Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Карта расселения славян и их соседей. Расселение славянских племен

Карта расселения славян и их соседей. Расселение славянских племен

Античные историки были уверены, что на территории Древней Руси живут воинственные племена и «люди с песьми головами». С тех прошло много времени, но многие загадки славянских племен не разгаданы до сих пор.

Северяне, живущие на юге

Племя северян в начале VIII века населяло берега Десны, Сейма и Северского Донца, основало Чернигов, Путивль, Новгород-Северский и Курск. Название племени, по мнению Льва Гумилева, связано с тем, что оно ассимилировало кочевое племя савиров, которое в древности жило в Западной Сибири. Именно с савирами связывают и возникновение названия "Сибирь". Археолог Валентин Седов считал, что савиры были скифско-сарматским племенем, а топонимы северян имеют иранское происхождение. Так, название реки Сейм (Семь) происходит от иранского śyama или даже от древнеиндийсого syāma, что означает «темная река». Согласно третьей гипотезе, северяне (северы) были переселенцами из южных или западных земель. На правом берегу Дуная жило племя с таким названием. Его запросто могли «подвинуть» вторгшиеся туда булгары. Северяне были представителями средиземноморского типа людей. Они отличались узким лицом, вытянутым черепом, были тонкокостны и носаты. В Византию они везли хлеб и меха, обратно - золото, серебро, предметы роскоши. Торговали с болгарами, с арабами. Северяне платили дань хазарам, а затем вошли в союз племен, объединенных новгородским князем Вещим Олегом. В 907 участвовали в походе на Царьград. В IX веке на их землях появились Черниговское и Переяславское княжества.

Вятичи и радимичи – родственники или разные племена?

Земли вятичей располагались на территории Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей. Внешне вятичи напоминали северян, но не были так носаты, зато у них была высокая переносица и русые волосы. В «Повести временных лет» указано, что название племени пошло от имени родоначальника Вятко (Вячеслав), который происходил «от ляхов». Другие ученые связывают название с индоевропейским корнем "ven-t" (влажный), или с праславянском "vęt" (большой) и ставят название племени в один ряд с венедами и вандалами. Вятичи были умелыми воинами, охотниками, собирали дикий мед, грибы и ягоды. Было распространено скотоводство, подсечное земледелие. Они не входили в состав Древней Руси и не раз воевали с новгородскими и киевскими князьями. По преданию, брат Вятко Радим стал родоначальником радимичей, которые расселились между Днепром и Десной на территориях Гомельской и Могилевской областей Беларуси и основали Кричев, Гомель, Рогачев и Чечерск. Радимичи тоже восставали против князей, но после битвы на Пещани покорились. Летописи упоминают о них в последний раз в 1169 году.

Кривичи – хорваты или «ляхи»?

Доподлинно неизвестно прохождение кривичей, которые с VI века жили в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра и стали основателями Смоленска, Полоцка и Изборска. Название племени пошло от родоначальника Крива. От других племен кривичи отличались высоким ростом. Имели нос с выраженной горбинкой, четко очерченный подбородок. Антропологи относят кривичей к валдайскому типу людей. Согласно одной версии кривичи - это мигрировавшие племена белых хорват и сербов, по другой – выходцы с севера Польши. Кривичи тесно сотрудничали с варягами и строили корабли, на которых те ходили в Константинополь. В состав Древней Руси кривичи вошли в IX веке. Последний князь кривичей Рогволод был убит с сыновьями в 980 году. На их землях появились Смоленское и Полоцкое княжества.

Словене-вандалы

Словены (ильменские словены) были самым северным племенем. Жили на берегах озера Ильмень и на реке Мологе. Происхождение неизвестно. Согласно преданиям, их предками были Словен и Рус, которые еще до нашей эры основали города Словенск (Великий Новгород) и Старую Руссу. От Словена власть перешла к князю Вандалу (известен в Европе как остготский предводитель Вандалар), у которого было три сына: Избор, Владимир и Столпосвят, и четыре брата: Рудоток, Волхов, Волховец и Бастарн. Жена князя Вандала Адвинда была из варягов. Словене то и дело воевали с варягами и соседями. Известно, что правящая династия происходила от сына Вандала Владимира. Славене занимались земледелием, расширяли владения, оказывали влияние на другие племена, занимались торговлей с арабами, с Пруссией, с Готландом и Швецией. Именно здесь стал княжить Рюрик. После возникновения Новгорода словене стали зваться новгородцами и основали Новгородскую Землю.

