Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

История картины "неравный брак".

Картину знает каждый из нас, проживающих на Руси. За неё автор Василий Пукирев получил звание профессор Академии. Картина своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинула художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев.

Многие знают, что невесту на картине зовут Софья Николаевна Рыбникова - это возлюбленная художника, внезапно решившая выйти замуж не за Василия, а за богатого фабриканта Андрея Карзинкина. Далеко не первой молодости. «Она мечтает не стать моей женой, а стать моей вдовой» - сказано в одной хорошей пьесе Надежды Птушкиной.

Не все из нас знают, что художник изобразил на картине и себя, несчастного, в образе шафера, в правом углу картины:

Зачем, почему - осталось неведомым, но взгляд его бередит душу…

Несколько лет назад на вечеринке познакомился с работницей Третьяковки, где картина ныне и висит. Она рассказала интересное наблюдение из своего экскурсоводческого прошлого. Когда она вела экскурсию для 5-6-классников, абсолютно все девочки гневно осуждали невесту - как она могла?!! Экскурсия для десятиклассников. Задумчивые глаза девушек, реакция очень скрытная… Группа молодых женщин, лет 20-25. Реакция почти однозначная - это правильный поступок… наверное…

Это было в эпоху СССР, неиспорченное Домом-2 время. Это глубинное в вас, женщины?

Остановлюсь я, пожалуй. Чтоб не огрести… :))

Через 44 года вот такое пронзительное лицо было зарисовано в Мазуринской богадельне. Это - та самая невеста. Это её итог жизни. Жизнь видна в глазах.

И напоследок. В 60-х годах девятнадцатого века император Александр II издал указ о запрете неравных браков. Мужик должен вправлять мозги неразумным…

1 (13) марта 1881, в 3 часа 35 минут пополудни, император скончался в Зимнем дворце вследствие смертельного ранения, полученного на набережной Екатерининского канала (Петербург) около 2 часов 25 минут пополудни в тот же день, — от взрыва бомбы (второй в ходе покушения), брошенной под его ноги народовольцем Игнатием Гриневицким.

Ибо все равны на земле. И браки. Не так ли, господа?

    • Страницы:

    «Неравный брак». Картина В.В. Пукирева. 1947. Автор: В. Зименко

    Передовая художественная критика, и прежде всего Владимир Васильевич Стасов, горячий защитник живого реалистического искусства, приветствовала картину молодого художника. Увлекающийся Стасов находил ее во всех отношениях превосходной и даже умалял в угоду ей другое центральное событие выставки 1863 года — «Тайную Вечерю», произведение замечательного художника-мыслителя Выдающийся русский исторический живописец и портретист. Один из основателей Товарищества передвижников. Мастер психологического портрета, его кисти принадлежит прекрасный портрет Л. Н. Толстого.... . «Вот, например, « . 1862 Холст, масло., 173 x 136 » г-на а, одно из самых верных воспроизведений современной жизни,— писал он в одной из статей конца 60-х годов... — Здесь не один общий мотив превосходно схвачен, — этот мотив, чуть не всякий день везде повторяющийся, нет, кроме него и все окружающие подробности постигнуты верным глазом, высказаны мастерской рукой». Еще раньше в обзоре выставки 1863 года Стасов отметил, что присвоение автору «Неравного брака» звания профессора явилось, по его выражению, «прорванием прежних плотин, полным признанием законности... тех произведений, которые до сих пор должны были пробираться робко, бочком и с извинениями, точно какая-нибудь контрабанда».

    Композиция картины построена так, что у зрителя получается ощущение, будто действие на картине не ограничено изображёнными лицами. Ряд фигур на фоне легко может быть продолжен в обе стороны, благодаря чему все изображение воспринимается как массовая сцена, включающая в себя большое число участников, живо заинтересованных в происходящем.

    В центре этой группы две руки: рука священника и рука невесты, и, глядя на них, мы, как в фокусе, воспринимаем всю драматическую ситуацию картины.

    Не избежав некоторой сентиментальности в обрисовке драматического сюжета, Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... тем не менее не поверхностно подошел к разрешению избранной темы. Картина имеет двоякую направленность: она протестует и обличает. Протестует против угнетения прекрасного человеческого существа, обличает пустоту "и бездушие представителей «высшего общества».

