Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » План конспект по ознакомлению с искусством. Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством в старшей группе (Художник-пейзажист И

План конспект по ознакомлению с искусством. Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством в старшей группе (Художник-пейзажист И

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада, тема: «Искусство»

Цели:

Познакомить детей с понятием «искусство», его видами, создателями и значением в жизни людей.
Вспомнить с детьми знакомые литературные произведения.
Совершенствовать навыки рисования, ручного труда, коллективного конструирования.
Развивать слуховое и зрительное восприятие, умение связно выражать свои мысли.
Словарь: энциклопедия, искусство.
Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения искусства, желание продолжить знакомство с ним.

Оборудование:

Книга «Энциклопедия дошкольника».
Листы бумаги, тонированные в коричневый цвет, восковые мелки черного цвета.
Репродукции картин, картинки с изображением наскальных рисунков, скульптуры, знаменитых архитектурных памятников.
Музыкальные инструменты.
Пустые яйца от «Киндер-сюрпризов», фасоль, наклейки-флексика.
Аудиозаписи: Бах «Шутка», Вивальди «Весна», музыка ударных инструментов.
Видеозапись: балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
Разнообразный строительный материал.

Ход занятия:

Сегодня интереснейшая книга «Энциклопедия» раскроет нам еще один свой секрет, расскажет много нового, познакомит с интересным.
Вы помните, какую книгу называют «энциклопедия»? Энциклопедия - книга в которой рассказывается обо всем понемногу.
Давайте поскорей раскроем нашу «Энциклопедию» и узнаем, о чем же она сегодня нам расскажет.

Здесь написано «Искусство».

Что такое «искусство»? Это произведения, в которых авторы хотят рассказать о чем-то другим людям. Этими произведениями могут быть картины, песни, кинофильмы, спектакли, книги, танцы и многое другое. Есть разные виды искусства и многие уже знакомы вам.

Живопись и скульптура

Еще древние люди украшали стены своих жилищ-пещер рисунками, изображая на них людей, животных, события своей жизни.

Рисование «Наскальная живопись»

Представьте, что вы древние люди. Если вы представляете себя охотниками, то рисуйте фигурку человека с копьем и зверя, на которого вы охотитесь. Если вы рыбаки. То рисуйте фигурку человека, волны и рыбу. А может вы в лесу собираете ягоды, орехи или грибы. Может ваше задание - поддерживать огонь, подкидывая в него дрова. Подумайте и нарисуйте.
Художники и скульпторы обладают талантом изображать окружающий мир и свои фантазии.
Ведь своих произведениях - картинах и скульптурах, он не только отражают то, что есть в нашей жизни, но и стараются передать свои мысли, чувства, создать нам настроение.

Скульпторы лепят, вырезают и высекают фигуры людей и животных (статуи), разные предметы и все, что им захочется.

Гимнастика для глаз «Портрет, пейзаж, натюрморт, скульптура»

В углах комнаты под потолком висят репродукции картин в этих жанрах и изображение скульптуры, дети по просьбе воспитателя находят глазами заданные изображения.

Литература

Что такое литература вам всем хорошо известно. Назовите, известные вам литературные произведения писателей и поэтов.

Дидактическая игра «Ошибка в названии»

«Белоснежка и шесть гномов» – «Белоснежка и семь гномов».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«Царевна-ящерица» – «Царевна-лягушка».

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Если бы у елочки были ножки,
Побежала бы она по... дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она... каблучками.
(«Елка» Е. Трутнева)

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался... вскачь?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко... топал.
(«Мяч» С. Маршак)

Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик... дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не... попал!
(«Где мой пальчик» Н. Саконская)

Вдруг откуда-то летит
Маленький... Комарик.
И в руке его горит
Маленький... фонарик.
(«Муха-Цокотуха» К. И. Чуковский)

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

«Лев и собачка» Л. Толстой.
«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев.
«Цветик-семицветик» В Катаев.
«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки.
«Сова» В. Бианки.

Музыка

С самого детства человек слышит музыку: мама поет колыбельные песни, из телевизора звучит музыка, в детском саду мы поем и танцуем под музыку, на праздниках всегда звучит музыка.

Сочиняют музыку композиторы, а исполняют музыку - музыканты. А на чем музыканты исполняют музыку, на чем играют? На музыкальных инструментах. Какие вы знаете музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты бывают ударные, струнные и духовые. Как вы думаете, какие инструменты называют ударными? Ударные - это такие инструменты, которые звучат от удара по ним. Какие инструменты можно отнести к ударным? Барабан, бубен, тарелки, погремушки, маракасы, кастанеты. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на ударных музыкальных инструментах. (Слушание)

Ручной труд «Погремушка»

Дети наполняют яйца от «Киндер-сюрприза» фасолью, закрывают и сверху украшают наклейками-флексикой. Затем дети слушают музыку. Исполняемую на ударных инструментах и подыгрывают своими погремушками.

Как вы думаете, какие инструменты называют струнными? Струнными называют те инструменты, в которых звук извлекается от прикосновения к струне. Какие инструменты можно отнести к струнным? Скрипка, гитара, гусли, балалайка. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на струнных музыкальных инструментах. (Вивальди «Весна»)

Упражнение «Как звучит струна?»

Попробуйте слегка задеть струну на струнном музыкальном инструменте, а теперь с силой. Изменился ли звук? Попробуйте прижать одним пальцем струну. А другим пальцем тронуть струну пониже.

