Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Музеи школьные (фото). Особенности деятельности школьных музеев

Музеи школьные (фото). Особенности деятельности школьных музеев

Будущее России зависит от гражданской позиции ее жителей, взрослых и детей. Невозможно стать настоящим гражданином страны, не осознав себя как жителя «малой Родины» - своей улицы, города, края. Формированию исторической памяти способствует и работа школьных музеев, играющих огромную роль в патриотическом, гражданском, и подростков.

Работа школьного музея включена в образовательный процесс: через свои коллекции и формы деятельности он связан с преподаванием различных школьных предметов и с дополнительным образованием. Аналогичная связь существует школы и музеев других типов, но она никогда не будет столь же тесной и продуктивной. более чем любой другой включен в жизнь местного сообщества, а «качество жизни» его самого непосредственным образом связано с отношением к нему со стороны местной администрации, близлежащих предприятий и организаций.

Таким образом, музей в современной школе представляет собой такую интегрированную образовательную среду, где возможна реализация новых форм организации познавательнои й коммуникативной деятельности учащихся.

Концептуальные основы работы школьного музея

Социальный проект «Создание и работа школьного музея» - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная проблема общества, требующая решения. Выполнение проекта будет способствовать улучшению социальной ситуации в отдельно взятой области, социуме. Это один из способов включения в общественную̆ жизнь путем практического решения существующих социальных проблем. Поэтому в первую очередь мы определили проблему.

Проблема: потеря интереса у подростков и молодежи к изучению истории Отечества, Великой Отечественной войны, традиций поколений. Сейчас эта проблема одна из самых актуальных в нашем обществе.

Актуальность: изучение истории Отечества, боевых и трудовых традиций поколений, культуры и нравственных устоев собственного народа имеет очень большое значение в жизни каждого человека. Любовь к «малой Родине» и ее изучение приводят к познанию своей Родины, всего мира. Музей существенно конкретизирует и углубляет знания о родном крае и его славных героях и тружениках.

Одной из традиций нашей школы является организация и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами труда. Накануне учащиеся под руководством классных руководителей посещают их дома, записывают воспоминания о военном времени, собирают документы, артефакты эпохи. Так накапливается интересный материал. А поскольку наша школа находится на улице имени Героя Советского Союза Михаила Алексеевича Гурьянова, было решено собирать материал о М.А. Гурьянове и его соратниках и все собранное представить в школьном музее.

Цель проекта: создать и организовать работу школьного Музея боевой и трудовой славы имени Героя Советского Союза М.А. Гурьянова, который будет способствовать гражданско-патриотическому, нравственному воспитанию школьников.

Задачи проекта:

  • развитие у учащихся гражданской инициативы и гражданской ответственности;
  • приобретение обучающимися практического опыта исследовательской работы;
  • проведение работы по сбору материала и экспонатов для музея, классифицирование материалов, создание экспозиции.

Методика осуществления социального проекта «Создание и работа школьного музея»

В своей работе по созданию музея мы использовали различные методы:

  • беседа,
  • анкетирование,
  • сбор информации,
  • экспедиции,
  • экскурсии,
  • работа с Советом ветеранов района.

Перед тем как начать работу, мы провели беседы по классам, желая узнать, «быть ли музею?». Результаты показали, что музей в школе нужен и интересен школьникам. Ребята поддержали предложение, и многие захотели внести свой вклад в создание экспозиции.

Мы определились с алгоритмом работы над проектом:

  1. Определение тематического поля и темы проекта. Выяснение противоречий, поиск и анализ проблемы, постановка цели.
  2. Сбор и изучение информации. Разработка алгоритма собственного варианта решения проблемы в каждом конкретном случае. Реализация плана действий.
  3. Выполнение запланированных технологических операций. Текущий поэтапный контроль качества выполненного.
  4. Подготовка к защите проекта. Презентация проекта.
  5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества.

Этапы работы над проектом «Создание и работа школьного музея»

1. Организационный этап работы по созданию школьного музея.

На этом этапе планируются только основные направления работы и мероприятия. План помогает систематизировать, направлять работу, но не делает ее формальной, не сковывает инициативу и не ставит неоправданных ограничений. Для начала мы сделали:

  • создание инициативной группы из 5-6 учащихся (лучше всего старших) под руководством взрослого (руководителя музея). Это - Совет музея, каждый член которого берет на себя одно из направлений его деятельности (поисковую работу, оформление экспозиции, лекторскую и экскурсоводческую работу, создание банка данных, создание музейной странички на сайте школы в Интернете);
  • поскольку начинать «с нуля» детям бывает трудно, нужен хотя бы небольшой задел, поэтому руководитель музея предварительно создает минибазу. В нашем случае таким заделом стали материалы, собранные на встречах с участниками войны, Советом ветеранов района «Печатники», письма-запросы в различные архивы Москвы, Московской области, Калужской области по поиску сведений о партизанском отряде Угодско-Заводского района (ныне г. Жуков), которым руководил комиссар партизанского отряда М.А. Гурьянов.

На первом этапе разумнее всего привлекать к работе старшеклассников, разбив их на небольшие группы по направлениям деятельности и работая с каждой из них отдельно.

Решающее значение для судьбы всего проекта на первом этапе работы имеет мотивация деятельности. Руководитель музея должен уделить этому вопросу особое внимание. Дети должны видеть результаты своих усилий и быть уверенными в важности выполняемой̆ работы. В нашей школе большое значение сыграли поездки к месту гибели М.А. Гурьянова в г. Жуков Калужской области. Дети посетили могилу героя, музей прославленного полководца Г.К. Жукова.

