Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Большое скопление людей. Виды толпы и их характеристики

Большое скопление людей. Виды толпы и их характеристики

Находиться в толпе народа, толкаться, продираться сквозь людскую массу - вас ждет долгожданная встреча с друзьями. Смотреть на толпу со стороны - друзья сделают вам подарок.

Представьте, что окружающий вас народ находится в хорошем расположении духа. Вы здороваетесь с каждым, пожимаете руки направо и налево.

Толкование снов из Сонника Симеона Прозорова

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Большой

Большая и высокая дверь, ворота - предвещает богатство и знатность.

Большая река с чистой и прозрачной водой - является предвестником большого счастья.

Большая рыба бьется, прыгает - предвещает известность, славу.

Большое дерево неожиданно ломается - предвещает беду, несчастье.

Собираетесь срубить большое дерево - предвещает большую прибыль, материальное благосостояние.

Взбираться на большое дерево - слава, известность, удача, счастье.

Таз, большая миска - предвещает прибавление запасов, большое счастье.

Большой храм предков - счастье и удача во всех делах.

В большой зале стоит гроб - предвещает радость и покой.

Взбираешься на большое дерево - слава, известность, удача, счастье.

Видишь большие и широкие городские стены - большое богатство и много радости.

Ехать по большой дороге и провалиться в яму - потеря богатства.

Листья падают с большого дерева - счастливое событие в доме.

Сгребать навоз в большую кучу - богатство, материальное благосостояние.

Человек дает вам большое ведро - выгода.

Толкование снов из

во многом лишенная структуры большая группа людей, объединенная между собой эмоциональным настроем или предметом внимания, но при этом, как правило, не объединенных четко осознаваемыми общими намерениями и планами, а тем более единой целью и отчетливыми представлениями, каким образом она может быть достигнута. В современной психологии больших групп существует следующая, по сути дела, общепринятая классификация - типология различных видов толпы как специфического сообщества людей: окказиональная, конвенциональная, экспрессивная, действующая. Если говорить об окказиональной толпе, то решающим фактором формирования подобного типа сообщества оказывается некая «оказия», случай, в связи с которым люди собираются вместе в логике сторонних наблюдателей, объединенных неожиданно возникшим поводом к любопытству, интересом и желанием узнать о каком-то социальном явлении больше, чем знают те, которые находятся за чертой очевидцев происходящих событий. Что касается конвенциональной толпы, то подобный тип сообщества зарождается в связи с некоей информацией о каком-то предстоящем массовом мероприятии (например, ключевой футбольный матч, заранее анонсированный концерт и т. п.). По сути дела, эта общность недолгое время своего существования реализует свою жизнедеятельность по схеме достаточно не устоявшейся конвенции по поводу столь же жестко не определенных норм поведения, обусловленных самими общими представлениями о тех правилах, согласно которым принято себя вести людям, оказавшихся участниками мероприятий, имеющих конкретную социальную специфику. Под экспрессивной толпой традиционно представляют себе такую большую группу, которая характеризуется тем, что проявляет общее, по сути дела, единое отношение к какому-то событию, явлению и на пике выражения этого отношения превращается в толпу экстатическую, то есть толпу, находящуюся в состоянии массового экстаза (подобное состояние нередко возникает в условиях ритмически поддерживаемого возбуждения - концерты, например, ансамблей «тяжелого рока», массовые религиозные ритуалы, массовые сеансы якобы целебного гипноза и т. д.). Наконец, действующая толпа, отличительным свойством которой выступает какое-либо совместное действие, своего рода деятельный и при этом необузданный порыв, отчетливо проявляемая ее членами общая активность. При этом те исследователи, которые предпринимали попытку дать содержательно исчерпывающую типологию различных типов толпы, подчеркивали, что «действующая толпа... в свою очередь, включает следующие подвиды - а) агрессивная толпа, объединенная слепой ненавистью к некоторому объекту (суд Линча, избиение религиозных, политических противников и т. д.); б) паническая толпа, стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности; в) стяжательная толпа, вступающая в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями (деньгами, местами в отходящем транспорте и т. д.); г) повстанческая толпа, в которой людей связывает общее справедливое возмущение действиями властей, она нередко составляет атрибут революционных потрясений, и своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы» (А. П. Назаретян, Ю. А. Ширковин). Помимо того, что, по сути дела, бесструктурность такой разновидности сообщества, как толпа, и, как правило, достаточная размытость изначальных целей подобного объединения людей, приводят к легкой смене типов толпы, нельзя не заметить и того, что выше изложенная и при этом практически общепринятая классификация видов толпы очевидно несовершенна. Прежде всего, подобный вывод базируется на том, что здесь не прослеживается единое классификационное основание и потому, например, конвенциональная и действующая толпа могут быть одновременно и толпой экспрессивной, а, скажем, окказиальная толпа одновременно может являться и толпой панической (одна из разновидностей толпы действующей) и т. д.

Французский исследователь Г. Лебон выделил ряд закономерностей, характерных практически для любой толпы и обусловливающих поведение ее членов.

Прежде всего, в толпе отчетливо наблюдается эффект деперсонификации и ослабление контроля эго: «...каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. ...

Нетрудно заметить, насколько изолированный индивид отличается от индивида в толпе, но гораздо труднее определить причины этой разницы. Для того, чтобы хоть несколько разъяснить себе эти причины, мы должны вспомнить одно из положений современной психологии, а именно то, что явления бессознательного играют выдающуюся роль не только в органической жизни, но и в отправлениях ума. Наши сознательные поступки вытекают из субстрата бессознательного, создаваемого в особенности влияниями наследственности. В этом субстрате заключаются бесчисленные наследственные остатки, составляющие собственно души расы. ...

Эти общие качества характера, управляемые бессознательным и существующие почти в одинаковой степени у большинства нормальных индивидов расы, соединяются вместе в толпе. В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают; ... и берут верх бессознательные качества.

Такое именно соединение заурядных качеств в толпе и объясняет нам, почему толпа никогда не может выполнить действия, требующие возвышенного ума. Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей в области разных специальностей, мало все-таки отличается от решений, принятых собранием глупцов, так как в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума»1.

При том, что Г. Лебон весьма упрощенно трактует проблему индивидуального и коллективного бессознательного и его взгляды подвержены сильному влиянию биологического детерминизма, в целом его выводы как о практически неизбежной деперсонификации и деперсонализации личности в толпе, так и о деструктивности толпы в целом совершенно справедливы. Более того, как показывает, в частности, практика организационной психологии, даже высокоструктурированные большие группы профессионалов, строго говоря, не являющихся толпой, часто оказываются совершенно неэффективны при решении задач, требующих творческого и новаторского подхода. Не случайно техники практической социально-психологической работы с такого рода сообществами, как правило, строятся на их дефрагментации по тому или иному принципу с последующим поиском решения в сформированных таким образом малых группах.

