Чтобы решать проблему, нужно знать, в чем она заключается. Пока мы не знаем, в чем заключается проблема, мы не можем ее решить. Пока мы не знаем, в чем заключается проблема, мы будем делать неправильные шаги для ее решения раз от раза.
Развернуть ▾
Свернуть ▴
Существует программа «12 шагов». Откуда, вообще, это взялось и откуда появилась эта программа? Она берет корни в далеких 30-х годах прошлого столетия. То есть представляем. Вот сейчас взять Россию или другую какую-то большую страну - Китай или Америку, вот Америка. В Америке, в Нью-Йорке, в крупнейшем городе центральная больница, где работает главный врач, Уильям Силкворт - был такой врач главный, доктор медицинских наук.
Это был очень состоятельный человек в свое время, и он еще играл на бирже. То есть он вкладывал свои деньги, зарабатывал хорошую зарплату и вкладывал в игру на бирже. Великая депрессия в Америке, и он теряет всё свое благосостояние. Когда-то он проходил интернатуру, ему нравилось помогать алкоголикам. И он встречается со своим другом, владельцем центральной этой больницы крупнейшей в Нью-Йорке, и тот предлагает ему работу очень низкооплачиваемую (я не помню сколько он предложил, какие-то совсем копейки) - помогать алкоголикам. В то время еще алкоголизм не был признан заболеванием. По-моему, только в 1953 году алкоголизм признали болезнью.
Тот принимает приглашение, потому что ему всегда нравилось помогать этим людям, которым никто не знал, как помочь. И через его руки, через его больницу прошли тысячи, наверное, десятки тысяч алкоголиков, которым врачи искренне пытались помочь. И к нему попадает на лечение биржевой, наверное, не маклер, а биржевой аналитик, человек, который обладал миллионами долларов, был очень богатый. Но в результате этого кризиса тоже разорился, у которого прогрессирующий алкоголизм на протяжении длительного времени. Он попадает в доктору Силкворту в тяжелейшем состоянии. Тот приводит его в порядок, делает ему капельницы, легкие физические упражнения, хорошее питание, режим. Он приводит его в порядок, отпускает его. Через две недели тот опять попадает к нему в тяжелейшем запое. Так происходит несколько раз.
Как уже известно, программа «12 шагов» - это программа предназначена для работы с зависимыми людьми. Многие считают, что придумали ее именно зависимые, но это не так, несмотря на то, что первый шаг говорит: «Мы признали, что мы бессильны перед алкоголем, наркотиками, перед зависимостью, что наша жизнь стала неуправляемой.»
В принципе зависимому человеку необходимо признать, что у него существует такая проблема. Потому что пока человек не признает, что у него есть проблема. соответственно, решать ее не нужно. А мешает зависимому человеку признать эту проблему ее отрицание или анозогнозия. Анозогнозия - это отрицание своей болезни.
Так же признать человеку зависимость мешает его семья. По их мнению это стыдно. Родственники любят, жалеют и поэтому даже дают деньги, но признать наличие болезни они не хотят, потому что не хотят, чтобы их сына или дочь называли наркоманом.
Нужно обратить внимание на разницу понятий «любовь» и «жалость». Это совсем разны чувства. Родственники, которые именно жалеют и дают деньги, в некоторой степени делают это из-за чувства вины. Они сами отрицают, что он наркоман. Это стыдно, страшно и вынуждает решать какую-то непонятную проблему.
Следствием этого всего винегрета в голове из чувств, из мыслей и так далее, вот этого хаоса то, что мы финансируем употребление наркотиков наших близких. Мы создаем для них условия, чтобы они употребляли наркотики. Мы даем им деньги, крышу над головой и так дальше. Существуют особо наглые наркоманы, которым нужен iPhone, кроссовки Nike, автомобиль, работа и так далее - кто на что горазд. Но это только вначале. А потом ничего не надо. Потом надо тарелка супа, чуть-чуть денег, где переночевать и принять душ иногда.
Мы не ответственны за свою болезнь, но мы отвечаем за свое выздоровление! (Один из лозунгов выздоравливающих зависимых)
Программа «12 шагов» - это не программа одного шага, двух шагов или трех шагов, или четырех шагов. В большинстве центров России (в 99% центров России) за год реабилитации люди проходят с 1-го по 3-й шаг, иногда 4-й. Это имеет глубокие корни искажений программы «12 шагов».
Изначально программа «12 шагов» делалась, вообще, в несколько сессий по одному часу. Люди делали все 12 шагов. Потому что ресурс 12-ти шагов - это не ресурс 4-х шагов. Изменение личности происходят с 4-го по 9-й шаг, трансформация личности происходит. Когда люди попадают в реабилитационный центр и за целый год изучают три шага или четыре, то как бы их трансформация не происходит. Они в условиях дисциплинарного какого-то заведения ведут себя правильно, но внутренне глубоких изменений не происходит. 12 шагов - это программа, в первую очередь, счастливой жизни: как научиться жить счастливо. Если сделать только три шага, то это, по сути, только принять решение решать проблему.
Основные 12 шагов, которые избавляют от боли и которые они учатся практиковать в течение дня. Это внутренняя работа через мысли, через ощущения к действиям, которые они как бы в теплице учатся применять. Это внутренняя работа.
