Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Шахматные уроки. Данное пособие создано для учителей, преподающих курс «Введение в шахматы»

Шахматные уроки. Данное пособие создано для учителей, преподающих курс «Введение в шахматы»

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕТЬЕГО УРОКА

На этом занятии заканчивается знакомство детей с шахматной доской и шахматными дорожками.

Объясните, что ДИАГОНАЛЬ – это прямая цепочка полей одинакового цвета, касающихся друг друга уголками.

Покажите детям шаблоны большой белой и большой черной диагоналей, поясните, что диагонали бывают разной длины. В самых длинных БОЛЬШИХ ДИАГОНАЛЯХ – по восемь полей.

В самых коротких диагоналях по два поля. Покажите шаблоны коротких диагоналей. Чтобы шаблоны диагоналей не распались на клетки, в местах соединений полей следует сделать утолщения. Покажите указкой несколько диагоналей, обратите внимание детей на то, что не бывает черно-белых диагоналей. Диагонали на шахматной доске только белые или черные. Они могут тянуться снизу справа наверх налево и снизу слева наверх направо. Нарисуйте мелом на классной доске диагональ из двух, трех полей.

Ребята могут нарисовать в тетрадях диагонали из 2, 3, 4 полей.

Вызывайте детей к демонстрационной шахматной доске, пусть они покажут диагонали из 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 полей.

Если у вас есть черные и белые кубики, дайте их детям пусть они выложат из них диагонали.

Объясните, что это ЦЕНТР – четыре клетки в середине шахматной доски.

В центре два белых поля и два черных. Покажите центр на демонстрационной доске, потом дети покажут его на своих досках.

С точки зрения применения в учебном процессе шахматных сказок третий урок наиболее вариативен. Можно инсценировать или прочитать третью главу книги "Приключения в Шахматной стране" (глава "Диагональ"). Она также опубликована в журнале "Мурзилка" (1993 г., № 8). Очень зрелищно мы проводим на своих занятиях инсценировку "Шахматной сказки" из тетрадки Загадая ("Приключения в Шахматной стране", с. 132-135). Там маленький дракончик Пожиратель Полей прилетает в Клеточное государство и начинает глотать одно за другим шахматные поля. Дракончика мы вырезали из картона, прорезали ему рот, и он "в самом деле" глотает клетки. На какие только хитрости не пускались белые и черные поля – и горизонтали образовывали, и вертикали, и диагонали, но и эти дорожки проглотил ненасытный дракончик. Наконец горизонтали и вертикали сложились в шахматные доски, и тут уж дракончик ничего не мог с ними поделать. А если у вас под рукой будет книжка-картинка "Лена, Оля и Баба Яга", то можно прочитать ребятам ту ее часть, в которой смешная и улыбчивая Доша (Доска Шахматная) показывает на себе все шахматные дорожки. Можно показать и фрагмент диафильма "Приключения в Шахматной стране", посвященный горизонталям, вертикалям, диагоналям, но лучше весь диафильм целиком показать на четвертом уроке, после объяснения названий шахматных фигур.

Переходим к дидактическим играм.

Игра "Поиграем – угадаем". Проводится так же, как и на предыдущем уроке, но с добавлением термина "диагональ", т.е. вы загадываете одну из дорожек, а дети пробуют ее отгадать.

Игра "Диагональ". Проводится аналогично игре "Горизонталь", но ученики заполняют пешками не горизонталь, а любую диагональ.

"Горизонтально-вертикально-диагональная игра". Она подобна "Горизонтально-вертикальной игре", но более сложна, так как учитель задает и диагональное направление. Типичные задания детям: "Направо вниз по диагонали", "Налево вверх по диагонали", "Направо по горизонтали", "Налево вниз по диагонали" и т.п. Желательно уделить этой игре достаточно времени, дети должны научиться безошибочно определять требуемое направление. Это создаст добротную базу перед изучением ходов шахматных фигур...

Урок 4. Шахматные фигуры: Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Запретная фигура", "Поиграем – угадаем", "Что общего?", "Большая и маленькая" .

В начале урока повторение пройденного материала. Покажите шахматную доску, белые и черные поля, горизонтали, вертикали, диагонали. Раздайте детям шахматные доски и попросите детей показать на них две белые и две черные диагонали, большую белую и большую черную диагонали (они тянутся из угла в угол).

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕТВЕРТОГО УРОКА

На этом занятии начинается знакомство детей с шахматными фигурами, и ученики уже не расстаются с ними до самого последнего занятия. У вас на столе заранее приготовлены 12 шахматных фигур: белая и черная пешка, белая и черная ладья, белый и черный конь, белый и черный слон, белый и черный ферзь, белый и черный король. Желательно, чтобы эти фигуры, как и фигуры, которые вы потом раздадите детям, были крупного размера, но, разумеется, фигуры должны свободно размещаться на шахматных полях (наиболее предпочтительны деревянные "Турнирные шахматы"). Необходимо выбирать такие комплекты шахматных фигур, чтобы разноименные фигуры рельефно отличались друг от друга. К сожалению, наша промышленность все еще выпускает подчас такие шахматные фигуры, что и взрослый может перепутать ферзя с королем, а пешку со слоном.

Неплохо, если у вас под рукой есть самые разнообразные виды наборов фигур. Вы можете продемонстрировать ученикам и миниатюрные дорожные шахматы, и более крупные магнитные шахматы и показать даже фигуры гигантских шахмат (ими играют отдыхающие в домах отдыха).

Лучше всего занимательно "обыграть" появление шахматных фигур перед учениками (например, педагог вынимает их из волшебного сундучка). Перед показом шахматных фигур педагог объясняет, что в шахматы играют особыми шахматными фигурами. На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Один из противников командует армией светлых фигур. Это БЕЛЫЕ. Другой шахматист командует армией темных фигур. Это ЧЁРНЫЕ. Детям показываются первые шахматные фигуры: белая и черная пешка. ! #

Ученики хором повторяют три раза: "Пешка!" Так же происходит знакомство с белой и черной ладьей белым и черным конем % " , белым и черным слоном ) + , белым и черным ферзем 1 3 , белым и черным королем 5 7 .

На шахматных диаграммах фигуры рисуются несколько иначе, чем они выглядят на самом деле. Педагог показывает детям шахматные фигуры демонстрационных шахмат (они такие же, как на диаграммах).

Учитель раздает каждому из ребят коробочку с шахматными фигурами, дети высыпают их на парты, в беспорядке расставляют на парте. Начинается закрепление пройденного материала. Учитель по одной поднимает шахматные фигуры, просит ребят назвать их и поднять такую же.

Затем проводится просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране" (при наличии). В этом диафильме-сказке изложен материал первых четырех уроков. Этот диафильм дети смотрят с большим удовольствием, сопереживая Юре и Клеточке, негодуя против козней злого Задиры, радуясь встрече с Веселым Гномиком.

Педагоги, использующие на занятиях пособие "Приключения в Шахматной стране", инсценируют на этом занятии его четвертую главу "Чудесные фигуры". Она опубликована также в журнале "Мурзилка" (1993 г., № 9), но, к сожалению, в очень сокращенном виде.

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, и дети на ощупь пытаются определить, какая из фигур спрятана. В другом варианте игры в мешочке находятся все фигуры сразу, а дети на ощупь ищут определенную фигуру.

"Угадайка". Словесно опишите какую-нибудь из фигур и предложите ребятам определить ее.

"Запретная фигура". Все фигуры выстроены на столе учителя в один ряд, дети стоят рядом и по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "запретной", которая выбирается заранее. Вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Поиграем – угадаем". Педагог загадывает одну из фигур (или прячет ее в кулаке), а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две фигуры и спрашивает учеников, чем эти фигуры похожи? чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе учителя 6 разных фигур. Дети подходят туда по одному, называют самую высокую фигуру и отставляют ее в сторону... Вскоре все фигуры стоят по росту.

Можно предложить детям нарисовать в тетрадях полюбившиеся фигуры. В конце урока задайте детям такие вопросы…

10. "Зачёркивание". Закрась лишние буквы в каждой строке таким образом, чтобы оставшиеся буквы образовали слова, обозначающие шахматные фигуры.

КРЕСЛОНОТЫ (Слон.)

БАЛКОНДЕНЬ (Конь.)

УСПЕХШКАФ (Пешка.)

БАЛБАДЬЯ (Ладья.)

ФЕРМАКНЯЗЬ (Ферзь.)

ЛИНКОРОЛЬХА (Король.)

