Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Достаточно быть космополитом чтобы оказаться чужим. Цитаты про космополитизм

Достаточно быть космополитом чтобы оказаться чужим. Цитаты про космополитизм

Сейчас часто можно видеть по телевизору известных людей, которые постоянно живут в Европе или США, а в Россию приезжают работать… Современная практика международных отношений показывает, что, когда упрощается оформление въезда в разные страны и выезда из них, увеличивается количество людей, живущих и работающих не на родине. Это их выбор, и закон демократических государств не смеет перечить желанию людей перемещаться из страны в страну. Но не все так связаны с родной землёй, как Тургенев. Если им хорошо живётся и работается в другой стране, они не испытывают ностальгии по родине. Таким образом, сейчас становится всё больше граждан мира.

* * *

1. Кто такой, по вашему мнению, гражданин мира (космополит)? Приведите примеры.

2. Можно ли назвать американского писателя Эрнеста Хемингуэя гражданином мира? Почему?

3 * . Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, дайте определение понятия «ностальгия».

4. Расскажите о людях, покинувших родину, но испытывающих по ней ностальгию.

Обсудите на уроке

Я – гражданин мира (Диоген, древнегреческий философ ).

Для меня, как Антонина, град и отечество – Рим, как человека – мир. И только полезное этим двум градам есть благо для меня (Марк Аврелий, римский философ, император из династии Антонинов ).

Моя родина – Вселенная, весь род человеческий – мои братья, моя религия – творить добро (Т. Пейн, англо-американский политический деятель ).

Нет более благородной болезни, чем тоска по родине (И. Гаман, немецкий философ ).

Исследуем прочитанное*

Достаточно быть космополитом, чтобы оказаться чужим в любой точке современного мира.

(Т. Котарбиньский, польский философ)

1. Дайте определение понятия «космополит».

2. Чем космополит отличается от гражданина?

4. Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свой ответ.

Размышляем над пройденным

1. Почему одни люди могут жить только в своей родной стране, а другие легко осваиваются в других странах?

2. Как вы думаете, почему люди с охотой и интересом совершают поездки за границу (в экскурсионные туры, командировки, по приглашению и т. д.)?

3 * . Испытывали вы когда-нибудь ностальгию по Родине? Приведите примеры из своей жизни.

Гражданство, патриотизм.

Словарь урока

Гражданин мира (космополит) – человек, который не ощущает себя гражданином какого-то одного государства и для которого проблемы всего мира важнее, чем проблемы своей страны.

Ностальгия – тоска по родине.

§ 14. Что такое гражданство?

Задача урока . Уметь объяснять понятия: гражданство, права человека .

Мы уже встретились со словом «гражданство». Выясним, что же это такое. Так, все, кто ездит за границу, заполняют необходимые документы. Там надо, кроме всего прочего, указать своё гражданство . Вы, наверное, слышали, как про кого-нибудь говорят: «У него российское гражданство»; или: «Он получил американское гражданство»; или: «А у Иванова двойное гражданство – российское и канадское».

Тут возникает вопрос: а может ли человек вовсе не иметь гражданства? Такие случаи чрезвычайно редки, более того, они крайне неестественны для человека. Ведь гражданство обеспечивает ему возможность реально пользоваться правами и свободами, обозначенными в законах, получать защиту и помощь от государства.

Гражданство каждого человека оформляется документом, подтверждающим это гражданство. Такими документами у нас в стране являются паспорт гражданина Российской Федерации (с 14 лет), свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство.

Таким образом, гражданство – это устойчивая связь человека с государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

По Конституции Российской Федерации – Основному Закону нашего государства – гражданин:

Не может быть выслан за пределы России или выдан другому государству;

Имеет защиту и покровительство России за её пределами;

Может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство).

Гражданство можно получить по рождению. Российское гражданство получают те, кто родился от отца и матери, являющихся российскими гражданами («принцип крови»). В других странах прежде всего учитывается место рождения («принцип почвы»). Например, если кто-то родился в США, он может получить американское гражданство, будь даже его родители, скажем, подданными непальского короля.

А теперь давайте сделаем небольшой вывод. Гражданство должно не разделять, а объединять людей. Люди имеют право свободно переезжать из одной страны в другую, а потом возвращаться туда, откуда они уехали. А если это сделать невозможно, то происходит прямое и неприкрытое нарушение прав человека .

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Что такое гражданство?

2*. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, сформулируйте, что такое права человека. Зачем они нужны? Приведите примеры из жизни.

3. В каком документе приведены права человека? Назовите некоторые из них.

4. Как получают российское гражданство?

Обсудите на уроке

Дым отечества светлее огня на чужбине (Лукиан, древнегреческий писатель-сатирик ).

Нельзя унести родину на подошвах своих сапог (Ж. Дантон, деятель Великой французской революции конца XVIII в. ).

Можно убежать из отечества, но нельзя убежать от самого себя (Гораций, римский поэт ).

Исследуем прочитанное*

(С. Есенин, русский поэт)

1. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Есенина и определите основную мысль автора.

2. Можно ли по этим строкам сказать точно, с какой страной был связан поэт? Обоснуйте свой ответ.

3. Характеризуют ли эти строки Есенина как человека, по-настоящему любящего свою Родину, то есть как гражданина? Почему?

4. Как вы думаете, какое гражданство имел поэт? Какое основание получения гражданства было у С. Есенина?

Размышляем над пройденным

1. Обязательно ли человеку иметь гражданство? Обоснуйте свой ответ.