Второе - это социальный рост по карьерной лестнице в терапевтическом сообществе. И если здесь они больше брали, то здесь они учатся отдавать. Зрелая личность - это личность, которая берет полную ответственность за то, что происходит с ним в жизни, которая может делать самоанализ, проводить работу над ошибками: что я здесь сделал не так, как изменить действия, чтобы получать другие результаты.
Если брать зависимого человека, человек, который употребляет наркотики. По статистике сейчас раньше, потому что сейчас наркотики очень быстро сводят человека с ума, и родители узнают. Но часто у родителей есть такая психологическая защита - они не хотят обращать внимание, что с детьми что-то происходит не то. Как есть отрицание у зависимых людей, что он наркоман, так есть у родителей отрицание того, что это может произойти в моей семье.
Грубейшие заблуждения родственников, которые не оставляют шанса на выздоровление своим близким:
Американский предприниматель, очень обеспеченный человек Рональд Хазард прошел все возможные способы лечения в Америке, и он продолжает пить. У него есть возможности для лечения у любого врача на земном шаре. И он хочет лечиться у Зигмунда Фрейда. Он связывается с Фрейдом, говорит: «Доктор, возьмите меня на лечение. Любые деньги». Фрейд говорит: «Извините, я уже стар, и я никого не лечу». Он едет в Европу и находит его учеников. У того два основных ученика - Адлер и доктор Карл Юнг. Тот едет сначала к Адлеру, говорит: «Возьми меня на лечение. Любые деньги». Он говорит: «При всем желании - не могу. Потому что у меня расписаны все пациенты на длительное время - на год вперед». И тогда он едет ко второму самому сильному ученику Фрейда - к доктору Юнгу и говорит: «Возьми меня на лечение». Он говорит: «Хорошо». Тот селится рядом с ним и раз в неделю ходит на психологический анализ к доктору Карлу Юнгу и выполняет его рекомендации, приходит в себя. И через год он пишет, что так хорошо себя не чувствовал никогда. И Рональд говорит: «Мне казалось, что я знаю все о скрытых работах, механизмах, пружинах своей психики. Я знаю всё.» Он садится на корабль, плывет в Америку и напивается. В ужасе от того, что происходит, возвращается к Юнгу и говорит: «Доктор, что со мной? Я напился. Я в запой ушел». Юнг говорит: «Ну, по всей видимости, ты относишься к той разновидности алкоголиков, которые неизлечимы. Тебе, наверное, нужно нанять охрану или провести окончание жизни в комнате, изолированной от алкоголя».
Представьте, человек, который обладает всеми возможностями, самый великий, то есть всё, последняя инстанция, говорит: «Ты неизлечим». Он говорит: «Как будто ворота ада разошлись у меня под ногами». Он говорит: «А бывают ли исключения?» И Юнг ответил, что исключения бывают только тогда, когда неизлечимые алкоголики каким-то образом получают жизненно важный духовный опыт, когда их ценности, их эмоции и их действия вдруг меняются под каким-то воздействием. Нужно получить каким-то образом жизненно важный духовный опыт. И тогда у этих людей происходит коренной перелом в их психике, глубокие психические перемены. Суть второго шага заключается в поисках более могущественнейшей силы.
Художественный фильм «Меня зовут Билл W» рассказывает об истории создания «12 шагов». В Америке это считается лучшим изобретением ХХ века. Миллионы людей спаслись от зависимости. Не только от алкоголизма, не только от наркомании, от игровой зависимости, от зависимости от еды, от азартных игр. Есть фильм тоже старый «Дни вина и роз» и есть фильм, который называется «Деньги на двоих» с Аль Пачино.
Рональд начинает ходить на оксфордские группы, которые практикуют эти 6 шагов. И у него получается не пить. И один из принципов этих оксфордских групп - нести весть тем, кто страдает. Он приходит в тюрьму, где сидит алкоголик, которого зовут Эбби Тетчер. Эбби - сын мэра маленького города американского, который пил когда-то с Биллом Вилсоном очень сильно. И вот они вместе отжигают. И вот Эбби Тетчер семья говорит: «Послушай, ты нас позоришь. Давай-ка ты в деревню. У нас в деревеньке есть домик, езжай-ка ты туда, приходи в себя, прекращай пить. Пока не придешь в себя. Давай занимайся домом, покрась его, приведи в порядок.»
Этот Эбби Тетчер красит этот домик, выходит любоваться, что он такой покрашенный, такой красивый. И вдруг голуби загадили его. У Эбби Тетчера включается одержимость ума. Он бежит в дом, хватает дробовик и разносит этот домик к чертовой бабушке. Соседи вызывают полицию, его арестовывают, потому что он невменяемый. И вот к этому Эбби Тетчеру приходит Рональд, берет его на поруки и говорит: «Послушайте, я, кажется, нашел способ, чтобы не пить. Я сам алкоголик. Дайте мне его на поруки». И Эбби Тетчер начинает практиковать шаги, эти абсолюты оксфордских групп и «6 шагов» оксфордских групп и остается трезвыми два месяца.