2. Поисковый этап

В поисковой работе по этой теме также необходима градация. Например, можно выделить такие разделы, как «Земляки-ветераны», «Труженики тыла», «Дети и война» и др. Для начала важно выбрать одну тему поисковой работы, постепенно добавляя новые. Мы начали с темы «Ветераны - жители нашего района в годы Великой Отечественной войны», т. к. участников и свидетелей тех событий с становится все меньше с каждым годом, растет риск безвозвратно потерять возможность узнать действительные факты тех трудных и героических времен. Был собран биографический материал, воспоминания, личные вещи, фотографии 40 участников Великой Отечественной войны; описан их боевой путь. Ценный материал о судьбах погибших на фронте земляков ребята получили на сайте «Мемориал» Министерства обороны России.

3. Этап систематизации материала и документирования экспонатов

Собранный поисковый материал необходимо систематизировать и правильно оформить. Документирование экспонатов осуществляется в трех формах:

  • комплектование фондов;
  • фондовая работа;
  • создание экспозиции музея.

Работа школьного музея: комплектование фондов

Комплектование фондов - один из самых трудоемких видов работы школьного музея. Его условно можно разделить на 4 основных действия.

Первый шаг - планирование комплектования.

Осуществляется выбор темы и объектов в зависимости от предполагаемого профиля и возможностей музея. Существует несколько способов комплектования:

  • Тематическое - метод, связанный с изучением какого-либо исторического процесса, события, лица, явления природы и сбором источников информации о них.
  • Систематическое - метод, используемый для создания и пополнения коллекций однотипных музейных предметов: посуды, мебели, одежды.
  • Текущее - получение отдельных музейных предметов от дарителя, закуп, случайные находки.

Второй шаг - непосредственно поиск и сбор материала.

Используются следующие методы:

  • сбор устных свидетельств (опрос населения, анкетирование, интервьюирование);
  • переписка с людьми;
  • встречи с интересными людьми;
  • получение даров из семейных коллекций;
  • работа с информацией в библиотеках, архивах;
  • экспедиции.

Одним из основных принципов любой поисково-исследовательской работы является принцип комплексности. Следуя ему, школьники стремятся исследовать тему со всех сторон, пытаются связать изучаемые события с общеисторическими процессами, выявляют их характерные черты, выясняют достоверность получаемых сведений, роль отдельных участников этих событий. Очень важно научить ребят собирать и фиксировать информацию о тех процессах, которые являются темой поисково-собирательской работы.

Третий шаг - выявление и сбор объектов для экспозиции.

Каждый участник, занятый в организации и работе музея школы должен помнить об ответственности за сохранность найденных и собранных памятников истории и культуры: важно сохранить не только сам предмет, но и собранную информацию о нем, о его происхождении. Также ребята должны соблюдать законодательные требования, связанные со сбором, обеспечением сохранности памятников истории и культуры, т. е. не нужно брать у владельцев те предметы, которые не имеет права хранить музей: драгоценности, ордена, оружие, даже если владельцы хотят передать их музею.

Четвертый шаг - включение собранного материала в музейный фонд.

Важно определить историческую ценность экспоната, его эмоциональное и воспитательное воздействие на зрителя. Для учета и научного описания собранных материалов, а также для получения разносторонней информации о них служат полевые документы описания и учета. К ним относятся:

  • «Акт приема»,
  • «Полевой дневник»,
  • «Полевая опись»,
  • «Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов»,
  • книги учета музейных предметов («Инвентарная книга»).

Инвентарная книга - это основной документ учета, научного описания и хранения экспонатов школьного музея. Она может быть сделана самими школьниками из большой толстой тетради или книги в прочном переплете. Книгу графят, прошивают по корешку прочными нитками, листы нумеруют в правом верхнем углу лицевой стороны каждого угла. В конце книги делается заверительная надпись о количестве пронумерованных листов. Запись и прошивка книги скрепляются школьной печатью.

4. Этап организации работы над музейной экспозицией

Экспозиция в работе школьного музея

Экспозиция музея - это представленные на обозрение в определенной системе музейныеэкспонаты. Порядок организации работы над ней̆ разработан в 2004 г. Федеральным музеем профессионального образования. Результатом экспозиции должно стать достижение максимальной информированности в сочетании с образностью и эмоциональностью.

Если сравнить работу школьного музея с айсбергом, то экспозиция - это лишь малая видимая ее часть. Поэтому можно уверенно утверждать, что создание выставки - сложный творческий и технологический процесс, который, требует креативного подхода, эксперимента, усилий целого коллектива единомышленников.

Проектирование экспозиции и работу над отдельными этапами ее создания можно представить в следующем виде:

  1. Замысел: тематическое структурирование экспозиции, разработка расширенной тематической структуры и составление тематикоэкспозиционного плана. Нами были разработаны содержание и эскизы стендов по оформлению помещения. Экспозиции отражают основные этапы и сражения Великой Отечественной войны: «Начало войны». «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой», «Битва за Москву», «Сталинградская Битва», «Курская дуга», «Освобождение Европы. Битва за Берлин», «Партизанское движение», «Герой Советского Союза М.А. Гурьянов», «Дивизии народного ополчения», «Юность, опаленная войной», «У войны не женское лицо», «Ветераны нашего района», «Чтобы помнили...» (в память о террористическом акте в 1999 г. на улице Гурьянова).
  2. Составление художественного проекта: предварительная раскладка материалов.
  3. Выполнение технического проекта: монтаж экспозиции.

По форме представления экспозиции бывают стационарными и временными, а по принципам структурной организации демонстрируемого материала - тематическими, систематическими, монографическими и ансамблевыми.

  • Тематическая экспозиция включает в себя музейные предметы, раскрывающие одну тему.
  • Систематическая представляет собой экспозиционный ряд, созданный на основе однородных музейных предметов, в соответствии с конкретной научной дисциплиной.
  • Монографическая экспозиция посвящена какому-либо лицу или коллективу, природному явлению или историческому событию.
  • Ансамблевая предполагает сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов, объектов природы в обычном окружении: «музей под открытым небом», «крестьянская изба».

Выбор той или иной формы экспозиции, принципов систематизации экспозиционных материалов зависит от концепции музея, от состава фондов, от творческой фантазии коллектива музея.

