Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Самый знаменитый памятник майкопской археологической культуры. Майкопская археологическая культура

Самый знаменитый памятник майкопской археологической культуры. Майкопская археологическая культура

Археологические культуры Кубани разнообразны и многочисленны. Сейчас на её территории находится более 58 тысяч древних памятников. Рассмотрим одну из основных культур Кубани бронзового века - майкопскую, отдельно остановившись на особенностях погребения, по которым конкретные археологические культуры выделяют из ряда других.

Майкопская культура

Сегодня наиболее обоснованным считается датирование данной культуры 2-й половиной IV-го — началом III-го тысячелетия до н.э. Истоки майкопской культуры, предположительно, находятся на территории Ближнего Востока.

Название свое культура получила по имени Майкопского кургана, открытого в конце девятнадцатого века, с погребенным в нём родоплеменным вождем. Его место находится на пересечении Курганной и Подгорной улиц в современном Майкопе.

Занятия

Основным занятием представителей майкопской культуры было скотоводство, особенно разведение овец. Также занимались они земледелием, об этом свидетельствуют найденные зернотёрки и мотыги.

По-видимому, майкопская культура взаимодействовала с другими посредством торговли. Жителям степей они поставляли бронзовые предметы, которые заняли место медных, ранее прибывавших с Балкан и Карпат. В свою очередь, с юга им привозили бирюзу и лазурит.

Как и другие представители археологических культур эпохи ранней бронзы, майкопцы пользовались повозками. Колеса у них были из цельного дерева.

Люди майкопской культуры хорошо освоили добычу и обработку металлов - золота, бронзы и других. Из них изготавливали посуду, оружие, украшения, ритуальные изображения животных. Методы обработки металла и художественные черты изделий типичны для Ближнего Востока конца IV—первой половины III тысячелетия до н. э., что также говорит в пользу происхождения майкопской археологической культуры оттуда.

Типичные изделия

Особенно характерны для этой культуры бронзовые изделия (мышьяковые и никелевые сплавы). Основные их формы:

  • сосуды (в основном котлы);
  • оружие (топоры, кинжалы, ножи, мотыги, шилья, долота, наконечники копий, мечи);
  • псалии (части узды для запрягания животных).

Найдены вещи из зо-ло-та и се-реб-ра: со-су-ды, фи-гур-ки, ви-соч-ные коль-ца, бу-лав-ки, украшения, на-клад-ки и так далее.

Несмотря на то, что майкопцы уже знали и использовали металлы, они продолжали использовать и орудия предыдущей эпохи. Из камня в основном делали:

  • зернотёрки;
  • пестики;
  • серпы;
  • топоры;
  • тесла, долота;
  • наконечники (кремневые);
  • инструменты для обработки металла, точила;
  • ножи;
  • навершия булав;
  • сосуды.

Из цветных камней (сердолика, лазурита) до нас дошли украшения - браслеты, подвески, бусы.

Также в майкопской культуре использовались кость и рог. Из них делали мотыги, крючки, наконечники, подвески, бусы, молотки, долотца.

Из глины (в основном красной) майкопцы изготавливали утварь. Был известен и гончарный круг. Для керамики характерно хорошо отмученное тесто. В основном она неорнаментированная, однако иногда встречается «жемчужный», врезной и другие орнаменты. Обнаруженные глиняные пряслица говорят о том, что было известно ткачество.

Распространение культуры

Поселения майкопцев встречаются большей частью в горах, в ущельях. Это было обосновано труднодоступностью для чужеземцев и удобством для обороны. Поселения окружались стенами из камня, возводимыми от неприятеля. Народы майкопской культуры были воинственными, захваченных пленных превращали в рабов.

Памятники майкопской культуры распространены:

  • на равнинах и в предгорьях западной и центральной частей Северного Кавказа и Предкавказья;
  • в бассейнах рек Кубани, Верхней Кумы, Верхнего и Среднего Терека;
  • в районах Черноморского побережья - от Тамани до Новороссийска;
  • в степях Ставропольского края.

Отдельные памятники и единичные находки встречаются:

  • в центральной и южной части Волгоградской области, на севере вплоть до Нижнего Дона и степей Калмыкии;
  • на территории от Северного Причерноморья до Каспийского моря.

Особенности захоронений

Основные памятники майкопской культуры - курганные погребения, то есть захоронения под искусственной насыпью. С умершим в могилу клали оружие, украшения, утварь. С вождями также хоронили специально умерщвлённых людей - черта, характерная для многих первобытных культур. Величина кургана зависела от статуса покойного: вождей хоронили под большими курганами, простых людей - под меньшими. Зачастую снаружи погребение по кругу обкладывалось камнями (так называемый кромлех, черта мегалитических культур).

Перед тем, как предать тело земле, покойных посыпали охрой. Это происходило и в ямной археологической культуре. Некоторые ученые считают, что у народов, входивших в эти культуры, было развито поклонение огню, а красный цвет охры - его символ. Положение тела в могиле - лежа скорчено, преимущественно на правом боку.

Могила обычно выглядит как квадратная или прямоугольная яма в кургане или же располагается на поверхности, на огороженном месте. Изредка встречаются овальные ямы. Также редко, но бывает канавка, разделяющая могилу на части.

Попадаются и очень крупные могилы. Сверху все они засыпались землей или камнями. Перекрытие делали из дерева (плашек или коры), на которое насыпался камень. Встречается укрепление могил с помощью деревянной рамы, поверху оно могло также перекрываться деревом, в результате образуя сруб, возвышающийся над землёй. Могилы с обкладками из камней иногда накрывались каменными плитами.

