Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Народные восстания в России в XVII веке. Бунташный век

Народные восстания в России в XVII веке. Бунташный век

XVII век в русской истории обрел репутацию "бунташного". И действительно, он начался Смутой, середина его ознаменовалась городскими восстаниями, последняя треть - восстанием Степана Разина.

Важнейшими причинами такого небывалого прежде в России размаха социальных конфликтов явились развитие крепостничества, усиление государственных налогов и повинностей.

В 1646 г. была введена пошлина на соль, значительно увеличившая ее цену. Между тем, соль в XVII в. являлась одним из важнейших продуктов - главным консервантом, позволявшим хранить мясо и рыбу. Вслед за солью сами эти продукты вздорожали. Продажа их упала Общее недовольство продолжало расти.

1 июня 1648 г. в Москве произошел так называемый "соляной" бунт. Толпа остановила карету возвращавшегося с богомолья царя и потребовала сменить главу Земского приказа Леонтия Плещеева. Слуги Плещеева попытались разогнать собравшихся, что лишь спровоцировало еще большее озлобление. 2 июня в Москве начались погромы боярских усадеб. Был убит дьяк Назарий Чистой, которого москвичи считали вдохновителем соляного налога. Восставшие потребовали выдать на расправу ближайшего сподвижника царя - боярина Морозова, фактически руководившего всем государственным аппаратом, и главу Пушкарского приказа боярина Траханиотова. Не имея сил для подавления восстания, в котором наряду с посадскими участвовали служилые "по прибору", царь уступил, приказав выдать Плещеева и Траханиотова, которых немедленно убили. Морозова, своего воспитателя и свояка (царь и Морозов были женаты на сестрах) Алексей Михайлович "отмолил" у восставших и отправил в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь.

Правительство объявило о прекращении взимания недоимок, созвало Земский собор, на котором были удовлетворены важнейшие требования посадского населения о запрете перехода в "белые слободы" и дворян - о введении бессрочного сыска беглых. Таким образом, правительство удовлетворило все требования восставших, что свидетельствует о сравнительной слабости государственного аппарата (прежде всего репрессивного) в это время.

Вслед за Соляным бунтом городские восстания прокатились по другим городам: Устюгу Великому, Курску, Козлову, Пскову, Новгороду.

Наиболее сильными были восстания в Пскове и Новгороде, вызванные вздорожанием хлеба из-за поставок его в Швецию.

В 1662 г. вновь произошло крупное восстание в Москве, вошедшее в историю как "Медный бунт". Он был вызван попыткой правительства пополнить казну, опустошенную тяжелой длительной войной с Польшей (1654-1667 гг.) и Швецией (1656-58 гг.). Дабы компенсировать огромные затраты, правительство выпустило в оборот медные деньги, приравняв их по цене к серебряным. При этом налоги собирались серебряной монетой, а товары предписывалось продавать на медные деньги


Крупнейшее народное выступление второй половины XVII в. произошло на Дону и Волге.

Весной 1670 года Разин организовал новый поход на Волгу, имевший уже характер открытого восстания. Он рассылал «прелестные» (прельстительные) письма, в которых призывал на свою сторону всех ищущих воли и желающих служить ему. Он не собирался (по крайней мере, на словах) свергать царя Алексея Михайловича, однако объявил себя врагом всей официальной администрации - воевод, дьяков, представителей церкви, обвинив их в «измене» царю. Разинцы распустили слух, что в их рядах находятся царевич Алексей Алексеевич (в действительности умерший в Москве 17 января 1670) и патриарх Никон (в то время находившийся в ссылке). Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались. Купцов, следовавших по Волге, задерживали и грабили.

Поход Разина на Волгу сопровождался массовыми восстаниями крепостных крестьян в недавно закрепощённых областях Поволжья. Здесь вожаками выступали, разумеется, не сам Разин и его казаки, а местные предводители, из которых наиболее известна беглая монахиня Алёна Арзамасская. Отложились от царя и начали восстание также большие группы поволжских народов: марийцев, чувашей, мордвы.

Захватив Астрахань, Царицын, Саратов и Самару, а также ряд второстепенных крепостей, Разин не смог успешно завершить осаду Симбирска осенью 1670 г., был ранен (4 октября 1670) и удалился на Дон, где со своими сторонниками укрепился в Кагальницком городке.

Причины "бунташности" XVII в. - становление крепостничества и рост государственных повинностей, вызванный многочисленными войнами и увеличением государственного аппарата в связи с завершением централизации и постепенным формированием абсолютизма.

Все восстания XVII в. были стихийными. Участники событий действовали под влиянием отчаяния и стремления захватить добычу. Следует отметить принципиальную разницу в исходе Соляного и Медного бунтов, вызванную укреплением власти между 1648 и 1662 гг.

Говоря о восстании Разина, следует отметить, что большинство крупных восстаний начиналось на окраинах, поскольку там, с одной стороны, скапливалось много беглых, не обремененных большим хозяйством и готовых к решительным действиям, а с другой стороны, власть там была гораздо слабее, чем в центре страны.

Церковный раскол. Церковь играла ведущую роль в духовной жизни русского общества. Однако религиозная регла­ментация всех сфер жизни общества сдерживала его развитие. Право­вое светское регулирование со стороны государства, введенное Собор­ным уложением 1649 г., было отрицательно встречено духовенством. Уложение ограничивало рост церковного землевладения, урезало иммунитетные права монастырей, санкционировало создание Мона­стырского приказа, которому стало подсудно духовенство, исключая патриарха и патриарших людей и крестьян. За церковью сохранялся лишь суд по церковным делам.

Вместе с тем церковь испытывала потребность в реформирова­нии. Об этом говорят и русские челобитные о церковных неправдах, и письма церковных деятелей. В окружном патриаршем наказе 1646 г. указывалось, что бродяги и нищие «в церкви божий приходят, аки разбойники, с палки... и бывает у них меж себя драка до крови и лая смрадная» ". В 40-х гг. XVII в. сторонники реформы создали в столице Кружок ревнителей древнего благочестия, поддерживаемый самим царем. Кружок возглавил царский духовник Стефан Вонифатьев, в него входили и Никон, и Аввакум, и другие светские и церковные деятели. Назревшее «исправление» церковных служб, поднятие нрав­ственности духовников и возвращение должного благолепия в цер­ковь стали основным предметом забот ревнителей благочестия.

