Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сообщение о шишкине художнике. Шишкин иван биография

Сообщение о шишкине художнике. Шишкин иван биография

Художник Иван Иванович Шишкин Величайший пейзажист, удивительный мастер написания лесных пейзажей, и по сей день он остается бесспорным лидером в русской пейзажной живописи по созданию невероятного количества полотен с лесными видами. Настоящий знаток растительности леса, колоритных форм стволов деревьев, бархатистой листвы, лесные поляны с яркой травой освещенные сквозь деревья солнечными лучами, живописные пеньки заросшие мхом и окруженные различными грибами. Художник Шишкин, как ни кто другой видел в природе леса все потаенные красоты в диких заросших местах куда редко ступала нога человека.

Всю эту невиданную доселе красоту художник впервые в русском изобразительном искусстве мастерски смог показать в своих произведениях.

Иван Иванович Шишкин - биография. Художник Шишкин родился в 1832 году в небольшом городе на берегу реки Камы в Елабуге, что в Вятской губернии в семье небогатого купца. В 12 лет отроду его принимают учиться в первую Казанскую гимназию.

Учеба в гимназии продолжалась не долго, чувствуя свое призвание к изобразительному искусству Иван Шишкин не доучившись в гимназии до 5 класса, покидает ее и поступает уже в Москве на учебу в 1852 году училище живописи, ваяния и зодчества. проучившись в нем до 1856 года, молодого художника принимают в академию художеств в Санкт Петербурге, обучаясь необходимым навыкам у профессора Воробьева С. М..

Конечно в академии Шишкину не очень нравились образовательные темы и молодой художник в свободное время довольствовался написанием натурных этюдов в окрестностях Петербурга, иногда он ездил писать этюды на остров Валаам. Все это очень помогало Шишкину развивать способности молодого мастера, познавая в карандашных рисунках формы ветвей деревьев, кустарников с листвою в последствии воспроизведенных в этюды.

За карандашные рисунки в окрестностях Петербурга его наградили двумя малыми серебряными медалями а позже уже в 1859 году Иван Шишкин заслуженно получает малую золотую медаль за красивый пейзаж в окрестностях Петербурга. Окрыленный своими успехами Шишкин упорно много работ, раскрывая в себе большие познания, очарованный местами на Валааме и Кукко он создает работы, за которые в 1860 году награждается уже большой золотой медалью и заслуживает пенсионерскую поездку за границу.

В 1862 году Шишкин впервые отправляется за рубеж Посетив Мюнхен, Цюрих, Женеву и В Дюссельдорф, где написал картину Вокрестностях Дюссельдорфа, впоследствии за это произведение Шишкину присваивается почетное званиеакадемика.

Также за границей он мастерски рисует рисунки пером и заслуживает большое внимание иностранцев, которые были очень удивлены и шокированы невиданным доселе талантом рисовальщика Шишкина. Часть этих рисунков были помещены в музее Дюссельдорфа на уровне с работами знаменитых художников Европы. Но Шишкин тосковал по родине и по русским местам, он понимал, что русский пейзаж невозможно писать за границей и он в 1865 году возвращается в Россию.

В России художник снова вливается в художественные круги, посещает выставки и артели художников. Плотно работает с рисунками и этюдами, создает к 1867 году шикарное произведение картина Рубка леса, Шишкин точно подмечая особенности русского пейзажа создает еще ряд работ в 1869 г картина При закате, живя в усадьбе Братцево он создает прекрасный летний пейзаж Полдень. Окрестности Москвы.

1870 год Иван Шишкин вливается в артель художников передвижников под руководством И. Крамского. войдя пожизненно в состав учредителей передвижных выставок художников не согласных с академическими устоями того времени.

Шишкин верный своему делу продолжает заниматься творчеством создавая новые полотна и на передвижной выставке выставляет новые картины: Вечер, Сосновый бор, Березовый лес и картину Лесная глушь очень хорошо оцененную современниками, много положительных отзывов написал к этой картине Прахов А. В. За это произведение Ивану Шишкину присуждается почетное звание профессора в пейзажной живописи. в 1878 году мастер снова всех шокирует своим новым пейзажем Рожь, на 6-й передвижной выставке. У работы было очень много положительных отзывов.

