Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Знаменитые литературные критики. Русская литературная критика XIX века

Знаменитые литературные критики. Русская литературная критика XIX века

Литературная критика

Литерату́рная кри́тика - область литературного творчества награни искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения).

Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том численасущных проблем общественной и духовной жизни); выявляет и утверждает творческие принципылитературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственнона формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер, сплетается с журналистикой. Тесно связана со смежными науками - историей, политологией, языкознанием, текстологией, библиографией.

История

Выделяется уже в эпоху античности в Греции и Риме, также в древней Индии и Китае как особоепрофессиональное занятие. Но долгое время имеет только «прикладное» значение. Задача её - датьобщую оценку произведения, поощрить или осудить автора, рекомендовать книгу другим читателям.

Затем, после длительного перерыва снова складывается как особый вид литературы и как самостоятельнаяпрофессия в Европе, начиная с XVII века и до первой половины XIX века (Т. Карлейль, Ш. Сент-Бев, И. Тэн, Ф. Брюнетьер, М. Арнолд, Г. Брандес).

История русской литературной критики

До XVIII века

Элементы литературной критики появляются уже в письменных памятниках XI века. Собственно, как толькокто-то выражает своё мнение о каком-либо произведении, мы имеем дело с элементами литературнойкритики.

В число произведений, содержащих такие элементы входят

  • Слово некоего доброго старца о чтении книг (входит в Изборник 1076 г., иногда ошибочно называемыйИзборником Святослава);
  • Слово о законе и благодати митрополита Илариона, где есть рассмотрение Библии как литературного текста;
  • Слово о полку Игореве, где в начале заявлено намерение петь новыми словами, а не по обыкновению«боянову» - элемент дискуссии с «бояном», представителем предыдущей литературной традиции;
  • Жития ряда святых, которые были авторами значимых текстов;
  • Письма Андрея Курбского Ивану Грозному, где Курбский попрекает Грозного слишком большой заботой окрасоте слова, о плетении словес.

Значимые имена этого периода - Максим Грек, Симеон Полоцкий, Аввакум Петров (лит.произведения), Мелетий Смотрицкий.

XVIII век

Впервые в русской литературе слово «критик» употребил Антиох Кантемир в 1739 г. в сатире «Овоспитании». Ещё на французском - critique. В русском написании оно войдет в частое употребление всередине XIX в.

Литературная критика начинает развитие вместе с появлением литературных журналов. Первым такимжурналом в России стали «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755). Первымроссийским автором, обратившимся к рецензии, считается Н. М. Карамзин, предпочитавший жанрмонографической рецензии.

Характерные черты литературной полемики XVIII века:

  • лингво-стилистический подход к литературным произведениям (основное внимание уделяется погрешностямязыка, преимущественно первая половина века, особенно свойственно выступлениям Ломоносова иСумарокова);
  • нормативный принцип (характерен для господствовавшего классицизма);
  • вкусовой принцип (выдвинут в самом конце века сентименталистами).

XIX век

Историко-критический процесс происходит преимущественно в соответствующих разделах литературныхжурналов и других периодических изданий, поэтому тесно связан с журналистикой этого периода. В первойполовине века в критике преобладали такие жанры, как реплика, отклик, заметка, позже основными сталипроблемная статья и обзор. Представляют большой интерес рецензии А. С. Пушкина - это краткие, написанные изящно и литературно, полемичные произведения, свидетельствовавшие о стремительномразвитии русской литературы. Во второй половине преобладает жанр критической статьи или цикла статей, приближающегося к критической монографии.

Белинский и Добролюбов, наряду с «годовыми обозрениями» и крупными проблемными статьями, такжеписали рецензии. В «Отечественных записках» Белинский в течение нескольких лет вел рубрику «Русскийтеатр в Петербурге», где регулярно давал отчеты о новых спектаклях.

Разделы критики первой половины XIX века складываются на базе литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм). В критике второй половины века литературные характеристики дополняютсясоциально-политическими. В особый раздел можно выделить писательскую критику, которая отличаетсябольшим вниманием к проблемам художественного мастерства.

На рубеже XIX - XX веков активно развиваются промышленность и культура. По сравнению с серединой XIXвека значительно ослабляется цензура, вырастает уровень грамотности. Благодаря этому, выпускаетсямножество журналов, газет, новых книг, увеличиваются их тиражи. Литературная критика также испытываетрасцвет. Среди критиков большое количество писателей и поэтов - Анненский, Мережковский, Чуковский. Вместе с появлением немого кино рождается кинокритика. До революции 1917 г. выпускалось несколькожурналов с рецензиями на фильмы.

