Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и "Синий всадник". Пять главных картин с выставки василия кандинского «багатели» в гмии им

Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и "Синий всадник". Пять главных картин с выставки василия кандинского «багатели» в гмии им

Архивное. О московской выставке

Василий Кандинский. Гармонист. 1917. Стекло, масло. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. via . По клику via

Выставка «Багатели» Василия Кандинского

В Москве в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина с 20.12.2016 по 12.02.2017 проходит выставка ”«Багатели» Василия Кандинского. Живопись на стекле, акварели и рисунки. 1915-1920 ”. Фотографировать там нельзя, поэтому фотографии собраны в интернете.

Из услышанных разговоров публики на выставке: "Что уж они не могли целым стеклом закрыть? Странные какие-то"; вопрос смотрителю: "То что разбито – это так задумано?"

Кандинский в декабре 1921 году уезжал из страны очень спешно. Что тогда случилось специалистам до сих пор неизвестно. Свои работы Кандинский договорился оставить на временное хранение во II Музее новой западной живописи. Ящик с имуществом Кандинского, в том числе стеклами, перевозил уже не он сам, а его друг. Вероятно, во время транспортировки стекла разбились. При вскрытии ящика в музее они уже были битые.

«Багатели» в переводе с французского означает «пустячки», «мелочи». Часто это название использовалось для определения малых форм музыкальных произведений.

Куратор выставки, заведующая отделом личных коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина Наталья Борисовна Автономова о Кандинским и выставке :

Московский период

«Родившись в Москве, он в пятилетнем возрасте из-за болезни отца вместе с родителями переехал в Одессу.


2.


1911 год. Василий Кандинский в своем доме в Мюнхене / Wassily Kandinsky at home (36 de la Ainmillerstrasse), Schwabing, 1911-nd. from: Rainer Metzger, ‘Munich 1900 - La Sécession, Kandinsky et le Blaue Reiter’, Éd. Hazan 2009 via

Получив юридическое образование в Московском университете, он в тридцатилетнем возрасте решает посвятить себя искусству и переезжает в Мюнхен, где поступает в частную студию живописи Антона Ашбе. Мюнхен — второй родной город Кандинского после Москвы, город прекрасной художественной школы и больших возможностей.

3.


Нина Андреевская и Василий Кандинский, Дессау. 1929 г. via

В 1914 году разразившаяся Первая мировая война вынуждает его вновь вернуться в Москву, где он останется вплоть до 1921-го. Московский период в творчестве Кандинского — поистине уникальное время. Особенно насыщенными были три послереволюционных года: он активно участвует в выставках, занимается педагогической работой. В этот момент он, не отказываясь от абстракции, снова возвращается к предметной живописи — создает маленькие этюды и виды из окон своего дома. В 1916 году он пишет очень интересную картину «Москва. Красная площадь», которая стала своего рода точкой отсчета его новой жизни: он встречает свою будущую вторую жену, Нину Андреевскую.

4.

Нина Кандинская. Прогулка. 1917. По рисунку Василия Кандинского. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Первое свидание Василия Кандинского и Нины Андреевской прошло в сентябре 1916 года в музее имени Александра III, т.е. в нынешнем главном здании Пушкинского музея, чем музей очень гордится. Через полгода они поженились и провели вместе 27 лет.

Их знакомство состоялось по телефону — она позвонила ему, чтобы передать какую-то книгу или посылку, и ее голос настолько его впечатлил, что после этого разговора он написал акварельную фантазию «Одному голосу». И это не случайно — Кандинский был чрезвычайно музыкален, с музыкой у него были особые отношения. В детстве он играл на виолончели, прекрасно знал оперу, увлекался Вагнером и Скрябиным, общался с представителем Новой венской школы, революционером в музыке Арнольдом Шенбергом, которому он говорил, что тот делает в музыке то, что сам он воплощает в своих живописных произведениях.

5.


