Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Баба яга из фильма морозко. Баба-яга «Морозко» спасла

Баба яга из фильма морозко. Баба-яга «Морозко» спасла

Во время съёмок сказки Настенька на самом деле влюбилась в Иванушку, Морозко на всех ворчал, Баба-Яга любила выпить, а Марфуша расстроилась, что её никто не возьмёт замуж. 50 лет назад на экраны вышел фильм «Морозко».


«Морозко», 1965 год. © / Кадр из фильма

«Тепло ль тебе, девица?»
Летом «Морозко» снимали под Звенигородом, зимой - под Мурманском, за полярным кругом. Жила съёмочная группа в гостинице г. Оленегорска, а на натуру выезжала в лес - туда, где лежали белоснежные сугробы и деревья были покрыты инеем. В общем, киношники попали в настоящее царство Морозко и в полной мере ощутили на себе, что такое трескучий мороз. Иванушка (Эдуард Изотов) бегал по сугробам в льняной рубашке-косоворотке, у Бабы-яги ­(Георгий Милляр) был костюм из одних лохмотьев, а Настенька (Наталья Седых) мёрзла под сосной в лёгком сарафане.


«Мамаш, ты ей брови-то замажь!»
«Мне было всего 15 лет, поэтому со мной на съёмках была мама, которая отогревала меня горячим кофе из термоса, - рассказывает Наталья Седых, исполнившая роль Настеньки. - Но бытовые трудности и холод воспринимала как данность. Я попала в сказку, вот что было главное! И произошло это совершенно случайно.

Меня попросили выступить на ледовом празднике с красивым номером «Умирающий лебедь» (в детстве я занималась фигурным катанием), но я уже училась в школе при Большом театре, а балеринам запрещалось кататься на коньках, лошадях и велосипеде… Однако я решила рискнуть и правильно сделала: балетные ничего не узнали, а Александр Роу увидел меня по телевизору и пригласил на пробы. Правда, когда в финал вышла вместе с Надеждой Румянцевой, поняла: шансов никаких. Кто я такая? Юная балерина, актёрского опыта нет да ещё пищу, словно мышь (так говорили некоторые представители худсовета). Александр Роу настоял на моей кандидатуре, но сказал гримёрам: «Сделайте с ней что-нибудь, а то она выглядит совсем как ребёнок». Глаза мне накрасили синими тенями, губы сделали ярко-алыми, а для зимних сцен создавали белоснежные ресницы. Вот это был настоящий кошмар! Роль инея играл… клей, которым обычно клеили усы и бороды актёрам. До сих пор с ужасом вспоминаю, как сдирала его с ресниц».


Наталья Седых. Кадр из фильма
Экранная Настенька не скрывает, что на съёмках влюбилась в своего Иванушку и с большим волнением ждала финала фильма, в котором ей предстояло целоваться с партнёром, - это был первый поцелуй в жизни юной красавицы.

«Наташа не выставляла свои чувства напоказ, но вся съёмочная группа видела, как она страдает и мучается, - вспоминает ассистент режиссёра картины Людмила Пшеничная. - Изотову говорили: «Смотри, как тебя девушка любит!» Но он к тому времени был женат на актрисе Инге Будкевич и, несмотря на то что был очень хорош собой и любил внимание женщин, на сторону не ходил».


Кадр из фильма «Не прынцесса... Королевна!»
В отличие от Настеньки Марфушу (Инну Чурикову) гримёры изуродовали: сделали ей бесцветные ресницы, сальные волосы, нарисовали крупные конопушки... «Помню, когда Инна увидела себя в зеркале, она чуть не расплакалась: «Неужели я такая страшная? Я же теперь никогда замуж не выйду!» - рассказывает помощник режиссёра. - Инна тогда была студенткой театрального училища, и это была одна из первых её ролей в кино. Впрочем, Инна брала не красотой, а потрясающим юмором, талантом, очарованием. На съёмках в смешную Марфушу влюбилась вся съёмочная группа».


Инна Чурикова. Кадр из фильма
«Помните сцену, в которой Марфушка сидит под деревом и ест в ожидании Морозко? - вспоминает Наталья Седых. - Инна должна была грызть яблоки, но их забыли, а на дорогу из леса в гостиницу ушло бы 2 часа. Поэтому бедная Марфуша дубль за дублем ела репчатый лук и запивала его разбавленным молоком... На что не пойдёшь ради сказки! Кстати, Александр Артурович был настоящим сказочником - добрым, по-детски наивным и при этом строгим. У него все по струнке ходили. Помню, на меня накричал в первый и последний раз, когда снимали сцену в пруду... Инна уже давно сидела в воде, солнце уходило, а я никак не могла решиться прыгнуть в грязный и холодный водоём с пиявками - три раза подбегала… Но, как только Роу прикрикнул на меня, сразу сиганула в воду».


Инна Чурикова. Кадр из фильма«Ох! Радикулит замучил!»
«Главного героя сказки - Морозко - сыграл Александр Хвыля. Помню, он вечно на всех бурчал. Правда, поворчит-поворчит и начинает песни петь. Бас у него был очень сильный», - вспоминает помощник режиссёра. «А мне Хвыля показался настоящим Дедом Морозом, - говорит Наталья-Настенька. - Он был таким добрым, могучим человеком. И относился ко мне как к внучке».