Основой экспозиции является музейный предмет, а ее структурной единицей служит тематико-экспозиционный комплекс. Так, по теме Великой Отечественной войны основой композиции являются солдатские каски, гильзы, саперная лопатка, найденные под Москвой. Тематическая композиция - «Битва под Москвой».

Не отдельные экспонаты, различные по содержанию и тематике, не сплошные ряды однотипных материалов, а именно комплекс вещевых, документальных и иных памятников, объединенных между собой тематически, становится основным звеном экспозиции. Для более полного понимания отображаемых в экспозиции событий в нее вводятся научно-вспомогательные материалы.

Для усиления восприятия в работе школьного музея можно использовать художественные произведения, музыку, фрагменты кинохроники или фильмов, световые эффекты и цветовые решения, презентации и самостоятельно смонтированные школьниками видеоролики. У нас накоплен не только фотоматериал, но и видеофрагменты, диктофонные записи выступлений ветеранов.

Чаще всего используется принцип тематического подбора экспозиционных материалов.

  • Во-первых, это включение в экспозицию тех музейных предметов, которые связаны с определенными явлениями и характеризуют их существенные стороны.
  • Во-вторых, использование других экспозиционных материалов научно-вспомогательного характера для всестороннего отражения сущности явления.
  • В-третьих, размещение тематически связанных экспозиционных материалов.

Для осуществления принципа логической связи всех разделов экспозиции нужен ясный проработанный̆ маршрут, лаконичные заголовки и сопровождающие тексты. Раскрыть информационный потенциал отдельного объекта и содержание экспозиции в целом может не только полноценный научный комментарий.

Эту роль в музейной экспозиции выполняют объясняющие тексты заголовки, которые представляют собой целостную продуманную систему, раскрывающую содержание экспозиции. Каждый вид текстов выполняет свою функцию:

  • ведущие тексты выражают идейную направленность экспозиции, раздела, темы, зала, отражая, таким образом, основные положения научной концепции экспозиции;
  • заглавные отражают тематическую структуру экспозиции; их назначение - дать путеводную нить к ее осмотру;
  • объяснительные раскрывают содержание экспозиции, раздела, темы, отражают историю выставленных коллекций;
  • этикетка прикрепляется к отдельному экспонату, в ней указывается: название предмета, изготовитель работы, место и время изготовления, краткое описание экспоната, техническая характеристика, подлинник/копия.

Отобрать материалы для экспозиции - значит, определить состав ее экспонатов с целью наиболее оптимального раскрытия темы.

Отбор осуществляется на всем протяжении работы над экспозицией, а окончательный состав экспонатов закрепляется в тематико-экспозиционном плане. Планомерный сбор материалов дает возможность получить не разрозненные и фрагментарные предметы, а органически взаимосвязанный экспозиционный комплекс, отражающий конкретную часть всей экспозиционной темы. Отбору предшествует изучение предметов, определение их подлинности и достоверности, авторства и т. д.

Условия работы школьного музея

Отбор музейных предметов тесно связан с их группировкой. Группировать можно различные предметы в зависимости от поставленной задачи. Например, показ родственных связей между явлениями, отражение каких-либо событий, сравнение предметов. Одним из методов сопоставления является контрастный показ. Группировка материалов может происходить и по систематическому принципу.

Возможна группировка и по принципу соединения различных предметов в логические группы так, как они существовали в жизни, в присущей им среде бытования. Это может быть интерьер помещения со всеми характерными для него предметами. Подобные группировки в музейной практике называют «ансамблевой экспозицией».

1. Технические и противопожарные условия функционирования музея.

Подготовка помещения для музея - вопрос непростой. Прежде всего необходимо помещение для экспозиций и специальная комната для хранения фондов.

При выборе экспозиционной площади необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • комната или зал должны располагаться на теневой стороне здания, так чтобы прямые солнечные лучи в нее не попадали. Окна должны быть обязательно зашторены. Лампы дневного света и различные подсветки для витрин нужно располагать так, чтобы свет падал от зрителя и на определенном удалении от экспоната. Если комната расположена на солнечной стороне, следует затемнить окна с внешней стороны зелеными насаждениями;
  • в помещении должна быть постоянная комнатная температура;
  • для предотвращения запыления экспонатов необходимо помещать их в герметичные витрины, регулярно проводить влажную уборку помещения;
  • оборудование должно соответствовать помещению экспозиции по стилю,
  • габаритам и окраске;
  • экспозицию следует размещать на безопасном расстоянии от системы отопления;
  • необходимо обеспечить противопожарные условия (огнетушители, емкости с песком)

2. Эстетические условия

  • для школьных музеев можно рекомендовать горизонтальные и вертикальные витрины, закрепленные у стены. Крупные вещи располагаются ближе к центру, мелкие - ближе к зрителю. В вертикальных витринах-шкафах мелкие экспонаты располагаются на уровне глаз, а выше и ниже - крупные вещи;
  • витрины не должны занимать основное пространство и заслонять собою другие экспозиционные комплексы;
  • экспонат, установленный на пол, психологически воспринимается как инвентарь, поэтому необходимо установить его на подставку;
  • стремление школьных музеев поместить в экспозицию все имеющиеся материалы приводит к ее перенасыщению и ослаблению эмоционального воздействия. Множество предметов принижает значение каждого из них.

3. Организационно-информационные условия.

Умение правильно преподнести информацию стало таким же важным аспектом в музейной работе, как и сохранение экспонатов.

Внимание школьников неизбежно рассеивается при осмотре однообразных предметов. Необходимо учитывать и психологическую сторону восприятия. Вначале внимание детеи нужно привлечь̆. Для этого вводныи, стартовый̆ комплекс должен быть захватывающим, многообещающим, пробуждающим интерес к осмотру экспозиции. Когда внимание зрителей притупляется, они должны подойти к необычному объекту или комплексу, вновь привлекающему внимание.