Слова из воспоминаний Нины Николаевны Кандинской. Фотография: vesti.ru. . Василий Кандинский познакомился с Ниной осенью 1916 года, поженились они в феврале 1917 года. Первые годы совместной жизни молодой семейной пары нашли отражение не только в работах Василия Кандинского, но и в творчестве жены художника

С Ниной Андреевской Кандинский прожил тридцать лет, несмотря на солидную разницу в возрасте (на момент их встречи Нине было 23, а Кандинскому — 50). Это была удивительная пара и любовная история. Подготавливая выставку, я стала искать какие-то их письма, но ничего не обнаружила: как вспоминает Нина, они „ни на день не расставались“».

«Багатели»

«Московский период интересен еще и тем, что Кандинский возвращается к живописи на стекле — старинной традиционной технике, которая была распространена в Баварии, Чехии, Словакии и на юге России. Главными героями этих сюжетов были в основном почитаемые в народе святые. Кандинский заинтересовался этой техникой в Мюнхене, у него была целая коллекция баварских стекол, которую он собирал вместе со своей верной соратницей художницей Габриэле Мюнтер. Он сам писал композиции на стеклах, которые сейчас хранятся в собрании мюнхенской галереи Ленбаххаус.

7.

Василий Кандинский. «Амазонка с голубыми львами», 1918. Стекло, масло. Государственный Русский музей / Amazona com Leões Azuis, 1918, Óleo sobre vidro, Museu Estatal Russo. Kandinsky, Wassily.

И вот в 1917 году, когда он счастлив в новом браке, у него только родился сын, он снова обращается к подстекольной живописи. Возможно, причина в его эмоциональном состоянии, а может, он чувствовал необходимость в создании некоего интимного мира посреди голодного и холодного 1917-го.

8.

Василий Кандинский. «Амазонка в горах», 1918. Стекло, масло. Государственный Русский музей. via

Отсюда и фольклорные, сказочные сюжеты «багателей» (от французского bagatelle, что означает «безделушка», «пустячок»). Изначально Кандинский так называл акварели, которые он писал в 1916 году в Стокгольме. Уже открыв к тому времени новые пространства в искусстве, он как бы играючи возвращается к своим старым привязанностям и темам, но уже на другом уровне и в очень свободной манере. Можно смело сказать, что это своеобразные шедевры в своем малом формате.

О выставке

Немного обработанная (куски переставленных местами и т.п.) информация о выставке, размещенная на сайте и в фейсбуке музея:

К 150-летию со дня рождения художника. В год юбилея выдающегося художника XX века Василия Кандинского (1866-1944) ГМИИ им. А.С. Пушкина показывает его работы, выполненные в уникальной технике живописи на стекле, а также графические произведения 1915-1920 годов. Именно в эти годы, когда Кандинский живет и работает в Москве, он вновь возвращается от абстрактных работ к предметной тематике.

10.


Василий Кандинский. Белое облако. 1918. Стекло, масло. 25х31. Государственный Русский музей / A white cloud. 1918. Oil on glass. 25x31. State Russian Museum

На выставке показываются и акварели 1915-1916 годов из небольшого города Яранска, что под Вяткой, нынешним Кировым. Там в краеведческом музее около десяти лет назад совершенно неожиданно обнаружили шесть акварелей и рисунков, которые попали туда в 1920-е годы. Вообще многие вещи Кандинского московского периода оказались рассеяны по разным галереям и музеям России и бывших советских республик. Это связано с тем, что, покинув Россию в 1921 году, он оставил в Москве работы, которые впоследствии были национализированы и, в соответствии с распространенной в 1930-е годы практикой, разосланы по стране. Так, на выставке можно увидеть три стекла из Национального музея Азербайджана в Баку, которые долгое время были известны исследователям лишь в черно-белых фотографиях».

11.

