Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Методическое обеспечение кружка кукольный театр. Программа кружка "кукольный театр" рабочая программа на тему

Методическое обеспечение кружка кукольный театр. Программа кружка "кукольный театр" рабочая программа на тему

Цель программы: раскрытие творческого потенциала личности ребёнка посредством игры в кукольном театре.

Направление программы :

Коррекция недостатков в речевом развитии детей

Эстетическое воспитание

Развитие общей и мелкой моторики

Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА.

г. Сатка, Челябинская область

Утверждаю

Директор МСКОУ школа – интернат

Е.А. Филиппов

«____»___________________2008г.

Программа кружка

«Кукольный театр»

Срок реализации: 3года

Данилова Оксана Александровна

г. Сатка

2008 год

  1. Паспорт программы.
  2. Пояснительная записка.
  1. Введение.
  2. Актуальность.
  3. Цели и задачи.
  4. Принципы построения программы
  1. Организация процесса.
  2. Тематическое планирование.
  3. Содержание программы.
  4. Список литературы.

Паспорт программы.

  1. Полное наименование программы : Программа кружка «Кукольный театр».
  2. Тип:
  3. Образовательная область:
  4. Направленность деятельности: творческая
  5. Уровень освоения содержания образования: общекультурный
  6. Разработчик: Данилова Оксана Александровна, воспитатель МСКОУ 8 вида
  7. Место реализации программы: МСКОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат 8 вида.
  8. Адрес, телефон: Челябинская область, г. Сатка, ул. Матросова 8а. Телефон – 4-21-87.

Оснащение программы:

  1. Нормативно-правовая база:
  • Закон РФ «Об образовании»
  • Концепция модернизации Российского образования до 2010 года.
  • Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных

Учреждений 8 вида

  • Программа развития школы.
  • Воспитательная система школы
  • Программа эстетического воспитания учащихся с проблемами в

развитии.

2. Теоретическое основание:

  • Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии- М. 1973;
  • Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика. Под ред. Пузанова Б.П. – М: Изд.центр «Академия», 2000
  • Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития./ сост. И общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микидзе – Спб.: Питер, 2002.

3. Методическая литература:

  1. Т.Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду» - М.1960
  2. Г.В Генова «Театр для малышей» -М. 1968
  3. О.Емельянова Сценарий и рекомендации по постановке спектакля в домашнем кукольном театре. Под ред. С.А.Щербакова – ООО «Русский стиль Подмосковья»2001.
  4. Информационная поддержка: Интернет.
  5. Материальные ресурсы:
  • Ширмы
  • Пальчиковые куклы
  • Перчаточные куклы
  • Декорации

Краткое содержание программы

Цель программы: раскрытие творческого потенциала личности ребёнка посредством игры в кукольном театре.

Направление программы :

Коррекция недостатков в речевом развитии детей

Эстетическое воспитание

Развитие общей и мелкой моторики

Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности .

Возрастные рамки : 7-11лет

Сроки реализации программы: 3 года

Уровень реализации программы: специальное (коррекционное) учреждение

Формы реализации программы: групповая

Способ освоения содержания материала: копирование действий, элементы творчества

Ожидаемые конечные результаты: научить показывать спектакли, развить творчество, воспитать интерес к театральной деятельности.

Пояснительная записка

Введение.

Кукольный театр - явление в нашей жизни распространённое. Детство каждого ребёнка, его эстетическое воспитание начинается, как правило, со спектаклей кукол.

Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка. Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека. Для ребенка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить память и речь. Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов ("жили-были", "жить поживать да добра наживать", "зайчик-побегайчик", "лисичка-сестричка", "бил-бил, не разбил"), значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребенка при произнесении сказки вслух.

Актуальность.

В воспитании подрастающего поколения важную роль играет его эстетическое воспитание, осуществляемое в первую очередь средствами различных видов искусства. В первую очередь это касается младшего школьного возраста, когда у большинства детей интересы еще окончательно не сформировались, а склонности к отдельным видам искусства не успели проявиться.

Дети, с ограниченными возможностями здоровья, – сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей: в силу недоразвития коры мозга медленно развивается словарь, замедленно формируются обобщающие понятия, дети с трудом абстрагируются от конкретной ситуации, их речевая продукция сводится к использованию заученных речевых шаблонов. Они не могут самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них снижена ориентировочная деятельность, познавательная активность, весьма узок круг интересов, нарушена мелкая моторика рук, наблюдается недостаточность внимания, нарушение памяти, низкий уровень развития мышления. У детей не сформированы коммуникативные навыки, слабо выражен интерес к занятиям. Что дает такому ребенку игра в кукольный театр? Вспомним, что кукла полностью подвластна ребенку, зависит от него. Это дает ребенку возможность смоделировать собственный мир, который будет являться отражением "настоящего" мира, мира взрослых. В этом моделировании параллельно происходят два очень важных для развития ребенка процесса. С одной стороны, это подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития. Раз за разом ребенок повторяет движение, ситуацию, фразу, сказку, отслеживая при этом реакцию окружающих. Через это подражание ребенок учится самоопределению.