2. Что такое двойное гражданство? Приведите примеры из жизни.

3. Какие права человека закреплены в Конституции Российской Федерации?

Дайте собственные определения

Паспорт, «принцип крови», «принцип почвы».

Словарь урока

Гражданство – политическая и правовая принадлежность человека к конкретному государству. В государствах с монархической формой правления используется слово «подданные».

Права человека – это правила, которые позволяют человеку жить свободно и благополучно; они защищают его в самых важных случаях жизни; они принадлежат ему с момента рождения.

§ 15. Мораль и право

Задача урока. Уметь объяснять понятия: мораль, моральный выбор, право, правовые и моральные нормы .

Много лет назад вышел на экраны страны фильм «Берегись автомобиля», который всем очень понравился. Главный его герой – симпатичный человек по фамилии Деточкин. Когда-то он работал шофёром, но попал в аварию, не смог больше водить машину и перешёл на службу в организацию, занимавшуюся страхованием . В его обязанности входило встречаться с людьми индивидуально у них дома и предлагать заключать с его организацией договор (см. § 19) страхования. По этому договору гражданин обязан был вносить в страховую компанию определённое (не очень большое) количество денег, а компания, в свою очередь, обязывалась выплачивать ему довольно крупную сумму, если бы он, например, получил увечье, попал в автокатастрофу, надолго и серьёзно заболевал, лишился бы своего имущества и т. д. Таким образом человек страховал себя от неприятных событий в своей жизни.

Космополит ставит интересы Человечества превыше интересов Родины. Абсолютная свобода – вот кредо космополита. Согласно Дж. Р. Солу, космополитизм - и культурная установка, направленные на осмысление единства мира, универсализма.

Сократ высказывал идеи, предшествующие идеям . Космополитом объявил себя Диоген. Школа киников проповедовала идею автаркии, независимости от государства. Стоики развивали космополитизм. Средние Века убрали его в подполье, к алхимии, но не заглушили. Иммануил Кант видел в космополитизме конечный итог развития цивилизации, а Вольтер предвосхитил идею Европейского Союза, заявив, что европейские страны должны создать общую федерацию.

XX век с его потрясениями, мировыми войнами и расцветом идей социализма и гуманизма дал благодатную почву для развития космополитического учения. Одним из результатов мировой революции, по мнению Владимира Ильича Ленина, должна была стать мировая республика. В 1921 году Эжен Ланти основывает Всемирную Вненациональную Ассоциацию (SAT), в задачу которой входит способствование исчезновению всех наций как суверенных союзов и использование эсперанто как единого языка культуры. Возможность стать «гражданином мира» появилась у людей с появлением Нансеновских паспортов, выдававшихся беженцам и заверявших личность официальным путем.

В России

Россия, как всегда, поняла идеи космополитов превратно, следствием чего стала знаменитая борьба с космополитизмом, жертвами которой стали тысячи людей, чья вина не всегда была доказана. Да и была ли вина, неизвестно. Тысячи людей погибли в целях политики, а космополитами и по прошествии лет называют неприятных людей, хоть сам по себе термин нейтрален.

Современный процесс глобализации, по сути, осуществляет чаяния космополитов, поскольку происходит стирание границ наций, языков, культур. Европейский Союз, СНГ – близких к осуществлению слияния объединений. Мировой язык один – английский. Культура тоже весьма условно дифференцируется. Разумеется, кристаллизованная идея космополитизма утопична. Люди – слишком сложная материя, а человеческая природа всегда ставит интерес индивида выше интересов человечества. Вполне вероятно, что через столетия будет создана единая и государство, а братская любовь восторжествует.

Урок двенадцатый. Гражданин мира

Ученик. У меня еще вопрос. У вас получается, что гражданин словно бы привязан к одной стране (имеет гражданство, права, обозначенные в конституции своей страны, и т. д.). А по-другому не может быть? Например, человек родился в Польше, учился и работал в Германии, а живет на старости лет в Греции. Он что – гражданин Польши, Германии и Греции?

Профессор. Если я правильно понял твой вопрос, ты имеешь в виду тот случай, когда для какого-то человека не важно, гражданином какой страны он является, в какой стране ему жить, работать… Такой человек именуется гражданином мира или космополитом.

Писатель. В свое время в России был очень популярен американский писатель Эрнест Хемингуэй. Все читали его замечательные романы, повести и рассказы. Особенно стремились прочитать запрещенный в то время у нас знаменитый роман «По ком звонит колокол» – о событиях гражданской войны в Испании, на которой писатель был в качестве корреспондента. Так вот: Хемингуэй родился и учился в США. В Первую мировую войну воевал в Италии. Писателем стал, живя в Париже. Любил бывать в Испании, провел несколько месяцев в этой стране, охваченной гражданской войной. Охотился в Африке. Долго жил на Кубе. Последние годы жизни провел на родине, в США. Гражданин США? Да. Но и гражданин Вселенной, которому дороги были Мадрид и Париж, Рим и Гавана, леса на Западе США и белоснежная вершина Килиманджаро…

А выдающийся русский писатель Иван Сергеевич Тургенев? Вторую часть своей жизни он почти полностью провел за границей, рядом с любимой женщиной. По-французски он говорил и даже писал не хуже, чем по-русски. Но сердце его всегда принадлежало России…

Ученик. Все-таки скучал по родине великий русский писатель?