Василий Кандинский. «Всадник». Национальный музей искусств Азербайджана, Баку. Это не подстекольная живопись: здесь краска нанесена сверху, по зеркалу. via

Интеллектуал авангарда и человек XIX века

«Нина Николаевна в своих воспоминаниях пишет, что после революции Татлин обратился к Кандинскому, пригласив его принять участие в строительстве новой культуры. У него появилось огромное поле деятельности: организация выставок, охрана памятников, строительство музеев, педагогическая деятельность в ГСХМ (Вторые государственные свободные художественные мастерские).

12.


Фарфор, расписанный по эскизам Василия Кандинского. Дулевский фарфоровый завод. 1920-е.

И хотя он аккумулировал эти веяния времени, надо понимать, что Кандинский все же был родом из XIX века, в нем не было радикализма Родченко, с которым они и не смогли найти общий язык, хотя и были дружны. В отличие от Родченко, видевшего развитие живописи в союзе с архитектурой и дизайном, Кандинский, с его символистскими корнями, тяготел к музыке и поэзии.

Вообще Василий Кандинский очень не прост для изучения — в его творчестве одинаково сильны интеллектуальная и интуитивная составляющие».

13.


Фарфор, расписанный по эскизам Василия Кандинского. Дулевский фарфоровый завод. 1920-е. Фотография: Сергей Куксин, Российская газета.

Творчество Кандинского сформировалось на основе национальных традиций двух культур - русской и немецкой. Два города - Москва и Мюнхен были одинаково значимы для него.

14.


Hinterglasmalerei. Религиозные сюжеты и изображения святых. Западная Европа. XIX - нач. XX в. Стекло, масло. Собрание Владимира Спивакова. Фотография: Михаил Свешников, vesti.ru.

Старинную технику «Hinterglasmalerei» художник изучил и освоил в начале 1910-х годов в Баварии.

15.


«Картинки под стеклом» на протяжении столетий были практичной и доходчивой формой для изображения религиозных и исторических сюжетов, а также сценок из повседневной жизни.

16.


Одна из народных картинок Hinterglasmalerei. Религиозные сюжеты и изображения святых. Западная Европа. XIX - нач. XX в. Стекло, масло. Собрание Владимира Спивакова. Фотография: Сергей Куксин, Российская газета.

Hinterglasmalerei /«Картинки под стеклом» – это варианты лубка, или народной картинки.

17.

Hinterglasmalerei.

Техника подстекольной живописи ставит сложные оптические и цветовые задачи - художник пишет маслом на оборотной стороне стеклянной основы, учитывая восприятие зрителем композиции слева направо.

18.

Василий Кандинский. «Дама с цветком», 1917. Стекло, масло. Национальный музей искусств Азербайджана.

В московский период Кандинский создал серию абстрактных акварелей и около 27 «стекол». В примитивистских сценках он возвращается к предметной тематике, к манере своих ранних символистских работ 1908-1909 годов.

Художник назвал их «багателями», что в переводе с французского означает «пустячки», «мелочи». Часто это название использовалось для определения малых форм музыкальных произведений. В «багателях» Кандинского можно отметить неоромантические приемы: декоративность, стилизацию, обращение к средневековым мифологическим образам.

19.


Василий Кандинский. Эскиз композиции «Красное с черным», 1915. Бумага, акварель. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Фотография: Сергей Куксин, Российская газета.

Все произведения московского периода Кандинский вынужден был оставить на временное хранение во II Музее новой западной живописи перед отъездом в Германию в декабре 1921 года.

20.

Василий Кандинский. «Беспредметная композиция», 1915. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. via

После принятия художником немецкого гражданства, произведения были национализированы и распределены между советскими музеями.

Помимо произведений Кандинского в состав экспозиции также вошли семь работ его супруги, Нины Кандинской – шесть - из собрания ГМИИ и одна - Азербайджанского музея, которые впервые показаны российскому зрителю.

22.

