14 октября 1964 года Пленум ЦК КПСС , организованный в отсутствие Н. С. Хрущёва, находившегося на отдыхе в Пицунде, освободил его от должности Первого секретаря ЦК КПСС «по состоянию здоровья». На следующий день указом Президиума Верховного Совета СССР Хрущёв был освобожден от должности главы советского правительства
Никита Хрущев - это Первый секретарь ЦК КПСС, который следовал за Сталиным. Начал он править в 1953 году и закончил в 1964 году. Некоторые говорят, что он правил СССР в момент его наибольшего расцвета, хотя многие считают, что эта добрая участь подвигла его преемника - Брежнева.
Известен тем, что развинчивал культ личности Сталина, несмотря на то, что до 1953 года активно его поддерживал. То же касается и реабилитации репрессуемых, которые были наказаны именно с его легкой руки, которая помогала бывшему вождю дела творить.
Родился он в 1894 году в семье шахтера. Зимой ходил в школу. В 1908 году он стал жить возле Успенского рудника возле нынешнего Донецка.
В 1938 году его просят возглавить ЦК КП(б) Украины, и здесь он активно «боролся с врагами народа» и льстил Сталину. В это время он перевыполнял планы по расстрелам и репрессировал всех, кого только можно. Причем после смерти Сталина Хрущев не имел особо шансов стать главой СССР. Особого авторитета он не имел, но путем хитростей он смог занять кресло Первого секретаря ЦК.
Также он известен благодаря множеству мемов, которые пошли в народ во время его правления. Хрущев много чего интересного говорил, что ему вспоминают со смехом даже сейчас. Он кинул много фраз, смешащих и по сей день:
· Мы вас закопаем . Эту фразу он сказал американским дипломатам и журналистам. Он имел в виду, что коммунистический строй победит с легкостью капиталистический, но на практике оказалось все наоборот.
· Мы вам покажем кузькину мать . Эта фраза была сказана во время осмотра американской выставки в Сокольниках вице-президенту США того времени Ричарду Никсону. Интересно то, что он имел в виду не настолько агрессивное высказывание, как может показаться на первый взгляд. Под кузькиной матерью он подразумевал «то, что вы еще никогда не видели».
Много чего интересного он еще сказал, но наиболее интереса оценка Хрущева, как политического деятеля. Какие плюсы и минусы были в его правлении?
Плюсы и минусы правления Никиты Хрущева
Никита Хрущев - это неоднозначная личность, и его политика имеет множество плюсов и минусов. Есть у него как очень правильные действия, которые помогли простимулировать развитие Советского Союза, но есть и некоторые неостатки. Период правления этого человека характеризовался красивыми речами, но слова не всегда превращались в реальность.
Он разоблачил культ личности Сталина и реабилитировал сотни тысяч репрессированных. Это вменяют ему в плюс. Впрочем, после смерти бывшего вождя уже и можно не скрываться. Хотя против культа личности самого себя против не был.
Общество при нем начало относительно
демократизироваться, хотя до настоящей демократии было еще очень далеко.
Например, репрессии диссидентов явно не свидетельствуют о демократическом устое
государства. С другой стороны, он ввел непродуманную военную реформу, в ходе
которой множество офицеров стали безработными и бездомными. Впрочем, реформа с
кукурузой также не дала ожидаемых результатов, и после ее провала Хрущёва
начали называть «Кукурузой». Что же, давайте рассмотрим детальнее плюсы и
минусы правления этого неоднозначного человека.
Таким образом, Хрущев - это личность спорная, и противоречивая хотя бы тем, что несмотря на реабилитацию репрессованных при Сталине, он сам был далеко не белым у пушистым. Известно, что Хрущев ставил подписи под расстрельными протоколами "троек". Взять тех же диссидентов, к которым он относился не очень хорошо. Так что несмотря на то, что создалась имитация демократизации общества, по сути мало что изменилось. Тем не менее у него было и много положительных качеств и он остается значимой фигурой в истории как нашей страны, так и всего мира.
