Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Система государственного управления. Сочинение: Государственная служба

Система государственного управления. Сочинение: Государственная служба

Наименование образовательного
учреждения
ФИ учащегося
Класс
ФИО преподавателя
Телефон
КГУ "Средняя школа имени Б.
Момышулы села Пограничник
Достыкского сельского округа города
Аксу"
Чернышов Егор
7
Макарова Ольга Геннадьевна
+77774106122
Эссе

Государственная служба ­ верное служение в интересах страны
Мне только 13 лет, и рассуждать о профессиях государственной службы
мне нелегко. Прежде всего я задал себе вопросы "кого можно отнести к
государственным служащим?", " чья работа ­ это служение стране и народу?"
и "что есть служение?"
Термин "служение",
согласно "Толковому словарю живого
великорусского языка" В. И. Даля, отождествляется с понятиями "служить",
"служба". "Служение", т.е. "служба", есть употребление, польза, угода,
деятельность, жизнь для других, услуга, полезное дело. "Служить" по В. И.
Далю – это "состоять на государственной или общественной службе, при
должности, занимать место с известными обязанностями, быть при месте".
Государственная служба по своему определению предназначена прежде
всего для того, чтобы обеспечить функций государства и государственных
органов. По моему мнению, сочетание «государственная служба» говорит
само за себя. Государственный чиновник в любом государстве служит, прежде
всего, своему государству. Данный вывод вытекает уже из самого его
названия - «государственный служащий», т.е. служащий государству. Это и
президент, и его администрация, и различные министерства, суды, и
работники акиматов, это и полицейские.
доброжелательностью,
Человек,находящийся на государственной службе, служит народу,
поэтому он должен обладать определенными качествами: честностью,
коммуникабельностью,
воспитанностью,

информированностью,

образованностью,
эрудированностью. Он должен быть истинным патриотом своей страны,
справедливым, преданным своему делу.
Все перечисленные качества
являются обязательными для госслужащего. Человек, обладающий этими
качествами, будет являться профессионалом в своем деле.

ответственностью,
Служение государству и обществу - нравственная категория. В
госучреждениях есть много коррупции, это явление надо искоренять, и
привлекать к ответственности за коррупционные действия. Я считаю,что
каждый
препятствовать
уважающий себя казахстанец
в целях развития правовой
коррупционным действиям госслужающих
грамотности населения.
должен

основные

определил
Н.А.Назарбаев
В стратегии развития страны до 2030 года Президент Республики
Казахстан
направления
совершенствования государственной службы. В этой связи возникла
необходимость в создании эффективной стабильной правовой системы,
регулирующей отношения в сфере государственной службы.
Президент
страны в своем Послании народу Казахстана «Казахстан – 2030» подчеркнул,
что «чиновник новой генерации – это слуга нации, патриотичный и
справедливый, преданный своему делу и профессиональный». Именно это
ожидает общество от современной государственной службы.
В заключение,
хочу призвать людей,
находящихся на
государственной службе к честному труду во благо народа. Ведь честный
труд ­ залог процветания государства. А успешное развитие Казахстана
связано с работой грамотных, честных и принципиальных государственных
служащих.

Конкурсное сочинение

«Мемлекеттік қызмет-елдің мүддесіне адал еңбек»

ученицы 9 «Б» класса

средней школы № 2

Избасаровой Жанны

Учитель: Тлеугалиева Зульфия Газизовна

Самый несчастный из людей тот,

Для которого в мире не оказалось работы.

А.П.Чехов

План.

І Вступление.

Выбор профессии- сложное дело.

ІІ Основная часть .

1.Информированность учащихся школы о государственной службе.

2.Качества,которыми должен обладать госслужащий.

3.Государственная служба – честное служение народу.

ІІІ Заключение .

Честное служение народу-залог процветания страны.

Правильно выбрать профессию-сложный и очень ответственный шаг в жизни человека,от выбора професии во много зависит и наша судьба.В будущем я хочу выбрать себе профессию по душе. Когда в небе падает звезда,люди загадывают себе желание и верят в то,что оно исполнится.Я верю,что и я выберу себе любимую профессию и буду служить во благо государства.

Существует множество различных профессий и специальностей.Человек выбирает себе из множества профессий одну,руководствуясь при этом порывали души,обстаятельствами,окружающей средой, возможностями. Поэтому,для правильного выбора професси, молодежь должна получать знания в школе и в дальнейшем развивать эти навыки.

В средней школе №2 в течение учебного года проводятся беседы с учащимися выпускных классов по выбору профессии. Ежегодно представители государственных учреждений посещают школу и ведут беседы по профориентации.

В школе проводятся классные часы «Нет коррупции!». Хорошо известно,что коррупция процветает в государственных учреждениях. Поэтому,глава государства Н.А. Назарбаев в ежегодном «Послании народу Казахстана» призывает вести жесткую борьбу с коррупцией,т.к. на государственной службе должны работать честные и порядочные люди.

По моему мнению, сочетание «государственная служба» говорит само за себя.Человек,находящийся на государственной службе, служит народу, он является слугой народа и должен обладать определенными качествами.Я думаю, что госслужащий должен обладать следующими основными характеристиками: честностью, воспитанностью, доброжелательностью, коммуникабельностью, информированностью, ответственностью, образованностью, эрудированностью. Все перечисленные качества являются обязательными для госслужащего.Человек, обладающий этими качествами, будет являться профессионалом в своем деле.

Как было сказано выше, государственные служащие- это слуги народа, поэтому, эти люди должны быть профессионально развиты и деятельны, а главное –честны.

В госучреждениях есть много коррупции и это пагубное явление надо в корне искоренять и привлекать к ответственности за коррупционные действия.

Я считаю,что каждый уважающий себя казахстанец должен препятствовать коррупционным действиям госслужающих в целях развития правовой грамотности населения.

Также госслужающий должны самосовершенствоваться,т.к. жизнь преподносит нововведения во все сферы жизни.Поэтому, госслужащий должен быть всесторонне развитым и информированным.

Коммуникабельность, терпимость, доброжелательность должны быть главными чертами характера госслужащего, потому что он работает с большим количеством людей, а добро порождает добро.

В заключение, хочу призвать людей, находящихся на государственной службе к честному труду во благо народа.Ведь честный труд-залог процветания государства.

