Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Фгос в музыкальном образовании. Предметно-развивающая среда по музыкальному воспитанию детей раннего возраста Музыкальная среда в доу

Фгос в музыкальном образовании. Предметно-развивающая среда по музыкальному воспитанию детей раннего возраста Музыкальная среда в доу

Одной из характерных тенденций в современном дошкольном образовании является создание в дошкольном учреждении


эстетически-развивающеи предметно-пространственной сре­ды. В исследованиях можно встретить различные определения это­го понятия. Рассматриваются и предметно-пространственная, и со­циокультурная, эстетически-развивающая, культурно-образователь­ная среда и т. п. Но при различии названий речь всегда идет о созда­нии оптимальной среды, обеспечивающей психологический комфорт личности ребенка (схема 32).

Среда дошкольного учреждения рассматривается в настоящее время как условие реализации ребенком своих способностей, сред­ство воспитания личностных качеств, обогащающий фактор раз­вития, который служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми.

При этом в дошкольном образовательном учреждении осущест­вляются различные направления развития и воспитания детей, создание среды для которых будет обладать определенной специфи­кой. Нас интересует художественно-эстетическое направление, и прежде всего музыкальное воспитание как его неотъемлемая часть, и особенности создания развивающей среды для более эффектив­ного его осуществления.

Э.П. Костина, специалист по проблемам музыкального воспита­ния, рассматривает его как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре и считает, что можно говорить о му­зыкальной предметно-развивающей среде как о средстве приобще­ния ребенка к музыкальной культуре.

Таким образом, музыкальная среда становится одним из компо­нентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Автор на основе анализа данной проблемы утверждает, что для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, включающая музыкальную среду ДОУ, семьи, учреждений культуры и образования.

Музыкально-образовательная среда ДОУ включает в себя:

блок организованной (регламентированной) музыкальной деятель­ности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки. Здесь ребенок впер­вые слышит музыкальные произведения, получает знания, умения и навыки, здесь создается положительный эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой;

■ блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и са­мостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий:


- совместная с воспитателем музыкальная деятельность - в играх: сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, музыкально-дидактических, музыкально-твор­ческих и др.; в процессе условно-образного и условно-схема­тического моделирования содержания, характера музыки, средств музыкальной выразительности и т. п.;

- самостоятельная музыкальная деятельность детей вне за­нятий, возникающая по инициативе детей - песни, музыкаль­ные игры, упражнения, танцы, а также песенное, музыкально-ритмическое, инструментальное детское творчество.

Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляет­ся нерегламентированная музыкальная деятельность детей, это:

■ совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогич­ной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ) организация се­мейного досуга (Л. Н. Комисарова, Г. В. Кузнецова):

■ проведение семейных праздников;

■ посещение с ребенком музеев, театров (драматического, музы­кального (оперы, балета, мюзикла), кукольного);

■ создание «домашнего музея» (например, музея любимого ком­позитора) ;

■ коллекции детских музыкальных игрушек и музыкальных ин­струментов, домашнего оркестра, домашнего «театра» (куколь­ного, драматического);

■ организация в домашней обстановке разнообразной музыкаль­ной деятельности детей, развлечений с использованием музы­ки;

■ наличие музыкальной фонотеки из ценных в художественном отношении произведений;

■ самостоятельная работа (аналогична самостоятельной музы­кальной деятельности детей в ДОУ). Организуемая родителями музыкальная деятельность дает ребенку богатые впечатления, являющиеся мощным стимулом для его творческих проявлений. Кроме того, ему предлагаются различные модели поведения, что важно для его социализации, для развития взаимоотношений с окружающими.

Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей,


посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, театральные спектакли и т. п.).

В целом музыкально-образовательная среда имеет свою струк­туру. Она состоит из предметного и музыкального компонен­тов.

Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной инфор­мацией, т. е. музыкой независимо от ее источника. Все остальное, в том числе музыкальные инструменты, игрушки, пособия и средства извлечения музыки (магнитофон и т.д.), относится к предметному компоненту. Таким образом, предметно-развивающая среда - си­стема материальных объектов деятельности ребенка.

Поскольку ребенок постепенно входит в пространства предмет­ного (рукотворного) мира и социальных отношений, помимо пред­метной и социальной выделяют развивающую среду, в которой про­исходят социальные взаимодействия ребенка, влияющие на его

Схема 32


развитие. Окружающие ребенка сверстники и взрослые составляют его среду обитания, а взрослые, кроме этого, являются организато­рами педагогического процесса. В социальной составляющей среды выделяют такой существенный момент, как организация мотиви­рующего фактора, эмоционального фона среды. Поддержание тако­го фона, создающего комфортные условия для ребенка и культиви­рующего его музыкальное творчество, - важная задача педагога.

