Каким размером написан пушкинский «Евгений Онегин»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; C1-С2.
I В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стёклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок весёлых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Всё ярко, всё бело кругом. II Зима!...Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно... III Но, может быть, такого рода Картины вас не привлекут: Всё это низкая природа; Изящного не много тут. Согретый вдохновенья богом, Другой поэт роскошным слогом Живописал нам первый снег И все оттенки зимних нег; Он вас пленит, я в том уверен, Рисуя в пламенных стихах Прогулки тайные в санях; Но я бороться не намерен Ни с ним покамест, ни с тобой, Певец финляндки молодой! IV Татьяна (русская душою, Сама не зная, почему) С её холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров. По старине торжествовали В их доме эти вечера: Служанки со всего двора Про барышень своих гадали И им сулили каждый год Мужьёв военных и поход. |
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Укажите авторское определение жанра «Евгения Онегина».
Пояснение.
А. С. Пушкин определи жанр своего произведения как роман в стихах. Роман в стихах - это литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, системы персонажей со стихотворной формой.
Ответ: роман.
Ответ: романвстихах|роман
Екатерина Камалова
28.09.2017 14:41
В пояснении написано, что это роман в стихах, а в ответе написано просто роман.
Татьяна Стаценко
В ответе оба варианта.
Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину XIX века и принципы которого нашли своё отражение в «Евгении Онегине».
Пояснение.
Такое литературное направление называется реализмом. Дадим определение.
Реализм — это основной метод искусства и литературы. Его основа — это принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своём творчестве, стремясь дать наиболее полное и верное отражение жизни и сохраняя наибольшее жизненное правдоподобие в изображении событий, людей, предметов вещного мира и природы такими, какими они являются в самой действительности.
Ответ: реализм.
Ответ: реализм
Текст «Евгения Онегина» членится на 14-строчные пронумерованные строфы, имеющие сходную ритмическую структуру. Какое название получила такая строфа?
Пояснение.
Онегинская строфа - строфа, которой написан роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Онегинская строфа состоит из трёх четверостиший (катренов) и заключительного двустишия, написанных четырёхстопным ямбом. Первое четверостишие - с перекрёстной рифмой; во втором - рифмуются смежные строки; в третьем - рифмы охватные; в заключительном двустишии - смежная рифма.
Ответ: онегинская.
Ответ: онегинскаястрофа|онегинская
В первой строфе даётся описание зимней природы. Как называется такое описание в художественном произведении?
Пояснение.
Такое описание называется пейзажем. Пейзаж - изображение природы в литературном произведении. Чаще всего пейзаж необходим для того, чтобы обозначить место и обстановку действия (лес, поле, дорога, горы, река, море, сад, парк, деревня, помещичья усадьба и т. д.).
Ответ: пейзаж.
Ответ: пейзаж
Описывая зимнюю пору, автор неоднократно прибегает к образным определениям, несущим особую смысловую и экспрессивно-эмоциональную нагрузку («кибитка удалая », «холодною красою» и т. п.). Как они называются?
Пояснение.
Такие нагрузки называются эпитетами. Эпитет - это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность; образная, эмоционально-выразительная характеристика предмета, явления, лица или события, выраженная, как правило, прилагательным с иносказательным значением. Эпитет обычно выполняет в предложении синтаксическую функцию определения, поэтому его можно считать образным определением.
Ответ: эпитеты.
Ответ: эпитеты|эпитет
Укажите фамилию героини, о которой говорится в приведённом фрагменте.
Пояснение.
Фамилия этой героини — Ларина. Среди множества действующих лиц, в романе самым крупным планом показана Татьяна Ларина, которую автор называет своим «милым идеалом». Это неслучайно. Пушкин выделяет Татьяну из многих представительниц дворянского общества, показывает ее как цельную натуру, способную на глубокие и искренние чувства.
Ответ: Ларина.
Ответ: Ларина
Пояснение.
В романе «Евгений Онегин» перед нами в ярких реалистических красках предстают и столица, и провинция, и деревня, и город, и сама русская природа - во всем ее многообразии и изменчивости.
