Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Пять самых высокоразвитых древних цивилизаций земли, о которых следует знать каждому. Древние цивилизации, тайны которых до сих пор не разгаданы Новый подход к пониманию старого термина

Пять самых высокоразвитых древних цивилизаций земли, о которых следует знать каждому. Древние цивилизации, тайны которых до сих пор не разгаданы Новый подход к пониманию старого термина

Введение

История конца ХIХ - начало ХХI веков ознаменовалась масштабными и динамичными изменениями, затронувшими все сферы жизни общества в большинстве стран мира. Для лидеров мирового развития (страны Северной Америки и Европы) это время стало завершением процесса модернизации, для других государств - эпохой её начала. Модернизация - один из важнейших этапов в развитии человечества. Она означает переход от традиционного общества к обществу индустриальному, базой которого являются рыночная экономика, развитая промышленность и демократическое политическое устройство, включающие парламентаризм, гражданские свободы, разделение властей.

Современная мировая цивилизация: пути развития

Социально-экономические и социокультурные процессы, протекавшие в XX веке, привели к тому, что человечество к концу второго тысячелетия вступило в качественно новый этап своего развития. Радикальные изменения в жизни людей не растягиваются, как раньше, на столетие, а протекают в течении десятилетий, а то и нескольких лет. Масштабы этих изменений приобрели глобальный размах, на планете уже нет уголков, где не ощущались бы последствия научно-технического прогресса, воздействие на некоторые не оказала бы массовая культура. Изменения коснулись всех сторон жизни человека. Все это позволяет утверждать, что индивидуальная цивилизация, возникшая в Европе в конце XVIII в. И впоследствии охватившая весь мир, уступает место новой, условно называемой постиндустриальной, информационно цивилизации. Мир в начале третьего тысячелетия не стал воплощением мечты писателей-фантастов прошлых эпох об обществе без нищеты, голода и воин, когда все народы, отменив границы, станут жить в братском единстве. Не осуществились и другие предложения, например, об открытых неисчерпаемых источников энергии, создании разумных машин, переселение людей на планеты Солнечной системы. В то же время не оправдались пессимистические прогнозы о гибели человечества в огне новой мировой войны, чудовищном перенаселении, глобальных катастроф. Индустриальный Запад сумел сохранить лидирующие позиции в мире в течении всего XX столетия. Попытки Советского Союза вступили в конкуренцию с Западом, осуществляя свой вариант модернизации, основанной на коммунистической идеологии, не увенчалась успехом. В конце XX века в большинстве стран мира утвердился принцип демократии рыночной экономики. Социалистическая модель сохранилась нетронутой лишь на Кубе и в Северной Корее. В то же время в начале 21 века наметилось снижение темпов роста экономики Запада. Лидерами по темпу роста оказались развивающиеся страны, в первую очередь Китай, Индия, Бразилия. Экономический рост США замедлился. В 2008 году здесь разразился масштабный экономический кризис, вскоре охвативший все страны мира. Россия встретила рубеж веков подъемом экономики - впервые за годы реформ наметился ее реальный рост. Увеличение валового внутреннего продукта в 2007 году составило 8, 1 %. Наиболее активно прогрессировали отрасли, главной статьей экспорта которой являются нефть, газ и другие сырьевые товары. Поэтому мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году, отрицательно сказался на экономическом развитии страны. В условиях значительных колебаний цен на энергоносители на мировых рынках Россию не может удовлетворить роль исключительно поставщика сырья. Руководством страны поставлена задача повысить конкурентоспособность продукции отечественной промышленности, как на внутреннем, так и на внешним рынке в первую очередь за счет развития передовых, инновационных технологий. Задача укрепления положения страны в системе международного разделения труда служит ее вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). К концу второго тысячелетия на карте мира не осталось крупных колониальных владений, число независимых государств приблизилось в двумстам. Модернизация за пределами Европы и Северной Америки в 20 веке протекала противоречиво. Некоторые страны Азии и Латинской Америки добились значительных успехов в освоении достижений западной цивилизации, а кое в чем превзошли своих "учителей". Но важной чертой модернизации в этих странах сохранение местных национальных традиций и культуры, успешно противостоящих натиску вестернизации. С другой стороны народы стран Азии и Африки продолжают жить в бедности. Им так и не удалось создать развитую и эффективную экономику. Поэтому они занимают маргинальное положение в мировой экономике и политике, все больше отставая от развитых стран. Тем не менее разнообразие и противоречивость современного мира уже не является препятствием для глобального сотрудничества. Экономические процессы в различных регионах планеты столь взаимосвязаны, что в известном мире можно говорить о единой мировой экономике.

§ 1. Мировые цивилизации

В научную литературу термин «цивилизация» был введен шотландским историком и философом А. Фергюсоном и затем стал употребляться как синоним слова «культура». Но, например, французские ученые используют в аналогичном случае слово «цивилизация» (civilisation), тогда как немецкие – «культура» (Hochkultur, т. е. «высокая культура»).

Что такое цивилизация?

Термин «цивилизация» впервые был использован еще в Древнем Риме при противопоставлении римского общества варварам. Однако и сегодня не существует стройной научной концепции цивилизации – термин принадлежит к числу таких научных понятий, которые не подлежат однозначному определению.

По мнению американского ученого С. Хантингтона под цивилизацией понимается «некая культурная общность, самый высокий уровень группировки людей по признаку культуры и самый широкий срез культурной идентичности после того, который отделяет человека от других биологических видов». А. Кребер считал цивилизации моделями культуры, основанными на высших ценностях, а французский историк Ф. Бродель представлял цивилизацию в виде пространства, в пределах которого существуют упорядоченные элементы культуры.

Цивилизация – это географическое пространство, наполненное определенным культурным содержанием.

Таким образом, в настоящее время термин «цивилизация» все чаще применяется для обозначения суммы определенных достижений исторически и географически любой из ныне существующих культур, которые имеют полное право называться цивилизациями. Как правило, выделяют следующие признаки цивилизации: история развития, наличие государственности и свода законов, распространение определенной системы письменности и религии, несущей гуманистические идеалы и нравственные ценности.

Территориально цивилизация может охватывать несколько государств и этносов, как западноевропейская, или несколько государств и один этнос, как арабская, или одно государство и один этнос, как японская. Каждая цивилизация отличается своей неповторимой, свойственной только ей структурой. Так, китайская цивилизация имеет только один структурный элемент – китайский, западная – множество: европейский, американский, австралийский.

