Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » «Это просто страшный геморрой» — Павел Сапожников о жизни в условиях раннего средневековья на проекте «Один в прошлом.

«Это просто страшный геморрой» — Павел Сапожников о жизни в условиях раннего средневековья на проекте «Один в прошлом.

В Подмосковье продолжается рискованный эксперимент — реконструктор Паша-Сапог живет по технологиям IX века, без электричества и центрального отопления. Он уже пережил дождливую осень и нашествие лис и потихоньку справляется с морозной зимой, с ужасом ожидая окончания испытаний: Павел не хочет возвращаться в Москву.

Чумазая худая звезда

"Люди, которые говорят: "Эх, вот бы жить в десятом веке! Или в семнадцатом: балы, дворяне…" просто не понимают, о чем говорят. Сейчас — самое лучшее время. Самое удобное для жизни. А жизнь в IX веке — это кошмар. Люди тогда жили уныло, тяжело и недолго", — такой главный вывод сделал для себя реконструктор Павел Сапожников по прозвищу Сапог, решившийся на отчаянный проект "Один в прошлом".

В сентябре прошлого года он удалился на хутор в окрестностях подмосковного Хотьково, чтобы прожить там без интернета и многих других благ современной цивилизации.

Быт IX века воссоздан до мелочей — даже предметы одежды и продукты должны соответствовать той эпохе, поэтому никаких пластмассовых пуговиц и картофеля, открытого Колумбом вместе с Америкой.

Но сложность не только в отсутствии электричества. "Один в прошлом" — это еще и психологический эксперимент. Чтобы избежать соблазнов современного мира, Павел не общается ни с кем, кроме своих кур и коз. Разве что на его хутор забредут любопытные грибники или пьяная свадьба.

Только раз в месяц Павел выходит со своего хутора, чтобы пообщаться с журналистами, а также врачом и психологом, наблюдающими за его состоянием. В назначенный час "отшельника" ждут десяток камер и толпа журналистов — ажиотажа вокруг Павла не меньше, чем вокруг выхода из заключения Ходорковского или Платона Лебедева.

Когда он, наконец, появляется из глубины хутора, его встречают аплодисментами — за месяцы своего "заточения" Павел стал настоящей звездой, его эксперимент заинтересовал и блогосферу, и западные научные телеканалы, не говоря уже о российских СМИ.

Изменения в Павле заметны и неспециалисту: он измазан сажей, потому что топит "по-черному", и в доме всегда дымно ("это ничего, сажа — хороший антисептик", — не теряет оптимизма Павел, и на его чумазом лице вспыхивает улыбка). Топит печку Павел один раз в день, во второй половине дня — этого хватает, чтобы в доме было тепло до утра.

Тогда же готовит себе обед — как правило, это похлебка из крупы. Рацион Павла довольно скудный, ведь по условиям его отшельничества новые продукты ему привозить запрещено, охотиться в этом районе не на кого, а рыба почему-то не клюет. К тому же из-за дождливой осени многие его запасы попросту заплесневели — Паша потерял часть крупы.

Впрочем, на Рождество Павел побаловал себя пирогом с яблоками, который сам же и приготовил. По утрам Павел добавляет в свой рацион свежие яйца и козье молоко.

"У каждого при слове "еда" возникают свои ассоциации, — рассказывает Павел. — Лично у меня — рис, мясо и картошка. Ничего этого у меня нет. Мяса запасено было мало, и я его быстро съел, а остального нет по историческим причинам. Получается, я сижу тут без еды". Он признался, что первое, что сделает, когда проект закончится, это залезет в горячую ванну, а потом поест пельменей.

Отсюда второе изменение в Павле: он похудел на несколько размеров.

Коза и прочие обиды

Вот на что действительно жалуется Паша, так это на вынужденное безделье по вечерам, когда на улице уже слишком темно, чтобы что-то делать, а дома дел нет.

"Лежу, мечтаю, пою или верчу жернова, чтобы помолоть муки", — описывает Павел свой типичный холостяцкий вечер. Он перепел уже все известные ему песни: от народных и советских до современного рока. К счастью, на культурный багаж исторических ограничений нет. "По музыке скучаю сильно, музыки тут не хватает, — признается экспериментатор. — А вот телефоном, может, и после проекта не буду пользоваться".

Павел признается, что сильно не хватает общения — "не хватает не то что женщины, а вообще любого человека". Ему приходится разговаривать с козами, которых для простоты Паша всех зовет Глашами.

"Недавно пересказывал козам "Песнь о соколе" Максима Горького. Сначала они стояли, жевали, а потом не дослушали, развернулись и ушли. Я на них обиделся и три дня с ними не разговаривал. А потом подумал, что я уже совсем того — на коз обижаюсь… И снова стал с ними общаться", — вспоминает Павел.

Наблюдающий за отшельником психолог Денис Зубов констатирует: Павел жалуется на одиночество, а также на агрессию, которая у него вспыхивает по малейшему поводу — однажды осенью, например, он сильно побил козу, которая поломала несколько глиняных плошек, оставив Павла без посуды. Паша в ответ сломал ей несколько ребер. Козу пришлось зарезать, но зато мясо Глаши на время разнообразило Пашин рацион. Козью голову Павел надел на жердь, чтобы "отгонять злых духов" и играть с оставшимися козами "в бодалки".

По сути, решение "пожить в IX веке" — это просто доведенное до логического завершения желание восстановить любимую эпоху реконструктора. Сначала человек восстанавливает костюмы, изучает историю — и в какой-то момент решает "переехать" в любимую эпоху окончательно.

Что это за люди, можно судить, например, по их страничкам во "ВКонтакте". Директор "Ратоборцев" Алексей Овчаренко анализирует старинную миниатюру с язычниками-болгарами. "Пришло время вернуться к вопросу, который мучает меня уже несколько лет: таки распашные кафтаны или нет. Все считают, что кафтаны распашные, а я вот уверен, что нет… Что скажет общественность? Давайте еще раз обмусолим эти кафтаны: цельноподбитые или нет. Что за горизонтальные полосы на желтом — следы прошивки?"

По словам Овчаренко, который и стал инициатором эксперимента, проект обошелся примерно в 3 миллиона рублей. Часть этой суммы (небольшую) Павел Сапожников получит в качестве зарплаты.

Сам Сапог признается: сейчас он, наконец, приспособился к "быту IX века" и вошел в ритм эксперимента. Благо, погода хорошая: солнечно и сухо. В избушке Павла совсем не холодно. "Мне здесь нравится. Хозяйство хорошее, козы не болеют, куры несутся… Что еще надо?" — говорит он.

Павел признается: он уже плохо представляет, что будет делать после окончания эксперимента, который рассчитан до дня весеннего равноденствия 22 марта. "Вот я выйду, приедете вы, журналисты. Мы пообщаемся, а что потом? Потом, наверное, я опять вернусь в свой дом. А утром проснусь — надо будет доить коз и кормить кур".

После окончания проекта он рассчитывает остаться здесь, на месте проведения эксперимента, где у "Ратоборцев" есть разные исторические аттракционы — можно посетить юрту или чум, покататься на верблюде или собачьей упряжке. Павел планирует продолжать работать в реконструкторских аттракционах, пусть уже и без такой изоляции от внешнего мира.

Чего Паша точно не хочет, так это возвращения в Москву, хоть он и коренной москвич, и его в столице ждут родители и невеста. "Нет, в Москве все слишком зло, быстро и жестоко", — говорит он.

К счастью, у профессиональных реконструкторов есть возможность остаться где-то между мирами, выбирая из каждой эпохи самое приятное.

Привет. Меня зовут Павел Сапожников. Мне 24 года. В сентябре 2013 я начал исторический проект, суть которого - прожить на построенной копии древнерусского хутора семь месяцев без современных удобств и средств связи. Фактически, я живу один в прошлом. По началу было очень тяжело привыкать к одиночеству и обстановке. Однако волей-неволей проект сейчас - это и есть моя жизнь. Множество людей следят за развитием событий и сопереживают моим древнерусским приключениям.
Чтобы я мог описать один день из своей жизни, коллеги выдали мне камеру с блокнотом для ведения записей. Так как доступа ко всемирной паутине я не имею, то весь материал передал друзьям с просьбой отправить в сообщество.

Идет 111-й день проекта, и я с готовностью расскажу вам об одном своем дне в прошлом.
Сергиево-Посадский район
03 января 2014


07:30

Просыпаюсь в доме. Темно и прохладно. За ночь печь остыла и температура в доме упала.

Из маленького кувшинчика наливаю льняное масло в светец (раннесредневековый ночник ), после чего поджигаю фитиль от вручную скрученной восковой свечи, которую в свою очередь запалил от углей в печке.

Ловко одеваю обмотки (длинная и узкая полоса ткани, для обмотки ноги до колена - прадедушка портянок ), которые за целый день ни разу не перематываю и не подтягиваю. Но это уже приобретенный на проекте опыт, умение, доведенное до автоматизма. Раньше с этим было значительно сложнее.

Сверяюсь с собственноручно изготовленным календарем, который одновременно выполняет функцию своеобразного дневника..