Г. Лебон также отчетливо выделил ряд социально-психологических механизмов, опосредствующих поведение индивида в толпе: «Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности»2. По сути дела, речь идет о деиндивидуализации, под которой в современной социальной психологии понимается, как правило, потеря испуга перед внешней оценкой и, как минимум, снижение уровня самосознания. Как показали многочисленные исследования, степень деиндивидуализации отчетливо коррелирует с анонимностью, обусловленной, в частности, размерами толпы. Так, например, «проведя анализ 21 случая, когда кто-то в присутствии толпы угрожал спрыгнуть с небоскреба или с моста, Леон Манн обнаружил, что когда толпа была маленькой и освещалась дневным светом, то, как правило, попыток спровоцировать самоубийство не делалось. Но когда размер толпы или ночной мрак обеспечивали анонимность, люди обычно подначивали самоубийцу, всячески издеваясь над ним. Брайан Маллен сообщает о подобных эффектах в шайках линчивателей: чем больше шайка, тем больше ее члены утрачивают чувство самоосознования и тем с большей готовностью соглашаются пойти на зверства, такие как сожжение, растерзание или расчленение жертвы. Для каждого из приведенных примеров... характерно то, что боязнь оценки резко падает. Поскольку «так делали все», то и свое поведение они объясняют сложившейся ситуацией, а не собственным свободным выбором»1.

Вторая причина, на которую указывает Г. Лебон, - «заразительность или зараза - также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление... В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному»2. В современной социальной психологии под социальным заражением понимается «...процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта, помимо собственно смыслового взаимодействия или дополнительно к нему». При этом нередко «...заражение приводит к распаду формальных и неформальных нормативно-ролевых структур и вырождению организованно взаимодействующей группы в ту или иную разновидность толпы»3. Классическим примером подобного рода может служить превращение в толпу под воздействием паники такой жестко организованной группы, как воинское подразделение. Механизм заражения активно используется в рамках так называемых «грязных политтехнологий» во время массовых мероприятий, когда группы подставных провокаторов сознательно толкают толпу на те или иные действия от скандирования определенных лозунгов до массовых погромов.

Третья, самая главная, с точки зрения Г. Лебона, причина, «...обусловливающая появление у индивидов в толпе таких специальных свойств, которые могут не встречаться у них в изолированном положении, - это восприимчивость к внушению. ... Он уже не осознает своих поступков, и у него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения такой субъект будет совершать известные действия с неудержимой стремительностью; в толпе же эта неудержимая стремительность проявляется с еще большей силой, так как влияние внушения, одинаковое для всех, увеличивается путем взаимности»4. Данный эффект «в чистом виде» часто наблюдается и целенаправленно используется в практике религиозных сект, всевозможных «целителей», «чудотворцев», «экстрасенсов» и т. п.

Г. Лебон особо подчеркивал свойственную толпе склонность к нетерпимости и авторитаризму. С его точки зрения, «толпе знакомы только простые и крайние чувства; всякое мнение, идею или верование, внушенные ей, толпа принимает или отвергает целиком и относится к ним или как к абсолютным истинам, или же как к столь же абсолютным заблуждениям. ... Толпа выражает такую же авторитарность в своих суждениях, как и нетерпимость. Индивид может перенести противоречие и оспаривание, толпа же никогда их не переносит. В публичных собраниях малейшее прекословие со стороны какого-нибудь оратора немедленно вызывает яростные крики и бурные ругательства в толпе, за которыми следуют действия и изгнание оратора, если он будет настаивать на своем»1. Хотя Г. Лебон употребляет слово «авторитетность», совершенно очевидно, что в психологическом плане речь идет именно об авторитарности.

К этому следует добавить, что при всей свойственной ей непредсказуемости толпа, в силу всех перечисленных особенностей, склонна почти исключительно к деструктивным и разрушительным действиям. Как известно, поводом к массовым беспорядкам и погромам, имевшим место в центре Москвы летом 2002 года, послужил проигрыш сборной России в матче со сборной Японии на чемпионате мира по футболу. Однако трудно себе представить, что при благоприятном для российской сборной исходе этого матча, пьяная толпа бритоголовых «патриотов» устроила бы на радостях веселый карнавал, по завершении которого мирно разъехалась бы по домам. Почти наверняка можно утверждать, что массовые беспорядки все равно имели бы место, правда, быть может, не в столь воинствующей форме. История самых разных эпох и обществ убедительно свидетельствует: любые попытки заигрывания с толпой и ее использование для достижения политических, идеологических и иных целей практически неизбежно приводят к трагическим и часто необратимым последствиям. Доведение этой идеи до сознания субъектов социального управления всех уровней является прямой профессиональной обязанностью практического социального психолога.

Вместе с тем, поскольку толпа того или иного типа является объективным фактором жизни современного общества, проблемы взаимодействия с ней и воздействия на нее никоим образом не могут игнорироваться в социально-психологической практике.

Практический социальный психолог, профессионально ориентированный на работу с толпой, во-первых, должен психологически грамотно определять тип толпы, ее направленность, степень активности, потенциальных или уже выдвинутых лидеров, а во-вторых, должен владеть и уметь реализовывать наиболее эффективные технологии конструктивного манипулирования при работе со стихийно складывающимися большими сообществами людей.

ТОЛПА

основной субъект стихийного поведения; контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующих крайне эмоционально и единодушно. Виды толпы: 1) случайная, 2) экспрессивная, 3) "конвенциональная", 4) действующая толпа. (Д.В. Ольшанский, с.426)

Находясь в современном обществе, живя в большом городе, не так уж трудно оказаться в месте массового скопления людей. Много публики часто собирается на парады и шествия, на концерты и выступления звёзд эстрады, во время различных акций и политических выступлений, в клубах, метро, на остановках общественного транспорта.

Опасность толпы не всегда сразу себя проявляет. Люди любят собраться вместе, потолкаться, покричать лозунги, погорланить песни. Но не всегда весёлая, шумная компания или массовое сборище имеет благоприятный настрой. Опасность толпы заключается в её спонтанности и силе воздействия на каждого индивидуума в отдельности. Чтобы вернуться с очередного мероприятия без ушибов или переломов, разберём основные принципы поведения массового скопления людей и безопасного поведения в толпе

Ми́тинг (англ. meeting - собрание)- массовое скопление людей для обсуждения злободневных вопросов текущей жизни, в поддержку определённых требований либо для выражения солидарности или протеста .