В 1877 году Иван Шишкин женится на художнице Ольге Антонова Лагода, их красивый дом очень посещаем его коллегами и друзьями, где были застолья и гулянки.

В 1883 Шишкин написал картину с большим и шикарным дубом в долине, картина была названа Среди долины ровныя.

В 1884 году очень воздушный пейзаж с обширной панорамой названная художником Лесные дали.

1887 год картина Дубовая роща в которой Шишкин мастерски передает состояние могучих дубов с толстыми извивающимися суками, с динамичными тенями и ласковыми лучами солнца.

В 1889 году Иван Шишкин создает одно из самыхярчайших своих полотен это картина

Утро в сосновом лесу, картина насыщена утренним лесным воздухом, присутствует ощущение девственной лесной глуши, картина и популярна по сей день и наверное этому Шишкинскому шедевру нет равных.

В 90-е годы художник создает ряд картин, некоторые из них, красиво переданная глушь леса в окрестностях Ораниенбаума В лесу графини Мордвиновой. Петергоф.

Точно передал состояние дождливой погоды в картине Дождь в дубовом лесу, по стихотворению М. Лермонтова Шишкин создает необычную картину На севере диком по заказу П.П. Кончаловского одинокая заснеженная сосна возвышаясь стоит на фоне лунной ночи.

В 1898 году художник пишет свое новое произведение Корабельная роща, можно сказать это финальная работа мастера, в которой продемонстрирован весь накопленный по жизни талант и мастерство великого художника. Шишкин, как и его коллега Крамской умер, как художник, прямо за мольбертом при написании своей новой очередной картины случилось это в марте 1898 года, он оставил своим потомкам свое очень богатое наследие.

"

Многие его картины снискали огромную популярность не только современников, эти картины известны и сегодня большому кругу почитателей его работ. Никто ранее до Шишкина с такой ошеломляющей откровенностью не поведал зрителю о своей любви к родной Русской природе.

Произведения И. И. Шишкина стали классикой национальной Русской пейзажной живописи и обрели огромную популярность. Сегодня изображения его пейзажей можно увидеть во многих местах на различных репродукциях, подарочные упаковки, шкатулки сувениры и даже конфеты с известными медведями, все это говорит о большой любви народа к его великому творчеству.

По картинам Шишкина учатся многие художники пейзажисты, многие люди всегда зачарованы его работами. Репродукции его знаменитых пейзажей знает каждый ребенок. Конечно не обходится дело и без критиков и некоторых критически настроенных современных художников явно упирающих против фотореализма художника, но это все от лукавого или исходит от незнания творчества великого мастера и не неумения создать, что либо близко подобное.

Про кого из отечественных живописцев можно сказать: «Самый русский художник»? Конечно же, это Иван Иванович Шишкин. Биография мастера - жизненный путь талантливого человека, не обременённого психологическими или психическими патологиями, то есть тем, что движет многими представителями мира искусства. Ведь талант, по мнению многих, - это некое отклонение от нормы, своеобразная аномалия. Однако про Ивана Шишкина так не скажет даже самый глубокий психоаналитик.

Мироощущение художника

Художник Шишкин, биография и творчество которого хорошо известны и изучены - яркий пример доброй души, божьей искры, трудолюбия и любви к родной природе. Его талант развился на благодатной и чистой почве

Как выглядит биография Шишкина художника? С самого рождения - хорошая семья, православные традиции, доброта, забота и бережное отношение к каждому существу, встретившемуся на пути. Такое мироощущение отразилось в каждом живописном полотне, которое создал Шишкин.

Биография и картины художника будут рассмотрены в этой статье в несколько непривычном ракурсе. Нами движут большая любовь и уважение к мастеру. Его жизнь и творчество лишены скандалов и загадок.

Раннее признание и популярность

Слава сама нашла Ивана Ивановича, причём пришла к нему она довольно рано, не заразив опасной Вероятно, глубокий внутренний мир, патриархальное воспитание, высокая нравственность и духовность создали ему крепкий иммунитет. А ведь эта болезнь - слава - погубила очень многие жизни и разрушила целые судьбы.