И делаю зарубку над дверным косяком на втором дублирующем календаре, чтобы не сбиться со счету и окончательно не затеряться в прошлом. Пошел 111-й день.

На завалинке крепко зашнуровываю кожаные ботинки, одеваю верхнюю рубаху из домотканой шерсти и подпоясываюсь. На улице темно также, как и в доме.

Набираю сухой хворост, хранящийся в жилой части дома, поджигаю бересту и растапливаю печь, которая разгорается буквально за пару минут.

Подкидываю пару поленьев покрупнее, а это значит, что в доме скоро будет много дыма (у древнерусских печей не было дымоходов и дом топится по-черному). Мне пора приступать к ежедневным делам.

Первым делом проверяю хлев. Мои главные друзья и те, с кем можно пообщаться, домашний скот: 3 козы и куры. По привычке приветствую всех животных, затем пересчитываю куриц (в эту ночь погибших, например, от набегов лисы не оказалось, и все 13 пернатых на месте, что не может не радовать).

Коза уже ждет на своем месте для утренней дойки, поэтому достаю из-за притолоки миску и ставлю ее под козочкой. Левым коленом упираюсь в грудь, чтобы не убежала, и начинаю доить. Весь процесс занимает не больше минуты, а удой оказывается на редкость скупым - порядка 200 мл, что для меня при моем немаленьком телосложении на один глоток. Тут же выпиваю утренний завтрак и выхожу на улицу, выпуская вместе с тем и животных.

Пора колоть дрова. Нарубаю полешки на четверти..

Набираю воду из колодца и возвращаюсь в жилую часть дома.

Очень тепло, но так дымно, что ничего не видно. Выпускаю дым через дверной проем и волоковое окно. Затем снова растапливаю печку сухой щепой (те два полена уже сгорели) и начинаю готовить.

В специальное отверстие в верхней части печки ставлю кувшин с водой. Благодаря этой «конфорке» кувшин греется от открытого огня, а не от камней, что значительно сокращает время закипания. Добавив в кипяток ягод и немного меда, укладываюсь на лавку и жду (дом небольшой, как правило, лежу на полатях, да и растапливая печь сухим топливом, в доме можно находиться только лежа - едкий дым стелется довольно низко).

Спустя несколько минут "компот" закипел, наливаю себе кружку и снова укладываюсь на лавку. Неспешно потягивая узвар, пою протяжную песню — так заканчивается ранее утро.

09:00
На улице светает, а значит пора начинать основную деятельность. Выхожу на улицу, подхожу к колодцу и долго осматриваюсь по сторонам с задумчивым видом, составляя план на грядущий день. Внезапно в лесу начал каркать ворон. Я тотчас схватил сулицу и побежал к кромке леса, быстро осмотрев территорию вдоль кромки и подлесок, и снова вернулся на хутор. Меня месяц назад доставали лисы, успев утащить петуха и курицу, поэтому теперь я бдителен и прислушиваюсь к знакам природы.

После пробежки у леса, приступаю к своим рутинным делам и первым делом закрываю дверной проем на сеновал, после чего начинаю отлавливать кур. Скрутив крылья в замок, проверяю каждую курицу - несется она или нет. Сортирую птиц на три группы: несущихся кур убираю в закрытый сеновал, мало несущихся запираю в хлев, а не несущихся решаю зарезать, впервые на проекте, но не сразу — таких оказывается 2 птицы.

Выбор пал на менее красивую птицу. Я кладу ее в ведро и накрываю крышкой, а всех остальных снова выпускаю на улицу.

Далее принимаюсь мастерить короткие вилы, которыми удобно работать в узких помещениях, таких, как сеновал или хлев.

После этого начинаю заниматься уборкой хлева, которую необходимо делать 1-2 раза в неделю. Для начала соскребаю все сено с полатей, а затем и с пола. Но уборкой сена я занимаюсь не часто, так как при гниении оно вырабатывает больше тепла, а в холодное время года это очень важно для меня.

И укладываю пышными кучками. Методом наблюдений выявлено, что куры лучше несутся, когда сена много, и оно уложено именно кучками.

В процессе уборки я обнаруживаю два яйца. Конечно, не самый лучший результат, но это только за ночь, а в среднем куры несут 4-6 яиц в день. Найденные яйца аккуратно укладываю под крышу, чтобы не ходить в жилую часть дома по несколько раз, и чтобы яйца случайно не разбились.

11:00
Выношу из хлева еловые ветки на улицу, потому что они подсохли, и козы перестали их есть. Но стоило веткам оказаться за пределами хлева, как животные с жадностью начали их обгладывать.

После этого беру топор и веревку и направляюсь в лес. Зайдя буквально на пару метров, обнаруживаю упавшую ель. Срубив ветки, связываю их и возвращаюсь на хутор. А тут надо и корыто подчистить, чтобы наполнить его зерном для кур.

Снова рублю дрова..

Набираю воды в котел, иду в дом и ставлю греться на печку. Пока вода в котле закипает, снова устраиваюсь на заваленке отдохнуть и отогреть ноги, которые успели замерзнуть в делах на улице. Болеть в X веке нельзя.

13:30
Пора начинать готовить еду. Выношу корзину с продуктами на улицу и все животные подтягиваются за мной, ожидая чего-то вкусного.

Буду готовить чечевичную похлебку, поэтому чищу лук, шелуху от которой тут же подъедают козы, и подготавливаю сушеные грибы — нарезаю кубиками.

Добавляю два яйца и крупу, все закидываю в горшок и ставлю у входа в печь, периодически помешивая. Через 20-30 минут мой ужин готов. А вот теперь надо приниматься за ту курицу, которой уготовлено стать дополнением к ужину.

Выхожу на улицу, достаю из ведра птицу за ноги. Затем беру за шею и резким движением сворачиваю ей шею. Отрубив голову и крылья, выношу котелок с кипятком к колодцу и ошпариваю тушку. Честно сказать, до этого мне никогда не приходилось убивать птицу, но поскольку мяса в моем рационе очень мало, все больше молоко, яйца и крупы, то мной руководят инстинкты.

Курицу разделал довольно быстро, в ней оказалось мало мяса — это вам не бройлер с прилавков супермаркетов. Ножки положил в тарелку, а остальное закопал в снег на крыше бани, чтобы после можно было еще пару раз сварить куриный бульон и полакомиться куриным мясом.

Заготовки еды сделаны, можно приниматься и за дом. Беру нож, осматриваю щели — дует сильно, печь не справляется с холодами. Беру лопату из лопатки козы (месяцем ранее мне пришлось зарубить и козу, но в хозяйстве пригодились даже кости) и направляюсь за дом, где в снегу припрятан мох.

Набрав целую корзину, начинаю конопатить дом, заправляя в щели мох.

Процесс трудоемкий и длительный. Ушло более четырех корзин, чтобы устранить все видимые щели внутри дома и снаружи. Проверив изнутри с помощью свечки все щели, остаюсь доволен работой и решаю, что пришло время доить козу, так как темнеет.

17.00
В этот раз я поймал козу на улице и надоил всего 100 мл. Даже на полглотка не потянет. Тяжело вздохнув, выпил, после чего завел кормилицу в хлев, а за ней и оставшихся животных, желая им доброй ночи.

А теперь пришла пора полакомиться мясом: дрова уже хорошо прогорели и оставили угли, решил сделать ножки барбекю.

Через 20 минут блюдо приготовилось и для меня это был поистине королевский ужин вместе с приготовленной ранее похлебкой.

Закончив с едой, я решил застирать рубаху. Камни в течении дня хорошо прогрелись, поэтому взял их кузнечными щипцами..

Закинул в бочку с водой и замочил рубаху.

Окунув руки в кипяток, долго наслаждался теплой водой, уж очень я соскучился по горячей ванне. Умыв лицо и шею, приступил к стирке.

Застирываю всегда самые грязные места — ворот и рукава..

А после нескольких полосканий вынес одежду на улицу, повесил на палку. Жаль, что нет мороза.

18:30
Поскольку уже совсем стемнело, а с тем и хозяйственная часть дня подошла к концу, я напевая, снова вошел в дом. Можно готовиться ко сну. Удобно устроившись на лавке, размотал обмотки..

Вынул из обуви стельки и носки, вязанные особой раннесредневековой узелковой методой и уложил на печку для просушки.

После чего окунул голые ноги в ведро с еще горячей водой, дабы провести профилактику от простуды.

В хлеву наступила тишина. Еще раз проверил животных, впустив к ним горячий воздух от печки, и принялся укладываться спать.

Бережно сложив одежду и расстелив меховой спальник, я подумал, что вот и подошел еще один день в одиночестве и в прошлом. Разные мысли меня посещают тут, сильно меняется мировоззрение и ценности, все больше размышляю о жизни наших предков, бренности и бессмысленности бытия. Но глаза стали слипаться, бороться с тяжелыми веками не стало сил, поэтому, укутавшись в шкуры, задул светец и погрузился в сон.

19:00
Дом укутала кромешная тьма.