Свое сочинение хочу закончить словами великого русского поэта А.С. Пушкина.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Государственную политику призваны реализовать кадры управления, административный аппарат, государственные служащие, олицетворяющие государственную власть. Аппарат формирует политическая власть, которой он служит. Занятые в аппарате государственные служащие выполняют свои профессиональные обязанности в соответствии с положением, занимаемой должностью.

Какова бы ни была сущность общественного строя, эффективность государства зависит прежде всего от работы государственного аппарата. Поэтому к государственным служащим повсюду предъявляются высокие требования со стороны общества, принимаются специальные кодексы повеления государственных служащих. Сотрудники аппарата должны понимать свое назначение, чувствовать причастность к решению текущих и перспективных задач, честно трудиться на благо работодателя, т.е. государства, народа, что означает: точно и своевременно исполнять законы, указы, постановления, решения судов, добиваться соблюдения исполнительской дисциплины повсюду, где затрагиваются интересы государства, права граждан.

На Западе используются две системы государственной службы: а) кадровая, б) контрактная. Кадровая служба предполагает длительное (вплоть до пожизненного) нахождение на госслужбе с подчинением требованиям статуса. Например, в Германии, Франции чиновник не может быть уволен, допускается только перевод на другое место. Контрактные госслужащие близки к обычным наемным работникам, они, в сущности, менеджеры, а их босс - государство в лице какого-то органа. Переход их из госслужбы в бизнес и обратно свободен. Контрактная служба характерна для США. Однако и здесь есть список должностей, увалить с которых новый президент не имеет права.

К государственным служащим предъявляются квалификационные требования по уровню профессионального образования, стажу и опыту работы по специальности, знанию конституции, законов и иных правовых актов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Государственной службой в России является профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ, иных государственных органов Российской Федерации и субъектов РФ, а также лиц, замещающих государственные должности для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ. Гражданин, осуществляющий деятельность на должности государственной службы, является государственным служащим. Государственные служащие работают на основании служебного контракта, а не трудового договора.

Система государственной службы включает гражданскую, военную и правоохранительную службы. Гражданская государственная служба подразделяется на федеральную государственную службу и государственную службу субъекта РФ. Военная и правоохранительная являются видами федеральной государственной службы.

Построение и функционирование системы государственной службы базируются на принципах федерализма, законности, приоритета прав и свобод человека, равного доступа граждан к госслужбе, открытости, профессионализма и компетентности, общественного контроля.

Должности государственной службы распределяются по труппам и категориям. Проходящим федеральную госслужбу присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания, а госслужбу субъектов РФ - классные чины. Соотношение должностей определяется указами Президента РФ. Составляется Реестр должностей государственной службы отдельно по Российской Федерации и субъектам РФ. В государственных органах могут предусматриваться должности, не являющиеся должностями государственной службы. Деятельность работников на таких должностях регулируется законодательством о труде.

Нанимателем на федеральную государственную службу является Российская Федерация, на гражданскую службу субъекта РФ - субъект РФ. Нормативными актами утверждаются квалификационные требования к гражданам для замещения государственных должностей. Вакантные должности госслужбы замешаются по конкурсу. Граждане могут поступать на госслужбу и по контракту, заключаемому на определенный или неопределенный срок, срок обучения или после его окончания.

На деятельность, связанную с государственной службой, установлены ограничения. Государственный служащий не вправе:

  • заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой, а также предпринимательством лично или через доверенных лиц;
  • быть депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  • получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего, вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, ссуды и т.п.), связанные с исполнением должностных обязанностей;
  • участвовать в забастовках;
  • использовать служебное положение в интересах политических партий, объели нений;
  • использовать в неслужебных целях средства технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество;
  • состоять членом органа управления коммерческой организации, если на это нет соответствующего решения компетентного государственного органа.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций; представлять в органы налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, валяющихся объектами налогообложения.

Государственный служащий, с одной стороны, ограничен в деятельности существующими нормами, а с другой - должен проявлять инициативу, гибкость, уметь приспосабливаться к смене приоритетов на политической арене. Он участвует в выработке решений в области политики, помогает политикам определять ее возможные результаты, выступает как эксперт, информируя об уровне знаний в данной области, адаптирует стратегические цели к решениям на среднем и нижнем уровнях, согласуя их с новыми политическими направлениями, организует реализацию решений, принятых на уровне большой политики, воплощает их в конкретные документы.

В целях обеспечения гражданам равного в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой доступа к федеральной государственной службе замещение вакантных должностей федеральных государственных служащих осуществляется на основе проведения конкурсов.

Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата - победителя в конкурсе на соответствующую должность. Решение по результатам конкурса оформляется приказом государственного органа.

Для стимулирования повышения квалификации государственных служащих введена их аттестация.

Руководитель государственного органа с учетом результатов аттестации принимает решение о повышении служащего в должности, о присвоении очередного квалификационного разряда, об изменении надбавки за особые условия службы, о включении служащего в резерв на выдвижение на вышестоящую должность. Служащий в случае признания его не соответствующим замещаемой должности направляется на повышение квалификации либо с его согласия переводится на другую должность.

Субъекты РФ и муниципальные образования руководствуются этими же положениями при аттестации служащих органов государственной власти и местного самоуправления.

Квалификационные требования по должностям федеральной государственной службы, валяющиеся основой для проведения конкурсов на замещение вакансий и аттестации кадров, разрабатываются Советом по вопросам государственной службы при Президенте РФ.

В стране насчитывается около 1130 тыс. государственных и муниципальных служащих (без силовых структур), из них 400 тыс. - федеральные, остальные - в регионах и местных органах. В свою очередь, федеральные служащие заняты: в центральном аппарате - 30,3 тыс. чел., территориальных органах - 382 тыс. чел. По сравнению с СССР численность аппарата значительно возросла, но остается намного ниже, чем в развитых странах. В таблице приводятся сравнительные данные о численности работников федеральных органов исполнительной власти.

Доля государственных служащих в занятом населении составляет, %: Россия - 1,7; США - 15; Германия - 13; Япония - 8,8; Франция - 22. Но следует иметь в виду, что, например, в Германии учителя относятся к государственным служащим, а в России - нет.

Каждый орган государственной власти имеет свой аппарат служащих, призванный обеспечивать его деятельность. Аппараты всех ветвей власти составляют единый государственный аппарат, имеющий несколько иерархических слоев: департаменты, управления, секретариаты. В составе департаментов и управлений создаются отделы, которые могут функционировать и как самостоятельные подразделения.

