Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Дидактические игры и их роль в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактические игры

Дидактические игры и их роль в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактические игры

Главные проблемы общения детей связаны с отсутствием у ребенка интереса к переживаниям других людей, непониманием чувств тех, с кем он общается, неумением высказывать свои чувства. К сожалению, взрослые, мало интересуясь мыслями и чувствами детей, налагая запреты на переживания ребенка, усугубляют эти проблемы.

С помощью дидактических игр тренингов можно научить ребенка языку чувств, умению понимать состояние, оттенки настроений, переживаний - не только собственных, но и других людей. Эти игры учат не только понимать, но и выражать эмоциональное состояние через слово, мимику, пантомимику.

Они способствуют включению ребенка в жизнь общества, в систему отношений со с сверстниками и взрослыми. В процессе игры дети овладевают ролевым поведением, учатся устанавливать контакты с помощью вербальных и невербальных средств общения, разрешать споры и конфликты, выражать расположение, симпатию, доброжелательность, делать комплименты, оказывать любезность, находить выход из критических ситуаций.

Эти дидактические игры тренинги предназначены для детей 5-6 лет. Играть в них можно везде и с разным количеством участников. Длительность игры зависит от интереса детей к ней. Главное - создать атмосферу свободы, радости, сотворчества и содружества, общаться с ребенком на принципах глубокой духовности и гуманизма.

«Кинопробы».

Цель: развивать способность управлять своими эмоциями, выражать свое состояние с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Оборудование: «кинокамера» для «оператора».

Ход игры тренинга

Ребенок - «режиссер» фильма - приглашает «актеров» поочередно на кинопробы, предлагая им изобразить различные эмоционально насыщенные ситуации (например: Золушка, счастливая, веселая, красивая танцует на балу или Золушка возвращается с бала очень печальной, она больше не увидит принца, да к тому же еще потеряла свою туфельку… Карабас Барабас очень рад: сейчас он поймает Буратино или Карабас Барабас топает ногами, размахивает кулаками, он очень зол: от него сбежали все куклы. Оператор «снимает» эпизоды. Затем они вместе с «режиссером» решают, кто выразительнее передал эмоции и будет играть главную роль.

Для «сценария» фильма можно использовать любимые сказки и популярные мультфильмы.

При обсуждении игры важно обратить внимание детей на то, что именно радует и огорчает положительных и отрицательных героев.

«Смак».

Оборудование: нагрудные знаки, шапочки, магнитофон.

Ход игры

После чтения произведения К.И. Чуковского «Доктор Айболит» воспитатель предлагает детям поиграть. Один ребенок - Айболит, остальные дети - больные звери. Они, изображая разных животных, плачут, держатся кто за живот, кто за щеку, кто за голову и т. д., жалуются: «Ой, ой, болит!» Доктор Айболит дает им лекарства, старается утешить их (погладить по голове, щеке, плечу и т. д.). Зверушки поправляются и пляшут вместе с доктором Айболитом.

Игра « Вершки и корешки»

Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других- то, что растет в земле (корешки).

Участники: дети старшей группы.

Образовательные области:

— познание

— коммуникация

Игровые правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения.

Ход игры.

Вариант 1. После уборки урожая на своем огороде взрослый собирает детей, показывая им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни — корешки, у других плоды — вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Взрослый объясняет правила игры:

— Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки». У нас на столе лежат вершки и корешки растений — овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая — корешки. (Дети далятся на две группы.)



Светлана Пархоменко
Дидактические игры для старших дошкольников

Дидактические игры для старших дошкольников

Дидактическая игра «Я – вопрос, ты - ответ»

Цель. Развитие логического мышления, формирование начал экологической культуры, расширение кругозора детей старшего дошкольного возраста , воспитание у них готовности созидать, охранять все живое.

Ход игры.

1. Чем лягушка отличается от жабы? (Лягушка – дневное животное, а жаба - ночное)

2. Какая птица лает? (Самец куропатки)

3. Есть ли у комара зубы? (22 штуки)

4. У кого уши на ногах? (У кузнечика)

5. Кто пьет ногой? (Лягушка)

6. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (Они питаются рыбой)

7. Чем еж на медведя похож? (спит зимой)

8. Сколько крыльев у жука? (Две пары)

9. У кого язык длиннее туловища? (У хамелиона)

10. Зачем кашляют рыбы? (Очищают жабры от ила)

Дидактическая игра «Загадки - отгадки»

Цель. Развитие познавательного интереса, творческого мышления, воспитание гуманного отношения к окружающей природе у старших дошкольников .

Ход игры.

1. Пробежал горошек тропкой,

Чуть посыпал на кусток,

Тропка сразу стала топкой,

А кусток насквозь промок.

(Дождь)

2. В лесу – бежит,

С горы – несется,

В густой траве – спешит ползком,

И весь, до дна,

Светясь от солнца,

(Ручей)

3. Стоит солнцу

В тучах скрыться,

А дождю – заморосить,

Как спешит он весь раскрыться

И собою нас закрыть!

(Зонтик)

4. Под сосной,

Красив на вид,

В красной шапке модной,

Добрый молодец стоит –

Никуда не годный.

Потому его народ

В дом к себе и не берет.

(Мухомор)

5. Протянулся поясок,

Через поле и лесок,

Да не взять его руками,

Не смотать его в клубок.

(Тропинка)

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития логического мышления у старших дошкольников 5–7 лет с речевыми патологиями Презентация Слайд 1 Тема: Дидактические игры для развития логического мышления у старших дошкольников 5-7 лет с речевыми патологиями. Слайд.

Дидактические игры по развитию эмоциональной речи дошкольников Развитие речи ребенка связано непосредственно с развитием его эмоций и чувств. В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном.

Дидактические игры для дошкольников по подготовке к обучению грамоте Дидактические игры для дошкольников по подготовке к обучению грамоте К числу предпосылок, важных для овладения грамотой относится осознание.

Уважаемые коллеги! Хочу Вам предоставить дидактические игры для развития мелкой моторики руки дошкольников. «Веселые скрепки» Цель: содействовать.

Дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников Конспект занятия Мотивационно-ориентировочный этап Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку. С героем этой сказки вы всемхорошо знакомы.

Дидактические игры как средство этнокультурного воспитания дошкольников Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно.

Дидактические игры для воспитания звуковой культуры речи дошкольников «Шумовые баночки» 3-4 года Цель:упражнять в определении на слух предметы (вид крупы) Оборудование: металические баночки с крупами: рисом,.

Моя тема по самообразованию «Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников» Хочу предложить вашему вниманию несколько дидактических.

Дидактические игры являются эффективным средством в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активной, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Таким образом, активное участие тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачи. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой и непринужденной форме.

Дидактические игры, упражнения по формированию грамматически правильной речи детей, разработанные мною для детей старшего и подготовительного возраста объединены в три группы:

  • для обогащения грамматического строя;
  • для работы над предложением;
  • для словообразования

Дидактические упражнения и игры в старшей группе

Упражнения по грамматическому строю речи в сочетании с пересказом

« Храбрый ёж»

Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст своими словами, согласовывать существительные с прилагательными в числе.

Наглядный материал: фигурки магнитного театра, предметные картинки с изображением лесных обитателей.

Текст:

Ветер елками шумит,

Ёжик наш домой спешит,

А на встречу ему волк,

На ежа зубами – щёлк!

Ёж иголки показал,

Волк со страху убежал.

Вопросы к тексту:

  • Куда спешил ёжик?
  • Кого он повстречал в лесу?
  • Почему волк убежал от ежа?