XX век

Новый культурный всплеск происходит в середине 1920-х гг. Закончилась гражданская война, и молодоегосударство получает возможность заняться культурой. На эти годы приходится расцвет советского авангарда. Творят Малевич, Маяковский, Родченко, Лисицкий. Развивается и наука. Крупнейшая традиция советскойлитературной критики первой половины XX в. - формальная школа - рождается именно в русле строгойнауки. Главными ее представителями считаются Эйхенбаум, Тынянов и Шкловский.

Настаивая на автономии литературы, идее независимости ее развития от развития общества, отвергаятрадиционные функции критики - дидактическую, моральную, общественно-политическую, - формалистыпошли вразрез с марксистским материализмом. Это привело к концу авангардного формализма в годысталинизма, когда страна стала превращаться в тоталитарное государство.

В последующие 1928–1934 гг. формулируются принципы социалистического реализма - официальногостиля советского искусства. Критика становится карательным инструментом. В 1940 году был закрыт журнал«Литературный критик», распущена секция критики в Союзе писателей. Теперь критика должна быланаправляться и контролироваться непосредственно партией . Во всех газетах и журналах появляютсяколонки и отделы критики.

Известные русские литературные критики прошлого

| следующая лекция ==>

История

Выделяется уже в эпоху античности в Греции и Риме, также в древней Индии и Китае как особое профессиональное занятие. Но долгое время имеет только «прикладное» значение. Задача её - дать общую оценку произведения, поощрить или осудить автора, рекомендовать книгу другим читателям.

Затем, после длительного перерыва снова складывается как особый вид литературы и как самостоятельная профессия в Европе , начиная с XVII века и до первой половины XIX века (Т. Карлейль , Ш. Сент-Бев , И. Тэн , Ф. Брюнетьер , М. Арнолд , Г. Брандес).

История русской литературной критики

До XVIII века

Элементы литературной критики появляются уже в письменных памятниках XI века. Собственно, как только кто-то выражает своё мнение о каком-либо произведении, мы имеем дело с элементами литературной критики.

В число произведений, содержащих такие элементы входят

  • Слово некоего доброго старца о чтении книг (входит в Изборник 1076 г., иногда ошибочно называемый Изборником Святослава);
  • Слово о законе и благодати митрополита Илариона , где есть рассмотрение Библии как литературного текста;
  • Слово о полку Игореве , где в начале заявлено намерение петь новыми словами, а не по обыкновению «боянову» - элемент дискуссии с «бояном», представителем предыдущей литературной традиции;
  • Жития ряда святых, которые были авторами значимых текстов;
  • Письма Андрея Курбского Ивану Грозному , где Курбский попрекает Грозного слишком большой заботой о красоте слова, о плетении словес.

Значимые имена этого периода - Максим Грек , Симеон Полоцкий , Аввакум Петров (лит.произведения), Мелетий Смотрицкий .

XVIII век

Впервые в русской литературе слово «критик» употребил Антиох Кантемир в 1739 г. в сатире «О воспитании». Ещё на французском - critique. В русском написании оно войдет в частое употребление в середине XIX в.

Литературная критика начинает развитие вместе с появлением литературных журналов. Первым таким журналом в России стали «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие » (1755). Первым российским автором, обратившимся к рецензии, считается Н. М. Карамзин , предпочитавший жанр монографической рецензии.

Характерные черты литературной полемики XVIII века:

  • лингво-стилистический подход к литературным произведениям (основное внимание уделяется погрешностям языка, преимущественно первая половина века, особенно свойственно выступлениям Ломоносова и Сумарокова);
  • нормативный принцип (характерен для господствовавшего классицизма);
  • вкусовой принцип (выдвинут в самом конце века сентименталистами).

XIX век

Историко-критический процесс происходит преимущественно в соответствующих разделах литературных журналов и других периодических изданий, поэтому тесно связан с журналистикой этого периода. В первой половине века в критике преобладали такие жанры, как реплика , отклик, заметка , позже основными стали проблемная статья и обзор . Представляют большой интерес рецензии А. С. Пушкина - это краткие, написанные изящно и литературно, полемичные произведения, свидетельствовавшие о стремительном развитии русской литературы. Во второй половине преобладает жанр критической статьи или цикла статей, приближающегося к критической монографии.

