Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Какие традиционные методы географических исследований существуют. Охарактеризуйте традиционные методы исследования в физической географии

Какие традиционные методы географических исследований существуют. Охарактеризуйте традиционные методы исследования в физической географии

Охарактеризуйте специфические методы в физико-географических исследованиях (сравнительно-описательный, экспедиционный, литературно-картографический)

Сравнительно-описательный метод -- самый старый в физической географии. Он был и остается впредь не просто основным, но главным методом всей географической науки. Недооценка некоторыми учеными этого метода проистекает из поверхностных представлений о нем и о существе географии.

А. Гумбольдт (1959) писал, что сравнивать между собой отличительные особенности природы отдаленных стран и представить в кратких чертах результаты этих сравнений -- благодарная, хотя и трудная задача общего землеведения. Сравнение выполняет несколько функций: определяет ареал сходных явлений и предметов, разграничивает на первый взгляд близкие предметы и явления, делает через систему образов знакомым незнакомое.

Выражением сравнительно-описательного метода служат различного рода изолинии -- изотермы, изогипсы, изобары, изогиеты (количества осадков в единицу времени), изофены (линии одновременного наступления какого-либо сезонного явления). Без них невозможно представить ни одной отраслевой или комплексной научной дисциплины физико-географического цикла.

Наиболее полное и разностороннее применение сравнительно-описательный метод находит в страноведении, где требует просто-тоты и ясности изложения. Здесь, однако, этот метод долгое время ограничивался ответами на два вопроса: что, где?, тем самым давая обоснованный повод к тому, чтобы видеть в географии чисто хорологическую (от греч. choros -- место, пространство) науку. B настоящее время сравнительно-описательный метод должен включать ответы по крайней мере на пять вопросов: что, где, когда, в каком состоянии, в каких взаимосвязях? Когда означает время, исторический подход к изучаемому объекту; в каком состоянии-- современную динамику, тенденции развития объекта; в каких взаимосвязях -- воздействие объекта на ближайшее окружение и обратное влияние последнего на объект.

Приведем образец применения сравнительно-описательного метода-- описание влажного тропического леса Явы на высоте около 2000 м, принадлежащее А. Н. Краснову: «Издали такой лес не представляет ничего особенного. Это по внешности тот же широколиственный лес умеренной полосы. Достойно внимания то, что и здесь не видишь никогда тех пальмовых крон, которые рисуются при мысли о тропиках. Пальмы в ландшафте лесов фигурируют только в жаркой нижней зоне: выше мы видим только ротанги, аре-ки и им подобные ютящиеся в тени других дерев породы. Масса леса образована лиственными деревьями, и между ними, на фоне опушек, резко выделяются бело-серые стволы Liguidambar, этого характернейшего из деревьев девственных лесов Явы. Фон листвы лесов представляет или бесконечные варианты типа глянцеватого кожистого фикуса, или нежного перистого листа мимозы. Но зато очутившись под самою сенью леса, не только турист, но и самый опытный ботаник становится в положение деревенского мальчика, впервые попавшего в большой шумный столичный город. Не знаешь куда смотреть: внизу на земле, на уровне с головой, выше на стволах,-- везде масса растений, бесконечно разнообразных, одно причудливее другого. Деревья не образуют, как у нас, общего свода. Над кустами, едва превышающими человеческий рост, возвышаются полудеревья; их кроны скрыты за деревьями роста наших лип; их покрывают деревья еще более высокие, над которыми, как шатры, распростерты ветви исполинов, уже совершенно не видных через покровы этого четырехэтажного леса...

Понятно, что под четвертым сводом -- сырость и полумрак, как под сводами таинственного храма. Как громадные паникадила какого-нибудь собора висят над вашей головой, свесившись на тонких лианах или прикрепившись к стволу, как исполинские гнезда, цельнолистовые розетки папоротника Aspidium nidus avis. Растительность этого пояса леса не похожа на нашу. Здесь вы не найдете на земле цветов нежных и благоухающих или чарующих взор красотою венчика. Везде одна только зелень нежной тонкой ваи папоротника, то маленького и изящного, приютившегося к стволу дерева, то громадного, древовидного, способного своею из земли поднимающуюся ваею покрыть человека, то поднимающегося как у пальмы венец вай на высоком чешуйчатом стволе» К

Экспедиционный метод исследования называют полевым . Полевой материал, собранный в экспедициях, составляет хлеб географии, ее фундамент, опираясь на который только и может развиваться теория.

