Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Из какого дерева изготовляют музыкальные инструменты. Какое дерево лучше для гитары? Дерево для электрогитары

Из какого дерева изготовляют музыкальные инструменты. Какое дерево лучше для гитары? Дерево для электрогитары

Для изготовления щипковых инструментов среднего качества можно использовать отходы деревообрабатывающих предприятий, бруски и доски домов, идущих на слом, детали мебели и негодной тары.

Однако эти материалы требуют соответствующей сушки и отбора.

Для изготовления инструментов высокого и высшего качества необходимо применение редких пород.

Ель

Деки музыкальных инструментов и некоторые другие детали делают из резонансной ели.

Различные виды ели произрастают практически на всей территории России. В качестве резонансной используют ель, отобранную в основном в Архангельской и Вологодской областях. Ель северных районов нашей страны обладает лучшими физико-механическими свойствами. Одно из главных ее преимуществ - это мелкие годовые слои, которые обеспечивают высокий модуль упругости и пригодность древесины в качестве резонансной.

Резонансные бревна отбирают из общей массы заготовленных бревен на нижнем складе леспромхозов. Отобранные бревна поступают на лесопильные рамы, где их распиливают на доски толщиной 16 мм. В целях получения наибольшего выхода древесины бревна распиливают за шесть приемов. Пример раскроя бревна диаметром 0,34-0,36 м показан на рисунке.

Отсутствие сучков, смоляных карманов, свилеватости и прочих пороков - обязательное условие качественной резонансной древесины.

Древесина ели белая со слабым желтоватым оттенком. На открытом воздухе с течением времени сильно желтеет. Резонансная ель строгается и циклюется по слою очень хорошо. Срез получается чистым, глянцевитым. После шлифовки поверхность ели становится бархатистой на ощупь со слабым матовым блеском.

Пихта

В качестве резонансного материала используют кроме ели еще и пихту кавказскую. По внешнему виду и физико-механическим свойствам кавказская пихта мало отличается от ели.

Береза. Хорошо просушенная и выдержанная березовая древесина вполне пригодна для изготовления ручек грифов и клепок корпусов щипковых музыкальных инструментов. Кроме этого березовая древесина идет на изготовление фанеры, которая может служить материалом для дна гитар. Березовый шпон употребляют для отделки инструментов в чистом и крашеном виде.

Береза

Занимает 2/3 площади лиственных лесов нашей страны. Промышленное значение имеет береза бородавчатая и береза пушистая.

Древесина березы белого цвета с красноватым, реже желтоватым, оттенком хорошо обрабатывается режущим инструментом. При окрашивании древесина березы равномерно впитывает краситель и дает ровный тон.

Бук

Древесина бука широко применяется в музыкальной промышленности. Ручки, пятки и головки грифов, подставки, корпуса гуслей и другие детали щипковых инструментов в промышленных условиях делают из бука.

Бук произрастает в южной и восточной частях нашей страны. Буковая древесина имеет характерный рисунок (крапчатый) и розоватый цвет. Древесина бука обладает высокими физико-механическими свойствами.

Бук хорошо обрабатывается ручным инструментом и шлифуется. Его поверхность хорошо выглядит под прозрачной отделкой и удовлетворительно воспринимает красители, но сохраняет в виде полос непрокрашенные зоны (ложные ядра).

Граб

Благодаря хорошей прокрашиваемости черными красителями, высокой твердости и прочности древесину граба применяют как имитацию черного дерева в изготовлении накладок грифа, панцирей и др.

Граб произрастает в Крыму и на Кавказе, а также на Украине и в Белоруссии. Цвет древесины граба белый с сероватым оттенком. Строгается древесина граба хорошо, но в отличие от черного дерева плохо полируется.

Клен

По потребляемым количествам в производстве высококачественных щипковых инструментов клен стоит в одном ряду с резонансной елью. Кленовые корпуса гитар, домр, балалаек и т. д. дают инструментам высокое качество звучания.

Из всех видов кленов наибольшее применение имеет клен остролистный и явор, или белый клен. Эти виды кленов произрастают в Крыму и на Кавказе, а также на Украине.

Древесина клена плотная, вязкая, хорошо поддается гнутью. Текстура клена остролистного представляет собой узкие темные полосы на серо-розовом фоне. Особенно красива текстура клена явора, которая под лаковым покрытием дает перламутровые блики. При правильном окрашивании поверхности клена явора этот эффект текстуры усиливается.

Красное дерево

Такое название имеет ряд пород древесины, которые обладают красным цветом разных оттенков и интенсивности. Наиболее часто под этим названием встречается порода древесины из Центральной Америки - американское махагони. Обладая достаточно высокими механическими характеристиками, древесина махагони может быть использована в изготовлении грифов.