Воспитатель просит ребят пересказать содержание текста своими словами, из предметных картинок отобрать те, на которых изображены действующие лица, и ответить правильно:

В лесу живёт злой (кто?) волк.

В лесу живёт много злых (кого?) волков.

По ночам в лесу воют злые (кто?) волки.

Бабушка рассказала сказку о злом (о ком?) волке.

« Зайчик и дождь»

Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст своими словами; правильно употреблять существительные множественного и единственного числа в творительном падеже.

Наглядный материал: настольный или магнитный театр.

Текст:

Сидит зайчик на полянке,

Греется на солнце (лес, полянка, зайчик, солнце).

Но вот туча набежала,

Туча солнышко закрыло (закрыть солнце тучей). Зайчик спрятался в кусты. Под кустом сухо, не намокнет у зайца шубка.

Вопросы к детям:

  • Где сидел зайчик?
  • Почему зайчик спрятался под кустик?

Воспитатель просит ребят пересказать текст своими словами.

« Лето»

Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст; пользоваться в речи глаголами, обозначающими противоположные действия; учить образовывать от глаголов третьего лица глаголы первого лица (по аналогии); закрепить правильно использование существительных в косвенных падежах с предлогом.

Текст:

Таня и Оля гуляли по лугу. Они цветы собирали, венки плели. А недалеко текла речка. Побежали Таня и Оля к речке. Водичка в ней чистая, тёплая. Ну как тут не искупаться! Сейчас они будут раздеваться и купаться.

Вопросы к детям:

  • Что делали девочки на лугу?
  • Куда побежали Таня и Оля?

Воспитатель просит ребят сделать пересказ близко к тексту; сопоставить противоположные действия (по демонстрируемым действиям):

Таня одевается.- Оля раздевается.

Таня обувается.- Оля разувается.

Таня завязывает. – Оля развязывает.

Затем дети называют действия по аналогии:

Оля купается, и я купаюсь.

Оля одевается, и я одеваюсь.

Оля умывается, и я умываюсь.

Воспитатель просит их сказать правильно:

Дети пошли купаться (куда?) на речку.

Дети купаются (где?) в реке.

Дети переплывают (что?) реку.

Лодки плывут (где?) по реке.

Работа с предложением

Дидактическая игра «Почемучки»

Цель: научить детей составлять сложные предложения, использовать союз потому что .

Ход игры

Текст сказки А.Рыбакова «Про Потому и Почему»:

Жили- были Потому и Почему? Видят они –катится бревно.

Почему оно катится? – спросил Почему.

Оно катится потому, что оно круглое, - ответил Потому.

А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросил Почему.

Стали тогда Почему и потому строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они и видят: летит птица.

Почему она лети? – спросил Почему.

Птица летит потому, что у неё крылья есть, - ответил Потому.

Сделали тогда Потому и почему крылья, и получился у них самолёт. И полетели они дальше удивляться.

Вот, ребята, потому всё и делается на свете, что есть почему.

Вопросы к детям:

  • Какие вопросы задавал Почему?
  • Как отвечал Потому?

Дети составляют предложения по вопросам:

  • Почему пришёл врач?
  • Почему люди берут зонты?
  • Почему улетают птицы?
  • Почему зимой нельзя купаться?
  • почему летом не носят шубу?
  • Почему зимой носят варежки?

Дидактическое упражнение «Про Мишутку»

Цель: использование в речи глаголов с приставками по демонстрируемым действиям.

Наглядный материал: настольный театр – домик, лес, Мишутка.

Текст:

Сейчас мы с вами придумаем сказку про Мишутку. Я начну эту сказку, а вы будите помогать. «Жил был Мишутка в лесу. однажды шёл он по лесу и увидел на полянке домик. Мишутка к домику (что сделал?) подошёл.. Мишутка вокруг домика (что сделал?) обошёл. А потом в домик (что сделал?) зашёл. Он там мёду нашёл. А потом он из домика (что сделал?) вышел. С крылечка (что сделал?) сошёл. Через полянку (что сделал?) перешёл и ушёл к себе домой. А сейчас мы сами будете составлять сказку про Мишутку. Сказку рассказывайте выразительно.

Дидактическое упражнение «Что делают дети?»

Цель: ввести в речь детей глаголы с приставками.

Наглядный материал: парные сюжетные картинки.

Вопросы к детям:

  • Что делает мальчик? (Рисует.)
  • Что сделал мальчик? (Нарисовал.)

Пары глаголов: лепит - слепил, моет - вымыл, пел - спел, играет – поиграл, гулял – погулял.

Словообразование

Дидактическое упражнение «Спортсмены»

Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов.

Наглядный материал: картинки с изображением спортсменов.

Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.

Спортсмен, который ходит на лыжах, - …(лыжник).

Спортсменка, которая ходит на лыжах, - …(лыжница).

Прыгает в воду… (прыгун, прыгунья).

Словарный материал: бегун – бегунья, гимнаст – гимнастка, пловец – пловчиха.

Дидактическое упражнение «Кто служит в нашей армии»

Цель: учить детей словообразованию при помощи суффиксов.

Наглядный материал: картинки с изображением воинов разных родов войск.

Словарный материал:

Чик - ист

ракетчик танкист

миномётчик связист

лётчик артиллерист

зенитчик

Дидактическое упражнение «Сложные слова»

Цель: учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.

Наглядный материал: картинки.

Словарный материал:

рыбу ловит …(рыболов),

пчёл разводит … (пчеловод),

сам летает …(самолёт),

лес рубит …(лесоруб).

Словообразование

Дидактическая игра «У кого какая мама»

Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов (- иц, - их, - ок).

Наглядный материал: картинки с изображением животных.

Словарный материал:

львица зайчиха теленок (корова)

тигрица олениха ягнёнок (овца)

лисица ежиха жеребенок (лошадь)

волчица поросенок (свинья)

медведица цыпленок (курица)

верблюдица

Дидактическая игра «Назови профессию»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов - щик, - тель, - ист.

часовщик строитель пианист

крановщик учитель бульдозерист

каменщик тракторист

стекольщик

Дидактические упражнение «Назови машину одним именем»

Цель: Упражнять детей в образовании сложных слов.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям: «Машина, которая чистит картофель, - картофелечистка».

Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка.

Дидактические упражнения «Скажи одним словом»

Словарный материал: длинное ухо – длинноухий, короткий хвост – короткохвостый, длинные рога – длиннорогий, рыжий хвост – рыжехвостая, любит труд – трудолюбивый, ходит быстро – быстроходный. И так далее.

Дидактическое упражнение «Скажи, что они делают»

Цель: Учить детей образовывать слова по объяснению.

Ход игры:

Воспитатель спрашивает детей:

  • Кто выращивает хлеб? (Хлеборобы.)
  • Кто выращивает виноград? (Виноградари.)
  • Кто выращивает чай? (Чаеводы.)
  • Кто выращивает свеклу? (Свекловоды.)
  • Кто выращивает хлопок? (Хлопкоробы.)

Упражнения в пересказе текста

Дидактическое упражнение «Зима»

Цель: Учить детей пересказывать текст, распространяя каждое простое предложение уже знакомыми словами – прилагательными. Учить подбирать прилагательные к словам снег, звери, деревья, зима, коньки. Продолжать учить детей образовывать учить детей образовывать однокоренные слова (медведь, лиса, белка, заяц ). Подбирать эпитеты к словам:

Снег какой? – белый, мягкий, пушистый, легкий…

Коньки какие? – железные, острые, блестящие, детские…

Текст:

Наступила зима. Кругом лежит снег. Деревья стоят голые. Звери попрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и коньках.