Основная характеристика толпы в том, что она начинает жить сама по себе, приобретает свой характер, свой стиль поведения. Есть в этом что-то животное - стадное чувство, нападение стаей, коллективная защита от агрессии.

Социологи, психологи различают три типа массовых скоплений людей.

Первый - это пассивная толпа, ещё говорят "стадо". Такой тип толпы может быть образован в месте массового скопления людей: на вокзале, на выставке, в очереди торгового комплекса, на остановке транспорта. Все люди там оказались случайно и толпы, образованная ими, не несёт в себе активных действий. Однако, как у всякого большого скопления людей в нём есть глубоко заложенный активный потенциал. Стоит произойти событию, которые повлияет на определённую часть скопления, и люди, скованные одним стремлением, начнут действовать как единая толпа.

Активный тип массового скопления людей. Отличается от пассивного скопления людей тем, что эта большая группа людей уже несёт в себе заряженные эмоции. То есть люди пришли в это место специально, что бы поддержать кого-либо или выразить своё отношение к идее или происходящему событию в мире. Люди, находясь в скоплении людей активного типа, поддерживают друг друга и готовы на реальные коллективные действия. Они, как им кажется, действуют ради единой цели, сообща. . К такому скоплению людей относятся митинги, посещение больших концертов звезд, шествия в поддержку чего-то или кого-то и т.д.

Катализатором к действию может быть внешнее воздействие, например, только что полученная новость или речь человека с трибуны, так и внутренний процесс. К активному типу массового скопления людей также относится и толпа в момент катастрофы или крушения. Такая реакция людей сильно затрудняет ведение спасательных работ. Во время опасности и угрозы жизни сознание у человека сужается, способность здраво мыслить уходит на второй план, проявляют себя только рефлексы, автоматизмы, бездумные физические действия.


Третий тип характеристики толпы - агрессивный. Для массового скопления людей агрессивный тип поведения является результатом заранее спланированных действий организаторов мероприятия, либо последствием развития активной толпы. Агрессивным скоплением людей можно назвать толпу мародёров, когда в период общего ослабления самосознания, жажда наживы берет верх над разумом и страхом быть пойманным.

Собираясь на митинг или другое мероприятие с большим скоплением людей, вы должны знать, санкционирован ли меропричтие властями. От этой информации зависит предварительная подготовка.

В Москве организаторам митинга необходимо за 10 – 15 дней до его начала подать уведомление в администрацию города (свыше 10 тысяч участников – мэру, до 10 тысяч – префекту, до 1 тысячи – субпрефекту), где будут указаны цель, форма, место или маршруты движения, время начала и окончания, предполагаемое количество участников, фамилии, адреса, телефоны организаторов и т.д. Власти могут запретить митинг, шествие, демонстрацию или пикетирование в течение пяти суток после получения уведомления и послать письменный запрет в течение двух суток.

Если митинг запрещён, то его несанкционированное проведение превращается в незаконное мероприятие, которое приводит к экстремальной ситуации.

Но даже если вы собираетесь на санкционированный митинг, необходимо соблюдать правила безопасности:

– сообщить родственникам куда идете и приблизительное время возвращения;

– иметь при себе документы, удостоверяющие личность;

– оставить детей дома;

– не брать с собой колющих и режущих предметов, обойтись без галстука, шарфа, сумки, стеклянной посуды;

– без крайней необходимости не брать плакаты на шестах и палках, так как возможно их использование в борьбе качестве подручных средств, и работники охраны порядка могут их квалифицировать как оружие;

– снять различные значки и символику со своей одежды, если вы не корреспондент – обойтись без фотоаппарата или камеры;

– застегнуть все пуговицы.

Попав на на мероприятие с большим скоплением людей, нужно постоянно пользоваться важнейшим инструментом личной безопасности – прогнозом событий.

Не теряйте из виду состояние толпы, положение на флангах, манёвры сил охраны порядка.

У митингов и демонстраций обычно есть своя топография. Проанализируйте её с самого начала. Вы должны знать, предполагается ли шествие или прорыв и куда, где стоит милиция, где наиболее опасные участки (стеклянные витрины, барьеры, люки, железные ограды, мосты и т.д.).

Мысленно попытайтесь составить карту митинга с вероятными путями отхода и экстренного спасения через подъезды, дворы и переулки.

2.Не стойте около мусорных контейнеров, урн, картонных коробок, детских колясок, чемоданов или сумок без хозяина: неизвестно, что там лежит и когда взорвется. Не наступайте на кульки или пакеты.

3.Не приближайтесь к агрессивно настроенным группам, выделяющимся обычно на митингах. Не старайтесь попасть ближе к микрофону или трибуне: опыт показывает, что окраины митинга безопаснее и отношения между людьми складываются там более разумно.

4.Если милиция начала операцию по рассеиванию или возникла стычка сотрудников с хулиганами, а вы оказались поблизости, не теряйте спокойствия и контроля над собой. Рекомендуется стоять, не делая резких движений, не кричать и не бежать (пока есть возможность) – в противном случае вас могут принять за хулигана и будет трудно что–либо доказать.

Всем своим видом вы должны выражать миролюбие. Если вас задержали, не пытайтесь на месте доказать, что вы здесь случайно.

Бывает, что при разгоне демонстраций применяются лакримогенные вещества (слезоточивые газы типа «Черемуха»). Они распадается за 1,5 – 2 часа. На открытом воздухе смертельной ее концентрации создать невозможно, но вероятны отравления различной степени. Рот и нос можно защитить платком, смоченным в любой жидкости.

Но эти средства помогают лишь в первые минуты. Если глаза оказались поражены, надо быстро–быстро моргать, чтобы слезы вымывали химическое средство. В любом случае самое надежное – скорее покинуть место применения лакримогенных веществ, если у вас нет с собой противогаза.

Во время рассеивания возможны паника и бегство толпы. Если Вы не в состоянии самостоятельно передвигаться, то имеет смысл прижаться к стене здания или, по крайней мере, уйти с направления, в котором перемещается основная масса людей.

А теперь – еще об одной опасности, которая не так бросается в глаза, как другие. Опыт показывает, что очень вероятная вещь на митинге или демонстрации – оказаться в большой политической массовки или шоу.