Выделяется ряд требований к проектированию музыкальной предметно-развивающей среды (С.Л.Новоселова, Э.П.Костина):

■ учитывать необходимость развития ведущей детской деятельно­сти;

■ среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С.Выготский);

■ музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитив­ной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже из­вестные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;

■ нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются; и, наобо­рот, - постоянно используемые ребенком знания живут и обо­гащаются.

При этом отмечается, что станет ли эта среда развивающей, за­хочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности, зависит от компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтере­сованного отношения к музыкальной деятельности детей, прежде всего самостоятельной. Развивающие воздействия художественно-эстетической среды может реализовать только педагог, увлеченный музыкой, проявляющий интерес к музыкальным играм, демонстри­рующий детям возможности музыкальной предметной среды, соз­дающий творческие ситуации, пробуждающий интерес к музыкаль­ным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

При разработке и оценке музыкальной среды рекомендуется опираться (Э.П.Костина и др.) на следующие критерии ее качества.

Качество содержания. В музыкальной среде должен отражаться весь спектр детской музыкальной деятельности.

Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творче­ство), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:


■ восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать про­изведения;

■ воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к исполни­тельской деятельности (пению, игре или танцу, инструменталь­ному музицированию);

■ музыкально-творческая деятельность - пособия, побуждающие к творческой импровизации в различных видах музыкальной деятельности).

Это обеспечивается разнообразием детских музыкальных ин­струментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон).

Содержание музыкальной среды должно отражать принцип си­стемности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной дея­тельности, поэтому следует усложнять содержание среды по воз­растным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности получения из среды необходимой информации для музыкально-творческой деятельности.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музы­кальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней. К Качество структуры. Музыкальная среда должна быть представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована так, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкаль­ными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или под­группой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функцио­нальную нагрузку детей.

алла мавлютова
Создание предметно-развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 274

КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА Г. ВОЛГОГРАДА

Методическая разработка

«Создание предметно- развивающей среды

по музыкальному развитию в ДОУ »

(дизайн-проект)

пакет документов на районный конкурс

Выполнил : музыкальный руководитель

Мавлютова Алла Владимировна

Актуальность создания предметно- развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ связано с тем , что развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной .

Предметно- развивающая среда выступает как условие полноценного музыкального развития ребёнка . Музыкальное искусство и музыкальная деятельность в дошкольном возрасте - средство и путь всестороннего развития ребенка . Музыка тесно связана с другими видами искусства и сопровождает всю жизнь ребенка в детском саду. Все дети приобщаются к музыке , содержание которой отвечает общим и специальным задачам и учитывает возрастные ступени и индивидуальные различия.

Ребенок приобщается к искусству не только на занятиях. Музыка и стихи звучат на праздниках, развлечениях в исполнении взрослых и детей. Художественное оформление усиливает эмоциональное переживание ребенка. Театрализованные действия также требуют изобразительного и музыкального оформления . В самостоятельной игровой деятельности дети проявляют свой подход в передаче уже накопленного приобретенного художественного опыта и применяют его в новых условиях, ситуациях.

Огромное влияние на развитие музыкальных способностей детей , на их самостоятельное музицирование оказывает правильная организация предметно- развивающей среды .

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослым и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни . Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно- развивающей среды .

Под предметно- развиающей средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Интерьер и игрушки должны быть удобны в повседневном использовании. Игровое пространство динамично и меняться в зависимости от интересов детей и творческих замыслов педагогов.

Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно-пространственной среды . А. Н. Леонтьев доказал, что стержнем деятельности является предметность .

Проект позволит обеспечить :

Систематическое и планомерное занятие самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников;

Самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами;

- создание музыкальных

Получение, закрепление знаний о музыке , развитие

Основными принципами в создание музыкальной развивающей среды являются :

Принцип актуальности разработки среды предполагает её ориентацию на наиболее важные образовательные потребности детей, родителей.

Принцип контролируемости ориентирует педагогический коллектив на разработку развивающей среды , позволяющей отслеживать промежуточные и итоговые результаты образовательного процесса.

Принцип системности предполагает целостность развивающей среды , гармонизацию стратегических приоритетов ДОУ, образовательных программ групп и материально- технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.

Принцип функциональности. Означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию . Используемые нами игры и пособия в основном многофункциональны, вариативны.