Редкими для майкопской культуры являются катакомбные захоронения.

Памятники майкопской археологической культуры оставлены племенами, населявшими в конце IV - первой половине III тысячелетия до н. э. Прикубанье и другие территории Северного Кавказа. Своё название майкопская археологическая культура получила по самому известному памятнику.
Под насыпью высотой 11 метров находилась могильная яма, разделённая перегородками на три части. Могила была обложена деревом и перекрыта деревянным накатом. В южной камере погребения, самой большой, было, как предполагают, захоронение вождя.
Набор предметов, обнаруженных в Майкопском кургане, выделяется по богатству среди других археологических памятников бронзового века.
Большой интерес представляют два серебряных сосуда с изображениями животных. Верхнюю часть одного из сосудов украшает горный пейзаж. На рисунке легко угадываются очертания Главного Кавказского хребта. Балдахин, сооружённый над телом вождя, поддерживали шесть серебряных трубок. На них были надеты золотые и серебряные фигурки быков.
Помимо предметов из золота и серебра в могиле обнаружено много различных орудий (топоры и долота), а также медные и глиняные сосуды.
В 1898 г. Н.И. Веселовский в урочище с символическим названием Клады, недалеко от станицы Новосвободной, раскопал два кургана племён майкопской культуры. Под курганными насыпями археологи обнаружили каменные гробницы.
Рядом с ними найдены бронзовое оружие, котлы, орудия труда, посуда, предметы из золота, серебра и драгоценных камней.
А в XX в. в этом же урочище была раскопана ещё одна каменная гробница с уникальными росписями на стенах, нанесёнными красной и чёрной краской. На стенах изображались фигуры людей, бегущие лошади, луки и колчаны - футляры для стрел.
Наряду с захоронениями богатых людей найдены и погребения с небольшим количеством вещей, а то и вовсе без них. К настоящему времени открыто уже около 200 памятников майкопской культуры на территории от Таманского полуострова до Дагестана. В одном из погребений был обнаружен настоящий клад: серебряный сосуд, наполненный искусно изготовленными бусинами из золота, серебра и драгоценных камней.
В конце XX века археологи открыли большую группу древних поселений майкопской культуры в бассейне реки Белой и по реке Фарс южнее Майкопа. Среди них - Мешоко, Скала, Ясенева Поляна. Все они расположены в предгорной и нагорной частях Адыгеи. В 1981 г. было открыто поселение в равнинной части, между селом Красногвардейским и хутором Свободным. По нему оно и получило название - Свободное.
Самое известное поселение племён майкопской культуры - Мешоко у посёлка Каменномостского. Оно расположено на высоком плато.
Посёлок был укреплён мощной оборонительной каменной стеной, достигавшей в ширину 4 метров. Жилые помещения строились из самана и прилегали к оборонительным стенам. Большая часть поселения, однако, не была застроена и предназначалась для загона скота и его сбережения в случае внешней опасности.
Во время раскопок археологи обнаружили огромное количество костей домашних животных: коров, овец, свиней. Были найдены также керамические цедилки, использовавшиеся при изготовлении молочных продуктов, зернотёрки и кремнёвые вкладыши для серпов.
Племена майкопской культуры достигли заметных успехов в металлургии бронзы. В ряде погребений археологи нашли бронзовые детали упряжи для животных.
Майкопские племена, по мнению историков, переселились на территорию Кубани из Месопотамии или Малой Азии. Оттуда они принесли помимо гончарного круга и другие достижения древневосточной цивилизации: ткачество, умение художественно обрабатывать изделия из металла. Исследования показывают, что у переселенцев уже произошло разделение на бедных и богатых.

Культура населения Северного Кавказа в III тысячелетии 19 до н.э., в эпоху ранней бронзы, получила название майкопской по знаменитому памятнику, ее представляющему, - Майкопскому кургану. Майкопская культура была распространена от Таманского полуострова на северо-западе до Дагестана на юго-востоке. В этом ареале известны как погребальные, так и бытовые памятники. Наибольшая концентрация их наблюдается в Прикубанье.

P.M. Муннаев

На заре бронзового века на Северном Кавказе складывается майкопская культура, распространенная от Таманского полуострова до Чечено-Ингушетии включительно. Наибольшее количество памятников сосредоточено в Майкопском районе, в бассейнах рек Белой и Фарса. Важно отметить, что большинство их относится к раннему этапу майкопской культуры.