Белинский и Добролюбов, наряду с «годовыми обозрениями» и крупными проблемными статьями, также писали рецензии. В «Отечественных записках» Белинский в течение нескольких лет вел рубрику «Русский театр в Петербурге», где регулярно давал отчеты о новых спектаклях.

Разделы критики первой половины XIX века складываются на базе литературных направлений (классицизм , сентиментализм , романтизм). В критике второй половины века литературные характеристики дополняются социально-политическими. В особый раздел можно выделить писательскую критику, которая отличается большим вниманием к проблемам художественного мастерства.

На рубеже XIX - XX веков активно развиваются промышленность и культура. По сравнению с серединой XIX века значительно ослабляется цензура, вырастает уровень грамотности. Благодаря этому, выпускается множество журналов, газет, новых книг, увеличиваются их тиражи. Литературная критика также испытывает расцвет. Среди критиков большое количество писателей и поэтов - Анненский, Мережковский, Чуковский. Вместе с появлением немого кино рождается кинокритика. До революции 1917 г. выпускалось несколько журналов с рецензиями на фильмы.

XX век

Новый культурный всплеск происходит в середине 1920-х гг. Закончилась гражданская война, и молодое государство получает возможность заняться культурой. На эти годы приходится расцвет советского авангарда. Творят Малевич, Маяковский, Родченко, Лисицкий. Развивается и наука. Крупнейшая традиция советской литературной критики первой половины XX в. - формальная школа - рождается именно в русле строгой науки. Главными ее представителями считаются Эйхенбаум, Тынянов и Шкловский.

Настаивая на автономии литературы, идее независимости ее развития от развития общества, отвергая традиционные функции критики - дидактическую, моральную, общественно-политическую, - формалисты пошли вразрез с марксистским материализмом. Это привело к концу авангардного формализма в годы сталинизма, когда страна стала превращаться в тоталитарное государство.

В последующие 1928–1934 гг. формулируются принципы социалистического реализма - официального стиля советского искусства. Критика становится карательным инструментом. В 1940 году был закрыт журнал «Литературный критик», распущена секция критики в Союзе писателей. Теперь критика должна была направляться и контролироваться непосредственно партией . Во всех газетах и журналах появляются колонки и отделы критики.

Известные русские литературные критики прошлого

  • Белинский, Виссарион Григорьевич ( -)
  • Павел Васильевич Анненков ( , по другим данным -)
  • Николай Гаврилович Чернышевский ( -)
  • Николай Николаевич Страхов ( -)
  • Николай Александрович Добролюбов ( -)
  • Николай Константинович Михайловский ( -)
  • Говорухо - Отрок, Юрий Николаевич ( -)

Жанры литературной критики

  • критическая статья об отдельном произведении,
  • обзор , проблемная статья,
  • критическая монография о современном литературном процессе.

Школы литературной критики

  • Чикагская школа , также известная под названием «неоаристотелевской».
  • Йельская школа деконструктивистской критики.

Примечания

Литература

  • Крупчанов Л. М. История русской литературной критики XIX века: Учеб. пособие. - М.:"Высшая школа", 2005.
  • История русской литературной критики: советская и постсоветская эпохи/ Под ред. Е.Добренко и Г.Тиханова. М.: Новое литературное обозрение, 2011

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Литературная критика" в других словарях:

    Область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения). Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в т. ч. насущных проблем… … Большой Энциклопедический словарь

    Занимается оценкой отдельных произведений литературы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    литературная критика - (от греч. kritike искусство оценивать, судить) область литературного творчества на грани искусства и науки о литературе (литературоведение). Занимается истолкованием и оценкой художественных произведений с точки зрения интересов современной… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения). Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем… … Энциклопедический словарь

    Оценка и истолкование художественного произведения, выявление и утверждение творческих принципов того или иного литературного направления; один из видов литературного творчества. Л. к. исходит из общей методологии науки о литературе (см.… … Большая советская энциклопедия

    См. Критика литературная … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА - ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА, см. Критика литературная … Литературный энциклопедический словарь

    литературная критика Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    литературная критика - Частная теория текста, рассматривающая сегодняшнее состояние литературы, интерпретирующее литературу прошлого с точки зрения современных общественных и художественных задач … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

    Литературная критика - В эпоху античности Л. к. развивалась в гесной связи с риторикой и поэтикой. Ее возникновение связано с деятельностью софистов, изучением жанров др. греч. поэзии, в первую очередь гомеровской эпохи, по законам риторики, морали и педагогики … Словарь античности

Литературный критик - кто он?