    Только человек, нравственность которого искалечена неограниченной властью над людьми, крепостничеством, мог спокойно решиться на брак с девушкой против ее воли, по существу, купив ее у родителей. Да и двигательным началом с его стороны было не горячее чувство, а чванство и самодурство. Жениху на картине Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... а недоступно светлое человеческое чувство, и это не потому только, что он старик. Он мог быть моложе, и все же брак с ним был бы для невесты неравным браком, несчастьем. Подлинные сокровища — красоту, свежесть, сердечность — она должна была бы променять на грошевый блеск чинов, капитала и знатности. Пукирев недостаточно обнажил социальный смысл конфликта, пожилой возраст Жениха маскирует его социальную дряхлость, но, несомненно, художник ощущал социальное содержание избранной им темы. В. Стасов очень тонко отметил в одной из своих великолепных критических статей общественную направленность картины: « . 1862 Холст, масло., 173 x 136 Государственная Третьяковская галерея » Пукирева — одна из самых капитальных, но вместе и самых трагических картин русской школы. Что может быть проще взятого тут сюжета? Продажа и покупка невесты — это ли не сцена, которую всякий видит собственными глазами чуть не каждый день?» Купля и продажа — вот к чему свелись человеческие отношения в той среде, плоть: от плоти которой является сановный жених. Против такого положения Пукирев протестовал и как человек, и как гражданин. Его сдержанная по живописи картина — образец идеил ного искусства.

    Тема защиты попираемых прав женщины — одна из основных тем русского искусства и литературы.

    Великий русский поэт Некрасов в прекрасных строках из поэмы «Мороз, красный нос» взволнованно описал участь русской крестьянки:

    Три тяжкие доли имела судьба,
    И первая доля: с рабом позенчатьея,
    Вторая — быть матерью сына раба,
    А третья — до гроба рабу покоряться;
    И все эти грозные доли легли
    На женщину русской -земли.

    Жизнь женщин других сословий была часто немногим лучше. Насилие и произвол в обращении с женой были заповедью супружеской жизни купечества. Островский уже в ранней своей пьесе «Бедная невеста» затронул эту тему. Образ же Катерины из его драмы «Гроза» стал глубоким обобщением типичной жизненной трагедии русской женщины, выданной замуж за нелюбимого против воли, трагедии, гениально показанной затем Львом Толстым в романе «Анна Каренина».

    Русские художники мучительно задумывались над судьбой женщины.

    Ряд полотен посвящен показу тяжелой женской доли: «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Похороны крестьянина». Близкую к картине Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... тему избрал Журавлев в небольшом полотне 1874 года «Перед венцом», где плачущая дочь на коленях молит отца своего — купца-самодура — не выдават ее насильно замуж.

    Картина Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... а произвела большое впечатление на современников. Репин в своих воспоминаниях отметил ее воздействие: « . 1862 Холст, масло., 173 x 136 Государственная Третьяковская галерея » Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... а тоже, говорят, много крови испортил не одному старому генералу, а Н.И. Костомаров, увидев картину, взял назад свое намерение жениться на молодой особе».

    Образы картины были в такой мере у всех в памяти, что Лесков в своем романе «На ножах» рискнул на любопытное ироническое перевоплощение героев сцены. «Это была картина Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... « . 1862 Холст, масло., 173 x 136 Государственная Третьяковская галерея » только навыворот, — описывает он сцену венчания. — Полная невеста Елена Дмитриевна Фигурина, в белом платье, стояла прямо и смело держала свою свечу перед налоем, а жених Иосаф Платонович опустился книзу, колени его гнулись, голова падала на грудь, и по щекам из наплаканных и красных глаз струились слезы, которые он ловил устами и глотал...»

    По примеру Лондонской всемирной выставки 1862 года в 1867 году должна была состояться всемирная выставка в Париже. « . 1862 Холст, масло., 173 x 136 Государственная Третьяковская галерея » Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... а был включен в число экспонатов русского отдела и отправлен в Париж вместе с другими работами современной русской живописной школы.

    Взыскательный П.М. Третьяков, начавший уже собирать в то время свою коллекцию, прослышав про новое произведение, поспешил его увидеть и повел переговоры о покупке. Верно угадав значение и достоинства картины, он купил ее для своей галлереи в конце 1870 года или начале 1871 года, уплатив тысячу пятьсот рублей серебром владельцу ее — А.А. Борисовскому.

    Положение Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... а после успеха картины значительно упрочилось. Летом 1864 года он совершает вторичную поездку за границу, достаток позволяет ему собирать произведения старых мастеров.