Принцип активности, самостоятельности, творчества- возможность проявления и формирования этих качеств у детей путем участия в создании своего предметного окружения .

Принцип стабильности - динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип эмоциогенности среды , индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству.

Принцип эстетической организации среды , сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво) ;

Принцип открытости - закрытости, т. е. готовности среды к изменению , корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах : открытость природе, культуре, обществу и собственному «Я» );

При разработка в ДОУ были использованы нормативные документы, научные и методические источники :

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;

В соответствии с федеральными государственными требованиями.

В соответствии в соответствии общеобразовательной программой дошкольного учреждения.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.260-10, письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста,

воспитывающихся в семье»;

Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек,

Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек,

Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек» );

Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.);

Музыкальная предметно- развивающая среда в группах была организована по двум основным блокам :

1) музыкальный центр (восприятие и воспроизведение музыки ) ;

2) творческий центр (музыкально -творческая и театрализованная деятельность) .

Музыкальный центр был оборудован техническими средствами , музыкальными инструментами , музыкальными игрушками , самодельными музыкальными инструментами из природного материала (по концепции Карла Орфа, музыкально -дидактическими играми, набором картинок с музыкальными инструментами , портретами композиторов.

Из технических средств музыкальный уголок оснащен , прежде всего, магнитофоном и набором компакт-дисков, содержащих разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми данной возрастной категории по музыкальному развитию . Оформление музыкальных уголков в группах младшего дошкольного возраста было построено на сюжетной основе, в старших – на дидактической. Пособия развивающей среды добротны , эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

В творческих центрах представлены атрибуты для театрализованных представлений , спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются :

- различные виды театров : бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др. ;

Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей : набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

Атрибуты для различных игровых позиций : театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений , места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

В музыкальном уголке дети могут послушать любимые произведения, спеть понравившиеся песни, подобрать их на металлофоне, помузицировать, поиграть в музыкально -дидактические игры и т. д.

В свободное время дети любят играть на музыкальных инструментах . В младших группах в музыкальном уголке находятся ударные инструменты : бубны, барабаны, погремушки, маракасы; духовые : флейта, дудочка и др. В средних группах имеются металлофон, ксилофон, кларнет, детские пианино, рояли, треугольники, музыкальные молоточки и др ., на которых дети исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут сочинить и свои. Кроме того, музыкальные инструменты используются в музыкально-дидактических играх .

Для старших дошкольников в музыкальный уголок мы добавили духовые гармоники, баян, аккордеон, скрипку, гитару и др. Духовые инструменты используются индивидуально, а в случае необходимости передачи другому ребенку мундштук обрабатывается спиртовым раствором.

Дошкольники охотно разыгрывают инсценировки на сюжеты песен с яркими и выразительными действиями : «Урожайная» А. Филиппенко, «Тень-тень» В. Калинникова, «Савка и Гришка» (народная) и др., организуют различные ролевые игры. Однако многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь при наличии атрибутов, которые помогают развитию сюжета . Например, детям игрушечный телевизор – и начинается игра в телепередачи.

Картонные пианино с нарисованными клавишами, дудочки, свирели, дирижерские палочки, красиво оформленные в виде маленьких книжечек с иллюстрациями ноты песен, некоторые детали костюмов для артистов – дают возможность организовать такие игры, как «Оркестр» , «Концерт» и др.

Музыкально -дидактические игры требуют от дошкольников определенного запаса музыкальных впечатлений , навыков, умений. Вначале такие игры проводятся музыкальным руководителем или воспитателем. Когда же дети усвоят правила и содержание игр, они сами организуют их. Для развития музыкально -дидактических игр можно использовать «Музыкальное лото » фабричного производства.

В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической, народной музыки , песен из мультфильмов, музыкальных сказок , а также проводить музыкальную релаксацию , способствующую психическому расслаблению детей. Для этого необходимо иметь магнитофон в каждой группе. Аудиоматериал по слушанию музыки предоставит музыкальный руководитель .

Самостоятельная театрально-художественная деятельность в творческом центре позволяет детям организовывать игры-драматизации после прослушанных музыкальных произведений . Дети включаются в мини-игры, театрализованные игры-спектакли, организуют мини-сценки с куклами.

Используя музыкальную предметную среду , ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но это не значит, что он предоставлен самому себе . Характер руководства со стороны воспитателя становится косвенным :

Воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка , полученные им в детском саду и семье;

Воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

Воспитатель должен стать тактичным соучастником детских игр.

Планируемые результаты. Создание предметно- развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ позволит :

Обеспечить совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям и музыке зависит , станет ли эта среда развивающей .)