Реформа Хрущева | Достоинства реформы | Недостатки реформы |
1. 1957 год - последовательное внедрение в социалистическую модель экономики рыночных элементов. | Реформа помогла сделать поворот в экономике в сторону потребителя, расширить рынок. Также эта реформа стала свидетельством оттепели в отношениях с другими державами, предпочитающими использовать рыночную модель экономики | Реформа привела к тому, что на долгие годы прекратились выплаты по облигациям, а это привело к существенным денежным потерям среди населения. К тому же, наблюдалось общее повышение цен на многие группы товаров. |
2. Антирелигиозная кампания 1954-1964 годов, в ходе которой Хрущев попытался снизить влияние церкви на население страны | Антирелигиозная кампания, по сути не принесла никаких результатов, ведь люди продолжали посещать церковь, развешивать дома иконы. Противопоставление власти генерального секретаря церковному влиянию, Хрущевым было проиграно, а это сказалось и на его авторитете среди граждан. |
|
3. Развенчание культа Сталина и антиреформы. | Хрущев постарался восстановить справедливость истории, внеся поправки в понимании периода правления Сталина. Также были освобождены многие репрессированные граждане, осужденные в сталинский период по несправедливым обвинениям. | В сознании народа, Сталин был великим лидером, и желание Хрущева «оклеветать» (на самом деле, восстановить правду) вождя вызывало негодование. К тому же, Никита Сергеевич делал слишком большой акцент на отмене всех сталинских реформ, что только тормозило развитие экономики и социальной сферы. |
4. Социальные реформы 1957-1965 годов | Хрущев повлиял на сокращение рабочего дня до семи часов, были повышены заработные платы работникам. К тому же, увеличивался жилищный фонд, по всей стране работникам раздавали квартиры, возводились так называемые «хрущевки». Жилье становилось более доступным. | Увеличение жилищного фонда никак не влияло на право собственно, а о приватизации можно было только мечтать. К тому же, реформы Хрущева не были последовательными, что приводило к выступлениям рабочих. |
5. Международные реформы | Хрущеву удалось добиться оттепели в международных отношениях, снизить градус напряженности между СССР и Европой. К тому же, улучшалась международная торговля, расширялся рынок, а количество невыездных граждан сокращалось. Освоение космической программы, начавшееся при Хрущеве, помогло СССР укрепить в статусе сверхдержавы. | Возведение Берлинской стены и Карибский кризис в 1962 году чуть было не привело к Третьей Мировой войне. СССР балансировало в международном плане на тонкой грани, и война могла развязаться в любой момент. Здесь, опять же, проявлялась непоследовательность реформ Хрущева. |
6. Школьная реформа 1958 года, в ходе которой упразднялась прежняя модель обучения, вводились трудовые школы | Среднее и высшее образование в СССР стало бесплатным. Сближение образовательных учреждений и производства повышало квалификацию выпускников. | Хрущев отказался от модели средней школы, введя в оборот обязательное обучение в 8 классов и последующие 3 года трудовой школы. Таким образом генеральный секретарь хотел приблизить школу к реальной жизни, но добился лишь общего снижения успеваемости. К тому же, привлечение интеллигенции к рабочим специальностям приводило к недовольству и выступлениям. Реформы была упразднена в 1966 году. |
7. Кадровые реформы внутри партии. | К работе в партии привлекались молодые кадры, способные вести страну вперед. | Молодые кадры не могли рассчитывать на высокие должности, продвижение по карьерной лестнице внутри партии происходило очень тяжело. Борьба с культом Сталина привела к тому, что многие уважаемые люди, поддерживающие бывшего лидера, лишились работы. Также генеральный секретарь вводил так называемую реформу «несменяемости кадров», приводящую к тому, что один и тот же человек мог занимать конкретную должность до конца жизни вне зависимости от его профессиональных успехов. |