Уже написано побольше информации, но все же не достаточно для объективного определения. Хотя некоторые шаги уже сделаны. Осталось лишь разобраться с фигурой самого литературно-художественного критика. Каким должен быть этот человек? Как определить профессионального критика, и как не перепутать его с обычным журналистом, поругивающим время от времени что-то художественное? Для настоящего критика обязательны несколько условий. Во-первых, необходимо литературное образование, во-вторых, предметом разбора профессионального критика должен быть художественный текст, а не личные отношение с теми, кто эти тексты создаёт. Одним словом, дело литературного критика - чистая литература без всяких политических и идеологических примесей. Есть, правда, и другие, куда боле резкие мнения насчёт профессии критика. Так, знаменитый Эрнест Хемингуэй однажды довольно зло заметил, что литературные критики - это вши на чистом теле литературы.

Стоит признать, что эти точки зрения всё-таки чересчур экстремальны. Более объективными мне кажутся высказывания Георгия Адамовича, который считал, что критика оправдана лишь тогда, когда пишущему удаётся сквозь чужой вымысел сказать что-то своё, то есть когда по природному своему складу он вспыхивает, касаясь чужого огня, а затем горит и светится сам.

Многие догадываются, а некоторые знают, что между критиками и писателями как таковыми отношения складываются весьма не гладко. Взаимные обиды и амбиции, попытка определить первенство всегда мешали взглянуть трезво на проблему взаимоотношений художественного текста и его анализа. Я же обращу внимание и на оборотную сторону этого антагонизма. Не секрет, что сами писатели частенько выступали как литературные критики. Причём, само собой разумеется, предметом их разбора были не собственные произведения. Известны и другие случаи, когда литературные критики начинали выступать в печати как авторы художественных текстов. Здесь уместно вспомнить суждения Александра Блока о том, что нет никаких жанров в литературе, а есть только принадлежность к поэтическому духу. Поэтому я могу предположить, что литературно-художественный критик - это скорее некое состояние, чем постоянно действующая человеческая единица.

При попытке определить литературную критику ещё важно отметить, что она выполняется в виде логически организованного текста и должна быть изложена понятным языком.

Итак, вот я и подошла к определению литературно-художественной критики:

Литературно-художественная критика - это вид интеллектуальной деятельности, выраженный через организованный текст, в основе которого лежит анализ художественного произведения или произведений, выполненный человеком с литературным образованием в определённом духовном состоянии без учёта личных и политических пристрастий.

Вот получилось такое определение. Та литературная критика, за которой можно наблюдать в последние годы, не отвечает, увы, этому определению. Теория, как всегда, разошлась с практикой весьма основательно. Даже такому очевидному признаку художественной критики, как организованность текста, следуют далеко не все. Я не буду здесь приводить много примеров. Они лежат за гранью добра и зла, но в последние десять лет сталкиваться ними пришлось нередко. Далеко не всегда соблюдается условие, что в основе критического текста должно стоять художественное произведение. Часто в полемическом задоре критик анализирует не художественный текст, а аргументы своего оппонента или просто какие-то окололитературные явления, слухи, сплетни. В этом случае литературная критика моментально превращается в литературную журналистику. Многие не чувствуют этой важнейшей грани. Насчёт литературного образования распространяться особенно нет никакого смысла. Вопрос этот весьма скользкий. Когда речь идёт не об образовании, то дело, конечно, не только в красной или синей корочке диплома. Дело в разнообразии того гуманитарного инструментария, которым пользуется критик, дело в осведомлённости в тех вопросах, без которых невозможно серьёзно работать. К несчастью, в статьях профессиональных критиков часто встречаются явные неточности, говорящие о недостатке этого самого литературного образования.

Самое трудное, несомненно, для критика это обойтись без личных пристрастий. Здесь включаются такие категории, как принадлежность к какому-то литературному клану и обязательства отстаивать интересы его представителей независимо от качества художественного текста, как зависимость от условий книжного рынка, нуждающегося в рекламе того или иного книжного товара, как невозможность побороть личную неприязнь к отдельно взятому литератору. Процитирую вновь фрагмент из книги Сергея Есина "Власть слова": "И в критике, и в продвижении у нас царила жуткая групповщина. Дело здесь не только в пресловутой секретарской литературе. Но если была секретарская литература, была секретарская критика. Это сейчас бывшие заведующие отделами прозы многих толстых журналов могут кричать, что не они лично редактировали Г. Маркова. В. Кожевникова, В Поволяева, Ю. Суровцева. Они сами, может быть, и не редактировали, редактировали литературные рабы, но они всё это молчаливо или не молчаливо одобряли, помалкивая на редколлегиях и поздравляли корифеев с публикациями". Этот фрагмент интересен ещё и тем, что повествует о необъективности литературной критики, хотя сам по себе очаровательно, по-писательски субъективен.