Обеспечить самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами.

Получить и закрепить знания детей о музыке и театре ;

Обеспечить развитие любознательности , стремления к экспериментированию;

Приобщение детей к искусству театра;

- развитие творческой активности и игровых умений детей;

Созданная система условий , средств .

Приложение 1

Тема : «Создание предметно- развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ »

Вид проекта : практико-ориентированный.

Участники : (педагоги, родители воспитанников) .

Цель проекта : Создание современной предметно- развивающей среды по музыкальному развитию .

Задачи проекта :

1. систематическое и планомерное занятие самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников;

2. самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами;

3. создание условий для отражения детей услышанного и увиденного на музыкальных занятиях в различных видах детского творчества;

4. получение, закрепление знаний о музыке , развитие творческих способностей, любознательности, стремления к экспериментированию.

Результат : Созданная система условий , средств и форм организации самостоятельной деятельности детей обеспечит необходимый уровень музыкального развития дошкольников .

Этапы проекта.

1 этап нормативно-правовой

Изучение проблем. Постановка цели и задач проекта.

Анализ музыкальной среды в ДОУ

Изучение нормативных документов санитарно-гигиенических норм и требований.

Составление плана и схемы проекта. Разработка проекта. Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц

Педагогический час «Обзор литературы по организации музыкальной предметно- развивающей среды в ДОУ »

Консультация для педагогов «Современные требования к созданию музыкальной предметно- развивающей среды в разных возрастных группах».

2 этап методический

Бюро находок «Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта »

Разработка эскизов, дизайн-проектов оформления группы. Выбор оптимально-приемлемых вариантов дизайна пространства.

Педагогическая гостиная «Знакомство с опытом работы детских садов России посредством просмотра фотоматериалов»

Самостоятельное изучение педагогами вопроса по организации музыкального уголка средством различных сайтов . Поиск резервов повышения компетентности через самообразование.

3 этап практический

Семинар-практикум «Новый подход к формированию музыкального центра в группе »

Выбор музыкальных инструментов , оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области музыкальной среды для детей дошкольного возраста

Создание музыкальных центров во всех группах МОУ.

Переоборудование и оформление музыкальных центров .

Подведение итогов. Планирование работы на следующий год по проекту с внесением коррективов.

4 этап итоговый

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Анкетирование педагогов и родителей.

Сбор материала, создание банка данных , методических рекомендаций. Оформление материалов по дизайн-проекту.

Фотоколлаж /фотоматериалы предметно- развивающей среды по музыкальному развитию

Презентация проекта.

РЕЗУЛЬТАТ

Создание предметно- развивающей среды по музыкальному развитию в МОУ отвечающей современным требованиям.

Участие в районом конкурсе «Инновационный подход к созданию предметно - развивающей среды в ДОУ » среди педагогов муниципальных дошкольных образовательных учреждений Красноармейского района г. Волгограда

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9

Дидактические возможности предметно-развивающей среды в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей

Из опыта работы

Музыкального руководителя

МБДОУ №9 Калинкиной Н. В.

г. Усть-Лабинск

Современных детей окружает богатый мир звуков, источниками которых являются телевидение, радио, кино, аудио - видеотехника. Дети слушают музыку, доступную и недоступную их пониманию, близкую, интересную по тематике, и музыку, рассчитанную на взрослых. Поэтому процесс музыкального воспитания в ДОУ должен быть целенаправленным. Дошкольников привлекают сюжетность, сказочность, мир игрушек, животных Реальный жизненный опыт ребёнка, непосредственные впечатления об окружающем могут явиться питательной средой для приобщения его к музыкальному искусству.

Содержание музыкального воспитания в ДОУ создаёт благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребёнка, его музыкальных способностей. Музыка воздействует на ребёнка, способствуя формированию полноценной личности, воспитывая и обогащая его чувства, его эмоциональный мир. Если ребёнок с раннего возраста слушает красивую подлинную музыку, то со временем у него формируется музыкальный вкус, своё отношение к миру прекрасного. При восприятии или исполнении музыки возникают эстетические чувства как устойчивое отношение к музыке, содержащее в себе эмоциональную и познавательную природу. Эстетическое чувство формирует музыкальный вкус — способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. Важно знакомить детей с произведениями разных эпох и стилей, обладающими художественными достоинствами.

Основной целью педагогических усилий является не формирование определённого объема ЗУН, а развитие эмоциональной сферы дошкольников. Музыка только тогда выполняет свою функцию, когда у ребёнка будут развиваться эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, музыкальные способности.

