Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Психология общения с людьми разных национальностей. Проблемы межнационального общения

Психология общения с людьми разных национальностей. Проблемы межнационального общения

Амеженко Диана, 9-й класс

Россия - многонациональная страна. Конечно же, можно сказать, что существуют страны с ещё большим количеством различных национальностей. Однако Россия была и остаётся страной особенной: её населяет более ста народов и народностей. Как сделать так, чтобы люди, её населяющие, жили мирно и дружно? В работе изучается этническая толерантность в многонациональном ученическом коллективе учащихся МОУ « Солнечнинская СОШ». Автор исходит из предположения, что повышение политической, исторической и этнокультурной грамотности подростков будет способствовать формированию толерантного отношения к окружающим людям.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Мы» и «они» - проблема межнациональных отношений.

Актуальность : Так случилось, что мы, представители различных национальностей, живём сегодня в России. Это многонациональная страна. Конечно же, можно сказать, что существуют страны с ещё большим количеством различных национальностей, и будете совершенно правы. Однако Россия была и остаётся страной особенной: её населяет более ста народов и народностей. Как сделать так, чтобы люди, её населяющие, жили мирно и дружно? Сегодня это проблема актуальна и важна. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо воспитание толерантности среди школьников.

Цель исследования: изучить уровень этнической толерантности учащихся в школьном коллективе.

Объект: учащиеся 8-11 классов МОУ «Солнечнинской СОШ».

Предмет : этническая толерантность в многонациональном ученическом коллективе учащихся МОУ « Солнечнинская СОШ ».

Методы исследования:

  1. метод аналитического чтения;
  2. метод исследования;

Задачи: – изучить имеющуюся литературу по данному вопросу;

– определить возрастные группы учащихся для проведения исследования;

– составить опросник;

– провести социологический опрос;

– проанализировать полученные результаты;

– определить уровень этнической толерантности среди учащихся МОУ «Солнечнинская СОШ ».

Практическая направленность исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами школьных образовательных учреждений для решения проблем, связанных с вопросами толерантных взаимоотношений на этнической основе.

Гипотеза: Повышение политической, исторической и этнокультурной грамотности подростков будет способствовать формированию толерантного отношения к окружающим людям

Я живу в п. Солнечный Республики Саха (Якутия) где живут и работают представителей самых разных народов . В нашей школе учатся дети разных национальностей и языковых общностей. Бок о бок я живу с украинцами, якутами, ингушами, эвенками, молдаванами, татарами, общаюсь с ними каждый день и не задумываясь над тем у кого какая национальность. В общей массе учащихся преобладают русские. Этот факт подтверждают анкетные данные: из 110 учащихся школы - 83 русские. Регион, в котором мы живём, в плане межэтнической конфликтности относительно благополучен. Но наш регион – это место постоянной трудовой миграции населения и в условиях общей напряжённой политической ситуации возможны серьёзные последствия. Если не обращать внимания на локальные стычки сегодня, мы можем получить масштабные конфликты завтра.

Нас, живущих в Якутии, объединяет историческая и духовная общность. Единение народов за всю историю человечества не лишило их уникальных традиций, родного языка, культуры, национального своеобразия. Я точно знаю: нет плохих наций и национальностей, есть мы, невоспитанные люди. Что может быть проще: улыбнись человеку, протяни ему руку для приветствия, ободри, поддержи в трудную минуту – и не будет никаких проблем. Все великое в мире просто, об этом никому не следует забывать.

В нашей школе учатся дети разных национальностей. Но национальные различия никогда не становились причиной для конфликтов. Мы всегда вместе. Вместе на школьных праздниках и соревнованиях, в походах и вечерах. Мы восхищаемся тем, как танцуют вместе эвенк Атласов Коля, татарин Юнусов Саша, ингушка Чапанова Амина, русская Малахова Настя. Как замечательно поют дуэтом ингуш Белокиев Лорс и украинец Кравченко Игорь. Среди наших лучших спортсменов имена якутки Вали Рыбалкиной, русских Вики Саловой, Антона Кулиша, Дениса Конева, украинки Юли Овчаренко, татарки Анжелы Гизатуллиной.

И все же проблема межнациональных отношений стара как мир. В наше не простое время она не просто не утратила своей актуальности, но встала во весь свой исполинский рост: «Какой ты крови?»

Человек вполне естественно пытается осознать себя через голос крови, т.е. через принадлежность к определенной нации. Издавна представители одной этнической группы воспринимали своих сородичей как носителей уникальных природных, психологических и культурных качеств. Это чувство знакомо нам с детства. Об этом сказал Р. Киплинг в своей «Книги джунглей»: «Мы с тобой одной крови, ты и я…».

Люди одной национальности склонны видеть в своих сородичах воплощение лучших этнических качеств. Они умны, храбры, трудолюбивы, проницательны. В то же время инородцы выглядят полной противоположностью. В них много отрицательных качеств. Уже в глубокой древности сформировалась установка «мы» и «они». В результате складывались ложные и упрощенные этнические стереотипы.

Например, американцы на протяжении веков пытались создать искаженное представление о неграх. Сначала о них говорили как о людях патриархального склада, добрых и неиспорченных цивилизацией. (Б. Стоу «Хижина дяди Тома») Потом негры превратились в массовом сознании в носителей лени, социальной апатии и агрессии.

В нацистской Германии Гитлер доказывал, что именно евреи виноваты во всех трудностях и бедах страны. Окончательным решением этой проблемы было уничтожение евреев.

В чем причины вспышек национальной розни? Почему люди одной национальности нередко с неприязнью относятся к людям другой национальности?

Наверное, дело в стереотипах восприятия. Тысячелетия проживая рядом друг с другом, народы накопили немало обоюдных обид, и отсюда закрепилось представление о том, что люди другой национальности хуже. И мы все не раз сталкивались с тем, что если некрасивый поступок совершает человек другой национальности, то в разговоре обязательно кто-либо скажет: «Ну, что с него взять, он же…(русский, татарин, еврей…)».

В настоящее время причиной межнациональных конфликтов все чаще выступает рост национального самосознания малых народов. Все народы за века внесли большой вклад в копилку общечеловеческой культуры. Они принимали участие в развитии экономики и культуры стран, в которых проживают. Но нередко из-за политики правительства, или из-за поведения представителей титульной нации испытывают национальное унижение: ущемляются их национальные чувства, нарушается принцип равноправия, пренебрежительно относятся к их культурным ценностям.