Однако природа в романе - это не просто картины, отражающие красоту и своеобразие того или иного времени года. Описаниям природы поэт придает намного более серьезное значение. Они призваны подчеркнуть те или иные особенности характера, поведения, взглядов героев, передать их душевный мир, мечты, стремления, нравственные идеалы. Именно поэтому положительные герои произведения, как, например, Татьяна, рисуются в окружении природы. Татьяна, «русская душою», сама сродни русской природе во всем ее многообразии и несомненной прелести, для неё, как и для поэта природа и Родина неразрывны. Легкая авторская ирония ощущается в обращении к читателю, который, возможно, не найдет в этих строках «изящного» («Все это низкая природа»), тем более что первый снег, как указывает Пушкин, уже описан «роскошным слогом» и изображен «певцом финляндки молодой». Однако автор показывает нам, сколько прелести и поэтичности заключается в этих всем знакомых, родных, но не всегда замечаемых нами картинах.
В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы? Что сближает эти произведения с соответствующими страницами «Евгения Онегина»?
Пояснение.
Картины природы в романе «Евгений Онегин» превращаются в важнейший структурный элемент повествования. Пушкинские пейзажи не бывают статичны, в них передается вечное движение, наполняющее жизнь.
В пятой главе поэт рисует «низкую природу» с такими деталями, как «дворовый мальчик», «крестьянин на дровнях». Это реалистический пейзаж, не понятный дворянскому читателю, но горячо любимый Пушкиным. Автор романа противопоставляет свои зимние пейзажи описаниям поэта, который «роскошным слогом живописал нам первый снег и все оттенки зимних нег». Изображение природы в романе чаще всего соотносится с образом Татьяны. Для Пушкина связь героини с природой – это показатель её нравственного превосходства, духовного родства с Россией.
Подобный подход можем наблюдать и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Всем известна сцена, когда князь Андрей видит дуб: сначала засохший, безжизненный, а потом - зеленеющий, оживший с приходом весны. Болконскому близко это состояние: сначала он, уставший от бесполезной суеты, разочаровавшийся в жизни, как старый засыхающий дуб; потом, вдохновлённый живостью и непосредственностью Наташи, пробуждающийся к новому чувству, к новому смыслу своего существования.
Традиция изображать природу живым участником происходящих событий восходит ещё к древнерусскому памятнику «Слово о полку Игореве», где природа не только внешний пейзаж. Природа предсказывает (в сцене затмения пред походом Игоря) и сострадает (в сцене пленения князя и сцене плача Ярославны).
Таким образом, природа для Пушкина, Толстого, неизвестного древнерусского автора одухотворена: она живет, дышит, грустит вместе с героями, она сама полноправный герой произведения.
Пояснение.
Данное произведение написано размером «ямб». Дадим определение. Ямб — это двусложный размер, в котором ударение падает на 2-ой слог.
Ответ: ямб.
Ответ: ямб
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ C ПО C терлитамакский индустриально-промышленный колледж
Тесты по литературе
Зотова Наиля Рашитовна,
преподаватель
Вариант 1
1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину 19 века и нашел свое отражение в творчестве И.С.Тургенева, А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского.
классицизм;
сентиментализм;
романтизм;
2. В ком из героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» воплощен авторский идеал?
А. Евгений Онегин Б. Татьяна Ларина
В.Владимир Ленский
3. Укажите название стиха Пушкина, в котором звучит призыв
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порыв!
«К Чаадаеву»;
«Вольность»;
А.С.Пушкина, написанные в 1825 г.
а. любви; б. лицейской дружбе; в. поэта и поэзии
5. С какой целью М. Ю. Лермонтов нарушает хронологический порядок построения романа «Герой нашего времени»?
а. даёт возможность объективно раскрыть «историю дуэли» человека;
б. стремление к оригинальности;
в. чтобы пробудить интерес читателя к герою;
г. для постепенного – от «внешнего к внутреннему» - раскрытию характера главного героя
6. Как можно объяснить смысл заглавия поэмы «Мёртвые души» Н. В. Гоголя?