Василий Кандинский. Композиция Ж. «Одному голосу». 1916. Бумага, акварель. 31 х 20,5. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Представленная на выставке знаменитая акварель мастера «Одному голосу», 1916, была написана после первого телефонного разговора Василия Кандинского с будущей женой Ниной Николаевной Андреевской в мае 1916 года. В сентябре того же года Кандинский впервые встретился с ней в залах Музея имени Александра III - ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина.

23.


Василий Кандинский. Иматра. 1917. Бумага, акварель, кисть. 22,9 х 28,9. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

В 1917 году после свадьбы молодожены отправились в Финляндию, в местечко Иматра, известное своим водопадом. В результате поездки была написана акварель «Иматра», 1917.

24.


Нина Кандинская. Спящая женщина. 1918. По рисунку Василия Кандинского. Стекло, масло. ГМИИ. Фотография: Михаил Свешников, vesti.ru.

Из девяти произведений малого формата в технике живописи на стекле и аппликации, хранящихся в собрании ГМИИ, шесть работ связаны с именем супруги Кандинского. Ее опыты в этом жанре связаны с домашним семейным кругом, с совместными творческими занятиями. Первая работа Нины «Прогулка» (он на иллюстрации 4), согласно оставленной Кандинским надписи на обороте, была выполнена 2 апреля 1917 года. Некоторые живописные стекла были сделаны ею по ранним рисункам мужа.

25.

Нина Кандинская. Ваза с цветами. 1918. ГМИИ.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка «Багатели», приуроченная к 150-летию со дня рождения художника. С 20 декабря 2016 года по 12 февраля 2017 года ее можно посетить в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.

Для юбилейной выставки собрали уникальные и редко выставляемые работы из самых разных музейных и частных собраний. На ней представлены графические работы московского периода (1915-1920 гг.), а также пожалуй самые необычные работы Кандинского, созданные в технике живописи по стеклу.


“Амазонка с голубыми львами” 1918

Технику создания живописных «стёкол» Кандинский изучил в Баварии. Он называл такие работы багателями, что в переводе с французского означает «безделушки» или «пустячки». Техника состоит в том, что художник пишет маслом на оборотной стороне стеклянной основы, учитывая оптические и цветовые особенности восприятия.

“Амазонка в горах” 1918

Творчество художника сформировалось на основе национальных традиций двух культур – русской и немецкой. Выставка в Пушкинском музее посвящена московскому периоду Василия Кандинского, который с началом первой мировой войны как гражданин России вынужден был покинуть Германию (он проживал там с 1896 года).

Все произведения московского периода Кандинский вынужден был оставить на временное хранение во II Музее новой западной живописи перед отъездом в Германию в декабре 1921 года. После принятия художником немецкого гражданства, произведения были национализированы и распределены между советскими музеями.


“Белое облако” 1918

Помимо произведений Кандинского в состав экспозиции также вошли семь работ его супруги, Нины Кандинской, которые впервые представлены российскому зрителю. Художником Нина Николаевна не была, но живя рядом с гением, решилась попробовать себя в этом – копировала работы мужа и экспериментировала с техниками.


“Одному голосу” 1916

Многие работы художника связаны с его супругой. Представленная на выставке знаменитая акварель «Одному голосу» (1916), была написана под впечатлением от первого телефонного разговора Василия Кандинского с будущей женой Ниной Николаевной Андреевской в мае 1916 года. Голос Нины его очаровал. В сентябре того же года Кандинский впервые встретился с ней в залах Музея имени Александра III (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина). В 1917 году после свадьбы молодожены отправились в Финляндию, в местечко Иматра, известное своим водопадом (в результате поездки была написана акварель «Иматра» (1917)).

Столетие "Черного квадрата" Казимира Малевича. Главным художественным событием конца 2016 - начала 2017 годов стала выставка в базельском фонде Бейлера (Fondation Beyeler) "Kandinsky, Marc & Der Blaue Reiter" (Кандинский, Марк и "Синий всадник").