Второй процесс противоположен по своей сути, но внутренне тесно взаимосвязан с первым. Это процесс создания своего, нового мира, т.е. творчество. Сюжет сказки – лишь опора для ребенка, лишь толчок к самостоятельному творчеству. В идеале, кукольный театр нужен ребенку как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций. Что такое творчество? Это способность создавать собственные идеи, не действовать по шаблонам и подсказкам. Творческие способности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром. Поэтому так важно дать ребенку возможность свободного познания окружающей действительности. Поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и "правильно" сыграл ту или иной роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии. Именно так формируется основа будущего творческого восприятия мира. Возможность сформировать эту основу, и дает детям игра в кукольный театр.

Главное в работе с детьми – воспитание, но не как обучение различным навыкам, а как развитие творческих способностей. А творчество ребенка лучше всего проявляется в игре. Поэтому игра является основным способом привлечения детей к театральному искусству. Причем не «игровые технологии», а именно Игра, когда взрослый руководитель « играет в театр» так же самозабвенно, как дети. И тогда начинается совместный поиск, возникает взаимопонимание и происходит маленькое чудо – дети и взрослые становятся соавторами театрального действа.

Поэтому одной из форм работы с детьми с ограниченными возможностями была выбрана тема: «Кукольный театр как средство развития творчества детей с ограниченными возможностями здоровья» .

Цель программы: знакомство со спецификой кукольного театра; раскрытие творческого потенциала личности ребёнка посредством игры в кукольном театре.

Учебные задачи:

  • Объяснить назначение кукольного театра, познакомить с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.
  • Познакомить с различными видами кукол.
  • Формирование практических навыков художественно-творческой деятельности на самореализацию.
  • Раскрыть природные данные и творческие умения, заложенные в каждом ребенке, введением их в мир театра в мир игры.
  • Развивать художественно-творческие способности и склонности ребят, познавательные процессы.
  • помочь адаптации ребенка в обществе.

Коррекционные задачи:

  • Коррекция недостатков в речевом развитии детей
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности .

Воспитательные задачи:

  • воспитание трудолюбия, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения;
  • воспитание творческой индивидуальности.

Межпредметные связи:

Развитие речи: закрепление знаний о построении предложений, умений участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

Чтение: закрепление умений читать и пересказывать короткие тексты.

Трудовое обучение: закрепление умений, получаемых на уроке при работе с картоном и бумагой, для изготовления декораций.

Математика: пространственная ориентировка, счет.

Работа с родителями: Показ спектаклей к празднику 8 Марта, на родительском собрании в конце года.

Принципы построения программы.

1. Принцип создания естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.

2. Принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся.

3.Принцип преемственности и систематичности.

Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом, последовательности занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.

5.Принцип наглядности.

6. Индивидуальный подход к детям.

7.Принцип повторяемости действий для закрепления в памяти.

Организация процесса.

Объект: ученики 1, 2 -4 «б» класса МСКОУ школы – интерната 8 вида.

Предмет: процесс развития творческих способностей детей

Место проведения: МСКОУ специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа- интернат 8 вида, 1 класс, 3 человека.

Программа рассчитана на 3 года:

первый год (2008-2009 уч.год) по два занятию в неделю в групповой форме

второй год (2009-2010уч. год)

третий год (2009-2010уч. год) по два занятия в неделю групповой форме

Первый год обучения

В первый год взяты подготовительные занятия и работа с пальчиковыми куклами.

Продолжительность занятий: 30 – 35 минут.

Ожидаемый результат: к концу 1 года дети

должны знать:

  1. Назначение кукольного театра.
  2. Некоторые виды кукол.
  3. 2-3 русских народных сказки
  4. Правила поведения в театре.
  5. Правила работы с пальчиковыми куклами

должны уметь:

  1. Соединять действия пальчиковой куклы со своей ролью.
  2. Показывать короткие спектакли.

Тематический план занятий по теме: «Кукольный театр»

1 год обучения.

1 четверть - 8 занятий

2 четверть - 14 занятий

3 четверть - 20 занятия

4 четверть - 18 занятий

1 четверть –8 занятий

Подготовительные занятия – (14 часов)

Цель : развитие мелкой моторики рук, развитие речи, развитие

творчества,

« Наши руки не для скуки» - 1 час

«Игры на песке» - 1 час

« Рисунки на песке» - 1 час

« Поварята» - 1 час

«Домашние животные» - 1 час

« Веселые пальчики» -1 час

« Пальчиковые куклы» - 1 час

2 четверть –14 занятий

« В гости к Красной шапочке» - 1 час

«Зачем нужен кукольный театр?»- 1 час

«Устройство театра, его элементы – театральный зал, сцена, их назначение».– 1 час

« Виды кукол» - 1 час

«Кто-кто в теремочке живет?». - 1 час

«Знакомство с куриным семейством». - 1 час

Работа с пальчиковыми куклами – 46 часов.

Цель:

Сказка «Репка». Чтение и знакомство с героями- 1 час

Сказка «Репка». Распределение ролей. Определение характера героев. - 1 час

Сказка «Репка». Разучивание ролей. -1 час

Сказка «Репка». Отработка чтения каждой роли за столом- 1 час

Сказка «Репка». Кукловождение за столом, соединение слов с движениями- 1 час

Сказка «Репка». Кукловождение за ширмой.-2 часа

Сказка «Репка». Репетиция спектакля -1час

3 четверть - 20 занятий

Сказка «Репка». Репетиция спектакля- 2 часа

Сказка «Репка». Показ спектакля- 1 час.