Основные черты церковной реформы были намечены царем Алек­сеем Михайловичем и его духовником протопопом Стефаном Вони-фатьевым. Но осуществление этих планов было возложено на Никона, которого в 1652 г. по желанию царя избрали патриархом. Церковный собор 1654 г. подтвердил необходимость церковной реформы. Собор уполномочил Никона проводить исправления по древним славян­ским и греческим спискам. Но выверялись русские церковные книги по новогреческим венецианским образцам. Технически так было про­ще и быстрее вносить исправления. Тем самым нарушались полно­мочия, данные собором новому патриарху. Вопрос об исправлении книг и обрядов вызвал ожесточенный раскол в вопросах веры. Внеш­не различие между старым и новым выражалось следующим обра­зом: старообрядцы крестились двумя перстами, а никонианцы стали креститься тремя, щепотью (по мнению старообрядцев, «кукишем», неподобающим образом), земные поклоны заменялись поясными. Основы православия остались неприкосновенными.

Изменения в религиозной сфере обернулись для русского народа настоящей национальной трагедией. Этому было много причин.

Россия тех времен осознавала себя третьим Римом. Свое мессиан­ское призвание русский народ выражал в преданности чистоте право­славной веры, полученной от предков. Чистоту идеалов веры народ чтил как основу своей мировой миссии. Предстоящие перемены угро­жали потерей смысла существования страны. Характер церковного ре­форматора патриарха Никона определил степень накала вспыхнув­ших страстей.

Духовенство не представляло собой единую силу. Расхождения в церковной среде вылились в открытое возмущение действиями Ни­кона. Насильственные изменения сопровождались не только взаим­ными проклятиями, но и жестокими преследованиями, страшными пытками, вплоть до сожжения несогласных на костре. Все это, как в зеркале отразило уровень темноты невежества, степень просвещенности реформируемого общества. Никон стал претендовать на лидерство, стремясь освободить церковь от контроля государства и возвысить ее над ним. Собор лишил его патриаршего сана. Последовала ссылка, он скончался.


Социальные движения «смутного времени»

Были видения в Нижнем Новгороде, во Владимире. Власти Троицко-Сергиева монастыря, архимандрит Дионисий и келарь Палицын, рассылали по русским городам одну грамоту за другою. Казаки волновали отдаленную Камскую Русь. Когда Троицкие грамоты пришли в Нижний, и когда протопоп прочитал их собравшемуся народу, тогда один из нижегородских граждан, мясной торговец Кузьма Минин, начал говорить: «Если мы захотим помочь Московскому государству, то нечего нам жалеть имения, не пожалеем ничего: дома свои продадим, жен и детей заложим и будем бить челом – кто бы вступился за православную веру и был у нас начальником». Жертвовать всем, вооружаться самим – таково было общее желание. Минин и другие граждане отдали треть своего имущества, одна женщина, имевшая 12 тысяч рублей, пожертвовала 10 тысяч. Колебавшихся принуждали жертвовать. Минин согласился быть казначеем, с тем лишь условием, чтобы сограждане вполне доверились ему. Нужен был предводитель, граждане сознавали, что он должен быть избран из знатных. В это время жил в Стародубе князь Дмитрий Пожарский, лечившийся от ран, полученных им при разорении Москвы. Минин ударил ему челом, прося быть предводителем войска. Тотчас начались приготовления. Перед началом постились. Россия чувствовала себя грешною: давала и нарушала много присяг – Годунову, сыну его Феодору, Отрепьеву, Шуйскому, Владиславу. Назначили трехдневный пост, от которого не были изъяты даже грудные младенцы. На собранные деньги вооружили боярских детей, не приняли содействия нечистых элементов, губивших национальное дело: отказались от помощи Маржерета, изменявшего много раз наемника, и от помощи казаков, преданных грабежу и убийству, – смерть Ляпунова была еще свежа в памяти.

С войском шли монахи и епископы, впереди несли иконы. Однако ж эта восторженная пылкость не исключала политической мудрости: хотели обеспечить себе помощь Швеции против Польши и занимали Дела Гарди переговорами об избрании шведского принца на московский престол. Когда собрались в Ярославле войска, Пожарский двинулся к Москве, под стенами которой уже стояли казаки Заруцкого и Трубецкого, но оба эти войска, хотя стремившиеся к одной и той же цели, не хотели, однако ж, становиться вместе. Покушение на жизнь Пожарского усилило недоверие к казакам. Но гетман Ходкевич, желавший ввести в Москву вспомогательное войско, был разбит Пожарским на правом берегу Москвы-реки и казаками на левом. Правда, последние в решительную минуту отказались сражаться, и только просьбы Авраамия Палицына заставили их вступить в дело, победа была одержана благодаря смелому движению Минина с отборным войском. Тогда сидевшие в Кремле поляки были доведены до того, что ели человеческое мясо. Они сдались на условии, чтобы им была оставлена жизнь, и возвратили пленных русских, в числе которых находился молодой Михаил Феодорович Романов.

Кремль и Китай-город были уже очищены, когда разнеслась весть, что на помощь полякам идет Сигизмунд. Помощь пришла слишком поздно, и Сигизмунд, узнав о происшедшем, повернул назад. Преданность русского народа освободила отечество, и 1612 год остался в памяти русских.

Теперь Россия могла свободно приступить к избранию царя. В Москву съехались выборные от духовенства, дворян, боярских детей, торговых, посадских и уездных людей, имевшие полномочие насчет царского избрания. Решили прежде всего не избирать иностранца: ни поляка, ни шведа. Когда же пришлось делать выбор между русскими, тогда начались опять козни и смуты, наконец, было произнесено одно имя, примирившее все партии, – имя Михаила Феодоровича Романова. Его выбрали не ради его самого, ибо ему исполнилось только пятнадцать лет, но ради его предков Романовых и его отца, митрополита Филарета, томившегося в заточении в Мариенбурге. Имя Романовых, родственных с домом Иоанна IV, было тогда полнейшим выражением национального чувства (1613).

Новое царствование имело шансы на прочность, которых не было ни у Годунова, ни у Шуйского. Его нельзя было упрекнуть в преступлении, оно опиралось на дивное национальное движение, с ним были связаны воспоминания об освобождении отечества и о других славных событиях. Ни одного призрака, ни одного горького воспоминания или сожаления: дом Иоанна Грозного был причиною или поводом ко многим страданиям России, Лжедмитрий убил сожаление об истинном. Восшествие Романовых на престол совпадало с могучим пробуждением патриотизма, со стремлением к единству и с общим желанием порядка и умиротворения. Они уже пользовались такою же преданностью, какою пользуется древнейшая династия. Рассказывают, что поляки, узнав об избрании Михаила, послали вооруженных людей схватить его в Костроме, один крестьянин, Иван Сусанин, завел этих посланцев в чащу леса и пал под ударами их сабель, спасая своего государя. Смутное время окончилось.