Франц Марк. Большие синие лошади. 1911
Walker Art Center, Миннеаполис

На выставке представлено более 90 экспонатов, примерно треть из них посвящены легендарному художественному альманаху "Синий всадник", остальное - картины, прибывшие из музеев и частных собраний Западной Европы, России, США. Это не только произведения Кандинского и Марка, но и полотна их единомышленников, участников художественного объединения "Синий всадник": Алексея фон Явленского, его жены Марианны Веревкиной, подруги Кандинского Габриэле Мюнтер, Августа Макке, Генриха Кампендонка, Владимира Бурлюка.



И все же название выставки оправданно: недаром Кандинский, имея в виду Франца Марка, утверждал: «Синий всадник - это мы двое». Они и название это, вошедшее в историю мирового искусства, выбрали, потакая своим прихотям, шутя: "Название "Синий всадник" мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников. И название пришло само", - вспоминал Кандинский.
Название родилось легко, но дело было затеяно серьезное: "Синий всадник" уносил художников в неизведанные земли, он объединял дерзких новаторов, которые ниспровергали основы основ фигуративного искусства, но при этом были глубокими теоретиками - строили собственные эстетические концепции, изучали художественное наследие Средневековья и примитивное искусство.


Участники объединения "Синий всадник" на террасе дома Кандинского в Мюнхене, 1911
Слева направо: Мария и Франц Марк, Бернард Кёлер, Генрих Кампендонк, Томас фот Хартман.
В центре
- Василий Кандинский. Фотографировала Габриэле Мюнтер.

Восстановим хронику событий.
В 1908 году Василий Кандинский и его подруга Габриэле Мюнтер вернулись в Мюнхен из долгого путешествия по Европе и сняли квартиру в артистическом районе Швабинг по адресу Ainmillerstrasse 36. В августе этого года Кандинский с Мюнтер и Явленский с Веревкиной провели несколько недель на этюдах в Мурнау - живописном баварском городке в 50 километрах от Мюнхена.



Василий Кандинский. Синяя гора, 1908-09. Фрагмент
Мухей Соломона Р. Гугенхайма, Нью-Йорк

В 1909 году в Мюнхене было создано "Новое художественное объединение" (Neuen Künstlervereinigung München) под председательством Кандинского, в которое вошли многие будущие участники "Синего всадника" - Явленский, Мюнтер, Веревкина и другие.


Василий Кандинский. Дюна. 1909
Частное собрание

Летом 1909 года Мюнтер купила в Мурнау виллу, впоследствии названную местными жителями Russenhaus - "Русским домом", где они с Кандинским проводили летние месяцы вплоть до 1914 года. Живописные виды окруженного альпийскими вершинами городка, сама вилла, милый садик - все это было постоянным источником вдохновения и не один раз запечатлено хозяевами "Русского дома" и их друзьями-художниками.


Василий Кандинский. Улица в Мурнау. 1908
Собрание Мерцбахер

Впрочем, "запечатлено" - не совсем точное слово. По словам Мюнтер, жители "Русского дома" балансировали между созданием чего-то привычного, идущего от натуры, более-менее импрессионистического, и абстрагированием, квинтэссенцией, экстрактом действительности. В Мурнау художники, каждый по своему, ищут путь от экспрессионизма к абстракции. Дальше всех заходит Кандинский: на его полотнах беспредметность все смелее подчиняет и поглощает реальный пейзаж, пока он окончательно не растворяется в ярких пятнах и яростных линиях.