Если вспомнить слова одного деятеля, который знал толк в митингах: «Стабильное чувство – ненависть. Его гораздо труднее поколебать, чем оценку, основанную на научном познании... Широкие массы проникнуты женским началом: им понятно лишь категорическое «да» или «нет»... Массам нужен человек с кирасирскими сапогами, который говорит: «Этот путь правильный! »

Не стоит напоминать, куда привел массы путь Адольфа Гитлера, написавшего эти слова в конце 20 –ых гг. Остановимся лишь на некоторых психофизических особенностях массовых демонстраций и митингов:

– крайний популизм – простота лозунгов, требований, решений;

– обязательное объединительное состояние толпы (организаторы используют такие приемы: коллективные покачивания, взявшись за руки, скандирование коротких лозунгов – иногда по очереди двумя частями толпы, общее пение, хлопки, прыжки на месте и т.д.);

– обязательная атмосфера сегодняшней победы (фактом «победы» может ощущаться как совместное преодоление каких–либо препятствий – например, запрета, так и сам митинг – «мы собрались!» или «нас собралось так много!»);

– практически полное отключение анализаторских функций индивидуальной психики. Существует гипотеза, что крупная плотная группа людей представляет собой новый гигантский организм и отдельный человек в нем почти не принадлежит себе;

– резко возрастающие эмоциональные оценки и реакции (от ярко выраженной ненависти к «чужим» идеям, людям, – до почти слезной любви к «своим»).

По силе риска психической неустойчивости митинг без преувеличения может сравниться с такими экстремальными ситуациями. Соответственно и защита психики должна проводиться в тех же масштабах.

После митинга обычно встает вопрос о количестве его участников. Для ориентировки можно пользоваться расчетом на один квадратный метр площади: летом – не более трех человек, зимой – 1 – 2 человека. У трибун плотность выше, далее уменьшается до 1 человека на два квадратных метра.

По данным милиции, в Москве около Парка культуры может собраться не более 7 – 8 тысяч человек, на Старой площади со всеми ее переулками – не более 12 тысяч, на Лубянке с растеканием толпы на Новую площадь и в переулки – не более 7 тысяч. По мнению специалистов московской милиции, за весь многолетний митинговый период на Манежной площади никогда не собиралось более 35 тысяч человек.

Самым «митинговым» годом в Москве был 1991 г. – в городе состоялось 4380 массовых мероприятий. В 1995 г. их было 3792, что оказалось на 8 % меньше, чем 1994 г.

Эта статья основана на трудах российского культурного антрополога и эксперта в области психологии массового поведения Назаретяна Акопа Погосовича. Вкратце и на бытовом языке рассмотрим основные понятия, причины и устройство толпы. А также опасности, которая она в себе таит и методики, к которым прибегают организаторы/провокаторы/спецслужбы/социальные психологи для манипулирования ею.

Что такое толпа? Толпою ошибочно называют большое скопление людей. Это не так. Студенты, сидящие в аудитории, трудовой коллектив на собрании, рота солдат – это всё скопление людей в одном месте в одно время, но это не толпа, а группа. Что их отличает? Ученики, рабочие, солдаты объедены одной организационной структурой. В этой структуре каждому указаны его место и обязанности. Каждый – винтик в системе.
Толпа – это скопление людей, не связанных общей организацией и не имеющей общей цели, но объединённые одним центром внимания и одним эмоциональным состоянием. Каждый – капля в человеческой реке.
Пример: каждый из рыцарей – великолепный воин, способный легко побороть десятки крестьян. Но когда рыцарей попытались объединить в одно войско - они превратились в толпу. Никто из них не умел (не хотел) стоять в строю – каждый был сам за себя. В то время как простые необразованные крестьяне одерживали победы простыми тактическими манёврами.

В этом грубом примере рыцари – толпа, крестьяне – организованная структура.

Один философ рассказывал, что в человеке есть частица от Бога и частица от зверя. Когда человек наедине с равным (в данном контексте – вне большого скопления людей) его небесное и земное начала уравновешивают друг друга и он видит действительность (то есть здраво размышлять с разных позиций, сравнивать точки зрения, опираться на знания и личный опыт). А когда людей вокруг слишком много – животные частички резонируют друг с другом и объединяют всех в один организм. В стадо.
Исследования Назаретяна показали, что у человека в толпе пропадают признаки индивидуальности. Он перестаёт мыслить и оценивать ситуацию/поступки от первого лица. Пропадает «Я», и заменяется на «МЫ». Исчезает чувство ответственности, страха, стираются рамки морали и правил. Известны случаи, когда разозлённая толпа устраивала погромы и публичные казни даже невиновных/случайных прохожих которые выделялись из этого организма или как-то привлекших к себе внимание. Разум застилают примитивные эмоции и инстинкты. В таком эмоциональном окружении не сюрприз увидеть и уважаемого интеллигента, вытаскивающего из развороченного супермаркета новый пылесос. Он больше не личность, он – элемент возбуждённого слепого роя. Толпа опасна стиранием личности, в первую очередь.

Что такое эмоциональное заражение?

Представьте: день не заладился с самого начала: проспали, облились горячим кофе, сломалась машина, отругал начальник, нагрубили в метро… С настроением придушить первого, кто осмелится взглянуть к вам в глаза вы входите домой и видите мило улыбающуюся супругу. На столе приготовленное специально к вашему приходу любимое блюдо… Легче?

Это удивительный механизм, задуманный самой природой. Во время общения всего треть передаваемой информации – это слова. Оставшиеся две – эмоции. Мы перенимаем духовное состояние собеседника/окружающих для более тонкого понимания их. В какой-то мере – мы все эмпаты.
Но эта же способность может играть и против нас. Толпа (особенно заведённая или подогреваемая лидером/провокатором) представляет из себя мощный психоэмоциональный источник. Любого пассивно настроенного зеваку сразу засасывает в эту «духовную воронку». Попробуйте провести над собой эксперимент: на оживлённом концерте/представлении в миг всеобщего ликования, когда зал взрывается аплодисментами, тихо сидеть и никак не выражать своих эмоций. Даже если и удастся сдержать первый импульс ладоней друг к другу, чувствовать себя вы будете прескверно. Все внимание будет уходить на поддержание «щитов» и убеждение организма: «я не выделяюсь, на меня никто не смотрит, я не подозрительный…» и т.п. Если вы не ведёте себя также, как и окружающие, значит вы уже не часть стада. Быть «не частью стада» в стаде потенциально опасно для животного. И звериная частичка это прекрасно понимает.

Вывод: попадая в эмоционально заряженное окружение вы на подсознательном уровне будете заражены теми же чувствами, что и остальные. Избегайте толпы! Толпа уничтожит ваше «Я» и вы перестанете принадлежать себе!