А какие инструменты называют духовыми? Духовыми называют инструменты, звуки из которых извлекаются от того, что музыкант дует в них. Какие инструменты можно отнести к духовым? Дудка, флейта, труба, саксофон.
Послушайте, как звучит музыка. Исполняемая на духовых музыкальных инструментах. (Бах «Шутка»)

Дыхательное упражнение «Игра на дудке»

Дети складывают руки трубочкой и делают один длинный выдох, несколько коротких выдохов, чередуют короткие и длинные выдохи.

Музыку может исполнять как один музыкант, так и несколько. А оркестр состоит из большого числа музыкантов, которые играют на разных музыкальных инструментах, а руководит музыкантами дирижер.

Подвижная игра «Оркестр»

Дети делятся на три группы - ударные, струнные и духовые инструменты и имитируют игру на барабанах, скрипках, дудках. Воспитатель - дирижер. Когда «дирижер» опускает палочку, дети-оркестранты расходятся и двигаются врассыпную. Как только «дирижер» поднимает палочку - дети-оркестранты находят свои места и начинают «играть».

Танец

Бывают танцы, которые исполнят один танцор. Бывают танцы групповые. Как вы думаете, сколько танцоров исполняют групповой танец? Много танцоров, целая группа. А сколько танцоров танцуют парный танец? Два танцора, потому что пара - это два.

Танцы бывают быстрые и медленные. У каждого народа есть свои любимые танцы. У русских это - «Барыня», у украинцев - гопак, а у татар - хайтарма.

Балет - это не просто танец, а целый спектакль, в котором музыка и танец рассказывают целую историю. (Просмотр отрывка из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского).

Театр и кино

Мы с вами бывали на представлениях кукольного театра, а кино каждый из вас смотрел дома или в кинотеатре.
В театре действие происходит на сцене, а в кино - на экране.
Но как же появляется кинофильм или спектакль? Режиссер выбирает сценарий и подбирает актеров, которые будут учить и исполняют роли. Множество людей трудится, чтобы получилось хорошо и интересно для зрителей. Продюсер находит деньги, художники рисуют декорации, костюмеры шьют актерам костюмы, осветители освещают сцену или съемочную площадку, гримеры наносят грим актерам - и они становятся «Бабой-Ягой» или «Буратино».

Назовите, какие фильмы из тех, что вы смотрели, вам особенно нравятся?

Архитектура

Архитекторы стараются придумать такие дома, в которых людям было бы не только удобно жить, но и приятно оттого, что их дома красивые. Посмотрите, какие разные дома придумали архитекторы разных стран. (Показ картинок).

Итог занятия:

О каких видах искусства мы сегодня говорили? Понравилось ли вам слушать музыку, рассматривать картины? А для чего нужно искусство? Люди получают удовольствие от встречи с произведениями искусства, переживают, узнают новое.

Коллективное конструирование из строительного материала

Выходите на ковер, выбирайте себе строительный материал и постройте целый город.

Валентина Соколова
Занятие по ознакомлению с произведениями искусства в подготовительной к школе группе «Музыкальный рисунок»

Конспект занятия по ознакомлению с произведениями искусства,

в подготовительной к школе группе

"Музыкальный рисунок"

(составила: воспитатель1 категории Соколова В. Ф)

Занятие по ознакомлению с произведениями искусства в целом, развивая художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, через разные виды и вариативные формы изобразительной и музыкальной деятельности

(Рассматривание картины А. Пластов Первый снег», знакомство со стихотворением И. Бунина «Первый снег», рисование музыки А. Вивальди «Четыре сезона»)

Цель:

Ознакомление детей с произведениями искусства, рисование детьми музыкальной картины.

Задачи обучающие:

1. Закрепить понятия писатель, художник, композитор. Ознакомиться со стихотворением «Первый снег» Ивана Бунина; рассмотреть картину «Первый снег» Аркадия Пластова;

2. научить рисовать музыкальную картину под музыкальное произведение Антонио Вивальди «Четыре сезона».

3. Совершенствовать понимание детьми того, что искусство отображает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало интерес, удивление

4. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.

Задачи развивающие:

5. Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования.

Задачи воспитательные:

6. Воспитывать самостоятельность и активность.

Материал для занятия:

Картина А. Пластова «Первый снег»

Стихотворение И. Бунин «Первый снег»

Ауди запись «А. Вивальди «Четыре сезова»

Альбомный лист;

Набор красок или гушь;

Стаканчик с водой.

Ход занятия.

Педагог предлагает вниманию детей стихотворение И Бунина «Первый снег»

Воспитатель:- Ребята, а как называются люди которые пишут стихотворения?

Дети:- Писатели.

Воспитатель:- Правильно.

Воспитатель:- Ребята, что вы себе представляли, слушая это стихотворение?

Дети:-первый снег, стаю улетающих гусей …

Воспитатель:- А как одним словом или одним выражением можно назвать все что вы выше перечислили?

Дети: Первые признаки зимы.

Воспитатель: Конечно же, вслушиваясь в поэтическую картину, мы сразу же ощущаем первые признаки зимы.

Воспитатель: А когда мы с вами можем наблюдать эти первые признаки зимы?

Дети: Сейчас, поздней осенью, в ноябре месяце.

Воспитатель:Стихотворение передает движение природной жизни, что происходит сейчас в настоящее время.

Воспитатель: Послушайте еще раз стихотворение И Бунина «Первый снег» и попробуйте мысленно нарисовать себе картину.

Педагог предлагает вниманию детей аудио запись прочтения стихотворения И. Бунина «Первый снег»

Воспитатель: Кто из вас расскажет, что он нарисовал в своей воображаемой картине?

Воспитатель: Значит писатель когда пишет стихи, сказки, рассказы, что он делвет еще?

Дети: рисует себе воображаемые картины.