Экспедиции как метод сбора полевого материала берут начало с античных времен. Геродот в середине V в. до н. э. совершил многолетнее путешествие, давшее ему необходимый материал по истории и природе посещенных стран. В частности, без посещения Скифии-- причерноморских степей -- он не сумел бы сообщить много точных подробностей о ее природе -- равнинности, безлесии, суровости климата. 24 года (1271--1295) длилось путешествие итальянца Марко Поло в Китай.

Эпоха Великих географических открытий конца XI--XVII вв.-- это ряд самоотверженных полных лишений экспедиций в поисках новых земель, расшифровки белых пятен на географической карте (путешествия Колумба, Магеллана, Васко да Гамы и др.). В один ряд с ними следует поставить Великую Северную экспедицию в России (1733--1743). Она даже по современным меркам представляется грандиозным мероприятием, поражающим количеством участников, разнообразием и объемом поставленных задач. Во время Великой Северной экспедиции, известной еще под названием Второй Камчатской, была изучена природа Камчатки, открыт северо-запад Северной Америки, описано побережье Северного Ледовитого Океана от Карского моря до Восточно-Сибирского, нанесена на карту крайняя северная точка Азии -- мыс Челюскин.

Глубокий след в истории отечественной географии оставили Академические экспедиции 1768--1774 гг. Они были комплексными, в задачу их входило описание природы, населения и хозяйства огромной территории -- Европейской России, Урала, части Сибири. В составе экспедиции принимали участие П. С. Паллас, И. И. Лепехин, С. Гмелин и другие выдающиеся ученые.

1 Краснов А. Н. Под тропиками Азии. M., 1956. С. 52---53.

Преданность науке, мужество, способность видеть в природе главное, новое и взаимосвязанное, талант писателя-прозаика -- черты лучших представителей большой армии географов-путешественников. Научные отчеты Н. М. Пржевальского (1839--1888), исследователя Центральной Азии, Д. Ливингстона (1813--1873), первооткрывателя озер и рек Южной и Восточной Африки, полные трагизма последние дневниковые записи Роберта Скотта (1868-- 1912), замерзшего на обратном пути от Южного полюса, как и труды многих других путешественников, читаются на одном дыхании, никого не оставляя равнодушным.

о мере дифференциации географической науки экспедиции становились более специализированными, с ограниченным кругом задач. При этом часть вопросов, решавшихся ранее географами, отошли к геологии, биологии, геофизике. Тем не менее многие экспедиции советского периода, будучи междисциплинарными по составу участников, включавших геологов, климатологов, гидрологов, ботаников, зоологов, были по существу комплексными географическими. Таковы экспедиции Совета по изучению производительных сил (СОПС), находящегося до 1960 г. при Президиуме АН СССР. В комплексных экспедициях СОПСа по изучению Кольского полуострова, Каракумов, Башкирии, Якутии, Тувы и других районов принимали участие многие институты Академии Наук.

У части исследователей возникло сомнение в возможности проведения в поле комплексных географических исследований одним лицом. Их выполнение под силу якобы только целому коллективу узких специалистов, а на долю географа остается роль организатора работ, ответственного за синтез собранного другими материала. Не отрицая за географом подобной организаторской функции в тех случаях, когда это возможно, обратим внимание на другое -- физи-ко-географ может и обязан вести, подобно другим узким специалистам, собственные полевые исследования, причем такие, которые не может выполнить за него никто иной. Выявление, картирование, анализ межкомпонентных связей ландшафтных комплексов -- круг задач, решаемых физико-географами в полевых условиях. Выполнить эти задачи может лишь специалист с серьезной и широкой подготовкой. Но не следует при этом и преувеличивать трудности, не думать, что ландшафтовед в одном лице обязан совмещать геолога, климатолога, ботаника, зоолога, гидролога, почвоведа. Он должен оставаться специалистом сравнительно узкого профиля, владеющего методикой изучения природно-территориальных комплексов.

Современные географические экспедиции, с участием узких ланд-шафтоведов или без них, имеют междисциплинарный состав с тенденцией, не всегда реализованной, к комплексности. Особый интерес представляют корабли науки, бороздящие Океан под флагами разных стран. Это даже не лаборатории, а целевые научные институты, оснащенные самой совершенной аппаратурой по изучению водного и воздушного океанов. Судно «Академик Мстислав Келдыш», один из советских кораблей науки, обладает автономностью плавания около 20 тыс. миль.

