Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Развитие культуры в 14 16 веках. Русская культура в XIV-XVI веках

Развитие культуры в 14 16 веках. Русская культура в XIV-XVI веках

С XIV в. начинается возрождение русской культуры, обусловленное освобождением русских земель от ордынского ига, образованием Русского централизованного государства и успехами хозяйственного развития. Постепенно начинает складываться общерусская культура.

Литература

В XIV-XV вв. больше всего летописей составляется в московских монастырях, переписываются Евангелия, жития святых, поучения. Развитие и укрепление Российского государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. В XVI в. идеологическая деятельность церкви приобрела широкий размах. Церковь развернула борьбу со всякого рода инакомыслием, установила жесткую регламентацию всей духовной жизни. Церковь следила за правильностью понимания учения Христа, жестоко карала вольнодумцев-еретиков.

Живопись

Русская живопись в XIV-XV вв. достигла невиданного расцвета. Человек и его духовный мир - центральная тема русской живописи.

Великим художником был Феофан Грек , приехавший из Византии в 70-х годах XIV в. в Новгород. До нашего времени дошли лишь иконы «Деисус» в Благовещенском соборе.

Андре́й Рублёв - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Рублёв создал свой шедевр - икону «Живоначальная Троица» (Третьяковская галерея).

Диони́сий - ведущий московский иконописец конца XV - начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублева. Наиболее известные работы Дионисия - стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром.

Также XIV-XV в стал периодом развития книжной миниатюры.

Книжное дело

Центрами грамотности и просвещения в XVI в. оставались монастыри, церкви, где создавались училища, имелись библиотеки рукописных и печатных книг. До середины XVI в. все книги на Руси писались от руки. С 1553г. начинается русское книгопечатание. В апреле 1564 г. дьяк Иван Федоров издал первую русскую датированную печатную книгу «Апостол» (о деятельности учеников Христа). Затем последовали «Часослов» и другие книги, которые отличались высоким уровнем полиграфии.

Архитектура

В 1485 году началось строительство новых кремлевских стен и башен. Получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий - палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487-1496). Самым известным памятником архитектуры данного периода является Храм Василия Блаженного, строительство которого продолжалось в 1554-1560 годах.

13. «Смутное время» в начале 17 века.

Смутное время (1598-1613) в истории Отечества характеризуется слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной и интервенцией, «великой разрухой Московского государства».

Причины смуты : 1. прервался род Рюриковичей 2. начало XVII в. являлось катастрофой для России (голод, всеобщее недовольство, люди начинают покидать родные села для путешествия по стране) 3. опричнина, показавшая народу его бесправие перед произволом власти

После смерти Ивана IV Грозного (1584) престол унаследовал его сын Федор (1584-1598) - не способный для правления человек. Вся власть была в руках его шурина-Бориса Годунова.

Начало смуты положила гибель сына Ивана Грозного Дмитрия. После смерти Федора Земским собором был избран царем Борис Годунов. С его смертью прекратилась династия Рюриков на московском престоле.

В 1601 - в Польше объявляется самозванец Лжедмитрий (Григорий Отрепьев) , выдававший себя за сына Ивана Грозного.

В 1605 Бояре предав Бориса (его смерть) присягнули Лжедмитрию, который начал царствовать.

В 1606 в ходе восстания Лжедмитрий убит. На троне Василий Шуйский . Усиление крепостного гнета, нестабильность и произвол феодалов вызвали восстание крестьян, холопов.

1606 -первая крестьянская война. Основные причины: процесс закрепощения, нестабильность и смута во властных структурах. Иван Болотников -глава восстания крестьян и холопов из Путивля двинулся На Москву.

Летом 1607 г ., когда войско Ивана Болотникова осаждало Тулу, в Стародубе появился второй самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия (Лжедмитрий II ). Лжедмитрий II добился некоторых успехов.

В июне 1608 г. Лжедмитрий II подступил к Москве, В Тушино перебралось немало дворян и представителей власти, недовольных правлением Шуйского. В стране установилось двоевластие. Фактически в России стало два царя, две Боярские думы, две системы приказов. В Москве произошел дворцовый переворот.

Царь Василий 17 июля 1610 г. был свергнут с престола. После свержения Шуйского в Москве наступило междуцарствие. Власть перешла в руки бояр, которые вскоре присягнули на верность польскому королевичу Владиславу, в сентябре 1610 года поляки вступили в столицу.

Часть русских городов не поддержала поляков, страна раскололась на два лагеря. Период с 1610 по 1613 год вошел в историю как «семибоярщина» – по числу бояр, возглавивших «русскую» партию.