Русы. Народ без территории

Посмотрите на карту расселения славян. У каждого племени – свои земли. Русов там нет. Хотя именно русы дали название Руси. Существуют три теории происхождения руссов. Первая теория считает русов варягами и опирается на «Повесть временных лет» (написана с 1110 по 1118 год), в ней сказано: «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти». Вторая говорит о том, что русы - отдельное племя, пришедшее в Восточную Европу раньше или позднее славян. Третья теория гласит, что русы – высшая каста восточнославянского племени полян или же само племя, которое жило на Днепре и на Роси. «Поляне яже нъıнѣ зовомая русь» - было написано в «Лаврентьевской» летописи, которая шла за «Повестью временных лет» и была написана в 1377 году. Здесь же и слово «Русь» употреблялось в качестве топонима и название русы употреблялось и как название отдельного племени: «Русь, чудь и словене», - так летописец перечислял народы, населявшие страну.
Несмотря на исследования генетиков, споры вокруг русов продолжаются. По версии норвежского исследователя Тура Хейердала, варяги сами являются потомками славян.

Удобная навигация по статье:

Какие племена были у восточнославянских народов?

Согласно информации, большая часть которой была получена в результате исследования древних письменных источников и археологических находок, племена восточных славян отделились из индоевропейской общности приблизительно в сто пятидесятом году до нашей эры, после чего их численность и влияние стали стремительно увеличиваться.

Как возникли племена восточных славян?

Первые упоминания о многочисленных племенах венедов, а также склавинов и антов (именно так в те времена называли первые славянские этносы) присутствуют в рукописях греческих, византийских, римских, а также арабских авторов. О ранних временах также можно почерпнуть информацию из русских летописей.

Само же дробление этого народа на восточных, западных и южных, согласно утверждениям некоторых учёных, происходит из-за их оттеснения иными народами, что было не редкостью в тот период (времена великого переселения народов).

Южнославянские (болгарские, словенские, а также сербохорватские и македонские) племена – это те общины, которые предпочли остаться на территории Европы. Сегодня они считаются прародителями сербов, черногорцев, хорват, болгар, а также словенцев и боснийцев.

К племенам западных славян (сленжанам, полянам, поморянам, а также богемам и полабам) учёные причисляют славян, переселившихся в северные широты. От этих общин, согласно авторам самых популярных версий появления славянских народов, произошли чехи, поляки и словаки. Южные и западные славянские племена были, в свою очередь, захвачены и ассимилированы представителями других народов.

Восточнославянские племена, к которым учёные относят тиверцев, белых хорват, северян, волынян, полочан, древлян, а также уличей, радимичей, бужан, вятичей и дреговичей, состоят из славян, переселившихся на территорию так называемой Восточноевропейской равнины. Потомками вышеперечисленных племён сегодняшние историки и исследователи-славянофилы считают украинцев, русских и белорусов.

Таблица: восточнославянские племенные союзы

Схема: восточные славяне в эпоху “Великого переселения народов”

Как племена славян сосуществовали с иными народностями?

Большая часть славянских племён была вынуждена перебраться на территории центральной Европы, в частности, на земли когда то великой римской империи, распавшейся в 476 году. При этом, завоеватели этой империи формировали в этот период новую государственность, которая хоть и базировалась на опыте наследия Римской империи, но отличалась от неё. В то же время территории, выбранные восточнославянскими племенами, не были так развиты в культурном плане.

Некоторые племена славян поселились на берегах озера Ильмень, впоследствии основав на этом месте город Новгород, другие – решили продолжить путь и обосновавшись на берегах реки Днепр, основали там город Киев, ставший впоследствии матерью городов русских.

Примерно к шестому-восьмому столетию восточные славяне смогли занять всю территорию Восточноевропейской равнины. Соседями их были финны, эстонцы, литовцы, лаьыши, мансы, ханты, а также угры и коми. Стоит отметить, что согласно имеющимся историческим данным, заселение и освоение новых территорий проходило мирно, без каких-либо военных действий. Сами же восточные славяне не враждовали с вышеперечисленными народами.

Противостояние восточных славян кочевникам

А вот на территориях, располагающихся на востоке и юго-востоке складывалась в это же время совершенного другая ситуация. В данных регионах равнина соседствовала со степью и соседями славянам там стал кочевой народ, называющийся тюрки. Регулярные набеги степных кочевников разоряли славянские поселения около тысячи лет. При этом, тюрки формировали свои государства на юго-восточных и восточных границах восточных славян. Их самое большое и мощное государство Аварский каганат, существовало в середине пятисотых годов и пало в 625 году, после распада Византии. Однако в седьмом-восьмом столетии на той же территории расположилось Булгарское царство. Большая часть булгар, обосновавшихся у среднего течения Волги, образовали государство вошедшее в историю как Волжская Булгария. Оставшиеся булгары, которые обосновались у Дуная сформировали Дунайскую Булгарию. Немного позже, вследствие ассимиляции представителей южнославянских племён с переселенцами-тюрками появился новый народ, назвавшийся болгарами.