Урок 5. Начальное положение: Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: ферзь любит свой цвет. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

В начале урока повторение пройденного материала. Дети должны безошибочно определять белые и черные поля, горизонтали, вертикали, диагонали, правильно называть все шахматные фигуры.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПЯТОГО УРОКА

Объясните ребятам, что перед каждой шахматной игрой, ПАРТИЕЙ, шахматные фигуры на доске занимают одни и те же места. Такая расстановка фигур называется НАЧАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ, или НАЧАЛЬНОЙ ПОЗИЦИЕЙ. При этом фигуры ставятся на шахматные поля посередине шахматных полей.

Вы занимаете место около демонстрационной шахматной доски. Под рукой у вас комплект шахматных фигур (32 фигуры). Перед учениками на партах шахматные доски, около которых в беспорядке стоят шахматные фигуры.

Шахматные фигуры для демонстрационных шахмат магнитные, они без труда "прилепляются" к нужному полю. Объясняете, что ладьи в начальном положении стоят по углам, на угловых полях. Говорите:

"Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят"

и ставите белые ладьи на крайние поля первой горизонтали. На крайних полях последней горизонтали устанавливаете черные ладьи. Все дети должны на своих досках также расположить свои ладьи.

Продолжаете урок:

"Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей"

и на первой горизонтали появляются белые кони, а на последней – черные кони. При этом кони белых и черных должны повернуть свои "мордочки" навстречу друг другу (а вот на диаграммах "мордочки" коней повернуты налево).

Вводите слонов:

"Меж коней заключены

Наши славные слоны".

На первой и последней горизонталях незанятыми остаются по два поля. Говорите:

"И еще два поля есть,

А на них король и ферзь".

Эти стихотворные строчки непритязательные, но они помогут оживить шахматное занятие и облегчить детям процесс запоминания начальной позиции.

На первых порах дети часто путают позиции ферзя и короля. Чтобы это случалось реже, издавна придумали правило: ферзь любит свой цвет. Объясните, что белый ферзь располагается на поле белого цвета (белому королю достается черное поле), а черный ферзь – на черном поле (черный король – на белом). Это правило дети легко усваивают.

Здесь обычно кто-то из ребят спрашивает: "А как же пешки?" И белые пешки выпрыгивают из ваших рук на вторую горизонталь, а черные пешки – на предпоследнюю, прикрывая своим строем остальные фигуры.

"А теперь без спешки

Идут на место пешки".

У каждого ученика на доске должно стоять точно такое же положение. Затем дети снимают все фигуры со своих досок и заново расставляют начальную позицию.

Педагоги, предпочитающие работать по книге "Приключения в Шахматной стране", на этом уроке читают и инсценируют ее пятую главу "Ворота Каиссии". Эта глава приведена также в журнале "Мурзилка" (1993 г., № 10).

Это поможет детям легче справиться с сюжетными заданиями из диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Просмотр этого диафильма, посвященного краткой истории шахмат и начальному положению, проводится на этом занятии. Дети с радостью встречаются со своими любимцами Юрой, Клеточкой и Гномиком, которых ожидают новые удивительные приключения.

На пятом уроке проводятся следующие дидактические игры:

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и ставят их в те места, которые они занимают в начальной позиции. Когда последняя фигура извлечена из мешочка, на доске будет расставлено начальное положение.

"Да и нет". Педагог поднимает над головой две шахматные фигуры и спрашивает у класса, стоят ли эти фигуры рядом в начальной позиции.

"Мяч". Учитель говорит какую-либо фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит на угловом поле" и – бросает одному из учеников мяч. Если утверждение верно, то мяч следует ловить.

В конце занятия задайте детям такие вопросы…

Урок 6. Ладья: Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

В начале урока - повторение пройденного материала. Дети вспоминают названия шахматных фигур, расставляют на доске начальное положение.

(наше Интернет-примечание: с.6, левая колонка газеты - на диаграмме не дорисована стрелка, направленная от ладьи направо)

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ШЕСТОГО УРОКА

Здесь следует сделать небольшое отступление и пояснить, почему изучение ходов фигур и их игровых возможностей мы начинаем с ладьи, а не, скажем, с пешки, и чем мотивирован подбор конкретных дидактических заданий и игр.

Итак, выучены названия шахматных фигур, "пройдена" шахматная доска, отложилось в детской памяти начальное положение. Что дальше? Вот мнения авторитетных гроссмейстеров.

"Первое, что необходимо для изучающего игру, это - освоиться с силой фигур", - учил экс-чемпион мира Хосе-Рауль Капабланка.

Но как лучше всего это сделать?

"Начиная играть в шахматы, должно сперва учить ходы фигур по одиночке. Затвердя ходы, маневрировать двумя фигурами, потом тремя и т.д. Получив в сем навык, должно начать маневрировать двумя фигурами против двух и т.д. Сим способом начинающий тверже укоренит себя в правилах, нежели начав играть вдруг всеми фигурами" (Александр Дмитриевич Петров).

Гениально написано!

"Начинающим шахматистам всегда кажется, что они теряют время, изучая игровые свойства каждой фигуры в отдельности. Начальная позиция полна фигур, таит в себе так много вариаций, стоит ли уделять внимание мелким деталям? Такой взгляд на шахматы был бы верным, если бы на каждом ходу можно было перемещать одновременно две-три фигуры или пешки. Тогда слабая роль одной фигуры не была бы столь огорчительной – ее функции в атаке или защите взяли бы на себя другие фигуры. Но по правилам игры ходить можно только одной фигурой… Поэтому как раз для начинающих важно умение видеть угрозы только одной фигуры или пешки" (Давид Ионович Бронштейн).

А вот бесценный опыт экс-чемпиона мира Василия Васильевича Смыслова: "С самого начала отец привил мне любовь к так называемым "простым" позициям, где в игре участвует немного Фигур. Именно они дают возможность неопытному шахматисту не только понять, но и глубоко "прочувствовать", на что способна каждая фигура. Не знаю, может быть, я несколько переоцениваю это обстоятельство, но всё же склонен думать, что оно сыграло важную роль в моём формировании, как шахматиста. Потому что запомнить, как ходят фигуры, нетрудно, а вот ощутить их особенности, их силу и бессилие в разных ситуациях на доске, пределы возможностей, что они "любят" и чего "не любят" и как себя ведут в различных передрягах своей шахматной судьбы, - понять и "прочувствовать" это и значительно труднее, и значительно важнее. Позже, когда шахматист постигнет технику игры и приобретёт необходимые знания - а это доступно каждому, - такое "взаимопонимание" между ним и ведомыми его рукой фигурами раскрепостит его мысль, позволит ему видеть то, что часто остаётся скрытым от чисто логического анализа. Тогда и проявляется та врождённая способность шахматиста, которую я называю чувством гармонии. Чувством гармонии человек наделён от природы. Оно остаётся у шахматиста навсегда, является его оружием во всех стадиях партии, в самых сложных ситуациях на доске" .

Каждый из мэтров даёт чёткие ориентиры для правильной организации начального обучения. Но в каком порядке оптимальнее "изучать фигуры"? Очевидно, что тоже следуя принципу "от простого к сложному". Но применительно к изучению ходов различные методисты трактуют этот принцип по-разному.

Ряд авторов считает самой простой боевой единицей пешку и именно с неё начинает обучение. А ведь эта "простенькая" пешка совсем не проста: ходит прямо, бьёт наискосок, да ещё случается - и на проходе! Обычно перемещается на одно поле, но из начального положения способна пойти через клетку. И ещё может превращаться в другие фигуры! Сложна пешка, и не хватает ей "геометрически чистого" начала.

Первым мы изучаем ладью.

Слон имеет более сложный ход. Если, перемещая ладью по горизонталям и вертикалям, ученики не так уж часто по ошибке перескакивает ей на смежные дорожки, то, играя слоном, дети значительно чаще "соскакивают" с белой диагонали на чёрную, с чёрной на белую, особенно при совершении длинных ходов.

Теперь осталось решить, какую фигуру "проходить" после ферзя: пешку или коня. Хотя конь имеет самый сложный ход из всех фигур, тем не менее, мы считаем методически более правильным, вначале изучать ход коня, а уже потом ход пешки, так как пешка на последней горизонтали превращается в ферзя, ладью, слона или коня. Всё логично.

Ход короля изучается самым последним. Хотя сам по себе он прост, но, после его изучения, следует сразу же объяснять самые важные шахматные термины: шах, мат, пат. К тому же, в отличие от других фигур короля в шахматах не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

Мы полагаем, что вначале ребёнок должен прочувствовать "доматовую гармонию" фигур, и только на втором этапе обучения - "матовую гармонию", которая на порядок сложнее.