определение, обозначающее умершего крестьянина;
бездуховный, погрязший в заботах о суетном герой; обозначение «омертвения» помещиков и чиновников;
противопоставление в художественном мире произведения понятий «мёртвого» и «живого»
7. Какое произведение не было написано А.Н. Островским?
а. «Ревизор»; в. «Снегурочка»;
б. «Бесприданница»; г. «Банкрот»
8. Какой предмет не является характерной деталью для создания образа Обломова в романе
А. С. Гончарова?
большой диван;
кожаное кресло;
удобный халат;
мягкие туфли
9. Что в образе Базарова было чуждо автору романа «Отцы и дети»?
а. отрыв от какой-либо практической деятельности;
б. нигилистическое отношение к культурному наследию России;
в. непонимание роли народа в освободительном движении;
10. Кого считает счастливым в поэме Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»?
а. царя; б. попа; в. Гришу Добросклонова; г. пьяного.
11. Щедринские сказки о животных близки к такому жанру, как
фельетон;
12. Кем является Порфирий Петрович из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
а. следователем; б. письмоводителем; в. Судьей.
13. Лирический герой – это
специфический образ человека в лирическом произведении;
все герои произведения.
14. Как называется разговор двух действующих лиц?
15. Как называется изображение природы в художественном произведении?
Вариант 2
1. Какому литературному направлению русской литературы XIX века присуще отображение действительности, указывающее важные, типические черты жизни, описанные объективно?
А. классицизм;
Б. сентиментализм;
В. романтизм;
г. реализм
2. К какому типу людей относится главный герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:
А. «лишний человек» ; Б. «новый человек»;
В. «маленький человек»
3. Какой теме посвятил А.С.Пушкин строчки
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…»
памяти;
дружбе;
в. любви
4. Кому посвящены стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение…»
А.П.Керн
Н.Н.Н.Гончаровой
в . М.Н.Раевской
5. Описание внешности, портрета Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» дан «проезжим офицером», а не Максимом Максимычем, потому что он (М. М.)
не наблюдателен;
не способен к обобщениям;
не мог быть объективен в описании внешности Печорина;
слишком прост, не может понять Печорина, т. к. тот – человек другого круга
6. Почему Н. В. Гоголь расположил посещение Чичиковым помещиков именно в такой (Манилов – Коробочка – Ноздрёв – Собакевич – Плюшкин) последовательности?
герои располагаются по степени деградации, омертвления;
герои располагаются по принципу «оживления»;
каждый последующий помещик противопоставлен предыдущему;
посещение Чичиковым помещиков не построено по схеме
7. Яркими представителями «темного царства» в пьесе «Гроза» являются (найдите лишнее):
а. Тихон; б. Кабаниха; в. Дикой; г. Кулигин
8. Каково происхождение героя романа «Обломов» А. С. Гончарова Обломов?
дворянин; б. мещанин; в. купец
9. Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:
а. ссора между П. П. Кирсановым и Е. В. Базаровым;
б. конфликт, возникший между Е. В. Базаровым и Н. П. Кирсановым;
в. борьба дворян и разночинцев - демократов
10. О ком эти строки Н.А. Некрасова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь
а. о Ермиле Гирине; б. о Савелии; в. о Григории Добросклонове
11. Какая из приведенных ниже сказок не принадлежит М.Е. Салтыкову-Щедрину?
а. «Карась-идеалист»; б. «Три медведя»; в. «Премудрый пескарь»; г. «Дикий помещик»
12. Какую часть в романе «Преступление и наказание» занимает подготовка «преступления» Раскольникова, а какую – наказание его?
а. одну часть; б. пять частей
13. К родам литературы относятся
роман, повесть, трагедия;
стихи, проза, драматургия;
в. эпос, лирика, драма
14. Речь героя представляет высказывание,
обращенное к людям. Назовите термин
15. Как называется описание внешнего облика героя?
Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину XIX века и принципы которого нашли свое воплощение в горьковской пьесе.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
«Пустырь» — засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его — высокий кирпичный брандмауер. Он закрывает небо. Около него — кусты бузины. Направо — темная, бревенчатая стена какой-то надворной постройки: сарая или конюшни. А налево — серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помещается ночлежка Костылевых. Она стоит наискось, так что ее задний угол выходит почти на средину пустыря. Между ею и красной стеной — узкий проход. В серой стене два окна: одно — в уровень с землей, другое — аршина на два выше и ближе к брандмауеру. У этой стены лежат розвальни кверху полозьями и обрубок бревна, длиною аршина в четыре. Направо у стены — куча старых досок, брусьев. Вечер, заходит солнце, освещая брандмауер красноватым светом. Ранняя весна, недавно стаял снег. Черные сучья бузины еще без почек. На бревне сидят рядом Наташа и Настя. На дровнях — Лука и Барон. Клещ лежит на куче дерева у правой стены. В окне у земли — рожа Бубнова.
Настя (закрыв глаза и качая головой в такт словам, певуче рассказывает) . Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились... а уж я его давно жду и дрожу от страха и горя. Он тоже дрожит весь и — белый, как мел, а в руках у него леворверт...
Наташа (грызет семечки) . Ишь! Видно, правду говорят, что студенты — отчаянные...
Настя. И говорит он мне страшным голосом: «Драгоценная моя любовь...»
Бубнов. Хо-хо! Драгоценная?
Барон. Погоди! Не любо — не слушай, а врать не мешай... Дальше!
Настя. «Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой... и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни...» А леворверт у него — агромадный и заряжен десятью пулями... «Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца! — решился я бесповоротно... жить без тебя — никак не могу». И отвечала я ему: «Незабвенный друг мой... Рауль...»
Бубнов (удивленный) . Чего-о? Как? Краул?
Барон (хохочет) . Настька! Да ведь... ведь прошлый раз — Гастон был!
Настя (вскакивая) . Молчите... несчастные! Ах... бродячие собаки! Разве... разве вы можете понимать... любовь? Настоящую любовь? А у меня — была она... настоящая! (Барону.) Ты! Ничтожный!.. Образованный ты человек... говоришь — лежа кофей пил...
Лука. А вы — погоди-ите! Вы — не мешайте! Уважьте человеку... не в слове — дело, а — почему слово говорится? — вот чем дело! Рассказывай, девушка, ничего!
Бубнов. Раскрашивай, ворона, перья... валяй!
Наташа. Не слушай их... что они? Они — из зависти это... про себя им сказать нечего...
Настя (снова садится) . Не хочу больше! Не буду говорить... Коли они не верят... коли смеются... (Вдруг, прерывая речь, молчит несколько секунд и, вновь закрыв глаза, продолжает горячо и громко, помахивая рукой в такт речи и точно вслушиваясь в отдаленную музыку.) И вот — отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете... потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни... как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты — вся их радость... Брось меня! Пусть лучше я пропаду... от тоски по тебе, жизнь моя... я — одна... я — таковская! Пускай уж я... погибаю, — все равно! Я — никуда не гожусь... и нет мне ничего... нет ничего...» (Закрывает лицо руками и беззвучно плачет.)
Наташа (отвертываясь в сторону, негромко) . Не плачь... не надо!
Лука, улыбаясь, гладит голову Насти.
М. Горький «На дне»
Укажите жанр, к которому относится пьеса М. Горького «На дне».
Пояснение.
Пьеса М. Горького «На дне» относится в жанру драмы. Дадим определение.
Драма — литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII-XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии - трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику.
Ответ: драма.
Гость
12.02.2015 00:47
Если я не ошибаюсь, Драма это род литературы, а жанр - Пьеса
Татьяна Стаценко
Всё верно, в пояснении правильно всё разъяснено.
Юлия Худякова
18.12.2016 22:35
Ответ социально-философская драма будет верным?
Татьяна Стаценко
Чаще обращайтесь к кодификатору: в нём нет такого деления.