Ещё один важный персонаж любой сказки Роу - Баба-яга в исполнении Георгия Милляра. В «Морозко» он изо­бразил бабушку в восьмой раз, а ещё сыграл роль одного из разбойников и озвучил петуха в картине. «Если в «Василисе Прекрасной» моя бабуля - этакая дачница с повязочкой на голове, то в «Морозко» она уже постарела: подряхлела, ослабла, да и радикулит её замучил», - говорил Милляр. Георгий Францевич сам придумывал свой образ, изобретал ужимки, походку, реплики Бабы-яги.

По словам знакомых Милляра, у него были две слабости, из-за которыхАлександру Роу приходилось его прикрывать: мужчины (как известно, в СССР за нетрадиционную ориентацию светила статья) и спиртное. В запои актёр не уходил и съёмки не срывал, но часто был немного подшофе...


«В деревню под Звенигородом приезжала автолавка, - рассказывал «АиФ» Юрий Сорокин, режиссёр документального фильма о Г. Милляре. - Роу запретил продавать актёру спиртное, поэт­ому Георгий Францевич пошёл на хитрость. На виду у съёмочной группы двигался к машине с бидончиком - якобы за молочком. Возвращался и через пять минут уже был пьяненьким. Оказывается, он заранее договаривался с продавщицей, та ставила в бидон бутылку, а сверху наливала молоко».

«Роу говорил Милляру: «Ладно, всё тебе прощаю, потому что ты лучшая Баба-яга на свете!» - вспоминает Л. Пшеничная.

Кстати, именно благодаря Милляру «Морозко» увидели и полюбили тысячи детей во всём мире. Во время зимних съёмок в Оленегорске прорвало трубы и затопило подвал гостиницы, в котором хранился отснятый материал. Группа работала в лесу, а Баба-яга не была задействована в съёмках. Когда киношники подъехали, они увидели такую картину: в одних трусах, по колено в воде, Милляр вытаскивает коробки с плёнкой на мороз… Картина была спасена.


Как сложилась судьба героев?
Иванушка: В 1983 г. Эдуарда Изотова арестовали на ул. Горького (сейчас Тверская) за валютные махинации. Одни киношники говорят, что он давно промышлял долларами, другие считают, что это было единожды: актёру не хватало денег на строитель­ство дачи. После 3 лет тюрьмы Иванушка вернулся с подо­рванным здоровьем. Через пару лет случился первый инсульт, потом второй, третий… Всего их было пять. Конец жизни актёр провёл в психоневрологическом пансионате. В 2003 г. его не стало.

Настенька: Наталья Седых снялась в сказке А. Роу «Огонь, вода и... медные трубы», где сыграла Алёнушку. Потом было ещё несколько картин. 20 лет отработала в Большом театре, а когда вышла на балетную пенсию, 10 лет играла в театре «У Никитских ворот».

Марфуша: Зря Инна Чурикова расстраивалась, что не найдёт жениха. Актриса вышла замуж
за режиссёра Глеба Панфилова и снялась во многих его картинах. Играет в «Ленкоме».

Морозко: Благодаря съёмкам в ­«Морозко» Александр Хвыля стал главным Дедом Морозом на всех кремлёвских ёлках. Прожил актёр после съёмок фильма всего 12 лет.

Баба-Яга: Георгий Милляр снимался во всех фильмах А. Роу, а когда режиссёра в 1973 г. не стало, сказка для актёра закончилась. Милляр играл эпизодические роли в кино, озвучивал мультфильмы. Скончался летом 1993 г., немного не дожив до 90-летия.

Во время съёмок сказки Настенька на самом деле влюбилась в Иванушку, Морозко на всех ворчал, Баба-Яга любила выпить, а Марфуша расстроилась, что её никто не возьмёт замуж. 50 лет назад на экраны вышел фильм «Морозко».

«Морозко», 1965 год. / Кадр из фильма

«Тепло ль тебе, девица?»

Летом «Морозко» снимали под Звенигородом, зимой - под Мурманском, за полярным кругом. Жила съёмочная группа в гостинице г. Оленегорска, а на натуру выезжала в лес - туда, где лежали белоснежные сугробы и деревья были покрыты инеем. В общем, киношники попали в настоящее царство Морозко и в полной мере ощутили на себе, что такое трескучий мороз. Иванушка (Эдуард Изотов ) бегал по сугробам в льняной рубашке-косоворотке, у Бабы-яги -(Георгий Милляр ) был костюм из одних лохмотьев, а Настенька (Наталья Седых ) мёрзла под сосной в лёгком сарафане.

«Мамаш, ты ей брови-то замажь!»

«Мне было всего 15 лет, поэтому со мной на съёмках была мама, которая отогревала меня горячим кофе из термоса, - рассказывает Наталья Седых, исполнившая роль Настеньки. - Но бытовые трудности и холод воспринимала как данность. Я попала в сказку, вот что было главное! И произошло это совершенно случайно.