Территории, освобождённые булгарами, заняли новые тюрки – печенеги. Этот народ впоследствии основали Хазарский каганат, на степных территориях, располагающихся между берегами Волги и Азовским с Каспийским морями. Позже племена восточных славян были порабощены хазарами. При этом восточные славяне обязались выплачивать Хазарскому каганату дань. Такие отношения славянских восточных племён с хазарами продолжались вплоть до девятого столетия.

Каковы веки, таковы и человеки.
Русская пословица

Цели урока: Уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; уметь определять по карте территорию древних славян; уметь охарактеризовать особенности занятий; отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития.

План урока:

  1. Славянские племена.
  2. Расселение восточнославянских племён.
  3. Занятия. Развитие хозяйства восточных славян

Основные понятия: союзы племен, родовая община, соседская община, путь «из варяг в греки»

Ход урока

I. Фронтальная беседа по основным вопросам темы предыдущего урока

II. Изучение нового материала

Объяснение учителя.

Первые упоминания о славянах относится к I–II векам н.э. Тацит, Плиний, Птолемей сообщают, что славяне населяли бассейн Вислы.

Итак, кратко суть проблемы происхождения славян можно свести к следующим положениям:

  1. Славяне являются коренным населением Восточной Европы. Они имеют единый корень и ведут своё происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности и являются неотъемлемой частью её.
  2. Славяне появились в результате смешения различных этнических элементов на рубеже н.э. и не имеют единого корня, то есть основа славянской общности полиэтнична.
  3. Было бы слишком смело утверждать, что славяне не имеют единого этнического корня. Тем не менее, с другой стороны, наличие такого корня не отрицает определённой роли других народов в славянском этногенезе (в происхождении славян).

Славяне – часть индоевропейской общности, они имеют единый этнический корень и являются коренным населением Восточной Европы.

Славянский язык относится к индоевропейской языковой системе. Сформировавшись около V-IVтыс. до н.э., эта языковая группа в IV-III тыс. до н.э. переживала время распада, связанного с расселением индоевропейских племён. Расселение это пришлось на время неолита – нового каменного века. Не случайно историки говорят о неолитической революции , то есть о переходе человека от охоты и собирательства к производственному хозяйству – земледелию и скотоводству. Неолитические племена стали более независимы от природы, мобильными. В поисках новых мест обитания они покидали свою прародину и расходились по территории Азии и Европы. В ходе развития из индоевропейцев выделились восточная (индийцы, иранцы, армяне) и древнеевропейская языковые группы. Последняя послужила основой возникновения западноевропейской (германской, французской, итальянской) и славянской групп.

Наши предки называли себя славянами , также и словенами. от каких же слов пошло название «славяне» и «словены»? (Славяне от слова «слава», означавшее то же, что и хвала, а словены означает «разумеющие слово» )

К VII-IX восточная ветвь славянства населяла значительную часть великой Русской равнины, доходя на севере почти до Финского залива, а на юге – до Черного моря. Размещение восточнославянских племён подробно описано летописцем Нестором (Все исторические произведения Древней Руси начинались со слов «В лето…», позже их слали называть летописями.) . Причём, расселение племён, данное в Повести Временных Лет подтверждается археологическим материалом.

Работа с учебником: Учащиеся (работа по группам ), пользуясь картой и учебником, составляют таблицу

Расселение восточнославянских племён

Название племенного союза Место расселения
Поляне Среднее течение Днепра (Киев)
Древляне В бассейне реки Припять, город Искоростень (северо-запад Киева)
Дреговичи На территории современной Беларуси (левобережье Припяти)
Полочане Среднее течение Западной Двины при впадении в реку Полот, главный город Полоцк (бассейн Западной Двины)
Ильменские славене (или словене) Вокруг озера Ильмень. Главный город Новгород
Северяне В бассейнах рек Десна, Сейм и Сулла. Город Чернигов (левобережье Днепра)
Радимичи По рекам Сож и Сейм (между Днепром и Сожжем)
Кривичи Верховья Западной Двины и Днепра, главный город Смоленск (верховья Волги, Днепра, Двины)
Вятичи В лесных чащах междуречья Оки, Клязьмы и Волги, города Ростов и Суздаль (район Оки и Москвы-реки)
Волыняне (бужане) По реке Буг (верховья южного Буга)
Уличи Нижнее Преднепровье, побережье Черного моря (Поднестровье)
Тиверцы Между реками Днестр и Прут (Поднестровье)
Белые хорваты Закарпатье

Вывод: Зона расселения восточных славян была лишена естественных границ, поэтому была «открыта» как вторжениям, так и культурным влияниям и воздействиям соседних народов.

Напоминаем, что после второго общественного разделения труда на смену родовой общине приходит соседская (территориальная)

Запись в тетрадях:

Родовая община – коллектив кровных родственников, которые имеют общую собственность и вместе ведут хозяйство.