Наша страна является многонациональным государством. Сейчас мы пытаемся решить проблемы, которые существовали во времена царской России, были при советской власти, возникли в последнее время. Можно заниматься поиском виновных, отстаивать свою правоту, ссылаться на историю, обмениваться претензиями и обвинениями. Но жизнь показывает, что решать споры надо, основываясь на поиске согласия, отказываясь от насилия.

Другой проблемой России является сохранение малых народностей, в первую очередь северных. Экономические преобразования 90-х годов лишь ухудшили их положение, приходят в упадок традиционные занятия (оленеводство, рыболовство, резьба по дереву). Во многих случаях, они оказались в положении национального меньшинства и лишились возможности жить в своём этническом пространстве. Выросло уже второе поколение якутов, которые не знают своего языка, отдалились от своей культуры.

Есть и другие проблемы. Появились многочисленные политические организации националистического толка. Сейчас национализм пока не пользуется повсеместной поддержкой в нашей стране, где в течение многих лет народы дружно жили между собой, совместно боролись против фашизма. Но в периоды экономических кризисов, снижения уровня жизни населения резко повышается недовольство и на этом фоне можно успешно пропагандировать ненависть к людям другой национальности. Подобные идеи используются на митингах, проповедуются в печати. Обычно чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще его убедить в особой исключительности и наличии врагов, не дающих ей проявиться.

Мне хотелось узнать каков уровень этнической толерантности молодежи и в частности учащихся нашего школьного коллектива. У меня возник вопрос: можно ли встречаться с человеком другой национальности? А семью создавать? Не помешает ли обычаи, семейные традиции, религия? Я решила посмотреть, что по этому поводу пишут молодые люди на Интернет-форумах. Вот что получилось.

kolya12

главное, чтобы в человеке душа была, и изначально взаимопонимание между двумя конкретными людьми.

kolyan_76

Ну, на мусульманке я бы никогда не женился. Большинство из них фанатики и больные на всю голову. Тем более я атеист. Но другие варианты готов рассмотреть:D

Да и тебе не дадут на ней жениться, пока ты их веру не примешь, хотя бывает, попадаются светские мусульмане, но их меньшинство.

lenka

А я бы за китайца никогда замуж не вышла. Да и за мусульманина тоже - опасно это.

igor"

Я как-то больше к европеоидной расе склоняюсь

dmitriy

Красивые женщины есть в любой нации

А что же думают жители нашего поселка?

Я провела социологический опрос среди школьников старших классов, в возрасте от 13 до 18 лет и взрослых, в возрасте от 30 до 50 лет. Вопросы были для всех одинаковые:

1. Возраст

2. Национальная принадлежность

3. Как вы относитесь к представителям другой национальности

а) толерантно

б) ненавижу

4. Как вы относитесь к межнациональным бракам?

а) толерантно

б) ненавижу

в) в зависимости от национальности

5. Были ли вы свидетелем дискриминации по национальному признаку?

6. Знаете ли вы свой родной язык?

а) хорошо знаю

б) знаю только несколько слов

в) не знаю

7. Согласны ли вы впустить в своё окружение представителя другой национальности?

8. В качестве кого?

9. Есть ли у вас друзья другой национальности?

10. Были ли у вас конфликты с представителями другой национальности?

По данным этого опроса 100% из взрослых относятся к другой национальности и межнациональным бракам толерантно, согласны впустить их в своё общество, мало того, у них уже есть друзья другой национальности. Ни один из опрошенных не написал, что согласен представителя другой национальности иметь в качестве супруга (супруги) или члена семьи. Ответы были у всех одинаковы: друга, подруги, товарища, и иногда соседа.

Все были свидетелями дискриминации по национальному признаку, но конфликтов с представителями другой национальности у них не было. Все опрошенные взрослые по национальности русские и хорошо знают свой родной язык.

У школьников мнения расходятся. Всего было опрошено 23 человека. 11 подростков в возрасте 13-14 лет и 12 подростков в возрасте 15-18 лет.

Из 11 опрошенных подростков в возрасте 13-14 лет, 6 русских, 2 смешанного происхождения (один из родителей русский, другой украинец), и 3 украинца. 7 из 11 человек ответили, что относятся к представителям другой национальности толерантно. Остальные 4 - в зависимости от национальности. 6 из 11 опрошенных подростков ответили, что толерантно относятся к межнациональным бракам, остальные - в зависимости от нации. 2 человека из 11 были свидетелями дискриминации по национальному признаку. Дети от смешанных браков и русские хорошо знают родной им язык, а вот украинцы знают из родного украинского языка только отдельные слова. Согласны впустить в своё общество представителя другой национальности в качестве друга, знакомого, или одноклассника 9 из 11. 1 из 11 опрошенных не согласен впускать представителя другой нации в своё общество, но уже имеет друга другой нации. У него же и ещё двух человек были конфликты на национальной почве.

Из 12 подростков в возрасте 15-18 лет 8 русских, 1 украинка, 1 якут и 1 ингушка. Русские хорошо знают свой родной язык. Ингушка знает только несколько слов на родном языке. Якут родного языка не знает совсем. Из 12 опрошенных подростков 10 толерантно относятся к представителям другой нации. 1 - в зависимости от национальности, а 1 вообще их ненавидит. К межнациональным бракам 9 из 12 человек относятся толерантно, остальные - в зависимости от национальной принадлежности. 10 человек ответили, что согласны впустить в своё общество представителя другой нации в качестве друга, знакомого, собеседника или вообще кого угодно. 2 человека ответили отрицательно, но у них есть друзья другой национальности. У 4-х опрошенных были конфликты с представителями другой национальности. Двое из них были свидетелями дискриминации по национальному признаку.

Как видно, большинство людей относятся к другой нации толерантно, меньшинство подразделяют на нации, которые им симпатичны и несимпатичны, и всего единицы ненавидят представителей другой нации.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1) Часть нынешнего поколения не придает особого значения национальности

2) Почти все опрошенные вне зависимости от национальности, думают на русском языке

3) Национализму больше подвержены те респонденты, которые не являются русскими

Я долго думала, что можно сделать для того, что бы проблемы межнациональных отношений не стали в нашем обществе острее и не привели к беде? Вот мои предложения:

1) Сделать обучение истории родного края обязательным школьным предметом.

2) Включить элементы национальных культур (культур народов Якутии и русской национальной культуры) в школьное и дошкольное образование.

3) Ввести сурдоперевод на канале НВК

4) Увеличить количество телепередач о культуре Якутии на русском языке.

5) Трансляция передач студии «Спектр» должна быть на территории всего района без задержек.