Итак, наша последовательность изучения шахматных фигур такова: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Она объясняется ещё и тем, что схема "ладья-слон-ферзь" чётко прорисована геометрически и даёт педагогу прекрасный ресурс для развития творческого мышления ученика.

Сначала следует создать элементную базу (термин московского педагога Натальи Черничкиной), при этом "доматовый" период обучения может быть достаточно длительным. Игровые свойства шести фигур предоставляют поразительные возможности для формирования у ребёнка внутреннего плана действий, и это необходимо использовать. С помощью специально разработанных дидактических заданий и мини-игр оказалось возможным достичь решения сразу нескольких задач:

1) занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам;

2) решение большого количества дидактических заданий содействует формированию способности действовать в уме;

3) ученик, который решит продолжить обучение в спортивных школах, получит добротную элементную базу, основу дальнейшего совершенствования…

Если педагог использует на занятиях пособие "Приключения в Шахматной стране", то на этом занятии инсценируется его шестая глава "Я - Ладья" (она также опубликована в журнале "Мурзилка"; 1994 г., № 1).

В следующей части урока предложите вниманию детей различные занимательные задания, которые помогут им лучше прочувствовать возможности и силу ладьи.

Для каждой из фигур (в том числе и для ладьи) были разработаны 3 вида упражнений:

а) передвигается и выполняет взятие только белая фигура, а чёрные недвижимы, выполняют роль статистов; здесь ребёнок учится создавать и реализовывать свои угрозы без противодействия противника;

б) ходит только белая фигура, но она не имеет права становиться под бой; здесь уже нужно следить за полями, атакованными фигурами партнёра;

в) игра ведётся поочерёдно, как это и принято в шахматах; здесь ученик учитывает лучшие ходы противника и преодолевает его сопротивление.

В ходе 6-го урока ученики знакомятся с упражнениями видов а) и б). Из множества подобных заданий наиболее эффективными оказались следующие: "Один в поле воин", "Кратчайший путь", "Лабиринт" и "Перехитри часовых"…

Ниже мы приводим типичные "ладейные" задания:

"Один в поле воин". Белая ладья должна побить все чёрные фигуры, беря каждым ходом по фигуре.

Как мы уже отметили, ходит только белая ладья, а черные фигуры как бы "заколдованы": они не могут ни ходить, ни бить. Во всех примерах решение единственное. Это задание вызывает неизменный интерес у детей, которые с усердием и восторгом уничтожают черные фигуры, затрачивая на поиск верного решения от 5 до 50 секунд…

"Кратчайший путь". Белая ладья должна самым коротким путем добраться до определённого контрольного поля.

В заданиях подобного типа отдельные поля заняты кружочками (это как бы "заминированные поля"). Становиться на них и перепрыгивать через них ладья не имеет права. Когда подобное положение расставляется на демонстрационной шахматной доске, вместо кружочков установите любые перевёрнутые белые фигуры (как известно, через белые фигуры белая ладья не перепрыгивает) или намагниченные кругляши (сейчас такие есть в продаже), а на контрольное поле поставьте одну из черных фигур, чтобы дети ясно видели, куда надо попасть белой ладье. Дети за 5-25 секунд решают эти задания. Идея перевёртывать фигуры на демонстрационной доске (правда, для других целей), насколько нам известно, принадлежит Всеволоду Кострову.

В двух следующих примерах подобного вида ладье нужно добраться до буквы К за наименьшее число ходов.

(наше Интернет-примечание: на диаграмме №2 в газете опечатка - контрольное поле, разумеется, не f1, а f2; сами диаграммы здесь не приводим)

"Лабиринт". Подобно предыдущему заданию, белая ладья должна добраться до контрольного поля, не становясь на поля с кружочками и не перепрыгивая их.

Но здесь не требуется найти кратчайший маршрут - достаточно добраться по цели (однако более старшие дети в состоянии и здесь сосчитать, за сколько ходов белая ладья быстрее всего доберется до контрольного поля).

Школьники затрачивают на решение каждого из подобных положений от 6 секунд до 1 мин. Вот примеры, где нужно добраться до поля с буквой К:

(наше Интернет-примечание: на диаграмме №1 в газете опечатка - на поле g нужна не буква К, а кружок; на диаграмме №2 забыт кружок на поле d1, но он не влияет на решение задания).

"Перехитри часовых". Белая ладья должна добраться до контрольного поля, не становясь на поля, атакованные черными ладьями-часовыми (а также не становясь на поля с кружочками и не перепрыгивая их).

Хотя в этом задании двигается только белая ладья, а черные ладьи стоят на месте, они побьют белую ладью-разведчика, если она встанет под бой. Это сложное задание (но оно уже более приближено к реальной шахматной партии, когда любая наша ошибка может повлечь за собой немедленное возмездие). Здесь уже нужна подчас помощь педагога, который будет указывать детям, что на то или иное поле белая ладья не может ступить - там ее побьют. Только одаренные дети смогут затратить на решение следующих позиций менее 20 секунд (на одну позицию). Для облегчения поиска решения в таких задачах можно разрешить ребятам сначала карандашом проставить точки на те поля, которые атакуют черные ладьи, и сразу станет ясно, каких клеток следует избегать (точки ставятся на диаграммах в учебнике)…

Урок 7. Ладья: Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение", "Ограничение подвижности".

В начале урока - повторение пройденного материала. Дети вспоминают ход ладьи, взятие. Перед учениками - по шахматной доске, на одном из полей которой стоит белая ладья. Педагог по очереди подходит к каждому из детей и просит сделать подряд по 3 хода ладьей…

Игра ладьями "На уничтожение" на шахматной доске проста: у противников каждый раз большой выбор ходов, позволяющих не потерять свою ладью. Как же сделать эту игру труднее и интереснее?

Подсказку находим опять-таки у классиков.

Вот что пишет экс-чемпион мира Михаил Моисеевич Ботвинник: "Следует учесть, что шахматист во время расчётов не видит всей доски с 64 полями... Из общего числа в 25-30 фигур в расчёте участвуют 3-6 фигур" .

Не менее интересно и высказывание непревзойдённого Александра Александровича Алёхина, которое хотя и относится к игре вслепую, но отнюдь не теряет из-за этого для нас своей методической ценности: “Играющий не пытается воспроизвести перед своими глазами всю доску с её белыми и чёрными клетками, белыми и чёрными фигурами, как полагают большинство непосвящённых, но он припоминает только какой-нибудь характерный ход, конфигурацию части доски, наподобие того, как в жизни мы вспоминаем о каком-нибудь знакомом, книге, вещи. Так играю я, так играют, насколько мне известно, все мастера игры вслепую... "

И это очень важно для нас, поскольку у детей младшего возраста значительно сужен "размах зрения". Если даже великие чемпионы не видят при расчётах всей доски, что же говорить о детях?!..

свидетельствует опыт гроссмейстера Ефима Геллера (о периоде жизни, когда ему было четыре года): "Я играл тогда по своим собственным правилам, и все попытки отца обучить меня заканчивались тем, что я добивался выигрыша простейшим путем: решительным взмахом руки сметал с доски вражеские фигуры и пешки, торжествуя победу. Но больше всего я любил играть в шахматы один, причем в этом случае обходился без доски. Когда отец и мать уходили на работу, я собирал несколько комплектов шахматных фигур, разбивал их на армии и устраивал жестокие сражения. Погибшие в этих сражениях фигуры, как правило, летели с четвертого этажа во двор, и, конечно, очень часто к настоящей шахматной жизни уже не возвращались"

(наше Интернет-примечание: с.2: на диаграммах №2-4 третьей колонки в газете опечатка - приведены не те позиции (все 4 позиции получились одинаковыми??); должно быть так: №2: белые: Ла2, Лb2, чёрные: Лb1, Лb3; №3: белые: Ла2, Лс1, чёрные: Лb3, Лс3; белые: Ла2, Ла3, чёрные: Лb2, Лс2; далее с.2: на верхней диаграмме №1 "Ограничение подвижности" пятой колонки в газете опечатка - "0" должен быть не на поле а4, а на поле а7)

Урок 8. Слон: Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигуры. Дидактические задания "Один в поле воин", "Кратчайший путь", "Лабиринт", "Перехитри часовых".

В начале урока повторение пройденного материала. Дети вспоминают ход ладьи, указывают, что она ходит и бьет по горизонталям и вертикалям. Учитель разыгрывает с кем-нибудь из учеников на демонстрационных шахматах одно-два положения игр "Захват контрольного поля", "Ограничение подвижности", "На уничтожение"…

Если учитель использует на уроках пособие "Приключения в Шахматной стране", то на этом занятии инсценируется его седьмая глава "Этот слон совсем на слона не похож" (она опубликована также в журнале "Мурзилка"; 1994 г., №2)…

Урок 9. Слон: Дидактические игры "Игра на уничтожение", "Захват контрольного поля, "Ограничение подвижности".