И у Эбби все получилось. Потому что он понял, что надо ориентироваться на идею того Бога, о котором тебе рассказывали, а не того, которого ты придумал сам. Эбби говорит: «У тебя может быть своя собственная высшая сила, которая поможет тебе бросить пить. Тебе не надо ориентироваться на моего Бога». И это было, на самом деле, великим открытием, потому что с помощью этого принципа спались миллионы зависимых людей в мире. Потому что во втором шаге есть такое задание, а именно написать качество и характеристики той силы, которая может помочь вернуть здравомыслие и помочь решить проблемы с зависимостью.
Третий шаг говорит о том, что мы препоручили нашу волю и нашу жизнь под заботу Бога, как каждый из нас понимал его. Смысл в том, что каждый сам должен выбрать для себя высшую силу. Нужно впустить в свою жизнь какие-то новые принципы, новые правила.
Третий шаг говорит о том, что нужно препоручить свою волю и жизнь.
Воля - это наше желание, это свобода выбора.
Жизнь - это полнота духовных и нравственных сил, которых и нет как раз у зависимого человека. Человеческая воля может проявляться в различных других направлениях, но не в том, что связано с наркотиками и алкоголем.
Нужно просто начать делать то, чего никогда не делали. Какие-то революционные идеи.
До 1939 года в Америке практикуют шаги оксфордской группы. Количество участников достигло больше 100 человек и они решают написать книгу, чтобы вот этот рецепт, как у них получается не пить и вести полноценный образ жизни, счастливыми, радостными передать остальным.
Они поняли, что устная информация искажается. Они подумали, что они сделали открытие. И так оно и произошло. И они решили эту программу простую, духовную программу «12 шагов» анонимных алкоголиков, запечатлеть в книге. Она так и называется «Анонимные алкоголики», эта книга, где написан рецепт, как делать эти простые шаги для того, чтобы произошел тот глубокий, коренной перелом психики, о которой говорил доктор Юнг Рональду. Это называется разными словами в книге: «духовным пробуждением», «глубокими психическими переменами» и так далее. Но суть в следующем: что каким-то образом они нашли рецепт, чтобы изменить вот этот одержимый ум.
Четвертый шаг - это очень глубокий психоанализ..
Четвертый шаг звучит так: «мы глубоко и бесстрашно исследовали себя с нравственной точки зрения. Мы посмотрели на свою жизнь, честно написав на белой бумаге черным по белому ошибки, которые мы совершили, обиды и злость, которые мы испытывали на людей.»
В принципе, первые три шага являются подготовкой. Они пока еще мышление не меняют. Они говорят: «Посмотри на свою жизнь: что происходит с твоим умом, с телом и вообще на последствия своего употребления. Ты сам не можешь, тебе нужна какая-то сила, и тебе нужно принять решение: сделать то, что ты никогда не делал».
И четвертый этот шаг говорит о том, что нужно сделать инвентаризацию своей жизни. Посмотреть на те качества, накопленные внутри нас, которые нам мешают жить.
Третий шаг образно говорит: «Тебе надо уйти с поста управителя своей жизни. Тебе надо перестать верить в твою голову, которая тебя убивает».. А если ты это не сделаешь, то тебе нужно начать жить не на основе того, что ты обучался всю жизнь принципам и правилам, которые в твоей жизни не работают, которые приводят тебя к употреблению раз от раза, от которых мучаешься ты, от которых мучаются твои близкие, а тебе нужно начать жить на основе новых каких-то принципов. И для того чтобы научиться жить на основе этих принципов, давай, посмотри на всю свою жизнь внутри, на то, что ты накопил: обиды, злость, нечестность, какой ущерб ты нанес людям.
В нашем центре мы проходим полную программу с зависимыми!Хотите узнать больше? Консультация - бесплатна!
На пороге трезвости и благодати
Материал «Журнала Московской патриархии»
Программу «12 шагов» комментируют:
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Я глубоко убежден, что должны приветствоваться любые средства, которые помогают человеку избавиться от алкоголизма и наркомании, если эти средства не связаны с отказом от христианской веры и христианских убеждений. Не приветствуется только то, что наносит вред духовному, психическому и физическому здоровью человека, например колдовство, оккультизм, магия, а также то, что отрывает человека от веры, от благодати. Поскольку алкоголизм, как и прочие виды зависимостей, - грех и болезнь одновременно, нужно, чтобы общество и Церковь боролись против него совместными усилиями. Негативное отношение духовенства к программе «12 шагов» зависит от степени осведомленности… Никаких богословских предпосылок отвергать программу нет.
Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино (Сир. 3, 29)
Митрополит Волоколамский Илларион
Смысл этой программы («12 шагов») заключается в том, что она предлагает не только освобождение от последствий алкоголизма или наркомании, но и врачует сам корень болезни, освобождая человека от той внутренней пустоты, которая является причиной «зависимости». Программа эта рассчитана на постепенное осознание человеком бесперспективности своей прежней жизни, необходимости исправиться, собственного бессилия и необходимости какой-то Высшей Силы, которая помогла бы ему духовно и нравственно переродиться. Иными словами, это программа всецелого исцеления на всех уровнях: физическом, душевном и духовном. Эта программа имеет религиозный наполнитель; на каком-то этапе она приводит человека к Богу.
