Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » «Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге». Сочинение на тему «Разум и чувства — две силы Нравственный конфликт личности как результат разобщенности разума и чувства

«Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге». Сочинение на тему «Разум и чувства — две силы Нравственный конфликт личности как результат разобщенности разума и чувства

«Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г. Белинский)

Человек — существо разумное. Это аксиома, непреложная истина. Даже в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова сказано, что разум — это «высшая ступень познавательной деятельности» именно человека, хотя и животные бывают разумными. В этом же словаре разум как «способность логически и творчески мыслить» противопоставлен чувству, трактуемому как «состояние, в котором человек способен осознавать, переживать, понимать что-нибудь на основе ощущений и впечатлений». И хотя эти понятия — антиподы, человек никогда не будет полноценным, если будет придавать особое значение чему-то одному в ущерб другому. Это понимал, например, наш великий поэт А.С. Пушкин. В своей «Элегии» он говорит:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...

Как видим, «мыслить и страдать» — две силы, «равно нуждающиеся друг в друге», которые составляют основу жизни гармоничной личности.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» мы можем найти подтверждение мысли русского критика В.Г. Белинского. Самый яркий и запоминающийся об- раз романа — Евгений Базаров, в силу своих убеждений ставит во главу угла разум, а не чувства, так как нигилизм опирался на скептицизм — полное отрицание всего, что имело отношение к буржуазно-дворянским традициям и обычаям, а также к миру чувственности. Именно поэтому Базаров считает, что «любовь — белиберда, непростительная дурь», а между молодыми людьми существует не что иное, как только физиологическое влечение. Он отрицает музыку, поэзию, красоту природы, потому что занятия не наукой считает бесполезным времяпрепровождением. По его мнению, «Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше». Базаров презрительно отзывается о Павле Петровиче, который бросил свою жизнь к ногам любимой женщины. Насмешек удостоился и его брат, отец Аркадия, читавший Пушкина и игравший на виолончели. «Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта», — говорит Базаров, твердо веривший, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Однако человек не может жить только разумом, чувства его все равно рано или поздно настигнут, что и произошло с Базаровым.

Познакомившись на балу с Анной Сергеевной Одинцовой, Базаров нашел ее не только умной, но и привлекательной. Привычно он много говорил о науке, рассуждал о медицине, ботанике, и Одинцова поддерживала разговор, так как разбиралась в науках. И Базаров стал меняться: он влюбился, несмотря на то что считал это чувство романтической чепухой. В сцене объяснения с Одинцовой мы видим совсем другого Базарова, не того, который спорил с Кирсановым, а страдающего человека, который любил, но не мог открыть своего чувства. И такой Базаров нам более симпатичен, чем Базаров- нигилист. Поэтому и разрыв Евгения с Одинцовой вызывает у нас чувства сопереживания, жалости, а сцена у постели умирающего Базарова, когда его навещает Одинцова, вызывает у нас слезы.

Наверное, закономерно, что смерть Базарова — это удар, прежде всего, по его нигилистическому убеждению. Все можно отрицать, но перед смертью все равны. И это надо понимать разумом. Именно в сцене последней встречи с Одинцовой Базаров говорит и о своем разуме («Нужен я России, нет, видно не нужен»), а еще больше о своем чувстве к ней. Перед лицом смерти в мировоззрении этого героя разум и чувства становятся той силой, которая не противостоит, а дополняет друг друга.

В этом романе не только Базаров отдавал предпочтение какой-то одной стороне человеческой натуры. Например, Николай Петрович, наоборот, жил больше чувствами, чем разумом. Оттого и деревня пришла в запустение, оттого и прятал он от Аркадия Фенечку. А ведь казалось, пора была принять ее не только сердцем, но и разумом, ведь рос незаконнорожденный сын. Мне кажется, только благодаря Базарову Николай Петрович, наконец-то забыл о дворянских предрассудках и женился на бедной женщине. Две силы — разум и чувства — сделали этого героя в глазах читателя более симпатичным персонажем, чем он был в начале романа.