Меня попросили выступить на ледовом празднике с красивым номером «Умирающий лебедь» (в детстве я занималась фигурным катанием), но я уже училась в школе при Большом театре, а балеринам запрещалось кататься на коньках, лошадях и велосипеде… Однако я решила рискнуть и правильно сделала: балетные ничего не узнали, а Александр Роу увидел меня по телевизору и пригласил на пробы. Правда, когда в финал вышла вместе с Надеждой Румянцевой , поняла: шансов никаких. Кто я такая? Юная балерина, актёрского опыта нет да ещё пищу, словно мышь (так говорили некоторые представители худсовета). Александр Роу настоял на моей кандидатуре, но сказал гримёрам: «Сделайте с ней что-нибудь, а то она выглядит совсем как ребёнок». Глаза мне накрасили синими тенями, губы сделали ярко-алыми, а для зимних сцен создавали белоснежные ресницы. Вот это был настоящий кошмар! Роль инея играл… клей, которым обычно клеили усы и бороды актёрам. До сих пор с ужасом вспоминаю, как сдирала его с ресниц».

Наталья Седых. Кадр из фильма

Экранная Настенька не скрывает, что на съёмках влюбилась в своего Иванушку и с большим волнением ждала финала фильма, в котором ей предстояло целоваться с партнёром, - это был первый поцелуй в жизни юной красавицы.

«Наташа не выставляла свои чувства напоказ, но вся съёмочная группа видела, как она страдает и мучается, - вспоминает ассистент режиссёра картины Людмила Пшеничная . - Изотову говорили: «Смотри, как тебя девушка любит!» Но он к тому времени был женат на актрисе Инге Будкевич и, несмотря на то что был очень хорош собой и любил внимание женщин, на сторону не ходил».

Кадр из фильма

«Не прынцесса... Королевна!»

В отличие от Настеньки Марфушу (Инну Чурикову ) гримёры изуродовали: сделали ей бесцветные ресницы, сальные волосы, нарисовали крупные конопушки... «Помню, когда Инна увидела себя в зеркале, она чуть не расплакалась: «Неужели я такая страшная? Я же теперь никогда замуж не выйду!» - рассказывает помощник режиссёра. - Инна тогда была студенткой театрального училища, и это была одна из первых её ролей в кино. Впрочем, Инна брала не красотой, а потрясающим юмором, талантом, очарованием. На съёмках в смешную Марфушу влюбилась вся съёмочная группа».

Инна Чурикова. Кадр из фильма

«Помните сцену, в которой Марфушка сидит под деревом и ест в ожидании Морозко? - вспоминает Наталья Седых. - Инна должна была грызть яблоки, но их забыли, а на дорогу из леса в гостиницу ушло бы 2 часа. Поэтому бедная Марфуша дубль за дублем ела репчатый лук и запивала его разбавленным молоком... На что не пойдёшь ради сказки! Кстати, Александр Артурович был настоящим сказочником - добрым, по-детски наивным и при этом строгим. У него все по струнке ходили. Помню, на меня накричал в первый и последний раз, когда снимали сцену в пруду... Инна уже давно сидела в воде, солнце уходило, а я никак не могла решиться прыгнуть в грязный и холодный водоём с пиявками - три раза подбегала… Но, как только Роу прикрикнул на меня, сразу сиганула в воду».

Инна Чурикова. Кадр из фильма

«Ох! Радикулит замучил!»

«Главного героя сказки - Морозко - сыграл Александр Хвыля . Помню, он вечно на всех бурчал. Правда, поворчит-поворчит и начинает песни петь. Бас у него был очень сильный», - вспоминает помощник режиссёра. «А мне Хвыля показался настоящим Дедом Морозом, - говорит Наталья-Настенька. - Он был таким добрым, могучим человеком. И относился ко мне как к внучке».

Ещё один важный персонаж любой сказки Роу - Баба-яга в исполнении Георгия Милляра . В «Морозко» он изо-бразил бабушку в восьмой раз, а ещё сыграл роль одного из разбойников и озвучил петуха в картине. «Если в «Василисе Прекрасной» моя бабуля - этакая дачница с повязочкой на голове, то в «Морозко» она уже постарела: подряхлела, ослабла, да и радикулит её замучил», - говорил Милляр. Георгий Францевич сам придумывал свой образ, изобретал ужимки, походку, реплики Бабы-яги.

По словам знакомых Милляра, у него были две слабости, из-за которых Александру Роу приходилось его прикрывать: мужчины (как известно, в СССР за нетрадиционную ориентацию светила статья) и спиртное. В запои актёр не уходил и съёмки не срывал, но часто был немного подшофе...

«В деревню под Звенигородом приезжала автолавка, - рассказывал «АиФ» Юрий Сорокин, режиссёр документального фильма о Г. Милляре. - Роу запретил продавать актёру спиртное, поэт-ому Георгий Францевич пошёл на хитрость. На виду у съёмочной группы двигался к машине с бидончиком - якобы за молочком. Возвращался и через пять минут уже был пьяненьким. Оказывается, он заранее договаривался с продавщицей, та ставила в бидон бутылку, а сверху наливала молоко».

«Роу говорил Милляру: «Ладно, всё тебе прощаю, потому что ты лучшая Баба-яга на свете!» - вспоминает Л. Пшеничная.