При формировании конкретного аппарата управления применяются различные подходы: функциональный (под определенные задачи); профессиональный (с учетом профессиональной пригодности); технократический (свобода от политических пристрастий); фракционный (с учетом групповых квот). В зависимости от уровня управления предпочтение отдается тем или иным подходам. Различают также функции руководства (анализ, прогнозирование, опережающее реагирование, умение провести в жизнь намеченное) и технического обеспечения (новые технологии управления, компьютеризация, информатика).

Чтобы аппарат работал уверенно, разрабатываются количественно оцениваемые и четкие требования к компетентности и психологическим качествам служащих; инструкции, определяющие, кто, на каком уровне, какое принимает решение; критерии оценки деятельности ведомств и должностных лиц; порядок документооборота. Работа аппарата оценивается прежде всего по количеству новых идей, обоснованных предложений, оперативности решения вопросов.

Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 утверждены Общие принципы служебного поведения государственных служащих. Они призваны повысить доверие общества к государственным институтам, исключить злоупотребления на госслужбе при исполнении должностных (служебных) обязанностей, углубить осознание государственными служащими своей ответственности перед государством, обществом, гражданами. Государственные служащие должны отдавать приоритет государственным интересам, быть профессионалами, добросовестно исполнять служебные обязанности, обладать неангажированностью и независимостью от каких-либо профессиональных и политических групп и организаций, высокими морально-нравственными качествами.

Государственный служащий не допускает влияния личных интересов на исполнение должностных обязанностей, политических партий на свою служебную деятельность, избегает конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации или авторитету государственного органа; воздерживается от публичных выступлений, суждений, оценок в отношении безопасности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности. Государственный служащий обязан признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Каждый гражданин имеет право получать, а государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Государственная власть везде является привилегией, но не везде она по назначению используется; история полна примеров присутствия у власть имущих самых негативных личных качеств. Поэтому к высшим руководителям предъявляются особые требования. Высшие должности могут занять люди любой профессии, так как профессионализм здесь требуется не в конкретной профессии и не в политическом, хозяйственном опыте, а по совокупности качеств.

Способность к подвижническому служению общему делу доказывается всей предыдущей жизнью и деятельностью. Выдвижение должно быть логичным по результатам прежней работы, понятным и естественным, подкрепляться политическим весом, авторитетом. Эти качества надо рассматривать как важнейшие, их нельзя компенсировать ничем, без них нельзя преуспеть, даже обладая энергией молодости.

В США для отбора высших государственных служащих используется специальная модель «Ядро квалификации высших руководителей». Претендующий на высокую должность обязан соответствовать критериям этой модели. Он заполняет специальную форму, где отражает свою деятельность и ее результаты. Специальный совет проверяет его компетентность и дает заключение.

Приняли законы по этике федеральных чиновников. Им, в частности, запрещено:

  • участвовать в политической деятельности, кроме голосования на выборах;
  • лоббировать в любой форме в период государственной службы и в течение определенного времени после ухода с нее;
  • получать деньги за выполнение должностных обязанностей из любых источников, кроме правительства США;
  • иметь финансовые интересы, противоречащие должностным обязанностям, использовать для их удовлетворения служебную информацию;
  • получать компенсацию за представительство чьих-либо интересов. кроме официальных, своих как частного лица, интересов близких членов семьи;
  • использовать свой офис для личной выгоды;
  • принимать подарки за исполнение (неисполнение) своих обязанностей (разрешается принять из одного источника подарок на сумму до 20 долл., но не более 50 долл. от одного лица в год).

Кодекс этики правительственной службы требует служения общественным интересам, проявления личных высоких моральных качеств, стремления к профессиональному превосходству, поддержания этических норм в организации. Каждое лицо, находящееся на государственной службе, должно ставить преданность высоким моральным принципам и государству выше преданности отдельным лицам, партиям или государственным органам; поддерживать конституцию страны, законы и постановления государства, органов власти и не поддерживать тех, кто уклоняется от их исполнения.

Советская кадровая политика была чрезвычайно жесткой, требовала беспрекословного подчинения служебному долгу, интересам государства. Малейшие проявления даже попыток ставить личные интересы выше общих беспощадно пресекались независимо от служебного ранга. Применялся номенклатурный принцип подбора кадров для всех уровней власти и управления. Невозможно было перейти на более высокий уровень, не пройдя все предыдущие. Секретарем обкома КПСС нельзя было стать, как правило, лицам моложе 45 лет, а секретарем ЦК КПСС - 50, министром - 55 лет. Это гарантировало качественный отбор по критериям, очевидным и убедительным для всех.

Костяк кадров составляли выдвиженцы, т.е. социально надежные, прошедшие все ступени административного или хозяйственного управления люди. Контроль за работой государственного аппарата осуществляли партийные комитеты, что исключало попадание на ответственные посты случайных людей (приятельские отношения могли играть роль лишь при прочих равных показателях). Работа госслужащего была престижной и высокооплачиваемой. Весьма стимулировала возможность карьерного продвижения, особенно в связи с переездом из региона в Москву. Переход с преуспевающего предприятия на заурядную должность в министерстве считался венцом карьеры.

С распадом СССР резко понизился статус государственной службы, коренным образом изменилась кадровая политика, разрушилась система подготовки и распределения кадров. Вплоть до 2000 г. из органов государственного управления уходили квалифицированные специалисты. В результате снизился профессиональный уровень государственных служащих. На ответственных постах, позволяющих распоряжаться огромными ресурсами, оказались случайные люди. Государство оказалось неконкурентоспособным на рынке квалифицированного управленческого труда. Специалисты, проработав 2-3 года в аппарате и установив полезные связи, уходили в заранее подготовленные фирмы.

Основной причиной явилась низкая оплата труда во всей бюджетной сфере и государственном секторе в целом, хотя этому трудно найти обоснование, почему здесь оплата труда обязательно должна быть ниже, чем в частном секторе, за равноценную работу. В производственном секторе разницы быть никакой не должно. Государственные компании живут по законам рынка. Государство для управления ими нанимает по контракту менеджеров, которым безразлично, на какого собственника работать. Например, во Франции так управляются крупнейшие госкомпании «Газ де Франс», «Электрист де Франс».