«Старый свет»
(Христианский общественный благотворительный фонда)психолог, председатель правления — Евгений Проценко
.
Христианский общественный благотворительный фонд «Старый Свет» около 25 лет работает в области профилактики и реабилитации зависимости - алкоголизма и наркомании.
Основываясь на системном анализе собранных данных об эффективных подходах в этой области и на практике собственной многолетней работы, я с полной ответственностью свидетельствую, что среди возможных средств решения этих задач в нашей стране абсолютно вне конкуренции находятся группы «Анонимных алкоголиков», «Анонимных наркоманов», «Анонимных игроков» и другие подобные сообщества. Именно эти движения, опираясь на десятилетиями выверенную и беспрецедентно эффективную методологическую основу - «Программу 12 шагов», являются, по моему убеждению, единственным реальным ресурсом в нашей ситуации. Почему? Прежде всего потому, что они не требуют абсолютно никаких финансовых затрат со стороны государства или других источников. Также эти движения направлены на самовоспроизводство, а значит, могут (опять-таки, без всяких материальных затрат) создавать целостные системы поддержки, в том числе - и в тех регионах, областях или населенных пунктах, где такая поддержка отсутствует полностью.
Что же касается духовной составляющей этого подхода, то является несомненным (и это подтверждается множеством виднейших отечественных и зарубежных богословов и пастырей), что она опирается исключительно на принципы христианской аскетики (причем в понимании, наиболее близком традициям православия). Возникающие же у отдельных представителей Православной (и не только) Церкви возражения против этой программы основаны, в подавляющем большинстве случаев, на совершенно недостаточном или абсолютно предвзятом знакомстве с ее принципами. Никакой серьезной дискуссии с подобными «возражателями» (а порой - и «запретителями») за все время не получается, чаще всего - потому, что к подобной дискуссии эти люди не готовы, предпочитая такой полемике эмоциональные, бездоказательные и зачастую абсолютно несуразные обвинения в адрес программы.
Епархиальный совет Москвы
ответственный за работу с алкоголиками и наркоманами в Комиссии по церковной социальной деятельности — Валерий Доронкин
Далеко не в каждом приходе есть возможность организовать работу групп самопомощи, не каждый священник может заниматься реабилитацией алкоголиков и наркоманов. Но каждый приход может стать дружественной средой для страждущих, помочь химически зависимым людям сориентироваться таким образом, чтобы, в конце концов, они попали туда, куда нужно. Те, кому в первую очередь нужна медикаментозная помощь, - обратились в бесплатные наркологические стационары, а те, кто ищет психологической и духовной поддержки, - в реабилитационные центры при храмах и монастырях.
В Комиссии по церковной социальной деятельности при мос¬ковском Епархиальном совете проводятся семинары для благочиний, детализирующие работу с алко- и наркозависимыми. В помощь священникам составлена памятка, где четко расписано, в какую больницу или центр можно отправить человека, чтобы он обрел настоящую неформальную поддержку. На сегодняшний день реабилитация алкоголиков и наркоманов осуществляется при 20-ти московских храмах, в 13-ти из них используется программа «АА» «12 шагов». И весьма успешно.
Конечно, группы самопомощи «Анонимных алкоголиков» могут функционировать и без Церкви. Однако они ориентированы на поиск веры, поиск Бога. По существующей статистике около 10 000 человек за последние десятилетия обрели трезвость, посещая «АА», и более 70% из них считают себя православными. Кто-то из них пока не готов к активному воцерковлению, но многие с открытым сердцем приемлют истину Христову. Здесь для нас - широчайшее поле для миссионерской деятельности. И в нашей епархии уже есть специалисты - психологи, катехизаторы, - которые готовы этим заниматься, считают для себя кровным делом помочь страждущим людям войти в ограду церковную.
Алкоголизм и наркомания.
Священники часто сталкиваются с этими социально-духовными недугами общества. Сегодня для химически зависимых людей и их родственников при многих храмах созданы группы реабилитации, братства и сестричества трезвости, семейные клубы. Есть различные программы помощи. Об одной из них, о том, как можно организовать работу и каких ошибок избегать, мы беседуем с духовным руководителем программ психологической и социальной реабилитации алко — и наркозависимых при Даниловом монастыре игуменом Ионой (Займовским).
Такая известная и нашумевшая во всем мире анонимная программа, как 12 шагов, является действительно по-настоящему значимой системой и одной из лучших разработок двадцатого века. Так, она является универсальной программой, подходящей для многих зависимостей – в том числе программа 12 шагов эффективна при и многих других видах заболеваний.
Здесь вам и зависимость от лекарств, и , а так же множество пристрастий, которые никак не относятся к химикатам.
Программа реабилитации 12 шагов эффективна там, где не помогает обычная терапия, славящаяся своими квалифицированными специалистами, мощными лекарственными медикаментами и самым современным оборудованием. Хотя, если уж говорить совсем честно, то медикаментозная терапия неплохо сочетается с программой.
Зависимость больного от химии – это его неспособность переживать какие-то жизненные ситуации и проблемы без употребления или введения химических препаратов.