Профессор. Да, этот пример в данном случае не очень удачный. Иван Сергеевич действительно не считал себя космополитом, хотя очень долго жил во Франции, даже стал своим среди французских писателей. Он родился в глубине России, в Орловской губернии. С детских лет ему были милы русская природа, русский язык, песни крестьян. Охотясь, он исходил многие километры родной земли, наслаждаясь ее красотой. Одно из лучших его произведений – «Записки охотника». Тургенев глубоко переживал все то, что происходило в России, поскольку она была ему близка. Он действительно скучал, даже тосковал по родине. Он испытывал ностальгию. Это очень мучительное чувство.

Ученик . А космополиты не испытывают ностальгии?

Профессор. Пожалуй, этим они и отличаются от остальных людей, для которых жизнь вне родины мучительна.

Ученик . Но сейчас все чаще видишь по телевизору известных людей, которые постоянно живут в Европе, США, а в Россию приезжают выступить, немного поработать…

Профессор. Современная практика международных отношений показывает, что, когда упрощается оформление въезда в разные страны и выезда из них, увеличивается количество людей, живущих и работающих не на родине. Это их выбор, и закон демократических государств не смеет перечить желанию людей перемещаться из страны в страну. Не все так связаны с родной землей, как Тургенев. Если им хорошо живется и работается в другой стране, они не испытывают ностальгии по родине. Таким образом, сейчас становится все больше граждан мира.

Проверьте, как вы поняли прочитанное

1. Кто такой гражданин мира (космополит)?

2. Можно ли назвать американского писателя Эрнеста Хемингуэя гражданином мира?

3. Что такое ностальгия?

4. Знаете ли вы еще людей, покинувших родину но испытывающих по ней ностальгию?

Ваше отношение к прочитанному

Я согласен(на) с…, потому что…

Я не согласен(на) с…, потому что…

Мне кажется, что…

Есть что обдумать, обсудить

Мудрые и спорные мысли

Я – гражданин мира (Диоген, древнегреческий философ).

Для меня, как Антонина, град и отечество – Рим, как человека – мир. И только полезное этим двум градам есть благо для меня (Марк Аврелий, римский философ, император из династии Антон и нов).

Моя родина – вселенная, весь род человеческий – мои братья, моя религия – творить добро (Т. Пейн, англо-американский политический деятель).

Нет более благородной болезни, чем тоска по родине (И. Гаман, немецкий философ).

Достаточно быть космополитом, чтобы оказаться чужим в любой точке современного мира (Т. Котарбиньский, польский философ).

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» - Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». (С. Есенин, русский поэт)

Как вы думаете?

Почему одни люди могут жить только в родной стране, а другие легко приживаются и в других странах?

Почему люди с охотой и интересом совершают поездки за границу (в туры, командировки, по приглашению и т. д.)?

Гражданин мира (космополит) – человек, который не ощущает себя гражданином какого-то одного государства и для которого проблемы всего мира важнее, чем проблемы своей страны.

Ностальгия – тоска по родине.

Текущая страница: 3 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Шрифт:

100% +

§ 10. Нужно ли нам физическое совершенство?

Задача урока. Уметь объяснять понятия: здоровье, физкультура, спорт .


Писатели-фантасты пишут много книг о том, как люди будут жить в будущем. Конечно, их волнует вопрос: как будет выглядеть человек будущего? И некоторые изображают этого человека очень несимпатичным. У него крупная голова яйцевидной формы, потому что очень увеличился мозг. А тело – маленькое и слабенькое. Ручки как плети, ножки как прутики. Грудка узкая, как у цыплёнка. Причина? Машины в будущем полностью освободят человека от всяких физических усилий.



Однако не все согласны с тем, что человек должен слабеть физически. Ведь он хозяин своего тела. А тело должно быть красивым, сильным и выносливым. Машины освободят людей от физического труда. Прекрасно! Тогда все активно займутся физкультурой и спортом !

Давайте вспомним интересные примеры из истории. У народов, которые внесли большой вклад в общую культуру человечества, было очень заботливое отношение к своему здоровью и физическому развитию. Из истории Древнего мира вы знаете, что древние греки, например, воспевали сильных, ловких, выносливых людей, смелых воинов, героев. Всем известен герой греческих мифов Геракл и его 12 подвигов. А герой поэмы Гомера «Илиада» Ахилл, воплощавший идеал воинской доблести… Именно в Древней Греции родились Олимпийские игры. На них самые ловкие и сильные соревновались в беге на короткие и длинные дистанции, в прыжках, в метании копья и диска, в борьбе и в состязании колесниц. Победитель в состязаниях становился самым уважаемым человеком в родном городе и во всей Греции.



Вспомните из курса «Искусство» древнегреческие скульптуры. Они показывают, как красиво были сложены люди, нередко сочетавшие в себе смелость и силу воина и мудрость человека, участвующего в управлении государством.

XX век стал веком спорта. Россия дала миру много великих спортсменов, известных далеко за её пределами. Среди них – Иван Поддубный, Иван Заикин, Юрий Власов, Валерий Харламов, Лев Яшин, Валерий Брумель, Лариса Латынина, Ольга Корбут и многие-многие другие.



И сегодня новой России нужны физически совершенные, крепкие люди, ведущие здоровый образ жизни . С такими людьми Россия сможет возродиться, станет сильной, могучей, благополучной державой.

А теперь ответим на главный вопрос: что же такое физическое совершенство ? Это прежде всего отсутствие болезней и вредных привычек, сила, ловкость, выносливость, красота и душевное здоровье .