В начале урока - повторение пройденного материала. Обязательно проговаривайте названия всех шахматных дорожек: горизонтали, вертикали и диагонали - это следует обязательно делать в начале каждого урока! Практика показывает, что там, где эти понятия перед каждым новым занятием не закрепляются, ученики часто путают горизонталь с вертикалью и т.п. Нам, взрослым, это кажется удивительным, но это так!

Весь материал, даже кажущийся элементарным, следует многократно закреплять. на своих шахматных уроках часто проводит с мальчиками и девочками физкультминутки, на которых каждую из шахматных дорожек ребята показывают руками. Горизонталь - разводят руки в сторону, вертикаль - поднимают их вверх (или только одну руку), диагональ - обе руки расходятся наклонно. Нам очень понравился данный приём, и мы тоже взяли его на вооружение. То же самое и с ходами фигур: при повторении хода слона просите весь класс показать руками, как перемещается данная фигура, вызываете кого-нибудь из детей к доске и предлагаете "превратиться" в слона, пройти по полу по диагонали и т.п.

Дети вспоминают ход ладьи, слона, взятие, показывают белопольных и чернопольных слонов, одноцветных и разноцветных слонов. Педагог подходит к каждому из учеников и просит их сделать подряд 3 хода слоном…

Чем больше фигур на доске, тем труднее ученикам оценить ситуацию на доске. Даже добавление только одной фигуры существенно увеличивает количество вариантов, которые следует рассмотреть.

Очень точно об этом писал великий Хосе-Рауль Капабланка: "Нелегко будет при увеличении числа фигур по-прежнему целесообразно управлять ими, ибо координирование действий фигур принадлежит не только к самым важным элементам игры, но в то же время и к самым трудным"

Теперь ещё одно существенное обстоятельство. Вы уже могли обратить внимание на то, по различным темам мы предлагаем вашему вниманию неодинаковое количество дидактических заданий и игр. Ни в коем случае не следует все их проводить на уроке, на это у вас не хватит времени. Наша задача иная - дать вам на выбор наиболее полезные задания, а вы сами отберёте те из них, которые совпадают с вашей личной концепцией обучения детей основам шахматной игры. С нашей стороны было бы неправильно жёстко зажимать вас конкретным 40-45-минутным материалом для каждого урока, ведь это ваш урок, ваше творчество. Поэтому здесь мы даём большей частью ориентиры, вариативные задания и упражнения. Чёткое планирование каждого урока придёт к вам с опытом. Реально вы много успеете в обычном классе общеобразовательной школы на первых пяти уроках, посвящённых шахматной доске и начальному положению, и мало успеете на "фигурных" уроках, начиная с шестого, так как расстановка даже малофигурных позиций на всех досках требует времени. Это ни в коей мере не должно вас огорчать, вы должны понять - это норма, и поэтому не комплексовать по данному поводу, мол, "зашиваюсь", мало успеваю.

Вместе с тем очень желательно, чтобы ученики прорешали как можно больше подобных занимательных развивающих заданий. Каков же выход? В конце каждого урока, чтобы не перегружать вечно занятых родителей, мы рекомендуем ученикам разыграть дома с родителями лишь одно-два положения некоторых игр. Но в начале учебного года обязательно проведите родительское собрание и объясните папам и мамам, что шахматы не просто игра, а мощнейшее средство развития. При этом чтобы оно было реализовано на 100%, родителям следует стать полноценными помощниками шахматного педагога и разыграть дома большое количество уже рассмотренных нами логико-занимательных заданий и игр. Недостаток газетной площади не позволяет нам здесь привести их в полном объёме, но родители могут взять в библиотеке книги " …", " ", " ", или " ", где даны большие блоки учебных положений. Необычайно важно, что подобные положения не только на тренинг логики, но и на развитие воображения.

Здесь мы снова берём в союзники великого кубинца. Хосе-Рауль Капабланка: "Шахматы можно было бы сравнить с точной наукой, если бы от шахматиста, наряду с таким складом ума, не требовалось бы еще другой способности – богатого воображения. Величайшие шахматисты, сделавшие в области шахматного искусства первоклассные открытия, далеко не всегда побеждали с помощью одной чистой логики, но часто прибегали к помощи воображения. У хорошего шахматиста логика и воображение должны идти рука об руку, взаимно друг друга уравновешивая. С воображением, конечно, связана та проницательность и особая зоркость, которые позволяют быстро подмечать ошибки противника и с выгодой их использовать"

Здесь уместно вспомнить совет гроссмейстера Игоря Бондаревского: "Начинающий шахматист должен обязательно выполнять упражнения и решать задачи. Это необходимо для закрепления приобретенных знаний, а, кроме того, в задачах и упражнениях даются новые, важные сведения, которые пригодятся в будущем"…

Урок 10. Ладья против слона: Дидактические задания "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру", "Перехитри часовых", "Сними часовых". Дидактические игры "Игра на уничтожение", "Захват контрольного поля", "Ограничение подвижности".

В начале урока повторение - пройденного материала. Дети вспоминают ход и взятие ладьи и слона (и, как помните, вначале - всегда названия шахматных дорожек и физкультминутка!)

Десятое занятие практическое: ребята решают дидактические задания и разыгрывают с педагогом (или между собой) учебные положения дидактических игр…

Здесь следует учесть следующее важнейшее обстоятельство: дети младшего возраста, как правило, легко решают задания на взятие в один ход, но отработка термина "нападение" для многих ребят представляет сложную задачу. Нам - бывалым шахматистам, это кажется удивительным, казалось бы, всего лишь напасть! Но если вдуматься, то суть проблемы такова: нападение - это такая ситуация, когда неприятельская фигура будет взята на втором ходу. Не на первом, как при взятии, а именно на втором. Разумеется, это труднее…

"Сними часовых". Белой фигурой нужно добраться до черных фигур и побить их, избегая полей, атакованных черными фигурами, не становясь на поля с кружочками и не перепрыгивая их.

Это задание похоже на задание "Перехитри часовых", только белые должны не добраться до контрольного поля, а побить черные фигуры (а для этого к ним надо осторожно подкрасться).

Вот примеры данного нового задания…

(наше Интернет-примечание: с.6: на диаграмме №1 задания "Сними часовых" первой колонки в газете своеобразная опечатка - все фигуры и значки "0" сдвинуты на одно поле вверх по вертикали)

Нападать для детей непросто. Чтобы облегчить понимание нападения, московский педагог Владимир Мечитов учит ребят, что атакующая фигура должна "увидеть" вражескую. Мы объясняем это несколько иначе...

Коварно положение №1: если белые легкомысленно атакуют черного слона первым ходом, то, как это ни странно, но выиграть не удастся.

Дети должны сообразить, что здесь надо не атаковать, а ограничивать подвижность (реализуем заветы гениального методиста-гроссмейстера Арона Нимцовича)! И тогда решение приходит само собой: в два хода выигрывают два различных первых хода белых.

Положение №2 - одно из самых полезных для данного класса заданий. Здесь продолжается отработка двух важнейших шахматных принципов, провозглашённых Нимцовичем: ограничения подвижности и централизации. Причём в доступной для ребят, непринуждённой форме. Практика показывает, что даже дети старшего школьного возраста (у которых не создана элементная база) подчас бесцельно гоняют белой ладьёй чёрного слона по углам (т.е. с угловых полей)! Поэтому ни в коем случае нельзя пропускать в обучении "доматовый период". Чтобы одолеть черного слона, белая ладья должна попасть на центральное поле. Ладья утверждается там вторым ходом, а третьим бьет слона. Но алгоритм решения ребёнок должен хорошенько прочувствовать!..

Путь к выигрышу здесь способны найти только очень и очень одаренные дети. Данный пример я неоднократно демонстрировал для решения перворазрядникам и кандидатам в мастера, и ни один из них не смог найти решение менее чем за три минуты!!! А ведь всего-то 16 полей и две фигуры! Шахматы бесконечны. Попробуйте вначале найти решение сами, а потом читайте следующий текст.

Ученик, который решает это задание по алгоритму, - способен осилить задачу. Важно ухватить суть, дух позиции, понять - "за что бороться". И тогда приходит понимание, что черного…

Урок 11. Ферзь: Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь тяжелая фигура. Дидактические задания "Один в поле воин", "Кратчайший путь", "Лабиринт", "Перехитри часовых". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат".