В Центральной Арктике, на многолетних льдах, непрерывно дрейфуют, сменяя одна другую, научные станции «Северный Полюс». Начало им было положено в 1937--1938 гг. дрейфом отважной четверки, вошедшей в историю под названием папанинцев (И. Д. Папанин, Э. Т. Кренкель, Е. К. Федоров, П. П. Ширшов).

В послевоенные годы происходит активное научное наступление на материк Антарктида. Окраина ледяного материка покрывается сетью научных станций СССР, США, Великобритании, Австрии, Франции, Японии, Новой Зеландии, Австралии, Аргентины, Чили, ЮАР. Из шести действующих (1986) в Антарктиде советских станций в наиболее экстремальных условиях находится «Восток». Она расположена в Восточной Антарктиде на высоком ледниковом плато (3488 м) в районе магнитного и земного полюса холода.

Будучи междисциплинарными, с высоким удельным весом геофизиков, геологов, биологов и других специалистов, морские, арктические и антарктические экспедиции вносят неоценимый вклад в познание строения и динамики географической оболочки и ее ландшафтной сферы. Приходится признать, однако, что географический синтез не всегда успевает за новыми фактами и открытиями, полученными в ходе экспедиций смежными с географией подразделениями науки.

Разновидностью экспедиционного (полевого) метода являются физико-географические стационары. Инициатива создания их принадлежит А. А. Григорьеву. Первый стационар -- Тянь-Шанская высокогорная станция -- была открыта Институтом географии АН СССР в 1945 г. Стационаров до сих пор немного. Устоявшихся программ физико-географических стационаров не выработано. Первоначально они ограничивались изучением геофизики ландшафта (радиационный, тепловой, водный балансы), позднее с включением в программу биотического компонента -- потеряли качественную грань, отделяющую их от биогеоценологических стационаров.

Полезность физико-географических стационаров в развитии географической теории бесспорна, но пока результаты этих исследований не выходят на практику и ожидать в ближайшее время развития широкой сети их, аналогичной, скажем, сети стоковых станций, нет оснований.

Полевые исследования физико-географа не исчерпываются экспедициями и стационарами. При решении частных, особенно краеведческих, вопросов (составление географического очерка района, выбор мест для размещения прудов, лесопосадок и т. п.) возникает необходимость в полевых экскурсиях для сбора недостающего материала. Научные экскурсии -- мини-экспедиции -- распространенный вид полевых географических исследований в высшей школе. Здесь они тесно связаны с учебными географическими экскурсиями и учебной полевой практикой студентов-географов. Методика полевой физико-географической практики и общие вопросы методики комплексных физико-географических исследований отражены в ряде учебных пособий и руководств (В. К. Жучкова, 1977; А. Г. Исаченко, 1980; Комплексная географическая практика в Подмосковье, 1980 и др.).

Литературно-картографический метод в отличие от экспедиционного и полевого методов является кабинетным. Этот метод имеет два аспекта. Первый -- подготовительный, камеральный этап в подготовке к экспедиции. Предварительное литературно-картографическое ознакомление с природой района составляет необходимое условие любых полевых исследований, но при ландшафтных значение его особенно велико. Ландшафтовед по любому району, подлежащему полевому исследованию, находит большое -количество литературно-картографического материала, посвященного отдельным компонентам ландшафта, и анализ его требует больших усилий и хорошей подготовки. Камеральное литературно-картографическое изучение природы района не только поможет выявлению в поле ландшафтных комплексов, но и выявит возможные пробелы в изучении компонентов ландшафта, которые исследователь обязан восполнить или лично сам, или путем приглашения соответствующих специалистов (геоботаника, почвоведа, геолога и т. п.).

Второй аспект -- литературно-картографический метод как основной, начало и конец познания географического объекта. Именно таким путем создается большинство страноведческих работ. Авторы страноведческих монографий могут быть лично знакомы с описываемой территорией, но и при этом условии в основе их труда, за редкими исключениями, лежит анализ имеющегося литературно-картографического материала.