Радиальный распил красного дерева под прозрачной отделкой имеет прекрасный вид, но чрезвычайно неудобен в обработке. Слои древесины с чередованием 1,5-3 см идут через один "в задор". Таким образом при строгании ручным инструментом, если 1-й и 3-й слои строгаются "по слою", то 2-й и 4-й - "в задор". Нередко только строгание цинубелем с последующим усиленным шлифованием позволяет подготовить поверхность красного дерева под чистовую отделку.

Палисандр

Очень твердая и механически прочная древесина палисандра с красивой шоколадно-коричневой, бурой, фиолетовой переходящей в черноту окраской нашла применение в изготовлении накладок и ручек грифов, панцирей, а в некоторых случаях и корпусов щипковых инструментов.

Породы, объединенные под названием палисандр, произрастают в лесах Южной Америки. Палисандр хорошо обрабатывается резанием и полируется, но имея выход крупных сосудов на срезанную поверхность, так же как и красное дерево, требует перед чистовой отделкой проведения операции порозаполнения. При обработке выделяет специфический приторный запах.

Черное дерево

Так называют породы семейства эбеновых. Произрастают эти породы в Южной Индии. Из черного дерева получаются лучшие накладки и ручки грифов, а также панцири. Очень высокие физико-механические свойства древесины придают инструментам необходимую прочность, жесткость.

Увеличение веса грифа в случае применения черного дерева смещает центр тяжести инструмента в сторону грифа, что особенно ценится исполнителями-профессионалами.

Изготовленный из черного дерева панцирь после качественной полировки не дает призвуков от соскочившего со струн медиатора. Накладка грифа из черного дерева мало истирается, а кроме того хорошо держит лады.

При всей красоте импортных пород следует предостеречь работающих с ними от заноз и попадания опилок в глаза и дыхательные пути. Многие из них содержат в древесине смолы и масла, способные вызвать раздражение слизистых оболочек или нарывы при попадании вместе с занозой под кожу. Занозы следует вытаскивать сразу и обрабатывать рану. При работе с электроинструментом рекомендуют надевать очки и марлевую повязку, закрывающую рот и нос.

Вечный вопрос - какое дерево лучше для гитары? Кого-то устраивает липа или ольха, другого красное дерево или бубинга. В этой статье мы расскажем вам о особенностях звучания разной древесины.

Дерево для изготовления гитар. Породы

Гитары из бубинги звучат тепло и ярко. Из этого дерева изготавливают деки и грифы для бас-гитар и корпуса для электрогитар. Тяжелая древесина.

Клен - основное сырье для изготовления грифов, топов и корпусов. Гитары Rickenbacker практически все изготовлены из этого дерева.

Красное дерево (другое название Махагони) тяжелее ольхи. У гитар из красного дерева наиболее выраженно звучит середина, придающая звучанию инструмента плотный и мясистый звук. Отлично подходит для рок-музыки. Махагони применяют для изготовления корпусов и грифов гитар. Также это хорошее дерево для бас гитар.

Липа придает инструменту немного глуховатое звучание. У гитары из липы будет ровный сустейн, высокие и низкие частоты смягчены, а средние ярко выражены. Для исполнения всевозможных вариаций рока, трэша и металла подойдет гитара из липы. Желательно американской. Эту древесину применяют только для изготовления корпусов.

Ольха - популярная и довольно распространенная порода, которую используют в производстве электрогитар и бас-гитар. Практически все известные фирмы (Washburn, Fender, Ibanez, Jackson и другие) имеют в настоящее время в своей линейке инструменты из ольхи. Исключение - Gibson. Гитары из ольхи хорошо звучат, отлично резонируют и имеют сбалансированный тембр.

Палисандр применяется в основном для накладок грифа, гораздо реже - для изготовления дек. Есть индийский, бразильский и африканский палисандр. Теплый звук, приглушенные верхние частоты. Хороший резонанс.

Тополь - самая распространенная порода, которая используется в производстве недорогих гитар. Стоит дешево и подходит для универсальных инструментов. Чистое звучание, преобладают средние частоты. Это лучшее дерево для гитары бюджетного класса.

Ясень - традиционное дерево для гитар. Инструменты из этого дерева звучат звонко и прозрачно. При этом разные части ствола этого дерева будут звучать по-разному. По этой причине найти две гитары из ясеня, которые звучали одинаково, невозможно. Эту древесину использует фирма Fender.

Из какого еще дерева делают гитары?

Это венге, грецкий орех, зирикот, зебровое дерево, коа, корина, лайсвуд, падук.

Подведем итоги

Нет лучшего дерева для изготовления гитар и других музыкальных инструментов. Лучше всего будет, если в вашем арсенале будет два, а лучше три гитары. Одна - для соло, другая - для ритма, а третья - в качестве универсального инструмента (например, гитара из красного дерева).