В начале урока повторение - пройденного материала. Дети вспоминают, что ладья ходит по горизонталям и вертикалям, а слон по диагоналям. Учитель разыгрывает с кем-нибудь из учеников на демонстрационных шахматах одно-два положения дидактических игр.

НЕОБХОДИМЫЕ ШАХМАТНЫЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Ферзь передвигается и как слон, и как ладья…

(наше Интернет-примечание: с.7: на диаграмме, где показан ход ферзя, в газете стрелки "разъехались")

Если учитель использует на уроках пособие "Приключения в Шахматной стране", то на этом занятии инсценируется его восьмая глава "В гостях у Ферзя" (она опубликована также в журнале "Мурзилка"; 1994 г., №3)…

"Перехитри часовых". Белый ферзь должен пробраться на контрольное поле, не становясь на поля, атакованные черным ферзем. Также нельзя становиться на поля с нарисованными кружочками и перепрыгивать через них.

В подобных положениях мы не раз наблюдали, как ученики, пройдя белым ферзём труднейший путь, буквально предпоследним ходом становились под бой чёрного ферзя. Опасное "предвкушение успеха"!

Как это похоже на партии супергроссмейстеров, когда сильнейшие игроки планеты нередко терпят обидные поражения, находясь в шаге от победы.

"Постоянно упражняя и развивая свое воображение, начинающий не только будет прогрессировать, но вскоре постигнет и красоту шахмат, что, в свою очередь, усилит его желание овладеть ими" (Хосе-Рауль Капабланка).

Вы уже могли убедиться, что некоторые из заданий и игр достаточно сложны. Если средний уровень класса невысок, то при изучении ходов каждой фигуры следует шире использовать более простые разработанные нами игры (особенно полезны они при обучении проблемных детей; эти наши задания с успехом использовала в своей практике и др.). Например:

1. “На одну клетку”. Вы с детьми делаете по очереди ходы белым ферзём, причём пойти им можно только на соседнее поле по горизонтали, вертикали или по диагонали.

2. “Через клетку”. В этой игре в отличие от предыдущей белый ферзь должен каждый раз перепрыгивать через одну клетку в любую сторону по горизонтали, вертикали или диагонали.

3. “Через две клетки”. А здесь, естественно, вы по очереди ходите ферзём через два поля.

4. “Поворот”. Здесь вы первыми делаете какой-либо ход белым ферзём. Игру продолжают дети. Их задача: каждый следующий ход белым ферзём делать в перпендикулярном направлении на любое количество полей.

5. “По всем углам”. Это разновидность игры “Поворот”. Вы располагаете белого ферзя на одно из угловых полей и совершаете свой ход: передвигаете ферзя в соседний угол. Ребёнок, который играет за вами, должен передвинуть белого ферзя в следующий угол и т. д.

6. “Задача направления”. Вы ставите белого ферзя на одно из центральных полей и предлагаете детям играть-ходить им по очереди, причём задавать направление движения ферзя будете вы. Например, вы говорите: “Направо”, “Налево”, “Вверх”, “Вниз” и контролируете выполнение задания (ферзя здесь можно передвигать на любое количество клеток, важно двигать ферзя в правильном направлении). Во втором варианте игры вы задаёте не только направление перемещения ферзя, но и на сколько полей он должен пойти. Например: “Налево по горизонтали на одно поле”, “Вверх по вертикали на два поля”, “Направо вниз по диагонали через поле”.

7. “Туда-сюда”. Сделайте какой-нибудь ход белым ферзём. Задача ребёнка - вернуться своим ходом назад, на исходное поле. Затем поставьте белого ферзя на другое поле и опять сделайте ход. Второй ребёнок также должен вернуть ферзя на исходное поле и т. д.

8. “Длинный ход”. Поставьте белого ферзя на какую-нибудь клетку шахматной доски. Задача каждого ребёнка - сделать этим ферзём ход на максимальное количество клеток. Затем поставьте ферзя на другое поле, и дети снова будут искать самый “длинный” ход…

Мария Корякина
Конспект занятия по шахматам в старшей группе

Конспект занятия по шахматам в старшей группе .

Разработка воспитателя Корякиной Марии Васильевны.

Программное содержание :

1. Продолжать знакомить детей со своеобразным миром шахмат , привить им любовь к древней и мудрой игре.

2. Разносторонне развивать ребенка, способствовать его умственному развитию.

3. Закрепить ориентировку в пространстве : направо, налево, спереди, сзади.

4. Обогащение словаря : ферзь, король, ладья, пешки.

Материал :

Демонстрационная магнитная доска с фигурами, указка, чудесный мешочек, 2 подноса, картинки, дидактический материал, магнитные фишки, шоколадные конфеты, разноцветные шары, напольная шахматная доска , шапочки фигур.

Ход занятия:

Звучит сказочная спокойная музыка. Под музыку заходят дети и воспитатель. Воспитатель : Дети, начинаем занятие по шахматам . (Вдруг кто – то стучится в дверь.)

Воспитатель : Дети, кто – то стучится в дверь. Давайте откроем.

(Заходит Незнайка.)

Незнайка : Здравствуйте, дети! Я Незнайка. Куда я попал, в какую страну меня пустили?

Воспитатель : Незнайка, ты попал в Страну шахматных чудес . Наши дети тут учатся играть в шахматную игру . Пожалуйста присаживайся здесь.

Незнайка : Дети, я не знаю ни названия, ни расстановку шахматных фигур , пожалуйста повторите, может я запомню что-нибудь.

Воспитатель : Дети, поможем Незнайке узнать фигуры. (Да.) Сначала давайте повторим названия шахматных фигур (повторяют) .

Молодцы дети, скажите пожалуйста сколько пешек должны быть в каждой команде? (По 8)

Воспитатель : Кто подойдет сюда и посчитает пешки. (Подходит ребенок, берет указку и считает чёрных пешек.)

Воспитатель : Незнайка, ты запомнил? (Да-а)

Воспитатель : Незнайка, мы познакомили тебя с шахматными фигурами . А теперь покажем тебе, как они должны стоять на шахматной доске . (В комнате заранее разложена напольная шахматная доска . После объяснения воспитателя ребенок-фигура находит свое место на напольной доске.)

Незнайка, запомни пожалуйста, во главе чёрной армии стоит гордый Король. С правой стороны стоит его правая рука – Королева, т. е. Ферзь. Потом Слоны, дальше стоят Кони, а на самом краю доски стоят Ладьи-охранники, похожие на башни, они укрепляют границы своего Королевства. А перед фигурами стоят пешки – пехотинцы, солдаты своего Короля.

Воспитатель : Незнайка, ты запомнил какая фигура где стоит? (Да, запомнил.)

Физминутка : подвижная игра «Живые фигуры» .

Воспитатель : Дети, отгадайте пожалуйста загадки :

1. Кто самый главный в шахматной игре ? (Король) Показываю картину Короля.

2. А самая быстрая и сильная фигура кто? (Ферзь) (Показываю картину Ферзя.)

Незнайка, запомни, пожалуйста, Королеву в шахматной игре называют Ферзем. Про Ферзя люди придумали такую поговорку : «В начале игры Ферзь любит свой цвет» . Значит в начале игры белая Королева стоит на белой клетке, а чёрная Королева на чёрной клетке.

3. Если пешка дойдёт до последней линии в кого может превращаться? (в любую фигуру) . Правильно дети, вот посмотрите на эту картину - «Девочка-пешка» мечтает стать Королевой.

4. В шахматной игре только одна фигура перепрыгивает через фигуры, это кто? (Конь) Прыжок Коня подобен букве «Г» или на хоккейную клюшку. Кто подойдёт сюда и покажет ход Коня фишками на магнитной доске. Дети, запомните если Конь стоит на светлой клетке, то должен наступить обязательно на тёмной клетке. А если стоит на тёмной клетке, то наступает на светлую клетку.

Воспитатель : Давайте поиграем в дидактическую игру «Чудесный мешочек» (на ощупь должны найти фигуру) .

Незнайка, теперь наши дети споют тебе песню «Шахматная страна » .

На свете есть чудесная страна,

И зовётся шахматной она .

Который век, наперекор столетьям,

Живёт и здравствует мудрейшая игра.

Каждую фигуру ты запомни,

Это твои верные друзья.

В шахматы играть вы научитесь ,

Это ведь гимнастика ума!

Незнайка : Спасибо, дети! Я очень рад, что попал в эту загадочную удивительную Страну шахматных чудес . Мне нужно идти, приду к вам в следующий раз научиться играть. За то, что вы познакомили меня с шахматными фигурами , я угощаю вас конфетами. (Угощает) До свидания! (Дети прощаются с Незнайкой) .