Сказка «Кот, петух и лиса». Чтение и знакомство с героями- 1 час

Сказка «Кот, петух и лиса». Распределение ролей. Определение характера героев. - 1 час

Сказка «Кот, петух и лиса». Разучивание ролей. -2 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Отработка чтения каждой роли за столом- 2 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Кукловождение за столом, соединение слов с движениями- 2 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Кукловождение за ширмой.-2 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Изготовление декораций.- 2 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Репетиция спектакля- 4 часа

Сказка «Кот, петух и лиса». Показ спектакля- 1 час.

4 четверть - 18 занятий.

Сказка «Теремок» Чтение и знакомство с героями- 1 час

Сказка «Теремок» Распределение ролей. Определение характера героев.-1 час

Сказка «Теремок» Разучивание ролей. -2 часа

Сказка «Теремок» Отработка чтения каждой роли за столом- 2 часа

Сказка «Теремок» Кукловождение за столом, соединение слов с движениями- 2 часа

Сказка «Теремок» Кукловождение за ширмой.-2 часа

Сказка «Теремок» Изготовление декораций.- 2 часа

Сказка «Теремок» Репетиция спектакля- 4 часа

Сказка «Теремок» Показ спектакля- 1 час.

Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем.- 1 час

Название темы

Цели

Задачи

Методы

Практические вопросы

Теоретические вопросы

Дидактические материалы,

оборудование

Словарная работа

Подготовительные занятия:

  • « Наши руки не для скуки»
  • «Игры на песке»
  • « Рисунки на песке»
  • « Поварята»
  • «Домашние животные»
  • « Веселые пальчики»
  • « Пальчиковые куклы»
  • « В гости к Красной шапочке»
  • « В гости к Красной шапочке»
  • «Зачем нужен кукольный театр?»
  • «Устройство театра, его элементы – театральный зал, сцена, их назначение».
  • « Виды кукол»
  • «Кто-кто в теремочке живет?».
  • «Знакомство с куриным семейством».
  • развитие мелкой моторики рук,
  • развитие речи,
  • развитие творчества,
  • развитие внимания и мышления.

Словесные:

беседа, разучивание коротких стихотворений, диалог, вопросы, объяснения.

Практические,

игровые.

Элементы кукловождения, игры на песке, пальчиковые игры, игры с куклами.

Виды кукол,

устройство театра, назначение,

пальчиковые игры.

Пальчиковые куклы, ширма, ящик с песком, игрушки, иллюстрации.

Актер, сцена, театр,

театральный зал, перчаточные куклы, пальчиковые куклы.

Работа с пальчиковыми куклами

  • Сказка «Репка»
  • Сказка «Кот, петух и лиса»
  • Сказка «Теремок»
  • Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем.

развитие коммуникативных и творческих способностей детей средствами детского кукольного театра, развитие познавательной сферы детей.

Словесные:

беседа, разучивание ролей, диалог, вопросы, объяснения.

Практические,

игровые.

Разучивание ролей, отработка чтения каждой роли за столом, изготовление декораций, кукловождение за столом, за ширмой, показ спектаклей.

Кукловождение. Распределение ролей. Репетиции.

Второй год обучения

Во второй год взяты теоретические и практические занятия с перчаточными куклами.

Занятия проводятся с 15 сентября 2009 по 15 мая 2010 года, по плану 2 часа в неделю.

Продолжительность занятий: 30 – 35 минут.

Ожидаемый результат: к концу 2 года дети

должны знать:

  1. Некоторые моменты из истории возникновения кукольного театра.
  2. Элементы техники кукловождения.
  3. Технику обращения с перчаточной куклой
  4. Правила поведения в театре.

должны уметь:

  1. Соединять действия перчаточной куклы со своей ролью.
  2. Интонацией передавать настроение, чувство, характер персонажа.
  3. Работать в группе
  4. Выступать перед зрителями

Тематический план занятий

В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли.

Да и драматично выгляди ситуация, складывающаяся в сфере российского литературного образования и детского чтения. В ходе образовательных реформ чтение превращается в поверхностное знакомство с пересказами произведений, что наносит большой вред мировоззренческому, духовно – нравственному становлению и развитию детей.

Важно осознать, что детское чтение сегодня – поле битвы за души детей, а значит и за будущее России. Именно уроки литературного чтения должны научить детей любить, научить прощать, научить делать добро.

Но на мой взгляд,только уроков недостаточно. Мои исследования показали, что за три урока чтения в неделю, ребенок читает в классе 15 минут. При обсуждении произведения он в среднем проговаривает 15-17 предложений. А если это стеснительный ребенок то и того меньше.

Может дети читают дома самостоятельно или с родителями и там обсуждают прочитанное? Я провела анкетирование детей по следующим вопросам:

1.Читаете ли вы книги вместе с родителями?

2.Есть ли у тебя домашняя библиотека?

3.Как часто ты посещаешь библиотеку?

Ответы были неутешительны.

Это побудило меня искать новые пути эстетического воспитания художественного образования детей; приемы развития индивидуальных творческих способностей младших школьников.

Пояснительная записка

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

Цель кружка

Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра;

Задачи программы

Раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, нравственную сферу детей; пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества; научить детей самостоятельно изготавливать куклы; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Педагогические принципы

Дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей, положения ребенка в семье, школе; уважение личности; использование метода предметного обучения; поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения: предоставление условий для участия в разнообразной деятельности.

Организация процесса

В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Занятия начинаются с 15 сентября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 1 час в неделю. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Из предложенного распределения часов на различные виды педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов промежуточных и годовых. Они проходят открыто в присутствии всех членов кружка. Форма проведения разная. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. На каждом занятии итоги работы подводить в идее зaключительного инструктажа. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.