6) Начинать обучение якутскому языку в игровой форме еще в детском саду

7) В межнациональных семьях воспитывать ребенка в традициях обеих культур .

Приложение.

Взрослые.


В современном мире обострился вопрос жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, увеличения конфликтов. В эпоху сверхкорыстных интересов человеческими чувствами руководят выгода и эгоистические стремления. Неоправданные смерти, борьба за господство одной нации над другой - всё это проявления человеческой жестокости и самоволия. Так как же сделать так, чтобы все национальности жили в мире и согласии? "Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками" - гласит пословица. Без уважения и терпения к особенностям образа жизни другого народа невозможно достичь равенства. чтобы жить в дружбе и взаимопомощи, нужно уважать и ценить самобытность культуры и традиций другой национальности, потому что ее достижения являются уникальной единицей достояния человечества. Полноценное взаимодействие народов на условиях равноправия, взаимопроникновение ценностей народной жизни - вот это победа человечества на пути обретения гармонии с миром общества.

Дружба между людьми разных национальностей рассматривается в рассказе Толстого "Кавказский пленник".

Главный герой Жилин - русский офицер, попавший в плен к татарам, встречает нелёгкие испытания. В плену он находит себе верного преданного друга Дину, дочь хозяина. Труд объединяет людей, наполняет их жизнь общим смыслом. Смастерив для девочки ее первую игрушку, герой подарил ей детство, а Дина помогла ему обрести надежду на свободу. Жилин и Дина - жертвы войны, которые не подчинились общему моральному падению, а встали на сторону справедливости и человечности. И девочка, готовая пойти на риск, пожертвовать собой и своими чувствми, родившимися в дружбе, помогает Жилину убежать. Так возможно ли свободное межнациональное общение в условиях разгорающихся конфликтов? Да, ведь национальная свобода не определяется тем, у кого в руках ружьё.

Это итог терпимости и дружелюбия не только между странами, но и народами, их населяющими.

Проблема национальной вражды наиболее ярко проявляется в повести Приставкина "Ночевала тучка золотая". Зверское бесчеловечное убийство Сашки - результат бездушной войны, в которой люди разжигают братоубийственную войну ради жалкой мести. После смерти брата-близнеца родным человеком для Кольки становится чеченский мальчик Алхузур. Новоявленный Сашка и Колька, втянутые в водоворот проблем взрослых, ужас истребления народов, не видят вины друг в друге. Духовное родство Кольки и Алхузура противопоставлено кровной вражде взрослых. Взяв оружие в руки, подавив в себе жалость и человеколюбие, подчинившись животному закону борьбы, мы думаем, что тем самым возвышаем свой народ над другими. Но в действительности народ под именем убийцы теряет своё достоинство и величие. "Не бывает плохих наций, бывают плохие люди", - сказано в повести. Дети способны к милосердию и состраданию, и становится страшно, когда эти "тучки разбиваются о вершину утёса" - о равнодушие и жестокость людей. Юные герои верят в доброжелательность и благополучие мира, в котором каждая жизнь имеет свое значение. "Я думаю, что все люди - братья", -скажет Сашка, -"и они поплывут далеко-далеко, туда, где горы сходят в море и люди никогда не слышат о войне, где брат убивает брата".

Щедрая Вселенная распределила свои богатства между всеми людьми поровну. У всех одинаково устроенное сердце, одинаковые слёзы, пролитые за убитых на войне детей и мужа. И кровь, обагрившая землю по причине национальных конфликтов, у всех одинакового цвета. Так зачем тогда люди ненавидят, убивают и мстят друг другу? Жестокие, огрубевшие от насилия люди и война, созданная этими людьми, - в этом сопоставлении есть целая поэма скорбной трагедии.

Межэтнические отношения - субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, этническими общностями. В социальной психологии и этнопсихологии выделяются два уровня межэтнических отношений - личностный и групповой. Такие отношения складываются в разных сферах жизни - в области политики, трудовой деятельности, быта, семьи, дружеского, неформального общения. Характер межэтнических отношений (дружественный, нейтральный, либо конфликтный) складывается в зависимости от исторического прошлого, социально-политической обстановки в той или иной стране, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, непосредственной конкретной ситуации или заинтересованности в общении. На личностном уровне он зависит от индивидуально-психологических качеств людей. Межэтнические отношения проявляются в установках и ориентациях на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроении и поведении, поступках людей и конкретных этнических общностей. Межэтнические установки и ориентации формируются в процессе социализации личности, в семье, учебных заведениях, коллективах, в ходе соседского и дружеского общения. Межэтнические отношения содержат в себе рациональные, когнитивные элементы, эмоционально-оценочные и регулятивные компоненты. Чрезвычайно важную роль в развитии межэтнических отношений играют национальные интересы, осознаваемые народом и личностью потребности в национальном, этническом развитии. Изучение межэтнических отношений приобретает особую актуальность в условиях многонациональной страны.

Общение людей разных национальностей обусловлено наличие на планете более двух тысяч этнических общностей. В условиях современной глобализации мира происходит усиление межэтнических взаимодействий, что неизбежно приводит к конфликтам на национальной почве. Одной из наиболее сложных социальных проблем современности является обостряющаяся проблема взаимоотношений между людьми разных национальностей. Обостряются противоречия между ростом национального самосознания, желанием представителей одной и той же этнической группы к консолидации и их стремлением к межэтнической интеграции, к установлению единого экономического, культурного и информационного пространства, что и приводит нередко к открытому противостоянию.

ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспитание людей в духе мира, дружбы между народами как важнейшую цель воспитания и образования. В ст. 26 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами…»


Определение в основных международных правовых документах и правовой системе многонационального государства такой общей цели воспитания имеет огромное значение, поскольку подразумевает соблюдение прав и свобод личности без каких бы то ни было различий в отношении расы, религии, языка и национальности. При этом на первый план выходит организация межэтнического общения, взаимодействия.

Общение − важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентаций, оценок.

Межнациональное общение ¾ это процесс взаимодействия представителей различных национальностей по поводу разных аспектов их жизнедеятельности; процесс определения взаимосвязи и взаимоотношений, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающихся разных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями и чувствами.

Межнациональное общение реализуется на нескольких уровнях: межгосударственном, внутри одного государства, межгрупповом, межличностном. Последние два, которые и являются предметом педагогики, обусловлены культурными традициями, обычаями народов, системой их воспитания.

Выделяют 3 характера межэтнических отношений:

Дружественный;

Нейтральный;

Конфликтный.