Воспитатель : Дети, на этом наше занятие заканчивается . Сегодня мы познакомили Незнайку с шахматными фигурами . В следующий раз мы научим его играть в шахматы . Спасибо всем.

Публикации по теме:

Как можно провести турнир по шахматам В конце года неплохо провести турнир на личное первенство всей группы: девочки и мальчики играют вместе по круговой системе. Можно разбить.

Конспект открытого интегрированного занятия «Секреты дружбы» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41 комбинированного вида» Конспект открытого занятия.

Конспект познавательного занятия в старшей группе Цель: создание условий для развития социально-коммуникативных умений. Задачи: - обучающие: развитие культуры общения и взаимодействия ребенка.

Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе «Сказочный мир театра – я в нем художник» План занятия. 1. Экскурсия в театральную комнату (краткая беседа -2-3) 2. Просмотр музыкального.

Ульяновская область Старокулаткинский район с. Старый Атлаш

МКОО «Староатлашская СШ»

План – конспект

вводного занятия

по шахматам

«Сказочная страна шахмат»

Тренер – преподаватель по шахматам

Юртаев Газинур Ринатович

Тема: “Сказочная страна шахмат”

Задачи.

    Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

    Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.

    Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование: демонстрационные шахматные фигуры; “чудесный мешочек” с шахматными фигурами; графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”; чистые листы бумаги для рисования и маркеры – у каждого ребёнка; призы за правильные ответы; подарочные буклеты на память – каждому ребёнку.

Ход занятия.

    Организационный момент. (5 мин.)

Здравствуйте, дети! Меня зовут Газинур Ринатович, я – тренер - преподаватель (учитель) шахматной школы.

А знаете ли вы, что такое шахматы. (Ответы детей)

Это чудо из чудес

Нам известно с детства,

Ждет ребят, как дар небес,

Шахмат королевство.

Там и ныне, словно встарь,

На высоком троне

Восседает грозный царь

В шахматной короне.

Там отважны и сильны

Пешки храбро бьются,

Там и кони и слоны

Доблестно дерутся.

Ферзь с ладьей - на страх врагам

Поспевают всюду.

Кем, не скажите ли мне,

Выдумано чудо.

Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? (Ответы детей)

Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, загадочной Индии, много веков назад. Раньше она считалась забавой мудрецов и властителей, но со временем завоевала сердца многих людей.

Ребята, а вы хотите узнать о ней? (Дети отвечают)

2. Основная часть. (20 мин.)

Тогда, слушайте внимательно.

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, кто самый главный на Земле. (Ответы детей)

(Подвести детей к понятию, что главный – Человек)

Да, действительно, самый главный на Земле – Человек. В жизни ему предстоит бороться с трехглавым Драконом.

Одна голова Дракона – жадность, вторая голова – подлость (предательство), а третья голова – хитрость.

Жадность и предательство – самые отрицательные качества человека. А почему? (Ответы детей)

Если человек жадный, то он может и предать.

А вот хитрость – это качество человека может быть как положительным, так и отрицательным.

Например: Хан из сказки о Золотой Антилопе, был хитрым и жадным, за это он и пострадал. Это – отрицательные качества.

А положительное – найти выход из затруднения с помощью своего ума, перехитрив противника, но, не совершив никакой подлости, например – Василиса Премудрая.

Ребята, как вы думаете, что лучше ум или сила.

(Как правило, аудитория делится – одни за ум, другие за силу)

(Подвести к понятию: и ум, и сила)

Кто главнее папа или мама (Папа и мама)

Что лучше: хорошо учиться или много знать (Хорошо учиться и много знать)

Или, что лучше: лето или зима. (Каждое время года хорошо по-своему)

А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая развивает и память и ум. А называете она “Чудесный мешочек”. Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)

Игра «Чудесный мешочек».

(Ребенок достает шахматную фигуру)

Ребята, как вы думаете, что это? (Шахматная фигура)

А на что она похожа. (Ответы детей. Тренер, в случае затруднения детей, говорит название фигуры.)

(Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе, а демонстрационные – вывешиваются на доске. В конце игры – закрепить названия шахматных фигур по картинкам на доске. За каждый правильный ответ детям вручается поощрительный приз.)

Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия шахматных фигур.

Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь. За правильный ответ – поощрительный приз.

Маленькая, удаленькая,

Через поле пройдет

И награду найдет. (Пешка)

Не живет в зверинце он

И не весит сорок тонн,

Но и ловок, и силен.

Догадались? Это... (слон)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это... (конь)

Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король)

Стоит в Углу с величием судьи,

Приз дадут, и смело вступит в бои.

Известна своей крайней прямотой,

Неужто не узнаешь ты…(ладьи)

Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал... (ферзя)

Физминутка. (3 мин.)

Итак, мы с вами поиграли, а сейчас займите, пожалуйста, свои места и посмотрите, внимательно на доску.

(На доске графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”).

Как вы думаете, что здесь изображено. (Ответы детей)

Обычно, с помощью круга и треугольника обозначается человек. А это не простой человек, а шахматист. Вспомним фразу А.С. Пушкина «А во лбу звезда горит» - таким будет идеальный шахматист. Но это достигается не сразу.

Как вы думаете, что изображает каждый человечек? (Дети отвечают)

Учитель объясняет, что Одноглазик – ум, Двуглазик - мудрость, дальновидность, хитрость, как положительное качество. Трехглазик – это тот человек, который имеет и ум, и дальновидность, хитрость.

Ребята, давайте каждый из вас нарисует таких человечков у себя на листах. (Дети рисуют сначала – Одноглазика, затем – Двуглазика, потом – Трехглазика – настоящего шахматиста)

Давайте рассмотрим каждого из них.

Можно ли стать настоящим шахматистом, будучи только Одноглазиком, то есть, только умным? (Нет)

А только Двуглазиком – то есть мудрым, дальновидным, хитрым. (Нет)

Какой же вывод можно сделать?

Чтобы стать настоящим шахматистом, нужно стать Трехглазиком. Поэтому давайте поставим между фигурками соответствующий арифметический значки.

Из этого следует: «Хочешь победу завоевать – должен Трехглазиком в шахматах стать!» (Повторить вывод хором )

А вы хотите, стать победителем? (Да)

А как стать победителем вас научат у нас в шахматном дворце «Белая ладья».

3. Итог занятия. (7 мин.)

Ребята, что же нового вы узнали сегодня?

1. Где родилась игра в шахматы. (Индия)

2. Что необходимо для того, чтобы стать Трехглазиком в шахматах? (Много читать, развивать память, решать шахматные задачи, а главное - прийти учиться в шахматную школу)

Спасибо вам, ребята. Вы мне очень понравились, мне очень интересно было с вами поиграть. Приходите к нам учиться. На прощание я хочу вручить вам небольшие подарки. Они будут напоминать вам о нашей сегодняшней встрече, а заодно вы вспомните всё, о чём сегодня узнали. До свидания!

В конце занятия тренер вручает детям на память красочные буклеты.

МОУ ДОД Центр Развития Творчества Детей и Юношества г. Нерюнгри

Чикмарёва А. В.

Конспект занятия «Путешествие по шахматной стране»

Занятие: объединение «Юный спортсмен» (предметная область «Шахматы»).

Тема: « Путешествие по шахматной стране».

Тип занятия: обучающее занятие.

Цель: повторение пройденного материала.

Задачи:

ü обучающий аспект: закрепить знания и понятия, изученные ранее: «шахматное поле», «шахматные линии», названия фигур, правила ходьбы и рубки.

ü развивающий аспект: развивать навыки работы в группе. Развивать мелкую моторику рук.

ü воспитательный аспект: воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки и бережное отношение к своему здоровью.

Оснащение занятия:

ü магнитная доска - 1 шт.;

ü магнитные шахматы - 1 набор;

ü набор настольных шахмат - 7 шт.;

ü карта «Шахматная страна»;

ü мешочек с шахматами;

ü секундомер;

ü персональный компьютер;

ü видеопроектор;

ü слайды презентации;

ü карточки-задания на бумажном носителе.

Методы обучения: наглядный метод, диалоговый метод, самостоятельная работа на шахматной доске.

Краткая аннотация:

Шахматное образование включает в себя общую образованность, теорию и практику шахматной игры, воспитание интеллектуальной культуры, создание интел­лектуального потенциала, раннее развитие у детей навыков волевой регуляции.

Общая образованность - это знания о мире в единстве с интеллектуальным потенциалом воспитанников - мобильностью и глубиной мышления, наличием твор­ческих наклонностей, гуманных нравственных и эстетических установок, уверен­ности в своих возможностях и умение преодолевать трудности.