Педагог предлагает вниманию детей картину Аркадия. Пластова «Первый снег»

Воспитатель:- Как называются люди, которые рисуют картины?

Дети: -художники.

Воспитатель: - Эту картину нарисовал художник Аркадий Пластов, картина называется «Первый снег». Как вы думаете, что хотел нам передать художник рисуя свое произведение?

Дети:- Снег, деревню, детей, ворону, дом….

Воспитатель:- Художник А. Пластов очень любил деревню, сельскую жизнь и простых людей, и именно этому он посвятил многие свои работы. Одной из них является картина «Первый снег». На этом полотне мы видим зарисовку из крестьянской жизни: деревенский дом, палисадник, старая высокая береза, замерзшая лужица, ворона, а вдали другие избы.

На улице идет снег и, судя по тому, что уже вся земля покрыта мягким белоснежным ковром, идет уже долгое время.

Воспитатель: Кто вышел на порог дома?

Дети: На порог дома вышли двое ребятишек: маленький мальчик и девочка чуть постарше – видимо, брат и сестра.

Воспитатель: А как вы думаете, что больше всего удивило детей?

Дети: Детишки застыли на месте, пораженные этим великолепным и, наверное, долгожданным зрелищем – первым снегом. Они смотрят на то, как в воздухе в медленном вальсе плавно кружатся тысячи снежинок. На лицах ребят счастливые улыбки - такие, какие могут быть только у детей

Воспитатель: Скорее всего, ребята увидели снег в окошко, а потом, второпях одевшись, выбежали на улицу, чтобы полюбоваться этой красотой. Девочка накинула на себя желтый шерстяной платок поверх платьица, а ее брат оделся чуть теплее – в пальто и шапку. На ногах у детей валенки. Снежинки нежно касаются их разрумянившихся лиц.

Воспитатель: А какого цвета небо над головами наших героев?

Дети: серое.

Воспитатель: Значит ли это, что детям грустно?

Дети: нет.

Воспитатель:Над головами героев картины темное сизое небо, но даже пасмурная, как кажется, погода не способна лишить детей чувства ликования от наступившей зимы. А между тем снег уже преобразил все вокруг: и землю, и раскидистые ветви березы, и крыши изб, и порог дома. Даже старая невзрачная деревянная изба кажется краше и уютнее под ним.

Интересно, что картина написана художником в довольно однообразной цветовой гамме. Он использует, в основном, белые, серые и коричневые тона. Однако это не делает ее унылой.

Воспитатель:- а почему картина нам не кажется унылой?

Дети:-Дети радуются первому снегу.

Воспитатель:- Счастливые лица детей вносят в картину ощущение радости и тепла.

Глядя на это полотно, невозможно не проникнуться той радостью, что овладела детьми. Еще бы: ведь зима – это чудесная пора, когда можно кататься с гор и на коньках, лепить снеговиков и играть в снежки!

Воспитатель:- Ребята а как называются люди которые пишут музыку?

Дети:- композиторы

Воспитатель: - Музыку можно просто слушать, не задумываясь над тем, что хотел ею выразить композитор. Но если вслушаться в мелодию, можно понять, о чем эта музыка, какие чувства и настроения она передает.

Что вам хочется сделать, услышав радостную, звонкую мелодию?

Дети: -Петь, танцевать, веселиться.

Воспитатель: - А если мелодия медленная, грустная?

Дети: -Тихо посидеть, подумать, погрустить.

Воспитатель: -Верно. Чтобы понимать язык музыки, надо не только слушать её, но и слышать.

Воспитатель: - Музыку можно не только послушать, но и нарисовать. Ведь музыкальные звуки похожи на разные оттенки цвета: они могут быть легкими и прозрачными, нежными, а могут быть яркими и насыщенными. Мелодичный рисунок можно изобразить в виде разнообразных линий - прямых, волнистых, зигзагообразных, тонких и толстых, свернутых в спиральки. А можно нарисовать музыку красочными пятнами, цветовое решение которых будет зависеть от вашего отношения к музыкальному произведению.

Как вы уже догадались, сегодня мы с вами будем художниками и будем рисовать музыку.

По дороге к нашей мастерской предлагаю вам немного размяться.

Педагог предлагает детям физкультминутку.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше

Педагог предлагает детям пройти в мастерскую

Воспитатель: Пожелания детям: Предлагаю вам заполнить лист цветовыми пятнами полностью, не оставляя незакрашенных пространств, при этом можно наложить пятна одного цвета в разных местах, а лишь затем набирать на кисть новый цвет.

Сегодня мы будем рисовать музыку великого композитора Антонио Вивальди «Четыре сезона» Рисовать музыку будем во время ее звучания. Когда закончится музыка, тогда и рисунки у вас должны быть закончены.

Работа детей сопровождается звучанием музыкального произведения А. Вивальди «Четыре сезона»

В конце занятия подводятся итоги:

Выставка рисунков.

1. Воспитатель: - Скажите, вам понравилось рисовать музыку?

Дети: - Понравилось.

2. Что вам понравилось больше всего?

3. Музыку какого композитора мы с вами рисовали?

4. Как называлась картина, которую мы с вами сегодня рассмотрели?

5. Как называлось стихотворение с которым мы с вами сегодня познакомились?

6 Ребята,а сейчас я попрошу всех подойти поближе к нашей выставке картин повнимательней рассмотреть и полюбоваться нашими картинами. Посмотрите, какие красивые и разные по цветовому решению получились у вас музыкальные рисунки. Вот, оказывается, сколько разноцветных ноток пряталось в музыкальном произведении, а мы с вами и не догадывались. Зато результат рисования нас удивил и порадовал, ведь мы не только послушали музыку, но и смогли ее изобразить.