Как цивилизации распространялись по земному шару?

Одним из первых, кто показал целостный характер развития человеческой цивилизации, был русский ученый Л.И. Мечников. Он впервые наряду с термином «географическая среда» вводит понятие о культурной географической среде, под которой понимается природа, измененная человеком. Первые цивилизационные центры, по мнению Л.И. Мечникова, представляли собой культурную географическую среду, являющуюся результатом глобальной человеческой деятельности. По мнению ученого, история цивилизаций на ранних этапах развития прошла три фазы: речную, морскую, океаническую.

В речную фазу первыми возникли центры цивилизации – Древний Египет и Шумер, которые развивались в долине Нила и бассейнах Тигра и Евфрата. Крупные реки способствовали появлению государств, являясь своеобразными «осями развития», обеспечивавшими, с одной стороны, тесные связи на компактной территории, с другой – служившие зонами интенсивного хозяйственного освоения благодаря наличию плодородных почв. Развитие ирригации (строительства оросительных каналов) потребовало огромных коллективных усилий, что привело к формированию мощных рабовладельческих государств.

От Древнего Египта цивилизации стали расширяться на юг, в сторону Эфиопского нагорья, и на восток – на Аравийский полуостров, а далее в средиземноморские части Передней Азии и Двуречья. От междуречья Тигра и Евфрата движение также пошло в двух направлениях: в сторону Малой Азии и в сторону Закавказья и Ирана. Так возник Евроафроазиатский цивилизационный район в двух смежных частях материков Старого Света. Во II тысячелетии до н. э. образовались еще два цивилизационных района: Индийский (в бассейнах Инда и Ганга) и Китайский (в бассейне Хуанхэ).

Речные цивилизации

«Четыре древнейшие великие культуры все расцвели в среде великих речных стран. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где зародилась и выросла первобытная китайская культура; индийская, или ведийская, культура не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга; ассиро-вавилонские первобытные культурные общества разрослись по Тигру и Евфрату – этим двум жизненным артериям Месопотамской долины; наконец, Древний Египет, как это утверждал уже Геродот, был «даром», созданием Нила». (Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ.)

В период морской фазы расширились границы цивилизаций и активизировались контакты между ними. Роль моря, его прибрежной части как элемента месторазвития приобретает большое значение в том случае, когда этнос черпал из него пищу и осваивал навигацию. Так, например, эллины использовали Эгейское море, римляне – Средиземное, викинги – Северное, арабы – Красное, русские поморы – Белое. Евроафроазиатская цивилизация (финикийцы и греки) расширяла границы в сторону западного Средиземноморья. Финикийцы, захватив североафриканское побережье, основали Карфаген, колонии которого появились в Сицилии, Сардинии, на Балеарских островах, Пиренейском полуострове. Финикийцы совершили плавание вокруг Африки и добрались до Британских островов. Греческая колонизация охватила все северное Средиземноморье, и в VIII–VI вв. до н. э. сформировался цивилизационный центр на Апеннинском полуострове. Рост Римской державы (Латинской цивилизации) привел во II в. до н. э. к включению в цивилизованное пространство части североафриканского побережья, территории Южной и Центральной Европы. Это пространство стало западной периферией старого Евроафроазиатского цивилизационного района.

В III в. до н. э. Индийский цивилизационный район охватил весь полуостров Индостан, а Китайский расширялся в бассейне Янцзы: на северо-восток в сторону позднейшей Маньчжурии, на северо-запад к Монголии, на запад в сторону современной провинции Сычуань, на юго-восток к Вьетнаму. С I в. до н. э. с Китайским регионом соприкасаются Япония и Индия. Такое расширение крупных цивилизационных районов привело к их соприкосновению друг с другом и активному общению. Во внутренних районах Азии, удаленных от морей, также возникли крупные цивилизационные регионы: Центральноазиатский («Гуннская кочевая держава», которая раскинулась на огромной территории от Забайкалья на севере до Тибета на юге, от Восточного Туркестана на западе до среднего течения Хуанхэ) и Среднеазиатский (Иран, Закавказье и Малая Азия). Уже к концу I тысячелетия до н. э. образовалась обширнейшая зона, представленная крупными старыми цивилизационными районами: Евроафроазиатским, Индийским, Китайским и новыми: Афро-Карфагенcким, Латинским, Среднеазиатским и Центральноазиатским.

К моменту начала океанической фазы наряду с цивилизациями Старого Света в западном полушарии на пространствах Южной и Северной Америки зародились и достигли своего расцвета цивилизации Мезоамерики (Центральная и Южная Мексика, Гватемала и Белиз) и Андской области (Перу, Колумбия, Эквадор, Боливия, север Чили). Несмотря на различия цивилизаций майя, ацтеков и инков, они имели много общих черт в хозяйстве, в достижениях архитектуры (гигантские культовые сооружения и стадионы для ритуальных игр) и в научных знаниях (астрономические наблюдения, календари). Основу этих цивилизаций составляли великие городагосударства (Теотиукан, Паленке, Чичен-Ица, Теночтитлан и др.).

Великие географические открытия, осуществленные европейцами, с одной стороны, вывели из изоляции цивилизации Америки, Австралии и Океании, а с другой – фактически привели к их гибели. На обширных пространствах новых колониальных земель стали активно прививаться зерна европейской цивилизации.

В чем отличие цивилизаций Запада и Востока?

В конце средних веков стало принято разделять цивилизации на западные и восточные. Запад стала олицетворять, прежде всего, европейская цивилизация, а Восток – арабская, индийская, китайская, японская и восточноазиатская. Особое место здесь принадлежит России, которая лежит в контактной зоне между несколькими цивилизационными мирами и объединяет в себе культуры Востока и Запада.

Западный мир осуществил расширение своего географического пространства, включив в себя новые земли в Америке, Австралии и Океании. Запад сумел консолидироваться и обрести динамизм в своем духовном и научно-техническом развитии. Западным ценностям, основанным на идеях демократии, конституционализма, прав человека, свободы, либерализма и индивидуализма, Восток противопоставил деспотизм и монизм власти (как следствие – отсутствие демократии), жесткий прессинг со стороны государства и законопослушность граждан. Для стран Востока, в отличие от Запада, важную роль до сих пор играют такие факторы, как консерватизм традиций (традиции в питании и одежде, почитание предков и иерархия в семье, жесткая кастовость и социальное разделение) и гармония с природой, которая лежит в основе религии и этики.