Неожиданный, масштабный и совершенно безумный реконструкторский проект стартовал в эти выходные в районе Хотьково в Подмосковье. Многие, кому я рассказывал про реконструкции тех или иных исторических эпох, спрашивали меня «Зачем всё это?», другие высказывали комментарии типа «Ряженые ходят, заняться нечем». На самом же деле, многие реконструкторы занимаются тем, что пытаются восстановить историю, ощутить на себе быт наших предков и рассказать другим на своём опыте интересные факты из прошлого. Например, как быстро стираются кожаные ботинки в быту? Как сохранить зерно и другие припасы на зиму не используя современных технологий? Ответы на подобные вопросы мы знаем из археологических находок и тех выводов, которые делают, исходя из них, учёные. Но всё это теории. А как было на практике?...

Проект «Один в прошлом», организованный реконструкторским агентством Ратобор, призван ответить на многие вопросы, касающиеся быта человека жившего в X веке. Год тщательной подготовки и изучения исторических материалов позволил подготовить почву для того, чтобы погрузить человека в условия того периода. Добровольцем, вызвавшемся стать героем эксперимента, стал реконструктор Павел Сапожников (Сапог). Более 7-ми месяцев ему предстоит прожить в тяжёлых условиях одному, используя только те инструменты, которые были доступны в эпоху Раннего Средневековья на Руси.

Павел будет жить в своём небольшом хуторе с домом, баней и несколькими хозяйственными постройками. Ему разрешено выходить за пределы только для охоты или сбора необходимого в лесу. Любое общение с людьми запрещено для большей чистоты эксперимента.

На мой вопрос по поводу безопасности участника и охраны от всяческих недоброжелателей, мне ответили: "Так он же не один, у него есть Снежок".

На территории хутора есть колодец. Насколько он эффективен в зимнее время, покажет время.

Сходить за хлебом в ближайший магазин не получится. Теперь для этого придётся намолоть муку, поставить тесто и испечь хлеб самому. И не стоит забывать, что впереди сырая осень, а за ней зима, зерно нужно ещё суметь сберечь. Мыши, кстати, уже не особо настроены на сохранение запасов.

Дом выстроен по описаниям найденным в книгах. Использование в устройстве крыши брёвен вместе с основным корнем поднятым вверх позволяло удерживать на крыше её тяжёлое покрытие. Чуть позже ещё расскажу от этом.

Сам дом поделён на три части: хлев, жилая часть и амбарная. Жилая часть представляет из себя очень маленькую комнату, с кроватью и маленькой печью. Сейчас по ней очень сложно перемещаться, не задев припасов, заготавливаемых на зиму.

В хлему живут домашние животные, которые помогут Павлу пережить зиму.

Этих прожорливых козликов скорее всего не будет в живых к окончанию проекта. Как шутили другие реконструкторы, приехавшие проводить Павла в прошлое, возможно, что и Снежок «сбежит» до весны.

Пока Павел готовился в официальному приёму гостей и запуску проекта, для нас провели экскурсию по новой площадке ратоборцев.

Планы у ребят на самом деле грандиозные. В последнее время появляется много эко- и этно-поселений, где пытаются воссоздать атмосферу прошлого. Здесь же цель совершенно другая - попытаться полностью восстановить историю. Любой реконструктор может попробовать поселиться на поле, единственным условием является аутентичность. Жилище можно будет построить только из доступных в давнюю эпоху материалов и с помощью аутентичных инструментов. Даже подвоз материалов планируется ограничить телегами, никаких машин.

Эти землянки и полуземлянки строились по найденным описаниям, но несоблюдение технологии строительства из-за спешки привело к тому, что после сильных дождей они оказались полностью затоплены грунтовыми водами. Переживут ли они зиму, под большим вопросом. На их примере можно увидеть как в древности покрывали крышу. На доски выкладывалась береста, которая препятствовала гниению и являлась хорошим гидроизолятором, а сверху насыпалась земля целью которой была теплоизоляция.

На заднем плане стоит ирландский домик. Хитрый ирландец не стал закапываться в землю, как это делалось в Восточной Европе, поэтому в его доме тепло и сухо. Но и он не застрахован от сюрпризов, многие секреты старых построек утеряны и восстановить их можно только методом проб и ошибок.

После интересной экскурсии по зарождающейся площадке мы вернулись, чтобы проводить Павла. Друзья подготовили для него массу подарков, которые пригодятся в испытании.

В первую очередь, конечно же, это еда. Дарили всё, начиная от ягод и мёда...

и заканчивая мясом...

и рыбой.

Тот самый «ирландец» подарил целый набор для кузницы и металл, из которого Павел сможет сделать себе оружие для охоты и инструменты.

Физическая помощь очень нужна, но без моральной поддержки тоже тяжело.

Поэтому Павлу подарили идеального и проверенного собеседника.

Впереди зима и тёплые вещи будут очень нужны.

Шубка маловата, но все сошлись во мнении, что уже совсем скоро она станет в самый раз нашему герою.

Пришло время прощаться. Все друзья собрались вместе на старте этого без преувеличения исторического события.

Проект продлится до 21 марта 2014 года. За Павлом будут наблюдать и регулярно писать о его быте. Сам Павел будет иногда иметь доступ к Интернету, чтобы рассказывать о своей жизни.
Следить за проектом можно на сайте

Проект экспериментальной археологии

Один в прошлом

Проект завершен

О том, как это было, вы узнаете здесь

Отшельничество всегда считалось суровым испытанием. Проект «Один в прошлом» поставил сложную задачу - полностью поменять жизнь отдельного человека, поселив его на воссозданной копии хутора времен Древней Руси, где ему предстояло заниматься вещами, непривычными для современных городских жителей: охотой, выпасом скота, заготовками на зиму.

Полнометражный

документальный фильм

Кинохроника проекта. Герой проекта - Павел Сапожников - уехал из мегаполиса и участвовал в эксперименте с 14 сентября 2013 года по 22 марта 2014 года. Он провел 3 сезона в условиях Древней Руси: осень, зиму и весну, и проверил на себе, как жили наши предки в далеком Х веке.

Организатор: агентство исторических проектов «Ратоборцы».

Монтаж фильма: творческое объединение «Два Слова». Автор идеи и генеральный продюсер: Овчаренко Алексей.

Год: 2015.

Жанр: документальное кино.

На время проекта Павел Сапожников стал древнерусским жителем и проверил на себе гипотезы учёных о жизни и быте наших предков. Целью проекта было выяснить, сможет ли наш современник не только выжить в скудных условиях Средневековья, но и обустроить свой маленький мирок.

Как влияет на человека XXI века отказ от постоянного общения, удобств, современных технологий и приспособлений? Насколько повышается ценность вещей, наличие которых ранее казалось само собой разумеющимся?

Памятные

Видеозарисовки

На протяжении проекта посещать территорию хутора было разрешено только оператору-мужчине и лишь на короткое, необходимое для съемки время. Кроме того, во время визитов оператору запрещалось общаться с героем исторического эксперимента. Сам отшельник вел личный видеоблог, через который он общался с современным миром.

Павел будет продолжать вести блог, рассказывая о новых идеях и начинаниях, которые появились благодаря проекту «Один в прошлом».

В блоге собраны личные видеоотчеты героя, а также статьи экспертов, детально разбиравших ход эксперимента буквально по дням.

Мы ищем вас,

Партнеры и меценаты

Мы ищем партнеров и меценатов, которые готовы помочь с публикацией научно-популярной книги об историческом эксперименте «Один в прошлом», а также материально поучаствовать в наших новых проектах «Кузница Сапога» и «Семеро в прошлом». Если вам интересно спонсорское участие в наших проектах - свяжитесь с нами.

Идеальный

древнерусский ХУТОР


Сеновал

Это традиционная столбовая постройка для хранения сена. Остатки столбов подобных хозяйственных клетей найдены в Новгороде при раскопках Рюрикова городища. Крыша состоит из трех слег, врубленных в чаши на столбах основания и покрытых ореховыми прутьями, сверху застелена сыромятными шкурами для защиты от осадков. В этот сеновал поместилось шесть телег сена. Будем надеяться, что козам Павла будет достаточно такого количества до конца проекта.

Дом

Изба Павла стоит посередине хутора. В её основании лежит окладной венец, заполненный землей. Конструкция дома - сруб-шестистенок, брёвна образующие венцы соединены узлом в обло. Две внутренних стены разделяют дом на три части: хлев, амбар и жилую часть расположенную в центре. Аналогичные трёхкамерные жилища найдены в Новгороде в слоях Х века и имели размер от 3-6 метров в ширину до 8-9 в длину. В хлеву сооружены насесты для кур и загон для коз. В амбаре вдоль стены стоят ящики с зерном и хранится капуста. В центральной части дома пол, выстланный тёсаными досками, печка и полати. Вся мебель, которая есть у героя - это несколько коробов и одна табуреточка, подаренная на новоселье. Печка сложена из камня и глины, топится по чёрному, поэтому под потолком располагаются специальные полки, на которых скапливается основная копоть.

Колодец

Это сердце и украшение Сапогова хутора. Колодец довольно глубокий - 11 метров. Устройство ворота не имеет исторических прототипов, потому что все сохранившиеся до наших времен колодцы сохранились только своей подземной частью. Такую версию конструкции ворота предложили строители. Она представляет собой еловую курицу положенную на две рогатки, в местах соприкосновения с ними ствол курицы несколько обточен. Крыша состоит из слег, врубленных в верхние части рогатин и тесаных досок. Все соединения выполнены с помощью деревянных шипов. Для набора воды используется деревянное ведро. Еще до начала проекта возникла небольшая сложность, оказалось что деревянное ведро не тонет в воде. Проблему решили просто - привязали к ведру камень, обёрнутый кожей.