Вопросы к тексту:

  • Какое наступило время года?
  • Что лежит на земле?
  • Куда спрятались звери?

Дидактическое упражнение «Скворечник»

Цель: Учить детей пересказывать текст от первого лица.

Текст:

Саша решил сделать скворечник. Он взял носки, пилу, напилил дощечек. Из них сколотил скворечник. Скворечник повесил на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

Задание: пересказать текст от первого лица; вспомнить, кто, где живет (скворец в скворечнике, лиса в норе, медведь в берлоге и т. д.).

Рассказ К. Ушинского «Четыре желания»

Цель: продолжай учить детей образовывать прилагательные сравнительной степени.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям:

Каждое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень – лучше. Сейчас будем сравнивать. Весна теплая, а лето теплее или очень теплое. Трава зеленая. Поздней осенью солнце холодное , а зимой холодное или более холодное .

Веселый – веселее – более веселый.

Высокий – выше – очень высокий.

Стройный – стройнее – более стройный.

Легкий – легче – очень легкий.

Употребление в речи причастия

Дидактическое упражнение «Придумай предложение»

Ход игры:

Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображена зеленая сосна, и предлагает составить предложения по следующим словосочетаниям:

молодая сосна (На опушке леса росла молодая сосна) ; у высокой молодой сосны (У высокой молодой сосны красивые длинные иголки) ; к зеленой сосне (Ребята подошли к зеленой сосне) ; зеленеющей сосной (Они любовались зеленеющий сосной) ; о зеленеющей сосне (Воспитательница прочитала стихотворение о зеленеющей сосне).

Игра проводится только после того, как все дети осознали смысл грамматических форм, образующих причастие.

Дидактические упражнение «Прыгающие зайцы»

Ход игры:

Воспитатель говорит детям о том, что у Нины есть очень интересная игрушка – прыгающие зайцы, и предлагает на основе названных словосочетаний составить предложения об этой игрушке.

Прыгающие зайцы (У Нины есть прыгающие зайцы).

У прыгающих зайцев (У прыгающих зайцев есть мягкая шерстка).

Прыгающим зайцам (Нина приносит прыгающим зайцам морковку).

С прыгающими зайцами (Нина часто играет со своими прыгающими зайцами).

О прыгающих зайцах (Она всегда заботится о прыгающих зайцах).

Составление предложений

Дидактическое упражнение «Скажи по-другому»

Цель: упражнять детей в выражении одной и той же мысли разными синтаксическими конструкциями.

Ход игры:

Воспитатель называет детям предложение, например: «В лесу мы увидели расцветшую черемуху», - и предлагает сказать по-другому. Возможные ответы детей:

В лесу мы увидели черемуху, которая расцвела.

В лесу мы увидели цветущую черемуху.

Чтобы вызвать у детей интерес, в предложениях можно использовать слова, обозначающие название зверей, которых дети видели в лесу или зоопарке.

В лесу мы видели белочку, прыгающую с ветки на ветку.

В лесу мы видели белку, она прыгала с ветки на ветку.

В лесу мы видели белочку, которая прыгала с ветки на ветку.

Дидактическая игра «Светофор»

Цель: В доступной форме поставить перед детьми задание по конструированию сложных предложений, помочь им соотносить слова в предложении с демонстрируемыми игрушками и действиями, побуждать ребят к самостоятельному обороту отбору словесного материала для включения его в предложение.

Наглядный материал: транспорт – игрушки, настольный светофор.

Ход игры:

Воспитатель создает на столе игровую ситуацию: движение транспорта по улице и остановка его на перекрестке по сигналу светофора. Когда на светофоре «загорается» красный свет, воспитатель говорит: «На светофоре загорелся красный свет, и машины остановились». «Когда на светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился». «Автобусы и троллейбусы остановились, потому что на светофоре появился красный свет». Дети проговаривают предложения, практически осваивая эти конструкции.

Воспитатель показывает новый эпизод: на светофоре зеленый свет. Задает детям вопрос: «О чем и как вы скажете?» Дети высказываются, строя предложения по усвоенным моделям.

Дидактическая игра «Телефон»

Цель: Совершенствовать умение детей составлять сложноподчиненные предложения.

Ход игры:

Дети друг другу говорят что- то, спрашивают о чем-то, а потом о сказанном составляют предложения:

Петя сказал, что сегодня плохая погода.

Ирина попросила, чтобы я дал ей краски.

Толя ответил, что у него нет книги.

Дидактическое управление «Скажите правильно»

Цель: учить детей на слух определять правильно составленные предложения.

Ход игры:

Воспитатель читает пары предложений и предлагает детям выбрать правильную по смыслу фразу:

Кате подарили книгу, потому что у нее был день рождения, потому что у нее был день рождения.

У Кати был день рождения, потому что ей подарили книгу.

Взошло солнце, потому что стало тепло.

Стало тепло, потому что взошло солнце.

Грачи прилетели, потому что пришла весна.

Пришла весна, потому что прилетели грачи.

Ребята пошли купаться, потому что день был жаркий.

День был жаркий, потому что ребята пошли купаться.

Дидактическая игра «Наоборот»

Цель: Учить детей строить высказывания, используя предложенный сюжет.

Наглядный материал: игрушки.

Ход игры:

Воспитатель создает игровую ситуацию, изображает сюжет на магнитофоне. (Белка везёт на санках матрешек. Матрёшки везут белку.) И дает образец высказывания:

Сначала белка везла на санках матрешек, а потом матрешки катали на санках белку.

После того как белка покатала матрёшек на санках, матрёшки стали катать её.

Когда белка покатала матрешек на санках, матрешки стали катать её.

Затем предлагают детям новый сюжет (Медведь везет на санках кота в сапогах, зайца, лисичку и белку. Кот в сапогах, заяц, лисичка и белка катают медведя.).

Дети составляют сложные предложения, используя речевой образец воспитателя.

Дидактические упражнения «На остановке»

Цель: упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

Наглядный материал: на столе педагога размещается транспорт (троллейбус, автобус, трамвай); остановки (троллейбусная, автобусная, трамвайная) ; несколько кукол.

Ход игры:

Воспитатель на примере поясняет детям, о чем и как следует говорить: «На трамвае пассажиры могут доехать до катка, на автобусе- до кукольного театра. Снегурочке захотелось съездить на каток, а Буратино – в кукольный театр. Почему Снегурочка пришла на трамвайную остановку, а Буратино – на автобусную?» (Кукол расставляет на названных остановках.)

Образец ответа: «Снегурочка пришла на трамвайную остановку, потому что ей надо доехать до катка, а Буратино пришел на автобусную остановку, так как автобус довезет его до кукольного театра».

Вопросы детям:

Почему же Снегурочка пришла на трамвайную остановку, а Буратино – на автобусную?

Дети проговаривают предложение по образцу воспитателя.

Дидактическая игра «Дополни предложение»

Цель: Упражнять детей в составлении сложных предложений с придаточными причины, цели.

Ход игры:

Воспитатель говорит начало предложения, а дети дополняют его придаточными, образуя сложное предложение. Заранее отбирают грамматические конструкции типа:

Мы поливаем цветы на клумбах, потому что… (для их роста нужна влага).

Дети выбежали во двор в теплой одежде, потому что… (на улице зима).

Деревья и кусты покрылись инеем, потому что… (стало холодно).

На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что… (наступила поздняя осень).

Мы пришли на участок с лопатами для того, чтобы….