    Работы его этого времени отличаются небольшими размерами и представляют собой типичные, несколько анекдотические «жанры». Таково полотно «Мастерская художника» (1863— 1864 гг.), купленное в 1868 году Третьяковым. На нем изображен приход в мастерскую живописца Заказчиков, знакомящихся с образцами творчества мастера. Здесь и изображающий знатока генерал, и недоумевающий дородный купец. Он ничего не понимает ни в произведениях, ни в тех словах, которыми художник сопровождает показ своих работ. В том же духе написана картина «Крещение еврея» (1869—1870 гг.) и «Прием приданого по росписи» (1870— 1871 гг.). В последней, написанной в голубых и розовых тонах, заметно большое внимание художника к красочным соотношениям. Повторение этой картины было приобретено в 1873 году Третьяковым.

    Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... живо интересуется окружающей его жизнью. В отличие от многих «передвижников», занимавшихся разработкой какой-либо одной темы, Пукирева привлекает и крестьянский быт («Сбор недоимок», 1869—1870 гг., «Потрава», 1870 г.), и жизнь рабочих («Строение железной дороги», 1870 г.), и сцены купеческой жизни («В приемной концессионера», 1875—1876 гг.). Одним из первых русских художников, наряду со Шварцем, Пукирев пишет картину на историческую тему из эпохи Ивана Грозного: «Филипп митрополит и Иван Грозный в Успенском соборе» (1873 г.).

    В 1873 году он оставляет работу преподавателя. Его могучее здоровье подтачивает тяжелый недуг — нервное расстройство, осложненное болезнью сердца. Скопленные ранее деньги постепенно расходуются, и жить становится все труднее. В 1874—1875 годах Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... копирует « . 1862 Холст, масло., 173 x 136 Государственная Третьяковская галерея », в периоды ослабления недуга пробует опять заняться творчеством. В 70-е годы им написаны: «Ревность женщины», «Несостоявшийся брак», «Сиротка», «В день благовещения». Ранее общительный, безгранично добрый и необычайно симпатичный, по отзывам знавших его лиц, Пукирев теперь мрачнеет, раздраженно замыкается в себе. 15 марта 1879 года группа преподавателей Училища, среди которых мы находим соучеников Пукирева — Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... и Попова, принятого на его место Быковского и др., — подает прошение в Совет Московского художественного общества о вспомоществовании больному Пукиреву. Но и назначенная пенсия в двести рублей в год не принесла художнику большого облегчения. Близкие друзья — художники Неврев и добросердечный Грибков — помогают товарищу из своих скромных средств, присылает деньги П.М. Третьяков и хлопочет о повышении ему пенсии. Посланное же в Академию прошение возвращается с холодной припиской конференц-секретаря о том, что проситель обращается не по принадлежности.

    Больной художник не имеет даже постоянного угла. Квартира, которую он снимал в середине 60-х годов в доме Милютина у Сретенских ворот, стала ему не по средствам. В 1881 году он живет за Дорогомиловской заставой в деревне Давыдовке. Позднее, в 1884 году, переезжает в дом Рахманова на Бабьем городке. 1885 год застает его в доме Любимова в том же районе.

    Наступил 1886 год. Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... чувствовал себя немного лучше. «Нынешнее лето, — пишет он Третьякову, — я недурно чувствовал и написал Христа в рост, идет по пустыне, освещенной закатом». Обратившись в Академию с предложением купить свое новое произведение, Родился в селе Лужники (Тульская губерния) в 1832 в крестьянской семье. Первоначально учился у иконописца в Могилеве, затем (1847-1858) занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ); попутно продолжая писать иконы. Преподавал в МУЖВЗ... получил отказ. Третьяков, участливо относившийся к нему, также не счел возможным приобрести эту, повидимому, довольно слабую вещь. Художник распродает свою небольшую коллекцию. Рисунок Шебуева и «Головка» Кипренского были, вероятно, куплены Третьяковым, которому Пукирев предложил их в письме 21 декабря 1886 года.

    Последним пристанищем художника был дом священника Сахарова у Божедомки. Здесь он и умер 1 июня 1890 года. В приложении к «Вестнику изящных искусств» Сомов поместил о нем небольшой, тепло написанный некролог, последней фразой из которого заключаем и мы свою краткую повесть о художнике: «Среди своих товарищей и учеников он оставил по себе теплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства — блестящий, хотя и короткий след».