В следующих обзорах мы расскажем вам подробно о каждой породе дерева.

Древесина.

Качественная древесина является основой любого музыкального инструмента. К древесине, используемой при изготовлении заказных инструментов требования еще более высокие.

Сушка древесины важнейшая составная часть при создании качественных инструментов. Сушка древесины может производиться двумя способами:

1.Искусственная сушка;
2.Естественная сушка.

Искусственная сушка применяется при массовом производстве музыкальных инструментов. Естественная сушка используется для сушки древесины идущей на создание качественных музыкальных инструментов.

Искусственная сушка предполагает ускоренный вывод влаги из древесины. Для этого древесину помещают в сушильную камеру, устанавливают нужный тепловой режим и сушат... Вред этого процесса в том, что влага, двигаясь вдоль волокон, прорывает стенки клеток, не успевающих пропустить ее, как это происходит в естественных условиях. Cтруктура древесины становится более рыхлой, возникают непредсказуемые напряжения. Клетки древесины высыхают при этом неравномерно, их объем уменьшается хаотично. В результате инструмент приобретает несанкционированный резонанс - «волчок». Звучание инструмента ухудшается. Несмотря на это искусственная сушка используется всеми поточными фирмами в чисто экономических целях.

Естественная сушка гораздо более длительный процесс от 5 - 10 лет.При этом необходимо строго контролировать процесс выхода влаги из древесины.

Естественная сушка древесины

Серьезный мастер или сам заготавливает древесину или приобретает свежеспиленную и сам ее сушит по определенной технологии. Важнейшим фактором заготовки резонансной древесины является распил.

Естественная сушка будущих заготовок

Распил бывает радиальным и тангентальным.

При радиальном распиле годичные кольца проходят перпендикулярно деки, грифа и накладки. Дека (корпус) и гриф получаются более жесткими, а значит, быстрее откликаются на колебания струн, тон у инструментов становится чище, а атака ярче. Гриф будет более жестким на изгиб.

Пример радиального и тангентального распила.

Тангентальный распил дает расположение годовых колец параллельно плоскости деки или грифа. Звуковые характеристики деки явно хуже, а гриф более подвержен прогибу. Наличие тангентально распиленной древесины при изготовлении массовых инструментов лежит в чисто экономической плоскости. Пиломатериалов при этом получается на 60-70% больше, чем при радиальном распиле.

В целях получения наибольшего выхода радиальной /резонансной/ древесины, бревно распиливается за 6 приемов, а в тангентальном распиле за 1 прием. Отсутствие сучков, смоляных карманов, свилеватости и других пороков - обязательное условие качественной резонансной древесины. Особенно это относится к изготовлению грифов. Грифы мы рассмотрим в отдельной статье.

Древесина, применяемая в музыкальной индустрии, относится к высшей категории и стоит дорого. Если посчитать объемы древесины, потребляемые массовым производством, то понятно, почему фирмы в ущерб качеству выбирают количество.

Мастера, изготавливающие заказные инструменты, используют в основном древесину естественной сушки и радиального распила.

Радиальный распил

Рассмотрим породы древесины, применяемые при изготовлении музыкальных инструментов и их компоновки, которые влияют на их звучание.

Существует распространенное мнение, что звучание электрогитары определяют звукосниматели. На самом деле древесина является наиболее важным компонентом в формировании звука. Каждая порода древесины корпуса и грифа определяют оттенок звука. Разработка и сборка инструмента также являются важными. Древесина и ее сочетания определяют основные характеристики звучания инструмента, а датчики и темброблок помогают выделить то, что получилось.

Условно всех гитаристов можно разделить на две группы:
1 группа - играющие на насыщенном звуке,
2 группа - играющие на звонком звуке.

Современная электрогитара это сочетание различных пород древесины.

Звуковые оттенки древесины корпуса.

Липа- (американская липа -basswood) богатый, полный резонансами звук с обилием средних частот. Дает ровную реакцию на колебание струн - сустейн, на всем протяжении спектра. Имеет бледно-желтый цвет, легкая древесина.

Ольха - (alder) используется в основном для электрогитар типа «Strat» и «Jazz bass».Дает богатый звук с нижней серединой и хорошим стеклянным верхом. Имеет светло-коричневый, телесный цвет, легкая древесина.

Красное дерево-(mahogany) - имеет много разновидностей. Даёт глубокое звучание с плотной серединой, без стеклянного верха. Относится обычно к инструментам типа «Gibson». Имеет красно-коричневый цвет. Встречаются оттенки от розового до светло-зелёного.