Начало фрагмента представляет собой развернутое авторское описание, воссоздающее обстановку, в которой происходит действие. Как называются подобные замечания или пояснения автора характеризующие происходящее на сцене или комментирующие действия персонажей?
Пояснение.
Такие замечания или пояснения автора называются ремарками. Дадим определение.
Ремарка — указание автора в тексте драматического произведения на поведение героев: их жесты, мимику, интонации, тип речи и паузы, обстановку действия, смысловое подчеркивание тех или иных высказываний.
Наташа (грызет семечки). Ишь! Видно, правду говорят, что студенты - отчаянные...
Ответ: ремарка.
Ответ: ремарка|ремарки
В приведенном фрагменте развитие действия происходит благодаря чередованию реплик действующих лиц. Укажите термин, которым обозначается такая форма художественной речи.
Пояснение.
Такая форма общения называется диалогом. Дадим определение.
Диалог - разговор между двумя или несколькими лицами в художественном произведении. В драматургическом произведении диалог действующих лиц - одно из основных художественных средств для создания образа, характера.
Ответ: диалог.
Ответ: диалог|полилог
В данной сцене противопоставлены «мечтания» Насти и обстановка, в которой звучит ее рассказ. Как называется прием, основанный на резком противопоставлении предметов или явлений?
Пояснение.
Такой прием называется антитеза. Дадим определение.
Антитеза - стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов.
Пустырь - засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. «…» А налево - серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помещается ночлежка Костылевых. «…»Направо у стены - куча старых досок, брусьев.
И вот - отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете... потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни... как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты - вся их радость... Брось меня! Пусть лучше я пропаду... от тоски по тебе, жизнь моя... я - одна... я - таковская! Пускай уж я... погибаю, - все равно! Я - никуда не гожусь... и нет мне ничего... нет ничего...»
Убогая обстановка и противопоставлена нежному рассказу Насти.
Ответ: антитеза или контраст.
Ответ: антитеза|контраст
lidana dronenko
08.12.2016 18:57
почему антитеза, а не контраст, по сути же одно и тоже???
Татьяна Стаценко
Верно, ответ добавлен.
Как называется значимая подробность, являющаяся средством выражения авторского отношения к изображаемому (например, семечки, которые грызет Наташа, слушая Настину историю)?
Пояснение.
Такая подробность называется деталь или художественная деталь. Дадим определение.
Художественная деталь - особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.
Ответ: деталь.
Ответ: деталь|детальхудожественная|художественнаядеталь
Кристина Воздушная
11.05.2016 14:53
Здравствуйте. Если я напишу "Художественнаядеталь" вместо "деталь" это будет ошибкой?
Татьяна Стаценко
Дарья Колюкаева
25.09.2016 13:54
Здравствуйте, простите меня, но я слегка запуталась.
Разве не ремаркой зовется значимая подробность с выражением авторского отношения?
Татьяна Стаценко
По сути Вы правы. Ремаркой можно назвать композиционный прием, который включает в себя отстранение литератора от сюжетной линии. Это отстранение имеет буквальное или опосредованное отношение к изображенным явлениям, героям. Но если внимательно изучить кодификатор ЕГЭ по литературе, то мы с Вами не найдём в нём такого элемента содержания, как ремарка, а вот деталь есть. Советую Вам чаще обращаться к кодификатору - это позволит снять некоторые спорные вопросы.
Реплики персонажей, их реакции на происходящее передают внутреннее состояние героев, их душевные движения. Как называется изображение внутренней жизни человека в художественном произведении?Пояснение.
Горький мастерски раскрывает основной конфликт пьесы, показывая отношение обитателей ночлежки к рассказу Насти. Главный вопрос, который стоит перед автором: «Правда или сотрадание?», предстает перед нами с разных сторон, обнажая мысли каждого персонажа. Лука замечает в Насте сострадание, стремление осуществить свою мечту и хоть понимает, что многое в рассказе девушки - выдумка, все равно продолжает поддерживать ее. Барон жалеет Настю, считая ее глупой, но очень доброй, что говорит о его нейтральном отношении к вопросу о важности правды. И, конечно, крайне интересно мнение Бубнова: он насмехается над девушкой, так как всякая ложь ему противна. Лишь Сатин считает, что любая жалость унижает человека, ведь с ней всегда следует презрение, хуже которого ничего не может быть.