Майкопская культура получила свое название от знаменитого Майкопского кургана - памятника мирового значения. Курган был раскопан в 1897 г. известным русским археологом Н.И.Веселовским. Расположен он на восточной окраине Майкопа. Высота кургана достигала почти 11 м. В центре была расположена большая могильная яма, глубиной 14 м, окруженная кромлехом в виде кольца из плит известняка. Яма имела прямоугольную форму с закругленными углами и со слегка вогнутыми продольными сторонами. Стенки могильной ямы в древности были обшиты деревом, совершенно сгнившим, потолок был бревенчатый в два наката и поддерживался столбами, стоявшими по углам. Дно было выложено речным булыжником. Могила делилась деревянными перегородками на три неравные части. Поперечной перегородкой она была разделена на южную и северную половины, а последняя в свою очередь делилась продольной перегородкой на восточную и западную. Главный покойник был положен в южную, большую половину. В двух других, меньших камерах помещались женские захоронения. Судя по всему, женские погребения играли подчиненную роль по отношению к основному, мужскому погребению. Все скелеты лежали в скорченном положении на правом боку с подогнутыми ногами и согнутыми и поднятыми к лицу руками, густо посыпанные красной краской (суриком). Красной краской было посыпано и дно могилы. Главный покойник был усыпан золотыми штампованными бляшками с изображением зверей, колец. Здесь было 68 пластинок в виде фигурок львов (двух размеров), 19 пластинок с маленькими изображениями бычков и 40 колец. Украшения эти, по-видимому, были нашиты на полог или покрывало, которым был накрыт покойник. Кроме того, на скелете найдена масса золотых и серебряных бус различной величины и формы, а также много сердоликовых и бирюзовых бус. У пояса лежали пять крупных золотых бус, у черепа - золотые серьги, а под черепом две узкие золотые диадемы в виде тонких лент, с маленькими просверленными дырочками, расположенными парами. От этих диадем происходят найденные здесь же золотые двойные розетки - одна большая, другая меньшая, нашивавшиеся друг на друга. Диадемы, украшенные розетками, были нашиты, по-видимому, на высокий головной убор, найденный на покойнике. Перед скелетом лежали параллельно друг другу восемь серебряных стержней длиной 1,17 м. Два из них были сплошь серебряные, у четырех нижние концы золотые, на них были надеты массивные фигурки золотых бычков, и два с золотыми вставками, с насаженными на серебряные нижние концы фигурками серебряных бычков. Верхние концы стержней были украшены винтообразной насечкой и имели прорези. Все восемь стержней должны были принадлежать одному предмету.

Большинство исследователей, начиная с В. Фармаковского, считали, что стержни с надетыми на них фигурками бычков составляли остов балдахина, который несли над покойником. На месте погребения балдахин был разобран, и остов его, состоящий из серебряных стержней, положен рядом с покойником. В настоящее время некоторые исследователи (Ю.Ю.Пиотровский) считают, что интерпретация стержней как составной части балдахина полностью исключается, и склонны рассматривать трубки с бычками как штандарты.

Вместе с покойником были положены металлические и глиняные сосуды, медные и каменные орудия труда. Вдоль восточной стенки камеры в ряд стояли семнадцать сосудов: два золотых, каменный шаровидный с приставным золотым горлом и такой же крышечкой и четырнадцать серебряных. Среди последних особенно замечательны два, украшенные богатыми гравированными рисунками, составляющими на первом сосудике сложную композицию. Сосуды округлой формы с широким горлышком. На горлышке одного сосуда изображен горный ландшафт, состоящий из трех горных цепей, среди которых выделяются две особенно высокие горы с двуглавыми вершинами. Между гор изображены два дерева и стоящий на задних лапах медведь. В горах берут начало две реки, которые, извиваясь по тулову сосуда, сливаются на дне его в небольшое озеро. Вода изображена ломаными линиями. Устья рек - одно против другого на разных сторонах сосуда, под ушками, служившими для подвешивания. Все ту-лово заполнено изображениями животных, расположенных фризообразно в два ряда. В первом ряду лошадь, лев и два быка, симметрично поставленные друг против друга, в нижнем ряду горный козел, дикий кабан, львица и дикий баран. В устье реки изображена плавающая птица, другая птица находится над львом. Изображения на сосуде имели не просто декоративное значение, а определенное символическое. Художник изобразил типичных животных земли, воду, горы и над ними небо. Таким образом, сосуд не был простым бытовым предметом, а имел культовое назначение. На втором серебряном сосуде орнаментация менее сложна, чем на первом. Здесь мы имеем только один фриз, на котором изображены пять животных, идущих друг за другом: два козерога, бык и два барса, кроме того, помещены еще три птицы. Туловище отделяется от горла гравированной лентой, представляющей узор рек первого сосуда. Дно сосуда снаружи украшено большой розеткой.

Вдоль западной стенки камеры стояли восемь глиняных сосудов из желтой, красной и черной глины, округлой формы, с небольшим венчиком и закругляющимся дном. Около колен скелета лежали ромбические кремнёвые наконечники стрел и мелкие кремнёвые сегментовидные орудия, служившие вкладышами. В юго-восточном углу могилы находились орудия труда и предметы вооружения, десять из которых были из чистой меди: это проушный топор, мотыга (или тесло), комбинированное орудие в виде топора и тесла (с двумя накрест поставленными лезвиями), два плоских топорика, два долота, шило, малый кинжальчик примитивной формы и большой тонкий кинжал с закругленным концом. Кроме металлических предметов, здесь были и каменные: большой оселок серповидной формы с отверстием для подвешивания, небольшой оселок с золотым украшением и каменный клиновидный топорик с тупым лезвием, имевший скорее не бытовое, а ритуальное назначение.

В двух северных отделениях могильной ямы было по одному захоронению. При скелете, находившемся в северо-восточной камере, найдены в области черепа золотые массивные кольца, сделанные из толстой проволоки, с надетыми сердоликовыми бусами и большое количество разнообразных золотых и сердоликовых бус. Вдоль восточной стены стояли пять медных сосудов разной формы и величины: два котла, плоская чаша, ведерко с дужкой и большой кувшин. На скелете в северо-западной камере были такие же золотые и сердоликовые бусы, а в углу стоял большой глиняный сосуд - горшок с яйцевидным туловом.