Литературно-картографический метод не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Чтобы пользоваться им, надо уметь читать отраслевую литературу, специальные карты и атласы. B них масса разнообразных сведений, разобраться в которых и отделить главное от второстепенного можно лишь овладев всей суммой информативного материала. Наиболее концентрированный вид географической информации представляют атласы, а среди них такие этапные для картографии труды, как Большой советский атлас мира (т. I, 1937), трехтомный Морской атлас и Физико-географический атлас мира (1964). Предисловие к последнему Атласу начинается словами: «Лежащий перед Вами Физико-географический атлас мира предназначен дать возможно более полную и точную картину природы мира, основанную на новейших географических материалах и современной теории наук о Земле». И это не преувеличение, на сотнях специальных карт Атласа нарисована картина физической географии Мира, которую трудно было бы развернуть на страницах многотомной серии монографий.

Методы (способы) географических исследований формировались на протяжении тысячелетий. Они развивались вместе с наукой. На каждом этапе эволюции географической мысли появлялись все новые и новые приемы познания географического мира. Первым методом, с помощью которого человек по­знавал окружающий мир, был описательный метод. Наука география первоначально возникла как описание различных местностей, их природы, населения и хозяйственной деятельности человека. Об этом первом этапе развития напоминает само название науки – география. На протяжении многих столетий география оставалась в основном наукой описательной. За это долгое время было накоплено огромное количество сведений о рельефе, климате, водах, животном и растительном мире, населении известных людям регионов Земли. Первоначально описания земель составлялись не столько торговцами, воинами и даже людьми, слу­чайно оказавшимися на чужбине. Чаще всего описания неизвестных земель были не только неточные и сделан­ные без всякой цели и системы, но и фантастические, сделанные на основе слухов и легенд. Описания были либо устными, либо письменными, но во всех случаях искажались людьми, делавшими описание земель (были субъективными).

Главными вопросами, которые решались при описании, были: что описывается (остров, долина, горы...), каков предмет описания (размер, форма, цвет...) и, обязательно, где находится предмет? Последний воп­рос один из основных в географии. Вы уже знаете, что первобытные люди могли лаконично и безошибочно показать местоположение объектов с помощью пиктографических схем- «карт», простых рисунков и картосхем на коже и дереве.

Картографический метод появился одновременно с возникновением географии. Вместе с описанием объек­тов на земной поверхности появляется особый (географический) способ отражения и систематизации знаний об изучаемой территории. Не случайно Н. Н. Баранский назвал карту «вторым языком географии». С карты начинается и картой заканчивается географическое исследование. С помощью карты можно «объять» разом всю поверхность планеты.

Тысячелетия тому назад появился экспедиционный метод изучения мира. Все, что люди узнавали о новых землях, они получали во время путешествий, военных экспедиций. С помощью этого метода преумножались знания о разнообразии природных и социальных компонентов мира. Морские экспедиции и путешествия на суше и теперь остаются одним из основных источников географической информации. Значение географических экспедиций в истории человечества настолько велико, что даже целая эпоха развития общества названа эпохой Великих географических открытий! В ходе экспедиций наблюдаются и описываются различные природные явления, хозяйство, население территорий. Наблюдение – один из общенаучных методов, использующихся и в физике, и в химии, и в биологии. Для географа умение не только видеть, но и наблюдать – одно из важнейших. В эпоху НТР огромную роль в географии играет наблюдение и оценка состояния окружающей среды под воздействием человеческой (антропогенной) деятельности, с целью рационального использования природных ресурсов и: охраны природы – мониторинг окружающей среды.

Помимо наблюденния в географии очень широко используется метод измерения. Данный метод также, относится к общенаучным. Географы пользуются им с античного времени, хотя измерениями на поверхности Земли расстояний между предметами люди занимались задолго до появления науки. Вершиной использования этого метода в античную эпоху стало измерение Эратосфеном размеров Земли, причем достаточно точное. Эратосфен был одним из основателей математической географии, использования количественных (математических) методов в географии. Первоначально это был количественный метод описания, позднее появились методы матемапшческого анализа, позволяющие выявить разнообразные географические закономерности.

1) Картографический метод . Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта - уникальный источник информации!

Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод . Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод . Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический . Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования . Выделение физико-географических (природных) и экономических районов - один из методов исследования географической науки.

6) Сравнительно-географический . Всё подлежит сравнению:
больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений . Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами - самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений - все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдений . Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования . Создание географических моделей - важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

10) Географический прогноз . Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.