Навес под кузню

Представляет собой традиционную хозяйственную клеть. Стены сделаны из орешника, оплетенного вдоль столбов. Крыша покрыта сыромятными шкурами. Археологических находок подтверждающих такую конструкцию крыши нет, потому что крыши вообще плохо сохраняются. Но такой вариант вполне возможен потому как все материалы аутентичны и, для реалий Х века, вполне доступны. Для того что бы навес превратился в настоящую кузницу Павлу еще предстоит самому сделать кузнечные меха и горн.

Ледник

В качестве источника использовались данные этнографии. Пол нижнего этажа находится на глубине 3 метра 80 сантиметров и представляет из себя утрамбованную землю и положенный сверху глиняный замок. Стены ледника состоят из девяти венцов сруба. Потолок ледника он же - пол погреба выполнен из тесаных досок толщиной 5 см., сверху так же положен глиняный замок. Над землей ледник возвышается на высоту 180 сантиметров, конструкция крыши такая же как у бани, единственное отличие - отсутствие куриц. Для входа в ледник в земле вырублены ступеньки.

Навес под хлебную печь и сама печь

Печка вынесена под отдельный навес и стоит на опечье высотой примерно 70 см и состоящей из пяти венцов сруба заполненного землей. С трех сторон саму печь опоясывают деревянные колья, которые были необходимы при укладке. Габариты самой печи - около метра, толщина стенок от 28 до 30 сантиметров. Устье имеет размер 25 на 30 сантиметров, сверху расположено волоковое отверстие диаметром 6 сантиметров. Историческим прототипом служат находки хлебных глинобитных печей в Рюриковом городище, датированные 9-10 веком.

Баня

По своему устройству баня очень похожа на дом, но меньше и ниже. Сруб, двери и крыша выполнены по тем же технологиям. Такой тип крыши называется самцовой или безгвоздёвой, использование этой технологии обусловлено данными этнографии. Двери в бане и в доме тоже выполнены без гвоздей: для соединения досок используются клиновидные шипы, а для крепления к притолоке и в пороге - круглые. Такая конструкция подтверждена находками в Берестье, где сохранилось несколько дверей. Также как и дом, баня топится по черному.

Коптильня

Основная камера для копчения представляет собой столбовую конструкцию с бревенчатыми стенами, обмазанными глиной для герметизации. Внутри этой камеры подвешиваются будущие копчёности. Вторая часть коптильни - топка огорожена плетнем из орешника и защищена от непогоды тростниковой крышей. Соединяет обе части коптильни подземный дымоход, который вырыт в земле и укреплен каркасом из прутьев, для герметизации так же использована глина. Процесс копчения мало отличается от современного: предварительно засоленное и слегка подвяленое мясо подвешивают в камеру, где оно выдерживаются от 2 до 5 суток под воздействием дыма.

Ворота

Главный вход на территорию хутора. Ворота имеют простую конструкцию: створки привязаны к столбам лыком и выполнены из того же орешника, что и забор-плетень. Кое-кто из репортеров назвал их «Дверью в прошлое» и, в чём-то, был прав. Для гостей и журналистов эти двери будут открыты лишь по завершении проекта.

Непоколебимые

Правила и допуски

Герой проекта был подчинен суровым и жестким правилам, но только полное их соблюдение гарантировало успех проекта. Основной задачей было максимально исключить внешние факторы, влияющие на ход эксперимента и обеспечить его научную достоверность.

Полная аутентичность

инструменты, снаряжение и пища
В своем быту герой использует только те инструменты, материалы, одежду и продукты, которые были в Древней Руси Х века. Основанием являются данные археологических находок или письменные источники.

Запас еды ограничен

и весьма скуден
Заготовленный запас продуктов ограничен и даже при скудном рационе, его может не хватить до окончания проекта. Остальную пищу герою придется самому добывать охотой, рыбалкой и собирательством. То же самое касается инструментов и материалов для ремесленных нужд.

Без общения с людьми

добровольное отшельничество
Герой добровольно принял отшельничество в;рамках проекта, чтобы проверить твердость своего духа в экстремальных условиях. Цель эксперимента - проследить социальные и психологические изменения личности и узнать, насколько важна современному человеку поддержка других людей.

«День открытых дверей»

один раз в месяц
Это оптимальный срок, чтобы постепенные изменения в жизни и быту стали заметными. В этот день к герою приезжают эксперты, которые следят за ходом эксперимента и состоянием его участника.

Эвакуация

только в случае реальной угрозы жизни
Эвакуация героя будет производиться только в случае реальной угрозы жизни. К таким случаям относятся: перелом ноги, заражение крови, сильная лихорадка и другие экстренные ситуации. Сигналом к этому будет служить звук рога, но надеемся, что услышать его не придется.
Часто задаваемые вопросы

Почему 6 месяцев?

Мы решили, что это оптимальный отрезок времени для проекта подобного рода. Он охватывает три времени года и дает возможность подготовиться к зиме. За шесть месяцев удастся проверить многие гипотезы экспертов и оценить скорость износа инструментов и снаряжения. Но этот срок не достаточно велик для того, чтобы привести к глубоким патологическим изменениям в психике героя. Кроме того, в новом летнем сезоне будет много событий, которые нашему герою пропустить не хочется.

Почему один?

Подобный длительный эксперимент в сфере исторической реконструкции проводится впервые. Психологическая несовместимость людей и возможные разлады в микросоциуме могут поставить под угрозу весь проект. Находиться в одиночестве нелегко, но это безопаснее замкнутого коллектива. Нам, безусловно, интересно проверить - сможет ли человек справиться с ведением хозяйства в одиночку.

Проект проходит в Подмосковье, кругом цивилизация. Это не нарушает правил проекта?

Место проведения выбрано с учетом многих факторов, в том числе транспортной доступности. Это важно как на этапе подготовки, так и для наблюдения за ходом проекта. И с такими малоприятными обстоятельствами как шум машин - приходится мириться. Но сам хутор - достаточно уединенное и изолированное место. В окрестном лесу водятся лисы, белки и зайцы. Зимой, когда выпадает снег, они становятся единственными его обитателями.

Какие методы строительства использовались при постройке хутора?

При строительстве использовались те же технологии, что и в Х веке, известные нам по археологическим находками и этнографическим данным. Конструкция всех строений, способы соединения элементов и устройства крыш полностью соответствуют своим историческим прототипам. В некоторых случаях, в силу ограничений по времени, использовался современный инструмент. Но подавляющее большинство работ выполнялись аутентичными копиями орудий труда, применявшихся в Древней Руси.

Как современный человек без умений может выжить в таких условиях?

Современному горожанину действительно пришлось бы тяжело. Но Павел всерьез подошел к проекту: изучил массу информации и освоил необходимые навыки. У него есть большой опыт обустройства быта вдали от цивилизации и жизни в реконструкции древнерусского поселения. Такую жизнь сложно назвать комфортной по современным меркам, но для подготовленного человека она вполне по силам.

Правила проекта запрещают кому-либо, кроме самого героя, находиться на территории хутора, а также любое общение с людьми. Кто и как, в таком случае, снимает видео внутри хутора?

Съёмками на площадке занимаются наши партнёры - творческое объединение «Два слова». С ними заключен договор, согласно которому сотрудникам съёмочной группы строго запрещено разговаривать и взаимодействовать с героем проекта, а также вмешиваться в ход эксперимента. Периодически посещать территорию хутора разрешено только оператору-мужчине на короткое, необходимое для съемки время. В случае несоблюдения правил им грозят штрафные санкции.

Почему даты проведения проекта выбраны так, что основное время приходится на зиму?

Зима - сезон дефицита необходимых для жизни ресурсов: света, тепла и пищи. Это вызывает целый ряд неординарных задач на выживание, решение которых является одной из целей проекта. Летом даже неподготовленный человек может справиться с подобными проблемами, а со многими из них и вовсе не столкнуться.

Павел Сапожников

24 года, холост

ПАВЕЛ САПОЖНИКОВ

Дата рождения: 24 апреля 1989 г.
Возраст: 24 года
Место рождения: Москва

До 2010 г. - студент МГМУ им. И. М. Сеченова. Не окончил.

В феврале 2010 года Павел пришёл в клуб «Ратобор» в качестве волонтёра для помощи в проведении фестивалей.

С мая по сентябрь 2010 года жил в Калужской области на «Буяновом дворе» - реконструкции древнерусского поселения, бета-версии нынешнего хутора. Начал осваивать плотницкое, кузнечное и портняжное ремёсла.

С мая 2011 работает в агентстве исторических проектов «Ратоборцы», занимается изготовлением исторического реквизита и организацией технической зоны на всех мероприятиях, проводимых агентством.