Неравенство Запад – Восток

В странах западной цивилизации сейчас проживает около 1 млрд чел. и на их долю приходится примерно 70 % мирового ВВП и 80 % всех потребляемых мировых природных ресурсов.

В условиях глобализации в странах Востока все более утверждаются привычные для Запада образ жизни, система власти и способы организации экономики. Однако массовые миграции представителей восточных культур в страны Запада делают их этнически и конфессионально мозаичными. В большинстве из них подобная мозаичность становится причиной повышения межэтнической конфликтности.

Существует ли сегодня конфликт цивилизаций?

Авторы ряда цивилизационных теорий, такие как А. Тойнби и С. Хантингтон, утверждали, что в «новом мире» источниками новых конфликтов будут культурные различия между нациями и этносами, принадлежащими к различным цивилизациям. Столкновение между западными и незападными цивилизациями должно стать, по их мнению, главным фактором противоречий в мировой политике. Фундаментальные разногласия стран, входящих в различные цивилизации, носят, как считает С. Хантингтон, необратимый характер и менее подвержены изменениям, чем экономические и политические противоречия. Однако, как показывает исторический опыт, самые драматические столкновения происходят внутри цивилизаций.

Конфликт цивилизаций

В современном мире наиболее значимые различия между цивилизациями лежат в области религии, именно религиозные противоречия порождают самые длительные и яростные конфликты, особенно в зонах контакта представителей различных конфессий. Сегодня ситуация во многих регионах мира (Косово, Кашмир или Ирак) является серьезным подтверждением сомнений в стабильности цивилизации в XXI веке.

Сегодня все более подчеркивается необходимость сосуществования различных культур и сохранение цивилизационного разнообразия. В ноябре 1972 г. на сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция «Об охране Всемирного природного и культурного наследия», которую сегодня подписали уже 172 страны, располагающиеся во всех частях Света за исключением Австралии и Океании.

Всемирное наследие ЮНЕСКО

В 2010 г. список объектов культурного и природного наследия включал 890 объектов, из них 689 культурных, 176 природных и 25 смешанных (природных и культурных). Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО расположены в 148 странах мира, в т. ч. 25 объектов – в России. В число объектов наследия вошли всемирно известные памятники, ансамбли, достопримечательные места, имеющие выдающееся значение с художественной, исторической или природной точки зрения, достойные стать предметом заботы не только отдельного государства, на территории которого они находятся, но и всего человечества.

Источники информации

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.

2. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. М., 2005.

3. Максаковский В.П. Историческая география. М., 1996.

4. Штайн В. Хронология мировой цивилизации. М., 2003.

5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 1995.

6. Энциклопедия для детей. Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации / под ред. М. Аксеновой. М., 2001.

7. сайты по всемирному наследию ЮНЕСКО: http://unesco.ru , http://whc.unesco.org

Вопросы и задания

1. Какие условия географической среды способствовали развитию центров цивилизации в различных частях Земли? Приведите примеры зарождения центров цивилизаций на границе различных сред (горы – равнины, суша – море).

2. Пользуясь знаниями по истории, выделите общие черты цивилизаций Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.

3. Приведите примеры распространения культурных достижений от одной цивилизации к другой. Какими достижениями и открытиями цивилизаций Востока мы с Вами пользуемся в повседневной жизни.

4. Выскажите свое суждение относительно мысли В. Кюхельбекера: «Россия… по географическому положению могла бы присвоить себе все сокровища ума Европы и Азии».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

МИРОВЫЕ МИГРАЦИИ 2000 ГОДА ДО РХ 2000 год до РХ неслучайно отмечается в книгах по истории как главный поворотный пункт во многих регионах мира. В «Великой Картине» (в книгах этот источник не уточняется) говорится о падении Шумера (III династии Ура), о «злом ветре» и

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

4.3. На пути к планетарной цивилизации Постепенное формирование планетарной цивилизации становится все более зримым. И мы, замечая некоторые ее черты, описываем их. Но для того чтобы определить, чем отличается планетарная цивилизация от региональных, недостаточно указать

Из книги Христианство и другие мировые религии в современном мире автора Хоружий Сергей Сергеевич

Часть I. Христианство и другие мировые религии в современном мире Глава 1. В поисках новых перспектив диалога и взаимопониманияНа грани XVIII и XIX веков немецкий поэт и философ-мистик Новалис написал знаменитое эссе «Христианство, или Европа». Уже его название утверждало

Из книги Забытые города майя автора Гуляев Валерий Иванович

Глава 1 У ИСТОКОВ ЦИВИЛИЗАЦИИ В старинном эпическом повествовании «Пополь-Вух», принадлежащем майя-киче из горной Гватемалы, есть рассказ о сотворении мира. В нем говорится, что руками великих богов были созданы твердая земля, солнце, луна. Боги населили землю различными

Из книги Россия: критика исторического опыта. Том1 автора Ахиезер Александр Самойлович

Перелом в масштабе цивилизации? Смерть Л. И. Брежнева, как и всякий уход первого лица, всякая смена персонификации синкретического государства, должна была стать стимулом новой интерпретации нравственных изменений в обществе, в данном случае - далеко зашедшего

Из книги Цивилизации автора Фернандес-Арместо Фелипе

Цивилизации и цивилизация Юбер. Меня привел к вам совершенно необычный случай. Мор коль. Я имею дело исключительно только с совершенно необычными случаями, мсье. Рэмон Кено. Побег Икара - Тьфу! - негромко произнес Боб, и я тоже сморщил нос. Зловоние, обрушившееся на

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Из книги Параллельные общества [Две тысячи лет добровольных сегрегаций - от секты ессеев до анархистских сквотов] автора Михалыч Сергей

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович

3.3/ После цивилизации Уже на примере Джонстауна видно, как кое-что изменилось со времен Средневековья в ментальности апокалипсических общин. Никто изначально не планировал конца света, люди рожали и воспитывали детей, тема близкой атомной войны стала доминировать потом,

Из книги Основы логистической теории цивилизации автора Шкурин Игорь Юрьевич

Тема 1 Мировые цивилизации и современные этносы

Из книги Как это делается: продюсирование в креативных индустриях автора Коллектив авторов

Из книги автора

Из книги автора

Про мировые тенденции в кино и сериалах Проблем, с которыми столкнулось кино в результате развития, – множество, но самая важная – рассасывание бренда национального кино.Если говорить об артхаусном кино, то надо сказать, что мы не можем его снимать, потому как у нас

Как человеческий менталитет и психология привели к этим огромным изменениям? Это по-прежнему остается популярной темой среди историков и антропологов и серьезным обсуждением на сегодняшний день. Давайте же осветим некоторые из древнейших цивилизаций, которые когда-либо существовали в мире.