Методы географических исследований и основные источники географической информации википедия
Поиск по сайту:

Поиск Лекций

Методология географической науки

Метод (греч. methodes ) в науке – это способ достижения поставленной цели, образ действий; способ познания, исследования явлений природы и общества.

Методы, используемые в экономико-географических исследования разнообразны и могут быть подразделены на две основные группы: общенаучные и частнонаучные (специальные).

Результативность и достоверность экономико-географических исследований и формулируемых наукой выводов зависит от полноты опоры на методический инструментарий и корректности его выбора (тщательный отбор наиболее эффективных методов) для каждого конкретного исследования.

Общенаучные методы:

описание (древнейший метод из применяемых географами);

картографический метод (это графический способ изложения информации о размещении и развитии природных демографических, социально-экономических и других объектов на определенной территории). Картографический метод часто не только средство для раскрытия пространственных связей, но часто и конечная цель исследования. Баранский Н.Н.: «… от карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается, карта – второй язык географии». Карта – это математически определенное, уменьшенное, генерализованное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроецированные на них объекты в принятой системе знаков. Виды картографических (картоаналитических ) методов:

o картодемонстрационный (карта служит демонстрацией результатов, полученных другими методами);

o картометрический (карта служит для получения исходной информации и вывода конечных результатов);

o центрографический (карта дает исходную информацию и используется для демонстрации конечного результата);

компаративистский (сравнительный) метод (служит для выявления многообразия форм и типов человеческой деятельности в природных и социально-экономических условиях). Сравнительный метод состоит в сопоставлении стран, районов, городов, результатов хозяйственной деятельности, параметров развития, демографических особенностей. Данный метод – основа для прогнозирования по аналогии развития социально-экономических процессов;

исторический (способствует осмыслению территориальных объектов в пространстве и времени, помогает учитывать временной фактор в процессах территориальной организации общества). Исторический метод заключается в анализе генезиса системы (размещения производительных сил): возникновение системы, становление, познание, развитие;

— количественные методы:

o метод балльных оценок (применяется для оценки естественных ресурсов и анализа экологической ситуации);

o балансовый метод (применяется в исследованиях динамических территориальных систем с устоявшимися потоками ресурсов и продукции). Балансовый метод – это уравнивание количественной информации о различных аспектах развития исследуемого объекта явления или процесса. Особое значение в экономико-географических исследованиях имеет модель межотраслевого баланса (МОБ). МОБ был впервые разработан советскими статистиками в 1924-1925 гг. В 1930-е гг. В. Леонтьев (США) предложил свой вариант этой модели, адаптированный к условиям капиталистической экономики (модель «затраты-выпуск»). Основное назначение этой модели заключается в обосновании рационального варианта отраслевой структуры экономики региона на основе оптимизации межотраслевых потоков, минимизации затрат и максимизации конечной продукции;

o статистический метод (операции со статинформацией о социально-экономических процессах в регионе). Особенно широко применяются методы исчисления индексов и выборочного изучения, корреляционный и регрессионный анализ, метод экспертных оценок;

моделирование , в т.ч. математическое (моделирование миграционных процессов, городских систем, ТПК). Моделирование – одна из основных категорий теории познания, суть которого состоит в исследовании явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей. Следовательно, при моделировании изучаемый объект заменяется другой вспомогательной или искусственной системой. Закономерности и тенденции, выявленные в процессе моделирования, затем распространяются на реальную действительность;

o материальные модели (макеты, компоновки, муляжи и т.д.);

o мысленные (идеальные модели) (зарисовки, фотографии, карты, чертежи, графики);

эконометрический метод . Эконометрика изучает количественные стороны экономических явлений и процессов средствами математического и статистического анализа;

геоинформационный метод (создание ГИС – средство сбора, хранения, картографирования и анализа разнообразной информации о территории на основе геоинформационных технологий);

экспедиционный (сбор первичных данных, работа «в поле»);

социологический (интервьюирование, анкетирование);