Учебно – тематический план

Основные блоки

Количество часов

Практика

1 Вводное занятие
2 Таинственные превращения
3 Работа над выбранной для спектакля пьесой
4 Изготовление кукол и бутафории
5 Выбор для спектакля пьесы
6 Показ пьесы детям
7 Ремонт кукол
Всего
Вводное занятие. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).
. Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении
.Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?
Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.
Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в сою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа).
Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.
Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.
Генеральная репетиция пьесы. Изготовление кукол и бутафории.
Показ пьесы детям.
Выбор пьесы. Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом.
Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы.
Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы.
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.
Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.
Показ пьесы детям.
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение произведения учащихся. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?
Распределение роли и чтение произведения учащимися. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?
Обработка чтения каждой роли.
Репетиция пьесы. Изготовление бутафории, и кукол для пьесы.
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединения действия куклы со словами своей рели.
Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.
Генеральная репетиция. Музыкальное оформление.
Показ пьесы детям “как собака искала себе друга”.
Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном.
Распределение ролей характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Определение места и времени.
Читка по ролям. Работа с куклой на ширме.
Репетиция пьесы. Изготовление кукол и бутафории.
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть. Распределение технических обязанностей.
Генеральная репетиция. Звуковое оформление.
Показ пьесы учащимся начальных классов.
Ремонт кукол.

Методическая литература: “Кукольный театр”, Т.Н. Караманенко, М. 2001;газета: “Начальная школа”, .№30.. 1999 г; Журнал: “Начальная школа” №7, 1999 г.;.“Играем в кукольный театр”, (пособие для практических работников дошкольных общеобразовательных учреждений), Н.Ф. Сорокина, М., 1999 г., Аркти.

Пояснительная записка

Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия, с ИЗО, музыкой и т.д. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию дошкольников, их наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, мышление, воображение, память, внимание и т.д. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами.

Актуальность программы. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей.

Для педагога.

Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

Создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся в театральном кружке, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества;

Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;

Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;

Ознакомить детей с различными видами театров: широко использовать в театральной деятельности детей разные виды театра;

Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

Нацеливать детей на создание необходимых атрибутов и декорации к будущему спектаклю;

Проявлять инициативу в распределении между собой обязанностей, роли;

Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения;

Учить использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, выразительные движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы);

Воспитывать любовь к театру;

Воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.

Для родителей.

Цель: создание условий для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности.

Задачи:

Обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.

Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

Постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».

По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях.

Рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.

Рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является то что, весь год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня. Каждый раздел реализуется на протяжении 11 занятий. Раздел «Основы драматизации» реализуется после освоения основ театральной азбуки, кукловождения, кукольного театра, актерского мастерства на протяжении 20 занятий. В процессе обучения у детей происходит ознакомление и формирование театральных навыков, которые впоследствии закрепляются и совершенствуются.

Программа реализуется в театральном кружке «Сказка», где обучаются дети 5 - 6 летнего возраста. Данная программа рассчитана на 1 год обучения. В процессе знакомства с театральным искусством воспитатель каждый раз перед просмотром спектакля настраивает детей на восприятие зрелища, выделяя следующие моменты: выработку нравственного настроя, пробуждение сопереживания, эстетического интереса к предстоящей встрече со спектаклем.

Количественный состав кружковцев 10 человек. Занятия проходят 2 раза в неделю. Общая нагрузка: на 1 год обучения 4 часа в неделю. Сюда включены и время затраченное на коллективное посещение театра, встречи с интересными людьми. Всего на год отводится 128 часов.Отбор сценарного материала в рамках реализации данной программы обусловлен его актуальностью в воспитательном пространстве детского сада, художественной ценностью, воспитательной направленностью и педагогической целесообразностью. В нем учитываются крупные события которые отмечаются в детском саду.

Ожидаемые результаты:

дети должны уметь:

Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты)

С интересом изготавливать и использовать театрализованные образные игрушки из разных материалов.

Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами,

Выступать перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией.

должны знать:

Некоторые виды театров,

Некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, конусной игрушки.

Театры г Саранска, их устройство и различия.

должен иметь представление:

О театре, театральной культуре.

Роли артистов, кукол.

О правилах поведения в театре.

Азбуке театра.

Основным видом контроля на всех этапах обучения является показ спектакля.

Учебно–тематический план театрального кружка «Сказка»

Раздел

Тема

Дата

Практика/Теория

Театраль-

ная азбука

Вводное занятие «С чего начинается театр?» Театральная игра «Чем интересна роль»

Театры Мордовии

Драматический театр

Кукольный театр

Национальный театр

Поездка в кукольный театр

Театральные профессии

Как вести себя в театре?

Формы сценической деятельности

Ритмопластика.

Учусь говорить красиво. Интонация, динамика речи, темп речи.

Викторина «Что я знаю о театре?»

Основы кукловож -дения

Театр на столе

Театр на столе

Чтение сказки «Рукавичка» и беседа по содержанию

Изготовление конусных кукол

Изготовление декораций

Репетиция сказки «Рукавичка»

Репетиция сказки «Рукавичка»

Репетиция сказки «Рукавичка»

Репетиция сказки «Рукавичка»

Репетиция сказки «Рукавичка»

Показ сказки «Рукавичка»

Основы кукольного театра

Занятие «В гостях у сказки»

Знакомство с приемами управления перчаточными куклами типа би-ба-бо.