Болотный ясень-(ash) - является более жестким и тяжёлымматериалом широко используется при изготовлении электробасов: 5-ти, 6-ти струнных и безладовых. Стали появляться электробасы с грифами из такого ясеня.


Клён-(maple) -используется в основном как передняя крышка корпуса. Позволяет расширить частотный диапазон основного массива дерева. Немного гасит средние частоты и прибавляет низ и верх, имеет светлый телесный цвет, средний вес.
Также используются многие экзотические сорта древесины для передних крышек корпуса и вставок в гриф.
Есть еще ряд сортов древесины, которые также дают хорошие результаты при изготовлении
корпусов.

Бук дает хороший плотный звук похожий на жесткий ясень. Эти результаты получаются при длительной сушке (20-30 лет). Имеет небольшой недостаток - древесина тяжёлая.

Тополь - активно используется фирмой « Fender - в производстве гитар с тремя синглами и басов. Древесина лёгкая, бледно-жёлтого цвета.

Берёза - даёт также богатый звук близкий к красному дереву. Получаются как гитары, так и басы хорошего звучания с большим сустейном. Многие мировые лидеры в производстве акустических гитар активно используют берёзу в виде обечаек и задних дек. Древесина бледно-жёлтого цвета, среднего веса, правда офанированная красным деревом, волнистым клёном или палисандром. Здесь хочется вспомнить пример Брайана Мэя. Он, вместе со своим отцом, изготовил легендарную гитару, широко используемую. В качестве материала корпуса был взят дуб!!! Из обклада старинного камина.
Так что при грамотной естественной многолетней сушке, правильном распиле, правильном подборе породы древесины, даже не совсем традиционные породы древесины, дают очень хорошие результаты.

Звуковые оттенки сочетаний пород древесины.

Липа/клён- гитара имеет хороший верх, середину, низ.

Ольха / клён - яркий искристый тон с меньшей серединой и большим низом.

Красное дерево / клён - богатая середина с хорошей плотностью и разборчивостью.

Звуковые оттенки сочетаний пород древесины на грифе.

Клён(c кленовой накладкой) является основным стандартным материалом для большинства грифов гитар и басов. Гриф из цельного клёна придаёт инструменту хороший верх и прибранный низ. Является идеальным для добавления небольшой артикуляции к сочному звуку корпуса или для усиления разборчивости ярко звучащему инструменту.
Клён с накладкой из индийского палисандра - даёт тёплый, богатый тон с мягким верхом. Такой гриф добавляет теплоту корпусу с ярким оттенком звука или смягчает звучание корпуса с сочным саундом. Цвет накладки от красно-пурпурного до тёмно-коричневого.

Клён с накладкой из чёрного дерева - даёт слегка приглушённый верх. Получается классическое звучание типа « Gibson « или джазовый звук. Широко применяется в грифах современных 5-ти, 6-ти, 7-ми и т. д. басов и на безладовых басах.

Клён с палисандровой накладкой - это сочетание даёт богатый обертонами звук с бархатным, шелестящим верхом. Цвет накладки от красно-коричневого до оранжевого.

В конце этой обзорной статьи хотелось отметить, что я сознательно избегал технических терминов и понятий, требующих дополнительных знаний и разъяснений (резонансная способность древесины, константа излучения, предел прочности, модуль упругости и т. д.) Более подробно об этом можно прочитать в специальной литературе.

Влияние гитарного дерева на финальное звучание инструмента очень часто недооценивают как молодые, так и достаточно опытные музыканты. Впрочем, существует и большое количество музыкантов, которые отдают процессу выбора древесины излишне много внимания. Мы начинаем небольшую серию из двух статей, в которых ответим на некоторые популярные вопросы музыкантов:

  • Какие породы дерева используются при изготовлении современных музыкальных инструментов;
  • Как звучат гитары из разных пород дерева;
  • Какое дерево для гитары лучше подойдет под определенный музыкальный стиль.

Немного физики

Вкратце расскажем, как древесина влияет на формирование звука гитары. В момент щипка медиатором струна начинает колебаться с определенной частотой - эти колебания улавливают звукосниматели, после чего передают либо напрямую, либо после усиления «пойманный» сигнал на гнездо джека, где он поступает в кабель и далее в звукоусиливающее и звукообрабатывающее оборудование. Дерево же вступает в дело на этапе формирования характера колебаний - при этом на них оказывает влияние практически каждый уголок инструмента. Различные элементы гитары резонируют при звукоизвлечении, усиливая отдельные частоты и заглушая другие - именно таким образом породы дерева и формирует характер звучания инструмента.