метод системного анализа (это комплексное изучение структуры хозяйства, внутренних взаимосвязей и взаимодействия элементов. Системный анализ – наиболее развитое в экономике направление системных исследований. Для проведения такого анализа требуется следовать таким приемам систематизации, как:

o классификация (группировка изучаемых объектов по совокупностям, различающимся между собой преимущественно по количественным признакам, а качественное различие отражает динамику развития объектов и их иерархический порядок);

o типология (группировка изучаемых объектов по совокупностям (типам), устойчиво различающимся между собой по качественным признакам);

o концентрация (методический прием при исследовании сложных географических объектов, при котором либо увеличивается, либо уменьшается количество дополнительных по отношению к основному объекту элементов, связанных с ним и в разной степени влияющих на полноту исследования);

o таксонирование (процесс членения территории на сопоставимые или иерархически соподчиненные таксоны);

o районирование (процесс таксонирования, при котором идентифицируемые таксоны должны отвечать двум критериям: критерию специфики и критерию единства)).

Частнонаучные методы:

— районирование (экономическое, социально-экономическое, экологическое);

— метод «ключей» (преимущественное внимание уделяется конкретным локальным или региональным объектам, рассматриваемых в качестве типичных или базовых применительно к данной территориальной системе);

— методы «игры масштабов» (когда исследуемое явление анализируется на различных пространственно-иерархических уровнях: глобальном, государственном, региональном, локальном);

— цикловой метод (метод энергопроизводственных циклов, метод ресурсных циклов);

— дистанционные аэрокосмические методы (Земля или другие космические тела изучаются на значительном расстоянии, для чего используются воздушные и космические аппараты):

o аэрометоды (визуальные методы наблюдения, ведущиеся с летательных аппаратов; аэросъемка, основной вид – аэрофотосъемка с 1930-х гг. – основной метод топографической съемки):

o космические методы (визуальные наблюдения: прямые наблюдения за состоянием атмосферы, земной поверхности, земных объектах):

— сравнительно-географический (география, в отличие от большинства естественных наук, лишена своего основного метода – эксперимента. Метод, заменяющий ксперимент в географии – сравнительно-географический. Суть метода состоит в изучении нескольких ерриториальных систем, существующих в реальной действительности.

В процессе развития этих систем происходит гибель (стагнация) одних и развитие, преуспевание – других. Следовательно, изучив группу аналогичных систем, можно выявить те, местоположение которых обеспечивает благоприятные условия для их успешного развития, и отбросить заведомо проигрышные варианты. То есть необходимо изучить исторический опыт и выявить причины, обеспечивающие положительные или отрицательные результаты в сравниваемых вариантах и выбрать оптимальный).

Таким образом, основными методами географических исследований являются: метод системного анализа, картографический, исторический, сравнительный, статистический и другие.

Литература:

1. Берлянт А.М. Картография: учебник для вузв. М.: Аспект Пресс, 2002. 336 с.

2. Дружинин А.Г., Житников В.Г. География (экономическая, социальная и политическая): 100 экзаменационных ответов: Экспресс-справочник для студентов ВУЗов. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. С. 15-17.

3. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: учеб. для студ. вузов. М.: Изд-во «Академия», 2004. С. 55-158.

4. Кузьбожев Э.Н., Козьева И.А., Световцева М.Г. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учеб. пос. М.: Высшее образование, 2009. С. 44-50.

5. Мартынов В.Л., Файбусович Э.Л. Социально-экономическая география современного мира: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2010. С. 19-22.

Корреляционый анализ – совокупность методов, основанных на математической теории корреляции, обнаружения корреляционной зависимости между двумя случайными признаками или факторами.

Регрессионный анализ – раздел математической статистики, объединяющий практические методы исследования регрессионной зависимости между величинами по статистическим данным.

Таксон – территориальные (геоториальные и акваториальные) единицы, обладающие специфическими квалификационными признаками. Равнозначные и иерархически соподчиненные ячейки территории. Типы таксонов: район, ареал, зона.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Методы географических исследований

Методы географических исследований - способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1)Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта - уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообеспеченности, ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования. Выделение физико-географических (природных) и экономических районов - один из методов исследования географической науки.

6). Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее.

Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод полевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах.

Увиденное своими глазами - самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений - все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдении. Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования. Создание географических моделей - важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

10) Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать
многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы

Как географы изучают объекты и процессы. Как проводятся научные наблюдения.

Из текста учебника (с.11) выпиши главные черты (особенности) научных наблюдений.

Объясни данные особенности. Используй для выполнения этого задания имена прилагательные.

1. Активные — наблюдатель ищет и фиксирует определенные метеорологические величины и атмосферные явления.