Конечно, примеров того, как разум и чувства дополняют друг друга, в нашей литературе немало. Вспоминаются Чацкий с его «ум с сердцем не в ладу», Печорин, который только один раз дал волю чувствам, когда преследовал Веру, и другие. Но какого героя бы мы не взяли, мы можем увидеть, что все, что имеет значение для жизни человека (труд, материальные блага, мир, природа, семья), в особой ценностной проекции отражается равно как на его сознании, так и на его чувствах. Поэтому разум и чувства — это не противоборствующие стороны человеческой личности, а те опоры, на которых и должен стоять человек — венец творения вселенной. (688 слов)

Герой комедии А.С. Грибоедова Александр Андрее­вич Чацкий в какой-то момент восклицает: «Ум с серд­цем не в ладу». От этого происходит непонимание оче­видного, разочарование, душевная травма. А как добиться того, чтобы ум и сердце находились в гармо­нии, ведь они, по мысли Белинского, одинаково нужда­ются друг в друге? Как научиться жить так, чтобы ра­зум не лишал человека чувств, эмоций? При этом чувства не должны подчинять себе разум, не должны лишать людей способности думать, рассуждать, анали­зировать. Конечно, быть в гармонии со своим разумом и чувствами удается не всем.

Чаще всего мы видим, что чувства захлестывают че­ловека, что приводит зачастую к трагедии. Например, герой романа И.С. Тургенева Евгений Базаров, ниги­лист, отрицающий все на свете, сильная личность, спо­собная вести за собой других, не может справиться со своими чувствами, когда он безответно полюбил. Он от­рицал романтизм, любовь, поэзию и вдруг, полюбив, почувствовал романтика в самом себе. Попытка изба­виться от чувства, мешающего ему жить и работать, приводит к его безвременной гибели.

Без сомнения, причины трагедии Базарова не только в безответной любви, роман более глубок и философи­чен, свести его исключительно к любовной истории нельзя. Но именно в тот момент, когда героя захватило чувство, он разуверился и в своих идеях, ведь перед смертью он говорит: «Я нужен России. Нет, видно, не нужен».

Мысль Тургенева о том, что человек не должен по­давлять свои эмоции, чувства, что нельзя жить только идеями и полным равнодушием к миру человеческих переживаний, созвучна мыслям другого великого писа­теля, а именно Л.Н. Толстого.

В романе «Война и мир» Андрей Болконский, почти идеальный герой, живет больше своим разумом, чем чувствами. Его роднит с Базаровым сила характера, во­ля, глубокий ум, умение подавлять эмоции. Его бес­страшием на полях сражений можно только восхищать­ся. Когда он во время Шенграбенского сражения приезжает на батарею капитана Тушина, чтобы отдать ему приказ об отступлении, он испытывает чувство страха, ведь кругом рвутся неприятельские снаряды. Но Болконский говорит себе: «Я не могу бояться», он оста­ется на батарее, помогает убрать орудия, чем вызывает уважение всех солдат. Но у князя Андрея есть свои не­достатки, его обуревает гордыня, он не умеет прощать, он не способен понять чувства другого человека. У него разум преобладает над чувствами, и за это он наказан. Полюбив Наташу Ростову, князь Андрей по требованию отца откладывает свадьбу на год, не понимая, что это значит для Наташи. Она не может перестать жить, она слишком жизнерадостна, полна эмоций, переживаний, от этого и происходит ее увлечение подлецом Анатолем Курагиным. Князь Андрей не может простить ее, не может понять, что это событие произошло и по его вине тоже. Понимает ли он, какая это трагедия для Наташи, ведь она чуть не умерла? Способность понять и простить приходит к князю Андрею лишь после ранения, в ре­зультате которого он погибает.

Таким образом, русские писатели так же, как и Бе­линский, считают, что разум и чувства не противопос­тавлены друг другу, а должны быть в равновесии, гар­монии, потому что именно они составляют основу единого целого - человеческой личности.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Сочинения ЕГЭ на тему: Разум и чувства

    • «Голова должна воспитывать сердце» (Ф. Шиллер). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства

      Разум и чувства - два способа освоения человеком мира, взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом на протяжении всей истории человечества. Сложность и изменчивость взаимоотношений между ра­зумом и чувствами объясняют крайнюю разноречивость осмысления их связи и различий - от фактического их отождествления до абсолютного противопоставления. К примеру, если мы говорим об эпохе классицизма в на­шей литературе,...