    В. Зименко
    Издательство «Искусство». 1947 год.
    Серия «Массовая библиокека»

Василий Владимирович Пукирев, «Неравный брак»

Родился В.В. Пукирев в крестьянской семье. Почувствовав призвание к живописи, Василий поступил в учебу к одному из могилевских иконописцев. Во второй половине 1840-х гг. он попадает в Москву и через некоторое время (в 1847 г.) поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где по мере приобретения необходимых навыков становится прекрасным рисовальщиком.

Благополучно окончив курс в 1858 г., Пукирев зарабатывает на жизнь писанием икон и портретов, а вскоре возвращается в родное училище уже в качестве преподавателя рисунка.

В 1860 г. он получает звание академика за большой портретный этюд «Девушка». А в 1863 г. на академической выставке появляется «Неравный брак» (1862 г.), и имя Пукирева узнает вся Россия, поскольку картина вызывает бурную полемику в прессе. Художнику удалось создать картину, которая была буквально «обречена» на успех. Работа привлекла к себе всеобщее внимание и вызвала самые противоречивые суждения.

Неравный брак. Как много горя и жестоких страданий приносили подобные браки своим жертвам! Сколько трагедий породили они в прошедшие времена! Тема неравного брака не случайно прошла через все русское искусство. В заунывных, исполненных грустью народных песнях плакалась о своей горькой доле русская женщина.

Многих выдающихся мастеров слова, кисти, музыки захватывала эта тема своей трагичностью. А.С. Пушкин затронул ее в повести «Дубровский». С огромной силой отражена трагедия русской женщины в ряде произведений великого толкователя народной жизни А.Н. Островского («Бесприданница», «Гроза»). И наконец, свое наиболее глубокое социальное осмысление тема эта получила в творчестве Н.А. Некрасова. Какой неизбывной болью звучат строки о тяжкой женской доле в таких произведениях, как стихотворение «Страда деревенская» или в поэмах «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, Красный нос».

Почерпнутый из самой жизни мотив неравного брака пришел в изобразительное искусство значительно позже, чем в литературу, в 1860-х гг., в эпоху бурного общественного подъема. Именно в эти годы и начал свой творческий путь Пукирев, принадлежавший к славной плеяде тех шестидесятников, которые заложили основы искусства критического реализма. Выходец из крестьянской семьи, Пукирев, хорошо знавший народную жизнь, был захвачен общим демократическим движением и отразил в лучших своих произведениях мысли и чувства, волновавшие передовых людей его времени. Картину «Неравный брак» можно назвать вершиной творчества художника.

Полутемная приходская церковь. Тонут в окружающем мраке предметы церковной утвари. Лишь присмотревшись, замечаешь причудливые бронзовые завитки тяжелого паникадила, тускло поблескивающую позолоту на царских вратах да едва проступающие на них силуэты темных икон. Сильный поток света, падающий из невидимого источника откуда-то слева, из-за пределов холста, врывается в темноту, резко освещая центральную группу - жениха, невесту и священника.

Все предельно ясно говорит о неравном браке. Это понятно зрителю с первого взгляда на картину. Что привело сюда столь юную, трогательную в своей прелести и чистоте девушку, что заставило ее связать свою жизнь со стариком? Сухая расчетливость и черствый эгоизм сквозят в чертах его лица. Он человек без сердца, без души, и брак, в который он вступает, не что иное, как прихоть престарелого сластолюбца, своеволие богатого самодура. Уже сейчас с его полуоткрытых губ готовы сорваться холодные, жестокие слова, осуждающие слезы и отчаяние его бедной невесты.

В основу работы над картиной художником было положено действительное событие - история несчастной любви друга Пукирева СМ. Варенцова. За год до создания картины состоялось обручение богатого фабриканта, уже достаточно пожилого, с молоденькой девушкой из бедной семьи, некой С.Н. Рыбниковой, возлюбленной СМ. Варенцова. По неким причинам девушка вышла замуж не за любимого человека, а за богача-фабриканта, на долю же ее возлюбленного выпала роль шафера на этой свадьбе.