Здесь-то и нужны наиболее привлекательные экспонаты, уникальные предметы, действующие модели, презентации, видеоролики. Такое переключение внимания нужно вызывать несколько раз, зависимо от возраста зрителей и учитывая, что осмотр экспозиции продолжается не более 45 мин.

Заключительная̆ итоговая часть экспозиции должна завершить всю тему так, чтобы у зрителя появилось желание посетить музей еще несколько раз, включиться в новый поиск.

Работа школьного музея: функциональное назначение

В словосочетании «работа школьного музея» главным является слово музей. Как и любой другой̆, он обладает функциями, присущими этому социальному институту. В Положении о Музее образовательного учреждения определяются воспитательная и документирующая функции. Документирующая̆ функция заключается в целенаправленном отражении в собрании музея предметов тех исторических, социальных или природных явлений, которые изучает музей в соответствии со своим профилем.

Воспитательное влияние школьного музея на детей и подростков наиболее эффективно проявляется при осуществлении направлений музейной деятельности. Участие щкольников в поисково-исследовательской работе, изучение, описание музейных предметов, создание экспозиции, проведение экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга, овладению ими различными приемами и навыками краеведческой и музейной работы, помогает почувствовать историю и проблемы родного края «изнутри», понять, как много сил и души вложили их предки в экономику, культуру, защиту края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, без чего невозможно воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.

Музееведы выделяют следующие музейные формы работы с посетителями:

  • лекция;
  • экскурсия;
  • консультация;
  • научные чтения;
  • кружки;
  • клубы;
  • исторические и литературные вечера;
  • встречи с интересными людьми;
  • праздники;
  • концерты;
  • конкурсы, викторины;
  • исторические игры и т. д.

Музей в образовательном учреждении создаётся "в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся" . Школьный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие т может приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного края, осуществить патриотическое воспитание на примерах героической борьбы, подвигов, служения стране.

Только в музее исторические знания смогут преобразоваться в убеждения. Этому способствует наличие в музее подлинника истории и культуры, в котором проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства. В музее информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры.

Музей образовательного учреждения является уникальной точкой преломления культуры и образования. Задачами школьного музея являются:

Воспитывать чувство патриотизма - такого "социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины".

Способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс .

Преобразовать музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох.

Способствовать включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины.

Способствовать формированию духовных ценностей.

Для создания школьного музея необходим ряд условий:

собранные и зарегистрированные музейные предметы;

музейный актив;

помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

музейная экспозиция;

Устав (положение) музея, утверждённое органом самоуправления и руководителем образовательного учреждения .

Функции школьного музея

В сочетании "школьный музей" является слово музей. Как и любой другой музей, он обладает функциями, присущими этому социальному институту. В Положении о Музее образовательного учреждения определяются воспитательная и документирующая функции. Сущность документирующей функции заключается в целенаправленном отражении в музейном собрании с помощью музейных предметов тех исторических, социальных или природных явлений, которые изучает музей в соответствии со своим профилем.

Документирующая функция осуществляется в трёх формах:

Комплектование фондов;

Фондовая работа;

Создание экспозиции музея;

Музейный предмет - памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включённый в состав музейного собрания3. Главное для музейного предмета - его смысловое значение, художественная ценность или информационный потенциал. Все музейные предметы обладают рядом свойств. Это информативность, аттрактивность, экспрессивность.

Информативность музейного предмета - рассмотрение музейного предмета как источника информации.

Аттрактивность - способность предмета привлекать внимание своими внешними особенностями или своей художественной и исторической ценностью.

Экспрессивность - выразительность предмета, его способность оказывать эмоциональное воздействие.

Репрезентативность (представительность) - уникальность предмета по отношению к подобным предметам.

Все музейные предметы делятся на три группы:

вещественные (одежда, предметы быта, личные вещи);

изобразительные (картины, скульптура, графика);

письменные (документы на всех носителях) 5,13.

Совокупность музейных предметов составляют фонды музея. Комплектование фондов - один из главных видов деятельности музея в образовательном учреждении.

Процесс комплектования фондов школьного музея можно условно разделить на 4 основных этапа:

Планирование комплектования.

Поисково-собирательская работа.

Выявление и сбор памятников истории и культуры.

Включение памятников истории и культуры в музейное собрание.

На первом этапе осуществляется выбор темы и объектов комплектования в зависимости от профиля и возможностей музея. Существует несколько способов комплектования:

Тематическое комплектование - метод комплектования, связанный с изучением какого-либо исторического процесса, события, лица, явления природы и сбором источников информации о них;

Систематическое комплектование - метод, используемый для создания и пополнения коллекций однотипных музейных предметов: посуды, мебели, одежды;

Комплектование "по горячим следам событий" - приём собирательской работы на месте в момент какого-либо события или сразу после него;

Текущее комплектование - получение отдельных музейных предметов от дарителя, закупа, случайные находки 4,28.

Второй этап: поисково-собирательская работа. Существуют методы поисково-исследовательской деятельности:

сбор устных свидетельств (опрос населения, анкетирование, интервьюирование);

переписка с людьми;

встречи с интересными людьми;

получение даров из семейных коллекций;

работа в библиотеках, архивах;

экспедиции.

Одним из основных принципов любой поисково-исследовательской работы является принцип комплексности. Следуя этому принципу, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическими процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Каждый краевед должен помнить об ответственности за сохранность выявленных и собранных памятников истории и культуры: важно сохранить не только сам памятник, но и выявленную информацию о нём, о его истории. Также школьники должны соблюдать законодательные требования, связанные со сбором, обеспечением сохранности памятников истории и культуры, т.е., нецелесообразно брать у владельцев те предметы, которые не имеет права хранить музей: драгоценности, ордена, огнестрельное и холодное оружие. Очень важно уметь собирать и фиксировать необходимую информацию о тех процессах, которые являются темой поисково-собирательской работы.

Комплектование фондов музея является одной из функций музея, назначение которой - накапливать социальную информацию и документально подтверждать развитие какого-либо явления или события.