1)Познакомить детей с таким жанром живописи, как-пейзаж.

2)Учить воспринимать содержание пейзажной катины, понимать красоту природы, которую изобразил художник.

3)Развивать воображение, фантазию; вызывать у детей желание рассматривать картины о природе.

4)Расширять знание детей о творчестве художника-пейзажиста И.И Шишкина.

4)Воспитывать у детей художественный вкус, умение выделять оттенки цветов, как средство выразительности.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Обогащение словаря-сосновый бор, дремучий, мрачный.

Активизация словаря-темный, непроходимый, глухой, неуклюжие, забавные, симпатичные, косолапые мишки, редкая, лапчатая, ажурная крона.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Показ, объяснение, беседа, напоминание, повторение, игровой прием, художественное слово, физминутка, поощрение, оценка действий.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Экран, проектор, компьютер, слайды-репродукция картины И.И Шишкина "Утро в сосновом бору",портрет-репродукция И.И Шишкина, аудиозапись (музыкальное сопровождение во время творческой работы), заготовки в технике монотипии.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание иллюстраций, картин о природе, экскурсия в рощу, парк, чтение р.н.сказок "Царевна лягушка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Три медведя", "Маша и медведь", организация выставки картин-репродукций И.И Шишкина-"Рожь", "Сосновый бор", "Корабельная роща", "Перед грозой".

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу.Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь.Покажите, какие в лесу высокие деревья.(дети поднимают вверх руки)

Подул теплый ветерок, зашелестели листья.(дети быстро шевелят пальцами рук)

Подул холодный ветер, закачались сосны.(дети покачивают и машут руками)

Ветер затих-не шевелятся больше ни листочки ни ветки.(дети расслабляются)

Снова подул ветер.(дети вновь напрягаются и машут руками, затем опять расслабляются)

Ребята, какой же удивительный мир окружает нас, это мир природы.Уметь видеть её красоту помагают нам художники.Вы уже знакомы с художниками, которые иллюстрировали сказки, а есть и другие, которые помагают нам увидеть красоту природы на картине. Картины,которые они пишут называются-пейзажами, а художников-пейзажистами.

Так как называют художника, который пишет пейзажи?(предполаг.ответы художник-пейзажист)

А картины которые он пишет?(пейзажи)

У нас в России жил замечательный художник И.И Шишкин.Он любил рисовать лес.

Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой, чем-то напоминает могучее дерево.В народе его так и называли-"Лесной богатырь", "Царь леса"

Есть у И.И Шишкина картина, которую знают многие.Она называется "Утро в сосновом бору".

Посмотрите ребята внимательно, как называются деревья которые нарисовал художник?(сосны)

А как называется лес, в котором растут только сосны?(сосновый бор)

Верно, сосновый бор.Посмотрие на деревья.Как вы можете охарактеризовать их-какие они?(высокие, могучие, стройные, толстые и.т.д)

Какая крона у сосны?(редкая,лапчатая,ажурная)

Как вы думаете, какой главный цвет в лесу?(зеленый)

Одинаковый ли зеленый цвет использует художник, когда рисует лес?(разные его оттенки)

Как вы думаете, какое время суток изображено на картине, почему?(Утро, т.к солнце только взошло и осветило верхушки деревьев)

Кого вы видите в центре картины?(медведицу с медвежатами)

Посмотрите и скажите, что делают медвежата?(дети расказывают о том, что детают медвежата)

Так с каким художником мы с вами познакомились?(И.И Шишкиным)

А как называется картина, которую мы рассмотрели?("Утро в сосновом бору")

Как можно назвать одним словом то, что изображенно на картине?(пейзаж)

Да ребята, теперь мы знаем, что картина на которой изображена природа, называется-пейзажем, а художника, который нарисовал его-пейзажистом.

ФИЗМИНУТКА:

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу,

Локти согнули,кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут-тоже покажем

Крылья сложили назад.

Вот сейчас ребята, каждый из вас станет художником-пейзажистом.

Дети проходят к рабочим местам и выполняют задание в нетрадиционной технике-монотипия.

Ребята какое сейчас время года?(золотая осень)

Так давайте изобразим на своих картинах-золотую осень.

По окончании деятельности детей, работы вывешиваются и все любуются, делятся впечатлениями, выбирают понравившиеся.

Вы оказались замечательными художниками-пейзажистами!

Конспект занятия по ознакомлению с искусством в старшей группе

Тема: «Март – заря весны» .
Цель.
Создание условий для реализации творческих замыслов детей.
Задачи.
Формировать у детей эмоциональный отклик на живопись, поэзию, музыку и умение выражать впечатления в рисунках.
Развивать художественное видение пейзажной картины, умение соотносить живописный образ с поэтическим и музыкальным.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.

Оборудование. Репродукция картины И. Левитана «Март». Аудиозапись музыки: «Песня жаворонка» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди. Разные изобразительные материалы, альбомные листы, кисти, мольберты.

Ход занятия.

Дети удобно располагаются на подушках перед мольбертом с закрытой картиной.
Воспитатель.
Ребята, назовите, какое сейчас время года? Верно, весна, а точнее – самое ее начало. Весной преобладают нежно-голубой, изумрудный, бирюзовый и другие оттенки зеленого цвета. За один сезон сменяют друг друга быстротечные периоды весны: весна света, весна воды, весна зелени и предлетье. Весной оживает вся природа, все вокруг пробуждается и зеленеет! Любуясь весенним расцветом природы, художники-пейзажисты отражают свои впечатления в своих полотнах. Сейчас мы рассмотрим один из пейзажей о весне (открываю картину). Полюбуйтесь этим шедевром и послушайте небольшую музыкальную пьесу из альбома Петра Ильича Чайковского «Времена года».