Кстати, именно благодаря Милляру «Морозко» увидели и полюбили тысячи детей во всём мире. Во время зимних съёмок в Оленегорске прорвало трубы и затопило подвал гостиницы, в котором хранился отснятый материал. Группа работала в лесу, а Баба-яга не была задействована в съёмках. Когда киношники подъехали, они увидели такую картину: в одних трусах, по колено в воде, Милляр вытаскивает коробки с плёнкой на мороз… Картина была спасена.

Как сложилась судьба героев?

Иванушка: В 1983 г. Эдуарда Изотова арестовали на ул. Горького (сейчас Тверская) за валютные махинации. Одни киношники говорят, что он давно промышлял долларами, другие считают, что это было единожды: актёру не хватало денег на строитель-ство дачи. После 3 лет тюрьмы Иванушка вернулся с подо-рванным здоровьем. Через пару лет случился первый инсульт, потом второй, третий… Всего их было пять. Конец жизни актёр провёл в психоневрологическом пансионате. В 2003 г. его не стало.

Настенька: Наталья Седых снялась в сказке А. Роу «Огонь, вода и... медные трубы», где сыграла Алёнушку. Потом было ещё несколько картин. 20 лет отработала в Большом театре, а когда вышла на балетную пенсию, 10 лет играла в театре «У Никитских ворот».

Марфуша: Зря Инна Чурикова расстраивалась, что не найдёт жениха. Актриса вышла замуж
за режиссёра Глеба Панфилова и снялась во многих его картинах. Играет в «Ленкоме».

Морозко: Благодаря съёмкам в -«Морозко» Александр Хвыля стал главным Дедом Морозом на всех кремлёвских ёлках. Прожил актёр после съёмок фильма всего 12 лет.

Баба-Яга: Георгий Милляр снимался во всех фильмах А. Роу, а когда режиссёра в 1973 г. не стало, сказка для актёра закончилась. Милляр играл эпизодические роли в кино, озвучивал мультфильмы. Скончался летом 1993 г., немного не дожив до 90-летия.

Летом «Морозко» снимали под Звенигородом, зимой - под Мурманском, за полярным кругом. Жила съёмочная группа в гостинице г. Оленегорска, а на натуру выезжала в лес - туда, где лежали белоснежные сугробы и деревья были покрыты инеем. В общем, киношники попали в настоящее царство Морозко и в полной мере ощутили на себе, что такое трескучий мороз. Иванушка (Эдуард Изотов ) бегал по сугробам в льняной рубашке-косоворотке, у Бабы-яги -(Георгий Милляр ) был костюм из одних лохмотьев, а Настенька (Наталья Седых ) мёрзла под сосной в лёгком сарафане.

«Мамаш, ты ей брови-то замажь!»

«Мне было всего 15 лет, поэтому со мной на съёмках была мама, которая отогревала меня горячим кофе из термоса, - рассказывает Наталья Седых, исполнившая роль Настеньки. - Но бытовые трудности и холод воспринимала как данность. Я попала в сказку, вот что было главное! И произошло это совершенно случайно.

Меня попросили выступить на ледовом празднике с красивым номером «Умирающий лебедь» (в детстве я занималась фигурным катанием), но я уже училась в школе при Большом театре, а балеринам запрещалось кататься на коньках, лошадях и велосипеде… Однако я решила рискнуть и правильно сделала: балетные ничего не узнали, а Александр Роу увидел меня по телевизору и пригласил на пробы. Правда, когда в финал вышла вместе с Надеждой Румянцевой , поняла: шансов никаких. Кто я такая? Юная балерина, актёрского опыта нет да ещё пищу, словно мышь (так говорили некоторые представители худсовета). Александр Роу настоял на моей кандидатуре, но сказал гримёрам: «Сделайте с ней что-нибудь, а то она выглядит совсем как ребёнок». Глаза мне накрасили синими тенями, губы сделали ярко-алыми, а для зимних сцен создавали белоснежные ресницы. Вот это был настоящий кошмар! Роль инея играл… клей, которым обычно клеили усы и бороды актёрам. До сих пор с ужасом вспоминаю, как сдирала его с ресниц».

Наталья Седых. Кадр из фильма

Экранная Настенька не скрывает, что на съёмках влюбилась в своего Иванушку и с большим волнением ждала финала фильма, в котором ей предстояло целоваться с партнёром, - это был первый поцелуй в жизни юной красавицы.

«Наташа не выставляла свои чувства напоказ, но вся съёмочная группа видела, как она страдает и мучается, - вспоминает ассистент режиссёра картины Людмила Пшеничная . - Изотову говорили: «Смотри, как тебя девушка любит!» Но он к тому времени был женат на актрисе Инге Будкевич и, несмотря на то что был очень хорош собой и любил внимание женщин, на сторону не ходил».

Кадр из фильма

«Не прынцесса... Королевна!»

В отличие от Настеньки Марфушу (Инну Чурикову ) гримёры изуродовали: сделали ей бесцветные ресницы, сальные волосы, нарисовали крупные конопушки... «Помню, когда Инна увидела себя в зеркале, она чуть не расплакалась: «Неужели я такая страшная? Я же теперь никогда замуж не выйду!» - рассказывает помощник режиссёра. - Инна тогда была студенткой театрального училища, и это была одна из первых её ролей в кино. Впрочем, Инна брала не красотой, а потрясающим юмором, талантом, очарованием. На съёмках в смешную Марфушу влюбилась вся съёмочная группа».