Развитие отзывчивости на музыку разного характера, формирование музыкального вкуса в дошкольном возрасте создают фундамент музыкальной культуры. В понятие музыкальной культуры входят различные виды музыкальной деятельности, музыкальные умения, навыки, сложившиеся в результате практической деятельности, музыкально — эстетическое сознание.

Если у ребёнка появился интерес к музыкальной деятельности, если музыка затрагивает его чувства, если он способен дать оценку произведению, то музыкально — эстетическое сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, от которого в свою очередь зависят развитие музыкальных способностей и общее развитие ребёнка.

Каковы же возможности детей для музыкального развития на разных возрастных этапах?

До трёх лет у ребёнка формируется музыкальные эмоции, накапливаются музыкальные впечатления.

В четыре года он слушает музыку более продолжительную, у него проявляется интерес к музыке, к определённым видам музыкальной деятельности.

В пять лет появляется устойчивый интерес к музыке и музыкальной деятельности. Эмоции, переживания становятся более глубокими, проявляются музыкальные способности.

Дети 6-7 лет могут контролировать своё исполнение, опираясь на собственный опыт. С приобретением музыкального опыта и жизненно возросшими возможностями дети способны более внимательно слушать, глубже чувствовать настроение произведения и отдельных его частей, развиваются устойчивый интерес к музыке и потребность в ней. Эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке объединяют эстетические эмоции, эстетические переживания содержания произведения.

Достижение основной задачи — воспитание интереса, любви, потребности в общении с искусством возможно только тогда, когда дети будут эмоционально отзывчивы, заинтересованы, активны и целеустремлённы, что создает благоприятную базу для развития индивидуальности каждого ребёнка.

«Если у ребёнка развить заинтересованное и увлеченное отношение, если он восхищается прекрасным, добрым. Выраженным в музыке, то этим решается основная задача нравственно — эстетического воспитания и успешно формируется разнообразные музыкальные навыки» — подчёркивает Н. А. Ветлугина.

Что же способствует созданию фундамента музыкальной культуры.

Выявлены средства, педагогического воздействия, которые формируют интерес детей к музыке, развитию музыкальных способностей. Среди них применение методов, приёмов, наглядных пособий, звуковых средств, которые помогают детям уяснить содержание и средства музыкальной выразительности.

Ведущее место среди педагогических средств занимает собственная увлечённость педагога, яркость, профессионализм исполнения, умение увлечь детей музыкой и словом. Применение поисковых, творческих заданий, проблемных ситуаций, вариативность методов и приёмов, видов музыкальных занятий, форм организации музыкальной деятельности, помогает детям активно приобретать музыкальный опыт, развивать самостоятельную творческую деятельность.

С целью повышения у детей интереса к обучению, развития детской деятельности и личности необходимо создание условий и, прежде всего предметно-развивающей среды по музыкальному воспитанию и развитию.

Предметно-развивающая среда содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как толчок к самостоятельной музыкальной деятельности, и как средство воспитания различных сторон личности ребёнка. Развивающая среда и материальное обеспечение не тождественны, но связаны между собой, так как материальное обеспечение является основой развивающей среды. Часто групповая комната забита случайными предметами, дорогими игрушками, которые не несут в себе развивающего начала. Порой игры, дидактические пособия, созданные руками педагогов, больших мастеров и энтузиастов своего дела, дают гораздо дольше, чем многие игры известных фирм.

При организации учебно-воспитательного процесса положительно сказывается применение дидактических пособий и звуковых средств. Они оказывают на ребёнка сильное воспитывающее и обучающее воздействие, так как обеспечивают наглядность, достоверность. Воздействуя на органы чувств комплексов красок, звуков, интонаций, дидактические пособия и звуковые средства вызывают у ребёнка многообразные ощущения. При одновременном воздействии нескольких раздражителей образуются временные связи между самими анализаторами, возникает ассоциация ощущений, что ведёт к повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности.

Как показывает практика, то, что воспринимается эмоционально, запоминается глубоко и надолго. Последнее очень важно, так как пониженное эмоциональное состояние ребёнка является одним из факторов снижения его работоспособности, а скука — самый мощный фактор утомляемости.

Исследователь М. С. Громбак, отличая, что интерес к обучению -главный источник повышения работоспособности, рассматривает его в двух аспектах: как привлекательность предмета или вид деятельности и как ощущение «интересно». Ведь главная цель обучения дошкольников заключается не столько в том, чтобы они усвоили определенный объём ЗУН, сколько в том, чтобы развить их умственную активность.