Осенью 2012 года параллельно с основной работой в агентстве стал готовиться к проекту «Один в прошлом». Была проделана серьезная подготовительная работа: изучение и поиск данных об устройстве быта Древней Руси, освоение новых для героя ремесел, поиск и изготовление необходимого инструмента и предметов быта. Отдельно стоит отметить постройку жилища, поиски наиболее аутентичной скотины и создание необходимых продовольственных запасов. Всё это дало уникальный опыт, а также набор знаний и навыков, которые помогут Павлу во время проекта.

Психологический портрет

Уровень интеллектуального развития: Высокий

Тип темперамента: Флегматик

Направленность темперамента: Интроверт

Степень эмоциональности: Склонен держать свои чувства при себе и неохотно ими делится.

Самооценка: Адекватная. Не склонен завышать или занижать свою роль. Более полагается на внутренние критерии оценки себя, чем на мнение других людей.

Уровень коммуникабельности: Достаточно высокий, терпелив в общении с другими людьми, любит экстравагантные выходки.

Социализация и вовлеченность в повседневную жизнь: Низкая. Не включён в привычные институты общества.

Степень трудолюбия. Мотивация участия в проекте: Очень трудолюбив и сильно внутренне мотивирован на преодоление себя, решение сложных задач. Он прямо говорит: «люблю, когда тяжело», «люблю делать то, что никто не делал».

Наличие творческих способностей: Рационализатор, умеет находить решения в нестандартных ситуациях.

Инициативность: По данной шкале - точно высший балл. Без сильной воли и поставленной личной цели проект был бы невозможен.

Какие-то качества характера Павлу помогут, другие будут мешать, третьи сформируются во время проживания на проекте, и мы сможем за этим проследить.

Подводя итог, можно утверждать, что человек, способный достойно пройти такое испытание, должен обладать высоким интеллектом, стрессоустойчивостью, сильной волей, внутренней мотивацией. Он должен уметь контролировать свои эмоции и справляться с одиночеством. А главное - осознавать ответственность перед собой и близкими. К счастью, Павел именно такой.

Медзаключение

Рост: 184 см.
Вес: 112 кг.

  • Физическое развитие на 70% (изрядный крепыш)
  • Готовность к физическим нагрузкам на 80% (опытный работяга, умелый воин)
  • Здоровье на 80% (наличие мелких вредных привычек не позволило набрать 100%)
  • Интеллект на 60% (бросил учёбу в медицинском институте)

Перед стартом проекта проведено комплексное медицинское обследование, по результатам которого выявлено, что все показатели здоровья героя находятся в пределах нормы.

Особенности:

  • вредные привычки: алкоголь и курение;
  • незначительный избыток массы тела;
  • умеренно развитая мускулатура тела.

В целом Павел имеет всё необходимое для успешного старта проекта. Его здоровье можно назвать очень хорошим. Его навыки обширны. Его популярность растёт с каждым днём.

По большому счёту, Сапог - один из тех парней, которые живут по соседству, которых мы каждый день видим в метро. В космос его не возьмут, но в разведку - запросто.

Большая корзина

Такие плели из ивовой лозы, иногда из бересты. Понадобится Павлу для хранения крупной посуды.

Шкуры овечьи

Наиболее часто применяемый материал для пошива зимней одежды. Пока лежат в доме на полатях, а позже Павлу предстоит сшить из них шубу и шапку. Главное - успеть до наступления морозов.

Шапка

Зимний головной убор. Существует версия, что по высоте шапки можно судить о знатности рода. На Павле — простая с льняной подкладкой и меховой оторочкой.

Амфора

Реплика новгородского сосуда X века. Подобная посуда имела толстые стенки для улучшения терморегуляции внутри ёмкости, поэтому в такой амфоре можно было долгое время хранить молоко, вино, масло.

Пернач

Оружие, имеющее раздробляющее действие. Разновидность булавы. Навершие могло иметь до двадцати смертоносных металлических пластин-перьев.

Лук

Традиционный однодревковый лук. В комплекте со специальными стрелами — незаменимый набор охотника. Но стрел у Павла нет, их ему предстоит изготовить самостоятельно.

Короб

До появления шкафа - основной способ хранения вещей. Также можно использовать в качестве табурета.

Корыто деревянное

Основное применение — стирка вещей. Но также незаменимо на кухне для разделки крупной дичи.

Топор

Конструкция рабочего топора мало изменилась с времён Древней Руси по сей день. Незаменимый в быту инструмент. И дрова в печь нарубить, и дичь крупную разделать.

Скобель

Он же — струг. Конструкция инструмента не менялась с древних времён, и даже сегодня скобеля используют в плотническом ремесле. Павлу понадобится для зачистки гатей и досок.

Дубовая бочка

В раннем Средневековье в домашнем хозяйстве бочки имели широкое применение: от замешивания теста до длительного хранения солений.

Фляга глиняная

Известны находки на территории Южной Руси глиняных и кожаных сосудов для хранения жидкости. Незаменимая вещь в жару, в походных условиях: удобно, практично, а главное — всегда с собой.

Лыжи

Наскальная живопись свидетельствует о том, что лыжи и снегоступы уже существовали более 2000 лет назад. У Павла — реплика скандинавских средневековых лыж. Принял в дар на проводах.

Горшки и крынки

Вся посуда — реплики новгородских находок X века. Аутентичен и состав: глина с добавлением сена и навоза.

Берестяной рюкзак

Плетёная сумка для сбора и хранения грибов, ягод.

Нож

В X веке качество метала оставляло желать лучшего. Железо было очень ломким, поэтому бытовые ножи делали с очень толстым, по современным меркам, лезвием.

Пояс кожаный

Незаменимый элемент как мужского, так и женского костюма. Кроме практического применения имел обережную функцию. Считалось неприличным и недопустимым выйти из дома не подпоясавшись.

Обмотки

Прадед онуч и солдатских портянок. Обмотками обвязывались ноги до колена, в дальнейшем подобные куски ткани являлись традиционным элементом мужского костюма вплоть до XX века.

Кожаные ботинки

Реконструкция обуви из скандинавского города Хедебю. Сверху пришиты длинные кожаные шнурки для фиксации обмотки на щиколотке.

Нижняя рубаха

Одна из главных частей одежды. Сорочка имеет туникообразный крой — самый древний для большинства народов вид одежды.

Верхняя рубаха

Шерстяная одежда. Часто шилась более короткой, чем нижняя, чтобы сохранить ступенчатый силуэт костюма.

Шерстяной плащ

Походная одежда. В зимнее время мог использоваться в качестве покрывала. Чаще всего застёгивался на бронзовую или серебряную застёжку-фибулу, но есть версии, что мог завязываться на шнурки.

Носки шерстяные

Короткие чулки, вязанные костяной иглой. Это один из древнейших способов рукоделия, сохранившийся до сих пор в неизменном виде у некоторых северных народов России.

Павел Сапожников - реконструктор, координатор проектов в историческом ивент-агентстве «Ратоборцы» .

С 14 сентября 2013 по 22 марта 2014 он провёл 3 сезона «в условиях Древней Руси»: осень, зиму и весну, и проверил на себе, как жили наши предки в далёком X веке в рамках проекта «Один в прошлом» . Сейчас он возглавляет рабочую группу, которая занимается подготовкой следующего проекта - «Семеро в прошлом» , который должен стартовать уже этой зимой. Участники проведут 9 месяцев в лесу Новгородской области, в условиях «раннего средневековья».

Подробнее о беспрецедентном проекте, можно узнать из документального фильма

А нам удалось встретиться с Павлом и узнать подробнее о его переживаниях, одиночестве, людях и животных, о том, что было сложно и что полезно, о тяжёлом возвращении, исторической науке и карманах.

XX2 ВЕК. Павел, вопросов много, предлагаю пойти по порядку: как ты на это согласился и кому принадлежит идея?

Павел Сапожников. Алексею Овчаренко, владельцу конторы и моему другу. Когда обсуждали, стало понятно, что это хороший проект именно для меня. Наверно, из-за склада характера: я спокойный, склонен к мизантропии, одиночеству, вот это всё. Достаточно комфортные для меня условия. Мне распрекрасно живётся без людей, проще, чем многим.

XX2 ВЕК. Долго ли готовились и как?

П. С. Шесть или восемь месяцев - от зарождения идеи до реализации. Подобного опыта не было ни у нас, ни глобально, подсмотреть негде. Всё было чудовищно сумбурно и ужасно. Следующий проект, «Семеро в прошлом», готовим не один год уже, понимая, насколько всё было плохо в первый раз. Мы пытались найти как можно больше источников, но чтобы, например, построить дом - нет такой литературы. Надо изучить 150 разрозненных статей, большинство из которых - это какие-то отчёты… Отсюда и ошибки в материальной культуре и не только. Выбор места не совсем удачный - Подмосковье, с охотой и промыслом там тяжело, плюс чудовищные проблемы с легальным природопользованием. А мы всё через медиа освещали, тем самым собирая доказательную базу, по которой нас потом могли осудить. Время проекта тоже странное - начали в сентябре и закончили в марте, так что выращивать что-то тупо было невозможно. А время такое выбрали, скорее всего потому, что в агентстве это межсезонье и проще отпустить на это время «сотрудника».

