Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Лариса гергиева биография семья. Лариса Гергиева: «Лучше пусть поют

Лариса гергиева биография семья. Лариса Гергиева: «Лучше пусть поют

Ваш отец Абисал Заурбекович был военным, мама Тамара Тимофеевна - инженер. Как получилось, что и вы, и ваш брат Валерий Абисалович стали музыкантами?

В роду Гергиевых мужчины традиционно становились военными, но папа был очень артистичен и потрясающе танцевал, а мама прекрасно играла на осетинской гармошке - у них обоих был очень хороший слух. Сегодня я не устаю поражаться тому, сколько сил, внимания и тепла родители вкладывали в наше воспитание: устроили нас в единственную в городе школу с углуб­ленным изучением английского языка, попасть в которую было очень сложно, регулярно водили на симфонические концерты в филармонию, смогли купить пианино - а инструмент тогда нужно было доставать. Помимо музыки и иностранных языков мы занимались спортом - о . Мы очень хорошо учились - семья была настолько образцовой, что о нас в те далекие годы сняли документальный фильм. Я не собиралась становиться профессиональным музыкантом, но когда отец внезапно умер в возрасте сорока девяти лет, наш замечательный педагог Зарема Андреевна Лолаева, которая была для нас по сути второй мамой, предложила мне поступить в музыкальное училище. В пятнадцать лет я впервые выступила на сцене филармонии в качестве концертмейстера. Это было пятьдесят лет назад. Именно тогда я поняла, что настоящий божий дар, который может быть у человека, - это голос, и решила, что буду служить людям, у которых этот дар есть. Я стала много общаться с певцами, начала задаваться вопросами: как они берут дыхание, какие существуют секреты голоса, как складывается ансамбль. Я работала с сотнями вокалистов, со многими из них выступала на лучших сценах мира от Карнеги-холла до Ла Скала, но до сих пор у меня замирает сердце, когда я слышу особенный тембр голоса.

Но вы давно уже вышли за рамки профессии концертмейстера, а когда вы обнаружили в себе организаторские способности?

С 1987 по 1998 год я работала в Пермском театре оперы и балета, куда была приглашена вместе со своим мужем, драматическим тенором Грайром Ханеданьяном. Там был потрясающий директор Михаил Самуилович Арнопольский, которому нужно было только озвучить интересную идею и он тут же загорался. С его помощью я стала организовывать в Перми свои первые фестивали. В 1994 году вместе с композитором Игорем Рогалевым я основала в Петербурге Международный конкурс вокалистов имени Римского-Корсакова, лауреатами которого за прошедшие годы становились Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Василий Герелло, Даниил Штода - сегодня они составляют цвет нашей оперной школы. И этот конкурс продолжается, теперь я перенесла его на родину Николая Андреевича, в город Тихвин, где нам недавно удалось открыть замечательный памятник Римскому-Корсакову.

Семья была настолько образцовой, что о нас тогда сняли документальный фильм

С 1998 года вы руководите Академией молодых оперных певцов Мариинского театра, а для чего она создавалась?

Главная задача - воспитать настоящих профессионалов в эстетике этого театра. К нам съезжаются молодые дарования со всей страны, мы учим их пению, актерскому мастерству и языкам, готовим с ними сначала небольшие, а затем главные партии. Тем, у кого есть и голос, и хорошие мозги, и артистические способности, даются все возможности: три сцены Мариинки плюс камерные залы, которые позволяют делать удивительные концертные программы. При этом Мариинский театр материально поддерживает молодых вокалистов так, как это не принято нигде: они получают зарплату, кому-то помогают с жильем. Не удивительно, что лучшие из них взлетают как ракеты.

Кого из ваших учеников вы могли бы выделить?