Следовательно, в процессе проведения музыкальных занятий должно происходить переплетение информационного и эстетического, взаимопроникновение эмоционального и познавательного. Благодаря сочетанию эмоционального, образного и логического компонентов музыкального материала усиливается познавательная активность ребёнка, создаются благоприятные условия для творческого осмысления нового. Тщательный отбор дидактических материалов на музыкальном занятии и комплексное использование оборудования помогают правильно спланировать работу с детьми. Задача педагога состоит в том, чтобы адаптировать нужное средство к конкретным условиям и возможностям детей, учитывая их индивидуальные особенности.

Изменился статус дошкольных учреждений, которые являются исполнителями запросов родителей, интересующихся, по какой программе работает детское учреждение, гарантируется ли подготовка к школе, есть ли студии, кружки, спортзалы и т. д. Часто в ДОУ можно увидеть насыщенную предметную среду, которую нельзя назвать развивающей. Причина в том, что нет ориентировки на возраст детей, на их индивидуальные возможности, особенности и интересы.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО — РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ:

1.Организация и расположение предметов развивающей среды должно быть рациональным и логичным. Музыкально – театрализованные зоны находятся рядом с литературным центром.

2.Развивающая среда должна отвечать возрастным особенностям и потребностям, иметь отличительные признаки. Для детей третьего года жизни необходимо относительно большое пространство, где они могут активно двигаться. Для детей четвёртого года жизни необходимо большое количество атрибутов (короны, шляпы, сумки) так как они стремятся быть похожими на взрослых. У детей старшей группы наблюдается потребность в игре со сверстниками, в общении, реализации которой помогут театрализованные и музыкально-дидактические игры.

3.Предметно-развивающая среда должна включать не только стационарное, но и полифункциональное игровое оборудование (ширмы разных размеров, скамейки, в коробах — предмет, куски ткани, платки, платья, туфли, шляпы, элементы разных костюмов). Дети всё это примеряют и что-то изменяют с позиций своих детских интересов.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для самостоятельного активного действия с разнообразными материалами-атрибутами, детскими музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми.

Дети должны иметь право выбора предметов для реализации индивидуальных интересов и потребностей.

Расположение предметов развивающей сферы должно быть комфортным, удобным, уютным и свободно перемещаться.

Оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активным действиям в ней.

Во всех возрастных группах необходимо место для отдыха, где можно послушать музыку, музыкальные сказки, поиграть в музыкально-дидактические игры.

С трёх лет у ребёнка в группе должно быть неприкосновенное место, где хранится личное имущество: украшения, зеркальце, открытки, значки, подарки, игрушки.

10.Необходимо соблюдение техники безопасности во взаимодействии с предметами развивающей среды в целях охраны жизни и здоровья детей.

11.Развивающая среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. Мебель, ширмы должны быть по росту ребёнка. Шапочки лучше помещать в полиэтиленовые карманчики, которые с помощью тесьмы можно легко повесить на грудь ребёнку. Детские музыкальные инструменты, такие как дудочки, свирели, губные гармошки, кларнеты, саксофоны и т. д., необходимо хранить в закрытых коробках и давать играть только одному ребёнку, после чего музыкальные инструменты обрабатываются. Предметы развивающей среды должны быть прочными, лёгкими и не громоздкими. Необходимо предусматривать, как ребёнок будет играть — сидя или стоя.

МБДОУ №19

Консультация для воспитателей

«Организация музыкальной предметно - развивающей среды в ДОУ с целью эффективной оздоровительной работы образовательной области «Музыка»

Музыкальный руководитель Петрова М.В.

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей, так как разнообразие игрушек не является основным условием их развития.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима деятельность всех педагогов ДОУ. Создавая "среду обитания" для воспитанников необходимо, прежде всего, уделять внимание ее развивающему характеру. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности .

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания в детском саду . Основная цель музыкального воспитания ребенка - получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами.

Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».

Б.М.Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей «творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.» развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления.

В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности:

ладовое чувство , которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, чувствованное восприятие;

музыкально-слуховое представление (включает в себя память и воображение). Эта способность, проявляющая себя в воспроизведении по слуху мелодии;

чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицировани ем .

Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специ альной предметно-развивающей среды, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

Огромное зна чение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успеш но используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-твор ческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразны ми музыкально-дидактическими материалами.

Требования к проектированию музыкальной среды:

● Требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности. При этом важно руководствоваться таким положением: в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей.

● Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С. Выготский).

● Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные ребенку) компонеты, так и проблемные, подлежащие исследованию.

● Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются.

Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей со взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности.