Аналогичное положение и в основных отраслях социальной сферы, например в образовании. Оплата учителя в частной и государственной школах не может существенно различаться по объективны м причинам.

С принятием нового законодательства ситуация в отношении государственных служащих меняется в лучшую сторону. Закон о гражданской государственной службе вводит политические должности, к которым отнесены министры и их первые заместители. На эти должности претенденты назначаются, на прочие должности - используются конкурсы и контракты. В оплате госслужащих резко повышается роль премий и надбавок, они могут превышать собственно оклад и выплачиваться за конкретные достижения. Другой стимул - перспективы карьерного роста, сохраняется и пакет социальных льгот (медобслуживание, пенсионное обеспечение).

Для защиты госслужащего от субъективного к нему отношения своего ведомства вводится практика подбора кадров через карьерную кадровую службу, назначение политических руководителей высшим руководством. Вводятся стандарты обслуживания в госучреждениях, регламентирующих деятельность чиновников. Для ограничения сферы администрирования разрешительный принцип заменяется заявительным, позволяющим минимизировать зависимость юридических и физических лиц от своеволия нечестных чиновников. Вводятся административные суды, где граждане могут разрешать споры с государственными органами.

В организацию подготовки и переподготовки кадров внесено плановое начало. Правительство РФ утвердило государственный план подготовки управленческих кадров для народного хозяйства. Предусмотрена подготовка в вузах ежегодно 5 тыс. чел. Финансирование осуществляется за счет федерального, региональных бюджетов, организаций. граждан. Функции государственного заказчика и контроль за реализацией плана возложены на Минэкономразвития России.

Утверждается также государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Он формируется на основе заявок федеральных органов исполнительной власти. Сформированный проект заказа представляется в Правительство РФ на утверждение. Федеральная служба по труду и занятости является государственным заказчиком работ и услуг по научному, методическому, учебному, информационному сопровождению государственного заказа. Средства на исполнение заказа выделяет Минфин России.

Грубым нарушением дисциплины в системе государственной службы является неисполнение законов, указов Президента РФ, вступивших в силу решений судов. Оно может проявляться в нарушении порядка применения норм и сроков исполнения, установлении не предусмотренных нормативными правовыми актами процедур реализации прав граждан, искажений содержания актов.

Персональную ответственность за состояние исполнительской дисциплины несут руководители федеральных органов власти и главы исполнительной власти субъектов РФ. Они обязаны, в частности, рассматривать не позднее трех дней сообщения в средствах массовой информации о нарушениях подчиненными должностными лицами и работниками законов, указов, неисполнении государственными служащими законов, указов, решений судов. Итоги рассмотрения должны быть направлены в соответствующие средства массовой информации не позднее двух недель с момента опубликования.

На страже интересов граждан выступают законы Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «Об основах государственной службы Российской Федерации».

При обжаловании в суд действий, нарушающих права гражданина, на государственные органы, государственных служащих, другие организации и лица, действия которых обжалуются, возлагается обязанность документально доказать законность обжалуемых действий; гражданин в свою очередь обязан доказать лишь факт нарушения своих прав и свобод. Установив обоснованность жалобы, суд определяет меру, предусмотренную Законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» и другими законами. Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия признаны незаконными, так и на тех, кем предоставлена информация, ставшая основанием для незаконных действий.

В Гражданском кодексе РФ установлено, что вред, причиненный в результате незаконных действий государственных органов, возмещается за счет казны Российской Федерации или субъекта РФ. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы (Минфин России).

Для борьбы с коррупцией сокращаются те государственные функции, где чиновник может принять решение по усмотрению, а также выводятся технические и обслуживающие функции за пределы госаппарата, т.е. разгосударствляются. Этой цели служит система электронных административных регламентов, позволяющих формализовать при подготовке документов набор возможных решений и контроль их исполнения. Для этого в ведомстве составляется карта, где указываются функции и полномочия. Задается маршрут движения документа. Если появляется отклонение от маршрута, то на пульте у руководителя срабатывает «си тал тревоги».

Государственную службу координирует Управление кадровой политики Президента РФ. Управление участвует в формировании кадрового резерва для замещения государственных должностей, назначение на которые осуществляет Президент РФ; изучает кадровую ситуацию в органах исполнительной власти; обеспечивает кадровую политику Президента РФ в субъектах РФ.

Управление готовит и представляет необходимые документы по вопросам назначения Президентом РФ на государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, присвоения Президентом воинских званий высших офицеров, высших специальных званий, дипломатических рангов, квалификационных разрядов и классных чинов.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Судебные решения

Госслужба - труд и жизнь на благо страны

Отбор госслужащих с соблюдением принципов меритократии - веление времени.

Мне как специалисту в области современного менеджмента хотелось бы высказать свои соображения по первому разделу 100 шагов Плана нации, касающемуся формирования профессионального государственного аппарата. Встает закономерный вопрос: почему Глава государства уделяет этому вопросу первостепенное внимание? Дело в том, что государственная кадровая политика Республики Казахстан - одно из приоритетных направлений деятельности государства в координации мероприятий по развитию и совершенствованию трудового потенциала страны.

Государственная кадровая политика включает разработку общих принципов работы с людьми, их воспитание, обучение, общеобразовательную, специальную подготовку, переподготовку, повышение квалификации. Основополагающая функция государства - оптимальный подбор и расстановка кадров, их развитие, создание условий для поддержания необходимого профессионального уровня во всех сферах хозяйственного и культурного созидания. По какому же пути должно идти, по мнению Лидера нации, дальнейшее формирование профессионального государственного аппарата в нашей стране?

Должна быть установлена система обеспечения госслужбы надежными, профессиональными специалистами, которые в своей повседневной деятельности не только могли бы выполнять квалифицированно стоящие перед ними задачи, но и своим поведением способствовали бы росту уважения и авторитета к органам государственного управления и государства в целом, добиваясь понимания и поддержки народа. В связи с этим, по мнению Главы государства, необходима модернизация процедуры приема на госслужбу. Поступление должно начинаться с низовых должностей, а отбор кандидатов на низовые должности и карьерное продвижение осуществляться на основе компетентностного подхода.

В этом контексте усиливается роль Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции РК. Требуется обязательный испытательный срок для впервые поступивших на госслужбу. Состоятся введение региональных корректирующих коэффициентов к должностному окладу госслужащих; обязательное предоставление служебного жилья ротируемым госслужащим на период исполнения должностных обязанностей без права приватизации.