Театр бибабо

Чтение сказки

«Снегурочка»

Знакомство с театральной профессией художник-декоратор

Изготовление декораций

Репетиция кукольного спектакля «Снегурочка

Репетиция кукольного спектакля «Снегурочка»

Генеральная репетиция кукольного спектакля «Снегурочка»

Показ кукольного спектакля «Снегурочка»

Основы актёрского мастерства

Актеры, кто они

Чтение сценария спектакля «Репка» на новый лад

Распределение ролей

Разыгрывание этюдов

Репетиция спектакля «Репка» на новый лад

Репетиция спектакля «Репка» на новый лад

Чтение стихотворения Е.Смирновой «Три мамы»

Репетиция сценки «Три мамы»

Репетиция первой сцены спектакля «Репка» на новый лад

Основы драматиза-ции

Репетиция второй сцены спектакля «Репка» на новый лад

Праздник. День театра.

Показ спектакля «Репка» на новый лад

Чтение сказки

Изготовление декораций

Мастерская актеров

Распределение ролей

Репетиция спектакля

«Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева

Репетиция спектакля

«Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева

Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева

Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева

Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева

Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева

Репетиция первой сцены спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева

Репетиция второй сцены спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева

Оформление вместе с детьми сцены, зала

Генеральная репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева

Творческий отчёт

Премьера спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева

Обсуждение спектакля. Подведение итогов

Итоговое занятие

Итого:

128 часов

Театральная азбука,

Основы кукловождения,

Основы кукольного театра,

Основы актерского мастерства,

Основы драматизации.

Театральная азбука.

1. Вводное занятие «С чего начинается театр?» Театральная игра «Чем интересна роль» . Знакомство с планом работы кружка. Выявление знаний детей о театре (беседа). Знакомство с историей возникновения театра.

2. Театры Мордовии . Уточнение и расширение представлений детей о театрах города Саранска (драматический, кукольный, музыкальный, национальный).

3. Драматический театр . Рассказ воспитателя о драматическом театре.

4. Кукольный театр . Рассказ воспитателя о кукольном театре. Дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, трафаретном, бибабо, ростовых кукол, театром марионеток и театром теней.

5. Национальный театр. Рассказ воспитателя о национальном театре.

6. Поездка в кукольный театр. Экскурсия в кукольный театр.

7. Театральные профессии. Дать представление о профессиях людей работающих в театре.

8. Как вести себя в театре? Знакомство с правилами поведения в театре.

9. Формы сценической деятельности. Ритмопластика. Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности и его особенностях.

11. Викторина «Что я знаю о театре?» Закрепление знаний о театре, его назначении и видах.

Основы кукловождения.

1. Театр на столе . Формирование навыков кукловождения пластмассовой, мягкой игрушкой настольного театра.

2. Театр на столе. Закрепление приёмов кукловождения настольно-плоскостного театра.

3. Чтение сказки «Рукавичка» и беседа по содержанию . Слушание сказки «Рукавичка», оценка действий персонажей.

4. Изготовление конусных кукол . Изготовление конусных кукол для театра из бумаги.

5. Изготовление декораций . Изготовление декораций к сказке.

6. Репетиция сказки «Рукавичка» . Работа над дикцией и навыками монологической и диалогической речи.

7. Репетиция сказки «Рукавичка» . Формирование эмоциональной выразительности речи детей, умение менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции используя знакомые детям игры.

8. Репетиция сказки «Рукавичка» . Способствование развитию речевого дыхания, артикуляционного аппарата детей. (Артикуляционная гимнастика.)

9. Репетиция сказки «Рукавичка» . Развивать мелкую моторику рук. (Пальчиковые игры.)

10. Репетиция сказки «Рукавичка». Определение готовности детей к показу сказки.

11. Показ сказки «Рукавичка». Доставить детям радость от показа сказки.

Основы кукольного театра.

1. Занятие «В гостях у сказки» . Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности. Знакомство детей с героем русского народного театра – Петрушкой.

2. Знакомство с приемами управления перчаточными куклами типа би-ба-бо . Знакомство детей с перчаточными куклами и с некоторыми приемами руководства куклой (движение по ширме, манипуляции руками, головой, уход с ширмы)

3. Театр бибабо. Закрепление особенностей работы актера за ширмой. Совершенствование владения приемами вождения кукол на ширме.

4. Чтение сказки «Снегурочка» .

5. Знакомство с театральной профессией художник-декоратор . Самостоятельное изготовление атрибутов к сказке. Работа с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

6. Изготовление декораций . Самостоятельное изготовление детьми декораций к сказке.

7. . Развивать дикцию и навыки монологической и диалогической речи.

8. Репетиция кукольного спектакля «Снегурочка» . Формировать эмоциональную выразительность речи детей, умение менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции используя знакомые детям игры.

9. Репетиция кукольного спектакля «Снегурочка» . Совершенствование умения детей владения перчаточными куклами. Развивать воображение, творчество, уверенность в своих силах.

10. Генеральная репетиция кукольного спектакля «Снегурочка» . Определить готовность детей к показу сказки.

11. Показ кукольного спектакля «Снегурочка» . Доставить детям радость от того, что они сами управляют куклами, оставаясь незамеченным за ширмой тем самым удивляя малышей.