«Утро в сосновом лесу»

Прекрасным и честным был Иван Шишкин. Биография его - это описание личности, редкой по своим душевным качествам. Интересна в этой связи история со знаменитой картиной «Утро в сосновом лесу». Полотно было написано в соавторстве с Константином Аполлоновичем Савицким. Савицкий предложил идею. Он хотел нарисовать пейзаж с медвежьим семейством.

Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Для Шишкина мрачная природа - нонсенс. На всех его картинах есть или лучи полуденного солнца, или много открытого неба, или водоём, или дорога. «Утро…» полностью лишено всего этого. Случайность? Мрачное настроение? Ничуть не бывало! Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Три медвежонка-сосунка могут подобным образом резвиться, только находясь в полной безопасности. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Медведицу и двух медвежат нарисовал Савицкий, а третьего, того, что справа, для большей гармонии и правдоподобности дорисовал Шишкин.

Работа очень понравилась знаменитому коллекционеру Петру Третьякову, но он потребовал вымарать подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Краткая биография благородного человека, способного идти на компромисс, показана на примере истории с этой картиной. Ведь Иван Иванович писал её для Савицкого и подбирал пейзаж для фона, соответствующий замыслу друга, ведь сам он не любил такие глухие места. Третьяков решил судьбу картины по-своему. У него были какие-то свои трения с Савицким.

Детство

Как мало кто из художников Иван Иванович разбирался в тонкостях изображения природы. Откуда черпал свои знания Шишкин? Биография художника тесно и неразрывно связана с Центральной частью России, с её лесами, полями и реками. Он родился в Елабуге в купеческой семье. А купечество в те времена было уважаемым сословием - образованным и культурным.

Отец Ивана Ивановича любил книги, увлекался историей, даже написал книгу о родном крае. Будучи богатым и успешным предпринимателем, он немалые средства тратил на благотворительность, будь то строительство церкви или

Интерес к живописи у сына вызывал в нём одобрение. Мальчику покупали краски, бумагу, нанимали хороших учителей. Иван в детстве даже разрисовал забор своего дома, о чём сохранились сведения в архивах его родного города. Ведь биография Шишкина не является тайной и не имеет белых пятен. Всё чисто и прозрачно, как лучи солнечного света на его пейзажах. Не будучи сложной и не претерпевая резких взлётов и падений, биография Шишкина, художника и человека, отнюдь не была безмятежно счастливой и ровной.

Профессиональное образование

Иван Иванович получил хорошее образование. Он учился в Москве в Училище живописи и ваяния, потом - в Санкт-Петербургской Академии художеств. Эти учебные заведения давали прекрасные фундаментальные знания в сфере искусства и архитектуры. Они стали успешным стартом для многих талантливых людей. Не стал исключением и Иван Шишкин.

Биография художника показывает, что к изучению ремесла он относился серьёзно и добросовестно. Профессиональное образование дало художнику понимание того, что живописная картина - это сложно построенная умение обращаться со светом и тенью, видеть всё, но запечатлевать на полотне только характерное и основное.

Отношение к ремеслу

Некоторые дилетанты утверждают, что картины Шишкина - это своего рода фотографии того времени.

Если хронологически рассмотреть картины, которые написал Шишкин Иван Иванович, краткая биография, даже не краткая, а полная прослеживается в его работах. В них нет политики и социальной направленности. Это очевидно. В его картинах - чуткое отношение к деталям. Отсюда и достоверность, и жизнь на его картинах. Судите сами.

Осталось свидетельство о разговоре, состоявшемся между Иваном Ивановичем и Ильёй Ефимовичем Репиным. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело?» Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Одни срубы разбухают, другие - тонут, а третьи - отталкивают воду. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна, их которых сделаны плоты. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Если использовать цвета, соответствующие лиственнице, которая в воде тонет, то от картины будет ощущение недостоверности, дисгармонии.

Именно точность в деталях и сделала картину «Утро в сосновом лесу» такой знаменитой. Там всё точно и честно. Поэтому его картины так любимы и популярны. Их спокойная гармония никогда не вызывала споров и конфликтов.

Любителям «жареных» фактов и будуарных секретов незачем копаться в личной жизни художника. Там всё честно и чисто. Биография Шишкина, его душевные переживания, взлеты и падения - всё это есть в его картинах. За свою жизнь, а прожил Иван Иванович 66 лет, он написал несколько сотен картин.