«Помните сцену, в которой Марфушка сидит под деревом и ест в ожидании Морозко? - вспоминает Наталья Седых. - Инна должна была грызть яблоки, но их забыли, а на дорогу из леса в гостиницу ушло бы 2 часа. Поэтому бедная Марфуша дубль за дублем ела репчатый лук и запивала его разбавленным молоком... На что не пойдёшь ради сказки! Кстати, Александр Артурович был настоящим сказочником - добрым, по-детски наивным и при этом строгим. У него все по струнке ходили. Помню, на меня накричал в первый и последний раз, когда снимали сцену в пруду... Инна уже давно сидела в воде, солнце уходило, а я никак не могла решиться прыгнуть в грязный и холодный водоём с пиявками - три раза подбегала… Но, как только Роу прикрикнул на меня, сразу сиганула в воду».

Инна Чурикова. Кадр из фильма

«Ох! Радикулит замучил!»

«Главного героя сказки - Морозко - сыграл Александр Хвыля . Помню, он вечно на всех бурчал. Правда, поворчит-поворчит и начинает песни петь. Бас у него был очень сильный», - вспоминает помощник режиссёра. «А мне Хвыля показался настоящим Дедом Морозом, - говорит Наталья-Настенька. - Он был таким добрым, могучим человеком. И относился ко мне как к внучке».

Ещё один важный персонаж любой сказки Роу - Баба-яга в исполнении Георгия Милляра . В «Морозко» он изо-бразил бабушку в восьмой раз, а ещё сыграл роль одного из разбойников и озвучил петуха в картине. «Если в «Василисе Прекрасной» моя бабуля - этакая дачница с повязочкой на голове, то в «Морозко» она уже постарела: подряхлела, ослабла, да и радикулит её замучил», - говорил Милляр. Георгий Францевич сам придумывал свой образ, изобретал ужимки, походку, реплики Бабы-яги.

По словам знакомых Милляра, у него были две слабости, из-за которых Александру Роу приходилось его прикрывать: мужчины (как известно, в СССР за нетрадиционную ориентацию светила статья) и спиртное. В запои актёр не уходил и съёмки не срывал, но часто был немного подшофе...

«В деревню под Звенигородом приезжала автолавка, - рассказывал «АиФ» Юрий Сорокин, режиссёр документального фильма о Г. Милляре. - Роу запретил продавать актёру спиртное, поэт-ому Георгий Францевич пошёл на хитрость. На виду у съёмочной группы двигался к машине с бидончиком - якобы за молочком. Возвращался и через пять минут уже был пьяненьким. Оказывается, он заранее договаривался с продавщицей, та ставила в бидон бутылку, а сверху наливала молоко».

«Роу говорил Милляру: «Ладно, всё тебе прощаю, потому что ты лучшая Баба-яга на свете!» - вспоминает Л. Пшеничная.

Кстати, именно благодаря Милляру «Морозко» увидели и полюбили тысячи детей во всём мире. Во время зимних съёмок в Оленегорске прорвало трубы и затопило подвал гостиницы, в котором хранился отснятый материал. Группа работала в лесу, а Баба-яга не была задействована в съёмках. Когда киношники подъехали, они увидели такую картину: в одних трусах, по колено в воде, Милляр вытаскивает коробки с плёнкой на мороз… Картина была спасена.

Как сложилась судьба героев?

Иванушка: В 1983 г. Эдуарда Изотова арестовали на ул. Горького (сейчас Тверская) за валютные махинации. Одни киношники говорят, что он давно промышлял долларами, другие считают, что это было единожды: актёру не хватало денег на строитель-ство дачи. После 3 лет тюрьмы Иванушка вернулся с подо-рванным здоровьем. Через пару лет случился первый инсульт, потом второй, третий… Всего их было пять. Конец жизни актёр провёл в психоневрологическом пансионате. В 2003 г. его не стало.

Настенька: Наталья Седых снялась в сказке А. Роу «Огонь, вода и... медные трубы», где сыграла Алёнушку. Потом было ещё несколько картин. 20 лет отработала в Большом театре, а когда вышла на балетную пенсию, 10 лет играла в театре «У Никитских ворот».

Марфуша: Зря Инна Чурикова расстраивалась, что не найдёт жениха. Актриса вышла замуж
за режиссёра Глеба Панфилова и снялась во многих его картинах. Играет в «Ленкоме».

Морозко: Благодаря съёмкам в -«Морозко» Александр Хвыля стал главным Дедом Морозом на всех кремлёвских ёлках. Прожил актёр после съёмок фильма всего 12 лет.

Баба-Яга: Георгий Милляр снимался во всех фильмах А. Роу, а когда режиссёра в 1973 г. не стало, сказка для актёра закончилась. Милляр играл эпизодические роли в кино, озвучивал мультфильмы. Скончался летом 1993 г., немного не дожив до 90-летия.