2. Целенаправленные — наблюдатель фиксирует только необходимые для определения погоды метеорологические величины и явления.

Определенный план действия — продумывается наблюдателем заранее и прописан в книге "Наставление гидрометеорологическим станциям и постам".

4. Систематические — проводятся многократно по определенной системе.

Школа географа-следопыта.

Запиши в таблицу результаты наблюдений за длинной тени гномона.

Место наблюдения: город, поселок, село Бугуруслан.

Высота гномона: 50 см.

Время наблюдения (час, минута) Длина тени гномона (см) Положение Солнца над горизонтом (поднимается, опускается)
10:30 40 поднимается
12:00 50 в зените
14:30 60 опускается
9:30 30 поднимается
8:30 20 поднимается
15:30 70 опускается
16:30 80 опускается
7:30 10 поднимается

Вывод по результатам наблюдений (вставь пропущенные слова).

Когда Солнце поднималось над горизонтом, тень гномона увеличивалась, когда Солнце опускалось к горизонту, тень гномона уменьшалась.

Сравни длину гномона с самым большим значением длины его тени.

Длина гномона больше, чем самая длинная тень гномона.

Методы исследования в географии на сегодняшний день остаются все теми же, что и раньше. Однако это вовсе не означает, что они не претерпевают изменения. Появляются новейшие методы географических исследований, позволяющие значительно расширить возможности человечества и границы непознанного. Но прежде, чем рассмотреть эти новшества, необходимо разобраться в привычной классификации.

Методы географических исследований - это различные способы получения информации в рамках науки географии. Они подразделяются на несколько групп. Итак, картографический метод представляется собой использование карт, как основного источника информации. Они могут дать представление не только о взаиморасположении объектов, но и их размерах, о степени распространения различный явлений и еще массу полезной информации.

Статистический метод говорит о том, что нельзя рассматривать и изучать народы, страны, природные объекты без использования статистических данных. То есть очень важно знать какова глубина, высота, запасы природных ресурсов той или иной территории, ее площадь, численность населения отдельно взятой страны, ее демографические показатели, а также показатели производства.

Исторический метод подразумевает, что наш мир развивался и все на планете имеет свою богатую историю. Таким образом, для того чтобы изучать современную географию, необходимо обладать знаниями об истории развития самой Земли и человечества, проживающего на ней.

Методы географических исследований продолжает экономико-математический метод. Это не что иное, чем цифры: расчеты смертности, рождаемости, плотности населения, ресурсообеспеченности, сальдо миграций и так далее.

Сравнительно-географический метод помогает более полно оценить и описать различия и сходства географических объектов. Ведь все в этом мире подлежит сравнению: меньше или больше, медленнее или быстрее, ниже или выше и так далее. Этот метод позволяет составлять классификации географических объектов и прогнозировать их изменения.

Методы географических исследований невозможно себе представить без наблюдений. Они могут быть непрерывными или периодическими, площадными и маршрутными, дистанционными или стационарными, тем менее все они предоставляют важнейшие данные о развитии географических объектах и тех изменениях, которые они претерпевают. Невозможно изучить географию, сидя за столом в кабинете или за школьной партой в классе, необходимо научиться извлекать полезную информацию из того, что можно увидеть собственными глазами.

Одним из важных методов исследования географии был и остается метод географического районирования. Это выделение экономических и природных (физико-географических) районов. Не менее важен и метод географического моделирования. Всем нам еще со школьной скамьи известен самый яркий пример географической модели - глобус. Но моделирование может быть машинным, математическим и графическим.



Географический прогноз - это умение предсказывать последствия, которые могут возникнуть вследствие развития человечества. Этот метод позволяет уменьшить негативное воздействие деятельности людей на окружающую среду, избежать нежелательных явлений, рационально использовать всевозможные ресурсы и так далее.

Современные методы географических исследований явили миру ГИС - геоинформационные системы, то есть комплекс цифровых карт, привязанных к ним программных средств и статистики, которые дают людям возможность работать с картами прямо на компьютере. А благодаря сети Интернет появились системы подспутникового позиционирования, известные в народе, как GPS. Они состоят из наземных средств слежения, навигационных спутников и различных приборов, принимающих информацию и определяющих координаты.