Художник полудня

Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Вообще пейзажисты очень любят изображать природу во время восходов или закатов, в грозу, бурю или туман. Иван Иванович выбирал такое время суток, когда тень практически отсутствует, и выразительность и достоверность достигаются иными способами. Прожив все детство в Елабуге, впитав в себя красоту и покой любимого края, к дорогим сердцу пейзажам впоследствии всю жизнь будет возвращаться Иван Иванович Шишкин. Биография художника тесно сплетает между собой вехи его судьбы и созданные им живописные полотна. Характерна в этом смысле «Рожь».

«Рожь»

Она написана в Елабуге в 1878 году. Полуденное солнце не создаёт тени, но мы явственно ощущаем порывы ветра сквозь духоту летнего дня. Они только начали трепать тяжёлые колосья. Через несколько минут разразится гроза, которая смочит землю, и зерно не осыплется.

Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане - засохшая сосна? Так в реальной жизни не бывает. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни? Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Не согласен с такой судьбой и художник, но он пытается смириться, ищет способ, как научиться жить в новой реальности. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Что впереди? «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой?», - думал Иван Шишкин. Биография художника зашифрована в его творениях. Это несомненно.

Попытка начать новую жизнь

После череды трагедий с близкими Иван Иванович попытался утопить горе старинным способом. Однако опускать руки было не в его характере. Постепенно он справился и начал жизнь сначала. Биография Шишкина содержит сведения о втором его браке, но и он закончился трагедией. Молодая жена умерла. Больше Иван Иванович не искал спутницу жизни. Помогать растить и воспитывать двух девочек от первого брака приехала сестра второй жены.

Картины как отражение обстановки в стране

Родился Иван Иванович Шишкин 13 января 1832 года, а умер 8 марта 1898 года. Судя по его рисункам, это было самое прекрасное, самое спокойное, самое сытое и безмятежное время для нашей страны, лишь изредка омрачавшееся, но, в общем и целом, богатела и процветала. Это было в те годы, когда обычные студенты, имеющие хорошую успеваемость, получали государственную стипендию и обучались частично в России, частично - в Италии, Франции, Германии или других странах. Так же было и с Шишкиным.

Картина-прощание

Как прожил свою жизнь Иван Шишкин? Биография краткая и пронзительная читается в его последней работе-завещании «Корабельная роща». не ломающийся под ударами судьбы, и до конца жизни сохранивший в своём сердце свет и христианское смирение, не пустив в него мрак и тень обид и разочарований.

Пройдут сотни лет, и люди, глядя на картины Шишкина, будут узнавать, как выглядела наша планета, когда на ней ещё были леса и неосвоенные территории. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Художник Шишкин, биография и творчество которого неразрывно связаны с Россией, писал не только отечественные пейзажи. У него есть целый пласт работ, сделанных в Германии, Швейцарии и Финляндии, где жила его старшая дочь с мужем. Он часто приезжал к ней, и, работая на пленэре, для своих сюжетов выбирал такие места, которые напоминали ему Елабугу, пойму Камы, сосновые рощи.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского технического творчества №1 г. Ульяновска

Доклад на тему: «Творчество И. И. Шишкина»

Разработал:

педагог дополнительного образования

Назарова Юлия Евгеньевна

Ульяновск,

2017 г

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) - русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы.Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894-1895) Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.

Биография Ивана Шишкина

Иван Иванович Шишкин – известный русский художник (пейзажист, живописец, гравер) и академик.

Родился Иван в городе Елабуга в 1832 году в купеческой семье. Первое образование художник получил в казанской гимназии. Проучившись там четыре года, Шишкин поступил в одно из московских училищ живописи.

После окончания этого училища в 1856 году, образование продолжил в Академии Художеств Петербурга. В стенах данного заведения Шишкин получал знания до 1865 года. Кроме академического рисунка художник также оттачивал свое мастерство за пределами Академии, в различных живописных местах пригорода Санкт-Петербурга. Сейчас картины Ивана Шишкина ценятся как никогда высоко.

В 1860 году Шишкин получил важную награду – золотую медаль Академии. Художник направляется в Мюнхен. Потом – в Цюрих. Всюду занимается в мастерских самых известных художников того времени. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» он вскоре получил звание академика.