Безусловно речь будет идти о цивилизациях, которые, как мы знаем, существуют по-настоящему, в отличие от тех, которые окутаны мифами и домыслами (цивилизации Атлантиды, Лемурии и Рамы…).

Чтобы правильно отобразить самую древнюю из цивилизаций в хронологическом порядке, возникает необходимость посмотреть на самую колыбель цивилизации. Сказав это, предоставляем список из десяти самых старых цивилизаций, которые когда-либо существовали в мире:

Цивилизация инков

Период: 1438 г. н.э. - 1532 г. н.э.
Исходное место: нынешний Перу
Текущее местоположение: Эквадор, Перу и Чили

Инки были крупнейшей Империей в Южной Америке в доколумбовую эпоху. Эта цивилизация процветала в районах нынешнего Эквадора, Перу и Чили и имела свой административный, военный и политический центр, расположенный в Куско, который находится в современном Перу. У инков были свои общества довольно хорошо развитыми, и империя была процветающей с самого начала.

Инки были набожными последователями Солнца Бога Инти. У них был король, которого называли «сапа инка», что означает «ребенок Солнца». Первый император инков Пачакути превратил его из скромной деревни в великий город, выложенный в форме пумы. Он расширял традиции поклонения предков.

Когда правитель умер, его сын получил в свои руки правление народом, но все его богатство будет распространено среди других его родственников, которые взамен поддержали его политическое влияние. Это значительно привело к внезапному росту власти инков. Инки продолжали становиться великими строителями, они продолжали строить крепости и такие места, как Мачу-Пикчу и город Куско, которые до сих пор сохранились на нашей планете.

Цивилизация ацтеков

Период: 1345 г. н.э. - 1521 г. н.э.
Исходное местоположение: Юго-центральная область доколумбовой Мексики
Текущее местоположение: Мексиканский

Ацтеки пришли на «сцену» можно сказать во времена, когда инки выступали в качестве могущественных соперников в Южной Америке. Около 1200-х и в начале 1300-х годов люди в нынешней Мексике жили в их трех крупных городах-соперниках - Теночтитлан, Тескоко и Тлакопан. Примерно в 1325 году эти соперники создали альянс, и, таким образом, новое государство было приведено под власть Долины Мексики. Кстати, тогда люди предпочитали название Mexica, а не ацтеков. Возникновение ацтеков происходило в течение столетия падения еще одной влиятельной цивилизации в Мексике и Центральной Америке - майя.



Город Теночтитлан был военной силой, которая возглавляла завоевание новой территории. Но император ацтеков не властвовал над каждым городом, а имел подчинение всего народа. Местные органы власти оставались на месте, но были вынуждены выплачивать различные суммы в пользу Тройственного союза.

В начале 1500-х годов цивилизация ацтеков действительно находилась в разгаре своей власти. Но затем испанцы прибыли с планами расширения своих земель. Это в конечном итоге привело к огромной битве между инками и союзом испанских конкистадоров и местных союзников, которых они собрали во главе с известным Эрнаном Кортесом в 1521 году. Поражение в этой решающей битве в конечном итоге привело к падению когда-то знаменитой ацтекской империи.

Римская цивилизация

Период:
Место происхождения: деревня Латини
Текущее местоположение: Рим

Римская цивилизация вошла в «картину мира» около 6-го века до нашей эры. Даже история, лежащая в основе древнего Рима, является легендой, она полна мифов. Но в разгар своей власти римляне управляли самым большим куском земли в ту эпоху - весь нынешний округ, который окружает современное Средиземное море, был частью древнего Рима.



Ранний Рим управлялся царями, но после того, как только семь из них правили, римляне захватили власть над своим собственным городом и правили сами. Тогда у них был совет, известный как «сенат», который правил ими. С этого момента можно уже говорить о «Римской республике».

Рим также видел рост и падение некоторых из величайших императоров в человеческой цивилизации, таких как Юлий Цезарь, Траян и Август. Но со временем империя Рима стала настолько обширной, что просто невозможно было привести ее к единым правилам. Но в конце концов римская империя, была захвачена миллионами варваров с севера и востока Европы.

Персидская цивилизация

Период: 550 г. до н.э. - 465 г. до н.
Место происхождения: Египет на западе в Турцию на севере и через Месопотамию до реки Инд на востоке.
Текущее местоположение: Современный день Иран

Было время, когда древняя персидская цивилизация была, по сути, самой могущественной империей в мире. Хотя, властвуя лишь течение чуть более 200 лет, персы захватили земли, которые покрывали более 2 миллионов квадратных миль. От южных частей Египта до частей Греции, а затем востока до отдельных частей Индии Персидская империя была известна своей военной силой и мудрыми правителями. Они создали такую ​​обширную империю только через 200 лет (до 550 г. до н.э.), персидскую империю (или Персис, как его называли тогда) раньше делили на фракции среди ряда некоторых лидеров.



Но затем король Кир II, который позже стал известен как Кир Великий, пришел к власти и объединил все Персидское царство. Затем он продолжил завоевывать древний Вавилон. Фактически, его завоевание было настолько быстрым, что к концу 533 г. до н.э. он уже вторгся в Индию, далеко на восток. И даже когда Кир скончался, его родословная продолжила беспощадную экспансию и даже сражалась в легендарной битве с храбрыми спартанцами.

В свое время древняя Персия управляла всей Центральной Азии, большей частью Европы и Египта. Но все изменилось, когда легендарный солдат Македонии, великий Александр, привел всю Персидскую империю на колени и фактически «закончил» цивилизацию в 530 году до нашей эры.