Основы актерского мастерства.

1. Актеры, кто они. Беседа о профессии актера, чем эта профессия отличается от других.

2. Чтение сценария спектакля «Репка» на новый лад. Знакомство со сценарием сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. (Знакомство со сценарием сказки, обсуждение и сравнение с общепринятым вариантом сказки).

3. Распределение ролей.

4. Разыгрывание этюдов. Знакомство с понятием «Этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

6. Репетиция спектакля «Репка» на новый лад. Знакомство с понятиями «мимика», «жест», «пантомима». Упражнять детей с помощью театральных игр в изображении образов с помощью мимики, жестов и пантомимы.

7. Репетиция спектакля «Репка» на новый лад. Учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и пластику.

8. Чтение стихотворения Е.Смирновой «Три мамы». Воспитывать умение слушать художественное произведение, оценивать действия персонажей.

9. Репетиция сценки «Три мамы». Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно используя мимику и пантомимику выражать характер и настроение героя.

10. Показ сценки «Три мамы» на празднике 8 марта. Доставить детям радость, возможность пережить чувство гордости от исполнительских умений и показа перед родителями.

11. Репетиция первой сцены спектакля «Репка» на новый лад.

Основы драматизации

1. Репетиция второй сцены спектакля «Репка» на новый лад. Обращать внимание детей на правильность диалогов, верное исполнение ролей.

2. Праздник. День театра. Показ спектакля «Репка» на новый лад. Доставить детям радость от перевоплощения в героев сказки. Воспитывать умение выступать на сцене перед зрителями.

3. Чтение сказки «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева Воспитывать умение слушать художественное произведение, оценивать действия персонажей.

4. Изготовление декораций. Изготовление декораций к сказке.

5. Мастерская актеров. Изготовление атрибутов к сказке.

6. Распределение ролей. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки.

7. Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно используя мимику и пантомимику выражать характер и настроение героя.

8. Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Упражнять детей с помощью театральных игр в изображении образов с помощью мимики, жестов и пантомимы.

9. Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Изображение эмоционального состояния персонажа, используя выразительные движения и пластику.

10. Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Развивать воображение детей, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

11. Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Развивать речевое дыхание. Тренировать выдох, учить пользоваться интонацией, изображать звуки и голоса сказочных персонажей.

12. Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки.

13. Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Побуждение детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты) знакомить с элементами выразительных движений.

14. Репетиция первой сцены спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Репетировать спектакль с использованием музыки, костюмов, реквизита.

15. Репетиция второй сцены спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Репетировать спектакль с использованием музыки, костюмов, реквизита.

16. Оформление вместе с детьми сцены, зала

17. Генеральная репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Репетировать спектакль с использованием музыки, костюмов, реквизита. Обращать внимание детей на правильность диалогов, верное исполнение ролей.

18. Творческий отчёт Премьера спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Доставить детям радость, возможность пережить чувство гордости от исполнительских умений и показа перед незнакомыми зрителями.

19. Обсуждение спектакля. Подведение итогов. Учить детей высказывать своё мнение о собственной работе, обращать внимание на работу своих товарищей.

20. Итоговое занятие. Подвести итог работы театрального кружка

Методическое обеспечение программы

Проведение занятий в театральном кружке направлено на раскрытие творческих способностей детей.

В разделе театральная азбука проводятся теоретические занятия, которые направлены на знакомство с театром, с его историей, поведением в театре, театральными профессиями и др. в конце раздела подводится итог в форме викторины. Остальные разделы в основном проводятся практические занятия, которые строятся в форме театральных постановок, подготовки к различным праздникам, литературно-музыкальных композиций.

В процессе занятий театрального кружка ребята приобретают знания о театральном искусстве, учатся правильно и красиво говорить. В ходе репетиционной деятельности ребята получают навыки работы на сцене, познают культуру выступления, поведения на сцене, в ходе выступлений учатся импровизации.

В ходе индивидуальных занятий в малых группах ребята получают навыки работы над художественным образом, учатся улавливать особенности той или иной роли. Учатся искусству перевоплощения с помощью участия в создании элементов декораций и костюмов.

В ходе общения и целенаправленной совместной деятельности ребята получают и развивают в себе навыки делового и неформального общения как в малых группах, так и в коллективе в целом, получают опыт общения в разных социальных ролях, опыт выступлений перед различной аудиторией.

Воспитательная и творческая работа через работу в малых группах, через творчество и сотворчество воздействует на личность, способствует ее становлению и развитию.

Основными методами реализации данной программы можно считать:

Метод театрализации;

Метод эмоциональной драматургии;

Метод работы «от простого к сложному»;

Основные формы работы:

1. Мастер – класс – это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода театрализации будет проходить изучение основ театрального искусства:

Культуры речи;

Сценического движения;

Работы над художественным образом.

2. Репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен.

3. Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением образа, вокальным исполнением или танцевальным номером.

4. Показ спектакля (других форм театрализации) – публичное выступление.

5. Воспитательные формы работы – беседы, посещение театров, совместные праздники. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на выступления.

Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий состав, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.

Результатом данной программы является театральные представления и спектакли, где обучающиеся принимают активное участие.

Материально – техническое обеспечение

  • Музыкальный зал
  • Звуковая аппаратура, микрофоны
  • Музыкальный центр
  • А/записи
  • Декорации
  • Театральные костюмы
  • Маски
  • Перчаточные куклы
  • Конусные куклы
  • Мягкие игрушки
  • Книги со сказками
  • Ширма
  • Фотографии, картинки, иллюстрации.