Майкопский курган по своему богатству, по художественной и исторической ценности найденных вещей представляет выдающийся памятник на Северном Кавказе. В нем был погребен старейшина рода или племенной вождь, выполнявший одновременно и жреческие функции. Майкопский курган большинство исследователей относят к середине III тысячелетия до н.э.

В том же году в станице Старомышастовской при добыче глины в кургане был найден клад: в серебряном гладком сосудике с крышкой находились золотая головка льва, серебряная фигурка быка, 3 золотые розетки, свыше 2500 золотых и серебряных бус различной величины и формы, более 400 бус из полудрагоценных камней (сердолика, лазурита, гагата, морской пенки) и 30 золотых проволочных колец, на некоторых из них нанизаны сердоликовые бусы. Старомышастовские вещи одновременны майкопским и стилистически очень близки им.

В майкопской культуре в настоящее время выделяют два хронологических этапа - ранний, представленный Майкопским курганом и примыкающими к нему курганными погребениями и поселениями, и более поздний, получивший название новосвободненского этапа по курганному могильнику близ станицы Новосвободной Майкопского района.

В 5 км к северу от станицы Новосвободной, по левому берегу реки Фарс, в урочище «Клады», расположена довольно большая курганная группа. Наибольшую известность приобрели два кургана с замечательными захоронениями в каменных дольменообразных гробницах, раскопанных Н.И.Веселовским в 1898 г. В обоих курганах на уровне почвы обнаружены своеобразные дольмены, каждый из которых состоял из двух помещений. В первом кургане дольмен был сложен из массивных каменных плит с двускатной крышей. Поперечной плитой гробница разделялась на два отделения: большое и маленькое. В плите имелось прямоугольное отверстие (38x27 см), плотно заложенное каменной втулкой такой же формы. Пол в большой камере состоял из массивной каменной плиты, а в меньшей был земляной. Покойник был помещен в большом отделении гробницы у западной стенки, головой на юг. Скелет лежал в скорченном положении на боку и был посыпан красной краской. Инвентарь погребения был очень разнообразен и богат. Многие предметы были из драгоценных металлов и драгоценных камней, что указывало на особое положение, которое занимал в роде умерший.

В области черепа найдено: золотые серьги в виде тонких колец с привесками из лазурита; золотые височные кольца (спиральные и простые); бусы золотые, серебряные, хрустальные и сердоликовые, в том числе одна хрустальная подвеска в золотой оправе; пять серебряных веретенообразных пронизок; золотая игла с ушком; две серебряных булавки посо-ховидной формы.

Около груди скелета находились бронзовые орудия труда и оружие: три долота с желобчатым лезвием; три плоских топора - тесла; девять небольших ножей-кинжальчиков; наконечник копья с четырехгранным стержнем для насадки на рукоятку; два вилообразных орудия с загнутыми концами (крюками) и втулкой для укрепления деревянной рукоятки и третий такого же типа предмет, но меньшей величины, имеющий на конце крюк, а на втулке два крюка и две человеческие фигуры, стоящие друг против друга. Кроме того, у скелета найдены четыре проушных топора, один из которых украшен рядами насечек и «жемчужинок» на обушной части. Здесь же находился большой черпак с длинной рукояткой.

У восточной стенки камеры стояли три котла из тонкой листовой меди, две маленькие медные чаши и пять глиняных сосудов.

Котлы больших размеров с шаровидно-уплощенным туловом и орнаментированные рядами «жемчужинок». Чаши имеют округлые формы с широким устьем. В одной из них находились сердоликовые, хрустальные и серебряные бусы.

В меньшем отделении дольмена лежали только вещи: пращовый шарик из белой пасты, шесть кремнёвых листовидной формы наконечников дротиков, два каменных точильных бруска, пять четырехгранных медных шильев, четыре глиняных ангобированных и лощеных сосуда, костяные бусы и подвески.

Во втором кургане, раскопанном Н.И.Веселовским в том же году, была обнаружена дольменообразная гробница с тем же обрядом погребения, что и в первом кургане. Гробница разделялась поперечной каменной плитой на два отделения, из которых большее с каменным полом служило погребальной камерой, а меньшее с земляным - только для вещей. Отличие заключалось в том, что во втором кургане дольмен имел не двускатную крышу, а плоскую, состоящую из двух плит. Одна из них весила около 3 т. В средней поперечной плите, разделяющей обе камеры, было сделано круглое отверстие диаметром 40 см. Оно было заложено каменным, чрезвычайно точно пригнанным кружком, в свою очередь заставленным со стороны второго помещения особой заслонкой в виде каменного полукруга, заваленного каменной плитой. В камере с каменным полом у западной стенки головой на юг в скорченном положении на правом боку лежал покойник, густо посыпанный суриком. Наиболее интересными в данном погребении являлись остатки одежды, найденной на скелете. Верхняя одежда, в нашем понятии подобие шубы, была на черном меху, шерстью наружу. Под ней одежда, шитая из тонкой шерстяной ткани желтоватого (верблюжьего) цвета с черным узором из клеток и полос. Под остатками шерстяной одежды были обнаружены остатки холщовой ткани, ярко выкрашенной в пурпуровый цвет и покрытой красными же нитями в виде кистей. У черепа лежали семь кремнёвых наконечников стрел треугольной формы, две посоховидные серебряные булавки, подобие тем, которые были найдены в первом дольмене, бронзовый обушной топор, плоский топор-тесло, нож, небольшой кинжальчик в медных ножнах, и два четырехгранных шила. С восточной стороны скелета лежал деревянный предмет в виде изогнутой палки с медным крюком, который был закреплен в деревянном стержне медным спиральным кольцом и обмотан нитками. Над головой покойника устроен тайник, куда положены толстое и тонкое золотые кольца и золотые, серебряные и сердоликовые бусы, нанизанные на красный плетеный шнур. У колен скелета лежали три пращовых шарика из цветного камня. У восточной стены камеры стояли в ряд четыре глиняных горшка, из которых два были покрыты красной краской, а два-черные. На горшках елочный и жемчужный орнаменты. Около горшков лежал точильный каменный брусок.