Древнегреческая цивилизация

Период: 2700 г. до н.э. - 1500 г. до н.
Исходное местоположение: Италия, Сицилия, Северная Африка и на западе, как Франция
Текущее местоположение: Греция

Древние греки, возможно, не были самой старой цивилизацией, но они, несомненно, являются одной из самых влиятельных цивилизаций, которые когда-либо существовали в мире. Несмотря на то, что подъем древней Греции произошел из цивилизации Кикладской и Минойской (2700 г. до н.э. - 1500 г. до н.э.), есть свидетельства погребений, обнаруженных в пещере Франчти в Арголиде, Греции, которая относится к 7250 году до нашей эры.



История этой цивилизации разбросана за такой огромный период времени, когда историкам приходилось разделить ее на разные периоды, наиболее популярными из которых были архаический, классический и эллинистический период.

Эти периоды также видели, как многие древние греки пришли в центр внимания - многие из них навсегда изменили направления всего мира. Многие из них по-прежнему говорят об этом и по сей день. Греки создали древние Олимпийские игры, концепцию демократии и сената. Они создали основу для современной геометрии, биологии, физики и много чего. Пифагор, Архимед, Сократ, Евклид, Платон, Аристотель, Александр Великий... в книгах истории полно таких имен, чьи изобретения, теории, убеждения и героика оказали значительное влияние на последующие цивилизации.

Китайская цивилизация

Период: 1600 г. до н. Э. - 1046 г. до н.
Исходное местоположение: Желтая река и регион Янцзы.
Текущее местоположение: Страна Китай

Древний Китай - также известный как Хан Китай, несомненно, является одной из самых разных историй об этой цивилизации. Говорят, что цивилизация «Желтая река» является колыбелью всей китайской цивилизации, поскольку именно здесь были основаны самые ранние династии. Это было около 2700 года до н.э., легендарный Желтый Император начал свое правление в момент, который позже привел к рождению многих династий, которые продолжали править материком Китая.



В 2070 году до н.э. династия Ся стала первой властью всего Китая, как описано в древних исторических хрониках. С тех пор появилось множество династий, которые держали контроль над Китаем в разные периоды времени до конца династии Цин в 1912 году с Синьхайской революцией. И таким образом закончилось более четырех тысячелетий истории древней китайской цивилизации, которая так же очаровывает историков и обычных людей по сей день. Но этого бы не произошло, прежде чем они дали миру некоторые из самых полезных изобретений и продуктов, таких как порох, бумага, печать, компас, алкоголь, пушки и многие другие.

Цивилизация майя

Период: 2600 г. до н.э. - 900 н.э.
Место происхождения: Вокруг настоящего дня Юкатан
Текущее местоположение: Юкатан, Кинтана-Роо, Кампече, Табаско и Чьяпас в Мексике и на юг через Гватемалу, Белиз, Сальвадор и Гондурас

Древняя цивилизация майя процветала в Центральной Америке примерно с 2600 года до нашей эры и о ней много говорили в последнее время из-за сроков создания их знаменитого календаря.



После того, как цивилизация была создана, она продолжала процветать и становиться одной из самых сложных цивилизаций с быстро растущим населением в 19 миллионов человек. К 700 году до н.э. майя уже разработали собственный способ написания, который они использовали для создания своих собственных солнечных календарей, вырезанных из камня. По их словам, мир был создан 11 августа 3114 года до нашей эры, это дата, с которой отсчитывается их календарь. И предполагаемый конец был 21 декабря 2012 года.

Древние майя были культурно богаче по сравнению со многими современными цивилизациями. Майя и ацтеки построили пирамиды, многие из которых больше, чем в Египте. Но их внезапный спад и резкий конец давно были одной из самых интригующих загадок древней истории: почему майя, удивительно изощренная цивилизация, состоящая из более чем 19 миллионов человек, внезапно рушится когда-то в VIII или IX веке? Хотя люди майя никогда полностью не исчезали - их потомки все еще живут по всей Центральной Америке.

Древняя египетская цивилизация

Период: 3100-2686
Место происхождения: берег реки Нил
Текущее местоположение: Египет

Древний Египет - одна из старейших и культурно богатых цивилизаций в данном списке. Древние египтяне известны своей потрясающей культурой, постоянно стоящими пирамиды, сфинксом, фараонами и некогда величественной цивилизацией, которая находилась у берегов реки Нил. Цивилизация объединилась примерно в 3150 году до нашей эры (согласно традиционной египетской хронологии) с политическим объединением Верхнего и Нижнего Египта при первом фараоне. Но этого не могло бы быть возможным, если бы не появились ранние поселенцы вокруг долины Нила в начале 3500 года до нашей эры.

История древнего Египта происходила в серии правления стабильных Царств, разделенных периодами относительной нестабильности, известными как промежуточные периоды: Старое Королевство раннего бронзового века, Среднее Королевство Среднего бронзового века и Новое Королевство позднего бронзового века.



Древний Египет дал миру пирамиды, мумии, которые сохраняют древних фараонов по сей день, первый из солнечных календарей, иероглифов и многое другое.

Древний Египет достиг своей вершины к Новому Царству, где фараоны, как Рамсес Великий, управляли такой властью, что другая современная цивилизация, нубийцы, также попала под египетское правление.

Цивилизация долины Инда

Период: 2600 до н.э. -1900 г. до н.э.
Место происхождения: Вокруг бассейнов реки Инд
Текущее местоположение: Северо-Восточный Афганистан в Пакистан и северо-запад Индии

Одна из древнейших цивилизаций в этом списке - цивилизация долины Инда. Она лежит в самой колыбели цивилизации, которая возникла в районе долины Инда. Эта цивилизация процветала в районах, простирающихся от мест, которые сегодня являются северо-восточным Афганистаном в Пакистане и северо-западом Индии.



Наряду с Древним Египтом и Месопотамией это была одна из трех ранних цивилизаций Старого Света, а из трех наиболее распространенных – её площадь 1,25 миллиона км! Целые популяции людей были расселены вокруг бассейнов реки Инд, одной из основных рек в Азии, а другая река называлась Гаггар-Хакра, которая когда-то курсировала по северо-восточной Индии и восточному Пакистану.