В стране поднимается мощное народное антипольское движение и в 1611 году образуется народное ополчение, осадившее Москву. Руководил ополчением рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Из-за противоречия в правительстве I ополчение распалось, но уже на следующий год сформировалось второе ополчение в Нижнем Новгороде. Его староста Кузьма Минин в сентябре 1611 г. призывал сограждан помочь Московскому государству. Начальником земского ополчения был приглашен стольник и воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский . В октябре ополченцы штурмом взяли Москву и поляки капитулировали.

В январе 1613 года был созван Земский собор, на котором произошло избрание нового царя. Во многом благодаря патриарху Филарету, на царство посадили Михаила Романова , которому в ту пору было 16 лет. Власть нового царя была существенно ограничена боярами и Земским собором, без благословения которых царь не мог принимать наиболее важных решений.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЕЛИКОЙ СМУТЫ :

Оценить значение Смутного времени для судьбы нашего государства очень тяжело. Непосредственные события этого периода привели к глобальной хозяйственной разрухе и обнищанию страны . Последствием смуты было и то, что Россия потеряла часть своих земель , которые предстояло возвращать с большими потерями: Смоленск, западная Украина, Кольский полуостров . На неопределенный период можно было забыть о выходе к морю, а значит и о торговле с западной Европой. Сильно ослабленное русское государство находилось в окружении сильных врагов в лице Польши и Швеции, оживились крымские татары. С другой стороны, роль народа в изгнании польско-шведских интервентов, воцарение новой династии Романовых (1613-1917) – сплотили общество, на качественно новую ступень поднялось самосознание русского народа.

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности. Массовые разрушения почти на полвека задержали развитие каменного строительства.

Возвышение Москвы и собирание вокруг нее русских земель способствовали восстановлению разрушенных связей между русскими землями. К концу XV в., когда Москва превратилась в важнейший экономический, военно-политическихй и духовный центр, активизировался процесс складывания русской народности и усиливаются тенденции формирования единой общенациональной культуры. Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем устного народного творчества. Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига. Одна из самых известных легенд этого периода - "Сказание о невидимом граде Китеже", городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу.

Летописание не утратило в этот период своего значения, несмотря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII-нач. XIV вв. возникли новые летописные центры (Тверь, Москва), начался новый подъем летописного жанра.

Формирование централизованного государства явилось мощным стимулом для развития культуры. Необходимость укрепления внутреннего и внешнеполитического положения государства обусловила невиданный прежде рост государственных потребностей в развитии самых различных областей материальной и духовной культуры.

Большую роль в укреплении определяющих позиций Православной Церкви сыграл Стоглавый собор 1551 г., попытавшийся регламентировать искусство. В качестве образца в живописи провозглашалось творчество Рублева, с точки зрения его иконографии, то есть расположения фигур, использования определенных цветов и т. п. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе - сочинения митрополита Макария и его кружка. Ограничивая свободу творчества, решения Стоглавого собора в то же время способствовали сохранению высокого уровня мастерства.

В общегосударственном масштабе образование по-прежнему было начальным, носило церковный характер и было доступно лишь избранным. Грамотность была распространена прежде всего среди феодалов, духовенства и купечества. Наиболее распространенным было обучение при монастырях. В домашних условиях и в частных школах учили обычно люди духовного сословия, светские "мастера грамоты" встречались крайне редко. Основу любого учебного процесса составляли богословские дисциплины. Как правило, обучали также чтению и письму, иногда началам арифметики. В качестве "учебных пособий" использовали обычно богослужебные книги, лишь во второй половине столетия появились специальные грамматики и арифметики.

Развитие письменности сопровождалось изменением самой техники письма, приспосабливавшейся к возросшему спросу на книги и разного рода документы. Важнейшим явлением культуры 16в. стало начало книгопечатания. В 1564г. дьяконом одной из московских церквей Иваном Федоровым был напечатан "Апостол" - первая русская печатная книга. Впоследствии во Львове Федоров выпустил первый букварь. Однако в 16в. Печатали в основном богослужебные книги. 16в. Дал яркие произведения общественной мысли, связанные с развитием централизованного государства, укреплением царской власти, становлением нового социального строя - дворянства.

Новые общественно-политические условия обусловили выдвижение на передний план новых проблем. Большое внимание в русской литературе начали уделять вопросам самодержавной власти, места и значения церкви в государстве, международного положения России. Это способствовало развитию новых литературных жанров. В то же время сохранили свое значение и традиционные для русской литературы жанры и направления.

По-прежнему продолжало развиваться летописание, подчиненное отныне единому центру и единой цели - укреплению Российского централизованного государства, авторитета царской и церковной власти.