Для учёта и научного описания собранных памятников истории и культуры, а также разносторонней информации о них, служат полевые документы описания и учёта. К ним относятся: "Акт приёма", "Полевой дневник", "Полевая опись", "Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов", книги учёта музейных предметов ("Инвентарная книга") 3, 12. Инвентарная книга является основным документом учёта, научного описания и охраны памятников истории и культуры школьного музея. Она может быть сделана самими школьниками из большой толстой тетради или книги в прочном переплёте. Книгу графят, прошивают по корешку прочными нитками, листы нумеруют в правом верхнем углу лицевой стороны каждого угла. В конце книги делается заверительная надпись о количестве в ней листов. Запись и прошивка книги скрепляются печатью учреждения образования, при котором работает музей.

В заголовочных данных на лицевой стороне обложки на титульном листе кроме наименования самого документа необходимо отразить название школьного музея, его принадлежность к конкретному учреждения образования, адресные данные, дату начала внесения записей в книгу. После того как книга будет заполнена записями, на обложке или титульном листе указывается номер тома и инвентарные номера музейных предметов, зарегистрированных в ней. Каждый новый том инвентарной книги должен начинаться с очередного номера, следующего за тем, под которым зарегистрирован последний музейный предмет в предыдущем томе.

Все записи в инвентарной книге делаются аккуратно, чёрными или фиолетовыми чернилами, исправления, которые допускаются только в крайнем случае, вносятся красными чернилами и удостоверяются записью "исправленному верить" - и подписью руководителя музея (Приложение 2).

Феномен школьного музея состоит в том, что его воспитательное влияние на детей и подростков наиболее эффективно появляется в осуществлении направлений музейной деятельности. Участие их в поисково-исследовательской работе, изучение описание музейных предметов, создание экспозиции, проведение экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга, овладению ими различными приёмами и навыками краеведческой и музейной работы, помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края "изнутри", понять как много сил и души вложили их предки в экономику, культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию своих прав, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству" .

Министерство образования и науки РФ рассматривает музей образовательного учреждения как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи. Воспитательная функция основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета и осуществляется в различных формах культурно-образовательной работы музея. Музееведы выделяют следующие музейные формы:

Экскурсия;

Консультация;

Научные чтения;

Исторические и литературные вечера;

Встречи с интересными людьми;

праздники;

Концерты;

Конкурсы, викторины;

Исторические игры и т.д. .

В Положении о музее образовательного учреждения к традиционным функциям относится:

комплектование, изучение, учёт, хранение музейных предметов;

использование музейных предметов, музейных форм коммуникации как средства историко-патриотического, нравственно-эстетического воспитания . Музеи образовательных учреждений, как и государственные музеи РФ, обязаны соблюдать правила и нормы учёта, хранения и научного описания музейных предметов.

Как создать школьный музей

Уважаемые коллеги.

Итак, как создавался наш музей. В феврале я принят был на работу в МОУ-Лицей N 60 в качестве учителя истории и обществознания. Впервые же дни работы я предложил администрации Лицея создать школьный музей. Убеждать никого не пришлось. Директор лицея идею поддержала и пообещала всемерную помощь во всех вопросах, связанных с созданием музея. Теперь несколько слов о причине создания музея. Мне нередко приходилось слышать от коллег в этот период (к счастью - не от историков), что сейчас пошла мода на музеи, как поветрие какое-то пошло. Комментировать данное высказывание в этой аудитории, я думаю, нет смысла. Одно скажу, был бы Министром образования, приказал бы в обязательном порядке в каждом учебном заведении открывать музей, точно так же, как в каждой школе есть спортзал, при кабинетах химии и физики - лаборатории.

Я лично, где бы ни работал, в каждой школе, или создавал краеведческий уголок, или принимал участие в создании музея, или открывал кружки по нумизматике, фалеристике. И это независимо от того, оплачивалась эта работа или не оплачивалась. Нередко это вызывало недоумение у коллег, спрашивали, зачем это тебе, мол, надо, некоторые косились, выскочка какой-то появился и т.д, и т.п.

Объяснение на этот счет простое. Во-первых, я люблю заниматься этим делом. Я с 1963 года увлекаюсь нумизматикой, чуть позже увлекся фалеристикой и всем сопутствующим. Приходя в любую школу на работу, я первым делом выяснил наличие в учительском ученическом коллективе коллекционеров или просто, людей неравнодушных к истории. Обычно, в каждом классе, таких учеников находится от 2 до 6. Затем создавал кружок нумизматов. Что это мне давало как учителю истории?

  1. Быстрая адаптация на основе общности интересов.
  2. Повышение мотивации к изучению истории и других уч. предметов у учащихся, членов кружка. Данные учащиеся, как правило, становились моими первыми помощниками во всех начинаниях.
  3. У учащихся прививались навыки самостоятельности работ с источниками.
  1. Развивалась творческая познавательная активность учащихся.
  1. Учащиеся получали боле глубокие знания по ряду предметов. Появлялась возможность воздействия на отдельных учащихся через коллектив (кружок).
  1. Происходит формирование корпоративности.
  2. Ликвидировалась проблема «свободного времени у учащихся, а, следовательно, появилась возможность уберечь их от пагубных привычек.
  3. Происходило практическое освоение основ маркетинга.

10.Формировались навыки общения с людьми разных возрастов и профессий во время «выхода в свет» (посещения городского клуба нумизматов)

Как видим, из перечисленных организаций нумизматического,

фаллеристического кругов имеем много положительных сторон, но есть одно маленькое «но». Это специфичность. Любителей нумизматики, фалеристики, как было сказано выше, в среднем в классе от 2 до б. А как же быть с остальными? И здесь на помощь приходит школьный музей. Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся патриотизм, расширение кругозора и воспитанию познавательных интересов, способностей содействовать развитию общественно-политической активности учащихся, овладению ими практическими навыками поисково- исследовательской работы. С помощью школьного музея можно решить следующие задачи:

Расширить и углубить знания учащихся по ряду учебных предметов;

Развить организаторские способности учащихся;

Оказывать помощь учителей в проведении уроков;

Оказывать влияния на формирование мировоззрения и убеждений учащихся.