Также известная как цивилизация Хараппана и цивилизация Мохенджо-Даро, названная в честь раскопок, где были найдены останки цивилизации, пиковая фаза этой цивилизации, как утверждается, продолжалась с 2600 года до нашей эры примерно до 1900 года до нашей эры.

Изощренная и технологически развитая городская культура проявляется в Цивилизации долины Инда, что делает их первыми городскими центрами в регионе. Люди цивилизации Инда достигли высокой точности измерения длины, массы и времени. И, основываясь на артефактах, найденных в раскопках, очевидно, что культура была довольно богата в искусствах и ремеслом.

Месопотамская цивилизация

Период: 3500 до н.э. -500 до н.э.
Место происхождения: северо-восток, горы Загрос, юго-восток от Аравийского плато
Текущее местоположение: Иран, Сирия и Турция

И вот - первая цивилизация, которая когда-либо возникала на планете Земля после эволюции людей. Происхождение Месопотамии датируется еще в прошлом, и нет никаких известных доказательств какого-либо другого цивилизованного общества перед ней. Временная шкала древней Месопотамии обычно составляет около 3300 г. до н.э. - 750 г. до н.э. Месопотамия, как правило, приписывается тому, чтобы стать первым местом, где цивилизованные общества действительно начали формироваться.



Где-то около 8000 г. до н.э. люди находили концепцию сельского хозяйства и медленно начали приручать животных как для целей питания, так и для оказания помощи в сельском хозяйстве. Раньше все это и создавало искусство. Но все это было частью человеческой культуры, а не человеческой цивилизации. И тогда месопотамцы поднялись, уточнили, добавили и формализовали все эти системы, объединив их, чтобы сформировать первую цивилизацию. Они процветали в регионах современного Ирака - тогда они были известны как Вавилония, Шумер и Ассирия.

Ценности прогрессивного типа развития во всем мире признаются как общечеловеческие. Это - рынок, правовое демократическое государство, гражданское общество, права человека. Страны, относящиеся к другим типам, стремятся освоить механизм прогрессивного развития, втягиваются в рыночные отношения, внедряются элементы демократии. Подобные явления явились основой для утверждения, что на основе западных ценностей складывается единая всемирная цивилизация. Следовательно, цивилизованными считаются лишь страны, развивающиеся по западному типу, остальные оказываются вроде бы вне цивилизации. Время складывания единой цивилизации определяется по-разному. Одни считают, что уже в эпоху географических открытий началось складывание всемирной цивилизации. Другие утверждают, что нельзя то время, когда христианские ценности насаждались в разных частях света огнем и мечом, считать началом всемирной цивилизации, и относят его ко времени окончания второй мировой войны, когда в результате крушения колониальной системы многие страны добровольно выбирали рынок и демократию.

Идея о всеобщности истории, о линейном поступательном движении человеческого сообщества во времени является характерной чертой европейской философии истории. На этой идейной основе формировались концепции единства человеческой цивилизации. Современность дает для этих концепций дополнительные аргументы. Индустриальная и постиндустриальная стадии научно-технического прогресса ведут к глобальному сотрудничеству, js. созданию общепланетарных систем информации, связи, транспорта, торговли, стиранию архаичных различий между странами. Появление в XX в. глобальных проблем, связанных с выживанием человечества на планете Земля, - угроза ядерной, экологической катастрофы, демографические проблемы и т.п. - служат дополнительным основанием в пользу утверждения о единстве человеческой цивилизации.

Поскольку в России в советское время исторические концепции складывались под сильным влиянием идей К. Маркса, категорично выступавшего с позиций всеобщности истории, то в последующие годы были с легкостью восприняты идеи о единой цивилизации на планете Земля. Однако такой подход требует критического осмысления, тем более важного, что Россия никогда не являлась и не является «чистой» Европой.

Аргументы в пользу мировой цивилизации приводятся веские и их нельзя сбросить со счетов. Однако говорить о единой цивилизации, по крайней мере, преждевременно, а может быть, и невозможно. Это скорее мечта интеллектуальной элиты высокоразвитых стран, чем реальность. Об общечеловеческой цивилизации можно говорить лишь в том смысле, что на планете существует сообщество разумных существ, которое развивается в соответствии с естественными и общественными законами и имеет общие интересы. То есть общепланетарная цивилизация существует лишь по отношению к общепланетарным проблемам. Само человеческое сообщество неоднородно, его историю невозможно понять, исходя из общепланетарного подхода. Между кочевником-бедуином, затерянным в пустынных просторах Сахары, и суперученым интеллектуалом из лаборатории в Беркли (США) дистанция не временная (они живут в одном времени - сегодня), а цивилизационная. Ее нельзя перепрыгнуть (это чревато насилием), ее надо понять.

Идея о единстве человеческой цивилизации и всеобщности законов истории лежит в основе разных вариантов цивилизационного подхода. Один из них основан на теории цикличной динамики экономиста Н.Д. Кондратьева. На основе изучения большого массива статистических данных и математического моделирования социально-экономических процессов Н.Д. Кондратьев пришел к выводу, что большие циклы экономической конъюнктуры отчетливо сменяют друг друга каждые полвека (40-50 лет). В рамках полувекового цикла существуют более короткие. Их насчитывается четыре-пять и каждый из них проходит через равновесие и неравновесие состояния. Полувековой цикл конъюнктуры, в свою очередь, является элементом «векового» цивилизационного цикла, смена которых каждые 200-300 лет представляет собой смену цивилизаций. Таким образом предлагается считать цивилизацией определенную ступень в развитии общества. Ю.В. Яковец, приверженец такого подхода, пишет, что цивилизация - «это определенная стадия в циклическом развитии общества в целостности составляющих ее элементов». Выделяется семь таких циклов-цивилизаций: неолитическая (7-4 тысячелетие до н.э.), восточно-рабовладельческая (3 - первая половина I тысячелетия до н.э.), античная (VI в. до н.э. - VI в. н.э.), раннефеодальная (VII-XIII вв.), прединдустриальная (XIV-XVIII вв.), индустриальная (60- 90-е гг. XVIII в. - 10-70-е гг. XX в.), постиндустриальная (80-е гг. XX в. - конец ХXI - начало XXII вв.). История человечества предстает в виде лестницы, по ступеням которой поднимается человек.

Таким образом, концепция единой мировой цивилизации отрицает многовариантность развития человечества.