    • «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни». (Л. Толстой). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства

      На протяжении всей жизни человека разум и чувство играют важную роль. Разум дан для того, чтобы человек 16 мог анализировать свои поступки, контролировать свои действия, сдерживать излишние эмоции, предостере­гать человека от необдуманных поступков. Разум все всегда взвешивает. А чувство - это высшая форма эмо­ционального отношения человека ко всему, что его ок­ружает. Что важнее для человека: разум или чувство? Как...

    • «Может ли разум остановить чувства влюбленного?» (А.И. Куприн). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства

      Любовь - одно из самых светлых человеческих чувств и одновременно столь сильная стихия, что может она человека и до небес вознести, и жизни лишить. Ка­кой же она должна быть: рассудочной, насколько это возможно, или же чувства могут так захватить даже ра­зумного человека, что он готов на безумные и отчаянные поступки? «Любовь должна быть трагедией, величайшей тай­ной в мире», - читаем в...

    • «Прислушайтесь к своим чувствам, не заглушайте их холодным разумом» (А.П. Чехов). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства

      Можно ли разрушить чужую жизнь ради своих ис­кренних чувств? Имеет ли влюбленный человек на это право, зная, что причинит невыносимые страдания близким людям, разрушит чужую семью, отлаженный и устоявшийся быт? Хватит ли сил на столь отчаянную перемену в жизни? Безусловно, каждый, считающий себя порядочным, честным и рассудочным, будет заду­мываться о последствиях своего чувства. И чаще всего не...

    • «Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г. Белинский). Сочинение ЕГЭ

      Человек - существо разумное. Это аксиома, непре­ложная истина. Даже в толковом словаре русского язы­ка С.И. Ожегова сказано, что разум - это «высшая сту­пень познавательной деятельности» именно человека, хотя и животные бывают разумными. В этом же словаре разум как «способность логически и творчески мыс­лить» противопоставлен чувству, трактуемому как «со­стояние, в котором человек способен...

    • «Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге». Сочинение ЕГЭ

      Герой комедии А.С. Грибоедова Александр Андрее­вич Чацкий в какой-то момент восклицает: «Ум с серд­цем не в ладу». От этого происходит непонимание оче­видного, разочарование, душевная травма. А как добиться того, чтобы ум и сердце находились в гармо­нии, ведь они, по мысли Белинского, одинаково нужда­ются друг в друге? Как научиться жить так, чтобы ра­зум не лишал человека чувств, эмоций? При...

    • Нравственный конфликт личности как результат разобщенности разума и чувства. Сочинение ЕГЭ

      Каждый из живущих на земле рано или поздно, час­то или крайне редко вступает в конфликт с окружаю­щим миром и людьми. Выходит победителем только тот, кто готов на разумный компромисс, на душевную теп­лоту и возможность прощения. Таких людей немного. Но еще меньше тех, кто выходит победителем из слож­нейших внутренних конфликтов личности. В основе серьезных внутренних противоречий, как правило,...

    • Разум - счастливый дар человека или его проклятие. Сочинение ЕГЭ

      Разум - сила человека, которая правильно указыва­ет жизненный путь, не дает оступиться в сложных об­стоятельствах. Благодаря способности мыслить, рассу­ждать люди могут избегать непоправимых ошибок, достойно переносить горе и быть счастливыми в радо­сти. Но всегда ли столь положительное влияние оказы­вает разум на человеческую жизнь? Не лишит ли он ин­дивида того, что называется чувством, не...

    • Сочинение ЕГЭ: Разум и чувства. «Не делать никаких уступок жизни есть признак безрассудства» (Демокрит)

      «Кто никогда не совершал безрассудств, тот не так мудр, как ему кажется», - утверждал Ф. Ларошфуко. Наверное, он был прав, потому что безрассудных людей благоразумию учат несчастья, а движущая сила всякого развития - это борьба внутренних противоречий, борь­ба между рациональным и эмоциональным, то есть ме­жду разумом и чувствами. Для того чтобы добиваться жизненно важных целей, необходимо быть...

    • Сочинение ЕГЭ: Разум и чувства. «Ум с сердцем не в ладу» (А.С. Грибоедов)

      Нельзя оспорить истину, что человек познает мир двумя способами: через разум и чувства. Человеческий разум отвечает за то познание мира, которое характери­зуется устойчивыми целями, мотивами деятельности, склонностями и интересами. Однако, познавая действи­тельность, человек чувственно относится к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, к дру­гим людям, к своей личности. Одни...