(Пояснение учителя : Одной из причин перехода к соседской общине была смена подсечного земледелия пахотным .

Пахотное земледелие – вид земледелия, не требовавший трудоемкой работы по обработке земли, так как земля была уже расчищена предшествующими поколениями, но восстановившая плодородность. Такой участок могла обработать одна семья)

Запись в тетрадях:

Соседская община – более дробное объединение, основанное на выделении из рода отдельных малых семей.

(Пояснение учителя :В обществе постепенно усиливается значение отдельной личности, отдельной семьи. Зарождалось право частного владения, частной собственности.)

Запись в тетрадях:

Частная собственность – форма собственности, при которой средства производства и продукты труда принадлежат частным лицам.

Занятия. Развитие хозяйства восточных славян


Среднее Поднепровье – наиболее благоприятный регион для хозяйственной деятельности. Но в то же существовали различия в системе земледелия восточных славян живущих на юге и на севере.

Работа с учебником: Учащиеся (работа по группам – юг и север, в конце урока обмениваются подобранными данными, окончательно формирую таблицу – задание на дом ), используя материал учебника составляют таблицу

Развитие хозяйства восточных славян

Поселения Юг Север
Был недостаток воды и постоянные опасности, люди селились крупными массами, скучивались в огромные сёла.
На Юге было много городов, служивших центрами торговли
Болотистая и лесистая местность, было мало сухих мест. Преобладали сёла с незначительным населением (3-4 двора).
Городов было мало
Земледелие В южных районах плодородных земель было больше, и свободные участки просто засевали. Когда через несколько лет земля истощалась перебирались на новый участок. Позднее, в VII-VIII вв., появилось пашенное земледелие с двупольем и даже трехпольем.
Перелог:
2-3 года пользовались землёй, а когда почва истощалась, переходили на другое место
Большие лесные массивы препятствовали земледелью.
Подсечно-огневая система:
1 год: вырубали лес
2 год: высохшие деревья сжигали и, сеяли зерно прямо в золу, используя её как удобрение. Через 2-3 года земля истощалась, приходилось переходить на новый участок.
с/х культуры земледельческие: рожь, пшеница, ячмень, просо
огородные: репка, капуста, свёкла, морковь, редька, чеснок
технические: лён, конопля
Орудия Соха, рало, плуг с железным лемехом Топор, мотыга, соха, заступ
Скотоводство С земледелием было тесно связано скотоводство. Славяне выводи виней, коров, мелкий рогатый скот.
Волы Лошади
Промыслы Собирательство и охота продолжают играть существенную роль в жизни славян. Основные промыслы: лыкодерство, зверогонство, солеварение, бортничество, охота и рыболовство Хлебопашцам севера побуждения расширять пахоту не было, т.к. земля была бедной, вспахивать её было тяжело, были сильно удалены от крупных рынков. В восполнение скудного заработка от хлебопашества жители обращались к промыслам: лыкодерство, зверогонство, солеварение, бортничество, охота и рыболовство
Торговля Главным в хозяйстве была внешняя торговля.
Торговали хлебом, воском, мёдом, мехом с Римом и Византией
Слишком удалён от приморских рынков, внешняя торговля не стала движущей силой народного хозяйства
Путь «из варяг в греки» (конец IX в.)
По Днепру возле Смоленска волоком до Ловоти в оз. Ильмень в Волхов в оз. Нево в Варяжское (Балтийское) море до Рима до Царьграда (Константинополь – Византия) Понтийское (Русское, Черное) море.
Внутренний рынок был развит слабо, в основном происходил обмен сельскохозяйственной продукции на ремесленные изделия

Работа с картой: Покажите на карте торговый путь «из варяг в греки».

Домашнее задание

ЗАДАНИЕ А

  1. Сформировать таблицу «Развитие хозяйства восточных славян»
  2. Внимательно прочитать таблицы, выбрать главное и выучить .

ЗАДАНИЕ Б

Ответить на вопросы и выполнить задание письменно .

  1. Древние русичи приветствовали друг друга: «Ой ты гой еси…» Чего желали они таким образом?
  2. Как в Древней Руси называли Балтийское море?
  3. Славянские племена дреговичей жило на болоте, поляне – в полях, а глее жили древляне ?
  4. Территорию современной Московской области заселяли древляне или вятичи?
  5. Какому крупнейшему летописцу принадлежат слова, которым уже более восьми веков: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет…»?
  6. Что в старых русских пословицах означало число «семь» ?
  7. Древние авторы словом «Русь» называли государственное образование, сложившееся в районе
    1. Волги
    2. Прикарпатья
    3. Среднего Преднепровья
  8. Основным занятием восточных славян в VI-IX вв. являлось
    1. земледелие
    2. ткачество
    3. бортничество
    4. прядение