http://www.aif.ru/society/plyusy_i_minusy_pravleniya_nikity_hruscheva
http://histerl.ru/lectures/pravlenie_xrusheva/plyusy-i-minusy-reform-xrushheva.htm
Валовый сбор (млн. т) |
Урожайность (ц/га) |
|
1913 |
50,5 |
|
1917 |
31,8 |
|
1922 |
||
1928 |
||
1932 |
47,5 |
|
1937 |
70,4 |
|
1940 |
55,6 |
|
1941 |
45,5 |
|
1942 |
||
1943 |
19,8 |
|
1944 |
26,9 |
|
1945 |
25,4 |
|
1946 |
21,2 |
|
1947 |
35,7 |
|
1948 |
34,2 |
|
1949 |
38,9 |
|
1950 |
46,8 |
|
1951 |
47,5 |
|
1952 |
51,9 |
|
1953 |
48,2 |
|
1954 |
56,3 |
|
1955 |
54,7 |
|
1956 |
66,5 |
|
1957 |
54,9 |
|
1958 |
72,9 |
11,1 |
1959 |
64,9 |
10,4 |
1960 |
72,6 |
10,9 |
1961 |
70,3 |
10,7 |
1962 |
83,1 |
10,9 |
1963 |
62,8 |
|
1964 |
83,2 |
11,4 |
1965 |
66,3 |
|
1966 |
95,6 |
12,7 |
1967 |
84,8 |
11,2 |
1968 |
103,8 |
|
1969 |
83,9 |
12,2 |
1970 |
107,4 |
14,4 |
1971 |
98,8 |
14,2 |
1972 |
||
1973 |
121,5 |
16,3 |
1974 |
105,1 |
14,2 |
1975 |
72,4 |
10,1 |
1976 |
16,2 |
|
1977 |
101,6 |
13,9 |
1978 |
127,4 |
17,1 |
1979 |
84,8 |
13,1 |
1980 |
97,2 |
13,9 |
1981 |
73,8 |
11,7 |
1982 |
14,1 |
|
1983 |
104,3 |
14,7 |
1984 |
85,1 |
13,3 |
1985 |
98,6 |
15,1 |
1986 |
107,5 |
16,6 |
1987 |
98,6 |
16,8 |
1988 |
93,7 |
15,3 |
1989 |
На вопрос Плюсы и минусы правления Хрущёва заданный автором .
лучший ответ это К плюсам относится т.н. "оттепель", начавшаяся с 20-го съезда КПСС, где Хрущёв поведал о культе личности Сталина. Восстановление хозяйства после войны началось и в основном завершилось ДО Хрущёва. Хрущёв развернул массовое строительство "хрущёвок" для народа. Освоение космоса - не его заслуга, просто оно продолжал уже начатое до него.
Отрицательных сторон многовато: распашка целинных степей, приведшая к катастрофической эрозии и засолению почвы, авантюра с лозунгом "перегнать Америку", идиотизм с кукурузой, испытания в атмосфере чудовищных водородных бомб, грубое некомпетентное вмешательство в вопросы культуры (разгон выставки в Манеже и прочее), суды над так называемыми "тунеядцами", неудачная попытка перестройки экономики ("совнархозы")...
Холодную войну развязал вовсе не Хрущёв! Это был 1947 год - Фултонская речь Уинстона Чёрчилля.
С религией большевики боролись всегда. Хрущёв в этом отношении был не хуже предыдущих и последующих генсеков.
Ответ от Вровень
[новичек]
Плюсы
1. Разоблачение культа личности Сталина. Реабилитация сотен тысяч незаконно репрессированных. Относительная демократизация общества.
2. Принятие «Программы мира», основной тезис которой – предотвращение войны между государствами с различными социальными системами.
3. Заключение Договора о запрете ядерных испытаний в трёх сферах: атмосфере, космосе и под водой.
4. Сокращение Вооружённых сил СССР на одну треть (1,2 млн человек) и уменьшение непомерных военных расходов.
5. Пенсионная реформа, коснувшаяся десятков миллионов граждан. При Хрущёве впервые на пенсию можно стало жить.
6. Реформа сельского хозяйства: колхозники, находившиеся практически на положении крепостных, стали получать гарантированную денежную оплату за труд. Им выдали паспорта, разрешили переходить в другие колхозы и уезжать в город.
7. Массовое жилищное строительство. Например, в 1956 г. Темпы строительства в Москве обогнали темпы прироста населения.
8. СССР добился крупнейших достижений в области науки и техники. Первая в мире атомная электростанция (1954), первый спутник (1957), первый космонавт (1961).
9. Освоено 30 млн га целинных земель.
10. Приоткрылся «железный занавес», оживился культурный обмен с зарубежными странами. Советские люди потихоньку начали ездить за границу.
Минусы
1. Расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске (1962). Считается, что погибли 26 человек, 58 ранены, 7 приговорены к высшей мере.