"Летописец начала царства" описывает первые годы правления Ивана Грозного и доказывает необходимость установления царской власти на Руси. "Степенная книга" содержит расположенные по 17 степеням портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов, начиная от Владимира I (Святославича) до Ивана IV. Лицевой летописный свод (Никоновская летопись) представляет собой своеобразную всемирную историю от сотворения мира до середины XVI в.

Развитие архитектуры в этот период отразило возрастание международного авторитета Русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском строительстве, характеризующийся органичным сочетанием национальных традиций и новейших достижений отечественного и европейского зодчества. Многие памятники конца XV-XVI вв. являются выдающимися достижениями не только русской, но и мировой архитектуры.

Завершение строительства ансамбля Московского Кремля явилось важной вехой как в истории руской архитектуры, так и в истории Русского государства.

В Московском Кремле возводились также и светские постройки. В их числе Княжеский дворец, состоящий из нескольких связанных между собой строений. От этого дворца сохранилась Грановитая палата (1487-1491), построенная итальянскими архитекторами Пьетро Антонио Солари и Марком Фрязиным. Расцвет отечественной архитектуры проявился также в возникновении нового стиля - шатрового строительства, основанного на национальных традициях деревянного зодчества, резьбы, вышивки, росписи. В отличие от крестово-купольных храмов шатровые не имеют внутри столбов и вся масса здания держится только на фундаменте. Одним из первых памятников этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в 1532 г. по приказу великого князя Василия III, в честь рождения у него сына Ивана, будущего царя Ивана Грозного.

Самый известный памятник шатрового зодчества - Покровский собор, получивший в конце столетия название Храм Василия Блаженного по имени знаменитого московского юродивого, погребенного под одним из его приделов. Собор был построен в 1555-1561 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия русскими войсками Казани.

Шатровые храмы были построены в Суздале, Загорске и других городах.

Изобразительное искусство развивалось в русле общего культурного процесса и характеризуется двумя основными тенденциями: стирание границ местных школ и заметное усиление светских элементов. В иконописи господствовала московская школа, сложившаяся на базе синтеза местных школ и ставшая основой общерусской национальной иконописной школы. Иконописцы посадских городов все чаще отходили от классических норм, наблюдалось большее разнообразие в сюжетах и цветовой гамме, появляются элементы "бытовизма". Широкое распространение получили иконы богородичного цикла "О тебе радуется", что свидетельствует об особой роли, отводимой народным сознанием Божьей Матери.

С конца XV в. изобразительное искусство характеризуется возрастающим интересом к реальным историческим лицам и событиям, расширяется круг тем живописи. Поскольку противостоять этой тенденции Православная Церковь уже не могла, духовенство попыталось взять ее развитие под свой контроль. Собор 1553-1554 гг. разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также "бытийное письмо", т.е. исторические сюжеты. Данное решение способствовало развитию жанра исторического портрета. На фресках галереи Благовещенского собора традиционные изображения святых, великих русских князей и византийских императоров соседствуют с портретами античных поэтов и мыслителей: Гомера, Вергилия, Плутарха, Аристотеля и др. "Бытийным письмом" была украшена Золотая палата царского дворца (фрески не сохранились).

Крупнейшим русским живописцем этого периода был Дионисий, продолживший традиции Андрея Рублева. Его кисти принадлежат фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1490-1503 гг.). Рост городов и городских посадов, развитие ремесла способствовали дальнейшему развитию в ХVI в декоративно-прикладного искусства, главным центром которого стала Москва. Лучшие ремесленники объединялись в царских и митрополичьих мастерских.

Ремесла того времени отличались большим разнообразием: резьба по дереву, шитье, серебряное дело, чеканка, литье колоколов, медное литье, эмаль и др. Выдающихся успехов достигло художественное шитье, в котором вместо шелковых нитей использовались золотые и серебряные, широко применялись жемчуг, драгоценные камни. Лучшие образцы золотого и серебряного дела хранятся в Кремле в Оружейной палате.