Музей - это пространство для практической деятельности и т.п. Этот перечень возможности музея и его значение можно перечислять, далее. Вы это все прекрасно знаете. С чего я начал. Выяснил у администратора вопрос, связанный с помещение. Затем подготовил необходимую документацию по музею:

Приказ о создании музея;

Положение о школьном музее;

Книги регистрации экспонатов музея (основного и вспомогательного фонда);

Книга протоколов заседания Совета музея;

Книга отзывов.

Параллельно подобран Совет музея из числа учащихся, занимающихся коллекционированием монет, значков, марок, любящих историю.

Вопрос о профиле музея у меня не стоял. Только историко-краеведческий. Любой другой - это узкая специализация. Историко-краеведческий музей может использоваться с большой пользой и отдачей на протяжении изучения всего курса истории.

В течение последующего года шла активная работа по подготовке помещения, сбору экспонентов изготовлению витрин, планшетов. Ровно через год, в канун 60-летия Великой Победы музей был торжественно открыт.

Я не буду подробно останавливаться на разделах экспозиции, т.к они видны в презентации. Я хотел бы сейчас остановиться на том, как я лично использую возможности музея при изучении истории.

Во-первых, каждый год во время декады истории, проводятся плановые экскурсии для учащихся лицея. Помимо этого проводятся и внеплановые по заявке учащихся, учителей, гостей лицея.

Во- вторых. Я регулярно использую экспонаты, документы музея в ходе изучения истории России, обществознания.

Например, в 5-ом, 6-ом, 10-ом классах тема «Первобытное общество». На уроки приношу экспонаты из раздела «Наш край в древности» Тема: «Монголо-татарское нашествие» - наконечники стрел из того же раздела.

Таким образом, вы видите, что на протяжении всего учебного года можно использоваться в работе экспонаты и документацию музея.

Несколько раз пробовал проводить учебные занятия в помещении музея, но в дальнейшем от этого пришлось отказаться, т.к внимание учащихся рассеивается.

Я не останавливаюсь в своем выступлении о работе активом музея. Это большая тема для отдельного разговора. Да и вы, кто работал с активом, уже каждый, наверно, нашел свой стиль работы.

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Задачи школьного музея

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая-то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трех важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.

Постоянное увеличение потока информации требует такой организации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определенного запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п.

Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история Сибири.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Астрахани

«Средняя общеобразовательная школа №61»

Социальный проект

«Создание школьного музея».

Работу выполнили :

ученики 8 класса Исаев Ринат, Седова Кристина, Токсанбаева Саида

Научный руководитель:

учитель истории и обществознания Высшей квалификационной категории,

Почетный педагог России - Кибкало Н.Г.

МБОУ "СОШ №61", г. Астрахань

г. Астрахань


Введение ……………………………………………………………………...

стр. 3

Глава I. Что такое Музей школы? …………………………………………..

стр. 5

Глава II. Описание проекта …………………………………………………

стр. 8

Глава III. Реализация проекта «Создание школьного музея» …………….

стр. 12

Заключение …………………………………………………………………..

стр. 14

Литература …………………………………………………………………...

стр. 16

Приложение ………………………………………………………………….

стр. 18

ВВЕДЕНИЕ.

Смотрю на музейные стенды…
Как с памятью время играет!
Живут вечно только легенды,
А истины – все умирают.

Акакий Швейк
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.

История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. Это история наших дедов и прадедов. Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества. Главный инструмент сохранения исторического прошлого является музей. Именно он позволяет собрать, систематизировать и сохранить крупицы, следы прошлых эпох. Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» – «храм».

Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Когда то давно в нашей школе №61 был музей, но затем нужда в нем отпала, экспонаты отправились в подвал, о нем забыли.

В 2010 году при обращении к Федеральному Собранию президент РФ Дмитрий Медведев выступил, что государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота – носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Для выполнения этой задачи – многие школы вновь стали создавать, возрождать свои музеи. Идея возрождения музея в нашей школе жила давно. О необходимости такого «храма» высказывалась и администрация школы, родители и жители поселка, в котором наша школа, главный культурный объект, и сами ученики. Для реализации этой идеи нами был разработан проект возрождения музея нашей школы. Музея, который будет адресован школьникам и интересен для них, в создании которого они примут прямое участие, а впоследствии будут его основными посетителями и участниками всех видов деятельности.

Цель проекта:


  1. Возрождение, создание музея в школе №61;

  2. Возрождение и сохранение истории и духовных ценностей посёлка Свободный и школы №61;

  3. Развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской, поисковой работы.
Задачи проекта:

  1. Разработать программу и план возрождения школьного музея;

  2. Определить этапы и сроки возрождения музея;

  3. Собрать, изучить и систематизировать имеющиеся экспонаты;

  4. Определить направления работы и экспозицию музея;

  5. Определить источники и расходную смету возрождения музея;

  6. Открыть музей в школе № 61;

  7. Продолжить работу по пополнению фонда, экспозиции музея.
Ожидаемый результат :

Создание музея школы, интеграция музейной и учебной деятельности с целью воспитания гражданско-патриотических качеств личности учащихся. Эстетическое оформление школы.

Зажигаясь общей идеей познать родной край, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, Совет музея, Актив музея). Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются активными участниками всех этих процессов. Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят этап становления личности. Научные координаторы (руководитель музея и научный консультант) вместе с учителями и классными руководителями отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло.

Чувство настоящего времени не приходит извне, оно возникает в внутри человека тогда, когда для него важно происходящее вокруг него и когда он сам важен и значим для окружающего мира». В этом смысле музей становится весьма значимым, ведь встреча с прошлым открывает для учащегося его настоящее. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект послужит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.