На сегодняшний день выпускники Академии - это уже целая гвардия, по сути вся молодая труппа театра. Это сопрано Ольга Пудова и Анастасия Калагина, меццо-сопрано Надежда Сердюк и Анна Кикнадзе, тенор Дмитрий Воропаев, бас Илья Банник и многие другие. Нет ничего страшнее, чем потерять ученика, - в январе ушел из жизни тридцатисемилетний бас-баритон Эдуард Цанга, который совсем молодым приехал в академию из Нижнего Новгорода и за семнадцать лет сделал более девяноста ролей в Мариинском театре. Я очень горжусь победой своей ученицы Юлии Маточкиной на XV Конкурсе имени Чайковского.

В 2005 году вы стали худруком Северо-Осетинского театра оперы и балета - с тех пор живете на два города?

Да, постоянно летаю из Петербурга во Владикавказ. Театр тогда был на грани закрытия, но в очень сложных условиях ему удалось не только выжить, но и окрепнуть. За прошедшие годы мы поставили более пятидесяти спектаклей, в том числе «Трубадур» - я в качестве режиссера.

У вас большая семья, но профессиональным музыкантом из ваших племянников пока стал только Заурбек Гугкаев.

Я очень рада, что он выбрал профессию дирижера и делает успехи - у него сегодня уже большой репертуар и мои молодые певцы очень любят работать с ним. А недавно старший сын моего брата, Абисал Гергиев, выступал со своим отцом на фестивале «Лики современного пианизма». Мы очень за него волновались, но все прошло замечательно - надеюсь, что он тоже будет заниматься музыкой профессионально.

Лариса Гергиева - народная артистка России, Украины и Северной Осетии. В Москве ее юбилей будет отмечаться 20 февраля в Большом зале Консерватории, а на концерте 28 февраля в Концертном зале Мариинского театра выступят Юлия Маточкина, Надежда Сердюк, Екатерина Сергеева, Мария Баянкина, Наталья Павлова, Ольга Пудова, Антонина Весенина, Илья Селиванов, Григорий Чернецов, Ярослав Петряник и многие другие.

Текст: Виталий Котов

В Москве и Санкт-Петербурге в течение недели проходят творческие вечера Ларисы Гергиевой . Фамилия ее знакома всем: Валерий Гергиев, худрук Мариинского театра - родной брат Ларисы Абисаловны. Но люди, приобщенные к миру музыки, знают: Лариса Гергиева сама по себе - явление, талант уникальный.

27 февраля свой 65-летний юбилей и 50 лет творческой деятельности отмечает основатель и бессменный руководитель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, народная артистка России Лариса Гергиева . Лучший концертмейстер мира по версии Би-би-си, организатор нескольких престижных международных вокальных конкурсов Лариса Абисаловна широко известна как педагог с мировым именем, взрастивший целую плеяду звезд оперной сцены. Она выработала свою уникальную систему, систему Гергиевой, позволившую ей воспитать почти 100, а если точно - 96 лауреатов Всесоюзных, Всероссийских и международных конкурсов.

Музыкальный роман случился у Ларисы Гергиевой не с первого раза. Впрочем, как и у знаменитого брата. Папа был военный и семья много поколесила по свету, прежде чем осела во Владикавказе. Когда пришла пора идти в первый класс, соседи-музыканты, отметившие способности Ларисы и Валерия, посоветовали маме: "Они же у вас поют, и очень чисто, запишите их в музыкальную школу!"

Тогда во Владикавказе была единственная музыкальная школа, она пользовалась невероятной популярностью, в городе был бум: все хотели учить детей музыке. Брат с сестрой сдали вступительные экзамены и с треском вылетели оба. И Валерий, и Лариса.

По настоянию соседей детей прослушали еще раз и Валерия приняли, а Ларису нет. Она горько плакала, но когда начались занятия вместе с братом, держась за ручки, ходила в эту школу. Внимала всему, что преподавали на занятиях и записывала ему домашние задания. Видимо, оценив такое рвение, Ларису вскоре тоже записали в школу.

Мы учились в лучшей школе Владикавказа. В свое время в ней учились Евгений Вахтангов, Павел Лисициан - великий баритон Большого театра, первый из советских певцов, выступивший на сцене Метрополитен-опера, - вспоминает сегодня Лариса Абисаловна.