Восстание под предводительством С. Разина

Донские казаки были в это время вообще довольно спокойны, но один из них, Стенька Разин, смутил всю восточную Россию. Переселенцы с Днепра, изгнанные войною из своей страны, были причиною настоящего голода в бедных донских селениях. Стенька собрал несколько голутвенных людей (голь, голяки) и хотел попытать счастья взять Азов. Донские старшины воспрепятствовали ему в этом, тогда он отправился на Восток, на Волгу и Яик (Урал). Слава о нем далеко распространилась: говорили, что он колдун, что его не берет ни сабля, ни пули, ни ядро, к нему толпой стекались разбойники со всех сторон. Он разбойничал на Каспийском море и опустошал берега Персии. Русское правительство, не имея возможности воевать с ним, обещало простить его, если он выдаст взятые им царские суда и пушки. Разин согласился. Благодаря своим подвигам, несметному награбленному богатству и царской щедрости, он приобрел множество приверженцев из черни, казаков и даже городских стрельцов. Поволжье всегда было готово к социальному перевороту; этим объясняется успех Разина, а позже успех Пугачева. Разбойники были там популярны и в чести; торговцы, прибывшие по коммерческим делам на Дон, узнали, что Стенька предпринимает набег, и не задумались пристать к нему.

В 1670 году Разин, истратя награбленные деньги, пошел с толпою голутвенников вверх по Дону и оттуда на Волгу. Весь край взволновался при вести о приближении знаменитого уже атамана. Жители Царицына сдали ему свой город. Против Разина был послан флот, но войска и стрельцы выдали ему своих начальников, из которых один был сброшен с колокольни. Плывя вверх по Волге, он взял Саратов, Самару и взбунтовал Нижегородскую, Тамбовскую и Пензенскую губернии. Во всем Поволжье крестьяне бунтовали против своих помещиков, а татары, чуваши, мордовцы и черемисы – против русского господства. Мятеж был ужасный. Под Симбирском Разин был разбит Юрием Барятинским, и производимое им обаяние исчезло; его преследовали в степи, схватили на Дону и казнили в Москве (1671).

Мятеж, однако, не прекратился со смертью Разина: шайки упорно продолжали действовать. В Астрахани Василий Ус правил деспотически и сбросил архиепископа с колокольни. Наконец все эти подражатели Разина были перебиты или схвачены, Волга очищена и Дон успокоен.

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева

Московский бунт показал, в каком глубоком варварстве еще находилась столичная чернь, слуги, мелкие торговцы, фабричные рабочие. Пугачевский бунт показал, какие личности еще бродили в отдаленных провинциях империи. Крестьяне, на которых падали все государственные тягости, все требования собственников и вымогательства чиновников, постоянно жаждали невозможных перемен, в своем глубоком невежестве они всегда были готовы последовать за обманщиком, Лжепетр III, Лжеиоанн VI, даже Лжепавел I употребляли во зло грубые умы, предубежденные против «царствования женщин». Раскольники, одичавшие и доведенные до отчаяния предшествующими угнетениями, пылали в глубине лесов и в приволжских городах непримиримою ненавистью к государству. Яицкие и донские казаки, а также запорожцы трепетали от нового для них ига власти. Поволжские народы – язычники, мусульмане или недовольные православные – ждали только предлога возвратить себе дикую свободу или земли, отнятые у них русскими поселенцами.

Как мало эти необузданные элементы согласовались с новейшим государством, это видно было уже в 1770 году, когда тургайские калмыки, в числе почти 300 тысяч человек, мужчин, женщин и детей, забрали свой скот, палатки и телеги, перешли Волгу, опустошив все на пути, и удалились в пределы Китайской империи. Прибавьте к этим недовольным бродяг всякого рода, разорившихся дворян, расстриженных монахов, дезертиров, беглых слуг, грабителей и поволжских разбойников. Россия, особенно ее восточная часть, заключала в себе все материалы, необходимые для громадного восстания, вроде поднятого Лжедмитрием или Стенькой Разиным. Яицким казакам, бунтовавшим уже в 1766 году и жестоко за то наказанным, было суждено дать восстанию ожидаемого предводителя: беглый казак, раскольник, сидевший уже в Казанской тюрьме и бежавший из Сибири, Емельян Пугачев, выдал себя за Петра III; распустив голштинское знамя, он объявил, что отправляется в Петербург наказать жену и венчать сына на царство. С тремястами человек он осадил Яицкий городок, армия его была очень малочисленна, но все посылаемые против него войска переходили на его сторону и выдавали своих начальников. Обыкновенно он приказывал вешать офицеров и стричь солдатам волосы по-казацки; в селах он вешал помещиков; кто ему сопротивлялся, того наказывали за это как за бунт, как за оскорбление величества.

Таким образом, он овладел многими степными крепостями. Между тем как приближенные, знавшие тайну его происхождения, обращались запросто, народ встречал его с колокольным звоном и с хлебом-солью. Польские конфедераты, сосланные в эти места, организовали ему артиллерию. В течение почти целого года он приводил в трепет Казань и Оренбург и разбивал посылаемые против него войска; помещики всюду бежали, а варварские народы приходили в его главную квартиру. Крестьяне восставали против дворян, татары и чуваши – против русских; по всему Волжскому бассейну вспыхнула племенная война, социальная и война рабов. Москва, в которой было 100 тысяч крепостных, начала волноваться; чернь, видя бегство помещиков из всей Восточной России, громко заговорила о свободе и об избиении господ. Екатерина П поручила Александру Бибикову положить предел бедствию. Бибиков, приехав в Казань, был поражен общею деморализациею; он успокоил и вооружил дворян, сдержал народ и казался веселым и довольным, а между тем писал к жене: «Зло велико, преужасно! Ух! Дурно!» Он вполне понимал, что все эти беспорядки не были делом одного человека. «Пугачев не иное что, как чучело, которым играют воры-казаки, – писал он, – не Пугачев важен, важно общее негодование.