Даю время для рассматривания картины и слушания музыки.
— О чем рассказала нам музыка? Что вы слышали?
Ответы детей.

— Какой характер у этой пьесы: грустный или радостный, задорный; звонкий или тихий?
Рассуждения детей.

— Вглядитесь в изображение. Как вы думаете, передает ли музыка настроение, которое создал художник?
Рассуждения детей.

— На картине нарисован первый месяц весны – март. Недавно, мы знакомились с народными приметами о весне, давайте вспомним приметы марта.
1 ребенок. Март – заря весны. Его в старину называли капельником. Ведь в начале весны везде звенит капель, набухает и тает снег, образуются проталины. Поэтому март зовут еще и «протальник». Его поэтическое название – «утро года»!

2 ребенок. В марте с каждым днем становится теплее, но мартовское тепло обманчиво. Частенько разыгрывается к вечеру холод, а днем солнце берет свое, бездонной чистой синевой блещет небо, лужи разливаются по всей земле, а в вышине слышен птичий щебет.

— Чтобы у нас создалось полное представление о начале весны, предлагаю послушать стихотворения.
Дети читают произведения А.Н.Плещеева , А.А. Фета .

— Давайте внимательно рассмотрим пейзаж. Его написал художник Исаак Ильич Левитан и назвал коротко «Март». Что привлекло внимание художника, и он решил запечатлеть это на своем полотне?
Рассуждения детей.

— Точно, изображено начало весны где-то в селе или на даче. На переднем плане нарисована оттаявшая желтовато-коричневая от проталин дорога, ведущая к дому. Кажется, что мы чувствуем, как пахнет влажным талым снегом, идет пар от нагретых солнцем тесаных досок деревянного дома. Около крыльца стоит запряженная в сани лошадка и щурится от солнечного света. Обратите внимание, как интересно построена картина: художник пишет не весь дом, а только часть его – стену и крыльцо, несколько стволов осин на фоне больших зеленых сосен. Вдали темнеет зеленый лес. Осины за крыльцом невольно тянутся к солнцу. Мы видим, что все на картине находится в движении: верхушки сосен, тень от распахнутой двери создает ощущение, что дверь раскачивается, подтаявший снег на крыше крыльца готов с шумом упасть, лошадка медленно переступает с ноги на ногу.

— Назовите и покажите цвета, характеризующие палитру картины.
Дети перечисляют цвета и их оттенки.

— Цветовое настроение картины характеризуется контрастом рыжеватых тонов дороги для саней, проступающих сквозь холодноватые серо-голубые тона снега, сочетанием цветов освещенной солнцем стены дома, сверкающих золотом в лучах солнца осин и берез и искрящегося на снегу голубовато-лилового, а в тени – ярко-синего снежного сугроба.
— Нарисован ли на картине человек?
— Но, несмотря на то, что на полотне нет никого, мы чувствуем, что человек здесь присутствует. Что об этом говорит?
Ответы детей.

— Вы верно подметили все признаки присутствия человека: открытая дверь дома, снятая с окна ставня, лошадь, ждущая своего хозяина.
— Как можно охарактеризовать настроение пейзажа, какой он?
Рассуждения детей.

— Да, по-моему, этот пейзаж радостный, светлый, солнечный! Он полон прозрачного воздуха, слепящего яркого солнца, весеннего света, пробуждения природы. На нем природа оживает, просыпается после продолжительного зимнего сна.
Предлагаю вам пройти за мольберты и нарисовать свою весну.
Напоминаю разные техники исполнения, возможное сочетание изобразительных материалов!
Дети рисуют под пьесу «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.
Когда работы закончены, побуждаю детей рассмотреть и выделить отличительные признаки каждой работы.

Название: Конспект занятия по ознакомлению с искусством в старшей группе «Март – заря весны»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, изобразительная деятельность, Старшая группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ ДС № 71 «Почемучка» Старооскольского городского округа
Месторасположение: Белгородская область, город Старый Оскол

Ознакомление детей старшей группы с портретной живописью.

ПЛАН
1. Ознакомление детей с портретной живописью как средство всестороннего воспитания и развития дошкольников.
2. Задачи ознакомления дошкольников с произведениями портретной живописи.
3. Принципы отбора произведений изобразительного искусства для ознакомления с портретной живописью детей дошкольного возраста.
4. Методы и приемы ознакомления детей с портретной живописью
5. Литература
6. Практическая часть Занятие по ознакомлению с портретом в подготовительной группе «Экскурсия в музей русского портрета»

1. Изобразительное искусство - это мир прекрасного! Чтобы научиться понимать изобразительное искусство, необходимо освоить язык изобразительного искусства, разобраться в его видах и жанрах.
Введение в мир искусства - важнейшая составляющая педагогической деятельности.
Портрет - жанр изобразительного искусства, отличающийся изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Существует много разновидностей портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяют две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном - чаще на нейтральном фоне.