Виды толпы

Окказиональная (случайная) толпа

«Ой, смотрите, лось на дереве!» - вокруг моментально формируется туча зевак. Случайная толпа – это по сути случайные люди, случайно связанные одним центром внимания. Скорость формирования и размер зависят от нравственных и информационных параметров конкретного народа – готовы они это увидеть или нет. Если на хуторе пройдёт лось – «ну лось, тай лось. И чё такого?», а в центре Москвы будет ажиотаж. Сейчас увидеть на улице голограмму - фантастика, но ожидаемая. Во времена Советского Союза – люд бы за три месяца сформировал очередь, чтобы прикоснуться к чуду…
Как правило, легко формируется, легко распадается, но зависит от масштаба события, любопытства и беспардонности народа. Инопланетяне могут и панику вызвать, а пудель на велосипеде, как максимум – съёмки на телефон.

Конвенциональная (условная) толпа

Это толпа, собранная по какому-то случаю (условности). Например, концерт, представление, шоу, мероприятие, митинг… Делится на два типа: потенциально безопасные и потенциально опасные. Это, например, симфония, опера, спектакль, дельфинарий против петушиных боев, футбольных матчей, бокса, рок-концертов и т.д. От первой группы следует ожидать беспокойства только в случае какого-нибудь происшествия (пожар, теракт, катаклизм). Вторая группа уже сама по себе несёт потенциальную угрозу.
Условная толпа удерживается направленным интересом (слушать песню, досмотреть матч и т.д.), ради которого её члены готовы придерживаться установленных организаторами правил до тех пор, пока на толпу ничего не влияет – шоу продолжается, здание не горит, метеорит не падает, деньги (автографы) не раздают. После таких перемен толпа из «условной» может превратиться в «агрессивную», «паническую», «жадную» и т.п.

Экспрессивная (выражающая) толпа

Это толпа, которая ритмично выражает эмоции. Любые. От восхищения и радости до гнева и ярости. Главным признаком выступает ритмичность. Скандирующая лозунг (кричалку) толпа сама себя подогревает, что может привести к массовому экстазу и следующей форме:

Экстатическая (от слова «экстаз») толпа

В этом состоянии люди впадают в ещё более глубокое состояние изменённого сознания, в котором способны наносить сами себе раны, жертвовать собой, совершать бессмысленные ритуальные действия и т.п. Например, «танцы святого Витта»: во времена страшнейшей средневековой чумы наступил большой праздник – День святого Витта. Люди настолько устали, и настолько хотели отключиться от всего этого кошмара, что обезумели и плясали до смерти. В прямом смысле.

Действующая (активная) толпа

Самая «решающая» толпа. Последствия её действий несут наибольшие изменения/повреждения. В зависимости от мотива, формы и эмоционального настроя делится на:

Агрессивная толпа

Это толпа, двигателем которой является злоба, ярость, агрессия. Существует за счёт врага. Пока есть простой и очевидный негодяй, которого необходимо растерзать – эта форма будет сама себя поддерживать и нагнетать. Как только желаемого удаётся добиться (враг пал/сбежал/победил), сразу превращается в иной вид. Начинают грабить («жадная толпа»), или паниковать в случае провала.

Паническая толпа

Неизвестно ни одного случая, когда опасность оправдывала панику. Термин «паника», как принято считать, произошёл от греческого бога-пастуха Пана. Где связь? Представляем: ночь… Тишина. В хлеву тихо ворочаясь посапывают круглые овечки. Надвигается непогода и зверьки жмутся друг к другу сохраняя тепло…
Бабах!!! Небо разламывает молния. Овцы начинают орать, пихать друг- друга, бежать в разные стороны, спотыкаясь и падая. В слепом ужасе, часть прыгает с обрыва, часть расшибает лбы о стены хлева и рядом растущие деревья, часть замирает на месте и в ступоре стоит под дождём до рассвета… Паника, одним словом.
В заповедных зонах запрещено фотографировать со вспышкой и шуметь. Почему? Да потому, что от сердечного приступа погибает больше оленей, чем от зубов хищников.
Как оказалось, звериная частичка человека ничуть не отличается от звериной частички овечки. Различают индивидуальную и коллективную панику. Оба вида абсолютно заразительны и абсолютно опасны. Во время панического приступа человек становится в разы сильнее (организм считает, что это его последние минуты и выбрасывает в кровь все «боевые» гормоны, которые у него есть), напрочь не чувствует боли (бегут даже с переломанными ногами) и абсолютно не соображают. На анализ ситуации нет времени (как кажется организму) и работают только автоматические системы «беги», «спасайся», «беги быстрее».
К сожалению, эта система включается не только когда шансов не осталось, но и во время надуманной/вымышленной/преувеличенной угрозы. Даже если вы и выберетесь из опасности благодаря панике, ваш организм потеряет несколько лет своей жизни из за износа мышц (сердца в т.ч.), сосудов и нервной системы (она пострадает в первую очередь и сильнее всех). Лучше сознательно шагнуть с крыши горящей пятиэтажки на клумбу, чем в паническом бреду сигануть со второго на забор.

Стяжательная (жадная) толпа

Массовые погромы магазинов во время уличных беспорядков, дефицитный товар на прилавке (сюда же очередь в булочную при голодоморе и новый крутой гаджет), давка в метро (здесь драгоценность – попасть на работу), супер-пупер звезда, раздающая автографы… Тут всё понятно, да?
Этим животным свойством, сражаться за обладание чем-то, успешно пользуются в сфере продаж. Искусственно создавая ажиотаж/дефицит (или внушая покупателям, что именно с их товаром они «приобщатся к великим») можно безмерно увеличивать продажи, заставлять забирать из банков депозиты, заправлять полный бак (ведь бензина больше не будет!!) и т.д. и т.п.

Повстанческая толпа

По ряду признаков неотличима от обычной агрессивной толпы. Однако, это совсем другой тип. Интересно, что справедливо возмущённые люди ведут себя иначе. И если у агрессивной толпы ближайшая метаморфоза – это «жадная» или «паническая», то у повстанческой – это группа. У людей, объединённых идеей (а не яростью, злобой) быстро появляются признаки организационной структуры. Появляются лидеры и ответственные лица (за поставку продовольствия, связь, медицину, например).