На данном этапе зависимости он считает, что это – действительно действенный способ избавиться от чувств, которые несут в себе проблемы (неуверенность в себе, боль, боязнь и другое). У некоторых таких больных боязнь даже имеет наследственный характер, так как им по природе «досталось» слишком мало гормона счастья.
Вот почему такой человек пытается как-то восполнить гормон счастья искусственным путем, и совсем не важно, почему впервые он притронулся к спиртным напиткам или наркотикам. Здесь имеет значение лишь тот факт, что теперь он будет повторять это снова и снова, единожды почувствовал небывалую уверенность и легкость.
Однако не стоит думать, что на этом жизнь закончена. Так, в двадцатом веке было изобретено лекарство, помогающее выздороветь миллионам больных. И название ему — программа 12 шагов.
Конечно, программа 12 шагов для алкоголиков и наркозависимых не медикаментозная, а прежде всего духовная, и это стоит понимать. Вот почему очень сложно рассматривать ее всего лишь как рецепт, способный помочь сразу же всем.
Так, к каждому из пациентов должен быть подобран свой индивидуальный подход, однако принципы, прописанные в программе 12 шагов для зависимых, должны быть едины для всех.
Не стоит обнадеживать себя, что химическая зависимость по-настоящему излечима. Кроме того, если ей не заниматься, то они будет прогрессировать и легко приведет к смерти.
Ну и конечно же болезнь накладывает неизгладимый отпечаток на все то, чем когда-то жил больной – так, страдает его физическое и психическое здоровье.
А самое главное, что зависимость задевает и духовную сферу личности, и в итоге человек становится эгоистичным, лживым, равнодушным и совершающим аморальные поступки.
Что же до программы 12 шагов для наркозависимых, то она позволяет пациенту честно смотреть на свою жизнь, причем не только на внешнюю, но и на внутреннюю. Так, больной учится отвечать за свои поступки, а что самое главное – не вредить ни себе, ни другим людям.
Ну вот мы и подходит к самой важной части – к тому, из чего состоит каждый шаг лечения программа 12 шагов.
1 шаг программа 12 шагов является самой основой – это то, с чего начинается вся система.
На этом этапе пациент должен признать, что он действительно не может самостоятельно справиться со своей зависимостью. А так же должен понять, что его жизнь стала неуправляемой.
Первый шаг программы 12 шагов создан специально для того, чтобы больной смог понять, что до сих пор никто не мог убедить его в том, что он зависим.
Однако теперь он стоит перед правдой – ему необходимо самому признать, что он болен. И у зависимости, как и у любой другой болезни, есть свои последствия.
На втором этапе человек должен понять, что лишь сила, более всемогущая нежели он сам, может сделать его здоровым и вернуть ему самое главное – разум.
На этом этапе человек так же должен понять, что дело вовсе не в его пристрастии, его слабости, а именно в зависимости.
Теперь же следует обратиться к кому-то или чему-то, что более могущественно, нежели он сам. Для каждого такая высшая сила будет своей – для кого-то это Бог, для кого-то – духовный наставник и так далее.
На этом этапе программы 12 шагов для наркоманов человек решает препоручить свою жизнь и волю Богу.
Здесь следует научить зависимого доверять. Так, он должен «пустить» все события своим чередом, а не контролировать каждый шаг, дабы поддержать свой нездоровый эгоизм в угоду зависимости. Больной учится отвечать за все свои решения и поступки.
Человек исследует себя с точки зрения нравственности, и делает это бесстрашно и глубоко.
Цель такого исследования заключается в том, чтобы разобраться во всех противоречиях и путаницах своей жизни, чтобы определить, кем же он является на самом деле. Человеку нужно научиться понимать как сильные, так и слабые свои стороны.
Пациент должен признать перед собой и другими, насколько же он заблуждался.
Наркозависимый, на глазах у близких, признает что он раньше вел неправильный образ жизни
На этом этапе зависимый готовится к тому, чтобы Бог избавил его от всех его дефектов в характере.
На этом этапе главное – подготовиться к активным действиям. Так, человек уже знает, что не химические препараты главная причина его бед.
Это те слабости и дефекты в характере, которые были обнаружены на предыдущих этапах.
А потому пришло время избавиться от всего, что тяготит больного, но вначале нужно подготовиться, дабы шагнуть в новую жизнь, где не будет место страданиям и боли.
На этом этапе пациент просит Бога, чтобы тот избавил его от всех недостатков. Так, он признает, что он вовсе не идеален.
И теперь, когда он готов меняться, пациент наконец-то может сделать это, перейдя к действиям.
Время, когда зависимый должен составить для себя список всех тех людей, которым он когда-либо причинял вред.
И подготовить себя к тому, чтобы полностью или хотя бы частично возместить этим людям ущерб.
Чтобы лечение принесло эффект, нужно научиться прощать себя, других, а так же просить прощение у тех, кого ты обидел.
Здесь следует составить список тех людей, которым был нанесен вред во время зависимости, и приготовить себя к тому, что им придется возместить ущерб любым доступным зависимому способом.
Здесь уже можно возместить ущерб всем тем людям, которым был нанесен вред. Исключение составляют те случаи, когда такое возмещение может навредить этому человеку или кому-то другому.
Такое исправление сделанных зависимым ошибок дает возможность побороть угрызения совести. Таким образом и будет доказано желание начать жить по-новому.