В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Сосновый бор». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Шишкин был членом кружка аквафортистов. В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской.

Творчество Ивана Ивановича Шишкина

Раннее творчество

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.

В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).

Полдень. В окрестностях Москвы

Вид на острове Валааме

Рубка Леса


В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе - Третьяковская галерея).

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.

Иван Шишкин - замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888)].

Рожь

Сосновый бор

Среди долины ровныя

С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен - в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича - такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) - воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.

Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе - там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

Интересные факты из жизни Ивана Шишкина

А знаете ли вы, что Иван Шишкин вовсе не в одиночку написал свой шедевр, посвященный медведям в лесу.

Интересный факт состоит в том, что для изображения мишек Шишкин привлек известного анималиста Константина Савицкого, который с задачей справился превосходно. Шишкин достаточно справедливо оценил вклад компаньона, поэтому попросил его поставить свою подпись под картиной рядом со своей. В таком виде полотно «Утро в сосновом лесу» и привезли Павлу Третьякову, который успел купить картину у художника в процессе работы.

Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Ну и распорядился смыть вторую подпись. Так и выставляют картину с подписью одного Шишкина.

Под влиянием священника

Родом из Елабуги был еще один удивительный человек – Капитон Иванович Невостроев. Был он священником, служил в Симбирске. Заметив его тягу к науке, ректор Московской духовной академии предложил Невостроеву перебраться в Москву и заняться описанием славянских рукописей, хранившихся в синодальной библиотеке. Они начали вдвоем, а потом Капитон Иванович продолжил в одиночку и дал научное описание всех исторических документов.

Так вот, именно Капитон Иванович Невостроев оказал на Шишкина сильнейшее влияние (как елабужане, они поддерживали связь и в Москве). Он говорил: «Красота, нас окружающая, – это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника – как можно точнее передать эту мысль на своем полотне». Именно поэтому Шишкин так скрупулезен в своих пейзажах. Его ни с кем не спутаешь.

Скажи мне как художник художнику…

Забудьте слово «фотографическая» и никогда не соотносите его с именем Шишкина! – возмутился Лев Михайлович на мой вопрос о потрясающей точности шишкинских пейзажей.

Фотоаппарат – это механический прибор, который просто фиксирует лес или поле в данное время при данном освещении. Фотография бездушна. А в каждом мазке художника – чувство, которое он испытывает к окружающей природе.

Так в чем же секрет великого живописца? Ведь глядя на его «Ручей в березовом лесу», мы явственно слышим журчание и плеск воды, а любуясь «Рожью», в буквальном смысле кожей ощущаем дуновение ветра

Шишкин как никто другой знал природу, – делится писатель. – Он прекрасно знал жизнь растений, в какой-то степени был даже ученым-ботаником. Однажды Иван Иванович пришел в мастерскую к Репину и, рассматривая его новую картину, где изображался сплав плотов по реке, поинтересовался, из какого они дерева. «Какая разница?!» – удивился Репин. И тут Шишкин стал объяснять, что разница велика: если построить плот из одного дерева, бревна могут набухнуть, если из другого – пойдут ко дну, а вот из третьего – получится справное плавучее средство! Его знание природы было феноменальным!

Голодным быть не обязательно

«Художник должен быть голодным» – гласит известный афоризм.

И вправду, убеждение, что художник должен быть далек от всего материального и заниматься исключительно творчеством, прочно закрепилось в нашем сознании, – рассуждает Лев Анисов. – Вот, например, Александр Иванов, написавший «Явление Христа народу», был так увлечен своей работой, что порой черпал воду из фонтана и довольствовался коркой хлеба! Но все же это условие далеко не обязательно, и на Шишкина оно уж точно не распространялось.

Творя свои шедевры, Иван Иванович, тем не менее, жил полной жизнью и не испытывал больших материальных затруднений. Он дважды был женат, любил и ценил уют. А его любили и ценили красивые женщины. И это притом, что на людей, плохо его знавших, художник производил впечатление чрезвычайно замкнутого и даже угрюмого субъекта (в училище его по этой причине даже прозвали «монахом»).