Теория и практика шахматной игры выстраивается в логике трех образова­тельных уровней: первый, второй, третий год обучения. Каждый год объединяет юных шахматистов на основе их примерно одина­ковой подготовленности.

Программа «Юный шахматист» является модифицированной, разработана на основе интернет-ресурсов.

Срок реализации – 3 года. Первый год обучения – 144 часа. Продолжительность занятия: 45 минут (группа делится на 2 подгруппы) 2 раза в неделю. Второй и третий год обучения – 216 часов. Продолжительность - 2 часа 2 раза в неделю. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 4 до 14 лет.

Цель программы: Овладение обучающимися первоначальными знаниями и умениями игры в шахматы и основами общей шахматной культуры.

Задачи:

    Изучить шахматные фигуры, их значимость. Обучить тактики и стратегии игры в шахматы. Формировать у обучающихся качества характера, необходимые для игры в шахматы: усидчивость, целеустремленность, чувство уважения к сопернику и т. п. Развивать логическое мышление.

Необходимо отметить, что программа «Юный шахматист» направлена не столько на достижение высоких спортивных результатов, подготовку квалифицированных спортсменов, сколько на помощь ребенку в становлении его как личности, добивающейся определенных высот в обществе, знающей и осознающей ответственность перед социумом, семьей; личности, способной стать настоящим человеком.

Данное занятие проводится с воспитанниками 1 года обучения, после 4 месяцев занятий в объединении (после изучения всех шахматных фигур), рассчитано на детей дошкольного возраста.

Предлагаемая методическая разработка также может использоваться воспитателями ДОУ и при некоторой доработке учителями начальных классов общеобразовательных школ, преподающих курс «Шахматы».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Снятие психологического напряжения (психологическая игра «Тот, кто»)

Добрый день, ребята. Прежде чем мы начнем наше занятие, давайте немного поиграем.

Тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу.

Тот, кто любит кошек, скажет мяу.

Тот, кто пьет чай с сахаром, пусть заглянет под свой стул.

Тот, кто любит лето, пусть 3 раза подмигнет левым глазом.

Кто, рад, что ходит на занятия по шахматам, громко крикнет «ура».

Итак, начнем. Сегодня в очередной раз мы отправимся в увлекательное шахматное путешествие. Давайте посмотрим на карту, какой большой путь мы с вами проделали, и какой путь нам еще предстоит пройти.

Но для того, чтобы на следующем занятии двинуться дальше по увлекательной шахматной стране, мы должны с вами заглянуть на те острова, которые уже посетили.

Вместе с нами будет путешествовать наше хорошее настроение (Приложение). Ну, что ж, в путь!

II. Актуализация опорных знаний.

И первый остров, встретившийся на нашем пути, «Шахматное поле».

Теперь мне понадобится ваша помощь.

Покажи, пожалуйста, белое поле, черное поле. Какие поля больше: белые или черные?

Задание 1. (Детям раздаются наборы геометрических фигур)

(Приложение). Найти и показать геометрическую фигуру, похожую на шахматное поле.

Сколько всего полей на шахматной доске?

Сколько белых полей, черных полей на шахматной доске?

Как правильно сесть за шахматную доску?

Задание 2. Найти карточку с правильным центром шахматной доски (Приложение).

Сколько в центре полей? Какие?

Какие цифры присутствуют на шахматной доске? Какие буквы?

Замечательно справились с заданиями на острове «Шахматная доска». Пора отправляться дальше вместе с нашим настроением.

И мы попадаем на остров «Шахматные линии»

(Приглашается 1 ребенок к магнитной доске)

Покажи 5-ую горизонталь.

Сколько на доске горизонталей? Сколько полей в горизонтали?

(Приглашается следующий ребенок к магнитной доске)

Покажи вертикаль Е.

Сколько вертикалей всего? Сколько полей в вертикали?

Задание 3. (Детям раздаются карточки с правильными и неправильными вертикалями и горизонталями) . Найти ошибки. (Приложение)

Задание 4 . Ответить на вопросы и показать на своей настольной доске.

Покажи большую белую диагональ. Сколько в ней полей?

Покажи черную диагональ из 5-ти полей.

Покажи самые маленькие диагонали. Сколько их? Из скольких полей состоят?

(Детям показывается карточка с неправильной диагональю). (Приложение).

Правильно ли нарисована диагональ? Почему?

Молодцы! Навели полный порядок на острове «Шахматные линии».

Физкульминутка

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в сторону развел

Ключик видно не нашел

Чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать!

Этот остров называется «Шахматные фигурки». Здесь нас ждет игра «Волшебный мешочек».

По очереди каждый из вас достает по одной фигурке из мешочка и, не открывая глаз, пытается отгадать, что это за фигура (ребята по очереди выполняют задание).

Задание 5 . Найти и показать правильную шахматную фигуру.

У какой фигурки головка круглая?

У какой фигуры на верхушке маленький шарик?

Какая фигура выше: пешка или ладья?

Какая фигура ниже: слон или ферзь?

Сколько всего фигур? Сколько белых? Сколько черных?

Молодцы, ребята.

– «Остров Пешки».

(К доске выходит ребенок, надевает маску пешки и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, превращение в другую фигуру, количество на доске)

- «Остров Ладьи».

(К доске выходит ребенок, надевает маску ладьи и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске)

- «Остров Коня»

(К доске выходит ребенок, надевает маску коня и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске)

- «Остров Слона»

(К доске выходит ребенок, надевает маску слона и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске)

- «Остров Ферзь»

(К доске выходит ребенок, надевает маску ферзя и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске)

- «Королевский Остров»

(К доске выходит ребенок, надевает маску короля и рассказывает про себя: название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске)

Задание 6 . Найти ошибки в расстановке шахматных фигур.

(задание выполняют по очереди, выходя по одному к доске).

Задание 7 . Расставить фигуры на время (задание выполняется 3-мя ребятами одновременно.)

Подведение итогов.

На сегодняшнем занятии мы с вами в очередной раз совершили увлекательное путешествие по шахматной стране. Посетили шахматные острова, где вы с успехом справились со всеми заданиями, показали свои знания, а может, кто-то узнал что-то новое. Есть такие ребята?

А теперь я хочу, чтобы вы выбрали своё настроение после нашего путешествия (Приложение).

Анализ существующих электронных образовательных ресурсов по данной теме и обоснование использованных ресурсов.

http://pedsovet. org/component/option, com_mtree/task, viewlink/link_id,2291/Itemid,118/ - в докладе впервые анализируется мировой опыт преподавания шахмат дошкольникам и делается предположение, что шахматы будут присутствовать в дошкольных учреждениях будущего. Указывается «конструкция» урока будущего в данных заведениях, в которую органично вписываются шахматные занятия:

http://*****/pub/article. aspx? id=6161 – о раннем обучении шахматам

http://www. school. *****/doc. asp? ob_no=47883 – рассказано о достоинствах раннего обучения шахматам, методике преподавания шахмат в детском саду и в начальной школе, даются рекомендации как "встроить" шахматы в образовательный процесс

http://*****/cw2.htm - шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов: от методике к практике. Здесь же даны ссылки:

Программа "Шахматы, первый год"

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

Программа "Шахматы, второй год"

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”

Приложение


Данное пособие создано для учителей, преподающих курс «Введение в шахматы». Материалы презентации помогут Вам и Вашим ученикам в стихотворной и игровой форме быстрее освоить все основные шахматные понятия и правила. Порядок страниц презентации соответствует поурочным разработкам для учителя И. Г. Сухина «Шахматы, первый год, или учусь и учу». И. Г. Сухина «Шахматы, первый год, или учусь и учу». Использованы материалы из учебников и пособий И. Г. Сухина и дополнительных источников: И. Весела, И. Веселы «Шахматный букварь», В. В. Князева «Азбука шахматиста», сказка и стихотворение моего собственного сочинения. Пусть это пособие будет Вам в помощь! Елена Юрьевна Лобачева МОУ «Кисловская СОШ»


Скучно было детворе Ранним утром во дворе. - Знаю я одну игру, - Сказал ребятам Петя. – Где бы ни был я, везде в неё играют дети. везде в неё играют дети. В игре той есть ладья и ферзь, В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех король – А возглавляет всех король – Его хранит отряд. Хочу задание вам дать: Игры названье угадать!