Коля взял игрушку для того, чтобы…. И так далее.

Дидактические игры с математическим содержанием

Старший дошкольный возраст

При обучении началам математики широко используются игры. С их помощью формируются, уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о составе каждого из чисел, о геометрических фигурах, временные и пространственные представления. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование различного наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

Дидактическая игра должна сохранять свой свойственный играм занимательный и эмоциональный характер, благодаря чему повышается работоспособность детей на занятии.

Успешность усвоения и закрепления математических представлений в процессе игры зависит от правильного руководства воспитателем. Темп, продолжительность игры, оценка детских ответов, спокойная, деловая, доброжелательная, доброжелательная реакция на ошибки детей, правильное использования математических терминов контролируется и направляется педагогом.

В статье предлагаются игры, которые можно использовать как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Старший дошкольный возраст

«Исправь ошибку»

Игра способствует упражнению в счете, закреплению умения обозначать различные количества предметов соответствующей цифрой. В игре могут быть использованы счетная лесенка или фланелеграф с набором объемного или плоскостного счетного материала, геометрических фигур разного цвета, счетные карточки, карточки с изображением различного количества предметов, цифры.

Начиная игру, воспитатель ставит на фланелеграф несколько групп предметов. Например, 4 пирамидки, 2 ёлочки. Дети помогают поставить рядом с каждой группой предметов соответствующую цифру. Затем по команде они закрывают глаза. Воспитатель меняет цифры местами. Например, подставляет к группе из трех предметов цифру 4, а к группе из четырех предметов цифру 2. Открыв глаза, дети должны обнаружить ошибки. Кто- то у доски исправляет ошибки и объясняет свои действия.

В начале года дети считают предметы и обозначают их цифрами в пределах 5, а затем в пределах 10. Количество и сложность заданий по степенно возрастают. Так, сначала воспитатель допускает 1-2 «ошибки», меняя местами лишь цифры, вместе с увеличением групп предметов (до 7-8) количество «ошибок» можно также увеличить. Местами могут меняться также группы предметов, в то время как цифры остаются на прежних местах. Местоположение групп предметов и цифр может быть изменено, добавлено или убрано 1-2 предмета. Таким образом, цифра, стоящая рядом с данной группой предметов. Воспитатель может оставить счетный материал и цифры не нарушая соответствия между ними, но вместе с тем попросить найти ошибку. Дети должны определить, что ошибок нет, все осталось без изменения.

Игра повторяется несколько раз. По мере усвоения детьми знаний темп игры возрастает.

«Назови соседей»

Игра направлена на закрепление представлений о количественных отношениях между последовательными числами, порядка следования натурального ряда чисел. В игре могут использоваться цифры, карточки, куб с нанесенным на его грани цифрами.

Правила игры. Воспитатель задает детям число. Дети должны отыскать «соседей» (предыдущее и последующее) данного числа и объяснить, почему именно эти числа являются «соседями» названного числа, одно - предыдущим, второе – последующим. Игра повторяется несколько раз. Она может иметь множество вариантов. Так, например, воспитатель подбрасывает куб, на гранях которого нанесены цифры. Дети смотрят, какая цифра повернется к ним, и называют «соседей» числа, обозначенного этой цифрой. Можно задавать число, вывешивая на доске различные числовые карточки или отстукивая молоточком определенное количество ударов.

Можно предложить карточки с различным количеством нарисованных предметов или числовые карточки, а также специальные карточки с пустыми окошками до и после заданного числа (число может обозначаться кружками или цифрой). По-разному следует организовать ответы детей. Они могут устно называть «соседей» числа, могут показывать их цифрами или числовыми карточками.

Когда дошкольники только начинают усваивать количественные отношения между числами, знакомиться с терминами «последующее» и «предыдущее», целесообразно выкладывать на доске числовой ряд, что позволит детям быстро ориентироваться в числах. Затем постепенно «подсказка» убирается.

По мере усвоения детьми программного материала темп проведения игры увеличивается.

Игра направлена на усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете, развития внимания, памяти.

«Чудесный мешочек»

Игра направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами.

В «чудесном мешочке» находится счетный материал: мелкие игрушки, природный материал 2-3 вида предметов или игрушек. Ведущей выбирает кого-то из детей и просит отсчитать столько предметов, сколько ребенок услышит ударов молоточка, бубна, или столько предметов, сколько кружков на числовой карточке, вывешенной на доске. Ведущий может не называть, какие именно предметы должен отсчитать ребенок, а загадать про эту загадку. Например, «Кто на ветке шишки грыз и бросал орешки вниз?» Ребенок отгадывает и отсчитывает названное число булочек. Затем ведущий предлагает детям придумать задание для ребенка, стоящего у доски. Задания должны быть разнообразными: подпрыгнуть столько раз, сколько он достал предметов, или присесть на один раз меньше (больше), стукнуть в бубен, пролезть в обруч, хлопнуть в ладоши столько раз (больше, меньше), сколько предметов достали из мешочка, или найти числовую карточку, соответствующую количеству отсчитанных предметов, или цифру, считать от указанного числа в прямом или обратном порядке, назвать «соседей» данного числа. Ребенок, выполнивший задание правильно, становится ведущим. Он называет кого-то из детей и просит отсчитать определенное количество предметов. Игра повторяется несколько раз.

«Не ошибись»

Игра направлена на закрепление у детей представлений о количественных отношениях между числами, упражнения в нахождении последующего и предыдущего числа, на упражнение в счете с помощью слуховых и зрительных анализаторов, выработку умения обозначать различные количества соответствующей цифрой. В игре используются звучащие предметы, счетный материал, цифры, числовые карточки. Перед началом игры ведущий дает детям задание: «Закройте глаза, я буду ударять молоточком. Внимательно слушайте, а потом покажите цифру, которая обозначает число ударов». Сосчитав удары, дети показывают цифру и объясняют, почему показали именно её. Например: «Я показал цифру 4, так как услышал 4 удара». В зависимости от заданий и умений детей воспитатель может использовать различные варианты игры: считать удары с открытыми глазами или закрытыми, показывать числовые карточки или цифры, обозначающие число ударов, отсчитывать столько же предметов или на один больше (на один меньше) указанного числа. Игра повторяется несколько раз.

«В какой руке сколько?»

Игра способствует закреплению знаний состава числа из двух меньших чисел, формированию внимания, памяти. Материалом для игры могут служить мелкие предметы: бусинки, орехи, камешки и т. д. (т. е. все то, что хорошо можно спрятать в детской руке). Воспитатель показывает детям предметы, приготовленные для игры, пересчитывает вместе с ними. Затем так, чтобы дети не видели, раскладывает эти предметы в обе руки. Для того чтобы не замедлялся темп игры, воспитатель договаривается с детьми называть сначала, сколько предметов в левой руке, а потом – сколько в правой, затем говорить, сколько получается вместе. Например, «Три и четыре, а вместе семь», «Один и пять, а вместе шесть» и т. д. В руках у воспитателя камешки разложены так, что получается один из возможных вариантов состава числа. Дети, стремясь угадать именно этот вариант, перечисляют все возможные варианты, пока, наконец, не назовут задуманный воспитателем. детям, которые правильно называют один из вариантов состава числа, но не тот, который задуман, воспитатель отвечает: «Три и три, вместе шесть. Так может быть, но у меня по-другому». Тот ребенок, кто верно назовет, в какой руке сколько спрятано предметов, становится ведущим. Теперь он раскладывает предметы в две руки и вызывает детей до тех пор, пока кто-то не назовет задуманный им вариант состава числа. Так игра повторяется несколько раз.