Георгий Францевич Милляр – известнейший актер театра и кино, Народный артист РСФСР. Он родился в начале прошлого века, 7 ноября 1903 года, в Москве. Его отец Франц де Милье был инженером: он прибыл из Франции в Россию для того, чтобы консультировать русских рабочих в области мостостроения. Здесь Франц де Милье познакомился с дочерью иркутского золотопромышленника Елизаветой Журавлевой, которой сделал предложение.

Семья была довольно обеспеченной, и родившийся Георгий ни в чем не испытывал нужды. К сожалению, счастье молодоженов было недолгим – в 1906 году отец Георгия умер. После кончины мужа Елизавета со своим сыном продолжала жить в достатке. У них была роскошная квартира в Москве, две дачи (в Подмосковье и Геленджике). Для обучения ребенка языкам, музыке, литературе были наняты гувернантки.

В то время тетя Георгия была известной театральной актрисой, благодаря которой мальчик в столь раннем возрасте познакомился с театром. Любовь к искусству будущему актеру прививали с детства – он имел возможность услышать выступления , Неждановой, Собинова. Неудивительно, что Георгий и сам пытался примерить на себя роль лицедея, устраивая для своих родных домашние представления.


В 1914 году беззаботное детство кончилось вместе с началом нового периода для страны. Предреволюционные волнения заставили мать увезти сына из неспокойной Москвы в Геленджик, где проживал его дед. После прихода к власти большевиков семья осталась без средств к существованию – революционеры отняли у них и квартиру в Москве, и подмосковную дачу. Елизавете с сыном теперь была положена лишь одна комната в коммуналке, в которую превратилась их огромная столичная квартира. В этот же период семейную фамилию предусмотрительно подправили с де Милье на Милляр. В дальнейшем Георгий Францевич старался не упоминать о своем происхождении и даже в анкетах не сообщал о своем превосходном владении немецким и французским языками.


Окончив школу в Геленджике, Георгий Милляр устроился на роботу в местный театр простым бутафором. Молодой человек исполнял все свои обязанности на совесть, но его не покидала мечта стать настоящим артистом. Звездный час Милляра настал, когда в 1920 году исполнительница роли Золушки не смогла прибыть на спектакль из-за болезни. Ее то и заменил старательный бутафор, причем получилось это у него великолепно.

В 1924 году поднаторевший артист-самоучка перебрался в Москву, где поступил в нынешний Театр имени , который на тот момент именовался Школой юниоров при Московском театре Революции. В 1927 году Георгия Францевича, окончившего учебу, приняли в труппу Московского театра Революции. В составе коллектива он проработал вплоть до 1938 года.

Театральная карьера Милляра складывалась наилучшим образом, но в 1941 году он покинул труппу – актер решил попробовать себя в кинематографе.

Фильмы

Работа Георгия Милляра в кино началась с небольших эпизодических ролей. А вот первую свою крупную роль актер получил в фильме-сказке Александра Роу «По щучьему велению» (1938). Он сыграл царя Гороха. Эта лента стала дебютной и для Роу, но говорящая щука, самоходная печь, ходящие задом наперед гуси настолько понравились зрителям, что режиссеру моментально поступил заказ на следующую сказку.


Георгий Милляр в фильме "По щучьему веленью"

Следом была снята картина «Василиса прекрасная», где Георгий Милляр великолепно воплотил образ Бабы-Яги. Отдать женскую роль мужчине было самым верным решением, ведь, как говорил сам артист, ни одна женщина не позволила бы показать себя такой страшной на экране. Над образом Бабы-Яги Милляр работал самостоятельно – он наблюдал за женщинами преклонного возраста, перенимая у них мимику, походку, жестикуляцию. Кроме страшной старухи Милляр сыграл в фильме еще две роли, но в титрах был указан лишь раз.

В 1941 году на «Союздетфильме» приняли решение снять сказку с патриотическим окрасом «Конец Кощея Бессмертного». В образе Кощея создатели ленты видели исключительно Георгия Францевича, который долго не соглашался на съемки, сомневаясь в своих силах. Однажды на обсуждение эпизодов фильма актер явился с полностью обритой головой и без бровей. Так Милляр делал всегда на съемках, чтобы облегчить работу гримерам. Стало понятно – артист готов сниматься. Премьера сказки с аншлагом состоялась в День Победы.


Георгий Милляр в фильме "Василиса Прекрасная"

Впоследствии Георгий Милляр стал самым «сказочным» актером в мире. Он блестяще сыграл множество негативных персонажей, воплощал образы ведьм, оборотней, чудищ и других представителей «сил тьмы». Бабу-Ягу артист в общей сложности сыграл около десяти раз, причем образ менялся от одной роли к другой. Он сам придумывал костюмы и любил, чтобы было пострашнее.

Милляр долгие годы сотрудничал с режиссером Александром Роу. В 16 картинах творца он исполнил три десятка ролей. Его ярчайшие образы – Черт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Баба-Яга в «Морозко», царь подводный Чудо-Юдо в «Варваре-красе, длинной косе», придворный злодей Квак из «Марьи искусницы», оборотень Кастрюк в «Финисте-ясном соколе» – до сих пор помнятся зрителю.