При этом обратите внимание: под ее флагом вновь предлагается идея унифицированного развития, только вместо формационного коридора присутствует цивилизационный. В конце коридора раньше был коммунизм, а теперь - западный образ жизни. Исторический опыт свидетельствует: жизнь человечества многообразна, многовариантна и развитие идет не по линии упрощения, унификации, а все большего усложнения, увеличения многообразия. При таком взгляде устанавливается опять иерархия ценностей: какие-то народы объявляются высшими, образцовыми, какие-то низшими, отсталыми. Весь человеческий опыт бесценен. Неизвестно в конечном итоге, что окажется спасением для человечества, какой тип обладает наивысшей ценностью с точки зрения выживания человечества.

Важно понять, что существует не только европейский, западный взгляд на историю, но и совершенно другой. Празднование 500-летия открытия Америки X. Колумбом проходило под знаком вступления народов открытого для Европы континента в общеисторическую жизнь. Однако широкими массами коренного населения Латинской Америки это время воспринимается как катастрофа, крушение их собственного мира, их собственной истории.

К тому же, исторический опыт свидетельствует: нельзя перевести общество, относящееся к одному типу развития, на принципиально иной. Личность - да, она через два-три поколения полностью ассимилируется в новой среде, воспринимает другие ценности (иначе невозможна была бы эмиграция). Но сообщество людей, которое имеет внутренние механизмы саморазвития, перевести на другой тип нельзя, оно деградирует и разрушается.

Обратимся к самому очевидному примеру - индейцы Америки. Несмотря на пять столетий господства европейской традиции, значительная часть коренного населения континента сохранила менталитет, психологию, религиозные представления и стереотипы поведения, принципиально отличные от европейских. Сохраняется коллективистский, общинный характер индейской этики. Сколько миллионов людей, относящихся к разным типам цивилизаций, США приобщили к ценностям западного образа жизни! Это государство превратилось в высокоразвитое общество, витрину западного мира. Его история насчитывает всего лишь чуть более 200 лет. Прогрессивный тип развития позволил США за относительно короткий срок выйти на передовые рубежи. В отличие от Европы Соединенные Штаты Америки - не национальное государство, а федеральное. Федеративное государство подобного типа позволяет преодолеть разделение человечества на нации, сделать преобладающими процессы интернационализации. В трудной борьбе против расизма удалось создать обстановку межнациональной лояльности, способствовать развитию общественной солидарности на социальной, а не национальной основе. Но индейцы, коренные жители Америки - чужие на этом празднике жизни. Западное общество высасывает из индейского сообщества наиболее активные силы, однако сам индейский феномен угасает.

Гибельность встречи с западной цивилизаций для индейцев Америки была понята. Выход попытались найти за счет создания «национальных поселений», резерваций в прямой или завуалированной форме. Выделение специальных территорий для жизни аборигенов не решило их проблемы, привело к искусственной изоляции, не остановило, а, пожалуй, ускорило разрушение традиционного образа жизни.

Печальный опыт «перехода к социализму» малых народов Сибири и Севера в нашей стране говорит о том же: нельзя перевести человеческие сообщества, имеющие внутренние механизмы существования, на иной тип развития. Эвенкийский писатель Алитет Немтушкин говорит: «Из 120 человек, учившихся со мной в интернате, лишь двое живы, кто застрелился, кого застрелили, кто-то утопился, кто утонул... Мы, коренные народы Севера, не вписываемся в современную цивилизацию, неконкурентноспособны, как лодочка-долбленка и моторный катер». Обратите внимание: речь идет о людях, которых воспитывали в интернатах, в традициях русской культуры, русского миропонимания. Но представители малых народов не ощущают себя полноценными членами сообщества, которое стремится их ассимилировать. Идет процесс разрушения и деградации. Алкоголизм, безработица, высокий процент самоубийств, запущенность хозяйства аборигенов и низкий уровень жизни тому свидетельство.

В настоящее время, когда Россия взяла курс на рыночную экономику и парламентскую демократию, перед народами Сибири и Севера также встала трудная проблема выбора. В неразберихе переходной эпохи решать эту проблему нужно безотлагательно. Но как? Ю. Шесталов пишет: «Одни зовут к светлому Будущему, другие - разрушают сделанное, третьи-ликуют на пиру коммерции. А нам мешают охотиться, пасти оленей. Жить мешают нам. Жить в гармонии с Торумом, Водой, Землей. С Природой жить в ладу. С самим собой». Некоторые лидеры утверждают: рынок и Север несовместимы. Действительно, рыночные ценности явно противоречат традиционному укладу аборигенов. Как соотнести рыночное мировоззрение, одним из столпов которого служит стремление к наибольшей прибыли, с аскетизмом, с одним из твердых устоев этих сообществ, которое заключается в том, чтобы брать от природы только необходимое для поддержания жизни.

Раздаются голоса о необходимости возвращения к исторически сложившемуся образу жизни как единственному спасению от окончательной гибели и исчезновения. Большой сулган (съезд) эвенков России принял программу выживания, в основе которой курс на возрождение родовых кочевых общин, традиционного образа жизни. Однако возвращение в лоно природы выглядит чистой утопией. Вряд ли это возможно.

Необходимо искать пути интеграции малых народов в сложную, большую общественную систему при сохранении их самобытности, при масштабной поддержке со стороны государства. В мире сейчас накапливается опыт сосуществования рыночных обществ и обществ, живущих в рамках природного цикла. Это Швеция, Канада, Австралия. Причем главная ценность этого опыта в том, что малые народы живут в соответствии со своими традициями, но интегрированы в рыночную среду. Необходимо идти по этому пути: взаимопонимание и сосуществование, взаимодействие и поддержка слабых. Важно понять, что цивилизационные особенности, сложившиеся исторически, никуда не исчезают. Они по-прежнему играют важную роль в жизни народов. Попытка их игнорировать может привести к социальной катастрофе.