Управление и манипуляция толпой

Очень интересно по этому поводу отозвался сам Акоп Погосович. Он вспоминает, как после каждого погрома, чиновники разводят руками, дескать, «толпа неуправляемая». Затем съезжают на провокаторов. Это всё провокаторы, это они завели толпу. А нам необходимо ужесточить законы, поставить людей с оружием, и… вот тут вот натянуть колючей проволоки. Побольше. Чтоб неповадно было…
А провокаторам – то удалось управлять толпой. Какая ж она тогда «неуправляемая»?
Более пяти сотен лет назад, европейские институты на государственном уровне разработали приёмы манипулирования толпой. Ни приёмы, ни люди (как ни странно) с тех пор ничуть не изменились.

Зная типы толпы и методики, к которым могут прибегнуть те, кто это затеял (или те, кому это расхлёбывать) вы сможете спрогнозировать поведение людей и продумывать на этой основе план своего отхода. Главное, никому не мешайте, не идите против течения, не теряйте самообладания, и ради ваших богов, не берите на себя обязанности спецслужб! Им тоже чем-то нужно заниматься.

Искусство управления толпой (если так можно выразиться) основано на принципе превращения одной её формы в другую. Сразу оговоримся, что если уже дошло до собрания агрессивных людей, то жертвы в любом случае будут. Вопрос только в том, какие, сколько, чьи и человеческие или материальные.

Толпа состоит из эмоционально заряженного ядра – пара десятков самых «обезбашенных» (не редкость под алкогольным или наркотическим опьянением) окружённая плотной тучей единомышленников-поддакивал. Они ничего не делают, а только кричат «Давай! Красава! Так их!!! Мы с вами» и т.д. Затем, позади ядра, более-менее свободно скапливаются зеваки.
Далее на нескольких примерах рассмотрим варианты воздействия на агрессивную толпу.

Превращение «агрессивная – зеваки» через ядро

Пример самого ненадёжного и опасного (с точки зрения тех, кто хочет их успокоить) но самого гуманного метода. В толпе каждый чувствует свою силу и безнаказанность из за анонимности. В толпу подселяют операторов, людей с телефонами (с камерой), на зданиях устанавливают приметные камеры слежения. Человек собирался разбить витрину (или кинуть зажигательную смесь, прокричать что-нибудь и т.п.), а тут раз, и он в кадре: «А я что? Я просто стою. В бутылке сок. Персиковый.». Опытные учителя, например, редко говорят «класс, тихо!» - толку не будет, так как каждый уверен, что его это не касается. Они говорят: «Сергей, сколько ты будешь разговаривать?!» - тут уже не важно, виноват он или нет, все видят, что «пошли по именам» и отвечать за свои поступки придётся индивидуально.
Если толпа успела достаточно сильно разогреться, то такой метод не только не сработает, так еще и жизни операторов грозит большая опасность.

«Агрессивная - зеваки» через периферию

Снова фантазируем: злая толпа готова ломиться в здание правительства (ну, или куда там они обычно ломятся) вот-вот случиться необратимое… И тут - БАБАХ!!! Где-то в пятиста метрах авария. Причём, чем зрелищней - тем лучше (как народ любит): лесовоз столкнулся с цистерной с пивом. Народ в слёзы (сколько леса пропало). Периферии уже интересней собираться вокруг аварии, чем пытаться вслушиваться в ругань у ядра. Центр без поддержки задних рядов быстро ослабевает и либо сам распадается, либо легко устраняется силовыми структурами обороны.
Гуманно (без аварии) можно добиться результата устроив сзади концерт с мега-звёздами. Задача перехватить внимание. Любыми способами. После того, как «отвлекалка» исчерпает себя, народ вспомнит, зачем пришёл, но настроение уже не то. Теперь конфликт можно решать переговорами, а не оружием.

«Агрессивная – паническая»

Довольно экстремальный и жестокий метод. Но если у сил обороны не останется выбора – могут прибегнуть и к нему. Опасности в следующем:

  1. толпа может не убегать, а наоборот пойти в атаку (маловероятно, но тоже учитываем)
  2. во время паники будет очень много пострадавших (затоптанных, задушенных, раненых). Эти жертвы на совести спровоцировавших.

Снова представляем: та же ситуация – злая толпа, готовая к штурму. Подселяем в ядро несколько человек, которые по команде изображают нечеловеческий испуг и, брызжа слюной, кричат что- то классическое типа: «Они будут стрелять!!! О, Боже, мы все умрём! Я не хочу умирать!!», затем пара-тройка хлопков петард (или настоящие выстрелы) … Как и в случае с овечками, все дружно побегут прочь, даже не задумываясь о том, есть ли у противника оружие.

«Агрессивная – жадная»

Грубая и бесчестная методика. Однако, всегда работает безупречно. Фишка в том, чтобы переключить ярость толпы на какой-нибудь нейтральный объект. Например, через агента в толпе направить их на усадьбу рядового чиновника, или супермаркет, или банк… Объяснять, что всё это добро награблено у народа и по праву принадлежит вам,- даже не придётся. Достаточно первого кирпича, который проделает в витрине достаточное отверстие для Xbox, и толпа тут же ринется грабить. Революция-революцией, а слабость перед «халявой» никто не отменял.
Подобную роль – роль буфера для недовольной толпы, иногда играют памятники провинившихся вождей: пока пригонят кран, пока накинут троса, пока скинут, пока это дело отметят… Уже и пыл спал, и негодяй скрылся.

«Агрессивная – выражающая»

Выражающая толпа – ритмична. Агрессивная – нет. Удивительно, но если агрессивной толпе навязать ритм – она станет выражающей. То есть: яростная толпа мчится устраивать самосуд и бесчинства. Вдруг, включается громкая и заводная музыка (рок-н-ролл, рок, металл…) и толпа быстро втягивается в ритм и начинает плясать. Музыкой можно удерживать столько долго, сколько этого нужно. Вплоть до полной потери сил.
Военные инженеры не могли пройти стороной и изобрели музыкальный танк (не путать с звуковой пушкой).