Клановость критики стала в последнее время каким-то бичом всего литературного процесса. Либеральная критика давно уже превратилась в обычную рекламную пристёжку к тем или иным издательским домам, а патриотическая, увы, порой проявляет недопустимую дидактическую нетерпимость независимо от того, какой текст является предметом анализа.

В критике должно быть некое духовное состояние. Я считаю, что критика это такой же, как и все другие, вид творчества, который требует и вдохновения, и всех прочих связанных с этим творческих исканий. Нельзя воспринимать литературную критическую работу как некое подённое каждодневное выполнение служебных обязанностей. Литературная критика в высоком смысле - это принадлежность к подлинному поэтическому духу. Увы, и система гонораров, и просто литературная служба не всегда способствуют выполнению этого определяющего для любого творчества условия. Но это, без всяких сомнений, личное дело каждого критика.

Вообще понятие "критика" означает -- суждение. Не случайно слово "суждение" тесно связано с понятием "суд". Судить -- это, с одной стороны, значит рассматривать, рассуждать о чем-нибудь, анализировать какой-либо объект, пытаться понять его смысл, приводить его в связь с другими явлениями и т. д., словом, совершать некоторое обследование предмета. С другой стороны, судить означает делать окончательный квалифицирующий вывод об объекте, т.е. либо осудить его, отвергнуть, либо оправдать, признать положительным, причем этот суд может быть аналитическим, т.е. одни элементы судимого объекта могут быть признаны положительными, а другие -- отрицательными. Всякая критика действительно включает в себя, если она хочет быть основательной, своего рода следствие, т. е. подробное рассмотрение предмета, а также и приговор о нем.

Художественные произведения вообще и литературно-художественные в частности представляют собою определенную организацию тех или других внешних материальных или символических элементов (знаков). В конце концов, имеем ли мы дело непосредственно со звуковым, линейным, красочным материалом и т. п., иными словами, находится ли перед нами образ, который физически говорит сам за себя, или он затрагивает нас через посредство того "значения", которое с ним связано, -- всегда в конечном счете художественное произведение есть организация определенных элементов для определенных целей. Каких же именно? В то время как целесообразное оформление тех или других элементов в хозяйстве имеет своей целью создать предмет, непосредственно употребляемый в практической жизни, как предмет быта или дальнейшего производства, -- художественное произведение приобретает свою ценность лишь постольку, поскольку воздействует на человеческую психику. Даже в тех случаях, когда художественное произведение слито с практически-полезной вещью (постройка, мебель, керамика и т. д.), художественная сторона этой вещи все же глубоко отлична от непосредственно практической, и ее сила заключается как раз в том впечатлении, которое она производит на сознание окружающих.

Художественное произведение совершенно немыслимо без воздействия на эстетическое чувство воспринимающего: если произведение не доставляет удовольствия, то оно не может быть признано художественным; удовольствие это заключается не в удовлетворении каких-либо элементарных человеческих потребностей, а является самостоятельным.

Литературная критика тесно сливается с литературоведением. Литературовед, не отдающий себе отчета в эстетической силе художественного произведения и в направлении, в каком действует эта сила, есть литературовед односторонний. С другой стороны, односторонен и критик, который, обсуждая произведение искусства, не обращает внимания ни на его генезис, ни на причины тех его особенностей, которые придают ему остроту, яркость, выразительность. Суждение о принципах художественного произведения во всей полноте немыслимо без генетического изучения, т. е. без ясного представления о том, какие именно общественные силы породили данное литературное произведение. Эти тенденции не могут быть проанализированы, о них не может быть произнесено суждение, если сам критик не имеет точных социальных и этических критериев, если он не знает, что такое добро и зло для него. Здесь критик не может не быть этиком, экономистом, политиком, социологом, и только в полном завершении социологических знаний и общественных тенденций фигура критика является законченной. Выполняя свои задачи, разъясняя и оценивая произведения современной литературы в свете идеалов того или иного общественного движения, критик, стоящий на исторически прогрессивных позициях, не может не исходить из общего понимания объективных особенностей, закономерностей, и перспектив развития литературы. И он, естественно, должен опираться при этом на те наблюдения, научные обобщения и выводы, к которым приводит литературоведение. Но и литературоведение, выполняя свои задачи, изучая литературу в национальном и эпохальном своеобразии на всем протяжении ее исторического развития, не может быть равнодушным к тем задачам, которые берет на себя литературная критика. Как бы далеко от современности в глубь веков не уходил литературовед в своих исследованиях, он должен изучать любую национальную литературу прошлого в такой закономерной перспективе ее развития, которая объясняла бы ее настоящее. Литературовед не может вести свое исследование, «добру и злу внимания равнодушно, не ведая ни жалости, ни гнев». Он всегда участник общественной жизни своей страны и эпохи.