ГЛАВА I . ЧТО ТАКОЕ МУЗЕЙ ШКОЛЫ?
Музеи – это конгломераты памяти.

Георгий Александров
ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ «МУЗЕЙ».

Понятие "музей" ввели в культурный обиход человечества древние греки. Уже на заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить всевозможные предметы: литературные и научные тексты, зоологические и ботанические гербарии, художественные полотна, природные редкости, останки древних животных. В России музеи появились в эпоху Петра I. Открывая первый русский музей в 1917 году, он определил цель: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились" .

К концу XVIII века в России создаются общедоступные экспозиции с целью просвещения основной массы посетителей. В конце 19 века в России создаются около 150 музеев с общедоступными экспозициями с целью просвещения (музей техники, ремёсел, приборов).

В начале 20 века в связи с подъёмом краеведческого движения в России большой размах получило открытие общественных музеев, созданных по инициативе общественности, и действующих на общественных началах. Общественные музеи создаются при органах культуры, в школах, на предприятиях. Это музеи Боевой Славы, Трудовой Славы, музеи, посвящённые деятелям коммунистической партии, за которыми закрепляется статус политико-просветительского учреждения.

Правовой основой деятельности школьных музеев являются Письмо Министерства образования и науки РФ № 28-51-181/16 от 12 марта 2003г. "О деятельности музеев образовательных учреждений", "Инструкция по учёту и хранению музейных фондов в музеях, работающих на общественных началах", Приказ Министерства культуры СССР от 12.03.1988 года.

Музей понимается как учреждение, собирающее, хранящее и демонстрирующее предметы истории, культуры.

Третья статья устава Международного совета музеев гласит: "Музей - постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, использованием, популяризацией и экспонированием свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а так же для удовлетворения духовных потребностей".
ПРОФИЛИ И ЖАНРЫ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ.

Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея. Профиль школьного музея зависит от выбранного направления поисковой исследовательской деятельности. Музееведы выделяют следующие профили:


  1. Исторический;

  2. Естественнонаучный;

  3. Картинная галерея;

  4. Мемориальный музей;

  5. Технологический;

  6. Экологический .
Реализовать свою самобытность, неповторимость, выразить свою возможность интегрироваться в учебно-воспитательный процесс школьный музей может в определении жанра. К жанрам музеев, главным критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс, относят следующие:

  1. Музей-экспозиция (выставка). Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, как правило, малодоступных для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жёсткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализировано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определённой, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе главным образом в качестве иллюстрации. В условиях школы такой музей чаще становится фактом престижа, внешкольная, кружковая, досуговая деятельность представлена минимально.

  2. Музей-мастерская (студия). Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нём обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся уроки технологии, или в художественных мастерских. Экспозиции также могут быть рассредоточены по отдельным кабинетам. Всё это способствует органичному включению музея в учебный процесс.

  3. Музей – лаборатория. Этот жанр очень близок музею - мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественнонаучного и технического профиля, обычно весьма обширные. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ.

Музей в образовательном учреждении создаётся "в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся" . Школьный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие.

Задачами школьного музея являются:


  1. Воспитывать чувство патриотизма – такого "социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины";

  2. Сохранить для воспитанников и потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность;

  3. Способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс;

  4. Преобразовать музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох;

  5. Способствовать включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины;

  6. Способствовать формированию духовных ценностей .
Для создания школьного музея необходим ряд условий:

  1. Собранные и зарегистрированные музейные предметы;

  2. Музейный актив;

  3. Помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

  4. Музейная экспозиция;

  5. Источники финансирования деятельности;
Устав (положение) музея, утверждённое органом самоуправления и руководителем образовательного учреждения .
ФУНКЦИИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ.

В Положении о Музее образовательного учреждения определяются воспитательная и документирующая функции. Сущность документирующей функции заключается в целенаправленном отражении в музейном собрании с помощью музейных предметов тех исторических, социальных или природных явлений, которые изучает музей в соответствии со своим профилем.

Документирующая функция осуществляется в трёх формах:


  1. Комплектование фондов;

  2. Фондовая работа;

  3. Создание экспозиции музея;
Музейный предмет – памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включённый в состав музейного собрания. Главное для музейного предмета – его смысловое значение, художественная ценность или информационный потенциал. Все музейные предметы обладают рядом свойств. Это информативность, аттрактивность, экспрессивность.

Все музейные предметы делятся на три группы:


  1. Вещественные (одежда, предметы быта, личные вещи);

  2. Изобразительные (картины, скульптура, графика);

  3. Письменные (документы на всех носителях).

ГЛАВА II . ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.

Музеи – это кладбища искусства.

Альфонс Ламартин
Приступая к реализации проекта вначале мы, вместе с учителями, определи каким будет наш музей, какие направления мы хотели бы осветить, наметили стратегии, сроки.

Основные стратегии школьного музея:

1. Создание инициативной поисковой группы музея.

2. Разработка проекта «Школьный музей».

3. Изучение краеведческой литературы, материалов по краеведению.

4. Продумать необходимое оборудование, составить смету.

5. Сбор материалов и реставрация экспонатов.

6. Создание экспозиций, разделов музея.

7. Оформление интерьера музея.

8. Комплектование музейных фондов, учет и научное описание музейных предметов.

9 . Создание совета и актива музея.

10. Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.

11. Организация группы экскурсоводов.

12. Организация работы клуба «Истоки».

13. Введение операции «Поиск», «Ветеран», «Лучшая находка».

14. Проведение конкурса «Неиссякаемый родник»

15. Оформление документации аттестации и паспортизации музея.

16. Проведение уроков, семинаров, конференций, акций, конкурсов.

Сроки реализации проекта и ожидаемые результаты.