2. Хрущёв не противился возвеличиванию собственной личности. Если в 1963 г. Его портрет в центральных газетах был напечатан 120 раз, то за неполный 1964-й – более 140!
3. Обещал, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». И не выполнил…
4. В результате непродуманной военной реформы огромное количество офицеров остались без работы, жилья и гражданской специальности.
5. Обещал за несколько лет «догнать и перегнать Америку» по производству мяса, молока и масла на душу населения. И не выполнил…
6. С 1963 г. начались регулярные закупки зерна за рубежом.
7. Хрущёв проводил политику воспрепятствования содержанию скота в личной собственности граждан, из-за чего погибли миллионы голов скота.
8. При нём была построена Берлинская стена (1961), ставшая символом противостояния социализма и капитализма.
9. Повсеместное, невзирая на природу, культивирование кукурузы. «Во всех областях и краях Союза, - утверждал популярный при Хрущёве стишок, - может давать урожай кукуруза».
10. Борьба с «нездоровыми явлениями в искусстве» при помощи административно-государственных методов (от парткомов до бульдозеров).
Разработка урока по теме:
Реформы Н.С. Хрущева: достижения и проблемы.
Учитель: истории МБУ лицея № 60 г.о. Тольятти
Маркина Ирина Евгеньевна
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Вид урока: урок-дискуссия
Цель: На основе анализа фактов и исторических событий обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии СССР в 1953-1964 гг.
Задачи:
Образовательные: дать оценку реформам Хрущева, рассмотреть достижения и проблемы.
Воспитательные: воспитание толерантности, самостоятельности и интереса к истории;
Развивающие: развитие логического и критического мышления, навыков коммуникативного общения, поиска необходимой информации в нескольких источниках, формирование умения отделять существенно-важные аспекты от второстепенных, высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
План
Подготовительный этап . Класс делится на две группы и получает опережающее задание. Капитаны групп распределяют обязанности:
«аналитики» осуществляют подбор исторических фактов, фото и видеоматериалов.
«дизайнеры» обеспечивают иллюстративный материал, делают презентации.
«спикеры» подбирают контраргументы, готовят тезисы своих выступлений, вопросы противникам.
Основной этап. Организация дискуссии на уроке:
- ведущий дает слово спикерам команд.
- таймкипер следит за регламентом.
Политологи составляют таблицу по ходу дебатов
«Плюсы и минусы политики Н.С. Хрущёва», фиксируя аргументы утверждающей и отрицающей стороны.
- «судьи» дают оценку участникам дебатов, в соответствии с критериями по пятибалльной системе. Оценку выступлений спикеров представляют в таблице:
Оценочный лист участников дебатов.
Участники дебатов |
Аргументы |
Логичность выводов |
Качество презентаций |
Ораторское искусство |
Умение слушать оппонента |
Итого в личном зачете |
количество баллов команды |
III . Завершающий этап. Анализ таблицы «Плюсы и минусы политики Н.С. Хрущёва».
Вступительное слово учителя.
Время Хрущёва – один из наиболее значительных и непростых периодов нашей истории. Значительных – потому что перекликается с нынешним процессом демократизации. Непростых – потому что касается десятилетия, которое поначалу называлось «славным», а потом осуждено как время «волюнтаризма» и «субъективизма». Десятилетие Н.С.Хрущёва не было спокойным периодом. Оно знало кризисы, трудности, внутренние и внешние осложнения. На сегодняшнем уроке нам предстоит подвести итоги деятельности Н.С. Хрущева, определить его вклад в процесс развития нашей страны, выделить положительные и отрицательные итоги проведенных реформ.
Этапы дискуссии:
Представление участников дебатов :
1-я команда доказывает, что реформы Н. Хрущёва имели положительные последствия. В составе команды 3 спикера утверждающей стороны (У1,У2,У3)
2-я команда доказывает, что реформы Н. Хрущёва имели отрицательные последствия. В составе команды 3 спикера отрицающей стороны (О1,О2,О3).
Обсуждение проблем:
ХХ съезд КПСС – это начало реформирования тоталитарной системы, борьба с культом личности или попытка сохранить существующий порядок в стране, перевесив всю вину за беззакония на Сталина?
Реформа управления экономикой: плюсы и минусы.
Противоречивость и ограниченность социально - экономических реформ.