Вся в квадратах – белых, чёрных – деревянная доска, А ряды фигур точёных – деревянные войска. Люди их передвигают, коротая вечера, Люди в шахматы играют – интересная игра! Ты, дружок мой, без опаски, без смущения вступай, Словно в мир чудесной сказки, в чёрно- белый этот край. Что? Трёхглавые драконы нас не ждут здесь? Не беда! Тут, зато лихие кони и пехота хоть куда! Тут ферзи, слоны отважны, мчатся поперёк и вдоль, И, совсем как в сказке, важный возвышается король. Тут герои в каждом войске, и выходит рать на рать Хитроумно и геройски воевать и побеждать!










Начальное положение Проговаривай! Расставляй! Запоминай! Я смотрю на первый ряд, По краям ладьи стоят. Рядом вижу я коней, Нет фигуры их хитрей. Меж коней заключены Наши славные слоны. И ещё два поля есть, А на них король и ферзь. А теперь без спешки Идут на место пешки.


Начальное положение Белый отряд, чёрный отряд – Друг против друга два войска стоят. Строгий порядок в отряде одном, Точно такой же – в отряде другом. В каждом отряде – ты сам погляди – оба угла занимают ладьи. Рядом с ладьями кони видны, Рядом с конями встали слоны. Кто ж посредине? Ферзь с королём – самые главные в войске своём. Чтобы не путать, какие поля тут для ферзя и для короля, Нужно запомнить одну из примет: ФЕРЗЬ ВЫБИРАЕТ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ЦВЕТ – Белый на белом квадрате стоит, Чёрному чёрный удачу сулит. Есть свой квадрат у любого ферзя, Путать ферзей с королями нельзя! А перед всеми – ладьёй и конём, Перед слоном, королём и ферзём – Пешки-малышки встали стеной, Им начинать этот сказочный бой.


Ладья Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо, не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок. не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок. Так от края и до края может двигаться она. Это башня боевая неуклюжа, но сильна. Шаг тяжёлый у ладьи, в бой её скорей веди!








Ферзь Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион, и шаг у ферзя широк. Ферзь может ходить как ладья и как слон – и прямо и наискосок. Направо, налево, вперёд и назад… А бьёт он и вдаль и в упор. И кажется, будто ферзю тесноват доски чёрно-белой простор. Ферзь очень опасен вблизи и вдали – ты больше вниманья ферзю удели.






Конь Не мила коню неволя, перед ним простор широк, очень ловко на два поля совершает конь прыжок, замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок! Ну, а если угрожает окружения заслон, через тех, кто окружает, перепрыгивает он, совершает конь прыжок: поле – прямо, поле – вбок. Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок!




Пешка Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт, чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. На войну, не на парад, пешка держит путь, ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть. Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой, первым ходом можно ей сделать шаг двойной. А потом - вперёд, вперёд, за шажком шажок. Ну, а как же пешка бьёт? Бьёт наискосок. Всю доску пройти должна пешка до конца – превратится там она в грозного бойца. Кем ей стать – ферзём, ладьёй? Может быть, конём? Как решать вопрос такой, мы потом поймём.




Король Король любит гладкий, расчищенный путь: в любую он сторону может шагнуть, однако легко ты заметишь, дружок, что в силах он сделать не шаг, а шажок. Всего одно поле – вот шага длина, не очень проворен король– старина. не очень проворен король– старина. Зато начеку королевская рать – должна короля она оберегать. Ведь если б король беззащитный погиб, фигуры войну продолжать не смогли б. Запомни: король всех главней, всех важней, нет в шахматном войске важнее вождей!






Шах На тебя решил нагнать твой противник страх: королю сейчас опять объявил он шах. Ты пугаться не спеши вражеских атак, поразмысли-ка в тиши: может, шах – пустяк? Короля-владыки честь войску дорога – посмотри, нельзя ли съесть дерзкого врага? А ещё я путь другой подсказать могу: ты дорогу перекрой этому врагу. ты дорогу перекрой этому врагу. Стань фигурою своей на его пути – короля всего верней сможешь так спасти. Подскажу тебе, позволь, я и третий путь: не сумеет ли король в сторону шагнуть? не сумеет ли король в сторону шагнуть?


Мат В бой ты ведёшь деревянную рать, ну, а умеешь ли мат объявлять? Мат – это шах, при котором, учти ты, у короля никакой нет защиты. Шах, от которого не отступить, шах, от которого нечем закрыться, нечем фигуру грозящую сбить, и с поражением нужно смириться. Мат – торжество атакующих сил, мат – цель игры, мат – сраженья конец. ЕСЛИ ДАЛ МАТ, ЗНАЧИТ, ТЫ ПОБЕДИЛ, ЗНАЧИТ, ТЫ МОЛОДЕЦ!




Рокировка Рокировать можно: 1. Король и ладья в этой партии ещё не сделали ни одного хода. 2. Между королём и ладёй нет других фигур. 3. Король не стоит под шахом. 4. Поле, через которое собирается прыгнуть король, не находится под ударом фигур противника. 5. После рокировки король не окажется под шахом.


Шахматная партия Партия – запомнить ты готов? – из отдельных состоит ходов. Что такое ход? Сейчас узнаем. Вот фигурку мы передвигаем с одного квадрата на другой – делаем свой ход очередной. А порой противника фигура высится на поле, как скульптура, не даёт твоей фигуре встать. Как тут быть? С доски фигуру снять! На освободившийся квадратик встанет твоей армии солдатик. Не стесняйся делать ход такой, ведь игра напоминает бой. Тот, кто белым войском управляет, первым ходом битву начинает. А подряд два хода можно? Нет! Нужно ждать противника ответ. Так, за ходом ход, идёт сраженье, наступленье или отступленье. Игроки же видят цель одну: шахматную выиграть войну. И дают приказ своим солдатам – постараться кончить дело матом.


Шахматная партия Правила поведения при игре в шахматы. Играть надо молча, не спеша. Если дотронешься до фигуры противника, её придётся побить (если это возможно). Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой-нибудь ход. Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, перехаживать нельзя. Нельзя мешать партнёру думать. Нельзя подсказывать игрокам. Не следует произносить вслух «шах» и «мат». Если какая-нибудь своя фигура или фигура противника расположена не в середине клетки, то при своём ходе можно сказать: «Поправляю» - и поставить её поаккуратнее. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнёром и зазнаваться. Если проиграешь, не стоит расстраиваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений. После окончания партии проигравший пожимает противнику руку – это дань уважения партнёру. Перед партией тоже принято рукопожатие (последние два правила относятся к серьёзным турнирным партиям). Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывая варианты.


ЭТО ИНТЕРЕСНО! Шахматная физминутка: Раз и два, и три, четыре – Ставим ноги мы пошире. Руки врозь, наклон вперёд, Вправо, влево. Вот народ! Засиделся, застоялся – В шахматы так заигрался. - Пешка здесь и пешка там? Ни за что их не отдам! За коня слона, ладью? Хорошо, подумаю! Отдохнем сейчас немного И по шахматным дорогам. И по шахматным дорогам. Раз – присели, встали – два: Отдохнула голова.


ЭТО ИНТЕРЕСНО! Шахматная физминутка: Пешки раз, и раз, и раз – Конь получится как раз. Пешка раз, и два, и три – На слона теперь смотри. Восемь пешек смелых ряд – Боевой у нас отряд! Раз присели, два присели – Восемь пешек одолели. Шаг вперёд шагнули вместе, Шаг назад – и мы на месте.


Цена фигуры Давным-давно в Шахматном королевстве задумали фигуры помериться мощью своей и решить: «Кто же самый могучий?» Договорились, что самая маленькая и бесстрашная Пешка будет всех взвешивать, чтобы ей не так обидно было! Сел Слон, и чтобы его уравновесить пришлось на другую чашу шахматных весов усадить ТРИ Пешки! Подошла очередь Коня. И опять ТРЁХ Пешек хватило! Уселась Ладья. Пришлось звать на помощь ПЯТЬ Пешек! Наконец и Ферзь до весов добрался. ДЕВЯТЬ Пешек потребовалось! Вот с тех пор и называют СЛОНА и КОНЯ лёгкими фигурами, а ЛАДЬЮ и ФЕРЗЯ – тяжёлыми.


Цена фигуры У каждой фигуры своя есть цена. Вот посмотри на Коня и Слона. Запомни! У каждого стоимость ТРИ! В игре их смелее, смелее бери! Не бойся же и на Ладью наступать, Добудешь, и сразу получится ПЯТЬ! А у Ферзя большая цена: ДЕВЯТЬ он стоит во все времена! ДЕВЯТЬ он стоит во все времена! Пешка-малышка стоит ОДИН, Пешка-малышка стоит ОДИН, А поле пройдёт, и она – господин!