Данный проект мы планируем реализовать в течение двух лет: 2013 – 2015 годы. В результате должен быть открыт музей состоящий из трёх экспозиций: Музей Боевой славы, Музей истории школы, Музей истории культуры и быта поселка, изготовлены и оформлены стенды по истории школы и поселка, проведено комплектование музейных фондов, музейные предметы зарегистрированы в инвентарной книге, разработан устав, паспорт и вся необходимая документация музея.

Материально-техническое обеспечение.

Мы планируем организовать школьную бригаду для выполнения запланированных работ по ремонту помещения и реставрации экспонатов.

Ресурсное обеспечение

1. Бюджет школы;

2. Материально-техническая база школы;

3. Школьные благотворительные акций;

4. Спонсорская родительская помощь;

5. Помощь социальных партнеров;

Руководство и контроль над выполнением данного проекта.

Контроль над выполнением данного проекта осуществляет:


  1. Администрация школы;

  2. Управляющий совет школы;

  3. Совет старшеклассников;

  4. Инициативная группа школьного музея.
Текущую работу музея осуществляет совет музея, руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея.

Ожидаемые трудности.


  1. Низкий уровень финансирования;

  2. Недостаточная материально-техническая база, небольшая площадь помещения;

  3. Загруженность педагогов и учеников.
Ожидаемые результаты.

1.Действующий школьный музей;

2.Сформированный ученический актив школьного музея с навыками социально-значимой деятельности и основами профессионального самоопределения;

3.Созданные тематические экспозиции;

4.Организованный учебно-воспитательный процесс в тесном сотрудничестве с деятельностью школьного музея;

5.Повышение уровня нравственного и военно-патриотического воспитания

Основные этапы работы:

Первый этап - Подготовительный

январь – март 2013 года.

А) Создать творческую группу – актив музея;

Б) Разработать информационные листовки о возрождении музея школы для обучающихся, учителей, родителей, общественности;

В) Информировать педагогический коллектив об идее возрождения музея школы с целью поддержки проекта;

Г) Обратиться к совету ученического коллектива, родительскому комитету с целью привлечения к проекту обучающихся школы и их родителей;

Ж) Подготовить вопросы для социологического опроса и провести социологический опрос обучающихся, педагогов, родителей, общественности с целью определения профиля и жанра будущего музея;

З) Разработать концепцию музея, обосновать идею музея, определить профиль;

К) Определить место в здание школы для размещения музея;

Л) Произвести ревизию имеющихся музейных экспонатов и архивных документов;

М) Составить смету расходов по ремонту помещения, подготовке, оформлению и размещению экспозиций (см. Приложение №1);

Н) Изыскать финансовые возможности для ремонта помещения и оформления музейных экспозиций.

Второй этап – Основной.

Деятельность по возрождению музея.

май - сентябрь 2013 года

А) Привлечение и распределение финансовых средств согласно смете и плана работы;

Б) Реставрация экспонатов музея;

В) Комплектование фондов;

Г) Распределение архивных материалов и музейных экспонатов по выбранным разделам;

Д) Создание картотеки, имеющихся ресурсов;

Е) Описание вещественных и документальных источников оставшихся от бывшего музея, оформление актов приёма предметов и внесение их в инвентарную книгу,

Ж) Поисковая работа инициативной группы музея по сбору экспонатов, документов и соответственное оформление новых материалов при поступлении в музей;

З) Оформление документов: паспорт музея, учётная карточка, этикетки, карточки для картотеки, составление картотеки;

И) Разработка и утверждение нескольких тем экскурсий с указанием цели, категории и возраста экскурсантов;

К) Разработка сценария открытия музея;

М) Информирование школы об открытии музея;

Н) Открытие одной экспозиции музея.

Третий этап – Функционирование музея и реализации проекта «Школьный Музей»

2014 год

А) Открытие остальных экспозиций;

Б) Продолжить работу по пополнению и расширению фонда музея;

В) Дооформление Стендов и экспозиции музея, оснащение школьного музея необходимым оборудованием (витрины, стеллажи, шкафы);

Г) Разработка программ работы музея и популяризация музея;

Д) Вовлечение Музея и его экспозиции в школьную жизнь, школьные мероприятия;

Е) Проведение экскурсий для учащихся, родителей, общественности;

Ж) Проектная деятельность учащихся;

З) Документальное оформление статуса музея. Реализация проекта.

Четвёртый этап – Развитие музея

2015 год

А) Анализ работы за два года;

Б) Выявление проблем, определение путей их решения;

В) Корректирование деятельности по изменению системы работы музея в соответствии с выявленными проблемами;

Г) Совершенствование деятельности музея;

Д) Активизация исследовательской и проектной работы учащихся, с использованием базы, экспозиции музея.

Предполагаемая поисково-исследовательская работа работа:


  • Сбор информации об истории школы и ее традициях, учителях-ветеранах, выпускниках школы, краеведческого материала о истории села Ронги, истории предприятий и учреждений, выдающихся людях и событиях;

  • Изучение местных традиций, народных преданий, праздников, обрядов;

  • Активное участие в собирании материалов по погибшим войнам в годы Великой Отечественной войны, вкладе земляков в победу над врагом;

  • Сбор сведений об исчезнувших и исчезающих деревнях.
Предполагаемые экспозиции музея:

Музей Боевой славы

1. Этапы ВОВ;

2. Медали ветеранов ВОВ;

3. Боевые спутники солдата;

4. Военная амуниция;

5. Опаленные войной;

6. Астраханцы Герои;

7. Дети, пионеры герои.

Музей Истории и Культуры п. Свободный

1. Мир прошлого, комната русской избы;

2. Предметы быта;

3. Плетенная красота;

4. История поселка Свбодный;

5. Фрагмент комнаты начало-середина 20 века.

Музей Истории и Культуры школы №61

1. Советское прошлое;

2. Школьная летопись, как все начиналось;

3. Школа сегодня;

4. Прошлое на старом фото…

И так определив для себя все нюансы предстоящей работы, этапы, механизмы, стратегии, мы приступили к реализации проекта.