Пример сочинения

Вопрос о правильном соотношении чувств и разума в личности занимает человечество не первое столетие. Сначала люди отдавали приоритет рациональному началу, потом на пьедестал возводили человеческие чувства. Но разве можно разделить то, что должно находиться в гармонии друг с другом? Мне кажется, что утверждение критика Белинского вполне справедливо: и разум, и чувство по отдельности «мертвы и ничтожны».

Вспомним героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени«. Печорин обладает ясным умом и холодной душой. Григорий Александрович говорит о себе: «Я давно уже живу не сердцем, а головою». Не имея благородной цели в жизни, скучающий герой разрушает чужие судьбы: невольно губит Бэлу, отравляет жизнь княжны Мери, убивает Грушницкого… Опустошённая душа молодого человека - источник его страданий и страданий окружающих его людей. Писатель на примере Печорина показывает, каким бесплодным может быть разум без чувства.

Пример гармоничного сочетания разума и чувств мы находим в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Безухов в результате духовных исканий становится человеком, соединяющим в себе любящее сердце и деятельный ум. В отличие нравственно омертвелых Курагиных, Пьер всю жизнь находится в поиске подлинного смысла жизни. Сначала приоритет чувства в жизни молодого человека приводит к разочарованиям. Так, неудачная женитьба на лживой Элен и дуэль с Долоховым показывают, насколько был слеп разум Пьера. Потом героя увлекают мнимые истины масонства, пока Безухов не разглядел неискренность своих новых друзей… Настоящее счастье герой обретает в семье, в единстве со своим народом и со всем в мире. По мнению Л.Н.Толстого, разум и чувство не должны быть в противоречии друг с другом.

Мне кажется, что каждому из нас нужно стремиться уравновешивать в себе «две силы», так как без этого нельзя стать по-настоящему цельной и зрелой личностью.

Пример итогового сочинения по направлению «Разум и чувства».

К чему важнее прислушиваться в любой жизненной ситуации: к голосу разума или советам сердца? Наверное, невозможно на этот вопрос дать однозначный ответ. Франсуа де Ларошфуко, французский писатель XVII века, считал, что «ум всегда в дураках у сердца». На это русская пословица могла бы ему возразить: «И сила уму уступает».

Представим человека, поведением которого руководят исключительно законы разума. Он всегда способен трезво оценить ситуацию, размышляет, как необходимо поступить, чтобы не оказаться в опасности. Но жизнь, подчиненная только указаниям рассудка, часто может стать безрадостной и даже бессмысленной.

В подтверждение этому можно вспомнить Печорина из . С одной стороны, не знающий страха, он совершает отчаянные до безрассудства поступки. Но под руководством своего «холодного» ума превращается в эгоиста, не способного по-настоящему любить, дружить и сочувствовать. Печорин становится виновником гибели Бэлы, обманывает искреннее чувство молоденькой княжны Мери, равнодушием отвечает на дружескую привязанность Максима Максимыча. «Рассудочный» эгоизм лишает героя Лермонтова права быть счастливым. Он чувствует себя ненужным, не видит смысла в жизни.

«Современник» Печорина – Евгений Онегин, герой одноименного романа А.С. Пушкина, тоже предпочитает поступать по советам ума, а не сердца. Не желая обременять себя узами брака, он не отвечает взаимностью на любовь прекрасной девушки – Татьяны Лариной. Боясь сплетен, отправляется на бессмысленную дуэль с молодым романтиком Владимиром Ленским. «Как я ошибся! Как наказан!» — с раскаянием восклицает Онегин, когда уже нельзя вернуть отвергнутую когда-то любовь, стать счастливым.

Тщательно взвешивая все «за» и «против», находясь в постоянном подчинении «должен» и «правильно», человек лишает себя возможности в полной мере радоваться жизни, становится неспособным чувствовать сердцем чужую боль и страдания. Известный персидский поэт и философ Омар Хайям утверждал:

Тот, кто с юности верует в собственный ум,

Стал, в погоне за истиной, сух и угрюм.

Думаю, что в поведении человека разумные соображения не должны брать верх над чувствами. Важно в равной степени прислушиваться к зову души и наставлениям ума. Это, конечно, нелегко: разум часто противоречит чувствам и, наоборот, охваченный собственными страстями человек способен действовать необдуманно.