* * *

1. Какими представляют себе людей будущего некоторые писатели-фантасты? Согласны ли вы с ними? Приведите примеры из произведений художественной литературы и фильмов.

2. Расскажите, какое место занимал спорт в Древней Греции. Вспомните из истории Древнего мира, какие виды спорта входили в Олимпийские игры. Расскажите о них.

3. Что включает в себя физическое совершенство? Дополните схему, приведённую в параграфе, своими показателями.

4 * . Считаете ли вы себя физически совершенным? Что вам свойственно? Чего вы хотели бы достичь?

5. Назовите вредные привычки, наносящие вред здоровью человека. Приведите примеры из жизни.


Обсудите на уроке

У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть всё (арабская пословица ).



Самые здоровые и красивые, пропорционально сложённые люди – это те, которых ничто не раздражает (Г. Лихтенберг, немецкий писатель ).


Исследуем прочитанное*

Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

(А. Шопенгауэр, немецкий философ)

1. Какова основная мысль высказывания?

3. Что даёт человеку хорошее здоровье? Какие возможности? Приведите примеры из жизни.

4. Как вы думаете, получает ли человек хорошее здоровье при рождении или приобретает его сознательно позже?

5. Нужно ли здоровому человеку беречь своё здоровье?

6 * . Что вы делаете, чтобы быть здоровым? Расскажите.


Размышляем над пройденным

1. Всем ли дано быть физически совершенными? Что для этого надо делать?

2*. Разумно ли участие женщин в «мужских» видах спорта – боксе, поднятии тяжестей, борьбе и т. д.? Обоснуйте своё мнение и приведите примеры из жизни.

3. Почему здоровье считается одним из основных качеств жизни человека?

4. Выделите ценности здорового образа жизни.


Вредные привычки, здоровый образ жизни.


Словарь урока

Здоровье – естественное состояние человека, которое характеризуется его гармонией с окружающей средой и отсутствием болезней.

Спорт – средство и метод физического воспитания человека, что способствует также нравственному, эстетическому и гармоничному развитию личности.

Физкультура – это часть общей культуры общества и человека. Она направлена на укрепление здоровья человека, развитие его физических способностей.

§ 11. Практикум 2
I. Темы для дискуссий, проектной деятельности

1. В чём состоят функции семьи? Приведите примеры из жизни.

2. Возможен ли такой вариант, чтобы на Земле существовали лишь один язык и одна национальная культура?

3 * . Почему в странах Запада меньше сохраняются обычаи, чем на Востоке? Приведите примеры, воспользовавшись дополнительной литературой и ресурсами Интернета.

4. Что такое здоровье? Надо ли его беречь? Как вы это делаете?

5. Как вредные привычки влияют на здоровье человека? Приведите примеры.

II. Анализируем документ
Конституция Российской Федерации (Извлечения )

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь <…>

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

1. Почему Конституция РФ закрепляет право граждан на охрану здоровья? О чём это свидетельствует?

2 * . Какие конкретно меры, проводимые государством в области защиты здоровья граждан, вы можете назвать?

3. Является ли здоровье населения одной из основных ценностей общества? Почему?

4. Нужно ли развивать профессиональный спорт в стране? Что у нас делается для этого? Как мы готовимся к Олимпийским играм 2014 года, которые пройдут в Сочи?

5. Может ли государственная политика в области здравоохранения принести пользу, если сами люди элементарно не берегут своё здоровье и не занимаются даже простой зарядкой по утрам?

III. Заполняем таблицу

Приведите и сравните отличительные особенности обычаев, традиций и привычек.



1 . Укажите, в чём их общие черты.

2. Приведите особенности этих понятий и конкретные примеры.

3. Расскажите подробно об одном из обычаев.

4. Есть ли в вашей семье свои традиции? Как вы их поддерживаете?

IV. Составляем схему

Приведите факторы, влияющие на здоровье человека.



1. Классифицируйте все факторы, влияющие на здоровье человека, по основанию – зависят они от человека или нет.

2. Какие факторы относятся к личным? Почему?

3. Перечислите, какие факторы не зависят от человека. Охарактеризуйте их.

4. Может ли человек избавиться от вредных привычек? Приведите примеры из жизни.

5. От чего зависит здоровье человека?

V. Работаем с тестами

1. Выберите правильный ответ из четырёх.

К культурному наследию не относятся:

1) сказки и былины

2) руины античных сооружений

3) творения мастеров

4) поля и рощи

2. Верны ли следующие суждения о вредных привычках человека?

А. Курение – враг здоровья человека.

Б. Алкоголизм способствует деградации личности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Составьте сами тесты по пройденным темам.

VI. Пишем эссе

Напишите маленький рассказ об обычае или традиции, существующих у вас на малой родине или в семье.

Глава II. Гражданин и закон

§ 12. Что такое гражданин?

Задача урока . Уметь объяснять понятия: гражданин, гражданственность .


Прежде чем мы узнаем, кого называют гражданином, давайте послушаем историю про «осторожного карасика».

Жил-был осторожный карасик. Жил, уютно прячась в тине, где его с трудом находили даже сородичи, не говоря уже о страшных щуках и окунях. Иногда кто-нибудь говорил ему: «Высунись, родимый, погуляй по белу свету, разомни свои косточки, покажи свою силу-удаль». «Нет, – отвечал им карасик, – там, без тины, как-то неуютно, страшно. А ну как щука нагрянет. Как с ней справиться?»