На сегодня, по мнению многих видных ученых-политологов, одним из самых важных аспектов реформирования госслужбы является внедрение системы принципов меритократии. Это приводит, как правило, к экономическому росту и предотвращению коррупции, в то время как политические назначения ассоциируются с большим уровнем коррупции. Исторически сложилось, что отбор госслужащих с соблюдением принципов меритократии был редким феноменом.

До сих пор в мире существовали четыре альтернативных способа отбора: наследственный, путем выборов, покупка должности и патронат. Учитывая все это, Глава государства обосновывает необходимость перехода в перспективе на конкурсный отбор для карьерного продвижения госслужащих. Он обращает особое внимание на укрепление принципа меритократии за счет выдвижения на вышестоящие должности корпуса «Б» только по конкурсу из числа госслужащих, занимающих нижестоящие должности.

Если посмотреть на опыт западных стран, то можно заметить общий тренд в сторону профессионализации госслужбы через централизацию кадровых функций всех центральных госорганов в одну центральную кадровую службу. Тем самым обеспечивается фокусирование линейных министерств на своих основных профильных функциях. Это дает возможность минимизировать риски патронатных отношений в госорганах.

Кроме того, некоторые зарубежные страны, например Новая Зеландия, проводят реформы по децентрализации и дерегулированию процесса отбора госслужащих, чтобы сделать данный процесс более гибким, открытым и комплексным. Чтобы внедрить в отечественную практику позитивный зарубежный опыт, Президентом РК ставится задача обеспечить допуск к работе на госслужбе для зарубежных менеджеров, отдельных специалистов из частного сектора и граждан РК - сотрудников международных организаций.

Нельзя забывать и о проблеме этики. Перед госслужащим возникает вопрос морального выбора в процессе его профессиональной деятельности. Этика наряду с психологическими, педагогическими, экономическими и другими компонентами - очень важная составляющая в профессиональной культуре административных работников. Отсюда вполне уместными представляются предложения Лидера нации о внедрении новых этических правил, разработки этического кодекса госслужбы.

Общим наследием прошлого стала размытость морально-этических основ общества. Тоталитарная система воспитала понимание того, что государственная собственность является «ничейной» и «урывать куски» не является аморальным. В результате мелкое «несунство» стало массовым. Оно не осуждалось обществом и даже поощрялось на бытовом уровне.

Преодолевать такое восприятие в обществе приходилось в период, когда появилась частная собственность, проходил процесс приватизации. Это не могло не сказаться на высоком уровне коррупции. Не зря в «100 шагах» вопросу усиления борьбы с коррупцией уделяется первостепенное внимание. Нельзя упускать из виду то, что свои ответственные функции госслужба в полной мере может осуществить лишь при условии, если будет функционировать как правовой институт. В связи с этим нужно полностью согласиться с рекомендациями Президента страны о целесообразности принятия нового закона о госслужбе, проведения комплексной аттестации действующих госслужащих после принятия данного закона.

А в заключение скажу, что госслужащие - это кадровый состав только государственных органов. При этом «служба» в знаменитом словаре русского языка Владимира Даля трактуется как польза, угода, деятельность, жизнь для других.

Рашит КАРЕНОВ, заведующий кафедрой менеджмента КарГУ им. Е. Букетова, доктор экономических наук, Почетный работник образования РК

Введение

1. Понятие и основные принципы государственнойслужбы

2. Понятие и классификация государственныхслужащих

3. Правовое регулированиегосударственной службы

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Государственная службаявляется неотъемлемой частью государства, ибо благодаря её существованиюдостигается две цели: осуществляется государственное управление, а такжеобеспечивается конституционное право каждого гражданина принимать участие вэтом управлении. Рассмотрение административно – правового статуса госслужащих,а также их классификация позволит нам более полно понять ту важность данногоинститута для нашего общества и государства, которую трудно переоценить вусловиях непрерывно меняющегося времени. Государственнаяслужба - важнейший административно-правовой институт, которому в системеадминистративно-правового регулирования отведена роль «локомотива»для обеспечения «движения» государственного управления.

Цели и задачи работы.Целью данной работы является формирование целостного представления огосударственной службе, государственных служащих, их административно – правовомстатусе. Правовой статус в свою очередь поможет нам уяснить классификациюгосслужащих. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

ü Определение понятияи основных принципов государственной службы;

ü Проследитьклассификацию государственных служащих;

ü Изучениенормативно – правовой базы государственной службы в настоящий момент;

Посредством изучениянормативно – правовой базы при написании данной курсовой применялись различныеобщенаучные методы исследования. Был применен системный подход крассматриваемой проблеме, анализировалось законодательство о государственнойслужбе, история его развития на современном этапе. На основеформально-юридического метода были даны общее определение и классификацияпонятий, исследовались их признаки.

Широко в работеиспользуются и правовые акты, начиная с Конституции и заканчивая подзаконными.Они помогают дать более полную характеристику правового статуса госслужащего,увидеть недостатки и положительные моменты реформирования государственнойслужбы и более полно охватить затрагиваемую проблему.


1. Понятие иосновные принципы государственной службы

Государственная службаРоссийской Федерации – вид государственной службы, представляющий собойпрофессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации надолжностях государственной службы Российской Федерации по обеспечениюисполнения полномочий федеральных государственных органов, государственныхорганов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственныедолжности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должностисубъектов Российской Федерации.

1) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов надиными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями и т.п. Этотпринцип является всеобщим, не имеет и не может иметь каких-либо исключений длякого бы то ни было. Обязанность всех органов государственной власти, всехгосударственных служащих соблюдать Конституцию Российской Федерации ифедеральные законы на территории Российской Федерации является необходимымусловием функционирования государства и реализации законности.

2) Приоритет прав исвобод человека и гражданина. Человек, егоправа и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прави свобод человека и гражданина - обязанность государства.В конечном счете, данный принцип определяет главный смысл и содержаниедеятельности государственных служащих. Серьезным нарушением приоритета прав исвобод следует считать случаи, когда сами государственные служащие не соблюдаютправа человека, защита которых является сущностью их деятельности.