Когда дети знакомятся с составом определенного числа из двух меньших чисел, в качестве подсказки целесообразно на доске или фланелеграфе выложить все возможные варианты состава данного числа. По мере усвоения состава числа наглядный материал меняется.

Дидактические игры и упражнения в подготовительной к школе группе.

«Что изменилось?»

Игра способствует закреплению представлению представлений о порядковом счете, развитию пространственных ориентировок, а также развитию наблюдательности, памяти. Материалом к игре могут служить предметные картинки, счетный материал, игрушки. Перед детьми на столе или на доске ряд игрушек или предметов. Воспитатель предлагает пересчитать их по порядку (первый, второй, третий, четвертый и т. д.). Затем играющие закрывают глаза, а ведущий изменяет порядок расположения 1-2 предметов. Открыв глаза, дети должны рассказать, на котором по счету месте стояла игрушка или картинка раньше и которая она теперь.

Ведущий может направить внимание детей на определение местоположения одного предмета по отношению к другому. Открыв глаза, ребята должны сказать, что изменилось. Какие предметы находились слева и справа от перевернутого предмета, какие предметы находятся слева и справа теперь, а также между какими предметами находился тот предмет, который убрали и перевернули.

Игра повторяется несколько раз. Количество перестановок и темп игры определяются знаниями, наблюдательностью и способностью играющих переключиться с одного задания на другое.

«Путаница»

Игра способствует закреплению знания цифр, развитию наблюдательности, памяти. В игре используются цифры, расставленные на доске по порядку. Игра заключается в том, что дети закрывают глаза, а в это время воспитатель убирает одну из цифр. Открыв глаза, ребята должны обнаружить, «что напутано», и поставить цифру на место. Один из детей становится ведущим. Когда играющие усвоят правила игры, убирая цифру, воспитатель может передвинуть оставшиеся цифры так, чтобы между ними не было пространства, поменять цифры местами, нарушая порядок числового ряда, добавить цифру, которой не было в начале игры. Можно также оставить числовой ряд без изменения, однако при этом обратиться к детям с вопросом «Что напутано?» Дети должные ответить, что на этот раз все цифры стоят по порядку.

Игра повторяется несколько раз, ускоряется темп игры. В начале года игра проводится с цифрами в пределах 5, затем с цифрами от 0 до 10.

«Назови скорей»

игра способствует запоминанию последовательности дней недели, развитию внимания, сообразительности. Игра проводится с мячом. Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч и спрашивает: «Какой день недели стоит перед воскресеньем; какой-перед средой, какой день недели стоит после вторника, после пятницы, между вторником и четвергом, между субботой и понедельником. какой день недели будет через день после понедельника, через день после четверга?» И т. д. Темп игры зависит от знаний детей и быстроты ответа. Воспитателю следует стремиться увеличивать темп игры. Желательно, чтобы в игре приняло участие наибольшее количество детей.

«Найди игрушку»

Игра направлена на развитие у детей умения изменять направление во время движения, ориентироваться в пространстве. В игре используются игрушки, спрятанные в разных местах комнаты, заготовленное «письмо».

Воспитатель говорит: «Ночью, когда детей не было в группе. к нам прилетел Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит всякие шутки, поэтому он спрятался игрушки в письме написал, как их можно найти».

Он распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом, пойти прямо». Кто- то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, приседает, за шторой находит матрешку. «Писем» от Карлсона может быть 3-4.

«Подойди к флажку»

Игра направлена на развитие памяти, внимания. Перед началом занятия воспитатель расставляет в разных местах комнаты флажки. Буратино или другой сказочный персонаж с помощью воспитателя дает детям задание: «Дойти до окна, сделать три шага вправо». Ребенок выполняет задание и находит флажок. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество заданий увеличивается. Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо. Там найдешь флажок».

Игра повторяется несколько раз.

«Отгадай, где что?»

Игра направлена на развитие умения детей ориентироваться в пространстве. Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, впереди, сзади них.

Например, воспитатель обращается к разным детям с вопросом: «Что находится впереди вас?»

Один ребенок отвечает, что впереди него – доска, другой – впереди него стул, третий – впереди него шкаф. Выслушав ответы 3-4 детей, воспитатель спрашивает: «Что находится слева от вас?» Ребята, которых воспитатель спрашивает, называют разные предметы, находящиеся слева от них, не повторяя друг друга.

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков – фишек.

Список использованных материалов:

1. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». М., 1990

2. Васильева М. А. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях». М.,1986

3. Гербова В. В. «Воспитание детей». М., 1981

4. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду». М., 1982

5. Усова А. Т. «Роль игры в воспитании детей». М., 1976

6. «Дидактические игры по развитию речи» - «Дошкольное воспитание» 1988г. №4.

7. «Дидактические игры с математическим содержанием» - «Дошкольное воспитание» 1986г. №6.

ТЕМА:Страна "Выдумляндия".

ЦЕЛЬ: Повторить с детьми что такое небылицы. учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их, воспитывать умение отличать реальное от выдуманного. Учить детей самостоятельно придумывать небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фонтазию детей. Развивать правильную речь и обогощать словарный запас ребенка.

МАТЕРИАЛ:.игровые фишки (для подсчета правильных ответов, иллюстрации к сказкам.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭПАП:

Перед началом игры я спрашиваю детей- знают ли они, что такое небылицы, где они их слышали. Я напоминаю, что небылицы -это выдумка, то чего не бывает в жизни. Небылицы часто встечаются в сказках. (обращаю внимание детей на выставку иллюстраций к сказкам). Предлагаю ребятам вспомнить какую-нибудь выдуманную историю из сказок. Дети смотрят на картинки и вспоминают:- "что звери не могут разговаривать", -"Красная Шапочка не могла выйти из брюха волка", -"рыбка не может исполнять желания".

2. ХОД ИГРЫ:

ВОСПИТАТЕЛЬ: и так начнем разминку, я вам прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь заметить в нем выдуманные истории-небылицы. (я читаю детям стихотворения Л. Станчева "Это правда или нет".

Дети замечают и называют небылицы: виноград зимой не созревает, коно рогатым не бывает, летом он не может прыгать в снегу.

воспитатель. все поняли правила игры.?

А теперь начнем игру.

(я сажаю детей за столы таким образом что бы бвло удобно им откладывать фишкидети)

воспитатель: я прочитаю вам стихотворения К. И. Чуковского "ПУТАНИЦА".В нем будет много небылиц. Я прошу вас слушать внимательно и постараться запомнить как можно больше выдуманных историй. Кто заметит небылицу, тихонько положит фишку рядом. Кто заметит больше небылиц тот и выиграет. Фишку вы кладете только тогда когда ты сам заметил небылицу. Неподсматривайте друг к другу.

Я читаю стихотворение медлено, выразительно, акцентрируя места с небылицами. После чтения задаю вопросы детям.

воспитатель:скажите ребята, как вы думаете почему стихотворение называется путаница?

Кто может повторить запомнившиеся истории?

Какая небылица тебе понравилась больше всего (слежу за темчто бы дети давали свои ответы без повторений) .

Чем тебе понравилась эта небылица?

А что бы было бы если это была бы не выдуманная история?

Почему такого не может произойти в жизни?

В конце игры я подвожу итог, подсчитываю фишки, хвалю тех детей которые старались и принимали активное участие отвечая на мои вопросы. Обращаю внимание на то что если дети положили больше фишек чем небылиц, то они не справились с правилами игры и предлагаю им быть более внимательными в другой раз.