1. Этапы культурного развития эпохи. Особенности

2. Материальная культура. Занятия и быт

3. Фольклор

4. Письменность и литература

5. Архитектура

6. Изобразительное искусство

1. В культурном развитии можно выделить три этапа:

А) от вторжения Батыя до середины XIV века : упадок культуры и начало её возрождения. Ведущими центрами культуры, наряду с непострадавшими от нашествия Новгородом и Псковом, становятся новые – Москва и Тверь

Б)вторая половина XIV века – первая половина XV : хозяйственный и культурный подъем, рост каменного строительства, появление ересей

В) вторая половина XV-начало XVI : укрепление государственного единства, взаимообогащение местных культур, расцвет московской архитектуры, расширение культурных контактов с Западом, широкая проповедь новгородских и московских еретиков

Особенностями развития русской культуры этой эпохи являются:

1. Поступательное развитие русской культуры было приостановлено в результате монголо-татарского нашествия, в ходе которого погибли памятники, исчезли мастера, забыты секреты мастерства

2. Практически все культурные центры, кроме Новгорода, Пскова и Смоленска, разрушены, поэтому возрождение культуры начинается с формирования новых культурных центров и совпадает с возвышением Москвы

3. Москва сыграла роль центра для возрождения национального самосознания, а Куликовская битва послужила толчком для развития культуры. Москва к концу XV века стала политическим, религиозным и культурным центром

4. Это эпоха, когда формируются новые духовные ценности и эстетические представления, в том числе, формируется идея мессианства Руси (Москва - третий Рим)

2. Бытовые условия жизни русских людей мало изменились. Основным типом жилища была изба, топившаяся по-черному. Боярские хоромы представляли собой целый комплекс срубов, среди которых уже встречались «белые избы», то есть там стояли печи с дымоходом. Русь растеряла секрет изготовления стекла, поэтому окна затягивались бычьим пузырем, а в богатых домах слюдой. Помещение освещалось лучиной или масляными светильниками.

Питались хлебом и другими мучными изделиями, кашами, овощами, а наряду с мясом (баранина и говядина) ели много рыбы (влияние православной церкви, установившей постные дни).

Одежда разных слоев населения больше отличалась материалом, нежели покроем: простолюдины носили домотканое, а знать – бархатное, парчовое, атласное с использованием дорогих мехов – соболя и горностая. Главные элементы одежды – кофтаны, шубы. Обувь для крестьян – лапти, а в городе – кожаные сапоги. С конца XIII века возрождалось ремесленное производство, особенно распространилось литейное дело – отливка медных пушек, колоколов, церковной утвари, предметов обихода. Высоко развито ювелирное дело – чеканка, гравировка. Высокого уровня достигла обработка дерева.



Русские люди всех сословий, как и прежде, ценили баню (мыленку). В великокняжеские хоромы были проведены водоводы – водопровод.

3. После батыева нашествия русская культура как бы «впала в литургический сон». В это время Русь напрягала все силы, чтобы выжить, и одним из главных средств к выживанию явилось сохранение культурных традиций. Лучше всего это просматривается на примере фольклора – устное народное творчество, представленное сказками, песнями, былинами. Главной темой русского фольклора была борьба с кочевниками. В сказках, песнях, сказаниях отразилось народное представление о тех событиях, которые переживал народ. Детям рассказывали о страшном Дюдеке – враге всех христиан. Прообразом Дюдеки послужил Дюденя, а баскак Чолхан (Щелкан) стал героем песни о восстании в Твери. Примечательно, что в этой песне ничего не говорится о последовавшей каре тверичанам, потерпевшим поражение.

«Песня об Авдотье Рязаночке» рассказывала, как Авдотья из ордынского плена выводила людей.

Возник целый цикл сказок о Бабе Яге Костяной ноге. Интересно происхождение этого персонажа: ордынцы своих начальников и уважаемых стариков называли «бабай-ага» (мудрый, старший), а в русских сказках родился образ подруги Кощея Бессмертного. Этот образ перекочевал во владимирские сказки из южных былин.

В середине XIV-XV веке стал создаваться известный сказочный цикл об Иване Царевиче.

Особый цикл былин – о Садко, Василии Буслаеве сложился в Новгороде.



Вообще произведения фольклора XIII-XV веков сохранили множество черт былинного эпоса времён Киевской Руси, например, в исторических сказаниях, песнях и былинах, особенно записанных позднее, богатыри князя Владимира (чаще всего Илья Муромец и Алёша Попович) участвуют в борьбе против татар. Да и сам образ князя Владимира окончательно соединил двух героев русской истории – Владимира Красное Солнышко и Владимира Мономаха.

Существует целый цикл сказаний о гибели русских городов во время монгольских походов. Например, «Сказание о разорении Рязани», в котором рассказывается, как жена рязанского князя Евпраксия с маленьким сыном Иваном бросилась с высоких хором, чтобы не достаться ордынцам.

Победа русских на Куликовом поле вызвала множество литературных сочинений, из них самое яркое «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о его брате князе Владимире Андреевиче, яко победили супостата своего царя Мамая» (иначе «Задонщина»). В «Сказании о побоище на Дону» рассказывается о поездке князя Донского в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому, о выступлении русских ратников, в деталях описывается сама битва, рассказывается о возвращении русских, о гибели Мамая в Кафе и о появлении хана Тохтамыша.