Мало полагаясь на свои войска, он решился, однако, напасть на самозванца, разбил его сперва при Татищеве, а потом при Кагуле, рассеял его армию и захватил артиллерию. Бибиков умер среди своих успехов, но Михельсон, де Коллонж и Голицын продолжали преследовать побежденного. Пугачев, гонимый на нижнем течении Волги, вдруг повернул вверх по реке, бросился на Казань, сжег и разграбил ее, но потерпел неудачу при взятии Казанской крепости и был совершенно разбит на берегах Казанки; тогда он поплыл вниз по Волге, вошел в Саранск, Самару и Царицын, где, несмотря на неотступное преследование императорскими войсками, перевешал дворян и учредил новое правление. Пока он направлялся к югу, народ ждал его на пути в Москву, в ответ на это ожидание являлись всюду Лжепетры III, Лжепугачевы, которые, став во главе необузданных шаек, вешали помещиков и жгли их усадьбы. Москва готова была взбунтоваться. Было необходимо поймать Пугачева. Окруженный войсками между Волгою и Яиком, в ту минуту как он готовился бежать в Персию, преследуемый Михельсоном и Суворовым, он был связан и выдан своими сообщниками. Его привезли в Москву и казнили. Многие не верили, что Лжепетр III умер, и хотя бунт был усмирен, но дух его еще долго существовал.

Пугачевский бунт послужил, так сказать, уроком для русского правительства, которое припомнило его в 1775 году, уничтожая Запорожскую республику. Днепровские храбрецы, изгнанные при Петре Великом, призванные опять при Анне Иоанновне, не узнали своего прежнего местопребывания. Южная Россия, огражденная от татарских вторжений, быстро населялась: города всюду возникали, пашни захватывали большие и большие пространства, безграничные степи, по которым предки запорожцев ездили так свободно, как арабы по пустыне, превращались в нивы. Запорожцы были очень недовольны этим преобразованием, они требовали возвращения их земли, их пустыни, и покровительствовали гайдамакам, которые тревожили поселенцев. Потемкину, творцу Новороссии, надоели эти беспокойные соседи. Он по приказанию императрицы взял и уничтожил Сечь. Недовольные бежали во владения турецкого султана, другие преобразованы в черноморских казаков, которым в 1792 году отвели для жительства полуостров Фанагорию и восточный берег Азовского моря. Так окончилось казачество: оно живет только в песнях кобзарей.

Хронология народных восстаний в России 17–18 вв.

1603 г. – восстание под предводительством Хлопка.

1606–1607 гг. – восстание под предводительством И. И. Болотникова.

1648–1650 гг. – восстание Богдана Хмельницкого.

1662 г. – Восстание в Москве – «медный бунт».

1670–1671 гг. – Восстание под предводительством С. Т. Разина.

1698 г. – Восстание стрельцов в Москве.

1771 г. – «Чумной бунт» в Москве.

1773–1775 гг. – Восстание под предводительством Е. И. Пугачева.



В 17 веке в России были массовыми явлениями. Эпоха Смутного времени закончилась. Все сферы общественной жизни были полностью уничтожены: экономика, политика, социальные отношения, культура, духовное развитие. Естественно, необходимо было восстановить хозяйство. Многие реформы и новшества больно ударили по населению того времени. Как следствие - народные движения. Постараемся подробнее разобрать данную тему.

Предмет «история» (7 кл.): «Народные движения»

Период «бунташного века» входит в обязательный школьный минимум. Курс «Отечественная история» (7 класс, «Народные движения») выделяет следующие причины социальных потрясений:

  • вследствие постоянных военных конфликтов.
  • Попытки властей по ограничению казачьих автономий.
  • Усиление приказной волокиты.
  • Закрепощение крестьян.
  • Церковные реформы, которые привели к расколу среди духовенства и населения.

Вышеназванные причины дают основание полагать, что народные движения в 17 веке связаны не только с крестьянством, как это было ранее, но и с другими социальными слоями: духовенством, казачеством, стрельцами.

Это значит, что против власти начинают выступать мощные силы, которые знают, как владеть оружием. Казаки и стрельцы успели набраться боевого опыта в постоянных войнах. Поэтому их участия в волнениях по масштабу можно сравнить с гражданскими войнами.

Соляной бунт

Хочется вспомнить современных пенсионеров, которые активно следят за ценами на соль в магазинах. Повышение на один-два рубля сопровождается сегодня различными упреками и критикой в адрес властей. Однако рост цен на соль в XVII веке спровоцировал настоящий бунт.

1 июля 1648 года разразилась мощная волна протеста. Причиной послужила дополнительная пошлина на соль, за счет которой правительство решило пополнить бюджет. Ситуация привела к тому, что протестующие «перехватили» царя Алексея Михайловича при возвращении с молитвы в Кремль. Люди жаловались «хорошему царю» на действие «плохого» боярина - главу Л. С. Плещеева. В глазах обычного обывателя только он один был виноват во всех бедах государства: приказной волоките, казнокрадстве, повышению цен не только на соль, но и на другие продовольственные продукты.

«Плохого» боярина пришлось отдать в жертву. «Под шумок» царь избавился не только от «негодяя» Плещеева, но и от своего родственника, боярина Б. Морозова, своего воспитателя. Фактически он являлся «тайным кардиналом» в стране и решал практически все административные вопросы. Однако после этого народные движения в стране не закончились. Перейдем подробнее к остальным.

Народные движения (7 класс, история России): медный бунт

Ситуация с солью не научила правительство осторожно подходить к реформам. Денег в стране катастрофически не хватало. И тогда власти провели самую «убийственную» экономическую реформу, которую можно было только придумать - девальвацию монеты.

Правительство вместо серебряных денег ввело в обращение медные монеты, что в 10-15 обошлось дешевле. Конечно, можно было придумать деревянные (в прямом смысле этого слова) рубли, но власти не решились настолько испытывать судьбу. Естественно, торговцы прекратили продавать за медь свои товары.

В июле 1662 году начались погромы и беспорядки. Теперь люди не верили в «хорошего царя». Погромам подверглись усадьбы практически всех царских приближенных. Толпа хотела разгромить даже резиденцию самого «помазанника Божьего» в селе Коломенском. Однако вовремя подоспели войска, а царь вышел на переговоры.

После этих событий власти жестоко обошлись с восставшими. Много людей казнили, арестовали, некоторым отрубали руки, ноги, языки. Тех, кому повезло, отправили в ссылку.