воспитатель: понравилась вам игра ребята? Было очень интересно и весело. Писатели и поэты создавали много интересных и веселых стихов, сказок, рассказов. Мы с вами уже много их знаем и сами можем попробывать сочинить смешной рассказ. Попробуем?

Сначала послушайте мой раззказ. (я придумываю любую смешную выдуманную историю)

А теперь вы постарайтесь придумать любой рассказ который мог произойти с вами или вашими друзьями

(я внимательно слушать рассказы детей. помогать в постоновке правильных предложений.)

МОЛОДЦЫ. все справились.

Ребята, а дома нарисуйте пожалуста понравившуюся вам историю или придумайте и нарисуйте свою небылицу.

www.maam.ru

Дидактическая игра «Математические цветочки» для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта; закрепление состава числа в пределах 10; развитие сообразительности, логического мышление; закрепление цветов спектра.

Материалы к игре: Много разноцветных лепестков, на которых наклеены цифры от 1 до 10, серединки цветов с цифрами, цветные кружочки с цифрами от 0 до 10 для добавления к лепесткам, чтобы получилась нужная сумма.

Все лепестки и цифры заламинировала для прочности, чтобы игра долго радовала моих ребят.

Игровые действия:

Нужно составить цветочек из отдельных лепестков так, чтобы их количество соответствовало цифре, написанной на кружочке (серединке) будущего цветка. Лепестки выложить вокруг серединки по порядку, начиная с 1.

Цвет серединки и цифры на лепестках окрашены в один цвет для того, чтобы дети быстрее и правильнее справлялись с заданием.

Затем нужно на каждый лепесток добавить недостающую цифру, чтобы сумма на лепестке составила число, написанное на серединке цветочка.

Во время игры дети закрепляют навыки счёта в пределах 10, учатся называть числа в прямом и обратном порядке, определять пропущенное число, раскладывать число на два меньших

Дети с удовольствием играют в эту игру. Обучение проходит в веселой, занимательной и доступной форме.

www.maam.ru

Дидактические игры для развития эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста

Знать и чувствовать – важнейшая отличительная черта разумного человека. Уловить едва заметную улыбку или почувствовать раздражение собеседника, сдержать обиду или разделить радость с другом – всё это и есть мир наших чувств и эмоций.

Распознавание и передача эмоций, при всей кажущейся простоте, - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития. Детей необходимо учить выражать свои эмоции, чувства. Учить понимать чувства и эмоции другого человека (как взрослого, так и сверстника). Ведь непонимание другого человека ведёт к страхам, переживаниям, скованности, неловкости, а, в связи с этим, враждебности, неадекватности поведения, отчуждённости.

Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры, сделанные своими руками, направленные на развитие понимания эмоционального состояния человека во всех его проявлениях и умения детей выражать свои эмоции.

Игра «Альбом настроений»

Цель: развивать умение понимать различные эмоции, воспитывать и вызывать у детей ответные реакции и переживания в определенных жизненных ситуациях.

Как-то раз, перебирая старые книги и журналы, в моей голове появилась идея вырезать из них иллюстрации и дать им «вторую жизнь». Я разложила их по группам, каждая из которых создавала определённое настроение: радость, грусть, страх, злость, удивление, покой… Дома нашёлся альбом времён моего детства, там и расположились иллюстрации – каждая в своём разделе. Началом всех разделов стали пиктограммы (схематическое изображение эмоций) и отрывки сказок К. И. Чуковского.

В конце альбома я вклеила иллюстрации, создающие разные эмоции, перемешав их – задание на закрепление.

Ребятишки с удовольствием отгадывали эмоции по фрагментам сказок, рассматривали иллюстрации, рассказывали, какое настроение они у них вызывают и почему. Кроме этого, после работы с таким альбомом, детям можно дать домашнее задание – найти и принести из дома какие-либо иллюстрации, создающие определённое настроение. Таким образом, создать «Альбом настроений» вместе с ребятами.

Игра «Мимический кубик»

Цель: учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

Этот кубик – палочка выручалочка в развитии эмоционального мира детишек, они очень любят с ним играть. Вариантов использования такого кубика очень много.

Первый вариант: Один ребенок кидает кубик и изображает в жестах и мимике выпавшую на кубике эмоцию, а остальные участники угадывают ее, затем картинка на кубике показывается остальным.

Второй вариант: Дети делятся на две группы: одни получают кубик, другие – карточки с изображением эмоций (пиктограммы) .

Ребенок первой группы кидает кубик и изображает эмоцию, а ребенок второй группы – выбирает карточку-пиктограмму, ей соответствующую.

Третий вариант: Дети произносят какую-либо фразу с интонацией, выпавшей на кубике. Например, фразу: «Скоро наступит весна».

Четвёртый вариант: К «Мимическому кубику» добавляется кубик с изображением животных.

Дети кидают оба кубика и произносят отдельные фразы или фразы из стихотворений, подражая голосу выпавшего животного и изображая его настроение (например, говорят фразу «Завтра я иду в гости» так, как сказала бы грустная лиса) .

Пятый вариант: к «Мимическому кубику» добавляется кубик с изображением каких-либо действий.

Дети кидают оба кубика и изображают действие с определённым настроением (например, гладят бельё с сердитым настроением). По ходу игры с детьми идёт обсуждение, почему можно быть сердитым во время глажки белья…

Четвёртый и пятый варианты игры наиболее сложные, их можно проводить тогда, когда дети научились справлять с заданиями каждого вида кубика по отдельности.

Игра «Разноцветные конверты»

В игре участвует группа детей количеством до 10 человек. Каждый ребёнок получает комплект из 7 карточек-пиктограмм, обозначающих основные эмоции (радость, страх, удивление, грусть, слёзы, покой, злость, каждый своего цвета. Дети раскладывают карточки перед собой и выполняют различные задания.

Вариант 1.

Цель: учить различать основные эмоциональные состояния персонажей и соотносить их с графическими изображениями.

Описание. Педагог показывает иллюстрации, на которых изображены дети, звери, сказочные персонажи в разном настроении.

Необходимо найти пиктограмму, соответствующую показанной карточке.

Можно в ходе игры просить детей вспомнить или придумать ситуацию (вспомнить эпизод сказки, в которой у показанного персонажа могло возникнуть то или иное настроение.

Вариант 2.

Цель: учить различать эмоциональные состояния по интонации голоса, мимике и соотносить их с графическими изображениями.

Описание. Педагог произносит какую-либо фразу с разной мимикой и эмоциональной окраской («Наступила осень» - грустно, «У меня скоро День рождения! » - весело, «Я не буду с ним играть! » - сердито и так далее). Детям необходимо найти подходящую пиктограмму.

Усложнение игры: педагог показывает любую пиктограмму из своего комплекта, дети самостоятельно придумывают подходящую к ней фразу и произносят её с необходимой интонацией и мимикой.

Вариант 3.

Цель: учить различать разнообразную по характеру музыку и соотносить её с графическими изображениями.

Описание. Педагог включает фрагменты музыки, создающие разнообразное настроение, дети находят и поднимают подходящую пиктограмму (можно использовать фрагменты классических произведений Чайковского, Шопена, Бетховена, Моцарта, Шостаковича и другие)

Надеюсь, что эти игры пригодятся в работе педагогам дошкольных учреждений!

www.maam.ru

Познакомить детей с символической, фантастической аналогией, методом фокальных объектов.

Игра "Что в круге" по теме группа - детский сад - улица - город.

Группа - в ней игрушки, мебель, посуда... дети.