This is a Trial Version of Social Share & Locker Pro plugin. Please add your purchase code into Licence section to enable the Full Social Share & Locker Pro Version.

На Западе литературные критики - это люди, от которых напрямую зависит судьба книги. Дадут хорошую оценку - значит, будут хорошие продажи, дадут плохую - продажи будут низкими; не заметят вовсе - велика вероятность, что нераспроданный тираж вернется в издательство. Одним словом, литературный критик - это весьма почетная и высокооплачиваемая профессия. О том, как обстоят дела с литературной критикой в России, мы попросили рассказать Дмитрия Бавильского - действительного члена Академии Русской Современной Словесности (профессиональной гильдии, объединившей ведущих литературных критиков страны).

Э.Б.: Дмитрий, в чем, по вашему мнению, заключается работа литературного критика?

Д.Б.: Критик - это, в первую очередь, внимательный и пристрастный читатель. Если обычный человек просто оценивает книгу - «нравится» — «не нравится», то критик должен свою позицию обосновать, причем без каких-либо прямых эмоциональных оценок. В идеале критическая статья - это попытка разобрать произведение таким образом, чтобы потенциальный читатель мог решить для себя: стоит читать эту книгу или не стоит. Если же его целевая аудитория - люди, уже знакомые с данным произведением, то критик рассказывает о тех смыслах, которые он увидел в тексте. В этом случае, его задача - дать интерпретацию. Ведь писатели, зачастую, сами не понимают, что же они написали.

Э.Б.: Востребована ли сейчас в России профессия литературного критика?

Д.Б.: К сожалению, она медленно, но верно сходит на нет. На смену традиционному «властителю дум» приходит критик-маркетолог, занимающийся продвижением товара. Разборы текста как таковые мало кому интересны. Возможно, потому, что этого практически никто не умеет делать. Люди разучились черпать информацию о тексте из самого текста - из того, как он устроен и как он комментирует самого себя. Куда проще вписать рецензируемый текст в один из социальных контекстов - политических, премиальных и т.д.

Э.Б.: Как вы выбираете книги, на которые пишете критические статьи?

Д.Б.: Я читаю, прежде всего, то, что мне интересно: качественную беллетристику, например, грамотный нон-фикшн. Я не люблю писать отрицательные рецензии: во-первых, громить просто (еще проще почувствовать себя умнее автора, несмотря на пушкинский завет судить художника по законам им самим над собой принятым), во-вторых, остается неприятный осадок. У меня есть опыт, чутье, поэтому я примерно знаю, что ждать от того или иного текста. Если у тебя есть своя внутренняя концепция, то ты именно с точки зрения этой концепции делишь тексты на, условно говоря, «стоящие рецензии» и «не стоящие».

Э.Б.: Может ли писатель предложить вам свою работу?

Д.Б.: Я не люблю, когда писатели сами предлагают мне свои тексты. Лучше, конечно, чтобы я сам находил то, о чем хочется писать. Как правило, книги, которые представляют сами писатели, за редкими исключениями, ничего хорошего из себя не представляют.

Э.Б.: То есть вы работаете только с раскрученными писателями? Ведь каким-то образом вы должны о них узнать.