Межнациональное общение ¾ конкретная форма проявления отношений, взаимодействия представителей разных национальностей. Вступая в такое общение, человек выступает носителем национальных чувств, сознания, языка, культуры.

Одним из средств гармонизации межнациональных отношений является формирование культуры межнационального общения. Существует несколько трактовок этого понятия:

Культура межнационального общения ¾ это совокупность специальных знаний, умений, убеждений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся как в межличностных контактах, так и во взаимодействии целых этнических общностей, и позволяющих на основе межкультурной компетентности быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. (Крысько); является составной частью духовной жизни общества, а также общечеловеческой культуры и включает знание общепринятых норм, правил поведения в обществе, эмоционально-положительные реакции на межэтнические явления и процессы в жизни; Культура межнационального общения представляет свод правил, ограничений и свобод, которые должны позволить человеку и народу не быть ущемленными в правах и свободах и не ущемлять и не оскорблять права и чувства других народов.

Культура межнационального общения ¾ это особый тип культуры представителей разных национальностей, который характеризуется взаимодействием национальных культур, проявляющихся в национальном самосознании личности, терпении, такте и стремлении к межнациональному согласию во всех сферах.

Одним из ключевых понятий, характеризующих сущность культуры межнационального общения, является понятие «толерантности ». В переводе на русский язык оно означает терпение. Однако, данный перевод не достаточно точно отражает сегодняшнее понимание этого понятия. В современном обществе толерантность рассматривается как одно из оснований конструктивного общения между людьми во всех сферах общественной жизни и призвана выступать как норма гражданского общества. При этом толерантность рассматривается как целостное проявление личности, выражающееся в позитивном взаимодействии членов общества, на основе сохранения индивидуальности каждого, взаимного уважения и равноправия сторон. Межэтническая толерантность понимается значительно шире, чем просто терпимое отношение к представителям разных этнических групп. В содержание этого понятия входят принципы общечеловеческой морали, проявляющиеся в уважении и обязательном соблюдении прав всех народов; в осознании единства и всеобщей взаимосвязи различных этнокультур, в широких знаниях о культуре своего народа и культурах различных народов, в особенности тех, с которыми осуществляется непосредственный контакт.

Формировать культуру межнационального общения означает решение нескольких задач :

1. Воспитание уважения к человеку любой национальности.

2. Воспитание уважения к национальной культуре и национальному достоинству как своей, так и других народов.

3. Формирование бережного отношения к национальным чувствам и достоинству каждого человека независимо от его национальной принадлежности.

4. Воспитание гражданственности и патриотизма.

5. Воспитание толерантности.

Бабушкина Дарья 8 "а"
Взаимоотношения людей разной национальности.

В мире насчитывается много разных национальностей. И каждая по-своему хороша. Даже самая нищая, малоразвитая нация имеет право на существование.
Что такое национальность? "Это то же, что и народность. Принадлежность к какой-нибудь нации, народности", так объясняет это понятие словарь русского языка Ожегова.
В нашей стране проживает много народностей. Например, на севере встречаются места, где одна народность существует в отдельно взятой деревне, имеет свой язык, обычаи, нравы.
Правительство нашей страны старается учитывать интересы каждой народности, давая им возможность сохранить свою культуру, религию. В отдельных случаях,если национальность слишком малочисленна, чтобы её сохранить, предоставляют льготы: не призывают в армию, помогают при поступлении в ВУЗы. Например, в Красноярске есть Институт северных народов.
Но есть и такие государства, правительство которых поддерживает лишь одну народность. На этой почве нередко возникают разногласия, которые могут перейти в вооружённые выступления. Например, в Великобритании с давних пор Ирландия борется за сою независимость. У них часто происходят террористические акты, цель которых - постоянно напоминать о себе.
А такая страна, как Грузия, вместо мирного решения национального вопроса, на протяжении многих лет пыталась решить свои проблемы путём уничтожения народов Абхазии и Северной Осетии. Чтобы этого не допустить, пришлось вмешаться миротворческим силам, в частности войскам Российской Федерации. В связи с этими событиями обострились отношения между Россией и Грузией. Но не между русскими и грузинами как народами.
Соблюдая интересы своих граждан, каждая страна стремится решать вопросы на мировом уровне. Кто-то решает их мирным путём, кто-то навязывает своё мнение другим странам. Например, США отстаивает свои интересы под предлогом распространения демократии во всём мире, на этой почве происходят "цветные революции", свержение неугодных политических режимов. Многие страны выражают недовольство действиями Америки. Для того, чтобы вернуть стране репутацию, американцы пошли на исторический шаг, избрав темнокожего президента. Тем самым они привели к власти другую партию, которая должна в корне изменить как внутреннюю, так и внешнюю политику страны.
Страну можно рассматривать как одну национальность, также, как и государства всего мира можно объединить в одну национальность "земляне".

Красненко Илья 8 "а"
Взаимоотношения в семье.

Семья - важнейший источник социального и экономического развития общества.
Своё сочинение мне бы хотелось начать с описания своей семьи. На пять человек: мама, папа, брат, сестра и я. У нас в семье хорошие взаимоотношения, мы все друг друга любим и понимаем. С братом мы часто играем в разные игры, я помогаю ему учить стихотворения, играю с ним в компьютер, хожу гулять. Если он меня не слушается, то мы с ним иногда можем повздорить. Но после этого мы сразу миримся. С сестрой у меня иные отношения. Я помогаю ей с уроками, могу выполнить её просьбы. Она мне тоже иногда помогает в сложных ситуациях. Когда у неё плохое настроение, она может обидеться из-за всяких пустяков, но я к этому уже давно привык. С родителями я общаюсь хорошо, хотя они частенько меня контролируют. Заставляют делать уроки сразу после того, как я приду со школы. Время на то, чтобы сделать все уроки у меня почти не бывает, поэтому я делаю уроки вечером. Моих родителей редко можно увидеть дома, они постоянно чем-то заняты.
На выходных мы с братом сестрой ездим к бабушке, даём родителям отдохнуть. Бабушка нас постоянно чем-то балует. У неё в гостях я могу отдохнуть от школы, от уроков, от всех домашних дел.
По будням я хожу на тренировки, прихожу домой уставший, делаю уроки и ложусь спать.
Мне бы хотелось, чтобы я со своей семьёй общался почаще, чтобы вместе на выходные ездили куда-нибудь. Мне не нравится то, что родители от меня часто чего-то требуют.
В разных семьях отношения разные. Во многих люди ругаются и это заканчивается разводами. Детям, которые живут в таких семьях, очень не повезло, потому что детей должны воспитывать оба родителя. В семьях, где родители каждыми днями пьют и курят, дети тоже начинают пить и курить, прогуливать школу, что в результате не приводит ни к чему хорошему. А виной всему родители, которые не контролируют своих детей. К счастью, больше семей, в которых всегда есть о чём поговорить, где каждый может выручить другого в трудной ситуации.