«Чудак ты, – говорили ему, – если такие, как ты, будут вечно отсиживаться в своей уютной тине, щуки так расплодятся, что и нам, смелым рыбёшкам, житья от них не будет. Вышел бы, принял участие в общественной жизни… Пошёл бы голосовать…»

«А что, – подумал карасик, – может быть, и впрямь мне себя показать? Стать этаким народным трибуном, глашатаем светлого будущего. Глядишь, и другие карасики за мной пойдут. Затем в парламент выберут, а там и президентом над всеми рыбёшками выдвинут…» Совсем уж было собрался вылезти из тины, да решил чайку попить на дорожку. И пока он чай пил, весь пыл его словно куда-то выветрился. «Президентом могут и не выдвинуть, а вот с щуками дело иметь придётся, это уж точно», – подумал карасик. Забрался подальше в тину и уснул сладким сном…



Как можно назвать такого карасика? Обыватель. Мещанин.

А вот другая история. Давным-давно существовал на земле город Добрых Мастеров. Много жило в нём умелых людей – каменщиков и кровельщиков, гончаров и столяров, портных и башмачников… Даже обыкновенные подметальщики улиц были в этом городе Мастерами. Они так здорово вычищали улицы и дворы, что нельзя было не залюбоваться их искусством. Но самое главное – все эти Мастера были людьми добрыми, отзывчивыми, умеющими дружить, помогать друг другу. Так бывает, когда люди заняты своим делом, живут достойно и в достатке. И ещё они очень любили свой город, гордились им, с добрым сердцем приглашали к себе в гости таких же тружеников, как они сами. Они были поистине добрыми горожанами .

Но вот однажды на город напали чёрные рыцари, промышлявшие разбоем, налётами на города и селения. Их вожак – старый хромой воин – объявил себя правителем города Добрых Мастеров, потребовал в жёны самую красивую девушку, а жителей города сделал своими рабами. Не сразу осознали горожане, какая беда приключилась с ними. Некоторое время они надеялись, что рыцари возьмут, что им нужно, и уйдут. Но когда все горожане были объявлены рабами, в них проснулись Граждане . Вооружившись кто чем смог, они дружно напали на захватчиков, перебили самых жестоких из них, а остальных выгнали из города.



Конечно, гражданские добродетели люди обретают не только в бою. Существует много способов превращения мирных обывателей в настоящих граждан. Один из них – активное участие в управлении своей страной, городом, районом, посёлком, например в качестве избирателя.

Можно с уверенностью сказать, что счастлива та страна, которая состоит из граждан в самом высоком смысле этого слова . Но, увы, не каждая страна может похвастать этим.

Множество «осторожных карасиков» развелось и на просторах нашей Родины. Особенно в последние десятилетия. Со страниц газет, по радио и телевидению постоянно звучат призывы к гражданской активности, но на деле большинство помалкивает, «отлёживается на дне в уютной тине» необременительных хлопот.



Одним из тех, кто осмелился открыто критиковать власть в советские времена и высказывать идеи о том, как исправить недостатки в обществе, был замечательный учёный-физик Андрей Дмитриевич Сахаров. Он выступал против притеснений людей властью, защищал невинно осуждённых. Он жил и действовал как настоящий гражданин .

Каково же главное отличие человека от гражданина ? Сравним эти два слова.

Вот послушайте:

гражданин плачет…

гражданину больно…

гражданину весело…

гражданин любит свою маленькую дочку…

Не правда ли, очень хочется заменить в этих предложениях слово «гражданин» на какое-то другое, менее «громкое», что ли? Всё это скорее относится к человеку . Или, ещё лучше, конкретно к Максиму, Татьяне, Игорю, Светлане…

А вот другой ряд слов, сравните:

гражданин выступает на митинге…

гражданин участвует в выборах президента страны…

гражданин призывает окружающих людей к политической активности…

гражданин отстаивает права простых людей…

Здесь слово «гражданин» определённо на месте.

Вот и получается, что в широком смысле слова гражданин – это человек, который занят общественными делами , интересуется политикой, знает законы и умеет их применять на благо людей и самого себя.

Есть ещё одно значимое слово – гражданственность . Это то, что отличает настоящего гражданина, это единство правовой и политической культуры . Если человек обладает гражданственностью, он способен подниматься до интересов своей страны, жить её бедами и радостями.

А теперь выведем такую условную формулу:



Наверное, теперь вам ясно, в чём различие между понятиями «человек» и «гражданин».

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Как ведёт себя в жизни «осторожный карасик»? Какую сказку известного русского писателя напоминает вам этот рассказ?

2. Каким образом жители города Добрых Мастеров проявили себя не только как горожане, но и как граждане?

3. Какие качества отличают гражданина?

4 * . Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, дайте своё определение понятия «гражданственность».

5. Как вы думаете, связаны ли между собой понятия «гражданственность» и «патриотизм»?


Обсудите на уроке

Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению (Аристотель, древнегреческий философ ).

Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин (В. Г. Белинский, русский критик ).

Нравственный человек – истинный гражданин жизни (Т. Манн, немецкий писатель ).


Исследуем прочитанное*

Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять свои обязанности граждан.

(С. Смайлс, английский писатель)

1. Что надо сделать, чтобы люди смогли стать гражданами?

2. Важно ли знать свои права? Как человек может их использовать в жизни? Приведите такие примеры.

3. Какие обязанности гражданина вы знаете? Назовите и подробно расскажите о них.

4. Что значит, по-вашему, «хороший гражданин»? Обоснуйте свой ответ. Планируете ли вы стать «хорошим гражданином»?