В конце XIV века написаны «Сказание о взятии Москвы Тохтамышем», «Житие Дмитрия Донского» и жизнеописание его соперника тверского князя Михаила Александровича.

4. В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. И кроме служителей церкви грамотой владели многие горожане. При монастырях, княжеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов. Но после нападения ордынцев уровень грамотности заметно снизился, причем даже в тех городах, которые не подверглись нападению (Новгород, Псков, Смоленск).

С XIV века наряду с пергаменом (выделанная кожа) использовалась привозимая из Европы бумага. Изменилось письмо: на смену торжественному уставу пришёл более быстрый в написании полуустав, а с конца XV века стала преобладать скоропись. Всё это говорит о распространении письменности.

По-прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи. Они содержали информацию и о природных, исторических явлениях, и литературные сочинения и богословские рассуждения. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите, а уже со второй половины XIV века ведущее место в летописании окончательно перешло к Москве. В сочинениях, созданных на территории Москвы, проводилась идея единства Руси, общности её киевского и владимирского периода, борьбы Москвы и Твери за первенство, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой. Интересно, что тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю, зато московские летописцы подчеркивали, что Великое княжение – это отчина московских князей. В XV веке появился летописный свод, получивший название «Русский хронограф».

Тема борьбы за торжество православной веры над иноземными завоевателями, тема единства русской земли стали преобладающими и в литературе.

В 1408 году был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, но она погибла в московском пожаре 1812 года. В 1479 году создан Московский летописный свод, главной идеей которого стала преемственность Киева и Владимира. Интерес к всемирной истории и стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов – сочинения по всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 году Пахомием Логофетом.

Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических событиях, поэтому повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. До Куликовской битвы широкую известность имели повести о битве на Калке, о разорении Рязани (кстати, в ней и рассказано о подвиге Евпатия Коловрата), об Александре Невском. Блистательная победа на Куликовом поле вызвала целую серию исторических повестей, например, «Сказание о Мамаевом побоище», а по образцу «Слова о полку Игореве» Софроний (Софоний) Рязанец создал «Задонщину».

В период объединения русских земель расцвел жанр житийной литературы. Жития – это церковные сочинения о выдающихся русских людях: князьях, деятелях церкви. Героями житийной литературы становились те, чья жизнь была связана с эпохальными событиями, и чей жизненный подвиг являлся примером для многих поколений. Неслучайно многих из них церковь причислила к лику святых. Правда, она это делала часто много времени спустя.

Житийная литература во многом расцветала благодаря талантливым писателям Пахомию Лагофету и Епифанию Премудрому, которые составили жизнеописание митрополита Петра, Сергия Радонежского. В это время было широко распространенным «Житие святого Александра Невского», которое проникнуто высокой идеей служения родине. «Повесть о жизни и трагической смерти тверского князя Михаила Ярославича» дает высокую оценку жизненного подвига князя.

В XIV-XV веках на Руси вновь появились хождения – сочинения о дальних путешествиях. Самым знаменитым из них стало «Хождение за три моря», в котором тверской купец Афанасий Никитин описывает, как он за тридцать лет до Васко де Гамы побывал в Индии (1466-1472).

Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть. Среди них особенно интересна лирическая «Повесть о Петре и Февронии», которая рассказывает о любви крестьянки и князя.

XIV-XV век – это время острых религиозных споров, и русская литература пополнилась сочинениями священнослужителей. Так появляется «Повесть о белом клобуке», созданная в окружении новгородского архиепископа Геннадия, известного своими преследованиями еретиков. В этой повести утверждалась мысль о превосходстве церковной власти над светской. В противовес «Повести о белом клобуке» в кремле было составлено «Сказание о князьях владимирских», в котором провозглашалось происхождение рода Рюриковичей от самого Августа Цезаря.

5. Русская архитектура тяжело пережила нашествие. Исчезли храмы, а прежние центры каменного зодчества на северо-востоке и на юге пришли в упадок. Так что крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород, Тверь, где в конце XIII века были построены первые каменные храмы после нашествия Батыя. Но со второй половины XIV века центрами каменного строительства стали Новгород и Москва, причем архитектура этих центров значительно отличалась.

Новгородцы и псковичи строили много, но небольших по размеру храмов. В XIV веке самые значительные памятники – это церкви Фёдора Стратилата на Ручье (1361 год) и Спаса на Ильине-улице (1374 год). Это – мощные, одноглавые, с одной абсидой храмы. Их отличительная черта – богатое декоративное украшение фасадов.