В каких произведениях русской классики изображены «книжные» героини и в чем их можно сопоставить с горьковской Настей?
Пояснение.
##«Книжные героини» - традиция сентиментализма. Девушки с возвышенными чувствами, с ранимой душой, воспитанные на любовных романах и свято верящие в необыкновенную, «неземную» любовь - это Лиза Карамзина («Бедна Лиза»), это Настя Горького («На дне»), это в какой-то мере и пушкинская Татьяна.
Пояснение.
В горьковской пьесе нашли свое воплощение принципы реализма. Дадим определение.
Реализм — правдивое изображение реальной действительности. Во всяком произведении изящной словесности мы различаем два необходимых элемента: объективный - воспроизведение явлений, данных помимо художника, и субъективный - нечто, вложенное в произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценке этих двух элементов, теория в различные эпохи придаёт большее значение то одному, то другому из них (в связи с ходом развития искусства, и с иными обстоятельствами). Отсюда два противоположных направления в теории; одно - реализм - ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое - идеализм - видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.
Ответ: реализм.
Ответ: Реализм
«На дне» М. Горький
Лука (задумчиво, Бубнову ). Вот... ты говоришь – правда... Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай; знал я одного человека, который в праведную землю верил...
Бубнов. Во что-о?
Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле – особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке – завсяко-просто – помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он – бедный, жил – плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, – духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько – пожду... а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю...» Одна у него радость была – земля эта...
Пепел. Ну? Пошел?
Бубнов. Куда? Хо-хо!
Лука. И вот в это место – в Сибири дело-то было – прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел – нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной – нет!..
Пепел (негромко ). Ну? Нету?
Бубнов хохочет.
Наташа. Погоди ты... ну, дедушка?
Лука. Человек – не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои – ни к чему, если праведной земли нет... Ученый – в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился – как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил – есть! а по планам выходит – нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый...» Да в ухо ему – раз! Да еще!.. (Помолчав .) А после того пошел домой – и удавился!..
Все молчат, Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.
Пепел (негромко ). Ч-черт те возьми... история – невеселая...
Наташа. Не стерпел обмана...
Бубнов (угрюмо ). Всё – сказки...
Показать ответ
Реализм – понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правдивое, объективное отображение действительности. Степень реалистичности произведения определяется степенью проникновения в реальностью, глубиной и полнотой ее художественного познания.
Основные принципы реализма: объективное отображение существующих сторон жизни в сочетании с авторским идеалом; воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах.
Что такое подготовка к ЕГЭ/ОГЭ в онлайн-школе Тетрика?
👩 Опытные преподаватели
🖥 Современная цифровая платформа
📈 Отслеживание прогресса
И, как следствие, гарантия результата 85+ баллов!
→ Запишись на бесплатное вводное занятие ← по ЛЮБОМУ предмету и оцени свой уровень уже сейчас!
Толстой Тютчев Фет?
3 Что роднит и отличает две литературные эпохи - первой и второй половины XIX века?
4 В чем проявилос стилевое богатство русской литературной классики XIX столетия?
Пожалуйста помогите! Завтра сдавать!
1.Укажите литературное направление,к которому относится чеховская проза? 2.Укажите род литературы, к которому относится стихотворениеЛермонтова "Нищий"
3.Укажите название литературного направления, которое характеризуется объективным изображением действительности и принципы которого нашли отражение в "Матренином дворе"
Помогите кто чем сможетI Литература XIX века.
1. Назовите литературные направления 19 века.
2. Какие события мировой и российской истории создали предпосылки
для зарождения романтизма в России?
3. Назовите основателей русского романтизма.
4. Кто стоял у истоков русского реализма?
5. Назовите основное литературное направление второй половины XIX
века.