Восстание Степана Разина

Если предыдущие народные движения были организованы мирным безоружным населением, то в принимали участия вооруженные имеющие боевой опыт казаки. А это обернулось более серьезной проблемой для государства.

Всему виной послужило Соборное уложение 1649 года. Этот документ окончательно установил крепостное право. Конечно, начало оно формироваться еще со времен Ивана III, с введения Юрьева дня и прикрепления работников на земли феодалов. Однако устанавливало пожизненный розыск беглых крестьян и возвращение их прежним владельцам. Эта норма шла вразрез с казачьими вольностями. Существовало многовековое правило «с Дона выдачи нет», что предполагало защиту всех, кто туда попадал.

К середине 60-х годов XVII века на Дону скопилось огромное количество беглых крестьян. Это привело к следующим последствиям:

  • Обнищание казачества, так как свободной земли просто не хватало. К тому же не было войн, которые традиционно сокращают население казаков и служат источником богатства.
  • Сосредоточение огромной боеспособной армии в одном месте.

Все это, естественно, не могло не вылиться в народные движения

«Поход за зипунами»

Первый этап восстания крестьян и казаков под предводительством С. Разина вошел в историю как «поход за зипунами», то есть за добычей (1667-1669 гг.). Целью похода было разграбление торговых судов и караванов, везущих груз из России в Персию. Фактически отряд Разина был пиратской бандой, которая блокировала главную торговую артерию на Волге, захватила Яицкий городок, одержала победу над персидским флотом, а затем вернулась в 1669 году с богатой добычей на Дон.

Эта удачная и безнаказанная кампания воодушевила многих других казаков и крестьян, которые задыхались от нищеты. Они массово потянулись к С. Разину. Теперь уже зародилась мысль о совершении революции в стране. С. Разин объявил о походе на Москву.

Второй этап (1670 - 1671 гг.)

Фактически выступление С. Разина напоминает будущую крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева. Широкие большая численность, участие в конфликте местных национальных племен говорят о полномасштабной гражданской войне. В целом отечественная история (народные движения в частности) никогда еще не видела таких массовых выступлений собственного народа до этого времени.

Ход восстания

Восставшие сходу взяли город Царицын. Подошли к хорошо укрепленной крепости Астрахани, которая затем сдалась без боя. Все воеводы и дворяне были казнены.

Успех спровоцировал массовый переход на сторону Разина таких крупных городов, как Самара, Саратов, Пенза, что говорит о серьезном политическом кризисе внутри русского общества. Кроме русского населения, к нему потянулись и народы Поволжья: чуваши, татары, мордва, марийцы и др.

Причины большой численности восставших

Общая численность восставших достигла 200 тыс. человек. Причин, по которым к Разину потянулись тысячи, несколько: одни устали от нищеты, налогов, других привлек статус «свободных казаков», третьи вовсе были преступниками. Многие национальные общины хотели автономии и даже независимости после победы революции.

Окончание восстания, массовые расправы

Однако целям восставших не суждено было сбыться. Не имея организационного единства, общих целей, армия была неуправляемой. В сентябре 1670 года она попыталась взять Симбирск (современный Ульяновск), но потерпела неудачу, после чего начала распадаться.

Основная численность во главе со С. Разиным ушла на Дон, многие разбежались по внутренним областям. Против восставших карательную экспедицию возглавил воевода князь Ю. Барятинский, что фактически означает применение всех имеющихся военных сил. Опасаясь за свои жизни, восставшие выдали своего руководителя, которого затем четвертовали.

До 100 тыс. человек было убито и замучено официальными властями. Таких массовых репрессий Россия не знала никогда до этого времени.

1. "Соляной бунт"

XVII век в русской истории обрел репутацию "бунташного". И действительно, он начался Смутой, середина его ознаменовалась городскими восстаниями, последняя треть - восстанием Степана Разина.

Важнейшими причинами такого небывалого прежде в России размаха социальных конфликтов явились развитие крепостничества, усиление государственных налогов и повинностей.

В 1646 г. была введена пошлина на соль, значительно увеличившая ее цену. Между тем, соль в XVII в. являлась одним из важнейших продуктов - главным консервантом, позволявшим хранить мясо и рыбу. Вслед за солью сами эти продукты вздорожали. Продажа их упала, нераскупленный товар стал портиться. Это вызывало недовольство, как потребителей, так и торговцев. Рост государственных доходов оказался меньше ожидавшегося, так как развилась контрабандная торговля солью. Уже в конце 1647 г. "соляной" налог был отменен. Стремясь компенсировать потери, правительство урезало жалование служилым людям "по прибору", то есть стрельцам и пушкарям. Общее недовольство продолжало расти.

1 июня 1648 г. в Москве произошел так называемый "соляной" бунт. Толпа остановила карету возвращавшегося с богомолья царя и потребовала сменить главу Земского приказа Леонтия Плещеева. Слуги Плещеева попытались разогнать собравшихся, что лишь спровоцировало еще большее озлобление. 2 июня в Москве начались погромы боярских усадеб. Был убит дьяк Назарий Чистой, которого москвичи считали вдохновителем соляного налога. Восставшие потребовали выдать на расправу ближайшего сподвижника царя - боярина Морозова, фактически руководившего всем государственным аппаратом, и главу Пушкарского приказа боярина Траханиотова. Не имея сил для подавления восстания, в котором наряду с посадскими участвовали служилые "по прибору", царь уступил, приказав выдать Плещеева и Траханиотова, которых немедленно убили. Морозова, своего воспитателя и свояка (царь и Морозов были женаты на сестрах) Алексей Михайлович "отмолил" у восставших и отправил в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь.

Правительство объявило о прекращении взимания недоимок, созвало Земский собор, на котором были удовлетворены важнейшие требования посадского населения о запрете перехода в "белые слободы" и дворян - о введении бессрочного сыска беглых (подробнее см. тему 24). Таким образом, правительство удовлетворило все требования восставших, что свидетельствует о сравнительной слабости государственного аппарата (прежде всего репрессивного) в это время.

2. Восстания в других городах

Вслед за Соляным бунтом городские восстания прокатились по другим городам: Устюгу Великому, Курску, Козлову, Пскову, Новгороду.

Наиболее сильными были восстания в Пскове и Новгороде, вызванные вздорожанием хлеба из-за поставок его в Швецию. Городская беднота, которой угрожал голод, изгнала воевод, разгромила дворы богатых купцов и захватила власть. Летом 1650 г. оба восстания были подавлены правительственными войсками, правда в Псков им удалось вступить лишь благодаря раздорам в среде восставших.