Расселение, обычаи и верования восточных славян в древности

Древнейшая история славян окончательно ещё не выяснена историками, их происхождение и прародина не установлены. Истоки исторической судьбы славян уходят в никуда. Учёные не имеют и жалких крох информации о тех временах — временах седой древности. В точности даже не известно, когда славяне узнали письменность. Многие исследователи связывают возникновение славянской письменности с принятием христианства. Все сведения о древних славянах дописьменной эпохи извлечены историками из скупых строк исторических и географических сочинений, принадлежащих древнеримским и византийским авторам. На некоторые события пролили свет археологические находки, но как трудно бывает правильно истолковать каждую из них! Нередко археологи спорят между собой, определяя, какие из найденных ими предметов принадлежали славянам, а какие — нет.

славянин славянка

На каждую каплю твёрдого знания приходится по целому океану предположений и догадок. Таким образом, ранняя история славян не менее загадочна и таинственна, чем история Атлантиды.

Прародина славян и их расселение


Не найдено пока никаких точных сведений о том, откуда славяне пришли в Европу и от каких народов они происходят. Некоторые историки связывают происхождение славян со скифами, жившими в Северном Причерноморье и по Днепру во времена древнегреческого историка Геродота (V в. до н. э.).

Учёные полагают, что в I тыс. н. э. славяне занимали громадную территорию: от Балкан до современной Белоруссии и от Днепра до областей Центральной Европы. В те далёкие времена в пределах современных границ России славянских племён ещё не было.

Византийские историки VI в. называли славян антами и склавинами. Анты отличались воинственностью.

анты

Изначально они не были славянским народом, но, долгое время живя бок о бок со славянами, славянизировались и в представлении писавших о них соседей стали самым могущественным из славянских племён.

Соседство славян в V—VII вв. было настоящим бедствием для Византии. Долгие века могущество Римской империи останавливало у её границ нашествия варварских народов. Но шло время, и империя угасала. Она распалась на две половины — западную и восточную, в каждой из которых правили собственные императоры. Западная империя пала под натиском диких германцев. Восточная империя, получившая впоследствии название Византия, устояла против многих врагов, когда вооружённой силой, а когда тонкой дипломатией отводя угрозу вторжения на свою территорию. Но вот на её границах появились славяне. Их постоянные набеги держали византийцев в страхе.

Ужас, внушаемый славянами неприятелю, сравним с тем трепетом, который в иные времена заставляли испытывать своих врагов гунны, викинги или монголо-татары. Неистовство в бою и способность переносить самые суровые условия походов делали славян серьёзным противником. Почувствовав, что оборона границ империи слаба, славяне в конце концов широким потоком полились на её земли, занимая области от Дуная до Крита и от побережья Адриатического моря до Малой Азии. Одновременно потоки славянских переселенцев устремились во всех направлениях, в том числе и на Русскую равнину.

бой славян с печенегами

Примерно с VI в. из общеславянского единства начинается выделение трёх ветвей: южных, западных и восточных славян. Южнославянские народы (сербы, черногорцы и т. д.) образовались впоследствии из тех славян, которые поселились в пределах Византийской империи, постепенно слившись с её населением. Лишь болгары не переставали воевать с византийцами, но и они испытывали сильнейшее влияние византийской культуры. Западными славянами стали те, кто занял земли современной Польши, Чехии, Словакии и частично Германии. Что же касается восточных славян, то им досталась громадная территория между тремя морями: Чёрным, Белым и Балтийским. Их потомками стали современные белорусы, украинцы и русские.

С. В. Иванов. «Жильё восточных славян».

На протяжении полутысячелетия восточные славяне осваивали эти бескрайние просторы. Территория Восточной Европы в VII—VIII вв. была покрыта густыми лесами. На границе леса и степи со славянами соперничали, борясь за территорию, кочевые народы. Но и те земли, которые относились к лесной полосе, нельзя назвать свободными. Их задолго до прихода славян населяли балтские и угро-финские племена (весь, чудь, меря, мурома, мещёра, мордва и т. д.). Казалось бы, какую область России иначе и не назовёшь, как исконно русской? Это Русский Север. Ростов, Вологда, Архангельск, Белоозеро — как много говорят названия этих древних городов русскому сердцу! Но тысячу лет назад славян в этих местах проживало абсолютное меньшинство. Поселения были расположены здесь столь редко, что славянам поначалу даже не приходилось вступать в конфликты с местным балтским и угро-финским населением, и мирное соседство приводило к постепенному ославяниванию значительной его части. Исследования антропологов показывают, что предками русских, украинцев и белорусов являются не только славяне, но и древние угро-финны и балты.

славянский посёлок

Однако не всегда это соседство было только мирным. Летописи хранят свидетельства о вспыхивавшем время от времени вооружённом противоборстве славян и местных племён.