На этом этапе человек не перестает анализировать себя, а если допускаются какие-то ошибки, понятные его пониманию, то он немедленно это признает.
А для того, чтобы зависимость вновь не захватила пациента, он должен уметь продумывать свои действия и чувства. Ему следует научиться сразу же видеть свои ошибки и признавать, что они действительно совершены.
Совершая все шаги, описанные выше, пациент учился понимать Бога, как он его видит, и осознавать, что есть некая более сильная воля и сила, нежели его собственная.
Не стоит понимать систему именно как религиозную – скорее уж она духовная, направленная на то, чтобы пациенты умели развивать свою духовную сущность.
На этом этапе пациент получает духовное выздоровление, пройдя все двенадцать шагов системы. Только после этого он способен понять, насколько многогранна и интересна жизнь.
И только после этого он начинает применять свои знанию в общении с другими зависимыми, используя приобретенные за все время лечения принципы во всех своих делах.
Программа 12 шагов, отзывы о которой самые положительные, полюбилась множеству бесплатных и платных , которые с успехом используют ее для лечения больных людей. И, как показывает практика, с ее помощью действительно смогло вылезти из «капкана» множество наркоманов, связавших свою жизнь с химическими препаратами.
Однако, как уже и говорилось выше, система не может помочь всем и каждому, так как для ее осуществления необходим индивидуальный подход, а так же коррекция во время лечения. Вот почему для ее осуществления нужна помощь сразу нескольких специалистов, которые сумеют вовремя найти проблему и «подправить» лечение.
При выполнении системы с больным должны работать как минимум нарколог, психиатр и психолог, так как лишь им под силу распознать беду там, где не увидят ее другие. Ну и конечно же на любом этапе лечения пациенту необходима поддержка семьи, дабы он чувствовал, что его кто-то любит и ценит.
Главная задача программы заключается в том, чтобы наркоман начал совершенно новую, не похожую на старую жизнь.
И проходя каждый их шагов, больной получает все новые инструменты, позволяющие войти в нормальную колею.
Благодаря тщательно проработанной системе он начинает жить по-новому, морально помогая тем людям, которые опустили руки и отчаялись выздороветь.
Напиши, когда ты думал о том, как бы употреблять, вместо того, чтобы думать о более важных делах.
Нетерпеливое ожидание конца работы, желание начать пить раньше остальных, безразличие к тому, что будет происходить за столом, безразличие к тому, что будешь употреблять, с кем будешь употреблять, отсутствие интереса к выпивке, безразличие к мнению близких по поводу твоего употребления, встреча с друзьями как повод для выпивки.
Падения, травмы, пожары, драки, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии, конфликты с полицией, провалы памяти, связи с опасными людьми, преступления, хулиганское поведение, несмотря на желание вести себя хорошо и сознательно.
Желание посидеть с друзьями после работы с непредвиденными последствиями, продолжение выпивки, несмотря на другие планы.
Как ты пытался справиться со своей болезнью иными, чем полное воздержание от химических веществ, способами; решение не пить неделю, но начало раньше, решение употреблять более легкие химические вещества, решение не пить за рулем, не пить на работе, решение не употреблять дома.
Потеря семьи, смена места проживания, работы, разрыв отношений с родственниками, налаживание отношений с теми, кто употребляет также много, уход из дома, бродяжничество.
Неуправляемость.
Выполнение обещаний жене или мужу, детям, родителям. Оскорбления близких, разрушение семейных отношений. Потеря близости, доверия, ощущение надежности и безопасности.
Инциденты с сотрудникам на работе, ссоры с друзьями и знакомыми, необычное и неожиданное поведение, попадание в полицию и медицинские учреждения. Агрессивный и навязчивый тип общения, ругань и скандалы. Замена трезвого круга общения на пьяный.
Это ухудшения качества работы, невыполнение обязанностей, откладывание дел, принятие неверных решений, опоздания, прогулы, похмельное состояние на работе. Из этого происходит отсутствие продвижения по службе или утрата работы по специальности и скатывание вниз по служебной лестнице. Недополученное образование.
Неоправданная расточительность или болезненная скаредность. Наличие «отначек» от жены, планирование части расходов на употребление, перерасход денег, требование денег на употребление у семьи, продажа своих вещей для того, чтобы употребить. Использование любых доступных способов для добывания денег на химические вещества.
Отсутствие представления о боге, судьбе. Совершение проступков, которые не соответствуют своей собственной морали. Формирование негативного мышления, не возможность с юмором относиться к себе, не умение терпеливо переносить огорчения и неприятности, не принятие других такими, какие они есть, нечестность перед самим собой и другими, не способность простить другого.
Неспособность расслабления, отдыха, бессонница, депрессия, ухудшение памяти, неспособность мыслить логически, болезни, увечья. Не возможность полового акта, ограничение нужды в сексе, отсутствие удовлетворения, страх перед половым актом в трезвом виде, импотенция или раннее семяизвержение.
Под воздействием химического вещества высвобождаются, и усиливается гнев, обида, жалость к себе и подобные чувства (примеры того, как они влияют на тебя, и как ты пытался изменить или избавиться от них при помощи алкоголя и наркотиков).