«Агрессивная – агрессивная»

Стоит снять шляпу перед хладнокровием и решительностью персонажа А.Н. Толстого, Сорокина, в романе «Хождение по мукам». Этот удачный пример также рассмотрен в работах Назаретяна. Крайне недовольная командованием своего офицера толпа была в секунде от того, чтобы лишить его жизни. Отступать или защищаться возможности нет. В миг последнего решения Сорокин ткнул пальцем на самого яростного члена надвигающейся толпы со словами «Вот ваш враг!». Указанный тут же был растерзан. А командир из потенциального мертвеца превратился в лидера повстания.
Зерно идеи этого метода лежит в том, что люди в состоянии изменённого сознания очень гипнабельны. Это означает, что когда у человека пропадает самосознание и рациональное мышление (а именно это происходит с личностью в толпе), он становится внушаемым. Стадо нуждается в вожаке. Оно не может само принимать решение, поэтому очень зависит от лидеров, провокаторов, командиров. Отдав приказ, герой примера взял на себя роль вожака. Стадо послушалось.
Этот способ очень опасен и требует от исполнителя большого мастерства в области психологии, а также чувство такта. Его довольно часто и эффективно применяют во время массовых беспорядков, когда возможности предотвратить погромы/убийства мирно не удаётся. Толпе указывают то на одного врага, то на другого. Подставляя под удар менее важные объекты до тех пор, пока она не перейдёт в другую форму, или не истощится.

Заключение

Миф о неуправляемости и спонтанности действий толпы основан на ошибочном понимании её психологии. В зависимости от типа и уровня изменяются и способы влияния. Необходимо понимать, что ТОЛПА находится ниже по интеллектуальной лестнице чем, например, ГРУППА, и взвешенные аргументы здесь уже не помогут. Психология толпы основана на животных инстинктах, а значит, рычаги воздействия нужно подбирать соответствующие.
Эта информация представлена для того, чтобы вы понимали, какое губительное действие способна оказать толпа на личность и как после этого ей легко управлять.
Если вы оказались среди большого скопления людей и имеете основания предполагать, что ситуация выходит/вышла из под контроля организаторов (властей, представителей охраны правопорядка) – немедленно покидайте опасную территорию. Двигайтесь быстро и решительно, но не бегом, чтобы не спровоцировать неожиданную панику или просто не упасть. И ни в коем случае не пытайтесь манипулировать толпой самостоятельно! Это работа опытных психологов. Пытаясь подчинить себе людей (или уже чьих-то марионеток) вы не только можете спровоцировать их, но и получить обвинение от властей за подстрекательство. Самый лучший способ защититься от агрессивной толпы – это:

  1. сохранять хладнокровие и самообладание в любой ситуации
  2. не идти против течения, не пытаться остановить (переубедить) толпу. Не привлекать внимания.
  3. избегать большого скопления людей. Даже самый мирный митинг в честь мира во всём мире и пушистых котят может превратиться в смертельную давку. А необдуманные действия какого-нибудь умалишённого (пьяного) и вовсе вызвать панику.

Толпа — это временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, которые спонтанно реагируют на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом.

Толпа не обладает установленными организационными нормами и никаким комплексом моральных установлений и табу. Что здесь проявляется, так это примитивные, но сильные импульсы и эмоции.

Толпу обычно подразделяют на четыре вида :

  • агрессивная толпа;
  • убегающая (спасающаяся) толпа;
  • алчущая толпа;
  • демонстрирующая толпа.

Во всех этих видах толпы много общих явлений:

  • деиндивидуализация, т.е. частичное исчезновение индивидуальных черт личности и склонность к подражанию;
  • чувство стандартности, что влечет ослабление этических и правовых норм;
  • сильное ощущение правильности предпринимаемых действий;
  • ощущение собственной силы и уменьшение чувства ответственности за совершаемые поступки.

В толпе человеку непроизвольно передается повышенная возбудимость в отношении собственных социальных чувств , происходит многократное взаимное усиление эмоционального воздействия. Отсюда в толпе даже случайно брошенное слово, оскорбляющее политические пристрастия, может стать толчком к погромам и насилию.

Неосознанная тревога за содеянное нередко обостряет чувство преследования — особую возбудимость толпы по отношению к своим истинным или иллюзорным врагам .

Влияние толпы на индивида преходяще, хотя возникшее у него настроение может сохраняться долго. Связь, объединяющая толпу, разрушается, если новые стимулы создают другие эмоции :

  • толпа рассеивается под влиянием инстинкта самосохранения или страха (если толпу облить водой или обстрелять);
  • толпа может разойтись также под влиянием таких чувств, как голод, чувство юмора, возбуждение, направленное к иным целям, и др.

На использовании такого рода психических механизмов строятся методы преодоления или психологического обезоруживания толпы, подобно тому, как на знании механизмов, объединяющих толпу, основываются технические приемы, с помощью которых толпой манипулируют.

Формирование толпы

Толпа — временное и случайное собрание индивидов любой национальности, профессии и пола вне зависимости от причины этого собрания. При известных условиях участнику такого собрания — «человеку толпы» — присущи совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов. Сознательная личность исчезает, а чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется «коллективная душа», имеющая, конечно, временный характер, но собрание в таких случаях становится тем, что француз Г. Лебон (1841 — 1931) назвал организованной толпой или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющейся закону духовного единства толпы.

Без сомнения, одного факта случайного нахождения вместе многих индивидов недостаточно для того, чтобы они приобрели характер организованной толпы; для этого нужно влияние некоторых возбудителей. По мнению французского социолога и психолога С. Московичи, массы представляют собой социальный феномен: индивиды «растворяются» под влиянием внушения, которое исходит от вождя. Социальная машина омассовления людей делает их иррациональными, когда люди, раздраженные каким-либо событием, собираются вместе и совесть индивидов не может сдерживать их импульсов. Массы увлекаются, подстегиваемые вождем («безумные ведут слепых»). В подобных случаях политика выступает как рациональная форма использования иррациональной сущности масс. Сказав «да» вождю, экзальтированная толпа меняет веру и преображается. Эмоциональная энергия бросает ее вперед и придаст ей мужество переносить страдания и в то же время бесчувственность. Энергию, которую массы черпают в своих сердцах, лидеры используют, чтобы нажимать на рычаги управления государством и вести множество людей к цели, продиктованной разумом.

«Социальное вовлечение» может быть фактором, усиливающим поведенческий компонент. Например, уличные беспорядки, бунты, погромы и иные подобные агрессивные массовые действия активизируют индивидуальные установки (негативное отношение к власти, милиции или какой-либо «враждебной» группе), которые в обычных условиях проявляются лишь в вербальных оценках или настроениях. В подобных ситуациях усиливающим дополнительным фактором является феномен эмоционального заражения, возникающий в больших скоплениях людей, толпе.