Георгий Милляр работал и с другими режиссерами, у которых ему удалось изобразить не менее ярких персонажей. Запомнились роли Наимудрейшего в сказке режиссера Бориса Рыцарева «Волшебная лампа Аладдина», мистера Брауни в современной сказке Бориса Бунеева «Деревня Утка», мудреца Селима в «Калифе Аисте» Виктора Храмова, злого колдуна Смога в картине Геннадия Харлана «Андрей и злой чародей».

Помимо сказок Георгий Францевич снимался в других картинах. Он принял участие в таких фильмах, как «Кавказская пленница», «Баллада о Беринге и его друзьях», «Шаг с крыши», «Серебряное ревю».


Георгий Милляр в фильме "Кавказская пленница"

Появляясь даже в эпизоде, талантливейший актёр умел приковать к себе внимание.

Фильмография Георгия Милляра насчитывает более сотни работ. Последний раз он снялся в фильме «Ка-ка-ду» в 1992 году.

Личная жизнь

О личных отношениях Георгия Милляра ходило множество слухов. Поговаривают, что в 30 лет он мог жениться на одной молоденькой актрисе, которая заявила о скором пополнении семейства. На такую новость Георгий Францевич якобы ответил, что не может иметь детей, и отправил женщину к истинному отцу будущего ребенка.

Достоверно известно, что холостяком Милляр прожил до 65 лет. Однажды в одной из комнат квартиры появилась новая жительница по имени Мария Васильевна. С новой знакомой у актера было нечто общее: женщина была также родом из «раскулаченных» - после революции ее родителей арестовали.


К моменту знакомства с Георгием Милляром у Марии Васильевны уже были взрослые дети от первых двух браков. Присмотревшись к соседке, 65-летний актер попросил ее руки. Марии Васильевне на тот момент было 60. Удивленная женщина заявила артисту, что ей не нужны мужчины, на что Георгий Францевич шутливо ответил: «Я не мужчина. Я Баба-Яга».

Свадьбу отпраздновали в первый день съемок очередной сказочной ленты «Варвара-краса, длинная коса». Съемочная группа сделала сюрприз новобрачным, накрыв столы на берегу Москвы-реки.


Жену Георгий Милляр очень любил и уважал, кроме того, полюбила невестку и мама артиста. Взрослые дети Марии Васильевны тоже приняли мужа матери. В семье Милляров всегда были мир и порядок.

Они проживали в той самой коммуналке, некогда принадлежавшей полностью его семье, вместе с матерью, которая умерла в 1971 году. В жизни Георгий Милляр был простым человеком, любил выпить, хотя пьяным его никогда не видели. Дружбу он водил в основном с гримерами, осветителями и костюмерами.

Смерть

Несмотря на всенародную любовь и популярность, Георгием Милляром никогда не интересовалась советская пресса, а власти особо не жаловали. Звание Заслуженного артиста этот бесконечно талантливый и скромный человек получил лишь в 85-летнем возрасте. В последние годы жизни он часто посещал всевозможные детские мероприятия – встречи с детьми в школах, пионерлагерях. Милляр никогда не отказывался от концертов, хотя иногда организаторы могли не выплатить актёру гонорар, лукаво ссылаясь на то, что нет денег.


В преддверие юбилея Георгия Францевича попросили выступить для детей в концертном зале «Россия». Узнав, что в зале будет 850 ребят, артист купил детские альбомы для рисования и от руки нарисовал столько же картинок с Бабой-Ягой, летящей в ступе. На каждом рисунке была подпись «С любовью Г.Ф. Милляр». Как признался актёр, он просто хотел «оставить подарочек каждому ребетеночку».

Было неясно, вычеркнули ли Георгия Милляра из списка приглашенных, либо концерт не состоялся вовсе, но в назначенный день за ним так никто и не приехал. Нарисованные Бабушки разошлись среди соседей, несколько штук до сих пор хранятся в Музее кино.


Скончался Георгий Милляр 4 июня 1993 года, не дожив немного до своего 90-летия. Его похоронили на Троекуровском кладбище. Среди переданных в Музей кино вещей артиста был найден небольшой пожелтевший листок бумаги со стихами, которые он написал незадолго до собственной смерти:

«А, наверное, было бы здорово,
Под финал, под конец пути,
Напоследок сыграть Суворова
И тогда уж спокойно уйти».

Фильмография

  • «По щучьему велению»
  • «Василиса прекрасная»
  • «Конец Кощея Бессмертного»
  • «Морозко»
  • «Волшебная лампа Аладдина»
  • «Андрей и злой чародей»
  • «Кавказская пленница»
  • «Шаг с крыши»
  • «Ка-ка-ду»
  • «Калиф-аист»

Знаменитую картину от гибели спас ее главный «злодей» - актер Георгий Милляр, сыгравший Бабу-ягу

Вышедший в 1965 году на экраны фильм-сказку «Морозко» Александра Роу сразу оценили не только дети, но и взрослые, которые отвечают за кинематографические награды. Картина получила главный приз «Лев святого Марка » на XVII Международном кинофестивале в Венеции в программе детских и юношеских фильмов; в 1966 году на Всесоюзном кинофестивале «Морозко» признали лучшим детским фильмом; Консультативный совет по кинематографии США вручил ему награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра, а Стивен Спилберг , восхищаясь спецэффектами ленты, назвал нашу картину предтечей многих киношедевров американской фабрики грез.