Первый шаг – это основа выздоровления. Следующие ответы на вопросы помогут вам доказать себе и принять на самом начальном уровне Ваше индивидуальное бессилие и неуправляемость.
НЕУПРАВЛЯЕМОСТЬ.
БЕССИЛИЕ И НЕУПРАВЛЯЕМОСТЬ
Мы можем быть бессильны не только перед алкоголем. Если вы можете сказать: «Хватит, достаточно, устал я от этого» — значит вы уже можете сделать 1 Шаг. Здесь нужно принять болезнь (узнать и принять). Наверное, вы поняли уже, что – болезнь, прогрессирующая, неизлечимая, смертельная.
Вспомните, как все начиналось. С белых скатертей, ресторанов, алкоголизм, может быть, помогал какое — то время. Но потом все ухудшилось.
Это – прогрессирующая болезнь. Я сейчас не пью год. Если начну, то с того момента, на каком закончила. Если я закончила мыслью о самоубийстве и начну пить, то рано или поздно, я вернусь к этой мысли (прогрессия).
НЕИЗЛЕЧИМАЯ.. За 28 дней можно получить только начальный опыт трезвости. Но не излечиться. Как соленый огурец, никогда не станет свежим. Это нужно признать как факт.
СМЕРТЕЛЬНАЯ..: конец – безумие и смерть.
«Скажите, эта болезнь имеет отношение к силе воли? – Нет. А нам часто говорили, что возьми себя в руки, не будь распущенным. И мы привыкли. Но это – болезнь и силой воли ее нельзя преодолеть». Хочу сказать еще об одном симптоме кроме потери контроля (это можно проследить самим) – это ОТРИЦАНИЕ. «Честно говоря, я не болен. У меня все нормально. Я пью, потому что жизнь такая». Это отрицание – ложь себе.
Этот симптом прогрессирует. Мы не понимаем из–за стены лжи, что с нами происходит. Прорыв за это отрицание – сказать себе: «Я пью, потому что я болен».
МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ
1. Преуменьшение.. (Да, господи, пару стаканов выпил. Все пьют. Я – только в праздники, от случаю к случаю).
2. Обвинение других людей (если бы не жена, я бы не пил. Я пью, потому что было тяжелое детство, отец алкоголик).
Когда мы делаем первый шаг, ответ на вопрос «Почему?» не важен.
Важно признать, что я болен:
3. Рационализация – нахождение объяснений, оправданий, алиби. (У меня был тяжелый день. Я буду в норме завтра. Я прекращу тогда, когда это положено) .
4. Интеллектуализация.
5. Враждебность (Злость, гнев). Когда к нам подходят с вопросом, мы выпускаем иголки, чтобы не задели того, что у нас внутри.
6. Морализация (Да вот такой я плохой, что не могу удержаться).
Цель раскрытия (обнаружения) этого отрицания – признать, что я болен и попросить о помощи. Что нужно для того, чтобы признать 1-ый шаг? Чтобы выздоравливать? Нужно работать по . Не пить. Ходить на встречи.
Есть 3 установки:
Мы поговорим о признании и непринятии. Признание – это знать, что ты имеешь болезнь, ее нельзя изменить. Принятие – понимание, что мы не сможем пить, как остальные, но жить трезво и счастливо мы можем, только соблюдая эти условия.
Теперь поговорим о бессилии .
Наверное, очень трудно принять наше бессилие. Но даже армии капитулируют, чтобы победить. Мы не можем изменить наш алкоголизм, но можем изменить себя и нашу жизнь. То есть приняв полную капитуляцию, мы можем принять болезнь, чтобы одержать победу.
БЕССИЛИЕ
1. Прогрессия болезни. Три примера о прогрессии болезни. Сюда включаете:
2. Попытки контролировать:
3. Мысли о выпивке:
4. Злость:
НЕУПРАВЛЯЕМОСТЬ
А) Социальная, общественная жизнь: как алкоголь повлиял на мою общественную жизнь.
Б) Физическое состояние.
В) Экономическое состояние (сфера)
Г) Деловая жизнь (работа)
Д) Домашние дела
Е) В школе.
Ж) На пенсии.
З) Проблемы духовной жизни.
И) Эмоциональные проблемы.
К) Сексуальные проблемы
Л) Жизненные цели.
М) Семейные проблемы.
Первый шаг – это просто признание болезни. Без чувства вины. Вы как бы сидите в кино и смотрите со стороны, что происходит вследствие болезни. Это болезненный процесс. Но все выздоровление зависит от вас.
Есть недостатки (ваши), но ими вы занимаетесь работая над 4–ым шагом. Чем больше вы вспомните примеров, делая первый шаг, больше поработаете, тем больше вы сами получите.
1-ый шаг требуется сделать 100% честно. Главное, делая первый шаг, помните, что вы не плохие люди, которые хотят стать хорошими, а больные, которые хотят выздороветь.
Включает в себя такие основные цели:
Давайте рассмотрим основные принципы нашего главного оружия в борьбе за трезвость. Это является одним из важных аспектов в 12 шаговой программе .
ПЕРВЫЙ ШАГ: Мы признали, что мы бессильны перед нашей зависимостью. Признали, что наши жизни стали неуправляемы.