Взяв за основу реальное событие, художник не ограничился протокольным его изображением. Жизненный факт он подчинил своему творческому замыслу, основывавшемуся на социальном обобщении. Пукирев сделал жениха значительно старше и дряхлее, чем тот был на самом деле, невеста же выглядит почти ребенком. Вопиющая несправедливость неравного брака стала восприниматься с наглядной убедительностью. Кроме того, стремясь передать отрицательные свойства героя, Пукирев превращает его из фабриканта в штатского генерала-чиновника, от которого так и веет чем-то казенным, сухим, чопорным. Как резки и неприятны глубокие морщины его длинного, черствого, дряхлого лица! Особенно неподвижным и застывшим кажется оно, зажатое тугим и жестким воротником. На шее жениха орденский Крест Владимира II степени, а на груди сияет соответствовавшая этому ордену звезда. Он преисполнен сознания собственной значительности. Видя слезы невесты, он даже и головы не повернул в ее сторону и, лишь скосив глаза, шепотом высказывает ей свою досаду.

С той же целью контрастного противопоставления Пукирев написал полный очарования образ юной невесты. Нежный овал ее миловидного лица, шелковистые русые волосы, изящный маленький рот - все в ней полно девичьей прелести. Особенно трогательной и чистой кажется она в свадебном наряде. Резко контрастируя с жесткой ризой священника, почти невесомо легкими представляются прозрачная кисея ее фаты и нежная пена кружев ее платья.

Лицо шафера было легко узнаваемым - Пукирев писал его с натуры. В другом же мужчине, справа от невесты, угадываются черты самого художника.

Должно быть, до последнего мгновения девушка надеялась на что-то, что помешает этому ужасному для нее браку. Теперь, когда обряд венчания подходит к концу, нечего более ждать. Опустив заплаканные глаза с припухшими от слез веками, не глядя на священника, она, почти лишаясь сил, медленно, точно в полусне, не замечая, что свеча, которую она держит в своей упавшей руке, почти касается пламенем ее платья, протягивает другую свою руку священнику, чтобы тот тяжелым обручальным кольцом навсегда сковал ее судьбу с этим чуждым ей, нелюбимым человеком. Картину купил П.М. Третьяков, Академия художеств присвоила Пуки-реву звание профессора живописи народных сцен.

В 1873 г. художник тяжело заболел и был вынужден оставить преподавание. В 1879 г. коллеги добились для него скромной пенсии. Но денег не хватало, живопись не удавалась. Пукирев распродал свою коллекцию картин, менял квартиры. Менялся и его характер, прежде доброжелательный и мягкий. В 1890 г. полузабытый художник умер в бедности.

Есть картины с явно агрессивными сюжетами, с изображением битв и сражений, но ещё более страшны и печальны те сюжеты, в которых беда скрывается под невинным обличием. Одной из таких картин является произведение Василия Пукирева «Неравный брак». Какую же тайну хранит известное полотно и чем так привлекает зрителей?

Увы, не всегда браки заключались по любви. Иногда юные красавицы попадали в руки «Кощеев Бессмертных», вот только в отличие от сказок принц не являлся для того, чтобы освободить из плена. И девичья красота вынуждена была постепенно вянуть в заточении и в объятиях нелюбимого старца. Такие ситуации были далеко не редкими. Возможно, именно поэтому и суждено было увидеть свет этому шедевру.

Но для тех, кто ещё не знаком с работой известного художника следует рассказать, в чём заключается сюжет «Неравного брака».


На первом плане изображена милая и печальная невеста. И сами по себе вспоминаются слова некогда популярной песни «невеста печальная, надела кольцо обручальное…». Девушка обречённо протягивает пальчик в сторону священника, который вот-вот должен провести обряд обручения. И душой угадывается как дороги невесте эти последние секунды свободы. Её ещё детское лицо, белоснежное платье говорят о невинности чувств и мыслей и словно окружают невесту особым светом.

Но в церкви присутствует и тот, для которого данное таинство схоже с истинным наслаждением. Это обеспеченный жених, преклонного возраста, который вот-вот поймает голубку в свои сети. Он с нетерпением взирает на девушку, осознавая свою власть.

Старец держит свечу, следуя общепринятым традициям и демонстрируя своё уважение к ним. Но на самом деле его вид настолько надменен, что несложно догадаться - он ставит себя выше всяческих людских законов.

Он бросает жёсткий взгляд на юную красавицу и явно недоволен тем, что она не может сдержать слёз. Не сложно догадаться, что едва уединившись, девушка получить серьёзный разговор со своим новым мужем. И будет обязана во всём ему подчинять и даже улыбаться и плакать тоже по приказу своего супруга. Но сейчас её душа никак не может добровольно расстаться с юностью и слёзы невесты непослушно капают на платье.