А ведь в процессе создания актерам и всей съемочной группе пришлось пережить немало тяжелых и даже опасных моментов, да и сам фильм мог погибнуть, так и не дойдя до зрителя.

Настенькой могла стать Надежда Румянцева

Артиста на роль Морозко нашли сразу: режиссер Александр Роу нисколько не сомневался, что им должен быть актер Александр Хвыля , высокий, колоритный, с густым внушительным голосом. После выхода сказки на экраны Хвыля стал самым главным Дедом Морозом Советского Союза: он много лет «отработал» на кремлевских елках, его узнавала детвора и очень радовалась появлению любимого персонажа.

Поиски девушки, которая должна была сыграть робкую, милую и безответную Настеньку , продлились недолго: Роу увидел 15-летнюю балерину и фигуристку Наталью Седых, исполняющую «Умирающего лебедя», и сразу решил, что именно такая актриса ему и нужна. Но, чтобы отстоять ее кандидатуру, пришлось побороться: худсовет во что бы то ни стало хотел видеть в этой роли уже прославившуюся в фильме «Девчата» Надежду Румянцеву . Юная Наташа Седых не нравилась киношному начальству - нет опыта, тихий робкий голосок, какая из нее актриса! Да и молоденькая слишком.

Но Роу, всегда очень тщательно подбиравший актеров, проявил упорство, ведь он твердо решил: в его сказке будет именно такая Настенька! И победил. Правда, попросил гримеров чуть-чуть «состарить» девушку, чтобы она выглядела взрослее.

Наташу долго не хотели отпускать на съемки из хореографического училища: там все строго, учениц держат в ежовых рукавицах, а тут пришлось дать Наташе «вольную» на несколько месяцев.

Как «Настенька» чуть не осталась без ресниц

Снег в сказке был настоящим, без шуток: на Кольском полуострове зима всегда холодная и снежная. А Настенька и Иванушка должны были сниматься посреди сугробов в легких одежках - в сарафанчике и тонкой рубашке. Съемочной группе приходилось после каждого эпизода отогревать замерзших артистов.


Впрочем, для Натальи Седых главным испытанием стал даже не холод, а необходимость гримировать ресницы: иней, который зритель видит на глазах Настеньки, - это грим, наложенный при помощи обычного клея. Для Натальи самой мучительной процедурой было удаление этого клея, она чуть вовсе не лишилась ресниц.

А еще юная Наташа влюбилась в своего партнера Эдуарда Изотова , игравшего Иванушку. Любовь была безответной, и девушка очень страдала.


Как Инна Чурикова рыдала после просмотра фильма


Пожалуй, самым ярким персонажем всенародно любимой сказки можно назвать Марфушеньку - родную дочку злой старухи. Молодую Инну Чурикову привела на съемочную площадку ассистентка режиссера. Александр Роу сразу поставил перед ней миску с орехами: грызи! И девушка, страстно мечтавшая сыграть в сказке знаменитого режиссера, с таким темпераментом принялась за дело, что никто не смог удержаться от смеха. Чурикову утвердили, и Марфушенька в ее исполнении получилась неподражаемой.

Посмотрев на себя из зрительного зала, Инна Чурикова, не выдержав, расплакалась навзрыд. Она показалась себе грубой, некрасивой, плакала и повторяла: «Кто же меня теперь замуж возьмет, такую страшную!»

Молодая актриса тогда даже не подозревала, какой знаменитостью она станет, а ведь именно «Морозко» проложил ей путь на большой экран.


Съемки в этой сказке вообще дались Инне Михайловне нелегко: например, сидя в лесу, под елью, Марфушенька должна была грызть яблоки, но их забыли положить в мешок. Актрисе пришлось аппетитно хрустеть сырым луком, а, чтобы легче было его жевать, она запивала лук разбавленным молоком. Испытание для истинных актеров...

Как Баба-яга совершила подвиг

И, конечно, одной из самых ярких звезд сказки «Морозко» стала колоритная Баба-яга - уникальный актер Георгий Милляр . Ради большей достоверности своего персонажа актер был готов на любые жертвы: сидел на гриме по шесть часов, а однажды гримеры сожгли ему лицо перекисью водорода. При 30-градусном морозе снимался в легких лохмотьях.

Никто даже не сомневался в его таланте, но была у актера известная русская «слабость». Роу ругался, запрещал местным продавщицам отпускать Милляру алкоголь, но ничего не помогало: продавщицы не могли отказать любимому артисту, который каждый раз придумывал новые хитрости и неизменно был навеселе.

Но после одного происшествия Александр Роу сразу простил Милляру все нарушения дисциплины. Киногруппа проживала в частном доме с подвалом, в этом подвале хранился весь отснятый материал. В один из дней в доме прорвало трубу, вода хлынула в подпол. Фильм мог запросто погибнуть, если бы не находчивая «Баба-яга»: раздетый Милляр, у которого в тот день был выходной, в 20-градусный мороз бегал босиком по снегу, вытаскивая из подвала драгоценные пленки. Промокший, окоченевший артист не ушел, пока не убедился в том, что «Морозко» спасен.