Пройдут годы и она лично познакомится с Лисицианом и пообещает ему организовать на его родине во Владикавказе вокальный конкурс его имени. И слово свое сдержит.

Чтобы желание заниматься любимым делом не пропало, человеку должно повезти дважды: с родителями и учителями.

Она всегда носит с собой в сумочке фото своей первой учительницы Заремы Андреевны Лолаевой. Это она первая поняла, что рамки фортепиано для Валерия тесны и привела его к дирижеру Анатолию Аркадьевичу Брискину.

Зарема Андреевна и про Ларису все поняла, и в 15 лет за ручку привела к солисту оперного театра, сказала: "Хочу, чтобы ты попробовала себя в концертмейстерстве".

Читайте также

Концертмейстер - самая таинственная профессия в мире музыки. Но, кажется, Лариса Гергиева эту тайну разгадала еще тогда, 50 лет назад, когда дала свой первый концерт на сцене с вокалистом. Ей было всего 15, но она уже тогда как никто чувствовала голос, предугадывала все, вплоть до стремления певца перевести дыхание.

Знаменитый концертмейстер, художественный руководитель Академии молодых певцов Мариинки и Национального государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания Лариса Гергиева отмечает двойной юбилей - 65-летие и полвека творческой деятельности. С Ларисой Абисаловной пообщался корреспондент «Культуры».

Гергиева: Прежде всего я праздную юбилей творческий и в меньшей степени личный. 50 лет в профессии, в искусстве - для меня это самая главная веха. В такие же весенние дни я впервые участвовала в сольном концерте профессионального баса. Была еще только студенткой училища, первокурсницей. Именно тогда у меня зародился интерес к вокалу. Разумеется, я выступала и ранее - в ансамбле с инструменталистами, причем с хорошими, но такой радости никогда не чувствовала. Это было настоящее потрясение. Не меньшее удовольствие испытала, когда после занятий с певцами пришла в зал и в первый раз услышала уже готовую оперу, которую разучила с ними от и до.

культура: Наверное, поначалу Вы мечтали о карьере пианистки?
Гергиева: Нет, я сразу ориентировалась на концертмейстерскую деятельность. Мне это казалось гораздо интереснее, чем сольные выступления. Я была влюблена в голос, и хотелось именно ансамбля с певцом. Конечно, слышала всякое: что профессия неблагодарная, не очень заметная. Но, как выяснилось через полвека, не такая уж она и незаметная. Я занимаюсь своим делом и получаю радость. Сложность труда оперного концертмейстера и вокального педагога в том, что никто этому не учит. До всего надо доходить самой. И хочу сказать своим молодым коллегам: нельзя идти в концертмейстеры только потому, что не сложилась сольная карьера, - будете всю жизнь мучиться. Нужно любить певцов, голоса, музыку. Тогда это ваше. Ты и няня, и педагог, и психолог, и самое главное - друг.

Уже в юные годы, в училище во Владикавказе, у меня была тяга к изучению новых произведений, композиторских имен. Очень много значит стремление к постижению профессии, к самообразованию. Сидела у радиоприемника, слушала концерты Долухановой, Архиповой, Образцовой. Моим идеалом был легендарный Джеральд Мур - я ориентировалась на его искусство, умение взаимодействовать с певцом. На сцене концертмейстер испытывает не меньше эмоций, чем сольный пианист. Помню свои чувства, когда в «Ла Скала» принимала аплодисменты после нашего концерта с Ольгой Бородиной.

культура: С певцами не просто, они ведь все разные…
Гергиева: Естественно. С Образцовой, например, мы никогда долго не репетировали, попробуем что-то, а остальное - рождалось спонтанно, уже на сцене. Архипова была совсем иной: в самой незначительной миниатюре все полировалось до блеска, до совершенства. Общение с любым вокалистом, пусть даже неумелым, многое дает для профессионального роста. И немалую радость, когда что-то начинает получаться и ты видишь результат своей работы.