Во втором отделении дольмена было найдено большое количество костяных бус, таких же, как и в первом дольмене, и среди них бронзовое шило и два кабаньих клыка.

В 1979 и 1982 гг. в урочище «Клады» были открыты еще две дольмено-образные гробницы, по конструкции совершенно аналогичные вышеописанным. В кургане № 31 (1979 г.) каменная двухкамерная гробница была сооружена в более древнем кургане на уровне почвы и отличалась необычайным богатством инвентаря. В первой камере на каменном полу в скорченном положении лежали два скелета - взрослого и ребенка. При них было найдено большое количество различных предметов. Одних только вещей из бронзы и серебра около пятидесяти, в том числе семь бронзовых сосудов, два бронзовых крюка, пять бронзовых топоров, причем один из них топор-скипетр с деревянной рукояткой, обернутой серебряной лентой, маленькие кинжальчики, тесла, долота, шилья, бронзовый штандарт в виде круга со втулкой. Уникальным является бронзовый обоюдоострый меч длиной 63,5 см. Кроме металлических орудий труда и оружия, найдены две скульптурные фигурки собачек из бронзы с серебряными накладками. Встречены каменные изделия; кремнёвый топор, кинжал, наконечники стрел, скульптура быка. В могиле найдено более двухсот бус и других украшений из сердолика, горного хрусталя, золота и серебра.

Во второй камере, отделявшейся от первой поперечной плитой с круглым отверстием, земляной пол был засыпан галькой и погребения не содержал. Здесь лежали кости животных - остатки погребальной пищи и вдоль западной стены стояли шесть глиняных сосудов.

Вторая гробница, открытая в 1982 г. А.Д.Резепкиным в кургане № 35, содержала скелет женщины со сравнительно скромным инвентарем. Но самым замечательным являлась роспись на стенах одной из камер, нанесенная красной и черной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и щит, на четвертой помещен фриз «бегущие лошади», как трактуют его исследователи. Роспись на дольменообразных гробницах встречена впервые и имеет огромное значение для понимания искусства эпохи раннего металла.

Архитектура погребальных сооружений (Майкопский курган, новосвободненские дольменообразные гробницы) отражает социальное положение в роде и племени погребенных. Богатства концентрировались в руках родоплеменной верхушки складывавшегося уже патриархального строя. Наряду с богатыми погребениями известно много курганных захоронений со скромным вещевым инвентарем.

Большинство найденных в Майкопском кургане как золотых и серебряных, так и бронзовых предметов привозные. Попали они сюда из Передней Азии, скорее всего, как считают исследователи, из Месопотамии. Привозными являются и бусы из полудрагоценных цветных камней. Материал этих бус разнообразен и свидетельствует о получении их путем межплеменных сношений из далеких стран. Сердолик и бирюза происходят из Ирана, лазурит - бадахшанского (афганского) происхождения, особый минерал - морская пенка из Анатолии. Некоторые бронзовые предметы, как котлы из листовой меди, топоры-тесла, четырехгранные шилья, желобчатые долота, проушные топоры, изготовлялись на месте. Во второй половине III тысячелетия до н.э. и особенно в конце его на Северном Кавказе интенсивно развивается местная металлургия бронзы. Есть предположение, что в эпоху ранней бронзы было налажено и производство изделий из драгоценных металлов, главным образом из золота (височные кольца).

Майкопская культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками. Важным достижением советской археологической науки в изучении майкопской культуры явилось открытие и исследование в конце 50-х-60-х годах большой группы поселений в бассейне реки Белой и по реке Фарс южнее Майкопа (Мешоко, Скала, Хаджох , Каменномостская пещера, Ясенова Поляна и др.).

Большинство известных в настоящее время поселений расположены на труднодоступных мысах, плато или на высоких речных террасах. Кроме того, открыты и пещерные стоянки майкопской культуры. Лучше изучено поселение Мешоко, расположенное на окраине поселка Каменномостского. Поселение было укреплено мощной каменной стеной, толщиной в 4 м. Такие же стены имеет и поселение Ясенова Поляна близ поселка Колосовки. Раскопки поселений позволили судить о занятиях населения, о чем умалчивали курганы. Основное значение в хозяйстве майкопских племен имело животноводство, причем в раннее время преобладало свиноводство. На втором месте стоял крупный рогатый скот, а затем мелкий. На некоторых поздних поселениях майкопской культуры наблюдается увеличение в составе стада мелкого рогатого скота. В прикубанских поселениях майкопской культуры хотя и в очень незначительном количестве были найдены кости домашней лошади. Наравне со скотоводством было развито и земледелие, о чем говорят находки кремнёвых вкладышей от серпов, которые вставлялись в деревянную или костяную основу серпа, каменных зернотерок и мотыги из поселения Мешоко. Но в хозяйстве племен майкопской культуры земледелие стояло на втором месте после скотоводства и не имело столь важного значения, как в экономике племен Закавказья в эпоху ранней бронзы. Развитие скотоводства давало значительно больше прибавочного продукта, чем земледельческое хозяйство, а это приводило к росту и накоплению богатства в отдельных семьях и вело к возникновению имущественной дифференциации, что и находит отражение в погребальных памятниках (Майкопский курган).