Список литературы:

1. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов» -М.:АСТ:Астрель.2007.-58с.

2. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду»: Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.

3. Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002. – 114 с.

4. Власенко О.П. «Ребёнок в мире сказок» Волгоград: Учитель,2009.-411с.

5. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов». - М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2006.-64с.

6. Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ Сфера, 2007.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.

8. Программа Н.Ф Сорокиной «Театр – творчество – дети»

9. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.

Рабочая программа кружка «Кукольный мир» для учащихся начальных классов

(срок реализации программы 2 года)

Пояснительная записка

Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности – эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Общее состояние ребенка, его эмоциональная настроенность – важное условие успешного воспитания и обучения. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать жизнь ребят веселой, интересной, яркой и содержательной.

Одним из эффективных средств воспитательного воздействия является организация кукольного Театра Петрушки. Программа «Театр Петрушки» по времени реализации является двухгодичной.

Актуальность программы обусловлена тем, что дети во внеурочное время не читают художественную литературу, у них нет домашней библиотеки, очень редко посещают библиотеку. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Ведь именно уроки литературного чтения и чтение художественной литературы и сказок должны научить детей любить, прощать, научить делать добро.

Введение театрального искусства, через дополнительное образование способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральном кружке в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальных классах. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В оспитывается у учащихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.

Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Так как основная задача кружка - создать условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят, то очень важен сам процесс работы, увлечённость участников коллектива, чтобы тогда, когда начнётся работа над конкретным спектаклем, изготовление кукол, декораций, репетиции были радостью, творческой потребностью, а не скучной необходимостью.

Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “школы представления” в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

Цель кружка - эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол.

Задачи:

    Формировать интерес к театру кукол.

    Знакомить детей с различными видами кукол, их конструкциями, техникой вождения.

    Расширить кругозор исторических, экологических, литературных знаний учащихся.

    Воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к собственному труду и труду окружающих.

    Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память.

    Обогащать опыт детей через посещение кукольных театров, видеофильмов.

    Совершенствовать артистических навыков детей.

Принцип построения программы.

На занятиях организована деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников в организации и проведении кукольных спектаклей, ознакомлении со спецификой театра.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на развитие творческих способностей. На занятиях кружка дети «дают вторую жизнь вещам». При изготовлении кукол, декораций используется полимерный материал, капрон, ткань, бумага и многое другое, что когда было в обиходе и стало непригодным в быту. А для детей - это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные восхищения. Все это нацеливает на воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе, развивает эмоционально-эстетическое восприятие; понимание того, что все в своей основе связано с природой.

Срок реализации образовательной программы – 2 года.

Структура программы. В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Формы и методы занятий. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Очень важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных,практических занятий, лекций, тренингов, игр, бесед.

Результатом театральной деятельности детей будут представления кукольного театра для школьников, родителей, детей.

Для развития театрализованной творческой деятельности программой предусмотрено знакомство с разновидностями театров, историей возникновения, посещения театра кукол, обсуждение спектакля, знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре. Ребятам предоставляется возможность в выборе произведения, изготовлении кукол, распределении ролей. Отрабатывают чтение каждой роли и интонации.

Режим занятий . Занятия проводятся 1 раз в неделю, т.е. количество часов в неделю 1; 34 часа в год. За 2 года 68 часов. В реализации программы участвуют ребята 1-4 классов. В группе 15 человек.

Ожидаемые результаты освоения программы.

В конце первого года обучения ученик будет знать:

    Сценой в кукольном театре, является ширма.

    Понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».

    Правила поведения в театре.

Ученик будет уметь:

    Делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя.

    Правильно одевать на руку куклу.

    Управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.

В конце второго года обучения ученик будет уметь:

    Самостоятельно делать артикуляционную гимнастику.

    Изготавливать с помощью взрослого кукол.

    Правильно управлять куклой и говорить за нее, с нужной интонацией.

    Самостоятельно поставить небольшой спектакль.

Результатом освоения программы является: творческое и духовное развитие участников процесса, и воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные в кукольном театре.

Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

    Репетиций.

    Кукольный спектаклей (в школе, поселке, в детском саду).

Условия реализации программы.

В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Занятия начинаются с 1 сентября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 1 час в неделю. Педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Форма проведения кружка разная. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. На каждом занятии проводить инструктаж по ТБ.

Учебно-тематический план

(Раздел, тема)

Характер

деятельности

учащихся

результатов

предметных

межпредметных

Вводное занятие. Театр. История театра кукол. Знакомство с историей возникновения театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

Рассказ с элементами беседы.

Экскурсия в

Обыгрывание

ситуаций.

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Знакомство с понятием «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».

Формирование правильного поведения в театре.

Диагностика «Культура поведения в театре».

Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы.
Культура и техника речи.

Практическая деятельность.

Артикуляцион-

ная гимнастика.

Беседовать о ширме, о работе за ней (для работы в первую очередь необходима ширма, ее можно сделать на уроках труда мальчиками- старшеклассниками, а можно подключить родителей, они смогут сделать две стойки, а между ними натянуть материю).

Учить детей самостоятельно

"Окошко"
широко открыть

рот - "жарко"
закрыть рот - "холодно".

"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот

"Месим тесто"
улыбнуться

покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения) и

Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.