На самом же деле Шишкин был яркой, глубокой, разносторонней личностью. Но лишь в узкой компании близких людей проявлялась его истинная суть: художник становился самим собой и оказывался говорливым и шутливым.

Слава настигла очень рано

К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкин хорошо был известен за рубежом, а когда молодой художник учился в Германии, его работы уже хорошо продавались и покупались! Известен случай, когда владелец одной мюнхенской лавки ни за какие деньги не согласился расстаться с несколькими рисунками и офортами Шишкина, украшавшими его магазинчик. Слава и признание пришли к пейзажисту очень рано.

Художник полудня

Шишкин – художник полудня. Обычно художники любят закаты, восходы, бури, туманы – все эти явления писать действительно интересно. Но написать полдень, когда солнце стоит в зените, когда вы не видите теней и все сливается, – это высший пилотаж, вершина художественного творчества! Для этого надо так тонко чувствовать природу! Во всей России, пожалуй, было пять художников, которые могли передать всю красоту полуденного пейзажа, и среди них – Шишкин.

В любой избе – репродукция Шишкина

Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся!), что на своих полотнах он отразил именно их. Однако наш собеседник поспешил разочаровать. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он писал московские пейзажи – посещал Троице-Сергиеву Лавру, много работал в Лосиноостровском лесу, Сокольниках. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Много работал Шишкин и за границей.

Впрочем, в последние годы жизни Иван Иванович нередко наезжал и в Елабугу и тоже писал местные мотивы. К слову, один из самых известных, хрестоматийных его пейзажей – «Рожь» – был написан как раз где-то неподалеку от его родных мест.

Он видел природу глазами своего народа и был народом любим, – рассказывает Лев Михайлович. – В любом деревенском доме на видном месте можно было обнаружить вырванную из журнала репродукцию его работ «Среди долины ровныя…», «На севере диком…», «Утро в сосновом лесу».

Литература:

    Ф. Булгаков, «Альбом русской живописи. Картины и рисунки И. И. Ш.» (СПб., 1892);

    А. Пальчиков, «Перечень печатных листов И. И. Ш.» (СПб., 1885)

    Д. Ровинский, «Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв.» (т. II, СПб., 1885).

    И. И. Шишкин. «Переписка. Дневник. Современники о художнике». Л., Искусство, 1984. - 478 с., 20 л. илл., портрет. - 50 000 экз.

    В. Манин Иван Шишкин. М.: Белый город, 2008, с.47 ISBN 5-7793-1060-2

    И. Шувалова. Иван Иванович Шишкин. СПб.: Художники России, 1993

    Ф. Мальцева. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века. М.: Искусство,1999

1. Введение.

Цель написания данной работы - раскрыть тему «Творчество Ивана Ивановича Шишкина», тем самым показать, что Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.

2. Биография.

Иван Иванович Шишкин

Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге - маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Отец не препятствовал тяге сына к искусству и дал согласие на его отъезд в Москву, для обучения в Московском училище живописи. Поступив в гимназию, он встретил там нескольких товарищей, с которыми мог не только устраивать себе развлечения в бурсацком вкусе, как, например, выходить на кулачные бои, но и рисовать и рассуждать об искусстве. Однако тогдашняя гимназия, с ее узкой формалистикой, до такой степени не соответствовала стремлениям и наклонностям молодого Шишкина, казалась ему так нестерпима, что, возвратясь на лето 1848 года в Елабугу, он объявил родным, что в гимназию больше не вернется, чтобы не сделаться чиновником, чего он боялся всю жизнь. Отец не стал настаивать. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А.Г.Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с.5, 2).

До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С.М. Воробьева. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с.7, 2). В 1858-1859 годах молодой художник упорно занимается рисунком с натуры, много работая в летние месяцы под Сестрорецком и на острове Валааме на Ладожском озере. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Однако он не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе. Весной 1862 года вместе с В.И. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине - в Елабуге. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Картина «Рубка леса» (1867) - своеобразный итог раннего периода творчества художника. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф.А. Васильева. Евгения Александровна была простая и хорошая женщина, и годы ее жизни с Иваном Ивановичем прошли в тихой и мирной работе. Средства уже позволяли иметь скромный комфорт, хотя с постоянно увеличивающимся семейством Иван Иванович не мог позволять себе ничего лишнего. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с.19, 2). В апреле 1874 года умирает жена, оставив двоих детей, дочь и сына, который тоже вскоре умирает. Шишкин начинает пить не в компании, как раньше, а дома, постоянно, и его некому было удержать. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Он начал опускаться нравственно, его характер портился, так как ничто не влияло на него так ужасно, как водка. Мало-помалу он отдалялся от общества Крамского, который один имел на него влияние, и опять сошелся ближе с друзьями своей юности, которые все страдали той же болезнью и в это время совсем уже опустились как художники. Шишкина спас разве только его успех, который он уже себе обеспечил, восприимчивость и сила, которыми отличался его организм.