Швайковская Евгения 8 "а"

Взаимоотношения в семье.

Семья - социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью моральной и правовой ответственностью. В современной технологии семейных отношений выделяют три основных стиля семейных взаимоотношений: попустительский, авторитарный и демократический.
Для меня семья - это, прежде всего, родной дом, где тебя всегда ждут, любят и могут поддержать в трудную минуту.
Я считаю, что в семье у каждого есть свои роли, но не всегда они правильные. Часто в современной семье роль лидера принадлежит не отцу, как это было раньше, а тому, у кого больший вклад в семейное благополучие. Сейчас в семьях вопрос о первенстве решается так: глава семьи тот, кто окружает заботой и вниманием нуждающихся в них. А ведь именно забота, внимание и сотрудничество делают семейный климат тёплым и приятным, а семью крепче. В семье с благоприятным климатом царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять и помочь другому.
Мне кажется, что благоприятный климат в семье создаётся на основе уважения к каждому члену семьи. Хорошо жить в семье, в которой тебя могут понять, вовремя поддержать, подсказать, правильно посоветовать. Именно в такой семье я живу. Я люблю свою маму, и она меня. Мы сней очень дружны. Она делится со мной своими проблемами, много рассказывает о своей работе. Большее время она проводит на работе. Зная, что мама сильно устаёт, я статаюсь ей во всём помогать. Она интересуется моеё учёбой, результатами спорта, знает все мои тайны. Если у мамы есть свободное время, мы вместе смотрим передачи по телевидению, спорим, она терпеливо выслушивает моё мнение.
В крепкой, дружной семье все дела спорятся, легко решаются все проблемы. И жизнь в такой семье прекрасна.

Губеева Ирина 8 "А".

Самоотверженность - это жертвование своими интересами ради других или общего блага. Это замечательное человеческое качество. На такого человека всегда можно положиться, ведь ради других он может рисковать жизнью.
Каждый год как только наступает лето и начинаются каникулы, родители отправляют моего брата к бабушке, которая живет в поселке, возле леса. Там очень чистый воздух, красивая природа, а в саду растут вкусные, полезные фрукты и овощи. Недалеко от поселка протекает чистая и быстрая речка. Мой брат с друзьями часто ходит купаться и загорать. Однажды, когда они купались в речке, произошел случай, который всех напугал.
А произошло вот что. Когда мальчишки плавали наперегонки, в стороне от них послышался слабый крик, и оказалось, что в воде находится девочка шести лет. Она пыталась плыть к берегу, но сильное течение не давало ей это сделать. Мальчишки уже уплыли далеко и за поворотом реки вышли на берег отдохнуть. Они не видели, что происходит. А остальные ужасно перепугались и не знали, что делать. Девочка еле держалась на воде, течение относило ее все дальше и дальше. Они понимали, что ей нужно очень быстро помочь, но она была далеко. К тому же их пугало быстрое течение, и они стали звать на помощь, но вокруг никого не было.
И тут раздался неожиданный всплеск, кто-то прыгнул в воду и поплыл к девочке. Это был мальчик из соседнего поселка, который иногда ходил вместе с ними на речку. Все очень удивились: в том месте был очень высокий обрыв, а внизу торчали коряги. Мальчику пришлось плыть против течения. Преодолевая сопротивление воды, он быстро приближался к девочке, которая тем временем успела как-то ухватиться за торчащую из воды палку. Спаситель уже почти добрался до девочки, как вдруг сильная волна накрыла ее и оторвала от ветки. Но ему это не удалось. Тогда он снова бросился за ней. Так как плыл он быстро и теперь уже по течению, то смог догнать малышку. Она тут же схватилась за него, и они благополучно добрались до берега. Девочка была спасена.
Тут уже все подбежали к ней, стали укутывать в полотенца, спрашивать, как она. Узнав, где она живет, они отвезли ее домой. А спаситель скромно стоял в стороне, вытирая намокшие волосы. Все-таки не перевелись в наше время смелые, самоотверженные люди, готовые пойти на риск ради спасения жизни другого человека!

Рузаева Вероника 11 "б"

Я удивился человеку.

Здравствуй, деда, как дела?
В гости я к тебе пришла.

Здравствуй, здравствуй. Потихоньку.
Добрался до старых книг, в памяти одна легонько
Пробудила яркий миг.

Что такое? Что за время?
Может быть опять война?

Угадала, это бремя
Тяготит меня всегда…

Расскажи мне, что за случай
Приключился вдруг с тобой?

Хорошо, но только слушай
Ты рассказ мой фронтовой.

Было трудно всем тогда,
По России шла война.
Пулемёты и гранаты,
С неба разные снаряды,
Самолёты, поезда…

Познакомился я с парнем.
Не высок он был, не мал,
Отличался тот здоровьем,
Красноречьем не блистал.

Говорил, что жил в колхозе,
Там всё лето на покосе.
Он привык тяжёло жить,
Но с людьми всегда дружить:
Помогать и в жар, и в стужу,
Хотя занят был по уши.

Я хочу тебе сказать
По одёжке не встречать.
По беседе человека
Не узнаешь и в полвека.
Нужен случай, чтоб легко
Он открыл своё нутро.

Например, как пел Высоцкий,
Отправляйся в горы с ним,
Если он не тру убогий,
Станет другом твоим..

Но со мной однажды случай
Приключился на фронту:
Мы с моим знакомым Мишей,
Что в кохозе был "отличник",
Приползли на стан к врагу.

Поручили нам заданье
"Языка" впотьмах достать.
Доползти до немцев зданья, подстрелить, отшвартовать.

Ночь, темно, земля сырая,
Светят звёзды в небесах,
Страшно, жутко, но я знаю -
Родина в моих руках.

Видим немца в карауле,
Что один, как перст стоит.
Угрожаем ему дулом
И уводим напрямик.

Ну, а он, собака, крикнул,
Всех поднял, всех разбудил.
Тут меня как кто-то стукнул -
Это немец подстрелил.

Он геройски отличился -
Возвратил меня домой,
Но и немец не забылся,
Что был стражею ночной.