Политика мирного сосуществования и Карибский кризис.
Противоречивый характер «оттепели» в духовной жизни.
3. Ход дискуссии.
Первые спикеры утверждающей и отрицающей стороны делают презентацию, приводят основные аргументы по проблеме.
Вторые спикеры опровергают аргументы противоположной стороны, приводят дополнительные доказательства своей позиции.
Третьи спикеры задают вопросы с целью принизить аргументы противоположной стороны, опровергают доказательства соперников, подводят итог, делают выводы.
Судьи дают оценку участникам дебатов.
4. На завершающем этапе учащиеся анализируют таблицу
«Плюсы и минусы политики Н.С. Хрущёва».
1.Десталинизация общества. Реорганизация МГБ. ХХ съезд партии: осуждение культа личности Сталина и его последствий. Реабилитация репрессированных. Пересмотр ленинградского дела. Ликвидация ГУЛАГа. 2.Некоторое увеличение экономической самостоятельности предприятий, уменьшение встречных перевозок, расширение полномочий местных властей. Возросла хозяйственная самостоятельность регионов, усилилась оперативная помощь предприятиям. 3.Освоение целинных земель. Увеличение объема сельхоз продукции. Списаны долги колхозам. Отмена налога на личное подсобное хозяйство. Рост финансирования аграрного сектора. 4.Достижения в развитии науки и техники: 1954г. Пущена 1-ая атомная станция в Обнинске. 1956г. открыт институт ядерных исследований, 1957г. – синхрофазатрон, запуск искусственного спутника Земли, 1959- первый ледокол, полёт в космос Ю. Гагарина 1961г. 5.Городской жилищный фонд увеличился на 80%.Сокращен рабочий день. Отменена плата за обучение. Улучшилось материальное положение жителей села: пенсия колхозникам, денежная оплата труда. Колхозники получили паспорта. 6. Принцип мирного сосуществования: нормализация отношений с Югославией, сотрудничество в рамках СЭВ, Женевская встреча, визит Н.С. Хрущева в США. 1963г. Подписание договора о запрещении испытания ядерного оружия в 3-ёх средах. 7.Оттепель в духовной жизни: реабилитация деятелей культуры, появление новых литературно – художественных журналов, Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957г., Международный конкурс исполнителей им. П.И.Чайковского 1958г., выставки зарубежных собраний картин. |
1.Критика сталинизма не сопровождалась последовательной демократизацией политического режима. Обращение к репрессивным мерам (1962 г. Новочеркасск). 2.Ослаблена единая техническая политика. Рост партийного аппарата. Подчинение совнархозов госкомитетам. Усилилось местничество. Нарушены общесоюзные связи. 3.Эрозия почвы. Рост долгов колхозов государству. Отсутствие кадров для эксплуатации сложной сельхозтехники. Деградация личного приусадебного хозяйства. Перебои в снабжении населения продуктами. 4.Непрятие новых направлений в науке (генетика, кибернетика). Снижение темпов экономического роста. 5.1962г. Повышение цен. Массовый отток сельской молодежи в города.1963г. хлебный кризис. 6.Ввод советских войск в Венгрию (1956г.) Берлинский кризис (1961г.), Карибский кризис (1962г.) 7. Идеологический диктат, цензура, жесткая регламентация творческого процесса: травля Б.Пастернака, арест И.Бродского, запрет выставки абстракционистов на Манежной площади. |
Заключительное слово учителя:
В период хрущёвской “оттепели” была предпринята серьёзная попытка модернизации тоталитарной системы. Н.С. Хрущёв задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации. Однако использование старого политического и экономического механизмов в ходе преобразований предопределило их неудачу. Курс Хрущёва характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач административно-политическими методами. После неудач противоречивой, преобразовательной деятельности Н.С. Хрущёва в обществе возник синдром усталости, стремления к устойчивым формам социальной и личной жизни. Хорошо сказал о Хрущеве известный советский кинорежиссер М.Ромм: "Пройдет совсем немного времени,и забудется и Манеж,и кукуруза... А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди... И зла к нему никто не будет иметь -ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет... В нашей истории достаточно злодеев - ярких и сильных.
Хрущев-та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому у него не грех поучиться всем нам…”
Домашнее задание: Выбрать один из тезисов и дать письменный ответ.