В московском княжестве каменное строительство сохранилось уже при Иване Калите. В кремле были воздвигнуты 4 каменных храма, но их разобрали в конце XV-начале XVI веков из-за ветхости. До нас дошли храмы той эпохи: Успенский собор и собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и собор Андроникова монастыря в Москве (1427 год), которые продолжили традиции Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества. Однако эти храмы более приземисты и почти лишены резьбы.

Самые яркие сооружения оборонительного характера – это стены московского кремля. Первые построены из местного белого камня при Донском, но они обветшали, сильно пострадали от нашествия Тохтамыша, и новый из красного кирпича московский кремль, сохранившийся до наших дней, был построен итальянскими мастерами, поэтому созданные в конце XV-начале XVI веков стены московского кремля сочетают традиции русских деревянных крепостей и достижения итальянской крепостной архитектуры. Стены московского кремля сооружались с 1485 года под руководством Антона и Марка Фрязиных, Алевиза Миланца.

Территория кремля – около 27 га. Стены – 2,25 км. Толщина стен – до 6,5 метров. Высота 5-19 метров. В XV веке было сооружено 18 башен из 20 ныне существующих. Кремль занял место при впадении реки Неглинной в Москву-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, и он соединил обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы «на острове». Под укрытием его мощных стен оказались дворцы великого князя и митрополита, монастыри, здания государственных учреждений.

Сердцем кремля стала Соборная площадь, на которую выходят главные соборы, и центральным сооружением в Кремле является колокольня Ивана Великого (окончательно достроили колокольню при Борисе Годунове, и она достигла 81 метра). На Соборную площадь выходит главный собор московского Кремля – Успенский собор, построенный в 1475-1479 годах по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Эту крепость начинали строить псковские мастера, но случился «трус» (землетрясение), и стены разрушились. Когда Аристотель Фиораванти приехал в Москву, то Иван III ему посоветовал съездить во Владимир и познакомиться с Успенским собором времен Андрея Боголюбского. Так Фиораванти удалось соединить традиции русского зодчества с передовыми техническими достижениями европейской архитектуры. Успенский собор пятиглавый, величественный превратился в крупнейшее общественное здание: здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения. Неслучайно у современников от этого храма создавалось впечатление: «Из един камня сделан».

В 1481-89 годах псковские мастера построили Благовещенский собор – это домовая церковь московских государей.

Неподалеку от Благовещенского собора под руководством итальянца Алевиза Нового в самом начале XVI века (1505-09) был построен Архангельский собор, который имеет ещё более выразительные черты итальянского возрождения. Внешние убранства этого собора напоминают настенные украшения венецианских дворцов. Собор был усыпальницей.

Кроме культовых сооружений, в Кремле возводились светские дворцовые постройки. Так построен Новый дворец, состоящий по русской традиции из отдельных зданий с переходами и крылечками. В этот комплекс вошла знаменитая Грановитая палата. Её построили итальянские мастера Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари в 1487 – 91 годах. Она внешним и внутренним убранством соответствовала своему предназначению: это был тронный зал, где проходили важнейшие церемонии и пышные приемы иностранных послов. Это почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре один массивный четырёхгранный столб. Площадь зала 500 квадратных метров, а высота – 9 метров. Свое название Грановитая палата получила от граней, которые украсили наружные стены.

Именно благодаря величественным архитектурным сооружениям Москва приобретала облик царственной столицы.

6. Развитие изобразительного искусства, как и архитектура, отразило те процессы, которые происходили в социально-экономической и политической жизни России.

Иконописные центры свое существование в период монгольского нашествия прекратили. Но на рубеже XIV-XV веков начинается их возрождение, а в XV веке русская иконопись достигла вершин своего развития. В это время местные художественные школы сливаются в общерусскую. Но этот процесс долгий и продолжался в XVI-XVII веках.

Успехи русской живописи связаны, прежде всего, с двумя великими художниками – Феофаном Греком и Андреем Рублевым.

Феофан Грек приехал на Русь в XIV веке из Византии. Он расписывал храмы в Новгороде, Москве. Для его живописи характерна особая выразительность, которая достигается сочетанием тёмного колорита и контрастных пробелов. До наших времен сохранились росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине-улице.

Андрей Рублёв – младший современник Феофана Грека – работал в другой манере. Его произведения не создают настроения напряжения, драматизма, которые свойственны Феофану Греку, а напротив, живопись Андрея Рублева дает ощущение умиротворенности, гармонии и веры в будущее. Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире, иконы в иконостасе Благовещенского собора московского кремля, но самая знаменитая его икона «Троица» (1422-27 годы), написанная для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. На этой иконе изображены 3 юноши, которые символизируют Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Композиция иконы сосредотачивает внимание на главном – на спокойных одухотворенных лицах и фигурах. Также Рублёву принадлежат иконы звенигородского чина, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее.