Восточнославянские союзы племён

Первоначальные сведения о расселении восточнославянских племён получены из «Повести временных лет». Они подтверждаются находками археологов.

Славяне делят рабов и другую добычу, вернувшись из дальнего похода.

От славян, «сидящих по Дунаю», славянские племена разошлись по разным землям и прозвались «именами своими, кто где сел (т. е. стал жить. — Прим. ред.) на каком месте».

Полянами назывались славяне, которые поселились в среднем течении Днепра вокруг Киева. «Были три брата, — повествует летописец, — Кий, который сел на горе, где ныне подъём Боричев, а второй брат Щек сидел на горе, называвшейся Щекавицей, а третий брат Хорив — на горе Хоривице. И была у них сестра по имени Лыбедь». Братья построили городок и по имени своего старшего брата назвали его Киевом. Вокруг города был «лес и бор велик», и в нём ловили зверей.

«И были те мужи мудры и смышлены и назывались они полянами, от них поляне и до сего дня в Киеве». В другом месте летописи сказано, что они названы полянами потому, что «в поле сидят».

памятник основателям Киева

По преданию, князь Кий совершил путешествие в Византию, в Царьград (Константинополь), где император воздал ему великие почести. На обратном пути Кий облюбовал себе место на Дунае, срубил там городок под названием Киевец и хотел обосноваться в нём со своим родом, но был изгнан окрестными жителями. Кий вернулся в свой город, где и умер; и братья его, и сестра скончались здесь же.

К северу от полян по рекам Десне и Суле жили северяне, а к северо-западу от Киева расселились древляне, названные так потому, что обитали в дремучих лесах. Их центром был город Искоростень. Племена, которые поселились между Припятью и Двиной, назывались дреговичами; другие «сели» по Двине в том месте, где в неё впадала речка Полота, и получили название полочан. В верховьях Волги, Днепра и Западной Двины поселились кривичи, их главным городом был Смоленск. Радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода «ляхов» (поляков). «Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко, — пишет летописец. — И пришли и сели: Радим на Соже (приток Днепра. — Прим. ред.), и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим на Оке, от него получили своё название вятичи».

По Бугу жили бужане, или дулебы, о которых летописец рассказывает, что их «примучили» кочевники обры (авары). Этот кочевой народ воевал с Византией и славянами в VI в. По преданию, авары, собравшись куда-либо поехать, не позволяли запрячь в телегу коня или вола, а впрягали трёх, четырёх или пятерых дулебских женщин и заставляли их себя везти. Эти обры, по словам летописи, «телом были велики, а умом горды, и Бог истребил их, и умерли все, и не осталось ни одного обрина».

С тех пор на Руси появилась поговорка: «Сгинули как обры». Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень, назывались словенами новгородскими, или ильменскими; их главным городом был Новгород.

древний Новгород

Не совсем правильно называть полян, древлян или, скажем, вятичей племенами. Речь идёт не просто о племенах, а о политических и военных союзах, включавших в себя до ста и более мелких племён и называвшихся по имени одного из них, самого сильного и многочисленного. Каждый такой союз имел собственных князей — вождей из племенной знати. Впрочем, неизвестно, были ли князья выборными (на время походов) или наследовали свою власть. Историки считают, что восточнославянские союзы племён были зародышевой формой государства, иногда их даже именуют протогосударствами.

Долгое время восточные славяне не оставляли своих воинственных обычаев и обогащались не только мирными промыслами, но и за счёт военной добычи. Племенные вожди совершали набеги на Византию или на соседние племена и добывали там рабов и предметы роскоши. Часть военной добычи славянские князья распределяли между своими соплеменниками, что повышало их престиж как предводителей походов. Одновременно вокруг князей складывались дружины — группы постоянных боевых соратников, друзей (слово «дружина» происходит от слова «друг») князя, своего рода профессиональных воинов и советников.

княжеская дружина

Славяне жили общинами, родами. Каждый свободный мужчина (не раб) был вооружён и входил в ополчение. Византийские авторы подчёркивали, что славянские племена живут в «народоправстве», не имея никакой государственной власти. Выделение дружин было существенным этапом в расслоении славянской общины и превращении власти князя из родоплеменной в государственную.

Обычаи восточных славян в древности

Каждое объединение восточнославянских племён имело свои обычаи, законы, предания и даже свой «нрав». Летопись сообщает: «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сёстрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идёт зять за невестой, но приводят её накануне, а на следующий день приносят за неё — что дают». А древляне « живут зверинским образом », убивают друг друга, едят «всё нечистое» и браков у них нет, но «умыкают девиц у воды». Радимичи, вятичи и северяне, как сообщает «Повесть временных лет», имели общий обычай: жили в лесу, подобно зверям, ели «всё нечистое» и срамословили при отцах и снохах. У них также не бывало браков, а устраивались игрища между сёлами с плясками и песнями; и здесь «умыкали» себе жён по сговору с ними; имели по две и по три жены.

