства. Имеется четыре ступени школы. Перваяступень: группа повышенного, внимания администрации. Включает в свой состав как малоопытных педагогов, так и тех, кто по каким - либо причинам не желает заниматься самообразованием, профессионально расти, а также тех, кто отказывается от участия в инновационной работе. Цель группы - стимулирование педагогов, работающих ниже своих возможностей.


Третьяступень: школа совершенствования профессионального мастерства. Объединяет педагогов, имеющих квалификационные категории. Цель работы - доведение их знаний и практических умений до уровня педагога - мастера. Четвертая ступень: школа высшегопедагогического мастерства. Объединяет педагогов - новаторов. Цель работы - повышение их знаний и практических умений в области научно - исследовательской деятельности, обучение методам ведения экспериментальной работы, помощь в освоении новых педагогических технологий.


Школа передового опыта. Имеет своей целью распространение опытаработы педагогов дошкольногообразовательного учреждения средимолодых специалистов, малоопытных педагогов, педагогов, не имеющих квалификационной категории. Ведущие формы работы: лекции, семинары, просмотры открытых занятий руководителя школы. Девиз школы - « Делай, как я!». индивидуальное наставничество и педагогическая студия (Варианты школы передового опыта). Руководителем студии назначается наиболее яркий педагог дошкольного учреждения, способный забыть о своих заслугах, регалиях и разговаривать с молодыми педагогами на равных. Ведущие формы работы: совместное обсуждение проблемы, наблюдение и анализ деятельности лучших педагогов, совместная разработка конспектов занятий и мероприятий. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги, опытные малоактивные педагоги, молодые специалисты) 1 раз в месяц


Педагогическое ателье или педагогическая мастерская. Педагогическое ателье - вызов традиционной педагогике. Его цель - познакомить воспитателей дошкольного учреждения с новыми технологиями, нетрадиционными формами работы. Как правило, педагог - мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно - образовательной системы и практическими способами ее реализации. Ведущие формы работы: совместное обсуждение концептуальной идеи педагога - мастера, выполнение индивидуально - практических заданий с прицелом на дальнейшее их использование в работе с детьми. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги, опытные малоактивные педагоги, молодые специалисты) По потребностям педагогов, не чаще 1 раза в месяц.


Мастер - класс. Разовая и одновременно выездная форма работы педагогов с целью распространения своего опыта среди других дошкольных, учреждений района, города. Основной метод - прямой и комментированный показ своей работы. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги, опытные малоактивные педагоги, молодые специалисты). По мере необходимости.


Творческие микрогруппы. Стихийные объединения двух - трех опытных педагогов с целью профессионального общения и обогащения опыта друг друга. Основное условие работы творческое микрогруппы - равенство возможностей педагогов. Цель создания - нахождение способа решения проблемы, разработки методики, модернизации плана работы, модификации учебного пособия, дидактического материала и пр.(Педагоги - новаторы, педагоги - м астера, опытные активные педагоги.) По мере необходимости до полного решения проблемы.


Кружки качества. Организуются по инициативе администрации для решения той или иной проблемы. Ведущий метод - « мозговая атака » или « мозговой штурм ». Обязательным условием при организации работы кружка является наличие хотя бы одного педагога, способного обучать коллег без участия администрации. О результатах работы кружка качества администрация ставится в известность руководителем кружка.(Педагоги - новаторы, педагоги - мастера.) По мере необходимости до полного решения проблемы.


Временные творческие коллективы. Создаются по инициативе администрации или опытного педагога для срочного решения какой - либо проблемы. Основной метод -« мозговой штурм ». Конечный продукт - сценарий праздника, конспекты занятий и др. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги.) По мере необходимости, невозможность перерыва деятельности до полного решения проблемы. Длительность работы от нескольких часов до 2-3 суток


Школа исследователя. Организуется для опытных педагогов с целью развития у них навыков исследовательской работы с детьми. Обязательно есть научный руководитель Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги. По мере необходимости. Длительность работы от 1 года до нескольких лет. Частота встреч - 1 раз в 1-2 месяца.


Временные научно - исследовательские коллективы. Создаются по инициативе администрации для разработки какого - либо фундаментального документа, требующего предварительного изучения и анализа ситуации, сбора данных через анкетирование или интервью, анализа и обобщения этих данных, изучения специальной литературы. Работа во временном научно - исследовательском коллективе требует хорошей научной подготовки. Его члены должны владеть методами классификации, систематизации, сравнения, обобщения, абстрагирования, индукции и дедукции. Временный научно - исследовательский коллектив имеет научного руководителя или консультанта и группу разработчиков. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги). По мере необходимости до полного решения проблемы.