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Портрет - сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как о самом человеке, его эмоционально-нравственных проявлениях, взаимоотношениях с обществом и выражении этого вербально (в речи) и не вербально (мимика, пантомимика), так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Поэтому требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления.
Первое - это формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, нравственном отношении ко многим явлениям жизни, выражаемое внутренне и внешне.
Второе направление - постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета. Первое направление будет осуществляться на разных занятиях, в играх, быту, повседневной деятельности. Второе - на занятиях по ознакомлению с портретом и в художественной деятельности.
Знакомство с портретным жанром рекомендуется начинать после занятий, посвященных пейзажу и натюрморту, и перед занятиями, посвященными жанровой и исторической картине. Каждое занятие должно быть посвящено одному портрету, но в начале занятия стоит просмотреть последовательно те портреты, с которыми дети познакомились на предыдущих занятиях.
При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя то крестьянским мальчиком, заснувшим на природе, то не унывающим, веселым солдатом, то озорной «Стрекозой», то детьми, спешащими на маскарад. Способность поставить себя на место другого, почувствовать его радость, удивление или огорчение, порождает чувство заинтересованности, сопричастности и ответственности. Проживание и переживание многих жизней создает возможность сочувствия и понимания. Познавая другого, ребенок глубже познает и себя; через опыт чувств и отношений других людей учится осознавать, уточнять и корректировать свои эмоции и чувства. Таким образом, у детей формируется и закрепляется умение понимать окружающих людей, проявляя к ним доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость. Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.
Исследования психологов позволяют установить, что портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет. В этом возрасте они эмоционально откликаются на выразительный образ портрета (улыбаются, смеются, гладят его и т.д.), проявляют положительный интерес к нему, используют личный опыт, по ассоциации с которым придумывают ситуации, близкие их личной жизни. Увлекаясь общим содержанием портрета, дети в этом возрасте еще не вполне могут объяснить предпочтение выбора того или иного портрета. Однако некоторые средства выразительности уже доступны их пониманию. Так, в определении эмоционального состояния человека в портрете главным для них является общее выражение лица, реже - глаза. Дети в состоянии воспринять и назвать эмоции, изображенные на портрете – «улыбается», «смеется», «плачет». На примитивном уровне у детей есть и эстетическая оценка портрета, но она не аргументирована. Дети называют «красивыми» часто несущественные детали, такие как одежда, волосы, кружева и т.д. У них пока нет знаний о портрете как жанре живописи и средствах его выразительности. Для детей дошкольного возраста наиболее подходящими для гармоничного восприятия живописи являются женский и мужской портрет, а также разновозрастной портрет (детский, юношеский, взрослый и пожилой человек).
В средней группе дети впервые знакомятся с портретом как с жанром живописи. Основными задачами педагога в этом процессе являются:
Вызвать у детей интерес к портрету, желание его внимательно рассматривать; эмоциональный отклик на настроение изображенных людей; осмысливать эмоции и чувства, отношение к воспринимаемому, ощущать радость от мастерства и таланта художника; соотносить воспринятое с собственными чувствами и опытом, выражать свои переживания и ощущения.
Подводить детей к пониманию того, что в живописном портрете художник изображает реального, конкретного человека (или группу людей), выражая свои чувства и отношения к нему; не разрушая целостного художественного образа знакомить детей с некоторыми средствами выразительности живописного портрета, углубляя тем самым проникновение в смысл художественного образа; учить детей всматриваться в лицо изображенного человека, видеть его внутреннее эмоциональное состояние через внешнее выражение глаз, бровей, губ, то есть «читать» рисунок, так как именно лицо ярко выражает душевное состояние человека, его индивидуальность; обращать внимание детей на экспрессивные свойства жеста (движения рук, ног) и позы, их единство с выражением лица, а также с колоритом портрета, помогающим понять настроение изображенного и отношение к нему художника; подводить детей к видению некоторых элементов композиции портрета: формат полотна, портрет-лицо, подгрудный портрет, портрет с несложной позой и жестами рук.
На доступном для детей уровне формировать представление о портрете как особом жанре живописи и некоторых его типах: (женский, мужской, разновозрастной), о языке живописи, последовательности рассматривания портрета; обогащать словарь детей эмоционально-эстетическими, искусствоведческими терминами, образными оборотами речи, которые дети смогут использовать в своих суждениях; развивать ощущение взаимосвязи живописных образов с образами других искусств по отраженному в них эмоциональному настроению.
Знакомство с портретной живописью в данной группе следует начинать, когда дети уже имеют некоторые представления о живописи и таких ее жанрах, как натюрморт и пейзаж. Обычно это вторая половина года.

2. Важной задачей эстетического воспитания является поиск эффективных приёмов обучения детей пониманию своеобразия выразительных средств разных видов искусства.
Исследования психологов позволяют установить, что портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет. При обсуждении портрета с детьми 4-5 лет особое внимание нужно уделить целостному эмоциональному восприятию портрета, красоте картины в общем, и в деталях, личного отношения ребенка к портретируемому (нравиться ли портрет; хотелось бы поговорить; если не нравиться –то почему) С детьми 6-7 лет, кроме выше перечисленного нужно обсудить отношение автора к своей модели, психологическую и социальную характеристику модели, сравнить этот портрет с рассмотренными раннее картинами (сходство и различия), в том числе рассмотреть и сравнить художественные средства, использованные автором.
Художники не пишут специально портреты для детей, поэтому подбирать их с целью использования в педагогическом процессе достаточно сложно.

3 Принципы отбора:
Во-первых, это должны быть произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по средствам выразительности.
Во-вторых, художественный образ портрета по содержанию и по форме изображения должен быть доступен пониманию детей, близок уровню их эмоциональных переживаний. Следует подбирать портреты с ярко представленной экспрессией эмоциональных состояний, показанной через взаимосвязь мимики лица, жестов, позы.
В-третьих, следует подбирать портреты разнообразные по типу, средствам и манере изображения.