Майкопская культура формировалась и развивалась на местной основе. Но весьма существенную роль в этом сложном процессе сыграло также влияние переднеазиатских цивилизаций.

В III тыс. до н.э. человек сделал важное открытие. Была получена бронза (сплав меди и олова). На Кав­казе олово редко встречается в природе. Поэтому вме­сто него использовался мышьяк. Новые бронзовые орудия оказались тверже и острее медных. Благода­ря им появилась возможность развивать земледель­ческое и скотоводческое хозяйство в степной и лесо­степной зонах.

К этому времени относится существование на Севе- ро-Западном Кавказе оригинальной скотоводческо- земледельческой культуры – майкопской.

1. Майкопский курган. Свое название майкопская культура получила от всемирно известного огромно­го (высота 10,6 м) кургана. Его раскопал в 1897 г. на перекрестке двух улиц города Майкопа профессор Петербургского университета Н.И. Веселовский. Под курганом находилась могильная яма размерами 5,3×3,73 м, глубиной 1,4 м. Она была разделена пе­регородками и сохранила три скорченных скелета, гу­сто засыпанных краской. Могила была обложена де­ревом и перекрыта деревянным накатом.

В южной камере погребения, самой большой, нахо­дилось, как предполагают, захоронение вождя, усыпан­ное золотыми бляшками в виде львов, золотыми коль­цами и бусами. В камере стояли два золотых и 14 серебряных сосудов. Два серебряных сосуда были украшены рисунками: на одном из них мастер изоб­разил процессию разных зверей, а на другом, кроме того, еще и горный пейзаж. На рисунке легко угады­вается Главный Кавказский хребет с вершинами Каз­бека и Эльбруса и стекающими с них реками. Шесть серебряных трубок поддерживали балдахин. На труб­ки были надеты золотые и серебряные фигурки бы­ков. В могиле обнаружено много золотых лент, розе­ток, бус из бирюзы и сердолика. Здесь же были найдены кремневые наконечники стрел и орудия: ка­менный топор, медные топоры и долота, – медные и глиняные сосуды. Набор вещей из Майкопского кур­гана выделяется по богатству среди других археоло­гических памятников бронзового века.

К настоящему времени ученые открыли уже около 200 памятников майкопской культуры - от Таманс­кого полуострова до Дагестана. Они разнообразны: есть погребения с небольшим количеством вещей, но есть и целые клады. Так, в одном из них обнаружен серебряный сосуд, в котором находились 2500 золо­тых и серебряных бусин, 400 бусин из сердолика, ла­зурита и золотая головка хищника.

2. Поселения майкопской культуры. В конце 50-х и в 60-х годах XX в. археологи открыли большую группу древних поселений в бассейне реки Белой и по реке Фарс южнее Майкопа. Это Мешоко, Скала, навесы Хаджох, Ясенева Поляна и др. Все они распо­ложены в предгорной и нагорной части Адыгеи. В 1981г. было открыто поселение майкопской культу­ры в равнинной части, между селом Красногвардейс­ким и хутором Свободным, по которому оно и полу­чило свое название – “Свободное”.

Наиболее впечатляющее из них – поселение Ме­шоко (в районе поселка Каменномостского). Оно рас­положено на высоком плато и имеет площадь в 1,5 гектара.

Поселение Мешоко было укреплено мощной оборо­нительной стеной, выложенной из камня и достигав­шей ширины в 3-4 м. Жилые помещения мешокцев были построены из самана и прилегали к оборони-

тельным стенам. Большая часть поселения, однако, не была застроена и предназначалась для загона ско­та и его сбережения в случае внешней опасности.

Во время раскопок археологи обнаружили огром­ное количество костей домашних животных: коров, овец, свиней, – которые составляли 90% всех живот­ных остатков. Были найдены также керамические цедилки для обработки молочных продуктов, зерно­терки и кремневые вкладыши для серпов. Сохранив­шаяся посуда сделана из красной глины с примене­нием гончарного круга. Ученые считают, что это был самый древний очаг гончарства не только на Кавказе, но и в Европе, Кроме того, при раскопках были обна­ружены незначительные остатки одежды.

Племена майкопской культуры достигли заметных успехов в металлургии бронзы. В ряде погребений ар­хеологи нашли бронзовые псалии (деталь конской узды).

Ученые считают, что племена майкопской культу­ры являлись переселенцами из Месопотамии или Малой Азии. Они принесли на Кубань многие дости­жения древневосточной цивилизации: гончарный круг, колесо, ткачество, умение обрабатывать художе­ственные изделия из металла. Они также перенесли на новые места знакомый им образ жизни и деление общества на бедных и богатых.

3. Новосвободненский курган. В 1898 г. Н. И. Ве- селовским в урочище с символическим названием “Клады”, недалеко от станицы Новосвободной, были раскопаны два кургана с замечательными захороне­ниями в каменных гробницах. Погребенные были по­сыпаны охрой и обставлены богатым инвентарем: бронзовым оружием, котлами, орудиями труда, посу­дой. Имелись предметы из золота, серебра и драго­ценных камней.