Если кто-нибудь из них умирал, то устраивали «тризну» (торжественное прощание с покойником в виде военного состязания, игры или битвы), а затем делали большую колоду из дров и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали.

тризна

А после, собрав кости, вкладывали их в небольшой глиняный сосуд и ставили на столбах при дорогах.

Хозяйство восточных славян


Славянские поселения обычно располагались по берегам рек и озёр в местах, пригодных для земледелия — их основного занятия. Возделывали рожь, пшеницу, ячмень, овёс, просо, бобы, горох; выращивали лён, коноплю, а также овощные культуры — репу (которая была так же распространена, как в наше время картофель; ели её в пареном виде), редьку, лук, чеснок, капусту.

Для северных лесных районов была характерна подсечно-огневая система земледелия. В первый год вырубали лес, затем, когда он подсыхал, выкорчёвывали пни и поджигали их, потом в золу производили сев, предварительно вспахав землю, но часто и не делая этого. Участок, очищенный от леса, давал урожай в течение трёх-четырёх лет. Это вынуждало славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими посёлками. Сельское хозяйство южных территорий восточнославянского мира было более высокоразвитым, чем на севере. Этому способствовали благодатные природные условия (тёплый климат, обилие дождей) и плодородная почва. Здесь ведущим способом земледелия был перелог. Участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения земли переходили («перекладывались») на другое место. Использовали плуг, не известный на севере. Все эти причины обусловливали на юге более высокие и стабильные урожаи, чем на севере.

Наряду с земледелием большое место в хозяйстве восточных славян занимало животноводство. Найденные при раскопках кости животных свидетельствуют, что славяне разводили лошадей, мясо которых редко употреблялось в пищу (их использовали в основном для верховой езды и как тягловую силу), а также коров, свиней, коз, овец и птицу.

В лесах, покрывавших территорию Восточной Европы, в изобилии водились звери, а в реках было много рыбы. Поэтому славяне охотились на кабана, оленя, медведя, бобра, лисицу, куницу, зайца и других животных; ловили в реках щуку, сазана, судака, леща, сома, осетра и других рыб. На охоту брали лук со стрелами и копья.

княжеская охота

Рыбу ловили крючками, сетями, неводами и разнообразными плетёными приспособлениями. Подсобную роль в хозяйстве играло и бортничество — сбор мёда диких пчёл.

Восточные славяне в сочинениях византийцев

Византийский писатель VI в. Прокопий Кесарийский описывал славян как людей очень высокого роста и огромной силы, с белым цветом кожи и волос.

Вступая в битву, они шли на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же никогда не надевали. Некоторые из них не носили ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде отправлялись сражаться с врагом.

Другой византийский писатель VI в., Маврикий Стратег, рассказывал о склавинах и антах, которые были многочисленны, выносливы, легко переносили жажду, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. Сражаться с врагом они предпочитали в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; внезапно атаковали и днём и ночью, с выгодой для себя пользовались засадами, хитростями, изобретая множество хитроумных способов неожиданно поразить врага.

С. В. Иванов. «Торг в стране восточных славян».

Они легко переправлялись через реки, мужественно выдерживая пребывание в воде: будучи внезапно настигнутыми врагом, они погружались в воду и держали во рту специально приготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами лежали навзничь на дне реки и дышали с их помощью иногда в течение многих часов. А если случалось, что камыши были видны из воды, неопытные люди принимали их за растущие в воде.

Славянские поселения VI—VIII вв. Славяне возвращаются с охоты в сопровождении византийских торговцев.

Каждый воин у славян был вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имели также прочные, но с трудом переносимые с места на место щиты. Славяне пользовались деревянными луками и небольшими стрелами, смоченными особым ядом. Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признавали военного строя, неспособны были сражаться в правильной битве и никогда не показывались на открытых и ровных местах. Если и случалось, что они отваживались идти в бой, то с криком все вместе медленно продвигались вперёд, и если противник не выдерживал их крика и натиска, то они активно наступали; в противном случае обращались в бегство, не спеша помериться силами с неприятелем в рукопашной схватке. Используя леса как укрытие, они устремлялись к ним, потому что только среди теснин умели отлично сражаться.

Часто захваченную добычу славяне бросали якобы под влиянием замешательства и бежали в леса, а затем, когда враги пытались ею завладеть, они неожиданно наносили удар.

Пленников славяне не держали в рабстве в течение неограниченного времени, как прочие племена, а через определённое время предлагали им выбор: за выкуп вернуться восвояси или остаться там, где они находились, на положении свободных людей и друзей.