Неприятным является выражение лица самого священника, который знает или во всяком случае догадывается, что подобный союз навряд ли был бы угоден Богу. И всё равно соглашается провести венчание.

Помимо центральных фигур на картине есть и те, которые с первого взгляда не привлекают к себе внимания, но на самом деле изображены здесь вовсе не случайно. Видимо невесту выдают «за деньги», то есть по расчёту и те, кто присутствует в церкви имеют в этом деле свой интерес.

Некую мистику полотну придают лица старух. Они в отличие от остальных героев окрашены в бледные тона, словно призраки. Поэтому, при разгадке тайны картины была выдвинута версия, что эти старухи некогда тоже были жёнами надменного жениха. Но «вышли в отставку» потеряв свою юность. И не такая ли судьба была уготовлена очередной красавице, на которую пал выбор сладострасца?


Молодой человек молча стоит за спиной юной девушки. Он скрестил руки на груди, словно пытаясь совладать с собой или оградить себя от происходящего пафоса. Он статен и красив и похож на самого художника. Поэтому закрадывается мысль о том, что на полотне разворачивается сюжет печальной истории из жизни самого мастера.

Сначала подобная история сложилась у его близкого друга. Девушка вышла замуж за человека, который был старше её на 13 лет. И друг художника был приглашён на венчание в качестве шафера. Такой сюжет подарила художнику сама жизнь и он не мог его пропустить.

Но когда сам приятель узнал, что его страдания могут быть увековечены, то он устроил скандал и поэтому мастер придал мужской фигуре своё лицо. Тем более, что к тому времени он и в самом деле испытывал те же терзания, что и персонаж с его плотна.


Картина была принята критиками совершенно грандиозно. Потому, что автору удалось отобразить актуальную проблему, о которой так старательно умалчивало высшее общество.

Правда художника критиковали за использование запрещённых приёмов, например, изображение персонажей в полный рост. На тот момент так позволительно было рисовать только античных героев. А вот Пукирёв взял и решился на это и сделал подобный шаг совершенно не зря, ведь творение поражает нас спустя десятилетия.

Тема бесправия женщин волновала не только художников, но и поэтов, и писателей. Ведь именно в то время появились такие произведения, как «Бесприданница», «Дубровский», «Гроза» и др.


Молодых девушек из несостоятельных семей выдавали замуж насильно. А руководило родственниками только одно - жажда наживы. Но сам художник, который так талантливо рассказал о чужой судьбе, будто продал дьяволу свою собственную.

Его новые картины не находили покупателей. И личная жизнь молодого человека не ладилась. Он так и не смог встретить женщину всей своей жизни. Бросил работу и стал искать утешение в алкоголе, постепенно и безвозвратно спиваясь.

Мастер, чьё имя было известно на всю Россию теперь был вынужден жить только на те деньги, которые давали ему друзья. И умер он так же неприметно, как и провёл последние годы своей жизни.

Вот уж на самом деле права народная мудрость - за всё надо платить.

Попалась любопытная статья-разбор известной картины Пукирева "Неравный брак", благодаря которой я взглянула на эту картину по-новому, вдобавок разглядев то, чего раньше вообще не видела!

Старик. Невеста. Мертвая жена. «Неравный брак» Василия Пукирева
Автор статьи: Николай Жаринов
Культуролог, филолог, писатель, журналист и экскурсовод.

Василий Пукирев (1832 — 1890) и Константин Флавицкий известны как гении одной картины. Но если Флавицкий закончил свой жизненный путь созданием шедевра, то с Пукиревым все вышло иначе. Картина «Неравный брак» стала единственным шедевром мастера. Ничего лучше он создать так и не смог.

Действительно, смотришь на его другие полотна и поражаешься тому, насколько они безликие по сравнению с «Неравным браком». Очень стандартные темы, типичный реализм, столь характерный для русской живописи второй половины XIX века. Все так однообразно, просто и скучно… Но одна картина, один единственный шедевр - это высочайшее мастерство. Это тот пример, когда весь художник выгорает в одном полотне, когда он делает что-то такое, что будет поражать людей ещё долгие годы. Дьявол кроется в деталях. Если мы их не замечаем, то картина умирает. Она перестает быть предметом искусства и становится лишь красивым изображением.