Тот товарищ к генералу
Приведён был на допрос,
Мише дали и награду,
Отпустили на покос.

Вот таких людей не сразу
Различаем мы в толпе,
Но живут не по приказу,
А по собственной стезе.

Так давайте же стремиться
К идеалу вновь и вновь,
И не в "предков" превратиться
Да поможет нам любовь.

Шевченко Олеся 11 "Б"

Удивительный человек.
Как сейчас вспоминаю эту историю, которая произошла пять лет назад.
Живу я в маленьком дворе, где все друг друга знают. В нашем дворе жил тогда парень, звали его Витька. Это был главный драчун и заводила. Если на улице драка, будьте уверены, без дворового вожака не обошлось. Витькина мама работала проводницей на поезде, и поэтому жил он с бабушкой. Бабуля души не чаяла в своём единственном внуке и никогда не верила в то, что её "детка" может кому-нибудь нагрубить или с кем-нибудь подраться.
Однажды, когда я шла из музыкальной школы, во дворе, как обычно сидел Витька. Но в этот раз он был совсем один. Сначала я по привычке хотела обойти дом с другой стороны и нырнуть в свой подъезд незаметно. Но что-то в поведении нашего хулигана меня насторожило. Он был какой-то странный и задумчивый. Если честно, таким я его никогда не видела. Спрятавшись за дерево, я стала наблюдать.
Сначала он как будто что-то в уме подсчитывал, а потом резко махнул рукой и побрёл. Меня как будто кто-то заставил пойти следом за ним. Он проскользнул в какой-то заброшенный двор, там был неказистый домишко, Витька проследовал туда. Минуту я сомневалась, а потом решилась туда войти.
Когда я зашла, то увидела такую картину: вокруг стен были сделаны перекладины, на которых сидели голуби! Целая куча голубей! Вернее стая: белые, серые, рябые. Как же я сразу не догадалась, ведь было слышно на улице курлыканье. Витька стоял ко мне спиной, в руке он держал голубя и поил его водой изо рта. Было видно, что птицы его не боятся, а, наоборот, любят. Так и стояла я, открыв рот. Но тут хулиган повернулся, я зажмурила глаза.
- Дурёха, не бойся, я не трону тебя, - сказал он непривычно ласково.
- Это твои голуби? - только и могла я спросить.
- Теперь мои. Когда-то я жил в деревне у другой бабушки, а там была голубятня. Я с детства ухаживал за голубями с моим дядей. Но когда дядю отправили на север, а бабушка умерла, то я переехал сюда. Я долго не знал о судьбе своих пернатых, но однажды увидел Тимку. Тимка - это мой любимый голубь. Вот он, - и он показал мне голубя, который только что пил воду.
- однажды я спас его от кошки. У него было сломано крыло. Я лечил его. Наш деревенский ветеринар говорил, что травма серьёзная и вряд ли птица выживет. Я не мог этого допустить. Ночами я вставал и поил его, бинтовал крылышко, давал витамины и капли из пипетки, и наконец-то Тимка поправился. Так и началась наша настоящая "мужская дружба".
- А что было потом? - спросила я.
- а потом был переезд, и я подумал, что больше никогда не увижу своего друга. Но он нашёл меня здесь, в городе! А следом за ним прилетели и другие голуби. Я уже не мог их держать в своей квартире. Так вот потихоньку смастерил я из этого брошенного дома голубятню. И прихожу сюда каждый день, кормлю и пою своих птиц.
Я смотрела на него во все глаза и ничего не понимала. Это тот хулиган Витька или не тот? Уж очень люди были разные. Но Витька не дал мне опомниться, схватил за руку и потащил.
- Идём скорее, я покажу тебе ещё что-то.
И мы пошли, а я всё оборачивалась, уж так всё происходящее казалось каким-то видением. Я даже забыла, что дома меня ждала мама.
Витька притащил меня к двери своей квартиры. Я стала упираться, а он посмотрел мне прямо в глаза и тихо сказал: "Не бойся". И я покорно шагнула за ним в открывшуюся дверь.
Дома была бабушка, которая очень обрадовалась нам и предложила ватрушки с вареньем. Ватрушек совсем не хотелось. Витька провёл меня в свою комнату. И тут я увидела чудо. В углу на коврике спал маленький котёнок.
- Какой хорошенький! - воскликнула я.
- Тише, не разбуди его, он ранен, - предупредил парень.
И тут я увидела, что крошечная лапка животного забинтована.
- Что с ним случилось? - осторожно поинтересовалась я.
- я спас его от бродячих псов, теперь он вне опасности, - гордо заявил Витька.
- Но почему же ты никогда никому не рассказывал о своих питомцах? - возмутилась я.
- Мои друзья знают о них, - спокойно сообщил он.
- А как же драки и хулиганство? - удивилась я.
- А мы дерёмся только с теми, кто обижает маленьких и слабых. Вот, например, Вовка подрался с соседским мальчишкой, который бил своего пса. А Серёга по заслугам отлупил Федьку за то, что он всё время издевался над своим попугаем. И вообще, у нас дружная команда. Ты приходи в гости, не стесняйся.
Бабушка всё-таки напоила нас чаем с ватрушками. И тогда я поняла, что она права, ведь Витька не может обидеть просто так. Этот человек меня удивил.
Когда я пошла домой, то всё время думала, что люди могут казаться не такими, какие они есть на самом деле. Вот я раньше боялась Витьки, думая, что он обычный хулиган, а он оказывается такими методами "учил" людей не обижать слабых и беззащитных. Этот случай научил меня не судить олюдях с первого раза. Понимать, что первое мнение о малознакомом человеке может быть обманчиво. Так и произошло с Витькой. Общество прозвало его хулиганом, личностью, которая нарушает общественный покой, а оказалось, что Витька - человек, способный делать добро и своими поступками побуждать остальных к хорошему.
Такая история произошла со мной несколько лет назад. А Витька выучился на ветеринара и уехал в другой город. Голуби тоже куда-то пропали. Но я уверена, они полетели вслед за своим другом.

Гуц Кристина 8 "А"
Права человека.