Группа в детском саду - что еще есть в детском саду - кухня, прачечная, медицинский кабинет, музыкальный зал и т.д.

Игра на поиск закономерностей "Найди лишнее". Детям даются карточки с изображениями чего-то одновидового по теме "группа, детский сад" с включением одного предмета из другой системы

Найти лишнее и объяснить почему "это" липшее. Аргументы поисков могут быть разные. В конце продумать, как этот предмет связать с этой системой.

Какими символами можно обозначить помещения, кабинеты в детском саду - придумать и нарисовать на карточках.

Спеть первый куплет песни "Хорошо у нас в саду".

Анализ, что в детском саду нравится, что не нравится. Почему?

Вот бы детский сад - сказочный. Что там было бы? Что делали бы дети?

Все возможные варианты жизни подвергать с детьми анализу - хорошо или плохо. Кому? Когда? Почему?

Где находится детский сад - улица, город. Что еще есть на улице, в городе.

Предложить придумать совсем сказочную группу, используя метод фокальных объектов. Детям объясняем суть метода, что свойства одного, выбранного предмета переносим на другой, в данном случае - группу.

В конце обсуждения - дети с воспитателем составляют рассказ из самых интересных моментов, придуманных детьми.

Игра «Перевертыш»

Цель.Закрепить системный (компонентный, функциональный) подход, знакомя детей с детским садом. Обыграть привила безопасности в детском саду, на участке

Познакомить детей с приемом «Наоборот".

Познакомить детей с куклой-мальчиком, которая все делает наоборот. Что его не попросишь, все переворачивает, все делает не так.

Воспитатель предлагает познакомить куклу с детским садом. Можно тот, который в группе, а можно пойти по детскому саду (зависит от количества детей и организованности) .

По ходу "экскурсии", кукла все время нарушает технику безопасности - то прыгает по ступенькам, то влезает на стол, то хватает какие - то электрические приборы и т.д.

Дети с помощью воспитателя объясняют, почему так нельзя делать.

В группе составляют общий рассказ: "Что было бы, если... (с уклоном в безопасность жизни в саду) .

В конце занятия предложить оставить куклу у нас, ведь с ним где-то может что-то случится, а у нас он будет помогать все делать наоборот, когда нужно что-то изменить. Как назовем его: Незнайка - Неумейка, Наоборот, Перевертыш?

У нас в старшей группе был Перевертыш.

Тема «Город»

Цель. Системный подход по теме "город". Выявить особенности своего города.

Подводка к выявлению противоречий, анализируя с разных сторон обстоятельства, объекты.

Закрепить использование приемов фантазирования.

Подвести к принципу однородности предметов, используя метод фокальных объектов.

Игра «Назови, что видишь?»

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и произносит какое-либо обобщающее слово. Дети с закрытыми глазами, называют, что они "видят", когда слышат что слово.

Например, воспитатель произносит слово "Детский сад". Дети перечисляют: группа, воспитатель, дети, кухня, прогулка... Любой аналог, который возникает при этом слове.

Воспитатель произносит слова - группа, участок, улица, город

Игра "Посмотрим в окно ".

Детям предлагается рамка большого окна. Или "окно", сделанное из большой коробки. Предложить, открыв "окно", выглянуть в город или заглянуть в какое-либо помещение.

Что бы дети там увидели? Придумать маленькое описание на эту тему. Рассказать друг другу содержание увиденного.

Игра «Волшебники – помощники в городе»

Что было бы, если в наш город пришли волшебники-помощники.

Что стило бы с улицами, домами, киосками, скамейками, деревьями.....

"Эти изменения можно показать наглядно, сделав макеты домов из полоски бумаги, сложенной гармошкой. По мере увеличения дома - гармошка растягивается вверх - дом увеличивается в высоту; или в стороны - дом увеличивается в длину. То же самое с киосками, скамейками, остановками и т.д.

При оживлении всему прибавляются характерные детали оживления: ноги, руки, крылья, рот, глаза...

Игра "Посмотрим в окно" (усложнение) .

Все эти изменения обсуждаются с точки зрения - хорошо, плохо всему окружающему.

Предложить изменить наш город, сделав его похожим на... (взять овощи, фрукты, что-либо из растительного мира, из пищи) . Какой теперь будет город. Можно изменения по ходу обсуждения наносить на макет (не обязательно) . Обговорить, что будет в таком случае с самими домами, сжителями. Придумать название городу и жителям.

Главное показать детям хорошие и плохие стороны, когда все кругом из одного какого-либо материала.

Придумать начало и окончание истории: " ...и в поисках соли весь дом перерыв, пришел в магазин он, а там перерыв..." Отрывок из Ренаты Мухи.

Один из вариантов может быть (если сами не дойдут, можно подсказать) - весь город из соли......

В конце предложить нарисовать то, что больше всего понравилось в измененном городе. Дать название своему зафиксированному городу.

Игра "Паучок"

Познакомить детей с игрой "паучок", учить их анализировать любую ситуацию, предмет с двух противоположных сторон.

Игра на поиск закономерностей "Найди лишнее

Рассказать детям, что наш оживший детский сад, ушел в лес.

Теперь он там стоит - живет. Ему там нравится. Почему? Что в этом для детского сада хорошего?

Можно составить макет детского сада в лесу - используя любой материал в группе.

Предложить детям поселиться в этом детском саду, обговаривая с ними, что в этом будет нам хорошего, что плохого (удобно - неудобно) . Родителям? Машине, привозящей продукты в детский сад? Летом, осенью, зимой?

Анализ проводится в виде паучка, разбросавшего свои лапки на доске, где фиксируется весь анализ, все наиболее интересные высказывания детей, подхваченные воспитателем и записанные или (если возможно) обозначенные символами.

Детям показывается сама схема - как будто паучок раскинул свои ножки, а каждая ножка смотрит - хороша или плоха эта ситуация. Куда поставит, там увидит. Предложить обозначить ножки паучка разными цветами, чтоб сразу было видно, какая видит только хорошее, какая плохое.

Делаем все вместе макет паучка из бросового материала.

Игра "Паучок"

Х 1.1. Много деревьев, много места. Всегда чистый воздух.

П 1.1. Далеко от домов. Долго ехать, идти.

Х 2.1. Можно спрятаться, побегать. Будешь здоровым.

П 2.1. Все время стукаешься о деревья. Не докричишься до товарищей. Можно простудиться.

Х З. I. Много увидишь пока дойдешь, доедешь

П 3.1. Надо рано вставать. Поздно возвращаться домой.

X I.2. Близко от дома

П 1.2. Мало места гулять. Мишины рядом.

Х 2.1. Можно подольше поспать.

П 2 2. Сразу идешь домой, не погуляешь.

Х 3 2. Можно наблюдать за машинами. Нет деревьев, не стукаешься.

П 3 2. Не побегаешь. Все толкаются.

Когда сделан, обыгрывается "прогулка на участке" или сам участок (по выбору детей) .

Одни из вариантов неудобства гуляния на участке - дождь.

Как погулять в дождь, не намокнув. (Зонтов у нас нет) . Варианты решения принимаются фантастические и реальные. В реальном варианте можно обговорить, что в нем удобно, что неудобно. Сможем ли мы его использовать сейчас или когда-нибудь.

Игра «Точка зрения»

Учить функциональному подходу к окружающему миру.

Закрепить эмпатическое отношение ко всему окружающему, познакомить детей с игрой "Точка зрения".

Учить использовать приемы при решении возникших задач.

Анализ с детьми по игре "Паучок" осени, дождя. Поговорить о функциях дождя.