Характеризуя коллективное поведение и роль , выделяют три типа формирования стихийных групп:

Толпа , которая образуется на улице по поводу самых различных событий (дорожно-транспортное происшествие, задержание правонарушителя и т.д.). При этом стихия, являясь основным фоном поведения толпы, приводит часто к его агрессивным формам. Если находится человек, способный возглавить толпу, в ней возникают очаги организованности, которые, однако, крайне нестабильны;

Масса — более стабильное образование с нечеткими границами, которая более организована, сознательна (митинги, демонстрации), хотя разнородна и достаточно неустойчива. В массе более значима роль организаторов, которые не выдвигаются спонтанно, а известны заранее;

Публика , которая обычно собирается для кратковременного совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. Публика достаточно разобщена; ее специфической чертой является наличие психической связи и единой цели. Благодаря общей цели публика более управляема, чем толпа, хотя какой-либо инцидент может превратить ее действия в неуправляемые (скажем, поведение болельщиков на стадионе в случае проигрыша любимой команды).

Таким образом, под толпой понимают временное и случайное собрание людей, характеризующееся духовно-эмоциональной общностью, пространственной близостью и наличием внешнего стимула. Масса - несколько более стабильное и сознательное образование индивидов (например, участники митинга или демонстрации); организаторы массы появляются не стихийно, а определены заранее. Публика - это общность людей, которые являются потребителями одного и того же духовного и информационного продукта; в отличие от толпы публика объединена не на территориальной, а на духовной основе. Стихийные группы в целом — постоянный элемент общественной жизни на всех этапах ее развития, и их роль в развитии многих социальных процессов весьма значительна.

Поведение людей в социально неорганизованной общности

Рассмотрим существенные особенности неорганизованной социальной общности. Разновидность такой общности наряду с публикой и массой — толпа.

Поведение людей в условиях толпы отличается рядом психических особенностей: происходит некоторая деиндивидуализация личности, доминирует примитивная эмоционально-импульсивная реакция, резко активизируется подражательная деятельность людей, снижается предвидение возможных последствий их действий. В условиях толпы люди преувеличивают правомерность своих действий, снижается их критическая оценка, притупляется чувство ответственности, доминирует чувство анонимности. На фоне общего эмоционального напряжения, вызванного той или иной ситуацией, люди, входящие в толпу, быстро поддаются психическому заражению.

Человек в толпе приобретает чувство анонимности, самовысвобождения из-под социального контроля. Наряду с этим в условиях толпы резко возрастает конформность индивидов, их уступчивость предлагаемым толпе моделям поведения. В случайную толпу легко входят лица, испытывающие потребность в острых ощущениях. В так называемую экспрессивную толпу легко входят люди импульсивные и эмоционально лабильные. Такая толпа легко увлекается ритмическими воздействиями — маршами, речевками, скандированием лозунгов, ритмичной жестикуляцией. Примером поведения такого рода толпы может быть поведение болельщиков на стадионе. Экспрессивная толпа легко перерастает в действующую толпу агрессивного типа. Ее поведение определяется ненавистью к объекту агрессии и направляется случайными зачинщиками.

Стихийное поведение людей провоцируется в ряде случаев стихийной информацией — слухами. Слухи охватывают события, не освещенные средствами массовой информации, являются специфическим видом межличностной коммуникации, содержанием которой овладевает аудитория, подверженная определенным ситуативным ожиданиям и предрассудкам.

Регулятивный механизм поведения толпы — коллективная бессознательность — особый класс психических явлений, в котором, по представлениям психоаналитика К. Г. Юнга, заключен инстинктивный опыт человечества. Всеобщие априорные поведенческие схемы, надличностные схемы поведения подавляют индивидуальное сознание людей и вызывают генетически архаичные поведенческие реакции, «коллективные рефлексы», по терминологии В. М. Бехтерева. Однородные, примитивные оценки и действия соединяют людей в монолитную массу и резко увеличивают энергию их одноактного импульсивного действия. Однако такие действия становятся неадаптивными в тех случаях, когда возникает необходимость сознательно организованного поведения.

Феномен толпы, импульсивные стереотипы поведения широко используются тоталитарными политиками, экстремистами и религиозными фанатиками.

Возобладание в социальной общности одностороннего интереса может вызвать толпообразные схемы поведения, резкое размежевание на «мы» и «они», примитивизацию социальных отношений.

По поведенческим особенностям различаются четыре вида толпы :

  • случайная (оказиональная);
  • экспрессивная (совместно выражающая общие аффективные чувства — ликования, страха, протеста и т. д.);
  • конвенциональная (основанная на некоторых стихийно сформулированных позициях);
  • действующая, которая подразделяется на агрессивную, паническую (спасающуюся), стяжательскую, экстатическую (действующую в состоянии экстаза), повстанческую (возмущающуюся действиями властей).

Любая толпа характеризуется общностью эмоционального состояния и спонтанно возникающей направленностью поведения; нарастающим самоподкрепляющимся психическим заражением — распространением повышенного эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта. Отсутствие ясных целей и организационная диффузность толпы превращают ее в объект манипуляций. Толпа всегда находится в крайне возбужденном предстартовом, установочном состоянии; для приведения ее в действие необходим лишь соответствующий пусковой сигнал.

Одним из видов дезорганизованного поведения толпы является паника — групповое конфликтное эмоциональное состояние, возникающее на основе психического заражения в ситуации действительной или мнимой опасности, при дефиците информации, необходимой для разумного принятия решений.

Паника блокирует способность адекватного отражения обстановки и ее рациональной оценки, действия людей приобретают оборонительно-хаотичный характер, сознание резко сужается, люди становятся способными на крайне эгоистичные, даже асоциальные поступки. Паника возникает в состоянии психической напряженности, в условиях повышенной тревожности, вызванной ожиданием крайне тяжелых событий (пожара, голода, землетрясений, затопления, вооруженного нападения), в условиях недостаточной информации об источниках опасности, времени ее возникновения и способах противодействия. Так, ожидавшие нападения турецких войск жители одного селения пришли в состояние паники, завидя вдали отблески кос односельчан.

Вывести толпу из панического состояния можно лишь очень сильным противодействующим раздражителем, целенаправленными, категорическими командами авторитетных лидеров, предъявлением краткой успокоительной информации и указанием на реальные возможности выхода из возникшей критической ситуации.

Паника — крайнее проявление стихийного, импульсивного поведения людей при отсутствии их социальной организации, состояние массового аффекта, возникающее в ответ на шокирующее обстоятельство. Кризисная ситуация создает потребность немедленных действий, а их сознательная организация невозможна из-за информационно-ориентировочной недостаточности.

На примере поведения людей в условиях толпы мы видим, что отсутствие социальной организации, системы регламентированных норм и способов поведения ведет к резкому снижению соционормативного уровня поведения людей. Поведение людей в этих условиях характеризуется повышенной импульсивностью, подчиненностью сознания одному актуализированному образу, сужением других сфер сознания.