3. "Медный бунт"

В 1662 г. вновь произошло крупное восстание в Москве, вошедшее в историю как "Медный бунт". Он был вызван попыткой правительства пополнить казну, опустошенную тяжелой длительной войной с Польшей (1654-1667 гг.) и Швецией (1656-58 гг.). Дабы компенсировать огромные затраты, правительство выпустило в оборот медные деньги, приравняв их по цене к серебряным. При этом налоги собирались серебряной монетой, а товары предписывалось продавать на медные деньги. Жалованье служилым людям также платилось медью. Доверием медные деньги не пользовались, тем более, что их часто подделывали. Не желая торговать на медные деньги, крестьяне перестали привозить в Москву продовольствие, что вызвало взлет цен. Медные деньги обесценивались: если в 1661 г. за серебряный рубль давали два медных, то в 1662 г. - 8.

25 июля 1662 г. последовал бунт. Часть горожан бросилась громить боярские усадьбы, а другие двинулись в подмосковное село Коломенское, где находился в эти дни царь. Алексей Михайлович обещал мятежникам приехать в Москву и разобраться. Казалось, толпа успокоилась. Но тем временем в Коломенское явились новые группы восставших - те, кто ранее разбивал дворы бояр в столице. У царя потребовали выдачи наиболее ненавистных народу бояр и пригрозили, что если государь "добром им тех бояр не отдаст", то они "начнут имать сами, по своему обычаю".

Однако за время переговоров в Коломенское уже прибыли вызванные царем стрельцы, которые обрушились на безоружную толпу и погнали ее к реке. Свыше 100 человек утонули, многие были изрублены или схвачены, а остальные разбежались. По царскому приказу 150 бунтовщиков были повешены, остальных били кнутом и клеймили железом.

В отличие от "соляного", "медный" бунт был жестоко подавлен, так как правительству удалось удержать на своей стороне стрельцов и использовать их против посадского населения.

4. Восстание Степана Разина

Крупнейшее народное выступление второй половины XVII в. произошло на Дону и Волге.

Население Дона составляло казачество. Земледелием казаки не занимались. Их основными занятиями были охота, рыбная ловля, скотоводство и набеги на владения соседних Турции, Крыма и Персии. За сторожевую службу по охране южных рубежей государства казаки получали царское жалованье хлебом, деньгами и порохом. Правительство также мирилось с тем, что на Дону находили приют беглые крестьяне и посадские. Действовал принцип "с Дону выдачи нет".

В середине XVII в. в казачьей среде уже не существовало равенства. Выделялась верхушка зажиточных ("домовитых") казаков, владевших лучшими рыбными промыслами, табунами коней, получавших лучшую долю в добыче и царском жаловании. Бедные ("голутвенные") казаки работали на домовитых.

В 40-х гг. XVII в. казачество лишилось выхода в Азовское и Черное моря, так как турки укрепили крепость Азов. Это побудило казаков перенести свои походы за добычей на Волгу и Каспийское море. Грабеж русских и персидских купеческих краванов наносил большой ущерб торговле с Персией и всему хозяйству Нижнего Поволжья. Одновременно с притоком беглых из России росла и враждебность казаков к московским боярам и приказным людям.

Уже в 1666 г. отряд казаков под началом атамана Василия Уса вторгся с Верхнего Дона в пределы России, дошел почти до Тулы, громя на своем пути дворянские имения. Лишь угроза встречи с большим правительственным войском заставила Уса повернуть назад. С ним ушли на Дон и многочисленные примкнувшие к нему крепостные. Выступление Василия Уса показало, что казачество готово в любой момент выступить против существующих порядков и властей.

В 1667 г. отряд в тысячу казаков отправился на Каспийское море в поход "за зипунами", то есть за добычей. Во главе этого отряда стоял атаман Степан Тимофеевич Разин - выходец из домовитого казачества, волевой, умный и беспощадно жестокий. Отряд Разина на протяжении 1667-1669 гг. грабил русские и персидские купеческие караваны, нападал на прибрежные персидские города. С богатой добычей разинцы вернулись в Астрахань, а оттуда - на Дон. "Поход за зипунами" был чисто грабительским. Однако значение его шире. Именно в этом походе сформировалось ядро разинского войска, а щедрая раздача милостыни простому люду принесла атаману неслыханную популярность.

Весной 1670 г. Разин начал новый поход. На сей раз он решил идти против "бояр-изменников". Без сопротивления был захвачен Царицын, жители которого с радостью открыли казакам ворота. Посланные против Разина из Астрахани стрельцы перешли на его сторону. Их примеру последовал и остальной астраханский гарнизон. Сопротивлявшиеся воевода и астраханские дворяне были перебиты.

После этого Разин направился вверх по Волге. По пути он рассылал "прелестные письма", призывая простонародье бить бояр, воевод, дворян и приказных. Для привлечения сторонников Разин распустил слух о том, что в его войске находятся царевич Алексей Алексеевич (на самом деле уже умерший) и патриарх Никон. Основными участниками восстания являлись казаки, крестьяне, холопы, посадские и работные люди. Города Поволжья сдавались без сопротивления. Во всех захваченных городах Разин вводил управление по образцу казачьего круга.

Неудача поджидала Разина лишь под Симбирском, осада которого затянулась. Между тем правительство направило для подавления восстания 60-тысячное войско. 3 октября 1670 г. под Симбирском правительственное войско под командованием воеводы Юрия Барятинского нанесли разинцам жестокое поражение. Разин был ранен и бежал на Дон, в Кагальницкий городок, из которого год назад начал свой поход. Он рассчитывал вновь собрать своих сторонников. Однако домовитые казаки во главе с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, понимая, что действия Разина могут навлечь царский гнев на все казачество, схватили его и выдали правительственным воеводам.

Разина пытали и летом 1671 г. казнили на Болотной площади в Москве вместе с братом Фролом. Участники восстания были подвергнуты жестоким преследованиям и казням.