В современном мире значительное распространение получило убеждение, что права человека и есть лучший способ развития человеческой личности и организации общества. Каждому из нас желательно не ограничивать одну из опор жизнедеятельности другой, а найти иной выбор. Между защитой своей личности, свободы, достоинства должно быть ограничение по причине уважения свободы и достоинства других людей. Надо искать компромисс между реализацией своей свободы, выражения взглядов, естественной и неотчуждаемой, личности каждого, ведь любой может быть неготовым к её публичному обсуждению. Каждый должен быть разумным и морально ответственным за прямое и косвенное воздействие своих поступков на других людей. Это относится ко многим темам, возникающим в обществе.
Задача государства, закона, отдельных групп - помочь людям в согласовании их прав, в том числе и прибегая к моральным нормам, а не только юридическим путем.
К сожалению, в эти годы мы не можем выйти на решение не менее важных проблем, связанных с общественными и социальными явлениями в нашей стране.
Человек является продуктом биологической, социальной и культурной эволюции, он имеет потребности и способности.
Каждый из нас имеет свой вид деятельности, проявляет свои способности, пытается улучшить свою жизнь, самореализоваться.
Самореализация один из самых сложных путей в жизни человека. В этом слове заложен очень глубокий смысл. Самореализовать себя в жизни должен каждый, но не каждому это дается.
Человек должен осознавать смысл своей жизни, ставить себе цели и добиваться их. Мы знаем, что личность имеет свои права и не должна нарушать их. Нужно доказывать свое положение в обществе, если ты ставишь себя выше кого-то. Нужно не забывать, что помимо свободы есть еще и ответственность, которая способствует всему вышеперечисленному.
От свободы и ответственности зависит воспитание. Воспитание является главной причиной восприятия человека в обществе. С помощью познания своего воспитания и поведения формулируется характер человека.
Общество воспринимает тех людей, которые ведут себя просто. Оно не должно нарушать права людей. В систему прав человека входит: достоинство человека, права человека, безопасность человека. Все эти пункты основаны на общей системе ценностей, посвященным неприкосновенности личности. Они представляют основу для общего понимания права.
Свобода, равенство, солидарность - основные элементы прав человека. Такие свободы, как свобода мысли, совести и вероисповедания, а так же мнения, выражения, защищены правами человека.
"Все права человека для каждого" - это был девиз Венской всемирной конференции по правам человека в 1993 году. Жаль, что сейчас в нашей стране не приветствуется это высказывание. Права человека позволяют людям, а так же сообществам добиваться изменений в обществе для полной реализации прав человека.
"Безопасность человека" является, по сути, попыткой сконструировать глобальное общество, где безопасность личности стоит в центре международных приоритетов.
Надеюсь, что светские структуры, органы власти, международные структуры выскажут свои мысли и комментарии, критику и пытаются решить проблемы, часто возникающие в обществе.

Самышева Маргарита 8 "А".

Взаимоотношения людей разных национальностей.

Мы рождены, чтобы жить
совместно, наше общество -
свод из камней, который
обрушился бы, если бы один
не поддерживал другого.
Сенека.


С испокон веков Россия - страна, где проживает много народностей. Природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах.
Национальное происхождение - это просто дело случая, это не является ни достоинством, ни недостатком.
В мире приблизительно пять тысяч народов. А значит многим из них надо жить совместно, в одном доме - государстве. Естественно, возникают проблемы. Но мы должны быть терпимы к образу жизни, поведению, обычаям другого народа. Где бы мы не находились, мы всегда будем встречаться, общаться, сотрудничать или соперничать с людьми самых разных национальностей. Нет наций плохих или хороших, есть плохие или хорошие люди, а точнее, плохие или хорошие поступки. Например, герой Отечественной войны 1812 года Багратион - грузин, Пушкин - из арапов, Фонвизин - немец, Левитан, Пастернак - евреи, Куприн - татарин, Вахтангов и Хачатурян - армяне. Но разве их можно оторвать от русской культуры? Разве они сами не ощущали свою принадлежность к русской культуре?
Россия - многонациональное государство. Оно включает в себя более ста различных народов. Люди, которые проживают на нашей территории, обладают правами наравне с русскими. Но в то же время происходит их сильное выделение в русском обществе. Уже много десятилетий это остается острой, пока что неразрешимой проблемой во многих странах. Человек, попавший в чужую страну, чувствует себя неуютно, потому что у здешних людей другая культура, традиции, привычки, язык. И к этому иностранец привыкает постепенно. Но в то же время человек, который привык к вежливому отношению в своей стране, приехав в другую страну, замечает, что он лишен многих прав. Но что хуже всего, придя устраиваться на работу, его не берут, даже, если он хорошо говорит на языке или окончил какое-нибудь училище - и все это из-за того, что он говорит с акцентом, эмигрант из другой страны или просто человек другой расы. Нередко по телевизору можно услышать, как небольшая группа людей избила, проходившего мимо человека, причем просто оттого, что он другой национальности. Опечаливает то, что коренное население какой-либо местности не особо хочет воспринимать человека другой национальности. Конечно, найдутся люди, которые поддержали бы этого человека в тяжелом ему мире, но, к сожалению, таких людей сейчас очень мало.
Проблема национализма затрагивает многих людей. Ее пытаются решить на протяжении долгих лет. Определение "свои - чужие" прочно вошло в повседневную речь.
Раньше в Советском Союзе не было господствующей нации. Долгое время национальный вопрос считался решенным полностью, так как был ликвидирован национальный гнет, экономическая и культурная отсталость народов. Человек любой мог свободно передвигаться по всей территории СССР и везде его встречали доброжелательно. "СССР - не тюрьма народов. Это коммунальная квартира" (М. Гаспаров). После распада СССР ситуация резко изменилась. Появились такие слова как "мигранты" и "оккупанты".
Большую проблему представляют собой международный национализм - войны и другие конфликты, несущие международный характер.
Вспомним, что за прошедшие годы "полыхало пламя" более сорока вооруженных конфликтов: в Югославии, Грузии, Узбекистане, Армении, Афганистане, Северо-Кавказском регионе. Большинство конфликтов носило межнациональный характер. Они развертывались на территории одной или нескольких стран, переходя в полномасштабные войны. Что нужно сделать, чтобы не было войны, чтобы все люди жили дружно, с уважением относились к людям: для этого, я думаю, что все должны стать патриотами своей Родины. "Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный" (Н.А. Добролюбов). Эти определения помогают понять, что патриотизм должен проявляться в любви к своей Родине, а не в ненависти к другому народу.