культура: Влюбленность в голос пришла сразу. Театр пленил Вас так же стремительно?
Гергиева: С подмостками столкнулась, когда мы с Валерием проходили практику во Владикавказе, в местном музыкальном театре. Там-то я и поняла: надо готовить партию так, чтобы все было выучено больше чем на сто процентов. На сцене у певца столько задач, что музыкальный материал должен быть доведен до автоматизма. К тому же мне понравился новый вызов. Через много лет я пришла в этот театр уже как художественный руководитель: коллектив был на грани закрытия, и мне удалось возродить его к жизни. Мы создавали такие сложные и редкие для России оперы, как «Манон Леско», «Федора» Джордано, «Агриппина» Генделя. Там же случился и первый режиссерский опыт - я поставила «Трубадура». Сейчас мы становимся филиалом Мариинки. Думаю, это пойдет на пользу музыкальной культуре Осетии и кавказского региона. Все эти годы молодые мариинцы пели на сцене Владикавказского театра, но теперь сотрудничество выйдет на принципиально иной уровень.

культура: Чем живет Ваше главное детище - Академия Мариинского театра?
Гергиева: В этом сезоне у нас 36 новых названий, они звучат в Мариинке впервые. В рамках абонементов мы имеем возможность знакомить петербургских меломанов с редчайшими произведениями: «Лукреция Борджиа» Доницетти, «Золушка» и «Вертер» Массне, «Капулетти и Монтекки» Беллини, «Сорока-воровка» Россини, «Ласточка» Пуччини, «Сибирь» Джордано. Из камерных сочинений приготовили «Записки сумасшедшего» Буцко и его же «Белые ночи», «Письма Ван Гога» и «Дневник Анны Франк» Григория Фрида. Активно вспоминаем совершенно забытые оперы - «Григорий Мелехов» Дзержинского, «Не только любовь» Щедрина.

Поставили целую череду детских произведений, не только классику, но и совершенно новые опусы, специально для нас написанные. Детские абонементы особенно важны - это забота о формировании новой публики, воспитании истинных меломанов и театралов, которые будут ходить в наш театр. На таких представлениях часто возникает интерактив, маленький зритель может пообщаться с артистами, потрогать декорации, прикоснуться к удивительному и прекрасному миру закулисья. За всем этим стоит огромный труд юных, талантливых, по-хорошему дерзких солистов.

Мы сейчас имеем целую россыпь звездных голосов, они задействованы, востребованы. Меня лично очень привлекают большие ансамблевые оперы, ведь это прекрасная возможность для молодых проявить себя и расти на самом разном репертуаре. Вообще жизнь в Мариинке очень насыщенная - едва ли в каком-то еще театре мира она бьет ключом с той же интенсивностью. Мы доверяем молодым, даем им многое делать, сразу и активно включаем их в творческий процесс, и в результате получается колоссальный качественный рост, расцветают голоса и артистические индивидуальности. При таком плотном режиме, тем не менее, никогда не чиним препятствий их гастролям на других площадках. Это обогащает и артиста, и театр.

Я вижу свое предназначение в воспитании ребят. Помимо вокала и оперных дел, учу их жизни. Нужно иметь огромное терпение и относиться к ним по-матерински, слышать их, развивать самое лучшее. Встречаются разные характеры, разные психотипы - к каждому надо найти подход. В 2018-м исполнится 20 лет Академии, и могу сказать без ложной скромности, что сделано очень много, мы запустили немало настоящих, интересных карьер, это абсолютно удачный, состоявшийся эксперимент.