Критерии качества музыкальной среды :

Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество). Каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:

  1. восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей ;
  2. воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению;
  3. пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности : к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т.п.;
  4. пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах : восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;
  5. музыкально-творческая деятельность пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.

Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет, дисков к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон, DVD плеер, мультимедиапроектор).

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

Качество структуры

Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес . Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.

Функциональный и эмоциональный комфорт детей.

Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего - иметь дидактическую направленность.

Предметная среда должна быть сомасштабна глазу действиям руки, росту ребенка .

Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка.

Рекомендации по оборудованию музыкальной предметно-развивающей среды (статья Е.Ю.Матвиенко "Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ" - сборник "Опыт лучших - детям. Об инновациях в дошкольном воспитании"):

Таким образом, при создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

1.Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

2.Разнообразие оборудования.

3.Учет возрастных особенностей детей.

4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5.Возможность переноса оборудования в другие места.

Классификация оборудования для музыкальных зон:

1.Материал для творческих сюжетно-ролевых игр - мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).

2.Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования :

С хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

С фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

С одним фиксированным звуком (дудки):

Шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

3.Музыкально-дидактические игры и пособия:

нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

4. Аудиовизуальные пособия : диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски).

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам:

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

Куклы-неваляшки;

Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);

Игрушки-инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки;

Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

Набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);

Атрибуты к музыкальным подвижным играм;

Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

Ширма настольная с перчаточными игрушками;

Магнитофон и набор программных аудиозаписей;

Поющие и двигающиеся игрушки;

Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4-5 лет (средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:

Металлофон;

Шумовые инструменты для детского оркестра;

Книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);

Фланелеграф или магнитная доска;

Музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;

Арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

Музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

Ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону;

Ширма настольная и набор игрушек;

Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

Магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

Погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

Музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

Музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

Портреты композиторов;

Иллюстрации из «Музыкального букваря»;

Музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др.;

Атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

Детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

Ширмы: настольная и ширма по росту детей;

Музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые - озвученные;

Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

Разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

Атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону - листики, снежинки, цветы и т.д.):

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

Музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

Портреты композиторов;

Иллюстрации по теме «Времена года»;

Картинки к пособию «Музыкальный букварь»;

Альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

Графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

Альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

Музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые - озвученные);

Набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

Музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.; атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.);

Атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танцевальных импровизаций;

Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекатель ности. Мини-центры оформляются в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы. Созданная «по законам красоты» среда спо собствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эсте тического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмо ционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению, желание посещать его.

Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также доста точное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий (музы кально-дидактические игры должны быть разно образны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку), демонстрационного материала, атрибутов.

Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1раз в квартал) обновлять пособия в музыкаль ном уголке, вносить новое оборудование.

Для изготовления пособий можно привлечь родителей воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с ро дителями творчества, приобретают уверенность в ceбe. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.


Одной из характерных тенденций в современном дошкольном образовании является создание в дошкольном учреждении


эстетически-развивающеи предметно-пространственной сре­ды. В исследованиях можно встретить различные определения это­го понятия. Рассматриваются и предметно-пространственная, и со­циокультурная, эстетически-развивающая, культурно-образователь­ная среда и т. п. Но при различии названий речь всегда идет о созда­нии оптимальной среды, обеспечивающей психологический комфорт личности ребенка (схема 32).

Среда дошкольного учреждения рассматривается в настоящее время как условие реализации ребенком своих способностей, сред­ство воспитания личностных качеств, обогащающий фактор раз­вития, который служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми.

При этом в дошкольном образовательном учреждении осущест­вляются различные направления развития и воспитания детей, создание среды для которых будет обладать определенной специфи­кой. Нас интересует художественно-эстетическое направление, и прежде всего музыкальное воспитание как его неотъемлемая часть, и особенности создания развивающей среды для более эффектив­ного его осуществления.

Э.П. Костина, специалист по проблемам музыкального воспита­ния, рассматривает его как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре и считает, что можно говорить о му­зыкальной предметно-развивающей среде как о средстве приобще­ния ребенка к музыкальной культуре.

Таким образом, музыкальная среда становится одним из компо­нентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Автор на основе анализа данной проблемы утверждает, что для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, включающая музыкальную среду ДОУ, семьи, учреждений культуры и образования.