Инсценировка.

Ролевая игра.

Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики.

Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы учителем.

вы представляе-

те при чтении.

Чистоговорки, скороговорки.

Работа над дикцией.

Распределение ролей.

Ролевая игра.

Пальчиковые игры.

Инсценировки.

Пальчиковые игры.

Формировать умение вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, персонажа.

Отработка чтения каждой роли.

Обыгрывание.

Научить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.

Изготовление

ручных кукол, бутафории и

декорации.

Практическая деятельность.

Дать вторую жизнь вещам.

Обучение работе над ширмой, за ширмой

это плавно, без

Обыгрывание.

Артикуляцион-

ная гимнастика

Обучение работе над ширмой, за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли.

Репетиции.

Продолжить репетировать

эпизоды спектакля.

Рассказ с элементами беседы.

Обсуждение.

Прослушивание

Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.

Инсценировка.

Репетиция пьесы.

Практическая деятельность.

Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

Генеральная репетиция, звуковое оформление

спектакля.

Учить детей коллективной работе.Формировать четкую и грамотную речь

Показ пьесы

ученикам начальных классов, воспитанникам детского сада, родителям учащихся,

населению в ДК

Выступление.

Итог занятий. Обсуждение репертуара на следующий год.

Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы.
Культура и техника речи.

Практическая деятельность.

Артикуляцион-

ная гимнастика.

Беседа о ширме, о работе за ней (для работы в первую очередь необходима ширма).

Самостоятельно

делать артикуляционную гимнастику:

"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

"Месим тесто"
улыбнуться
пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).

"Киска"
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы.

"Лошадка"
вытянуть губы
приоткрыть рот
процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

"Поймаем мышку"
губы в улыбке
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).

"Пароход гудит"
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, закрепить представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.

Инсценировка.

Ролевая игра.

Вспомнить и инсценирование сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Красная шапочка», «Зайкина избушка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики.

Развивать память, воображение, общение детей

Выбор пьесы для спектакля. Выразительное чтение пьесы учителем.

Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины

вы представляе-

те при чтении.

Чистоговорки, скороговорки.

Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля. Выбирать сказку, делать режиссерскую разработку. Это значит продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее расписывать сказку по ролям, мысленно представляя сцены, которые ребята будут разыгрывать.

Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи.

Работа над дикцией.

Распределение ролей.

Ролевая игра.

Пальчиковые игры.

Н еобходимо распределить роли, желательно ребят подобрать по голосам. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом.

Инсценировки.

Пальчиковые игры.

Формирование умения вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, персонажа.

Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос.

Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.

Отработка чтения каждой роли.

Обыгрывание.

Учить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.

Совершенствовать память, внимание, воображение детей. Работа над техникой речи.

Презентация «Мастерская кукол».

Изготовление

ручных кукол, бутафории и

декорации.

Практическая деятельность.

Дать вторую жизнь вещам.

Развивать воображение и фантазию детей.

Воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе.

Продолжать обучение работе над ширмой, за ширмой.

Практическая деятельность: надеть куклу на руку - голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать

это плавно, без

скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.

Обыгрывание.

Артикуляцион-

ная гимнастика

Выполнять физические упражнения. (Дети должны поднимать руки вверх, если готовы куклы, то вместе с куклами, и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движение вдоль ширмы. Эту работу необходимо проделывать на каждой репетиции, т.к. мышцы плеч и руки быстро начнут у ребят уставать, если заранее не подготовить их для этой работы. После физической гимнастики идет работа над ролями.

Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз.

Развивать внимание, согласованность действий.

Работа над ширмой,

за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

Репетиции.

Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.

Продолжить репетировать

эпизоды спектакля.

Музыкальное оформление спектак-

Рассказ с элементами беседы.

Обсуждение.

Прослушивание

Познакомить детей с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле.

Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.

Инсценировка.

Репетировать пролог, 1 и 2 эпизоды спектакля с использованием декораций и реквизита. Назначить ответственных за реквизит, декорации, костюмы.

Совершенствовать находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

Репетиция пьесы.

Практическая деятельность.

Репетировать 3, 4 эпизоды с использованием декораций.

Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики.

Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.

Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света.Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями.

Учить детей коллективной работе.Формировать четкую и грамотную речь.

Показ пьесы

ученикам начальных классов.

Выступление.

Формирование четкой и грамотной речи.

Добиваться выразительности действия.

Формирование сплоченности коллектива.

Реакция зрителя

на спектакли.

Итог занятий. Обсуждение всех представленных

спектаклей.

Умение выражать свои мысли, суждения, выслушивать мнение других. Развитие доброжелательности, чувства коллективизма.

1. «Вторая жизнь вещей» под. Ред. П.Р. Атупова 1989 год.

2. Деммени Е. «Призвание - кукольник» Л; Искусство, 1986.

3. Калмановский Е. «Театр кукол, день сегодняшний» Л; Искусство, 1977.

4. Королев М. «Искусство театра кукол» Л; Искусство, 1973.

5. Образцов С. «Актер с куклой» Кн. 1. - М; л; Искусство, 1973.

6. Соломник И. «Куклы выходят на сцену» - М; Просвещение, 1993.

7. Федотов А. «Секреты театра кукол» - М; Искусство, 1963.

8. Смирнова Н.И. «Оживают куклы» - М; Дет. Лит. , 1982.

9. Альхимович С. «Театр Петрушки в гостях у малышей», 1969г.