Как человек скрывается от дождя, прячется от дождя.

Как к этому относится дождь. Ведь дождь тоже что-то думает, о чем мечтает.

Но наш дождик уже отрастил волосы, тот был летний, а наш – какой? Осенний. Что думает осенний дождик, поливая деревья. Дома?

Детей, взрослых? Кого ему нравится поливать больше? А что думают дома, дороги, кусты, деревья, когда идет дождь.

Распределить роли среди детей, предложить рассказать, что они думают, чувствуют.

Во время обдумывания хорошо включить тихую "моросящую" мелодию.

Сделать макет дождика, проведя аналогию его с окружающими предметами и с отсутствующими. Отметить его характерные признаки. Как на макете нашего города показать, что дождь то есть, то его нет.

Если нарисуем, не: сможем убрать...

Обыграть макет дождя, переходя постепенно с одного предмета на другой - сделав из группы - город. Дети небольшими фразами говорят, что в этот момент чувствует дождик, а что этот превращенный предмет.

А дома дождик бывает? Что это?

Загадать загадку -

Материал с сайта nsportal.ru

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра на усвоение характера музыки

Игровой материал.

Демонстрационный:Плоские фигурки из картона, разрисованные в русском стиле.

Ход игры.

Детям раздают по одной карточке. Музыкальный руководитель исполняет «Баю-бай» Витлина, «Во саду ли в огороде», русская народная музыка. Дети, слушая музыку, определяют, что делать?

Под спокойную музыку качают матрешек, под веселую музыку матрешки пляшут.

Предварительный просмотр:

Игра для развития звуковысотного слуха

Игровой материал.Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих) . На больших карточках изображены: гусь, утка, курица, птица; на маленьких - утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры.

Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке.

Музыкальный руководитель предлагает поиграть и начинает рассказ:

«В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались.

Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку) : «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на репервой октавы) .

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке лявторой октавы) .

Музыкальный руководитель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на репервой октавы) . Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра на развитие чувства ритма

Демонстрационный:Гусеница, выполненная из яркой бумаги-самоклейки с одной стороны и бархатной бумаги с другой (головка и несколько разноцветных отдельных животиков) .

Ход игры.

Придумать гусенице имя.

1. Педагог выкладывает на фланелеграфе головку гусеницы и предлагает детям придумать ей имя. Например: ДА-ША. Прохлопать разными вариантами, протопать, проиграть на музыкальных инструментах этот ритм.

2. Педагог выкладывает над головой гусеницы из кружочков или других фигур ритмическую формулу имени гусеницы. В дальнейшем это делают дети.

3. Приставить к головке два животика гусеницы.

Проговорить, прохлопать, проиграть на музыкальном инструменте (по выбору ребенка) получившийся ритмический рисунок.

4. Усложнение:разделить детей на две команды. Одна команда отхлопывает в ладоши ритмический рисунок одного животика, другая отшлепывает по коленям ритмический рисунок другого.

По теме:

Картотеку подготовила и выполнила: воспитатель Котова Ольга Александровна.

«ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ»

Задачи:Закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование:

  • игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков;
  • картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.

Ход игры:Воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов, показываемых веселыми человечками, те, которыми можно играть; объяснить, почему нельзя играть остальными.

«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО - НАЙДИ»

Задачи:Закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.

Оборудование:Макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки) .

Ход игры:Воспитатель или ребенок отворачивается и считает до 3-5 (при необходимости до 10) , а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?»

Задачи:Расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

Оборудование:

  • четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара;
  • картинки с изображением различных бытовых предметов.

Ход игры:В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением «травмы». Воспитатель (в дальнейшем ребенок) является ведущим. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета.

Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

«СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»

Задачи:Закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование:Листы с изображением контуров предметов (из точек) .

Задание:Соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.

«ДОМИК УЛИТКИ»

Задачи:обобщать представления детей о правилах безопасного поведения; развивать охранительное самосознание; воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета.

Оборудование:

  • игровое поле с изображением улитки, внутри домика которой нарисованы различные предметы домашнего обихода;
  • фишки;
  • кубик.

Ход игры:Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на столько делений, сколько точек выпало на кубике. Каждый играющий рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено, правила обращения с этим предметом.

«УГАДАЙ, КАКОЙ ЗНАК?»

Задачи:упражнять детей в умении различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Оборудование:Кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса.

Ход игры:

1-й вариант.Ведущий приглашает по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к детям, у которых уже есть знаки этой группы.

2-й вариант.Ведущий показывает знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он обозначает.

3-й вариант.Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а остальные отгадывают этот знак по описанию.

«ПО ДОРОГЕ»

Задачи:Закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать внимание, память.

Оборудование:картинки грузового, легкового транспорта, фишки.

Ход игры:Перед поездкой договоритесь с детьми, кто какой вид транспорта будет собирать (для наглядности можно раздать картинки грузового и легкового транспорта, также можно взять специализированный транспорт: милиция, пожарные, скорая помощь и т.д.) . По дороге дети обращают внимание на машины, называя их и получая за это фишки. Кто больше соберет, тот и выиграл.

«НАЙДИ НУЖНЫЙ ЗНАК»

Задачи:Продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения.

Оборудование:20 картонных карточек (пазлы) . На одних половинках карточек изображены дорожные знаки, на других – соответствующие им дорожные ситуации.

Ход игры:

1-й вариант.Ведущий отбирает карточки со знаками одного вида (или нескольких видов, если они малочисленные) . Половинки карточек с изображением дорожной ситуации ведущий раздает детям, а элементы со знаками раскладывает на столе лицевой стороной вверх. Затем он называет вид дорожных знаков и рассказывает об их общем значении. После этого ведущий предлагает детям найти общие внешние черты данного вида знаков (цвет, форма и т.д.) . Дети должны найти среди имеющихся у них элементов подходящую половинку карточки.

2-й вариант.Все половинки карточек со знаками дети делят поровну. Элементы с дорожными ситуациями перемешивают и кладут в центре стола лицевой стороной вниз. Дети по очереди берут карточки и подбирают их под свои.

Выигрывает тот, кто первым найдет подходящие половинки для всех своих карточек.

«МЫ-ПАССАЖИРЫ»

Задачи:Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.

Оборудование:Картинки с дорожными ситуациями.

Ход игры:Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации.

«РАЗРЕЗНЫЕ ЗНАКИ»

Задачи:Развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер.

Оборудование:Разрезные знаки; образцы знаков.

Ход игры:

Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.

«ИГРА В СЛОВА»

Варианты игры:

1. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните выбор каждого слова: три глаза, стоит на улице, красный свет, стоит дома, перекресток, голубой свет, одна нога, желтый свет, помощник пешехода.

2. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните свой выбор: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет, кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.

3. Составьте рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в школу, тротуар, булочная, аптека, перекресток, надземный переход, светофор, школа.

«ХОРОШО – ПЛОХО»

Задачи:формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход игры:

Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого) . Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа и т.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.

  • Как правильно вызвать пожарных?
  • Что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром?
  • Можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных?
  • Что нужно делать, если в доме запахло газом?
  • Можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара?
  • Можно ли поджигать тополиный пух?
  • Можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери?
  • Можно ли использовать лифт во время пожара в доме?
  • Что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя?
  • Как правильно покинуть задымлённое помещение?
  • Можно ли играть со спичками и зажигалками и почему?

«НАЗОВИ ПРИЧИНЫ ПОЖАРА»

Задачи:Формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Ход игры:

Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.