Справедливости ради отметим, что споры по поводу приведенной выше информации не утихают и по сей день. Современное цифровое оборудование для звукообработки при грамотном подходе компенсирует недостатки или особенности звучания самого инструмента, позволяя менее тщательно анализировать спецификации по породам древесины в момент покупки гитары. Однако же музыкальные старожилы, привыкшие играть напрямую в ламповое оборудование либо использующие минимальный тракт звукообработки, не перестают отстаивать свою позицию и с завидным фанатизмом охотятся за редкими породами дерева и индивидуальными спецификациями.

Какая из позиций более верная и какое дерево для гитары лучше - решать вам, мы лишь приведем ту информацию, которую в качестве памятки предлагают известные лютье и которая поможет вам лучше ориентироваться на современном рынке гитар.

Методом проб и ошибок, проведя многочисленные опыты, большая часть гитарных мастеров сформулировала и придерживается следующих тезисов:

  • Дерево гитарной деки задает основной характер звука, наибольшее влияние оказывая на фазу сустейна, то есть на звучание нот и характер их затухания;
  • На атаку (момент звукоизвлечения, начальная фаза звучания) больше всего влияет то, из какого дерева изготовлена накладка на гриф;
  • Древесина, из которой сделан гриф, минимально влияет на атаку, но от нее сильно зависит длительность сустейна.

Традиционный подход к выбору дерева предполагает, что именно оно оказывает наибольшее влияние на звук, то есть создает его фундамент - а электроника, особенности гитарных струн, медиатор, звукоизвлечение лишь «обрамляют» и украшают эту основу, делая звучание инструмента целостным и законченным.

Ниже мы приведем описания наиболее распространенных при изготовлении корпусов гитар пород дерева, их технические характеристики, а также особенности звучания. Напоминаем, что описание влияния древесины на звук инструмента носят обобщающий и достаточно субъективный характер.

Породы гитарного дерева для деки

Липа (Basswood)

Имеет светлый оттенок, волокна расположены достаточно плотно. Из наиболее популярных пород дерева для корпуса гитары липа является одной из самых дешевых, она достаточно податлива в обработке и легко фрезеруется/шлифуется. В серийном производстве используются, по большей части, мягкие бланки и заготовки средней мягкости: они имеют урезанные «свистящие» и острые верхние частоты. Это же свойство не позволяет липе звучать мощно - вместе с урезанием высокого диапазона, слабеют и низы.

Гитары из липы имеют небольшой вес - традиционно легкие и «серединистые» гитары из данной породы дерева выбирают чаще всего музыканты-исполнители лид-партий (John Petrucci, Guthrie Govan, Per Nilsson и другие). Инструменты из липы имеют ярко выраженный основной тон.

Цвет древесины варьируется в диапазоне от светло-желтого до бежево-коричневого, иногда с непривлекательными прожилками зеленоватого цвета, возникающими из-за отложения минеральных примесей.

Ольха (Alder)

Легкое и достаточно мягкое дерево, имеет тесные поры, в чем достаточно похоже на липу. Однако ольха имеет более волнистые волокна, кольца расположены плотнее, в породе имеется много прожилок. Из-за большей жесткости колец и большей крепости породы ольха имеет более насыщенные обертона: диапазон звучания расширен как в сторону высоких, так и в сторону низких частот - на слух это создает ощущение меньшей резкости и «серединестости», что делает ольху одной из наиболее универсальных пород дерева для гитары.

Используется в именных моделях таких музыкантов, как Steve Vai (Ibanez JEM), Kirk Hammet (отдельные типы суперстратов от ESP и LTD), Nuno Bettencourt (Washburn N4 Vintage).

Болотный ясень (Swamp Ash)

Не стоит путать данную породу с более плотным северным ясенем. Мы решили описать особенности именно этой разновидности в связи с ее большей распространенностью среди мастеров. Древесина имеет крупные поры, в которых могут быть как плотные, так и мягкие слои внутри отдельно взятого кольца. Порода представляет собой, по сути, жесткий и крепкий каркас, внутри которого находятся мягкие поры.

Болотный ясень прекрасно резонирует по всему диапазону частот: в звучании гитар с декой из ясеня можно различить и кристальные верха, и заметную середину с очень мощным низом. Вместе с тем неравномерная плотность породы порождает абсолютно случайные провалы в частотном диапазоне: три разных серийных гитары с корпусом из ясеня и с одной партии практически всегда будут иметь разное звучание. Чаще всего из-за этого страдают столь важная для тяжелой музыки середина - именно поэтому специалисты рекомендуют выбирать ясеневые гитары очень внимательно и обязательно слушать их перед покупкой.

Более тяжелые бланки из ясеня, а также бланки из прикорневой зоны имеют более ровный, порой даже «мыльный» звук, поэтому такие зоны дерева используются чаще для бас-гитар.

Отметим, что плотный северный ясень был излюбленным материалом в Fender до начала использования тополя и ольхи. Плотные бланки из ясеня дают традиционный «стеклянный» и пробивной звук.