Василий Кандинский. Улица Обермаркт с горами в Мурнау. 1908
Частное собрание


Габриэле Мюнтер. Сад в Мурнау. 1910
Художественный музей Висбадена, ФРГ


Алексей фон Явленский. Мурнау, пейзаж с оранжевым облаком. 1909
Частное собрание



Алексей фон Явленский. Осень в Мурнау. 1909
Музей Шпренгель, Ганновер


Василий Кандинский. Сад в Мурнау. 1910
Галерея Ленбаххаус, Мюнхен


Василий Кандинский. Сад в Мурнау II. 1910
Собрание Мерцбахер



Василий Кандинский

Художник должен иметь что сказать, так как его задача — не владение формой,
а приспособление этой формы к содержанию.
Василий Кандинский. "О духовном в искусстве", 1910

Василий Кандинский. Импровизация 7. 1910
Государственная Третьяковкая галерея, Москва

Василий Кандинский. Импровизация 10. 1910
Фонд Бейлера, Базель


Василий Кандинский. Импровизация 12. 1910
Баварское государственное собрание живописи, Мюнхен


Василий Кандинский. Импровизация 13. 1910
Художественная галерея Карлсруэ, ФРГ


Василий Кандинский. Плавание на каноэ. 1910
Государственная Третьяковкая галерея, Москва

Василий Кандинский. Два всадника и лежащая фигура. 1909-1910
Собрание Мерцбахер


Василий Кандинский. Фрагмент композиции II. 1910
Собрание Мерцбахер

Василий Кандинский. Дождливый ландшафт. 1913

Плодотворный 1909 год завершился первой выставкой "Нового художественного объединения", которая вдохновила Франца Марка, пребывавшего в некоторой творческой изоляции, смелее воплощать свои оригинальные идеи. В начале 1910 года Марк решается на скромную персональную выставку, посетив которую Август Маке и еще несколько художников отправляются к нему в мастерскую, - так завязывается дружба Марка и Маке, которую прервала только Первая мировая война.


Франц Марк

"Я никогда не писал синий куст только ради декоративного эффекта, я это делал лишь для того, чтобы полнее выразить сущность лошади, которая стоит перед этим кустом".
Франц Марк, 1911


Франц Марк. Мечта. 1912



Франц Марк. Собака, лежащая на снегу. 1911


Фоанц Марк. Ландшафт с лошадью. 1910
Музей Фолькванг, Эссен



Франц Марк. Белый бык. 1911
Музей Соломона Р. Гугенхайма, Нью-Йорк



Франц Марк. Чернобурая лиса. 1911
Von der Heydt-Museum, Вупперталь, ФРГ

Меж тем вторая выставка "Нового художественного объединения" в сентябре 1910 года вызвала довольно жесткую критику, одну из немногих положительных рецензий написал Франц Марк. В конце года Марк и Маке познакомились с художниками "Нового художественного объединения", за исключением Кандинского, который был в это время в отъезде.


Август Макке

"Непостижимые идеи выраж аются в постижимых формах"
Август Макке. 1912

Август Макке. Прогулка среди цветов. 1912
Государственная художественная галерея, Берлин



Игрушки сына художника, маленького Вальтера. 1912
Музей Штедель, Франкфурт на Майне



Авгут Макке. Променад: люди в саду. 1914

Август Макке. СКачущие гусары. 1913
Музей Тиссен-Борнесмиса, Мадрид


Генрих Кампендонк. Балкон. 1913
Собрание Мерцбахер

1 января 1911 года на новогоднем вечере в Марианны Веревкиной Кандинский, наконец, встретился с Францем Марком. Вскоре Кандинский отказался от должности председателя "Нового художественного объединения" из-за непримиримых противоречий, а в июне он поделился с Марком идеей издавать ежегодный иллюстрированный альманах, с серьёзными статьями и хроникой, который они оба будут редактировать.
Над этим проектом соавторы, при живом участии друзей и единомышленников, работали все лето и осень 1911 года.Элизабет Эрдман-Маке, жена Августа Маке, вспоминала о незабываемых моментах этой общей работы, обсуждениях рукописей, жарких спорах, воодушевлении, которое охватило всех, причастных к изданию альманаха.