Размышляем над пройденным

1. Каждый ли человек может стать гражданином в широком смысле этого слова – политически активным, умеющим использовать право для защиты своих интересов и интересов других людей и т. д.?

2. Способны ли простые люди, само общество противостоять преступности (если в борьбе с ней пассивны полиция, «силовые» органы)? Приведите примеры из жизни.


Дайте собственные определения

Правовая культура, политическая культура.


Словарь урока

Гражданин – с правовой точки зрения человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных конституцией, имеющий гражданство данного государства. В широком смысле этого слова – нравственный человек, обладающий политической и правовой культурой, неравнодушный к проблемам общественной жизни, открыто высказывающий свои убеждения, действующий в соответствии с ними, политически активный.

Гражданственность – возможность пользоваться своими правами и исполнять обязанности как в личных интересах, так и в интересах общества, мыслить государственно.

§ 13. Гражданин мира

Задача урока. Уметь объяснять понятия: гражданин мира (космополит), ностальгия .


Возникает такой вопрос: «Привязан ли гражданин только к одной стране (имеет гражданство, права, обозначенные в конституции своей страны, и т. д.)?» А может ли быть по-другому? Например, человек родился в Польше, учился и работал в Германии, а живёт на старости лет в Греции. Он – гражданин Польши, Германии или Греции?

Имеется в виду тот случай, когда для какого-то человека не важно, гражданином какой страны он является, где он будет жить и работать. Такой человек называется гражданином мира или космополитом .

В 50–70-х гг. XX в. в России был очень популярен американский писатель Эрнест Хемингуэй . Все читали его замечательные романы, повести и рассказы. Особенно стремились прочитать запрещённый в то время у нас знаменитый роман «По ком звонит колокол». Он рассказывал о событиях гражданской войны в Испании, на которой писатель был в качестве корреспондента. Так вот: Хемингуэй родился и учился в США. В Первую мировую войну воевал в Италии. Писателем стал, живя в Париже. Любил бывать в Испании, провёл несколько месяцев в этой стране, охваченной гражданской войной. Охотился в Африке. Долго жил на Кубе. Последние годы жизни провёл на родине, в США. Гражданин США? Да. Но и гражданин Вселенной , которому дороги были Мадрид и Париж, Рим и Гавана, леса на Западе США и белоснежная вершина Килиманджаро…



А вспомните выдающегося русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Вторую часть своей жизни он почти полностью провёл за границей, рядом с любимой женщиной. По-французски он говорил и даже писал не хуже, чем по-русски. Однако сердце его всегда принадлежало России…



Но этот пример в данном случае не очень удачный. Иван Сергеевич действительно не считал себя космополитом, хотя очень долго жил во Франции, даже стал своим в среде французских писателей. Он родился в российской глубинке, в Орловской губернии. С детских лет ему были милы русская природа, родной язык, песни крестьян. Охотясь, он исходил многие километры родной земли, наслаждаясь её красотой. Одно из лучших его произведений – «Записки охотника» (с рассказом «Бежин луг» вы познакомились в курсе литературы). Тургенев глубоко переживал всё то, что происходило в России, поскольку она была ему близка. Он действительно скучал, даже тосковал по родине. Он испытывал ностальгию . Это мучительное чувство, незнакомое космополитам.

Сейчас часто можно видеть по телевизору известных людей, которые постоянно живут в Европе или США, а в Россию приезжают работать… Современная практика международных отношений показывает, что, когда упрощается оформление въезда в разные страны и выезда из них, увеличивается количество людей, живущих и работающих не на родине. Это их выбор, и закон демократических государств не смеет перечить желанию людей перемещаться из страны в страну. Но не все так связаны с родной землёй, как Тургенев. Если им хорошо живётся и работается в другой стране, они не испытывают ностальгии по родине. Таким образом, сейчас становится всё больше граждан мира.

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Кто такой, по вашему мнению, гражданин мира (космополит)? Приведите примеры.

2. Можно ли назвать американского писателя Эрнеста Хемингуэя гражданином мира? Почему?

3 * . Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, дайте определение понятия «ностальгия».

4. Расскажите о людях, покинувших родину, но испытывающих по ней ностальгию.


Обсудите на уроке

Я – гражданин мира (Диоген, древнегреческий философ ).

Для меня, как Антонина, град и отечество – Рим, как человека – мир. И только полезное этим двум градам есть благо для меня (Марк Аврелий, римский философ, император из династии Антонинов ).

Моя родина – Вселенная, весь род человеческий – мои братья, моя религия – творить добро (Т. Пейн, англо-американский политический деятель ).

Нет более благородной болезни, чем тоска по родине (И. Гаман, немецкий философ ).



Исследуем прочитанное*

Достаточно быть космополитом, чтобы оказаться чужим в любой точке современного мира.

(Т. Котарбиньский, польский философ)

1. Дайте определение понятия «космополит».

2. Чем космополит отличается от гражданина?

4. Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свой ответ.


Размышляем над пройденным

1. Почему одни люди могут жить только в своей родной стране, а другие легко осваиваются в других странах?

2. Как вы думаете, почему люди с охотой и интересом совершают поездки за границу (в экскурсионные туры, командировки, по приглашению и т. д.)?

3 * . Испытывали вы когда-нибудь ностальгию по Родине? Приведите примеры из своей жизни.


Дайте собственные определения

Гражданство, патриотизм.