Используется в подписных гитарах Meshuggah (Ibanez M80M 8-string), Wes Borland (Mayones Regius), Ola Englund (Jaden Rose Guitar), Jeff Loomis (Schecter JL-7).

ЭТО ВАЖНО! При покупке гитары азиатского производства с декой из ясеня будьте внимательны: проверьте ее вес и посмотрите на открытость пор, если это возможно с учетом покраски. Фабричный азиатский ясень очень часто имеет плохое качество и малый вес из-за большого количества пор - такое дерево будет звучать крайне посредственно.

Красное дерево (Mahogany)

Имеет открытые волокна и большое количество пор. Обладает большей равномерностью структуры древесины, чем болотный ясень - инструменты из данной породы дерева не имеют такого разброса по звучанию и весу. Плотность гитарного красного дерева также равномерна, что благотворно влияет на компенсацию средних частот - именно из-за этого при разговоре о махогоне возникают такие привычные всем музыкантам эпитеты, как «жирный» и плотный звук, ассоциации со стеной звука, особенно в сочетании с хай-гейновыми усилителями.

При этом дека гитары из красного дерева не лишает звучание инструмента приятной середины - просто она не настолько выражена, как в гитарах из ольхи или ясеня.

Красное дерево значительно фильтрует частоты в области верхней середины - из-за этого при некоторых спецификациях может иметься слабовыраженный «гнусавый» призвук. Верхние частоты звучат полнее, чем в случае с корпусом из ольхи или болотного ясеня.

Звук красного дерева в целом можно также описать как мягкий и бархатистый - при этом оно имеет выраженную серединистую атаку, а также обладает одним из самых длительных сустейнов. Качественный махогон блестит на свету, рисунок породы напоминает широкие полосы, то есть с виду может создаться впечатление, что дека склеена из неровных деревянных брусков.

Очень часто используется в гитарах, заточенных под тяжелую музыку и пониженный строй. Яркий примеры звучания гитар из красного дерева: Nile (подписные модели гитаристов от Dean, KxK), James Hetfield (большая часть подписных моделей от ESP), Behemoth (подписные и серийные модели от ESP).

Орех (Walnut)

Не менее популярная порода дерева для гитар, имеющая приятный темный окрас и поры, похожие на ясень. При этом древесина ореха имеет достаточно однородную плотность, в чем она похожа на красное дерево, однако характеризуется намного большей твердостью.

Орех часто бывает очень капризным: сочетание открытости пор дерева и его высокой плотности приводят к выраженной, но неравномерной серединистости. В отдельных диапазонах она может казаться перекомпрессированной, в других - слишком динамичной. Из-за этого многие обладатели гитар с декой из ореха жалуются на «гнусавость» звучания на ритм-партиях, и слишком активное «выпирание» на лидах.

Однако преимущества породы обеспечивают ему достаточно большую армию поклонников: орех обладает очень резкой и мощной атакой, при этом имея плотный и объемный низ как у ясеня, а также мягкие верха, как у красного дерева.

Гитары с корпусом из ореха достаточно тяжелые, к ним следует очень тщательно выбирать звукосниматели, так как выбор а-ля «пальцем в небо» убьет и без того достаточно специфический и закрепощенный диапазон.

ЭТО ВАЖНО! При покупке старайтесь избегать тяжелых кусков. Они не имеют ощутимого преимущества в звуке, но при этом могут сделать игру на гитаре крайне некомфортной. Орех - очень популярное дерево для бас-гитар, однако при покупке всегда слушайте инструмент: в мастерских используют как американский грецкий орех, так и европейскую разновидность породы, которые значительно различаются в звуке.

Клен (Maple)

Мягкая разновидность породы (Soft maple) растет в южных странах - очень популярна на корейских заводах, обладает меньшей прочностью, чем твердый клен. При этом мягкий клен имеет достаточно большой вес, глухой и гудящий бас, яркую верхнюю середину. Закрытые поры дерева обеспечивают прекрасную компрессию звука без «взрывающихся» частот. Обычно гитары с декой из мягкого клена выбирают любители мягкого звучания, подходящего для нетяжелого рока/серфа/блюза. Хорошо сочетается как с синглами, так и с хамбакерами.

Твердая разновидность клена (Hard Maple), или Северный канадский клен - по-настоящему яркое и кричащее дерево: оно имеет громкий звук, обладает очень мощной верхней серединой и верхами, плотным басом. Обычно на такую деку рекомендуют ставить звукосниматели с усиленным басом.

Из-за сложности в обработке и очень большого веса твердый клен используется в производстве серийных инструментов крайне редко - чаще всего его применяют для изготовления «тонких» гитар.