3) Единство правовыхи организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службысубъектов Российской Федерации. Этотпринцип непосредственно вытекает из федеративного устройства страны, котороеосновывается на государственной целостности, единстве системы государственнойвласти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами властиРоссийской Федерации и ее субъектов;

4) Равный доступграждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе и равныеусловия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения,имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от другихобстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданскогослужащего.

5) Профессионализм икомпетентность гражданских служащих. Профессионализм означает исполнениегосударственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течениеопределенного времени) и за регулярно получаемое вознаграждение. Компетентностьотражает объем знаний и опыт работника. Профессионализм стимулирует расширениеи повышение знаний, накапливание опыта, развитие организаторских способностей,постоянно высокий уровень служебной и исполнительской дисциплины.

6) Стабильность государственнойгражданской службы. Положение государственного служащего не должно зависеть отполитической конъюнктуры, конкретной личности политического руководителя,необоснованных организационных импровизаций;

7) принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.Этот принцип выражает,прежде всего, самостоятельность каждой из этих ветвей власти.

Государственнаяслужба организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия испецифики сфер государственной деятельности. Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) Защищенностьгражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебнуюдеятельность.

2. Понятие и классификациягосударственных служащих

Государственный служащий –гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.

Понятие«государственный служащий» можно определить следующими признаками.

Во-первых,государственный служащий - это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет,владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование исоответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующимфедеральным законом.

Во-вторых,государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства огосударственной службе, т. е. положениям конкретного закона о соответствующемвиде государственной службы.

В-третьих,государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной службыв установленном законом порядке.

В-четвертых,государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классныйчин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание.

В-пятых,государственный служащий выполняет государственные функции, полномочиягосударственных органов, решает государственные задачи в экономической,социальной, административно-политической сфере (финансовая деятельностьгосударства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка ибезопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, борьба справонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

В-шестых,государственный служащий совершает во многих случаях действия (например,принимает управленческие решения, налагает взыскания), которые вызываютопределенные юридические последствия.

В-седьмых,деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственныйхарактер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, натехнологические процессы производства, организацию и деятельность трудовыхколлективов.

Совокупностьупомянутых признаков позволяет сформулировать следующее определение. «Государственнымслужащим является гражданин РФ, занимающий в установленном федеральнымзаконодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную вштат должность в структуре государственной администрации (исполнительной,законодательной и судебной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг,воинское или специальное звание, заключивший с государственным органомслужебный контракт (принявший присягу на верность Российской Федерации),осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (втом числе и государственно-властные), получающий денежное содержание(заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовойстатус».

В настоящее время при множестведействующих нормативных правовых актов о государственной службе целесообразноклассифицировать государственных служащих по тем же критериям, по которымклассифицируется сама государственная служба. В зависимости от органагосударственной власти государственные служащие могут быть разделены на:

Федеральныхгосударственных гражданских служащих;

Государственныхгражданских служащих субъектов РФ.

Правовойстатус федеральных государственных служащих регламентируется Федеральнымзаконом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в будущемпредполагается принятие закона «О федеральной государственной гражданскойслужбе»), Федеральным законом «О системе государственной службы РоссийскойФедерации», а также иными федеральными нормативными правовыми актами. Правовоеположение государственных гражданских служащих субъектов РФ устанавливаетсязаконодательными актами, принимаемыми в субъектах Федерации.

Взависимости от групп занимаемых должностей государственной службы можновыделить государственных служащих, занимающих высшие, главные, ведущие, старшиеи младшие должности государственной службы.

Если вкачестве критерия классификации государственных служащих взять способпоступления на государственную службу, то можно выделить избираемыхгосударственных служащих; назначаемых государственных служащих; служащих,замещающих государственную должность государственной службы по конкурсу.

Всегосударственные служащие могут быть разделены на две группы: лица, принимающиеприсягу (военнослужащие, сотрудники таможенных органов, прокурорские работникии др.); служащие, не принимающие присягу (например, служащие отделов иуправлений областной администрации).

Еслиположить в основу деления государственных служащих такой критерий, как специальныепрофессиональные обязанности и характер государственной службы, то выделяются гражданскиегосударственные служащие и государственные служащие, находящиеся на военной и правоохранительнойслужбе (военнослужащие, сотрудники милиции, должностные лица таможенных органови пр.).

Всоответствии с принципом разделения государственной власти различаютсягосударственные служащие, замещающие государственные должности в органах представительной(законодательной), исполнительной и судебной власти. Здесь же уместно выделитьи государственных служащих, занимающих должности в органах прокуратуры,таможенных органах, Счетной палате, Центральной избирательной комиссии и т. д.

Пообъему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц (иногда ихназывают также сотрудниками государственных органов) и служащих, не являющихсядолжностными лицами (обычных служащих). Среди государственных служащих,являющихся должностными лицами, следует выделить руководителей и представителейвласти. Руководящие служащие (начальники) являются носителями линейной властипо отношению к подчиненным им лицам. Представители власти, как известно,реализуют свои властные полномочия вне зависимости от подчиненности субъектов иприменяют меры принуждения к не подчиненным по службе субъектам права(физическим и юридическим лицам). Руководящие служащие часто выполняют функциипредставителей власти (начальники и заместители начальников органов внутреннихдел, государственных инспекций, других контрольно-надзорных органов).

Такимобразом, существует ряд оснований, который позволяет нам классифицироватьгосударственных служащих. Возможность классификации государственных служащихпозволяет более точно определить место конкретного госслужащего в системегосударственной службы Российской Федерации.

3. Правовоерегулирование гражданской службы

Поступление награжданскую службу

На гражданскую службувправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющиегосударственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям.Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет.

Поступление гражданина нагосударственную гражданскую службу осуществляется на основании конкурса. Порезультатам конкурса оценивается профессиональный уровень претендентов нагосударственную службу, а также их соответствие установленным квалификационнымтребованиям к должности гражданской службы.

Конкурс не проводится вследующих случаях:

При назначении назамещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службыкатегорий «руководители» и «помощники (советники)»;

При назначении надолжности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые иосвобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ.

При заключении срочногослужебного контракта;

При назначении надолжность гражданской службы государственного гражданского служащего(гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурснойоснове.

Конкурс может непроводиться при назначении на отдельные должности исполнение которых связано сиспользованием сведений, составляющих государственную тайну. Также, конкурсможет не проводиться при назначении на должности, относящиеся к группе младшихдолжностей гражданской службы.