В 1979 и 1982 гг. в этом же урочище “Клады” архе­ологи открыли еще две каменные гробницы. Самым замечательным здесь являлась роспись на стенах од­ной из камер, которая была нанесена красной и черной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и стоящая человеческая безголо­вая фигура. Четвертая стена была украшена фризом “Бегущие лошади”, а в центре находилась фигура че­ловека с раскинутыми в стороны руками и ногами.

МАЙКОПСКАЯ КУЛЬТУРА - ар-хео-ло-гическая куль-ту-ра ран-не-го брон-зо-во-го ве-ка (начало IV-ого - начало III-го тысячелетия до нашей эры) на тер-ри-то-рии рав-нин и пред-го-рий западной и центральной час-ти Северного Кав-ка-за и Пред-кав-ка-зья.

За-ни-ма-ет бас-сей-ны Ку-ба-ни, Верх-ней Ку-мы, Верх-не-го и Среднего Те-ре-ка, при-ле-гаю-щие рай-оны Чер-но-мор-ско-го по-бе-ре-жья (от Та-ма-ни до современного города Но-во-рос-сийск) и сте-пей современного Став-ро-поль-ско-го края (еди-нич-ные па-мят-ни-ки из-вест-ны до Ниж-не-го До-на и современной Кал-мы-кии - так называемый степ-ной Май-коп); отдельные на-ход-ки - от Северного При-чер-но-мо-рья до Кас-пий-ско-го мо-ря. На се-ве-ро-вос-то-ке аре-ал майкопской культуры пе-ре-се-ка-ет-ся с зо-ной энео-ли-ти-чес-ких степ-ных куль-тур-ных групп, близ-ких к ран-не-му эта-пу ям-ной куль-ту-ры, на юго-вос-то-ке - с ку-ро-аракс-ской куль-ту-рой, из-вест-ны и сме-шан-ные па-мят-ни-ки (например, Лу-го-вой).

На-зва-на по Май-коп-ско-му кур-га-ну.

Па-мят-ни-ки изу-ча-лись с 1869 года, их общ-ность вы-де-ля-лась с конца XIX - начала XX веков как «ку-бан-ский район ок-ра-шен-ных кос-тя-ков» А.А. Спи-цы-ным, «кав-каз-ское куль-тур-ное те-че-ние» В.А. Го-род-цо-вым, «боль-шие ку-бан-ские кур-га-ны» А.М. Тальг-ре-ном, «ран-не-ку-бан-ская груп-па» А.В. Шмид-том, «вто-рая ста-дия» древ-них куль-тур Кав-ка-за А.А. Мил-ле-ром, «ран-не-ку-бан-ская груп-па» А.А. Иес-се-ном. Современный тер-мин встре-ча-ет-ся в за-пи-сях Спи-цы-на с 1920-х годов, по-лу-чил рас-про-стра-не-ние с 1950-х годах, по-сле пуб-ли-ка-ций Е.И. Круп-но-ва; не-ко-то-ры-ми ис-сле-до-ва-те-ля-ми упот-реб-ля-ет-ся так-же тер-мин «май-коп-ско-но-во-сво-бод-нен-ская общ-ность». На-чи-ная с ра-бот Иес-се-на (1950 год) раз-ли-ча-ют 2 эта-па: май-коп-ский и но-во-сво-бод-нен-ский. В ря-де ис-сле-до-ва-ний их рас-смат-ри-ва-ют как свя-зан-ные ге-не-ти-че-ски и вы-де-ля-ют пе-ре-ход-ные ком-плек-сы, в не-ко-то-рых - как куль-ту-ры, со-от-но-си-мые с различными ис-то-ка-ми. Вы-де-ляе-мые ло-каль-ные ва-ри-ан-ты, например га-лю-га-ев-ско-се-рё-гин-ский, псе-куп-ский, до-лин-ский, но-во-сво-бод-нен-ский (С.Н. Ко-ре-нев-ский), по-ка не об-ще-при-зна-ны.

Наи-бо-лее изу-че-ны по-гре-бе-ния, поч-ти все - под-кур-ган-ные, не-ред-ко с кром-ле-ха-ми; скор-чен-ные на бо-ку, в том числе по-сы-пан-ные ох-рой, го-ло-вой ча-ще ори-ен-ти-ро-ва-ны на южный сек-тор. Ран-ние на-сы-пи зем-ля-ные, для позд-них по-ка-за-тель-ны ка-мен-ные на-бро-ски и другие кон-ст-рук-ции, есть доль-ме-ны, ка-мен-ные ящи-ки и другое. Ка-ме-ры 4-уголь-ные, в том числе с ка-мен-ной, ре-же с де-ревянной об-клад-кой стен (из-вест-ны крас-но-чёр-ные рос-пи-си по бе-ло-му фо-ну: схе-ма-тич-ные изо-бра-же-ния лю-дей и другое); на по-лу ино-гда под-стил-ка, в позд-них по-гре-бе-ни-ях час-то ка-мен-ная вы-мост-ка, в том числе ог-ра-ж-дён-ная, на древ-ней по-верх-но-сти. По-се-ле-ния пло-ща-дью в основном 1-2 га, как пра-ви-ло на реч-ных тер-ра-сах. А.А. Фор-мо-зов, А.Д. Сто-ляр и другие от-но-си-ли к майкопской культуре груп-пу ук-реп-лён-ных (в том числе ка-мен-ны-ми сте-на-ми) по-се-ле-ний Центрального и Западного Кав-ка-за, ко-то-рые ны-не рас-смат-ри-ва-ют в рам-ках куль-ту-ры жем-чуж-но-на-коль-ча-той ке-ра-ми-ки. До-ма пря-мо-уголь-ные, на-зем-ные, кар-кас-но-гли-но-бит-ные; из-вест-ны гли-но-бит-ные по-лы, оча-ги. На-ли-чие ок-руг-лых по-стро-ек (в восточных рай-онах) объ-яс-ня-ют ино-куль-тур-ны-ми влия-ния-ми; на тер-ри-то-рии Ка-бар-ди-но-Бал-ка-рии за-фик-си-ро-ва-ны длин-ные, уг-луб-лён-ные до 1,4 м со-ору-же-ния. Есть хо-зяйственные ямы.