Д.Б.: Я очень много работаю с молодыми авторами. Участвовал в одном из первых розыгрышей «Дебюта». Тогда, в жюри, я был ответственен за номинацию «малая проза». В финал вышли Денис Осокин из Казани и Володя Лорченков из Кишинева. С тех пор я постоянно поддерживаю с ними связь. Лорченкову я помог выпустить первую книгу – в серии «Неформат» у Вячеслава Курицина, когда тот искал интересные тексты. Все новые тексты Осокина (они очень странные, экспериментальные) проходят через сайт «Топос» , который я редактирую вместе с Валерией Шишкиной и Светланой Кузнецовой. Это очень важный для молодых сайт, на нем состоялось такое количество дебютов, что всех и не упомнишь. Наша политика – сочетание (примерно в равных пропорциях) текстов новичков и «старшаков», писателей с именем. Молодые подпитываются у ветеранов и наоборот. Несколько раз публикации в «Топосе» провоцировали интерес и выходили отдельными книгами. Это же очень удобно – прикладывать к синопсису ссылку на публикацию на «Топосе». Ко многому обязывает.

Э.Б.: Отзывы критиков наиболее важны для начинающих авторов. Как талантливый, но совершенно нераскрученный новичок может привлечь внимание критика? Что именно ему необходимо сделать для этого?

Д.Б.: Честно говоря, я не знаю. Воля случая. Есть отборочная комиссия, есть разные сайты… В конце концов, есть ЖЖ, где слухами о хороших текстах мгновенно полнится виртуальная земля. Молодому автору нужен не отзыв критика, ему нужно чтобы его текст попал к издателю. Критика сейчас мало связана с издательском бизнесом (кроме нескольких критиков, консультирующих крупных монстров. Хотя, честно говоря, лучше бы они этого не делали). Лично я считаю, что больше всего начинающему автору нужен опытный редактор.

Э.Б.: Что вы думаете о состоянии сегодняшней российской литературы?

Д.Б.: Что все нормально, процесс идет. Появляются новые имена, новые книги, новые явления. Культура умнее наших досужих размышлений о культуре, она саморегулируема. Я считаю, что литературе ничего не грозит со стороны новых медиа до тех пор, пока в человеке живо стремление к самосовершенствованию и самореализации. То есть, пока «человек» существует как вид.

Э.Б.: Как вы решаете проблему обид со стороны писателей, которым кажется, что вы «накритиковали» что-то «не так»?

Д.Б.: Не обращаю внимания. У них своя работа, у меня своя. Да и обидные тексты я пишу крайне редко. Стараюсь щадить - в первую очередь, самого себя. Плохих книг больше, чем хороших, и я считаю, что мне незачем тратить на них свое время.

Литературный критик — это человек, который занимается изучением и анализом всех видов литературных произведений. Критик знакомится с произведением, изучает его, после чего дает всестороннюю оценку. Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура и русский язык и литература (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Лебедев Б. М.Ю. Лермонтов и В.Г. Белинский Бумага, акварель. 1952

Человек этой профессии оказывает непосредственное влияние на формирование читательских вкусов и популярность того или иного произведения.

Краткое описание

Литературный критик изучает преимущественно современные произведения, занимаясь поиском молодых дарований и новых тенденций. Этот вид творчества тесно связан со смежными науками, например с историей, языкознанием. Представителю профессии необходимо часто посещать мероприятия разного уровня, такие как книжные ярмарки, выставки, презентации и другие.

Специфика профессии

Профессия литературного критика достаточно высокооплачиваемая, но ее представителю придется приготовиться к тому, что не всего его рецензии на произведения будут хорошо приняты. В обществе сложилось мнение о том, что критик - это неудавшийся писатель, хотя это не так. Если оценка специалиста будет подтверждена фактами и аргументами, то обязательно найдет положительный отклик.

Литературный критик должен уметь:

  • давать оценку разным видам литературных произведений с точки зрения современности;
  • выявлять несоответствия;
  • владеть слогом и уметь подать информацию интересно, ведь рецензия должна привлекать не только ученых, но и обычных людей;
  • создавать не только статьи, но и книги;
  • хорошо разбираться в современных и классических литературных произведениях;
  • во время работы опираться на теорию и историю литературных наук;
  • изучать факторы, которые оказывали влияние на литературное произведение (биография автора, его возраст, особенности развития литературного направления и другие).