Нельзя забывать и другое: глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество в XX в., порождены техногенной западной цивилизацией. Западный путь - это не сказочная идиллия. Он остроконфликтен, противоречив, порождает постоянные проблемы, в том числе общепланетарные. Экологические катастрофы, глобальные кризисы в области политики, мира и войны и т.п., показывают, что достигнут известный предел прогресса в его традиционных формах. В этой обстановке множатся теории «ограничения прогресса». Все громче звучат голоса о необходимости замедлить движение маховика научно-технического прогресса, а, возможно, и остановить совсем. Угроза всемирной экологической катастрофы стала реальностью. Академик Н. Моисеев пишет: «Человеку дозволено далеко не все... Возникает представление о существовании некоего экологического императива, то есть совокупности условий, которые человек не имеет права преступать ни при каких обстоятельствах!»1. Все это заставляет критически посмотреть на перспективы западной цивилизации в ее нынешнем виде. Видимо, в XXI в. она претерпит большие изменения.

Обратимся к такому авторитету, как А. Тойнби. Он писал: «Тезис об «единстве цивилизации» является ложной концепцией, весьма популярной среди современных западных историков, мышление которых находится под сильным влиянием социальной среды...

Тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как закономерном итоге единого и непрерывного процесса развития человеческой истории приводит к грубейшим искажениям фактов и к поразительному сужению исторического кругозора»". Запад доминирует в экономическом и политическом планах, но он не смог лишить другие народы их исконных особенностей.

В семье народов

Однако общеизвестно, что в восточного типа странах активно внедряются элементы прогрессивного типа развития, особенно рыночные структуры. Как это объяснить? Межцивилизационный диалог шел всегда! С Востока, от финикийцев, пришла к грекам письменность, у восточных мудрецов учились первые греческие философы. С другой стороны, после походов Александра Македонского греческая мысль, уже достигшая зрелости, попала на Восток. На Востоке, в Палестине, родилось христианство, которое затем стало душой Западной цивилизации. Мусульманский Восток, усвоив античное наследие, по-своему развил и переработал его и дал миру особую культуру, которая оказала сильное влияние на Европу. То есть все народы в той или иной мере используют совокупный опыт всего человечества. Различные цивилизации никогда не были отделены друг от друга китайской стеной, всегда существовали связи, влияние. Многие ценности человеческого сообщества носят всеобщий характер: понятие о добре и зле, нравственные, духовные приоритеты, закрепленные в мировых религиозных системах имеют много общего. Во второй половине двадцатого столетия, после кровавых войн, социальных катаклизмов особенно активно происходит взаимообогащение типов развития. Сегодня различные континенты соединены средствами массовой коммуникации, события на самом дальнем из них немедленно получают отклик в Вашингтоне, Пекине, Москве и в европейских государствах. Но это не означает, что все цивилизации находятся в процессе слияния в однородную массу, где никто не узнает своих сородичей. Усвоение прогрессивного опыта происходило и происходит при сохранении цивилизационных особенностей каждого сообщества, менталитета народов. Более того, элементы западного пути, перенесенные на другую почву, приобретали новый облик и новое качество.

Чем быстрее развивалась западная цивилизация, тем определеннее становился разрыв в уровнях развития между Востоком и Западом. Запад, набрав колоссальный темп развития, эксплуатируя весь мир, далеко вырвался вперед, особенно ощутимо в индустриальную эпоху. Один пример: первый университет в Европе, который давал светское образование, появился в XII веке. Прошло более семи столетий до того времени, когда первый университет, дающий светское образование, появился на Востоке. Остро встала проблема ускорения развития обществ восточного типа, которая получила название модернизации.

Проблема модернизации обществ, относящихся к циклическому типу развития, давно и активно изучается на Западе. Существует богатая литература, общей чертой которой является западоцентризм. Исторический прогресс идет по линии все более широкого распространения культуры, рожденной на почве западноевропейской традиции индивидуализма, - утверждают многие авторы. У этих концепций существенный недостаток: исторический процесс рассматривается однолинейно, как только переход на западный тип - вестернизация. На самом деле исторический процесс многолинеен, многовариантен.

Страны Азии, Африки, Латинской Америки испытали сильное давление со стороны колониальных западных держав. Они были втянуты в рыночные отношения, изменилось место в традиционном укладе той части населения, которая связана с западного типа анклавами: укреплялась частная собственность, проявлялся индивидуализм, элементы социально-классовой дифференциации и все, что с этим связано. Формировались группы людей, получивших образование на Западе, исповедующих европейские ценности, приверженных европейской культуре. Появилась возможность наглядного сравнения собственных традиций с западным стандартом уровня жизни, прав личности, политического плюрализма, ограничения роли религии. Из этого слоя выдвинулись лидеры национально-освободительного движения, которые мечтали не только сбросить колониальное ярмо, но и обеспечить народу процветание.

Европейский образец стал ориентиром для колониальных стран и стран, которые не были колониальными, но неизбежно подвергались влиянию Запада. В XIX в. в странах восточного типа развернулись реформы, с которыми связывались надежды на то, что Восток впишется в европейские стандарты: осуществлялись конституционно-демократические преобразования, создавались законосовещательные органы, внедрялась процедура выборов. Однако социальная база для подобных преобразований была крайне узкой. Большинство стран продолжало существовать в рамках веками апробированных традиций.

Дальше всех в реформах во второй половине XIX в. продвинулась Япония, которая была почти не затронута колониальной экспансией. Был открыт путь частно-предпринимательской деятельности, социально и юридически защищенной, развернулось промышленное строительство. В 1889 г. от имени императора был опубликован текст Конституции. Япония стала конституционной монархией, появился парламент.

В первой половине XX в. попытки глубоких реформ продолжались. Они активизировались в ходе революций начала XX в. С одной стороны, страны стремились освободиться от колониальной или полуколониальной зависимости, с другой - искали пути кардинального изменения общественного устройства, ускорения развития. В Китае революционными силами была предпринята попытка провозглашения республики во главе с президентом (Сунь Ятсен был назван первым президентом). Однако это не затрагивало основ общественного устройства. Сунь Ятсен отмечал: «Разрушение было произведено лишь на поверхности, а грунт, лежавший под старым зданием, не был извлечен и отброшен». В результате Иранской революции появился выборный меджлис - прообраз парламента, был принят «основной закон» - конституция государства. Можно было бы приводить еще примеры того, как в восточных странах пытались применить элементы прогрессивного типа. Процессы эти шли трудно, с постоянными откатами назад.

Начало модернизации обществ циклического типа развития совпало с нарастающим кризисом западной цивилизации и ее саморазрушением, что крайне осложнило этот процесс, поскольку внедрение западного типа структур воспроизводило присущие им противоречия.