Этапы работы:
На первом этапе работы с детьми дошкольного возраста необходимо познакомить их с портретом как жанром живописи, показав его отличие от других жанров (натюрморт, пейзаж). Дети рассматривают портрет - лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется). Затем для рассмотрения может быть предложен погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки в каком-либо движении, жесте.
На следующем этапе могут быть отобраны портреты, где представлена взаимосвязь выражения лица, жесты рук, позы и где одежда подчеркивает социальную роль человека. Более сложным этапом будет ознакомление детей с портретом, где окружающая среда привносит определенное дополнение к образу, способствует более глубокому пониманию его идеи.
Своеобразные отличительные особенности портретов заключается в том, что портрет должен убедительно и правдиво передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты характера человека и его душевное состояние, определяемое замыслом художника, в портрете отражаются общие типические черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит портретируемый.
Несмотря на то, что жанр портрета является сложным для восприятия детьми дошкольного возраста, работа по ознакомлению с русской жанровой живописью в детском саду показала, что дошкольники проявляют интерес к портретам людей, пытаются понять переданное художником настроение по мимике лица, рукам
Занятия по ознакомлению дошкольников с портретной живописью строятся несколько иначе, чем с жанровой и пейзажной, как по структуре, так и по методам их проведения. Это обусловлено особенностью портретного жанра.
Чтобы научить понимать и чувствовать произведения портретной живописи, необходимо помочь детям освоить особенности изобразительного языка данного жанра. ... при условии систематических встреч с произведениями портретной живописи и организованных бесед.
Беседы о портретной живописи строились на основе трех групп вопросов:
Вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины: «Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?». При рассматривании портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания: «О чем думает девочка? Где она была? Что будет делать?». Такие вопросы дополняют сюжетную линию, помогают понять эмоциональное состояние человека, развивают фантазию ребенка.
Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: «Что рассказало лицо человека? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую «тайну» в человеке раскрыла рука, одежда, деталь?».
Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): «Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?».
Ставя вопросы, воспитатель раскрывает перед детьми тесную связь между содержанием и средствами выразительности: приглушенные, темные тона – в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные – в радостных, цветовые контрасты используются для выделения главного. В ходе беседы широко использовались пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод адекватных эмоций, метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения» в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы.
Пояснение широко применяется в ходе первых бесед для уточнения представлений детей.
Сравнение. Данный прием способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения. Сравнивая разные по настроению произведения,...обращали внимание на зависимость средств выразительности от содержания общего настроения картины.
Акцентирование деталей. Суть: при восприятии портрета все изображение закрывается листом бумаги, остаются только глаза,...или какая-то иная деталь. Это помогает подчеркнуть выразительность важной части портрета, сосредоточить внимание именно на ней, помочь детям установить взаимосвязь между частью и целым. Вопросы, заданные детям, помогают раскрыть смысл картин.

4. Метод адекватных эмоций направлен на то, чтобы вызвать у детей чувства, настроение, соответствующие состоянию изображенного на картине человека.
Используя прием «вхождения» в картину, детям предлагается представить себя на месте изображенного на портрете человека. Это оживляет восприятие, будит воображение, вызывает чувства сопереживания, сопричастности.
Метод музыкального сопровождения. При рассматривании портрета часто звучит музыка, характер которой соответствует содержанию и настроению картины. Это облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким. Музыка может предварять восприятие портрета или быть фоном для рассказа воспитателя и детей об изображенном человеке.
Игровые приемы помогают вызвать интерес к произведению, сосредоточить внимание детей на необходимой для восприятия части портрета («Загадай что-либо о руке (глазах, одежде и т.д.), а мы отгадаем»; «Определи, к какому портрету подходит эта музыка»; «Придумай свое название портрету»; «Передай в движении положение руки (головы и т.д.) изображенного на картине человека.)
Итоговая беседа по рассматриванию портрета носит разнообразный характер. Она может включать рассказ воспитателя о его отношении к портрету, чтение соответствующих стихотворений, исполнение песен, высказывание детьми своего мнения о картине, о возникших в связи с этим мыслях и чувствах.
Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, мораль ных нормах и правилах.
Таким образом, портретный жанр живописи раскрывает мир чувств и жизнь людей. Это чрезвычайно важно для познания детьми эмоциональной сферы людей и человеческих отношений. В процессе ознакомления с портретом у детей постепенно формируется эстетическая оценка человека, образ которого передан художником, графиком, скульптором. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромные возможности изобразительного искусства, которое воздействует на внутренний мир ребенка, расширяет его эмоциональный опыт, учит понимать эстетическое богатство жизни.
5. Литература
1 Волынкин В.И. Художественно- Эстетическое воспитание и развитие дошкольников/ В.И Волынкин – Ростов н/Д,2007.-С.14-44.
2 Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Издательство Мозаика…Синтез Москва, 2014
Программное содержание:
Закрепить у детей знания о жанрах живописи. Уточнить знания о портрете. Закреплять и расширять понятия о портретной живописи: портрет мужской, женский, детский, автопортрет, групповой портрет. Учить видеть и передавать выразительные возможности цвета при изображении портрета: передача настроения, характера героя, отношение художника к нему, что главное в портрете.

Материал: Автопортрет Василия Тропинина, репродукции его произведений (портрет сына художника-Арсения, «Кружевница», «Золотошвейка», репродукции произведений (портретов) В. Серова «Мика Морозов», Б. Кустодиева «Портрет дочери художника», репродукции портретов, написанных И. Репиным, А Венециановым, Орастом Кипренским, Леонардо да Винчи «Джоконда», И. Крамским «Неизвестная», П. Соколовым, В. Васнецовым и репродукции автопортретов художников, набор открыток с портретами работы разных художников.