культура: Какие проблемы у современной молодежи, с чем боретесь в первую очередь?
Гергиева: Основная проблема - они очень спешат. Ничто не приходит мгновенно. Бывают, конечно, чудеса: зажигаются яркие таланты, быстро прогрессируют, но это скорее исключение. Певец должен иметь время на вызревание, на обретение опыта. А нашим ребятам надо всего и сразу. Хотелось бы пожелать им больше терпения и понимания относительно своих возможностей. Прислушиваться к советам опытных и старших, педагогов и коучей. Не браться слишком рано за драматический репертуар, работать над стилями, грамотно выстраивать стратегию развития. Накапливать - не только в вокально-технологическом плане, но и в общекультурном.

Фото на анонсе: Александр Николаев/Интерпресс/ТАСС

Лучший концертмейстер в мире, уникальный педагог по вокальному искусству, выдающаяся пианистка - все это о Ларисе Гергиевой. На этой неделе она принимала поздравления с 50-летием творческой деятельности, а на днях отметит собственный юбилей. Гергиева выступает на мировых площадках, ей доверяют звезды классической сцены. А учиться у нее мечтают начинающие исполнители из разных стран - метод работы народной артистки России с молодыми талантами считается уникальным.

Самая таинственная профессия в мире музыки. Но, кажется, Лариса Гергиева эту тайну разгадала еще 50 лет назад, когда дала свой первый концерт на сцене с вокалистом. Ей было 15, и она уже как никто чувствовала голос, предугадывала все, вплоть до стремления певца перевести дыхание.

Сегодня Би-Би-Си называет ее лучшим концертмейстером в мире, а Лариса Абисаловна лишь молча улыбается. Куда ей до громких титулов, когда ждут ученики и работа каждый день по 18 часов. Вот уже почти 20 лет она руководит Академией молодых оперных певцов при Мариинском театре. Она выработала свою уникальную систему, систему Гергиевой. Деликатно, почти шепотом она дает совет.

К каждому артисту - особый подход. Не удивительно, что профессионалы ее учеников узнают сразу, что называется, по культуре пения. А она продолжает искать новые дарования, организуя сразу несколько престижных международных и российских вокальных конкурсов.

В ее кабинете всегда цветы - ученики приносят их ей и без повода, и первые подарки к юбилею. Портрет из фотографий дорогих ей людей. Здесь и кумир юности Ален Делон, с которым познакомилась на гастролях в Париже, и Елена Образцова, с которой объездила весь мир, выступая практически без репетиции, ведь великая Образцова каждый раз пела по новому, а Гергиева ее чувствовала, здесь и родной брат - маэстро Валерий Гергиев.

Кстати, она - одна из немногих, кто не только преподает, но еще и ставит оперные спектакли на сцене Мариинки. Одна из последних ее премьер - моноопера «Записки сумасшедшего».

«Это такое огромное удовольствие, такое счастье, когда певец, с которым ты что-то приготовил, выходит на сцену, уже в костюме, в гриме, поет партию в сопровождении оркестра, создает образ, а ты в этом принимал самое непосредственное участие, а ты стоишь в кулисах и страшно переживаешь», - рассказывает Лариса Гергиева.

В день юбилея из кулис все-таки выйти придется - принять поздравления. Здесь будут выступать ее ученики - и это, наверное, и есть главный подарок. До их выступления несколько минут. Каждая нота, каждый звук, разумеется, отточены до идеала, осталось только поправить бабочку, ведь выступать без ее напутственных слов - плохая примета.

«Сейчас мне очень хочется, чтобы мои ученики как можно ярче проявились, состоялись, и чтобы я еще успела как можно больше научить», - говорит Лариса Гергиева.

На чем зарабатывает известный дирижер помимо выступления на концертах и руководства Мариинского театра

Валерий Гергиев – уникальный пример того, как искусство может стать бизнесом, а бизнес – искусством. В День России маэстро получил из рук президента третью Госпремию – за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности. Гергиев тут же, не отходя от Путина, заявил, что не связывает награду с «освободительным» (совместным с виолончелистом Ролдугиным) концертом в Пальмире.