Василий Кандинский и Франц Марк с обложкой альманаха "Синий всадник"
на террасе дома Кандинского в Мюнхене . 1911

"Вся эта деятельность, которую называют искусством, не знает границ
и нацинальностей, она принадлежит только человечеству"
Василий Кандинский и Франц Марк, 1911


Обложка альманаха "Синий всадник". 1912

Меж тем в декабре 1911 года картина Кандинского " Композиция 5" была отклонена организаторами третьей выставки "Нового художественного объединения" по формальным причинам. В ответ Кандинский вышел из объединения, за ними из солидарности последовали некоторые друзья. Редакция "Синего всадника" решила устроить собственную выставку. "Мы постараемся встать в центре современного движения", - писал брату Франц Марк.
В это же время мюнхенское издательство " Piper" выпустило концептуальный труд Кандинского
"О духовном в искусстве".



На рубеже 1911-12 годов Кандинский и Марк за две недели организовали свою, альтернативную "Новому художественному объединению", выставку "Синего всадника". В каталог были включены 43 работы четырнадцати художников. В течение 1912 года выставка путешествовала по Германии, а затем по Европе: ее увидели в Кельне, Берлине, Бремене, Франкфурте, Гамбурге, в начале 1914 года она достигла скандинавских стран.


Страницы альманаха "Синий всадник"

В феврале 1912 года открылась вторая выставка "Синего всадника" с акцентом на рисунки и печатную графику, и почти одновременно, тиражом 1 200 экземпляров, вышел четырёхстраничный проспект, посвященный будущему альманаху.


Страницы альманаха "Синий всадник" с трактатом Кандинского "К вопросу о форме"

11 мая 1912 года альманах "Синий всадник", выпущенный мюнхенским издательством "Piper", увидел свет. Альманах был опубликован в трех вариантах: "обычном", "люкс" (для редакторов - Кандинского и Марка - с авторской росписью страниц и ручными оттисками гравюр) и "музейном" (в 10 экземплярах, с приложением оригинального произведения одного из художников-участников).




Оригинал туземной маски (Габон, 19 век), та же маска на странице альманаха



Владимир Бурлюк. Весенний пейзаж с цветущими деревьями. 1911
Частное собрание


Зал выставки, посвященный альманаху "Синий всадник"


Аналогии: рисунок Франца Марка и гравюра Ганса Бальдунга Грина,
немецкого
художника эпохи Возрождения



Фантастические животные. Китай, 18 век
Дом-музей Франца Марка, Кохель ам Зее, ФРГ



Франц Марк. Две кошки. 1913
Почтовая открытка для Лилли Клее. Частное собрание


Франц Марк. Четыре лисицы.1913
Почтовая открытка для Василия Кандинского.
Галерея Ленбаххаус, Мюнхен

Началась подготовка второго выпуска альманаха, но он так и не был опубликован. Причиной стали не только наметившиеся разногласия в редакции: 1 августа 1914 года разразилась Первая мировая война. Русские художники, как граждане враждебного государства, должны были срочно покинуть Германию. Кандинский возвращается в Россию, Явленский и Веревкина находят приют в Швейцарии. Марк и Макке были призваны на фронт. Деятельность объединения "Синий всадник" резко обрвалась.


Франц Марк. Малая композиция 1. 1913
Частное собрание, Швейцария


Франц Марк. Конюшни. 1913
Музей Соломона Р. Гугенхайма, Нью-Йорк

Франц Марк. Желтая корова. 1911
Музей Соломона Р. Гугенхайма, Нью-Йорк


Франц Марк. Мировая корова. 1913
Музей современного искусства, Нью-Йорк

Франц Марк. Собака, кошка и лисица. 1912
Художественный музей, Манхайм, ФРГ


Франц Марк. Ужас зайца. 1912
Частное собрание, Зальцбург

26 сентября Август Маке погиб на Западном фронте. Ему было 27 лет.
В октябре 1914 года потрясенный гибелью друга Франц Марк писал Кандинскому: " У меня ужасное чувство, что эта война, как мощный бурный поток, пролегла между нами и разлучила нас. Мы вряд ли различим друг друга на противоположных берегах". Так и случилось: 4 марта 1916 года тридцатишестилетний Франц Марк был смертельно ранен в битве под Верденом.