В порыве чувств люди могут поступать благородно и самоотверженно, бесчестно и низменно. Мы восхищаемся героями, которые, не рассуждая, рискуют жизнью, чтобы оказать помощь другим. Не уважаем малодушных, способных в трудный момент предать дружбу, Родину.

Не всем суждено быть мудрецами, но учиться делать правильный выбор между «должен» и «хочу» может каждый.

Примеры итоговых сочинений — 2017 :

Хорошо, что современные школьники еще пишут сочинения, хотя, вижу по юным родственникам это им дается не так просто. Я училась в сельской школе, но помню, что сочинения мы писали довольно часто. У меня такое ощущение, что чуть ли не каждую неделю мы что то писали или по изученным произведениям, или на вольную тему по произведениям, рекомендуемым (или выбранным на свой вкус) для самостоятельного чтения.

Темы "Разум и чувства" , мы тоже касались, и даже не однократно, так как в литературе примеров, рассматривая которые можно попытаться понять - что из них важней, предостаточно. Разум или чувства? Естественно, на множестве примеров было доказано, что только гармония сердца и головы, дает человеку и чувство внутренней свободы, и чувство счастья. Страсти бывают слепы, разум бывает слишком холоден.

Но как теория без практики, так и разум без чувств не может существовать. Ведь часто так и бывает, что чувства толкают на поступки, из поступков (какие бы они не были), рождается "опыт - сын ошибок трудных", опыт в свою очередь вновь идет на помощь разуму в трудной ситуации. Получается какой то замкнутый круг. Хотя отдельные, особо разумные индивиды даже способны брать на вооружение чужой опыт. Но таким уникумов не много, а если мы и готовы опираться на чужой опыт, то это не касается всех вопросов и проблем подряд.

Я помню, что одна из дискуссий в классе у нас (а это был у многих любимый предмет) была как раз развита на интересную тему. Обычно, ведь считается, что ум и разум, некая практичность, прагматичность - это больше свойственно мужчинам. Женщины наоборот более эмоциональны, больше подвержены чувствам. Но так ли это на самом деле? Нам было предложено найти пример в литературе, где мужчина как раз оказался полностью погружен в чувства. И в принципе это удалось сделать довольно легко - Желтков из Гранатового браслета как раз оказался тем человеком, для которого чувства (любовь к Вере Николаевне) оказались куда важней, чем молва и насмешки. Он отлично понимал и свое социальное неравенство, и осознавал, что "насильно мил не будешь", но в тоже время сделать со своими чувствами ни чего не мог. Поэтому и финал в "Гранатовом браслете" столь печален.

Я сейчас не вспомню, как именно звучала тема моего сочинения, тем более это было столько лет назад, но я в свое время выбрала для рассмотрения этой темы, то что меня зацепило более всего. Не то что остальные произведения были оценены как то не так, просто бывает же что то прямо очень сильные эмоции вызывает. Поэтому я писала на данную тему на примере произведения Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" . Ведь если рассматривать поведение героев, то получается, что каждый из них поступил в соответствии в тем, что над ним оказало большую власть.

Эраст больше оказался подвержен разуму, хотя низменные страсти (проиграть имение в карты - такого человека разумным не назовешь) над ним тоже верх в какой то момент одержали. Но он попытался чистым расчетом исправить положение - женился на богатой вдове. Поступок не благовидный, но очень прогматичный и логичный в такой ситуации. Разумеется, он не любил вдову, но ради денег и положения в обществе можно потерпеть.

Лиза в свою очередь, была настолько погружена в чувства, что разум под их напором просто слово не смел "сказать". Лиза отвергла выгодную партию для себя, Лиза начисто забыла, что по социальному статусу она не может быть с этим человеком - ей было все равно. И наконец, в своем отчаянье Лиза совершила самоубийство, при этом так же не думая ни о ком. Особенно о старенькой матери, которую, как кажется на протяжении этого короткого произведения, Лиза любит всем сердцем. Что же в итоге получилось? Кто то из героев стал счастлив? С Лизой все понятно, но Эраст выбрав разум и выгодную женитьбу, так же оказался глубоко несчастен, так как " почитал себя убийцей", узнав о гибели Лизы.

То есть совесть у Эраста все же была, а совесть - это тоже чувство. Вот и получается, что только гармония между чувствами и разумом может помочь человеку в сложных ситуациях, а когда он пытается выбрать только что то одно, у него высоки шансы допустить фатальную ошибку.