Музыкально-образовательная среда ДОУ включает в себя:

блок организованной (регламентированной) музыкальной деятель­ности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки. Здесь ребенок впер­вые слышит музыкальные произведения, получает знания, умения и навыки, здесь создается положительный эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой;

■ блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и са­мостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий:


- совместная с воспитателем музыкальная деятельность - в играх: сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, музыкально-дидактических, музыкально-твор­ческих и др.; в процессе условно-образного и условно-схема­тического моделирования содержания, характера музыки, средств музыкальной выразительности и т. п.;

- самостоятельная музыкальная деятельность детей вне за­нятий, возникающая по инициативе детей - песни, музыкаль­ные игры, упражнения, танцы, а также песенное, музыкально-ритмическое, инструментальное детское творчество.

Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляет­ся нерегламентированная музыкальная деятельность детей, это:

■ совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогич­ной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ) организация се­мейного досуга (Л. Н.

Комисарова, Г. В. Кузнецова):

■ проведение семейных праздников;

■ посещение с ребенком музеев, театров (драматического, музы­кального (оперы, балета, мюзикла), кукольного);

■ создание «домашнего музея» (например, музея любимого ком­позитора) ;

■ коллекции детских музыкальных игрушек и музыкальных ин­струментов, домашнего оркестра, домашнего «театра» (куколь­ного, драматического);

■ организация в домашней обстановке разнообразной музыкаль­ной деятельности детей, развлечений с использованием музы­ки;

■ наличие музыкальной фонотеки из ценных в художественном отношении произведений;

■ самостоятельная работа (аналогична самостоятельной музы­кальной деятельности детей в ДОУ). Организуемая родителями музыкальная деятельность дает ребенку богатые впечатления, являющиеся мощным стимулом для его творческих проявлений. Кроме того, ему предлагаются различные модели поведения, что важно для его социализации, для развития взаимоотношений с окружающими.

Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей,


посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, театральные спектакли и т. п.).

В целом музыкально-образовательная среда имеет свою струк­туру. Она состоит из предметного и музыкального компонен­тов.

Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной инфор­мацией, т. е. музыкой независимо от ее источника. Все остальное, в том числе музыкальные инструменты, игрушки, пособия и средства извлечения музыки (магнитофон и т.д.), относится к предметному компоненту. Таким образом, предметно-развивающая среда - си­стема материальных объектов деятельности ребенка.

Поскольку ребенок постепенно входит в пространства предмет­ного (рукотворного) мира и социальных отношений, помимо пред­метной и социальной выделяют развивающую среду, в которой про­исходят социальные взаимодействия ребенка, влияющие на его

Схема 32


развитие.

Окружающие ребенка сверстники и взрослые составляют его среду обитания, а взрослые, кроме этого, являются организато­рами педагогического процесса. В социальной составляющей среды выделяют такой существенный момент, как организация мотиви­рующего фактора, эмоционального фона среды. Поддержание тако­го фона, создающего комфортные условия для ребенка и культиви­рующего его музыкальное творчество, - важная задача педагога.

Выделяется ряд требований к проектированию музыкальной предметно-развивающей среды (С.Л.Новоселова, Э.П.Костина):

■ учитывать необходимость развития ведущей детской деятельно­сти;

■ среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С.Выготский);

■ музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитив­ной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже из­вестные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;

■ нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются; и, наобо­рот, - постоянно используемые ребенком знания живут и обо­гащаются.

При этом отмечается, что станет ли эта среда развивающей, за­хочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности, зависит от компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтере­сованного отношения к музыкальной деятельности детей, прежде всего самостоятельной. Развивающие воздействия художественно-эстетической среды может реализовать только педагог, увлеченный музыкой, проявляющий интерес к музыкальным играм, демонстри­рующий детям возможности музыкальной предметной среды, соз­дающий творческие ситуации, пробуждающий интерес к музыкаль­ным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

При разработке и оценке музыкальной среды рекомендуется опираться (Э.П.Костина и др.) на следующие критерии ее качества.

Качество содержания. В музыкальной среде должен отражаться весь спектр детской музыкальной деятельности.

Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творче­ство), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:


■ восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать про­изведения;

■ воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к исполни­тельской деятельности (пению, игре или танцу, инструменталь­ному музицированию);

■ музыкально-творческая деятельность - пособия, побуждающие к творческой импровизации в различных видах музыкальной деятельности).

Это обеспечивается разнообразием детских музыкальных ин­струментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон).

Содержание музыкальной среды должно отражать принцип си­стемности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной дея­тельности, поэтому следует усложнять содержание среды по воз­растным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности получения из среды необходимой информации для музыкально-творческой деятельности.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музы­кальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней. К Качество структуры. Музыкальная среда должна быть представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована так, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкаль­ными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или под­группой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функцио­нальную нагрузку детей.