Позже творчество Андрея Рублева было признано образцом для русских иконописцев.

В конце XV века представителем московской школы живописи стал Дионисий, который работал в московском Кремле, и самая известная его работа – это роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502-1503 гг).

Единство русских земель не могло не отразиться на культуре освобожденной Руси 16 века. С размахом велось строительство, развивалась культура государства.

В 15-16 веках строительство было преимущественно из дерева, но его принципы применялись и в каменном строительстве. Восстанавливались укрепления, крепости, в городах Руси строились кремли.

Архитектура Руси 16 века была богата на выдающиеся сооружения церковного зодчества.

Одними из таких сооружений считаются церковь Вознесения в с. Коломенском (1532 ᴦ.) и храм Василия Блаженного в Москве (1555 – 1560 гᴦ.). Многие возведенные церкви и храмы относятся к распространенному в то время (характерному для деревянных храмов древней Руси) шатровому стилю.

Под руководством Федора Коня была возведена самая мощная крепость (в Смоленске) и окружен стенами и башнями Белый город в Москве.

К живописи 16 века в России относится главным образом иконопись. Стоглавый собор принял в качестве канона в церковной живописи работы А. Рублева.

Ярчайшим памятником иконописи стала ʼʼЦерковь воинствующаяʼʼ. Икона создавалась в честь взятия Казани, и трактует описанное событие как победу православия. В росписи Золотой палаты московского кремля чувствовалось влияния запада. При этом церковь была противником проникновения жанровой и портретной живописи в церковную.

Также в 16 веке появилась на Руси первая типография, началось книгопечатанье. Теперь многочисленные документы, приказы, законы, рукописные книги могли быть напечатаны, хоть и их стоимость превышала рукописную работу.

Первые книги напечатаны в 1553 – 1556 гᴦ. ʼʼанонимнойʼʼ московской типографией. Первое, точно датированное издание, относится к 1564 ᴦ., напечатано оно Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем и принято называть ʼʼАпостолʼʼ.

Перемены в политике, заключающиеся в становлении самодержавия и всœех вытекающих последствий, стимулировали идейную борьбу, которая способствовала расцвету публицистики. Литература Руси 16 века включает в себя ʼʼИстории о казанском царствеʼʼ, ʼʼСказание о князьях Владимирскихʼʼ, 12-томник ʼʼВеликие Четьи-Минœеиʼʼ, включающий всœе чтимые на Руси произведения для домашнего чтения (произведения, не вошедшие в популярный сборник, отошли на второй план).

В 16 веке на Руси простые по крою и форме одежды бояр приобрели необыкновенную эффектность и роскошь благодаря декоративным украшениям. Такие костюмы придавали пышность и величавость.

За счёт огромных территорий Руси, на которых проживают разные народы, имеющие свои традиции и народные костюмы, одежда различается исходя из мест посœелœения её обладателя. Так, в северных регионах государства была распространена рубаха, сарафан и кокошник, а в южных – рубаха, кичка и юбка-понева.

Общим нарядом (усредненным) можно считать длинную рубаху длиной до подола сарафана, распашной сарафан, кокошник и плетеную обувь. Мужской костюм заключался в длинной рубахе из домотканого полотна – до середины бедра или же до колен, портах – узких и плотно облегающих ноги. При этом особых различий в стиле одежды знати и крестьян не наблюдалось.

Татаро-монгольское нашествие нанесло страшный удар развитию русской культуры. Это сказалось в том, что на время прекратилось развитие каменного зодчества, исчезли некоторые ремесла. Весь XIII в. характеризуется застоем в русской культуре.

С начала XIV в. наметился новый подъем культуры в русских землях , который продолжался в течение XIV-XV вв. Практически во всех крупных городах, таких, как Москва, Новгород, Тверь, Ростов, Псков, Нижний Новгород и других, расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища, в монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось все больше.

Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения. В устном народном творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему историческому периоду. Наряду с ними появились и новые легенды (например, "Сказание о граде Китеже"). В XIV в. дорогой пергамент стал заменяться бумагой, в обиход входит более беглое и свободное письмо - полуустав.

Создаются новые летописные своды. Первый общерусский летописный свод - "Троицкая летопись", созданная в Москве в 1408 г. (погибла в московском пожаре 1812 г.). К 1480 г. относится создание Московского летописного свода. В 1442 г. появился первый русский Хронограф, составленный Пахомием Лагофетом, в котором своеобразно рассматривалась всемирная история, включавшая историю Руси.