Фигурный клен (Figured Maple)

В срезах из корневой области дерева имеет очень красивый рисунок волокон: бывает нескольких типов, самый распространенные из которых огненный, волнистый и стеганный. Отдельной разновидность является «птичий глаз» - неоднородная и сложная в обработке, но уникальная с виду порода.

Из-за высокой цены целиком в производстве корпусов практически не используется - однако очень популярен в качестве основы для топов на деку.

Тополь (Poplar)

Очень похож по цвету и текстуре на клен, но имеет бо льшие поры. Крайне распространенный вид дерева, поэтому часто используется в серийных гитарах среднего и низшего ценового диапазона. Структура породы жесткая, однако легко поддается фрезеровке и шлифовке.

По характеру звучания достаточно схож с ольхой, при этом имеет меньший диапазон звучания и меньший сустейн.

Палисандр (Rosewood)

Дорогое и красивое дерево для гитар: именно поэтому его крайне редко используют в качестве материала для деки. Обладает высокой маслянистостью и плотностью: из-за этого смягчает атаку и слегка «заваливает» звук, делая его приглушенным. Дарит инструменту плотный низ.

Из-за своих свойств используется практически только в качестве материала для грифа либо для накладки грифа. В качестве дерева для грифа дает звучанию «упругости» увеличивает сустейн.

Вторую часть статьи, в которой поговорим о дереве для топов, грифа и накладки для грифа, читайте .

Амати делал скрипки из грушевого дерева и защищал их лаком собственного изготовления. Пара слов о лаке. Лучше всего звучит только, что сделанная скрипка, не покрытая лаком. Удлиненная дека скрипки вдоль направления волокна дерева, из которого она сделана, обеспечивает одновременный отрыв звуковой волны от всего контура деки. Ведь звуковые волны вдоль волокна распространяются быстрее, чем поперек. Отклонения формы скрипки от овала и прорези в деке, искажают звуковую волну, окрашивая звук обертонами. Не покрытая лаком скрипка отлично звучит, но продолжается это недолго, так как кислород воздуха окисляет волокна дерева, превращая их в труху. Кроме того, такая скрипка будет тянуть из воздуха влагу, как губка, что пагубно скажется на звуке.

Из какой древесины делают музыкальные инструменты?

С древности люди изготавливали примитивные деревянные музыкальные инструменты. Различные погремушки и барабаны, дудки и разные шумовые инструменты использовали на охоте и в ритуальных целях - например, магические заклинания, которыми шаманы вызывали добрых духов или изгоняли злых, часто сопровождались разными звуковыми эффектами.

С развитием цивилизации возникла целая наука - музыкальная акустика, которая изучает особенности музыкальных звуков, как мы их воспринимаем, и механизмы звучания музыкальных инструментов. Почти все предметы, издающие звук, могут быть использованы как музыкальные инструменты, однако человечество немало потрудилось, создавая самые разнообразные специальные устройства для извлечения особого звука. Дерево было и остается одним из важнейших материалов для изготовления музыкальных инструментов. Гитара

и скрипка, виолончель и альт, духовые инструменты - флейта, гобой, кларнет, фагот, деки фортепиано и множество других инструментов или их частей изготавливаются из различных древесных пород. Секрет в том, что древесина обладает еще одним ценным качеством в ряду своих полезных свойств, а именно - способностью резонировать, т. е. усиливать колебания звуковых волн. Есть породы, которые обладают повышенными резонансными свойствами, и к таким породам относится всем хорошо известная ель европейская, произрастающая в Центральной Европе и в европейской России. Также хорошими резонансными свойства обладают другие хвойные: пихта, кедр. Древесина ели и пихты используется почти во всех музыкальных инструментах для изготовления дек. Заготавливается резонансная древесина в зимнее время. Музыкальные мастера подходят с особым вниманием к выбору резонансной древесины. Выбранное дерево не должно иметь изъянов, а годичные слои должны быть одинаковой ширины.

Известно ли вам, что каждая порода имеет еще и свой голос? Самый звонкий и певучий — у ели обыкновенной. Вот, оказывается, почему Страдивари и Амати делали из нее свои замечательные скрипки. Для этого выбранное дерево подсекали и на три года оставляли на корню. Оно постепенно теряло влагу, древесина уплотнялась, приобретала легкость. В результате музыкальные инструменты из такого дерева получали особую силу звучания. Правда, нужно было найти и выбрать из большого числа деревьев именно то, которое пело бы лучше других. Мастерам это удавалось, и доказательством последнего является то, что вот уже почти триста лет их скрипки завораживают слушателей своими «голосами», умеющими петь, плакать, страдать и радоваться.