Никто не мог убедить нас, что мы зависимые. Теперь нам необходимо самим сделать это признание. Нам нужно осознать, что мы больны и, что болезнь вызывает серьезные последствия.
ВТОРОЙ ШАГ: Мы пришли к убеждению, что только сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.
Мы уже признали, что дело не в предметах нашего пристрастия(наркотики, алкоголь, игра), а в нашем заболевании. Теперь, в поисках возможности начать новую жизнь, нам необходимо обратиться за помощью к силе, более могущественной, чем мы сами(принципы программы, духовный наставник, Бог, другие зависимые с большим опытом трезвости и т. д.), поскольку мы уже убедились, что собственной силы воли нам не достаточно.
ТРЕТИЙ ШАГ: Мы приняли решение препоручить нашу волю и наши жизни заботе Бога, как мы его понимали.
Мы учимся доверять. Пробуем позволять событиям идти своим чередом, а не пытаемся контролировать всех и вся в угоду своей зависимости, как мы делали это прежде, опираясь лишь на свой эгоизм. Мы учимся быть готовыми принимать ответственность за наши решения и поступки.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: Мы глубоко и бесстрашно исследовали себя с нравственной точки зрения.
Цель тщательного и бесстрашного исследования разобраться в наших запутанностях и противоречиях нашей жизни, что бы выяснить кем мы являемся на самом деле. Мы впервые посмотрим на себя честно, пытаясь исследовать свои слабые и сильные стороны.
ПЯТЫЙ ШАГ: Мы признали перед Богом, собой и каким- либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.
В этом шаге мы обретаем свободу честно взглянув на свое прошлое, поделившись самым сокровенным с близким человеком, и признав это перед Богом, как мы его понимаем. На протяжении многих лет мы отказывались принять правду о себе. Теперь все начинает меняться.
ШЕСТОЙ ШАГ: Мы полностью подготовились к тому, что бы Бог избавил нас от всех этих дефектов характера.
Готовность к действиям- вот к чему мы стремимся, выполняя этот шаг. Мы уже знаем, что не наркотики/алкоголь- причина наших неприятностей. Это наши дефекты характера и слабости, которые мы обнаружили и признали в 4- м и 5-м шагах. Теперь мы хотим избавиться от всего, что тяготит нас, но сначала к этому нужно подготовиться, что бы без страха шагнуть на встречу чему то новому и неизведанному, отказавшись от привычной нам боли и страданий.
СЕДЬМОЙ ШАГ: Мы смиренно просили Его избавить нас от наших недостатков.
Мы осознаем, что мы не идеальны. И без лишней строгости к себе, руководствуясь готовностью меняться, полученной в 6- м шаге, переходим к действиям. Опираясь на опыт наших друзей, которые уже сделали этот шаг, и поддержку силы, более могущественной, чем наша собственная, получаем мужество, силу и надежду, что бы преодолеть наши недостатки.
ВОСЬМОЙ ШАГ: Мы составили список всех тех людей, которым мы причинили зло, и преисполнились желанием возместить им всем ущерб.
Что бы перейти к следующему этапу выздоровления, нам необходимо научиться прощать других людей, себя и просить прощения за зло, причиненное окружающим. В этом шаге мы составляем список всех людей, которым навредили во время нашей активной зависимости и подготавливаем себя к тому, что бы возместить им всем ущерб.
ДЕВЯТЫЙ ШАГ: Мы лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому- либо другому.
Мы исправляем ошибки прошлого, избавляясь от гнетущего чувства вини и угрызений совести. Тем самым мы демонстрируем свое стремление жить по- новому.
ДЕСЯТЫЙ ШАГ: Мы продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.
Что бы не попасть в ловушку прежнего губительного образа мышления, мы продолжаем анализировать свои чувства, мысли и поведение. Нам необходимо учиться сразу признавать свои ошибки и исправлять их.
ОДИННАДЦАТЫЙ ШАГ: Путем молитв и размышлений мы старались улучшить свой осознанный контакт с Богом, как мы его понимали, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить и о даровании силы для этого.
На протяжении всего выздоровления, выполняя шаги, с 1-го по 10-й, мы обретаем понимание Бога, как силы более могущественной, чем наша собственная. Программа «12 ШАГОВ » не религиозная, но духовная. И нам обязательно нужно улучшать свой осознанный контакт с Богом, как мы его понимаем, что бы продолжать развивать нашу духовную сущность.
ДВЕНАДЦАТЫЙ ШАГ: Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих шагов, мы стремились нести весть об этом другим зависимым и применять эти принципы во всех наших делах.
Наша главная задача- начать принципиально новую жизнь. Работая по предыдущим шагам мы получили инструменты выздоровления. Пришло время окончательно и безоговорочно впустить эти чудеса во все сферы нашей деятельности. Благодаря 12 -му шагу мы начинаем жить по- новому, неся весть о выздоровлении тем зависимым, которые все еще страдают, тем самым закрепляя свою веру в том, что мы на верном пути.
Все эти шаги прорабатываются системно, один за другим. Но по сути зависимый начинает учиться пользоваться всеми этими принципами сразу, как только приступает к выздоровлению по этой программе.