Из-за этого зерно запасали заранее - взяли «на глазок», привезли, сложили, а оказалось, что его слишком много. Никто не знал, сколько потребуется человеку в таких условиях с учётом остальных продуктов, сколько съест птица и другие животные. Ещё я жил недалеко от дороги. Это вообще казалось каким-то сюром. Я гулял, ну километров десять вокруг хутора, как немецкий парашютист в 41-м году: в странной одежде, стараюсь не светиться перед людьми, выбираю обходные дорожки вокруг полей, дорогу перехожу, когда машин нет. Как-то глуповато всё.

То, что был один, - это немного странно, в плане историчности. Отшельничество - это специфическая тема, которая во все времена была исключением. В раннее средневековье, наверно, ещё больше, чем сейчас - тогда выжить в одиночку было значительно сложнее.

Дом строили современными инструментами. Это нормально для реконструкции, но мы поняли, что так нельзя: кроме конечного предмета, нужно воспроизводить ещё и технологию. Но колоть брёвна на доски - это самая дорогая процедура, которую я вообще могу себе представить. Кубометр пиленной доски стоит тысяч восемь, а колотой… мне кажется, там речь пойдёт о шестизначной сумме. Примитивная работа очень трудоёмкая, а сейчас самое дорогое - это не материальные ресурсы, а человеческое время.

Дом, в котором жил Павел. || Фото: http://ratobor.com/

XX2 ВЕК. А как у тебя было со временем на проекте, электричества же нет, сколько было «рабочего времени»?

П. С. Световой день зимой часов пять-шесть. Но забавно - организм довольно быстро под это перестраивается. Возможности чем-то заниматься в темноте нет, и начинаешь дольше спать. Если в Москве через 8-9 часов всё равно просыпаешься, потому что выспался, или, там, телефон, будильник, машины за окном. Тут тебя это не ограничивает и можно часов 15-16 проспать вообще без особых проблем. А что ещё делать? Темно, освещения от небольшого светца почти никакого, да и всё равно заняться нечем.

XX2 ВЕК. В фильме показали, что ты насаживал мышку на пику и синичку на ниточки подвешивал - это от скуки?

П. С. Своеобразное развлечение. Как говорит один мой товарищ: «Как минимум, это красиво». Синичку-то я съел потом. Я понимаю, что это не совсем нормально, и многие люди считают меня двинутым в связи с этим, но я и не особо спорю. Лично я не вижу в этом ничего такого. Поймал, убил птичку, сегодня она не пригодилась, почему бы не подвесить на ниточку, это же красиво, она меня радовала. А мышка на палке - это тоже красиво. Кого дальше ловил, тоже насаживал - их птицы клевали, и мне было интересно, как птички съедают мышек на этих палочках. Я понимаю, что это не совсем нормально, но меня это почему-то забавляло.

XX2 ВЕК. А как ещё развлекался?

XX2 ВЕК. А перед проектом чему-то учиться пришлось?

П. С. Ну, я к тому времени уже какое-то время занимался реконструкцией, поэтому представлял, как с разными предметами обращаться и как их делать. Пытался что-то читать, чему-то тренироваться, эффект, конечно, это имело не очень существенный. Например, я учился огонь разводить, но оказалось, что это было не обязательно: во время проекта у тебя неограниченное количество времени, делаешь, пока не получится - других вариантов нет. Пару раз, по тридцать-сорок минут сидел. По большому счёту, всё зависит не от тебя, а от качества заготовленного трута. Если он хороший, сухой, то всё довольно просто. В основном брал чагу - гриб, который на берёзе растёт. У него нижнюю часть, трубчатую - выкидывают, а верхнюю, тоненькую, сушат, варят в воде с золой, нарезают и снова высушивают. Если всё приготовить правильно, то он легко искру ловит. А если воздух влажный, или ты забыл с вечера положить мешочек с трутом на печку, чтобы он там постоянно подсыхал, то могут возникнуть проблемы. А когда в течение пяти минут у тебя не получается сделать что-то такое простое, ты начинаешь злиться и нервничать, что совсем не добавляет очков к успешности.

Светец с 20 граммами льняного масла может гореть, примерно, 4 часа. || Фото: http://ratobor.com/

XX2 ВЕК. Насколько я знаю, ты ещё свечки делал, а откуда воск?

П. С. Ну, у меня был запас небольшой, это такое, допущение. Он точно был, его добывали из бортей - либо в деревьях углублялось дупло, либо из бревна делали полый «ящик», и поднимали на верёвке на дерево и в них заселялись дикие пчёлы. Просто в одиночку в Подмосковье его добыть невозможно. Сейчас уже понимаю, что свечи это не очень-то правильно, воск - дорогой товар. Он почти весь, насколько известно, уходил на экспорт. Его в большом количестве добывали на северах, в Новгородском княжестве почти весь отправляли в Европу, потому, что там христианство, церковь, свечи. Простые люди их не использовали, выгоднее было воск продать, а самим брать животный жир или масло льняное для светцов (речь скорее идёт о масляной лампе, светец - это подставка для горящей лучины - прим. «XX2 ВЕК» ). У меня были светцы и запас льняного масла. Это точно исторично - изо льна делали масло и ткань.

XX2 ВЕК. Ты в одном из

Говорил, что льняные рубашки портятся быстрее и шерсть вообще лучше. Но это ведь дороже?

П. С. Всё от региона зависит. В Скандинавии, например, почти вся одежда была шерстяная, потому, что процветало скотоводство, стригли овец и делали ткань. Лён для них был импортной и дорогой тканью, которую мало кто мог себе позволить. Для Руси ситуация немного иная: и лён вроде был, и скотоводство. Я просто предполагаю, что шерсть практичнее - более ноская и лучше защищает, что от жары, что от влаги, что от дождя. И причин не использовать шерсть, кроме распространённых заблуждений о том, что летом в ней жарко или она колючая, по сути-то и нет. Если взять Новгород, там земли́ хорошей практически нет: леса, болота. Зона рискованного земледелия: если ты что-то посеешь, не означает, что что-то соберёшь. Со скотиной проще - она пасётся по лесам-болотам, вполне себе живёт. Конечно, если брать Киев с Черноземьем, то там земледелие в первую очередь развивалось. Новгород почти до самого конца сильно зависел от поставок зерна с юга. Когда с южанами ссорились, частенько голодали потом, вымирали существенным количеством. Забавным это, конечно, не назовёшь, но любопытно: в нижегородских слоях есть некоторое количество «моров», когда город вымирал на три четверти. За несколько лет мог сжаться с огромной площади чуть ли не до размеров современного кремля. Все умерли - голод.

XX2 ВЕК. Кстати о голоде. У тебя проблем на проекте не было?

П. С. Нет, были проблемы с разнообразием. Кроме лука и зерна ничего и не было. Проблем со здоровьем не возникло - период времени не такой большой, а основные витамины и элементы в луке, капусте и зерне содержатся. Похудел я сильно, килограммов на двадцать. Но когда вернулся, очень сильно растолстел. Сами не знаем, почему так произошло. Может, организм перешёл в режим накопления, может всё из-за того, что на проекте ел много яиц. У меня куры были, штук 11, правда одну в начале

А большая часть вообще оказалась молодками и яиц не давала. Мы в птицах не разбирались и на рынке нам «неликвид» сбагрили. Получилось, что две курицы неслись регулярно, а остальные - периодически, но пара штук в день была. Так что есть версия, что холестерин мог повлиять, но не знаю, насколько это правда. Я думаю, всё из-за стресса…

XX2 ВЕК. А от чего стрессовал? Ты как-то в интервью сказал, что «самого тяжёлого» нет, хотя об этом все спрашивают. А что есть?

П. С. Самого - на самом деле нет. Обычно, я говорю, что тяжелее всего - это информационный голод. Это действительно сложно: мы привыкли получать кучу информации - звуков, надписей. А тут вообще ничего нет, деревья качаются, ветер дует, облака плывут - маловато в этом информации для современного мозга, начинаешь от этого тупеть. Я помню, меня даже как-то паника охватила, что я в овощ превращаюсь. Просыпаешься, вообще ни о чём не думаешь, и только вечером понимаешь, что день-то прошёл, а ты даже ни о чём не задумывался, никаких планов не строил. Просто существуешь, как животное… это меня испугало. Это просто психологический анабиоз в ответ на нехватку информации, потом назад быстро встраиваешься. Но это не самое страшное.

Тебе я правду расскажу: это всё просто страшный геморрой. Всё. Начиная от стирки одежды - не очень сложно, но геморрой. Одно дело ты пришёл вечером, закинул в стиралку и кнопку нажал, другое дело - дров натаскать, огонь этот несчастный накресать в миллиардный раз, затопить печь по-чёрному, камни погреть, чтобы они раскалились, воду принести, камни положить в воду, чтобы она согрелась, золу из печки выгрести, потом стоять на морозе и это всё в горячей воде жмыхать. Это просто неудобно и занимает два часа, когда световой день - пять. Ты половину дня потратил, чтобы постирать две рубашки. У тебя ни фига не мыло, не стиральный порошок , у тебя зола. Что в этом приятного? Информационный голод - это да, паршиво, но каждую неделю так одежду стирать тоже не прикольно.