штурм славянами византийской крепости

Продолжение смотрите на сайте: Для продвинутых - Язычество восточных славян.

Местом обитания восточнославянского союза племен вятичи стал бассейн течения Оки - верхнего и среднего и побережье реки Москва.
Расселялись вятичи, покидая территорию Днепровского левобережья либо верховья Днестра. Субстрат вятичей представлен был местным балтским населением. Вятичам удавалось дольше иных славянских племен сохранять языческие верования, сопротивляясь влиянию киевских князей. А визитной карточкой племени вятичей стала непокорность и воинственность.

Карта расселения славянских племен

Кривичи были племенной унией славян Востока, существовавшим в 6-11 веках. Местом их проживания стали территории современных областей, таких как Витебская, Могилёвская, Псковская, Брянская и Смоленская. В этот список входит также восточная Латвия. Основой для формирования Тушемлинской культуры стало пришлое славянского и балтского общества. Проходил этногенез кривичей с участием остатков финно-угорских и местных балтских - эстов, ливов, латгалов - племен, смешавшихся с пришлым многочисленным славянским населением. Кривичи подразделены на две огромные группы: это псковская и полоцко – смоленская группа.
Словене ильменские считаются племенным союзом, организованным восточными славянами на некоторых из области Новгородской территории, в том числе на территории около озера Ильмень, соседствующей с кривичами. Как гласит «Повесть временных лет», вместе с кривичами словене ильменские принимали участие в призвании варягов, родственных словенам, что считались беженцами с Балтийского Поморья. По мнению ряда историков, прародиной словен стало Поднепровье, иными выводятся из Балтийского Поморья предки ильменских словен, поскольку по преданиям, верой и традициями, типу жилья новгородцы и полабские словяне очень близки. В дальнейшем произошло формирование вятичей, кривичей и словен ильменских в великороссов.

Территории расселения славянских племен.

Дулебы выступают в качестве племенной унии славян Востока. Ими была населена зона бассейна реки, именуемой Буг, а еще правые притоки Припяти. Объединение дулебов распалось с наступление десятого столетия, а их области были в составе Киевской Руси.
Восточнославянский союз племен волыняне проживал на территории, местом расположения которой стали два побережья Западного Буга и исток р. Припять. О волынянах в русских летописях упоминаются впервые в 907 году. 10 век стал периодом образования на землях волынян Владимиро-Волынское княжество.
Древляне представляют восточнославянскую племенную унию, которым были заняты в 6-10 вв. зоны Полесья, Правобережного Днепра, места вдоль реки Тетерев, Уж. Наименование свое оно приобрели соответственно месту своего проживания - жили они в лесах.




проживания - жили они в лесах.
Племенной союз дреговичи. Не установлены точные границы обитания восточных славян, причисляющихся к этому союзу. Но как утверждают некоторые исследователи, в 6-9 веках дреговичами занималась территория в части расположенной посредине бассейна реки Припять, позднее южная граница расселения прошла южнее Припяти, а западная - в верховьях Неман. Когда происходило заселение Беларуси, движение дреговичей осуществлялось на север к той же реке Неман, и это указывает на южное происхождение племенного союза дреговичи.
Славянское племя Полочане считается составной племенной унии кривичей, проживающих на побережье реки Двина и притоках Полота. Отсюда название племени. Центр земли полочан - город Полоцк.
Местом обитания полян - племенной унии славян Востока, стал Днепр, примерно район современного Киева. Остается невыясненным происхождение полян, так как местом расположения их территория проживания стала граница между несколькими культурам области арехеологии.
Радимичи выступает в качестве унии племен славян Востока, живших на востоке Верхнего Поднепровья, по течению реки Сож в 9 веке. Земли радимичей стали местом прохождения путей по рекам, соединявших их с Киевом. Радимичи и вятичи аналогично проводили погребения - прах прятали в срубе. По мнению археологов и лингвистов материальная культура радимичей создавалась с участием племен балтов, обитавших в верховьях Днепра.

Восточнославянский союз племен северяне обитал примерно в 10 столетии на побережье реки Десна, Сейм, Сула. Происходит название северяне от скифско-сарматского направления, возводится к слову «чёрный», что и подтверждено наименованием города северян - Чернигов. В основном северяне занимались земледелием.
Тиверцы представляют восточнославянское племя, что было расселено в 9 веке на территории междуречья Днестра, Прута, Дуная, у Буджакского побережья на Чёрном море.

Уличи, выступают в качестве восточнославянского союза племени, существовавшего примерно в 10 столетии. Местом проживания уличей стала территория, расположенная в местах нижнего течения Днепра, Буга, на побережье Чорного моря. Роль центра племенного союза исполнял г. Пересечен. Уличам долго удавалось успешно противостоять действиям князей, желающих подчинить союз племени своей власти.