Ке-ра-ми-ка из хо-ро-шо от-му-чен-но-го тес-та, в том числе ан-го-би-ро-ван-ная, ло-щё-ная, в основном не-ор-на-мен-ти-ро-ван-ная; ряд со-су-дов сде-ла-ны на гон-чар-ном кру-ге (древ-ней-шем на Кав-ка-зе). Для ран-не-го эта-па по-ка-за-тель-ны гор-шки ша-ро-вид-ной фор-мы с рез-ко ото-гну-тым вен-чи-ком; ке-ра-ми-ка по-се-ле-ний раз-но-об-раз-нее, но ху-же изу-че-на. На но-во-сво-бод-нен-ском эта-пе пред-став-ле-ны тем-но-ло-щё-ные со-су-ды с уз-ким гор-лом и за-ужен-ным пло-ским дном, мис-ки, как пра-ви-ло, с за-гну-тым внутрь кра-ем, куб-ки и другое; ча-ще встре-ча-ют-ся руч-ки-уш-ки, ор-на-мент («жем-чуж-ный», врез-ной и другое).

На фо-не син-хрон-ных куль-тур Восточной Ев-ро-пы осо-бен-но мно-го-чис-лен-ны и раз-но-об-раз-ны из-де-лия из брон-зы (мышь-я-ко-вой и ни-ке-ле-вой), главным образом ме-ст-ных форм: со-су-ды (пре-имущественно кот-лы); раз-но-об-раз-ные то-по-ры, мо-ты-ги, кин-жа-лы, но-жи; 4-гран-ные ши-лья, до-ло-та с же-лоб-ча-тым лез-ви-ем; есть на-ко-неч-ни-ки ко-пий, меч и другое. Спе-ци-фич-ны втуль-ча-тые дву-зу-бые, ино-гда од-но-зу-бые «ви-лы-крюч-ки»; со-гну-тые (об-ра-зу-ют пет-лю по-се-ре-ди-не) дро-ты, из-ред-ка с ок-руг-лы-ми кон-ца-ми (ны-не оп-ре-де-ля-ют как древ-ней-шие пса-лии для за-пряж-ки бы-ков). Пред-став-ле-ны зо-ло-тые и се-реб-ря-ные со-су-ды, фи-гур-ки, ви-соч-ные коль-ца, бу-лав-ки, лен-ты, бу-сы, на-клад-ки, пла-стин-ки и другое. Из кам-ня де-ла-лись зер-но-тёр-ки, пес-ты, вкла-ды-ши сер-пов, то-по-ры, тес-ло- и до-ло-то-вид-ные ору-дия, на-ко-неч-ни-ки стрел; то-чи-ла и ин-ст-ру-мен-ты, свя-зан-ные с ме-тал-ло-об-ра-бот-кой; най-де-ны но-жи, на-вер-шия бу-лав, со-су-ды; фи-гур-ка жи-вот-но-го и ци-лин-д-рические пе-ча-ти с Ближ-не-го Вос-то-ка; сре-ди ук-ра-ше-ний - брас-ле-ты, под-вес-ки, бу-сы (в основном сер-до-лик, есть ла-зу-рит).

Из кос-ти и ро-га: до-лот-ца, ры-бо-лов-ные крюч-ки, на-ко-неч-ни-ки стрел (есть с зо-ло-той об-клад-кой), под-вес-ки и бу-сы, мо-ло-ток с от-вер-сти-ем и другое.

В ос-но-ве хо-зяй-ст-ва - ско-то-вод-ст-во (пре-имущественно круп-ный и мел-кий ро-га-тый скот) и зем-ле-де-лие.

Не-со-мнен-на связь майкопской культуры с куль-ту-ра-ми Ближ-не-го Вос-то-ка - от Северной Ме-со-по-та-мии до Восточной Ана-то-лии (в том числе тра-ди-ции, близ-кие куль-ту-рам Убейд и Урук). Кон-крет-ное уча-стие в фор-ми-ро-ва-нии майкопской культуры пред-ше-ст-вую-ще-го на-се-ле-ния Северного Кав-ка-за поч-ти не изу-че-но. Ме-ха-низ-мы фор-ми-ро-ва-ния и рас-про-стра-не-ния но-вой куль-ту-ры, как и судь-бы её но-си-те-лей, дис-кус-си-он-ны. В сме-нив-шей майкопскую культуру общ-но-сти се-ве-ро-кав-каз-ской куль-ту-ры про-сле-жи-ва-ют лишь отдельные эле-мен-ты, свя-зы-вае-мые с май-коп-ской куль-ту-рой.

Смотри так-же литературу при статье Май-коп-ский кур-ган.