Дело и правда не в Сирии. И не в «премиальных» 5 млн рублей (капля в море капитала дирижера, который заработал в 2015 году, как следует из его декларации, 130 млн рублей). Гергиев – один из тех немногих близких к Путину людей, которым искренне рады во всем мире. Гергиев – гений, дирижирующий обыкновенной зубочисткой. А еще он по-восточному мудр и хитер. И отлично умеет извлекать выгоду из собственного таланта.

Трудоустроил всю семью

Вот уже 20 лет Валерий Абисалович является художественным руководителем-директором Мариинского театра в Санкт-Петербурге. С тех пор дирижер трудоустроил у себя едва ли не всех осетинских родственников, оброс высокопоставленными друзьями, детьми (в нынешнем браке родились трое. – Авт.) и повседневными хлопотами. Как отмечал сам музыкант, «пришлось научиться договариваться – со спонсорами и государством».

Самой большой головной болью Гергиева стало строительство концертного зала Мариинского театра (его директор – муж младшей сестры маэстро Светланы Гергиевой – Тамерлан Гугкаев. Старшая сестра – Лариса Гергиева – руководит Академией молодых певцов Мариинского театра) и многострадальной Второй сцены. Мариинка-2, рожденная с невероятным скрипом (не раз менялись архитекторы, подрядчики), обошлась бюджету в 22 млрд рублей. Аудиторы Счетной палаты лишь ахнули от двукратного превышения первоначальной сметы. Вслед за ними ахнули петербуржцы, включая знатока Пиотровского: как можно было потратить столько денег на такое «уродство»?! На что Алексей Кудрин не моргнув глазом объявил о выделении дополнительных 25 млн долларов на содержание театра: «Даже после того, как я ушел из Министерства финансов, оно продолжило поддерживать Мариинский театр».

Эрмитаж, не завидуй! Есть вещи подороже денег. Например, дружба. Вновь приближенный Кудрин – большой друг Гергиева. Как и Герман Греф. Они являются сопредседателями попечительского совета Мариинки и всегда, независимо от занимаемых должностей, поддерживают благотворительный фонд Валерия Гергиева. Тот самый, из которого в 2009–2010 годах его директор Игорь Зотов с подельником Казбеком Лакути, по данным следствия, похитили 245 млн рублей. Зотов утверждал, что перевел деньги на счет Гергиева по просьбе шефа (тот все отрицал), и сел на 8 лет. «Это твой срок, Казбек!» – крикнул Зотов после оглашения приговора. Лакути осудили условно. Есть вещи поважнее доказательств. Например, благодарность. Казбек – двоюродный брат Валерия Гергиева. Его отец Борис Лакути опекал семью Гергиевых после того, как Валерий (в 13 лет) потерял отца.

Банька по-черному с виолончелью

Стоит ли говорить, что все 20 лет Гергиев благодаря Мариинке успешно осваивает нескончаемые бюджетные средства. Но он и зарабатывает. В 2015-м чистая прибыль театра составила 800 млн рублей. На этом фоне свежий, майский, госконтракт с еще одним родственником маэстро, 30-летним племянником-дирижером Заурбеком Гугкаевым, на 585.000 руб­лей – копейки.

Государство поддерживает фестиваль Гергиева «Звезды белых ночей». А также «Московский пасхальный фестиваль», появившийся по инициативе маэстро. Оркестр Мариинки с главной звездой – дирижером – каждый год колесит на спецпоезде по России, и регионы исправно заключают с единственным исполнителем (фондом Гергиева) госконтракты. В 2016‑м Удмуртская филармония раскошелилась на 5.000.000 руб­лей, Свердловская – на 2.547.500 руб­лей, Нижегородская – на 4.500.000 рублей, Томская – на 7.000.000 рублей, Кемеровская – на 3.000.000 руб­лей, Татарстан – на 6.000.000 рублей, Пермь – на 4.000.000 рублей, минкульт не чужой для Гергиева Северной Осетии – Алании – всего на 2.100.000 «деревянных».