«Неравным брак» Василия Пукирева — это то произведение, где нужно следить за всей «бездной мелочей», за каждой деталью. В противном случае, мы рискуем все пропустить. Факт остается фактом. Художники и до Пукирева и после него не раз изображали несчастных молодых невест и их старых богатых мужей. Но такого эффекта полотна не производили.

Здесь нет картинного плача, заломанных рук — всего того, что по мнению многих живописцев должно изображать настоящее горе. Тут все куда проще. Невесте вот-вот священник должен надеть кольцо на палец. Она несчастна. Оно и понятно: муж её, мягко говоря, немолод. Такие ситуации бывали часто.

Анну Керн, например (ту самую, про которую А.С. Пушкин написал: «Я помню чудное мгновение…»), родители выдали за генерала Ермолая Федоровича Керна, которому на тот момент было уже 52 года. Невесте — всего шестнадцать. Объяснение в любви было по-военному коротким.
Генерал Керн спросил Анну:
— Не противен ли я вам?
— Нет, — ответила Анна и выбежала из комнаты.

После первой брачной ночи она написала в своем дневнике: «Его невозможно любить — мне даже не дано утешения уважать его; скажу прямо — я почти ненавижу его». Впрочем, девушка долго не страдала, быстро обзавелась многочисленными любовниками. То есть и в этом можно не увидеть ничего страшного. Но это не так.

Есть в этом зале две ну очень странные фигуры. Две старухи. Одна стоит за женихом, другая за священником. Вроде бы, ничего необычного. Ну пришли старые женщины на свадьбу посмотреть. Может они сестры жениха. Но тогда напрашивается вопрос: к чему они в таких же венках, как и у невесты. А на одной даже белое платье есть. Стоп, стоп, стоп. Как это? Еще одна женщина в белом на свадьбе? Церковь ведь не ЗАГС, где невесты строем ходят. Что-то тут не то!

Смотрим внимательнее на платье старухи. Вот тебе раз! Да это и не платье вовсе, больше на простыню похоже. А это и есть простыня, точнее, погребальный саван. Фигура второй невесты за спиной священника выглядит ещё более странно, ведь это не по правилам обряда. Рядом со священником гостям делать нечего, если они, конечно, не из другого мира пришли. Итак, у нас получается, что на свадьбе сразу три невесты. Две из них мертвые и смотрят на старого жениха. Странный какой-то реализм получается, слишком уж Гоголем или Гофманом отдаёт. Да и за невесту переживаем теперь совсем иначе. Ведь если муженёк уже двоих на тот свет отправил, так с этой девушкой молодой что будет?

И сразу совершенно иначе воспринимаешь символ происходящего. Невесте ведь на палец не кольцо надевают. Её на страдания призывают. И священник поэтому так почтительно склоняется перед ней. Понимает её жертву.

И какой здесь свет! Ведь он как на полотнах Караваджо! Божественный свет в прямом смысле этого слова. Именно в этом свете из левого верхнего угла, из окна церкви, оживают все призраки бывших жен. Свет мягко струится по белому платью, по нежной молодой коже невесты, по кисти её руки. И вот он центр композиции. Не её лицо, не фигура старого жениха, а рука, безвольно тянущаяся к мученическому венцу.

Удивительно и то, какая игра взглядов запечатлена на полотне. Мёртвые старухи смотрят на жениха, жених — на невесту, невеста — в пол, друзья жениха — тоже на невесту. На несчастную смотрит и сам автор картины. Вот он, Василий Пукирев, стоит, скрестив руки, в правом углу. А на нас смотрит другой художник, друг автора, Петр Шмельков, подсказавший ему идею картины. Это он как раз и задает зрителю безмолвный вопрос: «Вы понимаете, что происходит?»

Судьба Василия Пукирева сложилась печально. «Неравный брак» имел огромный успех, но художник этому не радовался. Сразу после продажи картины он уехал на несколько лет в Италию. Оно и понятно. На картине в виде молодой девушки была изображена его любовь — Прасковья Матвеевна Варенцова. Пукирев не создал больше ни одной картины, которая по силе могла бы сравниться с его первым шедевром. Он постоянно возвращался к теме трагического бракосочетания, но все выходило не то. А в итоге алкоголь, бедность, забвение. Не лучше сложилась и судьба модели. В начала XX века она умерла в одиночестве в Мазуринской богадельне.
Artifex.ru