В 1870 году Шишкин становится одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и остается верным ему в течение всей своей жизни. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор.
За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с.14,2).
В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Зимой 1877 года Иван Иванович познакомился с молодой красавицей, художницей Ольгой Антоновной Лагодой. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. На их воскресеньях разыгрывались шарады, дурачились, танцевали в разных смешных костюмах, веселились от души, без стеснения.

«В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов»(с.17,2).
В последнее года своего творчества Шишкин добился успехов в области колорита, в передаче световоздушной среды. 90-е годы Шишкин встретил полный сил. В конце того же 1891 года Шишкин совместно с Репиным организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений.

«Неожиданно подкралась к художнику смерть. Он скончался у мольберта 8 (20) марта 1898 года, работая над картиной» (с.21, 2) .

3. Творчество.

«Шишкин был великим жизнелюбом. Он преклонялся перед русской природой, она стала его частью существа. Он любил ее больше всего на свете, и потому взгляд его на природу был удивительно оптимистичным. Всю свою жизнь Шишкин посвятил воспеванию русских лесов, полей, раздолья русского» (с.18,1). Иван Иванович мечтал проникнуться в тайны строения и жизни природы.

В течение всей жизни Шишкин писал лес. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с.20,1). Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. На опушке изображен сосняк - стройный, высокий. Каждое дерево обладает своим «характером». В произведении воплощено то глубокое знание природы, которое было накоплено мастером за почти полувековой творческий путь. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) - последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы.
Эта картина - художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни. Она - свидетельствуя о том, что и в старости художник нисколько не утерял твердости руки, зоркости взгляда, способности к типизации при сохранении точности фактуры и деталировки, - словно суммирует все достоинства шишкинской творческой манеры. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис.1).

Картина «Утро в сосновом лесу» (рис.2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны великанов, чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К.А.. Медведей написал Савицкий в самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с.40,1). Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. А когда эту картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным.

О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку "Дубки под Сестрорецком" (1857). Наряду с присущими этой большой "рисованной картине" элементами внешней романтизации образа, в ней есть и ощущение натурности изображения. В произведении видно стремление художника к пластической трактовке природных форм, хорошая профессиональная выучка.

Уже один из ранних картин Шишкина «Ручей в лесу» (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит творческая работа. Многодельный, сложный по мотиву, эта картина напоминает те рисунки пером и тушью, которые Шишкин исполнял в шестидесятые годы. «Но по сравнению с ними, при всей измельченности штрихов, он лишен какой-либо засушенности, в нем больше чувствуется красота чеканных линий, богаче светотеневые контрасты» (с.43,1).

Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. На картине солнце почти не попадает из-за густого леса, из-за чего деревья выглядят чахлыми. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с.32, 1). Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Здесь исчезла всякая таинственность. Лес выглядит небольшим и просторным. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы.

Шишкин любил также рисовать просторы. Один из таких пейзажей - «Лесные дали». Лес на данной картине отступил от переднего плана. Тонкая сосна, четко рисующаяся на фоне светлого неба, как бы отмеряет расстояние, а дальше уже начинаются леса. Вдалеке виднеется река или озеро. А за ней опять гряды лесов. «Небо золотистое, бесконечное. Тишина… Завораживающий простор. Туманная дымка постепенно заволакивает дали…» (с.24,1).

Шишкин написал множество прекрасных картин, в которых отразил всю свою любовь и великолепие природы.