В 2015-м дирижер возглавил оркестр Мюнхенской филармонии (контракт подписан до 2020 года). Но основным источником доходов маэстро служат его выступления, главным образом за рубежом – гонорары за них он получает в евро. Sobesednik.ru ознакомился с гастрольным графиком Гергиева до конца этого года и не поверил глазам: он дирижирует каждый день! Причем нередко дает за сутки два и даже три (!) концерта.

Впрочем, одно окно у Гергиева мы все же нашли: в середине августа он выступает в Финляндии, после чего следует двухнедельный перерыв. Потом еще один концерт в Швеции – и снова свободная неделя. По сообщениям финских СМИ, Валерий Абисалович давно облюбовал курортное местечко на берегу озера – коттеджный комплекс Härkäniemen Tuvat («Бычий мыс») и каждое лето привозит сюда семью. А еще друзей. Вот что рассказывал маэстро в эфире у Познера: «Я президент финского Общества Черной сауны… Мы принимаем одного, максимум двух в год в рыцари Черной сауны… из тех людей, которые доказали, что достойны, за роялем или на эстраде, со скрипкой или с виолончелью в руках».

Индюшачий бизнес

Есть у Гергиева и совсем неожиданный бизнес – фирма «Евродон», крупнейший производитель и переработчик мяса индейки в России. 15% акций музыкант получил, можно сказать, за добрую услугу. Он в свое время познакомил предпринимателя Вадима Ванеева, уроженца Южной Осетии, с нужным человеком – Андреем Костиным, председателем правления банка ВТБ. Дело сразу пошло. За 6 лет «Евродон» благодаря кредитам вырос в гиганта, в 2014-м его чистая выручка составила, по данным СПАРК, 333 млн рублей. Всю малину чуть не испортил в минувшем году третий акционер – член совета директоров «Газпрома», бывший министр имущественных отношений России Фарит Газизуллин. Он передал свою долю офшорной компании, которая подала на Ванеева в суд и едва не отобрала бизнес. Тот, говорят, вновь обратился к маэстро, который якобы дошел до самого президента. Дошел или не дошел? Как знать. Но конфликт рассосался. Подозреваемые в попытках завладеть «Евродоном» мошенническим путем задержаны. Есть вещи посильнее любых мафиози. Например, общие интересы.

Имперский дух

А еще в 2013 году Гергиев предложил президенту возродить Всероссийское хоровое общество (до революции – императорское русское музыкальное общество). И сам же возглавил некоммерческое партнерство. Как следует из протоколов, опубликованных на сайте Министерства культуры, НП «ВХО» исправно выигрывает конкурсы на получение субсидий. Так, в 2013-м победили заявки Гергиева на проведение Всероссийского смотра хоровых коллективов для формирования сводного детского хора России (9 млн рублей) и подготовку и обеспечение выступления сводного детского хора России на церемонии закрытия зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи (150 млн рублей). В 2014-м ВХО выделили еще 8,4 млн рублей на выступление Детского хора России в Республике Крым. И 26,6 млн рублей на проведение Всероссийского хорового фестиваля. еще одна прибыльная идея Гергиева, поставленная на службу искусству, сработала. И вот уже Владимир Мединский обещает подумать «о преобразовании Всероссийского хорового общества в общественно-государственную организацию, что позволит нам перевести его на качественно новый уровень». Проще говоря, открыть дорогу к кормушке.

Единственное предприятие, в котором Гергиев потерпел фиаско – создание в Питере Национального центра искусств. Музыкант предлагал объединить Мариинку, вагановскую Академию русского балета, Санкт-Петербургскую государственную консерваторию и Российский институт истории искусств. Дирижер упирал на необходимость возрождения Дирекции императорских театров. Однако экспертное сообщество зарубило «имперскую» идею. Экс-директор Российского института истории искусств Татьяна Калявина зрила в корень: «Воссоздать дирекцию невозможно без воссоздания империи и имперского руководства».

Стало быть, за малым дело.

Ольга Сабурова