Творческие лаборатории. Творческие лаборатории. Создаются с целью теоретической разработки и практического внедрения инновационного содержания дошкольного образования. Задачи: теоретическая разработка документа, апробация его на практике, отслеживание и анализ полученного результата, распространение опыта работы среди педагогов. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги, опытные малоактивные педагоги). По мере необходимости. Частота встреч - 1 раз в месяц


Кафедра. Создается с целью подготовки к публикации результатов работы дошкольного образовательного учреждения в виде методических рекомендаций, учебно - методических пособий, дидактических материалов и т. д. Имеет право теоретической разработки документов, внедрения их в практику работы учреждения, отслеживания результатов, проведения курсов повышения квалификации. У кафедры обязательно должен быть научный руководитель или консультант. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги). По мере необходимости, до полного решения проблемы. Длительность работы - от 1 года до нескольких лет. Частота встреч 1 раз в месяц.



«Формы и методы методической работы современного дошкольного учреждения»

Работу выполнила:

Мухамедова З.Ф.

Казань 2014

Формы и методы методической работы современного дошкольного учреждения.



Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Целью методической работы в МАДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Реализация этой цели методической деятельности осуществляется посредством организации деятельности таких организационных структур, как методические объединения педагогов дошкольного образования, научно-методический и педагогический совет, мониторинговой службы, а также активного включения педагогов в работу по самообразованию.

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс российского общества в будущем. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе МАДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.

Задача заведующей и ст. воспитателя дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.

Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль деятельности методической службы, правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества образования, а реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать организацию методической работы в дошкольном учреждении, как нечто первостепенное.

Основные подходы к организации методической работы в ДОУ основаны на:

Системно-деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;

Личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие профессиональных и личностных качеств педагогов на примере зам. зав. по BMP и старшего воспитателя;

Дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ;

Подход свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации;

Мотивационно-стимулирующий подход: использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;

Коррекционный подход: своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.

Сегодня существует проблема низкой эффективности методической работы во многих МДОУ. Основная причина – формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным, случайным набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманных приемов и способов организации воспитания и образования.

Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки.

Методы методической работы – это упорядоченные способы деятельности по достижению целей.

Форма – это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.

По формам методическая работа делится на групповые и индивидуальные.

К групповым формам относятся: участие педагогов в методических объединениях города, района, МАДОУ; организация теоретических и научно – практических конференций; педсоветы.

К индивидуальным относятся индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование.

Необходимо учиться искусству беседы, её универсальный характер основывается на том, что в любой беседе участники должны искусно приспособиться друг к другу независимо от того, о чем идет речь.

Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться:

Целями и задачами МАДОУ;

Количественным и качественным составом коллектива;

Сравнительной эффективностью форм и методов работы;

Особенностями образовательного процесса;

Материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;

Реальными возможностями;

Наиболее эффективными формами организации методической работы являются:

Педсовет;

Семинары, семинары-практикумы;

Открытые просмотры эффективны;

Медико-педагогические совещания;

Консультации;

Работа творческой группы.

Внешнее повышение квалификации происходит:

За счет посещения курсов повышения квалификации;

Обучение в учебных заведениях;

Участие в работе методических объединений района.

Внутреннее повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в МДОУ:

Участие в работе совета педагогов;

Обучение на семинарах и семинарах-практикумах;

Консультирование и др.

В методической работе особое место отводится принципу индивидуально-дифференцированного подхода к педагогической деятельности воспитателей и специалистов. В современных условиях методическая работа с кадрами должна строиться на диагностической основе, с учетом запросов каждого педагога.

Осуществление индивидуально-ориентированной методической работы позволяет развивать творчество и инициативу педагогического коллектива путем включения каждого в активную профессиональную деятельность.

В сфере методической работы представлен комплекс взаимосвязанных форм сотрудничества педагогического коллектива с родителями.

Методическое обеспечение является важнейшей частью повышения квалификации педагогов. Оно призвано поддерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать его обновлению.

Многие педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег, заведующей, методиста ДОУ, специалистов различных областей знания. В настоящее время эта потребность возросла в связи с переходом на вариативную систему образования, необходимостью учитывать многообразие интересов и возможностей детей.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет – это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача зам. зав. по ВМР – сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.

Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.

Ст. воспитатель по методической работе организует и контролирует работу педагогов по самообразованию, относящуюся к активным формам повышения квалификации, и помогает выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.

На первом этапе осуществляется предварительное детальное и всестороннее изучение опыта педагога. Только совокупность использования различных методов исследования опыта (наблюдение и анализ образовательного процесса, беседы с воспитателем и детьми, анализ педагогической документации, проведение экспериментальной работы) позволит объективно оценить и рекомендовать его как передовой.

На втором этапе ППО обобщается, т.е. описывается. Существует алгоритм описания ППО комплексом ИПМ (информационно-педагогический модуль: сообщение, запись пед. информации).

Третьим этапом является распространение и внедрение ППО. В рамках МАДОУ этому способствуют такие формы работы как педагогические чтения, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки и т.д.

Изучив особенности организации методической работы в МАДОУ, можно отметить, что педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих образовательных проблем. Нередко из-за недооценки этого фактора тормозится процесс развития учреждения, а потому задача состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы реализовать свой творческий потенциал.

Реальными возможностями для решения этой задачи в системе дошкольного образования обладает методическая служба

В условиях современного социума организация методической службы должна начинаться с поиска новых идей и современных технологий организации методической работы. Она нуждается в четко выстроенной системе деятельности, обеспечивающей планирование, прогнозирование, организацию, исполнение, контроль, регулирование и анализ.

Результатом методической работы в МАДОУ должны стать:

Обновление содержания образования и улучшение качества образовательного процесса;

Пополнение и расширение запаса психолого-педагогических знаний;

Оценка, анализ, диагностика результата педагогического труда;

Конструирование педагогического процесса на основе системного анализа;

Формирование банка данных по обмену педагогическим опытом.

В ДОУ - это комплексная система мер, взаимосвязанных между собой, в основе которой - научные достижения и педагогический опыт (в т. ч. и прогрессивные идеи). Она направлена на профессиональных умений, навыков воспитателя и всего педагогического коллектива.

Направления работы

В дошкольных учреждениях уже сформировались способы повышения уровня мастерства педагогов. Но часто между различными видами методической работы в ДОУ нет четкой взаимосвязи. Поэтому задачей заведующей детского сада и методиста является формирование единой системы и поиск эффективных, доступных методов мастерства.

  • воспитательное - повышение квалификации воспитателей в теоретическом плане и овладение современными методиками взаимодействия с детьми;
  • дидактическое - получение знаний по повышению эффективности работы детского сада;
  • психологическое - проведение занятий по психологии (общей, возрастной, педагогической);
  • физиологическое - проведение занятий по физиологии и гигиене;
  • техническое - воспитатель должен уметь применять ИКТ в своей работе;
  • самообразовательное - чтение специальной литературы, посещение семинаров на актуальные темы.

Такое большое разнообразие направлений методической работы в ДОУ нуждается в подборе наиболее эффективных форм взаимодействия с педагогическими кадрами.

Формы проведения

Они подразделяются на две группы: индивидуальные и групповые.

  1. - высший орган руководства всего воспитательно-образовательного процесса. Решает конкретные задачи.
  2. Консультирование - воспитатель может получить консультацию на интересующий его вопрос.
  3. Семинары - на них идет обсуждение определенной тематики, могут приглашаться специалисты из других учреждений. А на семинарах-практикумах проводится совершенствование умений педагогов.
  4. Открытое занятие.
  5. Деловые игры - имитация принятие каких-либо важных решений в разных ситуациях.
  6. "Круглый стол".
  7. Педагогическая газета - объединение коллектива при помощи творчества.
  8. Творческие микрогруппы - они организуются для поиска эффективных методов работы.
  9. Работа над общей для всех методической темой.
  10. Самообразование воспитателей.

Желательно использовать все формы организации методической работы в ДОУ (которых больше вышеперечисленных), чтобы достичь наиболее эффективных результатов.

Вывод

Методическая работа - это один из важных аспектов, которому нужно уделять внимание. При правильной организации, не без участия заведующей и методиста, она способна мотивировать педагогов к профессиональному росту. Поэтому ведется поиск новых, нестандартных форм для повышения квалификации. Это не значит, что традиционные будут не нужны. Только в сочетании с устоявшимися и современными методиками можно создать профессиональный и сплоченный педагогический коллектив.