Главными причинами поражения восстания Разина явились его стихийность и низкая организованность, разрозненность действий крестьян, как правило, ограничивавшихся разгромом имения своего собственного барина, отсутствие у восставших ясно осознаваемых целей. Даже в том случае, если бы разинцам удалось одержать победу и захватить Москву (в России такого не случалось, но в других странах, например, в Китае, восставшим крестьянам несколько раз удавалось взять власть), они не смогли бы создать новое справедливое общество. Ведь единственным образцом такого справедливого общества в их сознании был казачий круг. Но вся страна не может существовать за счет захвата и раздела чужого имущества. Любое государство нуждается в системе управления, армии, налогах. Поэтому за победой восставших неизбежно последовала бы новая социальная дифференциация. Победа неорганизованных крестьянских и казацких масс неизбежно привела бы к большим жертвам и нанесла бы значительный урон русской культуре и развитию российского государства

В исторической науке нет единства по вопросу о том, считать ли восстание Разина крестьянско-казацким восстанием или крестьянской войной. В советское время употреблялось наименование "крестьянская война", в дореволюционный период речь шла о восстании. В последние годы вновь преобладающим является определение "восстание".

На что следует обратить внимание при ответе:

Причины "бунташности" XVII в. - становление крепостничества и рост государственных повинностей, вызванный многочисленными войнами и увеличением государственного аппарата в связи с завершением централизации и постепенным формированием абсолютизма.

Все восстания XVII в. были стихийными. Участники событий действовали под влиянием отчаяния и стремления захватить добычу. Следует отметить принципиальную разницу в исходе Соляного и Медного бунтов, вызванную укреплением власти между 1648 и 1662 гг.

Говоря о восстании Разина, следует отметить, что большинство крупных восстаний начиналось на окраинах, поскольку там, с одной стороны, скапливалось много беглых, не обремененных большим хозяйством и готовых к решительным действиям, а с другой стороны, власть там была гораздо слабее, чем в центре страны.

К данной теме относится также восстание в Соловецком монастыре (1667-1676 гг.), о котором говорится в теме 28 в связи с церковным расколом.

________________________________________

§ 12. Народные восстания в XVII в

В царствование Алексея Тишайшего страну сотрясали народные восстания. Они запомнились и современникам и потомкам. Не случайно XVII в. прозвали «бунташным».

1. МЕДНЫЙ БУНТ

Летом 1662 г. в столице разразился Медный бунт. Название «медный» весьма точно говорит о причине этого возмущения. Бунт был печальным следствием очередной финансовой авантюры правительства.

В 1654 г., когда Россия готовилась начать войну с Речью Посполитой за Украину, обнаружилось, что в московской казне не хватает серебряной монеты для выдачи жалованья войску.

В России тогда не добывали серебро, а монету чеканили из немецких иоахимсталеров (ефимков). Причем казна получала дополнительные доходы, портя монету: ефимок на рынке шел за 40-42 копейки, а серебряных копеек на Монетном дворе из него лили 64. Не имея серебра и ефимков под рукой, власти выпустили медную монету с принудительным курсом серебряных денег, который заплатили купцам, служилым людям и т. д. Однако налоги по-прежнему брали серебряными деньгами.

Серебряные деньги XVII в.

Вскоре стали происходить удивительные вещи. Небогатые денежные мастера с Монетного двора вдруг разоделись, как бояре, обзавелись дорогими вещами. Купцы, приставленные надзирателями к печатанию медных денег, удвоили и утроили свои капиталы. Дело было в том, что все занятые в деле изготовления медных монет не вынесли соблазна. Они покупали медь, везли на Монетный двор и производили для себя монеты. «Воровские» деньги наполнили страну, началось безудержное падение их цены. В начале 1662 г. за серебряный рубль давали 4 медных, в середине 1663 г. – 15. Росли цены на все товары. Народ роптал.

25 июля 1662 г. в Москве стали собираться возбужденные толпы ремесленников, мелких торговцев, купцов, барских холопов, крестьян. К бунту присоединились даже солдаты и некоторые офицеры. Стали громить дворы тех людей, которые были связаны с выпуском медных денег. Кто-то крикнул, что надо идти в Коломенское, где в то время находился царь, требовать выдачи главных изменников – боярина И. Д. Милославского и окольничего?. ?. Ртищева. Они-де и выдумали медные деньги.

Мелкие серебряные деньги. XVII в.

1662 Медный бунт

Конный воин. Рисунок. 1674 г.

Толпа восставших ворвалась в Коломенское и стала требовать царя. Алексей вышел к народу, обещал дать суд «изменникам». Перепуганные Милославский и Ртищев отсиживались в апартаментах царицы. Царица была чуть жива от страха и позже хворала больше года.

Миролюбивый тон царя усмирил гнев бунтовщиков, и казалось, дело кончится миром. Но тут в Коломенское пришла еще большая толпа москвичей, настроенных весьма решительно. «Выдавай изменников, – кричали люди, – а не то мы возьмем их силой!»

Алексей Михайлович послал против восставших стрельцов и дворян. Началось повальное истребление безоружных. Народ побежал к Москве, но по дороге людей хватали, многих утопили в реке.

Царь Алексей щедро наградил стрельцов. В отличие от Соляного бунта в Медном ни один стрелец не участвовал.

Решено было отменить медные деньги. Царским указом 1663 г. запрещалось держать медные деньги. Монеты велели переплавить или обменять в Казне по курсу две серебряные деньги за медный рубль (200 денег). Таким образом, обманутые русские подданные были ограблены собственным царем и правительством дважды: при выпуске медных денег и при их отмене.

2. ВОССТАНИЕ ВАСИЛИЯ УСА

Войны, рост налогов, денежные авантюры властей расшатывали хозяйство страны, только-только оправившейся после Смутного времени. Тяглецы «худели», разорялись и бежали. Размах бегства крестьян, особенно помещичьих, был таков, что власти организовали массовый сыск беглых. Особые сыскные приказы вместе с дворянами и воеводами ловили и возвращали беглецов. Батогами и кнутом теперь наказывали и тех, кто осмеливался предложить беглым кров и хлеб. В 1663-1667 гг. в одном Рязанском уезде сумели найти и вернуть 8 тыс. крестьян и холопов. А скольких не нашли! Сколько беглых укрылось на Украине, на Волге, в Приуралье, в Сибири! Скольких принял Дон, где по-прежнему действовал обычай: «С Дона выдачи нет!»

Московский стрелец. Рисунок. 1674 г.