Одним из самых распространенных литературных жанров были исторические повести : "О битве на Калке", "О разорении Рязани Батыем", "О мамаевом побоище", "Задонщина". Выдающимся памятником русской культуры XV в. явилось "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина (наблюдения об Индии и др. странах, лежащих между Индией и Русью). Ценные географические описания других территорий представлены в "хождениях" новгородца Стефана и смолянина Игнатия в Царьград.

Церковная ("житийная") литература также получила широкое распространение: "Житие Дмитрия Донского"; "Житие Стефана Пермского" Епифания премудрого, "Похвала Сергиевой добродетели", "Житие митрополита Петра" того же автора.

Возобновляется активное каменное строительство . При Дмитрии Донском в Москве строится белокаменный Кремль, в XV в. - кирпичный Кремль при помощи итальянских мастеров. В XV в. строятся Успенский собор (архитектор - Аристотель Феораванти), Архангельский собор (усыпальница московских князей), Благовещенский собор (псковскими мастерами), Грановитная палата.

Русская живопись XIV-XV вв. поднялась на новую, высшую ступень своего развития. В Новгороде, при росписи Волотовской церкви, а позднее в Москве в конце XIV-начале XV в. работал выдающийся художник Феофан Грек. Он расписал вместе с Симеоном Черным московскую церковь Рождества Богородицы, участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейшим русским художником конца XIV - начала XV в. был Андрей Рублев. Он расписал совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца Благовещенский собор во Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Рублев создал знаменитое произведение "Троицу". Для творчества Рублева характерен отход от церковных канонов живописи, его произведения поражают своей эмоциональностью.

Большого развития достигло русское прикладное искусство . Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья. Подъем русской культуры отражал развитие великорусской народности.

В XVI веке русская культура развивалась под знаком государственного объединения страны и упрочения ее независимости. Все больше преодолеваются областные различия и выдвигаются на первый план общерусские тенденции.

Литература XVI в. отличалась публицистичностью. Это объяснялось борьбой в обществе между боярством и прогрессивным дворянством. Один из самых ярких публицистов XVI в. - Иван Пересветов. Он выступил с проектами реформ, имеющих целью создание сильной самодержавной власти. Другой автор, Ермолай-Еразм, высказывался против чрезмерного усиления крепостничества. Нужно отметить, что яркие, талантливые публицисты А.Курбский и Иван Грозный - в полемике, которую открыл Андрей Курбский своим посланием Ивану после бегства в Литву в 1564 г., выражают архаичную позицию: отношение к государству как творению божественному. Правда, делают они из этого противоположные выводы. Иван - о праве на самовластие, Курбский - о долге государя заботиться о своих подданных.

С середины XVI в. начинает свою историю российское книгопечатание . Издание книг в Москве началось еще в 1553 г. Выходили так называемые анонимные издания. В 1563 г. в Москве приступил к работе Иван Федоров. Он был не только издателем, но и редактором книг. Первые его издания в Москве - книги Святого писания. Всего во второй половине XVI в. в России было издано около 20 больших печатных книг.

Высокого уровня достигает в этот период архитектура . В первой половине XVI в. в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей. Своеобразие русского зодчества связано появлением в XVI в. шатрового стиля: покрытие храма делалось в форме многогранной пирамиды - шатра. Храм Вознесения в Коломенском (1532 г.) и Покровский собор на Красной площади (Собор Василия Блаженного) - выдающиеся памятники этого стиля. Живопись в XVI в. представлена, как и в предыдущий период, росписью храмов и иконописью. Продолжателем традиций Рублева в иконописи называют Дионисия. Его работы отличает изысканный, утонченный колорит и рисунок. Наиболее известные его работы - иконы Успенского собора московского Кремля и роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (под Вологдой).

Большое развитие в России получило литейное дело. В 80-е годы XV в. в Москве стал действовать государственный пушечный двор. В конце XVI в. пушки изготовлял мастер Андрей Чохов. В 1586 г. он отлил знаменитую Царь- пушку весом 40 т., длиной 5 м и диаметром 890 мм., которая представляет собой подлинное произведение искусства.

Вторая половина XVI в. оказалась неблагоприятной для развития русской культуры. В бедствиях конца века многие культурные процессы уходят вглубь и заявляют о себе вновь только в следующем столетии. Отрицательную роль сыграли и падение Византии, и ослабление культурных связей со странами Центральной и Юго-Восточной Европы. Но главная причина - создание централизованного Русского государства, требовавшее мобилизации всех духовных сил и материальных ресурсов, вызвавшее усиление социальной напряженности в обществе, яростную борьбу с ересями и свободомыслием, жесткий контроль государства над всеми формами искусства.