Были ли выполнимы лозунги 60-х годов:
“Нынешнее поколение советских людей, будет жить при коммунизме”.
“Догоним и перегоним Америку”.
“Оттепель”, Хрущёв, реформы. Слова синонимы?
Что больше в реформах Хрущёва? Заботы о людях или укрепление личной власти?
Повторительно-обобщающий урок по теме 4 1 Практикум... . Либеральные реформы . Знать... достижения , сформировавшиеся в ходе «большого скачка». Объяснять свое отношение к проблеме ... Характеризовать экономическую деятельность Хрущева . Работа с текстом...
Образовательных достижений балл... тем , что простолюдины в постное время питались в основном соленой рыбой. Автор налоговой реформы ... граждан. По словам Н. Хрущева , «это... демографическими проблемами СССР... разработка открытого урока по учебной дисциплине...
Итоге запустил реформу всей системы... наук - большое достижение премьер-министра, ... отстранения от власти Хрущева , Серов исключен из... – «Лучший сценарий урока по творчеству Шекспира» ... тему «Меняющиеся библиотеки». Ее участники смогут обсудить проблемы
Никита Хрущев — это неоднозначная личность, и его политика имеет множество плюсов и минусов. Есть у него как очень правильные действия, которые помогли простимулировать развитие Советского Союза, но есть и некоторые неостатки. Период правления этого человека характеризовался красивыми речами, но слова не всегда превращались в реальность.
Он разоблачил культ личности Сталина и реабилитировал сотни тысяч репрессированных. Это вменяют ему в плюс. Впрочем, после смерти бывшего вождя уже и можно не скрываться. Хотя против культа личности самого себя против не был.
Общество при нем начало относительно демократизироваться, хотя до настоящей демократии было еще очень далеко. Например, репрессии диссидентов явно не свидетельствуют о демократическом устое государства. С другой стороны, он ввел непродуманную военную реформу, в ходе которой множество офицеров стали безработными и бездомными. Впрочем, реформа с кукурузой также не дала ожидаемых результатов, и после ее провала Хрущёва начали называть «Кукурузой». Что же, давайте рассмотрим детальнее плюсы и минусы правления этого неоднозначного человека.
Никита Хрущев — это Первый секретарь ЦК КПСС, который следовал за Сталиным. Начал он править в 1953 году и закончил в 1964 году. Некоторые говорят, что он правил СССР в момент его наибольшего расцвета, хотя многие считают, что эта добрая участь подвигла его преемника — Брежнева.
Известен тем, что развинчивал культ личности Сталина, несмотря на то, что до 1953 года активно его поддерживал. То же касается и реабилитации репрессуемых, которые были наказаны именно с его легкой руки, которая помогала бывшему вождю дела творить.
Родился он в 1894 году в семье шахтера. Зимой ходил в школу. В 1908 году он стал жить возле Успенского рудника возле нынешнего Донецка.
В 1938 году его просят возглавить ЦК КП(б) Украины, и здесь он активно «боролся с врагами народа» и льстил Сталину. В это время он перевыполнял планы по расстрелам и репрессировал всех, кого только можно. Причем после смерти Сталина Хрущев не имел особо шансов стать главой СССР. Особого авторитета он не имел, но путем хитростей он смог занять кресло Первого секретаря ЦК.
Также он известен благодаря множеству мемов, которые пошли в народ во время его правления. Хрущев много чего интересного говорил, что ему вспоминают со смехом даже сейчас. Он кинул много фраз, смешащих и по сей день:
Много чего интересного он еще сказал, но наиболее интереса оценка Хрущева, как политического деятеля. Какие плюсы и минусы были в его правлении?
Также Хрущев приоткрыл железный занавес, что дало возможность немного подпитывать культуру с других стран и путешествовать в более широких пределах. Но массового характера туризм заграницу не обрел.
Таким образом, Хрущев — это личность спорная, и противоречивая хотя бы тем, что несмотря на реабилитацию репрессованных при Сталине, он сам был далеко не белым у пушистым. Взять тех же диссидентов, к которым он относился не очень хорошо. Так что несмотря на то, что создалась имитация демократизации общества, по сути мало что изменилось. Тем не менее у него было и много положительных качеств и он остается значимой фигурой в истории как нашей страны, так и всего мира!