Прохождениегосударственной службы

Профессиональнаяслужебная деятельность государственного служащего осуществляется в соответствиес должностным регламентом, утвержденным представителем нанимателя и являющимсясоставной частью административного регламента государственного органа.

Прохождениегосударственной службы отдельными категориями служащих связано с ихпериодической аттестацией, повышением квалификации в специально созданныхучебных заведениях, нВ курсах и т. д.

Аттестация проводится дляопределения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственногослужащего занимаемой государственной должности государственной службы, а такжедля решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационногоразряда. Она должна проводиться не чаще одного раза в два года, но не режеодного раза в четыре года. Оценка деятельности государственного служащего ирекомендации по результатам аттестации выносятся создаваемыми аттестационнымикомиссиями. По результатам аттестации руководитель органа выносит решение,учитывающее также рекомендации аттестационной комиссии.

Государственные служащиеповышают квалификацию в различных учебных заведениях: Российской академиигосударственной службы при Президенте РФ, Академии народного хозяйства приПравительстве РФ, институтах повышения квалификации государственных служащих.

Режим прохождениягосударственной службы включает регулирование служебных командировок, введениедля некоторых категорий государственных служащих персональных званий, классныхчинов, рангов, форменной одежды, знаков различия, закрепление права натабельное оружие и т. д.

Права, обязанности иответственность государственных служащих

Вкачестве основного элемента правового статуса государственного служащего,раскрывающего демократизм государственной службы и обусловливающего ееэффективное функционирование, выступают права государственного служащего. УстановленныеФедеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»и иными законами о соответствующем виде государственной службы правагосударственного служащего можно разделить на три группы:

1)права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и егоправовую защиту;

2)права, способствующие непосредственному выполнению служебныхобязанностей;

3)права, содействующие усилению должностной активности государственногослужащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод иобеспечивающие социальные гарантии служащего.

К первойгруппе прав государственного служащего относятся:

а)ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемойдолжности государственной службы, критерии оценки качества работы и условияпродвижения по службе, а также организационно-технические условия, необходимыедля исполнения им должностных обязанностей;

б)ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими егоправа и обязанности по замеща/>емой должности государственнойслужбы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей,показателями результативности профессиональной служебной деятельности иусловиями должностного роста; ознакомление со всеми материалами своего личногодела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их вличное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

в)проведение по его требованию служебного расследования для опровержениясведений, порочащих его честь и достоинство;

г) правона обращение государственного служащего в соответствующие государственныеорганы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, втом числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, ихрезультатов, содержания выданных характеристик, приема на государственнуюслужбу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода надругую государственную должность государственной службы, дисциплинарнойответственности государственного служащего, увольнения с государственнойслужбы;

д)защита сведений о государственном служащем;

е)государственная защита своих жизни и здоровья, жизни и здоровья своей семьи, атакже принадлежащего государственному служащему имущества.

Ковторой группе прав государственного служащего относятся:

а)получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых дляисполнения должностных обязанностей; обеспечение надлежащихорганизационно-технических условий, необходимых для исполнения должностныхобязанностей;

б)доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей вгосударственные органы, органы местного самоуправления, общественныеобъединения и иные организации; посещение в установленном порядке дляисполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организацийнезависимо от форм собственности;

в)принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностнымиобязанностями;

г)переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средствсоответствующего бюджета;

д)внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любыеинстанции;

е) правона ношение форменной одежды установленного образца (в соответствующихгосударственных органах).

Третьюгруппу прав государственного служащего составляют:

а)участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности;должностной рост на конкурсной основе;

б)продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов истажа его работы, уровня квалификации;

в)пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

г)объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав,социально-экономических и профессиональных интересов;

д) правона денежное содержание, состоящее из должностного оклада, надбавок к нему заклассные чины и специальные звания, особые условия государственной службы,выслугу лет, а также премии по результатам работы;

е) правона отдых, обеспечиваемое установлением нормальной продолжительности служебноговремени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а такжеежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

ж) правона включение в стаж государственной службы государственного служащего иныхпериодов трудовой деятельности;

з)медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в томчисле и после выхода его на пенсию;

и)обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью иимуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

к)обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания илипотери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.

Государственномуслужащему в зависимости от условий прохождения им государственной службыпредоставляется в установленном законом порядке жилая площадь, служебныйтранспорт или денежная компенсация транспортных расходов.

Обязанностигосударственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности, ибо государство(государственный орган) принимает на работу гражданина главным образом в целяхвозложения на него соответствующих должностных обязанностей. Круг общих(основных) обязанностей государственного служащего сводится к следующему.

1.Обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции РФ,реализации федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующихсферу его полномочий.

2.Добросовестное исполнение должностных обязанностей; соблюдениеустановленных в государственном органе правил служебного распорядка, порядкаобращения со служебной информацией; выполнение должностных инструкций.Государственный служащий обязан исполнять должностные обязанности всоответствии с должностным регламентом.

3.Обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан.

4.Исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядкеподчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, заисключением заведомо незаконных (или неправомерных) поручений.

5. Поддержание уровня квалификации,достаточного для исполнения своих должностных обязанностей.

6. Соблюдение норм служебной этики.

7. Хранение государственной тайны и инойохраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших известнымигосударственному служащему в связи с исполнением им своих должностныхобязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинствограждан.

8. Своевременное рассмотрение в пределахсвоих должностных обязанностей обращений граждан и общественных объединений, атакже предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органовместного самоуправления и принятие по ним решений в порядке, установленномфедеральными законами и законами субъектов РФ.

Ответственностьгосударственных служащих наступаетза нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащееисполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина нагосударственной службе - обязательное для служащих соблюдение служебногораспорядка государственного органа и должностного регламента, установленных всоответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами,нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

Государственныеслужащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальнуюответственность.

Основнымвидом ответственности государственных служащих является дисциплинарнаяответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка),поскольку соблюдение служебной (трудовой) дисциплины и укрепление государственнойдисциплины относятся к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение илиненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на негообязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могутналагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственногослужащего на государственную должность государственной службы, установленныедисциплинарные взыскания.