И по сей день скрипки и другие струнные инструменты — рояли, пианино — продолжают делать из еловой древесины. Ни одно другое дерево не дает такого резонанса как ель. Это объясняется тем, что ее древесина отличается исключительно равномерным распределением волокон. Кроме того, она мягкая, легкая, блестящая, легко колется, прочная. В этом и есть одно из «елкиных» совершенств.

У ели имеются и другие достоинства. Обратите внимание, сколько снега на своих ветвях держит ель. Под белой шубой иногда и не видно самой зеленой красавицы. Узкая крона не задерживает снег слишком долго, при избытке он скатывается с дерева. Широкие ветви-лапы эластичны, пружинисты. Снег гнет лапу к земле, но не ломает. Если снега очень много, лапа прижимается плотнее к стволу и снег сползает с нее. Отряхнувшись от снега, ель снова гордо поднимает свои ветви вверх и красуется себе и людям на диво. Такое строение кроны позволило ели идеально приспособиться к жизни в умеренной зоне и стать одним из самых распространенных деревьев.

Гитара - это уникальный музыкальный инструмент. В руках профессионала она способна выдавать такую симфонию звуков, которая заставит слушателя плакать и смеяться, радоваться и переживать в такт виртуозной игре. Однако не всё в данном случае определяется человеческим фактором. Хорошая гитара способна выразить всю палитру чувств музыканта, плохой инструмент загубит самую великолепную игру. Звук, издаваемый гитарой, во многом определяется тем, из какого дерева она сделана. процесс трудоёмкий и дерево в инструменте играет решающую роль. Если оно «мертвое», то этой гитаре уже ничем не поможешь - как ни крути, а хорошего звука от неё не получишь. Гриф инструмента в большинстве случаев изготавливается из клёна, накладка - также из клёна (Ash), либо из палисандра (Rosewood) или черного дерева (Ebony). С корпусом (декой) далеко не всё так однозначно. Современная промышленность для производства гитар применяет множество видов древесины от всем известной ольхи до экзотического «вороньего глаза». Это обусловлено тем, что разные породы древесины имеют различное звучание. Самым популярным видом дерева для производства гитар является хорошо всем известная ольха (Alder). Из нее сделана практически вся линейка инструментов известных гитарных фирм Fender, Jackson и Carvin. Да и другие фирмы зачастую не чураются использовать её в производстве. Гитары, сделанные из ольхи, имеют хорошо сбалансированное чистое звучание с «сочной» серединой. На них одинаково хорошо удаются и сольные «запилы», и тяжелые металлические рифы. На мой взгляд, такие инструменты, являясь своеобразной «золотой серединой», предназначены для гитаристов, для которых не существует стереотипов в игре и мышлении. Ель (Fir) используют в основном для производства полуакустических электрогитар. Дает теплый ровный звук. Если вы собираетесь играть джазовую музыку, то подобный инструмент станет для вас идеальным выбором. Главным недостатком гитар, сделанных из ели, является их относительно высокая цена. Наиболее звонкие гитары, идеальные для исполнения партий соло, изготавливаются из клена (Maple) и ясеня (Ash). Эти инструменты имеют акцентированную атаку, их звучание в значительной степени более «стеклянное», чем у любого другого вида древесины. Гитары из клена и ясеня выдают звук с ярко выраженными верхними частотами. Эти породы древесин идеально подходят для соло-партий и не слишком хороши для ритма. Таким образом, если вы мечтаете играть музыку а-ля Joe Satriani, то ясень и клен являются идеальным материалом для гитары. Орех (Walnut) довольно широко используется для изготовления акустических гитар high-класса. Большинство эксклюзивных инструментов всемирно известных мастеров изготавливаются именно из этого материала. В производстве электрогитар он используется только для накладок на гриф и для шпонового покрытия корпусов. Из тополя (Poplar) производят гитары так называемой категории «ученический инструмент». Как известно, древесина тополя очень мягкая, что негативно сказывается на качестве звука. Чаще всего из него производят инструменты самой низкой ценовой категории. Красное дерево (Mahogany) используется при производстве гитар для «тяжелых» стилей. Звучание подобных инструментов отличается теплой и сочной серединой, имеет глубокие низы и сглаженные верха. По качеству звучания низов гитарам из красного дерева нет равных (лучше звучат только инструменты, изготовленные из экзотического дерева бубинга - Bubinga). Описанные выше породы дерева - это далеко не полный список материалов, применяемых при изготовлении гитар. Это всего лишь наиболее распространенные. Существует множество экзотических пород типа падуак, коа или той же бубинги, которые используются для производства эксклюзивных инструментов.

Дерево, безусловно, играет важную роль в том, как будет звучать будущий инструмент. Однако не будем забывать, что это всего лишь дерево. Лишь в руках опытного мастера оно приобретает вид инструмента, способного стать продолжением тела и души музыканта.