Франц Марк. Волки (Война на Балканах). 1913
Художественная галерея Албрихт-Кнох, Буффало

"Форма — внешнее выражение внутреннего содержания".
Василий Кандинский. «К вопросу о форме». 1912



Василий Кандинский. Импровизация 35. 1914
Художественный музей, Базель


Василий Кандинский. Фуга. 1914
Фонд Бейлер, Базель


Василий Кандинский. Композиция VII. 1913
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Кандинский вернулся в Германию в 1921 году как преподаватель веймарского Баухауза, но ни в Мюнхене, ни в Мурнау он больше никогда не бывал. Габриэле Мюнтер после разрыва с Кандинским некоторое время жила в Стокгольме, а потом снова поселилась в Мурнау. Уникальное собрание произведений Кандинского и других участников объединения "Синий всадник" она в 1957 году подарила мюнхенской галерее Ленбахаус (Städtische Galerie im Lenbachhaus). Знаменитый "Русский дом" в Мурнау воссоздан в первоначальном виде и превращен в музей.


Василий Кандинский. Импровизация "Наводнение". 1913
Галерея Ленбаххаус, Мюнхен


Василий Кандинский. Картина с тремя пятнами. 1914
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

Выставку в Базеле можно считать вдвойне юбилейной: в 2016 году исполнилось 150 лет со дня рождения Василия Кандинского и 100 лет со дня смерти Франца Марка. Но и в наши дни абстрактное искусство, уже ставшее классикой, принимают и понимают далеко не все зрители. Им в напутствие - мудрые слова Василия Кандинского:

"...каждая новая ценность принимается людьми в штыки. С ней пытаются справиться насмешкой и клеветой. Человека, принесшего эту ценность, изобразят смешным и бесчестным. Она будет осмеяна, она будет поругана. Это ужас жизни.
Радость жизни — неудержимая постоянная победа новых ценностей. Эта победа медленно прокладывает себе путь. Новая ценность очень медленно покоряет себе людей. Когда же в глазах многих она станет непреложной, тогда из неизбежной сегодня она станет препоной на пути в завтрашний день."

Василий Кандинский. «К вопросу о форме». 1912


Материалы

Василий Васильевич Кандинский (1866–1944) – всемирно известный русский живописец и теоретик беспредметного искусства, оказавший значительное влияние на его последующее развитие в ХХ веке. На выставке в Русском музее творчество этого мастера впервые представлено в аспекте национальных истоков его ранних фигуративных произведений и абстрактных полотен 1910-х годов.

В состав выставки, приуроченной к 150-летию со дня рождения Кандинского, наряду с живописными и графическими произведениями этого мастера и образцами авторского фарфора вошли работы его знаменитых современников (Иван Билибин, Елена Поленова, Сергей Малютин, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Алексей Явленский, Марианна Веревкина и другие). Эти художники участвовали вместе с Кандинским в выставках Салона Издебского и общества «Синий всадник» и в начале ХХ века также свободно развивали в своих работах образные принципы символизма, модерна и экспрессионизма. Важной частью экспозиции стали иконы северного письма, лубки и образцы русского народного искусства (прялки, туеса, вышитые полотенца, игрушки, резьба по дереву), поразившие молодого Василия Кандинского своей красочностью и яркой декоративностью и оказавшие существенное влияние на формирование его живописной системы.

На выставке представлены произведения из собрания Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственного Эрмитажа и других музеев, а также из российских частных собраний.

Выставка организована при поддержке ПАО «НОВАТЭК»
Выставка проходит
«П од эгидой V Санкт-Петербургского культурного форума »