Особенность России состоит в том, что ее население составляют более ста коренных народов, проживающих на разных территориях с древних времен, - это множество языков, культур, традиций. Казалось бы, такое богатство должно стать предметом величайшей гордости каждого россиянина, однако дело обстоит совсем не так. Этнические конфликты, этническое насилие, к сожалению, сопутствуют новейшей истории России. Их причины - территориальные, политические, экономические, этнические и религиозные претензии. Растущее национальное и религиозное самосознание порождает не только положительные тенденции, но, порой, генерирует нетерпимое отношение к представителям других этнических и религиозных групп, что в свою очередь является угрозой стабильности в обществе. В последнее время вопрос этнических отношений стоит остро не только в России, но и во всем мире (причины разные это и переселенцы в поисках лучшей жизни, но в последнее время наиболее актуальны проблемы связанные с - беженцами)

Часто дети испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого, именно, как другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества. Как показывают исследования B.C. Собкина, в начале XXI в. отмечается высокая степень распространения среди подростков межэтнических конфликтов. Почти каждый четвертый подросток г. Москвы принимает участие в подобных конфликтах. А склонных к проявлению интолерантного поведения около 10% школьников.

Нашу школу тоже посещают дети разных национальностей. И проблема межличностного общения периодически возникает.

Государственный заказ на воспитание культуры межнационального общения отражен в Конституции Российской Федерации, где отмечается: «...обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России, и их внедрение в систему среднего и высшего образования».

Исходя из этого, важнейшей задачей современной педагогики становится воспитание навыков и привычек позитивного межэтнического общения, культивирование у школьников уважения к истории и культуре своего народа, а затем и других народов, формирование у них высокой культуры межнационального общения.

Межнациональное общение - это определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами.

Воспитание культуры межнационального общения - такой же длительный процесс, как и воспитание других человеческих качеств. В ходе формирования культуры межнационального общения учитель и ученик проходят несколько ступеней или уровней:

толерантность (понятие «толерантность» в данном случае тождественно понятию «терпимость», поэтому является первой ступенью развития культуры межнационального общения)

понимание и принятие другой культуры

уважение другой культуры;

утверждение культурных различий.

Различают стихийное и целенаправленное формирование личности. Качества личности формируют с помощью специальных средств воспитания и обучения. Средство в философской энциклопедии определяется как центральное звено в структуре осмысленной, полагающей и реализующей определенную цель человеческой деятельности.

Доказано, что особенности межэтнического восприятия обусловлены возрастом и социальными условиями развития. С одной стороны, дети до 6 лет имеют достаточно размытое представление о своей национальности, в то же время уже в 4 года у ребенка начинает формироваться отношение к человеку другой национальности.

По данным Ф. Уэссти, дошкольники и младшие школьники остаются в большинстве своем непредубежденными, но уже с 9 лет эмоциональные предпочтения складываются в устойчивые стереотипы, изменить которые становится очень трудно.

Именно в этом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности.

Уже в подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или негативное отношение к другим; особое значение для ребенка приобретает его собственная жизненная позиция.

Для толерантного отношения у подрастающего поколения необходимо формировать:

    уважение к другим народам и культурам,

    готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем;

    нужно научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы;

    стимулировать желание познавать разные культуры;

    формировать толерантность к этническим культурам,

    учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты.

Воспитательная работа по формированию данных качеств должна проходить в системе.

Воспитание у школьников культуры межнациональных отношений осуществляется, прежде всего, на уроках, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы.

Необходимо развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, за ее многонациональный народ, являющийся единственным источников власти в стране, на территории которой веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов. Формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашего государства. Концентрировать внимание школьников на теме национального воспитательного идеала («высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России») и на базовых национальных ценностях россиян (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, религия, наука, искусство, природа и т.д.). Этому способствуют такие внеклассные мероприятия как классные часы «Мы – Россияне», «Символы государства Российского», «Конституция –главный закон страны», «Я гражданином быть обязан» и дни правовых знаний.

Нужно создавать на учебных занятиях такие ситуации, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью сыновей-патриотов, её выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Данную задачу можно решать на уроках и классных мероприятиях по теме «Герои Великой Отечественной войны», «Поздравь ветерана», «Герои земли русской…» и т.д.

Важную роль в процессе обучения, по моему мнению, нужно отвести игре. В процессе использования ролевой игры формируются навыки культуры межнационального общения. Эта форма обучения достаточно занимательна. В игре легко можно выяснить отношение школьников к какой-либо проблеме, она дает ребенку возможность получить конкретный личный опыт и сформировать собственное суждение по проблеме. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и способствует, таким образом, более глубокому осмыслению проблемы.

Особую популярность среди педагогов и учеников приобрела игра «Голубоглазые и кареглазые» из сборника, изданного в Москве в 1995 г. Она вызывает особые эмоциональные переживания, высвечивая проблему дискриминации по расовому (национальному) признаку. Эта игра создает простейшую модель дискриминации части населения страны на основе одного произвольно взятого признака. При этом учащиеся сами оказываются в положении либо дискриминируемой, либо дискриминирующей стороны.

Продуктивны и весьма интересны специально организованные диспуты и беседы: «Традиции моего народа», «Путешествие в мир ислама» и др. На таких занятиях обучающиеся подробно узнавали бы о культуре разных народов. На уроках можно было бы посещать музеи, смотреть фильмы об истории образования краёв, областей, изучать их фольклор, в том числе и виртуально, с использованием ИКТ.

Для более охотного и доброжелательного общения с людьми других национальностей было бы неплохо осуществлять различные экскурсии в регионы, где поживают представители других культур. Устраивать там концерты, представляя обычаи и традиции коренного населения, проводить лекции и слушания. Попытаться проводить обучение учеников в школах «по обмену» для развития между ними общения и усваивания быта разных народов.

Очень важно семейное воспитание в данном вопросе. Для этого можно проводить беседы с родителями на темы «Отношение к представителям другой национальности в вашей семье», «Мой ребёнок в сфере межнациональных отношений».

Доклады и лекции на патриотические темы подойдут старшим классам. Здесь они могут дать волю фантазии и сами подготовить творческие материалы. Это могут быть и доклады о своей родине, и собственные сочинения, стихи, рассказы о героях-соотечественниках и многое другое.

Для того чтобы ближе узнать культуру других народов, помогут различные концерты, фольклорно-этнографические вечера, часы поэзии, музыки. Тут с лёгкостью можно представить детям творчество знаменитых людей разных национальностей.

Школьникам полезно будет устраивать классные часы типа «Мои друзья другой национальности» или « Как найти общий язык со сверстниками других национальностей», а также мониторинговые исследования на отношение к людям другой национальности, на знание культуры других национальностей, живущих в нашей стране и т.д.

Поделится своим опытом о разнообразных формах внеклассной работы по данной проблеме Алипкалиева Г.А