На Дону весьма обустроенно жили «старые», домовитые казаки. Вели хозяйство, торговлю, получали от царя жалованье, свинец, порох за службу по охране пограничья. Но кроме того, здесь обосновалось множество «молодых», голутвенных, казаков – голытьбы. Эти недавно пришедшие на Дон беглецы прирабатывали у домовитых, но в основном жили за счет грабежа. Они постоянно были готовы отправиться ловить удачу в крымских, турецких, персидских, польских землях, не брезговали и разорением православных купцов.

Один атаман из домовитых казаков, Василий Ус, храбро воевал с поляками на Украине и в Белоруссии. По возвращении на Дон он приобрел популярность среди голутвенного казачества. В его отряд входили главным образом «молодые» казаки. В 1666 г. Василий Ус двинулся на Слободскую Украину и в южные уезды России. Казаки говорили, что идут на Москву к царю с просьбой зачислить их на царскую службу и дать жалованье (в то время на Дону и в верховых городах начался голод). Однако действовали донцы не как просители, они громили поместья и богатые дома. Крестьяне толпами стекались к Усу, пустив соседскому, «не своему», помещику «красного петуха» и поживившись его добром. На реке Уне в 8 км от Тулы восставшие построили острог. Алексей направил против мятежников полки. Не дожидаясь сражения, казаки и многие местные крестьяне и холопы ушли на Дон.

Вскоре большинство молодцов Уса присоединились к атаману Стеньке Разину.

Герб России. Рисунок А. Мейерберга. 1662 г.

Вопросы и задания

1. Что такое Медный бунт? Чем он был вызван? Каковы причины других городских восстаний XVII в.? 2. Расскажите о казаках. Почему, на ваш взгляд, казачество стало в XVII в. инициатором крупных народных волнений и восстаний?

Из книги История России. XVII–XVIII века. 7 класс автора

§ 12. Народные восстания в XVII в В царствование Алексея Тишайшего страну сотрясали народные восстания. Они запомнились и современникам и потомкам. Не случайно XVII в. прозвали «бунташным».1. МЕДНЫЙ БУНТЛетом 1662 г. в столице разразился Медный бунт. Название «медный» весьма

Из книги История России. XVII–XVIII века. 7 класс автора Черникова Татьяна Васильевна

§ 22. Народные восстания в петровское время В начале XVIII в. в войнах, на строительстве от недоедания и болезней погибли сотни тысяч людей. Десятки тысяч, побросав дома, бежали за рубеж и в Сибирь, устремлялись к казакам на Дон и Волгу. Стрелецкими казнями царь Петр преподал

автора Боханов Александр Николаевич

§ 2. Народные восстания Балашовское движение. Положение социальных низов в обстановке тяжелых поборов и повинностей послесмутной поры было очень нелегким, их недовольство вырвалось наружу в годы Смоленской войны (1632-1634), когда они громили дворянские имения в районе

Из книги Великая Французская Революция 1789–1793 автора Кропоткин Петр Алексеевич

XIV НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ Расстроивши все планы двора, Париж нанес королевской власти смертельный удар. А вместе с тем появление на улицах самых бедных слоев народа в качестве деятельной силы революции придавало всему движению новый характер: оно вносило в него новые

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Народные восстания В 1379-1384 гг. по всей стране прокатилась волна восстаний, начавшихся в городах Лангедока. Как только в конце 1379 г. был объявлен новый чрезвычайный налог, вспыхнуло восстание в Монпелье. Ремесленники и беднота ворвались в ратушу и убили королевских

Из книги История Англии в Средние века автора Штокмар Валентина Владимировна

Народные восстания В 1536 г. вспыхнуло восстание в Линкольншире, а затем в Йоркшире и других северных графствах Англии. Восстание вылилось здесь осенью 1536 г. в форму религиозного похода на юг, похода, получившего название «Благодатного паломничества». Участников его в

Из книги Осторожно, история! Мифы и легенды нашей страны автора Дымарский Виталий Наумович

Народные восстания 2 июня 1671 года Степана Разина - донского атамана, предводителя народного восстания 1670–1671 годов, будущего героя фольклора и первого российского кинофильма - привезли в Москву. Через четыре дня его казнили на Болотной площади. «Разин - родом из

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Народные восстания первой половины XVII вв. Успехи французского абсолютизма были достигнуты ценой чрезвычайного роста налогов. Ответом на это был новый подъем крестьянскоплебейских восстаний. В период с1624--642г.-можно отметить три больших крестьянских восстаний, не

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Народные восстания Эти полумеры, которые проводились рабовладельческим государством в целях смягчения классовой борьбы, не могли привести ни к каким результатам. Голодные восстания, широкие социальные движения продолжались и даже усиливались. Очень крупным восстанием

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

6.3. Народные восстания XVII в. ознаменован многочисленными социальными катаклизмами и народными восстаниями. Недаром современники прозвали его «бунташным веком». Основными причинами восстаний были закрепощение крестьян и рост их повинностей; усиление налогового гнета;

автора Шестаков Андрей Васильевич

9. Стихийные народные восстания в Киевском княжестве Как правили князья и бояре Киевским княжеством. У киевского князя была большая дружина - войско из бояр и служилых людей. Родственники князя и бояре управляли городами и землями но поручению князя. Некоторые из бояр

Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

27. Воины Петра I и народные восстания Война с турками и путешествие Петра I за границу. В самом конце XVII века русским царём стал сын Алексея - Пётр I. По вступлении на царство умный и деятельный молодой царь вскоре начал заводить новые порядки. Он совсем перестал считаться

Из книги Народные восстания в Древней Руси XI-XIII вв автора Мавродин Владимир Васильевич

Карты. Народные восстания в Киевской Руси

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 2. Народные восстания Балашовское движение. Положение социальных низов в обстановке тяжелых поборов и повинностей послесмутной поры было очень нелегким, их недовольство вырвалось наружу в годы Смоленской войны (1632 – 1634), когда они громили дворянские имения в районе

автора Смолин Георгий Яковлевич

НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ И КРИЗИС ХАНЬСКОЙ ИМПЕРИИ Завоевательные походы Бань Чао в Западном крае донесли славу Ханьской империи далеко за ее пределы. Китай с 97 г. через Парфию устанавливает торговые связи с Римом. Ханьский Китай становится мировой державой. Однако с конца

Из книги Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века автора Смолин Георгий Яковлевич

НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ X–XII ВВ Тяжелое положение крестьян не раз толкало их на открытые вооруженные выступления против феодального гнета.Главным районом крестьянских движений в конце X - начале XI вв. была территория нынешней провинции Сычуань. Здесь еще в 964 г., на четвертом