Словарь урока

Гражданин мира (космополит) – человек, который не ощущает себя гражданином какого-то одного государства и для которого проблемы всего мира важнее, чем проблемы своей страны.

Ностальгия – тоска по родине.

§ 14. Что такое гражданство?

Задача урока . Уметь объяснять понятия: гражданство, права человека .


Мы уже встретились со словом «гражданство». Выясним, что же это такое. Так, все, кто ездит за границу, заполняют необходимые документы. Там надо, кроме всего прочего, указать своё гражданство . Вы, наверное, слышали, как про кого-нибудь говорят: «У него российское гражданство»; или: «Он получил американское гражданство»; или: «А у Иванова двойное гражданство – российское и канадское».



Тут возникает вопрос: а может ли человек вовсе не иметь гражданства? Такие случаи чрезвычайно редки, более того, они крайне неестественны для человека. Ведь гражданство обеспечивает ему возможность реально пользоваться правами и свободами, обозначенными в законах, получать защиту и помощь от государства.

Гражданство каждого человека оформляется документом, подтверждающим это гражданство. Такими документами у нас в стране являются паспорт гражданина Российской Федерации (с 14 лет), свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство.

Таким образом, гражданство – это устойчивая связь человека с государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей.



По Конституции Российской Федерации – Основному Закону нашего государства – гражданин:

Не может быть выслан за пределы России или выдан другому государству;

Имеет защиту и покровительство России за её пределами;

Может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство).

Гражданство можно получить по рождению. Российское гражданство получают те, кто родился от отца и матери, являющихся российскими гражданами («принцип крови»). В других странах прежде всего учитывается место рождения («принцип почвы»). Например, если кто-то родился в США, он может получить американское гражданство, будь даже его родители, скажем, подданными непальского короля.

А теперь давайте сделаем небольшой вывод. Гражданство должно не разделять, а объединять людей. Люди имеют право свободно переезжать из одной страны в другую, а потом возвращаться туда, откуда они уехали. А если это сделать невозможно, то происходит прямое и неприкрытое нарушение прав человека .


* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Что такое гражданство?

2*. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, сформулируйте, что такое права человека. Зачем они нужны? Приведите примеры из жизни.

3. В каком документе приведены права человека? Назовите некоторые из них.

4. Как получают российское гражданство?


Обсудите на уроке

Дым отечества светлее огня на чужбине (Лукиан, древнегреческий писатель-сатирик ).

Нельзя унести родину на подошвах своих сапог (Ж. Дантон, деятель Великой французской революции конца XVIII в. ).

Можно убежать из отечества, но нельзя убежать от самого себя (Гораций, римский поэт ).


Исследуем прочитанное*


Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

(С. Есенин, русский поэт)

1. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Есенина и определите основную мысль автора.

2. Можно ли по этим строкам сказать точно, с какой страной был связан поэт? Обоснуйте свой ответ.

3. Характеризуют ли эти строки Есенина как человека, по-настоящему любящего свою Родину, то есть как гражданина? Почему?

4. Как вы думаете, какое гражданство имел поэт? Какое основание получения гражданства было у С. Есенина?


Размышляем над пройденным

1. Обязательно ли человеку иметь гражданство? Обоснуйте свой ответ.

2. Что такое двойное гражданство? Приведите примеры из жизни.

3. Какие права человека закреплены в Конституции Российской Федерации?


Дайте собственные определения

Паспорт, «принцип крови», «принцип почвы».


Словарь урока

Гражданство – политическая и правовая принадлежность человека к конкретному государству. В государствах с монархической формой правления используется слово «подданные».

Права человека – это правила, которые позволяют человеку жить свободно и благополучно; они защищают его в самых важных случаях жизни; они принадлежат ему с момента рождения.

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про космополитизм . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин мудрости» на данную тему. Здесь собраны занимательные остроты и изречения, умные мысли философов и меткие фразы мастеров разговорного жанра, гениальные слова великих мыслителей и оригинальные статусы из соцсетей, а так же многое другое...

Акции, скидки и предложения

Если какой-либо из парфюмов покажется вам заслуживающим внимания, вы можете получить более подробную информацию о нём и его акционной цене, пройдя по соответствующей ссылке...

Хирурги научились менять человеку пол, теперь у них на очереди национальность.
Александр Ботвинников.

Не спрашивай, что ты можешь сделать для своей родины, - тебе и так об этом напомнят.
Видоизмененный Марк Стейнбек.

Есть люди, лишенные каких бы то ни было национальных предубеждений. Они готовы драться с каждым.
Станислав Ежи Лец.

Патриотизм - последнее прибежище негодяя.
Сэмюэл Джонсон.

Мы все изгнанники и на родине.
Петр Вяземский.

Не можете помешать тому, чтобы вас проглотили, - постарайтесь хотя бы, чтобы вас не могли переварить.
Совет Жана Жака Руссо полякам после первого раздела Польши.

Люблю народность как чувство, но не признаю её как систему.
Петр Вяземский.

Говорят, что я настоящий космополит: мне повсюду не по себе.
Штефан Визинци.

Мы боремся не за человеческие права народа, но за божественные права человека.
Генрих Гейне.

Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству.
Антон Чехов.

Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против него самого.
Фридрих Энгельс.

Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный.
Николай Добролюбов.



Наблюдение Коваля: Монгол китайцу хохол.
Виктор Коваль.

Всякого националиста преследует мысль, что прошлое можно - и должно - изменить.
Джордж Оруэлл.

Права она или нет - это наша страна.
Стивен Декейтер.