Разве здорово пять-шесть часов сидеть перед жерновами и

Это начинает сводить с ума. Я старался всё делать в темноте, чтобы день световой и масло не тратить и это та ещё пытка. В доме абсолютно темно, я ещё и дверь закрывал, чтобы холод с улицы не шёл, ты крутишь, не видишь ни зги, только этот противный звук от того, как камни скрибышутся. Так несколько часов подряд. Что в этом прикольного? Да ни фига в этом прикольного нет.

И так - куда ни ткни. Сейчас я вообще понимаю, что и хозяйство надо было строить другим образом. У меня было слишком много всего материального на одного человека. Хутор предназначен для целой семьи - это как жить в здоровом особняке - используешь три комнаты, а убирать приходится везде.

XX2 ВЕК. Кстати, в комментариях часто были замечания о том, что у тебя в доме очень грязно. А вообще, возможно держать дом в чистоте? И как обстояли дела с личной гигиеной?

П. С. Уборку я делал раз в несколько дней. Учитывая, что особо и не мусоришь - достаточно. Пытался отмывать стены от сажи, но это невозможно. Тряпки нет, но даже если сено взять или снег - ну, попробуйте оттереть закопчённое бревно. Болгаркой - может быть, но руками - точно нет. Сажа везде, в доме сплошные дерево, кожа и керамика - они прекрасно её впитывают. Можно сколько угодно стирать рубашку, она будет чистой, но выглядеть, как омерзительный, бомжовский балахон. Стираешь-то всё той же золой, щёлок больше неоткуда добыть. Не думаю, что у наших предков было по-другому. Хотя, после проекта я перестал воспринимать золу и сажу как грязь - они стерильны и неизбежны. С ними можно просто смириться. Когда я пришёл к этой гениальной мысли, жить стало получше.
Перед проектом я думал, что сложно будет с помывкой, я-то привык ходить в душ, по сути, каждый день. Переживал, что смогу помыться раз в неделю в лучшем случае, но оказалось несложно. Нет такой спешки, от которой обычно преешь в городе, ни метро, ни духоты. Одежда вся лёгкая, натуральная, свободная, всё течёт довольно размеренно - быстро привык.

Обстановка в жилом помещении. || Фото: http://ratobor.com/

XX2 ВЕК. В одном из репортажей ты говорил, что хочешь пожить ещё какое-то время на хуторе. Долго? И как это вообще всё заканчивалось?

П. С. Где-то на неделю остался. Там всё было очень печально, во многом, это связано с животными, из-за нашей неопытности в и непонимания организации. Никто совершенно не подумал о том, что будет после окончания. Поэтому я остался предоставленный сам себе, и совершенно не понятно, что делать с этим хозяйством. Прошло несколько дней, мне стало ясно, что я бы так-то свалил бы с удовольствием в более прекрасные места, но не мог, как раз из-за животных. Вариант кому-то их продать, или отдать, или съесть, даже не рассматривался, потому, что я относился к ним лучше, чем к некоторым людям, которые окружали меня в тот момент. Это было очень тяжело, в концепции следующего проекта всё продумано - период постадаптации и так далее. С днём окончания проекта, он конечно, ни фига не заканчивается. Это, примерно, середина. В прошлый раз этого не учли, и всё, естественно, постепенно растворилось, накрылось медным тазом и пошло по самому негативному сценарию.

Павел и коза Глаша. По признанию самого Павла, всех коз звали «Глаша». || Фото: http://ratobor.com/

XX2 ВЕК. У тебя ещё была собака, с ней что произошло?

П. С. С собакой, я надеюсь, всё в порядке, она убежала от меня. У него ушной клещ обнаружился, плюс он как-то не разделил моих восторгов по поводу зерновых похлёбок. Вообще брать взрослую собаку, заведённую за месяц до начала проекта, с которой ты плохо знаком, которая к тебе не привязана, - это изначально довольно провально. Она в итоге от меня убежала к ребятам, которые жили рядом, и у них и поселилась. Просто в фильме, когда она ушла, это решили не объяснять - исчезла и исчезла. Усугубилось ещё и тем, что через несколько месяцев после этого я записывал видео про готовку и, как мне тогда казалось, очень весело пошутил про пирожок с собакой. После проекта уже узнал, что многие подумали, что я её съел.

XX2 ВЕК. Что самое тяжёлое было в возвращении?

П. С. Что самое тяжёлое - не знаю, но это было очень жёстко. Гораздо хуже, чем сам проект. Три или четыре месяца после - наверно, худшее время во всей моей жизни. Просто кошмар. Я настолько не вписывался во всё, настолько ужасно себя вёл… очень благодарен людям, которые меня в тот момент окружали, что не прокляли меня, не уволили, не послали куда подальше и не оставили в гордом одиночестве. Меня ужасно колбасило от всего, что происходит, я не мог найти, чем заняться, первые несколько месяцев я вообще ничего не делал, стал конкретно пить, основательно, запойно. Это как-то всё сошло на нет где-то через шесть-восемь месяцев после проекта. Отходняк, фактически длился дольше, чем проект.

XX2 ВЕК. Похоже на фильм «Изгой»?

П. Сапожников Да, классный фильм. Очень много прям… сцена возвращения в фильме очень круто сделана, я её очень мощно переживаю.

Павел явно не очень рад повышенному вниманию к своей персоне. || Фото: http://ratobor.com/

XX2 ВЕК. Что мешало войти в жизнь?

П. С. В основном люди. Было много внимания, интервью, вопросов «чего-как?», а мне, естественно, ничего рассказывать не хотелось. Основной конфликт сводился к тому, что меня бы вполне устроило, если бы людей по-прежнему не было, просто всё бы было поудобнее, стиральные машинки и так далее. А вот люди - это не надо, это лишнее. На проекте я вообще понял, что для меня даже находиться рядом с людьми - это необходимость. Вот мы сейчас сидим, разговариваем, но я понимаю, что если бы я тут просто заперся один, мне было бы значительно лучше.

XX2 ВЕК. Прости.

П. С. (Смеётся) Ну, к сожалению, это не перебороть. Там я себя чувствовал очень хорошо, на 100% заряженным. Когда наступал день открытых дверей или приезжал оператор, я разряжался на один процент, а потом восполнял - это круто. Конечно, постоянно быть одному - тяжело, но мне определённо не хватает этого одиночества. По своей воле, я бы дня четыре в неделю проводил один вообще с удовольствием, чтобы никого не видеть, ни с кем не общаться. Я таким был всегда и совершенно от этого не страдаю.

XX2 ВЕК. Что тебя больше всего удивило по возвращению?

П. С. Карманы, конечно. Я на полном серьёзе. Никакие телевизоры, планшеты, музыка, даже на десятую часть меня не поразили так, как карманы. Хоть это несложно, но в X веке ещё не догадались. На самом проекте, как-то не думал об этом, но когда переоделся, надел штаны и обнаружил, что там такие штуки, в которые можно руки засунуть, они прям по размеру и это очень удобно, я ходил, как гопник с руками в карманах, и просто кайфовал от того, какие они прикольные, какие люди молодцы, что их придумали.

XX2 ВЕК. Что бы ты назвал самым положительным в проекте?

П. С. Наверно то, что это начало пути, некой экспериментальной археологии с постройками и материальной культурой, пути, который мы прошли. Я вот этому очень радуюсь, что, несмотря на то, что это было коряво, непродуманно, плохо и неправда. Без проекта мы бы не смогли продвинуться туда, куда продвинулись, а мне нравится то, что мы делаем, с точки зрения науки, археологии.

Во время проекта Павел должен был узнать, какой из видов топоров самый практичный. || Фото: http://ratobor.com/

XX2 ВЕК. Есть примеры чего-то ценного для науки?

П. С. Ну, например, мы набрали 5 топоров разной формы и хотели проверить, как они себя ведут. Я где-то за неделю понял, какой топор самый удобный, а остальные просто лежали. У всех древнерусских топоров очень большой КПД. Больше, чем у современных плотницких, за счёт формы лезвия, веса и так далее. Но есть и обратная сторона - быстро изнашивается древко. Утолщения как на современных топорах тогда ещё не придумали, и рукоять довольно тоненькая в месте насадки и постоянно ломается. Менял примерно раз в неделю. Много было разных экспериментов из разного дерева: дубов, ясеней, клёнов, берёз, чего угодно, разной длины, разных форм, я чего только не пробовал. Я вот рассказал об этом и подумал, что почему-то никогда об этом не писал и не фиксировал, а на самом деле стоит.
На следующем проекте мы хотим попытаться сделать печь с дымоходом. Да простят меня все специалисты по ранней средневековой архитектуре, благо, их человека два, в последнее время я стал сомневаться, что дома топились по-чёрному. Этому даже есть косвенные свидетельства, но я пока очень аккуратно об этом размышляю. Чтобы посвободнее рассуждать надо взять анализ сажи на вещах - а этим никто не занимался. Если посмотреть, сколько её в деревянных и кожаных изделиях, которые находят, то можно будет однозначно сказать, как топили печь. Сейчас мы хотим найти единомышленников в науке, и если им что-то нужно, из любой области, мы готовы это изучить. Просто, пусть скажут, что и как надо фиксировать, чтобы это имело научную ценность, но пока что-то тухловато.