Метод-совокупность применяемых в науке приемов и способов для получения новых знаний и обобщения их в теорию. Методы д.отвечать на вопрос как достичь рещультата. Выполняют регулятивную функцию, показывая какие операции необходимо совершать для дальнейшего углубления знаний об объекте.

Методы, используемые в географической науке м. разделить на 2 больших класса: общегеогарфические (пронизывают все систему) и частногеографические (применяются отдельными географиями,например физической или экономической). В зависимости от использования различных принципов выделяются след классификации: - по врмеени возникновения (традиционные, новые, новейшие); - по принципу использования (общие и частные(метод полевых исследовантий, методы систиматизации и хранения первичного материала, методы обработки материала, метод прогназирования, метод изложения научных результатов и внедрения их в практику, методы построения научных теорий)); - по существу (эмперические (наблюдение, экспидиционный, камеральные методы), теоритические (логические, формализованные)).

Методы (способы) исследований – это конкретные приемы изучения географических объектов и явлений. К географическим методам (способам) исследований относятся: традиционные – экспедиционный, описательный, картографический, сравнительно-географический, математико-статистический, и новые методы–экспериментальные, моделирования, дистанционные (аэрокосмические), географический мониторинг, географический прогноз, ГИС технологий и др.

Далеко вглубь веков входит основополагающий метод географических исследований, первоисточник всех географических знаний – экспедиционный метод. Многое, что люди узнали о Земле, о ее великом природном разнообразии и богатстве, они узнавали в ходе своих странствий и путешествий, а на современном языке – экспедиций.

Фиксация путешественниками увиденного привела к возникновению метода описания. Само название науки - география (от греч. geо – Земля и grapho – описываю), предложенное древнегреческим ученым Эратосфеном, свидетельствует о важности этого метода. Описание включает не только сбор информации об объекте исследования, но и ее систематизацию, объяснение и построение теории. В XVIII в. начало развиваться научное описание, которое включало элементы анализа, сравнения, объяснения. Особенно важен этот метод в работах страноведческого характера, где он развился от поэлементного описания стран (природа, население, хозяйство и т. д.) к комплексной страноведческой характеристике. В настоящее время описание не обязательно связано с фиксацией информации на бумаге. Его можно наговорить на диктофон, применение электроники позволяет передавать описание на большие расстояния, хранить, редактировать. Большое значение для запоминания и эмоционального восприятия имеет литературно-художественное описание (литературные произведения И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и др.). Выделяют следующие виды географических описаний: констатирующее (констатация фактов); описание динамических процессов и явлений; описание причинно-следственных связей; прогнозные описания.

С возникновением описания появился и особый географический способ изображения и систематизации знаний об исследуемой территории – различные «чертежи», схемы, карты. Так возник очень важный и нужный географии картографический метод исследований.

В настоящее время картографический метод кроме составления карт исследуемой территории включает визуальный поиск и анализ объектов на карте; измерение по карте расстояний, площадей, высот и т. д.; сопоставление различных географических явлений и исследование их связи и причины; анализ карт путем построения профилей и др. Необходимость описывать новые страны, территории и сравнивать их с уже существующими, известными способствовала развитию сравнительного метода исследования, который успешно используется до наших дней. (Кто из знаменитых географов успешно использовал метод сравнения? Кто первым применил исторический метод при изучении географических явлений?)

Геоинформационная система (географическая информационная система , ГИС ) - система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах.

Понятие геоинформационной системы также используется в более узком смысле - как инструмента (программного продукта), позволяющего пользователям искать, анализировать и редактировать как цифровую карту местности, так и дополнительную информацию об объектах .

Геоинформационная система может включать в свой состав пространственные базы данных (в том числе, под управлением универсальных СУБД), редакторы растровой и векторной графики, различные средства пространственного анализа данных. Применяются в картографии, геологии,метеорологии, землеустройстве, экологии,муниципальном управлении, транспорте, экономике,обороне и многих других областях. Научные, технические, технологические и прикладные аспекты проектирования, создания и использования геоинформационных систем изучаютсягеоинформатикой.

Данные в геоинформационных системах описывают, как правило, реальные объекты, такие как дороги, здания, водоемы, лесные массивы. Реальные объекты можно разделить на две абстрактные категории: дискретные (дома, территориальные зоны) и непрерывные (рельеф, уровень осадков, среднегодовая температура). Для представления этих двух категорий объектов используются векторные и растровые данные.