План занятия.
1. Повторить определение жанров живописи.
2. Знакомство с московским портретистом Василием Андреевичем
Тропининым.
3. Составить рассказ по портрету сына художника-Арсения.
4. Рассмотреть портрет работы В. Серова «Мика Морозов» и сравнить 2
портрета: Арсения и Микки Морозова.
5. Составить рассказ по портрету Микки Морозова. (Фантазия).
6. Игра «Волшебный сундучок»
7. Рассматривание графического портрета дочери Б. Кустодиева.
8. Определение графического портрета и художника-живописца и графика.
9. Рассматривание разных портретов: мужского, женского, детского, группового, автопортрета.
10. Игра «Определяем какой портрет
В.-Что такое пейзаж?
Пейзаж.
видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется «пейзаж».
М. Ясное
P. - Когда на картине нарисованы деревья, дома, реки, природа.
В. - Что называется натюрмортом?
Натюрморт.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это «натюрморт».
Р. - Если на картине нарисованы различные предметы, овощи, фрукты -картина называется «натюрморт».
В. - И третий вид живописи называется - портрет.
Портрет. М. Яснов
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз.
Летчик или балерина,
Или Колька - твой сосед,
Обязательно картина
Называется «портрет».
В. - А сейчас посмотрите эту картину, и скажите к какому жанру она
относится?
Р. - Картина эта относится к жанру живописи - портрет.
Ход занятия:
В. - Сегодня я буду экскурсовод. Приглашаю вас в музей. А перед тем как начать нашу экскурсию, я хочу узнать: Какие жанры живописи вы знаете? Р. - Пейзаж, натюрморт, потрет.
(Выставляю автопортрет Василия Андреевича Тропинина)
Р. - На картине изображен художник.
В. - Как вы догадались?
Р. - В руках у него палитра.
В. - Можно ли догадаться глядя на эту картину в каком городе жил этот
художник?
Р. - Он жил в Москве, потому что на картине нарисованы башни Кремля.
и эта картина говорит, что художник В. Тропинин изобразил самого себя. Значит, это - автопортрет.
Мы видим, что это художник, потому, что у него в руках палитра и кисти.
Он жил в Москве, о чем «говорят» высокие башни Кремля и зубчатые
стены.
Художник В. Тропинин был портретистом. Он написал много портретов.
На одном из них он изобразил своего сына Арсения. Вот этот портрет.
В - Какое лицо у Арсения?
Р - Красивое, правильное, лучистое
В - О чем говорят его глаза?
Р - Они говорят, что Арсений умный, жизнерадостный, озорной.
В - Ребята, вы заметили, что одна часть лица мальчика на портрете
светлая, а другая темная. Почему?
Р- Таким приемом художник хотел подчеркнуть выразительность лица
Арсения.
В - Кто хочет рассказать о портрете Арсения?
Ребята, с какими портретами мы познакомились и кто их написал, как фамилия художника?
Затем выставляю картину В. Серова «Мика Морозов».
- Ребята, посмотрите на эти 2 портрета и скажите: Кто из этих двух
мальчиков старше?
- Арсений.
- Как вы догадались?
- По лицу, по взгляду.
- Как вы думаете, хочется ли сидеть Мике Морозову в кресле?
- Нет, он хочет играть, бегать.
- О чем говорят его лицо, руки, которые лежат на подлокотнике кресла?
- Он хочет убежать.
- Давайте мы с вами пофантазируем, что делал Мика до того как он сел на
кресло?
- (Фантазия 2-3 детей).
В - Ребята, раз вы так хорошо фантазируете, давайте поиграем в игру «Волшебный сундучок».
В - «Вот волшебный сундучок в нем серебряный клубок
По дороге Красоты мы пойдем. И я, и ты».
Каждый, кому попадает клубок скажет, какую красоту он видел дома, по дороге в д/сад, на природе и хотел бы как художник нарисовать. Может быть у вас получится портрет, пейзаж или натюрморт.
После того, как все скажут:
В - А теперь прокатимся на карусели красоты:
Дети: Еле-еле-еле-еле
Закружились карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите.
В - Продолжим нашу экскурсию.
Мы рассмотрели сейчас портреты, которые написаны красками. Художник старается, чтобы все на холсте выглядело как живое. От этого и слово «живопись», а художников называют - «живописцы». Художники бывают разными:
Одни любят рисовать красками, другие карандашами, и каждый по-своему видит мир и показывает его нам. Мы смотрим на картины, и как будто слушаем рассказы разных художников о людях, чьи портреты они писали. - Сейчас я вам покажу картину, нарисованную карандашом. В - Это портрет дочери художника Б. Кустодиева. В - Нравится ли вам картина, нарисованная карандашом? Дети: - Нравится (Не нравится). В: - Какое лицо у девочки? Дети: - Простое, красивое, скромное.
В: -Какие у нее глаза?
Дети: - Глаза большие, выразительные.
В: - Такой портрет называется «графическим», потому, что он нарисован карандашом. А художник называется «графиком».
В - Как называется такой портрет?
Р - Графический портрет.
В - Мы сегодня узнали, что художники делятся на живописцев и графиков. |
Художники рисовали портреты мужчин, такие портреты называются мужскими.
В- а если на портрете изображена женщина, портрет женский, если ребенок - детский портрет.
Групповой портрет - это когда на картине изображены несколько человек. Вот этот набор открыток надо разложить по видам портрета.
(Игра «Определи какой портрет?»)
Мы сегодня узнали:
1. Что такое портрет?
2. Чем пишут портреты"?
3. Какие бывают портреты?
4. Для чего нужны портреты?

Литература
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа. ФГОС ДО, 2016 г.