XX2 ВЕК. Под фильмом довольно много комментариев - читаешь? Как относишься к критике?

П. С. Что-то читал, что мне люди близкие скидывали, но целенаправленно - нет. Вообще, я уже давно выучил, что если тебя критикуют и говорят, что ты делаешь фигню, - это прекрасно, значит, ты куда-то двигаешься. Если я понимаю, что пост положительный, что всё круто и мы молодцы - я не дочитываю, а зачем? Это приятно, но не интересно. «Историческая критика» меня вообще всегда забавляет. «Один в прошлом» можно вообще разнести, камня на камне не оставить. Столько всяких ошибок, столько наворотили. Если бы я писал разгромную критику, я бы это сделал основательно, аргументированно, бесспорно и железобетонно. Долго ждал, что найдётся такой человек, который будет не пургу гнать про то, как предки жили, а чётко скажет: «Чуваки, какая историчность? У вас дом бензопилой спилен, вон следы на видео видно». Много было непопаданий с точки зрения региона - начиная от керамической фляжки, которую вообще в степи нашли, где были хазары, заканчивая топором, который родом из Ирландии. Такого разлёта географии просто не может быть. Но об этом не написал никто за всё время существования проекта, за все комментарии, что были.

К следующему проекту мы уже себя в такие жёсткие рамки загнали, что выть хочется. Вот тут рядом, в Киеве, такая штука есть именно на это время, но её нельзя брать, потому, что мы делаем Новгородскую область. На том проекте мы даже об этом не задумывались, времени не было на подготовку, да и знаний тоже. А это ведь бездонная яма - чем больше разбираешься, чем большей точности достигаешь, тем больше понимаешь, что это пропасть. Как обычно, чем больше я знаю, тем меньше я понимаю.

Та самая керамическая фляжка, которой не должно было быть на проекте. Одна из многих ошибок, которую Павел признаёт и собирается исправить на следующем проекте. || Фото: http://ratobor.com/

XX2 ВЕК. Участников на новый проект уже нашли? Ты участвуешь?

П. С. Я - точно да. Остальных ещё не отбирали. Критериев, как таковых, нет. Не обязательно быть реконструктором, фермером, всё уметь… не обязательно быть мужчиной или моим другом. Искать людей, если честно, сложно. Когда сам не до конца понимаешь, кто тебе нужен… У меня есть желание собрать идеальную «команду космонавтов». С другой стороны, не факт, что это не даст сбой. Кроме того, бригада прекрасных специалистов, которые всё умеют, у которых всё отлично и которые ладят друг с другом - это совершенно не интересно для наблюдения. Проект должен быть медийным - это одна из его основ. Михаил, который занимается видеоосвещением, даже недавно привёл психолога, который отбирает участников на шоу à la «Дом 2», чтобы можно было предсказать, как они там будут друг с другом ругаться. С одной стороны, это, интересно, но меня не устраивает. В общем, кастинг - это тонкий момент, но человека ещё три-четыре есть на примете.

XX2 ВЕК. Будут ли в этот раз камеры на проекте? Прямая трансляцию?

П. С. Нет. Стационарные камеры, конечно, все хотят, но я - против. Может, у меня пунктик по этому поводу, но с камерами на хуторе я в проекте участвовать не буду. Мы сейчас с Мишей как раз люто спорим, как часто будет приезжать оператор и вести съёмку. Плюс мы хотим одного из участников подготовить и выдать ему простенькую камеру, чтобы он мог снимать процесс изнутри. Получается, примерно половина того, что там будет происходить - будет сниматься.

Павел не всегда был рад визитам операторов на хутор. || Фото: http://ratobor.com/

XX2 ВЕК. Как снимался первый проект?

П. С. Было несколько операторов, они приезжали по одному в разное время, так что я не знал, когда их ждать. В среднем - где-то раз в неделю. Оператор мог и на два часа приехать, когда понимал, что делать особо нечего, что я не в настроении и закрываюсь от него в доме. Снимал какой-нибудь таймлапс и уезжал печальный. А иногда мог провести целый день, с раннего утра до самого вечера. Ему было запрещено со мной разговаривать, и, если честно, это одна из худших практик предыдущего проекта, вся тема с изоляцией - это довольно глупо. Я даже не могу сказать, что это было сложно, это просто глупо. Через какое-то время я начал откровенно стебаться - мне-то с оператором никто не запрещал разговаривать. Когда приезжал, я, не переставая, с ним разговаривал, что-то рассказывал. Он слушал, ржал, но никогда ни слова не говорил в ответ. В общем, это было как-то люто глупо, но почему-то мы решили, что общение с современным миром может перебить всю тему с историчностью. А тут семь человек, они всё равно будут друг с другом общаться о современном, что-то вспоминать, обсуждать фильмы, вести обычные современные разговоры. Поэтому нет смысла ограничивать их в разговорах с оператором или кем-то ещё. Мы не пытаемся вводить ничего ролевого, будто это семья или это группа охотников. Это семь современных человек, которые оказались вот в таких условиях.

XX2 ВЕК. Ты рассказывал, что во время проекта рубанул себе по пальцу - как-то обрабатывал?

П. С. Было дело, шрам остался. Никак не обрабатывал - водой промыл да перевязал. Пытался ещё стежок сделать, как-то сшить. Потом приехал врач, который наблюдал за моим состоянием, надавал по башке, сказал, что я идиот и нельзя льняными нитками раны шить. Но у меня и не получилось, так что ладно.

XX2 ВЕК. Часто болел?

П. С. Строго говоря, я не выздоравливал. Какие-то сопли и кашель были постоянно, я даже внимания не обращал. Зима выдалась паршивая, постоянно было мокро, ноги сырые. Где-то неделю было обострение, температура, подглючивало немного. Вариант эвакуации я как-то даже не рассматривал. Наверно, если бы ногу сломал, заговорил бы по-другому, но так не думал об этом, даже с температурой. В случае чего, у нас недалеко от хутора жили несколько наших работников, можно было до них докричаться.

XX2 ВЕК. А если бы на голову что-нибудь упало и ты потерял сознание, то никто об этом бы и не узнал?

П. С. Через несколько дней, наверно бы и узнал… когда заметили бы, что уже пару дней дым не идёт. В этот раз думаем над какой-нибудь системой: цинковый чемоданчик запаять с сигнальными ракетами или спутниковый телефон. Новое место достаточно глухое, в Новгородской области, далеко от цивилизации. Там километров 10 от дороги, болота, лес - как на другую планету прилететь. Ничего, кроме спецтранспорта, там, в принципе, не проедет.

XX2 ВЕК. С местными властями как-то координируетесь, с МЧС?

П. С. Работаем в этом направлении. Сам участок мы хотим купить, благо, эта прекрасная болотистая земля не стоит вообще ничего - 10-20 тысяч за гектар. И я понимаю почему - она ни подо что не пригодна, кроме такого проекта.

XX2 ВЕК. Ты говорил, что устаёшь от людей, а вот вас будет семь человек, в замкнутом пространстве, вдалеке от всех.

П. С. Ну, вот это печально, конечно. Вангую, что ничего хорошего не произойдёт. Я неплохо в этом вопросе подковался, изучив много литературы по психологии и этологии про небольшие замкнутые группы, агрессию и так далее. Надеюсь, будет много внешних трудностей, чтобы было меньше внутренних проблем. Сплачиваться против чего-то очень помогает.

В первом проекте была ключевая ошибка - не было конкретных целей. Заход был такой: «А давайте сделаем и посмотрим, что будет?» Когда ты предоставлен сам себе и у тебя нет конкретных задач, это весьма угнетает. У нового проекта цели будут, концепция уже довольно давно прописана. Там и наука, наблюдение и фиксация каких-то вещей, кое-что по медийному продвижению, так как без освещения проект смысла не имеет. Плюс, он начинается в декабре, на зимнее солнцестояние, а заканчивается в сентябре, охватывая весь посевной период. Мы заготавливаем продукты на семь месяцев из девяти, при этом на три четверти от нормы. Это стимулирует к тому, чтобы зимой заниматься промыслом, а с наступлением весны - сельским хозяйством. Иначе проект будет невозможно закончить - оставшиеся два месяца, хоть это и не очень долго, без еды не протянешь. Мне кажется, что план неплохой.

XX2 ВЕК. До старта ещё полгода, планируются ли какие-то мероприятия в ближайшее время?

П. С. «Времена и эпохи» в Москве, 9-19 августа. Большой, «мультиэпошный» фестиваль, ремёсла, бои, магазины - тысяча-полторы участников. Будет вообще всё: от античности до гражданской войны в США, ну и более классические, вроде, Древней Руси. У меня будет площадка «Семеро в прошлом», правда, пока с местом не определились - есть вариант, что в Коломенском, но пока там пертурбации чисто административные. Возможно, разобьём всё по московским паркам, либо по бульварам. Изначальная идея - замкнуть Бульварное кольцо нашими площадками. В прошлом году фестиваль делали просто по московским улицам, подсчитать точное количество участников невозможно, но по каким-то прикидкам - тысяч 400-500 человек было.

XX2 ВЕК.