Дисциплинарнаяответственность заключается в наложении на государственных служащих,совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканийвластью представителей администрации (руководителей, начальников).Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, являются:

1)замечание;

2)выговор;

3)предупреждение о неполном должностном соответствии;

4)освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5)увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2(неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причиндолжностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подпункт«а»- «г» п. 3 (прогул - отсутствие на служебном месте без уважительных причинболее четырех часов подряд в течение служебного дня; появление на службе всостоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемуюфедеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известнымигражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества,растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества,установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлениеморгана, уполномоченного рассматривать дела об административныхправонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должностьгражданской службы категории «руководители», необоснованного решения,повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное егоиспользование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должностьгражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей,повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушениезаконодательства РФ) ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственнойгражданской службе Российской Федерации».

Противоправноевиновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащимвозложенных на него должностных обязанностей (нарушение служебной (илитрудовой) дисциплины), не влекущее уголовной ответственности, принято именоватьдолжностным (дисциплинарным) проступком.

Приказ(распоряжение) или постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивовего применения объявляется (сообщается) государственному служащему,подвергнутому взысканию, под расписку.

Передприменением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (ст. 59Федерального закона «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации»).

Если втечение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственныйслужащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считаетсяне подвергшимся (не имеющим) дисциплинарному взысканию.

Орган(должностное лицо, представитель нанимателя), применивший взыскание, можетснять его до истечения года со дня применения взыскания по собственнойинициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайствуего непосредственного руководителя, если подвергнутый взысканию не совершилнового проступка и проявил себя как добросовестный служащий. Вышестоящемуруководителю также принадлежит право снятия дисциплинарного взыскания. Сгосударственного служащего может быть снято только одно дисциплинарноевзыскание.

Втечение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения кгосударственному служащему не применяются, за исключением досрочного снятияранее наложенного дисциплинарного взыскания.

В случаенесогласия государственного служащего с решением о привлечении его кдисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать эторешение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственногооргана, комиссии государственного органа по служебным спорам) и (или) оспоритьв суде.

Российскоезаконодательство предусматривает административную ответственность государственныхслужащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии сзаконодательством об административных правонарушениях. Под должностным лицом вКоАП РФ понимается лицо,постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиямиосуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленномзаконом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихсяв служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющееорганизационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции вгосударственных органах, органах местного самоуправления, государственных имуниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках ивоинских формированиях Российской Федерации. Основанием для привлечениядолжностных лиц к административной ответственности является совершение имиадминистративных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащимисполнением своих служебных обязанностей.

Действующимзаконодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц зазлоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий,отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палатеРФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие впредпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог ихалатность (ст. 285-293 УК РФ). В зависимости отхарактера этих общественно опасных деяний суд назначает различные мерыуголовного наказания, в том числе увольнение от должности. При рассмотрении дело преступлениях против интересов государственной службы суды могут применятьтакую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего -должностного лица - права занимать соответствующие государственные должности.

Длягосударственных служащих установлена материальная ответственность. Онавыполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок,который причинил материальный ущерб органам государственной власти (в том числеорганам исполнительной власти). Материальная ответственность состоит ввозмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда.Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновноголица и к дисциплинарной ответственности.

Действующеезаконодательство о государственной службе не содержит соответствующих правовыхнорм о материальной ответственности государственных служащих. Однако, какизвестно, в сфере регулирования государственно-служебных отношений действует законодательствоо труде. Поэтому соответствующие статьи ТК РФ или специальных законов и иныхнормативных правовых актов распространяются и на случаи материальнойответственности государственных служащих.

Именновысокий статус и большая важность государственно-волевых решений, которыепринимает госслужащий обуславливают тот высокий уровень ответственности,которую государство накладывает на него.


Заключение

Государственная службаРоссийской Федерации – вид государственной службы, представляющий собой профессиональнуюслужебную деятельность граждан Российской Федерации на должностяхгосударственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечениюисполнения полномочий федеральных государственных органов, государственныхорганов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственныедолжности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должностисубъектов Российской Федерации.

Принципы государственнойслужбы:

1) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иныминормативными правовыми актами, должностными инструкциями и т.п.;

2) Приоритет прав исвобод человека и гражданина;

3) Единство правовыхи организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службысубъектов Российской Федерации;

4) Равный доступграждан, владеющих государственным языком РФ, к гражданской службе;

5) Профессионализм икомпетентность гражданских служащих;

6) Стабильностьгосударственной гражданской службы;

7) принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

8) Защищенностьгражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональнуюслужебную деятельность.

Государственным служащим является гражданин РФ, занимающий вустановленном федеральным законодательством и законодательством субъектовФедерации порядке включенную в штат должность в структуре государственнойадминистрации (исполнительной, законодательной и судебной власти), имеющийклассный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание,заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу наверность Российской Федерации), осуществляющий от имени государствапредоставленные ему функции и полномочия (в том числе игосударственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) иимеющий гарантированный государством социально-правовой статус.

Существуетряд оснований, который позволяет нам классифицировать государственных служащих.Возможность классификации государственных служащих позволяет более точноопределить место конкретного госслужащего в системе государственной службыРоссийской Федерации.

Высокийстатус и большая важность государственно-волевых решений, которые принимаетгосслужащий обуславливают тот высокий уровень ответственности, которуюгосударство накладывает на него.


Список использованнойлитературы

Законодательство и иной нормативныйматериал:

1. КонституцияРоссийской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года //Российская газета. – 1993;

2. Федеральный закон от 27 июля 2004 N79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» //Российская газета. – 2004. – 31 июля.

3. «КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБАДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. – 2001. – 31 декабря.

4. «УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ» от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. –1996. - №25. – Ст. 2954.

Специальная литература:

5. Административное право России:учебник / А.П Алехин., А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов; Под ред. А.П. Алехина. –М.: Зерцало-М, 2001. 592 с.

6. Административное право: Учебник длявузов / Под ред. Д.Н. Бахраха, Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова. – М.: Норма,2005. – 799 с.

7. Правовой статус государственных гражданскихслужащих: структура и содержание / Под. Ред. В.А. Козбаненко. – М.: ИПКгосслужбы,2003.-107с.

8. Куракин А.В. Государственным служащимнеобходим кодекс поведения, или Концепции реформирования государственной службы- антикоррупционную направленность // Закон и право.-2003. -№ 8. С. 27.