Каждый гражданин обязан умереть за отечество, но никто не обязан лгать ради него.
Шарль Монтескье.

Афинянин попрекал Анахарсиса, что он скиф. Тогда тот ответил: «Мне позор моя родина, а ты - позор своей родине».;
Диоген Лаэртский.

В знаменитом словаре д-ра Джонсона патриотизм определяется как последнее прибежище негодяя. Мы берём на себя смелость назвать это прибежище первым.
Амброз Бирс.

Война космополитов с интернационалистами.
Видоизмененный Болеслав Пашковский.

СССР - не тюрьма народов. Это коммунальная квартира народов.
Михаил Гаспаров.

Мы создали Италию, давайте создавать итальянцев.
Камилло Кавур (XIX в.).

Когда свобода исчезла, остается ещё страна, но отечества уже нет.
Франсуа Рене де Шатобриан.

У меня не тоска по родине, а тоска по чужбине.
Фёдор Тютчев.

Я из тех, кто хочет выстирать флаг, вместо того чтобы сжечь его.
Норман Томас.



В национальном характере мало хороших черт: ведь субъектом его является толпа.
Артур Шопенгауэр.

Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность.
Аркадий Давидович.

Что же, и я Россию люблю. Она занимает шестую часть моей души.
Венедикт Ерофеев.

Италия добилась исполнения своего заветного желания - она стала независимой. Но, добившись независимости, она выиграла в политической лотерее слона. Ей нечем его кормить.
Марк Твен.

Государство всегда именуют отечеством, когда готовятся к убийству людей.
Фридрих Дюрренматт.

Истинный патриот - это человек, который, заплатив штраф за неправильную парковку, радуется, что система действует эффективно.
Петер Вастхолм.

В современных анкетах в графе «партийность» пишут национальность.
Акрам Муртазаев.

Не может быть ни патриотического искусства, ни патриотической науки.
Иоганн Вольфганг Гёте.

Итак что же? Имеем ли мы преимущество? Нисколько, ибо мы уже доказали, что как иудеи, так и Еллины, все под грехом.
Апостол Павел - Послание к римлянам, 3, 9.

Достаточно быть космополитом, чтобы оказаться чужим в любой точке современного мира.
Тадеуш Котарбиньский.

Патриотизм - последнее прибежище скульптора.
Уильям Пломер.

Обрусевшие инородцы всегда пересаливают по части истинно русского настроения.
Владимир Ленин о Сталине, Дзержинском и Орджоникидзе.



Почитание своего общества есть рефлекс самопочитания.
Герберт Спенсер.

Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился.
Джордж Бернард Шоу.

Национальное большинство не значит, что отдельный его представитель больше представителя национального меньшинства.
Станислав Ежи Лец.

Моя родина там, где моя библиотека.
Эразм Роттердамский.

Мы прежде всего джентльмены, а уж потом - патриоты.
Эдмунд Берк.

Шотландцы - единственный цивилизованный и обладающий национальным самосознанием европейский народ, которому посчастливилось не иметь собственного государства.
Николас Фэрбэрн.

Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины.
Джон Кеннеди.

Патриот не столько хочет за что-то умереть, сколько кого-то убить.
Геннадий Малкин.

Сплоченность - это организованная ненависть.
Джон Джей Чапмен.

Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать её, предпочитаю унижать её, только бы её не обманывать.
Петр Чадаев.

Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего отечества, либо мерзавец своей жизни.
Александр Островский.

Убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит.
Артур Шопенгауэр.



Наша любовь всегда должна быть сильнее нашей ненависти. Нужно любить Россию и русский народ больше, чем ненавидеть революцию и большевиков.
Николай Бердяев.

Смешивает выражение «отечествоraquo; с выражением «ваше превосходительство».;
Михаил Салтыков-Щедрин.

Я - гражданин мира.
Диоген Синопский.

Они хотят быть гражданами космоса, и клеймят позором космополитизм.
Станислав Ежи Лец.

Наша истинная национальность - человек.
Герберт Джордж Уэллс.
Национальная независимость.
Сапог победителя, случалось, принадлежал побеждённому.
Станислав Ежи Лец.

Сионизм - это когда один человек уговаривает другого дать деньги на то, чтобы отправить в Палестину третьего.
Артур Кестлер.

Где хорошо, там и родина.
Аристофан.

Нельзя доподлинно утверждать, что немецкий народ изобрел порох. Немецкий народ состоит из тридцати миллионов человек. Только один из них изобрел порох. Остальные 29 999 999 немцев пороха не изобрели.
Людвиг Берне.

Националисты не могут быть довольны до тех пор, пока не найдут кого-нибудь, кто их обидит.
Вольфрам Вейднер.

За границей мне не нравится столько всего, что я там почти как дома.
Габриэль Лауб.

Единственный способ избавиться от драконов - это иметь своего собственного.
Евгений Шварц.

Только свободный гражданин имеет отечество; раб, крепостной, подданный деспота имеют лишь родину.
Анатоль Франс.



Патриотом в ЮАР называют белого человека, который не может продать свой дом.
Денис Хили.

Иные так расхваливают свою страну, словно мечтают её продать.
Жарко Петан.

Для меня, как Антонина, град и отечество - Рим, как человека - мир. И только полезное этим двум градам есть благо для меня.
Марк Аврелий.

Политик - это человек, который пожертвует вашей жизнью за свою родину.
Тексас Гинен.

Национализм может быть огромным. Но великим - никогда.
Станислав Ежи Лец.