Критик должен постоянно давать оценку литературным произведениям, изучая последние новинки, читая рецензии своих коллег, вступая в литературные споры. Такой специалист может работать удаленно, публикуя свои работы в научных и публицистических журналах.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Высокооплачиваемая профессия.
  2. Возможность удаленной работы, ведь критик может проживать в любой стране, используя для чтения книг и отправки рецензий интернет.
  3. Профессиональные критики получают уважение и популярность в определенных кругах.
  4. Возможность работать критиком, имея образование литературоведа, журналиста, филолога.
  5. Возможность самореализации для людей, которые желают работать в сфере культуры.
  6. Интересная и многогранная работа, ведь критик может совмещать написание рецензий с созданием собственных литературных произведений, работой редактора.
  7. Современные технологии позволяют размещать рецензии на литературные произведения во всемирной сети (видео, тематические блоги и другие ресурсы).
  8. У представителей этой профессии всегда есть работа, ведь ежегодно издательства выпускают тысячи книг, на каждую из которых можно писать рецензии.

Минусы

  1. Нужно приготовиться к неодобрению со стороны коллег по литературному цеху. В обществе сложилось мнение о том, что критики - это саркастичные и недобрые люди, которые не смогли себя реализовать в качестве писателя.
  2. Литературный критик, который не умеет давать объективные оценки и не обладает талантом, не добьется успеха.
  3. Огромный конкурс на филологические факультеты в высших учебных заведениях.
  4. Работа требует внимания и отличной базовой подготовки.
  5. Необходимо уметь хранить в памяти огромный объем информации.
  6. Работа малоподвижная.

Важные личные качества

  1. Необходимо любить читать и быть всесторонне развитой личностью.
  2. Необходимо уметь не только запоминать, но и анализировать литературные произведения.
  3. Готовность к малоподвижной работе.
  4. Умение не замечать неодобрение окружающих людей и принимать конструктивную критику.
  5. Способность быстро заводить знакомство с новыми людьми, которые могут быть полезны (редакторы, журналисты, представители издательств и другие).
  6. Честность и ответственность.
  7. Умение быстро искать различную информацию, используя для этого доступные средства (архивы, интернет и другие).

Где учиться на литературного критика

Специальность «Литературный критик» в высших учебных заведениях вы не найдете, поэтому необходимо ориентироваться на факультет журналистики, отечественной или зарубежной филологии, искусствоведения.

При поступлении абитуриенту придется сдавать следующие экзамены:

  • ЕГЭ по русскому языку, литературе и иностранному языку;
  • дополнительный экзамен творческой направленности, который поможет выявить потенциал каждого абитуриента. Для творческого экзамена используются произведения из общеобразовательной школьной программы.

Тип творческого экзамена зависит от высшего учебного заведения, в которое поступает абитуриент. Чаще всего это сочинение, которое помогает узнать больше о том, насколько хорошо абитуриент владеет русским языком, слогом, знает азы журналистики. Также может быть назначено дополнительное собеседование по результатам экзаменов.

Если вы желаете поступить на один из вышеперечисленных факультетов, то необходимо начинать подготовку за 2-3 года до подачи документов в высшее учебное заведение.

Высшее образование

  1. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ).
  2. Кемеровский государственный университет (КемГУ ).
  3. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП ).
  4. Московский государственный институт культуры (МГИК ).
  5. Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина (ЛГУ им. Пушкина).

Место работы

Человек, получивший образование филологической направленности и решивший работать литературным критиком, может получить работу в издательстве, редакции научных или публицистических журналов, на телевидении, радио. Также специалист этой направленности может работать дома, публикуя свои рецензии в независимых газетах, книгах или в интернете.

Оплата труда

Зарплата на 17.07.2019

Россия 40000—90000 ₽

Размер заработной платы литературного критика напрямую зависит от его популярности. Если критик уже опубликовал несколько удачных рецензий, то размер гонорара возрастает в несколько раз. Также на зарплату оказывает влияние место работы специалиста, тип литературы, которую он рассматривает, количество написанных за 1 месяц рецензий.

Профессиональные качества

Во время работы литературный критик опирается исключительно на свой интеллект и базовые знания, которые он получил во время прохождения курсов и обучения в институте. Представитель этой профессии должен уметь работать с пакетом Microsoft Office и поисковыми системами.

Карьера

Критик, который создает действительно интересные и объективные рецензии, всего за несколько лет работы может добиться мирового признания. Такой рост влечет за собой существенное увеличение размеров гонораров и работу в лучших мировых издательствах, редакциях, участие в известных телевизионных программах и эфирах на радио.

Известные представители этой профессии

  1. Российский писатель и критик Г. В. Адамович.
  2. Французский публицист, писатель и литературный критик Фредерик Бегбедер.
  3. Российский литературный критик, прозаик и поэт А. А. Голубкова , работающая под псевдонимом Анна Сапегина .