4. Заключение

Среди всех русских пейзажистов, Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях он проявляет себя удивительным знатоком растительных форм – деревьев, листвы, травы, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. «Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их сочетание и смеси, получали у него своё истинное лицо, без всяких прикрас или преуменьшений, – тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Сама местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее - получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности, максимально близкой к реальности» (с.52, 1).

5. Список используемой литературы

1. Шишкин. Издательство «Художник РСФСР». Ленинград. 1966 г.

2. Иван Иванович Шишкин. Издательство «Искусство». Ленинград. 1978 г.

Иван Иванович родился в январе, 25 числа (либо 13 числа по старому стилю), в 1832 году. Родной землей для него стал город Елабуга, находившийся в Вятской губернии. Живописец происходил из древнего вятского рода Шишкиных. Отцом Шишкина являлся купец Иван Васильевич Шишкин.

В 12 лет Ивана Ивановича определили в ученики первой казанской гимназии. Однако он, проучившись в ней до 5 класса, принял решение и оставил гимназию. Вместо этого, он поступил в Московское училище зодчества, живописи и ваяния. После окончания учебы в этом заведении, он продолжил обучаться в Академии Художеств в Петербурге: там он был учеником Воробьева С.М. Занятия в Академии не удовлетворяли Шишкина, поэтому он с упорством писал этюды и рисовал на острове Валааме и в окрестностях Петербурга. Благодаря таким занятиям, он все больше проникался знакомством с местными формами, все лучше учился передавать ее с помощью кисти и карандаша. В первый же год обучения в Академии Ивану Ивановичу уже присудили 2 маленькие серебряные медали за превосходный рисунок, в котором он передал пейзаж окрестностей Петербурга. 1858 приносит художнику большую серебряную медаль через вид на Валааме. В 1859 Шишкину присуждена маленькая золотая медаль за рисунок с пейзажем Петербурга. А в 1860 году за вид местности Кукко Иван получает большую золотую медаль.

Вместе с последней наградой Шишкин также получает возможность, с помощью которого он может съездить за границу на правах пенсионера Академии. И вот, в 1861 году живописец отправляется в Мюнхен. Там он посетил мастерские великих художников (таких как Франца и Бенно Адамов, которые пользовались очень большой популярностью у анималистов). В 1863 году Иван переехал в Цюрих. Здесь он под руководством Коллера, который по тем временам считался едва ли не самым лучшим изобразителем животных, писал с тех самых животных натуры, срисовывал их. Именно в Цюрихе пейзажист в первый раз попробовал гравировку “царской водкой”. После Цюриха, следующей целью Ивана стала Женева, где он ознакомился с работами Калама и Диде. Из Женевы Шишкин отправился в Дюссельдорф. Здесь по заказу Н. Быкова он написал картину под названием “Вид в окрестностях Дюссельдорфа”. В будущем эта самая картина была прислана в Петербург. И именно с помощью ее Шишкин получил звание академика. Однако не только живописью занимался Иван Иванович за границей, также он рисовал и пером. Его произведения такого рода приводили иностранцев в большое удивление. Кроме того, несколько таких произведений поместили рядом с рисунками ведущих мастеров Европы в Дюссельдорфском музее.

Иван Иванович скучал по отечеству, поэтому в 1866 году он досрочно, до истечения срока возвращается в Петербург. С этого времени он достаточно часто путешествует по России с художественной целью, практически ежегодно выставляет на показ произведения в академии. После учреждения Товарищества выставок на таких выставках делал рисунки пером. В 1870 Шишкин вступает в кружок аквафортистов и снова гравирует “царской водкой”. Этим искусством с тех пор живописец не пренебрегает и отводит ровно столько же времени, сколько и другим видам своей деятельности. Работы Ивана с каждым годом закрепляли за ним репутацию бесподобного аквафортиста и вообще одного из лучших живописцев нашей страны. В распоряжении Шишкина была усадьба в деревне Выра (сейчас – Ленинградская область, Гатчинский район). 1873 год стал очень важным для художника – “Лесная Глушь” сподвигла академию присудить Шишкину звание профессора. После принятия нового академического устава, Шишкина в 1892 году приглашают в качестве руководителя пейзажной учебной мастерской, однако эта должность недолго лежала у него на плечах. Иван Иванович скончался в марте 1898 года, сидя за своим мольбертом и работая над новым произведением.