6. Какую задачу поставил перед собой в пьесе «Гроза» А.Н.Островский?
7. Выразите философию писателя А.Н. Островского на примере
пьесы «Гроза».
8. Какую задачу поставил перед собой И.С. Тургенев в романе «Отцы и
дети»?
9. Почему роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» критики назвали
антидворянским?
10.Выразите основные идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание».
11.Сформулируйте основные принципы философии Ф.М. Достоевского и
главного героя романа Родиона Раскольникова.
12.Почему, по вашему мнению, роман «Война и мир» критики
назвали «энциклопедией русской жизни»?
13.Что отличает положительных героев романа Л.Н.Толстого «Война и
мир»?
14.Назовите этапы духовной эволюции одного из героев романа: Андрея
Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.
15.Что общего в судьбах Андрея Болконского и Пьера Безухова?
II Литература XX века.
1. Какие явления социальной жизни России повлияли на развитие
литературы XX века?
2. Какое название получила литература рубежа XIX – начала ХХ веков?
3. Назовите основные литературные течения этого времени?
4. Какова философия рассказа И.Бунина «Холодная осень»?
5. Что объединяет рассказы И.Бунина «Холодная осень» и А.
Куприна «Гранатовый браслет»?
6. «Во что веришь – то есть». Какому герою произведения М.Горького
принадлежат эти слова? Разъясните его философию.
7. Какова роль Сатина в пьесе «На дне»?
8. Образ гражданской войны в рассказах М. Шолохова «Родинка»
и «Продкомиссар».
9. Каковы особенности русского характера в рассказе М. Шолохова
«Судьба человека»?
10.Какой вы увидели деревню в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин
двор»?
11.Какие философские и нравственные проблемы поднимает автор в
рассказе?
12.Какой сюжетный эпизод является кульминацией в рассказе «Матрёнин
двор»?
13.Что объединяет характеры Андрея Соколова («Судьба человека») и
Матрёны Васильевны («Матрёнин двор»)?
14.Кто из русских писателей был удостоен Нобелевской премии за вклад в
мировую литературу?
обстоятельств - следует М. Горький в пьессе " на дне".
1.Охарактеризуйте классицизм как литературное направление.2.Охарактеризуйте сентиментализм как литературное направление.
3.Охарактеризуйте реализм как литературное явление.
4.Охарактеризуйте романтизм как литературное явление.
5. Биографические сведения об А. С. Пушкине. Основные темы творчества.
6.Сюжетная линия поэмы Пушкина «Медный всадник».
7.История Евгения из поэмы Пушкина «Медный всадник»
8. Образ города Санкт-Петербурга в поэме Пушкина «Медный всадник».
9.Образ Петра Первого в поэме Пушкина «Медный всадник».
10. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Основные темы творчества.
11.Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Основные темы творчества писателя.
12.Жизнь и творчество А.Н. Островского. Основные темы творчества. История создания пьесы Островского «Гроза».
13. Нравы города Калинова. Образы Дикого и Кабановой.
14. Образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза». Моё отношение к поступку Катерины.
15. Смысл названия поэмы Островского «Гроза».
16.История Ларисы в пьесе Островского «Бесприданница».
17. Жизнь и творчество И.С. Тургенева. История создания романа «Отцы и дети».
18.Базаров – главный герой романа Тургенева «Отцы и дети». Нигилизм как социальное явление 19 века.
19. Испытание любовью в романе Тургенева «Отцы и дети».
20. Базаров и родители. Характеристика родителей Базарова.
21.Два поколения в романе Тургенева «Отцы и дети». Споры в романе.
22. Смысл названия романа Тургенева «Отцы и дети».
23.Жизнь и деятельность И. А. Гончарова. Охарактеризуйте образ Обломова.
24. Два антипода в романе Гончарова «Обломов». Обломов и Штольц.
25. Жизнь и деятельность Ф. И. Тютчева. Основные темы творчества поэта.
26. Жизнь и творчество А.К. Толстого. Основные темы творчества.
27. Жизнь и творчество А. А. Фета. Основные темы творчества поэта.